В кадровом делопроизводстве принято разделение кандидатов на должность по ориентированности на процесс или результат. Например, человек-процесс не боится однообразной работы, и может занимать позицию системного администратора, бухгалтера и т.д. Человек-результат, напротив, настроен на , например, выполнения плана продаж или других планируемых показателей эффективности. Конечно, в каждом человеке присутствует что-то от каждого из описанных случаев, абсолютные крайности встречаются редко. Цель этой статьи – определить, в каких случаях лучше ориентироваться на процесс, а в каких – на результат.
Поскольку мы растем, меняемся и переживаем разные жизненные этапы, в один промежуток времени человек может больше значения придавать результату, а в другой – процессу, идеальная комбинация – гармония между этими крайностями. Если у вас стоит четкая задача и сроки ее выполнения поджимают, конечно, акцент смещается в сторону результата, о наслаждении процессом как-то не думаешь. Но если постоянно функционировать в таком режиме, рано или поздно перестаешь наслаждаться вообще, поэтому многие люди не умеют , а это, в свою очередь, ведет к .
Как не устают повторять многие , если процесс занятия чем-либо не приносит вам удовольствия, то результаты не оправдают ваших ожиданий. Открывая свое дело, устраиваясь на работу, выбирая себе профессию, даже решая, стоит ли , всегда отдавайте предпочтение тому занятию, которое приносит вам удовлетворение, а придет как приятное дополнение. Я уже не раз говорила о том, что заниматься чем-то просто ради денег не эффективно – и желаемого уровня вы не достигнете, и удовольствия не получите, только потеряете свою .
Что же получается, всем нужно просто наслаждаться процессом и бесцельно двигаться по жизни, не ориентируясь на результат? Давайте посмотрим на это утверждение по-другому:
Как видите, наслаждение процессом не обязательно бесцельно, оно может привести вас к желаемым результатам. Не отказывайтесь от того, что вам действительно нравится, соглашаясь на какие-то выгоды взамен ненавистной вам деятельности. Это не принесет вам , гарантирую. Имейте делать то, что вам нравится, даже если никто этого не понимает, даже если пока это не приносит вам желаемого дохода – не ждите денег, продолжайте получать удовольствие от процесса, и они придут сами!
Напоследок хочется сказать, что в жизни каждого человека должно быть что-то, что он делает исключительно ради «фана», не ожидая вообще никаких результатов. Может быть, вам нравится ставить кляксы гуашью на листах бумаги – и плевать, что это не картины, а странная мазня – наслаждайтесь процессом! Делайте то, что доставляет вам радость само по себе.
Замечали ли вы когда-нибудь, что мы разные? Некоторым людям проще работать увлеченно над одной задачей, и они так увлекаются процессом , что совершенно не задумываются над результатом, точкой назначения. Другие же стараются выполнить больше разных задач и мечтают поскорее завершить их для получения результата , и не получая большого удовлетворения от процесса их выполнения. И ещё бывает, что человек наслаждается тем состоянием , в котором он находиться, совершенно не заботясь о том, куда и как дальше двигаться. Работодатели любят определять тип мышления человека во время собеседований, чтобы узнать, подходит человек для работы, ориентированной на процесс (например, работник службы поддержки), или ориентированной на результат (инженер-программист 1-й категории). Полагаю, людей, ориентированных на состояние наниматели вообще не берут, (только если в качестве президента компании, пусть наслаждается, главное, чтобы не мешал работать J ). Эти три категории являются крайностями. Хотя люди из каждой категории умеют радоваться и получать удовольствие по-своему – от состояния, процесса либо результата – не стоит лишать себя удовольствия от остальной 2/3 части своей жизни.
