В скором будущем можно ожидать приятных перемен. В мыслях и чувствах поселилась гармония. Это состояние нужно сохранить как можно дольше, чтобы оно сопровождало вас очень долго.
Гексаграмма 25 знаменует время, когда жизнь возвышается над серыми буднями. Не позволяйте событиям занять все ваше внимание и ввести в заблуждение. Уверенность и непринужденность можно обрести лишь избавившись от суеты, гордости и ненужных страстей. Следует искоренить в себе корысть, похоть, чувство гнева и ненависти.
Вы имеете возможность напрямую оказывать влияние на ход происходящих событий. Однако, невмешательство повлечет за собой череду ошибок, базирующихся на неверном понимании ситуации и невежестве. В этом случае уже никакие действия не принесут пользу.
Сложившаяся ситуация черпает вдохновение в духе Неба. В бодром настрое следуйте вперед шаг за шагом и достигните успеха. Если связь с Небом не будет сохранена, и вы погрязнете в пучине серой повседневности, то остается рассчитывать лишь на раскаяние.
1. Чиновник, нацеливший свой лук на оленя, обозначает продвижение по службе в ближайшее время.
2. Документ у оленя олицетворяет событие, которое произойдет весьма быстро.
3. Горка монет, находящаяся под водой, выступает символом богатства, которое будет в поле зрения, но стать его владельцем не представится никакой возможности.
4. Мышь символизирует удачу, сопутствующую в год, месяц, день или час Мыши.
1. Высший успех достигается невинностью. Благоприятно упорство и настойчивость. Того, кто не обладает нужными качествами постигнет неудача, бесполезно искать помощи в какой-либо активности.
2. Книга гексаграмм выделяет 25 гексаграмму как февральскую, поэтому она благоприятна в весенний и зимний периоды и негативна в осенний.
3. Вас ждет получение наследства в виде денежной суммы либо небольшого земельного участка.
Толкование отдельных яо, согласно Чжоу-гуну
Начальная девятка. Удача сопутствует тому, кто невинен в своих действиях.
1. Вы ощущаете потребность в добрых поступках и совершаете их идеально.
2. Выбор направления оставьте за самой природой.
3. Благоприятна аккуратность, практичность и консервативность.
Шестерка вторая. Если при возделывании поле, не посещают мысли об урожае, а при очищении участка от леса – об извлечении выгоды – лишь тогда стоит браться за дело.
1. Все ваше внимание занято изучением очередной новой темы, в тот же момент, сидящий рядом, мечтая о дипломе, не может найти в себе силы, чтобы сконцентрироваться на занятиях.
2. Впереди ожидает наслаждение крепким здоровым физическим состоянием и финансовой состоятельностью.
Шестерка третья. Несправедливое невезение. Корова, привязанная на пастбище – находка для бездомного и убыток для пастуха.
1. Случайно оставленные ключи в автомобиле привели к угону ее хулиганами, которые прокатившись, сжигают двигатель.
2. Вполне вероятно внезапное несчастье.
Девятка четвертая. Обладающий упорством и настойчивостью не получит упрека.
1. Окружающие осыпают вас уговорами поступить определенным образом, однако вы прислушиваетесь к своей интуиции и внутреннему голосу, чем выигрываете верный безошибочный путь.
2. Не стоит хвататься за лодку – лучше оставив ее, ступить на надежную поверхность земли.
3. Настоящие и чистые дружеские отношения.
Девятка пятая. Не следует лечиться от хвори, возникшей по чужой вине. Исцеление наступит само.
1. У вас лихорадка. Врач объясняет, что появился новый вид гриппа и прописывает постельный режим на два дня.
2. Вас постигнет неудача при попытке извлечь выгоду из ситуации.
3. Если нездоровится, не стоит обращаться к плохому специалисту или обманщику. Неверное лечение может принести дополнительный вред
Верхняя девятка. Безвредный поступок несет неприятности. Стоит отложить все действия до благоприятного момента.
1. Не рассчитав наперед, что лед на озере еще слишком ненадежен, вы беззаботно ступаете на него и оказываетесь в ледяной воде.
2. Погода из ясной переходит в дождливую, тем временем вы строите планы, напрямую зависящие от погодных условий, на следующий день.
3. Незначительная оплошность в начале повлечет за собой серьезную ошибку в результате.
Настоящее возвращение – это путь к заглаживанию вины, к избавлению от порочности. Но не стоит считать, что в сложившейся ситуации можно ослабить бдительность и внимательное отношение к словам и поступкам.
Если расшифровка гексаграмм выглядит д слишком туманно, следует более внимательно прочитать ее, ассоциативное мышление и шестое чувство помогут прояснить ответ гадания.
По книге судеб данный знак состоит из образа Крепости и Творчества во внешнем, а также из Возбуждения по внутреннем мире.
Гексаграмма 25 — толкование необходимости принимать самостоятельные и смелые решения, которым человек также должен последовательно придерживаться. Пиктограмма требует проявить стойкость невзирая на изменения в окружающей среде, поскольку уравновешенное состояние гарантирует успех.
Гексаграмма, 25, У-ван, Беспорочность.
- ЦЯНЬ (НЕБО) СВЕРХУ. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.
- ЧЖЭНЬ (ГРОМ) СНИЗУ. ПОДВИЖНОСТЬ. СТАРШИЙ СЫН. ВОСТОК. СТОПА.
Изначальный успех. Благоприятное гадание. Если поступать иначе — навлекать беду. Неблагоприятно куда-либо отправиться.
Представленный символ отсылает человека к душевному балансу, который поддерживается внутренним голосом и интуицией. Если слушать себя, можно прийти к полноценному покою. Однако собственные переживания не должны быть слишком сильными, иначе они скажутся на близких людях.
Гексаграмма 25, У-ван, Беспорочность представлена триграммами в образе Грома под Небом. Это выражение уважения к старшим и послушания. Требуется стать сильным и взрослым, но нужно контролировать такие процессы.
Возвращение из предыдущего символа подошло к завершению, ознаменовав исчезновение порочности и вины. Однако новое счастливое время — это не период потери бдительности. Пиктограмма говорит о важности внимания к своим мыслям, действия и словам. По книге Ицзин именно Беспорочность обеспечивает дальнейшее развитие.
Пиктограмма У-ван говорит о том, что время максимальной активности впереди. Нужно набраться терпения и ожидать улыбок судьбы. В ближайшие месяцы положительные изменения придут, и никакие усилия не будут нужны. Человек может получить в таких условиях очень много, но он должен быть бдительным, потому что его будут обманывать.
Значение гексаграммы 25 можно считать позитивным, если благородная личность все свои замыслы будет реализовывать достойно, на основе соответствующих средств. Мысли и чувства должны быть прозрачными, свежими, гармоничными. Не нужно увлекаться событиями и путаться в них. Нужно возвыситься над повседневностью, освободиться от страстей, суеты и тщеславия, гнева и алчности, ненависти и похоти. Действуйте уверенно и непринуждённо.
В любовной сфере человек не может изменить что-либо. Он должен пережидать волнения с привычной стойкостью и рассчитывать на грядущее исполнение желаний. Однако на некоторый ход событий не просто можно, а нужно влиять, иначе постоянные ошибки от невежества неизбежны.
Иными словами, следует ответственно и честно разрешать застарелые проблемы жизни. Ищите причины в себе, а уже потом в окружении. Не бойтесь признаться в собственной несостоятельности или необразованности.
Полное значение символа объясняет человеку, что начинать новые большие дела не следует, так же как и отправляться в серьёзные путешествия. Не реагируйте на окружение раздражительно, работайте над собой. Внутренняя правда помогает личности выстоять в любых сложных условиях. Только не следует замыкаться в себе и царить в иллюзиях.
В этот период уже можно гордиться былым переосмыслением ошибок. Но следует избегать беспечности. Сейчас очень опасно поступать неправильно во второй раз, так что не бегите вперёд, не выждав нужного момента. Также не сворачивайте с пути к своей цели.
Текущие знакомства поставлены на небольшую паузу, развития в отношениях не наблюдается. Но обрывать контакты не нужно, проявите деликатность и такт. Новые связи перерастут в добрую коммуникацию.
Что касается рабочей сферы, то сосредоточьтесь на рутинных делах. Не перетрудитесь, потому что работоспособность в такое время должна быть максимальной. Не забывайте вовремя отдыхать.
Гексаграмма 25 — толкование нового периода в жизни, который связан с обновлением и переосмыслением всего сущего. Нужно подготовиться к будущим возможностям, наблюдать и анализировать текущие события.
Господствует единство ясности и простоты, которое принесет вам пользу, если достойные замыслы вы будете проводить в жизнь достойными средствами. Время высшей активности еще не настало. Судьба скоро улыбнется вам, но лишь в том случае, если вы умеете терпеливо ждать. Порой вы слишком озабочены любовными делами, но не волнуйтесь, все ваши желания исполнятся в свой срок.
Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная ситуация — это то время, когда может быть ослаблена бдительность, внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям.
Именно здесь все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта ситуация — момент перед ее наступлением — не предрасположена к тому, чтобы сразу же предпринимать какие-нибудь действия. Поэтому и в тексте мы читаем:
Беспорочность. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Если кто не прав, [у того] будет беда. Не благоприятно иметь, куда выступишь.
Если предыдущий текст и указывает на необходимость «не выступления», пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного рода. Это положение, вытекающее из общего содержания текстов данной гексаграммы, необходимо иметь в виду при интерпретации лаконичного текста:
В начале сильная черта. Беспорочное выступление. К счастью.
Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста, которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма. Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, «запахав поле, не думать об урожае…», как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы «собирать урожай, не запахав поле», т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя «Книги Перемен» [«Сяо сян-чжуань»] здесь говорится только: «[это] еще не богатство». Такое именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би, которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да при Танской династии. Фраза Ван Би: «собирать урожай, не запахнув поле» по данному субкомментарию значит: «сделать все, что необходимо на пути подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только сохранять то, что [оказывается] в конце. Так, например, земледельцу: не сметь, полагая начало — запахать, а только стоя на втором месте — собрать урожай…» и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би: «…Не пахать, не разработать поле по первому году — это значит совершенно не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году». Но как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на третий год поле? Конфуций говорил о «живущих в тени и так добивающихся своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды»; кроме того, он говорил: «В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем заключено жалованье (как объект стремлений)». Слабая черта на второй позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой, она наверху имеет соответствие с государем — сильной чертой на пятой позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве, знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет «благоприятно иметь куда выступить», и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать перевод текста:
Слабая черта на втором месте. Если, не запахав, собираешь урожай, не разработав поля [в первый год], воспользуешься им [на третий], то будет благоприятно иметь куда выступить.
В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции, т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей. Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее, при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего в своем городе, не получит ничего. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Беспорочному — бедствие. Он, может быть, привяжет своего быка, а прохожий завладеет им. Для него, живущего в этом городе, бедствие.
Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности — это подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой, охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое соблюдение своей беспорочности, — больше ничего. Поэтому и текст весьма лаконично в этом случае говорит только:
Сильная черта на четвертом месте. Если сможешь быть стойким, хулы не будет.
Пятая черта — главная в данной гексаграмме. Все существует для человека, но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию мира. Для ситуации беспорочности такое состояние человека может быть названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного положения, т.е. выход из беспорочности, превращение беспорочности в иное, т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу никак не может. Следовательно, выход из данного положения — исцеление болезней — может быть только внутренний, только теми силами, которые были указаны во второй черте. Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на пятом месте. Болезнь беспорочного. Не принимай лекарств, — будет радость.
Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в исполнении ее, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек накликал по своей вине на себя, появляется в тексте, в котором мы читаем:
Наверху сильная черта. Беспорочность уходит. Будет беда, вызванная по своей вине. Ничего благоприятного.
СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ
Изначальное свершение.
Благоприятна стойкость.
Если кто не прав, у того будет беда.
Не благоприятно иметь, куда выступить.
Вы можете непосредственно влиять на ход событий. Однако если вы не сделаете этого, то будете постоянно совершать ошибки, основанные на невежестве и неправильном восприятии происходящего. Тогда все будет бесполезно.
Нынешняя ситуация вдохновляется духом Неба. Пребывайте в духе и продвигайтесь вперед, шаг за шагом. Если вы сделаете это, вас ждет успех. Если вы запутаетесь в повседневности и утратите связь с Небом, останется лишь раскаяние.
АССОЦИАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ
Объяснение гексаграммы по Вэнъ-вану
Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну
ОБЩЕЕ ТОЛКОВАНИЕ ПО Ю. ШУЦКОМУ
Именно здесь
все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта ситуация - момент перед ее наступлением - не предрасположена к тому, чтобы сразу же предпринимать какие-нибудь действия.Поэтому и в тексте мы
читаем: Беспорочность. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Если кто не прав, [у того] будет беда. Не благоприятно иметь, куда выступишь.Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже
Подлинное возвращение, которое было рассмотрено в предыдущей гексаграмме, если оно не является механической реставрацией, приводит к столь же полному погашению вины, к совершенному исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно поэтому, что за ситуацией Возвращение следует непосредственно Беспорочность – как первый результат снятия погрешности. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная ситуация – это то время, когда может быть ослаблена бдительность, внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям. Именно здесь все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта ситуация – момент перед ее наступлением – не предрасположена к тому, чтобы сразу же предпринимать какие-нибудь действия. Поэтому и в тексте мы читаем:
Беспорочность.
Изначальное развитие.
Благоприятна стойкость.
[Если] кто не прав, [у того] будет беда.
Не благоприятно иметь, куда выступить.
1. Если предыдущий текст и указывает на необходимость "не выступления", пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности и неподвижности. Движение и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти такое требование бдительности – это значит выйти из данной ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного рода. Это положение, вытекающее из общего содержания текстов данной гексаграммы, необходимо иметь в виду при интерпретации лаконичного текста:
В начале сильная черта.
Беспорочное выступление.
К счастью.
2. Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в комментаторской литературе, что указано нами в примечании к переводу данного текста в филологическом рассмотрении. Комментатор Оу-и, которого мы придерживаемся главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста, которое вначале не отличается от понимания этого места у Р.Вильгельма. Однако было уже указано, что здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, "запахав поле, не думать об урожае...", как полагает Р.Вильгельм, а в том, чтобы "собирать урожай, не запахав поле", т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя "Книги перемен" ("Сяо сян чжуань") здесь говорится только: "[это] еще не богатство". Такое именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би, которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да при Таиской династии. Фраза Ван Би: "Собирать урожай, не запахав поле" по данному субкомментарию значит: "...Сделать все, что необходимо на пути подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только сохранять то, что [оказывается] в конце. Так, например, земледельцу: не сметь, полагая начало, – запахать, а только стоя на втором месте – собрать урожай..." и т.д. Однако и наш комментатор Оу-и приходит в конце отрывка комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би: "...Не пахать, не разработать поле по первому году – это значит совершенно не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году". Но как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на третий год поле? Конфуций говорит о "живущих в тени и так добивающихся своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды" ; кроме того, он говорил: "В пахоте, [уже] в ней заключен голод (как то, что стимулирует к целеустремленной деятельности. – Ю.Щ.); в обучении, [уже] в нем заключено жалованье (как объект стремлений. – Ю.Щ.)". Слабая черта на второй позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой, она наверху имеет соответствие с государем – сильной чертой на пятой позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве, знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет "благоприятно иметь, куда выступить", и не изменить своей основы (позиции). Т.к. и это место комментария Оу-и может быть все же истолковано в духе Р.Вильгельма, а не в духе Ван Би, было необходимо дать объяснение, несколько превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать перевод текста:
Слабая черта на втором [месте].
Если, не запахав, собираешь урожай,
не разработав поля [в первый год], воспользуешься им
[на третий], то будет благоприятно иметь, куда выступить.
3. В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции, т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей. Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Т.к. третья позиция представляет собою выход вовне, здесь этот выход вовсе затруднен еще тем, что подлинного знания не накоплено. Тем не менее при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для тех эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам человек не сможет достичь ничего. Собственно говоря, такой человек стал бы только топтаться на месте. Кто-то другой может завладеть его имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего в своем городе, не получит ничего. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем [месте].
Беспорочному – бедствие.
[Он], может быть, привяжет [своего] быка, [а] прохожий завладеет [им].
Для [него], живущего в [этом] городе, бедствие.
4. Четвертая позиция, как мы знаем, тяготеет к пятой. Пятая как центральная занимает самое главное, доминирующее положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности – это подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая к пятой, охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое соблюдение своей беспорочности, – больше ничего. Поэтому и текст весьма лаконично в этом случае говорит только:
Сильная черта на четвертом [месте].
[Если] сможешь быть стойким, хулы не будет.
5. Пятая черта – главная в данной гексаграмме. Все существует для человека, но человек, переживающий такую ситуацию, где он все осознает существующим для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию мира. Для ситуации беспорочности такое состояние человека может быть названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собою выход из данного положения, т.е. выход из беспорочности, превращение беспорочности в иное, т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу никак не может. Следовательно, выход из данного положения – исцеление болезней – может быть только внутренний, только теми силами, которые были указаны во второй черте. Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на пятом [месте].
Болезнь беспорочного.
Не принимай лекарств – будет радость.
6. Шестая черта означает переразвитие данного процесса. Характер всей этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в ее исполнении, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы имеем конец ситуации, постольку – и конец этой бдительности, конец собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек накликал по своей вине на себя, появляется в тексте, в котором мы читаем:
Наверху сильная черта.
Беспорочность уходит.
Будет беда, [вызванная по своей вине].
Ничего благоприятного.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом