Японский сад название. Для всех и обо всем. Типы японских садов, нюансы обустройства

Японское ландшафтно-парковое искусство зиждется на умении подчеркнуть природные красоты, руководствуясь эстетическими и философскими идеями. Мастера стараются избегать чрезмерного искусственного декорирования и сосредоточены на возможности выделить естественный ландшафт. Согласно древней синтоистской религии природные особенности, такие как горы, водопады и леса имею свой собственный дух и душу.

Предпосылки развития садово-паркового искусства Японии

За сотни лет своего существования, озеленение в Японии превратилось в оригинальную художественную форму и стало важной частью культуры страны. Искусство японского сада тесно связано с архитектурой и обработкой натуральных материалов, которые являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. История японской традиции художественного оформления уличного пространства восходит примерно к 7 веку, а первые документы об их дизайне относятся к 10 веку.

Остатки древних каменных сооружений, датируемых 5 веком нашей эры, имеют отдаленное внешнее сходство, с встречающимися в ландшафтном дизайне образцами. Подобные древности, в виде плоских вертикальных, расположенных кругом камней, обнаружены археологами на острове Акито и на Хоккайдо. Однако ученые склоняются к версии, об использовании их для проведения духовных ритуалов, а не для красоты. Будет вполне справедливым утверждение, что для того периода концепция централизованного планирования парков и садов была не столь актуальна. Эти камни были объектами поклонения и местом воздания молитв духам природы. Но духовные основы сублимировались в художественные формы осмысленного размещения камней в садах и парках. В период с седьмого века по десятый, привносились новые культурные и религиозные аспекты из Китая и Кореи. Именно они и сыграли важную роль в развитии садово-паркового искусства Японии, стали философской основой для оригинального японского видения пространства. Компоновка камней подчеркивает уважение к природе и абстрактным представлениям мира, полученным из религии и философии. Дизайнеры используют натуральные камни без какой-либо искусственной обработки.

Предназначение японских садово-парковых ансамблей

Традиционный японский сад сочетает в себе элементы, опыт употребления которых был накоплен за многие века. Все они отражают влияние определенных периодов истории. Считается, что нет понятия «типичный традиционный японский сад». Типичным можно считать лишь влияние его атмосферы и наслаждение от посещения. Следует отметить, что до недавнего времени самые исключительные образцы садово-паркового искусства были редко открыты для широкой публики. Их строила правящая элита для удовлетворения своих личных эстетических потребностей. Разбивались парки и при храмах, чтобы создать в их окружении настроение, соответствующее для поклонения и созерцания. Сюгаку-ин — один из самых больших садов в Киото. Он был спроектирован для отставного императора, чтобы он мог провести оставшиеся годы в спокойствии. Сад Серебряного павильона Гинкаку-дзи был создан для отдыха сёгуна из династии Асикага в неспокойные времена конфликтов в столице. Они служили средством достижения покоя и умиротворения, которого правители так отчаянно искали в периоды ссор и конфликтов, отмечающих большую часть истории Японии. По своей задумке сады были воплощением утопичной идеи, реализации рая на земле. Отдельные образчики этого направления в искусстве достигли поистине максимально вообразимого сходства.

Философия японского ландшафтного дизайна

Так или иначе, а идеи, реализованные на веренице островов на восточной окраине Азии, развились под влиянием дзэн-буддизма, который был привезен из Китая в тринадцатом веке, и дополнились самобытностью Японии. Оценка и понимание традиционного японского сада является сложной и трудной задачей. Визуальные объекты и конструкции, воспринимаемые западным обывателем по различию форм, текстуре и цвету менее важны для азиатского ценителя. На первый план выходят невидимые философские, религиозные и символические значения. Понимание приходит с анализом истории происхождения и значения ключевых элементов, присутствующих в той или иной форме, почти в каждом японском саду: воды, камней, растений… При проектировании парков используют такие элементы, как пруды, ручьи, водопады, острова и холмы, чтобы создать миниатюрные репродукции природных пейзажей.

Символизм в ландшафтном дизайне Японии

Так как благодаря своему географическому расположению Япония представляет собой группу островов в окружении морей и океанов, вода как элемент дизайна имеет решающее значение. Один из самых популярных стилей сада — «chisen». В таких местах для отдыха и созерцания пруд или озеро занимает наиболее значительную часть. В основе лежит концепция необходимости и важности воды не как субстанции, а как символа жизни. В данном случае не столь важно количество воды, сколь необходимо ее наличие. При дефиците места, возможность созерцать воду реализуется в небольшой каменной емкости. В сухих садах стиля «Karesansui» наличие воды как таковой не является обязательным. В таких пространствах, море символизирует серый гравий или песок, с нанесенным на него узором.

Море без островов немыслимо, и в создании таких островов японцы во многом обязаны концепциям ландшафтного дизайна, заимствованным из Китая. Одним из самых ранних стилей стал «shumisen-shiyo», Утопия или священное место удаленное от обычного человеческого общества. В садах, следующих этой традиции, остров бессмертного и вечного счастья, под названием Хорайсан или Хорайджима, стал важным элементом. В более поздних интерпретациях буддизма священный остров был заменен легендарной горой, на которой считалось, что жил Будда.

Журавли и черепахи, согласно китайской мифологии — символы долголетия. Часто острова формой напоминают именно этих представителей фауны, являющих собой воплощение благоприятных обстоятельств и долговечности. Другим благоприятным символом является Кибунэ, корабль сокровищ, который плывет по морям. В инсталляциях его часто представляют группой камней. Подобные острова, из-за своего священного характера, недоступны для человека. Помимо сакральных, парки могут иметь островки, соединенные с основной территорией мостами. Часто на них размещаются чайные беседки. В сухих садах, или садах камней, островки представлены каменной породой интересных форм, установленных на песке. Группы камней могут быть расположены близко к краю водоема или его символического изображения.

Символ триединства Будды, представлен в ансамблях тремя вертикально расположенными камнями. Самый большой камень, который всегда находится в центре, представляет Будду, а два поменьше, помещенных рядом, представляют собой бодхисаттв.

Деревья и растения, используемые в саду тесно переплетены с духовной и физической жизнью японского народа. Сосна является основным структурным деревом. Традиционно его называют «Токива» — вечнозелёная. Сосна символизирует долголетие и счастье. Черные и красные сосны представляют позитивные и негативные силы в мире. Японская черная, или мужская сосна, символизирует собой прошлое, а красная, или женская –будущее.

Бамбук и сливовые деревья часто представлены в композиции. Комбинация сосны, бамбука и сливы символизирует благоприятные обстоятельства. Слива — воплощение энергии и символ терпения, благодаря способности к раннему цветению после суровой зимы.

Эстетика парковых ансамблей

Уникальная японская эстетика традиционных садов проистекает из дзэн-буддизма. Влияние религии из Китая осуществлялось в два этапа. Первые веяния буддизма в стране относятся к периоду правления династии Тан, дзен концепции пришли из китайской эпохи Сун. Японские монахи, возвращающиеся из Китая, привезли учение, а вместе с ним и предметы искусства, которые высоко ценились аристократией, верующими и воинами того времени. Влияние на искусство и архитектуру Японии были невероятно впечатляющими и продолжительными.

Эстетическая ценность японского стиля заключается в кажущейся простоте, естественности, утонченности. Отличает традиционный стиль и использование наводящих символов, а не прямолинейных решений. Монастырские садово-парковые ансамбли, представляющие «Путь Дзен» славятся использованием асимметрии, с применением совершенных форм и использованием не четных элементов композиций.

Для того, чтобы постичь сущность вещей, все несущественные элементы должны быть отброшены. Изобразительное искусство той эпохи, выраженное черными чернила суми, убеждало ценителей, что монохромное изображение позволяет узреть бесконечные варианты оттенков. Эта тенденция перенеслась и в японскую эстетику садов, где преимущественно преобладал монохроматический зеленый цвет. Цветы призваны были лишь выгодно подчеркнуть и возвысить ценность цвета основного.

Элементы японского сада

Важное понятие для японского садово-паркового ансамбля — «простота», которую не следует путать с однообразностью и монотонностью. В понятие закладывается достижение максимального эффекта минимальными средствами. Чайные домики или беседки частично скрыты за деревьями или оградами. Каменные фонари устанавливаются рядом с деревьями и кустарниками, чтобы не становится главными объектами осмотра. Красочные аксессуары исключаются. Приветствуются природные приглушенные цвета.

Постройки, мосты, заборы, дорожки проектируются с использованием естественных материалов. Дизайнер сада должен скрывать свои творческие инновации и креативные идеи под видом природы. Скрупулезно обрезанный бонсай, должен казаться вековым деревом, выросшим естественным образом.

Пруды, фонтаны, водопады и мосты

Пруд, является одним из основных элементов в японских садах. Для соответствия естественному аналогу, техногенные пруды асимметричны. Берег водоемов обычно подчеркнут камнями. Поток воды из водопада или ручья, устремленный к пруду символизирует человеческое существование: рождение, жизнь и смерть. Звук и внешний вид воды меняется по ходу следования от бурного и стремительного потока до безмятежной тишины спокойной глади.

Фонтаны иногда располагаются у подножия холмов, на его склонах или в сени леса. Нередко использование источников и колодцев. Это сделано как для функционального использования, так и из эстетических целей.

Мост является как продолжением дорожек, так и декоративным дополнением. Традиционно деревянные опоры мостков остаются необработанными. Мосты, пересекающие песок в садах камней не несут функциональной нагрузки. Это исключительно декоративное устройство, используемое для духовной медитации. Каменные мосты, выполненные без поручней, подчеркивают, как декоративность сооружения, так и настраивают на духовный лад, убирая преграду между гостем и окружением. Мосты бывают разных форм и стилей. Используемые материалы варьируются. Применяют как обработанные, так и необработанные камни, разные виды древесины. Планируя несколько мостов, стараются избежать повторения, чтобы добиться эстетического разнообразия.

Садовые растения и деревья

Деревья и растения добавляют японским садам свой уникальный характер. Если европейские сады отличает красочность и разнообразие деревьев, кустарников и цветов, то японские садово-парковые ансамбли гордятся своими преимущественно зелеными, а зачастую и вечнозелеными деревьями. Однако японские сады не всегда были монохромным. В классическом саду 10-12 веков сосны дополнялись черешнями, абрикосовыми и сливовыми деревьями. Декоративные цветущие кустарники украшали не только парки, но и внутренние дворы. Неизменно лишь обрамляющее камни расположение крупномерных и маломерных растений. Их предназначение заключается в попытке собрать ландшафт в единый ансамбль, внести плавность в пейзаж и задать базовый характер пространства. Среди лиственных растений преимущественно используются клены. Покровный слой дополняется различными мхами, осокой и лесными цветами. Растения призваны подчеркивать быстротечность времени и неизменность чередования времен года. Цветущие однолетние растения не в почете. Быстрое и пестрое цветение мешает сосредоточенью. Исключается использование клумб, газонов и цветников. Выигрышно смотрятся стволы деревьев и пни.

Садовые тропинки и дорожки

Тропинки, как и многие другие элементы японского сада, уходят своими корнями к традициям проведения чайной церемонии. Они стали характерной чертой разнообразных ландшафтов. Изначально каменные тропинки служили альтернативным путем, позволяющим миновать покрытые мхом участки. Плоские ступеньки служили не только для сохранения травы, а также для облегчения в ориентировании посетителя при перемещении к определенному визуальному объекту.

Камни располагаются с переменным интервалом, составляя не повторяющиеся узоры. Дизайнер тщательно размещает камни, обращая особое внимание на форму, цвет и размер. Каменные ступени располагают возле веранды, входа в дом, или в чайную комнату. Планируется, что гость разуется и оставит свою обувь на ступеньке перед входом. Противопоставление природных и искусственных камней в естественной среде подчеркивают образ.

Ограды и стены

В японских традиционных садах используется три типа оград: невысокий короткий забор от дома до сада, внутренний забор и внешняя ограда. Наружное ограждение — это первое сооружение, которое встречает при приближении к саду. Оно обычно реализуется из толстых плотно собранных ветвей, являясь своеобразной защитной стеной. Тем не менее внешний вид зависит от типа сада, который оно окружает. Например, ландшафтный садовый забор не реализуют массивным, чтобы сохранить иллюзию обширной территории.

Часто используются бамбуковые ограждения. Они могут быть различных текстур и узоров, являясь фоном для выгодной подачи растений и цветов. Внутренние ограды, как правило, не сплошные, служат перегородками. С их помощью подчеркивается легкость и естественность пространства.

последнее обновление 13.02.2016.

Издревле японцы — оседлый народ. Вся жизнь их проходит внутри четко ограниченного пространственного круга, где каждая вещь находится на положенном ей месте — внутри, а не во вне — в неупорядоченном хаосе. Поэтому и японские здания оказываются внутри намного больше, чем кажутся снаружи. Этот поразительный зрительный эффект достигается чрезвычайно продуманной организацией интерьера, его умелым использованием: каждая вещь находится на своем месте и предельно функциональна.

В одном из древних японских мифов, божество земли Идзумо, поняв, что управляемая им земля мала, решило увеличить ее пределы. Но не за счет привычного европейцам завоевания, оно просто взяло и притянуло своей мифологической веревкой другие территории.

Так же поступили японцы и с природой, «притянули» к своему жилищу часть природного мира, при этом сильно уменьшив его размеры. Так во времена Хэйан появились знаменитые японские декоративные сады — миниатюрный слепок с живой природы. В этих садах есть и море, и острова, и горы, и реки, и леса. Только очень маленькие и, к тому же, целиком окруженные стенами усадьбы. В саду бывал устроен даже буддийский рай. Дело в том, что крошечные островки в «океанском» пруду нередко соединялись с сушей горбатыми мостиками. И только к одному из островов, называемому «Райским», никакого моста не вело, потому что и в настоящий рай попасть не так просто. Именно в этих садах, а не в настоящих лесах, и произрастают многочисленные виды воспеваемых японцами растений, именно туда прилетают птицы, возвещающие приход весны. А если в саду закуковала кукушка — значит уже и лето пришло.

Так, начиная с периода Хейан, взгляд японца сосредоточился на ближайшем, пространство вокруг него «свернулось», подарив ему возможность замечать самые мельчайшие детали, видеть прекрасное в малом.

Ирис на берегу.
А вот другой — до чего похож! —
Отраженье в воде.
Басё


С момента формирования и по настоящее время, в генеральном плане японских садов почти ничего не изменилось. Исчерпывающее представление о японских садах можно получить из книги «Записки о садоводстве» («Sakuteki» / «Notes of Garden making»), которая была опубликована в XIII веке и является старейшей книгой о японском садоводстве. Многие принципы устроения сада, описанные в ней, актуальны до сих пор.

Существует несколько типов японских садов. В 1828 году Акизато Рито (Akizato Ritou, 秋 里 籬 島) опубликовал дополнение к «Комментариям по ландшафтному саду» (Commentary on Landscape Gardens, TSUKIYAMA TEIZOUDEN KOUHEN, 築山庭造伝後編), в котором выделил девять типов садов (в том числе цукияма (холмистый сад), хиронива (равнинный сад) и карэсансуй (сухой сад)) и далее разделил их на три формы син-гё-со (shin-gyou-sou, 真行草). Понятия син-гё-со используются в любом виде восточных искусств, в таких, например, как чайная церемония, темае (temae, 手 前), каллиграфия и других: формальное син (shin 真), полуформальное гё (gyou 行) и неформальное со (sou 草). Эти формы можно еще рассматривать как полную (син), полусокращенную (гё) и сокращенную (со). Применительно к садовому искусству различия определяются степенью детализации. Процесс обобщения формы сада заключался не в уменьшении количества основных элементов, а в переходе от изобразительного языка к символическому. Ландшафтный сад в развернутой форме был ориентирован на реальную природу в ее разных проявлениях, а символический сад должен был воплотить сущность природы как «формулу мироздания». В частности, отличия форм четко прослеживаются в оформлении родзи, чайного сада, отражаясь как в устройстве самого чайного домика, утвари для церемонии, так и в самой церемонии.

Приведенные ниже изображения, взятые из «Tsukiyama Teizo-den», показывают все три формы равнинных садов.

Син-форма равнинного сада.

Гё-форма равнинного сада.

Со-форма равнинного сада.

Изображения достаточно четко показывают разницу между формальным, полу-формальным и неформальным стилями. Джиро Харада, автор «Сады Японии», в издании 1928 года сравнивает эти стили с нарядами: величавый бальный наряд, элегантное вечернее платье и очаровательное домашнее платье.

Приступая к планировке сада, мастер в зависимости от характера почвы, размера территории и других условий выбирал главный элемент сада - скалы, водоем, деревья, мхи. При этом обязательно учитывалось воспринятое из китайской философии сопоставление двух взаимодополняющих начал - отрицательного и положительного (инь и янь), от которых зависела гармония сада: это вода и камни. Вода могла быть натуральной или обозначенной песком, галькой, а камни, обычно специально отобранные по величине, цвету, форме, фактуре, присутствовали всегда.

В зависимости от ландшафта, японские сады делятся на две большие группы: цукияма — сад с искусственными холмами, и хиронива, равнинный сад. За последнюю тысячу лет были усовершенствованы детали устройства садов, суть же понятий не изменилась. Часто эти два вида сада соседствуют. Давным-давно, главный сад с южной стороны дома аристократа обязательно был холмистым, в то время как между постройками для украшения пространства устраивался равнинный сад. Так, эти два вида садов развивались бок о бок, пока не возникла необходимость выбирать один из них из-за недостатка места. Вошедшая же в XV веке в моду чайная церемония (cha-no-yu), дала огромный толчок развитию и усовершенствованию равнинного сада. Со временем чайный сад выделился в отдельный подвид равнинного сада.

То, что мы обычно представляем себе говоря «японский сад», это сады цукияма.

Цукияма (tsukiyama 築山) — термин, обозночающий холмистый сад, в противоположность равнинному саду (хиранива, hiraniwa 平庭). Холмистый сад характеризуется наличием искусственного холма в сочетании с прудом и ручьем и различными растениями, кустарниками и деревьями. Такие сады особенно выигрышно выглядят с обзорных точек, на которые посетителя выводят хитро расположенные тропинки или ими любуются из расположенных в таких точках зданий: небольших храмов или чайных домиков.

В переводе с японского слово цукияма означает буквально «построенная гора». Раньше такие сады называли касан (kasan 仮山), что можно перевести как «искусственная, рукотворная гора». Сады-цукияма были особенно популярны в начале периода Эдо.

Так же отличительной чертой таких садов является наличие в пруду трех островков: черепахи, журавля и вечной молодости. В китайской и японской мифологии черепаха и журавль — символы долгой жизни и счастья.

Примером могут служить сады в храмах Tenryuji и Saihoji в Киото. Сады в храмах Daigoji Sanboin и Kodaiji в Киото тоже относятся к садам-цукияма.

Дзен-сады: миф или реальность

Наиболее привычным холмистым садом выглядит сад, включающий пруды и ручьи. Но не менее известен и другой тип садов, который мы часто представляем или имеем в виду, говоря о японских садах, это карэсансуй (karesansui / 枯 山水) — «сухие» пейзажные сады, так же известные как сады камней . Из крупных камней выкладывают водопады, извилистые ручьи и пруды, а воду имитируют, насыпая песок или мелкий гравий. Иногда это сделано настолько искусно, что текущую воду можно буквально увидеть. «Сухими» делают не только холмистые, но и равнинные сады. В таких садах большую часть площади занимает песок или гравий, изображающий воду. Кроме него там бывает еще несколько крупных камней, одно или два дерева или куста. Эти сады очень минималистичны. Самые известные из них существуют по сей день в старых храмовых комплексах.

В западной терминологии эти сады называются дзен-садами и они считаются воплощением философии дзен-буддизма. На самом деле этот «туристический термин» возник в конце 20-го века при популяризации японской культуры на западе с легкой руки журналистов и прочих, не слишком разбирающихся в вопросах японских традиций и собственно дзен-буддизма. Возникновению заблуждения поспособствовали и фотографии монахов на фоне «сухих» садов. Опять же, на самом деле, монахи медитируют не лицом к саду, а лицом к стене. А принципы дзен-буддизма говорят о том, что дзен внутри нас, а не в окружающей среде.

А если подробнее, то впервые слова «дзен» и «сад» встретились в одном предложении в книге «100 садов Киото» американского автора Лорейн Как (Loraine Kuck), изданной в 1935 году. Натолкнул автора на эту мысль, вероятно, ее сосед, писатель и преподаватель философии дзена. В последствии Лорен стала «Мадам Блаватской японских садов». До 1950-х ни в японских исторических трудах, ни в японской садоводческой литературе упоминаний о дзен-садах не встречалось. Однако сейчас этот термин популярен как на западе, так и в самой Японии. Вообще, монахи одной из трех крупнейших буддистских школ, Сото (曹洞宗), полностью отвергали такое роскошество как сады. И Мусо Сосэки (夢窓 疎石 , 1275 - 20 октября 1351), дзен-монах школы риндзай, один из известнейших мастеров садового искусства времен сёгуната Асикага, подвергался суровой критике и со стороны своих собратьев, и со стороны других дзен-буддистских школ, поскольку «люди, практикующие дзен, не должны строить сады» (Tim Hansken is an Asian linguist and garden builder from Occidental, CA.). Самый знаменитый дзен-монах 20-го века Кодо Саваки так говорил «…Японская садовая архитектура очень тонка: мастера доводят их искусство до такой степени, что они компонуют, еще компонуют, пока не дойдут до точки, где это наконец-то выглядит, как будто бы выросло само собой - это считается самой высшей точкой садовой архитектуры. Вопрос только в том, почему же сразу не наслаждаться живой природой?»

Почему же так случилось, что зачастую в Японии не только обычные люди, но монахи при храмах, называют «сухие» сады - дзен-садами? Ответ, в принципе, несложен. В Японии в разговорах тема садов и любования природой поднимается так же часто и является столь же обычной, как и разговоры о, например, кулинарии или работе. Садов в Японии много, они открыты для публики, вход недорог и потому, они любимы и часто посещаемы. В то время как от религии, и в том числе дзен-буддизма, современные японцы далеки. А храмы в Японии в большинстве своем, имеют ограниченное финансирование, и поэтому туризм является для них одной из важнейших статей дохода. Вот и добавляют они к красоте прихрамовых садов мистические элементы, философские мотивы и поэтические загадки для привлечения туристов, как западных, так и своих, родных (Tamao Goda is JOJG’s art director and chief Japanese garden researcher).

Говорить же о том, что эти сады располагаются только рядом с резиденциями (houjou / 方丈) настоятелей храмов и монастырей будет неправильно. Они могут быть созданы рядом с любым домом, рестораном и вообще в любом месте. При храмах же обычно существуют большие сады, созданные в разных стилях и «сухой» сад всего лишь один из них.

Основными элементами «сухого» сада являются камни и песок (или гравий), символизирующий море или, в широком смысле, просто воду. Вообще, воду в таком саду обозначают определенным образом расположенные камни, создающие так называемый сухой водопад (karetaki / 枯滝) и узоры, создаваемые граблями на песке — сухой ручей (karenagare / 枯流). Растения в таких садах неважны и зачастую отсутствуют. И если в период Муромати они еще умеренно используются, то в начале периода Эдо их сменяют мхи и единичные крупные растения у задней стены. Так же эти сады отличаются тем, что предполагают «любование» с одной точки, причем сидя (не всегда, но чаще всего). Камни часто символизируют китайские горы и носят их названия.

Само слово карэ сан суй взято из справочника садового искусства конца 11го века, «Сэндзай Хисё» или «Сакутэйки» («Sakuteiki» / «Руководство по созданию садов» / 作庭記) и относится скорее к садам периодов Муромати, Момояма и Эдо, в то время как сады более позднего периода называют коюки карэ сан суй (kouki karesansui / 後期枯山水). А «сухие» сады, точнее способы расположения камней в саду, периода Хейан историки называют дзенкишики карэ сан суй (zenkishiki karesansui / 前期枯山水). Из-за схожести этих садов с китайской пейзажной монохромной живописью (suiboku sansuiga / 水墨山水画), особенно времен Китайской Империи Сун (Hokusou / 北宋) (960-1126), сады карэ сан суй так же называли суибоку сансуйгашики тейен (suiboku sansuigashiki teien / 水墨山水画式庭園) или хокусоу сансуигашики тейен (hokusou sansuigashiki teien / 北宋山水画式庭). Как и на картины, на эти сады нужно было смотреть с одной, сидячей точки зрения.

Самый первый такой сад был создан в Камакуре при храме Kenchoji, основанном в 1251 году. Этот храм и монастырь при нем объединял и возглавлял 5 великих дзен-монастырей, которые процветали в эпоху Камакура (1185-1333).

В настоящее время самые известные сады камней находятся в Киото при храмах Рёандзи (Ryoan-ji) (www.ryoanji.jp/top.html) и Daitokuji, они созданы еще в период Муромати. Самый известный японский «сухой» сад, это, конечно, Рёандзи, Храм Мирного Дракона (Ryoan-ji, Temple of the Peaceful Dragon) — сад 15ти камней и песочного «моря». Здесь, окруженные с 3-х сторон низкими стенами, на ровной площадке, покрытой песком, находятся 15 камней разных размеров, сгруппированные совершенно необыкновенным образом. Этот уникальный сад, созданный Со-ами, иллюстрирует историю о тигре, спасающемся вплавь с одного острова на другой со своими тремя детенышами, один из которых, как ни странно, леопард. В этом саду нет дерева или куста, но есть деревья за стенами сада и они создают прекрасный задний фон. Секрет этого сада в том, что камни расположены таким образом, что где бы вы не встали, видеть вы будете только четырнадцать камней. Цветовое разнообразие создают лишь редкие полоски ярко-зеленого мха возле некоторых камней, что делает Рёандзи одним из самых лаконичных и абстрактных садов в Японии.

И именно с этого сада и начался миф о дзен-буддистких садах. Снимок буддийского монаха, медитирующего перед этим садом, сделанный американским фотографом, стал известен во всем мире. И, тем не менее, является обманкой. На самом деле, это древнее синтоистское место, а вовсе не буддийское. И сад не был ни создан дзен-буддистким монахом, ни служит местом дзен-медитаций. Хотя даже в туристических проспектах, которые можно взять в самом саду, пишут о дзене. Некое туристическое завлекалово, поскольку прикоснуться к чему-то глубокому и мистическому всегда завлекательнее, чем просто к красивому.

продолжение следует…

Использованная литература:

  1. А.Н.Мещеряков «Книга японских обыкновений»
  2. A-TO-Z PHOTO DICTIONARY OF JAPANESE BUDDHIST STATUARY http://www.onmarkproductions.com/html/buddhism.shtml
  3. JAANUS — Dictionary of Japanese Architectural and Art Historical Terminology compiled by Dr. Mary Neighbour Parent . http://www.aisf.or.jp/~jaanus/
  4. «The Gardens of Japan» by Jiro Harada, of the Imperial Household Museum, Tokyo, 1928.

Comments (1)

огромнейший труд. сколько ж сил на это потрачено …

Статья посвящена одному из самых самобытных и ярких стилей этнического направления ландшафтного дизайна — японскому саду. Для его создания необходимо не только изучить стилистику и принципы устройства ландшафтного дизайна, но и постичь философскую и духовную составляющую паркового искусства Японии.

Этническое направление ландшафтного дизайна — это способ придать участку индивидуальный и неповторимый вид, создать для себя и своих близких атмосферу и антураж полюбившегося этноса. Очень многие этнические сады вступают в противоречие с существующей экосистемой. Результатом серьезных усилий и материальных затрат становится создание на участке уменьшенной копии какой-либо части света со своими законами, концепцией, колоритом.

Этнический стиль ландшафтного дизайна многоцветен, разнообразен, непредсказуем, как и сами этносы, населяющие Землю, однако некоторые общие принципы построения этнических садов выделить можно:

  1. Все элементы ландшафтного дизайна и архитектуры должны соответствовать выбранному стилю. Это касается всего: сооружений, ограждений, малых форм, водоема и растений. Именно поэтому достаточно сложно переделать уже обустроенный участок в этническом направлении.
  2. Важно привести в соответствие и сам ландшафт. Например, для скандинавского или альпийского стиля потребуются скалы и склоны гор. Именно поэтому дизайнеры советуют отталкиваться от природных особенностей участка, а не наоборот.
  3. Продуманные малые формы и предметы быта выбранного этноса — способ сведения всех элементов воедино, создания национального колорита.
  4. В каждой стране есть свои национальные цвета. Их использование помогает сделать стиль узнаваемым.
  5. Растения выбранной части света — логическое завершение стилистического образа. Они должны быть ухоженными и цветущими. Не стоит пытаться развести те растения, которые категорически не смогут жить в нашем климате, в этом случае стоит продумать устройство зимнего сада, где теплолюбивые растения могут пережить суровую зиму.
  6. Использование только природных, натуральных материалов — обязательное условие создания любого ландшафтного дизайна в этническом стиле.

Идейная составляющая японского стиля

Японцы считают, что сад является своеобразным отражением души хозяина. Именно поэтому каждая деталь в нем имеет важное символическое значение.

Отрицание духовной составляющей, небрежное отношение к концепции — недопустимая ошибка при устройстве японского сада. Никакая стилизованная мебель, предметы быта или бессмысленно нарисованные иероглифы не смогут вдохнуть в участок дух Японии, не сделают стиль узнаваемым. И хотя это общее правило для всех этнических садов, японский стиль особенно чувствителен к степени философского осмысления и воплощения традиций и верований в ландшафтном дизайне.

Конечно, для устройства ландшафтного дизайна в японском стиле не потребуется глубокое изучение философии дзен, но знать основные принципы этого мировоззрения, в применении к ландшафтному дизайну, важно:

  1. Гармония и духовность.
  2. Символизм, сакральность каждого элемента.
  3. Естественность. Стиль не терпит никаких элементов и украшений, не свойственных окружающей природе.

Типы классических японских садов

Классические японские сады делятся на типы. Это деление имеет под собой серьезное духовное и символическое обоснование:

  • дворцовые;
  • храмовые;
  • сады чайной церемонии;
  • сады у жилого дома;
  • абстрактные сады.

Каждый стиль имеет свои отличительные особенности, но в современном ландшафтном дизайне нашли свое применение в основном последние три типа.

Вопросы зонирования японского сада

Очень важной особенностью японского сада является «контролируемый масштаб». Он не должен создавать впечатления тесноты, замкнутости. И хотя может показаться, что минимализм и небольшие размеры как раз и отличают японский стиль от большинства этнических садов, это абсолютно не верно. Японский стиль гораздо более «мощный» и объемный — даже небольшой участок должен символизировать целый мир.

Можно выделить несколько общих правил зонирования, присущих только японскому стилю:

  1. Прямоугольная или квадратная форма участка.
  2. Плавность переходов и линий.
  3. Центр композиции — либо водоем, либо камни. При этом необходимо соблюдать «зону пустоты» — оставляя пространство вокруг центральных элементов доступным для обзора с любой точки сада.
  4. Ассиметрия и уникальность, нечетность. Ни один элемент сада, ни одна зона не может быть парным, иметь аналогов по пропорциям и размерам.

Цветовые решения

Японский сад почти одноцветен. Пестрота, яркие краски, которые обычно отличают этнический стиль, в данном случае, наоборот, вносят диссонанс и искажают стилистику. Природная цветовая гамма во всех ее оттенках — вот основное и единственно возможное цветовое решение. Зеленый, серый, коричневый должны стать преобладающими.

Чисто белый цвет, являющийся у японцев цветом траура и тоски, в оформлении участка использовать крайне нежелательно.

Дорожки

Все дорожки в японском саду должны иметь произвольные очертания и плавные изгибы.

Строгая геометрия и наличие углов — исключены. При этом ширина дорожек значения не имеет. Их мостят из плоских булыжников или используют натуральное дерево. Допускается определенная «запущенность» и «состаренность» исходного материала. Гравийные или песчаные дорожки, наоборот, содержатся в идеальном порядке, равняются граблями.

Ограждения

Японский стиль предполагает покой и уединенность. Поэтому вполне допустимо высокое каменное ограждение. Высокие каменные стены помимо своего функционального назначения послужат идеальным фоном для общей композиции.

Особенно стильно смотрятся стены, покрытые мхом или лишайником, выращенным по специальной технологии. Также наружные ограждения могут быть глинобитными, бамбуковыми или деревянными. Важно только помнить о натуральном цвете, в случае если понадобится покраска или побелка.

Внутренние ограждения лишь символически делят участок на зоны. Они должны быть сквозными и не затруднять общий обзор.

Малые формы

Как и всем элементам сада, малым архитектурным формам придается большое смысловое и стилистическое значение, для их создания используются только натуральные материалы — дерево или камень. Очень популярным материалом, который часто используется дизайнерами, является бамбук. Из него делаются арки, разделительные ограждения, садовые ширмы.

К традиционным для японского сада малым формам относятся:

1. Стилизованные фонари (чаще всего каменные). Их располагают вдоль дорожек, мостков, над скамейками и композициями растений.

На небольшом участке большой красивый фонарь может стать центром композиции, неся смысловую нагрузку.

2. Пагоды, устанавливаются на самой высокой точке участка.

Специализированные магазины предлагают готовые пагоды из различных материалов, но вполне можно возвести это ритуальное сооружение своими руками из натурального камня или дерева.

Важно: пагода должна быть выше фонарей как минимум в 1,5 раза.

3. Скамейки без спинок и низкая садовая мебель (только из камня или дерева).

4. Уникальными элементами японского стиля являются внутренние деревянные калитки, которые встраиваются в композиции.

5. Деревянные мостики устанавливаются не только над водоемами, они могут служить продолжением дорожки, выполняя чисто декоративную функцию.

6. Беседка в японском саду — место уединения и созерцания.

Ее лучше всего расположить так, чтобы открывался максимальный обзор, но при этом она не отвлекала внимание от центра композиции.

Вместо беседки можно использовать открытую террасу или возвести закрытый чайный домик

7. Скульптуры.

Хотя скульптуры в национальном стиле — отличный способ стилизации сада в большинстве этнических садов, в японском стиле есть свои нюансы. Некоторые ландшафтные дизайнеры считают их не свойственными традиционно японской садовой культуре. В любом случае к вопросу стоит подойти со всей серьезностью, если принято решение установить скульптуру, то это должны быть стилизованные изображения таких животных, как восточный лев, черепаха, журавль.

Особенно осторожно нужно отнестись к установке статуи Будды, как несущей определенное религиозно-культовое значение.

8. Фольклорные элементы внесут в общий стиль больше правдоподобности. Например, водяное японское пугало «шиши-одоши» из бамбука.

Водоемы

Идеальным решением для японского сада является пруд. С его помощью создается один из главных стилистических приемов стиля — зеркальность.

Водная гладь должна отражать самые красивые картины пейзажа, создавая тем самым иллюзию бесконечности. Очень интересным стилистическим приемом является размещение у водоема японского фонаря. Иногда его устраивают над водой, так, чтобы его пламя отражалось в воде.

В оформлении пруда широко используются большие валуны. Очень часто устраивается один или несколько островков, соединенных невысокими мостиками.

Также к традиционным японским водоемам относятся:

1. «Звенящие» водопады, в которых вода падает с большой высоты, издавая чистый и громкий звук и разбрасывая брызги. Материалом для устройства фонтана должен служить только натуральный камень.

2. Тсукубаи — каменные сосуды с водой, встроенные в композиции из растений, камней. Рядом с сосудом, можно поместить фонарь, повесить бамбуковый ковш.

3. Каре-сансуи — сухой пейзаж из гальки и песка, имитирующий водоем.

Мини-сады

В ландшафтном дизайне очень часто стилистика упомянутых в начале статьи типов используется для создания мини-садов. Таким образом оформляется в японском стиле не весь участок, а лишь его часть. Это отличный способ создать на участке уголок Японии, не меняя уже устроенный ландшафтный дизайн. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные варианты мини-садов.

Сад цубо

В переводе с японского звучит как «кувшин». В соответствии с названием устраивается на очень небольшой площади в укромном уголке сада. На площади в несколько квадратных метров создается стилистически узнаваемый, полноценный японский сад.

Единственное, что отличает сад цубо от большого японского сада — растения для него лучше высаживать одного вида. Например, только бамбук.

Чайный сад

Место, где проводится чайная церемония. Обязательно наличие «тсукубаи», чайного павильона, низенькой скамейки без спинки (матиая). Чем проще и скромнее выглядит чайный сад, тем лучше. Ничто не должно отвлекать от церемонии. Главное условие — чистота и ухоженность.

Сад камней

Каменный сад несет глубокую философскую нагрузку, поэтому требует ознакомления с основами и принципами. Представляет собой нечетное количество камней (имитирующих острова), разложенных в определенном порядке на песке (имитирующем море). Требует тщательного ухода и даже полива.

Сад бонсай

Его можно устроить на всей территории участка, а можно занять карликовыми деревьями лишь совсем небольшой, не более метра, клочок земли. В саду бонсай в горшках располагаются самые обычные деревья, которые выращивают, подстригая особым образом крону и корни. В результате такой «формовки», дерево вырастает карликовым, с задуманной хозяином формой кроны.

Устройство японского сада дело непростое, требующее не только материальных затрат, но и духовных усилий. Но в результате участок превратится в уголок умиротворения, покоя, гармонии с миром и самим собой.

Продолжительная у меня вышла пауза в Изучении... Другие дела уволокли сознание в сторону. Не хватает центризма, да...
Как правильно заметил мой добрый, озорной и... легче лебединого перышка Друг Пух, сад без хозяина покрывается пылью. Где тут моя жидкость для придания блеска изделиям из... ?:))) Ну, вобщем:) двигаюсь в изучении далее.

Мне очень понравился в Изучении японского сада цикл статей автора Фоминой А.И. Статьи отмечены мною тем, что чувствуется их авторство... проживание описанного сделанным (она практикующий дизайнер).
Я размещаю ее статью с небольшими корректировками и сокращениями, а также добавлю интересные моменты и фотографии.

"Создать сад - значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца."
Ван Вэй,
китайский художник (1699-1759 гг.)
(...слово "закончив" здесь я бы заменила словом "воплощая")

Садово-парковое искусство Японии, более чем какое-либо другое, выражает своеобразное идейное отношение японской нации к природе. Шло время, менялись эпохи. Но не менялось в Японии это особое отношение к миру природы. А во время невзгод и социальных потрясений природа и японские сады оставались, пожалуй, одним из немногих мест, где человек чувствовал себя спокойно и комфортно.
Природа в Японии всегда была объектом искусства, а не фоном для него (как на Западе).

Пейзажный стиль японского сада
Основательно - как явление - японский сад формировался в Х-ХII веках.
В ХIV-ХVI веках садово-парковое искусство Японии достигает наивысшего расцвета.
Основным ссложившимся тилем японского сада стал пейзажный. Заимствованный из Китая, он был доведён японцами до филигранного совершенства на основе национальных традиций и самобытной культуры.
На протяжении веков мастера японского сада использовали одни и те же компоненты: камни, галька, песок, вода, сосна, бамбук, мох и т.д. Компоненты сада были всё те же, но использовались они в разных эпохах, которым присущи свои культурные, религиозно-философские и эстетические особенности.
Стиль японского сада, оставаясь пейзажным, продолжал свое развитие, эволюционировал. Рождались новые разновидности садов японского пейзажного стиля, с характерными признаками конкретной эпохи.
Стилистику японского сада сформировала сама природа Японии: острова, омываемые великими водами, красивейшие горы, реки, уникальный растительный мир.
В зависимости от функционального назначения и имеющейся площади, японский сад может быть большим, как парк. Но он может быть и миниатюрным - площадью всего в 1-2 кв.метра.

Cады при императорских дворцах
Cады при императорских дворцах - самые первые сады, создававшиеся под влиянием садового искусства Китая и Кореи. Они пришли в Японию в VI-VII веках, и до нашего времени не сохранились из-за междоусобных войн, пожаров, стихийных бедствий.
В этих садах обязательно было искусственное озеро и остров, соединявшийся мостиком с берегом.
Придворная знать во главе с императорской семьей проводила время в саду с обязательным катанием на лодках, с прогулками по берегам озера.
Конечно же, по образу и подобию этих садов аристократы стали создавать сады и в своих усадьбах.
Заимствованное извне садовое искусство на японской земле очень быстро стало сплавляться с местными верованиями, со своеобразным отношением японцев к природе и своеобразным образом жизни, отличным от других стран. Это взаимопроникновение вскоре явило свету совершенно новый вид искусства - искусство японских садов.
Так появляются японские дворцовые и усадебные сады.

