Габаритные размеры тополь м. "Тополь-М": история создания и перспективы. Подвижный комплекс и его колесница

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (по классификации МО США и НАТО - SS-27 Sickle) - российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж65, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая МБР, разработанная в РФ после распада СССР.

Ракета 15Ж65 комплекса РТ-2ПМ2 является твердотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется как в ШПУ, так и на мобильных пусковых установках.


В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. В течение ближайшего десятилетия «Тополь-М» может стать основой вооружения РВСН России.

История создания


Работы по созданию ракеты начались в конце 1980-х. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать на базе комплекса РТ-2ПМ два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Программа разработки получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс - обозначение РТ-2ПМ2, ракете был присвоен индекс 15Ж65. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и днепропетровским КБ «Южное».

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Система управления разрабатывалась на НПО Автоматики и Приборостроения, боевой блок - в Саровском ВНИИЭФ. Производство ракет было развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.

Технологии, отработанные на «Тополь-М», использованы в новой МБР морского базирования «Булава».

Размещение


Размещение первых ракет в модифицированных шахтах, использовавшихся для ракет УР-100Н (15А30, РС-18, SS-19 Stiletto), начато в 1997.
25 декабря 1997 года на опытно-боевое дежурство в 60-й ракетной дивизии (пгт. Татищево) были поставлены первые две ракеты 15Ж65 (пусковой минимум) первого в РВСН полка вооружённого ракетным комплексом 15П065-35. А 30 декабря 1998 года, там же в Таманской ракетной дивизии на боевое дежурство заступил первый ракетный полк (командир - подполковник Ю. С. Петровский) из 10 ШПУ с МБР «Тополь-М» шахтного базирования. Ещё четыре полка с МБР «Тополь-М» шахтного базирования заступили на боевое дежурство 10 декабря 1999 года, 26 декабря 2000 года (перевооружение с 15П060), 21 декабря 2003 года и 9 декабря 2005 года.

Постановка на боевое дежурство комплекса подвижного базирования начата в декабре 2006 года в 54-й гвардейской ракетной дивизии (г. Тейково), расположение которой и сейчас продолжает модернизироваться. Тогда же стало известно о подписании президентом Владимиром Путиным новой государственной программы вооружений до 2015 года, которой предусмотрена закупка 69 МБР «Тополь-М».
В 2008 году Николай Соловцов заявил о начале в ближайшее время оснащения ракет «Тополь-М» разделяющимися головными частями (РГЧ). Оснащение «Тополей-М» РГЧ станет важнейшим способом поддержания ядерного потенциала России. «Тополь-М» с РГЧ начнет поступать на вооружение в 2010 году.



В апреле 2009 года командующий РВСН Николай Соловцов заявил, что производство подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М» прекращается, на вооружение РВСН будут поступать более совершенные комплексы.
По состоянию на январь 2010 года, на боевом дежурстве находилось 49 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования. Все ракеты шахтного базирования стоят на боевом дежурстве в Таманской ракетной дивизии (Светлый).

Характеристики


Стационарный комплекс РТ-2ПМ2 включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет 15Ж65, смонтированных в шахтных пусковых установках 15П765-35 (переоборудованные ШПУ 15П735 и 15П718 ракет 15А35 и 15А18М) либо 15П765-60 (переоборудованные ШПУ ракет 15Ж60), а также командный пункт 15В222.

Мобильный комплекс представляет из себя одну ракету 15Ж65, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый ТПК, смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221.
Ракета 15Ж65 состоит из трёх ступеней с твердотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).
Метод старта - миномётный для обоих вариантов. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. ГЧ также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. КСП ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части. Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории. Некоторые источники утверждают, что ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, инфракрасном, радиолокационном).

  • Максимальная дальность стрельбы,км - 11000
  • Количество ступеней - 3
  • Стартовая масса, т - 47.1 (47.2)
  • Забрасываемая масса, т - 1,2
  • Длина ракеты без головной части, м - 17.5 (17.9)
  • Длина ракеты, м - 22.7
  • Максимальный диаметр корпуса, м - 1,86
  • Тип головной части - моноблочная (РС-24 «Ярс» - с РГЧ индивидуального наведения), ядерная
  • Эквивалент боезаряда, мт - 0.55
  • Круговое вероятное отклонение,м - 200
  • Диаметр ТПК (без выступающих частей), м - 1.95 (для 15П165 - 2.05)
    МЗКТ-79221 (МАЗ-7922)
  • Кoлеcная фopмула - 16x16
  • Радиуc пoвopoта, м - 18
  • Дopoжный пpocвет, мм - 475
  • Масса в cнаpяженнoм cocтoянии,т - 40
  • Гpузoпoдъемнocть,т - 80
  • Максимальная скopocть,км/ч - 45
  • Запаc xoда,км - 500


    Испытания и постановка на вооружение


    9 февраля 2000г. в 15:59 мск боевым расчетом Ракетных войск стратегического назначения РФ (РВСН) с 1-го Государственного испытательного космодрома "Плесецк" осуществлен успешный испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М". Пуск МБР "Тополь-М" (РС-12М2) произведен по боевому полю Кура, расположенному на Камчатке. Ракета поразила учебную цель в заданном районе.

