Штатное расписание аптеки готовых лекарственных форм. Экономика фармации организация деятельности аптеки. Как составить штатное расписание

Собственник, он же директор, составляет штатное расписание для новой аптеки готовых лекарственных форм. Как правильно назвать должность работника, в обязанности которого входит уборка офисного и торгового помещения: «санитарка-мойщица», «уборщица», «техничка»?
Д. Касатонов, г. Пенза

Должность «санитар» (мойщик) из раздела «Фармацевтические работники» Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников исключена приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н. Это означает, что санитар (мойщик) больше не относится к категории фармацевтических работников.
Но в штатном расписании он может быть (приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526), так как эта должность присутствует в профессиональных квалификационных группах должностей медицинских и фармацевтических работников. Название должности, в т.ч. «уборщица», «техничка», должно соответствовать обязанностям в должностной инструкции.
Таким образом, директор вправе включать в штатное расписание любые должности, необходимые для выполнения трудовых функций в аптеке.

Нашего бывшего фармацевта (пенсионера) пригласили в аптеку на работу для разборки товара, полученного от поставщиков. В штатном расписании указали должность «подсобный рабочий». Но работник с этим не согласился и попросил изменить название на «фасовщица». А что у нас фасовать? Лекарства мы не готовим, растительное лекарственное сырье не заготавливаем. Не укажут ли нам при проверке, что обязанности в должностной инструкции не соответствуют фактическим трудовым функциям?
Р. Стеклова, г. Астрахань

Ваш работник желает продлить фармацевтический стаж, потому что должность «фасовщица» относится к фармацевтическому персоналу (часть 4 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н).
Согласно «Квалификационным характеристикам», в должностные обязанности фасовщика входит участие в приемке и распределении товаров между отделами аптек. А обязанности по фасовке и дозировке лекарственных средств, медицинских изделий, если в них нет необходимости, в должностную инструкцию фасовщицы можно не включать.
Имейте ввиду, что фасовщица аптеки должна знать основные методические и нормативные документы по вопросам фармации.

На какую должность можно принять в аптеку провизора, который семь с половиной лет не работал по специальности?
Н. Оноприенко, г. Людиново

Согласно п. 2 части I раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, в случае, когда провизор имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет, он назначается на должность провизора-стажера на период прохождения профессиональной переподготовки. Это делается с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности провизора, и получения сертификата по соответствующей специальности.
В этот период провизор-стажер может исполнять должностные обязанности провизора только под руководством другого провизора, имеющего сертификат специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.

Обязательно ли знакомить работника аптеки с правилами обеспечения спецодеждой при заключении с ним трудового договора?
И. Дворядкина, Брянская обл.

Нет, не обязательно. С правилами обеспечения средствами индивидуальной защиты (спецодеждой и спецобувью) работника можно ознакомить при проведении с ним вводного инструктажа. Основание – «Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью…», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, в ред. приказа Минтруда России от 12.01.2015 № 2н.

В прошлом году аптека сократила экономиста и исключила эту должность из штатного расписания. Сейчас мы хотим ее восстановить. Вправе ли аптека вернуть сокращенную должность, или надо ввести такую же, но с другим названием?
И. Романова, г. Пенза

Да, вправе. Работодатель самостоятельно определяет, какие должности надо ввести в штатное расписание или исключить из него. Руководитель аптеки сам решает, сколько времени должно пройти между сокращением и расширением штата. Это зависит от ситуации на рынке труда и финансовых возможностей.
Но если в новом штатном расписании будет должность, аналогичная сокращенной, то есть риск, что бывший сотрудник обратится в суд с требованием о восстановлении на работе. В таких спорах судьи нередко поддерживают работников (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 04.06.14 № 33-7032/2014).

Начальник отдела продаж фармацевтической компании по совместительству работает у нас региональным представителем. Скоро мы отправляем его в командировку как регионального представителя. Надо ли при расчете среднего заработка учитывать его зарплату на основной работе?
Н. Ларчикова, г.Чебоксары

Нет, не надо. За время командировки нужно начислить работнику средний заработок (ст. 167 ТК РФ). В положении есть специальные правила для расчета заработка внешним совместителям. Если такой работник едет в командировку, то средний заработок считает лишь тот работодатель, который отправил работника в служебную поездку (п. 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.08 № 749). Для внутренних совместителей особенности расчета заработка в Положении № 749 не предусмотрены.

Штатное расписание - это документ, который содержит информацию о должностях, количестве штатных единиц и тарифных ставках с учетом различных надбавок структурных подразделений организации.

Как составить штатное расписание

В качестве бланка штатного расписания применяют унифицированную форму № Т-3, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1.

Штатное расписание составляют по структурным подразделениям организации в порядке подчиненности сотрудников. Форма штатного расписания заполняется сотрудником кадровой службы, экономистом по труду либо бухгалтером. Утверждается штатное расписание приказом руководителя организации.

Штатное расписание организации: инструкция по заполнению формы Т-3

Заполняем поле «наименование компании» согласно данным в учредительных документах организации.

Проставляем код ОКПО организации.

Ставим номер, дату составления штатного расписания (в формате число, месяц, год) и период его действия.

В графе «Утверждено» указываем дату и номер приказа руководителя организации об утверждении штатного расписания, общее количество штатных единиц.

Переходим к заполнению таблицы.

В первой и второй графе указываем соответственно наименование и код структурного подразделения организации.

В третьей графе указываем должность в соответствии с Классификатором профессий по каждому структурному подразделению в порядке подчиненности.

В четвертой графе указываем количество штатных единиц по каждой должности.

В пятой графе проставляем тарифную ставку (оклад) в рублях по каждой должности.

Шестая-восьмая графы «Надбавки» заполняются в случае наличия дополнительных выплат (в рублях) работникам определенных должностей за особые условия труда, режим работы, особые знания либо поощрительные премии.

Значения девятой колонки исчисляются путем суммирования чисел в колонках 5-8 и умножения на количество штатных единиц в четвертой колонке по каждой должности.

Подбиваем итоговое количество штатных единиц (сумма значений в четвертом столбце) и итоговый месячный фонд заработной платы (сумма значений в девятой графе).

Ставим подписи руководителя отдела кадров, главного бухгалтера.

В штатное расписание могут вноситься изменения в связи с введением новой должности, ее переименованием, переводом в другой отдел, изменением тарифной ставки и т.п. на основании приказа руководителя организации.

Приложение 1

к приказу Минздрава СССР

Штатные нормативы фармацевтического и вспомогательного персонала аптек

Примечание администрации: Приказом Минздрава СССР от 31 августа 1989 г. № 504 указанные ниже штатные нормативы объявлены рекомендательными

1. Провизорский персонал

1.1. Должности провизоров-технологов устанавливаются:

1.1.1. Для приема рецептов, отпуска и контроля качества лекарств из расчета 1 должность на:

22 тысячи рецептов для индивидуального изготовления лекарств;

100 тысяч рецептов на готовые лекарства.

В аптеке с количеством рецептов в год свыше 10 тысяч устанавливается не менее 0,5 должности провизора-технолога.

1.1.2. Для внутриаптечного приготовления лекарств по наиболее распространенным прописям, концентрированных растворов и полуфабрикатов, пополнения запасов медикаментов в отделах аптеки, отпуска медикаментов и других товаров лечебно-профилактическим и другим учреждениям:

1 должность в аптеке с количеством рецептов в год свыше 100 до 350 тысяч и годовым товарооборотом свыше 65 тыс. руб.;

2 должности в аптеке с количеством рецептов в год свыше 350 тысяч и годовым товарооборотом свыше 350 тысяч руб.;

2 должности в аптеке с количеством рецептов в год свыше 350 тысяч и годовым товарооборотом свыше 350 тысяч руб.

2 должности в аптеке с количеством рецептов в год свыше 450 тысяч и годовым товарооборотом свыше 500 тыс. руб. и дополнительно 1 должность на каждые 300 тысяч рецептов в год (сверх 450 тысяч) и 500 тыс. руб. товарооборота в год (сверх 500 тысяч).

1.1.3. Для контроля за работой фармацевтов по приготовлению лекарств из расчета 1 должность на 5 должностей фармацевтов, полагающихся аптеке в соответствии с п. 2.1.1.

1.1.4. Для проведения информационной работы 1 должность на каждую:

Городскую, областную, краевую, республиканскую больницу (многопрофильную) от 500 коек;

Самостоятельную городскую поликлинику от 800 врачебных посещений в смену.

1.1.5. Для обеспечения работы в две смены одной из аптек с количеством рецептов свыше 15 до 50 тысяч в год, расположенной в городе (поселке городского типа, рабочем поселке) или в сельском населенном пункте райцентра, где нет аптеки большей мощности и ее организация невозможна, - 1 должность.

1.1.6. Для обеспечения работы одной из аптек города (района) в ночное время - 1 должность.

1.2. Одна должность провизора-аналитика устанавливается на каждые 200 тысяч рецептов в год.

При расчете указанных должностей для центральной районной аптеки учитываются рецепты, поступившие в подчиненные аптеки, которым по настоящим штатным нормативам должности провизоров-аналитиков не полагаются.

1.3. Должности старших провизоров устанавливаются:

1.3.1. В центральной районной аптеке сельского района:

1 должность - при подчинении не менее 3 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 40 тыс. руб.;

2 должности - при подчинении не менее 7 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 200 тыс. руб.;

3 должности - при подчинении не менее 13 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 400 тыс. руб.;

4 должности - при подчинении более 19 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 600 тыс. руб.;

1.3.2. В центральной районной аптеке городского района:

1 должность - при подчинении не менее 5 аптек;

2 должности - при подчинении не менее 11 аптек с годовым товарооборотом свыше 600 тыс. руб.;

3 должности - при подчинении более 17 аптек с годовым товарооборотом свыше 1,5 млн. руб.

1.4. Должность заведующего аптечным пунктом 1 категории (с правом изготовления лекарств) - провизора устанавливается вместо должности провизора при товарообороте пункта свыше 5 тыс. руб. в год.

1.5. Должности заместителей заведующих отделами провизоров устанавливаются вместо должностей провизоров в аптеках I - IV групп по оплате труда руководящих работников:

1.5.1. Рецептурно-производственным и запасов - 1 должность в аптеке с количеством рецептов свыше 80 до 150 тыс. и товарооборотом свыше 70 до 100 тыс. руб. в год.

1.5.2. Рецептурно-производственным, запасов, готовых лекарственных форм - по 2 должности на каждый указанный отдел в аптеке с количеством рецептов свыше 350 тысяч и товарооборотом свыше 350 тыс. руб. в год.

2. Средний фармацевтический персонал

2.1. Должности фармацевтов устанавливаются:

2.1.1. Для приготовления лекарств из расчета 1 должность на 20 тысяч рецептов индивидуального изготовления.

В аптеке с количеством рецептов индивидуального изготовления свыше 7 тысяч в год устанавливается 1 должность.

2.1.2. Для написания копий рецептов из расчета 1 должность на 100 тысяч копий рецептов в год.

2.1.3. По отпуску лекарств без рецептов - из расчета 1 должность на 30 тысяч руб. товарооборота в год.

При расчете должностей фармацевтов для аптеки с товарооборотом по отпуску лекарств без рецептов менее 30 тыс. руб. в год, недостающая до 30 тыс. руб. сумма, восполняется за счет товарооборота по отпуску лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены.

2.2. Должности младших фармацевтов устанавливаются из расчета 1 должность на 30 тыс. руб. товарооборота в год по отпуску лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены, исключая его часть, используемую при расчете должностей фармацевтов в соответствии с п. 2.1.3.

2.3. Должности продавцов оптики устанавливаются с разрешения аптечного управления (межрайконторы) из расчета 1 должность на 20 тыс. руб. товарооборота по очковой оптике в год.

2.4. Должности заведующих отделами - фармацевтов устанавливаются в отделах аптек I - IV групп по оплате труда руководящих работников:

2.4.1. Отпуска лекарств без рецептов, лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены - 1 должность в аптеке с количеством рецептов свыше 75 тысяч и товарооборотом свыше 50 тыс. руб. в год.

При продаже указанных лекарств, лекарственных трав и предметов на сумму до 125 тыс. руб. в год эта должность вводится вместо одной должности фармацевта.

2.4.2. Оптики - 1 должность в аптеке с товарооборотом по очковой оптике свыше 60 тыс. руб. в год вместо одной должности продавца оптики.

2.5. Две должности заместителей заведующего отделом отпуска лекарств, без рецептов, лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены - фармацевтов устанавливаются вместо двух должностей фармацевтов или младших фармацевтов в аптеках I - IV групп по оплате труда руководящих работников, с количеством рецептов свыше 80 тысяч и товарооборотом свыше 70 тысяч руб.

3. Вспомогательный персонал

3.1. Должности фасовщиц устанавливаются из расчета 1 должность на:

100 тысяч рецептов в год;

20 тыс. руб. в год по оптовому отпуску лекарств и других товаров;

50 тыс. руб. в год по отпуску лекарств без рецептов, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены.

3.2. Должности санитарок-мойщиц устанавливаются в аптеках с товарооборотом до 100 тыс. руб. в год в размере 40%, а товарооборотом свыше 100 тыс. руб. в год - 30% от числа должностей провизоров-технологов, фармацевтов и младших фармацевтов, полагающихся учреждению в соответствии с п.п. , , , . и , но не менее одной должности.

В аптеке, в которой в соответствии с пунктом вводится должность провизора-технолога, дополнительно вводится 1 должность санитарки-мойщицы.

Примечания

1. Работа справочного бюро обеспечивается фармацевтами, должности которых полагаются аптеке по настоящим штатным нормативам.

2. При объединении отделов расчет должностей их руководителей и заместителей производится по фактически вводимым в структуру аптеки отделам.

3. В штатное расписание могут вводиться 0,25, 0,5, 0,75 или целые должности.

Округление по одноименным должностям производится в следующем порядке:

Итоговые цифры менее 0,13 - отбрасываются, цифры 0,13 - 0,37 округляются до 0,25; цифры 0,38 - 0,62 - округляются до 0,5; цифры 0,63 - 0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 - до одной единицы.

4. Установление должностей фармацевтического персонала сверх настоящих штатных нормативов и введение должностей, не предусмотренных действующей номенклатурой этих работников, не допускается.

В пределах численности и наименований должностей, полагающихся учреждению по настоящим штатным нормативам, могут вводиться должности работников меньшей квалификации за счет должностей работников более высокой квалификации, но без увеличения числа должностей руководителей и их заместителей.

5. Настоящие штатные нормативы предназначены для расчета максимального числа должностей, полагающегося аптекам, содержащимся на хозрасчете. Методы и формы организации работы аптеки, конкретные наименования должностей фармацевтических и других работников, их количество по подразделениям определяются в зависимости от местных условий по усмотрению ее руководителя.

Показатели (количество рецептов в год, товарооборот и т.п.), которые используются в нормативах для расчета численности персонала, не являются нормами нагрузки (обслуживания) работников. Последние устанавливаются руководителями аптеки по согласованию с месткомом.

6. Расчет штатов по настоящим нормативам производится в соответствии с плановыми показателями (с включением в них показателей по аптечным пунктам 1 категории) один раз в год. При уменьшении плановых показателей сокращение расчетного числа должностей производится в течение месяца. План товарооборота киосков, подчиненных аптеке, при расчете ее штатов не учитывается.

7. Численность занятых должностей фармацевтического персонала, имеющаяся по штатному расписанию на 1981 г. и превышающая численность по настоящим нормативам, может сохраняться по усмотрению аптечных управлений (межрайконтор). При этом сохранение всех или части провизорских должностей в случаях, когда численность должностей среднего фармацевтического персонала, которая полагается учреждению по настоящим нормативам превышает фактически занятые должности, должно производиться за счет этих должностей. По мере прекращения работы лиц, занимающих сохраняемые должности, последние из штатного расписания исключаются. При увеличении числа должностей в связи с увеличением плановых показателей число сохраняемых в штате аптеки должностей соответственно уменьшается.

Начальник Планово-финансового

управления Минздрава СССР

В.В. Головтеев

Начальник Главного аптечного

управления Минздрава СССР

Штат аптеки формируется исходя их потребностей коллектива и регулируется особым документом – штатным расписанием. По сути, это инструмент, с помощью которого производится прием на работу, перевод на другую должность, сокращение штата, изменение окладов сотрудников

Штат аптеки формируется исходя их потребностей коллектива и регулируется особым документом – штатным расписанием.

По сути, это инструмент, с помощью которого производится прием на работу, перевод на другую должность, сокращение штата, изменение окладов сотрудников.

Больше статей в журнале

Данные, внесенные в него изначально, корректируются в зависимости он наступивших оснований

Для того, чтобы составить штатное расписание аптеки, целесообразно использовать унифицированную форму №Т-3. Она носит характер рекомендации, но все же в ней есть все необходимые графы.

Помимо этого, допустимо, чтобы негосударственные предприятия использовали самостоятельно составленные формы первичной учетной документации.

За ведение штатного расписания ответственен специалист по кадрам или экономист по труду. Последняя должность чаще всего отсутствует в аптечной организации , поэтому руководитель может назначить ответственным за эту деятельность любого подчиненного.

Эти обязанности вменяются ему приказом, если его должностные обязанности не предусматривают этой работы.



Шапка штатного расписания

В форме №Т-3 указывается полное название организации – так, как указано в учредительной документации. В скобках или ниже полного названия указывается сокращенное. Сведения о коде ОКПО можно узнать, открыв информационное письмо Госстата – оно было получено при регистрации совместно с другой регистрационной документацией.

Первому штатному расписанию аптеки присваивается порядковый номер 1, в дальнейшем используется сквозная нумерация.

Также обязательно необходимо указать дату составления и период действия штатного расписания аптеки. Нужно помнить, что дата составления и дата начала действия штатного расписания могут не совпадать.

Реквизиты приказа, утверждающего штатное расписание аптеки, вносятся в гриф в правом верхнем углу.

Приказ подписывается руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, а само подписывается не только руководителем организации, но и начальников отдела кадров и главным бухгалтером. Под грифом нужно указать количество штатные единиц аптеки – сумму единиц по каждой штатной должности.

Сведения о штате

Первое, что нужно указать после шапки – наименования структурных подразделений (Графа 1). Их нужно указывать так, как они закреплены в локальной нормативной документации, но в алфавитном порядке или в порядке функциональной значимости:

  1. Управленческие.
  2. Производственные.
  3. Административно-технические.

Графа 2 – это коды подразделений. Они необходимы для того, чтобы упростить формирование сводной отчетности и ведение документооборота. Кода – это, по сути, порядковые номера строк в образце 1.

Графа 3 – должности персонала. Если некоторые должности предусматривают наличие компенсаций, льгот или ограничений, они должны именоваться так, как указано в профессиональных стандартах или квалификационных справочниках. Во всех остальных случаях должности могут указываться произвольно.

Руководитель может установить в штатном расписании аптеки названия специальностей, должностей и профессий, отраженные в трудовых соглашениях или других кадровых документах.

Графа 4 – количество штатных единиц для должностей. Для неполных штатных единиц или для должности по совместительству необходимо указывать количество в соответствующих долях, например, 0,75, 1,5, 2, 75 и т.д.

Сведения об оплате труда

В графе 5 указываются:

  • месячный оклад по должности;
  • процент от выручки;
  • доплаты по КТУ;
  • доля прибыли.

Здесь необходимо действовать по нормам, установленным трудовым законодательством, коллективным трудовым соглашением или другими нормативными актами аптечной организации.

