Рассказ как зимуют рыбы. Зимовка карпов в пруду на даче. Где искать карпа зимой

Всё лето приусадебный пруд с яркими карпами радует глаз, но приходит осень и пора задуматься о зимовке. На зимовку карпов можно оставлять в пруду при условии, что глубина водоёма больше 2,5 метров. Карпы кои не выдерживают температуру ниже +2 градусов.

Наилучший интервал 10 - 16 градусов, но в пруду таких температур зимой не бывает, поэтому некоторые любители переводят рыбу на зимовку в подвальные помещения в ванны или специальные аквариумы.

Плотность посадки при передержке может быть довольно большой - 10 л. на 10 см. длины тела.

  • Рыбу на зимовке не кормят!!

Но рыба должна уходить встречать зиму упитанная, откормленная. Кормить же летом надо качественными сбалансированными кормами. Например, рыбки не брезгуют земляными червями. Надо помнить, что всю зиму они будут жить за счет своих запасов.


В аквариуме должна быть хотя бы не большая фильтрация, может даже механическая, т.к. нитрофицирующие бактерии при такой температуре работают очень слабо. Обязательно должна присутствовать интенсивная подача воздуха.

Теперь поговорим о зимовке подо льдом

Немаловажным фактором хорошей зимовки рыб в пруду является готовность водоёма. Перед похолоданием убирают весь органический мусор, который скопился за лето и лишнюю растительность со дна водоёма. Дно пруда должно быть чистым, а все продукты жизнедеятельности рыб удалены. Чтобы избавиться от всех органических остатков, можно вносить специальные средства, которое содержат особенные штаммы бактерий, питающиеся целлюлозой, а также бактерии, которые живут при низких температурах подо льдом и помогают избавиться от образования вредных газов (метан, сероводород и др.).


Если вы оставляете рыбу зимовать в пруду, то позаботьтесь о том, чтобы расчистить небольшой участок льда: рыбам должно быть светло,это очень важно для них.

Также нужно следить за правильной аэрацией зимой. Аэрация в это время нужна не для насыщения воды кислородом, а для удаления из-подо льда вредных газов. Аэратор надо размещать в средних слоях воды, но ни в коем случае не у дна. Вода в спокойном состоянии, обычно, расслаивается на несколько зон. Зимой самая теплая вода бывает у дна. Поэтому нельзя аэратором нарушать температурный режим. Ведь при зимовке даже разница температур в 2-3 градуса очень важна для рыб.


Лето зиму кормит. С этой пословицей трудно не согласиться. К этому суровому времени года все живые существа готовятся заранее. Человек запасается топливом, утепляет свое жилище, заготавливает впрок продукты питания. Готовятся к зиме животные насекомые и рыбы. При этом все это делают по – разному. Животные нагуливают жир, а с наступлением холодов меняют летнюю шубу на зимнюю. Насекомые и пресмыкающиеся забиваются в укрытия и засыпают, рыбы становятся вялыми, зарываются в ил, впадают в анабиоз или же ищут глубокие донные ямы, в которых можно переждать зиму.

Зима для речных обитателей является настоящим испытанием. Поверхность водоема покрывается льдом, который не позволяет воде насыщаться кислородом. Солнечный свет также становится большим дефицитом. Мало того, что зимний день невероятно короткий, так еще и лед, покрытый толстым слоем снега, не позволяет свету проникать в водоем. Вода становится холодной, что существенно снижает активность речных обитателей. Их движения становятся вялыми и замедленными.

В таких условиях большинство рыб не могут вести активный образ жизни. Они опускаются на дно, зарываются в ил, и впадают в анабиоз. Жизненные процессы в их организмах замедляются. Существуют они лишь за счет тех запасов, которые смогли накопить летом.

Однако не все рыбы погружаются в зимнюю спячку. Некоторые их виды ищут глубокие места (зимовальные ямы), сбиваются в стаи, и в таком малоподвижном состоянии пережидают зиму. Активными остаются лишь хищники, рыбы, которые нерестятся зимой, и те их виды, которые совершают сезонные миграции.

Но вернемся к тем речным обитателям, которые зимуют в своих водоемах. Давайте посмотрим, что происходит с водой при понижении ее температуры. Ответ довольно прост – растет ее плотность. Максимальной она становится при четырех градусах. Более плотные слои опускаются вниз, а менее плотные поднимаются вверх. Происходит естественная конвекция воды. Замерзают лишь верхние ее слои. Чтобы водоем промерз до дна, нужно чтобы вся вода охладилась до четырех градусов. Но такое случается довольно редко, и касается только небольших и мелких водоемов.

С понижением температуры все жизненные процессы в водоеме замедляются. Прекращают свой рост водные растения, не размножается планктон. Вместе с этим уменьшается и количество пищи, потребляемой рыбами. Это заставляет рыб одинакового вида и размера искать глубокие ямы, собираться в них, и так зимовать. Их жизненные процессы замедляются, тело покрывается слизью, Согласно существующему мнению, она выполняет защитную функцию, которая сводится к отпугиванию хищников. По крайней мере, до наступления тепла, они их не трогают.

Именно так зимуют все теплолюбивые рыбы, такие как: линь, карп, лещ, карась. Зимой они практически не потребляют пищу, а существуют лишь за счет летних запасов, которых вполне хватает на три зимних месяца. Рыбы практически неподвижны, о чем свидетельствуют пролежни на их брюшках.

На хищных рыб зима практически не действует. На понижение температуры воды они практически не реагируют. Окунь и щука продолжают активно охотиться, чем и пользуются рыбаки, занимающиеся подледным ловом. При этом щука отдает предпочтение глубоким и темным местам, в которых, как правило, зимует плотва, уклейка и ерш. Активным в зимнее время остается и судак, который охотится на больших глубинах, в затемненных местах, вдали от берега.

С наступлением зимы сом покидает глубокие ямы и поднимается ближе к поверхности, стараясь выбирать места с быстрым течением. Это связано с тем, что именно здесь вода максимально насыщена кислородом. Аналогично поступает и налим. Его не зря называют зимней рыбой. В это время года он весьма активный. Налим плохо переносит теплую воду. При 27 градусах он погибает. Летом эта рыба вялая и малоподвижная. Она опускается на дно и забивается под коряги. Активизируется лишь осенью, когда температура воды падает до 15 градусов. Рыбаки говорят, что именно в это время у налима начинается жор. Нерест у этой рыбы также совпадает с зимним периодом. Самки выбирают участки дна с каменистым покрытием, и откладывают икру.

В пресных водоемах северной части России, включая Дальний Восток, водится рыба сиг. Она также считается зимней. Период нереста у нее совпадает с концом осени и началом зимы. Питается сиг организмами, обитающими на дне, а также икрой нерестящихся рыб.

Рыбы, совершающие сезонные миграции, могут жить как в соленой, так и пресной воде. К их числу, например, относятся осетровые, обитающие в Азовском и Каспийском морях. С началом зимы они заходят в реки, и огромными стаями плывут к местам нереста.

Несколько иначе ведет себя азовская хамса. С наступлением зимы она мигрирует в более теплые воды Черного моря. Аналогичные миграции совершают и иные рыбы. Каспийская сельдь перемещается ближе к югу. Точно также поступает и дальневосточная камбала. Арктические же рыбы просто опускаются на глубины до 300 метров и практически перестают потреблять корм.

Янилкина Надежда Михайловна

МБОУ «СОШ №5», г. Чистополь РТ

Учитель русского языка и литературы

Контрольно-измерительные материалы к учебнику под редакцией М.М.Разумовской, «Русский язык.5 класс»

Контрольная работа №1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (входной)

Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали. А у нас появляются зимние гости. Вот на березе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена березы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу. Грамматическое задание
1. Обозначьте части речи 1 вариант в 4 предложении 2 абзаца, 2 вариант в 3 предложении 2 абзаца

    Найдите в тексте диктанта слово с безударной проверяемой гласной в корне (1 вариант), непроверяемой гласной в корне (2 вариант), обозначьте орфограмму

    *Обозначьте склонение и падеж всех существительных в 8 предложении 1 абзаца (1 вариант), в 7 предложении 1 абзаца (2 вариант)

Контрольная работа №2. РР. Сочинение «Памятный день лет них каникул».

Цель: научить писать сочинение-повествование; научить использовать в сочинении художественный стиль речи.

Контрольная работа №3 по разделу «Фонетика. Орфоэпия».

    вариант

    караван.

    Нарочно.

Словесный, говорит, молчание, грустно, прояснит.

Тон-ко, зву-чно, свя-то-сть, от-ра-же-ни-ем, Све-та.

Льют, Лешка, ядро, пень.

б, ф, м, г, ж.

    Продолжите определение.

Фонетика – это…

    вариант

    Сделайте фонетический разбор слова молоток.

    Сделайте орфоэпический разбор слова конечно.

    В каком слове есть непроизносимый согласный звук? Подчеркните его.

Винтовой, радостный, привинтил, стеклянный, словесник.

    Подчеркните слово с неправильным делением на слоги.

Мо-ро-же-ное, туск-неть, день-ги, яр-мо, яр-ко.

    Подчеркните слова, в которых буквы е, ё, ю, я дают два звука. Объясните, почему.

Копия, ясный, мель, Люда.

    Подчеркните звук, который не имеет пары по глухости:

т, с, ш, р, в.

    Продолжите определение.

Орфоэпия – это…

Контрольная работа №4. Контрольный диктант «Дни поздней осени» с грамматическим заданием

Живая природа чутко откликается на времена года. Вот и последние листочки облетели с деревьев. Ковёр из мокрых листьев покрывает сады и парки. Идёшь по такому ковру и слышишь, как под ногами шуршат яркие звёздочки листвы. На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя. Но жизнь продолжается. Вот несколько синичек пролетело над головой и пропало в чаще парка. В кучке листвы шуршит обычная серая мышь. Она ищет съестное, запасается на зиму. Скоро и настоящие холода. Снег оденет чащи, леса и перелески в белый наряд. Грамматическое задание:

    Выпишит е из текста 5 слов с безударными гласными, проверяемыми или непроверяемыми ударением. Подчеркните нужную букву.

    Выпишите слова с Ь на конце, в скобках обозначьте часть речи.

    Подчеркните грамматическую основу предложения: 1 вариант - 1, 3; 2 вариант – 2, 5 предложения 1 абзаца.

Контрольная работа №5. Р.Р. Изложение «Барсучонок».

Учебник (упр. 383)

Цель: научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения; научить сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства.

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья... целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.

Контрольная работа №6 по теме "Значение, строение и правописание слов".

Диктант

Шел по земле веселый человек. Он нес рюкзак за спиной, шагая по шоссе, сворачивал на тропинки, продирался сквозь чащи. Однажды он расположился на отдых, разжег костер, повесил чайник. Но почаевничать ему не удалось. Около березы лесные муравьи воздвигли свое жилище. Большой муравейник вырос около дерева уже давно. К вечеру муравейник продолжал кипучую жизнь. А веселый путешественник готовился к ужину и не замечал, как насекомые заползали под его палатку, в рюкзак, под сложенные вещи. Хорошо выспаться в эту ночь он не смог и утром без сожаления покинул место ночевки.

Грамматическое задание

1 вариант.

    Выпишите слова с оглушением или озвончением согласных звуков.

    К слову вырос подберите и запишите однокоренные слова.

    К слову древо найдите в тексте полногласный вариант и запишите его с предлогом.

    Разберите слово чайник по составу. Придумайте и запишите слова с таким же суффиксом.

2вариант.

    Произведите фонетический разбор слова отдых.

    Выпишите несколько слов, в которых не совпадает количество букв и звуков.

    Придумайте и запишите словосочетания, употребив указанные слова в прямом и переносном значении: золотой, лисий.

Контрольная работа №7. Контрольный диктант « Белые фонарики » с грамматическим заданием по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Цветы ранней весны не славятся сильным запахом. Они чуть пахнут медом, а больше лесной свежестью. Запах - это приманка для насекомых. Насекомые переносят цветочную пыльцу с цветка на цветок. В апреле в нижнем этаже леса светло. Хорошо видно все цветы, потому что деревья еще не оделись листвой.

Но пришел май, большими и широкими стали листья деревьев. А мы рады теплу и говорим: «Здравствуй, синий май!» Вот уже и ландыши светятся, кивают своими белыми головками. Ландышами кончается светлая лесная весна, и наступает лесное тенистое лето.

Дополнительные задания

- Надо ли проверять полногласие в корне слова? Ответ аргументируйте.

1-й вариант - деревьев;2-й вариант - головками.

- Выпишите сложное предложение, произведите его синтаксический разбор и составьте схему.

Контрольная работа №8. РР Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима».

Учебник (упр. 262)

Цель: закрепить навыки написания сочинения-описания по картине; научить описывать зимний пейзаж.

Контрольная работа №9. Р.Р.Изложение с элементами описания по Л.Ленчу.

Цель: научить писать изложение от 3-го лица; сформировать умение сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи.

Большой черный очень красивый кот с прелестной зеленоглазой мордочкой подошел к молодой липке у тротуара, поднялся на задние лапки и стал точить когти о ее тонкий ствол.

Я знаю этого кота. Это очень умный, храбрый, с большим чувством собственного достоинства зверь. Его побаиваются собаки и уважают люди. Собачьи наскоки он легко отражает меткими ударами острых когтей, никогда не унижаясь до бегства. К людям относится снисходительно – позволяет себя гладить и даже оказывать мелкие услуги. Хозяева выпускают его погулять во дворе. После прогулки он самостоятельно возвращается к себе на третий этаж и сидит перед квартирной дверью, терпеливо ожидая, когда она откроется. Если на лестничной площадке кто-нибудь появится, кот, глядя на человека своими мудрыми, таинственными глазами, просительно, коротко вякнет, будто скажет: «Нажмите, пожалуйста, кнопку звонка, вы же видите, что я сам не могу это сделать».

Контрольная работа №10. Контрольный диктант « Как зимуют рыбы » с грамматическим заданием по разделу «Глагол»

В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.

В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовок,

Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое.

Веселые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.

Пойдет время к весне, сгонит солнышко лед и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры. (По Л. Карпову)

Грамматическое задание:

1 вариант

- Подчеркните члены предложения-В глубокой тишине...

-

- Образуйте от глагола плясать все формы наклонения.

2 вариант

- Подчеркните члены предложения-Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.

- Выпишите из предложения глаголы и сделайте их морфологический разбор.

- Образуйте от глагола слушать все формы наклонения.

Контрольная работа №11 по теме «Имя существительное»

Работа над текстом

Беспокойный хвост

Наш...л я л...сной шатер. Когда-то здесь белка обедала, оставила после себя целый ворох ощипанных ш...шечек.

C м...трю л...жит к...мок (комочек) рыжей шерсти. Наверное, белку с...ела куница, и только к...нец (кончик) белич...его хв...ста (хвостика) валяет...ся.

С...ребристый п...ук (паучок) обвил его п...утиной (паутинкой), устроил себе в белич...ей шерсти закуток. П...ука (паучка) я потрогал пальцем. Он испугался, быстро-быстро вскарабкался наверх и закачался на п...утин... (паутинке).

Поднял я хвост (хвостик) и засунул в пустую гильзу. Бе...покойный этот хвост (x востик) оказался: как посмотрю на него, тян...т меня бродить искать л...сные шатры.

(По Г. Снегиреву)

Задания

-Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания

Замените имена существительные (где это возможно) существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Обозначьте в тексте глаголы в прошедшем времени буквами пр.

- Надпишите склонение имен существительных в тексте.

- Произведите морфологический разбор слов поднял, паук.

- Выделите суффиксы, с помощью которых образованы уменьшительно-ласкательные существительные.

Контрольная работа №12. Изложение «Друг детства».

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван. (и предложила использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я
обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки.
Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот
он сидит на диване(,) мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов)

Контрольная работа №13 (итоговая). Диктант « Дуб » с грамматическим заданием

Дуб

Дуб - удивительное растение. Он растет сотни . Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

Грамматическое задание:

1 вариант

листочки

3. Разобрать слова по составу: «опадают», «дубовой», «листочки»

4. Фонетический разбор слова «осенью».

2 вариант

1. Синтаксический разбор предложения. Дуб- удивительное растение.

2. Морфологический разбор слова желудями

3. Разобрать слова по составу: «чернеет», «трубочки», «растут»

4. Фонетический разбор слова «молния».

"Как зимуют рыбы" Л. Карпова

Толстой ледяной крышкой закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна прозрачная притихшая вода. В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь воду, не блестит песок, не цветут водяные травы... В глубокой тишине среди холмов и долин речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом. Только жабры чуть-чуть приподнимаются - дышат. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.
Летом толстоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигая длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была бы поглубже и попросторнее. Любит он лежать в таких ямах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, и рака сцапает, и лягушку съест. Но зимой он лежит в яме совсем неподвижно.
Широкий, плоский лещ перед зимовкой, как только покажется первый ледок у берегов, быстро поднимается на поверхность, опрокидывается на воде на бок и так лежит несколько минут, словно прощаясь со светом и воздухом. А потом стремглав бросается в глубину и ложится на дно. Лещи лежат рядками, как дрова в поленнице, без всякого движения.
Сазаны выбирают дно илистое и зарываются в грязь. Иногда отыщут мягкую яму и улягутся в ней всем стадом.
Веселый, проворный окунь любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Тесно прижимаясь, друг к другу, опустив свои красные плавники, засыпают окуни в таких местах на всю зиму.
Широкой лентой припадают к песку стада пескарей и ершей. Наверху, под самым льдом, около трав и камышей, неподвижно стоят серебристые стада плотвы. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.
Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет, да и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движенья её медленны, не то, что летом, когда она молнией бросается на добычу.
И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит он между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает молоденьких сонных рыбок. Но пойдёт время к весне, солнышко сгонит лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздувая жабры... А налим уже не бросится за ними. Вялый, полусонный, он примется искать место для спячки. Забьётся под камень или под корчевье и уснёт, как мёртвый, на всё лето, до самых морозов.

1. Заполни таблицу

Название рассказа

2. В какой раздел в библиотеке можно поставить данный рассказ?

А) Сказки Б) Рассказы о детях В) Фантастика

Г) Люблю природу русскую Д) Рассказы о животных

__________________________________________________________________

4.Верно ли утверждение?

В зимней реке сумрачно и глухо.

Узкой лентой припадают к песку стада пескарей и ершей.

И только один налим всё лето живо и весело разгуливает по реке.

5. Соотнеси столбики стрелками

Зимой лежит в яме совсем неподвижно.

Зимовка рыб – это очень интересный раздел биологии. Можно сказать больше, это уникальное явление в природе.

С приближением зимы жизнь во всех водоемах меняется, причем кардинально. Во-первых, уменьшается световой день, температура воды снижается, и постепенно водоемы начинают покрываться ледяной коркой, а сверху еще и насыпается снег. То есть, под водой становится темно. У обитателей водоема впереди целых четыре месяца, во время которых им придется переживать условия холода, полумрака и сильного дефицита кислорода.

В этот период почти все рыбы перестают потреблять пищу, их активность снижается, практически до нуля. Процесс их роста и обмена веществ приостанавливается, частота сокращений сердца снижается. Реакция на внешние раздражители тоже падает почти до нулевой отметки. Жизнь в их организме теплится только за счет накопленного летом жирка.

Поскольку в царстве рыб существуют разные виды этих существ, то и зимуют они разными способами.

Например, теплолюбивые рыбы (линь, лещ, карп), уже в конце осень начинают готовиться к зиме. Как? Очень просто. Они собираются в большие стаи. Причем в стае, обычно состоят рыбы одного возраста и вида, и образуют так называемые зимовальные ямы.

Зимовальными ямами называются места, в углублениях дна водоема, где скапливается большое количество рыб.

В этих ямах рыбы почти три месяца находятся безо всякого движения, плотно прижимаясь, друг к другу. Часто, у нижнего слоя рыб к весне образуются пролежни в области брюшка.

Уже через месяц после обледенения водоема, в зимовальной яме сильно ухудшается кислородный режим. И некоторые рыбы, например сомы, не могут его переносить. Поэтому, сом устраивается на зимовку повыше зимовальной ямы, поближе к ее выходу.

А вот хищные рыбы (щука, окунь, судак) в зимовальные ямы не уходят. И рыб в этих ямах не трогают, потому что те, выделяют слизь, которая служит им изолирующим средством. Питаются хищники в зимний период рыбешкой, которая вообще не реагирует на ледяной панцирь и не уплывают с обычных своих мест обитания. К этим рыбкам относятся плотва, уклейка, ерш. Они то и составляют зимний рацион рыбных хищников.

В зимний период меняется и поведение хищников под водой. Ученые, наблюдающие за их поведением зимой, разделили их на три вида по отношению к свету. Так, окунь считается сумеречно-дневным хищником, щука относится к сумеречным, а судак – к глубокосемеречным.

В самом начале, когда лед затягивает водоем, подводный мир охватывает сумрак. Чем и спешат воспользоваться сумеречные рыбы. В подводном царстве начинается «кровавая бойня», которую люди назвали «перволедок».

Налим – обожает зиму, и еле-еле переносит летнюю жару. Он летом спит. А с наступлением зимы его активность достигает своего апогея, налим веселится, интенсивно откармливается, и с успехом размножается. Причем если налиму исполняется год, то он переходит с планктона на рыбную диету.

Есть еще особенности зимовки рыб. Например, если водоем мелкий и промерзает до самого дна, что делать тем рыбкам, которые в нем живут? А в таких водоемах часто можно встретить обыкновенного карася и рыбку даллию, черного цвета. Так вот, с наступлением зимы, они, эти рыбки, зарываются в ил. Когда обледенение достигает самого дна – становятся «заключенными ледяной тюрьмы». Самое интересное, что даже в таком плену рыба не гибнет, у них потрясающая человеческое воображение выносливость низких температур. Весной эти рыбы оживают, оттаивают, размораживаются, откармливаются и даже оставляют потомство.

Вот так, получается, что все рыбы разные и зимуют они по разному, как и люди.



Что еще почитать