Когда впервые устраивался на работу специалистом по тестированию программного обеспечения, я был больше ориентирован на процесс. Для меня было обычным делом засиживаться ночью и программировать, просто ради удовольствия. У меня было много идей, и я часто бросался их выполнять, не обдумывая, к чему они приведут. Некогда было остановиться и подумать, кем же я являюсь, чего я уже достиг? Влечение к процессу вылилось в желание устроиться на две работы на полную ставку сразу (8ч на одной, 8ч на другой, 1.5ч на дорогу, 1 ч на завтрак, обед и ужин, остаётся 5.5ч на друзей, личную жизнь, хобби, сон и т.д. J ). Не сложно представить, какой был бы исход такого расписания, и как скоро бы он наступил. Спасибо заведующему кафедрой (второй «потенциальный» работодатель), который отговорил меня от этой затеи.
Через полгода я познакомился со своей будущей женой. Целое лето мы проводили почти все вечера вместе. Я наслаждался каждым моментом нашей встречи, в то время как на работе дела шли по инерции. У меня не было того обилия новых идей, что раньше, и ни одна из существовавших не применялась на практике. Одним словом, я был заморочен на моём состоянии, не думая о будущем, о результатах, и не сильно уж наслаждаясь процессом, так как не было никакого прогресса. Это длилось 3-4 месяца.
Во время ночной беседы после моего мальчишника один мой друг заметил, что я сильно изменился со времени предыдущей нашей встречи. Дело в том, что я тогда был сильно поглощён идеей постановки и достижения целей, процесс рассматривался как путь, который вторичен, не важно какой мы его выберем, главное – достичь цели в кратчайшие сроки и тут же поставить себе следующую. Возможно, всё было не так патологически, но факт остаётся фактом, – в тот момент я был сильно ориентирован на результат.
Я верю, что каждый из нас в разные моменты может наслаждаться как состоянием, так и процессом, так и результатом. Правда в том, что эти чаши трёхплечных весов не находятся всегда в равновесии – какая-то часть все время перевешивает. Всегда полезно остановиться, и насладиться тем, что вы имеете сейчас. Потом, подумайте, как бы это состояние можно было улучшить, чего бы я хотел достичь ещё в жизни? Определившись, выберите самый приятный путь достижения цели – он может быть сложным, новым, но все же приятным. Развивайтесь, двигайтесь по направлению к своей цели, наслаждайтесь каждым моментом движения, получайте от этого удовольствие. Получив результат, насладитесь этим моментом – вы сделали то, что по истинному хотели. Ваше состояние изменилось, наслаждайтесь тем, что вы получили.
Интересно, что все эти типы отношения к жизни очень связанны между собой. Если хорошенько увлечься процессом, то непроизвольно мы будем получать какие-то результаты, правда, неосознанно. Наслаждаясь полученным результатом, мы непроизвольно наслаждаемся тем состоянием, в котором находимся. Получая удовольствие от состояния, мы, так или иначе, вовлечены в какой-то процесс, правда, опять же, неосознанно.
Полноценную и счастливую жизнь можно прожить благодаря гармонизации между тремя составляющими: состоянием, процессом и результатом. Определите, какая часть в вас перевешивает, и пробуйте получать больше удовольствия от других сторон вашей личности.
Кто вы сейчас, человек состояния, человек процесса или человек результата?
Вы любите детей?
Не особо. Но сам процесс...
Что это такое и как это может нам помочь?
Например, есть люди, которым в сексе нравится сам процесс - прикосновения, поцелуи, долгие занятия сексом. А есть и те, кому важен только результат - скорее бы получить оргазм и перейти к другим делам (поесть, покурить, уснуть, например). Представляете о чем речь, да?! Может, даже вспомнили кого-то…
Другой пример: есть люди, которые едят медленно, разрезая каждый кусочек пищи, и затем так же неторопливо отправляют пищу в рот и долго ее пережевывают, наслаждаясь вкусом. Как думаете, это ориентация на процесс или на результат ?!
И есть те, кто ест быстро, большими кусками, опустошая тарелку в считанные минуты. На что ориентация у этих людей?!
Итак, что такое метапрограмма НЛП "ориентация на процесс и ориентация на результат ", думаю, стало понятно. Теперь посмотрим, как это поможет нам в нашей жизни?
Иногда мы догадываемся, что делаем что-то не очень эффективно, но не вполне понимаем, как это изменить.