В Японии IХ-ХII века - это время высокого расцвета поэзии, музыки, садового искусства. Сад становится неотъемлемой частью культуры нации с его чёткой эстетической направленностью.
Искусство Японии периода Хейан, в том числе и садово-парковое, приобретает национальное звучание, очаровывая оригинальной самобытностью.
Дворцовые и усадебные сады этого времени имели двойное назначение. Они были светскими: в них отдыхала, развлекалась и праздновала знать. Но это было время культа Будды Амиды. И сады этого периода, хотя и светские в основе своей, всегда были проникнуты духом религиозно-философского отношения к природе.
Это был период формирования первого чисто японского стиля садов - стиля Дзёдо , или природного пейзажа (Дзёдо - "рай, чистая земля, совершенство").
Обязательными компонентами садов стиля Дзёдо были:
- храм;
- озеро с изрезанной береговой линией;
- острова в озере, символизирующие горы (в том числе, священную гору Сумеру - центр буддийского мироздания, или же гору Хорай - обитель бессмертных).
Создаваемый в саду пейзаж, должен был быть копией какого-то конкретного природного пейзажа.

Развитие садово-паркового искусства Японии
Конец ХII века и начало ХIII века в Японии - время социальных потрясений и кардинальных перемен. Приход к власти самурайского сословия повлёк за собой изменения во всех областях жизни общества. Не обошли стороной эти изменения и садово-парковое искусство Японии.
К этому времени в японские национальные верования, культуру и философию прочно вошло одно из направлений буддизма - дзен. Отличительной особенностью дзен была его направленность в первую очередь на человека, а не на абстрактные понятия .
Укрепление духа, понимание законов мироздания, постижение истины через самосовершенствование - эти дзенские постулаты были созвучны времени. Они быстро нашли глубокий отклик у населения в силу очень сложного исторического периода. Каждый стремился найти ответы на многочисленные вопросы, рождённые смутным временем. И дзен-буддизм, с его близким к синтоизму мировоззрением и ориентацией на конкретную личность, входил в жизнь нации, становясь не только религией, но и образом жизни. Дзен, в силу своей гибкости и практичности, очень хорошо вписывался в идеологию пришедших к власти самураев.
В японской культуре есть замечательное качество: с появлением нового, не уничтожать старое, но, изучив и видоизменив в соответствии со своим мировоззрением, соединить это новое с уже имеющимися достижениями. В результате такого подхода в искусстве появляются новые течения и направления, но с чисто японским колоритом.
Так, классический буддизм, пришедший в Японию извне, получил здесь новое звучание в форме религиозно-философского учения - дзен-буддизма. Развитие его на японской почве привело к созданию особого типа садов - храмовых и монастырских.

Храмовые и монастырские японские сады
Рождённые культурой дзен, храмовые и монастырские сады были отличны от всех предыдущих садов. Они могли вовсе не иметь растений или самое минимальное их количество. А вот камни, песок и галька стали в саду "главными героями".
Так родился новый тип японского сада, ставший наряду с сакурой, визитной карточкой Японии - японский сад камней.
Сад камней ещё называют в Японии символическим садом, или философским садом. Это одно из самых загадочных для невосточного человека явлений. Ни в одной мировой культуре не встречается больше такого сада.
Основной принцип при создании символического сада - подражая природе и учась у неё, в малом создать большое.
Создаваясь при храмах или монастырях, японские сады предназначались для созерцания. Территория сада искусственно замыкалась забором, обмазанным глиной и побеленным. Забор мог быть из бамбука, дерева, или же в виде живой изгороди.
В отгороженном забором саду, как в своеобразном микромире, размещались песок, камни, морская галька, мхи, расположенные согласно тщательно продуманной композиции, символизирующей Вселенную.
Искусство сада камней возникло из условий жизни Японии того времени - как стремление постижения идей дзен-буддизма через уединённое самоуглубление, созерцание, медитацию. Сад камней объединил в себе символизм, минимализм и, в то же время, естественность.
Сад храма Рёандзи ("храм Умиротворённого дракона") - вершина японского искусства садов камней.
РЁАНДЗИ - буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава ИэЯсу. С конца ХVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.

Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад - 30 м, с юга на север - 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма.

Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз - другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзэн-буддийский монах Соами показывал людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что эта иллюзия символизирует непознаваемость мира, и узреть все камни сразу способен лишь тот, кто достиг просветления.


Еще одна загадка сада - в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.

Абстрактный японский сад
Абстрактный сад похож на предыдущий, но считается, что абстрактные сады не имеют аналогов в природе.
И здесь особая роль принадлежит зрителю, который волен мысленно дорисовывать абстрактный сад, быть его соавтором.
Автор этого сада - современный скульптор Казумаса Охира. Он создал свой сад из мелкого гравия, камней и минимума растительности, назвав своё творение очень просто - "Абстрактный сад".
Сад "Сухой пейзаж" был разработан мастерами японского садового искусства для символического изображения воды.
"Сухой пейзаж" - это всегда символическое изображение воды.
Сады с сухим пейзажем дают наиболее яркий пример влияния дзен-буддизма. Они не предназначались для широкого посещения. Такие сады интересны не только оригинальностью и своеобразием, но и тем, что могут быть созданы на самых разных по площади участках.
Сады "Сухой пейзаж" имеют два вида, весьма различающихся внешне:
1. "С водой".
У такого сада "основной герой" - песок или мелкий гравий, символизирующий воду.
Специальными граблями здесь проводятся параллельные борозды. Располагающиеся кругами вокруг камней борозды - символ распространения волн после падения камня в воду, символ отката волн от стоящей на их пути скалы. Борозды большими продольными линиями - символ безмятежного бега волн в просторе океана.
2. "Вода, которая была, но ушла".
Этот тип "Сухого пейзажа" интересен для применения в наших садах, так как предполагает довольно большой набор элементов. Это могут быть оригинально оформленные (при помощи песка, гальки, гравия) водопады, бурные реки или небольшие ручейки в сопровождении соответствующего ассортимента растений.
"Сухой пейзаж" - символ воды, который с успехом может заменить в саду живую воду. И от этого сад в японском стиле не только не потеряет своей оригинальности, но будет более "японским".

Японский сад чайной церемонии
Дзэнская культура создала ещё одну замечательную разновидность японского сада - сад чайной церемонии. Он был новым не по форме, но по его функциональному назначению. Новым в этом саду было лишь наличие специального сосуда Тсукубаи для омовения рук.
Сад, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо.
Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.
Постепенно чайная церемония становится неотъемлемой составляющей культуры Японии - сначала в буддийских монастырях какчасть ритуального действия, а потом в придворной среде в виде утончённого развлечения; затем и в остальных слоях общества, в виде собраний за чашкой чая.
Сад чайной церемонии характеризуется небольшими размерами, его обязательные части:
- дорожка, ведущая к Чайному домику;
- скамья ожидания, где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик;
- сосуд для омовения рук;
- каменный фонарь.
Дорожка имела покрытие из неровных камней, что заставляло любого посетителя, независимо от ранга, смотреть себе под ноги. Были и специально выровненные участки дорожки, где посетители, останавливаясь, могли полюбоваться садом.
Вход в чайный домик был очень небольшого размера, и каждый входящий должен непременно наклониться, а имеющий меч оставить его у порога. Всё это символизировало равенство всех гостей, вошедших в Чайный домик.
Сформировался окончательно стиль чайных садов Японии в ХVI веке, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской дзен-буддийской культуры.

Японские сады у жилого дома - тсубонива
Проблема нехватки земли на территории Японии существовала всегда, а с XIX века она стала наиболее острой. Это привело к созданию малых садов у жилого дома.
При строительстве дома, с внутренней стороны двора оставлялись небольшие открытые участки для проветривания помещений. И там делались совсем маленькие садики - цубонива (тсубонива). Они "позаимствовали" из устройства чайных садов сосуды для омовения рук, стоящие рядом с ними фонари, дорожки, ведущие к дому, большой камень - ступеньку при входе в дом.
Композиция сада у жилого дома строится на взаимоотношении фонаря, сосуда для воды - "тсукубаи" минимального набора хвойных или лиственных растений, архитектурных линий дворика и дома.
Из растительности здесь мог быть всего один куст азалии или бамбука, или крохотное деревце.

Японский миниатюрный сад
Миниатюрный сад - это оригинальный способ показать необъятность мироздания на очень маленькой площади. В искусстве создания таких садов японцам нет равных в мире!

Особый менталитет жителей Японии, сформировавший культурную жизнь этой страны, не мог не найти своего отражения и в садово-парковом искусстве. Бережный подход к природе и стремление сохранить ее первозданную красоту, кропотливость в подборе растений и скрупулезная планировка пространства, символизм в каждой детали и уникальный талант находить и созерцать прекрасное в малом – эти черты позволили сформировать особый ландшафтный дизайн, который мы называем японским садом .

История появления

Японский стиль в ландшафтном дизайне появился очень давно: почти полторы тысячи лет назад. Он плотно переплетается с историей культуры страны восходящего солнца. Для благородного японца или японки обладание обостренным чувством восприятия эстетической стороны мира было одним из главных достоинств. Сформированный под воздействием этого принцип «очарование вещей» - мононо аварэ - играл важную роль в жизни людей того времени.

Типичным примером из раннего садово-паркового искусства Японии является императорский дворец (VII вв.) в г. Хэйан. Характер пейзажного парка складывался под влиянием Китая, однако был наделен своей особой идеей и стремился к сохранению естественности. Ассортимент растений составляли цветущие декоративные деревья и кустарники, такие как вишня, слива, азалия, сакура, керрия, ирисы и хризантемы. Уже тогда при подборе растений японцы руководствовались их символическим смыслом: сосна – долголетие, бамбук – стойкость и др. В саду участвуют такие элементы ландшафта, как горы и реки, присутствующие в их уменьшенных копиях – холмиках и ручьях, озерах и островках. В связи с ростом населения и плотности застройки появляются внутренние сады - цубо , вписывающиеся в архитектуру дома. В них не было принято вторгаться, а также ходить по ним, ими можно было лишь любоваться.

С основанием новой столицы - Киото - формируются (IX – XII вв.) так называемые сады чайной церемонии , которые обустраивались прямо перед чайным домиком.

В XIV-XVI вв. сад стал обязательным элементом храмового комплекса. Постепенно декоративность отходила на второй план, уступая место символике. Яркие краски цветения заменяются монохромным и строгим колористическим решением. Вода в озерах и ручейках иногда заменяется на гальку и песок, такой прием называется карэ сан-суй – «сухой пейзаж».

«Сухой пейзаж»

Заимствованный китайский стиль обустройства садов со временем перерабатывается в свой собственный, японский ландшафтный дизайн. Большой пейзажный парк для вольного времяпрепровождения превращается в миниатюрный концептуальный сад, назначение которого состоит в спокойном созерцании и совершенствовании духа.

Характерные особенности

Для всех японских садов характерны общие черты. Ландшафтный дизайнер всегда работает внутри этих канонов, проявляя свое воображение лишь в пределах традиционных правил. Сад в японском стиле подразумевает сочетание минималистичных форм и растений со сдержанностью в цветовой гамме. Лаконичный подход отражен и в расположении объектов на территории ландшафта. Количественные пропорции между вечнозелеными и листопадными растениями должны быть равны соответственно трем к семи . Тонкая философия японского сада - это символизм в каждой детали. С деревьями и предметами интерьера связаны бесчисленные множества примет и поверий, которые складывались веками и являются отражением японской культуры.

Главное правило при создании японского стиля - неуклонное следование природной натуральности, например, дерево, обитающее в горной местности, не может быть посажено рядом с водой. Для того, чтобы оформление ландшафтного дизайна было естественным, обязательно составление асимметричных композиций по правилам:

  1. форма, цвет и позиция растения не могут повторяться;
  2. воображаемые линии, которые соединяют объекты в саду, не могут иметь одинаковую длину, а также они не могут быть параллельными.

Японские сады в изобилии содержат в себе разнообразные малые архитектурные формы, которые могут быть использованы для создания дополнительного антуража: деревянные или металлические ворота и калитки для отделения одной части сада от другой, глиняные и бамбуковые стены и ограждения, которые могут нести в себе как декоративную, так и функциональную нагрузку, цукубаи – каменная чаша для омовения рук, бамбуковая вертящаяся трубка сикаодоси, сквозь которую льется тонкая струйка воды, фонари, пагоды, мостики и беседки.

Классический сад в японском стиле может быть представлен в нескольких видах:


  1. хвойные породы – ели голубая и обыкновенная, микробиота перекрестнопарная, казацкий, виргинский и горизонтальный, сосны обыкновенная и горная, западная;
  2. лиственные деревья – арония черноплодная, вишня войлочная, виды и сорта ивы, клен американский, остролистный и татарский, миндаль трехлопастной, ольха черная, слива обыкновенная, декоративные сорта яблони обыкновенной (для сада большого масштаба подойдут дуб черешчатый, липа сердцелистная, каштан конский обыкновенный);
  3. лиственные кустарники – барбарис обыкновенный, бирючина обыкновенная, бересклет европейский, вейгела, дейция изящная, дерен белый, кизильник мужской, рододендроны, скумпия кожевенная, спиреи Вангутта, серая, японская и ниппонская, форзиция средняя, хеномелес японский;
  4. травянистые растения – анемоны японские, астильбы, толстолистный, ирисы, камнеломки Андерса, луки, очитки, папоротники, пионы древовидные, примулы, хосты, хризантемы;
  5. почвопокровные растения – атрихум волнистый, барвинок малый, будра плющевидная, копытень, кукушкин лён, полия живородящая;
  6. лианы – актинидия коломикта, девичий виноград, жимолость каприфоль, клематис горный, лимонник китайский.

Типичные атрибуты японского сада можно применить в ландшафтном проекте. Например, для зрительного увеличения небольшого пространства можно сделать холмистый рельеф. Чтобы, наоборот, визуально уменьшить территорию, на ней оставляют или делают мощение, сокращают количество высокорослых деревьев и добавляют кустарники и травянистые растения.

Заключение

Особенности быта и культуры японского общества на протяжении веков сформировали особый, неповторимый ландшафтный дизайн. Японский стиль жизни настолько самодостаточен и приватен, что европейскому человеку вряд ли удастся до конца его понять, однако мы всегда можем приподнять завесу и заглянуть в восточную тайну.



Что еще почитать