Отметьте верные утверждения а фрейд. Основные положения учения анны фрейд. Во-вторых, Анна Фрейд нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь. психоанализ ребенок инстинкт социум

Научные воззрения

Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии - эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека - механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эту заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением - я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область связанная с детьми - семейное право, ей она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Избранные научные работы). Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд

В.В. Старовойтов

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН

Анна Фрейд (1895 - 1982) - младший ребенок в семье Фрейда, получила частное педагогическое образование и с 1914 по 1920 годы работала учительницей. В годы первой мировой войны начала изучать психоанализ. Зигмунд Фрейд лично провел учебный анализ своей дочери, хотя до начала 20-х годов он не являлся обязательным элементом подготовки психоаналитиков, что еще более усилило ее привязанность к отцу, а также сказалось на ее научной позиции в психоанализе - она навсегда осталась поборницей классического психоанализа З.Фрейда. В 1921 году А.Фрейд была принята в Венское психоаналитическое объединение. С 1923 г. она стала заниматься детским анализом. После эмиграции в Англию в 1938 году была принята в члены Британского психоаналитического общества. В декабре 1940, совместно с Дороти Барлингем, ближайшей подругой и соратницей, организовала "Хэмпстедский детский дом", где проводилось психоаналитическое исследование детей. Здесь А.Фрейд развивает детский анализ как самостоятельную область психоанализа. В 1952 открываются Хэмпстедская клиника и курсы детской терапии под руководством А.Фрейд. Сама она неоднократно избиралась на должность вице-президента МПА.

В начале 1920-х в Вене стал развиваться педагогически ориентированный психоанализ. Гермина Хуг-Хельмут (1871 - 1924) первой из аналитиков в Вене начала систематическое изучение детей. Анна Фрейд также оказалась в ряду детских психоаналитиков. Помимо Вены, другим центром детского психоанализа был в те годы Берлин, где Мелани Кляйн разработала "игровой метод" для анализа детей, а затем теорию раннего детского анализа. В 1926 М.Кляйн окончательно переехала в Лондон, где продолжила развивать теорию и практику анализа детей. На протяжении многих последующих лет А.Фрейд находилась в непримиримой полемике с М.Кляйн из-за острых разногласий по вопросам детского анализа.

Их первое заочное столкновение произошло в 1927 году, после выхода книги А.Фрейд "Введение в технику детского анализа", в которой она обсуждает возможность изменения аналитической техники при работе с детьми.

Говоря о специфике анализа детей, А.Фрейд выделяет следующие моменты:

1. У ребенка нет сознания своей болезни и воли к выздоровлению. Решение подвергнуться анализу никогда не исходит от маленького пациента, а принимается его родителями. Поэтому аналитику требуется подготовительный период, чтобы вызвать в ребенке недостающую готовность и согласие на лечение. В силу этого аналитик должен прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком.

2. Однако после такой предваряющей анализ стадии аналитик становится слишком ярко очерченным лицом и плохим объектом для переноса.

4. К тому же, родители продолжают быть любовными объектами ребенка в реальности, а не в фантазии, поэтому он не испытывает необходимости заменять в своих переживаниях родителей аналитиком. Как следствие, у ребенка не формируется невроз переноса, хотя могут присутствовать отдельные его компоненты.

5. В силу вышесказанного, аномальные реакции ребенка продолжают разыгрываться в домашней среде. Поэтому аналитик должен быть в курсе всех семейных взаимоотношений. Там же, где, по мнению А.Фрейд, обстоятельства или отношение родителей исключают возможность совместной работы, результатом является утрата подлежащего анализу материала. В подобных случаях А.Фрейд приходилось ограничиваться анализом сновидений и грез наяву у детей.

6. И, наконец, при работе с детьми возникает дополнительная проблема. Так как Супер-эго ребенка еще очень тесно связано с воспитывающими его лицами, то есть в большинстве случаев с родителями, то оценка бессознательных инстинктивных побуждений ребенка передается на усмотрение не Супер-эго, а его близких, которые своей чрезмерной строгостью и подготовили появление невроза у ребенка. Единственным выходом из этой тупиковой ситуации, согласно А.Фрейд, может стать занятие аналитиком на время работы с ребенком места Эго-идеала последнего. Однако это становится возможным только в том случае, если для ребенка авторитет аналитика становится выше авторитета родителей.

Детские аналитики пытались компенсировать нехватку свободного высказывания ребенком всех возникающих у него мыслей различными техническими приемами. В частности, М.Кляйн заменила технику свободных ассоциаций техникой игры, полагая, что действие более свойственно маленькому пациенту, чем речь. Она считала каждое игровое действие ребенка аналогом свободных ассоциаций у взрослого и сопровождала его собственным толкованием. А.Фрейд подвергла критике такое уподобление игровых действий мыслям взрослого человека и отвергла наличие постулированного М.Кляйн невроза переноса у ребенка.

В ответ на публикацию книги "Введение в технику детского анализа", работавшие под руководством М.Кляйн в Лондоне аналитики провели симпозиум, на котором подвергли резкой критике взгляды А.Фрейд на анализ детей. В частности, они считали, что невроз переноса не наступал в работе А.Фрейд по причине введенной ею вступительной фазы анализа. Ими также подчеркивалась необходимость использования игровой техники в силу меньшей предосудительности игры для ребенка, когда он не может продуцировать свободные ассоциации из-за тех или иных страхов. К тому же, согласно взглядам М.Кляйн, Супер-эго, а за ним и Эдипов комплекс образуются у ребенка на первом-втором году жизни, в силу чего она отвергла педагогический подход к анализу ребенка, свойственный А.Фрейд.

Впоследствии А.Фрейд внесла изменения в технику детского психоанализа, начав изучать всё то, что могло вызвать у ребенка вытеснение и другие защитные механизмы: фантазии, рисунки, эмоции, - найдя в них эквивалент свободных ассоциаций, что сделало предваряющую анализ стадию излишней. В то же время А.Фрейд продолжала считать даваемую М.Кляйн символическую интерпретацию детской игры ригидной, стереотипной, не учитывающей неизвестные компоненты Эго, в силу чего получалось искаженное представление о личности ребенка. Сама А.Фрейд утверждала, что путь к Ид ребенка лежит через проработку защит Эго.

В своей второй книге "Эго и механизмы защиты" (1936) А.Фрейд систематизировала всё, что было известно в то время о действии используемых Эго защитных механизмов. Помимо вытеснения, она включила в этот список регрессию, изоляцию, проекцию, интроекцию, превращение в противоположность, сублимацию, реактивное образование и др. Данная систематизация значительно расширила понимание защитных и синтезирующих функций Эго, поскольку, согласно взглядам А.Фрейд, нет антитезы между развитием и защитой, так как все "защитные механизмы" служат как внутренним ограничениям влечений, так и внешней адаптации.

Что касается техники лечения, то она выстраивалась А.Фрейд в соответствии с моделью интрапсихического конфликта, где всё, что не являлось новым, описывалось как перенос. Исходя из такого понимания переноса, она подчеркивала его спонтанность. Ее точка зрения полностью совпадала со взглядом Фрейда, который также считал, что перенос создается не врачом.

Понимание Фрейдом навязчивого повторения как биологического атрибута живой материи, дающего объяснение вездесущести феномена переноса, привело к подчеркиванию спонтанности переноса как создающегося исключительно пациентом, и, вследствие этого, к модели интрапсихического конфликта и стандартной технике психологии одной личности. Краеугольные камни психоанализа - перенос и сопротивление - были заложены в основание идеализированной научной беспристрастности. Это вело к "интерпретационному фанатизму", когда всё, происходящее в аналитической ситуации, рассматривалось прежде всего как проявление переноса, что вело к явному неравенству между вездесущим объектом - аналитиком, и неравным субъектом - пациентом. Данное неравенство разрасталось в результате генетических интерпретаций аналитика, которые вели к восприятию пациентом аналитика как человека, знающего всё о его прошлом, в том числе и о происхождении сопротивления. При этом суждение о том, что является истинным, а что - искажением "истины", отдавалось целиком на усмотрение аналитика.

Всё же, позднее, в статье 1954 года "Расширение показаний к психоанализу", А.Фрейд, наконец, поставила вопрос о том, не могут ли некоторые агрессивные реакции пациентов, обычно рассматриваемые как трансферентные, вызываться категорическим отрицанием того факта, что аналитик и пациент как взрослые люди находятся в реальных личных отношениях. Таким образом, она пришла к мысли о том, что не всё в анализе является "переносом".