Доводилось ли вам видеть, как один человек рассказывает что-то неторопливо и в деталях, а другой его торопит, выпрыгивает уже штанов и умоляет: "К делу переходи уже!"?
Две разные ориентации. У одного на ориентация на процесс - ему нравится беседовать, у другого ориентация на результат - ему хочется быстрее получить информацию и ему безразлична вся сопутствующая лирика. Бывают ли из-за этого конфликты и всплески отрицательных эмоций?! Еще как! А хотелось бы этого как-то избежать?! Это тоже возможно!
В начинающихся отношениях мы часто видим некоторое несовпадение: у девушки чаще бывает ориентация на процесс , мужчины же больше нацелены на результат . По разному, конечно, случается, но, как правило, девушке хочется встреч, взглядов, объятий, разговоров и прогулок, а мужчина не понимает зачем вообще все это нужно. Мы ж нравимся друг другу?! Ну, так понеслась!! Какие прогулки, давай сексом займемся поскорее.
Узнаваемая картинка?!
Вот так и начинаются иногда конфликты. И даже расставания. Люди нравятся друг другу, но если у одного сильная ориентация на достижение результата (заняться сексом как можно скорее), а у другой сильная ориентация на процесс и желание растянуть конфетно-букетный период до бесконечности, то обвинения в том, что "Ты меня не любишь" весьма вероятны. Причем, с обеих сторон.
А что делать-то?!
Ну, для начала определить какая у вас ориентация по данной метапрограмме ?!
В современном быстро меняющемся мире, у нас чаще наблюдается жесткая ориентация на результат , - скорее окончить институт, написать книгу, получить мертификат, быстрей бы вырастить детей, скорей бы добраться до финиша в любом деле.
Станем ли мы счастливее, если по дороге к результату будем думать не только о нем, но и о том, что можно наслаждаться процессом?! Можно ехать куда-то и думать "Ну, когда же уже я туда доберусь", а можно еще посматривать по сторонам и наслаждаться видами, общением, хорошими людьми, которые нам встречаются.
Да, иногда можно увидеть человека, который сосредоточен на процессе и мало думает о результате. Такое встречается чуть реже, но бывает все же и так. Наверное, именно такие люди будут смотреть на то, что происходит вокруг и вечно опаздывать к месту назначения.
Мы не говорим о том, что тут хорошо, а что не очень. Все индивидуально. Хороша та модель, которая помогает вам быть максимально эффективными и счастливыми.
Если же вы чувствуете, что не так счастливы, как хотелось бы, из-за того, что вечно думаете только о результате , или же если вы полностью погружены в процесс и от этого получаете не такие высокие результаты, как могли бы, то есть смысл просто что-то подрегулировать.
Выявите у себя те ситуации, когда ваша нацеленность на результат или на процесс не помогают, а совсем наоборот. И поменяйте настройки в нужную сторону.
Если мужчина занимается сексом 30 секунд или минуту, думаю, его партнерша будет в два раза счастливее, если теперь он станет чуть больше думать о процессе и секс затянется хотя бы на пару минут А если дольше?! А если партнер сделает еще что-то до и что-то после… Жизнь вообще начнет налаживаться
Теперь вы знаете про метапрограмму "Ориентация на процесс и ориентация на результат ". Посмотрите, как у вас с этой метапрограммой . Хотелось бы что-то изменить к лучшему?! Тогда сдвиньте немного фокус внимания в противоположную сторону. Насколько сдвинуть?! Вам виднее. До получения желаемого эффекта, вероятно. Чтобы и процесс радовал, и результаты.
Выбери себе работу по душе,
и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни
Конфуций
В прошлом году был у меня такой случай. Занималась я с одним мальчиком. Он учился в 11-ом классе. Отличный парень, доброжелательный, интеллигентный, очень приятный в общении. В школе поёт, танцует. Но вот с математикой было у него, мягко говоря, не очень. Когда-то он готовился со мной к ГИА по математике в 9-ом классе. И вот опять пришел в 11-ом. Цель – сдать ЕГЭ по математике хотя бы на минимальные баллы.
Хорошо, занимаемся мы с ним. Наступил момент, когда мы подошли к решению прототипов. Начали с В1. Я напомнила ему всё про проценты, показала решение двух-трёх задач. «Всё понятно?» — «Да, всё понятно». – « Хорошо, реши к следующему занятию 20 вариантов прототипов В1».
Приходит он в следующий раз. «Всё сделал?» — «Да». – «Вопросы есть?» — «Нет, всё ясно». – «Хорошо, давай посмотрим». — Ни одного правильно решённого задания! НИ ОДНОГО ИЗ 20!!!
Другой пример. Уже в этом году. Тоже одиннадцатиклассник. На первой встрече спрашиваю его: «Сколько задач обычно ты успеваешь решить на контрольных?» — «Все». – «А отметки?» — «2 или 3».
Для меня такие случаи долгое время были загадкой. Как так? Замечательные ребята, неглупые, не лентяи, и учиться хотят, и отметки хотят получать хорошие. В чем дело?
Ответ я получила неожиданно на одном тренинге по тайм-менеджменту. Оказывается, существуют два типа людей: «люди процесса» (процессеры) и «люди результата» (результатеры).
Для «людей результата» основной ценностью является конечная цель работы. Они наиболее эффективны, когда знают ответ на вопрос: зачем это делать?
Это люди, для которых главное – получить результат. Они стремятся завершить любое дело как можно скорее (иногда даже с ущербом для качества). Такие люди говорят: «Победитель всегда прав. Цель оправдывает средства».
В школе это ученик, который стремится получить хорошую оценку, причем всё равно, каким способом, не обязательно честным.
Пример из взрослой жизни – это люди, которым не важно, где и кем работать, лишь бы много платили. Они без колебаний уходят с любой работы, если там начинают мало платить.
«Люди процесса» — несколько другие. Они не то чтобы не стремятся к результату, все мы стремимся к результату, но для них ценностью является сам процесс.
Такой человек может в некоторых случаях сказать, что и процесс является для него конечным результатом. Он говорит: «Главное не победа, а участие».
Для таких людей не так важна зарплата, как хороший коллектив, какие-то блага, которые возникают в процессе работы, интерес и т.д.
В школе это ученик, которому нравится решать трудные математические задачи или читать «Войну и мир» не потому, что задали, а потому, что интересно.
Другой пример: женщины, которые обожают вышивать. Для них аккуратно класть стежок к стежку – это так приятно, такое удовольствие!
А дети, часами самозабвенно играющие в футбол! Разве они играют только ради того, чтобы забить гол? Нет, им нравится сам процесс игры. Дети вообще, во что бы ни играли, полностью отдаются игре, полностью в процессе, наслаждаются им.
Однако по мере взросления, особенно в школе, человека начинают сильно настраивать на результат. Результат, нужен результат! И часто получается, что ученик уже не получает удовольствие от самого процесса познания, а стремится только к отметкам. За них хвалят, за них ругают. И родители прежде всего спрашивают: «Сколько ты получил?» А не спрашивают: «Что ты узнал на уроках?»
Вот и у тех ребят, про которых я рассказывала в самом начале, сформировано представление, что главное – это результат, то есть решенные задачи. А то, что задачи решены кое-как, неверно, — это не суть важно.
Как правильнее поступать здесь репетитору?
Во-первых, надо хорошо знать предмет и представлять, где у ученика могут быть ошибки, чтобы очень быстро их обнаружить.
Во-вторых, следует понимать, что происходит (это я и стараюсь объяснить в данной статье). Ребята не хотят плохого, просто они так понимают задание (надо было прорешать эти прототипы, вот я их и прорешал, а разбираться в тонкостях мне неинтересно).
В-третьих, надо довести до ученика, что его цель – научиться решать такие задачи, чтобы достичь более глобальной цели в его жизни. В случае одиннадцатиклассников – это сдать ЕГЭ на нужном уровне.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом