Танки великобритании. Современные танки Западной Европы: Британия. История развития танков Великобритании по моделям

Уже традиционно новое дерево исследований появляется в игре не полностью, а небольшими порциями. В первую очередь англичане обзаведутся основными ветвями исследований: тяжелые танки до десятого уровня и средние до девятого.

Но на этом хваленая британская традиционность исчерпывается и начинаются островные чудачества. Например, что подданным короны до того, что всем остальным на первом уровне развития доступны только легкие танки? А ничего! Англичане смело начинают сразу со средних. И пусть Vickers Medium Mk I «средний» только по названию и только в кавычках - но зато как гордо звучит: «средний танк первого уровня». Жители континента просто обязаны обзавидоваться.

На втором уровне дерево исследований внезапно расходится в целых трех направлениях - что тоже необычно для «релизного» варианта, - два из которых ведут к легким танкам. Одна из «легких» веток в конце концов выведет игрока к среднему танку девятого уровня, а танки второй неожиданно прибавляют в весе при переходе с четвертого уровня (легкий Valentine) на пятый - где находится уже тяжелый танк Churchill I.

Вооружение по-английски

Такова уж суть британского танкостроения: взять одну модель и начать последовательно плодить на ее базе улучшения и усовершенствования, тщательно маркируя их «Mk I», «Mk II» и т.д. Новое орудие - новый «Mk». Новый двигатель - возможно, новый «Mk», а иногда и совершенно другое название.

С вооружением у танков ситуация в чем-то схожая: уже присутствующие в игре трех- (легкий «Тетрарх») и шестифунтовые («Черчилль» и средние Ram II, M7) орудия, подозреваем, будут долго преследовать игрока. Но после неизбежно сменятся чем-нибудь более убойным: например, знаменитой 17-тифунтовкой, которая изначально устанавливалась на танки специально для борьбы с немецкими «Тиграми» и «Пантерами».

На высших уровнях ситуация с вооружением такова: средний танк девятого уровня Centurion вооружен орудием калибра 105 мм, характеристики которого сопоставимы с тем, что установлено на американский M46 Patton. А вот десятый уровень тяжелых танков... Вообще-то проект FV215b изначально должен был быть противотанковой самоходной установкой с башней, вращающейся на 360 градусов. И установить в эту башню хотели не что-нибудь, а 180-мм орудие. Есть подозрение, что выстрелить оно смогло бы, но только один раз - после чего его пришлось бы долго переворачивать «с головы на ноги». В реальности этот проект был заброшен ради более перспективного (и не расположенного к акробатическим номерам) FV214 Conqueror , но в игре обошлись тем, что выдали десятиуровневому танку FV215 130-мм пушку.Самоходчики опять опаздывают

Естественно, двумя с половиной ветвями техники дерево исследований танков Великобритании не ограничится. Как и положено, с некотором опозданием на поле боя подтянутся самоходчики - и артиллеристы, и противотанковые САУ. Как же на виртуальной войне обойтись без такой узнаваемой и похожей на американских «ленивцев» Т28 и Т95 ПТ-САУ А39 Tortoise, а попросту «Черепахи». Пополнятся и ряды «Шерманов», благо США во время войны поставили Великобритании достаточное количество этих танков самых разных модификаций...

Британские танки


Британские танки
«Мир танков» продолжает развиваться и вглубь - новые режимы боев, давно ожидаемое введение в игру физической модели, и вширь, разрастаясь все новыми и новыми «деревьями исследований». Еще немного, и этот мир станет окончательно похож на небольшой лесок: вдалеке, за англичанами, просматриваются контуры японской бронетехники, а там и до «сборной Европы» недалеко... Одно остается неизменным: на поле боя все так же выкатываются стальные монстры и, валя деревья и заборы, несутся под прикрытием артиллерии туда, где затаился подлый враг, который непременно будет уничтожен.

Пионерами в мировом танкостроении являются англичане, за это надо благодарить У. Черчилля. Как известно, быстро переросла в позиционную войну. Для придания ей хоть какой-то динамики, в октябре 1914 года, секретарь комитета обороны полковник Э. Суинтон высказал предложение создать бронированную машину на гусеничном ходу, которая могла б прорывать линии обороны: пересекать окопы, траншеи и проволочные заграждения. Военный министр никак не прореагировал на идею, а вот первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль замысел поддержал, и спустя некоторое время при морском ведомстве был создан Комитет сухопутных кораблей.

История развития танков Великобритании по моделям

Командующий английскими войсками во Франции генерал Дж. Френч под впечатлением развернувшихся боев сформулировал основные требования к «сухопутному дредноуту»:

  • Сравнительно небольшие габариты.
  • Противопульная броня.
  • Гусеничный движитель.
  • Способность преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения.
  • Скорость не ниже 4 км/ч.
  • Наличие пушки и двух пулеметов.

Фактически это были первые в мире требования к характеристикам танков. И в январе 1916 года комитет представил первый в мире танк способный принимать участие в боях. Так с легкой руки Черчилля началось танкостроение в Британии, а через несколько лет во всем мире.

Первые танки создавались исключительно для прорыва обороны и подавления вражеских пулеметов, чему способствовала особая форма корпуса. Она представляла собой параллелограмм с гусеницами по внешнему обводу для преодоления вертикальных препятствий. Таким был .

Даже после ощутимых успехов от танков в бою английское военное руководство считало применение их мало перспективным, и только благодаря реальным успехам быстроходных французских «Рено», идея массового выпуска танков овладела умами военачальников. Дж. Фуллер, известный в последствии танковый теоретик, например, выступал за массовое создание быстроходных танков.

Английские танки периода Первой мировой войны

В британских войсках того времени существовало несколько квалификаций танков.

Первая – весовая : до 10 тон – легкие, от 10-20 т средние и около 30т тяжелые. Как известно, предпочтение отдавали в основном тяжелым танкам.

Вторая квалификация касается вооружения : танки с исключительно пулеметным вооружением назывались «самками», с пушками – «самцами». После первых встречных боев с немецкими танками, показавшим несостоятельность пулеметных моделей, появился комбинированный тип с пушками и пулеметами, такие танки называли «гермафродитами».

Что касается доктрины применения танков в бою, то тут мнения военных разделись на две половины. Одна половина хотела создавать и применять чисто «пехотные» танки, вторая «крейсерские».

Пехотный тип – использовался для непосредственной поддержки пехоты, имел низкую подвижность и был хорошо бронирован.

Крейсерский тип – такая себе «бронированная конница», довольно быстроходные, и в сравнении с пехотными, легкобронированные. На их плечи, вместе с кавалерией, ложились задачи быстрого прорыва обороны, обхваты и рейды по тылам противника. Вооружение обеих типов было одинаковое, в основном пулеметное.

Такая концепция использования танков у англичан сохранилась до начала Второй мировой. Если вникнуть в нее глубже, то видно — танки играют вспомогательную роль, основные задачи решают кавалерия и пехота.

До окончания Первой мировой в Англии, после тяжелого МК-I выпускались его модификации до Мк VI и Мк IX и средние: Мк А (неофициально «Уиппет»), Мк В и Мк С.

Само собой, качество первых серийных танков было довольно низкое.

В дневниках немецких солдат и в официальных сводках немало интересных фактов. Например, из-за загазованности внутри танков были нередки случаи удушения всего экипажа. Через примитивность подвески танки создавали такой грохот, что в целях маскировки передвижения танковых частей англичане сопровождали их артиллерийской канонадой. Из-за узких гусениц бывали случаи, что танки грязли в земле прямо перед окопами противника.

Про защищенность говорит один случай.

В ноябре 1917 в боях под Камбре, на окраине селения Флескьер, у брошенной прислугой пушки остался один немецкий офицер, он, не спеша, сам себе заряжая сам же наводя и стреляя, уничтожил по порядку 16 английских танков.

Казалось, уже тогда надо было задуматься над усилением бронирования, но этого не сделал не один из производителей танков вплоть до конфликта в Испании.

Как бы там ни было, англичане своими танками наддали новый виток ведению войн, они перевели их на другие скорости. До конца войны они успели первыми в мире создать плавающие танки и танки сообщения.

Танки в периоде между большими войнами

Первую мировую Англия закончила лидером танкостроения, но очень скоро все преимущества сошли на нет.

Во-первых , из-за того что жестко разделяли типы танков и их применение: англичане продолжали строить «пехотные» и «крейсерские» типы.

Во-вторых , в силу своего географического положения, командование отдавало приоритет в развитии флота, нежели сухопутной армии.