    20 апреля 2004г. в 21:30 мск совместными боевыми расчетами РВСН и Космических войск России с космодрома Плесецк осуществлен очередной испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) "Тополь-М" с самоходной пусковой установки по плану летных испытаний в интересах РВСН. Это был первый за последние 15 лет пуск в район акватории Гавайских островов дальностью более 11 тысяч километров.

    24 декабря 2004г. осуществлен успешный испытательный пуск ракеты "Тополь-М" с мобильной пусковой установки. Пуск был произведен в 12:39 мск из района полигона Плесецк. Головная часть ракеты достигла назначенной цели на полигоне Кура на Камчатке в 13:03 мск. Произведенный пуск стал четвертым и заключительным пуском ракеты мобильного варианта комплекса Тополь-М, проведенным в рамках испытаний комплекса.

    1 ноября 2005г. с полигона "Капустин Яр" в Астраханской области был проведен успешный испытательный пуск ракеты РС-12М1 "Тополь-М" с маневрирующей головной частью. Этот запуск стал шестым в рамках испытания системы, создаваемой для преодоления американской противоракетной обороны. Пуск был произведен по расположенному в Казахстане десятому испытательному полигону Балхаш (Приозерск).

  • Модернизированный ракетный комплекс «Тополь-М» — первый ракетный комплекс, созданный только российскими предприятиями, составляет ядро всей группировки Ракетных войск стратегического назначения.



    Именно на него возлагаются большие надежды в сохранении и поддержании ядерного потенциала на необходимом уровне для гарантированного сохранения безопасности страны. Ракетный комплекс является уникальным и примерно в 1,5 раза превосходит комплекс предыдущего поколения по боеготовности, маневренности и живучести (в мобильном варианте), эффективности поражения различных объектов, в том числе и в условиях развертывания противоракетной обороны. Энергетические возможности новой ракеты позволяют увеличить забрасываемый вес, значительно снизить высоту активного участка траектории, повысить эффективность преодоления перспективных средств противоракетной обороны.


    Ракетная установка Тополь-М (Модернизированный)

    Комплекс «Тополь-М» вобрал имеющийся отечественный научно-технический задел и достижения отечественного ракетостроения. Специалисты утверждают: все, что относится к процессу его разработки, испытаний, к его тактико-техническим характеристикам, определяется словом «впервые». Впервые создается полностью унифицированная ракета для высокозащищенного шахтного и для мобильного грунтового базирования. Впервые внедрена новая система экспериментальной отработки, при которой в процессе наземных и летных испытаний применены высоконормативные режимы работы систем и агрегатов ракетного комплекса. Это позволило резко сократить традиционный объем испытаний, снизить затраты, не потеряв при этом в надежности.

    Тополь-М» является результатом дальнейшей модификации комплекса «Тополь» и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2 (15Ж65).
    В следствие ограничений, накладываемых на модернизацию основными положениями договора СНВ-2 тактико-технические характеристики ракеты комплекса «Тополь-М» не могли претерпеть значительных изменений и основные отличия от РС-2ПМ кроются в особенностях полёта и устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника.Головная часть изначально создавалась с учётом возможности быстрой модернизации на случай появления у вероятного противника действующих систем ПРО. Существует техническая возможность установки головного блока с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Проводились и испытания третьей ступени, оснащённой прямоточным гиперзвуковым атмосферным двигателям.

    Благодаря трём усовершенствованным маршевым твердотопливным двигателям, ракета РС-12М2 продолжительность активного участока полёта сократился в несколько раз, а вспомогательные двигатели, приборы и механизмы управления делают её полёт трудно предсказуемым для противника. У РС-12М2, в отличие от её предшественницы, отсутствуют решётчатые аэродинамические стабилизаторы, применена усовершенствованная система наведения (нечувствительная к мощным электромагнитным импульсам), используется более эффективный смесевой заряд.

    Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс - обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и днепропетровским КБ «Южное».

    Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе ПРОНИТ. Для подвижного МИТ разрабатывал двигательную установку на твердом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного - из металла, с креплением на нем ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного - 15Ж65.
    В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения - с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. Система управления разрабатывалась на НПО Автоматики и Приборостроения, боевой блок - в Саровском ВНИИЭФ. Производство ракет было развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе.

    Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.

    Ракета 15Ж65

    Ракета 15Ж65 комплекса Тополь-М трёхступенчатая. Все три ступени ракеты твёрдотопливные, типа «кокон» (цельномотанные из композитного материала). Управление полётом, ввиду отсутствия аэродинамических и газовых рулей, производится поворотными соплами маршевых двигателей. Сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод-углеродного композита.

    Головная часть отделяемая моноблочная термоядерная. Возможно оснащение разделяющейся головной частью с ББ индивидуального наведения мощностью 150 кт, унифицированными с боевыми блоками Р-30 «Булава», количеством от 3 до 6-ти. Кроме того, ракета 15Ж65 комплекса Тополь-М может оснащаться маневрирующей головной частью.

    Комплекс средств прорыва ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей (ЛЦ) и средств искажения характеристик головной части. Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном), позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой и пр. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением. Средства искажения характеристик головной части состоят из радиопоглощающего (совмещенного с теплозащитным) покрытия ГЧ, генераторов активных радиопомех, аэрозолей-источников инфракрасного излучения и т.д. Кроме того, усовершенствованные двигатели маршевых ступеней позволили сократить длительность активного участка полёта ракеты Тополя в 3-4 раза, по сравнению с жидкостными ракетами предыдущего поколения.

    Ракета «Тополь-М» эксплуатируется в составах стационарного БРК 15П065 и мобильного БРК 15П165. Для размещения в шахтном варианте используются переоборудованные ШПУ 15П735 (МБР УР-100УТТХ) и 15П718 (МБР Р-36М2). В составе комплекса 15П065 входят 10 ШПУ и один высокозащищённый командный пункт 15В222. В ШПУ ракета «Тополь-М» устанавливается в металлическом транспортно-пусковом контейнере, унифицированном для обоих видов ШПУ.

    Ракета «Тополь-М» мобильного базирования размещается в транспортно-пусковом контейнере из стеклопластика, на самоходных восьмиосных шасси МЗКТ-79221. Вес пусковой установки около 120 т, ширина 3,4м, длина 22 м. Шасси обеспечивает исключительную для своих габаритов манёвренность и проходимость. Для пуска ракеты производится неполное вывешивание ПУ, что позволяет добиться устойчивости даже на мягких грунтах, а сам пуск может быть произведён из любой точки района базирования.

    Ракета «Тополь-М» создается как модернизация МБР РС-12М. Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков:
    числу ступеней;
    виду топлива любой из ступеней;
    стартовой массе более чем на 10%;
    длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты более чем на 10%;
    диаметру первой ступени более чем на 5%;
    забрасываемому весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.

    Таким образом, массово-габаритные характеристики и некоторые особенности конструктивного исполнения МБР «Тополь-М» жестко ограничены.

    Этап государственных летных испытаний ракетного комплекса «Тополь-М» проходил на 1-ГИК МО. В декабре 1994 года состоялся первый пуск из шахтной пусковой установки. 28 апреля 2000г. Госкомиссия утвердила акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М».

    Боевой стационарный шахтный ракетный комплекс 15П065 включает 10 ракет 15Ж65 в шахтных пусковых установках 15П765-35 и один унифицированный командный пункт типа 15В222 высокой защищенности (размещающийся на подвеске в шахте с помощью специальной амортизации). Применение «минометного старта» позволило значительно повысить устойчивость ШПУ 15П765-35 к ПФЯВ за счет удаления элементов пусковой установки 15П735 необходимых для газодинамического старта ракет 15А35, применения усовершенствованной амортизационной системы и заполнения высвободившегося объема тяжелым железобетоном специальных марок. Работы по переоборудованию шахтных пусковых установок 15П735 для размещения в них ракет «Тополь-М» были проведены Опытно-Конструкторском Бюро «Вымпел» под руководством Дмитрия Драгуна.

    В соответствии с договором СНВ-2 допускается переоборудование 90 ШПУ 15П718 ракет 15А18 под ракету 15Ж65, при обеспечении гарантий невозможности установки в такую переоборудованную ПУ тяжелых МБР. Доработка этих ШПУ включает заливку 5м слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части пусковой установки. Внутренние габариты шахты тяжелой ракеты избыточны для размещения ракеты «Тополь-М», даже с учетом заливки нижней части ПУ бетоном. Масса ракеты «Тополь-М», ее наружный диаметр и длина меньше массово-геометрических размеров ракеты 15А18М соответственно примерно в 5, 1.5 и 1.5 раза. Чтобы сохранить и применить при переоборудовании агрегаты и системы тяжелой ШПУ, потребовалось провести целый ряд комплексных исследований схемы нагружения ШПУ при ЯВ и старте, системы обслуживания, влияния на газодинамику старта большого внутреннего свободного объема шахты, ограничительного кольца и массивной и крупногабаритной крыши, вопросам загрузки ТПК с ракетой в ПУ и др.

    Ресурсосберегающая технология при создании серийных ПУ 15П765-18 предусматривает сохранение защитной крыши, барбета, барабана, шахтного ствола с днищем непосредственно на объекте и повторное использование большей части оборудования ПУ 15П718 — приводов защитной крыши, системы амортизации, лифтов и др. оборудования — после их демонтажа, отправки на заводы-изготовители, проведения РВР на заводах с испытаниями на стендах. Проблема реализации ресурсосберегающей технологии тесно связана с установлением новых гарантийных сроков для повторно используемого оборудования, в том числе и для шахтного ствола. Размещение ракет «Тополь-М» в доработанные таким образом существующие ШПУ позволяет существенно сократить затраты на разработку и развертывание комплекса. Успешные летные испытания позволили Государственной комиссии рекомендовать принятие на вооружение в составе ракетного комплекса ШПУ, переоборудованную из ШПУ тяжелых ракет и уже летом 2000 г. такой комплекс указом Президента РФ был принят на вооружение.

    Боевой ракетный комплекс (БРК) 15П065 с твердотопливной МБР 15Ж65 легкого класса, имеющей повышенную устойчивость к ПФЯВ, обеспечивает пуск ракеты без задержки на нормализацию внешней обстановки при многократном ядерном воздействии по соседним объектам БРК и при блокировке позиционного района высотными ядерными взрывами, а также с минимальной задержкой при непоражающем ядерном воздействии непосредственно по пусковой установке. Устойчивость ПУ и шахтного командного пункта к ПФЯВ значительно повышена, имеется возможность пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому внеплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления. Повышена вероятность доведения команд на пуск до КП и ШПУ. В процессе боевого дежурства ракета 15Ж65 находится в металлическом транспортно-пусковом контейнере. ТПК унифицированы для обоих видов ШПУ

    Транспортно-установочный агрегат комплекса, созданный в КБ «Мотор», совмещает в себе функции установщика и танспортно-перегрузочной машины.

    МБР «Тополь-М» мобильного базирования развернуты в составе БРК 15П165. Ракета 15Ж65 мобильного базирования размещается в высокопрочном стеклопластиковом ТПК на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) высокой проходимости и к онструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки — 120 тонн, длина — 22 метра, ширина — 3,4 метра. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров. Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель ПУ — V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1.1м. При создании систем и агрегатов БРК 15П165 «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ «Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. «Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счет снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

    Система управления — инерциальная на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками, новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию ПФЯВ, обеспечено прицеливание за счет реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

    Высокие характеристики ракеты 15Ж65 по обеспечению высокого уровня стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва были достигнуты за счет применения комплекса мер, хорошо зарекомендовавшего себя еще при создании МБР Р-36М2 (15А18М), РТ-23УТТХ (15Ж60) и РТ-2ПМ (15Ж58):
    использования защитного покрытия новой разработки, наносимого на наружную поверхность корпуса ракеты и обеспечивающего комплексную защиту от ПФЯВ;
    применения системы управления, разработанной на элементной базе с повышенной стойкостью и надежностью;
    нанесения на корпус герметичного приборного отсека, в котором размещалась аппаратура СУ, специального покрытия с высоким содержанием редкоземельных элементов;
    применения экранировки и специальных способов укладки бортовой кабельной сети ракеты;
    введения специального программного маневра ракеты при прохождении облака наземного ядерного взрыва и прочее.

    Были приняты успешные меры по сокращению продолжительности полета и уменьшению высоты конечной точки активного участка траектории полета ракеты. Также МБР получила возможность ограниченного маневра на активном участке траектории, что позволяет значительно снизить вероятность её поражения на самом уязвимом, начальном, участке полета. По словам разработчиков, активный участок полета (старт, участок работы маршевых ступеней, участок разведения боевого оснащения) МБР «Тополь-М» сокращен по сравнению с жидкостными МБР, для которых он составляет примерно 10 минут, в «3-4 раза».

    Тип головной части: отделяемая моноблочная термоядерная с высокоскоростным, высокого уровня стойкости к ПФЯВ, боевым блоком. В перспективе возможно оснащение ракеты маневрирующей ГЧ или разделяющейся ГЧ с числом боевых блоков от 3 до 6 (перспективные ББ мощностью 150 кт для РГЧ ИН унифицированы с ББ для комплекса Д-19М с БРПЛ Р-30 «Булава»). Первое испытательный пуск мобильного варианта МБР «Тополь-М», оснащенного РГЧ с боевыми блоками индивидуального наведения (официальное название новой ракеты — РС-24), прошел 29 мая 2007 года с космодрома «Плесецк».

    Следует отметить, что БЧ МБР создавалась с максимальным использованием наработок и технологий, полученных при создании БЧ для МБР «Тополь», что позволило сократить время разработки и уменьшить стоимость. Несмотря на подобную унификацию, новая БЧ значительно более устойчива к ПФЯВ и действию оружия, основанного на новых физических принципах, нежели предшественница, обладает меньшей удельной массой, имеет усовершенствованные механизмы обеспечения безопасности при хранении, транспортировке и нахождении на боевом дежурстве. Новая БЧ имеет повышенный, по сравнению с предшественницей, коэффициент полезного использования делящихся материалов и является исторически первой отечественной ГЧ для МБР, создание которой происходило без испытаний деталей и узлов в ходе натурных ядерных взрывов.

    Характеристики РК «Тополь-М” позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств). Почти в два раза увеличена точность прицеливания, в полтора раза увеличена точность определения геодезических данных, в два раза сокращено время подготовки к пуску.

    Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи. Гарантийный срок эксплуатации МБР 15Ж65 — 15лет (по ряду данных — 20лет).

    Цельную головную часть ракеты «Тополь-М» можно заменить на разделяющуюся боеголовку, несущую три самостоятельные головные части, что делает ракету неуязвимой для любой системы противоракетной обороны — перехватить одновременно три боеголовки невозможно. Действующие договоры этого России не позволяют, но ситуация в любой момент может измениться…

    В процессе проектирования систем и агрегатов автономной пусковой установки (АПУ) комплекса «Тополь-М» было применено множество принципиально новых технических решений. Например, система неполного вывешивания позволяет развертывать АПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены также проходимость и маневренность пусковой установки. Все это существенно повышает маневренность, скрытность действий и живучесть пусковых установок и ракетных частей в целом.

    Уже только это делает «Тополь-М» суперсовременным оружием XXI века, способным надежно защитить нашу страну от внешней агрессии, а при необходимости стать оружием неотвратимого возмездия.

    ХАРАКТЕРИСТКИ — «Тополь-М»
    Максимальная дальность стрельбы,км 11000
    Количество ступеней 3
    Стартовая масса, т 47.1 (47.2)
    Забрасываемая масса, т 1,2
    Длина ракеты без головной части, м 17.5 (17.9)
    Длина ракеты, м 22.7
    Максимальный диаметр корпуса, м 1,86
    Тип головной части моноблочная, ядерная
    Эквивалент боезаряда, мт 0.55
    Круговое вероятное отклонение,м 200
    Диаметр ТПК (без выступающих частей), м 1.95 (для 15П165 — 2.05)
    МЗКТ-79221 (МАЗ-7922)
    Кoлеcная фopмула 16×16
    Радиуc пoвopoта, м 18
    Дopoжный пpocвет, мм 475
    Маccа в cнаpяженнoм cocтoянии (без боевого оснащения),т 40
    Гpузoпoдъемнocть,т 80
    Максимальная скopocть,км/ч 45
    Запаc xoда,км 500

    Космодром "Плесецк" | Межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М ("Тополь")

    Межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М ("Тополь")

    Межконтинентальная трехступенчатая баллистическая ракета РС-12М (кодовое наименование НАТО - “Серп”, SS-25 "Sickle") с моноблочной головной частью входит в состав первого мобильного грунтового ракетного комплекса, поставленного на боевое дежурство в СССР/РФ.

    Разработан кооперацией предприятий, головной из которых было КБ, возглавляемое А.Д. Надирадзе (в последствии - Б.Н. Лагутиным). В основу комплекса положен опыт Московского института теплотехники по созданию в 70-х годах мобильных грунтовых комплексов с ракетами РС-14 (“Темп-2С”) и РСД-10 (“Пионер”), испытания и развертывания которых были запрещены международными договорами.

    Ракета РС-12М началась разрабатываться в 1980 году как модернизация межконтинентальной баллистической ракеты РС-12 (РТ-2П) и с учетом жестких ограничений, накладываемых Договором ОСВ-2. Это привело к некоторому ухудшению на 10…20% показателей энергомассового совершенства ракеты по сравнению с аналогичными показателями американских ракет “Минитмен-2, -3”.

    Летно-конструкторские испытания ракеты проходили на 53-м НИИП МО (ныне 1-й ГИК МО) с 29 сентября 1981 года по 23 декабря 1987 года. Проведено более 70 пусков этой ракеты.

    Первая ступень ракеты состоит из маршевого РДТТ и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27.8 т. Её длина 8.1 м и диаметр 1.8 м. Маршевый РДТТ ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

    Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

    Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1.55 м.

    Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1.34 м.

    Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока и отсека с двигательной установкой и системой управления. Система управления инерциального типа. Она обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

    В процессе эксплуатации ракета РС-12М находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22.3 м и диаметр 2.0 м.

    Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

    Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере (“минометный старт”).

    На базе ракеты РС-12М созданы транспортабельные ракетные космические комплексы “Старт-1” и “Старт”.


    Основные ТТХ МБР РС-12М "Тополь"
    Максимальная дальность стрельбы, км 10500
    Количество ступеней 3
    Стартовая масса, тонн 45.1
    Забрасываемая масса, тонн 1
    Длина ракеты, м 21.5
    Максимальный диаметр, м 1.8
    Тип головной части моноблочная, ядерная
    Мощность ядерного боезаряда, Мт 0.55
    Точность стрельбы (предельное отклонение), км 0.9
    Топливо твердое, смесевое
    Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
    Органы управления поворотные газоструйные и аэродинамические рули

    Е ще не родившись, будущий ракетный комплекс попал в полосу неразрешимых организационных, политических и финансовых проблем. К тому моменту в СССР вовсю шла перестройка, разразились безудержная демилитаризация и конверсия. Потом Советский Союз распался. И за ним вся мощная и отлаженная секретная военно-промышленная система очень быстро развалилась, ознаменовав конец как невыносимой гонке вооружений и «железному занавесу», так и своему собственному ВПК, составлявшему одну из основ советской экономики.

    В то сложное время Белорусская ССР стала независимым государством, и спецпроизводство Минского автозавода превратилось в самостоятельный Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Однако, оказавшись в сопредельной стране, он выразил готовность продолжать военно-техническое сотрудничество, дорабатывать свои ракетные шасси и поставлять их в Россию.

    Итак, в 1990 году, накануне крушения СССР, на Минском автозаводе собрали первые восьмиосные автомобили-шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923 под монтаж будущего ракетного комплекса. Его проектированием занималось КБ «Южное» из Днепропетровска, созданное при Южном машиностроительном заводе (ЮМЗ), официально выпускавшим колесные тракторы. После этого прошло еще 16 лет кардинальных политических перемен и переосмысления новых мировых реалий, чтобы довести этот проект до промышленного изготовления и боевого развертывания.

    Восьмиосные ракетоносцы МАЗ-7922 и МАЗ-7923

    Последним аккордом секретной деятельности Минского автозавода в советские времена стало создание экспериментальных 80-тонных полноприводных шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923. Их проектированием занимался Владимир Ефимович Чвялев, который в апреле 1985 года, после ухода 83-летнего Бориса Шапошника на пенсию, стал главным конструктором и начальником УГК-2, а затем удостоился многих высших наград и званий, но близкие чаще называли его просто Автомобильный Королев.

    Работы по восьмиосным автомобилям начались в 1987-м с использованием и поисковых разработок машин уникального многоосного комплекса «Целина» (о нем речь впереди). Через три года почти одновременно появились два шасси для несения тяжелого вооружения с полной массой пусковых систем до 125 тонн. С конструктивной точки зрения от базовой модели МАЗ-7917 и друг от друга они отличались заменой одного среднего неведущего моста на двухосную ведущую тележку и применением разных силовых агрегатов.

    Первый автомобиль-шасси МАЗ-7922 с кодовым обозначением «Зубр», собранный в феврале 1990 года, оснащался новым дизельным двигателем ЯМЗ-8401 V12 мощностью 780 л.с. с турбонаддувом. Второй новинкой являлись управляемые колеса трех передних и трех задних мостов, отклонявшиеся в разные стороны и позволявшие существенно повысить маневренность 20-метровой машины. Все остальные агрегаты и узлы, кроме удлиненной рамы и двух средних ведущих мостов, изменений не претерпели.

    Второй более оригинальный вариант МАЗ-7923 с шифром «Бизон» появился в конце 1990-го и представлял собой сочетание шасси МАЗ-7922 с принципиально новыми для такой техники решениями. На нем применялась электромеханическая трансмиссия, состоявшая из компактного газотурбинного двигателя мощностью 1000 л.с. и модернизированной генераторной станции от гигантской многоосной машины МАЗ-7907. От нее электрический ток подавался на тяговые электродвигатели, встроенные в ступицы всех 16 колес с планетарными редукторами. И в этом варианте вновь не удалось избежать важных недостатков, свойственных машинам с электроприводами: сложность конструкции, высокая стоимость, повышенная масса, малая надежность электрооборудования.

    Первоначально, как обычно, планировалось провести государственные испытания обоих автомобилей и выбрать наиболее приемлемое шасси для несения будущего ракетного комплекса. Однако в эпоху глобальных политических перемен эти машины, созданные по заказу Министерства обороны СССР и построенные незадолго до развала Советского Союза, успели освоить лишь пробные заводские заезды. К тому времени дальнейшего финансирования этого проекта уже не существовало. Так уникальнейшие сверхдорогие шасси оказались невостребованными в демократической России, руководство которой бредило вечным мирным сосуществованием с бывшими противниками. Вспомнили о них только через два года.

    В марте 1992-го, в связи с отказом украинского КБ «Южное» от участия в этом проекте, Минобороны приняло решение о создании новой полностью российской межконтинентальной ракеты. К тому времени работы по второму менее перспективному шасси МАЗ-7923 уже были прекращены, и единственной надеждой на создание нового комплекса осталась машина МАЗ-7922. Ее срочно доставили в подмосковные Бронницы и продемонстрировали высшему военному руководству на полигоне 21 НИИИ.

    Потом автомобиль поступил на государственные испытания, но лишь через много лет превратился в надежную мобильную основу отечественного подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Тополь-М».

    Испытания машины МАЗ-7922 на полигоне 21 НИИИ с весовым имитатором ракетной установки

    1 / 3

    2 / 3

    3 / 3

    Автомобиль-шасси МЗКТ-79221 и комплекс «Тополь-М»

    Формально полномасштабные работы по новому комплексу развернулись с подписанием в феврале 1993 года президентского указа, но еще долго пути ракетной системы и ее носителя расходились, хотя вопрос выбора шасси был уже давно предрешен. Учитывая максимальную унификацию автомобиля МАЗ-7922 с уже освоенным шасси МАЗ-7917, по результатам испытаний военные единогласно отдали ему предпочтение с рекомендациями по повышению мощности силового агрегата и маневренности. Так в 1995-м доработанный вариант МАЗ-7922 превратился в ракетоносец МЗКТ-79221.

    Обновленная машина получила модернизированный многотопливный двигатель ЯМЗ-847.10 V12 мощностью 800 л.с. с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения с двумя радиаторами. В рулевом управлении, воздействовавшим на шесть крайних осей, появился механизм блокировки поворота трех пар задних колес. Все остальные агрегаты - гидромеханическая трансмиссия, мосты, гидропневматическая подвеска, двухконтурная тормозная система, шины и две стеклопластиковые кабины - целиком и полностью, вплоть до передаточных чисел, соответствовали базовой машине МАЗ-7917.


    Ракетное шасси МЗКТ-79221 на демонстрационном показе в Минске (из архива автора)

    История наиболее мощного и совершенного ПГРК 15П155 «Тополь-М» начиналась в сентябре 1989-го. Тогда советское правительство приняло решение о создании универсальной баллистической ракеты для подвижных и шахтных комплексов, которая первоначально дала всему проекту наименование «Универсал». Ее планировали оснастить десятью разделявшимися головными частями, в том числе ядерными, но события начала 1990-х полностью спутали эти планы.

    Зимой 1993 года, в соответствии с указом президента Российской Федерации, новый головной разработчик - Московский институт теплотехники (МИТ) - приступил к работам по созданию моноблочной баллистической ракеты, помещенной в стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер. Одновременно волгоградское ЦКБ «Титан» начало проектирование пусковой установки 15У175 для будущего мобильного комплекса «Тополь-М».

    А потом постановке автомобиля МЗКТ-79221 на производство и нового ПГРК на боевое дежурство предшествовали мучительно долгие и трудные годы восстановления российской военной промышленности и науки, испытания опытных систем и кардинального пересмотра всей стратегической военной доктрины Российской Федерации. Первый запуск новой ракеты с колесной пусковой установки состоялся только в сентябре 2000 года - сразу же после подписания президентом В. В. Путиным указа о принятии на вооружение шахтного варианта, которому тогда отдавалось предпочтение перед мобильной системой.

    Новый ПГРК «Тополь-М», как и его одноименный предшественник «Тополь», также был рассчитан на несение боевого дежурства в постоянном движении по специальным грунтовым дорогам. Буквально с ходу, с любой точки маршрута, он мог нанести мощный ракетно-ядерный удар, оставаясь практически невидимым и недосягаемым для противника. Установленная на нем модернизированная межконтинентальная баллистическая ракета с точностью попадания до 350 метров обеспечивала уничтожение вражеских объектов на дистанциях до 10 тысяч километров.

    В 2003 году, после очередной корректировки военных приоритетов России, состоялось важное решение о придании комплексам «Тополь-М» статуса основного ядерного потенциала страны и наиболее совершенного российского оружия XXI века. Постановка их на боевое дежурство началась в ноябре 2006-го. К тому времени, в соответствии с Государственной программой переоснащения Вооруженных Сил РФ, предполагалось до 2015 года поставить в РВСН до 80 мобильных систем «Тополь-М».

    Новые более жесткие требования ведения военных действий и обострение отношений с Западом вновь спутали долгосрочные планы: в 2009-м, когда на вооружении состояло лишь 18 ПГРК «Тополь-М», их производство было остановлено в пользу обновленной более эффективной системы. Благодаря этому событию, с 2010 года ранее секретные комплексы стали регулярно принимать участие в военных парадах в Москве в ознаменование Дня Победы.

    Единственным транспортным средством на шасси МЗКТ-79221, лишенном вооружения, был многоцелевой автомобиль 15Т418 с цилиндрической цистерной, наиболее известный как боевая машина сопровождения, агрегат колонны технического замыкания или габаритно-весовой макет.

    Конструктивно он стал развитием двух предыдущих подобных конструкций и 15Т382, о которых . Новая машина также служила для сопровождения колонн ракетных комплексов, рекогносцировки маршрутов следования, эвакуации тяжелой автотехники, обучения механиков-водителей пусковых установок и подготовки боевых расчетов ракетных систем.

    С подписанием в 2006 году договора между МЗКТ и заводом Wanshan о создании в Китае совместного предприятия восьмиосная гамма пополнилась еще одной машиной, созданной на основе МЗКТ-79221. Это было 80-тонное шасси WS-51200 (16x12) с 700-сильным двигателем Cummins китайской сборки, немецкой автоматической трансмиссией ZF и шестью парами управляемых колес. В то время как работы над китайской межконтинентальной ракетой задерживались, в КНДР на этом шасси стали монтировать собственные установки с баллистическими ракетами Hwasong.

    Между тем, в 2010-м, в ходе очередной глубокой реорганизации Вооруженных Сил России, было принято решение о замене ПГРК «Тополь-М» на модернизированный наиболее мощный и совершенный комплекс 15П155М «Ярс». Его главным отличием от предшественника является ракета с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Постановка этой системы на боевое дежурство началась в 2014 году.

    Первое публичное появление комплекса «Ярс» состоялось через год на Красной площади во время военного парада в честь 70-летия Дня Победы.

    На заглавной фотографии - восьмиосное шасси МЗКТ-79221 для ракетного стратегического комплекса «Тополь-М» (из архива МЗКТ).

    ПГРК "Тополь" на марше / Фото: Пресс-служба МО РФ

    Соединения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), дислоцированные в Центральном и Западном военных округах, отрабатывают задачи боевого дежурства (ЗБД) на полевых позициях (ПП). Об этом сообщил ТАСС официальный представитель РВСН полковник Игорь Егоров.

    «Стратегические ракетчики отработают вопросы вывода ракетных комплексов на полевые позиции, рассредоточения агрегатов со сменой полевых позиций, инженерного оборудования позиций, организации маскировки и боевого охранения»

    "Около 10 ракетных полков, оснащенных комплексами , "Тополь-М" и находятся на маршрутах боевого патрулирования", - уточнил он.

    По словам официального представителя РВСН, стратегические ракетчики отработают вопросы вывода ракетных комплексов на полевые позиции, рассредоточения агрегатов со сменой полевых позиций, инженерного оборудования позиций, организации маскировки и боевого охранения. Кроме того, противодиверсионные формирования отработают обнаружение, блокировку и уничтожение условных диверсантов. Также ракетчики выполнят условные пуски ракет.

    Подразделения будут нести боевое дежурство на полевых позициях до 32 суток, в условиях максимально приближенных к боевым.

    Как отметил Егоров, до конца года в РВСН будет проведено более 40 штабных и около 20 командно-штабных тренировок, около 10 командно-штабных учений, около 50 тактических и тактико-специальных учений.

    Техническая справка


    История

    29 мая 2007 года на полигоне «Плесецк » произведён первый испытательный пуск РС-24 по полигону Кура .

    25 декабря 2007 года на полигоне «Плесецк» произведён второй испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.

    26 ноября 2008 года на полигоне «Плесецк» произведён третий испытательный пуск РС-24 по полигону Кура.

    О сроках завершения государственных испытаний МБР РС-24 «Ярс» указывались различные сведения: в одних говорилось о завершении ГИ в 2010 году, тогда как другие источники (главный конструктор комплекса ) сообщали о том, что ГИ были завершены в конце 2009 года, что, по-видимому, связано с различием сроков фактического завершения программы государственных испытаний и сроков оформления соответствующих документов и устранения выявленных на этапе ГИ замечаний.




    Развёртывание

    В конце 2009 года российский оборонно-промышленный комплекс поставил Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН) первое боевое подразделение подвижных ракетных комплексов РС-24 «Ярс», оснащенных разделяющимися головными частями. В июле 2010 года факт развёртывания первого подразделения РС-24 был подтверждён официально заместителем министра обороны В. А. Поповкиным .

    Второй дивизион с ракетным комплексом РС-24 «Ярс» поставлен на опытно-боевое дежурство в Тейковской ракетной дивизии (Ивановская область) в декабре 2010 года. Первый полк, вооружённый подвижным ракетным комплексом «Ярс», переведён на боевое дежурство 4 марта 2011 года в составе двух дивизионов РС-24, находившихся с 2010 года на опытно-боевом дежурстве.

    Летом 2011 года первый ракетный полк, вооруженный ПГРК «Ярс» в Тейковском ракетном соединении, доведен до полного штатного состава (3 дивизиона, 9 АПУ). 7 декабря 2011 года в этой же дивизии поставлен на опытно-боевое дежурство второй полк РС-24 «Ярс» в составе подвижного командного пункта (ПКП) полка и одного ракетного дивизиона. Второй дивизион этого полка поставлен на дежурство в конце декабря 2011 года, таким образом, к началу 2012 года общее количество развёрнутых РС-24 составило 15 АПУ с ракетами. В сентябре 2012 года перевооружение этого полка на мобильные «Ярсы» завершилось, и общее количество АПУ РС-24 «Ярс» было доведено до 18 (2 полка, 6 дивизионов).

    В конце 2012 года были начаты работы по перевооружению на этот комплекс Новосибирского и Козельского (шахтный вариант комплекса, Калужская область) ракетных соединений. В 2013 году РВСН планирует продолжить перевооружение Новосибирского и Козельского ракетных соединений, а также практически окончено перевооружение ракетных полков Тагильской ракетной дивизии . Кроме того, планируется начать подготовительные работы к перевооружению Иркутской ракетной дивизии .

    Ночью с 24-25 декабря 2013 года с космодрома «Плесецк» был проведён испытательный пуск МБР РС-24 «Ярс» шахтного базирования с разделяющейся головной частью. Пуск прошёл успешно. Боевые части ракеты поразили цели на камчатском полигоне Кура.

    По состоянию на начало 2014 года, на вооружении РВСН находилось 33 ракеты мобильного базирования РС-24 с четырьмя боевыми блоками каждая.

    14 апреля 2014 в 10:40 МСК на космодроме «Плесецк» с подвижной пусковой установки был проведён пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-24, оснащенной разделяющейся головной частью. Пуск проведён в интересах защиты партии изготовленных в Воткинске ракет (контрольно-серийные испытания). По сообщению официальных источников, задачи пуска выполнены в полном объёме.

    26 декабря в 11:02 МСК с космодрома «Плесецк» был произведён испытательный запуск ракеты подвижного грунтового базирования, учебные боевые блоки поразили цели на полигоне «Кура» на полуострове Камчатка.




    МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
    www.сайт
    12


    Что еще почитать