Самая массовая немецкая самоходка. Советские сау во второй мировой войне, в великой отечественной войне Самоходки ссср второй мировой

На фронтах Великой Отечественной войны советские САУ массово появились сравнительно поздно, лишь в конце 1942 года. Но это опоздание компенсировалось целой серией удачных машин, которых любили и уважали солдаты. О головной боли немецких танков и ДОТов - в этом материале.

Самоходная артиллерийская установка Су-76 на улице Вены, 1945 год. Фото: В. Гальперин / РИА Новости www.ria.ru

Эта самоходная артиллерийская установка была создана в 1942 году на базе легкого танка Т-70. Всего же выпущенных САУ этого типа было более 13000! Такая популярность объясняется довольно просто. Во-первых, орудием Су-76 являлась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3 калибром 76,2 миллиметра, которая на тот момент уже доказала свою пользу. Ее подкалиберные снаряды с дистанции в полкилометра могли пробивать любые танки противника, правда, "Тигры" и "Пантеры" все же рекомендовалось бить в борта. Во-вторых, открытая рубка машины помогала экипажу теснее взаимодействовать с пехотой, например, в условиях городского боя. Из минусов - почти полное отсутствие бронирования, лишь несколько миллиметров стали отделяли экипаж от шальных пулеметных очередей. Но все же эта САУ была очень популярна, ведь ее подвижность была как у легких танков Красной Армии, а орудие куда как сильнее.

Су-85 и Су-100


Самоходные орудия Су-100 на площадке Челябинского тракторного завода перед отправкой на фронт, 1942 год. Фото:архив ТАСС

Следующей вехой развития отечественных САУ стала Су-85, которая относилась к классу истребителей танков. Су-85 была построена на базе легендарного танка Т-34 в 1943 году, а ее орудием была 85-миллиметровая пушка Д-5С-85. Надо сказать, что это была первая САУ, которая могла на равных сражаться с танками немцев. С расстояния более километра экипаж Су-85 мог вывести из строя любой танк противника, например, "Пантера" легко пробивалась в маску орудия подкалиберными снарядами. Также САУ сохранила маневренность и скорость своего "родственника" Т-34, и эта подвижность много раз спасала экипажам Су-85 жизнь. И под огнем самоходка чувствовала себя не в пример комфортнее, чем Су-76 - наклонная броня уже была не противопульной и с достоинством держала удар.

С появлением у немцев новых танков типа "Тигр-2" и САУ "Фердинанд" остро встал вопрос об увеличении мощности орудий советских противотанковых САУ. Было решено использовать базу танка Т-34-85 и 100-миллиметровую пушку Д-10С. В рекордно короткие сроки, к зиме 1943 года, конструкторское бюро Уралмашзавода представило на суд комиссии новую самоходку Су-100. Главным отличием от Су-85, естественно, являлась новая, более мощная пушка и наклонная лобовая броня толщиной 75 миллиметров. Несмотря на короткие сроки разработки и в целом удачный проект, Су-100 появились на фронте лишь в январе 1945 года. Городские бои оказались "коньком" самоходки, которая зачастую одним выстрелом фугасного снаряда "сдувала" огневые точки врага. Интересно, что спустя 70 лет Су-100 все еще находится на вооружении либо на хранении в добром десятке стран мира, лишний раз доказывая свою простоту и надежность.

Су-152 и ИСУ-152


ИСУ-152 в Берлине, 1945 год. Фото: ТАСС

"Зверобои", "консервные ножи" и множество других прозвищ дали этим могучим близнецам. Боевое крещение Су-152 получила в великом сражении на Курской дуге, где сразу же зарекомендовала себя как прекрасный истребитель немецких "кошек". Орудие самоходки - 152-миллиметровая пушка МЛ-20С - комплектовалось всеми видами 152-миллиметровых снарядов, но на деле экипажам необходимы были лишь осколочно-фугасные и бетонобойные. Одного попадания такого многокилограммового "ядра", щедро начиненного тротилом, было достаточно, чтобы убить весь вражеский экипаж и сорвать с погона башню. Зачастую от такого попадание еще и детонировал боекомплект, потревоженный ударной волной - тогда все вокруг могли лицезреть бесплатный салют.

Известно интервью, которое дал фронтовому корреспонденту командир 399-го самоходного полка подполковник Кобрин:

"...Вы представьте себе такую картину... Как сейчас помню: высота 559,6. Командир Рыбалко с нами. Самоходная установка Клименкова тут же стоит - в охране штаба. Идет деловой разговор. И вдруг слева идут немецкие танки. Восемнадцать штук! Идут колонной... Что будет? Рыбалко чуточку изменился в лице - на щеках заходили желваки. Командует Клименкову, который стоял рядом: "Запретить путь немецким танкам огнем!" - "Есть запретить!" - отвечает Клименков и - к машине. И что вы думаете? Первым же снарядом с тысячи восьмисот метров зажег головной танк, второй начал из-за него выползать - он его подбил, третий полез - он и его разбил, а потом и четвертый... Остановил-таки гитлеровцев, они попятились, думая, что тут целая батарея".

Чудовищная мощь орудия повсеместно использовалась для подавления огневых точек и ДОТов врага. Даже если бетонная стена выдерживала попадание снаряда, то люди внутри получали контузии и разрыв ушных перепонок.

Ближе к концу войны появляется самоходка ИСУ-152, во многом очень схожая с предшественницей. Главным ее отличием является шасси танка ИС, а следовательно большая подвижность, полезная для городских боев. Известный танкист Дмитрий Лоза в своих мемуарах вспоминал:

"Самоходка, шлепая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади... То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле "зверобоя" и стали ждать… Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стекла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжелые осколки посыпались на головы "зрителей", в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники - в касках, и головы остались целы!".

Как и Су-100, ИСУ-152 до сих пор несут службу в армиях Вьетнама и Северной Кореи, все так же приводя солдат в благоговение своей разрушительной мощью.

На начальном этапе Второй мировой войны немецкие войска захватили богатые европейские трофеи, среди которых была и бронетехника поверженных стран. Часть танков немцы использовали практически без переделок, а на шасси некоторых из них создавали бронетехнику различного назначения: от транспортеров боеприпасов до самоходных гаубиц, которые часто выпускались очень ограниченными сериями. В этой статье речь пойдет о самоходных гаубицах Sturmpanzer II (Bison II) (выпущено всего 12 штук), G.Pz. Mk. VI (e) (построено 18 штук: 6 со 150-мм и 12 со 105-мм гаубицами) и 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f) (выпущено всего 16 штук).

Sturmpanzer II (Bison II)

Несколько неожиданный, хотя и вполне закономерный успех боевого применения импровизированных самоходок , вооруженных 150-мм гаубицей sIG 33 и построенных на базе легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, открыл «второе дыхание» для танков устаревших типов. Работы по установке различных артиллерийских систем на шасси танков в Германии были продолжены. Начиная с 1940 года, попытки установки тяжелых 150-мм гаубиц, столь необходимых для поддержки пехоты на поле боя, предпринимались в Германии многократно.

Немецкие конструкторы работали с различными шасси как легких, так и средних танков: от Pz.Kpfw.I до Pz.Kpfw.IV. Еще до того как в серию пошел Sturmpanzer I Bison у немецких конструкторов были планы создать что-то более эффективное, построенное на шасси и компонентах танков Pz.Kpfw.II. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на базе шасси танка Panzer II Ausf B, которое, как оказалось, не обеспечивало достаточно места для размещения столь массивного орудия, а также не могло в достаточной мере гасить отдачу орудия при выстреле. При этом пехотная 150-мм гаубица sIG 33 ставилась на танк уже без лафета и колес.

18 февраля 1941 года было принято решение построить Sturmpanzer II (который иногда называли Bison II) на модифицированном шасси танка Pz.Kpfw.II. Компоновка была оставлена прежней, но корпус танка удлинили на 600 мм и расширили на 330 мм. В состав ходовой части был добавлен один дополнительный опорный каток, в итоге их стало шесть. В отличие от многих немецких САУ, той же модели Sturmpanzer I Bison, которая напоминала скворечник на гусеницах, или САУ Wespe, новая самоходная гаубица не имела защищающих расчет бронеплит по всей длине надстройки. За счет практически полного отсутствия бронерубки высота САУ была небольшой.

Вооружение осталось неизменным. Была использована пехотная 150-мм гаубица sIG 33, которую немцы установили ни на одном танковом шасси. Пушка оснащалась штатным телескопическим прицелом Rblf36, который обеспечивал двукратное увеличение. Возимый боекомплект состоял из 30 выстрелов почти полностью осколочно-фугасных, но для борьбы с бронированными целями могли использоваться и кумулятивные боеприпасы. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG34, предназначенный для защиты от пехоты противника.

Механик-водитель самоходки располагался в небольшой бронированной рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки из боевой машины. Силовая установка, элементы ходовой части и трансмиссия были без принципиальных изменений заимствованы у серийного танка. Двигатель остался прежним. Это был 6-цилиндровый бензиновый Maybach HL62 TRM, развивавший мощность 140 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Согласно другим данным на серийных самоходках мог использоваться двигатель Büssing-NAG L8V с максимальной мощностью 150 л.с. также при 2800 оборотах в минуту.

Топливо размещалось в двух баках общей емкостью 200 литров. Для обеспечения лучшего охлаждения в крыше моторного отделения были вырезаны два больших люка. Сделано это было еще и потому, что самоходки изначально планировалось использовать в Северной Африке, куда уже был переброшен Африканский корпус под командованием генерала Роммеля. Трансмиссия была унаследована от танка и включала в себя механическую коробку передач (5 скоростей вперед и одна назад) типа ZF Aphon SSG46, главный и бортовые фрикционы, а также ленточные тормоза.

После всех изменений масса самоходки выросла до 11,2 тонн, что было на 2,3 тонны больше, чем у базового варианта танка. Однако серьезного влияния на ходовые качества машины этот факт не оказал. Sturmpanzer II по-прежнему мог разгоняться до 40 км/ч при движении по шоссе. А вот запас хода незначительно снизился с 200 км (у танка) до 180 км при движении по дорогам с твердым покрытием.
Производство самоходок велось компанией Alkett в декабре 1941 - январе 1942 года, всего за этот период было собрано 12 самоходных гаубиц. Из них были сформированы 707-я и 708-я роты тяжелых пехотных орудий, которые были отправлены на североафриканский театр военных действий. Здесь они достаточно активно использовались в боях, принимали участие в сражении у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II (Bison II) были захвачены союзниками в мае 1943 года после капитуляции немецких войск в Тунисе.

Тактико-технические характеристики Sturmpanzer II:
Габаритные размеры: длина - 5410 мм, ширина - 2600 мм, высота - 1900 мм, клиренс - 340 мм.
Боевая масса - 11,2 т.
Силовая установка - карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Büssing-NAG L8V, мощностью 150 л.с.
Максимальная скорость - 40 км/ч (по шоссе), около 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода - 180 км.
Вооружение - 150-мм пехотная гаубица sIG 33 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект - 30 выстрелов.
Экипаж - 4 человека.


10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f)

После захвата Франции немецкие войска получили в свое распоряжение большое разнообразие трофейных танков самых разных годов выпуска, находившихся в разном техническом состоянии. Среди прочего немцам досталось около 160 тяжелых французских танков Char B1 bis. Большая их часть использовалась немцами без особых переделок, примерно 60 танков переделали в огнеметные, а 16 стали 105-мм самоходными гаубицами, полное наименование 10.5-cm leichte Feldhaubitze 18/3 (Sf.) auf Geschützwagen B2 (f) 740 (f).

Решение о создании на базе шасси захваченных французских танков самоходных артиллерийских установок было принято в Германии в марте 1941 года. Их планировалось использовать для поддержки создаваемых на том же танковом шасси огнеметных танков Flammenwerfer Auf Pz.Kpfw.B2. Поставленная пред конструкторами задача была достаточно быстро решена путем установки в открытой рубке 105-мм легкой полевой гаубицы leFH18. Для этого башня танка с 47-мм орудием, а также 75-мм гаубица в корпусе демонтировались. На крыше боевого отделения размещалась неподвижная рубка, в лобовом листе которой было смонтировано новое орудие. Толщина бронирования рубки составляла 20 мм, крыша отсутствовала. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от -4 до +20 градусов, в горизонтальной плоскости по 15 градусов влево и вправо. Возимый боекомплект состоял из 42 выстрелов.

Стоит отметить, что 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18 на протяжении всей Второй мировой войны составляла основу полевой артиллерии вермахта, так что ее выбор был не случаен. Гаубица находилась на вооружении легких дивизионов артиллерийских полков и была основой всей немецкой дивизионной артиллерии. Согласно официальным данным на вооружении вермахта находилось до 7076 гаубиц данного типа. Естественно, что в разное время немецкие конструкторы рассматривали различные варианты по увеличению подвижности данной артиллерийской системы путем установки ее на различные танковые шасси.

Первый прототип новой САУ с рубкой, выполненной из неброневой стали, был готов к июню 1941 года. При этом к моменту начала работ полностью исправных шасси французских тяжелых танков имелось достаточно мало. Согласно производственным планам Управления Вооружения в 1941 году было выпущено всего 10 таких самоходных гаубиц двумя партиями по 5 машин. В 1942 году было переоборудовано таким образом еще 6 танков. Таким образом, компанией Rheinmetall Borsig, располагавшейся в Дюссельдорфе, было собрано всего 16 самоходных артиллерийских установок данного типа.

Габариты новой самоходной гаубицы были весьма внушительными (высота практически 3 метра, длина - 6,5 метров), ее внешний вид можно было назвать несуразным. Но если размеры самоходки не были таким уж серьезным ее недостатком, то большой вес сказывался сильнее. Боевая масса машины была унаследована от тяжелого танка и составляла не менее 32,5 тонн, что было достаточно много для оставшегося неизменным 307-сильного двигателя. Даже при движении по шоссе САУ не развивала скорости более 28 км/ч, да и запас ее хода был сравнительно небольшим - 150 км.

Все выпущенные самоходки получили буквенное обозначение в алфавитном порядке - от А до P. Все машины поступили на вооружение 93-го артиллерийского полка 26-й танковой дивизии. В составе полка было три батареи по 4 самоходных гаубицы в каждой, еще 4 машины были сверхнормативными. При эксплуатации данной боевой техники практически сразу же были выявлены недостатки, к которым относили низкую маневренность и перегруженность шасси, что часто приводило к поломкам. По состоянию на 31 мая 1943 года боеспособными в полку оставались 14 машин. Тогда же они были переданы в учебное подразделение, расположенное в Гавре, на их место пришли 12 САУ Wespe. Однако в дальнейшем по мере осложнения обстановки на фронте самоходки вновь вернули в строй. Они были приданы 90-й танковой дивизии, которая действовала в Сардинии.

Тактико-технические характеристики 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f):
Габаритные размеры: длина - около 6,5 м, ширина - 2,4 м, высота - около 3 м.
Боевая масса - 32,5 т.
Силовая установка - 6-цилиндровый бензиновый двигатель Renault мощностью 307 л.с.
Максимальная скорость - до 28 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 135-150 км.
Вооружение - 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18/3 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект - 42 выстрела.
Экипаж - 4 человека.

G.Pz. Mk. VI (e)

В отличие от многочисленных французских бронированных машин, британские танки немцами в массовом порядке никогда не использовались и не переделывались. Исключение в какой-то мере составляли только легкие английские танки Mk VI. По всей видимости, по той причине, что они составляли основу танкового парка Британского экспедиционного корпуса во Франции и были захвачены немцами в хоть сколько-то значительных количествах. На шасси данных танков немцами изготавливались два типа САУ, вооруженных 105-мм легкой полевой гаубицей leFH 16 и 150-мм тяжелой полевой гаубицей 15 cm sFH 13.

В обоих случаях речь шла об использовании устаревших артиллерийских систем периода еще Первой мировой войны. Вариант самоходной гаубицы с полным обозначением 10,5cm leFh16 auf Fgst Geschutzwagen Mk.VI(e) был готов уже летом 1940 года. Доработки машины были в первую очередь связаны с установкой на танковое шасси 105-мм гаубицы на специальном лафете. Артиллерийское орудие с длиной ствола 22 калибра и не имеющее дульного тормоза получило углы вертикального наведения в пределах от -8 до +41 градусов. Экипаж самоходки включал в себя 5 человек: механика-водителя, командира, наводчика и двух заряжающих.

Гаубица была расположена в открытой сверху и сзади бронированной рубке, которая появилась на месте танковой башни в кормовой части боевой машины. Толщина брони рубки составляла от 12 до 20 мм, бронелисты рубки были расположены под небольшими углами и обеспечивали защиту от попаданий пуль и осколков. В качестве альтернативного варианта рассматривалась также установка 150-мм гаубицы sFH 13. Однако орудие столь большого калибра для шасси легкого британского танка было чересчур мощным, что вело к проблемам при стрельбе. Однако несколько трофейных танков (до 6) были все-таки вооружены и таким орудием.

Всего немцы собрали 12 самоходных установок, вооруженных 105-мм гаубицей, и 6 - 150-мм гаубицей. Для их выпуска были использованы наиболее хорошо сохранившиеся британские танки Mk.VIb и Mk.VIc, которые хранились на пунктах сбора трофейной техники во Франции. По сути это были танкетки с вращающимися башнями, массой чуть более 5 тонн. На базе этих легких британских танков немцы также создали транспортер боеприпасов (12 машин) и подвижный наблюдательный пункт (4 машины). Все САУ и сопутствующая техника поступали на вооружение 227-го артиллерийского полка, а также вновь сформированной в рамках данной части 1-й батареи штурмовых орудий.

Скорее всего, самоходки вместе с полком отбыли на Восточный фронт в октябре 1941 года. Боевое крещение данные самоходные гаубицы приняли в боях под Ленинградом. Причем, по отзывам немцев, они могли использоваться даже для борьбы с советскими танками. Самоходки на английском шасси провоевали в СССР до конца 1942 года, когда в боях были потеряны последние машины данного типа.

Тактико-технические характеристики G.Pz. Mk. VI (e):
Боевая масса - 6,5 т.
Силовая установка - 6-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows ESTE мощностью 88 л.с.
Вооружение - 105-мм полевая гаубица leFH 16 и один 7,92-мм пулемет MG34.
Экипаж - 5 человек.


Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/15cm_sig33_pz2.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/light_mk6.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G93_GW_Mk_VIe/
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:F28_105_leFH18B2/История
http://stalinhdtv.livejournal.com/21397.html
Материалы из открытых источников

Самоходная артиллерия стала массово использоваться Красной Армией сравнительно поздно - только в конце 1942 года. Однако выпущенные советскими конструкторами машины внесли большой вклад в общую победу. Все без исключения советские САУ периода войны можно отнести к грозным машинам, которые были по-разному полезны на поле боя. От небольшой, но от этого не менее эффективной СУ-76, до такого монстра, как ИСУ-152, который легко мог поразить ДОТ или разрушить дом, в котором засели гитлеровцы.

Легкая САУ СУ-76

Данная САУ была разработана в 1942 году конструкторскими бюро завода №38 в городе Кирове, машина создавалась на базе хорошо освоенного промышленностью легкого танка Т-70. Всего с 1942 и до конца войны было изготовлено более 14 тысяч машин данного типа. Благодаря этому СУ-76 является самой массовой советской самоходной артиллерийской установкой времен Великой Отечественной войны, а объем ее выпуска уступил лишь выпуску танка Т-34. Популярность и распространенность машины объясняется ее простотой и универсальностью.

Огромную роль сыграло то, что в качестве орудия для вооружения данной САУ была выбрана очень хорошая дивизионная пушка ЗИС-3 калибра 76,2 мм. Пушка отлично показала себя в годы войны и отличалась высокой универсальностью использования. Лучшего орудия для поддержки пехоты трудно было придумать. При использовании подкалиберных снарядов орудие раскрывало и свои противотанковые свойства, правда, такие танки как «Тигр» и «Пантера», всё равно рекомендовалось уничтожать, ведя огонь по их бортам. Против большинства образцов немецкой бронетехники бронепробиваемость орудия ЗИС-3 оставалась адекватной вплоть до конца войны, хотя 100-мм броня так и осталась для пушки непреодолимым препятствием.

Достоинством, а в некоторых случаях недостатком машины, была ее открытая рубка. С одной стороны она помогала экипажу САУ теснее взаимодействовать со своей пехотой, особенно в условиях уличного боя, а также обеспечивала лучший обзор на поле боя. С другой стороны экипаж САУ оказывался уязвим для огня противника, мог быть поражен осколками. В целом САУ отличал минимальный уровень бронирования, которое было противопульным. Однако СУ-76 все равно была очень популярная в частях. Обладая подвижностью легкого танка, самохода имела куда более серьезное орудие.

Не самое мощное вооружение, тонкая броня, открытое сверху боевое отделение - все это парадоксальным образом не сделало самоходку неудачной. Со своей непосредственной задачей на поле боя СУ-76 справлялась прекрасно. Она использовалась для огневой поддержки пехоты, выступая в роли легкого штурмового орудия и противотанковой САУ. Она смогла во многом заменить легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Почти через 25 лет после Победы в Великой Отечественной войне маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский отмечал: «Особенно полюбилась нашим солдатам самоходка СУ-76. Эти подвижные, легкие машины успевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами выручить и поддержать пехотные части, а пехотинцы в свою очередь делали все, чтобы защитить эти машины».

Противотанковые САУ СУ-85 и СУ-100

Отдельное место среди всех советских самоходок занимали СУ-85 и СУ-100, которые были созданы на базе самого массового танка времен войны - среднего танка Т-34. Как легко можно догадаться, отличались они в первую очередь калибром орудия и, соответственно, своими противотанковыми возможностями. Примечательно, что обе самоходки оставались на вооружении различных стран уже после завершения Второй мировой войны.

СУ-85 была средней по массе советской самоходной артиллерийской установкой, относящейся к классу истребителей танков. Основной ее задачей на поле боя была борьба с бронетехникой противника. Боевая машина была разработана в КБ УЗТМ (Уральского завода тяжелого машиностроения, «Уралмаша») в мае-июле 1943 года. Серийный выпуск новых противотанковых самоходок был развернут в июле-августе 1943 года. В качестве основного орудия для новой самоходки была выбрана 85-мм пушка Д-5С-85, которая обладала хорошими противотанковыми возможностями. По сути, именно СУ-85 стала первой советской САУ, которая на равных могла сражаться с немецкими танками. С расстояния более километра экипаж СУ-85 мог легко вывести из строя любой средний танк противника. Лобовую броню «Тигра» при использовании бронебойных снарядов можно было пробить с дистанции до 500 метров, использование подкалиберных боеприпасов делало эту задачу еще более легкой.

Наряду с хорошей огневой мощью СУ-85 смогла сохранить скорость и маневренность своего «прародителя» - среднего танка Т-34 и эти хорошие характеристики подвижности не раз спасали экипажи этой противотанковой самоходки в бою. Да и под огнем противника САУ СУ-85 чувствовала себя не в пример уверенней, чем СУ-76 с ее открытой рубкой. К тому же ее лобовая броня, расположенная под рациональными углами наклона, была уже не противопульной и могла держать удар.

Всего в 1943-1944 годах было выпущено 2329 таких машин. Несмотря на сравнительную малочисленность, именно САУ СУ-85, начиная с 1943 года и до окончания боевых действий в Европе, была основой советских частей самоходной артиллерии, вооруженных средними по массе машинами. СУ-100, которая пришла ей на смену, смогла отметиться в боях лишь в январе 1945 года. Поэтому именно самоходки СУ-85 и их экипажи вынесли на своих плечах практически всю тяжесть противотанковой и штурмовой работы средней самоходной артиллерии времен войны.

С появлением у немцев новых видов бронетанковой техники, таких как тяжелый танк «Королевский тигр» и САУ «Фердинанд» остро стал вопрос об увеличении противотанковых возможностей советских САУ. Конструкторы «Уралмаша» откликнулись на новый вызов и в середине 1944 года представили лучший истребитель танков Второй мировой войны - САУ СУ-100. Самоходка использовала базу танка Т-34-85 и пошла в серийное производство в августе 1944 года. Всего за период с 1944 по 1956 годы было выпущено 4976 таких самоходных артиллерийских установок, при этом в СССР производство было остановлено в 1948 году, но по лицензии продолжено в Чехословакии.

Главным отличием и основной изюминкой САУ была ее пушка - 100-мм орудие Д-10С, которое могло уверено бороться даже с самыми тяжелыми и хорошо бронированными немецкими танками. Неслучайно звездный час СУ-100 пробил во время Балатонской оборонительной операции, когда немецкое масштабное танковое наступление под кодовым названием «Зимнее пробуждение» закончилось огромными потерями бронетехники и стало фактически кладбищем Панцерваффе. Также самоходка отличалась лучшим бронированием. Толщина ее наклонной лобовой брони достигла 75-мм. Самоходка уверенно себя чувствовала не только в борьбе с танками противника, но и в городских боях. Зачастую одного выстрела фугасным снарядом из 100-мм орудия было достаточно, чтобы буквально «сдунуть» обнаруженную огневую точку противника.

Уникальность и исключительные боевые возможности СУ-100 подтверждаются тем, что она находилась на вооружение Советской Армии еще на протяжении нескольких десятилетий после войны, периодически модернизируясь. Помимо этого, САУ поставлялась союзникам Советского Союза, активно участвовала в послевоенных локальных конфликтах, в том числе и в арабо-израильских войнах. Самоходка оставалась на вооружении армий некоторых стран вплоть до конца XX века, а в некоторых странах, таких как Алжир, Марокко и Куба они оставались на вооружении и по состоянию на 2012 год.

Тяжелые САУ СУ-152 и ИСУ-152

Тяжелые советские самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152 также внесли свой весомый вклад в победу. Об эффективности этих машин лучше всего говорят их прозвища - «Зверобой» и «Консервный нож», которые были даны этим могучим близнецам в войсках. СУ-152 была создана на базе тяжелого танка КВ-1С и вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. Самоходка была разработана конструкторами ЧКЗ (Челябинского Кировского завода), постройка первого прототипа была завершена 24 января 1943 года, а со следующего месяца началось серийное производство машины. Стоит отметить, что собрано было лишь 670 таких самоходок, так как с производства был снят танк КВ-1С, на базе которого она строилась. В декабре 1943 года данная машина была заменена на конвейере на ИСУ-152 равноценную по вооружению, но лучше бронированную самоходку на базе тяжелого танка ИС.

Боевой дебют самоходка СУ-152 получила в знаменитом сражении на Курской дуге, где сразу же смогла показать себя, как достойный противник новых немецких танков. Возможностей самоходки хватало для борьбы с новым выводком немецких «кошачьих». Использование 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20С предполагало применение всех разработанных для нее снарядов. Но на деле экипажи машин обходились лишь двумя - осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. Прямого попадания во вражеский танк бетонобойных снарядов было достаточно, чтобы нанести ему тяжелые повреждения и вывести из строя. В некоторых случаях снаряды просто проламывали броню танков, срывали с погона башню, убивали экипаж. А иногда прямое попадание 152-мм снаряда приводило к детонации боекомплекта, что превращало танки противника в горящие факелы.

Осколочно-фугасные снаряды также были эффективны против немецкой бронетехники. Даже, не пробив броню, они повреждали прицелы и приборы наблюдения, орудие, ходовую часть машины. Причем, для того чтобы вывести вражеский танк из строя иногда было достаточно просто близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда. Экипаж майора Санковского, командующего одной из батарей СУ-152 в Курской битве, за один день вывел из строя 10 танков противника (по другим данным это был успех всей батареи), за это майор был удостоен звания Героя Советского Союза.

Конечно, в роли истребителей танков СУ-152 использовались не от хорошей жизни, но и в этом качестве самоходка показала себя замечательной машиной. В целом же СУ-152 была отличным примером универсальности применения. Она могла использоваться, как штурмовое орудие, истребитель танков и самоходная гаубица. Правда, использование машины в качестве истребителя танков осложняла низкая скорострельность, но эффект от попадания по цели мог запросто перечеркнуть этот недостаток. Чудовищная мощь 152-мм гаубицы-пушки была незаменимой при подавлении ДОТов и огневых точек немцев. Даже если бетонная стена или перекрытия выдерживали попадание снаряд, то люди, находящиеся внутри, получили серьезную контузию, у них рвались барабанные перепонки.

Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 пришла на смену СУ-152, она была создана конструкторским бюро опытного завода №100 в июне-октябре 1943 года и 6 ноября того же года принята на вооружении. Выпуск новой САУ был налажен на ЧКЗ, где она просто заменила собой СУ-152. Выпуск самоходки продолжался до 1946 года, всего за это время было построено 3242 машины данного типа. Самохода широко применялась на заключительном этапе войны и также, как ее предшественница СУ-152, могла использоваться во всех аспектах применения самоходной артиллерии. С вооружения Советской Армии данные машины были сняты лишь в 1970-х годах, что также свидетельствует об их большом боевом потенциале.

Незаменимой САУ ИСУ-152 стала во время городских боев, буквально ровняя здания и огневые точки противника с землей. Она очень хорошо показала себя при штурмах Будапешта, Кенигсберга и Берлина. Хорошее бронирование позволяло САУ выдвигаться на дистанцию прямого выстрела и прямой наводкой поражать немецкие огневые точки. Для обычной буксируемой артиллерии это представляло смертельную опасность из-за массированного пулеметного и прицельного снайперского огня.

Источники информации:
http://rg.ru/2015/04/24/samohodka-site.html
http://armor.kiev.ua
http://pro-tank.ru
http://www.opoccuu.com

Противотанковые самоходные артиллерийские установки во время Второй мировой были очень востребованы. Зачастую они обходились дешевле танков, строились быстрее, но в то же время были отлично вооружены и могли расправиться с любым танком противника на поле боя. Самыми удачными противотанковыми САУ большой войны считаются советская СУ-100 и немецкая Jagdpanther. Но какая из них лучше?

Подвижность

СУ-100

СУ-100 оснащалась дизельным двигателем В-2-34 мощностью 500 л. с., который позволял САУ весом в 31,6 т развивать скорость до 50 км/ч, а по проселочной дороге - порядка 20 км/ч. Расход топлива составлял около 180 литров на 100 км.

Учитывая, что во внутренних баках помещалось всего 400 литров солярки, Су-100 комплектовалась четырьмя наружными дополнительными цилиндрическими топливными баками емкостью 95 л. С ними запас хода возрастал до 310 км.



СУ-100 оснащалась пятиступенчатой механической коробкой передач с постоянным зацеплением шестерен. Простая и надежная ходовая часть была полностью позаимствована у танка Т-34-85.

Jagdpanther

Управлять Jagdpanther было довольно просто: к услугам механика-водителя была полуавтоматическая коробка передач с преселекцией. Семь скоростей вперед и одна назад. Управление самоходкой осуществлялось с помощью рычагов.

Мощность 12-цилиндрового V-образного двигателя "Майбах" HL230Р30 - 700 л.с. Этого хватало, чтобы разогнать 46-тонный Jagdpanther до 46 км/ч по шоссе и 24 км/ч на бездорожье.

Запас хода по шоссе составлял всего 210 км. Бензин OZ 74 (октановое число 74) заливался в шесть баков - всего 700 л. Топливо в карбюраторы подавалось с помощью насоса "Solex", дополнительно имелся ручной насос. В сухой двигатель заливали 42 л масла, при смене масла заливали 32 л.


Ходовая часть Jagdpanther была полностью позаимствована у среднего танка PzKpfw V "Panther", она обеспечивала самоходке плавный ход и более равномерное давление на грунт. С другой стороны, ремонт такой ходовой был настоящим кошмаром: для замены всего одного катка из внутреннего ряда необходимо было демонтировать от 1/3 до половины всех внешних катков.

Бронезащита

Броневая рубка Су-100 собиралась из катаных бронелистов, толщина лобовой детали составляла 75 мм. Она располагалась под наклоном в 50 градусов. Толщина бортовой и кормовой брони достигала 45 мм, а крыши - 20 мм. Маска орудия защищалась 110 мм броней. Броня командирской башенки по кругу составляла 45 мм. Лобовую плиту ослаблял большой люк мехвода.


Корпус САУ исполнялся как единое целое с рубкой и собирался при помощи сварки из катаных броневых листов. Днище состояло из четырех листов, соединенных сварными швами, усиленными накладками.


Конструктивная особенность Jagdpanther заключалась в том, что рубка представляла собой единое целое с корпусом, а не крепилась к нему болтами или сваркой. Лобовая броня САУ имела отличную геометрию и была практически непоражаема.


Лобовой лист толщиной 80 мм размещался под углом 55 градусов. Снарядостойкость лишь незначительно снижалась наличием щели смотрового прибора механика-водителя и амбразурой курсового пулемета. Толщина бортовой брони рубки составляла 50 мм, а кормы - 40 мм. Борта и корма корпуса были защищены 40-мм броней, а крыша прикрыта 25-мм бронелистом.


Надо заметить, что стены корпуса и рубки имели разные углы наклона, что способствовало рассеиванию кинетической энергии снарядов. Дополнительно сварные швы усиливались шпунтами и пазами. Корпус собирался из стальных прокатанных гетерогенных плит, а его масса составляла 17 тонн.


Вооружение

СУ-100 оснащалась 100-мм нарезной пушкой Д-10С образца 1944 г. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 897 м/с. Стрельба велась при помощи телескопического прицела ТШ-19, имевшего четырехкратное увеличение и поле зрения 16 градусов.


В боекомплекте СУ-100 не было подкалиберных снарядов (они появились в 1966 году), только бронебойные. С 1000 метров орудие СУ-100 пробивало 135-мм бронеплиту, с 500 м - 155-миллиметровую. Наведение орудия могло осуществляться в в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20 градусов и в горизонтальной ±8 градусов.


Для самообороны экипаж комплектовался 7,62-мм пистолетами-пулеметами ППШ-41, 1420 патронами, а также 4 противотанковыми и 24 осколочными гранатами. Боекомплект орудия составлял 33 унитарных выстрела.

Jagdpanther был вооружен длинноствольной 88-мм пушкой Pak 43/3 L/71. Угол горизонтального наведения пушки - +11°, угол возвышения - +14°, склонения - 8°. В боекомплекте, состоящем из 57 унитарных снарядов, было три типа боеприпасов: осколочно-фугасные, бронебойные и бронебойно-подкалиберные.


Бронебойные снаряды PzGr39/1 массой 10,2 кг имели начальную скорость 1000 м/с и пробивали с расстояния в 500 м броню толщиной 185 мм, с 1000 м - 165-мм, с 2000 м - 132-мм. Подкалиберные PzGr. 40/43 весили меньше - 7,5 кг и и имели большую начальную скорость - 1130 м/с. Они пробивали с дистанции 2000 м броню толщиной 153 мм, с 1000 м - 193 мм, а на дистанции 500 метров - 217-мм.


Скорострельность орудия составляла 6-8 выстрелов в минуту, а стрельба велась при помощи телескопических прицелов SflZF5, а позднее - WZF1/4. Последний был самым совершенным и имел 10-кратное увеличение при угле зрения 7 градусов.


Для обороны от пехоты в лобовом листе был установлен пулемет MG-34 калибра 7,92-мм, снабженный оптическим прицелом, кроме того, САУ была вооружена гранатометом ближнего боя "Nahverteidungswaffe". В боекомплекте последнего имелись осколочные, дымовые, сигнальные или осветительные гранаты. Гранатомет имел круговой сектор обстрела и мог вести огонь на дальность до 100 м. Кроме того, у экипажа было два пистолета-пулемета МР-40 с боекомплектом 384 патрона.

Система пожаротушения

Горели самоходчики часто и страшно, поэтому системе пожаротушения нельзя не уделить внимания. В распоряжении экипажа Су-100 были тетрахлорные огнетушители, которыми пользоваться можно было только в противогазах. Дело в том, что при попадании тетрахлорида углерода на горячие поверхности происходила химическая реакция, в результате которой образовывалось ядовитое вещество фосген.

Jagdpanther мог похвастать системой автоматического пожаротушения, которая действовала следующим образом: при превышении температуры внутри машины порога в 120 градусов первый огнетушитель заливал противопожарной смесью "СВ" топливный насос и карбюраторы. Второй заливал той же смесью корпус двигателя. У экипажа САУ было три небольших ручных огнетушителя.

Итог

Подводя итог, отметим, что Jagdpanther превосходил СУ-100 в плане комфорта работы экипажа, качества прицельных приспособлений, возимого боекомплекта и бронепробиваемости.

В то же время немецкая самоходка уступала в подвижности и технологичности производства, а также надежности - большинство болезней танка PzKpfw V "Panther" перешло к САУ.

За время войны было выпущено всего около 400 Jagdpanther, в то время как СУ-100, с учетом послевоенного производства- 4976 штук. Благодаря своей простоте и надежности СУ-100 воюют до сих пор. Например, не так давно эти самоходки замечены в Йемене, в то время как немецкие САУ можно увидеть только в музее.

В TOP-10 лучших самоходных артиллерийских установок периода Второй мировой войны вошли модели немецкого, советского и американского производства. Критериями оценки стали мощность и эффективность вооружения, скорострельность, меаневренность, защищеннноть экипажа и массовость производства.

10. Marder III — легкобронированная немецкая противотанковая САУ. Принята на вооружение в конце 1942 года. Выпускалась серийно до середины 1944 года. Высокая точность и скорострельность нивелировались низкой защищенностью экипажа. 75-мм пушка Pak 40 устанавливалось в открытой рубке.

9. M36 Jackson — американская САУ. Серийно производилась с ноября 1943 по сентябрь 1945 года, всего было выпущено 2324 единицы. Благодаря мощной длинноствольной 90-мм пушке, оказалась единственным сухопутным средством американцев, способным эффективно бороться с тяжелыми танками вермахта,

8. Sturmgeschütz III —
самая массовая САУ вермахта. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год. Оборудована 75-мм пушкой. Серьезными недостатками было отсутствие пулемета и низкая начальная скорость снаряда. САУ была беззащитна в ближнем бою и против танков с хорошим бронированием.

7. Panzerjager Tiger (P) Ferdinand — немецкая тяжелая САУ. Вооружена 88-мм пушкой. Разработана в 1942—1943 годах. Один из самых сильно вооруженных и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники.

6. ИСУ-152 — советская тяжелая САУ. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины. Разработана в 1943 году. Основным использованием ИСУ-152 была огневая поддержка наступающих танков и пехоты 152,4-мм гаубица-пушка имела мощный осколочно-фугасный снаряд. Эти снаряды были очень эффективны как против неукрытой пехоты, так и против укреплений. Из-за низкой скорострельности уступала специализированным САУ — истребителям танков.

5. Jagdpanzer 38 Hetzer — немецкая легкая САУ. Разработана в 1943 — 1944 гг. в качестве более дешевой и массовой замены штурмовым орудиям Sturmgeschütz III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков. Основное вооружение составляла 75-мм нарезная пушка Panzerjägerkanone PaK 39/2 L/48.

4. СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка. Создана в конце 1943 — начале 1944 года. Броневой корпус выполнялся конструктивно как единое целое с рубкой и собирался при помощи сварки из катаных листов и плит броневой стали толщиной 20, 45 и 75 мм. Основным оружием СУ-100 являлась 100-мм нарезная пушка Д-10С.

3. Panzerjager Tiger Ausf.B —
немецкая противотанковая САУ. Применялась с начала Второй мировой войны по 1943 год. Всего было построено 202 подобных машины. Эффективно применялась против советских танков Т-34 и КВ 1 с с дистанций в 500—600 м. Более старые образцы советской бронетехники уверенно поражались с 700 метров. Заброневое действие 47-мм снаряда было весьма слабым, и даже при условии пробивания брони снаряд не наносил экипажу и оборудованию урона.

2. M18 Hellcat —
американская САУ. За время производства с июля 1943 по октябрь 1944 года было выпущено 2 507 истребителей танков. Лобовая броня составляла 2,54 см. Оборудовалась 75-мм и 76 мм пушками.

1. Jagdpanzer — тяжелая немецкая САУ. Разработана в 1943 году.. Оборудована мощной 88-мм пушкой Pak.43/3 (L/71). Обладала хорошей скоростью и проходимостью. Отличалась невысокой механической надежность и относительно тонкой бортовой броней.



Что еще почитать