Дети аллы ларионовой. Любовный треугольник аллы ларионовой. Фильмография: фильмы с участием Николая Рыбникова в главной роли


Крепкие актерские браки редкость, особенно когда оба красивы, талантливы и востребованы.
Роман Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова достоин того, чтобы считать его одним из самых трогательных в любовной истории ХХ века.

Говорят, абсолютного и безусловного счастья не бывает, как не бывает и всепоглощающей, одной на всю жизнь любви.

Еще говорят, что в отношениях двоих один любит, а другой только позволяет себя любить, один целует, а другой только подставляет щеку. Пусть так! В их совместной жизни действительно именно она позволяла себя любить, но не становилась от этого менее счастливой.

Всегда кто-то перетягивает одеяло на себя, а другой начинает ревновать… Пара Рыбников-Ларионова оказалась счастливым исключением.
Все годы брака оба будто парили на седьмом небе, выше сплетен и интриг. Кстати, один из фильмов, в котором они снимались вместе, так и назывался -«Седьмое небо».

Он влюбился в девушку с роскошной косой и синими глазами, едва увидел ее в коридоре ВГИКа. Она сидела и плакала, ведь в приеме ей отказали. Узнав от товарищей причину слез, Коля Рыбников ворвался в кабинет Сергея Герасимова и с порога заявил: «У меня к вам мужской разговор. Примите Аллочку Ларионову на мое место. Я к вам на следующий год поступлю!»

Я люблю ее», -добавил он и вышел. Что уж там повлияло — его нахальство или мастер и сам решил, что из нее получится хорошая актриса, — но на курс принял обоих.Внешностью тогда Рыбников не блистал. По воспоминаниям самой же Ларионовой, «он был жутко худющим: жил в общежитии, питался в столовках». Бедный студент, чем он мог привлечь первую красавицу курса? Он пытался, конечно.

Постоянно напоминал о себе: в каждой киноэкспедиции Алла получала телеграммы: «Пью твое здоровье. Люблю. Твой Коля». А Ларионова уже была не просто студенткой, а самой настоящей кинозвездой!Уже вышла «Анна на шее», уже весь мир рукоплескал сказке «Садко», ей, королеве Венецианского фестиваля, целовал руку сам Чарли Чаплин и писал стихи Жерар Филип, голливудские бонзы наперебой звали Ларионову сниматься в Америку.

Он страдал по ней почти шесть лет… Однажды даже вешаться хотел. Рыбникова буквально вытащили из петли, когда их общий с Аллой сокурсник, Вадим Захаренко, рассказал, что якобы встречается (и не только!) с Аллой Ларионовой. «Хочешь, я тебе ее отдам, — смеялся Захаренко, — забирай!». Рыбников кинулся в драку. В тот раз он сломал себе палец, который неправильно сросся и напоминал ему об этой истории всю жизнь.

Пройдет время, и Захаренко даст интервью одной из центральных московских газет, в котором расскажет о своих близких отношениях с Ларионовой. Но сделает это только после ее смерти, когда она уже не сможет ни согласиться с его словами, ни опровергнуть их…

А после неудавшегося самоубийства Николаю вправлял мозги сам Герасимов. «С ума ты, что ли, сошел?! — кричал он на весь институт. — Это ж додуматься надо — вешаться из-за бабы!». — «Она не баба, — возражал Рыбников, — она красавица! Она же не виновата, что любит другого!». — «А раз красавица, — строго сказал Герасимов, — завоюй!».
Понятия не имею, как ему удавалось меня разыскивать, но, говоря современным языком, доставал. И достал!».

Иван Переверзев

Она всегда мечтала, чтобы рядом с ней был единственный мужчина, которого она любила и от которого ждала ребенка. Как она была счастлива, узнав о своей беременности! А он? Предложил сделать аборт, чтобы не растить внебрачного ребенка, и ушел. Кто мог помочь Алле? Только один человек — Николай, который был влюблен в нее давно и безнадежно.

Алла действительно умела кружить головы, ей нравилось, когда вокруг были галантные мужчины, желательно постарше. Она с удовольствием принимала ухаживания, но этим грешат все красивые женщины…

И один из этих мужчин завладел ее сердцем. С Иваном Переверзевым они познакомились на съемках сказки «Садко».
Импозантный, знаменитый, он был старше Аллы на пятнадцать лет, и, как она надеялась, мог стать той самой «каменной стеной», которую ищут все женщины. Но вместо этого он стал камнем, который есть на сердце почти у каждой из нас…

Именно он и отказался от нее и их будущего ребенка. Что было делать Алле? Она уехала в Минск на съемки «Полесской легенды», так и не приняв никакого решения. Был канун нового, 1957 года. Оставалось надеяться лишь на новогоднее чудо.Алла, конечно, много раз думала о Коле, но как теперь она будет смотреть в глаза самому преданному своему поклоннику, теперь, когда она сама себя считала падшей женщиной?

Она одна сидела в номере и горько плакала, когда в дверь постучали. В гостиничном коридоре стоял… Николай. Он не стал пускаться в долгие объяснения и просто сказал: «Выходи за меня замуж».Вместе они встретили Новый год и в первый же рабочий день, 2 января отправились в загс. Поначалу их расписывать не хотели, ведь полагалось подавать заявление заранее.

Но, узнав знаменитую артистку, сотрудники сменили гнев на милость.
Их брак многие называли сказочным: в доме достаток, мир да любовь, подрастают две дочки (первую девочку, появившуюся на свет в феврале 1957-го, супруги назвали Аленой, в 1961 году у них родилась Ариша). И продлился этот счастливый союз, как в сказке — тридцать лет и три года.

Но спокойной их семейную жизнь никак назвать было нельзя.
Страсти бушевали африканские! Алла Ларионова вспоминала: «Коля был очень ревнивый.Неоднократно Рыбников слышал от «доброжелателей» разнообразные истории о ее романах.

С годами он остепенился и уже не пускал в ход кулаки. Таким информаторам просто вежливо отказывали от дома. И никогда Рыбников не устраивал жене допросов, не выяснял отношений. «Настоящие мужики бьют по морде обидчика, а женщину подозрением не оскорбляют» — этот урок Герасимова он тоже запомнил на всю жизнь.

Они были абсолютно разными, но это лишь укрепляло их союз. Он взрывной, она уравновешенная. Он увлекался шахматами настолько, что решался вызывать на бой Михаила Таля и Ефима Геллера. Она стала заядлой картежницей: пока мужья-шахматисты сражались у доски, их жены во главе с Ларионовой резались в покер. Он не курил, она даже в больницу просила принести сигареты.

Он яростно болел за хоккей и посещал почти все матчи, она проводила время дома у телевизора.

А еще Рыбников оказался отличным кулинаром: сам придумывал рецепты и жарил-парил-мариновал… У плиты мог стоять сутками. Вообще, он спокойно взял на себя бытовые проблемы и никогда не выговаривал жене за то, что она не рвется хозяйничать на кухне.

Они прожили вместе 33 года… Трудно заглянуть в чужую жизнь, да, наверное, и не нужно. Ссорились ли они? Конечно. Живые же люди, а в жизни всякое случается, но до мордобоев, по словам самой Аллы Дмитриевны, не доходило — такой сценарий не для них. Ревновал ли он ее? А как можно было такую не ревновать?! Ларионова была красавицей на все времена и всегда нравилась мужчинам. Но если эта ревность и была, то знал о ней лишь сам Рыбников. Жену же он никогда и ни в чем не упрекал — ни в прошлых грехах, ни в настоящих.

Они вырастили двух дочерей — Алену и Арину. Когда уезжали на съемки, с девочками оставалась мама Ларионовой Валентина Алексеевна. Однажды родители вернулись домой через месяц, одна из дочек посмотрела на маму и сказала: «Тетя!». Ларионова долго плакала.

Тогда в семье решено было повесить на стенку большие портреты родителей. Бабушка показывала на них и внушала девочкам: «Это мама, это папа». Закончилось все конфузом. Однажды Алла Дмитриевна пришла с маленькой Аришкой в детскую поликлинику. И в очереди, сидя у мамы на руках, девочка вдруг показала на висящий на стене портрет Хрущева и закричала: «Папа! Папа!».

Спасаться от любопытных взглядов пришлось бегством.
Однажды кто-то из журналистов спросил Аллу Дмитриевну, не жалеет ли она, ведь могла сделать в жизни более выгодную партию. Ларионова ответила: «Судьба, значит.

У меня в жизни было много ситуаций и предложений. Но я не жалею. Коля был личностью… А главное, очень любил меня». Рыбников был однолюбом и гордился тем, что его жизнь укладывалась в бесхитростную схему: «Любимая женщина, любимый дом, любимая работа». Алла была не только любимой женщиной Рыбникова — она была его божеством, да и, наверное, всей его жизнью.

«Ну представьте себе, — вспоминает Ларионова, — в Москве кинофестиваль, на который приезжают Софи Лорен, Джина Лоллобриджида… А я только родила, да еще кормящая мать — поправилась, выгляжу плохо, по дому хожу в затрапезном халате. Говорю ему: «Коля, сходи посмотри, там такие женщины красивые!». А он отвечает: «Ты что, с ума сошла? Ты лучше!». Я всегда была для него лучше всех. Он вообще был замечательным мужем, любящим и заботливым отцом, хорошим хозяином…».

У них был гостеприимный дом, Рыбников любил принимать гостей и готовить, особенно пельмени. Мог прийти домой и сказать жене: «Лапуся, нашей фартуков побольше!». Ларионова шла в магазин, покупала ткань, шила. На следующий день, когда приходили гости, Рыбников… надевал на них фартуки и усаживал под своим руководством пельмени лепить. А уж когда много налепят, приглашал всех за стол.

Консервировать очень любил. У него были свои, какие-то особенные рецепты засолки огурцов и помидоров, которые Алла Дмитриевна так и не освоила.

Он прекрасно закатывал помидоры. На «водочку под помидорчик» в их гостеприимный дом всегда приходило множество народу.
Своеобразным «консервным» рубежом являлся в их семье праздник 7 Ноября, до которого открывать банки не было позволено никому. Николай Николаевич всегда говорил: «Откроем на октябрьские праздники!».

Летом 1990 года он, как всегда, накрутил множество банок: в декабре предстояло отмечать шестидесятилетие, а там и Новый год. Но до юбилея Рыбников не дожил. 22 октября лег спать и не проснулся. Заботливо приготовленные им соленья ели на поминках.

Она пережила мужа почти на 10 лет. Оставаться в доме, где все напоминало о Коле, не было сил, и Алла Дмитриевна поменяла роскошную пятикомнатную квартиру у метро «Новослободская» на двухкомнатную хрущевку. Переехать-то переехала, а вещи долго разобрать не могла — так они и стояли в коробках, и подружки грозились прийти и, выдворив хозяйку за дверь, навести порядок.

Алла Ларионова с дочерьми — Алёной и Ариной

А Алла просто не успевала заняться домом — вместе с вахтанговскими актерами Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской колесила по стране со спектаклем «Деньги, коварство и любовь», где ей досталась роль, которую раньше играла Людмила Целиковская. Говорят, она искала спасения в работе. Возможно. Но, скорее всего, сидеть без дела, предаваясь воспоминаниям, просто не могла.

Николай Рыбников и Алла Ларионова в фильме «Две жизни»

Алла по-прежнему любила принимать гостей, устраивая девичники для своих подружек. Жила жизнью и проблемами дочерей, которые до конца жизни опекали маму и называли ее ласково — Мусиком. Много курила, а вот выпить любила чуть-чуть — для настроения. Она не позволяла себе расслабиться, всегда выглядела ухоженной, элегантно и со вкусом одетой. Продолжала лихо водить машину — это всегда в отличие от домашнего хозяйства было любимым ее занятием.

У нее всегда жили собаки — стоило умереть одной, как тут же заводили другую. Только одну, карликовую болонку Каплю, пришлось отдать. Собака, которую Ларионовой подарили на съемках фильма «Ко мне, Мухтар!», считала Аллу Дмитриевну своей собственностью и никогда с ней не расставалась. Даже когда актриса была за рулем, собака сидела у нее на плече. Однажды на крутом повороте Капля просто выпала в окно. Пока болонка ревновала Ларионову к мужу и даже рычала на него, ее терпели. Но когда Капля стала кусать детей, с ней пришлось расстаться.

Рядом с пятиэтажкой, в которой жила Ларионова, построили многоэтажный дом. Она очень хотела получить в нем квартиру, и в Моссовете ей пообещали — все-таки знаменитая актриса. А потом чиновники запросили 30 тысяч долларов… У нее не было таких денег: актриса жила очень скромно — на пенсию чуть больше 500 рублей. Говорят, Наина Ельцина предлагала помощь, но Алла Дмитриевна отказалась.

Николай Рыбников и Алла Ларионова в фильме «Седьмое небо»

Вообще-то, она умирала дважды. Возвращаясь с гастролей на самолете, вдруг почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Ее уложили в проходе между креслами, дали нитроглицерин, который нашла в ее сумочке Нонна Мордюкова, расстегнули воротник блузки. Не сразу, но она вернулась…

Говорят, что когда Ларионова открыла глаза, актриса Валентина Титова предложила: «Алла, сними парик (в последнее время Ларионова его носила), легче будет!». Но актриса прошептала: «Если умирать, то только в парике!». Когда самолет приземлился, в аэропорту его встречала машина «скорой помощи»: летчики передали на землю, что Алла Ларионова умерла. Ей сказали тогда, что это добрая примета и жить она теперь будет долго-долго…

Она умерла 25 апреля 2000 года, в Страстную неделю, перед Пасхой. За несколько дней до смерти Алла Дмитриевна получила в подарок жука-скарабея и очень обрадовалась доброй примете, сказала: «Я сейчас во все верю, мне так нужно здоровье!».

Накануне в половине двенадцатого ночи соседи видели, как она курила на балконе. Легла спать, как обычно, с сеточкой на волосах и двумя крупными бигуди на челке. Ларионова умерла во сне от обширного инфаркта. Ей было 69 лет. Говорят, что такая смерть уготована только праведникам и ее надо заслужить…

Алла Ларионова не дожила до своего 70-летия почти год. Дочери, перепуганные тем, что мама не появилась у врача, к которому собиралась, и не отвечает на телефонные звонки, бросились к ней домой. Алла Дмитриевна лежала в постели на боку, свернувшись калачиком, будто спала. Ее похоронили на Троекуровском кладбище рядом с Николаем Рыбниковым — теперь они снова вместе. Навеки.

Старшая дочь Николая Николаевича и Аллы Дмитриевны Алена, уже много лет работает режиссером монтажа на Первом канале российского телевидения.
Младшая дочь Арина, скончалась 17 июня 2004 года, в возрасте 43 лет, в Москве от сердечной недостаточности.
Род Рыбникова — Арины оборвался.

Будущая Народная артистка РСФСР и звезда советского кинематографа Алла Дмитриевна Ларионова появилась на свет в Москве в феврале 1931 года. Семья жила вполне благополучно: папа был служащим пищеторга, мама трудилась завхозом в детском садике. Родители назвали девочку в честь звезды кино и кумира своего времени артистки Аллы Тарасовой. И, как сейчас говорят, запрограммировали дочь на будущее.

После того, как отец ушёл на фронт, Алла вместе с мамой отправилась в эвакуацию. В городе Мензелинск мама работала в госпитале. Именно здесь 9-летняя Алла Ларионова впервые вышла «на сцену». Она читала стихи раненным, которые лежали в госпитале. Здесь будущая артистка услышала первые аплодисменты и хвалебные «рецензии» на свои выступления. В этом госпитале Аллу Ларионову увидел . Через пару десятков лет они встретились как коллеги.

Впервые юную и очаровательную Аллу пригласили в кино, когда ей едва исполнилось 15 лет. На улице к ней подошла незнакомая женщина, которая спросила, не хочет ли девочка сниматься в кино. Конечно же, Ларионова хотела. Так она попала на съёмочную площадку и снялась в нескольких картинах. Правда, в массовке, но вкус профессии Алла почувствовала.


По окончании школы Алла отправилась учиться на артистку. В ГИТИСе Ларионова с треском провалила экзамены. На беду, среди экзаменаторов девушка увидела знаменитого режиссёра Василия Михайловича Гончарова и напрочь забыла всё, что подготовила для поступления. Не всё гладко оказалось и с поступлением во ВГИК. девушка почему-то не понравилась. Но всё решила его жена , которой Алла, напротив, пришлась по душе.

Фильмы

Звёздная роль, определившая всю её дальнейшую карьеру в кино, досталась Алле Ларионовой в студенческие годы. Актриса сыграла Любаву в картине Александра Птушко «Садко». Фильм, вышедший в 1952 году, оказался настолько успешным, что в следующем году группу, снимавшуюся в нём, пригласили в Венецию на фестиваль. Более того, фильму-сказке был вручен приз "Серебряный лев" в номинации "Золотой лев". Это было настоящим прорывом для советского кинематографа.


В Венеции Алла Ларионова почувствовала вкус невероятной славы. Следом за русской красавицей бегали толпы журналистов и поклонников. Среди последних оказались известнейшие продюсеры и режиссёры. Они предлагали актрисе роли, от которых она наотрез отказывалась: официальные представители, чиновники, сопровождавшие группу артистов за рубеж, строго-настрого запретили идти на контакты с «буржуазными» режиссёрами.

Возможно, творческая биография Аллы Ларионовой сложилась бы совсем иначе, останься она за рубежом. Но история не терпит сослагательного наклонения. Артистка вернулась домой в слезах. Ей позволили дотронуться до прекрасного мира, увидеть его, но запретили в нём жить.


Утешением актрисе послужило предложение, которое она получила, едва сойдя с трапа самолёта. Алле Ларионовой сообщили, что она утверждена на роль главной героини фильма «Анна на шее».

Картина вышла на экраны в 1954 году и превратила Ларионову в звезду отечественного кинематографа. Слава, обрушившаяся на артистку, превысила ту известность, которую Алла Дмитриевна получила после «Садко». Её караулили возле дома, засыпали цветами. Очереди возле кинотеатров из желающих увидеть «Анну на шее» тянулись на сотни метров. Но слава имела и обратную сторону медали. Алле Ларионовой завидовали. Вокруг её имени поползли сплетни.


После того, как артистка снялась в «Двенадцатой ночи», где появилась в образе красавицы Оливии, поклонники дежурили возле киностудии и квартиры, заглядывали в окна и ждали её выхода. На актрису приехал посмотреть даже министр культуры. После этого Ларионовой сразу же приписали роман с чиновником.

И перестали давать роли. А если и давали, то делали всё, чтобы актриса не могла попасть на съёмки. Так случилось с картиной «Илья Муромец». Ларионову утвердили на роль, но в театре, где она работала, командировку в Ялту, в которой проходили съёмки, не подписали.


В 60-70-ые годы Алла Ларионова так и не получили главных ролей. Часто она соглашалась даже на эпизоды. А в 1966 году артистка снялась в картине «Дикий мёд», где согласилась на роль дурнушки, чьё лицо щедро измазали грязью.

В эти годы обнаружилось, что Алла Ларионова может играть характерные роли. Она сыграла Наталью Дмитриевну Паскудину в «Дядюшкином сне», продавщицу Любаву в «Длинном дне Кольки Павлюкова», Елену Ивановну в «Фокуснике» и в ленте «Есть идея!». Но ролей, после которых актрису носили бы на руках, ей больше не предлагали.


Вспомнили Аллу Ларионову, когда ей исполнилось 60. Артистке дали звание Народная, поздравили, но значимых ролей так и не предложили. Ларионова жила очень тихо и скромно. До конца жизни она жалела, что отказалась сниматься у , который ей не раз предлагал работу. Чтобы не предаваться грустным воспоминаниям и не сидеть в четырёх стенах, Ларионова ездила по стране со спектаклем «Деньги, коварство, любовь» с театром имени .

Личная жизнь

В январе 1957 года Алла Ларионова вышла замуж за . Их отношения поначалу складывались довольно сложно. Алле будущая звезда советского кинематографа понравился ещё в студенческие годы. Но тогда Николай Рыбников не обратил на неё внимания.

Чуть позже у Ларионовой вспыхнул роман с актёром . Вместе они жили некоторое время, пока Алла не узнала, что у Переверзева развиваются отношения с другой женщиной. Ларионова ушла от неверного возлюбленного. Не удержала её даже беременность.


Узнав, что Алла Ларионова одна, Рыбников тут же примчался в Минск, где она снималась в картине «Полесская легенда», и предложил ей руку и сердце. На тот момент он был без ума влюблён в актрису. Впоследствии родившуюся дочь Алёну он любил не меньше, чем их общую дочь Аришу.

Вместе эта прекрасная пара прожила 33 года. Когда не стало Николая Рыбникова, Алла Дмитриевна как-то сразу сникла, словно в ней потушили свет. Она полюбила одиночество и редко куда-то выходила. Вскоре она разменяла их большую 5-комнатную квартиру, где всё напоминало о Николае.

Смерть

Алла Ларионова угасала на протяжении 10 лет после смерти мужа. Её не стало 25 апреля 2000 года. Знаменитая актриса умерла тихо, во сне. Её нашли через 6 часов после смерти. Оказалось, она скончалась от обширного инфаркта. Ларионова не дожила до своего 70-летия один год.


Похоронили артистку рядом с мужем на Троекуровском кладбище. Через год умерла их дочь Ариша, пристрастившаяся к алкоголю.

Фильмография

  • 1952 - «Садко»
  • 1954 - «Анна на шее»
  • 1955 - «Двенадцатая ночь»
  • 1955 - «Судьба барабанщика»
  • 1956 - «Главный проспект»
  • 1956 - «Дорога правды»
  • 1958 - «Отцы и дети»
  • 1966 - «Дикий мёд»
  • 1966 - «Длинный день Кольки Павлюкова»
  • 1967 - «Фокусник»
  • 1977 - «Есть идея!»
  • 1993 - «Троцкий»

Родители Аллы Ларионовой познакомились во время гражданской войны. В мирное время они поженились, папа стал директором райпищеторга, и всегда оставался идейным коммунистом. Мама же имела всего четыре класса образования и работала завхозом в детском саду. Началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а молодую жену с девятилетней дочкой эвакуировали в Мензелинск. Мать стала помогать в госпитале, а Аллочка, не желая сидеть без дела, приходила к раненым читать стихи и петь.

Известно, что именно там прозвучал первый звоночек, предвещавший ей кинематографическое будущее: одним из пациентов госпиталя был Зиновий Гердт. С ним она еще встретится на съемочной площадке и сразу вспомнит доброго знакомого.

Второй звоночек прозвучал после войны, когда с маминым детским садом уже подросшая девочка поехала за город. Туда в поисках детей для киносъемки приехал ассистент режиссера. Посмотрели нескольких девочек, выбрали Аллу. Но мама ехать на Мосфильм не разрешила.

Без памяти

Успехом увенчалась лишь третья попытка кинематографа влезть в жизнь Ларионовой. Она училась в восьмом классе, когда прямо на улице к ней подошел сотрудник Мосфильма, и спросил хочет ли она сниматься в кино? Девочка немедленно согласилась, ее тут же поставили на учет, как актрису массовок, и стали приглашать. Работать пришлось неожиданно много, были и ночные съемки. Алла так увлеклась новым занятием, что забросила учебу и скатилась на тройки.

Неудивительно, что после школы будущая звезда решила поступать в ГИТИС. В себе она не сомневалась, но, когда увидела в приемной комиссии знаменитого театрального режиссера и педагога Андрея Гончарова, забыла все на свете, включая собственный текст. Он съехидничал, сказав, что в таком возрасте память могла бы быть и получше, но валить красавицу не стал.

Одним образованием Ларионова не ограничилась, и, окончив ГИТИС, поступила еще и во ВГИК. На вступительных экзаменах у нее снова случился казус. Глава приемной комиссии Сергей Герасимов назвал ее некрасивой и хотел уже дать отворот поворот, когда его собственная жена уговорила присмотреться к девушке. Так Алла поступила и во второй вуз.

Мировая звезда

Ей был 21 год, когда режиссер Александр Птушко пригласил ее на роль Любавы в ленте «Садко». Это была первая советская кинолента, попавшая на Венецианский фестиваль. И режиссер, и актеры получили высшие награды и мировое признание. О Ларионовой лестно отзывались зарубежные критики, тут же посыпались предложения от великих западных режиссеров. С ней хотел работать даже сам Чарли Чаплин! Но советские звезды выезжали на такие мероприятия под строгим надзором спецслужб, и остаться работать в Европе никому просто не разрешили.

Ларионова возвращалась на родину в слезах, а в аэропорту ей сказали, что уже утвердили на главную роль в кинофильм Исидора Анненского «Анна на шее». И снова — мировая известность, снова Итальянский кинофестиваль, признание, обожание…

Но «Садко» дал актрисе не только билет в большое кино, но и стал отправной точкой в любовной драме Ларионовой, ведь именно на той съемочной площадке она познакомилась с Иваном Переверзевым.

Треугольник

В многочисленных воспоминаниях будут рассказывать о том, что Переверзев всю жизнь любил только свою первую жену — Надежду Чередниченко. Но с ней у него случился разлад. Неприкаянный и покинутый, прибивался он то к одной, то к другой актрисе. Очередным его увлечением стала Алла Ларионова, свято верившая в его чувства.

Тем временем за Ларионовой ухаживало огромное количество мужчин, но самую яростную, безусловную любовь испытывал другой знаменитый артист, звездный красавчик Николай Рыбников. Он не раз звал Аллу замуж, но та и слушать не хотела, думала только о своем Ване. Рыбников однажды даже чуть не повесился от мучительной, несчастной любви к Ларионовой. Из петли его вытащили, а потом приятель — тот самый Герасимов, что чуть не забраковал актрису во ВГИКе, причитал: «Подумать только! Из-за жабы вешаться!»

Страдал Рыбников, страдала и Ларионова: Переверзев никак не хотел делать ей предложение! Однако, когда она забеременела, ей стало ясно, что Иван вот-вот созреет для брака. Она и не волновалась, уверенная, что так и случиться, и, попав на совместные гастроли, поселилась с ним в одном номере.

Вдруг Переверзев внезапно срывается в Москву — якобы по делам. Через несколько дней возвращается обратно. Готовясь быть заботливой женой, Ларионова прибирает его разбросанные вещи. Вешает пиджак в шкаф, достает паспорт, чтобы положить в ящик с документами, и машинально пролистывает страницы. И видит свежий штамп.

Параллельно с Ларионовой, он крутил шашни с Кирой Канаевой, которая тоже оказалась от него беременной. Пометавшись между красотками, Переверзев выбрал Киру. Ларионова ни слова не говоря, собрала свои вещи и переехала в другой номер, а ночью позвонила подруге и выплакалась. Та срочно набрала Рыбникову: «Коля, у Ларионовой с Переверзевым все кончено!»

Брак

Тогда только вышла «Весна на Заречной улице», Рыбникова знала вся страна, а он был занят в новой съемке — в «Высоте». Упросив режиссера дать ему пару дней, он тут же вылетел к любимой — делать предложение. Ошарашенная от всех свалившихся событий, она дала свое согласие. Чтобы Ларионова не передумала, Рыбников посреди выходных, пользуясь своей известностью, буквально вытащил из-за праздничных столов (шли майские праздники) сотрудников ЗАГСа. Увидев беременную, уже на позднем сроке Ларионову, их расписали в тот же день, а на следующий счастливый Рыбников уехал обратно на съемки.

Они договорились вырезать из памяти Переверзева и никогда больше его не вспоминать. Николай воспитывал родившуюся дочку Алену, как свою, и не делал никаких различий между ней и его родной дочерью, родившейся чуть позже — Ариной. Ни словом, ни делом он не упрекнул Аллу.

О ее многочисленных романах будут ходить легенды, она будет заводить интрижки «для блеска глаз» и пропадать на пару суток, но Рыбников, понимая, что не сможет без нее, оставит поведение жены без внимания.

Уже после их смерти друзья семьи будут рассказывать: наверное, Ларионова любила его даже больше, чем он. Ведь так волновалась за мужа, принимала его угрюмость и так и не ушла, разрывая любые романтические связи, как только брак вставал под угрозу.

Дочь актера Николая Рыбникова умерла через 4 года после своей матери. Как это случилось, рассказала подруга их семьи.

Самую красивую пару советских киноактеров Аллу Ларионову и Николая Рыбникова обожали все жители Советского Союза. Поклонники писали письма, стояли в очередях в кинотеатры, чтобы увидеть фильмы с их участием… Казалось, жизнь звездной семьи не знала драм, но на самом деле они, как и все люди, познали боль и обиды, предательство и разочарование. Но никогда не показывали этого другим. Близкая подруга семьи Светлана Павлова вспоминает о своих друзьях с нежностью и любовью.

С подругой звезды советского кино Светланой Аркадьевной мы встретились в ее уютной квартирке, где по стенам развешаны фотографии с изображением известной артистки, которую хозяйка боготворила и оберегала до самых последних дней. Их дружба продлилась более тридцати лет и продолжалась бы поныне, если бы не смерть кинозвезды…

Светлана Павлова - самая близкая подруга звездной семьи / Альфия Камилова

– Мы познакомились с Аллой в 1968 году на съемках фильма «Длинный день Кольки Павлюкова» режиссера Константина Бромберга. Это была короткометражка из трех частей, где я работала директором картины. Сначала мы ездили в Крым, выбирали натуру, снимали на Азовском море, в Казантипе. Режиссер решил, что главного героя сможет прекрасно сыграть Николай Рыбников, и вознамерился пригласить его на съемки. А в то время Рыбников был очень востребованный актер, постоянно занятой. И конечно, звезда экрана не рвался получить эту роль. И все-таки предложение Бромберга принял, правда, с пожеланиями, чтобы женскую роль получила его жена Алла Ларионова. Знаменитый актер объяснил это тем, что они с женой часто снимаются в разных проектах, редко видятся и дома бывают мало, а у них дочки растут. Старшая дочь Алена в третий класс пойти должна, младшая Ариша станет первоклассницей. И им очень хочется хоть лето провести вместе, всей семьей. Нас с режиссером все устраивало, и мы сняли им простой дом на берегу Азовского моря. Хозяева дома, украинцы, были счастливы, что у них поселилась звездная семья.

Рыбников тоже был доволен, что каждый день может находиться рядом с любимыми девочками – дочками Аленой, Аришей и Лапусей, так он иногда называл жену Аллу. Кстати, она была прекрасной хозяйкой, у нее были фирменные блюда: икра из сушеных грибов и потрясающе вкусные котлеты. Коля тоже был настоящий хозяин, у него был гараж с подвальчиком. И там стояли бочки, в которых Рыбников в сентябре заготавливал помидоры, арбузы. В ноябре Коля и Алла собирали гостей, и мы открывали помидорный сезон, пробовали, что Коля наготовил. Они были совершенно лишены звездности, хотя были очень известными актерами.


Светлана Павлова и Алла Ларионова / Репродукция Альфии Камиловой

На этой съемке в Казантипе мы и сдружились. Помню, как мы с Аллой совершали набеги на соседние сельмаги – в городе тогда трудно было найти уникальные вещи. А деревенские люди, видимо, заграничную одежду не ценили. И там, в маленьких магазинчиках, можно было найти что-то стоящее. Мы с Аллой покупали и финские пальто, и заграничные платья. Когда мы туда собирались, Коля говорил: «Идите купите чего-нибудь красненького! А то, если все красненькое не выберете, вас и не дождешься». Алла просто обожала этот цвет. Чашки у нее дома были красные в белый горох, блюдечки красненькие, подсвечник красненький. Он у меня потом долго на столе стоял, когда она умерла…

Я сейчас почему-то вспомнила, как Алла однажды сломала ключицу. Это был год, когда умер Высоцкий. И тогда в Москве проходил очередной фестиваль, Алла поехала на репетицию своего выступления в кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате. Кстати, Алла и Коля были очень пунктуальные люди, с ними легко было работать, на репетицию или съемки приходили за несколько минут до назначенного срока, никогда не капризничали и, в отличие от других актеров, были очень дисциплинированными. У них не было звездности, они были земные люди, обычные. Так вот Алла пришла в «Октябрь», вышла на сцену, а потом хотела спуститься в зрительный зал, там же всегда сход из скамеечек делают. В зале не включили еще полное освещение, но она, уверенная, что ступеньки есть, шагнула… в пустоту…

Ступенек не было, и Алла упала. Скорая помощь сразу отвезла ее в больницу. Ей наложили гипс и отвели большую светлую палату. Это был 1980-й, олимпийский год, и Алла там лежала одна. Коля никогда не поднимался к ней, приходил и просил, чтобы она к нему спустилась. Рыбников был такой стеснительный, что боялся: если он поднимется, то все будут на них смотреть, брать автографы. Его это очень смущало.


Николай Рыбников с дочерьми Аленой и Ариной / Russian Look

Алла сердилась: «Коля, люди подумают, что мы в ссоре!» Но он все равно ждал ее на улице. Когда Алла была в больнице, Коля мне звонил и говорил: «Радость моя (так он меня всегда звал), давай поедем на рынок, купим опят и закатаем их к Аллиному приезду». Коля целыми кастрюлями варил борщи и варенья. А как мы любили все вместе делать пельмени: соберемся – Алла, Коля, я, Нонна Мордюкова, Муза Крепкогорская, Олег Чертов – и лепим их из трех видов мяса.

С продуктами в то время было непросто, но по соседству жила заместитель директора продовольственного магазина… И вот я, Нонна и Алла садились в машину и ехали отовариваться. Там в магазине, за потайным щитом, который отодвигался, мы проходили на склад. И чего там только не было: и финская колбаса, и рижские шпроты, свежие помидоры, огурцы из Болгарии… Раньше достать овощи вне сезона было практически невозможно, а тут даже клубника была. Мы загружали всё в багажник и ехали домой. А Нонна однажды консервов набрала и говорит: «Все, что я привезу, спрячу, чтобы, когда придут гости, сын Володя и его девушка Наташа не выложили это на стол. Буду им потихоньку выдавать, не сразу!» У Коли тоже был один друг – заведующий ковровой секцией. И все актеры с его помощью отоваривались коврами. А еще Коля был заядлый шахматист, и в их доме перебывали, наверное, все известные гроссмейстеры того времени. И он с ними играл. В их квартире всегда собирались гости, они тогда жили в Марьиной Роще, а квартира была большая, потому что они соединили ее из двух, у них было очень уютно, даже камин стоял.


Памятник Николаю Рыбникову / Репродукция Альфии Камиловой

– Светлана Аркадьевна, а как Николай Николаевич относился к дочкам, ведь старшая Алена была от актера Ивана Переверзева?

– Прекрасно, он очень любил девочек, и мне кажется, что Алену любил больше, чем свою Аришу. Хотя он не показывал этого, старался, чтобы границ не было – это его, это не его. Алену он очень любил. Хотя воспитывать девочек приходилось маме Аллы, Валентине Алексеевне. А она была рачительная хозяйка, – засмеялась Светлана Аркадьевна, – родители привезут девочкам нарядные платья, а она спрячет до удобного случая, а когда решится достать, окажется, что вещи и Арине, и Алене уже малы. Алла, конечно, за это маму ругала.

Алену больше папа любил, а Аришу – мама. Старшая была более жесткая, толстокожая, как Алла называла, а Ариша была доброй, отзывчивой, нежной. Правда, учились, они обе неважно. В 1975 году Алена окончила школу, и, чтобы в аттестате было поменьше троек, Алла устроила в школе грандиозный выпускной вечер. Но куда отправить Алену учиться дальше, Алла не знала. Она решила отвести дочь на экзамены во ВГИК и велела ей выучить басню. Но я посоветовала подруге отдать Алену в ученицы монтажера, это очень интересная профессия. Режиссер снимает, дубли выбирает, и из них нужно собрать картину. И он это делает с монтажером. Я на телевидении имела вес, была ведущим специалистом и пристроила Алену. Но надо отдать Алене должное, она оказалась очень старательной и талантливой ученицей. Алла смогла выбить дочке квартиру рядом с «Останкино», чтобы той было удобно ходить на работу. И Алена проработала в этой области 35 лет, ее там все очень любили за профессионализм и спокойный характер. Ее и дикторы все знают, и редакторы! Ведь она из ученицы стала уважаемым режиссером монтажа, а года два назад вышла на пенсию. Личная жизнь у нее сложилась, у нее есть муж Саша, правда, деток нет. Алену всю жизнь мучает псориаз, и она каждый год ездит в Таиланд, где на ее кожу солнце целебно действует.


Светлана Павлова и Алла Ларионова с дочерью Ариной / Репродукция Альфии Камиловой

– Ариша по характеру была совсем другая?

– Да, она была другая. Родители дали ей образование, она закончила полиграфический техникум. Но беда в том, что Ариша пристрастилась к спиртному, раньше они брали ее на банкеты. И она, видимо, привыкла. Когда Коля умер, Алла, конечно, очень переживала, потом умерла ее мама Валентина Алексеевна. И она осталась с дочкой в большой квартире, но жить с Ариной было даже физически невозможно, дочка не работала и могла в любой момент привести компанию «друзей». Алла не могла никуда на заработки уехать, не могла оставить ее без присмотра, а были лихие 90-е, денег нет, работы нет. Жить не на что, все разрушилось, кино не снималось. Очень было трудно. У Аллы начало шалить сердце. А у меня был сосед, который хотел две свои двухкомнатные квартиры обменять на одну большую, и я посоветовала Алле подумать над этим предложением. Алла с Ариной подумали и решили разъехаться, моя подружка стала моей соседкой, а Арина стала хозяйкой двухкомнатной квартиры в районе кинотеатра «Космос». Алла перевезла свои вещи, но еще не успела их разобрать, как уехала на гастроли в Америку и Израиль со спектаклем «Коварство, деньги, любовь». Ее Вячеслав Шалевич позвал, и она поехала зарабатывать. Я же пробила ей и дачу рядом со своей и начала строительство домов на обоих участках.

Алла приезжала и уезжала, много работала, ей даже некогда было вещи разобрать, вся квартира была заставлена. А сердце у нее уже начало болеть, она мне звонила и говорила, что ей плохо. Она жила на шестом этаже, я приезжала на лифте и забирала ее к себе, тут на диванчике она ложилась, и я вызывала скорую. И ее увозили в Склиф, я, конечно, сопровождала ее. У меня же в узелке были даже ее деньги, она зарабатывала и отдавала мне на хранение. Потом мы с Аллой сделали в ее квартире евроремонт, соединили большую комнату с кухней. Купили ей спальный гарнитур и шкафы-купе, она любила белый цвет в интерьере. Алла уже готовилась к новоселью, а я поехала отдыхать в Египет. Купила ей там золотого скарабея с бирюзой как оберег. Вернулась я в канун Вербного воскресенья и узнала, что Ларионова ездила на выступление в Истру и что там ей стало плохо, врачи настаивали на госпитализации, но Алла уехала домой. Если бы я знала! Им надо было напугать ее и не отпускать из больницы.

Но она вернулась домой, мы встретились у нашей общей подруги и соседки Татьяны, поговорили, а потом пошли ко мне. Я передала Алле подарок, а она рассказала, что наутро во вторник должна пойти к хорошему врачу. Я измерила ей давление и предложила вызвать скорую, но она отказалась, сказала, ей нужно отдохнуть. Она любила закурить, сидя у телевизора. Мы договорились созвониться во вторник, ведь Ариша должна была за ней приехать и сопроводить к врачу. Но во вторник вместо Ариши пришел ее сожитель Володя, который тоже выпивал и называл Аллу мамой. Он стучал и звонил в дверь квартиры Аллы, но она не открывала. Я схватила ключи от Аллиной квартиры, у меня же они были, и побежала туда. Но замок был закрыт изнутри и открыть дверь не получилось…


Светлана Павлова, Алла Ларионова и ее дочь Алена / Репродукция Альфии Камиловой

Соседка Аллы сказала, что та выходила в три часа ночи на балкон покурить. Но на мои телефонные звонки никто не отвечал, дверь не открывал. Нам пришлось вызвать МЧС. Дверь вскрыли… – Светлана Аркадьевна горько вздохнула, словно опять перенеслась в тот трагический день. – Алла лежала на правом боку, руки под щекой, она, видимо, умерла во сне. У нее была остановка сердца…

– А через четыре года умерла и Ариша.

– Да… В то время Алена была на отдыхе в Турции, кажется, а мне позвонила подружка Ариши, которая работала маляром, раньше выпивала, но ее зашили. Она мне говорит: «Светлана Аркадьевна, я сейчас зашла в квартиру к Арише, там сидит пьяная компания и лежит мертвая Ариша». Я вызвала милицию, позвонила сожителю Арины Володе, чтобы узнать, куда ее отвезли. Узнав все, я отправилась в морг и узнала, что уже назначены даже похороны. Я стала выяснять, как же так. Алена на отдыхе, я ничего не знаю, сожитель тоже, а кто-то уже документы готовит. Медсестра мне показала письмо, что кто-то берет на себя похороны Арины Рыбниковой.Видимо, это были черные риелторы , но они не знали, что Арина давно написала дарственную на квартиру, завещая ее сестре.


После смерти Аллы ее подруги и дочь Алена словно осиротели. Кухня в квартире звезды. / Репродукция Альфии Камиловой

Арише при жизни кто-то звонил, угрожал. И она подстраховалась. Я подняла шум. Сказала, что я работаю на телевидении и сестра умершей тоже, мы вам сейчас устроим, мало не покажется. Я нашла телефон риелтора, позвонила и сказала: «Если через два часа паспорта Ариши у меня не будет, я иду в прокуратуру!» Та испугалась, прибежала, принесла документы. Я ее отругала, припугнула и забрала паспорт Ариши. Поехала в бауманский морг и все отменила. Потом мы с мужем Алены Сашей поехали в Елоховскую церковь и заказали отпевание. Саша работал водителем в банке, денег у него не было, но у меня было накоплено 19 тысяч, и мы заплатили за цветы, гроб, отпевание.

А через два дня Алена из отпуска приехала, и мы Аришу проводили в последний путь. Так что от семьи Рыбниковых остались одна только Алена и память о них. Знаете, раньше я любила менять сережки, а сейчас ношу одни и те же, с бирюзой, что мне Алла подарила. В Аллиной квартире сейчас живут квартиранты, я туда больше не хожу.

В феврале этого года исполнилось 80 лет со дня рождения актрисы. Никаких особых торжеств не было, поскольку ее успели забыть еще при жизни. В пятидесятые она была королевой экрана, блистала в фильмах Анна на шее, Отцы и дети, Двенадцатая ночь… А уже в восьмидесятые вынуждена была подрабатывать в массовках и перебиваться с хлеба на воду. Как же так оказалось, тем более что мужем Ларионовой был не меньше знаменитый актер Николай Рыбников?

Блистательно начать свою жизнь и закончить ее в бедности и безвестности – таковой путь прошли многие советские актрисы. Не оказалась исключением и Алла Ларионова, не смотря на то, что, казалось бы, она была подстрахована со всех сторон: у нее была потрясающая наружность, она ни с кем не враждовала из мира кино и мужем ее был популярный актер. Но как-то произошло, что в девяностые она стала совсем никому не нужна. Ее оглушительный успех остался сзади, на смену пришли новые актрисы. Да и наружность уже была не та. Дабы выйти на улицу, Ларионова шепетильно красилась, натягивала парик. Без грима ее никто не выяснял… А самое основное – в девяностом году умер муж, и актриса стала одинокой. О том, как она жила в то время, нам поведала ее подруга, актриса Лариса Лужина:

– Вы понимаете, она как-то вся сникла по окончании смерти Николая, в глазах не было интереса к жизни. А ведь она еще смотрелась в полной мере себе ничего. Но сказала: Мне никто не нужен! Ничто мне не весьма интересно… Я от всего устала!

Единственное, что тревожило актрису – это будущее ее младшей дочери, Ариши. Дело в том, что дочь начала прочно выпивать и эта склонность быстро превратилась в заболевание. С приятелями Ариша проводила время в квартире, где жила с матерью. Денег на выпивку Ларионова дочери не давала. И в следствии стали пропадать вещи из гардероба, украшения известной актрисы. Стало ясно, куда они пропадают… Большое количество раз Ларионова клала Аришу в поликлинику, в моменты отчаяния разъезжалась с ней, но ничего не помогало. Ариша так и не справилась со своей заболеванием. Она погибла через год по окончании смерти матери.

По большому счету, беды актрисы начались по окончании того, как погиб ее супруг. Затем случились узнаваемые события – советское кино развалилось, многие актеры оказались за бортом жизни и без денег. Кто-то из них предпочел практически умирать с голоду, но не браться за халтуру. Ларионова была не из таких.

– Она соглашалась на любую работу, – вспоминает Лариса Лужина. – Принимала участие в любой массовочке. Мы с ней кроме того снялись в студенческом фильме одного выпускника ВГИКа.

Но студенты не могли большое количество платить за участие в их фильмах. Исходя из этого больше надежды было на массовки. В те годы имена ветхих фаворитов еще не были забыты. Но и денег в кинопроизводстве не было столько, сколько на данный момент. Не могли ветхой глубокоуважаемой актрисе предложить достойный гонорар.

– Я снимался в водевиле Лев Гурыч Синичкин а также не знал, что в массовке участвует такая актриса, как Алла Ларионова, – вспоминал позднее Михаил Козаков. – Я ее, честно говоря, кроме того не увидел!

Стареющую звезду загримировали и сделали одной из восьми барышень на подтанцовках – сзади основной героини. И таких эпизодов было много. С годами в Ларионовой просто не выясняли бывшую красавицу… Последней ее работой стал спектакль Коварство, деньги и любовь, который с громадным успехом шел в конце девяностых. Как раз в нем Алла Дмитриевна вышла на сцену в последний раз. В конце спектакля она обратилась к зрителям с этими словами:

– В то время, когда мне придет время уходить, единственное, о чем я буду жалеть – это о любви, которую испытывала к живущим на земле.

В ту же ночь актриса умерла из за остановки сердца.

Кто еще из великих актрис остался невостребованной?

Невостребованность актрисы в кино была связана только с возрастом. Ее готовься снимать и дальше, тем более что ее мужем был узнаваемый режиссер Григорий Александров. Какие конкретно лишь ухищрения он не применял в фильме Скворец и лира, дабы снять 72-летнюю жену так, словно бы бы ей 28 лет… Но, увы, это не удалось, и фильм по требованию Орловой лег на полку. С того времени она в кино не снималась.

Карьера звезды фильма Свинарка и пастух закончилась по окончании развода с режиссером Иваном Пырьевым, который правил в советском кино в то время… Но единственный сын актрисы говорит, что ей и позже предлагали роли, но ее скверный темперамент помешал ладить с другими режиссерами. Как бы то ни было, но она сорок лет (!) сидела без ролей, всеми забытая, одинокая… В 1998 году о ней отыскали в памяти соучредители кинематографической премии Ника и вручили ей статуэтку. Действительно, актриса отнеслась к этому скептически. Они меня наградили, дабы всем напомнить, сколько мне лет… – ворчала она.

Вместе с Орловой и Ладыниной она составляла ведущую тройку советских звезд-актрис. Ее слава началась с фильмов Женщина с характером, Сердца четырех. Подогревала интерес народа к актрисе и ее бурная личная жизнь. Сперва она была женой прославленного летчика-испытателя Серова. Позже – поэта Константина Симонова, который посвятил ей свои лучшие стихи. Но личная жизнь с Симоновым не сложилась. А позже актриса начала выпивать… Ее нашли мертвой в собственной квартире в 1975 году.



Что еще почитать