Танк ТГ (Танк Гротте) Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение. Сколько весит танк Сколько тонн весит танк т 34

Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.

1. «Царь-танк»

Создать такой танк решила Россия в разгар I мировой войны - в 1915 году. Как его только не называли: громко - «царь-танк», «мастодонт», «мамонт», либо скромно - «машина Лебеденко». Параметры крепости на колёсах впечатляют:

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • боевой вес 60 т.

Такого монстра можно было заметить за несколько километров. Орудийная башня этого прототипа покоилась на лафете, поставленном на два огромных колеса. К созданию чертежей этой махины приложили руку знаменитые русские инженеры Стечкин и Микулин. Обслуживать танк должны были минимум 15 человек экипажа. По ровной дороге он мог бы двигаться со скоростью до 17 км/ч. Был выпущен всего один пробный экземпляр подобного танка, но он не прошёл первичных испытаний. Это сооружение трудно было использовать в тактической маневренной войне, скорее это была крепость на колёсах. Обнаруженные серьёзные недостатки поставили крест на всей задумке, в первую очередь они были обусловлены огромными габаритами машины. Поэтому «царь-танк» так и не пошёл в серию, а его пробный экземпляр ждала незавидная участь - в 1923 году его разобрали на металлолом.


Чтобы покорять природу, человек создаёт мегамашины - самые невероятные в мире техники, возможности и размеры которых поражают воображение. Их да...

2. Char 2C

Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 4 м.

Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.

3. Kolossal-wagen (K-Wagen)

На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:

  • длина 13 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 3,5 м;
  • боевой вес 150 т.

Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.


С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...

4. FCM F1

Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:

  • боевая масса 145 т;
  • толщина лобовой брони 120 мм;
  • длина свыше 12 м;
  • ширина более 3,6 м.

В более высокой задней башне должна была стоять 105-миллиметровая пушка, а в передней - 47-миллиметровая противотанковая скорострельная пушка. Французы намеревались изготовить прототип этого танка в конце весны 1940 года, но стремительное наступление вермахта разрушило все эти планы. Осталась неизвестной дальнейшая судьба собранных наполовину прототипов.

5. Maus

Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3,5 м;
  • высота 3,6 м;
  • масса в снаряжённом состоянии 180 т.

Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, который попал в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.

6. Е-100

Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:

  • длина более 12 м;
  • ширина 4 м;
  • высота 3,2 м;
  • снаряжённая масса 140 т;
  • главное вооружение - орудие калибром 152 мм.

7. А-30 Tortoise

Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:


Формула 1 - это не просто самый дорогой и зрелищный вид спорта. Это новейшие технологии, это лучшие конструкторские и инженерные умы, это любая...

  • длина 10 м;
  • ширина 3,9 м;
  • высота 3м;
  • снаряжённая масса не более 78 т.

Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.

8. Т-28 Turtle

Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:

  • длина более 10 м;
  • ширина 3,2 м;
  • высота 2,8 м;
  • снаряжённая масса 86 т.

Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.

9. TOG I

Это ещё один английский танк, который был создан чуть раньше - в 1940 году. Но при его разработке использовали устаревшие к тому моменту технологии, поэтому собранный единственный экземпляр TOG I для ведения боевых действий оказался бесполезным. Вот что он из себя представлял:

  • длина 10,1 м;
  • ширина 3,1 м;
  • высота 3 м;
  • снаряжённая масса 65 т.

Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.

10. «Объект 279»

Завершает десятку самых огромных танков в мире советская машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:

  • длина 9,8 м;
  • высота 3,6 м;
  • боевой вес более 60 т.

Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.


Немецкий союз технического надзора ежегодно выпускает отчёты о дефектности разных марок машин. Любая попадающая на техосмотр марка проверяется минимум...

Танк Т-90, представляющий собой усовершенствованный танк Т-72Б , принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие. В средней части Т-90 установлена низкая плоская башня со смещенной вправо командирской башенкой. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха.

Сиденье механика-водителя находится в передней части корпуса танка. Над ним располагается люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала КМТ-6. В качестве основного вооружения на Т-90 установлена гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М, оснащенная съемным термоизоляционным кожухом.

В боекомплект пушки Т-90 введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов. Справа от орудия расположен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. На башне размещается 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, оснащенный системой дистанционного управления 1Ц29 со стабилизацией в вертикальной плоскости. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР АТ-11 с лазерным наведением. Дальность стрельбы ПТУР составляет 4000 м. Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами - с места.

В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный танковый комплекс Т01-П02Т. Таким образом, танк Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости. Входящие в состав системы управления огнем цифровой баллистический вычислитель 1В528-1 с емкостным датчиком ветра ДВЕ-БС и лазерный дальномер позволяют с высокой точностью поражать цели и в ночных условиях.

Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-2 "Штора" обеспечивает дополнительную защиту танка Т-90 путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). Эта система состоит из двух ИК-прожекторов, расположенных рядом с пушечным стволом. Прожекторы постоянно включены и излучают закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес.

Броневая защита лобовой части корпуса и башни Т-90 представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров: на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-90 (Т-72Б) применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 63° от вертикали. Башня литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от 10° до 25°. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк Т-90 отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б "Туча" для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования ЗЭЦ13 "Иней". Танк Т-90 имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6. На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.

Мощность двигателя составляет 840 л. с. Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира, Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидро-сервоуправление и собственную масляную систему.

Танк Индии Т-90 "Бхишма"

В 2006 году правительство Индии подписало контракт стоимостью 2,5 млрд долларов на лицензионное производство 1000 танков Т-90 "Бхишма" (имя в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса "Махабхарата")

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6-ом узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк Т-90 имеет несколько модификаций и поставляется в разные страны мира

Танк Т-90 оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи "Абзац", который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить 10 частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-90:

Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9530
ширина 3460
высота 2230
клиренс 470
Броня
комбинированная, со встроенной динамической защитой
Вооружение:
125-мм гладкоствольная пушка пусковая установка 2А46М; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет; 12 дымовых гранатометов
Боекомплект:
43 выстрела, 1250 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм
Двигатель В-84МС, многотопливный, четырехтактный, дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения мощность 840 л. с.
Удельное давление на грунт, кг/см 0,85
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,80
глубина брода, м 1,20 (с подготовкой 5 м)

Модификации основного боевого танка Т-90

  • Т-90 - первая серийная модификация танка.
  • Т-90К - командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
  • Т-90А - модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизорным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований.
  • Т-90С - экспортный вариант Т-90, без системы "Штора-1" и с дополнительной динамической защитой.
  • Т-90СК - командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90СА - экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
  • Т-90СКА - командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90А - модернизация (2006 год) Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения "Эсса", улучшен автомат заряжания, бак увеличен на 100 литров.
  • Т-90АМ - новейшая модификация Т-90А. Заменена старая башня на новый боевой модуль с системой управления огнем "Калина" с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка "УДП Т05БВ-1". Динамическая защита "Реликт". Применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-92С2Ф мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2.
  • Т-90СМ - экспортный вариант танка Т-90АМ.

Источники:

  • Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
  • Г. Л. Холявский. "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
  • Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки";
  • Техника и вооружение 2010 - 06.

Т-90 «Владимир» — это российский основной боевой танк. Произведен на рубеже 80-90-х годов и представляет собой серьезную модернизацию Т-72Б. Первоначально носил название «Т-72Б усовершенствованный», был переименован в 1992 году. Когда его главный конструктор скончался, танку было присвоено его имя, «Владимир».

В течение 2001-2010 годов Т-90 являлся наиболее продаваемым новым основным боевым танком на Земле.

Закупочная стоимость Т-90 по контрактам на поставку ВС РФ в 2010 году равнялась 70 млн. рублей. В следующем году она стала дороже на 48 млн. С конца 2011 года ВС РФ перестали закупать танки.

1. Фотографии

2.Видео

3. История создания и производства

Работы над разработкой Объекта 188 («Т-72Б усовершенствованный») велись одновременно с превосходящим его по ТТХ экспериментальным танком Объект 187. Все эти объекты создавались по программе приведения Т-72Б к уровню Т-80У/УД. По бронированию Т-72Б удалось довести до этого показателя в 1989 году, но у него не было автоматизированной системы управления огнем. Прицельный комплекс 1А40-1, чьи плюсы состояли в надежности и простоте, несмотря на это, к тому времени уже морально устарел. В итоге был установлен комплекс управления огнем 1А45 «Иртыш», уже показавший себя на Т-80УД и Т-80У. Он прошел доработку в целях функционирования одновременно с автоматом заряжания Т-72. После этого ему было присвоено обозначение 1А455Т.

В начале 1989 года «Объект 188» прошел госиспытания, в результате чего показал себя высоконадежным. Весной 1991 года Минобороны и Министерство оборонной промышленности рекомендовали принять его на вооружение ВС СССР. После чего было принято решение о сворачивании «Объекта 187». Но последующие трудности в жизни государства и выводы, сделанные после применения Т-72 в «Буре в пустыне» сделали невозможным принятие итогового решения.

Руководство КБ УВЗ решило сделать «Объект 188» более защищенным. Для этого танк дополнили комплексом оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора-1», а также подвергли его новым испытаниям. Осенью 1992 года первый «Объект 188» установочной серии прошел пробеговые испытания, а через неделю, в соответствии с постановлением Правительства РФ, был принят в состав Вооруженных Сил. Также было разрешено вывозить его на экспорт. Президент Российской Федерации Борис Ельцин дал танку наименование Т-90.

Серийно выпускать Т-90 начали в том же году. За последующие шесть лет было выпущено 120 единиц. После чего, из-за снижения финансирования ВС выпуск танков был прекращен и возобновлен тогда, когда был подписан контракт о поставке с Индией в начале 2001 года.

К 2012 году, по официальным данным, общее количество выпущенных танков Т-90 и его модификаций для ВС РФ равнялось 500.

В соответствии с ними же, по состоянию на 2012 год общее количество Т-90 и его модификаций составило, как минимум, 1335 танков. В это число не входят танки, выпущенные в Индии по лицензии.

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, мм: 6860
  • Длина с пушкой вперёд, мм: 9530
  • Ширина корпуса, мм: 3780
  • Высота, мм: 2230 (по крыше башни)
  • База, мм: 4270
  • Колея, мм: 2790
  • Клиренс, мм: Т-90А (СА): 404..467; Т-90(С): 426..492.

4.2 Бронирование

  • Тип брони: противоснарядная комбинированная (с наполнителем в виде вставок из стали повышенной твёрдости и других материалов, а также плоскопараллельных пластин)
  • Активная защита: КОЭП Штора-1/1М
  • Динамическая защита: Т-90СМ: «Реликт»; Т-90(А,С): «Контакт-5».

4.3 Вооружение

  • Калибр и марка пушки: 125-мм; Т-90А(М): 2А46М-5; Т-90(С):2А46М
  • Тип пушки: гладкоствольная
  • Длина ствола, калибров: 51
  • Боекомплект пушки: Т-90СМ: 40 (22 в АЗ); Т-90(С): 43 (22 в АЗ); Т-90А(СА): 42 (22 в АЗ)
  • Углы ВН, град.: -5..+16
  • Углы ГН, град.: 360
  • Дальность стрельбы, км: ПТУР: 5,0
  • Прицелы: Наводчик(ночной): Буран-ПА,М или «ЭССА»; Наводчик(дневной): 1Г46; Командир(день/ночь): Т01-КО4
  • Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ; 1 × 12,7-мм НСВТ или Корд
  • Другое вооружение: «Рефлекс-М».

4.4 Подвижность

  • Тип двигателя: В-84МС или В-92С2
  • Мощность двигателя, л. с.: Т-90А(СА):1000; Т-90(С):840
  • Скорость по шоссе, км/ч: 60
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 35-45
  • Запас хода по шоссе, км: 550 (700 с внешними баками)
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 345..520
  • Удельная мощность, л. с./т: Т-90СМ: 24; Т-90(С): 18,6; Т-90А(СА): 21,5
  • Тип подвески: торсионная индивидуальная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: Т-90А(СА): 0,97; Т-90(С): 0,938
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,85
  • Преодолеваемый ров, м: 2,6..2,8
  • Преодолеваемый брод, м: 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ)

4.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: 46,5
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 3

5. Конструкция

Т-90 – это танк с классической компоновкой. Отделение управления в нем находится в лобовой части, посередине размещается боевое отделение, а в кормовой части находится моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж состоит из наводчика, механика-водителя и командира.

6. Модификации

  • Т-90МС — в защитном комплекте «Накидка»
  • Т-90 — первая серийная модификация
  • Т-90С — вариант Т-90 на экспорт. Эта модификация лишена прожекторов ОТШУ Штора, их место заняли дополнительные блоки встроенной динамической защиты
  • Т-90К — командирский вариант Т-90. Установлено навигационное (THA-4-3) и связное оборудование (радиостанция Р-163-50К)
  • Т-90СК — командирский вариант Т-90С. Установлено дополнительное навигационное и связное оборудование.
  • Т-90А – модифицированный Т-90. Усовершенствовано тепловизионное оборудование, установлен двигатель В-92С2, литую башню заменила сварная, новая система ППО
  • Т-90АК- командирский вариант Т-90А. Установлено дополнительное навигационное и связное оборудование, система тактического управления боем и модернизирована защита топливных баков.
  • Т-90СА — вариант Т-90А на экспорт. Доработана система обнаружения лазерного излучения, оборудована система охлаждения аппаратуры ночного видения. Новая система ППО. На данной модификации не имеются прожекторы ОТШУ Штора, их место заняли дополнительные блоки встроенной динамической защиты
  • Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА. Установлено дополнительное навигационное и связное оборудование, оборудована система тактического управления боем «T-BMS»
  • Т-90А – модернизированный Т-90А. Усовершенствован автомат заряжания, оборудован тепловизионный прицел второго поколения «Эсса», увеличен объем бака на 100 литров
  • Т-90АМ – модифицированный Т-90А. Оборудованы дистанционно управляемая зенитная установка «УДП Т05БВ-1», модернизированная пушка 2А46М-5 и новый автомат заряжания. Устаревшую башню заменил боевой модуль с системой управления огнём «Калина» с встроенной боевой информационно-управляющей системой тактического звена. Установлена динамическая защита «Реликт». Установлена моноблочная силовая установка В-92С2Ф и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Управление осуществляется с помощью штурвала
  • Т-90СМ — вариант Т-90АМ на экспорт.

7. Машины на базе Т-90

  • БМР-3М — бронированная машина разминирования
  • БРЭМ-1М — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
  • ТОС-1А «Солнцепёк» — РСЗО
  • ИМР-3М — инженерная машина разграждения
  • МТУ-90 — мостоукладчик
  • «Рамка» — боевая машина поддержки танков
  • Э300 — универсальное гусеничное шасси

8. На вооружении

  • Азербайджан: заключен договор по закупке трех батальонов 94 Т-90С. Плюс к этому есть опцион еще на 94 танка этой же модификации. По требованию Азербайджана машины дополнены комплексами оптико-электронного подавления «Штора-1»
  • Алжир: 185 Т-90СА. Сверх того еще заказано 120 единиц этой же модификации
  • Индия: 780 Т-90С/СА. В это число входят танки производства РФ и танко-комплекты, собранные в Индии
  • Россия: свыше 500 Т-90 и Т-90А. Около 200 единиц находятся на хранении.
  • Туркмения: 10 Т-90СА. Заказано еще 30 единиц.
  • Уганда: 44 Т-90СА.

9. Боевое применение

В официальных источниках информация об участии Т-90 в боевых действиях отсутствует. Министерство обороны РФ насчет этого никаких заявлений не давало. Лишь на Уралвагонзаводе хранится справка, свидетельствующая о том, что одним танком образца 1992 года распоряжалась одна из частей в чеченском конфликте. Но в ней не говорится, что он участвовал в боевых действиях.

Танк Т-90АМ «Прорыв» и его экспортный вариант Т-90СМ является новейшей модификацией Т-90А. Работы по его усовершенствованию стартовали в 2004 году. Впервые опытный образец танка Т-90АМ был представлен в начале сентября 2011 года в Нижнем Тагиле на военном полигоне «Старатель». Показ новой боевой техники проводился в рамках XIII международной выставки REA-2011.

Сведения об улучшениях

Т-90АМ, характеристики которого доступны сейчас лишь в общих чертах, создавался на базе танка Т-90. Разработчиком новинки стал «Уралвагонзавод». Главным объектом модернизации машины оказалась старая башня, которую заменили на новейший боевой модуль с усовершенствованной СУО «Калина», имеющей боевую интегрированную информационно-управляющую систему тактического звена. Кроме того, Т-90АМ (фото представлены в статье) снабжен модернизированной пушкой 2А46М-5, новым автоматом заряжания и УДП Т05БВ-1 с дистанционным управлением. Также заменили «Контакт-V» на ДЗ «Реликт».

Особое внимание разработчики уделили повышению возможностей командира относительно управления огнем и поиска целей одинаково эффективно вне зависимости от времени суток. Впервые российский танк Т-90АМ снабдили управлением на основе штурвала и автоматической системой переключения передач. Она дает возможность перейти на ручной режим, как только в этом возникнет необходимость.

Машина Т-90АМ имеет боекомплект с двумя группами укладки - одна снаружи, а другая - внутри. При этом 22 выстрела расположены в нижней части корпуса, в АЗ, а остальные, как и заряды к ним - в специальном бронированном коробе, который находится на корме башни. Специалисты позаботились об улучшении маневренности и подвижности танка Т-90АМ (СМ). Для этого были установлены новейшие комбинированные приборы ночного видения, а также телекамера для заднего обзора местности.

Новый танк Т-90АМ «Прорыв» весит 48 т, что на полторы тонны больше, чем базовая модель, но в то же время значительно меньше, чем его немецкие или американские аналоги. Эта машина оснащена силовой моноблочной установкой В-93, обладающей мощностью в 1130 л. с., разработанной на основе В-92С2Ф2. Было решено также заменить антинейтронный надбой на более надежный противоосколочный огнестойкий материал вроде кивлара и усовершенствовать систему пожаротушения.

Подводя итоги модернизации, можно сказать, что подвижность и защищенность танка Т-90АМ заметно улучшились, а габариты остались практически неизменными, поэтому он все еще остается в классе боевых машин до 50 тонн.

Сопоставление боевой техники

Не секрет, что многих волнует вопрос о том, какова эффективность российских новейших танков по сравнению с иностранными аналогами. Для примера возьмем американский М1 «Абрамс». Но чтобы сравнивать две боевые машины, следует знать, что ситуаций, когда они сходятся один на один на поле боя, в наше время практически не существует.

В современных условиях ведения боевых действий, чтобы выжить, экипажу танка придется воевать с различным противником, начиная от пехоты, снабженной противотанковыми ракетами, и заканчивая самолетами и вертолетами. Но, несмотря на это, эксперты постоянно пытаются сравнивать одного класса друг с другом. В то же время некоторые из них считают, что теоретическое сопоставление танков невозможно в принципе, так как даже настоящие боевые действия не дадут окончательного ответа на вопрос о том, кто же лучше. Здесь необходимо будет учесть массу других критериев, таких, как тактика применения, техническое обслуживание машины, уровень подготовки экипажей, взаимодействие различных воинских подразделений и т. д. Все это может иметь намного большее значение, чем технические характеристики самих танков.

Сравнение Т-90 и «Абрамса»

Прежде чем начать сопоставлять технические характеристики этих боевых машин, необходимо учесть, что танк Т-90 был разработан еще 20 лет назад, и с тех пор несколько раз модернизировался. Естественно, что каждый новый образец существенно отличался от предыдущего как конструктивно, так и в плане боевой эффективности. То же самое происходило и с танком «Абрамс», поступившим на вооружение американской армии в 1980 г. Поэтому слишком придирчиво сравнивать все их параметры имеет смысл лишь у конкретных модификаций, которые были выпущены в один и тот же период времени.

Технические характеристики и иные параметры российского танка Т-90АМ против «Абрамса» М1А2 пока сопоставить практически невозможно из-за высочайшего уровня секретности вокруг данной боевой техники. Известно только, что бронирование башен в их передней части выполнены аналогично - в карманах, имеющихся на лобовой броне, установлены пакеты так называемых отражающих листов.

Применение техники в боевых условиях

Американский танк «Абрамс» уже использовался в иракской военной операции «Буря в пустыне». А что касается российской машины, то ее участие в боевых действиях пока документально не подтверждено. Хотя некоторые эксперты предполагают, что танк Т-90 уже успели опробовать во время Первой и Второй Чеченских компаний как в Чечне, так и в Дагестане. Другие же утверждают, что эти машины засветились в августе 2008 г. на территории Южной Осетии во время грузино-осетинского конфликта.

К примеру, некоторые средства массовой информации тогда сообщали, что Т-90 видели во время вывода российских войск из Гори (Грузия). Но пока прямых доказательств этого факта не существует. К тому же танк Т-90, характеристики которого будут приведены в сопоставлении с американским «Абрамсом» ниже, внешне похож на Т-72Б, имеющий динамическую защиту «Контакт», что и могло послужить причиной ошибки его идентификации.

Пока точно определиться с тем, как себя зарекомендует танк Т-90АМ в условиях реального боя, невозможно, так как он еще нигде не использовался.

Сравнение дизайна

Следует отметить, что Соединенные Штаты и Советский Союз, а впоследствии и Россия, всегда имели совершенно разный подход к дизайну боевой техники. Явственно видно, что американский танк М1 намного превосходит размером Т-90. Добиться уменьшения габаритов машины удалось за счет отказа от заряжающего, которому для выполнения своих обязанностей необходимо примерно 1,7 м от высоты боевого отделения. Результатом этого стало снятие ограничения на снижение уровня танка. Кроме того, более плотная компоновка позволила сделать надежно защищенную машину со сравнительно небольшим весом и низким силуэтом, а также с малой площадью поперечного и продольного сечения.

Результатом таких преобразований является тот факт, что забронированный объем «Абрамса» составляет 19, а Т-90 - 11 кубометров. Но у более плотной компоновки есть и свои минусы. Ими являются некоторая стесненность танкового расчета и затрудненность взаимозаменяемости друг друга при необходимости.

Сравнение защиты

Многие могут подумать, что если «Абрамс» намного тяжелее, то и броня на нем толще, а значит, надежнее. Это не совсем так. Уменьшить вес брони на танке Т-90 помогло снижение забронированного внутреннего объема, что обеспечило нужный уровень внешней защиты. За счет того, что габариты лобовой проекции у российской машины составляют всего 5 м², а у «Абрамса» - 6, она становится менее уязвимой, так как вероятность подобного попадания именно в эту часть техники очень высока.

Российский танк снабжен «отражающими листами», сделанными из стали, а «Абрамс», начиная с определенной модификации, - из Этот материал имеет высокую плотность (19,03 г/см³), поэтому при сравнительно небольшой толщине пластины он обеспечивал буквально взрывной характер разрушения кумулятивной струи.

Танк Т-90, кроме традиционной, имеет еще и комплекс динамической защиты. Такого нет на большинстве модификаций «Абрамса». «Контакт-5» - это динамическая защита российских танков, работающая как против бронебойных подкалиберных зарядов, так и кумулятивных средств. Данный комплекс подает сильнейший боковой импульс, который позволяет разрушить или, по крайней мере, дестабилизировать сердечник БПОС до того как начнется воздействие на основную броню.

Как утверждают российские производители, лобовая броня танка Т-90А свободно выдерживает попадание наиболее применяемых на Западе БОПС. Для этого был проведен специальный экспериментальный показ. Танк Т-90, характеристики которого протестированы еще в 1995 г. на полигоне в Кубинке, обстреляли другой машиной. По нему выпустили 6 российских кумулятивных снарядов с расстояния около 200 м. В результате обстрела выяснилось, что лобовая броня успешно выдержала испытания, а танк смог самостоятельно доехать до смотровой площадки.

В свою очередь, американские официальные лица заявляли, что лобовая броня их машины М1А1 тоже с успехом выдерживала обстрел, который вели по ним иракские военные из танков Т-72. Правда, это были устаревшие БОПС, снятые с вооружения еще в начале 70-х гг. прошлого века.

Сравнение вооружения и боекомплекта

Как известно, основным вооружением данной боевой техники является пушка. Российская машина имеет 125-мм гладкоствольное танковое орудие 2А46М/2А46М5. «Абрамс» же вооружен стандартной для НАТО 120-мм пушкой М256. Как видим, существует некоторая разница в калибре, но, несмотря на это, оба орудия имеют сходные характеристики. Однако стоит отметить, что эффективность танкового огня напрямую зависит именно от используемых боеприпасов.

Российский танк Т-90, «Прорыв», вероятно, тоже может вести огонь, используя при этом боеприпасы четырех типов: осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные, кумулятивные снаряды и управляемые ракеты. «Абрамс» же имеет стандартный комплект, состоящий только из двух типов боеприпасов: кумулятивных и бронебойно-подкалиберных.

Для борьбы с вражеской техникой применяются в основном несколько устаревшие БОПС ЗБМ-44 и ЗБМ-32, имеющие сердечники из вольфрамового и уранового сплавов. Не так давно были разработаны уже более усовершенствованные снаряды, способные противостоять лобовой броне лучших западных танков. В их числе - и ЗБМ-48 «Свинец».

Основным же боеприпасом «Абрамса» считается выстрел М829А3 с бронебойным подкалиберным снарядом, который был принят на вооружение в 2003 г.

Сравнение силовых установок

Сразу необходимо сказать, что у обеих машин они принципиально разные. На танках Т-90А и Т-90СА установлен 1000-сильный дизель, а у «Абрамса» - 1500-сильная сделанная в одном блоке с гидромеханической автоматической трансмиссией. Удельная мощность двигателей у Т-90 и «Абрамса» составляет соответственно 21 и 24 л. с./т. Российская машина обладает в значительной степени большим запасом хода (550 км), нежели американская (350 км). Это получилось за счет повышенной экономичности дизеля по сравнению с более ненасытной газовой турбиной.

Силовая установка Т-90 имеет еще одно очень важное преимущество - это высокая надежность и неприхотливость. Взять хотя бы испытание машин в условиях индийской пустыни Тар, где не было зафиксировано ни единой поломки двигателя. Что касается американских танков М1А1, участвовавших в операции «Буря в пустыне», то за три дня, что они двигались по пескам, из 58 единиц 16 вышли из строя. И все это случилось из-за повреждения двигателей. Если же сравнивать трудоемкость технического обслуживания моторов этих машин, то, чтобы заменить его, бригадам квалифицированных техников понадобится: российской - 6, а американской - всего лишь 2 часа.

Недостаток трансмиссии российских машин заключается в довольно низкой скорости заднего хода - лишь 4,8 км/ч, а у американской техники она достигает 30 км/ч за счет установки на них гидрообъемной трансмиссии. Дело в том, что серийно выпущенные танки Т-90 укомплектованы механической трансмиссией на основе уже устаревшей схемы механизма поворота, где его обязанности возложены на ступенчатые бортовые коробки передач. «Абрамс» же оснащен гидрообъемной трансмиссией, а также механизмами поворота, имеющими цифровую систему автоматического управления.

Общая оценка

На основе доступных данных о технических и иных характеристиках танков Т-90 и «Абрамс» можно сделать заключение, что главными преимуществами российской машины по сравнению с американской являются:

  • хорошая защита, включающая в себя динамическую систему «Контакт», а также КОЭП «Штора-1»;
  • доступность стрельбы по мишени управляемыми ракетами на расстояние до 5 тыс. м;
  • большее количество типов боеприпасов, к которым относятся и ОФ-снаряды (в т. ч. с уже готовыми поражающими частями и дистанционным подрывом);
  • отличная скорострельность, которая сохраняется на протяжении боя, обеспеченная использованием А3;
  • приличная глубина преодоления водных препятствий, хороший запас хода и отличная подвижность;
  • неприхотливость и высокая надежность во время эксплуатации.

«Абрамс» также имеет свои достоинства. Это:

  • прочная защита;
  • автоматизация средств управления боем, которое обеспечивает приток различных данных в режиме реального времени;
  • надежная изоляция экипажа от места нахождения боекомплекта;
  • хорошая маневренность;
  • высокий уровень удельной мощности.

Мнение специалиста

В 2012 г. в прессе была опубликована статья В. Степанова, который является доктором технических наук и гендиректором ОАО «ВНИИтрансмаш». В ней говорилось об анализе методов сравнительного оценивания технических характеристик танков. И, прежде всего, здесь были приведены оценки показателя военно-технического уровня (ВТУ) лучших боевых машин, в том числе российских Т-90А и Т-90МС, а также М1А2 и М1А2 SEP.

ВТУ рассчитывался по нескольким показателям: защищенность, эксплуатационная возможность, огневая мощь и подвижность. Затем всех вышеперечисленных машин с неким эталонным танком. Им был выбран Т-90А, а это значит, что его ВТУ = 1,0. Данные американских машин M1А2 и М1А2 SEP были оценены соответственно в 1,0 и 1,32. Показатель ВТУ нового танка Т-90МС «Тагил» определили как 1,42. Проведенные расчеты могут иметь незначительную погрешность, составляющую не более 10%. Из этого можно сделать вывод, что существует реальная близость между уровнями самых лучших зарубежных аналогов с российскими Т-90А и его модернизированным образцом - танком Т-90АМ.

В момент распада СССР, русские военные оказались не в приоритете и попали под сокращение доходов. Многие перспективные проекты были или отложены на неопределенный срок или отменены в целом. В период холодной войны Советская Армия наслаждалась перспективой получения сразу двух ОБТ, начиная с введения Т-64 в 1963 году, который позже, в 1971 году был дополнен Т-72. Оба проекта имели автомат заряжания и гладкоствольное главное орудие большого калибра. Т-64 был разработан как машина с множеством новых технологий, и потому являлся весьма дорогим и сложным в производстве, основным танком Советской Армии, в то время как Т-72 был создан как более дешевый, предназначенный в основном для экспорта дружественным странам. В итоге это привело к тому, что Т-72, получил известность во всём мире и множество модификаций благодаря этому, а Т-64 был ограничен Советской Армией из-за его статуса "государственной тайны".

Поэтому началось создание машины, соединяющей в себе сильные стороны Т-64 и Т-72, которой стал новый ОБТ под обозначением Т-80, который поступил на вооружение в 1976 году и стал основным танком Советской Армии вплоть до развала СССР. Он был примечателен своим газотурбинным двигателем, который выдавал очень большую мощность, превышающую мощность традиционных дизелей. Однако, надежность была далека от совершенства, потребление топлива чрезмерно высоким, а сам он был слишком сложен в производстве.

Понимая нестабильность и низкий бюджет своей новой страны, российские власти начали принимать решение по поводу достоинств и недостатков существующих ОБТ, чтобы начать производства наиболее удачного решения, поскольку производить и обслуживать все имеющиеся модели было нерационально. Появилась идея модернизировать Т-72, взяв от Т-80 самые удачные ключевые качества, чтобы получить современный и по настоящему грозный танк.

Эволюция

Система управления огнем от Т-80, корпус от Т-72, сохраненный автомат заряжания, который доказал свою эффективность в многочисленных вооруженных конфликтах, как и проверенная временем и боями гладкоствольная 125 миллиметровая пушка. Этот симбиоз наиболее сильных и проверенных решений отечественного танкостроения стал опытным образцом под названием Т-88. После испытаний и решения поставить надежный, неприхотливый и экономичный дизельный двигатель мощностью 830 л.с., на свет появился Т-90, вобравший в себя всё лучшее от предшественников и являющийся их эволюцией.

Мелкосерийное производство началось в 1993 году, постепенно оно увеличивалось, вплоть до 1995 года, когда было налажено полномасштабное производство на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. С тех пор было произведено около 1670 единиц для России и некоторых стран мира.

Устройство в общем

Как и предшественники, Т-90 имеет очень низкий профиль, благодаря двухместной башне, в которой справа размещается командир, а слева наводчик. Карусельный автомат заряжания совершенствовался в течении десятилетий, расположен в башне на полу корпуса и позволяет иметь скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Как и предыдущие советские ОБТ, Т-90 может вести огонь ракетами из ствола своего основного орудия, что позволяет бороться с воздушными и любыми наземными целями. Водитель расположен спереди, по центру корпуса, сразу за ним находится башня. Двигатель вынесен в заднее отделение и отделен от экипажа. Ходовая часть традиционная, с торсионной подвеской, шестью опорными катками с наружным обрезиниванием и тремя поддерживающими катками с внутренней амортизацией, ведущим колесом сзади.

Бронекорпус

Верхняя лобовая деталь расположена низко и под сильным наклоном для дополнительной защиты от вражеского огня. Аналогично ей и башня имеет очень приземистую форму с сильными углами наклона, обеспечивая мощную защиту от попавших в танк снарядов. Командир имеет свою башенку с круговым обзором, в то время как наводчик управляет башней и имеет свой люк для входа/выхода. Броня состоит из смеси стали и композитных материалов, к ней добавлена встроенная динамическая защита "Контакт-5", защищающая от поражения кумулятивными и подкалиберными снарядами. Её блоки прикреплены к передней и боковым частям корпуса, а также к башне. Боковые экраны - стандарт для всех модификаций.

Оборудование

Бронирование, система управления огнём и противоракетная защита остались от Т-80. Оборудование системами ночного видения и ядерной, биологической и химической защиты стало стандартом. Противоракетный набор контрмер "Штора-1 " дополнительная опция, которая почти всегда устанавливается и может противодействовать системам с лазерным наведением. Система управления огнем полностью цифровая способна наводиться как по тепловизору, так и по лазерному дальномеру. Всё это позволяет стрелять на ходу даже в условиях ограниченной видимости. Под носом корпуса скрыт нож ковша, который может использоваться для преодоления различных препятствий, также к танку может крепиться минный трал.

Вооружение

В пушке, пришедшей на Т-90 с предшественников, используются различные типы снарядов. Боекомплект состоит из выстрелов раздельного заряжания следующих типов: бронебойно-подкалиберных, бронебойно-кумулятивных, бронебойно-фугасных и с управляемой ракетой. В общей сложности 42 снаряда. Вспомогательное вооружение включает в себя спаренный пулемет калибром 7.62 с боезапасом в 2000 патронов и зенитный с круговым обстрелом и боезапасом в 300 патронов. Два блока сшестерённых ракетниц позволяют ставить свою дымовую завесу для скрытия. Дополнительно к этому дизельное топливо может быть введено в выхлоп для альтернативной или более густой дымовой завесы - отличительная черта многих советских танков.

Подвижность

Изначально силовая установка для Т-90 была представлена V-12 В-84 мощностью 840 л.с. Позже танк был модернизирован и получил дизель В-92 мощностью 950 л.с. Последние версии используют двигатель В-96 мощностью 1250 л.с. Семиступенчатая коробка передач и торсионная подвеска призваны обеспечить хорошую подвижность и проходимость в любых условиях.

Максимальная скорость составляет достигает 60-65 км/час по шоссе. Запас хода 550 км, 700 км. с внешними баками. По бездорожью - 350 и 520 соответственно. Боевая масса 46-50 тонн. Тяговооруженность 21,5 л/с т.

Модификации

В оригинале танк имел обозначение Т-90. Его экспортные варианты были отмечены как Т-90Е, а экспортные варианты командирской версии были известны как Т-90K. Первая модификация, получившая дизельный двигатель В-92, сварную башню и ночной комлекс ТПВ "Эсса" стала Т-90A и была предложена для экспорта под обозначением Т-90С и, в командирской версии, Т-90СК.

Т-90 был модернизирован в 1996 году и получил модульный комплекс динамической защиты "Реликт" месте с измененной схемой композитной брони, став Т-90М. Был установлен новый двигатель В-96 мощностью 1250 л.с, пушка, крепление башни и ТПВ. Навигация GPS стала стандартом. После его принятия на вооружение получил название Т-90МС.

На базе Т-90 было создано несколько различных машин, а именно БМР-3М, БРЭМ-1М, ТОС-1А Солнцепек , ИМР-3М, МТУ-90, Рамка и Э300.

Боевое применение

Есть спорная информация о том, что проверку огнем Т-90 вероятно прошёл во время Второй чеченской войны в августе 1999 года. Во время конфликта Т-80 показал ограниченные возможности городского боя, в котором чеченские партизаны, используя тактику коротких ударов с помощью ПТРК, вывели из строя около 200 танков всего за один месяц. Т-80 был разработан для агрессивных боевых действий на ровной местности, поэтому осторожный бой на тесных улицах не был его сильной стороной. К тому же российские танкисты оказались плохо подготовлены и не имели эффективной поддержки.

7 августа 1999 года Исламская международная миротворческая бригада, включавшая в себя бойцов Аль-Каиды, вторглась в российскую республику Дагестан, чтобы начать Вторую чеченскую войну. Российская армия, вовремя учтя свои ошибки первой войны, отправила танки как часть войск, обеспечивающих взаимное прикрытие и поддержку. Об участии в этих боевых действиях практически нет данных, кроме пары документов, содержащих рекомендации по устранению недостатков Т-90 по итогам боевых действий.

В сети появилось несколько видео, например, попадание TOW в Т-90 , во время которого броня российской машины выдержала удар и спасла жизнь экипажу.

Также стало известным другое видео, на котором запечатлён горящий Т-90 . Скорее всего, пожар вызван возгоранием блока динамической защиты, которое перекинулось на надбой, из-за чего патроны для пулемёта раскалились и начали детонировать. Такая версия является наиболее вероятной, поскольку нет привычных съёмок запуска ПТУР , нет видео поражения танка, сам огонь вырывается лишь из одного люка.

Эпилог

Сейчас танк продолжает верно служить и получает модификации, например, Т-90СМ, являющуюся в каком-то смысле переходной ступенью к новейшему Т-14 Армата, и равен лучшим образцам западной бронетехники.

Т-90 экспортируется в Индию, где пользуется большим спросом, так же в Алжир, Азербайджан и Казахстан.

Разумеется, что у него есть и недостатки, но основная их часть вызвана классической компоновкой и присущи большинству ОБТ этого времени.

Окончательно их устранить может лишь принципиально новый танк вроде уже упоминавшегося Т-14 Армата, а пока что Т-90 успешно выполняет все возложенные на него задачи.



Что еще почитать