Способы разрешения межличностных конфликтов. Межличностный конфликт

3. Межличностный конфликт

1. Понятие межличностного конфликта

2. Функции, структура и динамика межличностного конфликта

3. Основные стили поведения в межличностном конфликте

1. Понятие межличностного конфликта

Межличностные конфликты, наряду с групповыми, – одни из наиболее распространенных видов конфликтов. Межличностные конфликты тесно связаны с другими видами конфликтов: межгрупповыми, этническими, организационными, поскольку любой конфликт – это всегда взаимодействие конкретных индивидов, и для того чтобы запустить действие механизма конфликтного противостояния, необходима личная мотивация участников, чувство неприязни или ненависти к другому.

Межличностный конфликт – столкновение двух или более индивидов, вызванное несовпадением целей и интересов, ценностных ориентаций, борьбой за дефицитные ресурсы, осознанием угрозы безопасности, психологическими и поведенческими особенностями. Под межличностным конфликтом понимают также открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в ка­кой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между дву­мя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отсто­ять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к самым различным видам агрессии, от вербальной до физической. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, кото­рые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях межличностного конфликта зачастую затрудняется рациональное восприятие реальности, эмоции начинают брать верх над разумом. Многие его участники после разреше­ния межличностного конфликта еще долго испытывают отрицательные эмоции.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сло­жившейся системе взаимодействия между людьми. У них появля­ются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе вза­имоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интере­сы, и предпринимает ответные действия.

Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разре­шение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противо­борствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обяза­тельно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоя­тельствах.

Межличностный конфликт предполагает прямой контакт между оппонентами, непосредственное взаимодействие. Такая своеобразная «погруженность» в конфликт ослабляет действие механизмов рефлексии, ведет к искажению восприятия ситуации. К психологическим особенностям конфликта можно отнести следующие моменты.

1. Недостаточная осознанность мотивов поведения, своих и оппонента. Наверное, точнее было бы говорить о своеобразной мифологизации мотивов, их конструировании под влиянием различных факторов. Типичными примерами мифологизации являются:

– иллюзия собственного благородства (я отстаиваю в борьбе правое дело, истину, добро и справедливость);

– гипертрофирование чужих недостатков (принцип соломинки в чужом глазу);

– двойной стандарт оценки (что можно мне, абсолютно недопустимо со стороны оппонента);

– упрощение конфликтной ситуации, перевод ее в одно измерение противостояния и борьбы;

– осознанная, или, чаще, неосознанная подмена объекта конфликта, усиливающая мотивацию конфликтного поведения.

2. Подмена мотивов конфликтного поведения, чаще всего связанная с действием механизма проекции – переноса внутреннего психологического состояния на оценку других объектов или людей (либо приписывание своих мотивов другим). В основе этого могут лежать:

– подавленные потребности;

– неразрешенные проблемы прошлого (например, детские комплексы);

– комплекс неполноценности;

– собственные внутренне неприемлемые качества или черты личности, существование которых человек не хочет признать и переносит вовне.

Причины межличностных конфликтов очень разнообразны и обусловлены действием самых разнообразных переменных: от социокультурных особенностей индивидов до несовпадения их психологических типов.

выделяет следующие группы основных причин конфликтов:

К конструктивным функциям относят:

– диагностическую (появление конфликта высту­пает как индикатор неблагополучных отноше­ний и проявления возникших противоречий);

– функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаи­модействия);

– инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз­решения противоречий);

– реконструкционную (конфликт убирает факторы, которые мешают межличностным взаимодействиям, выводит взаимодействие между участниками на новый уровень).

Деструктивные функции конфликта связаны:

– с развалом существующей совместной деятельности;

– ухудшением или полным распадом отношений;

– плохим эмоциональным состоянием участников;

– низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Именно эта сторона конфликта вызывает у людей наиболее негативное отноше­ние к участникам, и они стараются по возможности их избегать.

Структура межличностного конфликта не представляет собой что-то особенно специфическое. Как и в любом другом конфликте, основными структурными элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характе­ристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта (объект конфликта). К субъектам межличностного конфликта относят тех участни­ков, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что пре­тендуют его участники. Это та материальная, социальная, духовная ценность, либо же цель, к достижению которой стре­мится каждый из противоборствующих субъектов. Например, два ребенка в детском саду претендуют на одну и ту же игрушку. В таком случае объектом разногласий является сама игрушка, при условии, что противоположная сторона сочтет свои права ущемленными.

Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы детей. В приведенном случае предметом будет выступать стремление детей к овладению правом распоряжаться игрушкой, т. е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу. В этой связи в структуре межличностного конфликта можно выделить 2 аспекта: первый – объективно сложившийся антагонизм интересов, целей, ценностей, мнений. Но само по себе противостояние интересов и целей статично, не ведет к возникновению и развертыванию конфликтного процесса без внешнего поведенческого выражения. Поэтому вторым аспектом является поведенческий антагонизм, связанный с противоречиями во взаимодействии, с эмоционально насыщенным противостоянием сторон.

В соответствии с этим мы можем выделить в межличностном конфликте две параллельные системы, две «ипостаси».

1. Анализируя содержательные характеристики объекта конфликта, мы конструируем некоторую когнитивную (смысловую) структуру, основанную на знании, информации, значениях, которые мы придаем этим когнитивным элементам. В соответствии с ними выстраивается цель действия.

2. Но в то же время конфликтные действия связаны с мотивами поведения, с тем личностным смыслом, который задает отношения к оппонентам.

Но любой конфликт всегда следует рассматривать не только в статике, но и в динамике. Конф­ликт – процесс, который всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структу­ра постоянно изменяются. По этому вопросу в литературе имеется самый широкий спектр представлений. например, и в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В за­висимости от степени напряженности отношений они выделяют диф­ференцирующую и интегрирующую части конфликта.

Сам конфликт, как они считают, состоит из трех периодов:

1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуа­ции, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противо­действие, завершение конфликта);

3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отно­шений, полная нормализация отношений).

Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:

1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);

2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения – расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение жела­ния взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис – окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).

Каждый из этих авторов самостоятельно определяет тактику и стра­тегию разрешения конфликтов и их предупреждения. В любом случае, для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Про­тиворечия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликт­ная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом. Например, вопрос лидерства в студенческой группе между студентами. Для возникновения конфликта необходим своеобразный триггер, т. е. повод, который ак­тивизирует действие одной из сторон. В качестве триггера могут выс­тупать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В приведенном примере поводом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого студента.

3. Основные стили поведения

в межличностном конфликте

Любой конфликт всегда имеет свое разрешение, когда-нибудь заканчивается. Межличностный конфликт не исключение, в конце концов, он тоже имеет свое разрешение. Формы разрешения межличностных конфликтов зависят от стиля поведения субъек­тов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной, и многие исследователи считают ее наиболее важной.

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: соперничество, уклонение, приспособление, ком­промисс, подавление, ассертивное поведение. Рассмотрим эти стили более подробно.

1. Соперничество – для этого стиля поведения характерно настойчивое, бескомпромисс­ное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства. Такой стиль чаще всего используют оппоненты равного ранга. Характерные черты этого стиля: стремление удовлетворить свои интересы за счет интересов других; стремление избежать боли, вызванной поражением; главное – не выиграть, главное – не проиграть. Такое поведение проявляется у людей, стремящихся всегда «сохранить лицо», быть победителем в любой ситуации и любой ценой. Если такой стиль используется обоими оппонентами, конфликт превращается в самоцель, первоначальная причина уходит на второй план, и рациональный контроль над ситуацией утрачивается.

2. Уклонение связано с попыткой уйти от конфликта, не при­давать ему большой ценности, возможно, из-за недостатка условий для его разрешения. Группа оппонентов или один из них отказываются от участия в дальнейшем развитии событий, уклоняются от решения проблемы. Формами проявления такого поведения могут быть молчание, демонстративное удаление, игнорирование обидчика, разрыв отношений. В некоторых случаях такое поведение может быть продуктивным (если проблема для вас не важна, если вы осознаете, что вас намеренно втягивают в конфликт, если вы не располагаете в данный момент достаточно полной информацией о ситуации). Но такой стиль имеет и негативные моменты: уклонение провоцирует завышенные требования оппонента, выключение из ситуации может привести к проигрышу.

3. Приспособление предполагает готовность субъекта посту­питься своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий. Конфликт не выпускается наружу ради солидарности (иногда ложной), сохранения единства даже ценой существенных жертв и уступок. Так, руководитель может придерживаться этой тактики по отношению к подчиненным (или одному из них), чтобы сохранить «лицо» организации, «не выносить сор из избы». Такое поведение может быть оправданным в случае, если нужно получить отсрочку, проанализировать ситуацию. Но если такой стиль используется постоянно, одна из сторон неизбежно становится объектом манипулирования и вынуждена постоянно идти на уступки, подчиняться давлению оппонента. Это ведет к накоплению отрицательных эмоций, постоянному нарастанию негативного эмоционального фона.

4. Компромисс требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон. Этот стиль конфликтного поведения является, пожалуй, наиболее конструктивным (хотя он применим не в любой ситуации). Суть заключается в том, что принимается точка зрения оппонента, но только если он идет на ответные уступки. При таком стиле доминирует рациональная стратегия: лучше получить что-то, чем потерять все. Важно, чтобы каждый участник конфликта чего-то добивался. Но зачастую проблема заключается в том, что делится какая-то конечная величина, и нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью, что может стать основанием для возникновения нового конфликта. Например, если два ребенка ссорятся из-за шоколадки, то компромисс возможен (поделить пополам), но если объектом конфликта является игрушка, то компромисс невозможен по объективным основаниям (неделимый объект). Дело в том, что компромисс предполагает хотя и частичное, но одновременное удовлетворение потребностей субъектов конфликтного противостояния.

5. Подавление – суть этого стиля заключается в том, что один из оппонентов заставляет другого принять свою точку зрения или позицию любой ценой, используя при этом агрессию, власть и принуждение. Это происходит очень часто тогда, когда один из оппонентов обладает более высокими ранговыми позициями и стремится реализовать свое преимущество, используя любые доступные ресурсы. Такое поведение, например, часто свойственно авторитарным родителям при разрешении конфликтных ситуаций с ребенком. Разумеется, это приводит к тому, что более «слабый» оппонент вынужден подчиниться, но конфликт при этом загоняется внутрь и неизбежно периодически возобновляется.

6. Ассертивное поведение (от англ. assert – утверждать, отстаи­вать). Такое поведение предполагает способность человека отстаи­вать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интере­сов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация соб­ственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность – это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуа­ции помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Надо отметить, что не существует идеального стиля поведения в межличностном конфликте. Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых ре­зультатов при разрешении таких конфликтов.

Конфликтология. Под ред. . СПб. Изд-во «Лань», 1999. С. 132.

Шипилов. М. ЮНИТИ, 1999. С. 264.

Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб. ЛЕНАТО, 1994, С. 30–35.

Андриенко психология. М. ACADEMIA, 2000. С. 223–224.

Межличностный конфликт.

Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). «Чаще всего он возникает из-за дефицита каких то ресурсов, например, наличия одной престижной вакансии при нескольких кандидатах на нее».

«Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу».

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

«Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.
Первый - предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.
Второй - затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет, их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.
Третий - представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов» .

«Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
  • инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз¬решения противоречий);
  • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются. По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений.
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта. Сам конфликт состоит из трех периодов:

  1. предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
  2. конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
  3. послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

  1. Противоборство - характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
  2. Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не при¬давать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
  3. Приспособление - предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
  4. Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
  5. Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эга позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
  6. Ассертивное поведение (от англ. assert - утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность - это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов. Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность – её потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, её прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте. Существенную роль нередко играют и её внутренние духовные противоречия, поиски и метания.

