Предмет и методы теории организации. Метод теории организации Предметом теории организации является

Теория организации рассматривает явление материального и духовного мира с позиций организационного опытаи определяет единые для любых объектов законы организации.

Любой исследуемый с т.з. теории организации объект рассматривается как:

отношение между целым и частями целого;

отношение целого с окружающей его внешней средой.

Объект теории организации – организационный опыт, окружающей нас действительности. Теория организации охватывает материал многих наук и жизненной практики, изучает и обобщает методы и способы организации природы и человеческой деятельности, устанавливает закономерности и тенденции их развития.

Предмет теории организации – это организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными подразделениями, а также процесс и действие организующей и дезорганизующей направленности.

Методы теории организации

1. Индукция – движение мысли от единичного ко всеобщему. От знаний меньшей степени общности к знаниям большей степени общности.

2. Абстрактно-аналитический метод – это мысленное или реальное отвлечение от несущественных с т.з. анализа свойств и характеристик объекта для чистоты эксперимента.

3. Синтез – обобщение данных о наблюдаемом объекте или явлении в единую упорядоченную систему знаний.

4. Дедукция – это движение мысли от всеобщего к единичному, от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности; данный метод создает условия для новых теоретических обобщений и практических выводов.

Место теории организации в системе научных знаний

Существующие науки с различных т.з. рассматривают единую целостность, т.е. окружающий мир. Подобное дробление позволяет глубоко изучить его для практического использования, однако дальнейшее развитие знаний о целостном мире не всегда возможно получить, используя базу специализированных наук. В результате возникают науки междисциплинарные, которые объединяют знания различных областей. В частности теория организации базируется на узловом(генеральном) понятиицелого . При этом теория организации использует знание других наук для целостного понимания единства мира: социология, экономика, философия, управление человеческими ресурсами.



Кроме того теория организации тесно связана с кибернетикой и синергетикой.

Кибернетика определяет управление живыми и неживыми системами путем информационного подхода к управлению. В результате информация рассматривается как важный и равноправный ресурс любой системы.

Синергетика –объединяет знания теории организации и кибернетики. Использует универсальное понятие самоорганизации как источника развития любых систем за счет изменения внутренней структуры и объединительных действий, порождающих новые качества.

Функции теории организации как науки

1) Познавательная или объяснительная . Теория организации раскрывает процессы организации и самоорганизации социальных систем, а также тенденции организационного развития.

2) Методологическая . Исследует целостные системные образования на всех уровнях органически-связанных между собой и является методологической базой для прочих наук, которые отражают отдельные или частные аспекты организационной деятельности.

3) Рационально-организующая . Упорядочивает и совершенствует организационно-управленческие науки на базе всеобщих законов организации, свойственных живы.м и неживым системам.

Тема №2.

Научные подходы к изучению организации, используемые в теории организации.

1. Общая теория систем.

2. Кибернетика.

3. Классификация систем.

4. Синергетика.

5. Общая и особенная в научном подходе теория организации.

6. Деятельность Богданова, как основоположника организационной теории.

Общая теория систем

Система дословно означает целое, состоящее из частей. Весь окружающий нас мир представляет собой сложную многоуровневую систему, состоящую из массы взаимодействующих систем различного ранга.

Основные свойства, которыми должна обладать группа объектов, чтобы ее можно было считать системой:

*целостность и делимость : система – это совокупность или единство элементов, выполняющих определенную роль в системе и взаимодействующих друг с другом. Элементы сосуществуют лишь в системе, а вне системы – это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью к образованию системы.

*связь : целостность системы обеспечивается связями между элементами внутри нее, которые должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой. В противном случае система существовать не сможет. И те элементы, с которыми связи системы не достаточны из нее исключаются.

рганизация : для появления целостной системы необходимо сформировать определенную структуру данной системы с тем, чтобы упорядочить пребывание элементов в рамках данной системы. Т.о. наличие системообразующих факторов у элементов системы создает возможность ее появления.

*интегративные качества : это качество, присущее системе как совокупности элементов в целом, но не свойственные отдельно взятым ее элементам.

Социальные системы – это большие и сложные многоуровневые иерархические(соподчинение) системы, каждая из которых является подсистемой системы более высокого ранга(внешней среды) и, в свою очередь, она состоит из подсистем, образованных из компонентов. Компоненты состоят из первичных элементов. В качестве первичного элемента выступают те ее части, которые не подлежат дальнейшему делению, иначе они теряют необходимые для достижения целей анализа признаки системы.

Каждая система в определенный момент времени характеризуется параметрами внутренней среды, т.е. определенным состоянием .

Если система способна переходить из одного состояния в другое, то считается, что она обладает поведением .

Способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий или при неизменных воздействиях сохранять свое состояние определяется как равновесие .

Способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из него внешними возмущающими факторами определяется как устойчивость.

Внешней средой по отношению к системе являются другие системы и факторы, способные оказывать на нее возмущающее воздействие.

Кибернетика.

Дословно означает искусство управления. Как современная наука кибернетика занимается изучением систем, форм, методов и средств управления.

В животном мире, в социальных системах и в технических процессах осуществляется управление, которое подчиняется общим законам. Данная общность заключается в том что любое управление есть информационный процесс, в котором в качестве перерабатываемого материала используется информация об окружающей среде и внутреннем состоянии системы. Т.о. кибернетика – это учение об общих закономерностях процессов управления и информационных связях в организационных системах.

Кибернетика базируется:

На информационном характере процесса управления: в общем смысле информация – это сигналы, сообщения, знания, повышающие осведомленность и снижающие неопределенность; качество информации характеризуется понятиями полноты и достоверности. От качества и своевременности поступления информации зависит достижение целей в управлении.

На теории систем: любая кибернетическая система состоит из двух сложных подсистем: управляющая(реализует процесс обработки информации о внешней и внутренней среде организации) и управляемая(под действием полученной управленческой информации она реализует процесс функционирования системы).

На моделировании: это сведение процессов управления к кибернетическим моделям, которые отражают управляемую информационную систему.

На вероятностном подходе: это признание вероятностного характера управленческих решений и учет данного обстоятельства при построении модели эффективного управления.

Основные понятия кибернетики.

1) Понятие черного ящика – это системы, в которых известны и поддаются наблюдению входные и выходные величины и воздействия, а внутреннее ее устройство и протекающие в ней процессы не известны. Однако, наблюдая за системой в течение длительного времени можно сделать вывод о процессах, происходящих внутри системы, и с учетом данных знаний задавать входное воздействие таким образом, чтобы получать заданный или искомый результат на выходе

2) Понятие обратной связи – с ее помощью получают сведения о результатах управляющих воздействий и внешних возмущений(это обратная реакция на управление)

3) Понятие иерархической системы управления – каждый уровень управления осуществляет управление нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления уровня более высокого ранга.

Предметом теории организации являются закономерности построения, функционирования и развития организаций различного типа и форм (коммерческих, государственных, политических, общественных и т.д.).

Применительно к социальным объектам термин «организация», как известно, употребляется в различных смыслах.

Организация — это, во-первых, искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию , органу власти , добровольному союзу и т.д.

Во-вторых, организация — это определенная организационная деятельность, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация — это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с термином «управление », хотя и не исчерпывает его.

Рассматривая организацию как одну из функций управления. М. Мескон определял организацию как «процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать для достижения цели», выделяя два аспекта:

  • деление организации на подразделения в соответствии с целями (цели — иерархия);
  • взаимоотношение полномочий (делегирование, собственно полномочия, ответственность).

В условиях все больше и больше меняющегося делового мира традиционные механизмы теории организации и научного менеджмента оказываются все менее полезными и даже совершенно непродуктивными. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями.

Так, важным шагом в развитии методологии современной науки явилось формирование теории хаоса}. В частности, изданная в 1987 г. и широко известная на Западе книга Джеймса Глика «Хаос: становление новой науки» оказывает существенное влияние на развитие методологии как естественных, так и гуманитарных наук, в том числе на развитие теории организации.

Вопросы изучения и решения проблемы хаоса очень актуальны для развития экономики , особенно это касается современного состояния экономики России и стран бывшего СССР и восточной Европы. Темп, глубина и всеохватность изменений, происходящих в экономике и жизни общества, не знают аналогов в новой истории человечества.

Согласно Глику основным катализатором теории хаоса были исследования ученого-метеоролога Эдвара Лоренса. В начале 1960-х гг. Лоренс разработал компьютерную программу, которая копировала систему погодных условий. Набирая бесчисленное количество раз цифры, которые представляли собой начальное состояние ветра и температуры, Лоренс создал в результате рисунок погоды. Он, как большинство ученых, считал, что небольшое изменение в первоначальных условиях, которые он заложил в компьютер, приведет к небольшим изменениям в эволюции всей системы. К своему удивлению, он обнаружил, что даже мельчайшие изменения вызывали потрясающие изменения в картине погоды. Это первый вывод из теории хаоса.

Такое явление бросало вызов как интуиции, так и тому, что метеорологи ранее понимали в своей науке. Заинтригованные загадкой Лоренса ученые из различных областей науки начали проводить эксперименты с копированием других физических систем, и в итоге они обнаружили идентичные явления. Бесконечно малые изменения в начальных условиях могли вызвать глубокое воздействие на эволюцию всей системы.

То, что оказалось верным для погоды, в равной степени оказалось верным для большинства физических систем, а также экономических систем как макро-, так и микроуровня.

Понимание того, что небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, существенно изменило видение учеными окружающего мира. Упор на предсказуемость и управление , который делался в XIX столетии, проложил путь к пониманию власти хаотичности и случая в конце XX в. На практике поведение даже относительно простых систем в основном трудно предсказать (а тем более сложных). Так складывалась ситуация и с экономическими реформами в России в 1990-х гг.

Но это не означает, что хаотичные системы не имеют никакого рисунка. Второй основной вывод теории хаоса заключается в следующем: несмотря на кажущееся случайное поведение означенных систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать. Ведь эти системы не перестают существовать, определенные пути их развития возникают достаточно часто. Приверженцы теории хаоса называют такие пути странными, привлекающими. К примеру, если метеорологи не могут сказать с уверенностью, какая будет погода в конкретный день в будущем, они могут рассчитать вероятность определенного вида погоды, которая может возникнуть. Такие пути позволяют ученым определить в пределах широких статистических параметров, что, по всей видимости, система сделает. Но они не могут позволить ученым определить точно, когда система это совершит. Причинно-следственная точность традиционной физики была заменена статистической оценкой вероятности.

Кроме того, способ, по которому ученые определяют предсказываемые рисунки поведения в системе, стал абсолютно другим. Вместо того чтобы разбить систему на ее составные части и проанализировать поведение каждой из них отдельно, т.е. поступить так, как это делали во времена Ф. Тейлора, многие ученые вынуждены были научиться более холистическому, т.е. целостному подходу. Они фокусируют свое внимание в основном на динамике всей системы. Не пытаясь объяснить, как порядок вписывается в части этой системы, они делают упор на результат взаимодействия этих частей в целом. Известный теоретик в области управления Лютер Гьюлик в середине 1960 гг. писал по этому поводу: во-первых, люди не так просты, как машины, во-вторых, менеджерам приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и в целом с группами, где действует так много социальных факторов, что их трудно просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. И наконец, в-третьих, влияют бесчисленные факторы внешней среды.

Поэтому и теорию организации, и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты. Они помогают менеджеру предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, помогая тем самым принимать более правильное решение.

Осмысление систем — это способность понять основные взаимосвязи, которые влияют на поведение сложных систем с течением времени. Именно они должны давать возможность менеджерам «видеть целостность».

Например, после нескольких лет потрясающего успеха продукция одной компании внезапно потеряла спрос у покупателей. Отчаянно пытаясь удержаться, старшие менеджеры наняли еще большее число торговцев и постоянно пытались продавать все больше своей продукции. Эти меры действительно увеличили продажу продукции, как и подразумевалось, но только на какое-то время. Для фирмы наступил период, когда ее продукция то пользовалась спросом, то сбывалась с большим трудом, и это в конечном итоге привело ее к банкротству .

Изучая этот случай, специалисты определяют источник краха фирмы в неспособности менеджеров понимать некоторые основные процессы обратной связи. Говоря простыми словами, высокий спрос на продукцию привел к тому, что компания не стала справляться с производством товаров. Неадекватное производство повлекло за собой невыполнение заказов в больших объемах и длительные задержки в поставках товаров. Заказчики потеряли доверие, и это привело к падению уровня продаж.

Таким образом, существует ограниченное число таких процессов обратной связи, которые действуют в любой организации и называются «прототипами систем». В определенном смысле это организационные эквиваленты странных, привлекающих путей теории хаоса, т.е. основные рисунки поведения, которые возникают во всех организациях постоянно.

Рассмотренная нами история фирмы иллюстрирует ряд прототипов систем, т.е. рисунков поведения. Один из них специалисты определяют как «пределы роста», когда процесс роста создает условия для падения своей собственной фирмы.

Менеджеры фирмы настолько были озабочены расширением продаж и величины сбыта, что не смогли сосредоточиться на реальном решении своей проблемы — расширении производственных мощностей с тем, чтобы контролировать время поставок.

Реализация на практике основных положений теории систем, теории хаоса и сложности позволяет сформулировать сущность нового подхода в виде следующих практических рекомендаций.

Решающей концепцией в теории систем является система рычагов, т.е. идея о том, что небольшие, хорошо продуманные действия иногда могут вызвать значительные долгожданные улучшения. Теория хаоса также учит тому, что небольшие изменения могут оказать большое влияние на физические системы.

Возникновение менеджмента и теории организации базировалось на использовании концепций и методов, разработанных для других дисциплин. Более того, в процессе развития происходит как бы взаимодополнение, взаимообогащение концепций и методов различных дисциплин. Поэтому естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин в методологические основы менеджмента и теории организаций. С другой стороны, теория и практика организаций в результате развития выработала и свою собственную систему взглядов на принципы построения, формы и способы научного познания.

Фундаментальные работы по теории систем, теории хаоса и теории сложности оказали влияние на теорию организации. Наука XIX в. с самого начала учила разбивать мир на фрагменты, целое делить на части, для того чтобы лучше осуществлять контроль над ними.

Альтернативой этому является рассмотрение организации как живого организма. Для этого требуется холистический, целостный подход, который отражает основные положения теории систем и теории хаоса — необходимость рассматривать поведение системы в целом. То же самое верно и в отношении организации: чтобы понять наиболее важные проблемы управления организацией, требуется рассматривать всю систему, которая вызывает эти проблемы.

Ключевыми моментами современной системы подходов к менеджменту и теории организации являются следующие принципиальные положения.

1. Применение системного подхода. Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управлении и теории организации, является представление организации как системы высочайшего порядка сложности, системы, частями которой являются люди. Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость. Вся система не обязательно улучшается, если одна ее функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Эффект может быть обратным: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. Более того, в некоторых случаях, чтобы усилить систему, требуется ослабить ее часть — сделать ее менее точной или менее эффективной. В любой системе важна работа целого — это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности .

Таким образом, системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению.

2. Применение ситуационного подхода. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор переменных (обстоятельств), которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. В соответствии с ситуационным подходом вся организация управления внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия переменных, характеризующих конкретную ситуацию. Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие или учреждение. Меняется ситуация — меняются конкретные задачи, меняются организация и методы. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.

3. Современная наука делает упор на хаос и сложность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятным и неконтролируемым. Формирование теории хаоса (т.е. переход от хаоса к «теории хаоса»)

и применение ее в системе управления сложными системами является перспективным направлением повышения эффективности работы организаций.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о формировании новой парадигмы методологии менеджмента и теории организации, отметим, что наиболее перспективный путь создания такой парадигмы — синтез, целостное единство всех методологических подходов. При этом необходимо учитывать, что методология теории организации есть целостная, органическая система, а не случайный, произвольный, эклектический набор каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и т.п.). В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации, т.е. она должна соответствовать предмету теории организации и данному конкретному этапу его развития. А это означает, в частности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на теорию организации без учета специфики предмета и своеобразия применения. Исследователь всегда должен быть свободен в выборе необходимых методов. Недопустимо навязывание каких-либо из них в качестве единственно верных — так называемое методологическое принуждение, т.е. абсолютизация отдельных методологических подходов.

1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ

Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри этих организаций, поведение организаций и их связь с внешней средой.

Теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и развития организации как единого целого. Положения теории организации базируются на экономических законах и законах ряда наук: теории систем, кибернетики, теории управления и др. Вместе с тем эта наука опирается и на специфические, присущие только ей законы и закономерности. В теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие организаций.

Теория организации как самостоятельная область знаний имеет свой объект и предмет исследования, свой понятийный аппарат. Объект – это явление, которое исследует та или иная наука. Объектом теории организации являются социальные организации, т. е. организации, объединяющие людей. Предмет науки определяет то, чем занимается данная наука, какие стороны объективной действительности она изучает. Предметом теории организации как науки являются организационные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместного труда в организациях различного типа.

Организационные отношения – это отношения:

1) выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов трудовых процессов;

2) между людьми, возникающие по поводу совместного труда работников;

3) обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организаций и отношениями собственности.

Общим методом науки «теория организации» является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, под которым понимается систематизированный метод мышления, в соответствии с которым процесс принятия и обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении общей цели множества подсистем, планов их развития, а также показателей и стандартов работы. Практическое значение теории организации состоит в выработке форм, методов и условий, реализация которых способна обеспечить эффективное построение, функционирование и развитие организаций.

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

3. Предмет налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений Предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные на формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП) НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования Бухгалтерский управленческий учет тесно связан со сметным (бюджетным) планированием и контролем, которое является его составной частью. Сложные рыночные процессы, с одной стороны, воздействуют на колебания объемов

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

23.1. Понятие и предмет международного налогового права Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.Развитие международных отношений привело к заключению

Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

1.1. Понятие, предмет и задачи экономического анализа Содержание экономического анализа (ЭА) понятно из следующего определения.ЭА представляет собой комплексное системное изучение экономики предприятий, организаций, всех субъектов рыночных отношений, а также их

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

27. Предмет и задачи статистики доходов. Понятие «система показателей» Процессы формирования и использования доходов населения представляют собой поступление в его распоряжение ресурсов в денежной и натуральной форме, получаемых за счет трудовой деятельности,

автора

Вопрос 2 Экономическая теория: предмет и метод

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 36 Микроэкономика: предмет, объект, метод

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 1 Микроэкономика: предмет, объект, метод. ОТВЕТПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ. Микроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

1.1. Экономическая теория: предмет, метод, функции

Из книги Мировая экономика автора Шевчук Денис Александрович

Глава II ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Иногда приходится встречаться с мнением, согласно которому разграничение предмета и объекта науки не имеет существенного значения для осознания и понимания ее особенностей, более того, – что такое разграничение носит

Из книги Все об ипотеке автора Афонина Алла Владимировна

1.1. Понятие ипотеки, ее предмет и формы Термин «ипотека» используют в следующих случаях:1) когда говорят о залоге недвижимого имущества, находящегося в собственности залогодателя (например, земельных участков, строений и сооружений) с целью получения ипотечного

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 1. Понятие экономической статистики, ее предмет и методы Экономическая статистика является одной из наиболее важных отраслей статистики как научной деятельности и вида практической деятельности органов государственной статистики.Экономическая статистика

автора

Предмет и объект анализа Объект нашего действия есть всегда социотехнический объект. Мы очерчиваем его определенные границы, исходя из наших целей, и затем переводим эту сложнейшую реальность в тот или иной схематизм. Мы, с одной стороны, создаем связку между этой схемой

Из книги Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления автора Щедровицкий Георгий Петрович

Предмет и объект Здесь работает представление о предмете и объекте. Мы имели знаковую форму - и Кондильяк первым обратил внимание на системность знаковой формы, - а теперь начали обсуждать вопрос, каким же является объект, и начали проецировать на объект те расчленения,

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 1 Предмет, объект и содержание экономического анализа Термин «анализ» происходит от греческого слова analysis «разложение, расчленение».Экономический анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого

Известно, что предмет определяет то, чем занимается данная наука и какие явления объективной действительности она изучает. Теория устанавливает законы и закономерности протекания процессов или явлений, изучаемых конкретной наукой. Метод науки характеризует систему средств и приемов исследования и обобщения явлений действительности в данной области знаний.

До настоящего времени предмет и сущность теории организации всесторонне не обоснованы. Теория организации, как уже упоминалось, представляет собой фундаментальную всеобщую организационную науку о законах функционирования и принципах формирования целостных образований (систем) самой различной природы. При этом если словом «организация» обозначается система, то прежде всего возникает вопрос: какая, а если - процесс, то - чего.

Объект изучения теории организации - любой исследуемый объект (система), который может быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с окружающей его внешней средой. При этом следует иметь в виду, что законы и принципы организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения данной науки.

Объектом приложения теории организаций являются преимущественно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров.

Любая из перечисленных организаций представляет собой сложную, социально-экономическую и техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы, ориентированные на осуществление определенных функций системы. Основными элементами социальных систем являются люди, предметы и средства труда.

Предметом теории организации, по мнению А.А. Богданова, являются законы и принципы построения, функционирования и развития любых систем различной природы. Например, по закону синергии сумма свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов, в него входящих.

Рассмотрим конкретный предмет теории организации. Перейдем на уровень теории организаций социальных систем.

Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

Главная особенность социальных систем в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он связывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной системы - людей, средства и предметы труда. Чтобы организация существовала, необходимо обеспечить связи между людьми и этими основными элементами, т.е. соответствующим образом соединить их между собой в пространстве и во времени. Эти связи и являются предметом и результатом организационной деятельности в социальных системах. Таким образом, конкретные организационные отношения, связи и закономерности являются предметом организационной науки.

Человек - активный элемент социальной системы; рациональная организация трудового процесса предполагает рациональные связи в элементарной системе, которые обеспечиваются целесообразной планировкой и оснащением рабочего места, применением определенных приемов и методов труда.

Элементарная часть (человек, предметы и средства труда) входит в состав более крупной подсистемы, поэтому необходимо обеспечить существование устойчивых связей между элементами подсистемы. Затем необходимо обеспечить устойчивые связи взаимодействия между подсистемами и установить правила, определяющие порядок их взаимоотношений, выраженных через организационную структуру. И наконец, система должна иметь устойчивые связи взаимодействия с внешним окружением. Именно совокупность этих связей взаимодействия - внутренних и внешних - и является предметом организационной науки.

Социальная система обычно рассматривается с двух точек зрения:

  • статики, под которой следует понимать структуру связей между ее элементами и подсистемами. Эта структура связей отображается организационной структурой системы или ее частью;
  • динамики, под которой следует понимать деятельность, направленную на установление и обеспечение целесообразных связей между элементами и частями системы, обусловливающих ее нормальное функционирование. Эти связи отображают движение материальных, энергетических и информационных потоков.

Обе точки зрения дополняют и обусловливают друг друга.

Таким образом, физическим воплощением организационной деятельности является обеспечение взаимодействия частей и элементов системы, которая проявляется в комплексе целенаправленныхдействий организатора (или группы организаторов), ориентированных на:

  • создание новой организационной структуры системы;
  • совершенствование существующей организационной структуры системы - реструктуризация системы (перепланировка частей, упразднение действующих и создание новых технологий и т.д.);
  • техническое перевооружение системы (без изменения существующей структуры и т.д.);
  • расширение действующей системы (на территории действующей организации);
  • эксплуатацию имеющихся систем;
  • реализацию рациональных форм и методов организации разнообразных процессов в пространстве и во времени (информационных, производственных, финансовых и т.п.).

В самой простой форме цикл организации социально-экономической системы включает три основные фазы:

  • организационный анализ;
  • проектирование организации;
  • внедрение организации.

На практике такой упрощенный цикл можно разделить на ряд этапов. Этот методологический подход к определению сущности организационных процессов позволяет:

  • четко обозначить области организационной деятельности в социально-экономических системах - это установление и обеспечение целесообразных связей взаимодействия в сфере деятельности организации;
  • взглянуть на эту деятельность как на проектирование и обеспечение относительно полной структуры целесообразных связей взаимодействия, обусловливающих эффективное функционирование социально-экономической системы.

Из одних и тех же элементов путем комбинации взаимного их расположения и связей взаимодействия можно получить по существу разные системы, с разным уровнем организации и разным уровнем эффективности.

Наука о теории организаций должна охватывать проектирование и развитие социально-экономических систем и протекающих в них процессов, а управление имеет целью поддержание систем в заданных пороговых значениях конкретных параметров. При этом организация непосредственно соотносится с категорией управления. С системных позиций они могут рассматриваться как свойства системы: организация - как состояние, мера упорядоченности системы, а управление - как изменение уровня ее организованности.

В центре проектирования и развития организации стоит человек. Организационная модель новой (или усовершенствованной) системы должна включать, таким образом, подсистемы и элементы структуры, обеспечивающие:

  • осуществление установленной для системы цели;
  • бесперебойную деятельность системы и составляющих ее частей;
  • минимальный уровень эксплуатационных расходов;
  • оптимизацию условий труда и т.д.;
  • максимальный эффект.

Инструментом теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.

Под методом теории организации понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели, способ достижения какой-либо цели.

Задача теории организации состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта, состоящего из множества факторов. Рассмотрим конкретные методы изучения теории организации на уровне социальных систем:

  • эмпирический метод (наблюдение, восприятие и сбор информации);
  • системный подход в организации - логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя из общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех подсистем, включая планы развития и другие параметры указанной деятельности. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель системы согласуется с целями этой крупной системы;
  • синергетический метод - выявление общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации - физических, биологических, социальных, экологических и других естественных и искусственных систем;
  • методы математического моделирования (метод линейного программирования, теория очередей и др.);
  • специализированные методы - статические, логические, экономические и др.

Предметом теории организации являются организационные отноше­ния между организационными объектами, как по горизонтали, так и по верти­кали. К организационным объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе: страны мирового содружества; организа­ции России (концерны, банки, фирмы и т.д.); структурные подразделения ор­ганизаций (управления, отделы); первичные образования (группы).

Рассматриваются структурные и процессорные организационные отно­шения при создании, функционировании, реорганизации и прекращении дея­тельности организационных объектов.

Структурные отношения включают: воздействия, взаимодействия и противодействия. Процессорные отношения включают: массовые, групповые и единичные, равенства и подчинения, зависимые, частично зависимые и не­зависимые, постоянные и случайные, последовательные и параллельные, не­прерывные и дискретные, межорганизационные и внутриорганизационные, по поводу управления, экономики, политики, права и другие.

Воздействие - это однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы одного объекта (субъекта) организационных отношений другому. Например, заказчик выдает работу исполнителю - это воздействие, направленное от субъекта к объекту; бригадир просит началь­ника цеха выделить ему дополнительные ресурсы - это воздействие, направ­ленное от объекта к субъекту; студент приглашает своих однокурсников прийти к нему на свадьбу - это воздействие, направленное от объекта к объ­екту.

Взаимодействие - это долговременная положительная реакция со сто­роны объекта управления (подчиненного) на воздействие субъекта управле­ния. Противодействие - это долговременная отрицательная реакция объекта управления на воздействие субъекта управления.

Организационные отношения подлежат регламентации, в основе кото­рой лежит принятый или установленный порядок нахождения объекта во времени и в пространстве.

Исходя из сказанного, можно уточнить, что теория организации – это научная организация организаций, а ее предметом изучения является фор­мальная организация.



Задачи дисциплины можно сформулировать следующим образом:

1) определение природы и сущности организации как экономической структурной единицы, ее основных признаков и характеристик;

2) изучение принципов и закономерностей развития функционирования и развития формальной организации;

3) ознакомление с основами классификации организаций и с особенно­стями основных типов организаций;

4) изучение основ организационного проектирования, т.е. построения организационных систем;

5) анализ внешних факторов и внутренних составляющих формальной организации;

6) изучение тенденций развития современных организационных форм и их взаимодействия.

Аспекты изучения организации:

1) строение организации – изучение целей, иерархии, состава, струк­туры;

2) функционирование организации – типы организационных отношений, поведение индивидов, процесс принятия решений;

3) управление в организации – взаимодействие подчиненных и руково­дителей, стили руководства;

4) развитие организации – проектирование и создание новых организа­ций, тенденции развития, инновации (нововведения).

Таким образом, при изучении дисциплины «Теория организации» можно использовать подход, предполагающий рассмотрение триединства понятия «организация» :

- организация как объект (явление) – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции (в таком понимании слово «организация» относится к сложным формациям, таким как предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы и т.д.);

- организация как процесс (управления) – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования (в этом смысле организация представляет собой процесс управления деятельностью людей, т.е. «организовывание»);

- организация как воздействие (действие, налаживание чего-либо) – это упорядочивание или налаживание действий какого-либо объекта (применительно к предприятию речь может идти о разработках схемы организационной структуры или организационном проектировании).

В курсе «Теория организации» используются все три смысла термина «организация», поскольку речь идет и об организациях как управляемых объектах, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллективом, и о проектировании организаций с разработкой их организационных структур. Поэтому «теорию организации» можно считать самостоятельной концепцией современного менеджмента.

Контрольные вопросы:

1. Почему процесс формирования научной теории всегда является циклическим?

2. Что изучает теория организации?

3. Каким образом теория организации сформировалась в качестве самостоятельной дисциплины?

4. Какое место занимает теория организации в системе научных знаний?

5. Какие смежные научные дисциплины используются при изучении теории организации?

6. Какая связь между организацией и обществом?

7. В чем проявляется уникальность свойств организации по сравнению с другими объектами окружающего мира?

8. Может ли существовать организация без общества и общество без организаций?

9. Каковы особенности работы организаций в условиях формирования новых рыночных отношений в России?

10. Охарактеризуйте основные признаки организации?

11. Что такое социальная организация?

12. Что заставляет людей объединяться в организации?

13. Охарактеризуйте мотивы, служащие исходным моментом для создания организации?

14. Что является предметом «Теории организации», и каковы ее основные задачи?

Тесты для самоконтроля:

1. Выберите правильное утверждение с позиции теории организации:

2. Какое определение лучше подходит под характеристику дисциплины «Теория организации»?

3. Этот метод исследования эффективно применяется в теории организации, предусматривающий иссле­дования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события. О чем идет речь?

А) Дедукция В) Дифференциация
Б) Индукция Г) Интеграция

4. Что понимается под термином «организация» в узком смысле слова с позиции дисциплины «Теория организации»?

5. Какой тип мотивации характерен для организаций делового типа?

6. Здесь характерен рациональный или целе­вой подход к анализу природы организации. Эта точка зрения высказана в традиционной литературе по методам управления, где организацию рассмат­ривают как рациональное средство достижения определенных целей. О чем идет речь?

7. Данный подход заостряет внимание на таких свойствах, процессах и ме­ханизмах адаптации организации, которые делают ее динамической, деятель­ной единицей. Эта точка зрения, в основном, ориентирована на модель, которая подразумевает, что организация встречается с неопределенно­стью различной степени и должна развивать средства приспособления к из­меняющейся среде.

9. Это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. О каком аспекте триединства понятия «организация» идет речь?

10. Главным признаком организации является.



Что еще почитать