Реализацией одной из тактических идей Дж. Фуллера, к слову ею «заболели» практически все страны, было создание механизированной пехоты. Для этих целей идеально подходила танкетка « Карден-Ллойд» MkVI. Она в своей массе по замыслу стратега должны была исполнять роль «бронированного застрельщика». Несмотря на то, что признания на родине танкетка не получила, хотя на ее базе были построены разведывательные танки и тягачи, ее закупили 16 стран, а Польша, Италия, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензии на их производство. В СССР ее выпускали как Т-27.

Еще одним танком, который не был оценен соотечественниками, был «Виккерс – 6 тонн». В мировом танкостроении он сыграл не меньшую роль как в свое время «Рено ФТ». Легкий и дешевый в производстве, с пулеметом в одной башне и пушкой в другой, он являлся воплощением идеи танков Первой мировой: пулеметные танки действуют против живой силы, а пушечные поддерживают их.

Среди танков, принятых на вооружение в конце 20 в начале 30 годов были:

  • средний Мк I «Виккерс-12 тонн»,
  • тяжелый А1Е1 «Индепендент»,
  • разные модификации «Виккерс-Карден-Лойд» Мк VII и Мк VIII.

В предчувствии большой войны, штаб сухопутных войск еще в конце 20-х, настаивал на создании и выпуске пехотных танков, но из-за экономического кризиса в стране, финансирование не было выделено.
После конфликта в Испании и нападения Италии на Эфиопию, британское руководство, предчувствуя приближение «большого конфликта» и понимая несоответствия времени созданной ими ранее техники, в срочном порядке финансирует создание и выпуск новых танков.

Появляются: «крейсерские Мк I (А9), Мк II (А10), Мк III, Мк IV и Мк VI «Крусейдер» (А15).

Мк IV и Мк VI реализованные на известной колесно-гусеничной базе американского изобретателя Кристи, но с применением одного движителя.

В 1939 году началось производство первого (!) танка с противоснарядным бронированием — пехотного А11 Мк I «Матильда», позже этим именем назовут другой танк. Скорость в 13 км/ч и пулеметное вооружение делало его посмешищем. В целом за период между «великими» войнами конструкторы Англии создали более 50 реальных моделей танков, 10 из которых приняли на вооружение.

Английские танки второй мировой

На момент начала бронетанковая техника Англии заметно устарела. Ни по качеству, ни по количеству она не могла ровняться с техникой СССР и Германии. Суммарное количество всех танков в армии Англии составляла около 1000 штук, в большей массе легких. Львиная доля которых, была потеряна в боях за Францию.

За время войны английские производители так и не смогли удовлетворить запросы армии, за период 1939-1945 было выпущено всего 25 тыс. единиц бронетехники, такое же количество поступило из США И Канады.

Вся новая техника была довольно посредственной, она на шаг отставала от германской и русской.

В основном выпускались крейсерские и пехотные танки и в незначительном количестве легкие авиадесантные.

После знаменитой послевоенной фразы Черчилля танки всего мира включились в гонку вооружения, и их развитие, в целом, похоже между собой. Для противостояния нашим ИС создается «Конкерор». После принятия в мире концепции основного боевого танка выпускается «Чифтен». Танком третьего поколения в Англии является «Челленджер».

Кроме основных, после долгого перерыва, в 1972году начали выпускать легкие танки «Скорпион».

Долгое время среди английских военных преобладало мнение, что разведку должны вести колесные бронированные машины (БРМ - "боевая разведывательная машина", англ. Combat Vehicle Reconnaissance). Однако в середине 60-х годов когда появилась броня на основе алюминиевых сплавов, появилась возможность создать легкую аэротранспортабельную гусеничную машину с использованием автомобильных узлов и агрегатов, что значительно удешевляло и ускоряло производство. В 1964 году созданием такого танка занялась фирма "Элвис".

В 1968 году первые образцы успешно прошли испытания, а в 1972 году его приняли на вооружение под названием "Скорпион" FV-101. На машине используется коммерческий 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Ягуар" мощностью 195 л. с. Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода. По устройству трансмиссия подобна трансмиссии "Чифтен" , но значительно меньше по размерам и массе. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах.

Мы продолжаем знакомить вас со всем многообразием бронетехники, которую можно встретить в Armored Warfare: Проект Армата . Сегодня мы поговорим о британских танках от холодной войны и до наших дней.

Вторая мировая война прочно утвердила роль танка как основы самостоятельного рода войск, но она же сделала очевидными его слабости. Среди военного руководства мировых держав зазвучали голоса, утверждавшие, что танк как вид оружия устарел, однако сдавать бронированных монстров в утиль никто не спешил. Пусть война кончилась, но о мире говорить было рано: на смену Второй мировой пришла холодная война, грозящая перерасти в ядерную, и танкам в ней готовилась ключевая роль. Кроме грозного оружия, они превратились в знак военного присутствия, внушительный символ военной мощи. Иметь собственный танк и не зависеть от союзников всегда было для великих держав вопросом престижа. Танкостроение продолжило развиваться — но в каждой стране по-своему.

Министерство обороны в штыки принимало идею «универсального» танка, и лишь в последние годы войны она постепенно получила признание и начала претворяться в жизнь. А после завершения Второй мировой британская армия сократила танковые войска до одной дивизии, разместив её в Германии как недвусмысленный намек Советскому союзу. К этому времени стали очевидны недостатки британской военной доктрины, строго делившей танки на «пехотные» и «крейсерские», что вело к калечаще узкой специализации.

«Центурионы» в пустыне Негев. Photo by Fritz Cohen (1913-1981); licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license.

Основным танком британской армии стал «Центурион», поставленный на вооружение в 1946 году. Он с блеском показал себя в Корейской войне 1950-1953 годов. Его боевые качества ценились так высоко, что в разное время он стоял на вооружении 20 различных стран, купивших его напрямую или, как Дания и Нидерланды, получивших в рамках американской военной помощи. На экспорт ушло больше половины от произведённых 4423 танков. Снятый с производства в 1962 году, кое-где до сих пор на вооружении стоит если не сам «Центурион», то его производные, например южноафриканский «Олифант».

Африканский «Олифант», младший брат британского «Центуриона». Photo by Danie van der Merwe; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

В самой же Британии с 1966 года на смену «Центуриону» пришел «Чифтен» — танк, инновационный во многих отношениях. Так, впервые в истории танкостроения водитель располагался полулёжа, что позволило значительно уменьшить высоту корпуса в передней части и одновременно увеличить наклон лобовой брони. Двигатель, основанный на немецком авиационном «Юнкерс Юмо», был приспособлен для работы на различных типах горючего, от бензина до дизельного топлива, — особенность, ставшая обязательным стандартом для боевой техники НАТО.

«Чифтен». Photo by Peeteekayy; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

Параллельно с «Чифтеном» разрабатывалась и другая, куда более необычная бронетехника. Так, в 60-х годах в рамках программы Project Prodigial был создан прототип истребителя танков FV4401 Contentious. Сверхлегкий, с командой из двух человек, он был рассчитан на воздушную доставку и парашютирование в зону конфликта. Чтобы облегчить машину, конструкторы избавились от башни. Размещённая прямо в корпусе 84-мм пушка имела крайне ограниченный угол горизонтальной и нулевой угол вертикальной наводки: по вертикали орудие предполагалось наводить при помощи гидравлической подвески, наклоняя его вместе с корпусом.

Прототип FV4401 Contentious. Photo by Simon Q from United Kingdom; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

Другая экспериментальная машина COMRES 75 была создана в рамках англо-германского проекта «Основной боевой танк будущего» и также не имела башни: орудие устанавливалось на выносном лафете, что уменьшало вес машины и повышало защищённость экипажа. Интерес к безбашенным танкам подхлестнул шведский Stridsvagn 103 — машина с уникальной компоновкой, чье орудие, жестко закрепленное в корпусе, наводилось, как и у Contentious, поворотом танка и наклоном корпуса на подвеске. В итоге, однако, командование Британской армии высказалось против безбашенных танков, отдав предпочтение классической компоновке бронетехники.

Экспериментальный COMRES 75 c 83,8-мм пушкой на выносном лафете. Crown copyright 1968

До конца 70-х «Чифтен» оставался лидером среди танков НАТО как по защищённости, так и по огневой мощи. Этому способствовала непрерывная модернизация. Хотя заметно усовершенствовать само орудие, несмотря на упорный труд, не удалось. Боевая мощь танка заметно выросла благодаря модернизации систем управления огнем: танк получил лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель, приборы ночного видения, систему выверки прицела. Велись работы и над усовершенствованием брони: танк был оснащен комбинированной бронёй «Чобхэм» с керамическими вставками. Модернизированная модель «Чифтена», выпущенная в 1980 году, получила название «Челленджер». Параллельно Британия производила экспортную версию танка «Шир» для Иордании, где он был поставлен на вооружение под именем «Халид».

В 1998 году на вооружение британской армии поступил новый танк — «Челленджер 2», оснащенный усовершенствованным 120-мм нарезным орудием (это единственный современный ОБТ с нарезной пушкой) и секретной комбинированной броней нового поколения «Дорчестер» с возможностью установки дополнительных противокумулятивных экранов. Все это не могло не сказаться на массе и мобильности танка: 62-тонный «Челленджер 2» развивает на шоссе максимальную скорость 56 км/ч.

Crown copyright 2014

«Челленджер 2» хорошо показал себя в ходе Иракской войны, продемонстрировав отличную проходимость и феноменальную живучесть: в 2003 году в ходе городского боя один из этих танков выдержал полтора десятка попаданий из реактивных гранатометов, сохранив экипаж невредимым. В бою у Басры группа из 14 «Челленджеров» уничтожила равную по численности колонну иракских Т-55 без единой потери. На сегодняшний день «Челленджер 2» остается одним из самых тяжелых и защищенных танков мира. Тем не менее, в 2009 году производившая его корпорация BAE Systems объявила о сворачивании производства «Челленджеров» и закрытии заводов в Британии по причине отсутствия заказов. Возможно, когда придет время перевооружаться, британской армии придется осваивать немецкую или американскую бронетехнику.

На сегодня это все. В ближайшее время будут опубликованы подобные обзоры военной техники Франции и Германии.

Английские танки в ходе Второй Мировой Войны не могли похвастаться серьёзными тактико-техническими характеристиками. Большинство английских боевых машин по многим параметрам так или иначе уступало американским, немецким и советским образцам. Британские танки делились на пехотные и крейсерские. В функции первых входило, как уже следует из названия, непосредственная поддержка пехоты в наступлении, подавление огневых точек, совместное с пехотой сдерживание контратак противника. Эти танки отличались серьезным для начала войны бронированием и крайне слабой скоростью, что впрочем обьяснялось тем, что они должны были вести наступление в рядах пехоты и одновременно с ней. Крейсерские танки напротив обладали хорошей динамикой, скоростью и подвижностью, однако их бронирование было довольно слабым. Эти танки могли входить в прорыв и развивать наступление в тыл противника, угрожая его коммуникациям, внезапно атаковать части противника на марше, окружать крупные группировки врага при поддержке авиации, артиллерии и пехоты. Именно крейсерские танки обладали куда большим потенциалом, однако англичане часто использовали эти танки также как и пехотные - лишь для поддержки атакующих частей, рассеивая танки по фронту, в то время как Германия наглядно продемонстрировала на что способны крупные, собранные в несколько мощных кулаков, подвижные и мобильные танковые соединения.

Поражения в Европе и катастрофа под Дюнкерком

До начала немецкого наступления на Западе, англичане имели во Франции 12 дивизий и свыше 500 танков, 9 из этих 15ти дивизий располагались в Бельгии в составе объединенного англо-французкого Северо-восточного фронта, который должен был прикрывать это направление от возможного немецкого удара. Английский экспедиционный корпус во Франции имел на вооружении танки Matilda(Mark II), Сruiser(Mark IIA) и Cruiser(Mark IIIA), вооруженные 40мм орудиями, более половины из которых для 1940 года обладали превосходным бронированием и с трудом поражались германскими танковыми орудиями. Кроме того не стоит забывать, что многие немецкие танки во Французcкой кампании все еще были вооружены только пулеметом(Pz.I и Pz.II).
Французы также обладали внушительным танковым парком(более 3000 машин) - среди которых были средние "Somua" и тяжелые танки "B1". Бронирование и вооружение их также не уступало немецкому. Единственное в чем англо-французские танки проигрывали немецким - это в скорости. Что же касается тактики, оперативного руководства, подготовки экипажей и воли к победе, то в этом немцы однозначно взяли верх над союзниками. 10 мая 1940 немецкие войска начали быстрое наступление через Бельгию. Удар немецких подвижных соединений был направлен в обход французcкой линии Мажино. Слаженные действия немецких танков, авиации, артиллерии и пехоты, привели к разгрому и капитуляции голландской армии уже 14 мая. После чего немцы стремительно форсировали реку Маас и их танковые группы рванули на запад. 21 мая они вышли к Ла-Маншу и в окружение в районе Дюнкерка попали свыше 50 англо-французких дивизий. Разгромленная бельгийская армия также сдалась 28 мая. Понеся большие потери и бросив всю оставшуюся технику противнику англо-французские войска в начале июня эвакуировались в Англию.

Смотрите также:

Английские танки в Африке

Изначально в Африке англичанам противостояли части итальянской армии, техническая оснащенность которых оставляла желать лучшего - все итальянские боевые машины уступали английским образцам. Когда в декабре 1940 года началось первое наступление английских войск в Африке против итальянских агрессоров, то превосходство англичан в технике дало о себе знать - итальянцы отступали до тех пор, пока германское командование, решившее оказать помощь своему союзнику, не перебросило в Африку корпус под командованием генерала Роммеля. Контрудар этого корпуса, у которого на начальном этапе было лишь 120 танков, отбросил англичнан к египетской границе и окружил их базу в Тобруке.
В ноябре 1941 года британцы предприняли ответное наступление, целью которого был не много ни мало разгром всей танковой группировки Роммеля и решительный перелом в АФриканской кампании. Имея вдвое больше танков, чем у противника, англичанам не удалось осуществить свой грандиозный план. Роммель маневрировал танковыми соединениями, перегруппировывал рассеяные части и снова бросал их в бой, не давая англичанам добиться решительного преимущества. Тем не менее итало-германским войскам приходилось отступать все дальше и дальше. В мае 1942 года Роммель принял решение нанести мощный контрудар всеми наличными силами, несмотря на нехватку горючего и боеприпасов. Английское командование имело примерно 900 танков, это означало почти трехкратное превосходство над наступающими войсками Роммеля. Тем не менее успех поначалу сопутствовал Германии. Только у Эль-Аламейна немецкое наступление было решительно остановлено. Потери немцев были огромны, у Роммеля оставалось лишь около 50 танков, однако несмотря на критическую ситуацию со снабжением, немцы сопротивлялись еще длительное время. Группировка англичан в Африке постоянно росла, в то время как немецкие резервы иссякали, подкреплений не было, а снабжение было ужасным. Количество танков у англичан к концу Африканской кампании, которая закончилась капитуляцией итало-германских войск в мае 1943 года, уже перевалило за тысячу, в то время как Германия, скованная войной против СССР не могла ничем помочь африканскому корпусу.

Производство танков в Англии в период войны

Темпы производства танков в предвоенные годы в Англии были очень низкими. Во многих источниках это иногда объясняется тем, что в Военном Министерстве Великобритании было много противников развития танковых войск. Часть чиновников считало развитие танков пустой тратой бюджета. В итоге все же англичане пришли к выводу о необходимости производства танков двух разных вариантов - пехотные и крейсерские. К 1938 году промышленность Великобритании согласно плану должна была выпустить свыше 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако реально произвести удалось тридцать крейсерских
и шестьдесят пехотных танков, что было просто невероятно мало, учитывая приближающуюся войну. Через год англичане пополнили свой танковый парк чуть более чем 300 боевыми машинами разных типов. И все же этого было катастрофически мало. Войну Британия встретила не имея даже тысячи танков. К тому же большинство из имеющихся танков были легкими. Практически всю войну англичане делали танки довольно неудачные, как в плане конструкции, так и в плане надежности. На завершающем этапе войны основной противник стран Антигитлеровской коалиции - Германия, уже имела настолько серьезное превосходство в танках над Британией, что назвать английский танк, который бы мог сравнится по боевой ценности с немецкими "Тиграми" или "Пантерами", не представляется возможным. За годы войны английская промышленность выпустила 24 тысячи танков, примерно 4тысячи САУ. При производстве САУ и зенитных самоходных установок часто использовались шасси устаревших танков. Многие английские танки, выпущенные в 1939 - 1945 годах так и не попали на фронт и лишь служили в тылу в качестве учебных машин для подготовки экипажей и отработки навыков эксплуатации танка.

Что еще почитать