Нацистская благотворительность и немецкое общество. Отражение менталитета в повседневной жизни

Каждый народ характеризуется конкретными особенностями характера, поведения и миропонимания. Вот тут-то и появляется понятие "менталитет". Что это такое?

Немцы - особенный народ

Менталитет - это довольно новое понятие. Если, характеризуя отдельного человека, мы говорим о его характере, то при характеристике целого народа уместно употреблять слово "менталитет". Итак, менталитет - это совокупность обобщённых и распространённых представлений о психологических свойствах национальности. Менталитет немцев - это проявление национального самосознания и отличительные признаки народа.

Кого называют немцами?

Немцы сами себя называют дойче. Они представляют собой титульную нацию народ относится к западногерманской подгруппе германских народов индоевропейской языковой семьи.

Говорят немцы на немецком языке. В нем выделяется две подгруппы диалектов, названия которых произошли от распространения среди жителей вдоль течения рек. Население юга Германии относится к верхненемецкому диалекту, обитатели северной части страны говорят на нижненемецком диалекте. Кроме этих основных разновидностей, существует 10 дополнительных диалектов и 53 местных говора.

Немецкоговорящих жителей Европы насчитывается 148 миллионов. Из них 134 миллиона человек называют себя немцами. Остальное немецкоговорящее население распределилось следующим образом: 7,4 миллиона - это австрийцы (90% всех жителей Австрии); 4,6 миллиона - швейцарцы (63,6% населения Швейцарии); 285 тысяч - люксембуржцы; 70 тысяч - бельгийцы и 23,3 тысячи - лихтенштейнцы.

Большая часть немцев проживает в Германии, примерно 75 миллионов. Они составляют национальное большинство во всех землях страны. Традиционные религиозные верования - католичество (преимущественно на севере страны) и лютеранство (распространено в южногерманских землях).

Особенности немецкого менталитета

Главная особенность немецкого менталитета - педантичность. Их стремление к наведению и соблюдению порядка завораживает. Именно педантичность является источником многих национальных достоинств немцев. Первое, что бросается в глаза гостя из другой страны, - это обстоятельность дорог, быта и сервиса. Рациональность сочетается с практичностью и удобством. Невольно возникает мысль: именно так должен жить цивилизованный человек.

Найти рациональное объяснение каждого события - цель каждого уважающего себя немца. У любой, даже абсурдной ситуации, всегда существует пошаговое описание происходящего. Менталитет немцев не позволяет оставить без внимания малейшие нюансы целесообразности каждой деятельности. Сделать «на глазок» - ниже достоинства истинного немца. Отсюда высокая оценка продукции, проявляющаяся в знаменитом выражении «немецкое качество».

Честность и чувство чести - вот черты, которые характеризуют менталитет немецкого народа. Маленьких детей учат добиваться всего самим, бесплатно ничего никому не достаётся. Поэтому в школах не распространено списывание, а в магазинах принято оплачивать все покупки (даже если кассир ошибётся в подсчётах или не заметит товар). Немцы испытывают чувство вины за деятельность Гитлера, поэтому в стране за послевоенные десятилетия не названо ни одного мальчика его именем Адольф.

Экономность - вот в чём ещё проявляется немецкий характер и менталитет. Перед совершением покупки истинный немец сравнит цены на товар в разных магазинах и найдёт самую низкую. Деловые ужины или обеды с немецкими партнёрами могут поставить в недоумение представителей других народов, так как расплачиваться за блюда им придётся самим. Немцы не любят излишнюю расточительность. Они очень бережливы.

К особенности менталитета немцев относится удивительная чистоплотность. Чистота во всём, начиная с личной гигиены и заканчивая местом проживания. Неприятный запах от сотрудника или мокрые вспотевшие ладони могут послужить весомой причиной для увольнения с работы. Выбросить мусор из окна автомобиля или бросить пакет с мусором рядом с мусорным баком - нонсенс для немца.

Немецкая пунктуальность - чисто национальная черта. Немцы очень трепетно относятся к своему времени, поэтому не любят, когда его приходится тратить впустую. Они сердятся на тех, кто опаздывает на встречу, но так же плохо относятся и к тем, кто приходит раньше. Всё время немецкого человека расписано по минутам. Даже для встречи с другом им потребуется заглянуть в расписание и найти окно.

Немцы - очень конкретный народ. Если они пригласили вас на чай, знайте, кроме чая ничего не будет. Вообще, немцы редко приглашают в свой дом гостей. Если вы удостоились такого приглашения - это является признаком большого уважения. Приходя в гость преподносит хозяйке цветы, а детям сладости.

Немцы и народные традиции

Менталитет немцев проявляется в соблюдении народных традиций и неукоснительном следовании им. Таких переходящих из века в век норм великое множество. Правда, в основе своей они носят не общенациональный характер, а распространяются по определённой местности. Так, урбанизированная Германия сохранила следы сельской планировки даже крупных городов. В центре поселения находится рыночная площадь с церковью, общественными зданиями и школой. От площади расходятся радиусами жилые кварталы.

Народная одежда на немцах появляется в В каждой местности свои цвета и отделка костюма, но покрой одинаков. Мужчины носят узкие штаны, чулки и башмаки с пряжками. Светлых цветов рубашка, жилет и длиннополый кафтан с огромными карманами заканчивают образ. Женщины облачаются в белую кофточку с рукавами, тёмный корсет со шнуровкой и глубоким вырезом и широкую юбку в сборку, поверх которой яркий фартук.

Национальная представляет собой кушанья из свинины (сосиски и колбаса) и пиво. Праздничное блюдо - свиная голова с тушёной капустой, запечённый гусь или карп. Из напитков подают чай, и кофе со сливками. Десерт состоит из пряников и печенья с конфитюром.

Как немцы приветствуют друг друга

Пришедшее из глубины веков правило приветствовать друг друга крепким рукопожатием сохранилось у немцев до сих пор. Гендерное различие не имеет значения: немецкие женщины делают так же, как и При прощании немцы снова жмут руки.

На рабочем месте сотрудники на «Вы» и строго по фамилии. А помимо деловой сферы, среди немцев распространено обращение на «ты». Возраст или социальное положение значения не имеет. Поэтому, если вы работаете с немецким партнёром, будьте готовы к обращению «господин Иванов». Если ваш немецкий друг младше вас на 20 лет, то к вам он будет всё равно обращаться на «ты».

Страсть к путешествиям

Стремление путешествовать и узнавать новые земли - вот в чём ещё проявляется менталитет немцев. Они любят посещать экзотические уголки далёких стран. А вот посещение развитых США или Великобритании немцев не привлекает. Кроме того, что здесь невозможно получить небывалые впечатления, поездка в эти страны дороговато обходится для семейного кошелька.

Стремление к получению образования

Немцы очень трепетно относятся к национальной культуре. Именно поэтому в общении принято демонстрировать свою образованность. Начитанный человек может блеснуть знаниями истории Германии, показать осведомлённость в других областях жизни. Немцы испытывают гордость за свою культуру и чувствуют причастность к ней.

Немцы и юмор

Юмор - дело, с точки зрения среднестатистического немца, чрезвычайно серьёзное. Немецкий стиль в юморе - грубая сатира или едкие остроты. При переводе немецких шуток передать всю их колоритность не удаётся, так как юмор зависит от конкретной ситуации.

Шутить на рабочем месте не принято, особенно в отношении с начальством. Осуждаются шуточки в адрес иностранцев. Над восточными немцами распространились шутки после объединения Германии. Самые часто встречаемые остроты высмеивают беспечность баварцев и коварство саксонцев, отсутствие сообразительности у восточных фризов и расторопность берлинцев. Швабы обижаются на шутки над своей бережливостью, так как не видят в ней ничего предосудительного.

Отражение менталитета в повседневной жизни

Немецкая культура и немецкий менталитет нашли отражение в ежедневных процессах. Для иностранца это кажется непривычно, для немцев - норма. Магазинов, работающих круглосуточно, в Германии нет. В будни они закрываются в 20:00, в субботу - в 16:00, в воскресенье не открываются.

Прогуливаться по магазинам не в привычке у немцев, они экономят своё время и деньги. Тратиться на одежду - самая нежелательная статья расходов. Немецкие женщины вынуждены ограничивать расходы на косметику и наряды. Но это мало кого волнует. В Германии не стремятся соответствовать каким-то принятым стандартам, поэтому каждый одевается так, как хочет. Главное - комфорт. Никто не обращает внимания на необычную одежду и не осуждает никого.

Дети с раннего детства получают карманные деньги и учатся удовлетворять на них свои желания. С четырнадцати лет ребёнок вступает во взрослую жизнь. Это проявляется в попытках найти своё место в мире и рассчитывать только на себя. Пожилые немцы не стремятся заменить родителей детям, становясь няньками внукам, а живут своей жизнью. Они много времени уделяют путешествиям. В старости каждый рассчитывает на себя, стараясь не обременять детей уходом за собой. Многие старики заканчивают жизнь в домах престарелых.

Русские и немцы

Принято считать, что менталитет немцев и русских является полной противоположностью. Поговорка «Что русскому благо, то для немца смерти подобно» подтверждает это. Но есть общие черты национального характера у этих двух народов: смиренность перед судьбой и послушание.

Книгу «Путь в один конец» презентуют в Москве. Ее выход приурочен к 75-летию депортации российских немцев. Основой этой книги стали дневниковые записи одного из сотен тысяч российских немцев, депортированных в сентябре 1941 года – Дмитрия Бергмана. Свой дневник автор начал вести в тот день, когда был опубликован Указ о депортации немцев, а последние записи сделаны за несколько дней до его смерти. Дмитрий Бергман жил с семьей в Поволжье, но его вместе с родными вывезли из, тогда еще, Республики немцев в глухую Сибирскую деревню.

В 1941-го году автономия поволжских немцев перестала существовать. Хотя эта территория долгие годы была населена немецким народом. Самое массовое заселение произошло благодаря Екатерине II. В начале второй половины XVIII века императрица пригласила жителей некоторых стран Европы переселиться к берегам Волги.

Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованным им правах.

Мы, ведая пространство земель Нашей Империи, между прочего усматриваем наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся, немалое число, из которых многие в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая. Сие подало Нам причину в пользу всех Наших верноподданных издать манифест...

В своих документах императрица писала о том, чтобы в России жизнь для приезжих иностранцев стала мечтой: «с представлением им более благоприятных условий для лучшей жизни, чем они имели у себя на родине».

Колонистов снабдили деньгами, обещали не применять запреты на вероисповедание, дали возможность брать ссуду у государства. В то время рядовые жители Германии испытывали трудности – подвергались притеснению со стороны землевладельцев, испытывали хозяйственные нужды. Поэтому приглашение Императрицы Российской многие приняли с радостью. Большая часть иммигрантов поселилась на территориях нынешних Саратовской и Волгоградской областей. Эти места хорошо подходили для земледелия, и трудолюбивые немцы быстро там обжились.

В Поволжье немцам удалось сохранить свою культуру и обычаи. Хотя они относились с уважением к христианским праздникам, но отмечали их по-своему. В Пасху они, например, клали подарки в куриные гнезда, а детям говорили, что их принес «пасхальный заяц» (от этого, может быть, в России закрепилось выражение, - «это тебе от зайчика»,- когда детям приносят лакомства).

К ХХ веку в Поволжье было около двухсот колоний, которые населяло 407,5 тысяч человек. Из них большую часть составляли иммигранты из Германии. К этому времени они были известны как «немцы Поволжья». На родине их прозвали die Wolgadeutschen .

Немецкая слобода

Но поволжская земля не первая впустила немцев на свою территорию. Иноземцы из Германии селились в Москве и других российских городах еще в XV-XVI веках. Их селения называли Немецкой слободой. Первая слобода в Москве появилась и вовсе еще при Василии III. Но свой расцвет она пережила во время правления Петра Первого. Слобода привлекала юного царя - ему интересно было общаться с людьми, которые умели строить корабли, которые знали, как весело проводить время и искусно ухаживать за дамами.

Именно там Петр Алексеевич познакомился с учителями морского дела - Францом Тиммерманом и Карштеном Брандтом. Новая Немецкая слобода (Старую сожгли во время нападения хана Девлет Гирея в 1571 году) со временем стала общественно-культурным центром Москвы: Кремль с его старинными дворцами Петра не радовал.

Древняя Русь с немцами

Если копать еще глубже, то немало немецких корней можно встретить еще в Древней Руси. На территории восточнославянских княжеств пребывали немецкие мастера и ремесленники. Одни приезжали добровольно, а кому-то приходилось по приказу оставлять родные земли: например, сыну Юрия Долгорукого - князю Андрею, император Фридрих Барбаросса прислал своих архитекторов для строительства части Суздаля (первая половина XII века).

Активно в Древней Руси заключались двусторонние браки между знатью, которые позволяли укреплять русским князьям отношения с европейцами. Например, князь Владимир Красное Солнышко взял в жены дочь немецкого графа Куно фон Эннингена. А на немецких принцессах были женаты трое сыновей Ярослава Мудрого. Так что немецкие фамильные древа имеют очень длинную историю в России.

Век XX. Послевоенная жизнь

Большой отпечаток на судьбу немцев в России, конечно, наложила Великая Отечественная война. После событий 1941-1945 годов на территории СССР находились 2 389 560 немцев (это по советским данным, в Германии были другие цифры – более трех миллионов). Тема их жизни в послевоенном СССР была закрытой для разговоров. Они восстанавливали разрушенные города, жили в лагерях. Стоит отметить, что их работа была доброкачественной – они даже не могли понять значение слова «халтура».

Временное размещение поволжских немцев в Канзасе, 1875

В годы хрущевской «оттепели» картина немного меняется. В это время даже начали восстанавливаться институты национальной культуры. Но полной свободы немцы все еще не чувствовали. Например, им разрешали проводить свои культурные мероприятия, но лишь те, которые не противоречили политике партии.

Свободу немцы вдохнули в период перестройки. Показательным в этот период стало то, что о них стали писать в газетах.

Ближе к нашим дням

В начале 90-х в Санкт-Петербурге организовали «Немецкое общество Санкт-Петербурга». Возобновилось издание газеты «St. Petersburgische Zeitung» . Начинают возникать общественные движения российских немцев, которые занимались вопросом национального возрождения. Одним из лидеров такого движения был известный ученый академик Борис Раушенбах. Он же внес немалый вклад и в становление советской космонавтики. Впрочем, с немцами в истории России связно много событий, открытий, произведений культуры и искусства. След во времени оставили художник Карл Брюллов, мореплаватель Иван Крузенштерн, выдающиеся пианисты Святослав Рихтер и Рудольф Керер, поэт Афанасий Фет, Денис Фонвизин и многие другие выдающиеся личности.

Русские немцы сегодня

В начале 2010 года согласно Всероссийской переписи населения в России проживало более трехсот тысяч русских немцев. Эти люди с большим уважением относятся к своим предкам, чтят их традиции и культуру. Они собирают исторические факты, проводят фестивали в России.

Сегодня в России существует большое количество объединений российских немцев на местном, региональном и общероссийском уровне. В крупных городах страны имеются культурные немецкие центры. Так, Немецкий культурный центр им. Гете имеет множество своих филиалов в российских городах. Активно работает Российско-немецкий дом в Москве. В социальных сетях существуют сообщества, например «Немецкая община в России», «Российские немцы», «Общество российских немцев». Так, если ввести поиске «ВКонтакте» словосочетание «российские немцы», то результат выдаст порядка 40 найденных групп.

В одной из таких групп мы пообщались с русской немкой Мариной Эссен, которая живет в городе Оренбурге. В 1765 году ее далекий предок, на основании манифеста Екатерины Великой решил переехать в Россию. Он приехал из южной Германии и основал в Поволжье колонию под названием Галка. Предки Марины жили там вплоть до 1941 года, потом всех депортировали. К истории своей семьи, как и многие другие российские немцы Марина Эссен относится с глубоким уважением, но, по словам девушки, возрождать культуру крайне тяжело.

«К сожалению, депортация нанесла огромный ущерб и навсегда изменила жизнь немцев на русской земле. История (русских) немцев трагически закончена и практически невозможно что-то возродить: сохранить свой быт, культуру, традиции в такой огромной стране. На мой взгляд, через некоторое время немцы могут совсем исчезнуть из России. У нас нет своей территории, мы разбросаны не только по всей России, но и Казахстану. Смешанные браки растворят немцев в других многочисленных национальностях», - говорит Эссен.

Екатерина Гербст проживает в Тюмени. Ее предок Johann Herbst иммигрировал со своей женой из города Мекленбурга. В Россию они приехали примерно 1762-1763 году, уже в здесь у них родились дети.

Несколько поколений из рода Herbst жили в Волгоградской области. С началом Великой Отечественной войны семью дедушки Екатерины – Виктора Гербст (который был еще ребенком) – репрессировали в поселок Мирный Тюменской области. Деду Екатерины, его матери и братьям удалось выжить, а уже его дедушку и отца расстреляли.

Впоследствии трех братьев отправили в ГУЛАГ на 10 лет. После того, как братья деда Екатерины вышли из лагеря, они женились и взяли фамилии жен. Только дед Екатерины Гербст – Виктор оставил свою немецкую фамилию. Он жил в Мирном до 1985 года, потом переехал. Сейчас этот поселок не существует - последние его жители были немцы - бабушка и дедушка по материнской линии Екатерины Гербст. Когда они умерли, не стало и поселка.

Екатерина рассказывает, что ее дедушка переехал в село Ленинка Тюменской области и прожил там до своей смерти. Иногда она приезжает в это село. Там, по рассказу русской немки, еще отмечают Пасху по лютеранской традиции и хоронят людей по немецким обычаям: «это все что осталось от немецкой культуры и все что я наблюдаю как представитель этой нации. И когда отпевают людей эти две бабушки-немки и дедушка лет 78, я думаю о том, что же будет дальше. В этом селе живет и молодое поколение русских немцев, но мало кто из них чтит традиции немецкой культуры», - рассказывает Екатерина.

«Для моей семьи все это очень важно, так как это моя история, история моего рода. Я понимаю, что наши обычаи со временем забываются. Мои бабушки и дедушки свободно говорили на своем языке и чтили традиции, в послевоенное время - примерно с 50-х годов, когда родились мои родители - на них было клеймо «фашисты». Не только у моих родителей, а у всего поколения того времени. Кто-то этого стыдился, а кто-то выходил замуж или женился и брал фамилию супруга. Постепенно терялись традиции. В моей семье с обеих сторон все немцы, но таких, как мы, единицы остались. И я очень положительно отношусь к возрождению немецкой культуры - у нас есть тоже свои обычаи, традиции, так же как у кавказцев, чуваш, русских», - добавляет русская немка.

Свои среди чужих и чужие среди своих. Начала истории их жизни в России, кажется, не найти. Может быть, их история и вовсе не имеет границ. Ясно, что многие русские немцы очень чтят свои традиции и чувствуют свою принадлежность к какой-то особой культуре, люди которой любят Россию и уважают свои немецкие корни.

Оксана Анатшева

Когда-то в Россию их пригласила Екатерина II. Они приезжали в поисках лучшей доли, возделывали степные земли, рожали детей. А через несколько столетий их заставили бросить дома и в вагонах для скота отправили на Крайний Север, Алтай, в Сибирь, Казахстан. Откуда многие не вернулись.

Ирина Вебер. Родилась в 1942 году в городе Кизел Пермской области. Образование - незаконченное высшее. Хобби - чтение. Есть сын и внук, проживают в Германии с октября прошлого года.

Наш рассказ - о российских немцах, на долю которых выпало немало тяжёлых испытаний. Обо всём этом «АиФ на Дону» поговорили с председателем Ростовской региональной организации российских немцев «Видергебурт-Дон» Ириной Вебер. Она могла бы жить в Германии, но выбрала Ростов.

Уютное гнёздышко

Юлия Морозова, «АиФ на Дону» : ИринаФридриховна, первых прибывших в Россию немцев называли колонистами. Зачем они были нужны Екатерине?

В 1763 году царица подписала «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» (освобождение от воинской повинности и налогов на десятки лет, поселение в любой части страны, беспошлинная торговля, беспроцентные ссуды и т.д.).

Ирина Вебер Фото: Из личного архива /

И потянулись обозы из европейских стран. Большинство - из Германии, раздираемой внутренними проблемами.

На Дон немцы попали позже, примерно в 70-е годы XIX века. Поселенцы с характерной немецкой педантичностью умели устроить опрятное семейное гнёздышко, воссоздать уголок покинутой ими Германии.

В 1914 году в Области войска Донского насчитывалось 123 немецких поселения, среди них Ольгенфельд (Ольгино поле), Руэнталь (Долина покоя), Мариенталь (Долина Марии), Блюменталь (Долина цветов), Эйгенгейм (Наш дом), Эйгенфельд (Наше поле).

А в 1917 году на Дону проживало 35 тысяч немцев. Их способ вести хозяйство перенимали помещики, казаки и крестьяне.

Действительно, было чему поучиться. У немцев был самый современный для того времени сельскохозяйственный инвентарь. Который, кстати, в большинстве своём они сами и изготовляли в чугунно-литейных мастерских.

Заводики и кузни, столярни, ремесленные мастерские, паровые и водяные мельницы, маслобойни - всё это было почти в каждом посёлке. С коренными местными жителями немцы общались, но всё же их общины были обособлены. Только на родном языке говорили между собой поселенцы, и в школе всё обучение шло на немецком.

- Наверное, с наступлением Первой мировой войны для донских немцев начались тяжёлые времена?

Не совсем так. Эта война особенно не повлияла на размеренное течение их жизни. Во время Гражданской войны немецкие колонии грабили многочисленные банды, разъезжающие по степям. Но то же самое происходило и в казачьих станицах.

Потом по Дону поехали продотряды, прокатилась волна поборов и реквизиций. Однако немцы в большинстве приняли советскую власть и коллективизацию. И уже в 30-е годы газеты пестрили сообщениями о победах немецких бригад и колхозов в разных соцсоревнованиях.

А 28 августа 1941 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о депортации немцев в Сибирь и Казахстан.

Представителей моего народа обвиняли в шпионаже. Тысячи немцев погибли в тюрьмах, в депортации, в трудармейских лагерях и спецпоселениях.

Детей отрывали от матерей, отправляли в детские до-ма. И на всех клеймо «фашист-ский диверсант». Сняли обвинения только в 1965 году. Теперь 28 августа - День памяти и скорби российских немцев.

Разлука длиной в жизнь

- Все эти трагические события разрушили и вашу семью?

Отец был директором школы небольшого городка Кизел в Пермском крае, преподавал немецкий. Там он познакомился с русской женщиной, которая работала бухгалтером. Её первого мужа расстреляли в 30-е годы, осталась дочь.

Фридрих Вебер, отец Ирины Вебер Фото: Из личного архива /

Брак моих родителей был счастливый. Но когда началась война, отца арестовали, по политической статье (враг народа) дали семь лет. Маму не тронули, она русская, и у неё было трое детей (я с братом и дочка от первого брака).

Всегда перед глазами вставала картинка: разбитая просёлочная дорога, я, мама и брат идём по ней под проливным серым дождём. На свидание в пересыльную тюрьму. Холодно. Железные ворота, решётки.

Потом мама рассказала, что пока отец сидел в пермской тюрьме, ей да-ли одно свидание, на которое разрешили привезти детей. Странно, что это запомнилось, ведь мне было только три года...

Мама, как могла, старалась нас прокормить, сводная сестра умерла от белокровия, лечить её было нечем. Срок заключения отца подходил к концу.

Как же мы радовались письму, в котором папа просил прислать денег на дорогу домой. Но он не приехал, и больше вестей о нём мы не имели. Мы постоянно были в поиске, нашли его маму и сестру, родственники сказали: «Не ищите его, скорее всего, Фридриха нет в живых».

Прошли годы. Мы переехали в Соликамск, потом я вышла замуж в Ростове, родился сын. Вдруг телефонный звонок, в трубке мамин голос: «Ирина, сейчас ты будешь говорить со своим отцом». До сих пор не могу вспоминать без слёз, не проходит это с годами. Услышать папу через 21 год после разлуки...

- Как же получилось, что он не смог все эти годы быть с вами?

Когда тюремный срок отца подошёл к концу, его отправили в Казахстан. Он тоже искал нас, но письма ни с той, ни с другой стороны не доходили. Потом мы узнали, что негласно переписка была подвержена люстрации и для властей нежелательна.

В 1964 году во время командировки в Прибалтике папа жил в гостинице, разговорился с одним из постояльцев. Выяснили, что тот из Перми и знает адрес мужа маминой сестры. Сразу из Прибалтики отец помчался туда.

Моя двоюродная сестра дала координаты матери. Не могу представить, какой была встреча родителей... Знаю, что они проплакали три дня.

Моя история не уникальна, таких поломанных судеб тысячи. Одна из членов нашей организации Полина Ивановна попала в трудовую армию в 17 лет. Она вспоминает, что их, как преступников, под конвоем гнали на работы. И ей было невыразимо стыдно за то, что на ногах у неё были тяжёлые деревянные ботинки, которые грохотали по мостовой.

Такую обувь выдавали немцам специально, в ней далеко не убежишь. Кстати, возвращаясь к моему отцу, скажу, что ему так и не дали потом работать по специальности учителем. Он до самой пенсии был... зоотехником.

Снимите розовые очки

- Почти все ваши родственники уже в Германии. Почему же вы не уехали на историческую родину?

Всё свое детство и юность я испытывала трудности из-за немецкой фамилии. Так, меня единственную из класса не приняли в пионеры: «Подождёшь, девочка».

В анкете я должна была писать, что отец осуждён по 58-й статье. Были проблемы с поступлением и работой. Но отчество и фамилию отца не меняла даже в замужестве.

Сейчас не хочу снова заниматься документами. И не хочу никуда ехать. Отказался выезжать и мой родной брат. Он говорил: «Не нужны мне их вычищенные газоны и цветочки-садочки. Где родился, там и пригодился».

Знаете, мно-гие российские немцы, побывав на исторической родине, рассказывают про необыкновенное ощущение «прикосновения к своим корням» и т.д. Я ничего такого не чувствую, мне кажется, это для красного словца.

- Те, кто вернулся в Германию, довольны своей жизнью там?

Очень многим, уезжающим на историческую родину, я советую снять розовые очки. Так, одна женщина, музыкант, перед отъездом из России планировала, что будет и в Германии работать музыкантом, иметь учеников.

Но в итоге немцы берут на престижную, хорошо оплачиваемую работу своих коренных граждан, а не приезжих. Образование надо доказывать, переобучаться.

Уехали мои знакомые, одна окончила филфак, другая тоже имеет высшее образование. В итоге обе нашли работу в бундесвере (военное министерство)... уборщицами. При этом им пришлось окончить для этого специальные курсы.

Кто-то из обладателей диплома российского вуза соглашается работать на мусоровозах, в барах, но кому-то тяжело с этим смириться. Вроде бы, и оплата вполне приличная по нашим меркам, но вот самолюбие страдает. Поэтому есть случаи, когда люди возвращаются в Россию.

- Вы председатель организации «Видергебурт-Дон», чем она занимается?

Однажды в газете «Аргументы и факты» я увидела материал о Ростовской региональной организации российских немцев «Видергебурт-Дон». Нашла их, написала заявление на вступление.

Общение с людьми, близкими мне по духу, изучение немецкого языка, культуры - всё это мне стало необходи-мо. В 1999 году я стала председателем организации и до сих пор остаюсь в этой должности.

Моей мечтой было возвращение лютеранской церкви всем донским немцам. До революции это было одно из красивейших зданий на улице Седова. Но потом сохранился лишь пасторский дом. Позже не стало и его.

На этом месте теперь частное заведение, ресторан и торговый дом. Сейчас у лютеран Ростовской области своего храма так и нет. Много мероприятий мы проводили с целью рассказать дончанам историю нашего народа.

Удивительно, но многие до сих пор искренне считают, что российские немцы - это «недобитые фашисты», цитирую дословно. На это я говорю: «Мы те, кто приехал по приглашению Екатерины. Мы те, для кого Россия стала родиной».

Нацистская благотворительность и немецкое общество

В годы Веймарской республики внутри НСДАП существовали лишь зародыши системы нацистского социального вспомоществования, и активисты партии ограничивались посильной помощью членам партии либо СА, оставшихся без крова или без средств к существованию. В отличие от слабой нацистской благотворительности, в Германии в период Веймарской республики существовали сильные не нацистские благотворительные организации - протестантская «Внутренняя миссия» (Innere Mission) с 1848 г., католический «Немецкий благотворительный союз» (Deutsche Caritasverband) с 1896 г., немецкий «Красный Крест», «Рабочее благополучие» (Arbeiterwohlfahrt). «Христианская рабочая помощь» (die christliche Arbeiterhife), «Союз благополучия на паритетных началах» (Paritdtische Wohlfahrtverhand). Довольно большими были конфессиональные благотворительные организации - они располагали половиной мест для призрения престарелых, больных, беспризорных. В религиозных благотворительных организациях работали десятки тысяч сестер и сиделок; половина из них одновременно была занята и в государственном здравоохранении. После 1933 г. нацисты смогли унифицировать все названные выше организации социального вспомоществования (кроме двух религиозных), а их имущество перешло к нацистской организации вспомоществования {216} .

До прихода нацистов к власти только столичная партийная организация активно занималась благотворительностью. Эту организацию гауляйтер Берлина Геббельс приметил еще в 1931 г., распорядился оказывать ей финансовую помощь и активно использовал ее в пропаганде. После 1933 г. Геббельс постарался распространить опыт работы столичной благотворительной организации на весь Рейх, а во главе ее поставил Эриха Хильгенфельда, самого серьезного социального политика Третьего Рейха; он руководил этой организацией с 1933 г. и до самого ее конца. Уже в мае 1933 г. Гитлер признал организацию Хильгенфельдта частью партийной организации, также были признаны и ее компетентность по всем вопросам благотворительности. Речь идет о «Национал-социалистической службе народного благополучия» НСВ (NSV - Nationalsozialistische Volkswohlfahrt), второй по величине после ДАФ.

Первое время (после 1933 г.) сотрудничество между НСВ и религиозными благотворительными организациями проходило нормально; Хильгенфельд подчеркивал свою в этом заинтересованность. Протестанты из «Внутренней миссии» были довольны, что после роспуска партии Центра было восстановлено равновесие между двумя разновидностями христианства: ведь собственной политической партии у протестантов не было. Новый президент немецкого Красного креста герцог Саксен-Кобургский Карл Эдуард был вполне лояльным нацистскому режиму человеком: на торжественных заседаниях своей организации он даже ввел нацистское приветствие и нацистский гимн. Впрочем, с 24 марта 1934 г. с автономией религиозных благотворительных организаций было покончено, и в этой сфере также был введен принцип фюрерства: руководство на себя взял Хильгенфельд {217} . По настоянию Гитлера ликвидировать религиозную благотворительность не стали, и только во время войны (10 марта 1940 г.) церковная благотворительность была распущена - гестапо конфисковала детские сады и приюты и передало их НСВ {218} .

Поначалу в партии весьма прохладно относились к самому термину «благополучие», ибо он ассоциировался с Веймарской республикой и профсоюзным движением, но так продолжалось недолго: придя к власти, нацисты поставили на повестку дня задачу продолжения мощной немецкой традиции социальной политики. Исходя из этой потребности, Эрих Хильгенфельд энергично взялся за решение социальных задач. Сам бывший военный, он ввел в НСВ жесткий командный стиль; его задачей было создание строго централизованной и скрупулезно выполняющей предписанные функции системы социального вспомоществования в масштабах Рейха. Как указывалось выше, сначала активность НСВ была незаметной по сравнению с деятельностью рабочих благотворительных организаций, с христианской и еврейской благотворительностью и с Красным крестом. Сначала в ее компетенции не входило даже негосударственное вспомоществование и вспомоществование общин. К тому же внутри нацистского режима шла напряженная борьба за компетенции любого рода - каждая группа (будь то СА, СС, Гитлерюгенд и др.) стремилась отхватить наибольшую власть; каждая группа хотела бы взять организацию вспомоществования для своих членов в собственные руки. Лишь после того, как в мае 1933 г. под руководством Хильгенфельда были проведены первые успешные акции по собиранию средств и вещей, Гитлер признал НСВ как «внутрипартийную организацию на общее благо», как организацию, отвечающую за вспомоществование в масштабах всей страны {219} . Впоследствии Хильгенфельд воспользовался формальными полномочиями для преодоления конкуренции соперников - в этом значительную помощь ему оказали Геббельс и министр внутренних дел Фрик. Хильгенфельд так формулировал задачу НСВ: «Главной задачей НСВ должно стать вспомоществование всем здоровым силам нации и служба на благо здоровья нации» {220} . Что касается соперничающих групп, то с ними Хильгенфельд заключил соглашения о разграничении сфер влияния. Хильгенфельду удалось договориться с руководством нацистской женской организации, но зато с ДАФ отношения никак не ладились - у Хильгенфельда и Лея была взаимная антипатия {221} . В январе 1936 г. в процессе переговоров с руководством «Немецкого собрания общин» (Gemeindetag) и главой партийного комитета коммунальной политики рейхслейтером Карлом Филером Хильгенфельду под своей эгидой удалось провести слияние всего частного и государственного вспомоществования. Неустанно твердя, что не он стремится к вмешательству в деятельность государственных и общинных инстанций, он собирался именно унифицировать всякую благотворительность. Следует отметить, что Хильгенфельд был очень честолюбивым человеком, и его стремление к власти вывело НСВ далеко за пределы собственно социальной помощи. К примеру, Хильгенфельд забрал в свое ведение руководство и обеспечение «онемечивания или аризации» детей оккупированных нацистами народов. Хильгенфельд все делал основательно: говорят, что после посещения одного из приютов для сирот из Восточной Европы он писал Гиммлеру, что либо этих детей надо как следует кормить, чтобы они стали хорошими работниками, либо убить, чтобы они не мучились {222} . Хильгенфельд даже планировал отобрать у Гиммлера интернаты «Лебенсборн», в которых воспитывали детей фронтовиков. Геринг (в рамках четырехлетнего плана) поручил ему «пост» имперского уполномоченного по использованию кухонных и пищевых отходов, что послужило поводом к насмешкам {223} . С другой стороны, это свидетельствовало о тщательном и скрупулезном подходе к делу, о стремлении рационально учесть все ресурсы. Сфера компетенций НСВ была огромной и простиралась не только на собственно вспомоществование, но и на соседние сферы - помощь молодежи, опека материнства и детства (программа «Мать и дитя»), летние и рекреационные лагеря для школьников, женские консультации, детские сады. Хильгенфельду подчинялись центры по подготовке персонала для социальной работы, юридические консультации для молодежи; его организация регулировала процесс усыновления детей, курировала сестринское дело и так далее. В 1938 г. в сестринском деле было задействовано 6 тысяч сиделок, а во время войны вышел указ об обязательном отбытии девушками-студентками трехмесячной повинности в качестве сестер {224} . К 1939 г. НСВ стала самой массовой после ДАФ организацией Третьего Рейха, ее численность составляла 12,5 млн. членов (15% населения Германии); организация располагала огромными финансовыми средствами {225} . Следует отдать должное активности Хильгенфельда и его подчиненных: облик благотворительности нацисты сильно изменили. Если в Веймарскую республику благотворительность (по мнению большинства немцев) деградировала до насквозь бюрократизированной и бездушной системы, то нацисты заменили бюрократизацию активностью, даже подвижничеством работников этой хлопотной сферы.

В разгар войны НСВ охватывала более 17 млн. человек - это была самая большая в истории Германии благотворительная организация; по всей стране у нее были комфортабельные дома отдыха {226} . Активистки НСВ могли придраться даже к тем, кто в транспорте занимал места, резервированные для матерей с детьми и престарелых; таких нарушителей могли не только обругать, но и натравить на них штурмовиков, которые не отличались вежливыми манерами. В сознании широких масс населения НСВ часто олицетворяла совесть нации; она творила добро в чрезвычайно эффективной и эффектной форме и в невиданных ранее масштабах. Если и можно говорить о реализации декларированного нацистами лозунга о создании «национальной общности», то в наибольших масштабах это происходило в рамках НСВ. Можно считать, что НСВ стала не последней причиной удивительной лояльности немцев по отношению к нацистскому режиму все годы его существования (даже самые тяжелые военные). Получатели помощи были благодарны общественной системе, которая благоприятствовала расширению социальной помощи.

Хильгенфельдтом и его подчиненными (по инициативе Геббельса и под его патронажем) была организована программа «Зимняя помощь» (Winterhilfswerk, WHW), созданная для того, чтобы разгрузить государственную систему помощи безработным, а также для укрепления чувства национальной общности. По своим масштабам «Зимняя помощь» (ВХВ) превзошла все подобные прошлые кампании; даже критики режима признавали ее действенность и эффективность. Лозунгом ВХВ были слова «никто не должен голодать и мерзнуть. {227} . По всей стране ВХВ проводила хорошо организованные акции по сбору теплых вещей, пожертвований, отчислений от зарплаты, добровольного благотворительного участия в общественных работах. Пропаганда всемерно поддерживала эти мероприятия, благодаря чему многие деятели искусств принимали участие в благотворительных концертах и вечерах отдыха. О первой сезонной кампании «Зимней помощи» было объявлено 13 сентября 1933 г., и в зимние месяцы эти кампании проводились каждый год вплоть до 1945 г. Денег иногда собирали так много, что их хватало даже для выделения средств религиозным благотворительным организациям «Внутренняя миссия» и «Каритас», которые, по идее, были конкурентами нацистской благотворительности. Как указывалось выше, по непонятной причине Гитлер ив 1941 г. отказался ликвидировать религиозную благотворительность и присоединить ее к партийным структурам. Впрочем, и без них Хильгенфельд сконцентрировал в своих руках значительные средства, которых так не хватало его организации раньше, тем более что к Хильгенфельду перешли средства всех организаций рабочего вспомоществования.

1 апреля 1933 г. ВХВ завершило первую кампанию, во время которой было собрано 320 млн. рейхсмарок; это был огромный успех. 9 октября 1934 г. Гитлер открыл очередной сезон ВХВ. Выручка от сборов постоянно росла; так, в зиму 1937–1938 гг. была собрана сумма в 358,5 млн. рейхсмарок {228} . Через организацию Хильгенфельда проходили миллиардные средства, и она стала важным народнохозяйственным субъектом. 5 октября 1937 г. на собрании по случаю начала очередной кампании ВХВ Гитлер, оправдывая необходимость благотворительности, сказал: «Когда мне возражают и говорят, а не проще ли было найти нужные деньги, введя новый налог? Нет, это нам не подходит, хотя такой путь проще и многих освободил бы от хлопот. Дело в том, что ВХВ является важнейшим средством воспитания национальной общности» {229} . Открывая кампанию 1935 г., Гитлер распространялся о необходимости введения в практику «обеда из одного блюда» (Eintopfgericht) и высказался в том смысле, что не надо возражать против этого блюда, предлагая взамен деньги, ибо только отведав незатейливого кушанья, можно понять простых немцев, которые едят его не раз в неделю, а каждый день в течение всей зимы {230} . У некоего мемуариста из жалования вычли сумму на «добровольное» пожертвование ВХВ, и о согласии его никто не спрашивал. Речь шла, практически, о новом налоге, уклониться от уплаты которого нельзя; добровольность заключалась в том, что человек имел право пожертвовать больше установленной суммы {231} .

Учителя распространяли среди учеников значки ВХВ, которые они должны были продавать соседям, а фамилии тех детей, которые не смогли выполнить определенную норму продаж, вносили в «черные списки» и вывешивали в школах… Кондукторы при оплате проезда часто «конфисковывали» сдачу на благотворительные цели. Постепенно добровольное жертвование в благотворительных целях становилось обязательным. Те, кто открыто отказывался от пожертвований, могли быть принуждаемы разными способами: от угроз до вызова на общее собрание для отчета и объяснения своего поступка. Перед домом «провинившегося» могла собраться толпа, выкрикивающая оскорбления в адрес неплательщика {232} .

«Благотворительная» лихорадка нацистов часто раздражала немцев; им не нравилось то, что огромные государственные средства тратятся на вооружение, а нацистская партийная организация на этом обогащается. Бедных эта помощь также не удовлетворяла: существовала даже шуточная расшифровка аббревиатуры ВХВ - «Wir hungern weiter» (продолжаем голодать дальше). Рождественские подарки, по свидетельству очевидцев, часто оказывались неуместными: в 1938 г. 11-летняя девочка получила грецкий орех, 6 лесных орехов, 6 крошечных кексов и пакет с грязными мужскими перчатками огромного размера {233} . Часто реакцией на активность функционеров ВХВ было демонстративное предпочтение немцами религиозной благотворительности, но позитивные впечатления от активности режима все-таки перевешивали.

В процессе деятельности ВХВ транспортировались огромные массы товаров - одежды, угля, дров, картофеля, крупы. В 1938 г. ВХВ скупила 33% немецкого морского улова рыбы и обеспечила ее транспортировку во внутренние районы страны. На Рождество ВХВ обеспечивала каждого ребенка, родители которого не в состоянии были это сделать, рождественским подарком. Любопытно, что функционеры ВХВ предпочитали вещи, а не денежные пожертвования, так как визуальный эффект от огромной массы собранных вещей был гораздо сильнее. Для лучшей наглядности в пропагандистской брошюре (1938 г.) было указано, что из розданного ВХВ угольного брикета вокруг Германии можно было построить стену высотой в 9 метров {234} . Это должно было создать истинное представление о масштабах активности ВХВ, а также о степени солидарности немцев. В 1938 г. каждый жертвователь в ведомости благотворительности рядом с суммой собственного вклада мог написать предполагаемую сумму общего сбора по всей гау. Если эта сумма совпадала с фактической, то счастливчик получал приз - фотоаппарат, пылесос или портрет фюрера. Призы предоставляли немецкие фирмы в интересах рекламы или под давлением активистов НСВ {235} .

Нацистская благотворительность исключала помощь «расово чуждым элементам» (Fremdrassischen), лицам, находящимся в местах заключения, а также старым и беспомощным, предоставляя возможность оказывать такую помощь религиозной благотворительности. В этом смысле нацистская благотворительность резко отличалась от христианской благотворительности, для которой все люди от рождения были равны и в одинаковой степени нуждались в поддержке и помощи. По христианским правилам благотворительности, чем тяжелее была степень инвалидности, чем тяжелее был больной, тем в большей помощи он нуждался. Нищих полиция время от времени арестовывала и препровождала в концлагеря, ибо нацисты рассчитывали направить щедрость и сочувствие немцев на здоровые семьи соотечественников, испытывающие затруднения, а не на милостыни профессиональным нищим.

Несмотря на то, что «Зимнюю помощь» организовывала НСВ, в эту кампанию Хильгенфельдт подчинялся именно министру пропаганды Геббельсу, поскольку целью этой акции было продемонстрировать всему миру «социализм действия» (Sozialismus der Tat). Даже коммунисты, отказавшись от прежних убеждений, могли стать объектом благотворительности.

В войну помощь из средств НСВ предназначалась прежде всего эвакуированным, пострадавшим от бомбежек и детям (отправка их в летние мобилизационные или рекреационные лагеря из городов стала опасной вследствие непрерывных бомбежек). Часто НСВ оказывалась последней надеждой для людей, потерявших близких и имущество.

В заключение нужно констатировать, что утрата свободы с лихвой компенсировалась в Третьем Рейхе социальным равенством и благополучием (или перспективой таковых), к тому же для большинства немцев ликвидация социальной нужды значила несравненно больше, чем свобода. Можно сказать, что немецкий народ был опьянен идеалом национальной общности, социализмом, теоретики которого сами верили и старались убедить немцев, что на место векового немецкого разъединения и демократическо-партийного эгоизма встает верность и дисциплина единой нации, благополучие которой является основным предметом забот фюрера.

Влияние войны на уровень цен и доходов, на уровень снабжения, на рынок труда и условия труда по сравнению с Первой мировой войной было незначительным. Социальный мир был нерушим, и лишь наступление союзников разрушило внутренний порядок в Третьем Рейхе. В этой связи известная исследовательница социальной истории нацистской Германии Мария-Луиза Рекер указывала, что нацистская социальная политика до самого конца только укрепляла волю немцев к сопротивлению и консолидации во время войны {236} .

Обращает на себя внимание то, что социальная политика Третьего Рейха подтверждает характерную для нацизма несовместимость принципа идеологии и реальности: идеология национальной общности исключала наличие частных, гетерогенных интересов; она отрицала даже принципиальную возможность групповых интересов. Именно по этой причине социальная политика нацистов до последних дней не утратила характера «политики подкупа» {237} . С другой стороны, социальная политика была действенным инструментом социальной стабилизации, и масштабы этой стабилизации вполне можно определить как прецедент welfare state, который в прочих западных странах в подобных масштабах проявился лишь после войны. Еще более отчетливо, чем в экономической и социальной сферах, нацеленность нацистского государства на достижение общего национального блага проявилась в его геополитике.

Из книги Битва за Донбасс [Миус-фронт, 1941–1943] автора Жирохов Михаил Александрович

Немецкое контрнаступление Во второй половине февраля 1943 года войска Юго-Западного фронта продолжали вести наступление. Им противостояли соединения группы армий «Юг», которой командовал фельдмаршал Манштейн. В ее состав входили оперативная группа «Холлидт», 1-я и 4-я

Из книги Последние герои империи автора Шигин Владимир Виленович

ОБЩЕСТВО КИТОЛОВОВ Дождливым осенним днем 1868 года вдова отставного инженер-капитана Екатерина Семеновна Миклуха везла одного из своих сыновей в Морской корпус Владимир (так звали мальчика) с малолетства мечтал стать моряком, и, не устояв перед натиском сына, мать

Из книги Блокада Ленинграда автора Колли Руперт

Немецкое наступление 12 июля 1941 г. немецкие войска дошли до реки Луги, где проходила первая линия оборонительных сооружений, поспешно возведенных жителями Ленинграда. Советские войска, оборонявшие Лужский рубеж, отступили. «Ворота Ленинграда открыты!» – хвастливо

Из книги Нацистская Германия автора Колли Руперт

Нацистская Германия и экономика: «Пушки сделают нас сильнее, масло – толще» Когда Гитлер пришел к власти, экономика Германии начала понемногу восстанавливаться после хаоса Великой депрессии. Гитлер поставил это себе в заслугу. Военизировавший экономику фюрер хотел, Из книги «Гладиаторы» вермахта в действии автора Пленков Олег Юрьевич

Глава 2. УЧАСТИЕ СОЮЗНИКОВ СССР В ВОЙНЕ, ВЕРМАХТ И НЕМЕЦКОЕ ОБЩЕСТВО Первоначально, помимо самого важного и отнимавшего почти все немецкие силы и потому бывшего в центре внимания немецкой общественности Восточного фронта, интерес вызывали и события в Северной Африке. На

Из книги Рай для немцев автора Пленков Олег Юрьевич

Восточный фронт в кампанию 1944 года и немецкое общество Один перечень врагов Третьего Рейха производит впечатление: 1 сентября 1939 г. - Польша; 3 сентября 1939 г. - Англия, Франция, Австралия, Индия, Новая Зеландия; 19 сентября - Южно-Африканский Союз и Канада; 9 апреля 1940 г. -

Из книги Солдатский долг [Воспоминания генерала вермахта о войне на западе и востоке Европы. 1939–1945] автора фон Хольтиц Дитрих

Глава II. АРМИЯ И НЕМЕЦКОЕ ОБЩЕСТВО В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ «Немецкие генералы в этой войне показали себя выдающимися представителями своей профессии. Они могли бы добиться большего, если бы были более дальновидными и проницательными. Однако если бы они стали

Из книги автора

Из книги автора

Глава III. ВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ, ВЕРМАХТ И НЕМЕЦКОЕ ОБЩЕСТВО В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ «Ни одно решение, которое я принимал во время войны, не было более тяжелым и ответственным, чем мое решение напасть на Россию». (А. Гитлер) «Откровенная неприязнь всегда подозрительна и выдает тайное

Из книги автора

Гитлеровская геополитика и оккупационная политика в Польше и немецкое общество «Восток - сегодня колония, завтра - место для расселения немцев, а послезавтра - территория Рейха». (Г. Гиммлер 23 ноября 1942 г.{331}) Поскольку отношения немцев и поляков с давних времен

Из книги автора

ГЛАВА I. НАЦИСТСКИЙ РАСИЗМ И НЕМЕЦКОЕ ОБЩЕСТВО

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВА II. АНТИСЕМИТИЗМ И НЕМЕЦКОЕ ОБЩЕСТВО В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ «Der Jud ist schuld». (лозунг нацистской антисемитской пропаганды) «Неподвижная автоматическая последовательность странным образом производит на наблюдателя впечатление гораздо большей радикальности, чем

Из книги автора

Общество и спорт Хотя офицерский корпус рейхсвера образовывал очень узкий круг, насчитывавший всего четыре тысячи человек, он оказывал удивительное влияние на немецкое общество. Большинство полков стояли гарнизонами в маленьких городах; они имели там официальные



Что еще почитать