Миф о ярило солнце читать полностью. Мать Сыра Земля – славянская Богиня Земли. Культ Велеса – бога животных и подземного мира

Которую ласково зовут Земля-Матушка, - славянская Богиня Земли, Плодородия и всего, что связано с явной, земной жизнью. Её относят к Богам мира Яви, ведь всё, что окружает нас, так или иначе связано с Матушкой-Землей, выращено благодаря её усилиям. Славянская Богиня Земли обладает большой силой, потому к ней обращаются былинные богатыри, отправляясь на подвиги.

Мать Сыра Земля почитаема всюду. Чаще к этой Богине обращались женщины, связывая плодородие земли с возможностью рождения здоровых детей. Наряды замужних женщин всегда содержали вышивку с земными мотивами – такой оберег должен был принести женщине рождение здоровых детей. Мужчины чаще обращались к Матери Сырой Земле с просьбами о щедром урожае, а, значит, и достатке.

Мать Сыра Земля была создана Родом в начале времен. Славянские легенды рассказывают, что сперва Род создал Корову Земун и Козу Седунь. Их молоко превратилось в Мировой Океан. Тогда Род-Творец создал Алатырь-камень, лежащий посреди Мирового Океана и принялся сбивать молоко Коровы Земун и Козы Седунь. Так получился кусочек масла, из которого была сотворена Богиня Мать Сыра Земля. Из её тела появилась вся плодородная земля, которая есть в мире Яви, потому славяне с уважением относятся ко всему живому, что окружает их.

Славяне считают, что у Матери Сырой Земли есть сын Микула Селянинович. В своей суме он носит «всю тягу земную», потому другим богатырям не по силам её поднять.

Легенды и мифы о Богине Матери Сырой Земле

Славянские мифы рассказывают, что не всегда люди распахивали землю и выращивали хлеб. Долгое время люди не обрабатывали землю, боясь причинить боль Матери Сырой Земле. Ведь вся земля в мире – тело Богини Земли. Когда же Бог Весеннего Солнца Ярило принес из заморских стран первые зерна и дал другим Богам попробовать хлеб, Боги решили научить людей растить рожь да пшеницу и делать хлеб.

Распахать первую борозду на земле Боги попросили Микулу Селяниновича, сына Матери Сырой Земли. Богатырь сперва отказывался причинять боль своей матери. Но Богиня Мать Сыра Земля сама попросила сына согласиться с предложением других Богов, так она заботилась о том, чтобы у людей во время долгой зимы было пропитание. С тех пор в день, когда чествуют Бога Ярило, вспоминают и Матушку-Землю, и зовут этот день праздником первой борозды.

Оберег – символ Богини Матери Сырой Земли

Оберег Матери Сырой Земли называют Поле или распаханное поле . Этот знак изображают в виде ромба, разбитого по центру косым крестом. Иногда и просто ромбовидные узоры относят к Матери Сырой Земле. Когда изображают оплодотворенную землю, в которой уже лежит зерно, в середине ромба ставят точку.

Оберег Матери Сырой Земли помогает девушкам обрести привлекательность и встретить суженого , женщинам помогает родить здоровых детей , мужчинам приносит успехи в труде и достаток .

Атрибуты Богини Матери Сырой Земли

Геральдика, предметы – колосья, цветы и плоды.

Треба (подношение) – каша, мед.

Мать Сыра Земля в северной традиции гадания и магии

Изображение Матери Сырой Земли присутствует в наборе славянских Рез Рода. Номер Резы Богини Земли – 13.

Когда в раскладе появляется Реза Матери Сырой земли, значит, у спрашивающего наступает период, связанный с земной, явной жизнью. Сейчас дела могут продвигаться небыстро, подобно тому, как не сразу посеянное зерно становится спелым колосом. Нужно запастись терпением, но и не лениться при этом. В вопросах о здоровье Реза Матери Сырой Земли может означать рождение ребенка, а в иных вопросах «рождение» новых планов, идей.

