УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА. ПРЕДЛАГАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЦИЙ И АНАЛОГИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ (ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ПОЖИЛЕНКО Е.А., ЛАЛАЕВОЙ Р.И., ЛОПАТИНОЙ Л. В., СЕРЕБРЯКОВОЙ Н. В И СОБСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ):
персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри косточку)
яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)
слива и лимон (похожи на овал)
апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)
Что общего между капустой, горохом, арбузом и перцем? (Они зеленого цвета.)
Помидором, свеклой, редисом, луковицей? (Они имеют круглую форму.)
Баклажаном, огурцом, кабачком и дыней? (Они имеют овальную форму.)
Что общего между репой, зернами кукурузы, дыней и цветком одуванчика? (Они желтого цвета.)
Деревом и кустом, помидором и ребенком? (Они растут.)
Морковью, елкой, балалайкой и пирамидкой? (Они похожи на треугольник.)
Что общего между мячом и арбузом? В чем их различие?
Что общего между ковром и осенним лесом;
ягодами рябины и бусами;
крылаткой клена и вертолетом;
желудем и грибом;
орехом и яйцом;
зонтиком и грибом?
Слон и морж. (Имеют бивни.)
Пингвин и дельфин. (Они хорошо плавают, питаются рыбой.)
Корова и кит. (Кормят своих детенышей молоком.)
Морской и лесной ежи. (Имеют иголки.)
Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)
Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег - кусты и озимые.)
Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.)
Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)
Платяной шкаф, сервант и книжный шкаф. (В них есть полки и дверцы, они сделаны из дерева, в них можно что-то положить.)
Стол, стул и диван. (Они сделаны из дерева, у них есть ножки.)
Скамейка, табурет и кресло. Бревно, стул и пенек. (На них можно сидеть.)
Книга, шкаф, дверь, коробка и тумбочка. (Их можно открывать и закрывать.)
Книжная полка, книга, карандаш и стол. (Эти предметы сделаны из дерева.)
Чем похожи? Чем отличаются? Лиса и волк, белка и барсук, медведь и заяц, ежик и бельчонок.
Дикие и домашние животные: заяц и кролик, дикий кабан и свинья, лось и корова, олень и лошадь. Насекомые и звери, птицы и звери.
Что общего между гнездом, конурой, домом, ульем, дуплом, норой и скворечником? (Это разные виды жилья живых существ.)
Батареей, солнцем, печкой и костром? (От них исходит тепло.) В чем их отличие?
Чем похожи окно, дверь, диван, пол; стена, шкаф, потолок? (Они имеют прямоугольную форму.)
Что общего между шубой и снегом? (Шуба греет человека, а снег - землю.)
Что общего между крышей дома и головным убором? (Дом покрыт крышей, а голова - головным убором.)
Что общего между листвой деревьев и одеждой? (Деревья сбрасывают листья, а человек снимает одежду.)
Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)
Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)
Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)
Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)
Долотом и клювом дятла? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия.)
Что общего между чайкой и уткой? (Они плавают и ныряют.)
Гусем и белым медведем? (Они имеют на лапах перепонки, плавают, пух и мех не намокают.)
Черепахой и гусыней? (Откладывают яйца.)
Петухом и будильником? (Будят по утрам людей.)
Крокодилом и курицей? (Их потомство появляется из яиц.)
Кораблем и гусем? (Они плавают.)
Волосы и расческа (расческой причесывают волосы),
ноги и туфли (туфли надевают на ноги),
глаза и очки (очки нужны для того, чтобы лучше видеть).
Чем похожи голова и арбуз? (Они круглые.)
Глаза и небо? (Могут быть голубыми или серыми.)
Пила, грабли, рот? (В перечисленных предметах есть зубы.)
Волосы, ногти, трава, деревья и ребенок. (Растут.)
Подберите картинку к слову. (Перед детьми выкладываются картинки: лыжи, лед, снег, горка, очки, духи, солнце, коньки - и произносятся слова ноги, руки, глаза, нос. Ребенок выбирает те картинки, которые связаны с заданным словом.) (Ноги - лыжи, снег - горка, санки, нос - духи и т. д.) Какая связь существует между этими предметами?
Найдите предмету пару - ТЕМА «дОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Найдите картинке пару - ТЕМА «ЗИМА»
ТЕМА «ТРАНСПОРТ»
Объедините в пары две группы слов- ТЕМА «ДОМ.КВАРТИРА»
Например: потолок - люстра, стена - картина, пол - ковер.
Выкладываются картинки: лопата, грабли, подснежник, трава, трактор, листья. Педагог произносит следущие слова: поле, лес, луг, огород, дерево. Ребенок выбирает картинку, соответствующую определенному слову. (Огород - лопата, поле - трактор и т. д.)
Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец - овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Помидор - огород, яблоко (забор, сад, груша).
Часы - время, градусник (кровать, температура, окно).
Машина - мотор, лодка (парус, вода, палуба).
Стол - скатерть, пол (мебель, доски, ковер).
Молоток - гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).
Костюм - ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).
Стул - дерево, булка (стол, зерно, нож).
Окно - дом, глаз (рот, очки, лицо).
Телефон - ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).
Шапка - голова, сапог (щетка, мальчик, нога).
Шерсть - овца, молоко (сыр, корова, кот).
Гвоздь - молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).
Ручка - пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).
Кошка - котенок, курица(утка, петух, цыпленок).
Трамвай - троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).
Курица - петух, кошка (котенок, кот, молоко).
Машина - шофер, самолет (машинист, летчик, небо).
Чтение - буква, счет (задача, число, вопрос).
Гвоздь - молоток, шуруп... Дом - крыша, книга...
Квадрат - куб, круг... Птица - яйцо, растение...
Хорошо - лучше, медленно... Огонь - пожар, вода...
Зерно - амбар, деньги... Электричество - выключатель, вода...
Одежда - голый, обувь... Школа - обучение, больница...
Человек - ребенок, собака... Резина - шина, сталь...
Птица - гнездо, человек... Пальто - пуговица, ботинок...
Утро - ночь, зима...
Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.
Для полноценной диагностики процесса мышления у младших школьников применяют методику «Простые аналогии». По результатам тестирования анализируется текущий уровень развития, выявляются проблемные моменты.
Для успешного обучения в школе и развития от дошкольников и учеников младших классов требуется максимум внимания, умение сосредоточиться на задании и способность логически мыслить. Эти качества приобретаются не сразу, а постепенно развиваются и формируются в процессе взросления. Для своевременной коррекции уровня развития мышления проводится специальное тестирование.
Диагностируя уровень развития мыслительного процесса у младших школьников, важно помнить, что показатели оценки теста - это только основа для дальнейшего анализа с целью разработки для каждого ребёнка программы коррекции.
Мышление развивается одновременно с другими процессами (воображение, внимание, память) в тесной взаимосвязи. Оно отражает признаки объектов, помогает установить причинно-следственные связи между предметами. С развитием мышления формируется объективное восприятие реальности. Поэтому так важно не просто его развивать, но и контролировать этот процесс.
Известный американский изобретатель и психолог Уильям Гордон в прошлом столетии предложил метод тестирования способностей творческого мышления для взрослых – «Простые аналогии». Идея заинтересовала детских психологов и педагогов, поэтому они упростили тест и адаптировали для младших школьников. Над этой задачей работали специалисты из разных стран, поэтому однозначно автор методики не назван.
Российские педагоги в своей практике ориентируются на технику выполнения теста, описанную в учебнике по возрастной психологии авторами И.Ю. Кулагиной и Калюцким В.Н.
Главная цель исследования - оценить гибкость и логичность мышления учеников начальной школы. Но такая диагностика преследует и другие задачи:
Выбирать аналогии ребёнок может, используя визуальное или логическое мышление. При визуальном типе выполняется оценка объектов по внешним признакам, а при логическом - анализируется суть понятия.
Мышление младших школьников характеризуется высокими темпами развития, особенно словесно-логического типа. На этом факте основана большая часть методик диагностики учеников.
Педагог или психолог, который проводит тестирование, объясняет каждому ученику, что ему требуется сделать. В качестве примера обычно используется первый вопрос в бланке с заданиями, но также можно предложить и свои варианты. Как правило, двух-трёх аналогий достаточно для понимания сути задания.
Пример объяснения: перед вами группы слов. В каждой из них первые два слова находятся в определённой связи, которую необходимо понять. Третье слово также имеет аналогичную связь с одним из слов, написанных ниже. Какое из этих слов подходит, то и нужно отметить на бланке.
Есть задание:
Слово «школа» имеет связь со словом «обучение». С каким словом по такой же аналогии будет иметь связь слово «больница»? Такой вопрос должен поставить себе каждый школьник и выбрать слово-ответ. Ответ такой: если в школе детей обучают, то в больнице - лечат, значит, подходит слово «лечение».
Разработано несколько вариантов задания с аналогиями. Обычно они состоят из 32 вопросов и на каждый отведено не более трёх минут. Но можно использовать и бланки с меньшим количеством заданий. Для младшеклассников чаще выбирают такие:
Для проведения исследования понадобятся:
Тестирование проводится для группы школьников или по одному. Группа должна быть небольшой: не более 10 – 15 человек. За партой или столом каждый ребёнок сидит сам.
Работа ведётся так:
Не все дети с одинаковой скоростью включаются в процесс. Если в коллективе есть медлительный ученик, нужно чаще подходить к нему во время выполнения заданий и при необходимости пояснять вопрос или просто подбадривать ребёнка. Но подсказывать запрещается!
Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 32.
После анализа ответов детей психолог выдаёт рекомендации учителю и родителям по коррекции состояния ребёнка, предлагает индивидуальные программы развития внимание, усидчивости, логического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию.
Для развития логического мышления рекомендуется привлекать ребёнка к интересным интеллектуальным занятиям, например, к игре в шахматы. Полезны также чтение книг с пересказом, решение логических математических заданий, некоторые компьютерные игры-стратегии.
«Простые аналогии» - один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого.
Для полноценной диагностики процесса мышления у младших школьников применяют методику «Простые аналогии». По результатам тестирования анализируется текущий уровень развития, выявляются проблемные моменты.
Для успешного обучения в школе и развития от дошкольников и учеников младших классов требуется максимум внимания, умение сосредоточиться на задании и способность логически мыслить. Эти качества приобретаются не сразу, а постепенно развиваются и формируются в процессе взросления. Для своевременной коррекции уровня развития мышления проводится специальное тестирование.
Диагностируя уровень развития мыслительного процесса у младших школьников, важно помнить, что показатели оценки теста - это только основа для дальнейшего анализа с целью разработки для каждого ребёнка программы коррекции.
Мышление развивается одновременно с другими процессами (воображение, внимание, память) в тесной взаимосвязи. Оно отражает признаки объектов, помогает установить причинно-следственные связи между предметами. С развитием мышления формируется объективное восприятие реальности. Поэтому так важно не просто его развивать, но и контролировать этот процесс.
Известный американский изобретатель и психолог Уильям Гордон в прошлом столетии предложил метод тестирования способностей творческого мышления для взрослых – «Простые аналогии». Идея заинтересовала детских психологов и педагогов, поэтому они упростили тест и адаптировали для младших школьников. Над этой задачей работали специалисты из разных стран, поэтому однозначно автор методики не назван.
Российские педагоги в своей практике ориентируются на технику выполнения теста, описанную в учебнике по возрастной психологии авторами И.Ю. Кулагиной и Калюцким В.Н.
Главная цель исследования - оценить гибкость и логичность мышления учеников начальной школы. Но такая диагностика преследует и другие задачи:
Выбирать аналогии ребёнок может, используя визуальное или логическое мышление. При визуальном типе выполняется оценка объектов по внешним признакам, а при логическом - анализируется суть понятия.
Мышление младших школьников характеризуется высокими темпами развития, особенно словесно-логического типа. На этом факте основана большая часть методик диагностики учеников.
Педагог или психолог, который проводит тестирование, объясняет каждому ученику, что ему требуется сделать. В качестве примера обычно используется первый вопрос в бланке с заданиями, но также можно предложить и свои варианты. Как правило, двух-трёх аналогий достаточно для понимания сути задания.
Пример объяснения: перед вами группы слов. В каждой из них первые два слова находятся в определённой связи, которую необходимо понять. Третье слово также имеет аналогичную связь с одним из слов, написанных ниже. Какое из этих слов подходит, то и нужно отметить на бланке.
Есть задание:
Слово «школа» имеет связь со словом «обучение». С каким словом по такой же аналогии будет иметь связь слово «больница»? Такой вопрос должен поставить себе каждый школьник и выбрать слово-ответ. Ответ такой: если в школе детей обучают, то в больнице - лечат, значит, подходит слово «лечение».
Разработано несколько вариантов задания с аналогиями. Обычно они состоят из 32 вопросов и на каждый отведено не более трёх минут. Но можно использовать и бланки с меньшим количеством заданий. Для младшеклассников чаще выбирают такие:
Для проведения исследования понадобятся:
Тестирование проводится для группы школьников или по одному. Группа должна быть небольшой: не более 10 – 15 человек. За партой или столом каждый ребёнок сидит сам.
Работа ведётся так:
Не все дети с одинаковой скоростью включаются в процесс. Если в коллективе есть медлительный ученик, нужно чаще подходить к нему во время выполнения заданий и при необходимости пояснять вопрос или просто подбадривать ребёнка. Но подсказывать запрещается!
Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 32.
После анализа ответов детей психолог выдаёт рекомендации учителю и родителям по коррекции состояния ребёнка, предлагает индивидуальные программы развития внимание, усидчивости, логического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию.
Для развития логического мышления рекомендуется привлекать ребёнка к интересным интеллектуальным занятиям, например, к игре в шахматы. Полезны также чтение книг с пересказом, решение логических математических заданий, некоторые компьютерные игры-стратегии.
«Простые аналогии» - один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого.
Методика «Простые аналогии»
Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.
Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.
Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги.
Инструкция. Посмотрите, слева написаны два слова – сверху лошадь, снизу – жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, т. е., чтобы оно обозначало детеныша коровы.
Это будет… теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.
Тестовый материал
Ключ к тесту
Вопр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Отв. 4 1 4 4 5 4 5 5 2 4 5 5 4 2 2 4
Вопр. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Отв. 5 4 4 2 3 2 4 4 5 1 2 5 3 3 2 4
Под номером вопроса в таблице указан порядковый номер верного ответа.
Интерпретация результатов теста
Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.
Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.
Сводная таблица результатов по методике « Простые аналогии»
Испытуемый
Кол-во правильных ответов
Заключение
Б.А.
Неустойчивость, хрупкость процесса мышления.Преобладают наглядные формы мышления.
Б.К.
Г.А.
Неустойчивость, хрупкость процесса мышления, быстрая утомляемость
Г.Д.
Преобладают наглядные формы мышления.
К.А.
К.О.
Преобладают логические формы мышления
М.М.
Неустойчивость, хрупкость процесса мышления. . Преобладают наглядные формы мышления
М.Д.
Неустойчивость, хрупкость процесса мышления,быстрая утомляемость.
С.Ю.
Преобладают наглядные формы мышления
С.Д.
Неустойчивость, хрупкость процесса мышления
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом