Самоходная артиллерийская установка сау 125. Новая легкая самоходная установка заменит "спрут-сд". Какие задачи выполняет командир экипажа

История самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» довольно сложна, поэтому ограничимся упоминанием только основных ее этапов. В 1970-е гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию самоходной противотанковой пушки (СПТП) нового поколения. Интерес к самоходной бронированной машине с мощной противотанковой пушкой проявили, в частности, воздушно-десантные войска.

Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в 3-м ЦНИИ Министерства обороны СССР, показывал, что эффективность имеющихся в ВДВ противотанковых средств уже недостаточна для борьбы с танками противника, которые он неизбежно будет применять для борьбы с воздушными десантами. Если Сухопутные войска к борьбе с бронетанковой техникой противника могут привлекать основные боевые танки, то в парашютных десантах это невозможно. Возможности военно-транспортной авиации и средств десантирования допускают использование в составе парашютного десанта машин максимальной массой около 18 т.

К тому времени уже были выполнены ОКР по созданию легкого танка (шифр «Судья»), вооруженного 100-мм нарезной пушкой и приспособленного для авиадесантирования, на ВгТЗ шли работы по легкому танку по теме «Яхта». Но проект легкого плавающего танка, как известно, был остановлен в то же время, когда задавались ОКР по БМД «Бахча».

Между тем, исследования, проведенные специалистами ЦНИИТОЧМАШ, показали принципиальную возможность перехода от калибра противотанковой пушки 100 мм (на основе баллистики и боекомплекта серийной гладкоствольной пушки Т-12) к калибру 125 мм. Опыты с макетным образцом на шасси БМП-2 подтвердили, что орудие с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81 может быть установлено на легкий носитель при условии определенной доработки артиллерийской части.

С 1982 года в ЦНИИТОЧМАШ были проведены исследования возможности создания авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной по артиллерийской части станковым орудием. На основании этих результатов протоколом Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. поручалось провести предварительные проработки по определению возможности создания 125-мм СПТП для ВДВ на унифицированных узлах шасси перспективной боевой машины десанта.

Изначально предполагалось, что СПТП будет не только решать задачи борьбы с танками и бронемашинами противника, но и вести огонь по его живой силе и огневым средствам, поддерживать подразделения ВДВ огнем прямой наводки в ходе атаки объекта захвата, действовать непосредственно в боевых порядках боевых машин десанта при атаке и при отражении атаки противника на марше. Это требовало от СПТП качеств легкого танка и соответствующего боекомплекта, однако термин «легкий танк» уже не употреблялся. Работа шла под эгидой ГРАУ, которое, в отличие от ГБТУ, «танками» заниматься не могло. В НИР участвовали, разумеется, и специалисты ВгТЗ и ОКБ-9 «Уралмашзавода» (завода №9, г. Свердловск, ныне Екатеринбург) - производителя 125-мм танковой пушки.

Опыт создания легкого танка все же дал базу для начала работ по СПТП. Через ГБТУ и ГРАУ в ЦНИИТОЧМАШ был передан опытный образец танка «Объект 934» («Судья»). На этом шасси в 1983-1984 гг. и изготовили экспериментальный образец авиадесантируемой 125-мм самоходной противотанковой пушки. От установки пушки в неподвижной рубке (как в предыдущих советских противотанковых САУ, включая авиадесантные АСУ-57 и СУ-85) отказались, равно как и от вынесенной установки вооружения.

Новая СПТП разрабатывалась с установкой орудия в обитаемой вращающейся бронированной башне. В башенном варианте пушку поначалу снабдили дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором. Однако дульный тормоз пришлось исключить - не столько из-за снарядов с отделяемым поддоном и раскрываемым оперением (эта проблема решалась соответствующим профилем дульного тормоза), сколько из-за наличия в боекомплекте выстрела с ПТУР: выброс раскаленных пороховых газов из боковых окон тормоза мог привести к потере управления ракетой.

Дульный тормоз также создавал дульную волну, направленную в стороны и назад, а ведь пушка должна была действовать в боевых порядках десантников, возможно - с десантом на броне. Кроме того, в ходе этой НИР были обоснованы состав приборного комплекса и схемы стабилизированных приводов наведения в системе управления огнем.

Опытные стрельбы, проведенные в 1984 г. на полигоне 38-го НИИИ в Кубинке, показали, что максимальные перегрузки, действующие на расчет (членов экипажа) во время выстрела, угловые перемещения корпуса и избыточное давление в районе цапф не превышали допустимых норм, остаточные отходы и пробитие подвески отсутствовали, при этом кучность стрельбы находилась на уровне штатных танковых систем.

Решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР от 20 июня 1985 г. задавалась ОКР по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки, которой присвоили шифр «Спрут-СД». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ; на ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск Московской области) и ВНИИТРАНСМАШ (г. Ленинград) возложили научно-техническую координацию работ и участие в технико-экономической оценке. Новая машина получила индекс «Объект 952».

В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию принимали участие ОКБ-9 «Уралмашзавода», ЦКБ ПО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЦКБ «Пеленг» (г. Минск), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), КБ Приборостроения (г. Тула), Волгоградский судостроительный завод, НИМИ (г. Москва). Московскому агрегатному заводу «Универсал» в феврале 1986 г. было выдано тактико-техническое задание на создание средств десантирования, обеспечивающих десантирование СПТП «Спрут-СД» с экипажем из трех человек внутри. Также в работах участвовали НИИ Министерства обороны.

ОКБ-9 «Уралмашзавода» параллельно занималось буксируемым самодвижущимся вариантом 125-мм противотанковой пушки «Спрут-Б»; он был принят на вооружение в 1989 г. под обозначением 2А-45М. Рассматривалась также установка 125-мм пушки на колесное шасси ГАЗ-5923 — будущего .

От открытия ОКР по теме «Спрут-СД» до принятия СПТП на вооружение прошло, ни много, ни мало, двадцать лет. Среди главных причин такого временного разрыва - не раз помянутые распад СССР и развал экономики страны. Кроме снятия государственного заказа и резкого падения финансирования оборонной промышленности, самым негативным образом сказался и распад прежних производственных связей. Так, прицел-прибор наведения «Буг» разрабатывался в Белоруссии, где на некоторое время возобладали сепаратистские настроения.

И все же постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 г. №1502-р и приказом министра обороны РФ от 9 января 2006 г. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. Заказ на СПТП 2С25 получил ВгТЗ.

Разумеется, машины типа 2С25 «Спрут-СД» не способны заменить основные боевые танки. Однако машины легкой категории по массе, аналогичные танкам по своей огневой мощи, но с высокой аэромобильностью и возможностью десантирования с воздуха или с моря необходимы для сил быстрого реагирования в современных конфликтах. Работа над ними ведется давно в разных странах, но в «Спрут-СД» практически впервые в мировой практике реализована авиадесантируемая система вооружения с огневой мощью основного боевого танка (в большинстве зарубежных разработок в этой категории используются пушки хотя и «танковых» калибров, но пониженной баллистики).

Боевая машина 2С25 скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним - боевого отделения с размещением вооружения и членов экипажа во вращающейся башне и задним - МТО. Командир и наводчик размещаются в башне в боевом положении; при десантировании и в походном положении они располагаются на универсальных сиденьях в отделении управления - соответственно, справа и слева от механика-водителя.

Установленная в башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 обеспечивает огневую мощь на уровне танков семейств , . Длина ствола орудия - 6000 мм, масса орудия - 2350 кг. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяемым поддоном и с ПТУР 9М119 (выстрел 3УБК14), запускаемой через ствол пушки. Управление ПТУР - полуавтоматическое, по лазерному лучу. Бронепробиваемость - 700-770 мм с преодолением динамической защиты. Скорострельность - 7 выстр/мин.

Установка 125-мм орудия высокой баллистики, предназначенной для боевой машины массой порядка 40 т, на изделие массой 18 т, да еще и в башенном варианте, потребовала ряда специальных конструктивных решений. Кроме увеличения длины отката более чем вдвое - до 740 мм (по сравнению с 310-340 мм у 125-мм пушки основного боевого танка), использовался также откат корпуса самой машины-носителя за счет работы гидропневматической подвески шасси.

Прежде чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц, опирающихся на грунт. Получается своего рода двойной откат, поглощающий энергию отдачи мощного орудия - подобно тому, как это делалось ранее, например, в железнодорожных артиллерийских транспортерах. Свою роль сыграла здесь нелинейная характеристика и большая энергоемкость пневматической подвески шасси, свойственный ей большой динамический ход катков. При откате корпуса он несколько «приседает», при этом увеличивается длина опорной поверхности гусениц, что способствует устойчивости СПТП при выстреле.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в ленты . Углы наведения по вертикали - от -5 до +15°, при повороте на корму - от -3 до +17°. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.





СПТП 2С25 «Спрут-СД» со средствами десантирования П260М

Рабочее место наводчика оснащено приборным комплексом 1А40-1М, ночным прицелом (комплексом) ТО1-КО1Р «Буран-ПА» и приборами наблюдения ТНПО-170. Место командира оборудовано комбинированным прицелом-прибором наведения 1К13-ЗС со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения, ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом управления ПТУР, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот.

Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость командира и наводчика. Кратность увеличения дневного канала прицела командира 1К13-3С - 1х, 4х и 8х, ночного - 5,5х. Для кругового обзора командиру служат перископические приборы наблюдения ТНПО-170, ТНПТ-1.

В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер с 22 выстрелами (снаряды и заряды помещены в кассеты), цепной механизм подъема кассеты с элементами выстрела, механизм улавливания и удаления стреляных поддонов, цепной (двухходовой) досылатель элементов выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса поддона и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания и блок управления. Для получения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания и удаления стреляных поддонов при откате.

Механизм улавливания и удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона. Механизм выполнен так, что обеспечивается возможность временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки. Последняя имеет воздуховод от фильтровентиляционного устройства в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства. Форма и размеры конвейера автомата заряжания позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления вдоль бортов корпуса.



СПТП 2С25 «Спрут-СД» после приземления

Корпус и башня СПТП 2С25 выполнены из алюминиевого броневого сплава , лобовая часть башни усилена стальными накладками. На башне смонтирована 81-мм установка системы 902В «Туча». СПТП оснащена системой защиты от оружия массового поражения.

В МТО установлен четырехтактный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2С, развивающий мощность 510 л.с ., и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота и обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода.

Ходовая часть включает на один борт семь опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо - заднего расположения. Высокая (28,3 л.с./т) удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечила машине хорошие ходовые характеристики.

Водные преграды «Спрут-СД» преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водомета . Машина обладает хорошими мореходными качествами: при волнении до 3 баллов она может не только с ходу преодолевать водные преграды, но и вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35°.

СПТП 2С25 «Спрут-СД» транспортируется самолетами военно-транспортной авиации. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом.

Основные характеристики 2С25 «Спрут-СД»:
Полная масса, т……………. 18
Экипаж, чел……………….. 3
Высота на рабочем клиренсе, мм….. 2720
Длина с пушкой вперед, мм………. 9771
Длина по корпусу, мм…………… 7070
Ширина, мм……………………. 3152
Клиренс, мм…………………… 100-500 (рабочий - 420)
Вооружение пушка :
— марка…………………….2А75
— калибр (мм), тип…………..125, гладкоствольная
— заряжание……… раздельное, автоматическое
— скорострельность…………….7 выстр./мин
пулемет :
— марка…………………….. ПКТ(ПКТМ)
— калибр, мм………………… 7,62
Углы наведения вооружения:
— по горизонту…………………. 360
— по вертикали вперед…………… от -5 до +15
— по вертикали назад (на корму)……от -3 до +17
Боекомплект:
— выстрелов к пушке……40 (из них 22 - в автомате заряжания)
— типы выстрелов: осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный
— патронов…………… 2000

Броневая защита :
— лобовая: от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40)
— круговая: от огня 7,62-мм оружия
Двигатель :
— тип: четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
— марка………………… 2В-06-2С
— мощность, л.с. (кВт) ….. 510(375)
Трансмиссия: гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота
Подвеска опорных катков: индивидуальная пневматическая
Гусеница: стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами
Ширина трака основной гусеницы, мм….380
Водоходный движитель, тип: гидрореактивный
Максимальная скорость, км/ч:
— по шоссе……………………. 70-71
— наплаву…………………….. 10
Средняя скорость по грунтовой дороге, км/ч…..47-49
Запас хода:
— по шоссе, км………………… 500
— по грунтовой дороге, км………. 350
— наплаву, ч………………….. 10
Удельное давление на грунт, кг/см 2 ..0,53.

Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу взяли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.

Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.

В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.

Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.

Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 - летные испытания.

Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.

К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.

Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) - двух. Высота десантирования над площадкой приземления - от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении - 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.

25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.

Авиадесантируемая 125-мм самоходная противотанковая пушка

2С25 "Спрут-СД" разработана совместно конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода и екатеринбургском ОКБ-9 под общим научным руководством Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТочМаш). Главный конструктор шасси А.В.Шабалин, 125-мм орудия 2А75 В.И.Наседкин. Самоходная артиллерийская установка 2С25 "Спрут-СД" предназначена для борьбы с танками и другой бронетехникой и живой силой противника в составе подразделений воздушно-десантных войск, морской пехоты и специальных войск.

Тактико-техническое задание на разработку авиадесантируемой САУ 2С25 подготовлено в 1984 г. и 20 октября 1985 г. решением ВПК Совета министров СССР была официально начата разработка новой артиллерийской установки для ВДВ СССР. В феврале 1986 года была начата разработка средств десантирования П260, которые создавались на базе парашютно-реактивных средств П235, предназначавшихся для десантирования БМП-3. В период с 1990 по 1991 годы были проведены Государственные испытания САУ 2С25. По итогам испытаний 30 мая 1994 года решением ВВС и ВДВ России и разработчика средств десантирования - московского завода «Универсал» - была отменена разработка парашютно-реактивных средств десантирования П260 и была начата разработка бесплатформенной системы десантирования П260М «Спрут-ПДС».

В 2001 году были проведены дополнительные испытания САУ 2С25. Серийное производство САУ 2С25 "Спрут-СД" было развернуто на Волгоградском тракторном заводе в 2005 г. и велось по 2010 г. 9 января 2006 года приказом Министра обороны Российской Федерации самоходная противотанковая пушка 2С25 была принята на вооружение Вооружённых сил России .

(фото Виталия Кузьмина, https://www.vitalykuzmin.net)

В 2015 г. Волгоградским тракторным заводом собран первый образец модернизированного варианта САУ 2М25М "Спрут-СДМ1". После испытаний и принятия на вооружение планируется продолжить возобновление серийного производства модернизированного варианта САУ.

САУ 2С25 "Спрут-СД" в ВС России

С 2005 г. САУ 2С25 "Спрут-СД" поставляются в части ВДВ ВС России. По западным данным в ВДВ поставлено не менее 36 единиц самоходных пушек 2С25.

Конструкция пушки

"Спрут-СД" оснащена уникальным гидропневматическим шасси, которое по своим возможностям и конструкции близко к шасси БМД-3. САУ способна преодолевать водные преграды, может десантироваться с грузовых кораблей на водную поверхность и самостоятельно возвращаться на судно. Отмеченные и другие качества в совокупности с круговым вращением башни и стабилизацией вооружения в двух плоскостях позволяют использовать "Спрут-СД" в качестве легкого плавающего танка.

Корпус САУ делится на отделение управления (передняя часть), боевое отделение с башней (средняя часть) и моторно-трансмиссионное отделение (кормовая часть).

Установка оснащена дизельным двигателем 2В-06-2С мощностью 510 л.с.

ТТХ САУ 2С25 "Спрут-СД"

Расчет - 3 чел Длина с пушкой - 9770 мм Длина корпуса - 7085 мм Длина ствола - 6000 мм (48 калибров) Ширина установки - 3152 мм Высота установки - 3050 мм Углы наведения по вертикали - от -5 до +15 градусов Углы наведения по горизонтали - круговое Масса максимальная в боевом положении - 18000 кг Масса выстрела - 19,6 - 33 кг (разных типов) Прицельная дальность - до 5 кмСкорость движения по шоссе - 70 км/ч Скорость движения по бездорожью - 45-50 км/ч Скорость движения по воде - 9 км/ч Запас хода по шоссе - 500 км Преодолеваемый подъём - 35 градусов Преодолеваемая стенка - 0,8 м Преодолеваемый ров - 2,8 м

Авиадесантируемая САУ 2С25 "Спрут-СД" (http://mil.ru)

Боеприпасы пушки

- бронебойные подкалиберные снаряды (БПС);
- бронебойные кумулятивные снаряды (БКС);
- осколочный-фугасные снаряды (ОФС);
- ПТУРы 9М119, 9М119М, 9М119Ф и 9М119Ф1.

Авиадесантируемая САУ 2С25М "Спрут-СДМ1" на выставке АРМИЯ-2015 (фото Д.С.Глухова, http://bastion-karpenko.ru)

Оборудование

САУ оборудована дневным монокулярным перископическим прицелом 1А40М-1. Прицел оборудован встроенным дальномером и баллистическим вычислителем и позволяет измерять дальности до целей, вырабатывать угол бокового упреждения при стрельбе по движущимся целям, а также осуществлять наведение комплекса управляемого вооружения по лазерному лучу. Для действий в ночных условиях САУ 2С25 снабжена ночным оптико-электронным комплексом ТО1-КО1Р с ночным прицелом наводчика ТПН-4Р. Место командира оборудовано прицелом-прибором наведения командира 1К13-3С. Прибор 1К13-3С позволяет вести разведку и наведение орудия как в дневных, так и в ночных условиях, и включает в себя лазерный канал наведения управляемого вооружения, баллистический вычислитель и встроенный дальномер. Радиосвязь обеспечивается радиостанцией Р-173.

Модификации:

2С25 "Спрут-СД" - базовый серийный вариант авиадесантируемой самоходной пушки (2005 г.).

2С25М "Спрут-СДМ1" - модернизированный вариант самоходной пушки (2015 г.).

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Создания

Самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" создана в начале 90-х гг. на удлиненной (на два катка) базе боевой машины десанта БМД-3 акционерным обществом "Волгоградский тракторный завод", а артиллерийская часть к ней - на артиллерийском заводе N9 (г. Екатеринбург). В отличие от буксируемой артиллерийской системы "Спрут-Б" новая САУ получила наименование "Спрут-СД" ("самоходная", "десантируемая").

Изначально предназначенная для ВДВ и рассчитанная на парашютное десантирование с экипажем из военно-транспортного самолета Ил-76, в настоящее время пушка предлагается и морской пехоте с целью оказания противотанковой и огневой поддержки в ходе десантных операций.

Одно из первых ее представлений состоялось 8 мая 2001 г. на танковом полигоне «Прудбой» Северо-Кавказского военного округа для представителей силовых министерств России и зарубежного военно-дипломатического корпуса из 14 иностранных государств Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.

Назначение

125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" предназначена для поражения техники, в том числе бронированной, и живой силы противника при действии в составе подразделений сухопутных и воздушно-десантных войск, а также морской пехоты.

Внешне она похожа на обычный танк и объединяет в себе возможности десантируемой плавающей боевой машины десанта с основным боевым танком. Внешне «Спрут-СД» ничем не отличается от обычного танка и не имеет аналогов за рубежом.

Основные особенности

По мнению специалистов, новая САУ, по внешнему виду и огневой мощи сравнима с танком, характеризуется маневренными возможностями десантируемой БМД-3 и не имеет аналогов за рубежом. Кроме того, "Спрут-СД" оснащена уникальным гидропневматическим шасси, позволяющим боевой машине плавно и быстро передвигаться в условиях бездорожья со скоростью до 70 км в час, что существенно улучшает условия ведения огня в движении.

Кроме того, "Спрут-СД" способна преодолевать водные преграды со скоростью на плаву до 10 км в час. Это подтвердили испытания в Северном море, когда при шторме до 3 баллов БМ уверенно вела огонь по назначенным целям. Машина может десантироваться с грузовых кораблей на водную поверхность и самостоятельно возвращается на судно. Отмеченные и другие качества в совокупности с круговым вращением башни и стабилизацией вооружения в двух плоскостях позволяют использовать "Спрут-СД" в качестве легкого плавающего танка.

Общее устройство

Корпус БМ разделен на отделение управления (передняя часть), боевое отделение с башней (средняя часть) и моторно-трансмиссионное отделение (кормовая часть).

В походном положении командир машины находится справа от механика-водителя, а наводчик слева. Каждый член экипажа располагает встроенными в крышу наблюдательными приборами с дневным и ночным каналами. Комбинированный прицел командира стабилизирован в двух плоскостях и совмещен с лазерным прицелом для наведения 125-мм снарядов по лазерному лучу. Прицел наводчика с лазерным дальномером стабилизирован в вертикальной плоскости.

125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ "Спрут-СД". Пушка создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90, При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Установленное в боевом отделении гладкоствольное орудие высокой баллистики оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика, которые функционально взаимозаменяемы.

В качестве вспомогательного вооружения САУ "Спрут-СД" оснащена спаренным с пушкой 7,62-мм пулемет с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

Пушка без дульного тормоза оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом. Стабилизация в вертикальной и горизонтальной плоскостях позволяет вести огонь 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания. «Спрут-СД» может использовать все виды 125-мм отечественных боеприпасов, в том числе бронебойные подкалиберные оперённые снаряды и танковые ПТУР. В боекомплект пушки (40 125-мм выстрелов, из них 22 в автомате заряжания) может входить снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Пушка может вести огонь на плаву при волнении до 3 баллов в секторе ±35 град., максимальная скорострельность - 7 выстрелов в минуту.

Горизонтальный автомат заряжания пушки карусельного типа установлен за башней машины. Он представляет собой совокупность узлов и механизмов - вращающийся конвейер с 22 готовыми к немедленному использованию выстрелами, цепной механизм подъема кассеты с выстрелом, механизм удаления стреляных поддонов с улавливателем, цепной досылатель выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса гильзы и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания, блок управления. Кассеты, с раздельно размещенными в них снарядами и зарядами, установлены в конвейере автомата заряжания под углом, равным углу заряжания пушки. При заряжании в казенную часть орудия сначала подается снаряд, затем метательный заряд в полусгораемой гильзе-картузе. В случае выхода из строя автомата заряжания, возможно заряжание пушки вручную.

Для обеспечения увеличенного отката автомат заряжания имеет расширенную раму подъемника кассеты. Механизм улавливания и удаления стреляных поддонов обеспечивает возможность при прохождении в нем стреляного поддона временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки. Это позволяет при последующем движении стреляного поддона системе очистки продуть воздухом зону казенника пушки и рабочие места экипажа с использованием вращающегося устройства. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся вокруг вертикальной оси конвейер автомата заряжания, позволяющий членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно вдоль бортов корпуса.

Система управления огнём включает прицельный комплекс наводчика (ночной и дневной прицелы с вертикальной стабилизацией поля зрения, цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер); прицел командира комбинированный с функцией дневного/ночного прицела с лазерным дальномером и стабилизированным полем зрения в двух плоскостях, а также прибор наведения на цель управляемых ракет комплекса 9К119М; комплект датчиков для автоматического ввода поправок с учетом параметров атмосферы, температуры заряда, износа и кривизны ствола и др.

Компьютеризированная система управления огнем с рабочего места командира обеспечивает наблюдение за местностью при стабилизированном поле зрения, поиск цели и целеуказание с помощью оптической системы командирского прицела; совмещение в командирском прицеле функций пуска и управления ракетой с прицельной стрельбой артиллерийскими снарядами; дублирование баллистического вычислительного устройства приборного комплекса наводчика; автономное включение и управление приводами наведения и автоматом заряжания пушки; оперативную передачу управления комплексом от наводчика к командиру и наоборот.

Силовая установка и ходовая часть имеет много общего с БМД-3, база которой была использована при разработке САУ 2С25 "Спрут-СД". Установленный на ней многотопливный дизельный двигатель 2В06-2С с максимальной мощностью 510 кВт сблокирован с гидромеханической трансмиссией, гидрообъемным механизмом поворота и отбором мощности для двух водометных движетелей. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Индивидуальная, гидропневматическая, с изменяемым с места механика-водителя клиренсом (за 6-7 с от 190 до 590 мм) подвеска шасси обеспечивает высокую проходимость и плавность хода. Ходовая часть по каждому борту включает семь односкатных обрезиненных опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего и направляющее колесо переднего расположения. Имеется гидравлический механизм натяжения стальных, двухгребневых, цевочного зацепления гусениц с резино-металлическим шарниром, которые могут оснащаться асфальтоходными башмаками.

При совершении маршей до 500 км машина может двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 68 км/ч, по сухим грунтовым дорогам – со средней скоростью 45 км/ч.

Два водометных движителя позволяют передвижение САУ 2С25 по воде со скоростью до 10 км/ч. Для повышения плавучести на машине установлены опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы, откачивающие воду из корпуса. Машина обладает хорошими мореходными качествами и может эффективно действовать на плаву, в том числе вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела в 70 град., при волнении в 3 балла.

Кроме указанного стандартное оборудование машины включает систему защиты от массового поражения и комплект приборов ночного видения.

САУ "Спрут-СД" может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.

Интересно

Армии многих стран мира в последнее время особое внимание уделяют легкобронированной боевой технике как основе сил быстрого реагирования. Борьба с международным терроризмом и проведение операций по поддержанию мира в зонах локальных конфликтов потребовали создания высокомобильных и функционально гибких "боевых систем будущего".

В этом плане, по оценке зарубежных специалистов, именно Россия имеет наибольшие возможности в области создания легкобронированной десантируемой техники. Вооруженные силы РФ уже оснащены эффективными образцами легкой (до 18 тонн), высокопроходимой, авиатранспортабельной бронетехники, способной выполнять задачи автономно, в отрыве от основных сил и тыловых частей, а также в любых условиях (в том числе в труднодоступных и удаленных районах, в горной местности, в условиях пустыни и на побережье).

Кроме того, по мнению специалистов, данный класс боевых машин обладает значительным экспортным потенциалом. Именно эти машины могут использоваться в качестве основы для оснащения мобильного компонента вооруженных сил и спецслужб любого государства.

Правомерность этого мнения подтверждает САУ "Спрут-СД". После ее демонстрации на полигоне многие военные атташе признали, что по боевым и эксплуатационным возможностям она превосходит все существующие зарубежные аналоги. Так, ни одна машина в мире не может использоваться в горах на высоте до 4000 метров, изменять клиренс на 400 мм, плавать при волнении моря до 3 баллов, сходить и заходить из воды на десантный корабль и десантироваться вместе с экипажем.

К самоходной артиллерийской установке 2С25 "Спрут-СД" большой интерес проявили представители вооруженных сил Республики Корея, Индии и других стран.

Завершаются последние приготовления к грядущей выставке Russian Arms Expo-2013, которая стартует в Нижнем Тагиле 25 сентября. Уже известен список компаний-участниц и поступает информация о том, какие виды вооружений и техники будут демонстрироваться на выставке. Как пишет «Росинформбюро», концерн «Тракторные заводы» покажет на RAE-2013 самоходную артиллерийскую установку 2С25 «Спрут-СД». Последние об этом проекте позволяют предполагать, что на выставке может появиться модернизированный вариант самоходки.

САУ «Спрут-СД» не является новинкой. Разработка проекта началась вскоре после распада Советского Союза. Волгоградский тракторный завод и Завод №9 (Екатеринбург) в начале девяностых годов занялись созданием перспективной самоходной противотанковой пушки, предназначенной для вооружения подразделений воздушно-десантных войск. Предполагалось, что новая машина поможет десантникам бороться с танками вероятного противника и другими целями, для поражения которых требуется мощное орудие калибра 125 миллиметров.

В качестве основы для новой самоходки было выбрано шасси боевой машины пехоты БМД-3. Для установки орудийной башни и всех необходимых систем волгоградские конструкторы доработали его. Размещение большого количества сравнительно крупных агрегатов потребовало удлинить бронекорпус. В связи с этим шасси получило по два дополнительных опорных катка на борт. Кроме того, в проекте использовались некоторые наработки, созданные в рамках проекта легкого танка «Объект 934» конца семидесятых годов.

Бронированный корпус самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» в целом аналогичен корпусу БМД-3. Он изготавливается из алюминиевых сплавов. Корпус обеспечивает всеракурсную защиту от пуль стрелкового , а лобовая проекция выдерживает попадание 23-мм снаряда с дистанции 500 метров. Башня боевой машины «Спрут-СД» также изготавливается из алюминия, но ее лобовая часть дополнительно усилена стальными листами.

В передней части корпуса САУ размещено отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Рядом с водителем имеются сиденья для командира и наводчика, на которых они располагаются во время марша. При приведении машины в боевое положение командир и водитель переходят на свои рабочие места в башне. Боевое отделение расположено в средней части корпуса. Моторно-трансмиссионное – в кормовой.

В моторно-трансмиссионном отделении «Спрута-СД» устанавливается многотопливный дизель 2В-06-2 мощностью 510 лошадиных сил. Он обеспечивает 18-тонной машине довольно высокую удельную мощность на уровне 28 л.с. на тонну веса. С двигателем сопряжена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота. В трансмиссию входит автоматическая коробка передач с пятью передачами переднего и заднего хода. Крутящий момент передается на ведущие колеса, расположенные в кормовой части бортов машины.

Ходовая часть самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» похожа на соответствующие агрегаты БМД-3, но при этом имеет ряд отличий, связанных в первую очередь с удлинением корпуса машины. Семь опорных катков на каждом борту машины имеют индивидуальную гидропневматическую подвеску. Механизмы подвески позволяют регулировать клиренс машины в пределах от 190 до 590 миллиметров. Работой ходовой части управляет механик-водитель. Используемые агрегаты ходовой части обеспечивают высокую проходимость и плавность хода независимо от типа поверхности.

Силовая установка и ходовая часть позволяют боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 70 км/ч. При движении по пересеченной местности максимальная скорость уменьшается до 45-50 км/ч. Запас хода по шоссе – 500 километров. Для пересечения водных преград самоходная противотанковая пушка оснащена двумя водометами в корме корпуса. При помощи водометов боевая машина может плавать со скоростью до 10 км/ч. Параметры герметичного бронекорпуса позволяют самоходке плавать при волнении до трех баллов и вести огонь до выхода на берег. При этом, однако, обстрел целей возможен лишь в переднем секторе шириной 70°.

«Главным калибром» САУ «Спрут-СД» является 125-миллиметровое гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А75. Это орудие представляет собой дальнейшее развитие танковой пушки 2А46, используемой на современных российских танках. В рамках адаптации танкового орудия для использования на легкой самоходке были применены несколько интересных технических решений. В первую очередь необходимо отметить новые противооткатные устройства, эффективно гасящие импульс отдачи и обеспечивающие откат не более 700 мм. Орудие высокой баллистики способно использовать всю номенклатуру имеющихся боеприпасов для 125-мм гладкоствольных пушек, в том числе и управляемые ракеты. Поскольку «Спрут-СД» является самоходной противотанковой пушкой, стабилизированное в двух плоскостях орудие может наводиться в вертикальной плоскости лишь в ограниченном диапазоне углов: от -5° до +17°. Горизонтальная наводка – круговая, производится вращением башни.

Как и на современных российских танках, на противотанковой самоходке 2С25 «Спрут-СД» имеется автомат заряжания. Он состоит из вращающегося конвейера карусельного типа на 22 раздельно-гильзовых выстрела, механизмов подъема и досылания. По команде наводчика или командира конвейер поворачивается на нужный угол и подводит к механизму подъема боеприпас нужного типа. Далее цепной механизм подъема выводит боеприпас на линию заряжания, где механизм досылания направляет его в казенник орудия. Сперва в пушку подается снаряд, затем частично сгорающая гильза. После выстрела и открытия затвора специальный механизм улавливает стреляный поддон гильзы и выбрасывает его из боевого отделения через лючок в кормовом листе башни. Механизмы автоматики заряжания спроектированы таким образом, чтобы не мешать работе экипажа. Переход командира и наводчика из отделения управления в боевое отделение и наоборот осуществляется без покидания машины.

В конвейере автомата заряжания размещается до 22 выстрелов различных типов. Еще 18 выстрелов находятся в укладках. После израсходования боезапаса в автомате заряжания экипаж может использовать снаряды из других укладок, заряжая орудие вручную. При этом значительно падает скорострельность.

В качестве дополнительного вооружения самоходная артиллерийская установка «Спрут-СД» несет спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ. В патронном ящике пулемета укладывается одна лента с 2000 патронов.

В боевом отделении САУ 2С25 «Спрут-СД» размещены рабочие места командира и наводчика. Системы боевого отделения сконструированы таким образом, что и командир, и наводчик могут самостоятельно и независимо друг от друга наводить орудие и вести огонь. Командир располагает прицелом с тепловизионным каналом и стабилизированным в двух плоскостях полем зрения. В командирские прицельные устройства также встроен лазерный дальномер, который может использоваться для наведения управляемых противотанковых ракет, запускаемых при помощи орудия-пусковой установки. Командир и наводчик могут самостоятельно наблюдать за местностью, искать цели и наводить на них оружие. Оба члена экипажа могут атаковать цели при помощи 125-мм орудия, спаренного с ним пулемета или управляемых противотанковых ракет.



В середине прошлого десятилетия самоходные противотанковые пушки 2С25 «Спрут-СД» были приняты на вооружение. Благодаря габаритам и массе они могут перевозиться и десантироваться военно-транспортными самолетами Ил-76. Каждый самолет при этом может взять на борт две боевые машины. К сожалению, общее количество САУ «Спрут-СД» в российских вооруженных силах не превышает нескольких десятков. Более того, в 2010 году появлялись сообщения, согласно которым этот тип техники планируется исключить их списка закупаемых боевых машин. Как выяснилось немного позже, ВДВ по-прежнему планирует закупать и использовать самоходку, а в дальнейшем намерено получить ее модернизированный вариант.

В середине августа в общий доступ попали новые фотографии, на которых изображена боевая машина «Спрут-СД» с некими крупногабаритными бортовыми экранами. Как оказалось, в настоящее время концерн «Тракторные заводы» проводит модернизацию самоходной противотанковой пушки. Результатом этих работ должно стать увеличение уровня защиты боевой машины, а также унификация ряда агрегатов с новейшей боевой машиной десанта БМД-4М. Также имеется информация о значительном обновлении радиоэлектронного оборудования, в том числе системы управления огнем.

Вполне возможно, что прототип нового варианта САУ «Спрут-СД» с усиленной бронезащитой будет показан на грядущей выставке Russian Arms Expo-2013. Тем не менее, и в исходной не модернизированной версии эта боевая машина представляет большой интерес как для специалистов, так и для широкой общественности.

По материалам сайтов:
http://rosinform.ru/
http://arms-expo.ru/
http://btvt.narod.ru/
http://otvaga2004.ru/

Мы подготовили статью о российском прогрессионном истребителе танков 8-го уровня, который скоро появится в игре.

«Спрут-СД» — это российская авиадесантная самоходная противотанковая пушка, разработанная в 80-е годы специально для Воздушно-десантных войск СССР. В процессе ее создания возникало множество проблем, что привело к значительным задержкам и сокращенному серийному производству. Впрочем, такая участь постигла многие машины, предназначенные для ВДВ.

Идея «Спрута» зародилась в то же время и под давлением тех же нужд, что и БМД-1. Любые авиадесантные войска действуют агрессивными методами и высаживаются в глубине позиций противника. Во время подобных операций десант обычно встречает и пехоту, и бронетехнику, и долговременные укрепления. Для противодействия вражеской мотопехоте предназначались БМД, огневая мощь и боевые задачи которых были в целом те же, что и у БМП.

Однако гладкоствольная 73-мм пушка «Гром» обладала рядом недостатков, и на машину стали устанавливать принципиально другое вооружение. Так появились БМД-2 и БМД-3.

Для борьбы с вражеской бронетехникой предлагалось создать плавающую десантируемую машину. По сути, речь шла о легком танке.

СССР обладал достаточным опытом в производстве легких танков: вспомнить хотя бы технику военного времени или более поздний ПТ-76. Однако этот класс постепенно уходил в прошлое, сменяясь БМП: ведь все считали, что 73-мм гладкоствольное орудие и ПТРК «Малютка» сделают любой легкий танк устаревшим. В какой-то мере они были правы, но все же мысль о создании подобной техники не покидала умы влиятельных военных деятелей того времени, например маршала А. А. Гречко. К тому же, такой выход из положения повлек бы меньшие затраты: один снаряд стоит куда дешевле управляемой ракеты.

Пожалуй, попытки создания настоящего легкого танка закончились на прототипе ПТ-85, созданном на замену ПТ-76. Тем не менее полностью от идеи не отказались, хоть фокус разработки подобных машин и сместился на обеспечение огневой поддержки. Классическая роль легкого танка частично изменилась, но эти перемены были скорее тактическими. В реальности же разрабатываемая легкая гусеничная машина «Объект 934 "Судья"», оснащённая крупнокалиберным орудием, могла сойти как за легкий танк, так и за истребитель танков.

Причина такой неоднозначности заключалась в том, что даже СССР тогда не знал, каких именно результатов хочет добиться. Разработка «Объекта 934» закончилась неудачей из-за разногласий между различными государственными структурами: они не могли прийти к единому мнению об облике следующей машины. В итоге проект закрыли, а ресурсы советской армии пустили на создание «Объекта 688», впоследствии ставшего БМП-3.

Несмотря на неудачу, «Объект 934» задал новое направление в разработке легких танков: огневая поддержка. К середине 80-х вооруженные силы НАТО имели в своем распоряжении грозные ОБТ: Leopard 2, Challenger и ранние Abrams, которые стали опасными противниками для легких БМД.

Однако луч надежды все же забрезжил. Ситуацию изменило появление нового самолета Ил-76, обладавшего повышенной грузоподъемностью, что дало армии СССР возможность транспортировки достаточно тяжелых машин. В результате в 1982 году была предложена идея базового шасси, подходившего к некоторым машинам — в том числе и к самоходным противотанковым пушкам, способным уничтожать самые защищенные вражеские ОБТ.

Концепт одобрили. В том же году запустили разработку самоходной пушки со 125-мм гладкоствольным орудием, тем же, что с 60-х годов устанавливалось на советские танки. 29 июля 1983 года проект получил одобрение. Его целью стало создание комплекса вооружения на базовом шасси, который был бы пригоден к использованию на БМД-3.

В работе над проектом принимали участие:

  • Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИточмаш);
  • Артиллерийский завод №9 в Свердловске (ныне Екатеринбург);
  • Волгоградский тракторный завод.

Конструкторы из ЦНИИточмаш были ответственны за начальную стадию проекта, на которой производился поиск базового шасси. Вскоре выяснилось, что для использования пригодно шасси от «Объекта 934». Институт запросил один из трех прототипов этой машины для дальнейших модификаций. В 1983 году запрос был удовлетворен, и уже в 1983-1984 годах на основе «Объекта 934» был создан полноразмерный макет самоходной 125-мм пушки. Изначально рассматривались варианты ИТ полузакрытого типа или вообще открытой установки орудия, но в итоге остановились на классической башенной схеме. В ходе предварительных испытаний модель на легком шасси показала точность стрельбы, сравнимую с ОБТ. Такие положительные результаты дали толчок для дальнейших разработок и тестов, а сам проект получил название «Спрут-СД» (индекс ГРАУ — 2С25).

В 1984 году утвердили окончательные требования к проекту, и он был передан главным конструкторам. Официальной целью работы стало создание «новой 125-мм самоходной противотанковой пушки для военно-воздушных сил».

Масса машины оказалась совсем небольшой, всего 18 тонн. Малым весом она обязана особой конструкции: шасси, созданное на основе «Объекта 934», выполнено из алюминия. Лишь некоторые части машины укреплены стальными накладками, чтобы лишний раз не утяжелять конструкцию. Подобное бронирование обеспечивало:

  • защиту от пуль калибра 12,7 мм в секторе ±40 градусов;
  • круговую защиту от пуль калибра 7,62 мм и осколков артиллерийских снарядов.

Показатели не слишком высокие, но для машины этого типа большего и не требовалось. Дополнительно она была оснащена системой защиты от оружия массового поражения и системой 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами 3Д6.

В одном эта машина стала поистине впечатляющей: в точности стрельбы из 125-мм гладкоствольной пушки 2A75 (длина в калибрах — L/48), представляющей собой модификацию советской гладкоствольной танковой пушки 2A46. Установка танкового орудия на машину с таким легким шасси была очень смелым решением. Отдача подобной пушки могла повредить станок и уничтожить подвеску. Изначально проблему планировалось решить установкой дульного тормоза, но в итоге предприняли иные меры:

  • длину отката ствола увеличили до 740 мм (чтобы пушка откатывалась дальше после выстрела);
  • установили гидропневматическую подвеску, что помогло компенсировать силу отдачи.

Пушка стабилизирована в двух плоскостях и оснащена автоматом заряжания, позволяющим производить до 7 выстрелов в минуту. Заряжание происходит с помощью конвейерного механизма, располагающегося под башней (как и в других советских танках, боеприпасы хранятся отдельно). Для орудия подходят любые стандартные 125-мм боеприпасы, в том числе и управляемые противотанковые снаряды «Рефлекс». Возимый боекомплект составляет 40 выстрелов, 22 из которых загружались в АЗ. В штатный боекомплект входят 20 осколочно-фугасных, 14 бронебойно-подкалиберных и 6 кумулятивных (или управляемых) снарядов.

Орудие наводится в диапазоне от −5 до +15 градусов при стрельбе вперёд и от −3 до +17 градусов — при стрельбе назад. Не стоит забывать о том, что «Спрут-СД» — амфибия, поэтому вести огонь можно и на плаву (в пределах ±35 градусов по фронту).

Экипаж машины состоит из трех человек: механика-водителя (в корпусе), командира и наводчика (оба сидят в башне). Для наведения и стрельбы используется прицел 1A40M-1 со встроенным дальномером и баллистическим вычислителем. Для ночных операций установлен оптико-электронный комплекс ТО1-КО1Р с ночным прицелом наводчика ТПН-4Р, позволяющий распознать цель на расстоянии 1,5 км. Место командира оборудовано прибором наблюдения командира 1К13-3С для работы как в дневных, так и в ночных условиях.

«Спрут-СД» приводится в движение 6-цилиндровым дизельным двигателем 2В-06-2С мощностью в 510 л. с., позволяющим разгоняться до 70 км/ч (45-50 км/ч по бездорожью). Кроме того, машина плавает со скоростью 9 км/ч без дополнительной подготовки.

Активный процесс разработки шел с 1984 по 1991 год, когда были проведены государственные испытания. Проект приняли положительно, несмотря на то, что оставалась нерешенной проблема с системой воздушной доставки, типичная для десантируемых машин. Дальнейшую разработку осложнил и распад Советского союза.

По состоянию разработки в 90-е информации не так много. Ее не отменили, однако и далеко она не продвинулась из-за сложностей с системой десантирования П260, которая базировалась на П235 (использовалась для десантирования БМД-3). В 1994 году конструкторы наконец сдались и стали разрабатывать новую бесплатформенную систему десантирования П260М, работа над которой завершилась только в 2001 году.

Примерно через 10 лет после первых государственных испытаний были проведены еще одни, и 2С25 «Спрут-СД» наконец приняли на вооружение. Произошло это 9 января 2006 года. В 2005-2010 годах началось серийное производство машины, в ходе которого было выпущено всего 36-40 единиц. К 2010 году производство остановили и развернули программу модернизации: к этому моменту машине уже исполнилось два десятка лет. В результате был создан прототип «Спрут-СДМ», производство которого планируется в будущем.

На данный момент «Спрут-СД» не экспортировался и не участвовал в боях.

В завершение хотелось бы кратко рассказать о двух модификациях «Спрут-СД», достойных упоминания. «Спрут-ССВ» — модификация для сухопутных войск. Если «Д» в названии обозначала «десант», то «СВ» — сухопутные войска. Модификация отличалась новым шасси «Планер», созданным в Харькове. Проект так и остался на стадии прототипа.

«Спрут-К» — модификация с использованием шасси БТР-90. Разработка также не продвинулась дальше создания прототипа, потому что это легкое шасси было неспособно обеспечить достаточную огневую мощь.

В Armored Warfare: Проект Армата «Спрут-СД» займет место среди истребителей танков 8-го уровня. Среди машин своего класса и уровня «Спрут-СД» выделяется лучшей огневой мощью. Кроме того, у игроков будет возможность вести огонь управляемыми ракетами. По сравнению с легким танком «Драгун» машина более подвижна, мощна и точна, а обнаружить ее куда сложнее. Однако уровень защиты «Спрута» ниже. Тем, кто выберет эту технику для игры, необходимо продумывать тактику наперед, чтобы успешно достичь места назначения, невзирая на низкую максимальную скорость. Однако, будучи уже на месте, менять позиции будет легко — благодаря отличной мобильности.

Надеемся, вам понравится новая машина. Следите за новостями и до встречи на поле боя!

Https://сайт/forums/showthread.php?t=71020




Что еще почитать