Растительный и животный мир беларуси. Интерактивная игра "природные сообщества" Презентация на тему что такое природное сообщество

План конспект урока по экологии в 3 классе. Пред мет Человек и мир

Тема урока: Что такое природное сообщество? Что такое экология?

Цели урока:

— формировать представление о природном сообществе, понятии “экология”, систематизировать и обобщить знания о взаимосвязях в природе;

— развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия нарушения человеком равновесия в природе;

— создать условия для формирования убеждения в том, что в природе все взаимосвязано, что нарушения человеком природного равновесия может привести к гибели всего живого, в том числе и человека, что каждый человек в ответе за сохранение природных связей.

Оборудование: рисунки растений леса, карточки для моделирования связей в лесу, карточки с заданиями, таблица “Охраняемые территории”, выставка книг о национальных парках и заповеднике Республики Беларусь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся выбирают самостоятельно для выполнения любое задание из любого уровня.

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
1. Назови букву с правильным ответом.Болото – это:А) участок земли, где растения растут в условиях излишнего увлажнения;Б) участок земли, где главными являются деревья. 1. Ответь на вопрос.К каким условим жизни приспособлены растения болота? 1. Ответь на вопрос.Что испытывают растения болота в условиях избыточного увлажнения?
2. Подчеркни среди перечисленных растений растения болота: клюква, черника, голубика, багульник, сосна, торфяной мох. 2. Раздели перечисленные растения на группы: клюква, голубика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна. 2. Раздели перечисленные растения на возможные группы: клюква, голобика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна, береза, лещина.
3. Узнай по описанию растение: Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с крупными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока. 3. Подчеркни, какие из названных признаков принадлежат клюкве.Листья мелкие, крупные, кожистые, мягкие, сверху блестящие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли короткие, длинные ните­видные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, сладкие. 3. Узнай растение по описанию, исправь ошибки в описании. Крупные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри черные ; листья круп­ные , овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом.
4. Закончи предложение. На болоте можно встретить таких птиц, как сова, … 4. Закончи предложение.У многих болотных птиц длинные … 4. Закончи предложения.А) Приспособлением у птиц к жизни на болоте являются: …Б) Большинство болотных растений имеют мелкие листья, что является приспособлением к меньшему …
5. Вставь пропущенное.Растение – комар – … – аист 5. Как связаны между собой эти живые организмы: растение, уж, лягушка, аист, комар. 5. Как связаны между собой эти живые организмы: журавль, лягушка, комары, растения, мошки, цапля.

Задания первого уровня оцениваются в 1 – 2 балла, 2 –го уровня в 3 – 4 балла; третьего – в 5 – 6 баллов. Для оценки результатов можно пользоваться следующей таблицей:

Количество баллов Отметка Количество баллов Отметка
1 1 11 — 14 6
2 – 3 2 15 — 18 7
4 – 6 3 19 — 20 8
7 — 8 4 21 — 25 9
9 — 10 5 26 – 30 10

Количество заданий можно уменьшить, вместо одного из представленных в таблице, ученики предлагают составленные ими вопросы или задания по теме.

3. Изучение нового материала

Ответы на вопросы учебника.

Игра «Ищи связи»

На доске или на карточках написаны пары слов, между которыми ученики ищут связи:

Водоем – рыба; лес – деревья, дерево – дятел, шишка – дятел, белка – куница, дуб – мышь, лес – гриб, луг – бабочки; болото – лягушка; дуб – сойка; озеро – беззубка, цветок — бабочка.

— Сделайте вывод, какие виды связей здесь отражены (объяснять связи в каждой паре объектов не нужно).

На основании игры актуализируются знания о том, что между растениями и животными существуют «квартирные» и пищевые связи.

Формулировка темы урока

— Какие природные дома названы в этой игре?

На доске выставляются карточки со словами: лес, луг, болото, водоем .

— Эти природные дома называются природными сообществами.

На доске над уже выставленными карточками появляется карточка Природные сообщества .

— Как вы понимаете слово «сообщество»?

— Рассмотрите рисунки в учебнике, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (работа в парах) и установите, как связаны между собой изображенные организмы.

Вывод: растения и животные связаны между собой пищевыми связями.

— В лесу также все растения и животные живут сообща. Давайте это докажем. Смоделируем уже знакомые нам лесные «этажи».

На доске рисунки лесных растений, расположенные в три ряда (если нет рисунков, записываются названия растений). Ученики опознают растения в верхнем ряду (первый ярус) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправляют. Аналогично проверяются два следующих ряда.

— Могли бы растения жить в лесу, не располагаясь в разных ярусах?

— Сделайте вывод, почему одни растения растут в верхнем ярусе, другие во втором и третьем?

— Таким образом, ярусность – это приспособление растений к совместному проживанию.

Дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах)

На карточках (а также на доске) ученикам предлагается следующая схема:

— С помощью карандаша прочертите связи, существующие между указанными объектами.

Обсуждение полученных результатов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с помощью заготовленных карточек, на доске мелом прочерчиваются связи).

— Что вам напоминает получившийся рисунок?

— Какой вывод позволяет сделать получившаяся паутинка?

— Рассмотрите в учебнике рисунок пищевой сети в дубраве и ответьте на вопрос учебника.

Вывод: в природном сообществе цепи питания переплетаются между собой и образуют единую пищевую сеть.

— И снова возвращаемся к схеме на доске и рассуждаем над вопросом: Что будет, если в лесу исчезнут все насекомоядные птицы?

По мере ответов учащихся, учитель убирает со схемы карточки с названиями растений и животных.

На доске появляется схема.

— Прокомментируйте схему с помощью текста учебника:

В процессе комментария схема дополняется обобщающими материалами:

— Что будет, если растения не будут получать питательные вещества, достаточно воды, света и тепла?

— Что будет, если исчезнут растения?

— Что будет, если исчезнут растительноядные животные?

— Что будет, если исчезнут микроорганизмы, жуки-могильщики?

— Почему нужно знать существующие в природе связи и почему нельзя их нарушать?

— Вывод свой сравните с текстом учебника.

Чтение текста учебника

— В чем значение науки экологии для человека?

— Итак, экология отвечает нам вопрос, почему и как нужно охранять природу, существующие в ней связи.

— На основе таблицы выясните, чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков:

Охраняемые территории

Работа по заданиям под рубрикой «Порассуждай» (работа в парах).

4. Закрепление изученного

— Прочитайте вывод учебника.

Задание для желающих: подготовить сообщение об одном из национальных парков или заповеднике Республики Беларусь.

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


«Заповедники Беларуси» - Грубых слов не говорите, только добрые дарите! Нарочанский национальный парк. Природные богатства Беларуси. Полесский радиационно-экологический заповедник. Заповедники и национальные парки Беларуси. занесение растений и животных в Красную книгу. Припятский национальный парк. Здесь запрещены лишь некоторые виды хозяйственной деятельности.

«Город Пинск» - В настоящее время используется только для нужд МЧС. В 1581 г. город получил Магдебургское право и свой герб. Костел Карла Баромея и монастырь францисканцев (вид сверху). На долю промышленных предприятий приходится почти 98 % экспорта. Область: Брестская. Спорт. Геральдика. Главная площадь города. В 2006 году в Пинске открыт Полесский драматический театр.

«Животные Беларуси» - Безответственность, непросвещенность и равнодушие владельцев. Проблема бездомных животных весьма актуальна в городе Минске. Так было раньше, а что же сегодня, в наши дни? Почему необходимо менять тактику в решении проблемы бездомных животных в Беларуси? В 1987 году была издана Европейская конвенция по защите домашних животных.

«Конституционный суд Беларуси» - Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследования. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Предмет исследования. Конституция Республики Беларусь возлагает на Конституционный Суд важнейшие функции и задачи. Акты Конституционного суда Республики Беларусь занимают уникальное положение в системе правовых актов страны.

«Сувениры из Беларуси» - Смачна есцi! Транзитная страна. Любимый Минск. Рисунок представляет собой часы, на циферблате которых есть только 2 цифры - 20 и 14. Вы никогда не видели столько синего и зеленого! Belarus - the best part of your way! Беларусь – места для поцелуев! We can smile, BY the way, our smiles in the hearts!

«Белоруссия» - Основные богатства Белоруссии – леса, луга, мягкий климат. Другая отрасль комплекса – лесная. Основное направление химико-лесного комплекса – производство полимеров. С сельским хозяйством тесно связана пищевая промышленность. Недостающий металл завозится из России. В земледелии более половины посевных площадей занимают зерновые культуры, а 1/3 – кормовые.

Всего в теме 21 презентация

Текстовые материалы:

1 текст

Природное сообщество - это группа животных, растений, микроорганизмов, адаптированных к условиям существования на данной территории, оказывающих непрерывное влияние не только друг на друга, но и на среду своего обитания.

Природные сообщества подразделены

по площади на:

  • крупномасштабные (материк, океан, тайга, степь);
  • средние и мелкие (луг, река, озеро, пруд)

по способу группировки на:

  • естественные (лес, море);
  • искусственные (поле, аквариум).

В каждом природном сообществе могут существовать только определенные растения, животные, микроорганизмы, которые приспособлены к условиям жизни на конкретной территории. Волки и лисицы живут в лесу, их не встретить в океане. Морские рыбы не могут жить в пресной воде реки.

Основная форма связи обитателей природного сообщества - пищевая.

Пищевая цепочка: растения - травоядные животные - хищники.

Например, растения - гусеницы - насекомые - насекомоядные - хищники.

Важное значение в биоценозе (природном сообществе) имеют организмы, которые способствуют разложению органических веществ (экскременты, трупы погибших животных) - жук-могильщик, черви, плесневые грибы, бактерии.

Таким образом в природном сообществе беспрерывно происходит круговорот веществ.

Сообщества также тесно взаимодействуют между собой, образуя экосистемы. Эти высокого уровня организации также связаны и образуют биосферу планеты Земля.

Природные сообщества могут изменяться под влиянием:

  • биотических факторов;
  • деятельности человека;
  • абиотических факторов.

Например, озеро - болото - лес. Такой процесс занимает сотни лет. Совершается под воздействием естественных причин: на дне озера скапливаются остатки животных и растений, берег зарастает камышом, осокой. Органические остатки образуют отложения торфа. Изменяется микроклимат водоема, следовательно изменяется видовой состав животных. И так далее.

Изменения природного сообщества "река - загнивающий пруд" происходят по причине губительного воздействия деятельности человека в течение нескольких лет.

Биоценоз имеет свойство восстанавливаться после прекращения вредного внешнего воздействия. Однако влияние хозяйствования человека не должно превышать некий порог, после которого экосистема уже не способна к саморегуляции и восстановлению. Это единственное условие сохранения экологического баланса в природе.

Абиотические факторы - это нерегулируемое воздействие неживой природы: резкая смена климата, извержение вулкана, колебание солнечной активности.

Природное сообщество имеет ярусное строение. Это особенно четко наблюдается в лесном биоценозе: верхушки самых высоких деревьев - более низкие деревья - подлесок (кустарники) - травы - грибы, мхи и лишайники. Подземная ярусность имеет зеркальное строение: лесная подстилка - мелкие корни травянистых растений,- корни кустарников - глубоко в почве корни самых высоких деревьев.

В презентации рассказывается о том, что такое природное сообщество, какими они бывают и как классифицируются. Подробнейшим образом рассматривается жизнь луга. Презентация богата иллюстрациями. Основой данной презентации стал учебник "Окружающий мир. 3 класс."

2 текст

Природные сообщества.

Существуют как единство живой и неживой природы: объединение животных, растений, микроорганизмов, живущих в определенной территориальной области, воздействующих друг на друга и на окружающую среду.

Виды разномасштабных природных сообществ

  • материковое
  • океаническое
  • пустынное
  • Тайги
  • Степи
  • Пруда
  • Болота
  • Озера

Мелкие входят в состав крупных.

Связи внутри сообщества.

Главные - пищевые:

  1. Растения получают питательные вещества из почвы и воды, используют энергию Солнца для роста и развития.
  2. Растениями питаются растительноядные животные (гусеницы).
  3. Ими питаются хищники (птицы и звери).
  4. Животные, питающиеся отходами (дождевые черви).
  5. С помощью плесневелых грибов и бактерий происходит разложение останков.

Таким образом, через пищевые цепи происходит круговорот веществ.

Лес - многоэтажный дом

  1. Мхи, лишайники
  2. Кустарнички, травы
  3. Кустарники
  4. Деревья

Эти этажи делят между собой животные, птицы, насекомые. Животных в лесу меньше, чем растений.

Грибы в лесу

Съедобные: подосиновики, подберезовики, белые.

Несъедобные: мухоморы, поганки.

Насекомые леса.

Муравьи, божьи коровки, лесные клопы, жуки-короеды.

Лесные птицы и звери.

Хищники: волки, лисы.

Травоядные: зайцы, лоси.

Всеядные: медведи, кабаны, ежи.

Дрозды, соловьи, пеночки, синицы, жавронки.

Пример цепи питания сообщества «Лес».

Зерна растений - мышь - сова.

Луг

Это участки с травяной растительностью. Если они небольшие, то их называют лужайками, большие - лугами.

Заливной и альпийский.

Если в период половодья луг заливается водой, его называют заливным. Здесь трава растет более активно.

В горох располагаются альпийские луга. Чем выше в горы, тем сильнее меняется природный ландшафт: у подножия гор растут леса, которых на склонах сменяют кустарники, а ближе к вершине луга.

Растения.

Кормовые: клевер, мятлик, мышиный горошек, лисохвост.

Цветущие: одуванчик, колокольчик, тысячелистник.

Ядовитые: лютик, болиголов, чемерица.

Грибы: опенок, шампиньон, дождевик.

Луговые насекомые.

Бабочки, пчелы, шмели, божьи коровки, кузнечики, жуки.

Звери и птицы.

Мыши, кроты, жабы, ящерицы, заходят лисы, волки, зайцы.

Трясогузка, перепел, коростель.

Пример цепи питания сообщества «Луг».

Клевер- бабочка-- стрекоза - лягушка - уж - хищник - лиса.

Природное сообщество, возникающее по причине избытка воды в почве. Те места в болоте, где самая высокая влажность, называют топями. Здесь живет много бактерий, микроорганизмов и насекомых (комары).

Болотные растения и животный мир

Мох, ягоды (клюква), осока, багульник, вереск, аир, валериана, череда, росянка.

Земноводные (лягушки, тритоны), змеи (гадюки), цапли.

Пример цепи питания сообщества «Болото».

Лягушка - комар - аист.

«Законы республики Беларусь» - Крупенина Елена Студентка 5 курса юридического факультета БГУ 04.05.2012 г. Президент Республики Беларусь. Место законодательной инициативы. Инициирование внесения законопроектов депутатами. Сущность законодательной инициативы. Белорусским Правительством вносится около 85-90% проектов всех законов. Депутаты Палаты представителей.

«Моя родина Беларусь» - Минск – город с достаточно древней историей. Сейчас озеро Нарочь – главный курорт республики. Более половины национального богатства утратил белорусский народ. Викторина. Минск – крупнейший центр науки и технологии. Слуцк. Население: 1 483 551 человек. Кровопролитные сражения шли под Минском. Трудящимся Белоруссии не забыть минувшей войны.

«Конституционный суд Беларуси» - Акты Конституционного Суда Республики Беларусь. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследования. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Методы исследования. Конституция Республики Беларусь возлагает на Конституционный Суд важнейшие функции и задачи. Метод сравнительно-правового анализа; метод системно-структурного анализа; метод ретроспективного анализа; формально-юридический метод и др.

«Животные Беларуси» - На протяжении десятилетий в Беларуси ежегодно уничтожаются до 70 тыс. бездомных кошек и собак. Так было раньше, а что же сегодня, в наши дни? В результате «лишние» (невостребованные) животные оказываются на улице. Проблема бездомных животных весьма актуальна в городе Минске. Но нужно ли ждать двести лет?

«Печать в Беларуси» - Выпуск по видам, %. Республика беларусь. 6. 11. Количество названий. 1. Книги Беларуси – 2008. 8. 9. ПЕЧАТЬ БЕЛАРУСИ В 2008 ГОДУ Тенденции развития. 2.

«Заповедники Беларуси» - Экологические проблемы: Охрана растений и животных. Здесь запрещены лишь некоторые виды хозяйственной деятельности. занесение растений и животных в Красную книгу. Заповедники и национальные парки Беларуси. Национальный парк Беловежская пуща. Природные богатства Беларуси. Нарочанский национальный парк.

Всего в теме 21 презентация

Республика Беларусь находится в Восточной Европе. Границы этой Республики проходят через Литву, Польшу, Латвию, Россию и Украину.

Каждый город Беларуси исторически важен для всего мира. Приезжая сюда, туристы стараются посетить каждый уголок этой страны: Минск, Гомель, Полоцк, Витебск, Брест. Эти города хранят немало исторических тайн. Древние постройки являются достопримечательностью каждого из них - Брестская крепость, Беловежская пуща, Городненщина, различные дворцы и национальные парки.

Растительный мир Беларуси

Белорусская флора достаточно красива и разнообразна. Лесная растительность преобладает над остальными видами растений. Здесь можно увидеть широкие сосновые леса, а также небольшие участки, занимаемые остальными лесными формациями.

Лесообразующими деревьями являются: сосна, ольха серая, береза и дуб. Также на лесных просторах растут клены, липы, ясени и осины.

Прибужское Пополесье славится тем, что на его территориях встречаются песчаные луга и пойменные леса. Такая растительность очень редка в Беларуси. Как правило, они представляется таежными лесами, можжевеловыми редколесьями и вересковыми пустошами.

В поймах рек можно увидеть сохранившиеся эвтрофные и степенные луга.

Земли Прибужского Полесья подходят для произрастания различных сосудистых растений - чистоуста величавого и щитолистника обыкновенного. Также здесь растет мытник лесной и омела австралийская.

Из субарктических видов встречаются толокнянка и багульник, из понтических - клевер горный, лапчатка серебристая, тимофеевка степная, овсяница полесская. Представителями бореальных видов являются: кочедыжник женский, вахта трилистная, голубика, черника, брусника, плаун годичный, ива ломкая и ель обыкновенная. Неморальные виды представляются грабом обыкновенным, вязом гладким и шершавым, липой.

Растительность болот также разнообразна. Здесь растут разнотравно-осоковые, злако-осоковые и крупноосоковые виды. Основными болотными растениями являются: ива, ольха черная, березы пушистые, а также багульник, клюква, мирт болотный, гипновые мхи.

В Беларуси растет немало лекарственных растений, основными представителями которых являются: шалфей, календула, облепиха, мать-и-мачеха, валерьяна лекарственная, шиповник, мята перечная, подорожник, медуница лекарственная, чабрец, бессмертник и сабельник болотный.

Ядовитые белорусские растения - красавка обыкновенная, вех, болиголов пятнистый, ландыш майский и волчье лыко.

Интересным является насекомоядное растение - альдрованда пузырчатая.

Животный мир Беларуси

Белорусская фауна также отличается многообразием видов.

Леса являются самыми населенными экосистемами Республики. Основными представителями лесов являются: лоси, кабаны, благородные олени, косули. Также здесь можно увидеть зайцев, ежей, ласок и куниц. Редкий представитель Красной книги Беларуси Европейский зубр.

Но не все животные лесов встречаются часто. Из редких видов можно выделить рысь, барсука и бурого медведя., куница. Из редких и охраняемых видов животных встречаются: зубр (обитатель Беловежской пущи).

В широколиственных лесах водятся зеленый и белоспинный дятлы, клинтухи, мухоловки белошейки и малые мухоловки, клесты-еловики, снегири, кедровки, мухонные сычи и другие.

В районах рек и озер встречаются выпи, крачки белощекие черные и белокрылые, серощекие поганки.

В камышах и тростниковых зарослях можно увидеть малого погоныша, усатую синицу и соловьиного сверчка.

В водных районах водится редкий вид уток - белоглазая чернеть. Редким видом птиц, обитающим на лугах, является большой веретенник.

Хищными представителями пернатых являются: орлан-белохвост, скопа, беркут, чеглок.

Среди рукокрылых представителей Беларуси чаще всего встречаются: широкоушка европейская и ночница Наттерера.

Основными обитателями болот являются черепахи, камышовые жабы, лягушки, ящерицы, ужи и гадюки.

Мир беспозвоночных очень широк, однако мало изучен. Известно, что в дуплах деревьев водится восковик- отшельник, а на болотах - бабочка черный аполлон и большой сплавной паук.



Что еще почитать