Байсаров руслан бойко юлия. Руслан Байсаров: биография без звездной мишуры. Семья - залог успеха

Крупный российский предприниматель, владелец и гендиректор «Тувинской Энергетической Промышленной Корпорации» (ТЭПК), владелец блокирующего пакета акций и глава совета директоров ГК СК «Мост», которая специализируется на строительстве крупных объектов инфраструктуры. Включен в топ-200 самых богатых бизнесменов РФ в соответствии с версией Forbes.

Детство и юность

Байсаров Руслан Сулимович родился в Чечено-Ингушской АСССР 9 августа 1968 года в семье Сулима и Касират Байсаровых. Его родиной является село Пригородное Грозненского района республики. В открытых источников присутствуют данные о принадлежности семьи будущего предпринимателя к влиятельному чеченскому тейпу Хачарой.

Семья бизнесмена была многодетной и не слишком обеспеченной. По этой причине ему с детских лет приходилось самостоятельно зарабатывать деньги. Возможно, именно это обстоятельство и помогло развитию у него таланта к предпринимательской деятельности. В своих интервью бизнесмен Байсаров рассказывал, что первым его бизнесом стала продажа яблок, которые он приобретал у сторожей в государственных садах. «Дело» не отличалось большим размахом, но положило начало долгому и весьма успешному предпринимательскому пути.

Образование

Получив среднее образование, 16-летний молодой человек решил продолжить учебу в столичном вузе. Уехав в Москву в 1985 году, по настоянию старшего брата Руслан Байсаров стал студентом МИСИ. К этому же периоду относятся первые серьезные шаги в бизнесе: Байсаров Руслан занимался продажей компьютерной техники, подстроенной под пользователей, говорящих на русском языке. Тогда это было новинкой и принесло ему весомую прибыль. В 1986-1988 годах последовала вынужденный тайм-аут, связанный с призывом в армию. После двухгодичной службы он понял, что не готов заниматься строительством, и перешел в Нефтяной институт в Грозном. В 1996 году у него на руках был диплом инженера-экономиста. В 2001 году Байсаров Руслан Сулимович дополнил свои достижения магистерской степенью по социологии в МГУ, а в 2018 году – кандидата технических наук в МИСиС.

Начало карьерного пути Руслана Байсарова

Пилотным серьезным проектом для Байсарова оказался бьюти-салон в Москве. Также он открыл ресторан японской кухни, ночной клуб и казино, на определенном – не слишком продолжительном - этапе погрузившись в развлекательную индустрию. Впоследствии он решил переключиться на кардинально иную сферу, открывающую новые перспективы, и сосредоточился на топливном бизнесе.

2001 – 2004 – вице-президент ОАО «Московская нефтяная компания»

2004 – 2005 – вице-президент ОАО «Центральная топливная компания»

2005 – глава совета директоров ЗАО «МНК-АВТОКАРД»

2005 – вице-президент ОАО «Московская Нефтегазовая компания»

2010 – 2011 – первый вице-президент ОАО «Центральная топливная компания»

2011 – настоящее время – глава ЗАО «ТЭПК»

Успешные проекты

Руслан Байсаров и ТПЭК строят ж/д магистраль «Элегест – Кызыл – Курагино», способную, согласно прогнозам, дать мощный толчок развитию Тувы. Кроме того, ТПЭК осуществляет строительство морского угольного терминала в Хабаровском крае.

В 2015 году Байсаров стал владельцем сначала 25% ГК «Мост», затем - 56%. Эти организации работают над реализацией ряда стройпроектов, многие из которых отличаются большой степенью сложности и связаны со стратегическими интересами РФ. В активе этих компаний – строительство туннеля через Байкал, возведение мостов через Амур, которые соединят российский и китайский берега, подгонка сахалинской ж/д колеи под общий стандарт, постройка объектов порта «Сабетта» в Арктике и т.д.

Также ГК СК «Мост» имеет статус генподрядчика на объектах ОАО «РЖД».

Байсаров сегодня

На сегодняшний день Руслан Сулимович Байсаров постоянно упоминается в прессе, как один из ведущих представителей отечественной бизнес-сферы. Бизнесмен активно ведет инвестиционную деятельность и курирует целый ряд масштабных проектов в различных российских регионах.

Помимо этого, бизнесмен имеет определенные интересы и в области электронной коммерции, которую многие представители бизнес-сообщества склонны недооценивать. В 2016 году сервис PimPay, упрощающий онлайн-торговлю, получил от него крупный заем. В прошлом году услугами этой компании пользовались 2,5 тысячи онлайн-магазинов, каждый месяц отправляющих покупателям сотни тысяч заказов, суммарная стоимость которых оценивается в 3 миллиарда рублей.

Он состоит в топе богатейших россиян-предпринимателей согласно рейтингу Forbes (118 место). В 2018 году его состояние оценивали в $900 миллионов.

Личная жизнь

Что касается личной жизни Байсарова, в текущий момент он состоит в браке. У него шестеро детей, их фото с отцом можно найти в Сети. Старшая из них, дочь от первого брака Камила, появилась на свет в 1993 году. Ранее бизнесмен состоял в незарегистрированном органами ЗАГС, но заключенном по традициям ислама мусульманском союзе с отечественной поп-исполнительницей Кристиной Орбакайте. Их расставание вылилось в крупный скандал, разразившийся из-за спора, под чьей опекой останется их ребенок – Дени Байсаров (родился в 1998 году). В итоге стороны сумели прийти к мировому соглашению, и было решено, что мальчик в период отсутствия одного из родителей должен был оставаться с другим, а в то время, когда и Байсаров, и Орбакайте были на месте, он мог сам выбирать, с кем из них жить.

Известно, что бизнесмен заботится об образовании своих детей и стремится воспитывать их в духе национальных традиций

Факты

Байсаров, как и многие выдающиеся предприниматели, занимается благотворительностью. Одним из наиболее известных эпизодов с его участием стал ужин-аукцион в 2009 году, где собрались люди, желающие помочь больным детям: тогда бизнесмен заплатил 200 000 евро за женскую роль в киноленте Федора Бондарчука. Впоследствии она досталась молодой, но подающей надежды актрисе, а рекорд аукциона по самому дорогому лоту был побит. В общей же сложности за ужин было собрано 600 000 евро, направленные на помощь детям с онкозаболеваниями.

Еще один интересный факт – в 2016 году Байсаров выступил с инициативой о создании онлайн-площадки для торговли по аналогии с Alibaba (Китай), а также предлагал заняться разработкой платежной платформе, которая могла бы составить конкуренцию уже действующим на территории России международным системам, однако Минэкономразвития не оценило эти предложения.

Биография предпринимателя-промышленника и мецената, генерального директора АО «ТЭПК» и главы совета директоров АО «УСК Мост».

Человек известный, хотя его нельзя назвать публичной фигурой. Он успешный бизнесмен и экономист. Руслан Байсаров - основатель, владелец и генеральный директор «Тувинской энергетической промышленной корпорации» (АО «ТЭПК»), а также владелец блокирующего пакета акций и председатель совета директоров АО «УСК Мост». Эти крупнейшие бизнес-структуры занимаются важнейшими инфраструктурными проектами, которые меняют жизнь целых регионов.

Кроме того, 50-летний бизнесмен чеченского происхождения активно занимается благотворительностью, в частности, помогает детям с онкологическими заболеваниями. Женат, отец шестерых детей.

Кто такой Руслан Байсаров

Уроженец Чечено-Ингушской АССР Руслан Байсаров родился 9 августа 1968 в селе Пригородное Чеченской республики в многодетной семье представителей чеченского тейпа Хачарой. Семья была небогата, поэтому Руслан с детства работал, стараясь внести свою лепту в семейный бюджет.

После окончания школы в 1985 году он поступил в Московский инженерно-строительный институт, где не без успеха попробовал себя в новом тогда компьютерном бизнесе.

Обучение прервала армия. Прослужив два года и демобилизовавшись, будущий фигурант списка Forbes сменил профиль обучения и перевелся в Грозненский государственный нефтяной технический университет им.академика М. Д. Миллионщикова, который закончил в 1996-м. В 2001 году Руслан Байсаров получил степень магистра по социологии в столичном МГУ, а в 2018-м защитил кандидатскую диссертацию в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС».

От владельца салона красоты до «начальника» московской нефти

Бизнесом Руслан Байсаров всерьез занялся в Москве, для начала открыв в престижном месте - Центре международной торговали на Краснопресненской набережной - салон красоты, один из первых в России японских ресторанов, небольшое казино и расположенную по соседству парковку.

В 1997 году Руслан Байсаров вместе с режиссером Федором Бондарчуком и актером Степаном Михалковым создал компанию «Инфант силвер», а затем предприниматель решил вернуться к выбранной в вузе специальности и всерьез заняться нефтяным бизнесом.

Розничная сеть Руслана Байсарова «Инфант» перерабатывала около 1,5 млн тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Структура Байсарова обслуживала не только около 2 тыс. заправок в России, но и различные бюджетные организации, а также госструктуры. Вскоре он стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, в которую входило более полусотни организаций, реализующих 75% объема продаж на московском топливном рынке.

С 2001 по 2004 годы Руслан Байсаров - вице-президент ОАО «Московская нефтяная компания»; в 2004–2005 годах - он вице-президент ОАО «Центральная топливная компания», в состав которого входил Московский нефтеперерабатывающий завод, в то время - основной поставщик нефтепродуктов в московском регионе.

В 2005 году Руслан Байсаров - председатель совета директоров ЗАО «МНК-АВТОКАРД», тогда же он становится вице-президентом ОАО «Московская нефтегазовая компания» (МНГК). С 2007 года он первый вице-президент компании, под его управлением Московский нефтеперерабатывающий завод, Московская топливная компания и ОАО «Моснефтепродукт».

Согласно Википедии, в 2008 году Руслан Байсаров купил часть активов нефтяной компании Sibir Energy. В 2010 году этот пакет выкупила «Газпром нефть», оценив стоимость активов более чем в 740 млн долларов.

В 2010–2011 годах Руслан Байсаров занимает пост первого вице-президента Центральной топливной компании, с 2011-го - он гендиректор АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК).

Первая железная дорога в Туве

В 2013 году компания Руслана Байсарова ТЭПК приобрела лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва.

Совсем недавно - в мае прошлого года - АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» (дочерняя структура ТЭПК) и государственное Федеральное агентство железнодорожного транспорта заключили концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино. Это будет первая в Туве железная дорога, которая свяжет республику с Красноярским краем.

Всего несколько недель назад - в апреле 2019-го - компания АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» подписала договор генерального подряда с ОАО «РЖД» на проектирование и строительство железнодорожной линии «Элегест - Кызыл - Курагино». В правительстве рассчитывают, что реализация столь мощного инфраструктурного проекта улучшит экономическую и транспортную ситуацию в Восточной Сибири, а также создаст новые рабочие места.

Занимаясь железной дорогой, Руслан Байсаров не забывает об угледобыче: в рамках комплексной разработки Элегестского угольного месторождения уже готов проект создания угольного портового терминала в Хабаровском крае.

Инфраструктурные проекты Группы компаний «Мост»

Группа компаний СК «Мост» - также сфера серьезных бизнес-интересов Руслана Байсарова. В 2015 году бизнесмен приобрел 25% акций компании, а спустя год довел свою долю до контрольных 56% и возглавил совет директоров.

«Мост» занимается важнейшими для РФ дальневосточными инфраструктурными проектами - строительством первого железнодорожного моста через реку Амур «Нижнеленинск - Тунцзян» и первого автодорожного моста «Благовещенск - Хэйхэ», которые должны соединить российский Дальний Восток с Китаем.

Общая протяженность железнодорожного моста вместе с подъездными путями превысит 5 км, планируемая пропускная способность - около 21 млн тонн в год. Длина с подъездными путями автодорожного моста - почти 20 км, его пропускная способность, по данным СМИ, - 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса, 68 легковых автомобилей и около 5,5 тыс. человек в год.

Кроме того, СК «Мост» участвует в проекте модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, а также в строительстве второго 6,7-километрового Байкальского тоннеля, который позволит в 2,5 раза увеличить объем перевозок на этом участке.Также Руслан Байсаров с 2018 года реализует масштабный проект переустройства железнодорожной сети Сахалина под общероссийский стандарт ширины колеи - 1520 мм, что позволит значительно повысить объемы перевозимых по ней грузов.

В декабре 2018 года компания Руслана Байсарова завершила работы в морском порту «Сабетта» на арктическом побережье в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ». Обновленный порт обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов.

СК «Мост» реализует проекты и в Москве. В конце 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что строительная корпорация Руслана Байсарова завершила прокладку первого в столице двухпутного тоннеля, построенного по испанской технологии в рамках строительства новой Некрасовской линии метро. Как отметил заммэра столицы по строительству Марат Хуснуллин, проект тоннеля от станции «Окская» до станции «Стахановская» был сдан в срок, несмотря на тяжелейшие геологические условия и плотную жилую застройку в этом районе.

Благотворительность

Руслан Байсаров не забывает о социальной роли и ответственности большого бизнеса, он активно занимается благотворительностью. Впрочем, о своих благотворительных проектах бизнесмен особо не распространяется.

Но кое-что просачивается в СМИ: так, в 2009 году Руслан Байсаров участвовал в благотворительном аукционе, в ходе которого выложил 200 тысяч евро за небольшую роль для начинающей актрисы в фильме Федора Бондарчука «Сталинград». Деньги пошли на лечение детей с онкологическими заболеваниями.

Отец шестерых детей

Руслан Байсаров женат, он отец шестерых детей. Первой женой бизнесмена была фотомодель Татьяна Ковтунова, в 1993 году у пары родилась дочь Камила.

Второй супругой Байсарова стала певица Кристина Орбакайте, в 1998 году у них родился сын Дени. Также у бизнесмена есть 16-летний сын Илман и 14-летняя дочь Дали.

В 2009 году Байсаров женился на своей односельчанке Мадине Гайтаевой, выпускнице факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета, у пары в браке родились два сына - Амир и Амин.

Владелец и генеральный директор АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК).
Председатель совета директоров группы компаний СК «Мост».

Руслан Байсаров родился 9 августа 1968 года в небольшом селении Пригородное Чечено-Ингушской Автономной Социалистической Советской Республики. Их большая семья жила небогато и едва ли кто-то мог предположить тогда, что один из сыновей Сулима и Касират - будущий известный предприниматель с мировым именем, руководитель стратегически важных проектов государственного масштаба, частый участник престижных рейтингов Forbes. Правда, талант умелого коммерсанта у него проявлялся уже тогда - с раннего детства предприимчивый юноша находил самые разные способы заработка - перепродавал скупленные у сотрудников государственных фруктовых садов яблоки или, например, собирал бутылки из-под кефира. Так, уже в школьные годы у него водились собственные деньги, а ещё - большая мечта стать успешным человеком.

22 марта 2018, 10:52

В октябре 2014 года стало известно о том, что старшая дочь чеченского миллионера Руслана Байсарова вышла замуж.

Для сестры Дени Байсарова этот брак был вторым.

Камилла надеялась, что он же станет последним, но ее мечта не сбылась.

О второй свадьбе Камиллы стало известно только благодаря инстаграму Дени

16-летний Дени тогда написал для родственницы невероятно трогательное поздравление.

«Я люблю тебя больше жизни, моя самая любимая сестра. Ты сегодня особенно прекрасна, счастлива и вообще сегодня ты жена! Я уверен, что вы будете самыми счастливыми. Теперь ты будешь создавать свою семью, и будешь самой лучшей женой. Я за тебя нереально рад и даже не надейся, но с тобой мы будем очень часто видеться, от меня нелегко отделаться. Мы одна большая семья и мы вместе всегда. ПОЗДРАВЛЯЮ и будьте счастливы », - подчеркнул Дени.

Юноша не сообщил, кто стал его новым родственником, зато поделился снимком невесты.

Камилла, как и положено мусульманке, была одета в совершенно закрытое белоснежное платье, не скрывающее, впрочем, роскошной фигуры. Голова невесты также была покрыта плотной белой тканью. Сам Дени выглядел вполне неформально в рубашке, джинсах и кроссовках.

Платье для невесты тогда шил Игорь Чапурин

Первым супругом Камиллы был некий чеченский "предприниматель" Ислам Исаев, свадьба с которым состоялось, когда девушке было 17 лет.

По чеченским обычаям, девушка может выйти замуж только после благословения отца. Понятно, что Байсаров отдал дочь не за простого парня. Семья жениха преподнесла в подарок невесте бриллиантовый гарнитур от Cartier, дополненный обручальным кольцом Chopard и жемчужными бусами Mikimoto.

А роскошное платье, расшитое жемчужинами, на которое ушло более шести метров кружева ручной работы, обошлось в целое состояние.

Свадьбу молодые сыграли в одном из элитных ресторанов Москвы, до которого их с ветерком домчал шикарный «роллс-ройс». Среди гостей церемонии были замечены супруги Эмин и Лейла Агаларовы, министр связи Игорь Щеголев, бизнесвумен Алла Вербер, бизнесмен Умар Джабраилов, певица Катя Лель и другие.

Камилла и первый муж Ислам Исаев

Однако первый брак наследницы миллионного состояния продержался не долго - всего полтора года.

Официальных причин расставания пара не называла, но многочисленные знакомые молодых людей в один голос говорили, что брак был по расчёту - начинающему карьеру бизнесмена Исаеву очень нужен был союз с таким могущественным человеком, как Руслан Байсаров.

Ещё до первого замужества Камилла успела повстречаться с сыном азербайджанского бизнесмена и депутата Данила Адли, с Иваном Янковским, с Кириллом Шейхаметовым, который в данных момент воспитывает две дочери от Мисс-Москва`11 Дарьи Коноваловой, а так же с сыном Фёдора Бондарчука Сергеем, ныне отцом двоих детей от Татьяны Мамиашвилли.

