Нужно ли платить за выбросы от передвижных источников? Экологические платежи: размеры и нормативная база Что понимается под твердыми коммунальными отходами

Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России

С 1 января вступил в силу Закон, который внес серьезные коррективы в обязанности организаций и предпринимателей в сфере негативного воздействия на окружающую сред уЗакон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее - Закон № 219-ФЗ) . Правда, не полностью, некоторые положения Закона будут вступать в силу поэтапно, вплоть до 2020 г.

О том, какие новые обязанности появятся у компаний, нам рассказал представитель Минприроды.

Дмитрий Михайлович, аудитория нашего издания - это в основном бухгалтеры и финансовые работники офисных компаний, загрязняющих природу путем выбрасывания накопившегося за день мелкого мусора и эксплуатации автомобилей. Как повлияют поправки на такие компании?

В частности, новый Закон делит все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категори ип. 1 ст. 4.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) . К какой категории объектов будут отнесены офисные здания и помещения?

Д.М. Беланович: Критерии отнесения объектов к одной из четырех категорий будут установлены Правительством РФ, проект постановления подготовлен Минприроды России.

Офисные здания и помещения, конечно же, будут отнесены к IV категории. Объекты этой категории не имеют источников вредных выбросов и сбросов и не подлежат нормированию по водоснабжению и водоотведению. В отношении этих объектов не потребуется установление нормативов, получение разрешений, представление декларации и отчетности, как для объектов I- III групп.

Для объектов всех групп пока сохраняются прежние требования. Положения Закона, устанавливающие новую систему нормирования в области охраны окружающей среды, вступают в силу только с 1 января 2019 г.п. 6 ст. 12 Закона № 219-ФЗ

Не обяжут ли все-таки офисные компании вносить плату «за грязь»? Согласно позиции ВАС они ее платить не должн ыПостановления Президиума ВАС от 17.03.2009 № 14561/08 , от 20.07.2010 № 4433/10 , от 12.07.2011 № 1752/11 . Но по новым правилам с 2016 г. платить за размещение отходов придется тем организациям и ИП, в результате деятельности которых эти отходы образовалис ь. А с 2019 г. вводится норма, разрешающая не вносить плату, если отходы размещаются на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую сред уп. 7 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2019) .

Д.М. Беланович: Гипотетическое взимание платы с офисных компаний - это всего лишь вымыслы. Такие компании отнесены к IV категории, а значит, плата с них взиматься не будет.

Поправки, касающиеся обязательства по внесению платы со стороны юридических лиц и предпринимателей, в результате деятельности которых образовались отходы производства и потреблени яст. 16.1 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2016) , были внесены при подготовке Закона № 219-ФЗ как раз в целях реализации решения ВАС, о котором вы упомянули. Более подробно вопросы размещения отходов прописаны в Законе о внесении изменений в Закон об отходах производства и потреблени яЗакон от 29.12.2014 № 458-ФЗ .

А сохранится ли плата за вредные выбросы автомобилей? По новому Закону количество видов вредного воздействия на окружающую среду сократилось, их осталось только три: размещение отходов, выбросы в атмосферу от стационарных источников, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объект ыст. 16 Закона № 7-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2016) . Этот перечень будет действовать с 2016 г., он закрытый, выбросы в атмосферу от передвижных источников в нем не названы.

Д.М. Беланович: Передвижные источники исключены из системы нормирования в области охраны окружающей среды. И плата за вредные выбросы от передвижных источников взиматься не будет с 1 января 2016 г.

Теперь вопросы регулирования негативного воздействия передвижных источников определяются другими механизмами. Например, технические регламенты устанавливают допустимое содержание загрязняющих веществ в выбросах автомобилей и требования к качеству топлива. Кроме того, субъекты РФ наделены правом вводить ограничения на въезд транспортных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма. Они могут регулировать передвижение транспорта на особо охраняемых природных территориях.

Еще одно новшество - обязательная постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Эта норма начинает работать с 2015 г. Что в связи с этим нужно сделать компаниям и предпринимателям?

Д.М. Беланович: Юридические лица и предприниматели (в том числе и «офисы») должны поставить на государственный учет принадлежащие им объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую сред уст. 69.2 Закона № 7-ФЗ . На это им дается 2 годап. 3 ст. 11 Закона № 219-ФЗ . При постановке на госучет объекту присваивается одна из категорий воздействия на окружающую сред уст. 4.2 Закона № 7-ФЗ .

Если объект подлежит федеральному надзору, на учет его надо будет поставить в Росприроднадзоре. Если региональному надзору - его надо будет поставить на учет в местных органах исполнительной власти.

Закон называет такой документ, как отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контрол яп. 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ . Что это за документ? Нужно ли будет сдавать его офисным компаниям? Какие показатели в нем указываются?

Д.М. Беланович: Поскольку офисные компании относятся к объектам IV категории, эту отчетность представлять не нужно. А вот организации и предприниматели, работающие на объектах I- III групп, обязаны проводить производственный экологический контроль и отчитываться об этом. В новой редакции Закона об охране окружающей среды перечислены сведения, которые должна содержать программа такого контроля: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за проведение экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях; о периодичности и методах контроля, местах отбора проб и методиках измерени йп. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ .

Результаты проведения экологического контроля по всем перечисленным позициям надо отражать в отчете.

С 1 августа 2014 г. применяется новый федеральный классификационный каталог отходо вутв. Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 . ИП и организации, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на такие отход ыст. 14 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ ; Письма Минприроды от 30.07.2014 № 05-12-44/16059 , от 17.03.2014 № 05-12-44/5164 . Надо ли переоформлять ранее оформленные паспорта? Какие санкции грозят организации или предпринимателю, если они этого не сделают?

Этот каталог можно найти: официальные сайты Минприроды России и Росприроднадзора

Д.М. Беланович: Все предприниматели и организации, у которых образуются отходы I- IV классов опасности, должны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасност ипп. 5, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.08.2013 № 712 (далее - Постановление № 712) , составить и утвердить паспорта на нихформа паспорта утверждена Постановлением № 712 .

В классификационном каталоге отходов четко прописан каждый вид отходов. Каталог постоянно пополняется. Подтвердить отнесение к определенному классу, а также уточнить необходимость паспортизации отхода можно в каталоге.

Если образующиеся отходы еще не включены в федеральный классификационный каталог отходов, сначала надо подтвердить отнесение их к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образовани яп. 10 Правил, утв. Постановлением № 712 . А затем, когда Росприроднадзор внесет такие отходы в каталог, - оформить на них паспорт.

Если отходы включены в федеральный каталог, на них сразу надо оформить паспор тп. 7 Правил, утв. Постановлением № 712 .

Паспорта, оформленные до 1 августа, необходимо переоформить. Но если организация или предприниматель до 1 августа подтвердили отнесение отходов к конкретному классу опасности, можно использовать подтверждающие это документы для паспортизации отходов и после 1 августа. Копии писем с ответами на вопросы, касающиеся порядка паспортизации отходов, опубликованы на официальных сайтах Минприроды России и Росприроднадзора, а также региональных управлений Росприроднадзора, например на сайте Управления Росприроднадзора по Ивановской области .

За несоблюдение экологических требований в области обращения с отходами производства и потребления предусмотрены штраф от 10 тыс. до 30 тыс. руб. для руководителя организации, штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для предпринимателя, штраф от 100 тыс. до 250 тыс. руб. для организации либо административное приостановление деятельности для организации и предпринимател яст. 8.2 КоАП РФ .

Со вступлением в силу с 1 января 2015г. Федерального закона от 21.07.2014г. (ред. от 29.12.2014г.) №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28-я статья Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Таким образом, с 1 января 2015г. взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством РФ не предусмотрено. Минприроды России в письме от 10.03.2015г. №12-47/5413 дает разъяснения по этому вопросу, в том числе о дате вступления в силу нормы, отменяющей плату за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками, но аналогичная норма излагается и в Федеральном законе от 10.02.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды (в новой редакции) и вступит она в силу только с 01.01.2016г. Проясните, пожалуйста, необходимо ли начислять и перечислять плату за негативное воздействие от передвижных источников в 2015г.?

Да, во избежание споров с уполномоченными ведомствами лучше продолжать исчислять и уплачивать плату за воздействие на окружающую среду.
В настоящее время данное в вопросе разъяснение Минприроды несколько противоречит действующим законодательным актам по датам их вступления в силу. В письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» Министерство сообщает, что со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Это официальная позиция.
Вместе с тем, при буквальном подходе к нормам о вступлении законов:
– об охране окружающей среды – с 2016 г. (пункт 8 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ);
– об охране атмосферного воздуха – с 2015 г (выбросы по стационарным объектам).
можно сделать вывод о том, что существует их несогласованность – коллизия. Оба Закона самого порядка взимания платы за загрязнение передвижными источниками не устанавливают, он содержится в Постановлениях Правительства РФ. А в этих документах изменения на основании новых законов пока внесены не были. Поэтому в силу несоответствия дат вступления поправок к Законам никаких изменений по расчету платы за воздействие на окружающую среду передвижными объектами с 2015 года в нормы постановлений не вносились.
Таким образом, до выхода официальных опровержений по письму или комментарий к нему в 2015 году лучше продолжать платить за передвижные объекты до выхода в свет обещанных Минприроды нормативов: «в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Кроме того, рекомендуем Вам сделать официальный запрос в уполномоченный орган (Росприроднадзор) на предмет соответствия от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» действующему законодательству.

Обоснование

Из письма Минприроды России 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России рассмотрел письмо Центра правового обеспечения природопользования от 18 ноября 2014 года № 11003 по вопросу внесения платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников и сообщает.

Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.*

В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Должны ли предприятия общепита с учетом произошедших в федеральном законодательстве изменений вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду всегда вызывал множество вопросов у природопользователей. В 2014 – 2016 годах в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), а также некоторые иные законы внесены многочисленные и серьезные поправки. К сожалению, с их принятием тем для споров не убавилось. Давайте разберемся со всем по порядку.

Виды негативного воздействия

Как известно, одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 Закона об охране окружающей среды). Сначала для сравнения приведем п. 2 ст. 16 названного закона в прежней (недействующей) редакции.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

С 1 января 2016 года ст. 16 Закона об охране окружающей среды действует в новой редакции, в соответствии с которой плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

2) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

3) хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, с 2016 года виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые необходимо вносить плату, сокращены, а некоторые и видоизменены. Так, в новой редакции закона говорится, что вносить плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо, только если они осуществлены от стационарных источников. То есть предприятия общепита – владельцы транспортных средств вносить плату в этой части не должны.

Плата за выбросы в атмосферный воздух от передвижных средств – 2015

Итак, мы выяснили, что физические лица и ИП – владельцы автомобилей начиная с 2016 года освобождены от обязанности вносить соответствующую плату в силу прямого указания на это в Законе об охране окружающей среды. Но уже годом ранее изменения были внесены в другой федеральный закон – от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с его ст. 28 начиная с 01.01.2015 с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками . То есть согласно этому закону начиная с 2015 года платить за автомобильные выхлопы не нужно. Вместе с тем форма расчета до сих пор содержит страницу (раздел 2), предназначенную для исчисления платы за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижных объектов. По понятным причинам природопользователи пребывают в сомнениях, нужно ли оплачивать выбросы 2015 года в атмосферный воздух от передвижных средств.

Возникшую коллизию разрешило Минприроды. В письмахот 23.07.2015 № 02-12-44/17039, от 10.03.2015 № 12-47/5413 (см. также Письмо Росприроднадзора от 03.08.2015 № АА-06-01-36/13498) оно разъяснило, что с 1 января 2015 года взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством РФ не предусматривается. Аналогичная информация размещена на официальном сайте Росприроднадзора.

Размещение отходов. Что было в 2015 году?

Далее поговорим о другом виде негативного воздействия на окружающую среду – хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (в 2015 году – размещение отходов производства и потребления), поскольку такие отходы образуются практически на каждом предприятии.

В 2015 году по вопросу о том, кто должен вносить плату за размещение отходов, сложилась устойчивая практика. В частности, и Росприроднадзор (см. информацию на официальном сайте) и ВС РФ (определения от 21.03.2016 № 306-ЭС16-644, от 30.06.2015 по делу № 301-ЭС15-211, А82-817/2014) сошлись во мнении, что плательщиками являются собственники отходов. Это означает, что если в договоре со специализированной организацией, занимающейся вывозом мусора, не предусмотрен переход права собственности на отходы, то вносить соответствующую плату обязано предприятие, от деятельности которого эти отходы образовались.

Размещение отходов. Что ожидает природопользователей в 2016 году?

С 01.01.2016 Закон об охране окружающей среды дополнен ст. 16.1 «Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду», в соответствии с которой плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие на территории РФ хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц (ИП), ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории .

Кроме того, в абз. 2 п. 1 указанной статьи конкретизирован плательщик за НВОС, размещающий отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Итак, на основании изложенного делаем три важных и актуальных вывода.

А теперь об этих выводах подробнее.

Какие объекты относятся к IV категории?

Критерии, на основании которых объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, отнесены к объектам I, II, III и IV категорий, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Относительно объектов IV категории сказано буквально следующее. К таковым относятся объекты при одновременном выполнении следующих условий:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

В силу п. 4 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории будет осуществлено при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. В силу ст. 69.2 этого же закона форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, а также порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Однако в настоящее время документы, регламентирующие постановку на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не утверждены. До принятия указанных документов плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит исчислению и внесению в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, на сегодняшний день положения Закона об охране окружающей среды в этой части фактически не применяются. Росприроднадзор в Письме от 15.01.2016 № 16-25/222 рекомендовал природопользователям своевременно отслеживать информацию, касающуюся указанного вопроса, в Интернете по адресу: http://rpncfo. ru/.

Что понимается под твердыми коммунальными отходами?

А как обстоят дела в другом исключающем внесение платы случае? Определение отходов содержится в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Отходы
производства и потребления

Вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению

Твердые
коммунальные отходы

Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам относятся также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Из формулировок российского законодательства следует, что если от деятельности предприятий общепита формируются отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, то начиная с 2016 года вносить соответствующую плату они не должны.

Разъяснения Росприроднадзора

Сложившуюся ситуацию прокомментировал Росприроднадзор в Письме от 11.04.2016 № АС-06-01-30/6155: в Федеральном законе от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен переходный период (до 1 января 2017 года) для введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектами РФ, введения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, проведения конкурсного отбора регионального оператора и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

До дня утверждения единого тарифа на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства.

На этом основании Росприроднадзор сделал вывод, что в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать юридические лица и предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы. То есть, по мнению этого ведомства, в 2016 году продолжают действовать прежние правила.

Порядок внесения платы и представления расчета

В Письме № АС-06-01-30/6155 Росприроднадзор дал подробные разъяснения относительно порядка внесения платы.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Исчисляют и вносят плату единовременно до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, то есть за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года

Остальные организации

Вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала, в размере 1/4 части суммы платы, внесенной за предыдущий год (при определении 1/4 части суммы платы учитываются фактически уплаченные суммы (не начисленные) за I – IV кварталы 2015 года и не учитываются суммы, уплаченные в счет погашения задолженности предыдущих лет)

Перечисляют плату, исчисленную по итогам отчетного периода, с корректировкой на сумму внесенных авансовых платежей не позднее 1 марта года, следующего за отчетным

В случае если предприятие открылось в 2016 году, авансовые платежи не подлежат внесению в течение этого года, а плата таким предприятием должна быть внесена в полном объеме в срок до 1 марта 2017 года включительно (за 2016 год).

Обращаем внимание! Приказ Ростехнадзора № 204, которым утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления сохранял свою актуальность до 01.01.2016. Данный приказ не предусматривает положений об авансовых платежах, как и не предусматривает форму расчета данных платежей. Таким образом, в течение 2016 года ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 года включительно.

Для справки

В настоящее время Минприроды разрабатывается проект приказа «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (срок – III квартал 2016 года).

С 2015 года с коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей снята обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части загрязняющих выбросов в атмосферный воздух от передвижных объектов (транспортных средств).

Что касается такого вида негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов, отметим следующее. Согласно Закону об охране окружающей среды начиная с 2016 года освобождаются от внесения платы организации и ИП, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV класса, а также те, от деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Однако на практике все складывается по-другому. Из-за отсутствия подзаконных актов, а также с учетом того, что субъектами РФ не приняты необходимые нормативные документы, в 2016 году будут действовать прежние правила. Компетентные органы разъясняют, что до принятия указанных документов плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов (в том числе твердых коммунальных) должна вноситься организациями (ИП), от деятельности которых они образовались.

Принятый в середине прошлого года Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) отменяет обязанность природопользователей по расчету и внесению платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ от передвижных источников в атмосферный воздух, однако вступление в силу отдельных положений указанного документа отложено. Так нужно ли в текущем году вносить плату за выбросы от передвижных источников или от этой обязанности мы будем избавлены только с 1 января 2016 г.? Давайте попробуем разобраться.

Ключевые слова : плата за НВОС, передвижные источники, выбросы

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) является платным. Пунктом 2 данной статьи установлены виды НВОС, за которые взимается плата, а именно:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ ;
  • загрязнение недр, почв;
  • иные виды НВОС.

Обязанность исчисления платы за НВОС в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух была закреплена также в ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ):

Извлечение

(в редакции, которая утратила силу с 01.01.2015)

Статья 28. Плата за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него
За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполняя указанные нормы, природопользователи вносили плату за НВОС в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как от стационарных, так и от передвижных источников. При этом отмечался тот факт, что при инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов учитывались выбросы от передвижных источников (автомобильные стоянки, гаражи, проезд транспорта по территории предприятия, строительная техника и т.п.). Кроме того, в судебной практике из-за отсутствия до 01.01.2015 законодательно установленных понятий стационарного и передвижного источников выбросов встречались факты признания самоходной строительной техники (краны на автомобильном или гусеничном ходу, бульдозеры и т.п.) стационарными источниками выбросов (см. Постановление 15 ААС от 05.04.2011 № 15АП-2054/2011 по делу № А32-25126/2010, Решение АС Краснодарского края от 20.05.2010 по делу № А32-12033/2010-11/229-102АЖ, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.08.2009 по делу № А32-25383/2008-59/283-132АЖ). Указанные обстоятельства привели к тому, что природопользователи вносили плату за одни и те же выбросы дважды: как за выбросы от стационарных источников и как за выбросы от передвижных источников по фактическому расходу топлива.

Федеральный закон № 219-ФЗ внес свои коррективы в сложившуюся ситуацию. В частности, в измененной редакции ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ к видам НВОС, за которые будет взиматься плата, отнесены только выбросы от стационарных источников , но эта норма вступает в силу лишь с 01.01.2016 :

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками […];

сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […];

размещение отходов производства и потребления.

Федеральным законом № 219-ФЗ также были внесены изменения и в Федеральный закон № 96-ФЗ. Так, в ст. 1 введены понятия стационарного и передвижного источников:

  • стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
  • передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Интересующая же нас ст. 28 Федерального закона № 96-ФЗ в новой редакции, которая действует с 01.01.2015 , выглядит следующим образом:

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 28. Плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
(в ред. от 21.07.2014)
За выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Получается, что Федеральный закон № 219-ФЗ вносит аналогичные изменения в разные федеральные законы — № 7-ФЗ и № 96-ФЗ, но данные изменения вступают в силу в разное время. В связи с этим в апреле текущего года перед природопользователями возник вопрос о необходимости внесения платы за НВОС в части выбросов от передвижных источников: часть природопользователей за I квартал 2015 г. внесли плату за выбросы от передвижных источников, а некоторые посчитали, что положение, избавляющее их от этой обязанности, уже вступило в силу и, следовательно, платить за выбросы от транспорта не нужно.

Напомним, что приоритетность нормативно-правовых актов закреплена ст. 76 Конституции Российской Федерации. Так, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону бо льшей юридической силой. Однако отметим, что прецеденты признания иерархии федеральных нормативно-правовых актов имели место.

Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» изложена следующая правовая позиция: « Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях уже подчеркивал необходимость учета особенностей предмета регулирования тех или иных законодательных актов при разрешении возникающих между ними коллизий (Постановления от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и от 24 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним)».

Таким образом, в соответствии с выводами Конституционного суда Российской Федерации предметные законы имеют приоритет над общими.

Федеральный закон № 7-ФЗ затрагивает общие вопросы охраны окружающей среды, а вопросы охраны конкретных компонентов природной среды регулируются следующими федеральными законами:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон № 96-ФЗ;
  • Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;
  • Водный кодекс Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Лесной кодекс Российской Федерации и др.

Несомненно, в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предметным является Федеральный закон № 96-ФЗ, а в части платы за НВОС к таковым можно отнести Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и Бюджетный кодекс Российской Федерации. Но в данных нормативно-правовых актах рассматривается плата за НВОС в целом без разделения НВОС на виды.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что с 01.01.2015 природопользователи имеют право не вносить плату за НВОС в части выбросов от передвижных источников, что также подтверждается письмом Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»:

Извлечение
из письма Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413
«
О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

[…]
Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено .
В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом необходимо отметить, что Росприроднадзор в настоящее время придерживается иной позиции и, отвечая на письменные запросы природопользователей, указывает на необходимость внесения платы за выбросы от передвижных источников в 2015 г.

Например, Департамент Росприроднадзора по СЗФО приводит на своем официальном сайте следующие разъяснения:

Разъяснения Департамента Росприроднадзора по СЗФО о внесении платы за НВОС в части выбросов от передвижных источников

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации .

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» установлены в том числе и нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива).

В свою очередь Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха, направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии и не содержит норм запрещающего характера в части взимания платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными источниками.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (ред. от 15.10.2014) «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» полномочия по администрированию платы за НВОС делегированы Росприроднадзору . Плата за НВОС является одним из источников формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) утвержден код бюджетной классификации для платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, по которому проводятся операции по перечислению сумм платежей.

При этом следует учитывать, что письма государственных органов не являются нормативно-правовыми актами . В то же время необходимо отметить, что Росприроднадзор как администратор платы за НВОС заинтересован в наполняемости бюджета Российской Федерации, тогда как Минприроды России является нормотворческим органом, поэтому именно разъяснения Министерства в рассматриваемой ситуации будут более весомыми.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается .

Ю. Карасева, инженер по охране окружающей среды ДТФ «Мостоотряд-90»

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Золотова Е. Н.,
практикующий бухгалтер

Плата за загрязнение окружающей среды
транспортным средством

Плата за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) является обязательным сбором для всех организаций, в том числе для «упрощенцев». Уплата данного сбора всегда вызывала много споров. Часть вопросов исчезнет после вступления в силу со следующего года поправок в природоохранное законодательство, например, отмены сбора с автотранспорта.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена Порядком определения платы, а также ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» для всех организаций и предпринимателей, в деятельности которых используются следующие загрязняющие окружающую среду факторы:

Виды вредного воздействия согласно данному постановлению Виды деятельности, в которой появляется НВОС Нормативный документ

в атмосферу стационарными источниками – недвижимое имущество
Котельные, ТЭЦ, заводы и фабрики, которые загрязняют атмосферу через трубы, уходящие
в небо, работы сварочным или газовым оборудованием
Пункт 3 приказа Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867
Выброс загрязняющих и иных веществ
в атмосферу передвижными источниками – движимое имущество
Транспортные средства, воздушные или водные суда, работающие на бензине, керосине, газе или дизельном топливе Пункт 4 приказа Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867
Сброс загрязняющих веществ
в водные объекты – надземные
и подземные воды
Заводы и фабрики, чьи отходы загрязняют воду Статья 5 ВК РФ
Размещение отходов производства
и потребления
Хранение и захоронение отходов твердого мусора (например, отработанных люминесцентных ламп, бытового мусора и т. д.) на полигонах и свалках,
а также отвалы горных пород
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В настоящее время в нормативных документах перечислены следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, размещение отходов. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 предусматривает два вида платы за перечисленные воздействия: в пределах нормативов и в пределах установленных лимитов.

Если используются только передвижные источники загрязнения, то оформлять разрешение на их действия не нужно, если же загрязнение природы происходит по другим категориям, то требуется получить разрешение на выбросы в окружающую среду (ст. 14 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) согласно положениям постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 либо оформить лицензию на размещение и захоронение отходов согласно постановлению «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов». При этом если предприятие нанесло вред окружающей среде, то уплата экологического сбора не освобождает нарушителя от возмещения вреда природе и государству.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Право собственности на отходы теперь определяется в соответствии с гражданским законодательством. Иными словами, в силу п. 2 ст. 226 ГК РФ лицо вправе обратить в свою собственность отходы производства и другие отходы, совершив при этом действия, свидетельствующие об их обращении в собственность.

Чаще всего организации на УСН используют в своей деятельности транспортные средства, как свои собственные, так и арендованные. При этом необходимо помнить, что кроме выбросов в атмосферу автотранспортом данные источники загрязнения при эксплуатации или ремонте создают специфические отходы, как то:

  • использованное масло;
  • тара из-под ГСМ;
  • использованные запчасти и др.

Поэтому нужно, чтобы в договоре, например с обслуживающей автотранспорт мастерской, и актах выполнения работ было прописано, что отходы после техосмотра или ремонта остаются в автомастерской.

Платить же сбор необходимо за весь используемый транспорт. При этом вставать на учет нет необходимости, нужно только ежеквартально представлять отчет по сбору в Росприроднадзор по месту нахождения стационарных источников загрязнения или по месту регистрации передвижного источника загрязнения и перечислять исчисленную сумму в бюджет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Действующим законодательством не предусмотрено взимание пени за нарушение сроков перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

За непредставление отчетности организация может быть наказана согласно ст. 8.5 КоАП РФ как за сокрытие информации о состоянии окружающей среды. Данное нарушение влечет за собой штраф для юридических лиц в размере от 20 000 до 80 000 руб. Несвоевременное внесение платы штрафуется по ст. 8.41 КоАП РФ на сумму от 50 000 до 100 000 руб. За нарушения правил обращения с отходами, касающихся паспортизации и разработки лимитов, ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности.

Поэтому «упрощенцам», как и другим организациям, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, надо составить и представить расчет – отчет о плате НВОЗ и оплатить в этот же срок данный сбор в бюджет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Субъекты малого и среднего предпринимательства (включая ИП), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, могут отчитаться об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке.

Отмена сбора с автотранспорта

Согласно п. 8 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», вступающие в действие с 01.01.2016.

В связи с этим с 01.01.2016 плата за НВОЗ будет взиматься только:

  • за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения;
  • за сбросы в воду загрязняющих веществ;
  • за размещение отходов ТБО и производства.

Как видите, за выбросы в атмосферу движимыми средствами (т. е. автотранспортом) загрязнений плата браться не будет начиная с 01.01.2016.

Однако указанные изменения в настоящее время каждый трактует по-своему. Все дело в том, что Закон № 219-ФЗ не только изменил ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», но и внес изменения в ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», новая редакция которой вступила в силу с 01.01.2015.

Фактически изменениями конкретизированы источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – стационарные. За них плата взимается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Получается, что в одной норме на сегодняшний день перечислены и передвижные, и стационарные источники (ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды»), а в другой – только стационарные (ст. 28 Закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в своем письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 разъяснило, что с 01.01.2015 взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При этом дополнило, что в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

А вот позиция Росприроднадзора, которая обнародована на их сайте, состоит в том, что данная плата отменяется с 01.01.2016.

В связи с этим «упрощенцам», использующим автомобили, необходимо заручиться разъяснениями территориального управления Росприроднадзора. Хотя понятно, какой ответ будет дан. Поскольку принимают отчеты и штрафуют именно региональные Управления Росприроднадзора, к тому же в Федеральном законе закреплено, что данная поправка вступает в силу именно с 01.01.2016, то в 2015 г. платить за транспорт все же необходимо.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В период с 01 января 2015 г. по 01 марта 2017 г. Правительством РФ должны быть утверждены правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, развивающие положения ст.ст. 16.1–16.5 Закона «Об охране окружающей среды», предусматривающие требования к новому порядку исчисления и внесения платы за НВОС, в том числе в части применения коэффициентов при исчислении платы за НВОС.

Расчет платы

Чтобы вовремя сдать расчет в Росприроднадзор, необходимо его правильно заполнить. Для каждого вида загрязнения в постановлении Правительства от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух» установлены свои нормативы.

В расчете норматив надо перемножить с количеством загрязняющих веществ и поправочными коэффициентами, в расчете участвуют 4 коэффициента (см. таблицу).

Наименование коэффициента Кто использует Где брать значение коэффициента
Коэффициент экологической значимости Все, кто заполняет расчет Приведен в Приложении № 2 к постановлению от 12.06.2003 № 344
и зависит от региона нахождения. Например, для Поволжья – это 1,9
Коэффициент, учитывающий инфляцию В конце года Правительство РФ отдельным постановлением устанавливает значение данного коэффициента на следующий год.
На 2015 г. данный коэффициент равен 2,45 по нормативам, утвержденным в 2003 г. и указанным в постановлении № 344, или 1,98 по нормативам, утвержденным в 2005 г. и указанным в постановлении № 410
Дополнительный коэффициент 1,2 Используется для городского транспорта Уже в названии коэффициента указано его значение. Если транспорт организации не передвигается по городу, то
согласно Приложению № 2 к постановлению № 344 организация данный коэффициент не применяет
Дополнительный коэффициент 2 Используется для определенных территорий В названии коэффициента также уже указано его значение. Он применяется для охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и Байкала, для зон экологического бедствия. Для плательщиков из других регионов данный коэффициент равен 1
согласно п. 1 постановления № 344

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если иное не предусмотрено договором, то платить за загрязнение окружающей среды транспортным средством, полученным по договору лизинга, должен лизингополучатель.

Пример.

Фирма ЦСК использует как собственный, так и арендованный автотранспорт. По итогам квартала на основании отчета движения горюче-смазочных материалов (ГСМ) и путевых листов (можно использовать акты на списание ГСМ) бухгалтер рассчитала общее количество израсходованных дизельного топлива и бензина: 3766 л дизтоплива и 1330,05 л бензина. Переводим литры в тонны и получаем 3,766 т дизтоплива и 1,33005 т бензина. Для бензина известна его плотность, поэтому количество умножаем на 0,75 (данное значение плотности для бензина А-95 приводит ФНС РФ в своем письме от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@) и получаем 0,998 т бензина.

Полученное количество загрязняющих веществ перемножаем с нормативами и коэффициентами и получаем итоговую сумму в 60 руб., как это видно на рисунке 1.

Рисунок 1.

Форма расчета утверждена приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 и состоит из титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей перечислению в бюджет по итогам отчетного квартала, и четырех разделов – по одному для каждого вида загрязнения (стационарные источники, передвижные источники, сбросы и отходы).

Сумму в 60 руб. бухгалтер ЦСК перенес во второй лист расчета по строке 034, как показано на рисунке 2.

Рисунок 2.

Титульный лист оформляется аналогично налоговым декларациям, подписывается и отправляется в местное Управление Росприроднадзора в срок до 20-го числа следующего за отчетным кварталом месяца, но при этом переноса, как в налоговых декларациях, здесь нет. В 2015 г. надо отчитаться и уплатить налог:

  • за II квартал 2015 г. – 20 июля 2015 г.;
  • за III квартал 2015 г. – 20 октября 2015 г.;
  • за IV квартал 2015 г. – 20 января 2016 г.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 2016 года отчетным периодом будет календарный год, соответственно, плату нужно будет вносить не позднее 01 марта года, следующего за отчетным периодом.

Если сумма исчисленного налога, как в нашем случае, меньше 50 тыс. руб., то отчет сдается в бумажном виде. Если же платеж достигает размера 50 тыс. руб., то его сдача осуществляется либо на магнитном носителе, либо по телекоммуникационным каналам связи согласно п. 11 Общих положений Порядка заполнения расчета.

Платежные реквизиты для перечисления сбора лучше уточнить в своем Управлении Росприроднадзора (на стендах или на сайте). КБК Росприроднадзора (как неналоговый платеж) – 498 1 12 01000 01 0000 120.

Сумма платы за НВОС относится к затратам организации в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ в пределах допустимых нормативов для стационарных источников или сбросов в воду, превышение данных нормативов списывается за счет чистой прибыли. Нормировать плату за НВОС по автотранспорту не нужно. «Упрощенцы» также вправе списывать уплаченный экологический сбор на уменьшение доходов (при применении объекта «доходы минус расходы») согласно пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

ВАЖНО В РАБОТЕ

С 2016 года платить за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) должны те предприятия, в результате деятельности которых образовались эти отходы.

Планируемые изменения

Упомянутый нами Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ внес значительные изменения в действующее законодательство в части охраны окружающей среды. Часть из них, как мы говорили, уже начала действовать, а часть еще не вступила в силу, причем сроки предусмотрены вплоть до 01 января 2020 года. Изменения связаны с появлением ряда новых понятий в сфере охраны окружающей среды. Также конкретизированы лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, подробно описаны правила определения платежной базы и непосредственного расчета платы, а также порядок и сроки ее внесения. Все основные положения, касающиеся исчисления данной платы, теперь будут изложены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ведь сейчас положения об особенностях исчисления платы, сроках ее внесения и т. п. перечислены в различных актах Ростехнадзора и Росприроднадзора.

Помимо этого, Законом № 219-ФЗ предусмотрен ряд льгот для организаций и предпринимателей, которые осуществляют деятельность на объектах с незначительным негативным воздействием на окружающую среду.

Поправки внесены не только в законодательство об охране окружающей среды, но и в иные нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты этой сферы, например, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Подробнее обо всех изменениях, внесенных Законом № 219-ФЗ, читайте в следующем номере журнала.

Итак, перечислим основные нововведения:

  • введены новые понятия в сфере охраны окружающей среды;
  • установлены категории объектов, оказывающих негативное воздействие;
  • уточнен порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • изменены сроки внесения платы за негативное воздействие;
  • установлен порядок получения комплексного экологического разрешения;
  • вместо расчета будет представляться декларация о воздействии на окружающую среду;
  • объекты, оказывающие негативное воздействие, нужно поставить на учет;
  • требование о разработке программы производственного экологического контроля;
  • вместо лимитов на сброс и выброс будут временно разрешенные выбросы и сбросы;
  • новшества в сфере нормирования в области обращения с отходами;
  • преимущества для лиц с деятельностью на объектах с минимальным негативным воздействием;
  • дополнены случаи для уплаты госпошлины;
  • введены новые виды административной ответственности.

ОТ РЕДАКЦИИ

В действующем законодательстве в сфере природопользования понятие «размещение отходов» не содержится. Природопользователями и контролирующими органами оно трактуется по-разному. Так, по мнению Ростехнадзора, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов (письмо от 12.02.2007 № 04-09/169). Однако в арбитражной практике есть судебные акты, в которых суды, принимая решения в пользу хозяйствующих субъектов, подчеркивают, что нормы законодательства РФ, регулирующего правоотношения в сфере природопользования, не связывают непосредственно наличие обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов с правом собственности на эти отходы (см., например, постановления ФАС УО от 22.01.2013



Что еще почитать