В графы 6-8 вносятся премиальные выплаты, различные надбавки стимулирующего и компенсационного характера. В этих графах содержатся , утвержденные законодательством РФ и локальными актами, ссылки на которые заносятся в графу 10.

Графа 9 – это сумма значений граф 5-8, умноженная на число штатных единиц. Если заполнить графы 5-9 в рублевом исчислении невозможно, можно использовать иные единицы измерения – коэффициенты, проценты и др. Такой подход, как правило, широко применяется в организация со смешанной, бестарифной и другими подобными системами оплаты труда.

Действующее законодательство не обязывает руководителя аптеки заполнять абсолютно все графы штатного расписания. В графе 10 («Примечания») можно указывать все сведения дополнительного характера – например, о надбавках сотрудникам, если они в силу определённых причин не могут быть прописаны в других графах.

Изменения в штатном расписании аптеки

Для любого изменения в штатном расписании необходимы основания.

К ним относятся:

  • изменение наименования должности, профессии, специальности;
  • изменение названия структурного подразделения;
  • изменение оклада или тарифной ставки;
  • изменение количества штатные единиц;
  • реорганизация учреждения;
  • сокращение или расширение штата;
  • изменения в трудовом законодательстве.

При наличии вышеперечисленных оснований штатное расписание аптеки либо составляется заново и утверждается приказом, либо, если изменения несущественны, на них составляется отдельный приказ.

Не нужно забывать вносить изменения и в другие документы – личную карточку, трудовое соглашение, трудовую книжку и др. Это необходимо, так как изменения в штатном расписании касаются условий .

Вопрос. Подлежит ли сокращению должность санитара (мойщика) аптеки, если она исключена из Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников?

Даже то, что данная должность исключена из НДМФР, не отменяет ее использования в штатном расписании аптеки.

Исключение приведет к тому, что оклад по данной должности изменится, но если руководство не собирается менять его, то трудовой договор с работником и штатное расписание останутся неизменными.

Если же работодатель собирается изменить условия трудового соглашения в одностороннем порядке, он должен уведомить сотрудника за 60 дней.

Согласование изменений с персоналом

Все изменения в штатном расписании должны быть доведены до сотрудников аптеки. После этого (если нет несогласных) на основании приказа в их трудовых книжках делаются соответствующие записи.

Вопрос. Должен ли руководитель представлять штатное расписание аптеки с указанием должностных окладов коллективу?

Если конкретные размеры окладов прописаны в трудовых договорах, предъявлять коллективу штатное расписание необязательно.

Но фраза «Оклад согласно штатному расписанию», присутствующая в трудовых договорах, обязывает работодателя оповещать персонал об абсолютно любых изменениях штатного расписания, причем это делается под расписку.

Допустимо при этом предъявлять не весь документ, а выписку, касающуюся исключительно оклада конкретного сотрудника.

Работодатель должен в письменной форме оповестить сотрудников аптеки о том, что условия их трудового договора меняются, не позднее, чем за 2 месяца до того, как это произойдет. Необходимо также указать основания, которые вызвали необходимость данных изменений.

Несогласным с изменениями сотрудникам необходимо предложить другую работу - также в письменной форме. Однако работодатель должен оценить, сможет ли работник по состоянию своего здоровья трудиться в предложенной должности.

Работнику должны быть предложены все должности, которые могут подойти ему в данной аптеке.

Если коллективный договор предусматривает возможность перевода сотрудника в другой город или регион – это вариант также стоит обсудить с ним. Если подходящие должности отсутствуют или работник категорически отказывается от предложенной вакансии – трудовой договор с ним подлежит расторжению (пункт 7 статьи 77 ТК РФ).

Отсутствие штатного расписания в аптечной организации – грубое нарушение, влекущее за собой в размере до 5 тысяч рублей для должностного лица и до 50 тысяч рублей – для организации.

Эти штрафы могут быть обжалованы в судебном порядке, ведь обязанности заведующего аптекой по ведению штатного расписания действующим законодательством не регламентированы.



Что еще почитать