«В межличностном конфликте выделяют эмоциональную основ у его развития и попыток его разрешения. По Дэна, к межличностному относятся конфликтные отношения между двумя взаимозависимыми людьми, при которых один из них или оба чувствуют гнев в отношении другого и считают, что именно другой виноват. Бойко подчеркивает, что с точки зрения состояния межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне».

Используемая литература.
  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.- 591 стр.
  2. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. – М.: М3 Пресс, 2001. – 182 стр.
  3. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2000. – 464 стр.
  4. Козырев Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты. //Социально-гуманитарные знания /№ 3, 1999.
  5. Ратников В.П., Голубь В.Ф. Лушакова Г.С. и др. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 512 стр.

Реферативный обзор подготовил Тимур Водовозов

Межличностный конфликт представляет собой столкновение отдельных личностей в процессе их взаимодействия. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях жизнедеятельности (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.

Д.) и иметь различные масштабы взаимных претензий: ог удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах; от кусочка хлеба до многомиллионного состояния.

Субъектами межличностного конфликта являются отдельные индивиды (личности), преследующие (защищающие) свои личные или групповые интересы. Объект конфликта - несовместимые потребности, интересы, ценности, позиции, цели и т. п. взаимодействующих индивидов. Исключение составляют нереалистические (безобъектные) межличностные конфликты, в которых причиной противоборства является психическое состояние одного, двух и более субъектов. В таком конфликте инцидент, как правило, выдается за причину (объект) конфликта.

Некоторые исследователи трактуют межличностный конфликт как «столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок партнеров по общению...»35. В этом определении, на наш взгляд, происходит подмена субъектов конфликта объектом.

В межличностном конфликте сталкиваются не интересы и желания, а реальные индивиды по поводу несовместимых интересов и желаний. Столкновение желаний, стремлений и т. п. свойственно лишь внутриличностному конфликту. Межличностный конфликт также предполагает реальное противоборство сторон, а не только «взаимное отрицательное восприятие людей»". Люди могут воспринимать друг друга весьма негативно, но при этом не конфликтовать. Только в результате действий, направленных друг против друга, возникает межличностный конфликт.

Итак, межличностный конфликт - это столкновение (противоборство) двух и более индивидов, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы, ценности, позиции, роли, цели и/или средства их достижения.

Как и в других социальных конфликтах, в межличностных также можно выделить объективно и субъективно обусловленные причины.

Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками этого подразделения, если оба они претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например их статусно-ролевые позиции. Объективно обусловленными считаются причины, возникновение которых непосредственно не зависит от воли и желания потенциального субъекта межличностного конфликта.

Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и других) особенностей конфликтующих личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет межличностное восприятие (межличностная перцепция), которое предполагает оценку и понимание (непонимание) человека человеком. Процесс межличностного восприятия имеет сложную структуру, ее составляющие следующие: 1)

идентификация - сравнение, сопоставление человека и отождествление себя с ним; 2)

социально-психологическая рефлексия - понимание другого путем размышления за него; 3)

эмпатия - понимание другого человека через сопереживание; 4)

стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него качественных характеристик какой-либо социальной группы.

В социальной психологии процесс рефлексии предполагает как минимум шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: 1)

сам субъект, каков он есть в действительности; 2)

субъект, каким он видит самого себя; 3)

субъект, каким он видится другому.

Во взаимоотношениях субъектов мы имеем те же самые три позиции и со стороны другого субъекта рефлексии. В результате получается процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга (рис. 2).

Рис. 2. Межличностная рефлексия

Схожую по структуре построения с рефлексивной, но несколько иную по содержанию схему взаимодействия субъектов предложил американский психотерапевт Э. Берн (рис. З)36.

В этой схеме основа конфликта - различные состояния субъектов взаимодействия, а его «провокация» - пересекающие-

Рис. 3. Варианты трансакций и межличностном восприятии

ся трансакции. Комбинации «а» и «б» являются конфликтными. В комбинации «в» один из субъектов взаимодействия явно доминирует над другим или занимает позицию покровителя, другой субъект довольствуется ролью «ребенка». В этой комбинации конфликты не возникают ввиду того, что оба субъекта принимают свои позиции как должное. Наиболее продуктивной в общении людей является позиция «г» (В-В). Это общение равноправных людей, не ущемляющее достоинство ни одной из сторон. Но и другие равные позиции («родитель»-«родитель», «ребенок»-«ребенок») также являются объективно неконфликтными.

Адекватному восприятию человека другим нередко мешают уже сложившиеся стереотипы в отношении данной категории людей. Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике как о бездушном бюрократе, волокитчике и т. д. В свою очередь, у чиновника также может сформироваться негативный образ просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих двух личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы - упрощенные образы определенных социальных типов.

Стереотипы складываются как в процессе социализации индивида в качестве способа восприятия (усвоения) сложных соци альных понятий и явлений, так и в условиях дефицита информации как обобщение личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе или в определенной социальной среде. Примерами стереотипов могут быть высказывания типа: «все продавцы...», «все мужчины...», «все женщины...» и т. д.

Сформировавшийся, возможно ложный, образ другого может серьезно деформировать процесс межличностного взаимодействия и способствовать возникновению конфликта.

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать соответствующим образом. Это определенная направленность психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и других). Например, предприниматель предварительно договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения важного делового соглашения. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы о деловых и этических качествах предполагаемого партнера. На основании этих отзывов у предпринимателя формируется негативная установка, и встреча может либо не состояться, либо не даст ожидаемых результатов.

В конфликтных ситуациях негативная установка углубляет раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов.

Нередко причинами межличностных конфликтов становится недоразумение («неправильное понимание» одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.

Д. «Мы часто ожидаем, - пишет М. Мольц, что окружающие будут реагировать на те же самые факты или обстоятельства так же, как и мы, делая те же самые выводы, мы забываем, что человек реагирует не на реальные факты, а на свои представления о них»37. Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные, и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не относиться пренебрежительно к представлениям других, а попытаться их понять или хотя бы учитывать, не считать свои представления единственно верными и не навязывать их другим.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, са- морефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т. д. Существуют понятия «межличностная совместимость» и «межличностная несовместимость». Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость - взаимное неприятие (антипатия) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия.

Нередко в основе межличностных противоречий и конфликтов лежат различия (несовпадение) индивидуальных биологических ритмов («биологических часов»). Один тип людей проявляет повышенную активность в первой половине дня. Их принято называть «жаворонками». Пик активности другого типа людей приходится на вторую половину дня. Если каждый из этих типов не учитывает особенности другого, то их взаимодействие будет чревато различного рода конфликтами. Особенно часто такие конфликты происходят между близкими людьми: супругами, родственниками, друзьями и т. д.

Межличностная несовместимость может стать причиной возникновения эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешимой формой межличностного противоборства. Сложность урегулирования такого конфликта заключается в том, что реальной причины для возникновения противоречий вроде бы и не существует и конфликт возникает как бы без видимых оснований. Причиной в таком конфликте является негативная взаимная оценка и неадекватное взаимное восприятие оппонентов друг друга.

В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние окружающей социальной, социально-психологической среды. Например, конфликты между кавалерами в присутствии дам бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них (какими бы ни были причины конфликтов) затрагиваются честь и достоинство оппонентов.

Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия к достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка - предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает в себя цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

Но индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социапьных групп, представителями которых являются субъекты конфликта.

Наиболее характерными для межличностных конфликтов являются следующие их виды. 1.

Конфликты, причины которых - несовместимые потребности, желания, интересы, цели, ценности и т. п. 2.

Конфликты «несовместимых» средств достижения общих потребностей, интересов, целей и т. д. 3.

Конфликт из-за ограниченных материальных ресурсов (деньги, квартира, земельный участок, льготная путевка на курорт и другие). 4.

Конфликт доминирования (властных отношений) проявляется в стремлении одного субъекта навязать другому (другим) свою волю (власть) и нежелание другого (других) подчиняться или стремление оспорить пределы навязываемых властных полномочий (семейные конфликты, дедовщина в армии). 5.

Конфликт статусных позиций возникает либо когда индивиды претендуют на один и тот же социальный статус, либо когда они неадекватно оценивают занимаемые ими и оппонентами статусы, например, ребенок оспаривает власть родителя, гражданин - власть чиновника. 6.

Ролевые конфликты можно условно разделить на три подвида: 1)

два и более индивида стремятся выполнять одну и ту же роль в социальной группе или навязывают какую-то роль другому; 2)

неадекватная оценка исполнения роли другим индивидом; 3)

исполнение двух и более трудносовместимых ролей и/или неадекватной социальной роли. 7.

Конфликт обладания наиболее характерен для индивидов, находящихся в близких отношениях друг с другом (друзья, родители - дети, супруги, влюбленные), когда один или оба субъекта хотят единолично владеть и распоряжаться другим38. 8.

Конфликт соперничества или конкуренции наблюдается, когда два и более индивида соперничают друг с другом в каком-либо виде деятельности, а также в силе, красоте, богатстве, интеллекте, смелости и другом, при этом конкуренция и соперничество предполагают конфликтные взаимодействия. 9.

Нереалистический конфликт. Как уже говорилось выше, такой конфликт возникает не по поводу какого-то объекта (предмета), а из-за неадекватного психического состояния одного или обоих субъектов конфликта. Здесь конфликт является не средством достижения цели, а целью. 10.

Конфликт психологической несовместимости - это негативная взаимная оценка и восприятие оппонентами друг друга. Опасность такого конфликта заключается в том, что несовместимость может определенный период времени никак не проявляться во взаимоотношениях индивидов - существовать на уровне подсознания, но в определенной, сложной ситуации стать причиной ожесточенного межличностного конфликта.

В зависимости от причин возникновения конфликтной ситуации, интересов и целей, преследуемых оппонентами, соотношения противостоящих сил, конфликтного поведения сторон межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода: 1

) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий. Такое поведение может быть связано либо с явным превосходством в силе одной из сторон, либо с тем, что в данный момент нет достаточных возможностей для разрешения возникших противоречий; 2)

сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя. Такое поведение может быть обусловлено или желанием сохранить нормальные взаимоотношения, или тем, что предмет спора не имеет существенного значения для одной из сторон; 3)

компромисс - взаимные уступки обеих сторон. Размер уступок, как правило, зависит от соотношения противостоящих сил; 4)

консенсус - нахождение взаимоприемлемого решения проблемы. При таком варианте стороны могут из противников превратиться в партнеров и союзников; 5)

эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние. Такое конфликтное поведение обусловлено взаимной установкой на бескомпромиссную борьбу; 6)

силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

Межличностные конфликты

Выполнила студентка 5 курса,

ФОСТ, отделения СО

Гусева Галина

Понятие межличностного конфликта

Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

Особенности межличностных конфликтов

Едва ли среди нас найдутся те, кому ни разу в жизни не пришлось участвовать в каком-то конфликте. Иногда человек сам становится инициатором конфликта, а иногда он оказывается вошедшим с кем-то в конфликт неожиданно для самого себя и даже против собственного желания.

Нередко бывает и так, что обстоятельства заставляют человека втягиваться в конфликт, разгоревшийся между другими людьми, и ему приходится волей-неволей выступать то ли в качестве арбитра или примирителя спорящих сторон, то ли в роли защитника одной из них, хотя, может быть, ему не хочется ни того, ни другого.

Во всех ситуациях такого рода можно заметить два взаимосвязанных аспекта . Первый - это содержательная сторона конфликта, т. е. предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногласия. Второй же - это психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга. Вот эта вторая сторона и является специфической чертой межличностных конфликтов - в отличие от конфликтов социальных, политических и др.

В таком конфликте люди сталкиваются друг с другом непосредственно, лицом к лицу. При этом у них возникают и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности, проявляют в нем черты своего характера, способностей, других индивидуальных свойств и особенностей. В конфликтах проявляются потребности, цели и ценности людей; их мотивы, установки и интересы; эмоции, воля и интеллект.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему:

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах - внутреннем и внешнем .Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия.

Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

Межличностные конфликты в семье

Семья - уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что этот теснейший союз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие друг другу.

Семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент, характер и личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения.

На возникновение межличностных конфликтов в семье могут влиять различные внешние факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в обществе, например, изменение моральных и культурных критериев, утверждение культа наживы и ориентация на удовлетворение чувственных потребностей, отсутствие социальной защищенности семьи и др.

Противоречия возникают тогда, когда у мужа и жены расходятся мнения по проблеме - какой из функций отдать предпочтение и как ее выполнять. Например, жена желает иметь много детей, а муж не более одного, ссылаясь на недостаток времени на воспитание, желание “пожить самим” и др.

Причины конфликтов: 1ый период

межличностная несовместимость;

претензии на лидерство;

претензии на превосходство;

разделение домашних дел;

претензии на управление бюджетом;

следование советам родственников и друзей;

интимно-личная адаптация.

Второй период, вызывающий кардинальные изменения, связан с появлением в семье детей. В это время причин и поводов для возникновения конфликтных ситуаций появляется значительно больше, возникают проблемы, которых ранее не было. Ребенок требует к себе внимания 24 часа в сутки. Жена становится матерью, она кормит ребенка, больше времени уделяет ему, у нее накапливается усталость, особенно если ребенок беспокойный. Ей необходим отдых не только физический, но и психическая разгрузка. Многие женщины в таком положении становятся раздражительными, неадекватно реагируют на некоторые действия мужа. Конфликт может возникнуть по любому поводу.

В этихусловиях муж обязан относиться к жене с большим вниманием, чем до рождения ребенка.

Ребенок в семье растет, прибавляются проблемы воспитания, обучения, профессиональной ориентации и др., возникают новые причины для разногласий, которые могут способствовать появлению межличностных конфликтов между родителями и детьми.

Распространенной болезнью молодых родителей являются попытки одного из них возглавить процесс “правильного воспитания” нового поколения, игнорируя мнения другого супруга. Например, ребенок обиделся на папу, он бежит к маме, а мама начинает его успокаивать и говорит “Папа у нас плохой, он тебя обижает”. Подобное поведение тяжело переживается мужем и может формировать у ребенка раздвоение личности, может привести к конфликту между супругами. Любой из родителей, каким бы образом он не поступил в отношении ребенка, в присутствии ребенка он всегда прав. Обсуждение поведения друг друга допустимо только в отсутствии ребенка, в доброжелательной друг для друга форме, с целью найти единое решение.

К конфликту могут привести различные мнения родителей по вопросам наказания ребенка. Один из них может предпочитать силовые методы, а другой - отвергать их. Выбор дополнительных занятий для ребенка (музыка, спорт, различные кружки) могут также послужить причиной конфликта. Отношение к отрицательным оценкам ребенка может вызвать острую конфликтную ситуацию.

В наше время, когда нет гарантии безопасности нигде и никому, конфликты между родителями и детьми возникают из-за их позднего возвращения домой. Особенно возрастает тревога родителей, когда проходит условленное время возвращения ребенка домой, а он не появился. Некоторые дети, находясь в это время в компании, о доме не желают и вспоминать, хотя знают, что конфликт с родителями неизбежен. Это эгоистичное поведение со стороны детей. Собственное удовольствие от приятного времяпрепровождения в кругу сверстников для них важнее, чем переживания и подлинные страдания о них самых близких людей. Какие бы ни были требования дисциплины родителями, их необходимо научиться выполнять, они направлены на безопасность детей и всей семьи.

В конфликтах между родителями и детьми большое значение имеет позиция взрослых. Подросток не всегда способен действовать как взрослый человек. Его личность находится в стадии становления, поэтому реакция подростков на внешнее воздействие более непосредственна, чем у взрослых. У них еще не устоялись “социальные тормоза”. “Я-концепция” у подростков не так нагружена различными табу общества, как у взрослых, и они не в силах четко контролировать свои эмоции в разных ситуациях.

Конфликты приобретают особую остроту между родителями и подростками там, где родители не ушли в своем развитии далеко от подростков.

В третьем периоде , когда в семье появляются новые члены (невестки или зятья),может возникнуть много причин для межличностных конфликтов. Вариантов появления нового человека в семье может быть много, однако самым популярным является тот, когда муж приводит жену в семью, к родителям. В таких случаях возможны конфликты: мать - невестка, мать - сын, сын - жена. Эти конфликты с неизбежностью втягивают в свою орбиту отца сына и родственников его жены.

Мать сына после его женитьбы может претендовать на то, чтобы он уделял ей столько же внимания, как и до женитьбы. А сын, как того требует сама природа, все внимание уделяет молодой жене. Мать начинает ревновать и ищет повода придраться как к сыну, так и к невестке по различным пустякам. Она начинает привлекать на свою сторону мужа, который вынужден втягиваться в конфликтную ситуацию.

Сын любит жену и любит мать и не может определить, чью сторону принять. Какое-то время он пытается их примирить, однако такие попытки, как правило, не приводят к успеху. Жена в конце концов приходит к убеждению, что в семье мужа ее все обижают, и начинает жаловаться своим родителям, ищет у них поддержки. Иногда родители безоговорочно становятся на сторону дочери. Межличностный конфликт охватывает три семьи, противоборствовать начинают сторонники жены против сторонников мужа. Такой конфликт практически не имеет конструктивного разрешения. Однако его можно и необходимо предупредить.

После вступления в брак молодых людей всем необходимо понять, что не только они, но и все родственники переходят в совершенно новое качество, не известное ранее никому из них - появился новый “родной” человек в семье. Все усилия родственников должны быть направлены на то, чтобы помочь молодым супругам найти взаимопонимание. Все в новой семье должно быть направлено на ее укрепление, а не на разрушение, не на провоцирование межличностных конфликтов, а на их предупреждение.

Семейные межличностные конфликты всегда оставляют тяжелые негативные эмоциональные состояния в виде дискомфорта, стрессов и депрессий. Поэтому конфликты лучше предупреждать. Для этого психологи и конфликтологи предлагают много различных вариантов собственного поведения:

    выдержка в любой ситуации, не втягивайтесь в конфликт, дайте полностью высказатьсястороне, провоцирующей конфликт:

    относитесь к любому инциденту с пристальным вниманием, подвергайте его анализу:

    исключайте из общения любые претензии на превосходство, унижением другого не возвышайте себя, показывая свою невоспитанность:

    признавайте и анализируйте открыто свои ошибки, не переносите свою вину на других;

    не делайте катастрофы для семьи, когда ошибаются другие (что произошло,. то произошло):

    чрезмерное переживание и сопереживание утрат чревато физическим разрушением организма каждого из членов семьи (язвы. стрессы, инфаркты и т.д.);

    любые замечания друг к другу выясняйте только наедине, а все претензии высказывайте исключительно в дружелюбной уважительной форме (“как аукнется, так и откликнется”):

    если не дает покоя мысль, что ваша жена (муж) стала “вашим личным врагом”, спросите себя, почему это произошло, почему вы стали таким, что так дурно думаете о любимом ранее человеке?

    ищите недостатки в себе, а не у своих близких:

    все недоразумения между собой выясняйте в отсутствие детей, не втягивайте в разрешение конфликтов родственников, друзей;

    усилие в разрешении конфликта направляйте не на победу своего близкого человека, а на совместное разрешение создавшейся ситуации;

    позиция по отношению к действиям детей должна быть единой:

    не обещайте детям, если не сможете выполнить их просьбу:

    не подчеркивайте недостатков у детей, найдите у них хорошее в поведении, желаниях, стремлениях, заострите внимание на этом:

    укрепляйте нити, сближающие вас с детьми (доверие, искренность, правдивость и т.д.):

    помните, если вы сказали малышу: “Ты у нас совсем взрослый”, он будет пытаться выглядеть таким всегда, а ему это еще не под силу:

    не укоряйте ребенка по любому случаю, но и не перехваливайте его:

    слушайте любые советы, но помните, что жить вам вместе не с советчиками, а с тем, на кого вы жалуетесь.

Итак, в социально-психологической литературе нет общепринятого определения межличностного конфликта. Основная трудность здесь заключается в том, чтобы выделить конфликтные взаимоотношения из всех возможных типов взаимоотношений. Что можно считать конфликтом и что нельзя? Где та грань, которая определяет начало конфликта? В попытках дать такое определение в западной психологии стало традиционным обращение к терминам "столкновение", "борьба", "противоборство". Так, одно из первых определений принадлежит американскому ученому Л. Козеру, по которому межличностный конфликт - это "борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников".

Несколько другое определение дал другой американский исследователь Дж. Древер: конфликт есть "столкновение между несовместимыми импульсами или желаниями, производящее, как правило, эмоциональное напряжение...".

В приведенных цитатах отчетливо прослеживаются два различных подхода к явлению.

В первом случае акцентируется внимание на рациональных аспектах поведения людей и, тем самым, предполагается полное контролирование ситуации субъектом.

Во втором случае заметна некоторая психоаналитическая ориентация автора: упор делается на эмоциональные аспекты на спонтанность, неконтролируемость.

Эти два направления анализа конфликта в западной социальной психологии сохраняются и сейчас, причем, преобладающим является первое.

Пробуждение интереса к проблеме межличностных конфликтов, как к самостоятельному объекту исследования, относится к 60-ым годам нашего века, то есть к тому времени, когда одним из центральных направлений в западной социальной психологии стало изучение малых групп. Естественно, что, анализируя различные психологические процессы (причем, процессы, как оказалось, тесно взаимосвязанные) в микро группах людей, невозможно было обойти и данную проблему. Другой причиной повышения интереса к ней на Западе и прежде всего в США стали предпринятые в те же годы первые попытки разработки, так называемой, общей теории конфликта. В результате появилось множество теоретических и экспериментальных исследований, основанных на абстрактно-логическом и даже чисто математическом моделировании различного рода ситуаций конкуренции, соперничества и т. д.

В эмпирическом плане такие исследования, конечно, не могли осуществляться иначе, чем в условиях лабораторного эксперимента, поскольку только в этом случае исследователь может полностью контролировать ситуацию.

И действительно, значительная часть работ по изучению конфликтов на Западе выполнена в лабораторных условиях. При этом рассматривались в основном следующие вопросы: поведение и тактика людей в конфликтных ситуациях; факторы, влияющие на выбор того или иного образа действий; способы и пути выхода из ситуации.

Несколько иной круг вопросов затрагивается западными социальными психологами, ориентирующимися на исследования в полевых условиях. Наиболее типичные сферы интересов в этом направлении - причины конфликтов, факторы конфликтности, пути и способы решения и предупреждения конфликтов.

Следует отметить, что и здесь ощущается заметное (и закономерное) влияние характерных для неопозитивизма общих методологических установок. В частности, в большинстве классификаций причин конфликтов в организациях выделяются две большие группы причин: деловые и личные конфликты, или, в других терминах, независимые и эмоциональные.

Источники личных или эмоциональных конфликтов видятся многими авторами исключительно в психологических свойствах, изначально присущих взаимодействующим сторонам, а точнее - во взаимном сочетании этих свойств. Показательна в этом отношении работа Р. Хилла, который подходит к изучению межличностных конфликтов с позиции концепции, разработанной У. Шютцем для исследования межличностных отношений. В соответствии с ней характер отношений между двумя индивидами и потенциальная конфликтность между ними, обусловлены взаимной выраженностью у них трех потребностей (в дружбе, во власти - подчинении, во включении в деятельность друг друга). Все остальные возможные факторы здесь просто игнорируются.

Имеются и несколько иные подходы к группировке причин конфликтов. Ряд авторов классифицируют их исходя из источников возникновения. С. Роббинс выделяет, например, конфликты, связанные с процессом коммуникации, со структурой организации, с поведением человека.

У теории Ф. Гаррисона конфликты, вызванные конкуренцией из-за ограниченности ресурсов или вознаграждения, расхождением целей и интересов, стремлением к независимости (власти). В целом зарубежные исследования межличностных конфликтов многочисленны и кроме прикладных исследований немало работ, претендующих на более высокий уровень обобщения.

Однако, в связи с различиями в методологии их результаты не всегда сопоставимы с выводами, полученными отечественными учеными.

Одно из первых определений межличностного конфликта с позиций близких российской психологии было дано известным польским социологом Я. Щепаньским, который понимал под ним "столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действий по отношению к конкретному предмету или ситуации".

А.А. Ершов, длительное время занимавшийся данной проблемой, пишет, что "межличностный конфликт означает столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей". Близкое определение дается авторами учебного пособия "Труд руководителя": "Конфликты в трудовых коллективах - это противоречия между работниками в виду несовместимости их потребностей, мотивов и целей деятельности, отношений и взглядов, психологического склада и т. д.".

Говорят также о противоречиях и несовместимости интересов, стремлений, точек зрения и т. д., как источниках конфликта.

Несмотря на ряд очевидных достоинств этих определений, обращает на себя внимание следующий факт: в качестве источников конфликта называются самые разнообразные виды противоречий между людьми. Возникает вопрос: действительно ли так обстоит дело, действительно ли в основе конфликта могут лежать любого рода противоречия? Вопрос этот далеко не праздный, от ответа на него во многом зависит понимание самой сущности явления. Поэтому есть необходимость хотя бы коротко проанализировать некоторые виды противоречий с точки зрения их конфликтогенности.

Противоречие, или несовместимость потребностей, как правило, связано с невозможностью их одновременного удовлетворения. В таких ситуациях конфликт, разумеется, возможен, однако, отнюдь не неизбежен. Они нередко завершаются совершенно безболезненно, если при этом в действиях сторон не проявляются противоречащие их ценностям нормам тенденции.

Примерами могут служить многочисленные случаи бесконфликтного взаимодействия людей в экстремальных ситуациях с ограниченными возможностями удовлетворения их жизненно важных потребностей. Казалось бы, налицо очевидные противоречия потребностей, но на межличностном уровне конфликт часто отсутствует, хотя не исключено, что при этом отдельные личности переживают очень острые внутренние конфликты, связанные с борьбой различных мотивов и ценностей.

Противоречия в целях и интересах постоянно присутствуют в спорте и различного рода играх (особенно наглядно в шахматах). Более того, само существование спорта и игр на выигрыш немыслимо без такого противоречия, которое является одним из основных их условий. Однако, само по себе оно не приводит к конфликтам как таковым, по крайней мере до тех пор пока один из участников не нарушит правил игры (соревнования) или норм поведения. Подобные ситуации очень часто возникают и в повседневном взаимодействии людей и также в большинстве случаев протекают бесконфликтно.

К ним, в частности, можно отнести научные дискуссии (и просто дискуссии), споры при обсуждении тех или иных вопросов на производственных совещаниях и т. д.

Относительная бесконфликтность таких ситуаций обусловлена тем, что противоречия потребностей, целей, интересов, взглядов и т. д., не воспринимаются во многих случаях как личностные противоречия, если, повторяем, при этом не совершаются действия, обнажающие противоречия ценностей, установок, мотивов, норм.

Здесь мы должны высказать свое несогласие с теми исследователями, которые отождествляют конфликт с конкуренцией, соперничеством. Как было показано ранее, такое отождествление типично для западной социальной психологии, однако нередко встречается и в отечественной литературе. Опровергается это хотя бы тем, что соперничающие, конкурирующие стороны нередко сохраняют между собой доброжелательные и даже близкие отношения. Особенно яркие примеры таких отношений хранит история спорта.

Исходя из сказанного, на наш взгляд, было бы правильно описывать ситуации, возникающие в результате противоречий потребностей, целей, интересов, взглядов, точек зрения, если при этом не обнаруживается противоречий ценностей, мотивов, норм, терминами "борьба", "противоборство".

Использование данных терминов в указанных случаях нам представляется более целесообразным, поскольку, как уже отмечалось, противоречия здесь не носят личностного характера, они не приводят к негативному восприятию и отношению к личности соперника, в целом.

Для конфликта же характерно именно последнее. В сущности, такой смысл заключен уже в самом понятии, так как речь идет не просто о конфликте, а о межличностном конфликте. Таким образом, в основе межличностного конфликта всегда лежит несовместимость (противоречие) установок, ценностных ориентации, мотивов людей, что проявляется в несоответствии действий одного ожиданиям другого.

Здесь следует сделать оговорку по поводу содержания понятия "ожидание". Дело в том, что субъект может в определенных ситуациях быть готовым к нежелательным, к несовместимым с его установками и ценностными ориентациями действиям партнера по взаимодействию. Казалось, при таких обстоятельствах и не произойдет нарушения ожиданий. Но такие ожидания есть следствие логического анализа психологии партнера, они являются вторичными образованиями. Поэтому мы и понимаем данный психологический феномен как взаимные требования людей к действиям друг друга, основанные на усвоении ими тех или иных социальных и групповых норм.

Эти нормы могут быть официальными и неофициальными, относящимися к любой сфере взаимодействия людей (трудовых отношений, общения, порядка удовлетворения непроизводственных потребностей и т. д.).

Их носителями выступают правовые нормы и инструкции, административные решения и требования, общественное мнение и т. д.

Социальные и групповые нормы регулируют деятельность людей в коллективе, их взаимодействие друг с другом, они являются теми объективными критериями, на основе которых оценивается деятельность и поведение каждого человека и формируется отношение к нему других.

Таким образом, первопричиной любого конфликта в психологическом смысле является совершение хотя бы одной из взаимодействующих сторон действий, нарушающих ожидания другой и возникновение в результате этого противоречия мотивов, ценностных ориентаций, и норм. Можно предположить, что в развитых трудовых коллективах со сложившейся системой норм конфликты - следствие нарушения этих норм. Само действие, как таковое, может быть названо поводом к началу конфликта, а обнажающееся противоречие является его причиной. О нарушении норм и ожиданий, как об источниках конфликтов, говорят и некоторые другие исследователи. В частности, в классификациях В.Н. Шаленко и Н.В. Гришиной называется такая группа причин. По мнению В.Н. Шаленко конфликты вызываются:

  • 1) резким расхождением индивидуальных и общественных интересов;
  • 2) несоответствием способов осуществления действий принятым нормам;
  • 3) резким расхождением взглядов;
  • 4) расхождением в оценках между индивидами.

Наиболее удачной нам кажется группировка Н.В. Гришиной, которая на основе конкретных исследований выделила конфликты, возникающие вследствие:

  • 1) препятствий достижению основных целей совместной трудовой деятельности;
  • 2) препятствий достижению личных целей в совместной трудовой деятельности;
  • 3) противоречий между действиями и принятыми нормами;
  • 4) личной несовместимости.

Однако, и эта классификация не лишена, на наш взгляд, некоторых недостатков, главный из которых - отсутствие опять-таки единого основания, в результате чего одна и та же причина может быть отнесена в разные группы. Например, действия нарушающие нормы, могут одновременно препятствовать достижению основных или личных целей совместной деятельности. Обстоятельный анализ взглядов указанных, а также ряда других авторов свидетельствует о возможности сведения всех упоминаемых ими источников и предпосылок конфликтов к одной первопричине - к нарушениям норм и ожиданий. Отсюда следует, что одним из важнейших оснований классификации причин межличностных конфликтов в коллективе должны быть виды норм, регулирующих совместную деятельность и общение членов коллектива.

В отечественной социальной психологии существуют различные классификации норм, но в нашу задачу анализ их не входит.

Нас больше интересуют причины вызывающие конфликты в трудовых коллективах. Исходя из всего сказанного выше, межличностный конфликт в данной работе будет пониматься как сопровождающееся эмоционально негативным восприятием друг друга проявление ситуативной несовместимости мотивов, ценностных ориентаций, норм субъектов, вызванное совершением хотя бы одним из них действий, резко не соответствующих ожиданиям другого. Если мы имеем перед собой конфликты, происходящие в трудовых коллективах, то здесь существует широкий диапазон, объективны причин, вызывающих конфликтные ситуации.

Наиболее значимые из них таковы:

  • 1) плохая организация труда;
  • 2) низкая заработная плата;
  • 3) плохая обеспеченность трудового процесса материалами, оборудованием, инструментами и т. п.;
  • 4) существующая в организации система распределения социальных статусов и ролей ущемляет интересы, притязания, а порой и достоинство отдельных работников или их групп;
  • 5) складывающаяся в коллективе ситуационная несовместимость двух или нескольких индивидов, проявляющаяся в несоответствии действий одного ожиданиям другого (других);
  • 6) низкая сплоченность сотрудников в коллективе;
  • 7) отсутствие объективных критериев оценки - работы.

На эту сеть объективных детерминант, обуславливающих возникновение конфликтов, чаще всего накладывается действие целого ряда субъективных факторов, коренящихся в социально психологических особенностях индивидов и их межличностного взаимодействия. Среди них наиболее существенное влияние на возникновение межличностных конфликтов чаще всего оказывают:

  • 1) нарушения принципов управления, проявляющиеся в неправильных действиях руководителей (нарушения трудового законодательства, несправедливое использование поощрений и наказаний, неумелое использование кадрового потенциала, деструктивное воздействие на социальные статусы и роли подчиненных сотрудников, недостаточный учет психологических особенностей, личных интересов и потребностей работников;
  • 2) неправильные действия подчиненных (нечестное отношение к труду, личная неорганизованность, эгоистические устремления;
  • 3) психологическая несовместимость работников, столкновения их целей, установок, интересов, мотивов, потребностей, поведения в процессе и результате общения и взаимодействия их в трудовом коллективе;
  • 4) наличие в коллективе так называемых "трудных людей" - "агрессоров", "жалобщиков", "зануд" и т. п., создающих своим поведением в ближайшем социальном окружении обстановку социальной напряженности, приводящую к возникновению межличностных конфликтов;
  • 5) возникновение в межличностных взаимодействиях работников коллектива таких противоречий, при которых одни индивиды своими словами, суждениями, поступками затрагивают или ущемляют социальный статус других, их материальные или духовные интересы, моральное достоинство, престиж;
  • 6) манипулирование, т. е., скрытое управление собеседником, партнером против его воли, при котором манипулятор получает одностороннее преимущество за счет жертвы;
  • 7) несоответствие слов, оценок, поступков одних членов коллектива ожиданиям, требованиям других его членов.

Е.В. Гришиной было показано влияние на конфликтность личностных особенностей работников В частности, ею рассматривался такой фактор, как личностная значимость конкретной ситуации. Ею же получены данные о влиянии на конфликтность личности некоторых ее социально-демографических характеристик, например, пола и возраста.

Весьма интересным является, на наш взгляд, анализ взаимосвязей между степенью конфликтности и уровнем развития коллектива. Попытку такого анализа предприняли А.И. Донцов и Т.А. Полозова. Ими были сделаны выводы о снижении частоты конфликтов с повышением уровня развития коллектива. Думается, однако, что здесь нельзя говорить о наличии прямых зависимостей во всех случаях. Очень многое зависит от того, что понимается под уровнем развития и как он определяется.



Что еще почитать