Подробнее о значении Резы Богини Земли в гадании в статье «Реза Рода Мать Сыра Земля »

Праздники, где чествуют Богиню Земли

Богиню Земли вспоминают во время всех праздников, связанных с плодородием. Особенно можно выявить такие дни:

23 апреля – праздник первой борозды, Ярилин День. Это мужской праздник, когда мы вспоминаем славянский миф о том, как Ярило принес людям хлеб и научил обрабатывать землю. По легенде, именно в этот день была сделана первая борозда, и сейчас мужчины именно 23 апреля проводят в трудах на земле.

9 мая – этот день славяне называют днем рождения Матери Сырой Земли. В отличие от праздника первой борозды, в этот день запрещалось работать на земле.

Миф о Яриле Солнце многие из нас знают еще со школьной скамьи. Во многих учебниках можно прочитать славянский миф «Ярило солнце» - о древнем славянском боге весеннего солнца. Ярило - молодой бог, который появляется людям в образе юноши с прекрасной внешностью. У Ярилы светлые волосы, развивающиеся на ветру, красивые голубые глаза, мощный торс и приятная улыбка. Недаром все эти «прелести» сделали из него настоящего ловеласа, так как по преданиям Ярило любил многих богинь и даже земных женщин. так и миф о Яриле имеет темой его любовь с Матерью-Землей.

Начинается древний славянский миф с описания, как в стуже и темноте жила Сырая Земля. Мрак окутал ее с головы до пят, а на ее поверхности не было ничего живого, светлого и приятного. Не было заметно на ней ни движенья какого, ни звуков, ни тепла или света. Так и жила бедная Сырая Земля. Такой и увидел ее вечно молодой и прекрасный, теплый и жаркий Ярило. Остальные боги не разделяли желания молодого и пылкого Ярилы принести на Землю свет и тепло. Им до Земли не было дела, но рьяный Ярило сам взглянул на Сырую Землю и пронзил холод и мрак своим светлым, теплым взглядом-стрелой. Увидел Яр спавшую Землю, а в том месте, где его взор пронизал тьму, появилось красное солнышко. И через солнце на Землю полился яркий свет и тепло от Ярилы.

Мать Сырая Земля стала пробуждаться ото сна под теплым солнышком, засияла своей юной красой, раскинулась буйством зелени и красок, как невеста на своем брачном ложе. Живоносный свет разлился по всем глубинам Земли, пила она золотые лучи Ярилы, да не могла напиться. На Земле-Матушке появилась жизнь, и нега разлилась по всей ее поверхности, достигая самых глубин. Тут и влюбился Ярило в такую прекрасную Землю. Взмолился бог солнца перед Сырой Землей, чтобы та полюбила его, ответила взаимностью. А за это Ярило обещал раскинуть на ней синие моря, алые цветы, желтые пески и зеленые леса с травами. От Ярилы и родила Земля-Матушка множество живого - несметное количество.

И полюбила Земля Ярилу. И на месте жарких божественных поцелуев стали появляться злаки и цветы, темные леса и светлые поляны, голубые реки и синие моря. И чем больше пила Земля поцелуи Яриловы, тем больше из ее недр появлялось животных и птиц, рыб и насекомых. Все они ожили и стали петь хвалебные песни отцу-Яриле и матери-Земле. А Ярило все не унимался, предлагая Земле полюбить его пуще прежнего. И полюбила Сырая Земля, и родила от бога солнца самое любимое свое детище - человека. Как только человек появился на Земле, так и ударил Ярило его своими стрелами-молниями в самое темечко. Так и зародилась в человеке мудрость, разум. На этом и заканчивается миф о любви между Ярилой и Землей-Матушкой.

Подобные мифы - это истории о зарождении жизни на земле. Также существуют несколько подобных мифов о том, как каждый год на землю Ярило опускает свои яркие лучи. Под ними оживает Земля от своего зимнего сна-смерти, вновь рождая все новую жизнь. и так повторяется из года в год, а неутомимый молодой Ярило продолжает делать детишек земных.

Цель: с формировать представление о боге Яриле, познакомить с обрядами чествования его народом посредством выразительных средств литературы и изобразительного искусства.

Задачи:

обучающие:

формировать:

    речевые умения, навыки чтения, слушания;

    навыки учебного, творческого сотрудничества детей в процессе художественно-практической созидательной деятельности;

    навыки работы в технике бумагопластика, графика;

развивающие:

развивать:

    способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;

    память, образное мышление, творческое воображение;

    активный интерес к истокам славянской культуры;

воспитывающие:

воспитывать:

    любовь к родине, интерес к её многотысячелетней истории;

    культуру нравственно-эстетического восприятия и потребность в сохранении

    художественного наследия славянского народа;

здоровьесберегающая:

    способствовать сохранению здоровья детей с разным типом психического восприятияинформации путем смены видов деятельности.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель по литературному чтению:

Ребята, сегодня мы с вами окунемся в мир прошлого нашей Родины. В то время, когда люди жили в гармонии с природой, любили и обожествляли ее. Данные слова могут послужить эпиграфом к нашему уроку ( )

Народ, не знающий своей истории, своих древних корней, обречён на гибель. Счастье, что наши древние сказания о славянских богах хотя бы частично сохранились, переданные нам неизвестными сказителями, нашими далёкими предками. И, прочитав их, вы с гордостью можете сказать, что вы - наследники древних славян. Вы, так же как и они, будете знать и любить свою историю, уважать предания своего народа и гордиться его многотысячелетней историей.

2. Повторение изученного материала .

Предания, сказания, как можно по-другому назвать? (мифы )

А что же такое миф? Какие признаки мифа вы знаете? (повествование о богах, героях, мифы отражают фантастические представления людей)

Учитель, подводя итог сказанному, даёт определение мифа.

Миф – это рассказ (повествование) о богах, героях, духах, отражавший фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии.

С мифами каких народов мы познакомились на предыдущих уроках? (греческого, хакасского ) Назовите их. (“Арион”,”Дедал и Икар”, “Луна и Чилбиген” и др.)

Возвращаясь к нашим словам на слайде, скажите, с мифом какого народа мы будем знакомиться сегодня? (славянского )

Если миф - это повествование о богах, и мы будем знакомиться со славянским мифом, нельзя не вспомнить о славянских богах. Давайте вспомним, с какими славянскими богами мы познакомились на уроках окружающего мира ( )

На слайдах картинки с изображениями некоторых славянских богов, их именами и краткой характеристикой. Учащиеся зачитывают эти сведения.

Бог Сварог – Верховный Небесный Бог, управляющий течением Жизни нашей и всем Мироустройством Вселенной.

Бог Перун – Бог – Покровитель всех воинов, защитник Земель от Тёмных сил.

Богородица Макошь – Небесная Богородица, Справедливая Богиня счастливого жребия и Судьбы, вместе со своими дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы Небесных Богов, а также судьбы всех людей.

Даждьбог – Бог-Хранитель древней Великой Мудрости, податель всяческих благ, счастья и благополучия.

Стрибог – Бог, который управляет молниями, вихрями, ураганами, ветрами и штормами морскими.

Ярила - ….?( картинка и характеристика отсутствует на слайде )

Что же представляет собою Бог Ярила? Давайте прочитаем миф, и, возможно, там найдём ответ на этот вопрос.

3. Изучение нового материала.

А) Первичное чтение текста.

Миф “ Ярило - Солнце” читают четыре хорошо читающих ученика, соответственно логическим частям, на которые разбит весь текст.

О чём рассказывается в мифе? (о зарождении жизни на Земле, о происхождении человека, о Боге Яриле)

Какие чувства вызвало это произведение? (восхищение, гордость за человека, радость)

Учитель : Наша главная цель сегодня на уроке – из отдельных сведений в тексте составить образ бога Ярилы, нарисовать его словесный портрет.

Сначала попытаемся понять, почему он так назван? Давайте подберём однокоренные слова к слову Ярило (ярый, яркий, яростный). Найдём значение слова “ярый” в толковом словаре С. Ожегова и прочитаем.

Б) Анализ литературного образа Ярилы

1 группа : Прочитать 1 абзац по цепочке по одному предложению и ответить на вопросы:

Какая была Мать Сыра Земля до появления Ярилы ? (мертва была, ни тепла, ни звуков)

- Есть ли в тексте описание Ярилы?(вечно юный, вечно радостный светлый Ярило )

Что сделал Ярило, чтобы разбудить Землю?(пронизал, прорезал слои мрака, полились жаркие волны лучезарного света)

2 группа : прочитать 2 и 3 абзацы “про себя” и ответить на вопросы:

Как Земля изменилась с появлением Ярилы? (проснулась, в красе раскинулась, разукрасилась злаками, цветами и т.д. )

Как понять выражение “жадно пила она золотые лучи живоносного света”? Какое средство художественной выразительности здесь используется? (олицетворение)

- Кто появился на Земле под воздействием Ярилина света ? (рыбы, звери, птицы)

3 группа : ответить на вопросы к 4 и 5 абзацам выборочным чтением.

Как произошло рождение человека и как у него зародился ум?

Как Ярила приветствовал рождение человека?

Что оставил Ярила вместо себя, когда его сила ослабела? (огонь)

Учитель литературного чтения подводит ито г:

Таким образом, мы можем сказать, что Ярила – бог Солнца, вносящий в жизнь природы молодую свежесть, расцвет и плодородие, пробуждающий жизнь.

Физкультминутка

А теперь тихонько встали,
Руки к небу мы подняли,
Потянулись, улыбнулись
“Здравствуй, солнышко!”, - сказали,
“Поклонились вправо, влево,”- говорит учитель изобразительного искусства и продолжает физкультминутку
Вправо, влево
Дружно сели – вновь за дело!

В) Знакомство с художественными образами Ярилы.

Вступает

- Интересно было бы знать, а как Бога Ярилу изображал народ? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте соберём его образ. (Учащиеся собирают иллюстрацию с изображением Ярилы, разрезанную на несколько частей)

Учитель:

- Так выглядел, Ярила – вешний, молодой юноша в белой рубахе, босой, с венком из полевых цветов на голове, разъезжающий на белом коне. ( )

23 апреля – День Ярилы Вешнего. Что же происходило в это день?

Из первой группы три ученика рассказывают информацию, которая лежит у них на столе:

1-ый ученик: В этот день Ярила “отмыкает” Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав.

2-ой ученик: В народе говорили: “Ярила Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет”.

3-ий ученик: В этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище. По обычаю скот и ребятишек слегка ударяли вербовыми ветвями и приговаривали: “Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!”

Учитель:

- ( ) - Но образ Ярилы не был однозначным, он менялся в течение лета, и этому было посвящено множество праздников.

А 4 июня Ярило представлялся народу иным . В одной руке он держал пучок ржи, а в другой палицу. Что это за день?

Выходят три учащихся из второй группы:

1-ый ученик: День чествования Ярилы Сильного или еще его называли Ярилой Мокрым.

2-ой ученик: В этот день хозяин обязательно ходил в поле – “смотреть жито”. Для чего во всходы кладётся специально испечённый пирог. Затем хозяин отходит на несколько шагов и смотрит – видно пирог во всходах или нет. Если пирог не видно, значит, урожай будет хорошим.

3-ий ученик: Начиная с этого дня, Вешняя сила Ярилы идёт на убыль вплоть до Купалы.

Учитель:

7 июля это не только день Купалы, но и день проводов Ярилы. Который мыслится уже не молодым, а седобородым старцем, отдавшим всю свою живительную силу Земле . ( )

1-ый ученик: В этот день было принято скатывать горящие колеса с ближайшей возвышенности.

2-ой ученик: Проводились шуточные “похороны” Ярилы. Для этого изготавливалось соломенное чучело состарившегося Ярилы, которое по Закону подобия хоронил такой же старик.

3-ий ученик: Другой вариант проводов Ярилы заключался в следующем: вокруг старика, изображающего Ярилу, водили хоровод.

Учитель изобразительного искусства:

-Мы много узнали о боге Яриле и можем сделать вывод, кто же он такой.

( ).

- Ярило – образ Бога-Солнца. Бог пробуждающейся природы и плодородия, символ силы и любви. Покровитель растительного мира. В честь него стали люди давать имена своим детям, чтобы быть им сильными, ярыми - Ярополк, Яромир, Ярослав.

Но мы не знаем, с какими словами обращались люди к Яриле. Их мы узнаем после того, как по подобию Ярилы преобразим нашу Землю (на доске образ неожившей Земли ). Для этого поработаем в группах.

4. Закрепление материала.

Творческая работа в группах. (во время выполнения работы звучит музыка с пением птиц)

1 группа: создают образы людей в народных костюмах;

2 группа: создают образ цветущей Земли (цветы, деревья);

3 группа: создают образ неба (облака, птицы, солнце)

5. Создание коллективной работы.

После выполнения работы в группах, создаётся коллективная работа, изображающая целостный образ мира.

Учитель изобразительного искусства:

Мы преобразили нашу Землю? Какой она стала?( красивой, нарядной, цветущей)

Благодаря вашему творческому труду, на нашей работе появились слова, с которыми люди обращались к Яриле, чествуя его. ( )

Ученик выразительно читает слова, записанные на слайде.

Здравствуй, Ярила Трисветлый!
Славен и Триславен будь!
Яришь ты плоды полей наших
И силу нашу молодецкую!
Да во славу Рода Небесного
И Земли- Матушки!
Так было, так есть
И так будет!

6. Итог урока.

Учитель литературного чтения:

Давайте подведём итог урока. Что же нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что вам показалось самым интересным?

7. Домашнее задание.

1 группа. Найти и выписать устаревшие слова, объяснить их значение.

2 группа. Найти и выписать из текста метафору, сравнение и олицетворение.

3 группа. Выразительное чтение отрывка “Пробуждение Земли”.

8. Рефлексия.

Учитель изобразительного искусства:

Если урок вам понравился, вы узнали много нового и интересного, пусть каждый из вас дополнит наше солнышко (на доске на листе ватмана солнце без лучей) своим лучиком знаний.

Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! А мне хочется закончить урок словами заповеди, оставленной нам нашими предками-славянами ( )

Каждое совершённое вами деяние оставляет свой неизгладимый след на извечном Пути жизни вашей, а посему сотворяйте, люди, только прекрасные и благие деяния, да во Славу Богов и Предков ваших, в назидание потомкам вашим!

Иногда так хочется найти сказку и читать славянские мифы! Сказочные времена были когда-то давно, примерно в то время, когда все в мире было красивым, чистым и светлым, когда люди были доверчивы и веселы, когда люди любили и верили в счастье. Когда это было? Это было очень давно или просто в нашем детстве? Читайте славянский миф - милую, душевную историю из книги «Боги и люди», сказку о Ярило. И почему так хочется плакать? Сказка-то о Ярило со счастливым концом. Прекрасная славянская мифология о солнце, о Боге Ярило и его помощи в любви.

«Сказка о том, как Ярило в любви помог»

На всю округу из нашей деревни что парни, что девки очень ценились как женихи–невесты. Парни хозяйственные, девки работящие. А уж попеть–поплясать, да хороводы водить – никому за ними не поспеть. А самый завидный жених был Гордыня, Путятин сын. Всем взял парень: и рост подходящий, и плечи с косую сажень, и лицом светел. Но норов у него был никчемный - задиристый, горделивый, себя выше всех считал. Не зря Гордыней его прозвали. Но в работе тоже всегда первый, все в руках горело. Тут уж худого слова не скажешь. Ну и девки все обхаживали его, как могли. Только он на девок вроде и не смотрит. На гулянье, бывало во всех играх первый, столб вслепую всегда первый срубал, да так, что его столб соперника столб сваливал. Но как до хороводов дело доходит, поворачивается – и прочь. Постепенно так всех девок от себя и отвадил.

Только одна, Ясуня, Милованова дочка, не отступалась. На других парней и не смотрела, сватам отказывала. Милован, на что уж дочку любил и не неволил, поругивать ее стал: – Смотри, Ясуня, пробросаешься! Будешь век одна куковать! Она только вздыхает.

И вот, однажды наступил день Открытия Сварги. Ярилу, Бога ярого весеннего солнца, любовной страсти и плодородия, в деревне у нас очень чтили. Вся деревня с утра участвовала в празднике – и стар, и млад. Ждали его, чтоб отомкнул он своим ключом Матушку–Землю, да потекли по ней весенние воды.

Идут на Ярилину Горку, каждый хозяин несет хлеб–соль, складывают его кучкой, а специально выбранный хозяин троекратно кланяется на три стороны и произносит обращение к Яриле:

Гой ты, Ярила огненная Сила!
С неба грядучи, ты возьми ключи,
Отомкни ты Матерь–Сыру Землю,
Пусти теплу росу да на всю весну,
На сухое лето да на ядрено жито!
Гой! Слава!

А весь народ повторяет это за ним и тоже кланяется на три стороны. Потом идут на поля, трижды обходят их и поют:

Волочился Ярило
По всему белу свету,
Полю жито родил,
Людям деток плодил.
А где он ногою –
Там жито копною,
А где он глянет,
Там колос цветет.


А вечером выбирали самого красивого парня, надевали ему венок на голову, в руки давали черемуховую ветку и водили вокруг него хороводы, распевая песни.

А у нас Ярилин день,
Я травку–муравку вытопчу,
Тебя, молоденьку, подержу…

На эти вечерние игрища допускались только молодые парни и девушки. После хоровода они разбивались на пары и разбредались, кто в поле, кто в лес. Ярило любовь очень одобрял. Он даже проверял, все ли парни и девки в гулянье участвуют. Ходит, смотрит, спрашивает, если что не так.

Вот как-то в такой вечер идет по деревне мимо Гордыниного дома. Смотрит, молодой парень вместо того, чтобы с девушкой миловаться, во дворе дрова колет. Удивился Ярило. Думает: «Что-то не то с этим парнем». Подходит ближе. Всмотрелся и ужаснулся: «Сердце-то у парня ледяное! Видно Морена, Богиня Зимы и Смерти поцеловала парня! Не дело это! Как же я это не усмотрел! Надо парня выручать!». Пошел дальше и все думает, как помочь. И видит на скамеечке сидит девушка, такая милая, как ландыш лесной, но печальная. И одна сидит. Тоже непорядок. Подсел к ней, разговор завел. А она отворачивается, глаза прячет. Но разве против Бога Ярилы устоит кто. Узнал, что Ясуней зовут. Выспросил про ее несчастную любовь к Гордыне. Вот и лекарство есть для Гордыни,- обрадовался Ярило. И сказал: «Помогу я тебе, только делать должна точно, как я скажу. Согласна? – спрашивает, а Ясуня шепчет:

– «А Гордыне от этого худа какого не будет?».

Восхитился про себя Ярило: «Вот она, настоящая любовь! За милого беспокоится, а не о себе думает!»

А вслух говорит: «Будешь делать, как скажу, только добро будет. Сердце его ледяное растопить нужно, а то недолго ему тут оставаться, может скоро в Навь, мир теней и смерти, уйти». И протягивает ей ветку черемухи с цветом. По этой ветке Ясуня и признала Ярилу. В ноги хотела упасть, да он не позволил. «Слушай дальше, – говорит. – Ветку эту из рук на минутку не выпускай, чтобы сила в ней оставалась. Утром, как пойдет он скотину выгонять, подойди к нему, да встань прямо перед ним и, не мешкая, чтоб не одумался, подай ему ветку, гляди в глаза и быстро так скажи: – Одно сердце страдает, другое не знает. Он растеряется, отвык уже, чтобы девки на шею вешались, ветку возьмет и глянет на тебя. А как глянет, так и присохнет. Но ты тут же повернись и прочь иди.

Вот после этого начнется самое трудное для тебя. Гордыня твой начнет следом за тобой ходить, любви ответной просить. Но ты каждый раз отвечай: – С чем пришел, с тем и пошел, поворачивайся и уходи, виду не подавай, что любишь. Если ответишь на любовь, поцеловать разрешишь, сердце его заледенеет пуще прежнего, уже ничем не поможешь, а он быстро в Навь отойдет.

И продержаться так тебе надо до следующей Ярилиной Стречи. Сватов будет засылать, отказывай. Отцу можешь намекнуть, что, мол, Ярило так велел, а больше никому ни слова. За этот год сердце его полностью оттает, Морена власть над ним потеряет. Продержишься, через год я сам на Гордыню венок надену. Как увидишь на нем мой черемуховый венок, так к отцу веди, чтобы благословил. Тогда и милуйся, сколько хочешь».

Прижала Ясуня ветку к груди, вдохнула духмяность черемуховую. Подняла глаза на Ярилу, чтобы поблагодарить, а его уже и нет, только рядом сидел, а уж и след простыл. Но Ясуня все же сказала, то, какие добрые слова хотела сказать: «Бог, он Бог и есть – все слышит, все знает».

В эту ночь Ясуня так и не ложилась спать, ветку к лицу прижимала и смелости набиралась, как она к Гордыне подойдет. А утром, только рассвет занимался, Ясуня уже Гордыню поджидает. Он один жил, родители померли, так за скотиной он сам и ходил. Гонит Гордыня скотину в стадо, а наперерез ему девушка спешит. Скользнул он по ней взглядом, хотел дальше идти. А она встала перед ним, протягивает цветущую черемуховую ветку. Он от неожиданности ветку взял и на нее глаза поднял. А она ему в глаза глядит и говорит: «Одно сердце страдает, другое не знает». Как жар прошел у него по телу, смотрит на девушку, а она ему милее всех на свете кажется. «Как зовут тебя, милая? Чья ты дочка будешь?».

А красавица повернулась и пошла прочь. Он за ней. И про скотину забыл. Догнал, не пускает. А она ему так строго: «С чем пришел, с тем и пошел!». Оторопел Гордыня. Гордость в нем взыграла, тоже повернулся и пошел, но ветку Ярилину из рук не выпускает, память о девушке ветка хранит. А Ясуня домой бегом, слезами захлебывается и не знает, о чем плачет – то ли, что Гордыня наконец-то ее заметил, то ли, что оттолкнуть его пришлось.

Хоть и рассердился Гордыня, но вечером на гулянье пришел, Ясуню высматривает, все о ней у парней выспрашивает. Но как подойдет только к ней, она ему опять: «С чем пришел, с тем и пошел!». Так и пошло день за днем. Он к ней, она от него.

Вся деревня уже смеяться над ними устала, а Ясуню осуждать стали, что нос от такого парня воротит, сватов засылал, отказала. Стали выговаривать, что, мол, испортила девка паренька. Навела девка на парня сухоту. Но Ясуня хорошо помнит, что Ярило наказывал: «Уступишь, парня в Навь загонишь».

Вот опять Ярилины праздники наступили. Стоит Гордыня в сторонке, смотрит, как Ясуня хороводы водит. Сердце от любви тает, вспоминает, как в народе говорят: «Без солнышка нельзя пробыть, без милой нельзя прожить». Не заметил, как незнакомый парень подошел, наблюдает за ним, улыбается. А потом парень и говорит: «Она черемуху любит. Надень на себя мой венок черемуховый, подари ей ветку черемуховую, От такого подарка девушки не отказываются».

Гордыня даже отказаться не успел, как венок уже на голове, а ветка в руках, а сам он быстрым шагом к Ясуне идет. И про парня забыл. Тут и Ясуня его увидела – венок у него на голове, в руках черемуха, не обманул Ярило, не забыл обещание, выскочила из хоровода и, будто случайно, навстречу пошла.

Встретились, он ей ветку отдал, обнял, да так, обнявшись, пошли. И всю жизнь, обнявшись, и прожили. Настоящая любовь и ледяное сердце растопит.

Такая вот сказка о Ярило вышла у нас! Скоро уж наступит время хороводы водить, весну–красну встречать. Вспомните тогда славянскую сказку о Ярило, порадуйтесь вместе со всем миром тому, что зима отступила, а сердца людей оттаяли, наполнились любовью!

Эту сказку о Ярило, да другие волшебные истории в книге «Боги и Люди» найдете. Читайте славянские мифы, пусть наполняют они душу радостью!

У балтийских славян это божество известно под именем Яровита (Геровита). В латинских средневековых сочинениях его представляли богом войны и отждествляли с римским Марсом. Около его кумира в одном из святилищ висел щит с золотыми бляхами, считавшийся принадлежностью Яровита. Этот щит нельзя было сдвигать с места в мирное время. Культовый центр Яровита во время торжества в его честь был окружен знаменами. Славяне испытывали такое благоговение перед золотым щитом Яровита, что, когда христиане хотели разорить идола и убить служившего ему жреца, тот, ударив в щит и со страшным криком бросившись в толпу народа, возбудил такой ужас в новообращенных христианах, что они по старой привычке, увидев щит, попадали на землю. Известно также о посвящении Ярови-ту весеннего праздника плодородия. В одном из источников приводится речь жреца Яровита, согласно которой ему приписывается власть над зеленью и плодами земли. Власть эта и схожесть имен позволяет отождествлять его с восточнославянским Ярилой

ЛеЖала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуЖе. Мертва была - ни света, ни тепла, ни звуков, никакого двиЖения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: "Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша ль, пригоЖа ль она?" И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что леЖали над спавшею Землею, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце Жаркие волны лучезарного Ярилина света.

Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи Живоносного света, и оттого света палящая Жизнь и томящая нега разлились по недрам ее... Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого, и от Жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами...

Пила она Жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки

И все жило, и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу Яриле, Матери-Сырой-Земле. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжей-яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся Живая, тварь в уЖасе встрепенулась- разлетелись поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою... И услыша то слово узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились.

Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра-Земля стала тосковать, боясь, что все замерзнет. Ярило утешил ее, сказав, что опять вернется, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.

Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сЖигали умерших -заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали Живушему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов их матери - опуская их в лоЖе ее, т. е. зарывая в Землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование Ярилой огня человеку. Праздники совершались в долгие летние дни, когда Солнце, не укорачивая ход, начинает расставаться с Землею... (П. И. Мельников-Печерский "В лесах").

ЯРИЛО

Что душу мою как пожар озарило,

Чей взор в полумраке заискрился, чей?

То ходит во мраке веселый Ярило.

О боже прекрасный, меня озарило

Мерцанье твоих искрометных очей!

// кровь забродила, и страсть закипела,

И сердце истомно и сладостно мрет.

Недаром рассыпчатым цветом вскипела

Черемуха возле дорог и болот.

Ярило, ты к людям приходишь во мраке,

Сердца, как костры, зажигаешь ты им.

В кудрях твоих — пышные красные маки,

И звезды, и звери, и люди во мраке

— Все пьяны душистым дыханьем твоим.

Как чудно сверкают Ярилины очи!

Мне в душу проходят они, как мечи!

О боже прекрасный, из сумрака ночи,

Как синие стрелы, кипучие очи

Мне в душу стреми, излучай и мечи!

Д. Семеновский (1915 г.)



Что еще почитать