Берет в конце девятнадцатого века. Идеи Фрейда основывались на двух важных этапах, которые стали предпосылками к созданию психоанализа. В первую очередь, это метод, разработанный Йозефом Брейром, врачом из Вены, второй момент, предшествующий теории Фрейда - метод психиатра Ипполита Бернхейма. С Брейером Зигмунд работал непродолжительное время, а за работой метода Бернхейма профессор наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов. Как охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко? Стоит начать с истоков.

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого - катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния. История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных - труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ".

Метод Ипполита Бернхейма

Психиатр также применял в процессе лечения гипноз. На работу Фрейда метод коллего оказал сильно влияние, так как в 1889 году Зигмунд присутствовал на одном из обучающих занятий Бернхейма. Уроки психиатра дали возможность вывести такие понятия, как сопротивление и вытеснение. Эти аспекты - защитный механизм психики любого человека. Впоследствии Фрейд вместо гипноза использовал метод свободных ассоциаций. Результатом работы стало введение понятия сознательного заместителя для вытеснения бессознательного.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Главная идейная составляющая теории и понятие характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства - основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше - они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».

Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ". И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Что из себя представляет классический психоанализ?

Процесс распознавания скрытого в глубинах сознания осуществляется посредством следующих методов и основных инстинктов:

  • Метод свободных ассоциаций;
  • Толкование сновидений;
  • Использование случайных оговорок, а также ошибочных действий человека.

Любой сеанс базируется на одном главном правиле - пациент должен говорить абсолютно все, без боязни и стеснения. Фрейд писал, что следует говорить все, что приходит в голову, даже, если на первый взгляд мысли кажутся пациенту неправильными или даже бессмысленными. Здесь нет места критическому выбору. И только если следовать этому правилу появится возможность «вытащить» из человека тот материал, который даст возможность психоаналитику вытеснить все комплексы. Именно так можно объяснить суть психоанализа Зигмунда Фрейда кратко.

Метод свободных ассоциаций

Базой психоанализа является именно Суть техники заключается в том, что если некоторые объекты воспринимаются в одно время или в непосредственной близости, то в будущем возникновение в сознании одного из них может повлечь за собой осознание совершенно другого.

Фрейд писал, что пациент иногда резко замолкает и ссылается на то, что больше сказать ему нечего и никаких мыслей в голове нет. Однако, если разобраться, стопроцентного отказа со стороны мыслей не бывает в человеческом сознании никогда. Случайные оговорки, ошибочные действия - это ни что иное, как скрытые желания, вытесненные намерения и спрятанные в глубине подсознания страхи. Это все то, что человек по каким-либо причинам показать другим и себе не может. Так можно охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко.

Толкование сновидений

Одной из самых популярных теорий Фрейда стало толкование сновидений. Психоаналитик описывал сновидения, как сообщения бессознательной части мозга, которые зашифрованы и представляют собой осмысленные образы. Когда Фрейду было семьдесят лет, в 1931 году книга «Толкование сновидений» была переиздана уже третий раз. Сам профессор писал, что данный труд содержит самые ценные из всех открытий, совершенных им за всю жизнь. Фрейд считал, что такие озарения происходят единожды за всю жизнь человека.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика. Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап - это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений - очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

Катарсис

Этот процесс способствует освобождению от вытесненных переживаний, который травмируют психику путем эмоциональной разрядки. Разрешается этот внутренний конфликт на невротическом уровне за счет тех воспоминаний и травм, которые в свое время застряли в психике, как негативные эмоции.

Техника классического психоанализа

Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:

  • Психоаналитик настаивал на том, что пациент во время сеанса должен лежать на диване или кушетке, а врач, в свою очередь, находиться позади больного таким образом, чтобы тот его не видел, а только слышал. Все потому, что выражение лица психоаналитика не должно давать пациенту пищу для размышлений, и уж тем более не оказывать влияния на то, что говорит больной.
  • Ни в коем случае нельзя указывать пациенту на то, о чем он должен или не должен говорить. Врач должен знать о больном все, что он сам о себе знает.
  • Пациент должен говорить абсолютно все, не скрывая имен, дат, мест и так далее. В психоанализе не существует тайн или скромности.
  • Во время сеанса пациенту следует всецело отдаваться бессознательной памяти. То есть человек должен отключить сознательное воздействие на свою память. Проще говоря, нужно просто слушать и не думать о том, запоминаете вы что-либо или нет.
  • Нельзя забывать и о работе со сновидениями, ведь это один из основных методов теории психоанализа. Фрейд считал, что если разобраться в бессознательных потребностях человека, которые выражаются в сновидениях, можно отыскать ключ к решению той самой основной проблемы;

Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ - это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

Критика теории психоанализа

Теория психоанализа Фрейда вызывает бурю дискуссий и по сей день. В первую очередь потому, что некоторые положения не имеют способа опровержения, а значит являются ненаучными. Свою точку зрения высказал Пол Блум (профессор психологии), который писал о том, что положения теории Фрейда туманны и не подлежат проверки никаким научным достоверным методом. Именно поэтому их нельзя применять с научной точки зрения.

В таком же ключе высказался известный биолог Питер Медавар, который в своей время удостоился нобелевской премии. Профессор охарактеризовал теорию психоанализа, как величайшее интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Такого же мнения придерживался и философ Лесли Стивенсон, который анализировал теорию Фрейда в своей книге.

Были у Фрейда и последователи, в ряду которых такие известные личности, как Эрих Фромм, Юнг, Карен Хорни, Однако и они в будущем в своих исследованиях отказались от ключевой мысли и идей психоанализа Фрейда - от того, что основной мотив возникновение психических травм, это ни что иное, как сексуальный фактор. Исследование сменили направления в сторону воздействия социальных и культурных элементов общества и среды на душевное и психическое состояние человека.

Попытки организовать работу с детьми с позиции традиционного психоанализа натолкнулись на реальные трудности: у детей не выражен интерес к исследованию своего прошлого, отсутствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербального развития недостаточен для оформлений своих переживаний в словах. Сперва психоаналитиков использовали как материал для интерпретации(объяснения) наблюдения и сообщения родителей. Чуть позже были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей. Последователи З.Фрейда Анна Фрейд и М. Кляйн создали собственные варианты детской психотерапии. А.Фрейд придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальном мире. Она подчеркивала, что для понимания трудностей поведения психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляющих (я, оно, сверх- Я), об отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности. А.Фрейд придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальном мире. Она подчеркивала, что для понимания трудностей поведения психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляющих (я, оно, сверх- Я), об отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности. А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними. Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Особое значение имеет характер общения ребенка со взрослым. Главное эмоциональное общение. При организации исследовательской и коррекционной работы с трудными детьми

(агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть направлены на формирование привязанности, развитие либидо, а не на прямое преодоление негативных реакций.;Англ. психоаналитик М. Кляйн (1882-1960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте.

Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного.Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь; этапы игры - это аналоги ассоциативной продукции взрослого. Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно в спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специальнсозданные условия.Её игра с множеством игрушек. В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение. Итак, проникновение в глубины бессознательного, по мнению

М. Кляйн, возможно с использованием игровой техники, через анализ тревожности и защитных механизмов ребенка. Регулярное высказывание ребенку-пациенту интерпретаций его поведения помогает ему справиться с возникающими трудностями и конфликтами.

Некоторые психологи считают, что игра целебна сама по себе.

Так, Д.В. Винникот подчеркивает созидательную силу именно свободной игры в сравнении с игрой по правилам Познание детской психики с помощью психоанализа и игровой техники расширило представления об эмоциональной жизни маленьких

детей, углубило понимание самых ранних стадий развития и их долговременного вклада в нормальное или патологическое развитие

психики во взрослые периоды жизни.

Психоанализ 3. ФрейдаОсновной предмет: Развитие личности
Методы исследования: Анализ клинических случаев,
метод свободных ассоциаций, анализ сновидении,
оговорок и т.д.
Основные понятия:
Уровни психики (сознание, предсознание,
бессознательное), структура личности (Ид, Эго, СуперЭго), психологическая защита, сексуальная энергия
(либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни,
инстинкт смерти, стадии психосексуального развития,
эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип
реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры,
идентификация, конфликт, остаточное поведение,
фиксация, генитальный характер

Психическое развитие с позиции классического психоанализа 3. Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом.

Психическое развитие = процесс
усложнения сферы влечений,
мотивов и чувств, развитие
личности, усложнение ее
структур и функций.

три уровня психики
сознание
бессознательное
предсознание

Бессознательный уровень психики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных

Бессознательный уровень психики
- вместилище инстинктивных потребностей
организма, влечений, в первую очередь
сексуальных и агрессивных.
Бессознательное изначально противостоит
обществу.
Развитие личности - адаптация (приспособление)
индивида к внешнему социальному миру,
чуждому ему, но совершенно необходимому.

Три структурных компонента личности
Оно
Я
Сверх-Я

О н о (Ид)

примитивное ядро личности;
оно имеет врожденный характер,
находится в бессознательном и
подчиняется принципу
удовольствия.
содержит врожденные
импульсивные влечения (инстинкт
жизни Эрос и инстинкт смерти
Танатос) и составляет
энергетическую основу
психического развития.

10. Я (Эго)

- рациональная и в принципе
осознаваемая часть
личности. возникает по мере
биологического созревания
между 12 и 36 месяцами
жизни и руководствуется
принципом реальности.
Задача Эго - объяснить
происходящее и построить
поведение человека так,
чтобы его инстинктивные
требования были
удовлетворены, а
ограничения общества и
сознания не были бы
нарушены.
При содействии Эго
конфликт между индивидом
и социумом в течение жизни
должен ослабевать.
Я (Эго)

11. С в е р х - Я (С у п е р - Эго)

Сверх-Я
(С у п е р - Эго)
как структурная составляющая
личности формируется последней,
между 3 и 6 годами жизни.
представляет собой совесть, эгоидеал и строго контролирует
соблюдение норм, принятых в
данном обществе.

12.

Фундамент личности закладывается
переживаниями раннего детства, в
результате конфликта Ид и Супер-Эго

13. Периодизация возрастного развития 3. Фрейда – п с и х о с е к с у а л ь н а я теория личности

Периодизация возрастного
развития 3. Фрейда –
психосексуальная
теория личности
«Три очерка по теории сексуальности» (1905):
человек рождается с неким количеством
сексуальной энергии (либидо), которая в
строго определенной последовательности
перемещается по разным областям тела (рот,
анус, гениталии)

14. Стадии - это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сек

Стадий личностного развития
оральная
анальная
фаллическая
латентная
генитальная
Стадии - это своего
рода ступени на пути
развития, и существует
опасность «застрять»
на той или иной
стадии, и тогда
компоненты детской
сексуальности могут
стать предпосылками
невротических
симптомов
последующей жизни.

15. Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев)

Главный источник
удовольствия соединяется
с удовлетворением
основной органической
потребности и включает
действия, связанные с
кормлением грудью:
сосание, кусание и
глотание.
Мать пробуждает в ребенке
сексуальное влечение, учит
его любить. Оптимальная
степень удовлетворения
(стимуляции) в оральной
зоне (грудного
вскармливания, сосания)
закладывает основы
здоровой самостоятельной
взрослой личности.

16.

Слишком много родительской нежности
ускоряет половую зрелость и делает
ребенка «избалованным», зависимым.
Недостаточная стимуляция - взрослый человек
будет использовать в качестве способов
адаптации к окружающему миру демонстрации
беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в
постоянном одобрении своих действий со
стороны.

17.

Фиксация на оральносадистической фазе, с
прорезыванием зубов, когда
акцент смещается на
действия кусания и жевания,
приводит к таким чертам
взрослой личности, как
любовь к спорам, циничнопотребительское отношение к
другим, пессимизм.
Привязанность либидо
к оральной зоне иногда
сохраняется и у
взрослого и дает о себе
знать остаточным
оральным поведением -обжорством, курением,
грызением ногтей,
жеванием резинки и т.п.

18. Анальная стадия (от 1 - 1,5 до 3 лет)

Связана с возникновением Эго
Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными
ощущениями от работы кишечника, от выделительных
функций, с интересом к собственным фекалиям.
На этой стадии родители начинают приучать ребенка
пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему
требование отказаться от инстинктивного
удовольствия.
Важен правильный воспитательный подход (внимание
к состоянию ребенка, поощрение, поддержка
опрятности)

19. Фаллическая стадия (3-6 лет)

ребенок часто рассматривает и
исследует свои половые органы,
проявляет интерес к вопросам,
связанным с появлением детей и
половыми отношениями.

20.

Комплекс Эдипа - у
мальчика
обнаруживается
желание «обладать»
матерью и устранить
отца.
Идентификация себя с
отцом (подражание
интонациям,
высказываниям,
поступкам,
заимствование норм,
правил, установок)
способствует
возникновению СуперЭго, или совести,
последнего компонента
структуры личности.
Комплекс Электры – у
девочек идентификация себя с
родителем своего пола
- матерью и
подавление тяготения
к отцу.
Девочка, увеличивая
сходство с матерью,
получает
символический
«доступ» к своему
отцу.

21. Латентная стадия (от 6 - 7 лет до 12 лет)

Сексуальное затишье, до
начала подросткового возраста.
Запас энергии направляется на
несексуальные цели и занятия
- учебу, спорт, познание,
дружбу со сверстниками, в
основном своего пола.
Фрейд особо подчеркивал
значение этого перерыва в
сексуальном становлении
человека как условия для
развития высшей
человеческой культуры.

22. Генитальная стадия (12-18 лет)

Стадия, обусловленная биологическим созреванием в
пубертатный период и завершающая психосексуальное
развитие.
Прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс
Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм
исчезает, ему на смену приходит интерес к другому
сексуальному объекту, партнеру противоположного пола.
В норме в юности происходит поиск места в обществе,
выбор брачного партнера, создание семьи.
Одна из самых значительных задач этой стадии -
освобождение от авторитета родителей, от привязанности
к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса
противоположность старого и нового поколений.

23. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функцион

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда
как период, который преформирует взрослую
личность.
Фрейд был убежден, что все самое существенное
в развитии личности происходит до пятилетнего
возраста, а позже человек уже только
«функционирует», пытается изжить ранние
конфликты, поэтому каких-либо особых стадий
взрослости он не выделял.

24. Ц е н н о с т ь п с и х о а н а л и т и ч е с к о и к о н ц е п ц и и

Ценностьпсихоаналит
ическоиконцепции
Это динамическая концепция развития,
в ней показана сложная гамма
переживаний, единство душевной
жизни человека, ее несводимость к
отдельным функциям и элементам.
Важность детства, важность и
долговременность родительского
влияния

25. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными е

Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно
считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление
разглядеть за внешне обычными его словами и поступками
вопросы, по-настоящему беспокоящие или смущающие его.
К.Г. Юнг критически замечает: «Надо брать
детей такими, каковы они в
действительности, надо перестать видеть в
них только то, что мы хотели бы в них видеть,
а воспитывая их, надо сообразоваться не с
мертвыми правилами, а с естественным
направлением развития»

26. Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон

Дальнейшее развитие
психоаналитического направления в
психологии связано с именами К. Юнга,
А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М.
Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М.
Малер и др.

27. А. Фрейд (1895-1982)

Ее труды:
«Введение в детский
психоанализ» (1927)
«Норма и патология в
детстве» (1966) и др.

28. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей:

Можно и нужно использовать общие
со взрослыми аналитические методы:
гипноз, свободные ассоциации,
толкование сновидений, символов,
парапраксий (обмолвок, забывания),
анализ сопротивлений и перенос.
Нужно учитывать своеобразие
техники анализа детей

29. Новые технические методы

Анализ трансформаций,
претерпеваемых
аффектами
ребенка
(вместо огорчения - веселое настроение,
вместо ревности - чрезмерная нежность)
Анализ фобий животных, особенностей
школьного и внутрисемейного поведения детей
Анализ детской игры

30. При психоанализе ребенка внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Внешний мир, его воспит

При психоанализе ребенка внешний мир оказывает
гораздо более сильное влияние на механизм
невроза, чем у взрослого. Внешний мир, его
воспитательные воздействия - могущественный
союзник слабого Я ребенка в борьбе против
инстинктивных тенденций.

31. Английский психоаналитик Мелани Кляйн (1882-1960)

32.

Основное внимание уделялось
спонтанной игровой активности ребенка
(специально созданные условия:
терапевт предоставляет ребенку массу
мелких игрушек, «целый мир в
миниатюре» и дает ему возможность
свободно действовать в течение часа).
Действие более свойственно ребенку,
чем речь
Наблюдение за различными реакциями
ребенка, за «потоком детской игры» (и
особенно за проявлениями
агрессивности или сострадания) основной метод изучения структуры
переживаний ребенка.

33.

В игре могут проявиться
разнообразные эмоциональные
состояния: чувство фрустрации и
отверженности, ревность к членам
семьи и сопутствующая
агрессивность, чувство любви или
ненависти к новорожденному,
удовольствие играть с приятелем,
противостояние родителям,
чувство тревоги, вины и
стремление исправить положение.
Регулярное высказывание
ребенку-пациенту
интерпретаций его поведения
помогает ему справиться с
возникающими трудностями и
конфликтами.

34. Современные психоаналитики о развитии, и воспитании детей

35. Дж. Боулби

Теория привязанности: мать важна не
только потому, что она удовлетворяет
первичные органические потребности
ребенка, в частности утоляет голод, но
главное - она создает ребенку первое
чувство привязанности
Разнообразные нарушения первичной
эмоциональной связи между матерью и
ребенком, «расстройства привязанности»
создают риск возникновения личностных
проблем и психических заболеваний
(например, депрессивных состояний).

36. Р. Шпиц

Взаимоотношения между ребенком
и матерью в самом раннем возрасте
оказывают влияние на
формирование его личности в
последующем
Важны такие понятия как
«привязанность», «безопасность»,
установление близких
взаимоотношений детей и взрослых,
создание условий для налаживания
взаимодействия детей и родителей
в первые часы после рождения.

37. Э. Фромм

Материнская любовь безусловна:
ребенок любим просто за то, что
он есть.
Отцовским любовь - по большей
части обусловленная любовь, ее
нужно и можно заслужить

38. К. Бютнер

Влияние
видеофильмов,
мультфильмов, игр,
индустрии игрушек на
внутренний мир детей
постоянно растет, и
часто оно может быть
оценено резко
негативно

39. Ф. Дольто

«На стороне ребенка», «На стороне
подростка».
Проблемы: характер воспоминаний
детства, самочувствие ребенка в
детском саду и школе, отношение к
деньгам и наказаниям, воспитание
в неполной семье, норма и
патология родительско-детских
отношений, зачатие в пробирке.

40. Заключение

Детский психоанализ
влияние на организацию работы с
детьми в образовательной и социальной
сферах, на работу с родителями.
многочисленные программы раннего
вмешательства, варианты терапии
взаимоотношений «родители -
ребенок», «отец - мать - ребенок» для
родителей и детей «групп риска»
центры психоаналитической терапии
детей.

41.

Презентацию подготовила
студентка группы 673(2н)
Минькина Катя

1 .. 28 > .. >> Следующая
А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них - анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения - веселое настроение, вместо ревности - чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что,
1 См.: Психоанализ детской сексуальности (3. Фрейд, К. Абрахам. К.Г. Юнг,
Э. Джонс, Ш. Ференци) / Под ред. B.JI. Лукова. СПб., 1997.
2 См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
Глава V. Психическое развитие как развитие личности.
65
увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними.
Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. Особое значение имеет характер общения ребенка со взрослым: «Чтобы мы ни начинали делать с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли мы его или подвергаем анализу, мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком. Чем труднее работа, которая предстоит нам, тем прочнее должна быть эта связь», - подчеркивала А. Фрейд1. При организации исследовательской и коррекционной работы с трудными детьми (агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть направлены на формирование привязанности, развитие либидо, а не на прямое преодоление негативных реакций. Влияние взрослых, которое дает ребенку, с одной стороны, надежду на любовь, а с другой стороны, заставляет опасаться наказания, позволяет в течение нескольких лет развить у него собственную способность контролировать внутреннюю инстинктивную жизнь. При этом часть достижений принадлежит силам Я ребенка, а остальная - давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно.
При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспитательные воздействия - могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.
Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-1960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте2. Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого; этапы игры - это аналоги ассоциативной продукции взрослого.
1 Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991. С. 36.
2 См.: Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзеке, Дж. Райвери, П. Хай-манн. М., 2001.
66
Раздел третий. Основные концепции психического развития.
Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия1. Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, «целый мир в миниатюре» и дает ему возможность свободно действовать в течение часа.
Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка.



Что еще почитать