В детском саду занятие аппликация портрет гриба. Аппликация «Грибы» для всех возрастных групп детского сада. Аппликации на тему осень, шаблоны для вырезания из бумаги

Детям всегда нравится изображать то, что им близко, предметы и объекты, которые они хорошо знают и видели сами. Так, с раннего возраста в детском саду малыши рисуют, лепят и мастерят из бумаги грибы. В старшей же группе ребята уже хорошо работают с ножницами, знакомы с различными техниками аппликации. Поэтому занятие на «грибную» тему можно организовать очень интересно.

Подготовка к аппликации «Грибы»

В старшей группе при подготовке к занятию аппликацией воспитатель уже может задействовать дошкольников . Так ребята могут заранее нарезать цветную бумагу на широкие полосы, а затем вырезать из них прямоугольники и квадраты (необязательно со строго равными сторонами).

Подходящие материалы

Для создания классической аппликации «Грибы» понадобятся следующие материалы:

  • для основы - листы бумаги или картона формата А5 (картон можно использовать белый или цветной, например, зелёный);
  • цветная бумага разных цветов (коричневая, жёлтая, оранжевая, серая, красная и пр.) для создания грибов;
  • неширокие полоски зелёной бумаги (трава);
  • ножницы, клей, клеёнки, салфетки.

Для создания грибной композиции лучше всего подойдут природные (жёлто-коричневые, серые, зелёные) тона цветной бумаги

Если педагог решит использовать нетрадиционные техники, то набор материалов, конечно, уже будет другим. Так можно использовать сухие листья, семена, крупу, салфетки и др. При сочетании же аппликации с другими видами изобразительного искусства можно предложить ребятам фломастеры, карандаши, пластилин. Дополнительно декорировать композицию помогут пайетки, бисер, блёстки, ткань, кусочки ваты и пр.

Возможно, для занятия понадобятся также необычные материалы, например, вата и ткань

Используемые техники и приёмы

Для создания образа гриба детям необходимо два элемента - ножка и шляпка. Первая вырезается из прямоугольной заготовки путём закругления всех его углов. Как вариант можно закруглить углы только с одной стороны.

У прямоугольника закругляются все углы - получается ножка гриба

Можно сразу вырезать две одинаковые ножки из одной более длинной заготовки. Для этого она складывается пополам, закругляются уголки. Разрезав бумагу по линии сгиба, ребёнок получит сразу две нужных детали.

Из прямоугольной заготовки можно сразу вырезать две грибные ножки

Шляпка гриба может представлять собой овал или полуовал (как вариант - полукруг). В первом случае скругляются все углы прямоугольника, во втором - только с одной стороны (он располагается горизонтально). Можно также вырезать одновременно две шляпки, используя квадратную заготовку.

Из сложенного пополам квадрата можно вырезать две одинаковые шляпки

Готовый грибок будет выглядеть примерно так.

В традиционном варианте грибы выглядят примерно следующим так

Желательно проводить аппликацию грибов после лепки на аналогичную тему. Ребята в этом случае хорошо будут представлять себе форму гриба, его отдельных частей. Но в любом случае педагог предварительно обсуждает с детьми особенность каждой детали, вместе с ними рисует её в воздухе.

Что касается отдельных разновидностей грибов, то их шляпки удобнее вырезать из прямоугольника, закругляя его углы и придавая сторонам волнообразную форму. Например, так изготавливается мухомор.

Шляпка мухомора вырезается из треугольника - его углы закругляются, а стороны становятся волнообразными

Мухомору можно дополнительно сделать юбочку-купол. Для этого превращаем прямоугольник в трапецию и надрезаем её ножницами.

Образ мухомора сделает более реалистичным юбочка-купол

Лисичка же вырезается целиком из квадратной заготовки. Деталь сгибается пополам, чтобы грибок получился симметричным.

Лисичка вырезается целиком из сложенного пополам квадрата

Боровичок можно сделать более узнаваемым с помощью толстой ножки, которая сужается кверху.

Боровику следует сделать характерную толстую ножку, которая сужается кверху

Дополнит грибную композицию травка в нижней части листа-основы. Можно просто приклеить длинную полосу зелёной бумаги.

Чтобы обозначить траву, можно просто приклеить под грибами длинную зелёную полосу

В более сложном варианте дети нарезают или отрывают вручную тонкие полоски и приклеивают их вертикально. Можно также вырезать пучок травки из одной детали целиком.

Изобразить траву дошкольники могут и более сложным способом

Важная часть работы - композиция. Задача ребят - гармонично расположить грибочки на лесной полянке либо красиво разместить их в корзинке.

Воспитанники старшей группы должны уметь красиво располагать изображение на листе

Нетрадиционная аппликация

Тема грибов предоставляет большие возможности для использования нетрадиционных аппликативных техник:

  1. Обрывная аппликация. Образ складывается из кусочков цветной бумаги, которые ребёнок отрывает вручную.
  2. Мозаичная. Воспитатель или сами дети заранее нарезают маленькие квадратики или прямоугольники из цветной бумаги. Ими заполняется обозначенный контур гриба.
  3. Насыпная. Фигурка грибочка с обозначенным контуром промазывается клеем, а затем посыпается крупой (например, шляпка - гречкой, а ножка - манкой или рисом). Кстати, крупу можно окрашивать в разные цвета (для этого краска в пластиковой миске разводится спиртом и водой). Можно даже использовать семена растений - получится замечательная осенняя композиция.
  4. Аппликация из листьев. Используя листья разных деревьев определённого размера и формы, можно составить очень оригинальную композицию.
  5. Объёмная аппликация. Для придания эффекта объёма можно сложить шляпку веером или же просто сформировать складки на шляпке и ножке. Можно также использовать простой вариант оригами.

Фотогалерея: грибы в нетрадиционных техниках

Главное - подобрать листья подходящей формы Старшие дошкольники вполне могут выполнить несложное оригами Контур заполянется маленькими одинаковыми деталями по принципу мозаики Шляпку и ножку нужно заполнять разной крупой Используя семена, можно создать красивую осеннюю композицию Ребёнок отрывает от бумаги кусочки произвольной формы и заполняет ими нарисованный гриб Объёмные элементы всегда смотрятся оригинально Веером хорошо изображать шляпку мухомора

Видео: грибочек в технике оригами

Видео: насыпная аппликация «Гриб»

Чем можно дополнить аппликацию

Замечательно дополнить грибную композицию можно с помощью рисования и лепки. Например, дети могут дорисовать красками, карандашами или фломастерами бабочек, жучков, капли дождя или листочки, падающие на грибочки.

Кстати, именно так можно реализовывать индивидуальный подход на занятии. Ребятам, которые быстро и качественно справляются с основным заданием, будет чем заняться.

Очень интересная идея - предложить детям обвести свою ладошку фломастером: пальчики станут ножками для семейки опят или просто для фантазийной грибной композиции. На каждую ножку затем приклеивается вырезанная шапочка. Внизу оформляется корзинка или же обозначается травка.

Как всегда, сочетать аппликацию можно и с лепкой. Например, пластилином можно обозначить белые пятнышки на шляпке мухомора.

Пятнышки мухомора обозначены белым пластилином

Варианты композиций на основе темы - индивидуальные и коллективные

Аппликация на грибную тему в старшей группе согласно программе проводится в сентябре. Это логично, поскольку грибы являются одним из даров осени. Тема звучит так - «На лесной полянке выросли грибы».

Провести занятие можно как индивидуальную или же коллективную работу. В последнем варианте педагог заранее готовит лист ватмана, а дети заполняют его своими образами. Затем обозначаются дополнительные детали. Такое панно замечательно украсит групповую комнату или раздевалку.

Однако тему можно немного интерпретировать в следующих вариантах:

  1. «Грибы моей местности». Добавляется краеведческий аспект.
  2. «Сказочный гриб». Ребята создают фантазийный образ, например, гриб в виде дома или же имеющий антропоморфные черты.
  3. «Под грибом». Композиция может стать иллюстрацией к одноимённой сказке В. Сутеева. Педагог в таком случае может раздать детям бумажные фигурки животных - героев сказки (каждому достаточно одного персонажа).

Аппликацию можно провести по мотивам сказки В. Сутеева

Как мотивировать детей к творчеству

Конечно, тема грибов сама по себе интересна дошкольникам, однако воспитатель должен дополнительно их мотивировать, вдохновлять на творческие порывы. Как всегда, на помощь приходят игровые персонажи. Например, это Старичок Лесовичок. Он сообщает ребятам, что в лесу неожиданно пропали все грибы, и белкам, ёжикам и другим зверям теперь нечего запасать на зиму. Педагог предлагает детям помочь лесным жителям создать для них грибочки.

Старичок Лесовичок просит ребят помочь лесным жителям, ведь в лесу пропали все грибы, и теперь нечего запасать на зиму

Как вариант к ребятам приходит белочка и рассказывает, что запасла на зиму орешки, а вот грибочки не успела.

Если занятие проводится по мотивам сказки В. Сутеева, то педагог предлагает дошкольникам помочь героям сказки - подарить им большой гриб, под которым всем хватит места укрыться от дождя.

Занятие можно начать с загадки, чтобы заинтриговать детей:

  • Кто сидит на крепкой ножке
    В бурых листьях у дорожки?
    Встала шляпка из травы -
    Нет под шляпкой головы?

Можно предложить загадки про конкретные виды грибов, например, такие:

  • Нет грибов дружней, чем эти, -
    Знают взрослые и дети –
    На пеньках растут в лесу,
    Как веснушки на носу (опята)
  • Золотистые …
    Очень дружные сестрички.
    Ходят в рыженьких беретах,
    Осень в лес приносят летом.

В старшей группе ребята уже хорошо воспринимают интересную познавательную информацию. Можно рассказать им, что грибы - это особенные организмы, похожи на растения, однако не имеющие ни листьев, ни ветвей, ни цветов. Вместо корней добывать питательные вещества им помогает грибница, находящаяся в земле. Поэтому срезать грибочек нужно аккуратно, чтобы не повредить её, и тогда на этом месте вырастет новый гриб.

Неотъемлемая часть любого занятия по ИЗО - динамическая пауза. Физкультминутку или пальчиковую гимнастику обязательно нужно подбирать на соответствующую тему - это также мотивирует детей к творчеству.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Грибы»

Таблица: физкультминутки на грибную тему

Таблица: тезисы конспекта занятия по аппликации в старшей группе воспитателя Е. Н. Ивановой «Вот так гриб!»

Этап занятия Содержание
Вводная часть В группе появляется грустный Ёжик (игрушка). Он весь день искал грибы и не нашёл ни одного.
Беседа на тему: «Какие грибы могут понравиться Ёжику» (съедобные).
Основная часть Рассматривание муляжа белого гриба, обсуждается его цвет, форма шляпки и ножки.
Дошкольники нарезают полоски зелёного цвета - трава. Затем педагог объясняет, как вырезать ножку и шляпку гриба.
Дети выполняют работу, а затем выкладывают готовые детали на картоне.
Физкультминутка «По грибы».
Приклеивание деталей к основе.
Заключительная часть Обсуждение готовых работ. Педагог с детьми находит в них общее и отличия.
Ёжик остаётся доволен. Композицию украшает резная травка и крупная божья коровка над грибами Шляпки грибов выполнены с помощью насыпной аппликации Оригинальность композиции придаёт объёмная травка (приклеена не до конца) Обрывная аппликация на чрёном фоне Листья, обрамляющие мухоморы, выполнены в технике оригами Подосиновик выполнен в традиционной технике Трава выполнена в обрывной технике, а сами грибочки - в традиционной

Аппликация «Грибы» в старшей группе переходит на более сложный уровень. Эту тему можно очень интересно обыграть. В этом воспитателю помогут нетрадиционные техники с использованием нестандартных материалов, сочетание привычной аппликации с другими видами изобразительной деятельности. А ещё больше увлечь дошкольников творчеством поможет сказочная мотивация.

Задачи:
1. Развивать образные представления детей.
2. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной
формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника.
3. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять
несложную красивую композицию.
4. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев
для изображения травы около грибов.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: картинки грибов из загадок, листы белого картона, ножницы,
клей, листы цветной зеленой бумаги для травы и белой, коричневой бумаги для грибов.
Ход занятия:

«Осенняя сказка»
(Чтение стихотворения Г. Новицкая)
Начинается сказка
Осенняя тихо.
Она ходит по лесу,
Как будто лосиха,
Не видать, не слыхать,
Как идёт за ветвями.
Но за ней мы с тобой
Поторопимся сами.
Видишь, вспыхнули
Гроздья сентябрьской рябины.
Видишь, гриб покраснел
Под звенящей осиной.
Виснет лёгким дымком
На сосне паутина.
В ней запуталось лето
Листочком осины.

Воспитатель: Какое сейчас время года? (Осень).
Что у нас осенью созревает в лесу? (Ягоды, грибы.)

Осень, дождь на целый день,
Листопад и мокротень.
Только им не зябко -
Одноножкам в шляпках. Что это ребята?

Дети: грибы
Воспитатель: Правильно, грибы. Сегодня мы отправимся в путешествие в осенний лес, там мы познакомимся с дарами осени ­ грибами, а какими мы узнаем из загадок (отгадывание загадок и рассматривание картинок)

1.
Этот гриб живёт под елью,
Под её огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - …(Боровик)

2.
Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут …(Волнушки)

3.
Он растёт, где есть берёзы,
Любит дождь, туман и росы.
Сверху шляпки есть ворсинки,
Снизу - белые пластинки.
Для засолки лучший он
С незапамятных времён.(Подберезовик)

4.
Кто же будет он таков
В славной армии грибов?
Грибники все наизусть
Скажут вам, что это…(Груздь)

Груздь

Есть ещё грибочек - груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Груздь солёный - это что-то!
Всех грибов вкуснее!
До чего ж грибов охота,
В лес пойдём скорее!

5.
Если кто­ то сверху топнет,
Этот гриб со вздохом лопнет,
Задымится в тот же миг.
Значит, это… (Дождевик)

6.
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются… (Лисички)

Лисички
Хоть лиса нам не сестричка,
Всё же нас зовут лисички:
Цветом рыжим схожи с ней.
Мы - находка для людей:
В нас не водится червяк,
Ну а это - не пустяк!

7.
На опушке под сосной
Их в траве нашли с тобой.
Мы несём их в кузовке,
Трудно удержать в руке:
Скользкие ребята.
Что у нас? - …(Маслята)

Маслята

В ельнике - маслята.
Те неприхотливые,
Шапочки сопливые.
Вроде некрасивые,
Но пожаришь - классно!
С этими всё ясно.

8.
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках как мальчишки

Эти дружные ребята
Называются… (Опята)

Опята

А на стареньком пенёчке,
И особенно в тенёчке,
Аж семьёй растут грибочки –
Дружно, как солдаты,
Тянутся опята.

9.
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется… (Рыжик).

10.
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты среж­ка,
Ведь съедобна… (Сыроежка).

Сыроежки
На ножках-белоснежках
проснулись Сыроежки.
Хоть сыро им немножко,
но так приятно ножкам,
и шляпкам, очень хрупким,
в траве вполне уютно.


Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали и грибочки мы узнали, но запомните ребята – Правило:
- За грибами приходите, но в лесу себя ведите тихо.
- На грибы не наступайте, просто так их не срывайте.
- Аккуратно срежьте ножку и сложите их в лукошко.
- Вы грибы запоминайте, только полезные срывайте.
Воспитатель: А что можно приготовить из грибов?
Дети: Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные.
Воспитатель: Сегодня ребята мы будем изготавливать аппликацию

Этот гриб живёт под елью, под её огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - … (Боровик)

(Смотрим на картинку, читаем стишок)

Радость грибника
Крут и крепок Боровик –
гриб-хозяин, лесовик.
Исподлобья поглядит –
сердце прыгает в груди!
Низкий Белому поклон –
Царь грибов недаром он.

но прежде чем начать работу давайте выполним зарядку.

Физминутка «Боровик»
По дорожке шли, (Маршировать.)
Боровик нашли. (Наклониться.)
Боровик боровой
В мох укрылся с головой, (Руки над головой в "замке".)
Мы его пройти могли –
Хорошо, что тихо шли. (Ходьба на месте.)
Воспитатель : Приступаем ребята к выполнению работы (объяснение,
индивидуальная помощь, показ изготовленного шаблона)

  1. Сложить прямоугольник пополам и закруглить края, получится ножка.
  2. Закруглить края детали для ножки
  1. Аналогичную операцию повторить с кругом для оформления деталей шляпки.
  2. Симметричное вырезание круглой шляпки
  1. Приклеить шляпку к ножке.
  2. Склеить детали

6. Приклеиваем траву.
7. Дать изделию подсохнуть ­ грибочки готовы.

Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите, какие красивые грибы у вас
получились! Ребята, а какие грибы вы знаете еще?

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый … (Мухомор)

Мухомор
Тополёк дрожащий - робкая осина,
Под тобой стою я в зелени низины.
Надо мной, как зонтик, листья веткопада.
Кто меня отыщет, я тому - награда.
Горд я белой ножкой, шляпкой модной красной.
Я на вид красивый и на вкус прекрасный!
Я страшный, я ужасный:
Морю не только мух.
Я для людей опасный.
То - правда, а не слух!
Бывает мухоморной
И красота порой.
Чтоб не случилось горе,
Меня не тронь рукой!

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там - опята
Ну, а это на полянке ядовитые (поганки)

Поганка
Бледная поганка
На полянке спозаранку
Повстречала я поганку
-Почему ты бледная?
-Потому что вредная!
Поганка бледная
Поганка ядовитая,
шелками вся увитая,
ломкая и бледная,
с виду ты безвредная,
а на деле - ведьма злая.
Мы в лицо тебя узнаем!

Сморчок и строчок
Смешной грибок - сморчок,
Он будто старичок.
И есть у него братец -
Морщинистый строчок.
Их можно перепутать,
Но страшного в том нет -
И тот грибок, и этот
Годится на обед.

Белый гриб
Я - белый гриб, я - царь грибов,
Бесценный дар грибных лесов.
Росту в дубраве и в бору.
Прославлен широко в миру.
И если ты меня найдёшь,
Узнаешь сам, как я хорош!

Ребята послушайте какие пословицы, поговорки и приметы бывают.
Плесень на ветоши - к урожаю рыжиков.
Волнушки - груздям подружки.
Появились зеленушки - жди заморозков.
Лисички всех грибов хитрее - под жёлтые листья прячутся.
Назвался груздок, полезай в кузовок.
Под берёзами - не только подберёзовики.
Осенний свинух стоит летних двух.
Жнут рожь - начинается второй урожай подберёзовиков.
Сколько дождей - столько груздей.

Мухомор хоть и красен, но ядовит и опасен.
Красный мухомор дорогу к белому грибу показывает.
Не всякий мухомор красен!
Брал гриб боровик, а в горсти всего бородавка.
Где растут мухоморы, там и боровики поют хоры.
Как гриб белый, так всякий смелый, а как сморчок - тут и молчок.
Невелик боровик, да знатен.
Парень сладкоежка, что ни день, то сыроежка.
Пошли сыроежки раньше белых - в лесу с корзиной нечего делать.
Сыроежки плодятся везде и всюду, без них верхоглядам было бы худо.

Ребята, Что вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего? Что было сложно для вас?

Конспект для средней группы

«Мухомор»

Направление: «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область: «Художественное творчество».

Программное содержание:

1. Совершенствовать общую и мелкую моторику.

2. Развивать память ребенка, учить отличать съедобные грибы от ядовитых по внешнему виду.

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к изобразительной деятельности.

Материалы: шаблоны грибов на каждого ребенка (вырезанный контур грибочков), клей ПВА, кисточки, салфетка на каждого ребенка.

Активизация словаря: Лисичка, мухомор, шляпка, ножка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня нас приглашает ежик Тимошка прогуляться по лесу, там мы познакомимся с лесными дорами – грибами.

Добрый лес, старый лес, полный сказочных чудес. Посмотрите, листочки лежат, под ногами тихо шуршат. По листочкам мы пойдем тихо, не спеша, листья на дорожку падают шурша. (Дети под музыку идут по листочкам.)

(Дети под деревом находят гриб.)

Где-то во лесочке,

Прямо под листочком,

Рыжий, озорной грибок,

Первым я увидеть смог (Лисичка)

Воспитатель: Молодцы, угадали это съедобный гриб. А что есть у гриба? (шляпка и ножка) дети повторяют. Правильно. А вот еще загадка.

Я в лесу ношу, ребята,

Шляпу красную в заплатах.

Шляпу бедного сеньора

По прозванью (Мухомора.)

Воспитатель: Да, правильно ребята, мухомор! (Показываю мухомор он очень красивый, но и очень ядовитый гриб. Ножка мухомора белая, в белой пушистой юбочке. Шляпка – ярко- красная, в белых пятнышках- чешуйках. Если ты увидишь мухомор в лесу, не топчи и не уничтожай его! Мухоморами в лесу лечатся некоторые птицы и звери, например лоси.)

Вы его, друзья, не рвите

Их в корзинку не кладите.

Хоть красивый он на вид,

Очень гриб тот ядовит.

И стоит, как светофор,

Несъедобный мухомор.

Воспитатель: Молодцы ребята, все отгадали грибочки и мы узнали, что есть съедобная лисичка, и мухомор – ядовитый гриб, но запомните ребята.

Основные правила:

За грибами приходите, но в лесу себя ведите тихо.

На грибы не наступайте, просто так их не срывайте.

Аккуратно срежьте ножку и сложите их в лукошко.

Вы грибы запоминайте, только полезные срывайте.

Воспитатель: Сегодня ребята, мы будем изготавливать аппликацию «Белый гриб-боровик».

(Показ изготовленного шаблона), а потом украсим ими наш волшебный лес, и полянку, но прежде чем начать работу давайте выполним зарядку.

Физ. минутка «За грибами»

По дорожке шли

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Приседают, опускают голову.

Опускают голову еще ниже, группируются.

Вновь идут по кругу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах есть грибочки, только на шляпах чего то не хватает. А мой грибок сквозь землю прошел атласную красную, в белый горошек украшенную шляпку нашел (показываю образец). А у ваших грибов шляпки, шапочки не нарядные. Что же нужно нам сделать? Сегодня мы с вами будем работать с цветной бумагой и придадим нужный цвет шляпке и ножке гриба. Шляпка у гриба красная– поэтому используем красную цветную бумагу. А ножка должна быть светлой поэтому используем белый картон. Приступаем ребята к выполнению работы (Показ и объяснение, индивидуальная помощь.)

На столе у детей уже вырезанные шаблоны грибов.

Этапы работы:

1. Нанести клей на шляпку (обильно смазываем клеем при помощи кисточки).

2. Всю шляпку украшаем кружочками из белой бумаги.

3. Наносим клей на ножку, затем приклеиваем к основе (полянке).

4. Даем грибочкам подсохнуть – вот наши грибы готовы.

Воспитатель: Теперь наши грибочки подсохнут, а мы с вами сделаем зарядку для пальчиков, они у нас хорошо поработали.

На полянке возле кочки

Мы увидели грибочки:

Две горькушки,

Две серушки,

Две волнушки,

Две свинушки.

А два беленьких грибочка

Мы увидели на кочке.

(дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы)

Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите, сколько грибов выросло в нашем лесу. Пора их собирать.

Коля шел-шел-шел

Белый гриб нашел.

Раз- грибок

Два – грибок

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

Воспитатель читает стихотворение, а дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются, и кладут грибы в кузовок и под пенек.

Ольга Османова

Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация ) в старшей группе «Грибы »

Задачи :

упражнять передавать в аппликации композицию из двух грибов на траве .

познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое;

закрепить умения вырезать предметы круглой и овальной формы из прямоугольника, умения аккуратно работать клеем;

расширять представления детей о лесных грибах и ягодах , знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;

воспитывать мотивацию к работе с ножницами, эстетические чувства, аккуратность, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование : картинка Старичок Лесовичок , корзина с грибами для Лесовичка , картинки «Грибы » , аудиозапись «Звуки природы. Осенний лес» и запись вальса Е. Доги «Осенний лес» ; ; у воспитателя-образец - аппликационная композиция из двух грибов : одного большого и двух одинаковых маленьких; исходные формы для вырезания грибов : для большого гриба прямоугольники размера 7 х 3,5 см (шляпка) и 6х4 см (ножка, для маленького грибочка прямоугольник размером 6х6 см -у воспитателя и на каждого ребенка; листа тонированной бумаги для наклеивания аппликации , клей ПВА, щетинная кисть, ножницы, клеенка, салфетки.

Ход занятия:

1. Вводная часть. Сюрпризный момент.

Воспитатель :

Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришел в гости! Это же Старичок Лесовичок ! (Воспитатель выставляет на мольберт картинку Старичка Лесовичка ). А пришел он к нам не с пустыми руками, посмотрите какую корзину подарков он нам принес! (показать корзину, в которой лежат грибы ) Ребята, Старичок хочет нас пригласить к себе домой, а вот где находится его дом вы должны отгадать!

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой.

Дети : - Это лес!

Воспитатель :

Молодцы, конечно же -это лес! Закройте глазки ладошками и Старичок Лесовичок перенесет нас в лес. Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу.

Старичок Лесовичок : - Ребята, я вам сейчас их напомню.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь :

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять;

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Так, готовы прогуляться по тропинкам моего леса? (ответы детей)

2. Основная часть.

Звучит аудиозапись «Звуки природы. Осенний лес»

Воспитатель :

Ребята, вот мы с вами и в гостях у Старичка Лесовичка . Посмотрите, как красив осенний лес. В какие яркие разноцветные платьица нарядились деревья, как то по-другому стали петь песни птицы, но что-то здесь не так. Вы ничего не заметили? (ответы детей)

Воспитатель :-А вот Старичок Лесовичок сказал мне. что в лесу пропали все грибы . Куда же они могли подеваться, как теперь будут делать запасы на зиму ежи и белки? Ну ничего, мы поможем лесным жителям, сейчас мы вернемся в нашу группу и сделаем в подарок лесу грибы , и ты Старичок Лесовичок пойдем с нами, чтобы потом передать наши подарки лесным жителям. Закрывайте глазки, раз, два, три и мы снова с вами в детском саду. Подойдите пожалуйста к мольберту и посмотрите, пожалуйста, на картинки как разнообразен мир грибов ! А какие грибы вы знаете ? (Боровик, подберезовик, подосиновик и т. д.) Правильно, это съедобные грибы . А еще в лесу есть ядовитые грибы . Назовите их. (Мухомор, поганки) .Можно ли их собирать в корзинку? (Нет) . Люди часто сбивают их ногами, растаптывают,но делать этого нельзя : они служат лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей и украшают лес.

Физминутка.

Воспитатель :

Давайте с вами отдохнем.

Дети шли-шли-шли

Белый гриб нашли .

Раз - грибок ,

Два - грибок ,

Три - грибок ,

Положили их в кузовок.

Показ приемов работы

Воспитатель :

У вас на подносах лежат четыре прямоугольника : два для ножки и шляпки большого гриба и один для ножек и шляпок маленького грибка . Угадайте, какого цвета будет шляпка грибка и какого - ножка . Посмотрите внимательно как мы будем делать из них ножки и шляпки. Складываем прямоугольники пополам, уголки к уголкам.

При показе пояснить, что вырезать шляпку гриба нужно начинать с нижнего уголка, вести закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Ножки гриба тоже вырезают из листа бумаги, сложенного вдвое, чтобы получилась симметрия.

Так, отложим в сторону исходные формы для большого гриба и сложим пополам прямоугольники для вырезывания маленького грибка . Способ вырезывания двух одинаковых предметов из листа бумаги, сложенного вдвое называют парным. Не забываем, что мы используем всю поверхность исходной формы, чтобы при закругленном разрезе левая рука с заготовкой плавно поворачивалась навстречу руке с ножницами.

Аккуратно намазываем клеем ножку большого гриба и приклеиваем ее , затем приклеиваем шляпку. Также поступаем и с маленьким грибком . Маленький грибок приклеиваем рядом с большим. Затем из полоски зеленого цвета делаем травку и наклеиваем на грибочки .

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистит стол,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел

(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца) .

Работы детей индивидуальный подход

Выставка детских работ.

Воспитатель :

Давайте представим с вами полянку с грибами , для этого выставим ваши работы на мольберте. Посмотрите. какая замечательная полянка у нас получилась!

3. Подведение итогов.

Старичок Лесовичок :-Молодцы ребята, сколько замечательных грибов вы приготовили для моих лесных жителей! Я сложу их в корзину и сейчас же отнесу их белочкам и ежам. Спасибо вам за помощь! До свидания!

Воспитатель :-До свидания, Старичок Лесовичок (убрать картинку) Ну вот, ребята, мы и помогли лесным жителям, а в какой помощи они нуждались? (ответы детей)

Каким способом мы изготавливали грибы ? (складывали прямоугольники пополам и вырезали шляпку гриба , начиная с нижнего уголка, вели закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Таким же образом делали и ножки).





Какие бывают грибы ? Съедобные и несъедобные, большие и маленькие, яркие и едва заметные. А у нас выросли сказочные грибы – веселые и озорные .

В рамках тематической недели «Грибы и ягоды » мы с ребятами посмотрели замечательный мультфильм «Как грибы с горохом воевали » . История детям понравилась, особенно их удивило то, что грибы в сказке были похожи на человечков –у каждого был свой характер : веселый , хвастливый, важный и т. д. Мне захотелось немного продлить сказку и сделать немного не стандартную аппликацию . Пусть наши грибочки будут с веселыми «рожицами» - решили мы.

Для работы нам понадобились : белый картон, коричневая, желтая и зеленая цветная бумага, распечатки веселых «лиц» для грибов , распечатки осенних листьев (можно взять и настоящие, сухие – нам они не подошли по размеру, очень уж большими оказались, ножницы, клей и хорошее настроение.

Для начала вырезаем заготовку для грибной ножки . Детям хотелось, чтобы грибок непременно стоял , поэтому заготовка выглядит следующим образом

Заготовку необходимо согнуть. Вот так


Верхушку склеить. Получается ножка для гриба

Затем вырезаем траву из зеленой бумаги и приклеиваем ее снизу ножки

Теперь приступаем к шляпке. Она состоит из двух деталей

Вырезаем веселую "рожицу", осенний листочек и собираем гриб

Аппликация не сложная , но очень хорошо развивает мелкую моторику и умения вырезать по контуру.

Дети очень старались !



Вот такая веселая грибная семейка у нас получилась!


Спасибо Вам за внимание и творческих успехов!

Публикации по теме:

Аппликация с элементами конструирования в младшей группе «Яблоко для маленьких ежат» Аппликация с элементами конструирования в младшей группе «Яблоко для маленьких ежат». Цель занятия: обыграть сказочную ситуация – деление.

На занятии по аппликации, мы с детьми делали сороконожку. "Ребята к нам в гости пришел не обычный гость отгадайте загадку,"- "У кого есть.

Конкурсная-игровая программа для детей старшей группы «Веселый календарь» Оформление. Большой калнндарь, состоящий из четырех разноцветных страниц, каждая из которых-иллюстрация к одному из времен года. По мере.

Конспект НОД в младшей группе аппликация с элементами конструирования «Бабочки». Цели: Уточнить знания детей о насекомых – бабочках;.

Конспект занятия для детей подготовительной группы. Аппликация с элементами рисования «Космический полёт» Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательному направлению «Художественно-эстетическое развитие» (подготовительная.

Конспект занятия по лепке «Веселый клоун» для детей старшей группы Основная образовательная область: Художественно – эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально.

Конспект занятия по развитию речи с элементами конструирования в старшей группе «Спор домов о том, кто самый главный» Сегодня ночью, я не могла уснуть. За окном, на улице, кто то громко спорил и кричал. Я решила послушать и узнать что произошло и с кем.



Что еще почитать