Доспехи крестоносцев. Типы и конструкции мечей. Мечи различных эпох и стран. Самые большие мечи

Оружие и доспехи крестоносцев

Дата: 19.02.2013

Византийская армия была боеспособной, но все же отставала от армий Европы с точки зрения военных технологий.
Всего за четверть века до Четвертого Крестового похода нельзя было себе даже представить, чтобы разношерстное сборище со всех концов Европы, насчитывавшее, судя по всему, не более 20 ООО человек, разгромило могущественную Византийскую империю. Однако очень многое изменилось в последние десятилетия XII века - Византия ослабела, а ее западные конкуренты усилились. Им все же пришлось столкнуться с сильным сопротивлением, но состояние византийской армии к 1202 году делало завоевание Константинополя вполне реальным.За десятилетия, предшествовавшие Четвертому Крестовому походу, произошли существенные изменения в оружии и защитном вооружении. Самым важным было широкое распространение такого вида вооружения, как арбалет. Хотя арбалеты и не были новинкой, постоянные технические улучшения привели к тому, что они стали способны легко пробивать кольчугу и даже отдельные виды пластинчатых доспехов. Это очень мощное оружие, хотя и с относительно невысоким темпом стрельбы, оказалось наиболее эффективным при ведении осад.

Распространение арбалета привело к изменениям в защитном вооружении европейских армий. Поскольку арбалетные болты имели достаточно инерции, чтобы остаться смертельно опасными даже после того, как они отскакивали от доспехов, европейские оружейники начали усиливать и закрывать броней ранее плохо защищенные участки тела, в том числе лицо. Бойцы, имевшие более низкий социальный статус, усиливали свою защиту с помощью больших щитов и более широких кольчуг-хауберков. Византийцы были удивлены количеством брони, которую носили крестоносцы, причем не только рыцари, но и другие воины, включая и большую часть пехотинцев.Лишь в одной области военной технологии обе стороны бьии примерно равны: в осадном вооружении. Мангонель с фиксированным противовесом, или тре-бушет, широко использовался в большей части Европы, а также и в Византийской империи с середины XII века, а возможно, и намного раньше. Во время осад Константинополя византийские камне-метные машины оказались более эффективными, но, скорее всего, потому, что они устанавливались на башнях.

Пока многие венецианцы неожиданно не приняли крест в 1203 году, большую часть крестоносцев Четвертого Крестового похода составляли французы и фламандцы. Главной движущей силой обеих этих групп были религиозные чувства, однако и элементы нового рыцарского кодекса также играли немаловажную роль. Тем не менее, главной особенностью этого периода стал процесс профессионализации армии, причем в наибольшей степени он затронул Францию. В результате на службе оказалось много высококвалифицированных (но в то же время прославившихся своей жестокостью) наемников, главным образом из Наварры, Фландрии, Геннегау, Брабанта и других частей Священной Римской империи . Большинство арбалетчиков, судя по всему, являлось профессионалами. Многие виды используемого пехотой оружия были значительно проще в использовании и не требовали серьезной подготовки, причем наиболее эффективно они применялись отрядами наемников, в которых поддерживалась высокая дисциплина.

Военная ситуация во Фландрии была несколько иной. Быстрое экономическое развитие, урбанизация и попытки церкви запретить турниры привели к тому, что у фламандской армии оставалось все меньше возможностей использовать свои навыки внутри страны. Таким образом Крестовые походы давали ей столь важную альтернативу, как и наемникам из Франции, Англии и Германии. Ситуация напоминала ту, что складывалась в соседних Брабанте, Намюре и Льеже, находившихся на землях Священной Римской империи. Брабантцы, например, входили в число наиболее эффективных и уважаемых наемников конца XII века, особенно таких, как пехота во время осадной войны. Другие области населенной в основном немцами Священной Римской империи в военном отношении походили на те территории, которые в настоящее время входят в состав Бельгии и Нидерландов.

Кроме венецианских войск, наиболее крупным итальянским контингентом, принявшим участие в Четвертом Крестовом походе, были, вероятно, войска маркиза Монферратского. Они могли представлять собой лишь одну разновидность смешанных вооруженных сил, существовавших в Италии в те годы. Помимо основных различий (в военном отношении) меяеду Северной, Центральной и Южной Италией, существовали также различия между городскими и сельскими контингентами, жителями равнин и горцами.Значение вклада венецианских армии и флота в Четвертый Крестовый поход невозможно преувеличить.

Венецианское военное искусство XIII века развивалось так же, как и у их генуэзских конкурентов, и основывалось на сухопутных и морских силах. Обе морские республики полагались на свое умение эффективно использовать «технологию дерева и веревки». В частности, эта особенность являлась результатом того, что к военной службе привлекались и более низкие социальные слои венецианского общества.Без венецианского морского флота крестоносцы Четвертого Крестового похода, возможно, не смогли бы завоевать Константинополь. Гребцы на галерах, как и другие моряки, были свободными людьми, а не рабами. Труд на скамьях галерных гребцов не считался унизительным, поскольку гребцы выбирались по жребию, и это был их вклад в защиту родного города.

После катастрофического поражения от турок-сульджуков в сражении при Манцикерте в 1071 году Византия сумела быстро восстановить свою военную мощь при императорах Комнинах (1081-1185) (причем потерпев еще одно тяжелое поражение в сражении Мириокефале в 1176 году и вновь от сельджуков). Однако после смерти императора Мануила в 1180 году империя вступила в период затяжного кризиса. В организационном отношении военная система Комнинов была более гибкой, чем при их предшественниках, но ее главные слабости заключались в системе управления и финансирования, а также в низкой лояльности личного состава. Кроме того, к концу XII века Византийская империя серьезно нуждалась в людских ресурсах. Децентрализация власти означала, что императору приходилось постоянно бороться с региональными правителями за контроль над вооруженными силами. Византийская армия 1203 года была закалена в боях с джуками, валахами, булгарами и кипчаками. Незадолго до этого ей удалось отбить вторжение норманнов из Сицилийского королевства и Южной Италии, и она явно была в состоянии противостоять значительно менее сильной крестоносной армии. По-видимому, самой большой проблемой Византийской империи был упадок морального духа ее населения, в связи с чем в Европе широко распространилось представление о византийских греках, как воинах, которым не достает стойкости.

Тем не менее византийская армия все еще была известна строгой дисциплиной среди офицеров и солдат, щедрым жалованием и эффективной системой распределения вооружения, доспехов и лошадей в начале кампании. Однако качество высшего командования напрямую зависело от личности императора. Хуже всего было то, что император Исаак II Ангел, судя по всему, назначал людей на высшие военные посты, исходя из политических предпочтений, а не на основании компетентности кандидатов.Структурно византийская армия все еще состояла из местных контингентов, набиравшихся в соответствующих \ регионах, а также «национальных» \ формирований иностранных \ наемников и элитных дворцовых или гвардейских полков. Конница делилась на тяжеловооруженных воинов, предназначенных для ведения ближнего боя, вооруженных в традиционном ближневосточном, а не западноевропейском стиле легковооруженных конных лучников. Самым известным элитным дворцовым формированием являлась Варяжская гвардия. Первоначально она формировалась из наемников-викингов, но ко времени Четвертого Крестового похода в основном состояла из англосаксов, а также фризов, германцев и др.

Из-за тяжелой экономической ситуации, в которой находилась Византия в начале XIII века, количество западноевропейских наемников резко сократилось. Большинство выходцев из Западной Европы, сражавшихся в рядах византийских войск и защищавших Константинополь во время Четвертого Крестового похода, было, скорее всего, жителями торговых колоний и членами корабельных экипажей. Самой крупной группой, поддерживавшей действующего императора, были коммерческие конкуренты венецианцев.Ко времени Четвертого Крестового похода главную роль в византийской армии играли тюркские наемники, их число входили многочисленные выходцы из полукочевых тюркских народов Западных степей. Другой контингент тюркских наемников происходил из Анатолии, однако численность таких войск, как полагают исследователи, сильно сократилась после поражения византийцев при Мириокефале в 1176 году.

5 самых грозных двуручных мечей Средневековья October 9th, 2016

После того, как мы обсудили давайте узнаем что нибудь более близкое к реальности.

Вокруг двуручных мечей эпохи Средневековья, благодаря стараниям массовой культуры, всегда вьются самые невероятные слухи. Посмотрите любую арт-картинку рыцаря или голливудский фильм про те времена. У всех главных героев огромный меч, доходящий им чуть ли не до груди. Одни наделяют оружие пудовым весом, другие — невероятными габаритами и возможностью разрубить рыцаря напополам, а третьи и вовсе утверждают, что мечи таких размеров не могли существовать в качестве боевого оружия.

Клеймор

Клеймор (claymore, клэймор, клеймора, от галльского claidheamh-mòr — «большой меч») — двуручный меч, получивший большое распространение среди шотландских горцев начиная с конца XIV века. Будучи основным оружием пехотинцев, клеймор активно использовался в стычках между племенами или пограничных сражениях с англичанами.

Клеймор — самый малогабаритный среди всех своих собратьев. Это, впрочем, не означает, что оружие небольшое: средняя длина клинка составляет 105−110 см, а вместе с рукоятью меч доходил до 150 см. Его отличительной особенностью был характерный изгиб дужек крестовины — вниз, в сторону кончика клинка. Такая конструкция позволяла эффективно захватывать и буквально выдергивать из рук противника любое длинное оружие. К тому же, украшение рогов дужки — пробив в форме стилизованного четырехлистного клевера — стал отличительным знаком, по которому каждый легко узнавал оружие.

По соотношению размера и эффективности клеймор был, пожалуй, самым лучшим вариантом среди всех двуручных мечей. Он не был специализирован, а потому довольно эффективно использовался в любой боевой ситуации.

Цвайхандер

Цвайхандер (нем. Zweihänder или Bidenhänder/Bihänder, «двуручный меч») — оружие особого подразделения ландскнехтов, состоящих на двойном жаловании (доппельсолднеров). Если клеймор — самый скромный меч, то цвайхандер и в самом деле отличался внушительными размерами и в редких случаях доходил до двух метров в длину, включая рукоять. Помимо этого, он был примечателен двойной гардой, где специальные «кабаньи клыки» отделяли незаточенную часть клинка (рикассо) от заточенной.

Такой меч был оружием весьма узкого применения. Техника ведения боя была довольно опасной: владелец цвайхандера выступал в первых рядах, отталкивая как рычагом (а то и вовсе перерубая) древка вражеских пик и копий. Для владения этим монстром требовались не только недюжинная сила и отвага, но и значительное мастерство фехтовальщика, так что двойное жалование наемники получали не за красивые глаза. Техника боя двуручными мечами мало похожа на привычное клинковое фехтование: такой меч куда проще сравнить с бердышом. Разумеется, ножен у цвайхандера не было — его носили на плече как весло или копье.

Фламберг

Фламберг («пламенеющий меч») — это естественная эволюция обычного прямого меча. Искривление клинка позволяло увеличить поражающую способность оружия, однако в случае с большими мечами лезвие выходило чересчур массивным, хрупким и все еще не могло пробить качественный доспех. Кроме того, западно-европейская школа фехтования предполагает использовать меч в основном как колющее оружие, а стало быть, искривленные клинки для нее не годились.

К XIV-XVI векам достижения металлургии привели к тому, что рубящий меч и вовсе стал практически бесполезен на поле боя — он попросту не мог пробить броню из закаленной стали с одного-двух ударов, что играло критическую роль в массовых сражениях. Оружейники начали активно искать выход из сложившейся ситуации, пока наконец не пришли к концепции волнового клинка, имеющего ряд последовательных противофазных изгибов. Такие мечи были сложны в изготовлении и отличались дороговизной, однако эффективность меча была неоспорима. За счет существенного уменьшения площади поражающей поверхности, при контакте с мишенью разрушительный эффект многократно усиливался. Кроме того, клинок действовал по принципу пилы, рассекая пораженную поверхность.

Раны, нанесенные фламбергом, очень долго не заживали. Некоторые полководцы приговаривали пленных мечников к смерти исключительно за ношение подобного оружия. Католическая церковь тоже проклинала такие мечи и клеймила их как негуманное оружие.

Эспадон

Эспадон (фр. espadon от исп. espada - меч) является классическим типом двуручного меча с четырехгранным поперечным сечением клинка. Его длина достигала 1,8 метра, а гарда состояла из двух массивных дужек. Центр тяжести у оружия часто смещался к острию - это увеличивало пробивную способность меча.

В бою такое оружие использовали уникальные воины, обычно не имевшие другой специализации. Их задача заключалась в том, чтобы, размахивая огромными клинками, развалить вражеский боевой строй, опрокинуть первые ряды противника и проложить дорогу остальному войску. Иногда эти мечи использовались в сражении с конницей - из-за размеров и массы клинка оружие позволяло весьма эффективно рубить ноги коням и рассекать доспехи тяжелой пехоты.

Чаще всего вес боевого оружия колебался от 3 до 5 кг, а более тяжелые экземпляры были наградными или церемониальными. Иногда утяжеленные реплики боевых клинков использовали в тренировочных целях.

Эсток

Эсток (фр. estoc) - это двуручное колющее оружие, предназначенное для пробивания рыцарских лат. Длинный (до 1,3 метра) четырехгранный клинок обычно обладал ребром жесткости. Если предыдущие мечи употреблялись как средство контрмер против кавалерии, то эсток напротив был оружием всадника. Всадники носили его с правой стороны от седла, чтобы в случае потери пики иметь дополнительное средство самозащиты. В конном бою меч удерживался одной рукой, и удар наносился за счет скорости и массы коня. В пешей стычке воин брал его в две руки, компенсируя недостаток массы собственной силой. Некоторые образцы XVI века имеют сложную гарду, как у шпаги, однако чаще всего необходимости в ней не было.

А давайте теперь посмотрим на самый большой боевой Двуручный меч.

Предположительно этот меч принадлежал повстанцу и пирату Пьер Герлофс Дониа известному как "Большой Пьер", который, согласно легендам мог срубить им сразу несколько голов, также он гнуть монеты, используя свой ​​большой палец, указательный и средний палец.

Согласно легенде, этот меч был доведен до Фрисландии немецкими Ландскнехтами использовался как знамя (не был боевым) захваченный Пьером этот меч стал использоваться как боевой

Пьер Герлофс Дониа (Pier Gerlofs Donia, з.-фриз. Grutte Pier, приблизительно 1480, Кимсверд - 18 октября 1520, Снек) - фризский пират и борец за независимость. Потомок прославленного фризского вождя Харинга Харинксмы (Haring Harinxma, 1323–1404).
Сын Герлофа Пьерса Дониа (Pier Gerlofs Donia) и фризской дворянки Фокель Сибрантс Бонья (Fokel Sybrants Bonga). Был женат на Ринтце Сиртсема (Rintsje или Rintze Syrtsema), имел от неё сына Герлофа и дочь Воббель (Wobbel, 1510 г.р.).

29 января 1515 года его двор был разрушен и сожжен солдатами из Черной банды, ландскнехтами саксонского герцога Георга Бородатого, а Ринтце изнасиловали и убили. Ненависть к убийцам своей жены побудила Пьера принять участие в Гельдернской войне против могущественных Габсбургов, на стороне гельдернского герцога Карла II (1492-1538) из династии Эгмонтов. Он заключил договор с герцогством Гельдерн и сделался пиратом.

Корабли его флотилии «Arumer Zwarte Hoop» господствовали на Зёйдерзее, нанося огромный урон голландскому и бургундскому судоходству. После захвата 28 голландских кораблей, Пьер Герлофс Дониа (Grutte Pier) торжественно объявил себя «королём Фризии» и взял курс на освобождение и объединение родной страны. Однако, после того, как он заметил, что герцог Гельдерна не намерен поддерживать его в войне за независимость, Пьер расторг союзный договор и в 1519 году подал в отставку. 18 октября 1520 г. он скончался в Гроотзанде - предместье фризского города Снеека. Похоронен с северной стороны Большой церкви Снеека (постр. в XV в.)

Тут надо сделать замечание что вес 6,6 аномальный для боевого двуручного меча. Значительная их количество своим весом варьирует в районе 3-4 кг.

источники

О Дюрандаль булатный, меч мой светлый,
В чью рукоять святыни встарь я вделал:
В ней кровь Василья, зуб Петра нетленный,

Власы Дениса, божья человека,
Обрывок риз Марии-приснодевы.
(«Песнь о Роланде»)

Меч для эпохи Средневековья - это явно больше, чем простое . Для Средневековья это, прежде всего, символ. Причем в таковом своем качестве он до сих пор используется в военном церемониале в различных армиях на земном шаре, и эту роль у него никакое другое оружие даже и не пытается оспорить. Скорее всего, так будет и в будущем, ведь недаром создатель «Звездных войн» Джордж Лукас оружием всемогущих джедаев сделал лучевой меч и объяснил это тем, что ему требовалось оружие, достойное рыцарей, которые были бы честными, а их помыслы – возвышенными, и которые сражались бы за мир во всей Галактике. Впрочем, в том, что он так решил, нет ничего удивительного. Ведь меч одновременно символизирует собой и крест, а крест не что иное, как символ христианской веры.

Рисунок Альбрехта Дюрера 1521 года, изображавший ирландских наемников в Нижних землях. Один из двух двуручных, показанных здесь мечей, имеет характерное только для ирландских мечей кольцевидное навершие.

Конечно, многим христианам XXI века от такого сравнения может стать не по себе, но явная склонность к войне и насилию встречается нам не только в Ветхом, но также и в Новом Завете, где от имени абсолютного миротворца Иисуса говорится буквально следующее: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». (Матфей 10, 34)


Меч XII - XIII вв. Длина 95,9 см. Вес 1158 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

О том, что означают эти слова, могут спорить теологи, но от слова «меч» в этой фразе никуда не уйти. Более того, уже в раннем Средневековье военный предводитель тем и отличался от простого воина, что обладал в качестве оружия мечом, тогда как те имели топоры и копья. Когда в среднем и позднем Средневековье мечами стали обладать и простые воины, меч превратился в символ христианского рыцарства.


Навершие с гербом Пьера де Дре герцога Бретани и графа Ричмонда 1240 – 1250 гг. Вес 226.8 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Рыцарь обучался владеть с оружием с самого детства. В семилетнем возрасте он должен был покинуть родительский кров и переехать ко двору какого-нибудь дружественного сеньора-рыцаря, чтобы служить там пажом его даме и в таком вот качестве и проходить свое обучение. Обучаясь многочисленным навыкам слуги, паж одновременно учился и биться на деревянных мечах. В 13 лет он становился уже оруженосцем и мог принимать участие в боях. После этого проходило еще шесть-семь лет и обучение считалось законченным. Теперь оруженосец мог становиться рыцарем или же в качестве «благородного оруженосца» служить дальше. При этом различались оруженосец и рыцарь весьма незначительно: доспехи он имел такие же, как и рыцарь, но меч (так как он им не был торжественно опоясан!) носил не на поясе, он прикреплял к луке седла. Для того чтобы оруженосец стал рыцарем, его должны были посвятить и опоясать мечом. Вот только тогда он мог носить его на поясе.


Шпоры также являлись символом рыцарства. Сначала опоясывали мечом, потом привязывали к ногам шпоры. Это шпоры французского рыцаря XV века. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Так что именно наличие меча, пусть даже хотя бы и у седла, являлось в Средние века наглядным отличием свободного человека, имеющего благородное происхождение, от простолюдина или того хуже – серва.


Уже и в доспехах никто не сражался, но их продолжали по традиции делать… для детей и юношества! Перед нами доспехи юного инфанта Луиса, принца Астурийский (1707 – 1724 гг.). (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну и, разумеется, не случайно рыцарский меч, если посмотреть на него анфас, так походил на христианский крест. Дужки у крестовины загибать вниз стали лишь с XV века. А до этого дужки у крестовины были исключительно прямые, хотя особых функциональных причин для этого не наблюдалось. Недаром в Средние века крестовину у меча так и называли крестом (тогда как мусульманская сабля соответствовала изгибу полумесяца). То есть это оружие было сознательным образом приравнено к христианскому символу веры. Прежде чем вручить меч кандидату в рыцари, его держали в алтаре часовни, очищая таким образом от всякого зла, а сам меч передавался для вручения посвящаемому священником.


Меч 1400 года. Западная Европа. Вес 1673 г. Длина 102.24 см. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну, всем простолюдинами и крепостным обычно иметь мечи и носить их запрещалось. Правда, эта ситуация несколько изменилась в эпоху позднего Средневековья, когда свободные граждане свободных городов в числе других привилегий заполучили еще и право на ношение оружия. Меч теперь стал еще и отличием свободного гражданина. Но если рыцарь обучался владению мечом с детства, то… горожанин имел к этому возможность далеко не всегда, что привело в итоге к расцвету искусства фехтования на мечах.


Меч XVI в. Италия. Вес 1332.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Естественно, что статусность меча заключалась в целом ряде обстоятельств. Так, дошедшие до нас исторические документы говорят о том, что меч даже средний по качеству равнялся стоимости по меньшей мере четырех коров. Для аграрного крестьянского общества такая цена равнялась целому состоянию. Ну, а высококачественные мечи могли ведь стоить и больше. То есть если сравнивать меч с другими видами оружия, например, боевым топором, боевым цепом или алебардой, то он среди них был самым дорогостоящим. Кроме того, мечи нередко богато украшали, что дело их еще дороже. Так, например, известно, что у Карла Великого и рукоятка его меча, и перевязь к нему были изготовлены из золота и серебра. «Иногда он носил меч, украшенный драгоценными камнями, но такое бывало обычно только по особенно торжественным случаям или когда перед ним представали посольства других народов».


А вот это совершенно уникальный индийский меч XVIII века. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Впрочем, отделка меча в раннем Средневековье пышной никогда не была – поскольку меч был вещью функциональной, особенно если сравнивать их с оружием эпохи Ренессанса, чрезмерно перегруженного всевозможными украшениями. Даже королевские мечи, хотя они и имели позолоченные рукоятки, а их клинки имели гравировку, обычно представляли собой достаточно скромное и в целом практичное, очень хорошо сбалансированное оружие высокого качества. То есть короли этими мечами действительно могли сражаться.


Клеймор 1610 – 1620 гг. Длина 136 см. Вес 2068.5 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Случалось, что и рыцари, и уж тем более короли владели сразу несколькими мечами. Так, у Карла Великого были специальные мечи чисто для представительства и менее украшенные для будничного употребления. В позднем Средневековье воины частенько имели один меч с рукояткой в одну руку и один длинный боевой меч в полторы руки. Уже рукописи IX века отмечают, что маркграф Эберхард фон Фриоль имел целых девять мечей, а некий англо-саксонский князь XI века так и вовсе обладал целой дюжиной мечей, которые по его завещанию после его кончины были разделены между всеми его сыновьями.

Кроме функции социального статуса меч являлся также знаком и административной власти. Например, в сборнике феодального права XIII века «Саксонское зерцало» есть изображение, на котором король получает меч мирской власти от Иисуса, тогда как папа награждается мечом духовной власти. И на церемонии посвящения в рыцари, и при коронации короля или императора меч вместе с короной и скипетром считался точно таким же символом верховной власти. Например, святого Маврикия – имперским мечом Священной Римской империи германской нации, германские короли опоясывались папой.


Чинкведея 1500 г. Италия. Вес 907 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Когда король выходил из церкви, его меч перед ним выносил специальный меченосец, как знак его светской власти и могущества, причем острием вверх. Поэтому должность королевского меченосца на протяжении всей эпохи Средневековья почиталась как одна из наиболее почетных.

Уже в XIV веке городские бургомистры и судьи получали специальные церемониальные мечи, и они тоже в знак высокой власти их владельцев выносились перед ними. Обычно это были роскошно отделанные мечи-бастарды или очень большие двуручные мечи. До нас дошел один такой меч - «должностной меч» города Дублина. Его позолоченная рукоятка имеет характерную граненую головку грушевидной формы и длинное перекрестие. При этом этого меча известна совершенно точно: в 1396 году он был изготовлен для будущего короля Генриха IV. И, видимо, король им пользовался, поскольку на его клинке есть зазубрины и прочие характерные следы боевого использования.


«Городской меч города Дублина» символизирует административную власть городского мэра.


А так этот меч выглядит во всей своей красе. Ножны, правда, сделаны намного позднее. (Музей Дублина, Ирландия)

Но были и совершенно особые мечи, получившие название «мечей правосудия». Естественно, что это не боевое и уж, конечно, не статусное оружие. Но «меч правосудия» имел очень важное значение, поскольку в Средние века обычное обезглавливание производилось топором, а вот таким мечом рубили головы представителям знати. Помимо демонстрации социальных различий тут была и вполне очевидная практическая причина: казнимый мечом испытывал меньше страданий. Но с XVI века в германских городах преступников из бюргерского сословия тоже стали все чаще обезглавливать мечом. Был создан и особый тип меча именно для палаческих надобностей. Считается, что один из первых таких мечей был сделан в Германии в 1640 году. Но большая часть сохранившихся мечей правосудия датируются XVII веком, причем в начале XIX века их уже перестали употреблять. Последний факт использования такого меча в Германии имел место в 1893 году: тогда с его помощью была обезглавлена женщина-отравительница.


Меч палача 1688 года. Городской музей города Ротваль, земля Баден-Вюртемберг, Германия.

Интересно (насколько такое вообще может быть интересно!) то, что казнь мечом требует использования совсем иной техники, нежели казнь топором. Там осужденному следует положить голову и плечи на плаху – сцена, очень наглядно показанная в замечательном советском кинофильме «Каин XVIII» (1963), – после чего палач топором с широким лезвием рубил сверху вниз, предварительно откинув или срезав длинные волосы жертвы. А вот когда голову рубили мечом, то приговоренному нужно было вставать на колени, а плахи не требовалось. Палач брал меч двумя руками, широко замахивался и с плеча наносил горизонтально рубящий удар, разом сносивший человеку с плеч голову.


Вот так надо было положить голову на плаху, чтобы палач отрубил ее топором. Кадр из фильма «Каин XVIII».

В Англии почему-то «меч правосудия» так и не прижился, и там людей обезглавливали обычным топором. Но все-таки были казни, пусть и немногие, которые выполнялись мечом, что было наглядным свидетельством значимости и события, и инструмента, и того умения, которое для этого требовалось. Когда, например, король Генрих VIII в 1536 году задумал предать казни свою вторую жену Анну Болейн, то… ей отрубили голову именно мечом. Специально для этого вызвали палача из Сен-Омера под Кале. Он-то и обезглавил Анну Болейн всего лишь одним мастерским ударом.

О том, как важен был специалист для обеспечения безболезненности смерти казнимого, наглядно показывает случай, имевший место во Франции в 1626 году: тогда в роли палача выступал неопытный доброволец. Так вот ему понадобилось целых 29 (!) раз ударить мечом, чтобы отрубить голову графу де Шале. И напротив, в 1601 году уже профессиональный палач всего одним ударом сумел обезглавить сразу двух осужденных, связав их спина к спине.

«Мечи правосудия», как правило, имели двуручные рукояти и простые и прямые дужки крестовины. Острие им не требовалось, поэтому оно у них отсутствует. Так что клинок похож на отвертку. Обычно клинки мечей правосудия очень широкие (от 6 до 7 сантиметров), а их общая длина более всего соответствует мечу-бастарду. Весят такие мечи от 1,7 до 2,3 килограммов, имеют длину 900-1200 мм. То есть это нечто среднее между мечом-бастардом и обычным тяжелым двуручным мечом.


А вот так ее отрубали мечом. Сцена казни 1572 года.

На клинках нередко изображались символы правосудия и разного рода поучительные изречения типа: «Бойся Бога и люби право, и будет ангел твоим слугой». Один из мечей правосудия работы золингенского мастера Йоханнеса Бойгеля, сделанный им в 1576 году, на плоскостях клинка имеет следующую стихотворную надпись:

«Если будешь добродетельно жить.
Мечу правосудия твоей головы не рубить».
«Когда этот меч я поднимаю,
То бедному грешнику вечной жизни желаю!»

Является тем старинным предметом, который почитают до сих пор благодаря его могуществу и военной ценности. Меч являлся неотъемлемой составляющей тяжеловооруженного европейского воина. В соответствии с этим рыцарский меч по праву считается символом средневековья и вообще западного военного мира прошлого.

Можно назвать как бы две жизни рыцарского меча . Первая жизнь была самой главной и относилась непосредственно к тому, для чего рыцари появились на свет – нести добро в мир. Над мечами проводили священные обряды: освящали, с ними служили литургии, лучшие мечи находились под алтарями в монастырях, а самим мечам давали имена. И при нужде помолиться, можно было воткнуть его в землю и получить некий алтарь с крестом. Для рыцаря меч был символом смелости, чести, силы. И даже выражение «сломать меч» означало поражение.

Вторая жизнь меча не была столь идеалистичной, так, как призвана нести погибель. И здесь у него появляются конкуренты, функциональные качества, исполнение, достоинства и недостатки. имел конкурентами такие виды оружия, как моргенштерн и чекан. Правда, это относилось к пешему бою. Дело в том, что только определенными мечами (двуручные тяжелые мечи) можно прорубить щит и кольчугу. Щита и кольчуги было достаточно, чтобы защититься от ударов мечом. Кольчуга хорошо защищала от скользящих ударов, а щит – от скользящих и колющих. Другое дело, если речь идет о коннице. Поскольку скорость конных воинов не позволяет наносить множественные удары мечом, одиночный удар был решающим. Сила удара у конника больше, чем у пехотинца, а колющий удар мечом мог пробить любую броню. Это делало меч незаменимым оружием конника, даже больше, нежели копье, которое ломалось к середине боя.

Прародителями рыцарей были богатые всадники VI в., которые могли изготовить себе спату (обоюдоострый длинный меч) с коротким перекрестием и конусообразным навершием, и их мечи были праотцами рыцарских мечей .

К началу эпохи рыцарства (Х-XIII века) клинок стал легче, короче и уже. Начиная с XII века, количество разнообразий мечей возрастает неимоверно. Меняется и функциональное предназначение. Возрастает роль колющего удара над рубящим. Так постепенно появилась шпага. Во времена рыцарства можно было встретить рыцарский меч в нескольких исполнениях.

1. Фламберг . Эти мечи являлись двуручными с волнистыми лезвиями и расширяющимся к острию клинками. Достоинство их в том, что расширенное острие обеспечивало намного сильнейший рубящий удар, хотя и нарушало баланс, волнистое лезвие призвано уменьшить поражаемую поверхность и усилить удельный разрушительный эффект, волнистое лезвие способно не застревать в броне противника и при вытаскивании действует как пила – расчленяет. Такая форма предавала мечу свойства сабли.

2. . Сюда относятся рыцарские мечи 1050-1300 гг. Главное характеристикой является заостренный клинок и удлиненный черенок рукояти с облегченным навершием. Форма их клинка и рукояти была самой разнообразной. Они тесно связаны с рыцарями 12 века. Первые рукояти таких мечей имели кожаную оплетку, но со временем, начиная с 14 века, оплетку стали делать из проволоки, так как латные перчатки быстро протирали кожу.

3. . К такому виду мечей относятся полутораручные (встречаются весьма редко) и двуручные мечи, которые применяли в Шотландии наемники ХV-XVII. Клеймор представляет собой прямой, широкий и обоюдоострый клинок, рукоять с длинным череном и навершием в форме диска или шара. Отличием является загнутые по направлению клинка концы крестовины, на конце которых – лепестки клевера. Вес меча достигал 2,5 кг, но встречались экземпляры по 3,5 кг.
Рыцарские мечи было позволительно носить свободному воинскому сословию. Меч являлся не только боевым оружием, но и частью жизни целой эпохи, которая прославилась своими добродетелями.

Антикварное холодное оружие никого не оставляет равнодушным. Оно всегда носит отпечаток замечательной красоты и даже магии. Создается ощущение, что попадаешь в легендарное прошлое, когда эти предметы применялись очень широко.

Конечно подобное оружие служит идеальным аксессуаром для отделки помещения. Кабинет, украшенный великолепными образцами старинного оружия станет выглядеть более импозантно и по-мужски.

Такие предметы, как, например, мечи средневековья, становятся интересны множеству людей как неповторимые свидетельства событий, происходивших в старинные времена.

Антикварное холодное оружие

Вооружение средневековых пехотинцев имеет сходство с кортиком. Длина его меньше 60 см, широкий клинок имеет острый конец с лезвиями, которые расходятся.

Кинжалами a rouelles чаще всего были вооружены конные воины. Такое антикварное оружие найти все труднее и труднее.

Наиболее страшным оружием тогдашнего времени был датский боевой топор. Широкий клинок его - полукруглой формы. Конники во время боя держали его двумя руками. Топоры пехотинцев были насажены на длинном древке и давали возможность одинаково эффективно выполнять колющие и рубящие удары и вытаскивать из седла. Топоры эти сначала называли гвизармами, а затем, во Фламандии, - годендаками. Они и послужили прообразом алебарды. В музеях это антикварное оружие собирает много посетителей.

Рыцари были также вооружены деревянными палицами с набитыми гвоздями. У боевых бичей также был вид палицы, имеющей подвижную главу. Для соединения с древком служила привязь или цепь. Такое оружие рыцарей не получило широкого распространения, так как неумелое обращение могло больше навредить владельцу оружия, чем его противнику.

Копья делались обычно очень большой длины с древком из ясеня, оканчивающимся заостренным листовидным железком. Для нанесения удара копье еще не держалось под мышкой, не давая возможности обеспечить точного удара. Древко держали на уровне ноги горизонтально, выставляя вперед примерно четвертую часть его длины, так, чтобы противник получил удар в живот. Такие удары, когда шла битва рыцарей, многократно усиливались быстрым движением всадника, приносили смерть, невзирая на кольчугу. Однако управляться с копьем такой длины (она достигала пяти метров). было очень трудно. Чтобы сделать это, нужна была недюжинная сила и ловкость, длительный опыт наездника и практика в управлении оружием. При переходах копье носили вертикально, вкладывая его наконечник в башмак из кожи, который висел возле стремени справа.

Среди оружия встречался турецкий лук, имевший двойной изгиб и бросающий стрелы на дальние расстояния и с большой силой. Стрела поражала противника, отстоящего в двухстах шагах от стреляющих. Лук выполняли из древесины тиса, его высота достигала полутора метров. В хвостовой части стрелы снабжали перьями или кожаными крылышками. Железко стрел имело различную конфигурацию.

Очень широко использовался у пехотинцев самострел, так как, несмотря на то что подготовка к выстрелу занимала большее количество времени по сравнению со стрельбой из лука, дальность и точность выстрела была больше. Эта особенность позволила данному сохраниться до XVI столетия, когда на смену ему приходит огнестрельное оружие.

Дамасская сталь

С давних времен качество вооружений воина считалось очень важным. Металлургам древности иногда удавалось, кроме обычного ковкого железа, добиться получения прочной стали. Из стали изготавливались в основном мечи. Благодаря своим редкостным свойствам они олицетворяли богатство и силу.

Информация об изготовлении гибкой и прочной стали связывается с дамасскими мастерами-оружейниками. Технология её получения овеяна ореолом таинственности и удивительных легенд.

Замечательное оружие из этой стали приходило из кузниц, которые находились в сирийском городе Дамаске. Их построил еще император Диоклетиан. Здесь производилась дамасская сталь, отзывы о которой вышли далеко за пределы Сирии. Ножи и кинжалы из этого материала привозились рыцарями из крестовых походов в качестве ценных трофеев. Они хранились в богатых домах и переходили от поколения к поколению, являясь фамильной реликвией. Стальной меч из дамасской стали во все времена считался раритетом.

Однако веками мастера из Дамаска строго хранили секреты изготовления уникального металла.

Тайна дамасской стали была полностью раскрыта лишь в XIX веке. Оказалось, что в исходном слитке должны присутствовать глинозем, углерод и кремнезем. Особым был и метод закалки. Дамасским мастерам охлаждать раскалённые поковки из стали помогала струя прохладного воздуха.

Самурайский меч

Катана увидела свет примерно в XV веке. Пока она не появилась, самураи использовали меч тати, который по своим свойствам сильно проигрывал катане.

Сталь, из которой делался меч, особым образом ковалась и закалялась. При смертельном ранении самурай иногда свой меч передавал противнику. Ведь кодекс самурая говорит, что оружию уготовано продолжение пути воина и служба новому хозяину.

Меч катана передавался в наследство, согласно самурайскому завещанию. Этот ритуал сохраняется и в наши дни. Начиная с возраста 5 лет мальчик получал разрешение носить меч из дерева. Позднее, по мере того как дух воина приобретал твердость, персонально ему выковывали меч. Как только в семье древних японских аристократов рождался мальчик, для него сразу заказывали меч в кузнечной мастерской. В момент, когда мальчик превращался в мужчину, его меч катана уже был изготовлен.

Мастеру, чтобы изготовить одну единицу такого оружия, требовалось времени до года. Иногда у мастеров древности на то, чтобы изготовить один меч, уходило 15 лет. Правда, мастера одновременно занимались изготовлением нескольких мечей. Есть возможность выковать меч быстрее, но это будет уже не катана.

Идя на битву, самурай снимал с катаны все бывшие на ней украшения. Зато перед свиданием с любимой всячески украшал меч, чтобы избранница в полной мере оценила могущество его рода и мужскую состоятельность.

Двуручный меч

Если рукоять меча рассчитана так, чтобы требовался хват только двумя руками, меч в этом случае называется двуручным. В длину рыцарей достигал 2 метров, и носили его на плече без всяких ножен. Например, двуручным мечом были, вооружены швейцарские пехотинцы в XVI веке. Воинам, вооруженным с двуручными мечами отводилось место в первых рядах боевого порядка: им ставилась задача разрубать и сбивать копья воинов противника, имевшие большую длину. В качестве боевого оружия двуручные мечи не прослужили долго. Начиная с XVII века они исполняли церемониальную роль почетного оружия рядом со знаменем.

В XIV веке в итальянских и испанских городах стали использовать меч, не предназначавшийся рыцарям. Его делали для жителей города и крестьян. У него по сравнению с обычным мечом были меньшие вес и длина.

Сейчас по существующей в Европе классификации двуручный меч должен иметь длину 150 см. Ширина его клинка 60 мм, рукоять имеет длину до 300 мм. Вес такого меча составляет от 3,5 до 5 кг.

Самые большие мечи

Специальную, очень редкую разновидность прямых мечей представлял собой великий двуручный меч. Он мог достигать в весе 8 килограмм, а в длину имел 2 метра. Для того чтобы управляться с таким оружием, требовалась совершенно особенная сила и необычная техника.

Изогнутые мечи

Если в каждый сражался за себя, зачастую выпадая из общего строя, то позднее на полях, где происходила битва рыцарей, стала распространяться другая тактика ведения сражения. Теперь требовалась защита в строю, и роль воинов, вооруженных двуручными мечами, стала сводиться к организации отдельных очагов битвы. Будучи фактически смертниками, они бились перед строем, атакуя наконечники копий двуручными мечами и открывая путь пикинёрам.

В это время стал популярным меч рыцарей, имеющий «пламенеющее» лезвие. Он был придуман еще задолго до этого и широко распространился в XVI столетии. Ландскнехты использовали двуручный меч с таким лезвием, получившим название фламберг (от французского «пламя»). Длина лезвия фламберга достигала 1,40 м. Рукоять в 60 см была обмотана кожей. Клинок фламбергов был изогнут. Эксплуатировать такой меч было довольно сложно, так как хорошо заточить клинок, имеющий искривленную режущую кромку, было затруднительно. Для этого требовались хорошо оборудованные мастерские и опытные мастера.

Зато удар меча фламберга позволял наносить глубокие раны резаного типа, которые плохо поддавались лечению при том состоянии медицинских знаний. Изогнутый двуручный меч причинял раны, часто приводящие к гангрене, а значит, потери противника становились больше.

Рыцари-тамплиеры

Мало существует таких организаций, которые окружены таким покровом тайны и история которых столь противоречиво оценивается. Интерес писателей и историков привлекает насыщенная история ордена, таинственные обряды, которые совершали рыцари-тамплиеры. Особенно впечатляет их зловещая гибель на кострах, которые зажег французский Рыцари, одетые в белые плащи с крестом красного цвета на груди, описаны в огромном количестве книг. Для одних они предстают сурового вида безупречными и бесстрашными Христовыми воинами, для других это двуличные и чванливые деспоты или наглые ростовщики, раскинувшие щупальца по всей Европе. Доходило и до того, что им приписывалось идолопоклонничество и осквернение святынь. Можно ли отделить правду от лжи в этом множестве совершенно противоречивой информации? Обратившись к самым древним источникам, попробуем разобраться, что же представляет собой этот орден.

Орден имел простой и строгий устав, а правила были подобны правилам монахов-цистерцианцев. По этим внутренним правилам рыцари должны вести аскетическую, целомудренную жизнь. Им вменяется стрижка волос, однако бороду брить нельзя. Борода выделяла тамплиеров из общей массы, где большинство мужчин-аристократов были бритыми. Кроме того, рыцари должны были носить белую рясу или накидку, которые в дальнейшем превратились в белый плащ, ставший их визитной карточкой. Белый плащ символически указывал, что рыцарь сменил мрачную жизнь на служение Богу, полное света и чистоты.

Меч тамплиеров

Меч рыцарей-тамплиеров почитался самым благородным среди видов вооружений для членов ордена. Безусловно, результаты его боевого применения в значительной степени зависели от умения владельца. Оружие отличалось хорошей сбалансированностью. Масса была распределена по всей длине клинка. Вес меча составлял 1,3-3 кг. Тамплиерский меч рыцарей ковали вручную, используя в качестве исходного материала твердую и гибкую сталь. Внутрь помещался железный сердечник.

Русский меч

Меч является обоюдоострым холодным оружием, используемым в ближнем бою.

Приблизительно до XIII века острие меча не затачивали, так как им наносились преимущественно рубящие удары. Летописи описывают первый колющий удар лишь в 1255 году.

В могилах древних обнаруживают с IX века, однако, скорее всего, это оружие было известно нашим предкам еще раньше. Просто к этой эпохе относят традицию окончательно отождествлять меч и его хозяина. При этом умершего снабжают оружием, чтобы и в ином мире оно продолжало защищать хозяина. На ранних этапах развития кузнечного дела, когда широко распространился метод холодной ковки, который не отличался эффективностью, меч считался огромным сокровищем, так что мысль о предании его земле никому не приходила в голову. Поэтому находки мечей у археологов считаются большой удачей.

Первые славянские мечи археологами разделяются на много типов, различающихся рукояткой и крестовиной. Клинки у них очень похожи. Они имеют длину до 1 м, ширину в районе рукоятки до 70 мм, постепенно сужающуюся к концу. В средней части клинка находился дол, который время от времени ошибочно называли «кровоспуском». Вначале дол делали достаточно широким, но затем он постепенно стал более узким, а в конце и совсем исчез.

Дол служил на самом деле для того, чтобы уменьшить вес оружия. Сток крови здесь ни при чем, так как колющие удары мечом в то время почти не применялись. Металл клинка подвергался особой выделке, что обеспечивало его высокую прочность. Русский меч имел вес примерно 1,5 кг. Мечами обладали далеко не все воины. Это было в ту эпоху очень дорогое оружие, поскольку работа по изготовлению хорошего меча была длительной и сложной. Кроме того, требовало от его владельца огромной физической силы и ловкости.

Какова же была технология, по которой изготавливался русский меч, имевший заслуженный авторитет в странах, где он использовался? Среди холодного оружия высокого качества для ближнего боя особо стоит отметить булат. В этом особом виде стали содержится углерод в количестве больше 1%, причем распределение его в металле неравномерно. Меч, который изготавливали из булатной стали, имел способность разрубить железо и даже сталь. При этом он был очень гибок и не ломался, когда его сгибали в кольцо. Однако был у булата большой недостаток: он становился хрупким и ломался в условиях низких температур, поэтому в русскую зиму практически не использовался.

Чтобы получить булатную сталь, славянские кузнецы складывали или скручивали прутья стали и железа и много раз проковывали их. В результате многократного выполнения этой операции получались полосы прочной стали. Именно она давала возможность изготавливать достаточно тонкие мечи без утраты прочности. Часто полосы булата были основой клинка, а по краю приваривались лезвия, изготовленные из стали с высоким содержанием углерода. Такая сталь получалась цементацией — нагреванием с использованием углерода, пропитывавшего металл и увеличивавшего его твёрдость. Такой меч легко рассекал доспехи врага, так как их чаще всего делали из более низкосортной стали. Также они были способны перерубать клинки мечей, которые были сделаны не так искусно.

Любой специалист знает, что сварка железа и стали, у которых различная температура плавления, — процесс, который требует от мастера-кузнеца огромного искусства. При этом в данных археологов находится подтверждение, что в IX веке наши славянские предки обладали этим мастерством.

В науке поднялась шумиха. Часто выяснялось, что меч, который специалисты относили к скандинавским, был сделан на Руси. Для того чтобы отличить хороший булатный меч, покупатели сначала проверяли оружие так: от небольшого щелчка по клинку раздается чистый и долгий звук, причем чем он выше и чем чище этот звон, тем выше качество булата. Затем булат подвергали испытанию на упругость: не произойдет ли искривления, если приложить клинок к голове и пригнуть вниз до ушей. Если же, пройдя первые два испытания, клинок легко справлялся с толстым гвоздем, перерубая его и не тупясь, и легко перерезал тонкую ткань, которая была брошена на лезвие, можно было считать, что оружие прошло испытание. Лучшие из мечей часто украшались драгоценностями. Они теперь являются целью многочисленных коллекционеров и ценятся буквально на вес золота.

В ходе развития цивилизации мечи, как и другое оружие, претерпевают существенные изменения. Сначала они становятся короче и легче. Теперь часто можно встретить их длиной 80 см и весом до 1 кг. Мечи XII—XIII веков, как и прежде, больше использовались для рубящих ударов, но теперь они получили способность и колоть.

Двуручный меч на Руси

В это же время появляется еще одна разновидность меча: двуручный. Его масса достигает приблизительно 2 кг, а длина доходит до 1,2 м. Существенно видоизменяется техника боя с помощью меча. Носился он в деревянных обтянутых кожей ножнах. У ножен было две стороны - наконечник и устье. Ножны украшались зачастую так же богато, как и меч. Бывали случаи, когда цена оружия была гораздо больше стоимости остального имущества хозяина.

Чаще всего роскошь иметь меч мог позволить себе дружинник князя, иногда - богатый ополченец. Меч использовался в пехоте и коннице до XVI века. Однако в коннице его изрядно потеснила сабля, которая более удобна в конном порядке. Несмотря на это, меч является, в отличие от сабли, истинно русским оружием.

Романский меч

В эту семью включаются мечи средневековья до 1300 года и позднее. Для них был характерен заостренный клинок и черенок рукояти большей длины. Форма рукояти и клинка может быть самой разнообразной. Эти мечи появились с возникновением рыцарского класса. Черенок из дерева надевается на хвостовик и может обматываться шнурком из кожи или проволокой. Последняя предпочтительнее, так как металлические перчатки рвут оплетку из кожи.



Что еще почитать