На одной из своих страниц в социальных сетях (уже после первого развода) Камилла утверждала, что официально расписаны с Исламом Исаевым они не были - на свадьбе был только обряд муллы, традиционный для мусульманских свадеб, а в загс они не ходили.

24-летняя Камилла Байсарова - одна из ярких представительниц «золотой молодежи», но о ее жизни известно не так много. Старшая дочь бизнесмена Руслана Байсарова не ведет социальных сетей (или зарегистрирована там под вымышленным именем) и редко выходит в свет.

Последний раз мы слышали о ней три года назад, когда стало известно, что девушка вышла замуж.

А вчера в СМИ появилась информация о том, что Байсарова вновь пополнила ряды завидных невест.

Со своим супругом Рахманом Камилла разошлась спустя два года после рождения ребенка. Что послужило причиной расставания - неизвестно.

И немного о папе Камиллы.

Один из самых богатых чеченцев, российский предприниматель Руслан Байсаров был женат четыре раза, и все его дети от этих браков остались жить с ним. Первая жена Руслана Байсарова успешная фотомодель Татьяна Ковтунова вышла за него замуж в начале девяностых, и через четыре года родила ему дочь Камиллу.

Однако роман Руслана с российской певицей Кристиной Орбакайте поставил крест на их семейной жизни.

На фото - Байсаров с первой женой Татьяной Ковтун и дочерью Камиллой

После развода первая жена бизнесмена снова вышла замуж и занялась бизнесом – она стала владелицей компании по организации праздничных мероприятий. Пропала без вести и до сих пор ничего не известно.

Со своей второй женой Руслан Байсаров познакомился в 1997 году, а через год Кристина Орбакайте родила ему сына Дени.

Через три года на презентации нового альбома Кристины «Май», проходившей в столичном клубе «Кристалл» в порыве ревности Байсаров так сильно ударил свою гражданскую жену, что сломал ей нос, но окончательный разрыв между ними произошел позже – в 2003 году бизнесмен закрутил роман с юной девятнадцатилетней моделью из Modus Vivendis Алиной Цевиной, и результатом этой страсти стало рождение еще одного ребенка Руслана– сына Элмана.

На фото - Алина Цывина

Алина стала третьей женой Руслана Байсарова и перебралась в его подмосковный дом.

Но их семейная жизнь продлилась всего два года – у бизнесмена появилась новая любовница – модель по имени Юлия. Теперь уже Алина испытала на себе роль обманутой жены и съехала от Байсарова, а ее место заняла Юля, родившая бизнесмену дочку Дали.

По последним сведениям, сегодня женой Руслана Байсарова является чеченская девушка из его родового села, которая всего на год старше его дочери Камиллы.

На фото - последняя жена Руслана Байсарова (справа) и его дочь Камилла

Несмотря на то, что Байсаров влиятельный бизнесмен, его имя стало известно многим только после того, как он стал мужем Кристины Орбакайте, а также благодаря громкому процессу, связанному с продолжительным судебным разбирательством по поводу опеки над их сыном Дени. Кристина утверждала, что ее бывший муж украл их общего сына и не хочет возвращать его, и дело дошло до того, что в этот конфликт вмешался чеченский президент Рамзан Кадыров. В результате, бывшие супруги решили пойти на мировую и предоставить Дени самому решать, с кем он хочет остаться. Уже после расставания с Кристиной Байсаров подарил своей бывшей теще – Алле Пугачевой роскошную квартиру в элитном доме в центре Москвы с видом на Храм Христа Спасителя.

Дени и Камилла

Источники: eg.ру, beremenyaska..,ру, woman.ру, fotkaew.ру

Обновлено 22/03/18 12:39 :

Стало известно, кто все-таки второй муж

Обновлено 22/03/18 12:42 :

Строитель, нефтяник, промышленник, меценат, да к тому же красивый, умный и богатый мужчина в самом расцвете сил. Мог ли мальчик из чечено-ингушского села Пригородное Руслан Байсаров, приносивший в семью свои первые деньги от продажи садовых яблок, представить, что попадет в список Forbes? Вряд ли.

Но если ты человек с непомерными амбициями, предпринимательской жилкой и огромным желанием пахать днем и ночью, рано или поздно обязательно окажешься в «золотом рейтинге».


Сегодня 51-летний Руслан Сулимович Байсаров (родился 9 августа 1968 года) - гендиректор АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) и председатель совета директоров ГК СК Мост, а начинал он свою трудовую деятельность с бизнеса развлекательного. В 1997 году вместе с Федором Бондарчуком и сыном Никиты Михалкова Степаном потомок древнего чеченского рода открыл почти в самом центре Москвы

Салон красоты,
- один из первых в стране японский ресторан,
- игорное заведение
- и ночной клуб.


Деньги на этот проект начинающий бизнесмен заработал, еще учась в Московском инженерно-строительном институте, куда поступил сразу после школы в 1985 году. Серьезный по тем временам капитал студент-первокурсник сколотил, продавая компьютеры, адаптированные под русскоговорящих пользователей.

Прежде чем реализовать в конце 90-х салонно-развлекательный, как сейчас сказали бы стартап, будущий бизнесмен отслужил два года в армии. После срочной службы в столичный вуз Байсаров решил не возвращаться - перевелся из него в Грозненский нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова. Спустя пять лет дипломированный инженер-экономист увлекся наукой об обществе и на кафедре социологии МГУ получил степень магистра. А в 2018 году Байсаров защитил диссертацию в Московском институте стали и сплавов. Теперь долларовый миллионер - кандидат технических наук.

С начала 2000-х годов Руслан Байсаров пробует себя в «нефтянке» - сначала создает нефтеперерабатывающую компанию «Инфант», которая ежегодно перерабатывала порядка 1,5 миллионов тонн нефти, проставляя бензин на отечественные АЗС и обеспечивая топливом государственные компании, а позже, уже имея солидный предпринимательский бэкграунд, активно участвует в нескольких проектах топливного и нефтегазового секторов.

В разные годы он занимает руководящие должности на:
- Московской топливной ассоциации,
- Московской нефтегазовой компании,
- Московской нефтяной и Центральной топливной компаниях.

В конце «двухтысячных» Руслан Сулимович покупает часть активов компании Sibir Energу, а затем за 740миллионов долларов продает их компании «Газпром нефть».

Семья - залог успеха

Прежде чем перейти к подробностям о том, на чем сосредоточен предприниматель сегодня, стоит сказать, что бизнес для Руслана Байсарова - важная часть его жизни, но он никогда не забывает о своей семье и детях.

У 51-летнего Руслана Сулимовича шестеро детей. Правда, от разных жен.

Первым ребенком в 1993 году стала дочка Камилла. Спустя время молодой человек знакомится с Кристиной Орбакайте, и в 1998 году на свет появляется Дени - старший сын бизнесмена. Позднее пара разошлась. Также предприниматель имеет сына Илмана (родился в 2003 году). Мальчик, как и дочь Камила, воспитываются в семье Байсарова. Вторая дочь - Дали - родилась в 2005 году. В нынешнем браке, со своей землячкой Мадиной Гайтаевой, на которой бизнесмен женился в 2009 году, подрастают сыновья Амир и Амин.

Несмотря на занятость, Байсаров, сам выросший в многодетной семье, заботится обо всех своих детях, старается как можно больше времени проводить с ними и особое внимание уделяет их культурному воспитанию в национальном духе.

Угольные перспективные проекты и не только

Основная сфера интересов российского бизнесмена сегодня - развитие топливно-энергетического комплекса России и формирование на Дальнем Востоке и в Западной Сибири современной инфраструктуры, без которой, по словам Руслана Байсарова, невозможно налаживать экономические связи между регионами, увеличивать внешнеторговый оборот и расширять инвестиционное сотрудничество.

В 2011 году предприниматель создает собственный проект в Туве, учреждает компанию и сам становится во главе нее, а спустя два года ТЭПК приобретает лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения.

О громадных перспективах разработки Элегеста, как и всего Улуг-Хемского угольного бассейна, частью которого месторождение является, говорили уже давно. Строительство здесь горно-обогатительных предприятий - это прежде всего подъем экономики Тывы и развитие угольной промышленности в республике. А объемы промышленных запасов только одного месторождения предпринимателя огромные - почти 860 миллионов тонн. Кроме того, компания Руслана Байсарова строит не только ГОК, но и в рамках проекта создает инфраструктуру - это терминал для отгрузки угля в одном из российских портов, который планируется построить к 2024 году, а также железнодорожная ветка «Элегест-Кызыл-Курагино» - между прочим, это первая железная дорога в истории региона. В советское время местные жители не могли об этом и мечтать - было не понятно, как вообще такой проект осуществить в столь сложных условиях. Да и теперь все осознают, насколько трудоемкая предстоит работа. Шутка ли: на 400-километровой магистрали будет проложено восемь тоннелей сквозь горы и построено более сотни мостов. Но главное - богатый ресурсами регион получит доступ к общефедеральной магистрали.

Перспективы от реализации всего угольного проекта для региона огромные: как рассказал Руслан Байсаров, помимо налогов, а они обещают быть весьма внушительными, строительство только железной дороги поможет создать около пяти тысяч рабочих мест. Еще в два раза больше россиян (и это как минимум) будут трудоустроены после возведения горно-обогатительного комбината и выхода предприятия на полную мощность. Связи между регионами укрепятся с появлением дороги.

Чтобы ускорить реализацию проекта, весной 2018 года правительство РФ распорядилось строить дорогу в рамках концессионного соглашения. Его участники - АО «ТЭПК «Кызыл - Курагино», дочерняя структура Байсарова, он же возглавляет компанию - и Федеральное агентство железнодорожного транспорта, как представитель государства. Через год структура предпринимателя подписала договор с Российскими железными дорогами, которые выступили генподрядчиком строительства ветки. Контролировать процесс назначили министра экономического развития Максима Орешкина, который также отвечает за развитие тувинского региона в целом. По словам инвестора, появление куратора такого уровня и привлечение к проекту РЖД позволит ускорить темпы реализации проекта.

В августе 2019 года стало известно, что на часть документации уже получено экспертное заключение, и компания Байсарова может приступать к непосредственной реализации проекта. Основные работы запланированы на 2020 год. При этом в РЖД предложили рассмотреть возможность увеличения мощности будущей дороги до 27 миллионов тонн и больше. В первоначальном варианте проекта этот показатель составляет примерно вполовину меньше. Тогда же глава Минфина Антон Силуанов заявил, что строительство комбината на Элегесте, а также портового терминала в Ванино в перспективе может получить гарантийную поддержку со стороны государства.

Есть вероятность, что как только перспективный Элегестский проект начнет действовать, финансовые активы Байсарова пойдут вверх, и в престижном рейтинге авторитетного экономического издания он поднимается выше нынешней 187-й строчки. Напомним, благодаря удачным инвестициям в различные отрасли промышленности, последние четыре года успешный предприниматель - неизменный участник списка двухсот самых богатых бизнесменов России по версии журнала «Форбс». Первый раз он попал в престижный рейтинг в 2014-м. Тогда с состоянием в 900 миллионов долларов один из самых богатых представителей чеченской диаспоры в России занимал 116 место.

Развитие Великого сибирского пути

В середине 2010-х Руслан Сулимович вошел в состав акционеров ГК СК Мост. Тогда бизнесмен стал владельцем блокпакета акций компании, а уже в 2016 году он довел долю до 56%, став контролирующим собственником предприятия. Специализируясь на строительстве и реконструкции мостов, тоннелей и метро, группа компаний сдала в эксплуатацию за 27 лет более двух с половиной тысяч объектов. Лидер в области строительной индустрии успешно реализовала десятки значимых для экономики страны инфраструктурных проектов. Ставший уже знаменитым Русский мост, тоннели в Сочи, проложенные к Зимней Олимпиаде - одни из самых ярких.

Пожалуй, в стране не найдется региона, где хотя бы один мост, транспортная развязка, тоннель или путепровод не были построены компанией Байсарова. Можно сколь угодно долго перечислять реки, чьи берега соединены руками специалистов из ГК СК Мост, железнодорожные и автодорожные тоннели на магистралях по всей стране. С помощью щита-гиганта «Виктория» прокладывали новый участок Московского метрополитена: «Окская» - «Стахановская», а сегодня компания закончила проходческие работы и вышла на «Нижегородской» на Некрасовской линии метро.

Активную деятельность в последнее время компании Руслана Байсарова проводят и в арктическом регионе. Бизнесмен уверен: реализация масштабных «северных» проектов придаст импульс развитию не только приграничных зон в районе Северного полюса, но и всей страны. Так, в конце 2018 года его компания, еще со строительства БАМа имеющая огромный опыт возведения сложных объектов в тяжелых природных условиях, сдала один из своих «арктических» объектов - морской порт Сабетта, через который уже бесперебойно идут отгрузки сжиженного газа, добываемого на Ямале. Через новые терминалы также будет круглогодично проходить существенный объем грузов Северного морского пути.

В настоящее время возглавляемая Байсаровым компания, объединяющая более десятка мостостроительных предприятий и три тоннельных подразделения, возводит на Дальнем Востоке через реку Амур два трансграничных мостовых перехода с КНР. Автодорожный мост длиной 1080 метров соединит страны в районе Благовещенска (Амурская область) в декабре 2019 года, железнодорожный - в районе села Нижнеленинское (Еврейская автономная область) также в конце 2019-го. Протяженность российской части железнодорожного перехода сама по себе небольшая, но вместе с прилегающими подъездными путями ее протяженность составит более пяти километров. Планировалось, что мост будет отрыт для проезда уже в 2019 году. Он обеспечит пропускную способность в 21 миллион тонн грузов в год.

