На поезде из китая в лондон. Крах «украинской мечты»: «Новый шёлковый путь» из Китая в Англию пройдёт через Казахстан и Россию (видео) Дешёвый для жизни

В Лондон прибыл первый товарный поезд из Китая. Железнодорожное сообщение между Китаем и странами Европы интенсивно расширяется в рамках государственного проекта "Новый Шелковый путь", и теперь сделан еще один шаг.

Путешествие заняло 18 дней. В столицу Британии он доставил 34 контейнера с одеждой и другими товарами широкого потребления, произведенными в Поднебесной. Путь поезда пролегал через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу, Германию, Бельгию и Францию.

Теперь по данному маршруту поезда будут отправляться еженедельно. На первый взгляд, могут возникнуть вопросы относительно целесообразности таких перевозок. Однако экономика очень проста: отправка товаров таким путем обходится примерно в пять раз дешевле, чем самолетом, при этом быстрее, чем по морю. Добавлю, Британия стала 18-й европейской страной, с которой КНР установила прямое железнодорожное сообщение, а Лондон - 15-й европейской столицей, куда курсируют регулярные грузовые поезда из Китая.

В направлении КНР также направляется множество поездов. Из Германии, например, они везут мясные продукты, из Франции - вина, а из России - древесину.

Впрочем, речь идет не только о логистике. Власти Китая успешно укрепляют свой проект "Нового Шелкового пути" соглашениями со странами, через которые он пролегает.

Как заявил заместитель министра науки и техники КНР Инь Хэцзюнь, за последнее время было подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере науки и технологий в общей сложности с 49 странами.

"Научные инновации играют позитивную роль для инициативы "Один пояс - один путь", уже достигнуты великолепные результаты... Китай подписал соглашения о сотрудничестве в сфере науки и технологий с 49 странами вдоль "Нового Шелкового пути", а также запустил серию партнерских программ в этих сферах", - цитирует чиновника газета "Жэньминь жибао". Он также заявил, что научные инновации – это один из ключевых аспектов развития концепции "Нового Шелкового пути".

История вопроса

В апреле 2016 г. китайская транспортная компания приобрела 67% акций второго по величине греческого порта Пирей. В дальнейшем порт свяжут высокоскоростной железной дорогой с Венгрией и Германией. В июле начался третий этап работы на спроектированном специалистами из КНР ядерном реакторе в Пакистане, будет профинансировано строительство шоссе, помимо этого китайские компании вложат около $2 млрд в угольную шахту на территории пустыни Тар. Таким образом, за первые 5 месяцев текущего года более половины зарубежных контрактов КНР были заключены со странами, которые расположены вдоль маршрута "Шелкового пути".

Политики КНР работают почти так же интенсивно, как и строители инфраструктуры. В июне Си Цзиньпин посетил Сербию и Польшу, затем отправился в Узбекистан, после чего состоялась встреча с президентом России Владимиром Путиным. В результате этой встречи стороны договорились связать свои инфраструктурные планы с проектом "Нового Шелкового пути". В то же время министры финансов почти 60 стран провели встречу в Пекине, чтобы обсудить созданный для финансирования некоторых инфраструктурных проектов Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ).



Дают по своему осторожные комментарии по поводу открытия нового железнодорожного маршрута из Китая в Лондон. Первый поезд вышел из города Йиву в восточном Китае в воскресенье. Путь в Лондон займет около 18 дней и пройдет 12 тысяч километров через Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Бельгию и Францию. По сообщению китайского новостного агентства Xinhua, груз поезда, среди прочих товаров, состоит из одежды, сумок и чемоданов.

«Китай также использует железнодорожное сообщение в качестве дипломатического метода за рубежом. Китайские производители поездов обратили свое внимание на новые рынки в Африке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии для получения заказов, связанных с железнодорожным сообщением, и в то же время делают ставку на высокопрофильные контракты в развитом мире», - пишет Bangkok Post. В статье называют железнодорожный маршрут между Европой и Азией «достаточно уникальным», поскольку основной грузопоток идет морским путем. Грузы из Азии в Лос-Анджелес по морю доставляются примерно за 10 дней, тогда как в голландский порт Роттердам они могут идти до 30 дней.

На сайте американского агентства Bloomberg также комментируют эту новость. «В то время как поезд из Китая в Лондон может везти около 200 контейнеров по сравнению с 20 тысячами контейнеров на большегрузном морском судне, доставка займет вполовину меньше почти 30-дневного плавания между Восточной Азией и Северной Европой», - пишет Bloomberg. Это позволит «сделать железную дорогу конкурентоспособным вариантом, когда морские грузы задерживаются или пропускают запланированное время отправления, в особенности, по сравнению с воздушной перевозкой, которая стоит в два раза больше», сказал агентству Bloomberg операционный директор британской транспортной компании Brunel Shipping Майкл Уайт.

По стратегии президента Си Цзиньпина Китай изначально выделил около 40 миллиардов долларов на финансирование развития дорог и железных дорог за рубежом, тогда как торговля со странами, расположенными вдоль транспортного коридора, может за последующее десятилетие достигнуть двух с половиной триллиона долларов, сообщают в статье со ссылкой на слова Йао Ганга в 2015 году, занимавшего в то время должность вице-председателя китайской Комиссии по регулированию ценных бумаг.

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕРРОРИСТЫ»

На немецком сайте Deutsche Welle в статье «Террористы по профессии? ИГ вербует боевиков из Центральной Азии» анализируют ситуацию с вербовкой «новобранцев» для сражения на стороне экстремистской группировки «Исламское государство» в (ИГ) из Центральной Азии, называя Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан «выгодной вербовочной зоной». Точное число боевиков ИГ в Сирии из Центральной Азии неизвестно. По оценкам расположенного в Нью-Йорке агентства по стратегической безопасности Soufan Group в декабре 2015 года, около 4700 боевиков ИГ являлись выходцами из бывшего Советского Союза. Более половины из них – российские граждане, в основном, из Чечни, Ингушетии и Дагестана. Второй по размеру группой являлись по приблизительно 500 боевиков из Узбекистана и Кыргызстана.

В статье цитируют некоторых российских экспертов, которые считают, что недавние наступления международной коалиции против ИГ в Сирии и Ираке «скорее всего, привели к смерти большого числа центральноазиатских боевиков», и «многие боевики возвращаются домой через Турцию». Российский эксперт по безопасности Лев Корольков, в частности, отметил, что вступление в ИГ стало «новым типом рабочей миграции» для центральноазиатских боевиков. По его словам, «эксперты считают, что больше людей из Центральной Азии вступают в «джихад» скорее по финансовым, чем по идеологическим причинам». С ужесточением миграционной политики в России и возвращением многих молодых мигрантов из России на родину в Центральную Азию, они могут стать «легкой добычей для вербовщиков ИГ».

После теракта в ночном клубе в Стамбуле, где в новогоднюю ночь погибли и были ранены десятки людей, появилась информация, что это беспрецедентное нападение стало делом рук выходца из Центральной Азии. Его поиски продолжаются. В самой Турции прошла волна возмущения, что теракт мог быть совершен выходцем из Центральной Азии, из региона, который в Турции считают братским и дружественным.

ДЕШЁВЫЙ ДЛЯ ЖИЗНИ

На сербском сайте Numbeo.com опубликовали рейтинг стран мира по стоимости жизни в 2016 году. Казахстан оказался на четвертом месте в этом рейтинге среди самых дешевых для жизни стран мира, после Индии, Молдовы и Пакистана. Самыми дорогими для жизни, по мнению сербского сайта, в 2016 году были Бермудские острова, Швейцария, Багамские острова, Норвегия и Исландия.

Всего на сайте оценили 122 страны по таким критериям, как стоимость аренды жилья, продуктов, ценам в ресторанах и т.п. На сайте поясняется, что параметры оценки даются в сравнении с Нью-Йорком. Индекс потребительской возможности жителей Казахстана, по данным сайта, составляет 59,30 балла, это означает, что жители Казахстана со средней зарплатой могут приобрести на 40,7 процента меньше товаров и услуг, чем жители Нью-Йорка со средней зарплатой. Тогда как стоимость жизни в Казахстане (за исключением аренды жилья), по оценкам сайта, составляет 26,82 балла, что на 73,18 процента дешевле, чем в Нью-Йорке. Издатели сербского сайта заверяют своего читателя, что проводимые ими исследования не подвергаются влиянию каких-либо правительственных организаций.

Из Китая в Лондон впервые прибыл товарный поезд, доставивший в столицу Великобритании контейнеры с носками, сумочками и прочими товарами на сумму 5 миллионов долларов.

Название локомотива товарного поезда, который прибыл из Китая в Лондон, отсылает к цитате Мао Цзэдуна "Восточный ветер всегда сильнее западного". Фото: EPA

Состав с символичным названием "Восточный ветер" преодолел 12 тысяч километров за 16 суток и пересек границы Казахстана, России, Белоруссии, Польши, Германии, Бельгии, Франции и Великобритании.

Сейчас абсолютное большинство контейнерных грузов из Китая в Европу идет морем, это дешево, но долго - разница в скорости может быть пятикратной.

Транссибирскую магистраль Китай будет использовать в первую очередь для торговли с Россией, а не для транзита

У поезда, который прибыл в Лондон, было две задачи: во-первых, протестировать маршрут, во-вторых, в ходе европейского турне председателя КНР Си Цзиньпина продемонстрировать, что концепция экономического пояса "Шелковый путь" работает, отмечает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников.

Важная для России деталь - поезд прошел через Казахстан, а не через Транссибирскую магистраль.

Маршрут выбирает чаще всего покупатель и его логистический оператор, исходя из тарифа, загруженности и скорости. Путь через Казахстан - самый короткий и быстрый, если состав идет из центрального, юго-восточного и южного Китая, где сосредоточены основные производственные площадки. Маршрут через Казахстан будет играть ключевую роль в реализации проекта экономического пояса "Шелковый путь", в той части, которая касается связей с Европой. Маршрут через Забайкальск и Транссибирскую магистраль Китай будет использовать в первую очередь для торговли с Россией, в меньшей степени - для транзита, его преимущество с точки зрения китайских экспортеров - меньшая загруженность, поясняет генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов.

В Центральной Азии транзит китайских товаров, помимо транспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай", который проходит через Казахстан, рано или поздно путь пойдет через Киргизию. Как ранее рассказал "РГ" министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Адамкул Жунусов, Киргизия планирует получить финансовую поддержку давнего проекта железной дороги "Китай - Киргизия - Узбекистан" в рамках "сопряжения" евразийской интеграции и "Шелкового пути". Россия в свою очередь рассчитывает на поддержку Китаем развития пропускных и провозных способностей Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

Что именно выберет Китай, покажут переговоры этого года в рамках "сопряжения". В любом случае на то, чтобы решить инфраструктурные проблемы и сделать доставку по железной дороге в Европу выгодной, Китаю и его партнерам потребуется еще несколько лет, отмечает Никита Масленников.

Обратно из Европы в Китай контейнеры возвращаются пустыми в силу особенностей торгового обмена Поднебесной. Китай импортирует продовольствие и сырье, но продукты в Европе дороговаты, а сырья на продажу и вовсе нет. Этим могут воспользоваться наши производители продовольствия. Российский экспортный центр и РЖД ведут переговоры с китайской стороной о снижении тарифов на железнодорожные перевозки продовольственной продукции из России в Китай. Партии товаров от различных поставщиков будут консолидироваться в Калужской области, на территории Китая "хаб" предполагается устроить в провинции Гуандун.

"Китайский дракон" достиг Англии по железной дороге за 16 суток. Фото: EPA



Что еще почитать