Лучшие боевые вертолеты в мире. Какой вертолет лучше? место – Черный Ястреб

Ударные (штурмовые) вертолеты уже на протяжении почти полувека являются смертоносным и очень эффективным оружием многих армий мира. Основной их задачей является поиск и уничтожение сложных и малоразмерных целей на суше. Вместе с тем современные ударные геликоптеры могут поражать морские и даже воздушные цели.

С момента появления эти машины применялись практически во всех конфликтах и показали свою ценность, выступая порой единственным средством огневой поддержки сухопутных войск. Наиболее же эффективно ударные вертолеты способны бороться с бронетехникой, что и является их главной задачей. Onliner.by составил рейтинг из шести самых смертоносных современных геликоптеров.

6. Белл AH-1 «Кобра» (США)

Первый специализированный ударный вертолет в мире и один из самых повоевавших. Впервые боевые «вертушки» американцы массово применили во время войны в Корее. Геликоптер, у которого всегда было много противников, проявил себя с самой лучшей стороны.

После войны в Корее армии мира начали активно оснащаться вертолетами. Тем не менее они выполняли в первую очередь транспортную функцию, перевозя грузы и солдат. Транспортные винтокрылые машины оснащались только легким вооружением и были беззащитны перед пулями и снарядами зенитных пулеметов и орудий. Однако армии нужна была специализированная техника, предназначенная исключительно для ударных функций. И такая техника появилась.

«Кобра» была создана на базе легендарного UH-1 «Ирокез». Но вертолет имел совершенно другие очертания, ставшие классическими для ударных машин. Летчики располагались друг за другом - таким образом уменьшалась лобовая проекция вертолета. Фюзеляж был узким, крылья - небольшими. Весь силуэт «Кобры» был гармоничным и стремительным. «Вертушка» широко применялась американцами во Вьетнаме и заслужила любовь солдат и летчиков.

Современным вариантом модели является Белл AH-1 «Суперкобра». Главным отличием от исходного варианта стало наличие двух двигателей вместо одного и современный комплекс БРЭО. Основное вооружение машины - противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Хеллфайр».

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор);
  • максимальная взлетная масса: 6690 кг;
  • масса полезной нагрузки: 1736 кг;
  • силовая установка: 2 турбовальных General Electric T700-GE-401;
  • мощность двигателей: 2 × 1723 л. с. (2 × 1285 кВт);
  • максимальная скорость: 282 км/ч (у земли);
  • практическая дальность: 518 км.

Следует отметить, что последние версии «Суперкобры» по своим характеристикам не сильно уступают ударным вертолетам, созданным значительно позднее. «Кобры» и «Суперкобры» состояли и состоят на вооружении более 10 стран мира. Кроме Вьетнама эти машины применялись в различных конфликтах на Ближнем Востоке и по своему боевому опыту уступают, пожалуй, лишь легендарному Ми-24, занявшему чуть более высокое место в нашем рейтинге.

5. Ми-24 (СССР)

Эта винтокрылая машина узнаваема и овеяна боевой славой. Ми-24 является одним из наиболее массовых и широко распространенных вертолетов в мире.

Вслед за «Коброй» он стал вторым в мире ударным вертолетом и первым из подобных машин в СССР. Геликоптер был разработан в КБ Миля - наиболее опытном вертолетном конструкторском бюро Советского Союза. Многие узлы и агрегаты Ми-24 были заимствованы у другой, не менее легендарной машины - транспортно-боевого вертолета Ми-8. Как и американцы, «милевцы» создали из достаточно тяжеловесного транспортника узкую и стремительную ударную модель.

Но Ми-24 существенно отличался от своего заморского собрата. Советские конструкторы хотели воплотить концепцию «летающей БМП» - ударного вертолета с возможностью нести десант. С одной стороны, эта идея увеличила геликоптер в размерах, повысила его массу, с другой - Ми-24 получил большую гибкость применения. Хоть он практически и не использовался как десантный, возможность перевезти лишние грузы в десантном отсеке, раненых, экипаж подбитой машины не раз спасала жизни солдат и летчиков.

Но все же главной задачей Ми-24 было уничтожение танков, БМП, укреплений и живой силы противника. Вертолет должен был лезть в самое пекло боя и наносить смертоносные удары. Конструкторы защитили машину мощной броней, способной выдерживать попадания стрелкового оружия и в некоторых местах - даже крупнокалиберных пулеметов. Ми-24 оснащался встроенным пулеметно-пушечным вооружением (в зависимости от модификации), неуправляемыми и управляемыми противотанковыми ракетами «Штурм», бомбами, встроенными пушечными контейнерами и т. д.

Боевое крещение советский вертолет, прозванный за зеленый вытянутый силуэт «Крокодилом», получил в Афганистане. На протяжении всех лет конфликта Ми-24 выступали крылатыми ангелами-хранителями десантников и пехотинцев. Значение этого вертолета очень сложно переоценить. Маневренный, стремительный и в то же время хорошо бронированный Ми-24 был очень сложной и опасной целью для моджахедов.

Наряду с афганским конфликтом геликоптер применялся практически в каждой горячей точке нашей планеты. Везде он зарекомендовал себя как исключительно надежная и живучая машина.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2-3 человека;
  • максимальная взлетная масса: 11 500 кг;
  • максимальная грузоподъемность: 2400 кг;
  • силовая установка: 2 двигателя ТВ3-117;
  • мощность: 2 × 2200 л. с.;
  • количество пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках, 2 легкораненых и медработник;
  • максимальная скорость в горизонтальном полете: 335 км/ч;
  • дальность полета практическая: 450 км;
  • дальность полета перегоночная: 1000 км.

Ми-24 состоит или состоял на вооружении около 40 (!) стран, став на ряду с АК и Т-72 символом советского оружия. Всего было выпущено более 3500 машин. В версии 24П/К этот вертолет состоит на вооружении и в Беларуси.

4. Еврокоптер «Тигр»

Это один из наиболее современных, дорогих и сложных вертолетов в мире. Он был сконструирован европейским франко-германским концерном Eurocopter. Эта машина была разработана позже «Кобры» и Ми-24, когда был накоплен достаточно богатый опыт боевого применения ударных вертолетов.

Немцы и французы полагали, что основой выживания боевого летательного аппарата будущего будет не толстая броня и крепкая конструкция, а малая заметность, использование средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и особой тактики применения. Следует отметить, что подобная концепция показала свою несостоятельность.

Вертолет оснастили всевозможными датчиками. Прицельно-навигационный комплекс МЕР - с надвтулочной системой обзора, как на «Апач Лонгбоу». Еврокоптер был представлен в нескольких вариантах для Франции и Германии в ударной и противотанковой модификациях. На вооружении «Тигра» есть встроенная 30-миллиметровая пушка, а также различные варианты управляемых и неуправляемых ракет. Кроме ПТУР он также несет ракеты «воздух - воздух» для борьбы с вертолетами и самолетами противника.

Летные и технические характеристики:

  • максимальная взлетная масса: 6100 кг;
  • масса топлива во внутренних баках: 1080 кг (+ 555 кг в ПТБ);
  • объем топливных баков: 1360 л (+ 2 × 350 л ПТБ);
  • силовая установка: 2 турбовальных MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390;
  • мощность двигателей: 2 × 1285 л. с.;
  • максимальная скорость: 278 км/ч;
  • крейсерская скорость: 230 км/ч;
  • практическая дальность: 800 км.

Еврокоптер состоит на вооружении не только во Франции и Германии, но еще в Испании и Австралии. Вместе с тем вертолет, разрабатывавшийся для холодной войны, оказался не нужен скудеющим европейским армиям с развалом СССР. В результате общее количество закупленных машин в разы отличается от планировавшегося.

К достоинствам «Тигра» можно отнести продвинутый борт и достаточно мощное вооружение. Вместе с тем он имеет недостаточную броневую защиту для ударного боевого вертолета. Следующим в нашем рейтинге будет самый бронированный геликоптер в мире.

3. Летающий танк Ми-28

Работы над этим вертолетом начались практически сразу после создания Ми-24. Новая машина являлась преемником отлично зарекомендовавшего себя «Крокодила», только без грузовой кабины. Ми-28 должен был стать сугубо боевым вертолетом с крепкой броней и мощным вооружением. Первый полет новинка совершила в 1982 году. Машина участвовала в конкурсе на единый ударный геликоптер вместе с другим известным вертолетом - Ка-50 «Черная акула».

Ми-28 создавался по новой концепции применения боевых вертолетов - максимально близкому полету у земли с огибанием рельефа, быстрому поиску и уничтожению целей. Огромное внимание было уделено защите. Богатый опыт применения Ми-24 в Афганистане и других горячих точках говорил о том, что штурмовой вертолет должен быть серьезно защищен. Кабина пилотов и ее остекление выдерживают попадание 12,7-мм бронебойных пуль и 20-мм осколочно-фугасных снарядов. Двигатели машины разнесены на максимальное расстояние и оснащены тепловыми фильтрами для снижения вероятности поражения ракетами с тепловой головкой самонаведения. Конструкция корпуса и шасси позволяет экипажу выжить при падении со скоростью до 12 м/с.

В течение всего периода разработки улучшалось вооружение вертолета. Модификация Ми-28Н «Ночной охотник» получила весь комплекс БРЭО для боя в различных погодных условиях и ночное время. Геликоптер оснащен мощной 30-мм пушкой 2А42, которая устанавливалась на БМП-2. Главным оружием вертолета являются ПТУР «Атака». Также машина может нести и неуправляемое вооружение, ракеты и бомбы общей массой до 2,5 тонны.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека;
  • максимальная взлетная масса: 12 100 кг;
  • масса боевой нагрузки: 2300 кг;
  • масса топлива: 1500 кг;
  • силовая установка: турбовальный ВК-2500-02, 2700 л. с.;
  • крейсерская скорость: 265 км/ч;
  • дальность полета: 450 км.

После долгих лет безденежья, Ми-28 сейчас активно закупается вооруженными силами РФ. На данный момент произведено более сотни таких вертолетов. Кроме того, подписаны контракты на поставки в Ирак, Египет и Алжир. Только практически полное отсутствие боевого опыта и некоторых систем БРЭО не позволили этому замечательному геликоптеру подняться выше в нашем списке.

2. Ка-52 «Аллигатор»

Конструкторское бюро Камова было вторым вертолетным КБ в Советском Союзе. И если КБ Миля занималось вертолетами для сухопутных войск, то КБ Камова ориентировалось на корабельную авиацию. Именно оно впервые применило необычную соосную схему расположения винтов. Классический вертолет имеет основной несущий винт и хвостовой рулевой. При соосной же схеме оба винта находятся сверху. Эта схема увеличивает высоту машины, усложняет конструкцию, но уменьшает ее длину и улучшает летные характеристики.

В 70-е годы КБ Камова впервые взялось за разработку конкурента Ми-28. Результатом этой работы стал Ка-50 «Черная акула» - самый красивый ударный вертолет в мире.

По итогам конкурса на лучший боевой вертолет эта модель обошла геликоптер КБ Миля и была рекомендована к массовому производству. Но настали тяжелые 1990-е годы, и обе машины, Ка-50 и Ми-28, остались без финансирования. Стоит отметить, что многие военные, несмотря на замечательные боевые свойства «Черной акулы», были против этого вертолета. В качестве главного аргумента называлось отсутствие второго члена экипажа - штурмана.

Как упоминалось выше, основной задачей ударного вертолета является поиск и уничтожение танков противника, а также других малоразмерных и точечных целей. Один пилот не мог в полной мере справиться с этой задачей, даже при наличии помогающего ему качественного бортового оборудования. Стало очевидно, что ударный геликоптер с одним пилотом не жизнеспособен.

Тогда был создан новый вертолет с двумя членами экипажа, получивший название Ка-52 «Аллигатор». Машину первоначально планировали использовать как командную, для разведки и целеуказания, а также как морской вариант ударного вертолета.

Но вышло так, что закупки Ка-52 превышают закупки Ми-28. И в кабинетах генштабов, и на интернет-форумах не утихают споры о том, какая же из этих машин лучше? Обе имеют практически одну нишу, схожие характеристики, свои достоинства и недостатки. Видимо, и Минобороны РФ не определилось с лучшей моделью, т. к. параллельно закупает оба вертолета.

Ми-28 превосходит Ка-52 по уровню защиты, простоте конструкции (классическая схема, продолжение Ми-24) и надежности. Вместе с тем геликоптер Камова обладает лучшими летными характеристиками, лучшим на данный момент вооружением и, главное, лучшим бортовым оборудованием, практически не уступая в этом отношении победителю нашего топа.

Как и у Ми-28, на вооружении Ка-52 имеется 30-мм пушка, но с лучшей точностью благодаря установке в центре фюзеляжа корпуса. При этом она имеет худшие углы наведения по сравнению с Ми-28.

«Главным калибром» Ка-52 являются сверхзвуковые противотанковые управляемые ракеты «Вихрь». Вертолет может нести до 32 таких ракет в максимальной загрузке. Стандартное же оснащение - 16 ПТУР «Вихрь» и 2 блока НАР (неуправляемых авиационных ракет). Также машина может нести бомбы и управляемые ракеты «воздух - воздух».

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения);
  • максимальная взлетная масса: 12 200 кг;
  • силовая установка: 2 турбовальных ВК-2500 производства ОАО «Климов»;
  • максимальная скорость: 300 км/ч;
  • крейсерская скорость: 260 км/ч;
  • практическая дальность: 460 км;
  • перегоночная дальность: 1110 км;
  • статический потолок: 4000 м;
  • динамический потолок: 5500 м.

Ка-52, как и Ка-50, не экспортировался за пределы России. На вооружении ВС РФ в данный момент находится более 70 «Аллигаторов», составляющих конкуренцию американскому монстру АН-64 «Апач» - нашему победителю.

1. АН-64 «Апач»

АН-64 стал наиболее массовым боевым вертолетом второго поколения, и самым воюющим.

Первая ударная машина «Кобра» оказалась крайне удачной и отлично зарекомендовала себя во Вьетнаме. Вместе с тем армии США требовалась новая модель, лучше защищенная и несущая более мощное вооружение. Одним из основных требований было обеспечение всепогодности. В качестве главной задачи нового вертолета была названа борьба с танками противника (СССР). Компоновка АН-64 стала эталонной для других ударных геликоптеров. Нетрудно заметить, что Ми-28 в целом полностью повторяет американскую машину.

Большое внимание при разработке вертолета было уделено его живучести. Так, наиболее важные агрегаты экранированы менее важными, двигатели разнесены на максимальное расстояние, чтобы исключить одновременное поражение обоих, а экипаж защищен прочной броней. Тем не менее главной изюминкой «Апача» является его бортовой комплекс, оснащенный самыми современными средствами наблюдения, поиска и уничтожения целей.

В течение всего жизненного цикла «Апач» непрерывно совершенствовался, стараясь по своим боевым характеристикам максимально соответствовать угрозам. Первоначально основным вооружением вертолета были ПТУР «Хеллфайр» с лазерной головкой наведения. Но с появлением в СССР эффективных и многочисленных зенитных комплексов малого радиуса действия «Тунгуска» стало ясно, что геликоптер будет с большой вероятностью уничтожен.

Тогда американцы разработали модификацию АН-64D «Лонгбоу» («Длинный лук»). «Апач» оснастили надвтулочной РЛС и ракетами «Хеллфайр» нового поколения с головкой самонаведения «выстрелил и забыл», позволяющей вертолету менять свое местоположение и «прятаться» после пуска. Эффективность новых машин выросла в разы. Следует отметить, что подобной системой не оснащен ни один современный вертолет, за исключением легкого и малочисленного европейского «Тигра». Российские геликоптеры Ми-28 и Ка-52 до сих пор оснащаются ракетами с лазерным наведением, сильно уступая в этом американскому конкуренту.

Но не только это позволило «Апачу» занять первое место в нашем рейтинге. За почти 30 лет своего существования АН-64 успел повоевать во многих точках мира. После Панамы главным боевым крещением модели стал Ирак. Во время операции «Буря в пустыне» именно АН-64 проломили брешь в системе ПВО Ирака. Вместе со штурмовиками А-10 «Тандерболт» эти вертолеты стали главными противниками иракских танков. После 1991 года «Апачи» активно применялись в Афганистане, а потом снова в Ираке.

Летные и технические характеристики:

  • экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения);
  • максимальная взлетная масса: 10 432 кг;
  • силовая установка: 2 × ТВД General Electric 1890 л. с.;
  • максимальная скорость: 290 км/ч;
  • крейсерская скорость: 250 км/ч;
  • практическая дальность: 406 км;
  • перегоночная дальность: 1899 км.

В данный момент «Апач» является одним из самых распространенных ударных вертолетов мира. Всего произведено около тысячи экземпляров. Модель АН-64 различных модификаций имеют на вооружении более десяти стран в разных точках планеты. В этом вертолете инженеры смогли наиболее удачно совместить все боевые свойства актуальных ударных машин.

С момента своего первого появления и до сегодняшнего дня вертолет является неотъемлемой частью арсенала как гражданских, так и военных служб. Эта техника выполняет транспортировку грузов, быструю перевозку пассажиров, а также позволяет эффективно уничтожать наземные цели врага. В наши дни боевые вертолеты занимают прочную позицию в составе практически всех армий мира – в качестве надежного многофункционального оружия. В этой статье мы описали лучшие боевые вертолеты в мире – Топ 10.

1. AH-64D Apache Longbow

Специально разработанный под нужды армии Соединенных Штатов, AH-64D Apache Long Bow вошел в число не только лучших боевых вертолетов мира, но и стал одним из популярнейших среди них. Его боевая мощь поражает, а спектр возможностей – просто колоссальный. AH-64D Apache Long Bow оснащен передовой электроникой и способен вести боевые действия как днем, так и ночью – с равной эффективностью. К тому же эта машина способна выполнять задачи даже в сильную непогоду. Внушительный ракетный боезапас (среди которых можно разместить 16 управляемых ракет) и мощный пулемет позволяют вертолету беспрецедентно уничтожать наземные объекты и живую силу противника.

2. Ка-52 «Аллигатор»

Лидером среди всех боевых вертолетов мира считается Ка-52 «Аллигатор». Даже легендарный американский AH-64D Apache Long Bow не может похвастаться такой маневренностью и боевой силой. Первая достигается благодаря двум винтам, расположенным на одной оси, вторая обязана передовому боевому оснащению и возможности ведения боя в любое время суток и при любой погоде. Ка-52 способен летать даже при ураганном ветре, а вести огонь – при густой туманной или дымовой завесе. В арсенале «Аллигатора» находится множество первоклассных передовых технологий, часть из которых не имеет аналогов. Совокупность всего выше перечисленного позволила вертолету Ка-52 «Аллигатор» занять лидирующую позицию в мире среди прочих боевых вертолетов.

3. AH-1Z Viper

Еще один отличный американский боевой вертолет – AH-1Z Viper. Создан он на базе Bell AH-1 Super Cobra: разработка велась целенаправленно для сил морских пехотинцев США. Эта боевая машина оснащена передовыми технологиями и вооружением, двумя турбированными двигателями и предназначена для ведения плотного пулеметного и ракетного огня по объектам и живой силе противника. Гордостью AH-1Z Viper является его модернизированная прицельная система, которая позволяет добиться высокой кучности стрельбы как при пулеметном, так и при ракетном огне. К тому же часть ракет этого вертолета являются управляемыми. В эксплуатацию в вооруженных силах Соединенных Штатов он был принят в начале 11-го года.

4. Eurocopter Tiger

На заре сегодняшнего тысячелетия европейская компания (Франция, Германия) начала разработку нового мощного боевого вертолета, который бы смог удовлетворить современным требованиям, предъявляемым к технике в этой сфере. Итог был более, чем успешным – Eurocopter Tiger. Эта боевая машина стоит на вооружении стран-производителей, а также в Австралии и Испании. Eurocopter Tiger изначально проектировался в качестве боевого вертолета с высокой выносливостью и максимальной скрытностью. Машина оснащена системой распознавания ракет, запущенных в вертолет. В качестве вооружения стоит 30-миллимитровый пулемет, а также 2 крепления под дополнительные уже заряженные пулеметы и 4 точки подвески для ракетных комплексов (с управляемыми и обычными ракетами).

В списке Топ 10 лучших боевых вертолетов мира достойно красуется МИ-28Н, который является модернизированной версией МИ-28. Его разработка велась долгих 33 года (с 1980-го), после чего этот вертолет поступил на вооружение армии. Согласно классификации натовских вертолетов МИ-28Н получил второе название, которое переводится как «опустошитель». Эта воздушная машина может похвастаться передовым вооружением, прекрасной живучестью, высокими скоростными показателями и способностью выполнять фигуры высшего пилотажа. Вертолет также способен вести огонь в любое время суток, в любую погоду, а также – на невероятно малых высотах.

6. Agusta A129 Mangusta

Первенство среди боевых вертолетов, целиком разработанных в Западноевропейских странах, принадлежит Agusta A129 Mangusta. Его изобрела итальянская компания. Сегодня этот вертолет имеет еще одну схожую модификацию, которая выпускается турецкой стороной. Своими вооружением и технологиями, впрочем, равно как и мощностью, Agusta A129 Mangusta уступает, выше перечисленным в этом списке, вертолетам. Однако, это не помешало ему стать одним из лучших как в Европе, так и во всем мире. Эта машина так же оснащается различными типами ракет, но пушки и пулеметы у нее немного меньшего калибра.

7. Bell AH-1 Super Cobra

Bell AH-1 Super Cobra – тот самый вертолет, который стал прародителем не менее востребованного в мире AH-1Z Viper. В свою очередь, первый был создан на базе «Кобры» с одним двигателем. После разработки в начале 80-х годов прошлого века Bell AH-1 Super Cobra (теперь уже с двумя мощными двигателями) был принят на вооружение морской пехоты Соединенных Штатов, где и числится по сей день. В числе вооружения этого боевого вертолета: управляемые и обычные ракеты и бомбы, 20-миллиметровая пушка. Эта боевая машина способна вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям (в том числе и управляемыми ракетами).

8. Denel AH-2 Rooivalk

Настоящим достижением для вооруженных сил Южно-Африканской Республики стала высокая эффективность их вертолета Denel AH-2 Rooivalk, который был признан одним из лучших в мире. Но стоит он на вооружении только в ЮАР, и то – это всего лишь 12 вертолетов, которые были модифицированы из тех, что использовались в этой стране ранее. В серийное производство они не запущены и созданы в таком количестве только для удовлетворения соответствующих боевых нужд государства. Denel AH-2 Rooivalk, однако, способен развивать скорость в 309 км/ч, что является вторым показателем среди всех боевых вертолетов в мире (первое – у Ми-24). Вооружение так же не особо уступает его конкурентам – точки присоединения ракетных комплексов (с возможностью оснащения управляемыми ракетами) и 20-миллиметровый пулемет с запасом в 700 патронов.

Один из лучших боевых вертолетов всех времен и народов – Ми-24. Он встал на вооружение советской армии в 71-м году и по сей день используется во множестве стран (особенно в России). Его вооружение и оснащение зависит от модификации, каждая из которых разработана для определенных условий. Во времена появления Ми-24 у США был сконструирован аналогичный вертолет AH-24 «Апачи», но у советского было преимущество – он мог перевозить на борту еще и 8 пассажиров. Ми-24 может вести огонь по наземным и воздушным целям в любое время суток и даже при тяжелых метеоусловиях, а также обладает рекордной скоростью среди боевых вертолетов – 335 км/ч.

Первый проект летательного аппарата, похожего на современный вертолет, создал Леонардо да Винчи еще в 1475 году. Но впервые человеку удалось оторваться от земли на винтокрылой машине лишь 29 сентября 1907 года – братья Луи и Жак Бреге совершили первый в истории вертикальный полет на вертолете, построенном по собственным чертежам.

Но вертолеты братьев Бреге, как и все предыдущие проекты, были рассчитаны только на вертикальный подъем. 18 мая 1911 года русский инженер Борис Юрьев опубликовал в журнале «Автомобиль и воздухоплавание» схему одновинтового вертолета с рулевым винтом и автоматом перекоса лопастей. До настоящего времени этот механизм используется на большинстве вертолетов и позволяет машинам летать по горизонтальной оси.

Скорость является немаловажной технической характеристикой вертолета. Для улучшения скоростных характеристик разработчики применяют различные несущие системы с разным количеством винтов и лопастей, а некоторые модели оснащены специальными толкающими винтами. За столетнюю историю вертолетов авиаконструкторам удалось «разогнать» их почти до 500 км/ч. На этой неделе редакция шведского интернет-портала expressen.se составила рейтинг современных вертолетов, назвав Топ-10 самых быстрых винтокрылых машин.

1-е место
Вертолет Eurocopter X3. Максимальная скорость – 472 км/ч
militaryfactory.com


Экспериментальный гибридный вертолет (винтокрыл), созданный компанией Eurocopter. Первый полет состоялся в 2010 году во Франции
militaryfactory.com


2-е место
AH-64D Apache. Максимальная скорость – 365 км/ч
thebrigade.com


С середины 80-х годов Apache является основным ударным вертолетом армии США. Впервые участвовал в боевых действиях во время вторжения американцев в Панаму в 1989 году
airplane-pictures.net


3-е место
Ка-52 «Аллигатор». Максимальная скорость – 350 км/ч
airwar.ru


Многоцелевой ударный вертолет является модернизированной версией Ка-50 «Черная акула». Первый полет он совершил в 1997 году, серийно производится с 2008 года. Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом
airwar.ru


4-е место
NH90. Максимальная скорость – 324 км/ч
defenseindustrydaily.com


NH90 – многоцелевой вертолет, разработанный компанией Eurocopter. Совершил первый полет в 1995 году
defenseindustrydaily.com


5-е место
Boeing CH-47 Chinook. Максимальная скорость – 315 км/ч
boeing.com


Американский тяжелый военно-транспортный вертолет продольной схемы. Эксплуатируется с начала 60-х годов
boeing.com


6-е место
Ми-35М. Максимальная скорость – 310 км/ч
bmpd.livejournal.com


Является усовершенствованной модификацией вертолета Ми-24. Серийно производится с 2005 года
bmpd.livejournal.com


7-е место
AgustaWestland AW101 Merlin (до 2007 года носил название EH101). Максимальная скорость – 309 км/ч
aircraftcompare.com


Вертолет средней грузоподъемности, используется для военных и гражданских целей. Впервые поднялся в воздух в 1987 году
aircraftcompare.com


8-е место
AgustaWestland AW139. Максимальная скорость – 306 км/ч
аvia.pro


Англо-итальянский двухмоторный многоцелевой вертолет. Армейская модификация вмещает до 10 военнослужащих в полном снаряжении. Первый полет состоялся в 2001 году
аvia.pro


9-е место
Ми-28Н «Ночной охотник». Максимальная скорость – 300 км/ч
bmpd.livejournal.com

Попали в список как всем известные западные разработки, так и довольно неожиданные восточные и африканские боевые вертолеты. Есть в рейтинге и три российские «железные птицы».

«МИР 24» собрал информацию о главных лопастных «машинах смерти», которые и по сей день можно заметить в сводках из «горячих точек» и на выставках лучших образцов военной техники.

10 место. Agusta A129 Mangusta

Этот итальянский ударный вертолет был первым полностью разработанным и собранным в Западной Европе. Его грузоподъемность составляет 4,6 тыс. килограмм, при этом он может развить скорость до 278 км/ч. Обычно он оснащен тремя 20-мм пушками Lockheed Martin, а также восемью ракетами «воздух-земля», «воздух-воздух» и несколькими десятками неуправляемых ракет. Состоит на вооружении итальянских и турецких ВВС.

9 место. Ми-24 «Крокодил»

8 место. CAIC WZ-10

Китайский вертолет, разработанный на основе российского проекта. Экипаж в нем размещен тандемно, чего нет ни в одной другой боевой машине. Используется преимущественно как противотанковый вертолет. Из-за относительно небольшой грузоподъемности может разгоняться до 300 км/ч, при этом корпус «железной птицы» выполнен по технологии стелс. Вооружен 23-мм пушкой, а также ракетами «воздух-земля», «воздух-воздух» и неуправляемыми снарядами. Состоит на вооружении ВВС КНР.


Фото: 3GO*CHN-405/mjordan_6

7 место. AH-2

Ударный вертолет, разработанный в Южной Африке. Предназначен для уничтожения живой силы и техники противника. Развивает скорость до 300 км/ч, при этом мест для пассажиров нет, на борт поднимаются лишь пилот и оператор систем вооружения. Оснащен 20-мм пушкой, управляемыми и неуправляемыми ракетами. Состоит на вооружении ВВС ЮАР.


Фото: Danie van der Merwe

6 место. HAL LCH

5 место. Eurocopter Tiger

Был разработан франко-германским консорциумом на основе трех принципов: «Не должен быть заметным для врагов», «Если был замечен, в него не должны попасть», «Если в него попали, должен остаться в воздухе». Боевая машина оснащена современными системами снижения заметности, обнаружения и противодействия ПВО и «живучести». Последнее предусматривает массивную броню. Оснащен 30-мм пушкой, разноплановыми ракетами и 12,7 мм пулеметами в качестве дополнительного оружия. Стоит на вооружении армий Австралии, Испании, Германии и Франции.


Фото: DVIDSHUB – Flickr: French, US forces continue working side by side

4 место. Белл AH-1Z «Вайпер»

Сконструированный в США ударный вертолет обладает современными несущим и рулевым винтами и авионикой. Также он безошибочно действует в плохих погодных условиях и ночью. В основном используется американским ВМФ. В морских баталиях важна скорость, поэтому «Вайпер» - одна из самых скоростных боевых машин, развивает скорость до 410 км/ч. Вооружен 20-мм трехствольной пушкой, большим количеством ракет «воздух-земля» и другими снарядами. Также возможно установить дополнительные две пушки.


Фото: Lance Cpl. Christopher O’Quin, USMC – U.S. Marine Corps photo

3 место. Ми-28Н «Ночной охотник»

Еще один вертолет, разработанный на заводе имени Миля. Это маневренная боевая машина, способная выполнять многие фигуры высшего пилотажа. Вперед он может лететь со скорость до 325 км/ч, а его боковая скорость - 100 км/ч. Вертолет прекрасно справляется с задачами при любой погоде. Вооружен 30-мм пушкой, несколькими типами ракет, также может перевозить малогабаритные грузы для постановки минных заграждений. Стоит на вооружении ВВС Алжира, Ирака и .


Фото: Yevgeny Volkov

2 место. Ка-52 «Аллигатор»

«Аллигатор» - тяжеловооруженный вертолет-разведчик нового поколения. Развивает неплохую скорость в 330 км/ч, но этой боевой машине и не нужно летать быстро. Она обладает дальностью обнаружения целей до 300 км, а также может поражать бронетехнику на расстоянии в 100 км. На одном из самых современных российских самолетов установлена 30-мм пушка и несколько разноплановых ракет. Интересно, что управлять вертолетом может как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.

В настоящее время вертолёты являются одним из самых совершенных средств, используемых в логистике, на войне и в спасательных операциях. С появления этих транспортных средств во время Великой Отечественной войны и по сей день вертолёты могли кардинально изменить ход сражения.

Мы составили топ из 10 самых эффективных вертолётов на сегодняшний день. Каждый из них оценивается по возможностям авионики, скорости, ловкости и огневой мощи.

10. Z-10


Штурмовой вертолёт Z-10 используется военно-воздушными силами китайской армии с 2008 года. Z-10 спроектирован как стандартный боевой корабль с тандемными кабинами. Место стрелка - спереди, пилота – сзади. Z-10 допускает содержание 30-мм пушки, ракеты HJ-9, HJ-10 и «В-В». В том числе способен нести неработающие ракетные капсулы.


Ми-24 – это огромный штурмовик, а также малотоннажный тран для перевозки пассажиров (не более 8 человек). Ми-24 - первый вертолет, спроектированный для ВВС России как боевой корабль. Является аналогом западного Apache AH-64, однако от этого и подобных американских вертолётов его отличает возможность перевозки пассажиров.


AH-2 Rooivalk произведён фирмой Denel, Южная Африка. С африканского Rooivalk переводится как «Красная пустельга». Военно-воздушные силы Африки используют 12 вертолётов AH-2. Хоть этот вертолёт и похож на современный, Rooivalk в некоторой степени основан на реверс-инжиниринге Aerospatiale Puma с использованием тех же двигателей и главного ротора.


AH-1W - это двухмоторный вертолет на базе AH-1 Cobra военно-воздушных сил США. Семейство близнецов Cobra состоит из SeaCobra, AH-1T (усовершенствованной SeaCobra) и SuperCobra.


Агуста А129 «Мангуст» - ударный вертолёт, изначально разработанный и произведённый итальянской фирмой Agusta. Является первым штурмовым вертолётом, полностью спроектированным и изготовленным в Западной Европе.

T-129 ATAK – производная версия А129, его разработкой занимается Турецкая авиакосмическая промышленность (TAI) вместе с основным партнёром AgustaWestland.


Могучий. Гибкий. Многозадачный. Идеальный боевой вертолёт. «Viper» - двухмоторный вертолёт на основе AH-1W SuperCobra, созданный для морских войск США. Имеет четырехлопастную безопорную композитную систему несущего винта, повышенную передачу и новую систему прицела. AH-1Z является частью плана модернизации H-1. Другое название вертолёта - «Zulu Cobra».


Eurocopter Tiger - боевой вертолет, созданный фирмой Eurocopter. В Германии известен как Tiger; в Испании и Франции его называют Tigre. Оснащён двумя двигателями MTR390.


Ми-28 (по кодификации НАТО: «Опустошитель») представляет собой российский всепогодный военно-тандемный двухместный вертолёт. Ми-28 не может совершать транспортные операции, так как предназначен только для военных действий; он представляет собой оптимизированную версию Ми-24. Вооружён одной пушкой в барбете под носом и ракетами с внешней стороны, опирающимися на крылья.


Ка-50 - российский одноместный боевой вертолёт с коаскиальной роторной системой ОКБ «Камов». Разработан в 1980-х годах, стал использоваться ВВС России в 1995 году.

Ка-50 создан небольшим, быстрым и проворным, что улучшает его живучесть и способность летать. Минимальный вес и размер (соответственно, максимальная скорость и мобильность) сделали его уникальным среди одноместных ударных вертолётов. Разработанный в России Ка-50 «Обманщик» (Hokum) может быть вооружён 24 управляемыми ракетами «Вихрь», четырьмя блоками с 20 неуправляемыми авиационными ракетами, либо сочетать их вместе. «Обманщик» также способен содержать ракеты «В-В» АА-11/R-73 Archer, что делает его крайне опасной угрозой для других ударных вертолётов. Помимо этого, оснащён одноствольной пушкой 2А42 (30мм). Предельная скорость вертолёта – 350 километров в час, радиус стрельбы – 250 километров.


Ударный вертолет AH-64D Apache Long Bow был самой задействованной и самой мощной бронебойной системой во время войны в Персидском заливе. Предназначенный для выполнения боевых задач и днем или ночью, и в неблагоприятных погодных условиях, Apache был разработан специально для выполнения жестких требований плана усовершенствованного ударного вертолета армии США. Apache оснащен современными электронными технологиями и системами управления огнем. Огневая мощь потрясающая. Apache может быть загружен 16 ракетами AGM-114 Hellfire, 76 70-мм воздушными ракетами со складным оребрением или их комбинацией - в дополнение к 1200 30-мм выстрелам из его автоматической пушки M230.

Вы увидите десятку САМЫХ КРУТЫХ ударных вертолетов в мире! Какой из них по вашему мнению заслуживает первой строчки рейтинга?



Что еще почитать