Руслан Байсаров неоднократно отмечал важность совместных с Китаем проектов, которые позволят навести мосты с соседом как в буквальном, так и в переносном смысле. Поскольку это поможет интегрировать экономику, прежде всего, Дальнего Востока в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще больше укрепятся и торгово-экономические связи двух стран - участников проекта, а путь до потребителей российской продукции в Юго-Восточной Азии сократиться более чем на 1700 километров. Говоря об особенностях возведения переходов, инвестор отметил, что, к примеру, железнодорожный мост предусматривает прохождение поездов по колеям с разной шириной - 1520 мм для российских и 1435 мм для китайских поездов.

Это не единственные грандиозные проекты ГК СК Мост. С января 2018 года на Сахалине идет модернизация Дальневосточной железной дороги с колеи 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм. В ходе этого беспрецедентного по своей географической протяженности проекта компания Байсарова реконструирует 53 объекта инфраструктуры, включая несколько десятков мостов. Специалисты отмечают сильную изношенность островной инфраструктуры, и поэтому им приходится возводить мосты, по сути, заново. Темпы модернизации во многом зависят от слаженности их действий, ведь задача компании - подготовить мостовые переходы к прокладке железной дороги с новой колеей. Впрочем, сдавать объекты точно в срок - всегда было конкурентным преимуществом ГК СК Мост. На том же Сахалине компания одновременно строит три десятка мостов. Причем структура Руслана Байсарова подключилась к проекту только в 2018 году - за два года до завершения всех работ. При этом надо было доставить на остров с материка (и это в отсутствии моста) технику, оборудование, материалы. Да к тому же работали только во время технологических перерывов, чтобы не лишать местных жителей привычного для них средства передвижения.

По сути, аналогичная ситуация с проектом прокладки второго Байкальского тоннеля, которая ведется параллельно первой ветке. Строительство в рамках модернизации БАМа и Транссиба для увеличения пропускной способности обеих магистралей также осуществляют структуры Руслана Байсарова. После того, как предприниматель стал основным собственником группы компаний, проходка тоннеля, который уже приобрел статус одного из крупнейших искусственных сооружений в стране, ускорилась, что определенно говорит о бизнесмене, как об эффективном стратегическом инвесторе, способном оперативно решать вопросы с финансированием. Ведь строительство тоннеля - тот еще трудоемкий и потому чрезвычайно затратный процесс - нужно учесть массу нюансов при прохождении скальной породы. Приходится работать в сложных горно-геологических условиях, в сейсмоопасных районах, заботиться об оборудовании, которое часто требует ремонта, потому что постоянное трение о твердую горную породу приводит к износу.

Причем на строительстве специалисты компании Байсарова используют специальный тоннелепроходческий комплекс, прошедший все испытания на ура еще в Сочи при подготовке инфраструктуры к Олимпиаде 2014 года. Его в компании любовно называют «ветеран», и он даст фору многим молодым, особенно в умелых руках. По словам профессионалов СК Мост, им пришлось пойти на хитрость, чтобы сократить время остановок на ремонт: в проекте предусмотрели через каждые триста метров сбойки между тоннелем и штольней, из-за чего комплекс не приходилось откатывать назад для замены лезвий.

К слову, строительство второй ветки тоннеля на БАМе - можно уже считать историей. Основные работы завершены, по плану, к концу 2019 года по нему должны пройти первые поезда. По сравнению с первым Байкальским тоннелем - это образец современной инфраструктуры: объект оборудован всевозможными датчиками, которые ведут контроль за бесперебойным электроснабжением, безопасностью, вентиляцией. Следить за порядком помогает система видеонаблюдения. После завершения всех работ пропускная способность новых и реконструированных магистралей увеличится в разы. Когда стало понятно, какая важная и необходимая работа проделана, задумались о реконструкции первой ветки.


Благие дела Руслана Байсарова

В декабре 2009 года Руслан Байсаров перечислил серьезную сумму на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Это были двести тысяч евро, которые бизнесмен заплатил за лот, выставленный на одном из благотворительных мероприятий - право на трехминутное появление начинающей актрисы в фильме Бондарчука «Сталинград». Но это лишь малая часть всех благотворительных проектов бизнесмена, попавшая в СМИ. Деятельность в этом направлении предприниматель не афиширует.



Что еще почитать