Детско взрослый проект листопад подготовительная группа. Познавательно-исследовательский проект «Что такое листопад? Как изменяется цвет разных деревьев

Аннотация

Проект «Осень» краткосрочный, групповой.

Сроки проведения 1 месяц (октябрь).

Возраст участников проекта – 2 - 3 года.

Тип проекта – смешанный.

Проект предназначен для воспитателей, детей и их родителей.

Работа по проекту проводится: на занятиях, в упражнениях, играх (подвижных, пальчиковых, дидактических), при чтении художественной литературы и рассматривании картинок. В группе организуются выставки творчества детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект
«Листопад»

Аннотация

Проект «Осень» краткосрочный, групповой.

Сроки проведения 1 месяц (октябрь).

Возраст участников проекта – 2 - 3 года.

Тип проекта – смешанный.

Проект предназначен для воспитателей, детей и их родителей.

Работа по проекту проводится: на занятиях, в упражнениях, играх (подвижных, пальчиковых, дидактических), при чтении художественной литературы и рассматривании картинок. В группе организуются выставки творчества детей.

Актуальность

Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, запахов. Сколько возможностей для развития чувств, речи, движений, воображения. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста.

Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.

«Экологическое воспитание» ребенка раннего возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.

Цель проекта:

Ознакомление детей с природой, формирование осознанно бережного отношения к ней.

Задачи проекта:

1. Формирование элементарных представлений об осенних изменениях в природе (разноцветные листья на деревьях, похолодало, идут частые дожди, дует ветер, листья летят с деревьев).

2. На основе расширения ориентировки в окружающем развивать понимание речи и активизировать словарь по теме.

3. Воспитывать добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанное с красотой природы.

4. Познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени. Вызвать у детей интерес к иллюстрациям в книгах.

5. Воспитывать стремление отразить свои яркие впечатления в рисунках и аппликации. Учить передавать образ осени доступными способами художественного творчества.

6. Различать сенсорные свойства: величину (большой, маленький), цвет (желтый, красный, зеленый, синий), качества (мокрый, грязный).

Ожидаемый результат

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления знаний об окружающем мире, для сенсорного воспитания. Проект поможет заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Благодаря работе по проекту дети научаться наблюдать, воспринимать происходящие вокруг них сезонные явления – листопад, холодный дождь, ветер и пр., познакомятся с качествами природного материала, у детей активизируется словарь (научатся называть цвет осенних листьев), разовьется зрительное и слуховое внимание, укрепится сила мышц руки.

Осень – время адаптации детей к условиям детского сада. Общение с природой даст заметный оздоровительный эффект, поможет снять психологическую напряженность, стресс и агрессивность, настроит на доброжелательное отношение ко всему живому.

Взаимодействие с семьёй

1. Консультация для родителей «Осень. Мы пошли гулять.»

2. Папка – передвижка «Осень»

3. Совместная деятельность родителей и детей «Осенняя поделка из природного материала».

4. Индивидуальные беседы о том, как одевать детей на прогулку осенью.

Формирование элементарных математических представлений «Сложи листик »

Задачи:

1. Учить детей складывать из двух частей целое, называть получившийся предмет.

2. Учить дифференцировать красный, желтый, зеленый цвета.

понимать и использовать в активной речи слова «такой же», «не такой».

3. Учить понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя, высказываться по поводу изображенного.

Художественное творчество (рисование) «Наблюдаем за дождливой погодой»

Задачи:

1. Познакомить детей с наиболее типичными особенностями осени дождливой погодой.

2. Уточнить название и назначение предметов одежды.

3. Продолжать учить детей правильно держать карандаш; рисовать вертикальные линии.

4. Закреплять знание синего цвета.

Художественное творчество (аппликация) «Это платье золотое у березки на плечах»

Задачи:

1. Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации.

2. Учить накладывать листочки на некотором расстоянии друг от друга.

3. Закрепить знание желтого цвета.

4. Воспитывать интерес к коллективному творчеству.

Образовательная деятельность во время режимных моментов:

Прогулка «Наблюдение за ветром»

Задачи:

1. Закрепить знание детей о ветре.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи: деревья качаются, листья кружатся, летят – это ветер дует.

Прогулка «Наблюдаем листопад»

Задачи:

1. Показать детям краски «золотой осени», закрепить знание желтого цвета.

2. Раскрыть новое понятие «листопад».

Дидактическая игра «Времена года»

1. Познакомить детей с самыми характерными признаками осени года (листопад, люди одеты теплее, идут дожди и пр.);

2. Научить детей различать на картинках осень.

Дидактическая игра с предметами-орудиями «Достань листочки»

Задачи:

1. Упражнять детей в подтягивании к себе предметом-орудием листочки.

2. Развивать координацию движений рук, глазомер, ориентацию в пространстве.

3. Воспитывать в детях целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Дидактическая игра на развитие зрительного и слухового внимания «Найди все листочки»

Задачи:

1. Развивать зрительное внимание.

2. Развивать слуховое внимание.

Дидактическая игра «Разложи листочки по цвету»

Задачи:

1. Учить детей различать цвета, правильно называть их.

2. Учить раскладывать листочки в ведерки по принципу «такой – не такой».

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» .

Задачи: уточнить название осеней одежды.

Пальчиковая гимнастика

Задачи: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы рук детей.

Осенний букет

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать. Сжимаем и разжимаем кулачки.

Листья березы, листья осины, Загибаем пальчики по очереди.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Дождик

Дождик, дождик, поливай! Кончиками пальцев ударяем по другой ладошке

Будет хлеба каравай, Вытягиваем руки вперед, соединяем их в «каравай»

Будут пряники и сушки, Лепим пирожки.

Будут вкусные ватрушки! Соединяем большой и указательный пальчики в колечко.

Паучок.

Паучок бежал по ветке Малыши бегут ручками по столу.

А за ним все его детки. Ручки бегают от кисти до плеча.

Дождик с неба вдруг полил - Машут ручками.

Паучка на землю смыл. Ручки падают на колени

Солнце стало пригревать - Поднимают руки вверх,

раздвинув пальчики.

Паучок бежит опять! Ручки бегут по столу.

Дыхательная гимнастика «Чей листок раньше улетит»

Задачи: укреплять дыхательную мускулатуру, развивать длительный плавный выдох.

Воспитатель предлагает рассмотреть листочки, их цвет, предлагает долго, плавно подуть на листок и посмотреть, как он полетит. Можно устроить соревнования «чей листок улетит раньше», «Чей листок улетит дальше».

Чтение художественной литературы об осени

Задачи: Развивать умение слушать художественные произведения, понимать смысл при помощи объяснения воспитателя.

И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»;

М. Ходякова «Осень»;

А. Плещеев «Осень наступила»;

М. Ивенсен «Падают листья»;

В. Митрович «Листопад, листопад».

Рассматривание осенних иллюстраций, беседа о красоте осени

Задачи: Развивать умение замечать красоту осенней природы.

Подвижные игры

Задачи: Учить свободно двигаться по площадке, действовать по сигналу воспитателя.

1. Игра проводится с листочками в руках.

Листочки летали, (Дети свободно бегают по игровой площадке,

Листочки кружились; кружатся, взмахивая листочками по

Показу взрослого.)

Листочки устали

И вниз опустились. (Садятся на карточки, опускают руки.)

Подул ветерочек (Воспитатель изображает ветерок

Султанчиком,

На них – и опять бегает, кружась, взмахивая руками.)

Все детки – листочки

Хотят полетать! (Дети снова бегут, кружатся среди листопада.)

2. «Дождик лей»

Дождик лей, лей, лей, (Дети машут руками.)

На меня и на людей, (Показывают на себя и на других ребят.)

На людей по ложке, (Складывают ручки ложечками.)

На меня по крошке, («Крошат» ручками на себя.)

А на Бабу – Ягу (Делают страшное лицо.)

Лей по целому ведру! (Двумя руками «выплескивают» воду.)

Консультация для родителей

Осень.

Мы пошли гулять.

Ваш малыш пошел в детский сад. Позади сложный адаптационный период. Ребенок уже не капризничает по утрам, приходя в группу. И вы спокойны, что с ним все в порядке, пока вы на работе. Вы знаете, что в детском саду с ним проводят все необходимые занятия, но это не значит, что домашние занятия можно прекратить. Используйте каждую минуту для общения и развивающих занятий с малышом.

Идя утром в детский сад, наблюдайте с ребенком за изменениями, которые происходят в природе. Обратите внимание малыша на то, что стало прохладнее, поэтому теплее одеваться. Покажите первые желтые и красные листики на кустах и деревьях. Объясните, что листья желтеют и краснеют, когда на смену теплому лету приходит осень. В дождливый день объясните, что осенью дожди идут часто.

Покажите птиц, которые готовятся к отлету в теплые края. Расскажите, что некоторые птицы всегда улетают от нас осенью, потому что похолодало и стало мало корма.

Рассмотрите и сравните с ребенком две картинки. Пусть подумает и расскажет, на какой картине – лето, а на какой - осень.

Отправляясь на прогулку в парк или на опушку леса, возьмите с собой ведерко или корзину и наберите с малышом каштанов, желудей, шишек, ягод, рябины. Они пригодятся вам для домашних занятий или можно будет кормить зимой белок и зимующих птиц в парке. Кроме того, малышу понравится сам процесс сбора плодов.

Обратите внимание ребенка на то, что в осеннем лесу много желудей, каштанов, ягод рябины, в саду много яблок, в огороде много морковки и картошки. Именно в этом возрасте нужно сформировать у ребенка понятия много и один.

Покажите стайку воробьев и спросите, сколько воробьев, один или много.

Наберите букет осенних листьев и возьмите один листок. Пусть малыш покажет, где много листьев, а где один. Потом пусть сам сначала возьмет один листок, а затем наберет много листьев. Пусть бросит в одну лужу много листьев, а в другую - один.

Учите ребенка воспринимать окружающее во всем его многообразии. Любуйтесь красками осени, беседуйте о том, какими стали листья на деревьях. Учите правильно называть цвет листьев. Сравнивайте листья по размеру (большой - маленький). Обратите внимание ребенка на то, какие разные по форме листья.

Слушайте звуки осенней природы: шум ветра, шелест листьев, шорох дождя, крики улетающих птиц.

На прогулке в лесу, если ваш ребенок не аллергик, предложите ему понюхать, как пахнут осенние листья, грибы, цветы.

Сравните на ощупь шишку и желудь. Обратите внимание малыша на то, что желудь гладкий, а шишка шершавая.

Стоит поздняя осень - самое скучное время года. На улице холодно, часто идут дожди, лес стоит голый, засохла трава, отцвели поздние цветы, не видно насекомых. В конце ноября начнутся ночные заморозки, да и днем температура воздуха не будет подниматься выше нуля. Старайтесь в это скучное время сделать прогулки с малышом как можно более разнообразными, организуйте подвижные игры, продолжайте учить наблюдать за изменениями в природе. Морозным утром покажите ребенку иней - на траве и ветвях деревьев. Пусть малыш потрогает его и увидит, как он тает под теплыми пальцами.

Прочитайте стихотворение.

Словно ежики иголки,

Как наряд пушистой елки,

Днем он белый, ночью синий,

На ветвях мохнатый иней.

Рассмотрите с ребенком тонкий ледок, покрывший лужи. Разрешите малышу пройти по нему, посмотреть и послушать, как ломается под ногами тонкий хрупкий лед. Объясните, что иней и лед на лужах появились, потому что стало холодно, и скоро наступит настоящая зима.

Обратите внимание малыша на то, что почти не видно птиц, не слышно даже чириканья воробьев. На прогулках вы может увидеть их в парке. Они суетятся в поисках корма. Предложите малышу покормить птиц. Объясните, что им холодно и голодно. Возьмите на прогулку крошки хлеба и горсточку пшена. Пусть малыш покормит птиц и понаблюдает за их поведением. Спросите, что делают воробышки (летают, бегают, клюют, чирикают, чистятся, дерутся). Гуляя с малышом вечером в будний день или в выходные, старайтесь проводить прогулки интересно и разнообразно.

Показывайте и называйте незнакомые ребенку машины. Расскажите, чем автобус отличается от троллейбуса, а грузовик - от легковой машины.

Предложите малышу показать все машины красного или синего цвета на стоянке возле дома. А потом пусть попробует посчитать колеса у легковой машины. Если ребенку трудно, помогите ему в этом.

Гуляя возле водоема, покормите булкой птиц. Побеседуйте о том, что делают птички (клюют, глотают, чирикают). Выполняя это задание, вы разовьете наблюдательность и глагольный словарь малыша.

Наблюдая за птицами, прочитайте ребенку стихотворение.

Ути, ути, утки,

Уточки-малютки

На волнах качались,

Брызгались, плескались.

Предложите ребенку рассказывать стихотворение вместе с вами. Пусть он, сначала хотя бы только договаривает строчки. А через несколько дней, возможно, малыш расскажет стихотворение, увидев птиц на прогулке.

Если на улице холодно, и вы боитесь, что малыш замерзнет, проведите подвижную игру для развития общей моторики, координации движений, чувства ритма, воспитания подражательности.


Проект«Листопад»
Аннотация
Проект «Осень» краткосрочный, групповой.
Сроки проведения 1 месяц (октябрь).
Возраст участников проекта – 2 - 3 года.
Тип проекта – смешанный.
Проект предназначен для воспитателей, детей и их родителей.
Работа по проекту проводится: на занятиях, в упражнениях, играх (подвижных, пальчиковых, дидактических), при чтении художественной литературы и рассматривании картинок. В группе организуются выставки творчества детей.
Актуальность
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, запахов. Сколько возможностей для развития чувств, речи, движений, воображения. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста.
Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.
«Экологическое воспитание» ребенка раннего возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.
Цель проекта:
Ознакомление детей с природой, формирование осознанно бережного отношения к ней.
Задачи проекта:
1. Формирование элементарных представлений об осенних изменениях в природе (разноцветные листья на деревьях, похолодало, идут частые дожди, дует ветер, листья летят с деревьев).
2. На основе расширения ориентировки в окружающем развивать понимание речи и активизировать словарь по теме.
3. Воспитывать добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанное с красотой природы.
4. Познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени. Вызвать у детей интерес к иллюстрациям в книгах.
5. Воспитывать стремление отразить свои яркие впечатления в рисунках и аппликации. Учить передавать образ осени доступными способами художественного творчества.
6. Различать сенсорные свойства: величину (большой, маленький), цвет (желтый, красный, зеленый, синий), качества (мокрый, грязный).
Ожидаемый результат
Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления знаний об окружающем мире, для сенсорного воспитания. Проект поможет заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Благодаря работе по проекту дети научаться наблюдать, воспринимать происходящие вокруг них сезонные явления – листопад, холодный дождь, ветер и пр., познакомятся с качествами природного материала, у детей активизируется словарь (научатся называть цвет осенних листьев), разовьется зрительное и слуховое внимание, укрепится сила мышц руки.
Осень – время адаптации детей к условиям детского сада. Общение с природой даст заметный оздоровительный эффект, поможет снять психологическую напряженность, стресс и агрессивность, настроит на доброжелательное отношение ко всему живому.
Взаимодействие с семьёй
1. Консультация для родителей «Осень. Мы пошли гулять.»
2. Папка – передвижка «Осень»
3. Совместная деятельность родителей и детей «Осенняя поделка из природного материала».
4. Индивидуальные беседы о том, как одевать детей на прогулку осенью.

Формирование элементарных математических представлений «Сложи листик»
Задачи:
1. Учить детей складывать из двух частей целое, называть получившийся предмет.
2. Учить дифференцировать красный, желтый, зеленый цвета.
понимать и использовать в активной речи слова «такой же», «не такой».
3. Учить понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя, высказываться по поводу изображенного.

Художественное творчество (рисование) «Наблюдаем за дождливой погодой»
·Задачи:
·1. Познакомить детей с наиболее типичными особенностями осени дождливой погодой.
2. Уточнить название и назначение предметов одежды.
3. Продолжать учить детей правильно держать карандаш; рисовать вертикальные линии.
4. Закреплять знание синего цвета.
Художественное творчество (аппликация) «Это платье золотое у березки на плечах»
Задачи:
1. Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации.
2. Учить накладывать листочки на некотором расстоянии друг от друга.
3. Закрепить знание желтого цвета.
4. Воспитывать интерес к коллективному творчеству.
Образовательная деятельность во время режимных моментов:
Прогулка «Наблюдение за ветром»
Задачи:
1. Закрепить знание детей о ветре.
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи: деревья качаются, листья кружатся, летят – это ветер дует.
Прогулка «Наблюдаем листопад»
Задачи:
1. Показать детям краски «золотой осени», закрепить знание желтого цвета.
2. Раскрыть новое понятие «листопад».
Дидактическая игра «Времена года»
1. Познакомить детей с самыми характерными признаками осени года (листопад, люди одеты теплее, идут дожди и пр.);
2. Научить детей различать на картинках осень.
Дидактическая игра с предметами-орудиями «Достань листочки»
Задачи:
1. Упражнять детей в подтягивании к себе предметом-орудием листочки.
2. Развивать координацию движений рук, глазомер, ориентацию в пространстве.
3. Воспитывать в детях целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Дидактическая игра на развитие зрительного и слухового внимания «Найди все листочки»
Задачи:
1. Развивать зрительное внимание.
2. Развивать слуховое внимание.
Дидактическая игра «Разложи листочки по цвету»
Задачи:
1. Учить детей различать цвета, правильно называть их.
2. Учить раскладывать листочки в ведерки по принципу «такой – не такой».

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Задачи: уточнить название осеней одежды.

Пальчиковая гимнастика
Задачи: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы рук детей.
Осенний букет
Раз, два, три, четыре, пять, Загибаем пальчики по очереди.
Будем листья собирать. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Листья березы, листья осины, Загибаем пальчики по очереди.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Дождик
Дождик, дождик, поливай! Кончиками пальцев ударяем по другой ладошке
Будет хлеба каравай, Вытягиваем руки вперед, соединяем их в «каравай»
Будут пряники и сушки, Лепим пирожки.
Будут вкусные ватрушки! Соединяем большой и указательный пальчики в колечко.
Паучок.
Паучок бежал по ветке Малыши бегут ручками по столу.
А за ним все его детки. Ручки бегают от кисти до плеча.
Дождик с неба вдруг полил - Машут ручками.
Паучка на землю смыл. Ручки падают на колени
Солнце стало пригревать - Поднимают руки вверх,
раздвинув пальчики.
Паучок бежит опять! Ручки бегут по столу.

Дыхательная гимнастика «Чей листок раньше улетит»
Задачи: укреплять дыхательную мускулатуру, развивать длительный плавный выдох.
Воспитатель предлагает рассмотреть листочки, их цвет, предлагает долго, плавно подуть на листок и посмотреть, как он полетит. Можно устроить соревнования «чей листок улетит раньше», «Чей листок улетит дальше».

Чтение художественной литературы об осени
Задачи: Развивать умение слушать художественные произведения, понимать смысл при помощи объяснения воспитателя.
И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»;
М. Ходякова «Осень»;
А. Плещеев «Осень наступила»;
М. Ивенсен «Падают листья»;
В. Митрович «Листопад, листопад».

Рассматривание осенних иллюстраций, беседа о красоте осени
Задачи: Развивать умение замечать красоту осенней природы.

Подвижные игры
Задачи: Учить свободно двигаться по площадке, действовать по сигналу воспитателя.
1. Игра проводится с листочками в руках.
Листочки летали, (Дети свободно бегают по игровой площадке,
Листочки кружились; кружатся, взмахивая листочками по
показу взрослого.)
Листочки устали
И вниз опустились. (Садятся на карточки, опускают руки.)
Подул ветерочек (Воспитатель изображает ветерок
султанчиком,
На них – и опять бегает, кружась, взмахивая руками.)
Все детки – листочки
Хотят полетать! (Дети снова бегут, кружатся среди листопада.)

2. «Дождик лей»
Дождик лей, лей, лей, (Дети машут руками.)
На меня и на людей, (Показывают на себя и на других ребят.)
На людей по ложке, (Складывают ручки ложечками.)
На меня по крошке, («Крошат» ручками на себя.)
А на Бабу – Ягу (Делают страшное лицо.)
Лей по целому ведру! (Двумя руками «выплескивают» воду.)
Консультация для родителей

Осень.
Мы пошли гулять.
Ваш малыш пошел в детский сад. Позади сложный адаптационный период. Ребенок уже не капризничает по утрам, приходя в группу. И вы спокойны, что с ним все в порядке, пока вы на работе. Вы знаете, что в детском саду с ним проводят все необходимые занятия, но это не значит, что домашние занятия можно прекратить. Используйте каждую минуту для общения и развивающих занятий с малышом.
Идя утром в детский сад, наблюдайте с ребенком за изменениями, которые происходят в природе. Обратите внимание малыша на то, что стало прохладнее, поэтому теплее одеваться. Покажите первые желтые и красные листики на кустах и деревьях. Объясните, что листья желтеют и краснеют, когда на смену теплому лету приходит осень. В дождливый день объясните, что осенью дожди идут часто.
Покажите птиц, которые готовятся к отлету в теплые края. Расскажите, что некоторые птицы всегда улетают от нас осенью, потому что похолодало и стало мало корма.
Рассмотрите и сравните с ребенком две картинки. Пусть подумает и расскажет, на какой картине – лето, а на какой - осень.
Отправляясь на прогулку в парк или на опушку леса, возьмите с собой ведерко или корзину и наберите с малышом каштанов, желудей, шишек, ягод, рябины. Они пригодятся вам для домашних занятий или можно будет кормить зимой белок и зимующих птиц в парке. Кроме того, малышу понравится сам процесс сбора плодов.
Обратите внимание ребенка на то, что в осеннем лесу много желудей, каштанов, ягод рябины, в саду много яблок, в огороде много морковки и картошки. Именно в этом возрасте нужно сформировать у ребенка понятия много и один.
Покажите стайку воробьев и спросите, сколько воробьев, один или много.
Наберите букет осенних листьев и возьмите один листок. Пусть малыш покажет, где много листьев, а где один. Потом пусть сам сначала возьмет один листок, а затем наберет много листьев. Пусть бросит в одну лужу много листьев, а в другую - один.
Учите ребенка воспринимать окружающее во всем его многообразии. Любуйтесь красками осени, беседуйте о том, какими стали листья на деревьях. Учите правильно называть цвет листьев. Сравнивайте листья по размеру (большой - маленький). Обратите внимание ребенка на то, какие разные по форме листья.
Слушайте звуки осенней природы: шум ветра, шелест листьев, шорох дождя, крики улетающих птиц.
На прогулке в лесу, если ваш ребенок не аллергик, предложите ему понюхать, как пахнут осенние листья, грибы, цветы.
Сравните на ощупь шишку и желудь. Обратите внимание малыша на то, что желудь гладкий, а шишка шершавая.
Стоит поздняя осень - самое скучное время года. На улице холодно, часто идут дожди, лес стоит голый, засохла трава, отцвели поздние цветы, не видно насекомых. В конце ноября начнутся ночные заморозки, да и днем температура воздуха не будет подниматься выше нуля. Старайтесь в это скучное время сделать прогулки с малышом как можно более разнообразными, организуйте подвижные игры, продолжайте учить наблюдать за изменениями в природе. Морозным утром покажите ребенку иней - на траве и ветвях деревьев. Пусть малыш потрогает его и увидит, как он тает под теплыми пальцами.
Прочитайте стихотворение.
Словно ежики иголки,
Как наряд пушистой елки,
Днем он белый, ночью синий,
На ветвях мохнатый иней.
Рассмотрите с ребенком тонкий ледок, покрывший лужи. Разрешите малышу пройти по нему, посмотреть и послушать, как ломается под ногами тонкий хрупкий лед. Объясните, что иней и лед на лужах появились, потому что стало холодно, и скоро наступит настоящая зима.
Обратите внимание малыша на то, что почти не видно птиц, не слышно даже чириканья воробьев. На прогулках вы может увидеть их в парке. Они суетятся в поисках корма. Предложите малышу покормить птиц. Объясните, что им холодно и голодно. Возьмите на прогулку крошки хлеба и горсточку пшена. Пусть малыш покормит птиц и понаблюдает за их поведением. Спросите, что делают воробышки (летают, бегают, клюют, чирикают, чистятся, дерутся). Гуляя с малышом вечером в будний день или в выходные, старайтесь проводить прогулки интересно и разнообразно.
Показывайте и называйте незнакомые ребенку машины. Расскажите, чем автобус отличается от троллейбуса, а грузовик - от легковой машины.
Предложите малышу показать все машины красного или синего цвета на стоянке возле дома. А потом пусть попробует посчитать колеса у легковой машины. Если ребенку трудно, помогите ему в этом.
Гуляя возле водоема, покормите булкой птиц. Побеседуйте о том, что делают птички (клюют, глотают, чирикают). Выполняя это задание, вы разовьете наблюдательность и глагольный словарь малыша.
Наблюдая за птицами, прочитайте ребенку стихотворение.
Ути, ути, утки,
Уточки-малютки
На волнах качались,
Брызгались, плескались.
Предложите ребенку рассказывать стихотворение вместе с вами. Пусть он, сначала хотя бы только договаривает строчки. А через несколько дней, возможно, малыш расскажет стихотворение, увидев птиц на прогулке.
Если на улице холодно, и вы боитесь, что малыш замерзнет, проведите подвижную игру для развития общей моторики, координации движений, чувства ритма, воспитания подражательности.

Многие годы ученые работали над тем, чтобы понять, почему начинается листопад осенью. И хотя все детали этого процесса полностью неизвестны, накопленных знаний достаточно, чтобы понять основные механизмы этого процесса. На изменение цвета листвы осенью оказывают влияние три основных фактора: пигменты в клетках листьев, длина ночи и погода. Но это далеко не простое объяснение процесса пожелтения и опадания листвы.

Зима – это необходимость, с которой сталкиваются все растения ежегодно в определенных климатических зонах. Поэтому многолетние растения, к которым относятся и деревья, должны иметь механизмы, обеспечивающие защиту и выживание в морозных температурах и других неблагоприятных зимних условиях.

Стебли, ветви и почки снабжены средствами защиты для того, чтобы выжить в экстремально холодных условиях и проснуться с новыми признаками весны. Но нежная ткань листьев зимой просто замерзла бы. Деревья вынуждены или пожертвовать ценными веществами, чтобы защитить листву, или расстаться с ней.

Вечнозеленые деревья, такие как елки, ели, сосны, пихты и т.д., могут пережить зиму, не закаляясь. Их листва, напоминающая иглы или чешую, покрыта толстым слоем, похожим на воск, а вещества в составе внутриклеточной жидкости содержат «антифризы», что делает их устойчивыми к морозам. Таким образом, «листья» вечнозеленых растений спокойно переживают самые холодные зимы, например, в Арктике. Вечнозеленые иглы живут несколько лет, но в конце концов и они опадают из-за старения.

Листва широколистных деревьев, наоборот, – очень нежная и ранимая. Листья у них широкие, тонкие и не имеют защитных покрытий. Жидкость внутри них являет собой водянистый сок, который моментально замерзает на морозе. Это значит, что эти клетки неспособны пережить зимние холода. Поэтому их необходимо сбросить, чтобы обеспечить дальнейшее выживание деревьев. Это причина, почему листопад предшествует каждой зиме.

Иглы и листья, опавшие с деревьев, зря не пропадают. Они разлагаются и пополняют состав почвы необходимыми веществами, входя в состав губчатого слоя гумуса.

Этот лесной ковер впитывает и удерживает дождевую влагу, необходимую растениям для роста и развития. Опавшие листья становятся пищей для многочисленных микроорганизмов, обитающих в лесной экосистеме. Вполне возможно, что без питательных веществ, ежегодно поставляемых опавшими листьями, леса бы просто не выжили, точно также, как не выжили бы и деревья, не сбрасывая листья.

От чего зависит цвет листвы осенью

Ранней осенью, в ответ на сокращение длины дня и уменьшение интенсивности солнечного света, листва начинает готовиться к опаданию. Ни температура, ни дожди, ни количество поступающих питательных веществ в растение не влияют так сильно на изменение цвета листьев и появление листопада, как увеличение длины темного времени суток. По мере того, как дни становятся короче, а ночи удлиняются и становятся прохладнее, биохимические процессы в листве начинают окрашивать листья в желтый и красный цвета.

Питающие листья сосуды постепенно перекрываются, а в основании каждого листа образуется слой клеток. Эти перекрытые сосуды останавливают обратный выход сахаров из листьев, что приводит к образованию антоцианов. После того, как этот слой клеток оказывается полностью сформирован, лист готов к опаданию.


В раскраске осенних листьев участвуют три разновидности пигментов:

  • Хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. Он необходим для фотосинтеза – химической реакции, которая позволяет растениям использовать солнечный свет для производства сахаров, нужных для питания. Деревья умеренных широт запасают эти сахара в тканях на период зимней спячки.
  • Каротиноиды – придают листве желтый, оранжевый и коричневый цвета. Примером яркого действия этих красителей являются цвета кукурузы, моркови и нарциссов. А также брюква, лютики и бананы.
  • Антоцианы – придают цвет клюкве, красным яблокам, винограду, чернике, вишне, клубнике и сливам. Эти пигменты растворяются в воде и появляются в водной части листьев.

Как хлорофилл, так и каротиноиды присутствуют в хлоропластах листьев на протяжении всего сезона роста. Большая же часть антоцианов вырабатывается осенью, в ответ на яркий свет и избыток сахаров в клетках листьев.

В теплое время года, то есть в сезон роста, хлорофилл непрерывно вырабатывается и распадается. При этом листья выглядят зелеными. По мере увеличения длины ночи осенью, выработка хлорофилла замедляется, затем полностью прекращается. При этом весь хлорофилл в листьях уничтожается. Из-за этого каротиноиды и антоцианины, присутствующие в листве становятся видимыми.

Как изменяется цвет разных деревьев

Какой именно цвет появится на листьях после того, как в листве проявятся каротиноиды и антоцианины, во многом зависит от растения. Например:

  • Дубовая листва становится красной, коричневой или красно-коричневой.
  • Гикори (семейство ореховых) приобретают золотисто-бронзовый цвет.
  • Осины и тополя – золотистые и желтые.
  • Кизил – фиолетово-красный.
  • Буки приобретают цвет легкого загара.

Расцветка осенних кленов различается от вида к виду. Красный клен становится ярко-алым, сахарный – оранжево-красным, а черный – ярко желтым. Полосатый клен оказывается почти бесцветным. Листва на некоторых деревьях (таких, как вязы) просто усыхает и опадает, почти не изменяя своего цвета.


Начало изменения цвета листвы также зависит от вида дерева. Например, такие деревья, как оксидендрумы в южных американских лесах, приобретают яркие малиновые цвета поздним летом, в то время как остальные деревья еще зеленеют. Дубы сильно запаздывают с изменением окраски, и стоят зелеными в то время, как почти все другие деревья изменили окраску и сбросили листву.

Время начала изменения цвета листвы генетически запрограммировано. Подтверждение этому является то, что те же самые виды окрашиваются в одинаковые цвета на определенной географической широте как в прохладных местностях высокогорья, так и в теплых низинных долинах.

Как погода влияет на цвет осенней листвы

Количество и яркость раскраски в каждом осеннем сезоне зависят также от погодных условий, которые влияют на трансформации хлорофилла в листьях. Главными факторами являются температура и влажность.

Продолжительные теплые, солнечные дни и прохладные, но не морозные ночи, приводят к появлениям наиболее ярких осенних расцветок. Во время таких дней в тканях листвы вырабатывается очень много сахаров. Однако с наступлением холодов сосуды, питающие клетки листьев, постепенно перекрываются, – и сахара перестают к ним поступать.

Эти условия – большое количество сахаров и света подстегивают выработку ярких антоцианиновых пигментов, которые окрашивают листу в красные, фиолетовые и малиновые оттенки. Поскольку каротиноиды в листве присутствуют всегда, желтые и золотистые тона являются постоянными из года в год.

Влага в почве также влияет на осенние цвета. Как и погода, она сильно изменяется от года к году. Бесчисленное число комбинаций, которые возможны при сочетании этих сильноизменчивых факторов, приводят к тому, что нет двух осенних сезонов, во время которых листья будут похожие друг на друга. Позднее наступление весны или сильная летняя жара могут вызвать задержку появления осенней окраски на несколько недель. Теплый осенний период также может снизить интенсивность осенней палитры.




Цель: формировать элементарные представления о признаках осени. Задачи: Дать элементарное представление об осеннем явлении природы - листопад. Воспитывать у детей умение любоваться осенней красотой природы. Развивать пальчики рук во время лепки. Формировать умение правильно держать кисть во время рисования.




Социально- коммуникативное развитие Пальчиковая игра «Осенние листья» Дидактическая игра «Соберем разноцветные листья» На прогулке: Сбор листьев «Осенний букет для мамы, бабушки» Подвижная игра «Устроим листопад для…» Познавательное развитие Беседа о приметах осени. Рассматривание иллюстраций на тему «Осень. Листопад». Знакомство с аудиозаписью звуки природы: «Шум листьев и ветра» На прогулке Рассматривание листьев разных деревьев. Наблюдения за листвой: как шуршат листья, как летят листочки, как шумят листья на деревьях. 2 этап: практический


Речевое развитие Чтение стихов о листопаде. Художественно- эстетическое развитие Лепка «Осенние дорожки и листочки»: методом отщипывания маленьких кусочков пластилина от целого куска и приклеивать на лист бумаги. Рисование «Листопад»: рисование красками и кистью методом приманивания кисти к листу бумаги. Раскраска «Осенние листья» Физическое развитие Подвижная игра «Листопад» Музыкально-ритмичные движения под музыку «Танец с листочками» Т.Суворова.
Ожидаемый результат: Дети имеют представление о признаках осени и что такое листопад. Закреплен навык отщипнуть кусочек пластилина от целого куска и приклеивать на лист бумаги (у большинства детей). Сформировано умение держать кисть во время рисования (у большинства детей)

Проект на тему:

« КРАСНАЯ КНИГА НАШЕГО КРАЯ»

Выполнили

обучающиеся 1 класса « В»

МОУ «СОШ №5» имени Воинов

100 и 101 отдельных стрелковых бригад

г.Ржева

Руководитель Демченко Т.Г.

2015

Введение

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может,

как прекрасна была бы земля наша!

(А.П.Чехов)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Е. Евтушенко)

Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в

ней особое место. Но многим сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с

лица Земли. Если в начале прошлого века исчезал лишь один вид животных за год, то

сейчас целый вид исчезает ежедневно!

Тема нашей работы «Красная книга нашего края ».

Актуальность: мы считаем, что животных и растений становится с каждым годом все

меньше и их исчезновение можно остановить.

Цель нашего исследования: что мы можем сделать для сохранения природы

Для достижения этой цели мы поставили перед собой задачи:

Выяснить, почему же книгу назвали красной?

Узнать, какие Красные книги существуют.

Узнать,как люди относятся к Красной книге

Собрать материал о животных и растениях красной книги нашего края

В своей работе мы использовали следующие методы:

Чтение литературы (учебники, энциклопедии, справочники)

Использование интернет-ресурсов

Составление памяток-правил

Составление «Красной книги» класса с редкими видами животных и растений

История создания Красной книги

Словосочетание «Красная книга» появилось в большинстве языков мира более

сорока лет назад. В 1948 году в маленьком городке недалеко от Парижа на

международной конференции был создан Международный союз охраны природы и

природных ресурсов. Уже в следующем году начался сбор информации о редких и

находящихся под угрозой исчезновения различных видов растений и животных для

Красной книги. Первые тома «Красной книги», описывающие бедствия живого мира

нашей планеты, вышли в 1966 году. Она включала описания 200 видов птиц, 100 видов

млекопитающих и 25 видов растений. Хранится эта книга в швейцарском городе Морже.

Первая Красная книга СССР была издана в 1978 году, и в нее входило 154 вида

животных, затем этот список был дополнен до 463 видов. К нашему сожалению, этот

печальный список увеличивается с каждым годом. Что означает – живая природа все еще

продолжает пребывать в смертельной опасности.

В Красную книгу РСФСР занесено 247 видов животных, которые разделены по 5

Но проблема защиты окружающей среды имеет более глубокие корни. Во все

времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый ещё в 11 веке

законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. А указ Петра l ,

изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и

впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы».

Почему же книга красная?

Красный цвет – запрещающий. Как красный свет светофора означает: остановись,

Красный цвет книги – это сигнал тревоги и опасности, это сигнал SOS, который

нам подают животные и растения. Своей яркостью она заставляет обратить внимание на

указанную опасность, предостерегает людей о возможных последствиях, которые

произойдут с гибелью целых видов растений и животных. То есть книгу назвали именно

так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение

окружающего мира.

Какие Красные книги существуют

В зависимости от масштаба существуют: международная Красная книга, различных

государств. Также созданы Красные книги и в масштабах отдельных республик, краёв,

областей, автономных округов.

Как люди относятся к существованию Красной книги

Чтобы выяснить отношение людей к существованию Красной книги и истреблению

животных и растений, мы провели опрос среди учащихся и учителей школы, своих

родных, знакомых, соседей.

Выяснили, что все люди относятся к созданию Красной книги с пониманием, но

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это необходимо для

выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная

охота привела к почти полному истреблению некоторых видов животных.

Каждый человек может помочь сберечь животных, которые ещё живут. Для этого

надо чувствовать себя частицей природы и не вредить ничему и никому в своем доме.

Ведь природа и наш дом!

Каждому в отдельности не под силу защитить всю природу в целом, но бережно

относиться ко всему окружающему обязаны все люди. Мы многого сможем добиться,

если будем заботиться о каждой стрекозе или бабочке, встанем на защиту ландыша или

кувшинки, отведем руку от беззащитного ежонка или птенца.

заключение нашей работы мы сделали следующие выводы:

Красная книга – это не справочник для коллекционера.

Это практический природоохранный документ.

Красная книга предупреждает об исчезновении редких видов растений животных.

Хорошо, что есть такая книга, где записаны редкие виды объектов природы.

Плохо, что создана Красная книга по вине человека.

Список ресурсов

Печатные ресурсы

1. Атлас животных для школьников /Текст И.А.Жигарева. – М.: ООО «Издательство

«Росмэн-Пресс». – 2003. – 96 с.

2. Камышева А.П. Природа Саратовской области. Методическое пособие/ Камышева А.П..

– Саратов: РИО НПЦ «ЭМОС», 2000. – 236 с.

3. Красная книга Саратовской области. Растения, грибы, лишайники. Животные. –

Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996.–264 с.

4. Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные.-Саратов:

Изд-во Торг-пром. Палаты, 2006. – 528 с.

5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь / Под редакцией

А.М.Гилярова. – М.: Устойчивый мир, 1999. – 304 с.

Интернет-ресурсы

http://n-shkola.ru/|Ежемесячный журнал"Начальная школа"

http://htt...r.i-edu.ru

http://http:openclass.ru

Другие ресурсы

1. Детская электронная энциклопедия "Кирилла и Мефодия".

2. Экскурсия в Саратовский парк "Лукоморье"

3. Экскурсия в Красноармейский Краеведческий музей

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в

опасности от товарищей убегают.

Деревенченко

Сергей

Алексеевич

08.11.

ул.Центральная,д.14,кв.6

I- он№686967

Дроздова

Евгения

Сергеевна

05.07.

Селижаровский пр.,д.21,кв.82

I- он № 673348

Марусяк

Оксана

Юрьевна

03.09.

ул. Юбилейная,д.39

I- он № 673 541

Мурашов

Дмитрий

Михайлович

21.03.

ул.Профсоюзная,д.3 .кв.48

I- он № 664 090

Смирнов

Руслан

Алексеевич

06.10.

п-н.Верхний Бор,д.1,кв.8

I- он № 673 605



Что еще почитать