Как вызвать дождь и грозу. Заговоры для управления погодными явлениями. Для прекращения дождя и ненастья



Из письма:

«Пишет Вам фермер Леонид Фомич. Несколько лет тому назад я купил землю. У меня много детей, и я понял: чтобы их поднять на ноги, прокормить, одеть, обуть и дать достойное образование, мне необходимо что-то предпринять. Взял ссуду, влез в немыслимые долги, но возникли обстоятельства, которые могут погубить все мои планы.

В Казахстане бывает очень трудно, если нет дождей. Засуха – вот мой враг. От своей бабки я слышал, что односельчане ходили к одной знахарке и она читала какие-то молитвы. Вскоре после этого шли проливные дожди. Знаете ли Вы такие ?»

Во время чтения заклинания нельзя ни с кем разговаривать. Мастер, который вызывает дождь, должен воздержаться от приема мясной пищи до тех пор, пока не зарядит дождь. Заклинание читают так:

Дожди обложные, ливни проливные,

Идите сюда, сойдитесь.

Облака, все небо собой закройте,

Ливнем землю умойте,

Чтобы Илья Пророк – и тот промок.

Сойди с неба, вода,

Во славу Божию сюда.

Грому греметь, ветру шуметь.

Именем Бога Отца, именем Творца.

Слова мои, все до слова сбывайтесь,

Потоки небесные, изливайтесь.

Ключ, замок, язык.

Аминь. Аминь. Аминь.

    Читайте также:



С древности человек зависел от дождя. Даже в наше время, когда нет опасности, что без небесной влаги погибнет урожай, нам даже страшно подумать, что лето пройдёт без дождика. Так что не стоит удивляться, что разные народы придумали странные и экзотичные обряды вызова дождя.

В старину, когда в деревнях около Тарту испытывали необходимость в дожде, обычно трое мужчин взбирались на высокие ели в священной роще. Один из них в подражание грому бил молотком по котелку или небольшому бочонку; второй в подражание молнии высекал искры из горящих головней, а третий – его называли «вызыватель дождя» – разбрызгивал во все стороны воду из сосуда с помощью связки веток.

На острове Ява, когда нужен был дождь, двое мужчин принимались хлестать друг друга гибкими прутьями и продолжали это до тех пор, пока из их спин не начинала течь кровь: струящаяся кровь Символизировала дождь, который теперь, как предполагалось, обязательно должен был пролиться на землю.

Люди племени эггхиу, в одной из областей Абиссинии, чтобы вызвать дождь, каждый раз в январе вступали в кровавые схватки – друг с другом, деревня с деревней, – которые продолжались в течение целой недели. Позднее император Менелик запретил этот обычай. Этот запрет вызывал возмущение народа, когда в дожде ощущался недостаток. Император вынужден был уступить и разрешил возобновить кровопролитные схватки, но лишь в течение двух дней в году.

В августе 2006 года на севере Непала, где традиционно выращивают рис, в сезон дождей с неба не упало ни капли. Крестьяне перепробовали все: молитвы, подношения богам, специальные религиозные службы - однако небо оставалось глухим к их призывам.

«...Тамтамы не умолкая били всю ночь. Джу-джу, чудотворец-профессионал из таинственного клана посвященных, неподвижно сидел лицом на восток, что-то неслышно шепча себе под нос. Напротив него стояла обнаженная молодая женщина, ее лицо закрывала густая вуаль. Это была «заклинательница дождя» из соседнего племени тома, которую Джу-джу, очевидно, пригласил ассистировать ему на столь ответственной церемонии. Какое-то время заклинательница молча покачивалась в такт барабанному ритму. Затем начала сама дирижировать тамтамами, резко вскидывая руки во все убыстряющемся темпе и заставляя барабанщиков еще больше ускорять дробь.

Я посмотрел на небо и не поверил глазам: едва заметная вечером белесая дымка превратилась в серую пелену, которая сгущалась и тяжелела с каждой минутой. А заклинательница все подгоняла и подгоняла тамтамы, пулеметными очередями хлеставшие по облакам. И небо не выдержало столь жестокий экзекуции: из низко нависших туч наконец-то полился долгожданный дождь».

Так описывает английский путешественник Хьюго Чатерис магическую церемонию вызова дождя, которую он наблюдал в 50-е годы прошлого века в Гвинее. Такие же обряды с незапамятных времен существуют и у многих других народов.

В августе прошлого года на севере Непала, где традиционно выращивают рис, в сезон дождей с неба не упало ни капли. Было от чего прийти в отчаяние. Крестьяне перепробовали все: молитвы, подношения богам, специальные религиозные службы - однако небо оставалось глухим к их призывам.

И тогда непальские женщины из региона Капилвасту заявили, что они знают один древний способ, который применяется только в самом крайнем случае.

После этого около полусотни крестьянок встали с восходом солнца и провели экстремальный ритуал вызова дождя. Они разделись, вышли на рисовые поля голышом и стали произносить только им ведомые заклинания. К удивлению наблюдавших за зрелищем журналистов, к концу дня над полями Капилвасту действительно прошел дождь!

Одной из великих «королев дождя» в Трансваале была Муджаджи, старуха, о которой слышал даже Райдер Хаггард. Много лет спустя после того, как она была описана в одном из романов писателя, генерал Смэтс говорил о ней как о женщине, которая произвела на него «впечатление силой своего характера и неуловимыми властными манерами - женщине, которая действительно была королевой».

Практика вызова дождя в прошлом существовала в двух видах. Церковном, как, например, в России, когда применялись крестный ход и моление о ниспослании дождя. И чародейском, когда вызыватели дождя действовали по древним языческим обрядам.
Языческие способы вызывания ДОЖДЯ, особенно требы у колодцев, сурово осуждались церковью.

Обряд вызывания дождя - во многих культурах обряд, исполняемый во время засухи с целью вызова дождя. Часто сопровождался ритуальными танцами и песнями.

В магических обрядах вызывания дождя у южных славян ритуальные действия совершают жрицы богини (шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет) - додолицы. Их украшают венками, льют на них воду, подносят им хлеб. При этом додолицы поют, обращаясь к богине с просьбой послать дождь. Додола (персонаж южнославянской мифологии, богиня дождя, жена громовержца)

" Танец Додолы "

"Вызов дождя"

У македонцев до наших дней сохранился обряд Додолы, направленный на заклинание дождя. Македонцы поют песни, которые начинаются мольбой о дожде, и потом описывается его ниспадение.

Папаруда (рум. paparuda) - обряд вызывания дождя языческого происхождения в Румынии, исполняемый весной и во время сильной засухи. Название произошло от имени славянской богини Перперуны (Додолы).

Во время обряда девушка в юбке, сплетённой из виноградной лозы и тонких веток, танцует на деревенских улицах, останавливаясь у каждого дома, а хозяева льют на неё воду.
Папаруда

Калоя́н (рум. caloian) - обряд вызывания дождя в Румынии, сходный с папарудой. В основном практиковался в Валахии и среди греческих аромунов.



Калоян исполнялся во время засухи или при сильных дождях. Молодые девушки делали несколько кукол из глины, главной из которых была кукла «Отец солнца» или кукла «Мать дождя» в зависимости от цели обряда. Эту куклу украшали цветами и хоронили в соответствии с традиционными погребальными обычаями.

В западной Болгарии и в восточной Сербии известен специальный обряд, исполняемый во время засухи с целью вызвать ДОЖДЬ: девушки лепили из глины куклу по имени Герман (мужская фигура размером до 50 см с гипертрофированным фаллосом) и затем, имитируя погребение, закапывали куклу на берегу реки или бросали в воду, причитая: “Ой. Герман, Герман, умер Герман от засухи ради дождя”. В подобных ритуалах оплакивания слезы магически уподоблялись ДОЖДЮ.

В Житомирщине люди обливали также друг друга водой, говоря: «Как на тебя льётся вода, так чтобы дождь обливал землю». Это делали у реки или у колодца. Иногда обливали лиц, которые, по народным представлениям, обладали особой магической силой: беременную женщину, символизирующую землю, пастуха, как способного воздействовать на небесные «стада» туч, священника.
Нередко ходили к заброшенным источникам, прочищали их, обливая друг друга водой, вызывая ДОЖДЬ. Совершались обходы села, полей, молебствия у колодца или реки.
В Полесье часто в колодец сыпали мак, бросали деньги, соль, чеснок, освященные травы, зерна пшеницы и ржи, просфору и др., лили освященную воду, вычерпывали всю воду из колодца и т.п. Иногда в колодец бросали глиняные горшки, причем во многих селах Полесья считали, что горшок следовало украсть - у соседей, инородцев или у гончаров.
На Гомельщине говорили: “Вот как нет дождя, то украдем где-нибудь евреев гладышку да в колодец - бух! И тоже, говорят, дождь пойдет”. Более действенным этот способ оказывался тогда, когда обряд совершала вдова или когда горшок крали у вдовы. На Черниговщине похищали из печи горшок с борщом и бросали его в колодец. Мотив борща характерен для широко распространенных детских песенок о дожде: “Дощику, дощику, зварю тоби борщику. Мени каша, тоби борщ, щоб ишов густиший дощ”; “Иди, иди, дощику, в поливъяным горщику”. Иногда украденные горшки сначала разбивали, а затем черепки бросали в колодец.

Близким к этому способом вызывания ДОЖДЯ являются болгарские и сербские приемы защиты от “черепичной магии”: у черепичников и кирпичников крали продукты труда или орудия их изготовления и все это бросали в воду. Это действие понималось как снятие порчи (“запирания дождя”, которую якобы наводили черепичники. Их, как и гончаров, считали виновниками засухи из-за их причастности к стихии огня (обжиг горшков, черепицы) и профессиональной заинтересованности в сухой погоде (ради сушки своих изделий).

В Полесье и прилегающих районах Белоруссии и России для вызывания ДОЖДЯ совершали обряд “пахания реки”: во время засухи пахали или боронили высохшее русло реки или просто протаскивали по дну плуг. Символическое пахание могли производить и прямо на мелкой воде: в Суражском уезде “выбирали красивую девочку в возрасте 15 лет, раздевали ее донага, увешивали ее венками и заставляли в таком виде боронить воду”. В наше время подобный способ вызывания дождя отмечен в Гродненской обл.: “Собрались старые бабы, украли плуг ни колхозном дворе, занесли его на реку, одни бабы. Одни запряглись, а другие погоняли пугою”. Иногда вместо реки “пахали” дорогу или рыли на дороге ямки, символически “отворяя” воду (Полесье).

Еще одним способом вызывания ДОЖДЯ, носящим сугубо магический характер, было разрушение муравейника. Муравейник разгребали палкой, подобно тому как колотили воду в кринице; при этом расползающиеся муравьи символизировали и магически вызывали капли ДОЖДЯ. Этот способ известен в Полесье и у южных славян. Сербы, разгребая муравейник, произносили специальное заклинание: “Сколько муравьев, столько и капель!”

В индийских религиозных текстах приводится древний обряд вызова дождя - нужно было принести в жертву черное животное.


Индуистские святые садху читают мантры и молитвы во время ритуала Варуна Яджна, чтобы ублажить бога дождя в Санкара Маттхам в Мумбаи, Индия, 26 августа 2009 года. 10 жрецов стоят в воде по шею в течение 4 часов и читают специальные молитвы, чтобы вызвать дождь.

Сходные сельскохозяйственные обычаи у индоарийцев и славян http://www.arcticland.veles.lv/zarubin/1969/index.htm

В России разгоняет тучи Николай Уколов, живущий в тамбовском поселке Мордово. К его необычному умению управлять природными явлениями многие местные жители относятся скептически. Однако если во время свадьбы или похорон начинаются дождь, все бегут к Николаю за помощью.

Сам себя Николай называет целителем и предсказателем. Необычные способности в нем открылись двенадцать лет тому назад, когда он во сне увидел Богородицу. «У нее был младенец на руках, а сзади столб красного света, - рассказывает Николай. - Я сразу понял, что этот сон пророческий». С тех пор Уколову природа стала подвластной.

Однажды глава администрации района попросил его обеспечить хорошую погоду во время уборочной, Николай обещание сдержал и за свои труды получил полторы тонны зерна и три мешка сахара.

Позапрошлой осенью Уколов решил проверить свою силу на большом пространстве. После того как российские синоптики сообщили, что грядет потепление и зима будет необычно теплой, Николай решил на страну мороза нагнать. «Вот только не рассчитал немного, - извиняется старик, - очень уж холодно было»…

«Моя бабушка еще в годы Октябрьской революции нашла в огороде глечик с письменами и статуэтку божка Перуна, покровителя дождя и грозы, - рассказывает журналистам из украинской газеты «Донбасс» заклинательница дождя Лидия Степановна. - После этого она стала настоящей мастерицей погоды, могла вызывать снег чуть ли не хлопком в ладоши. Потом передала свои секреты моей тетке и мне».

Ритуал заклинания дождя (шаманский).

Для вызова дождя применяется такой обряд. Ритуальную чашу с родниковой водой нужно поставить на ночь под открытым небом.За ночь вода насытится энергией и обретет особые свойства.
Наутро,необходимо взять чашу в обе руки, поднять ее над головой и произнести:
Призываю влагу небесную
Приблизиться к влаге земной,
Чтобы на землю пролился дождь
И напоил зеленые всходы!
Если в обряде участвуют несколько девушек, то можно провести небольшую мистерию. Помощницы должны украсить свои тела свежими листьями и ветками и обратиться к шаманке:
Богиня-Мать!
Напои нас соком своим.
Ороси нас влагой своей!
Потом шаманка, должна побрызгать на своих помощниц из чаши и из заранее приготовленных ведер. В конце обряда нужно принести жертвы духам стихии и зажечь подходящие благовония. Призвать дождь также можно через обыкновенную улитку, которая является олицетворением Хозяйки Дождя. Найдите улитку в лесу, отнеситесь к ней с большим почтением. На своем участке выройте к тени ямку. Поставьте в нее тарелку с водой и свежими листьями и положите на край тарелки улитку. В полдень,подойдите к улитке с ритуальной чашей, наполненной водой.Побрызгайте на улитку водой и скажите:
Как я брызгаю на тебя водой,
Так и ты, Улитка - Хозяйка Дождя,
Пошли на землю долгожданную влагу!
Это действие повторите много раз. Если дождь в течение суток не пойдет, то на следующий день проведите ритуал снова. Следите за тем, чтобы улитке было комфортно на вашем участке. После дождя отнесите улитку на то место, откуда вы ее брали. На прощание еще раз поблагодарите улитку.

Кажется, в этом году у нас есть шанс проверить - и собственноручно исполнить - все старинные обряды и практики по вызыванию доджя..) Ясно только, что от какого-то одного жреца или колдуна - или даже Патриарха Всея Руси - это уже не зависит. Тем более, что не все колдуны захотят, что бы им пускали кровь ради дождя - "Диери (Центральная Австралия), вызывают дождь следующим образом. Вырывается яма примерно 12 футов в длину и 8-10 футов в ширину. Над ней из бревен и ветвей устраивается хижина конической формы. Влиятельные старейшины племени острым кремнем пускают кровь двум колдунам, которые, как считается, получили от мура-мура особое вдохновение. Кровь, стекающая с их локтей, попадает на их соплеменников, сгрудившихся в хижине. Одновременно с этим истекающие кровью колдуны пригоршнями разбрасывают вокруг себя пух, часть которого прилипает к обрызганным кровью телам людей, а другая кружится в воздухе. Считается, что кровь символизирует дождь, а пух - облака...На острове Ява, когда нужен был дождь, двое мужчин принимались хлестать друг друга гибкими прутьями и продолжали это до тех пор, пока из их спин не начинала течь кровь: струящаяся кровь символизировала дождь, который теперь, как предполагалось, обязательно должен был пролиться на землю... Диери воображают также, что способностью вызывать дождь в высшей степени обладает крайняя плоть, взятая у юношей при обрезании. " (Дж.Дж.Фрэзер, "Золотая ветвь") Юноши, берегите крайнюю плоть!..))) Она нам еще понадобится!...)
Но что бы обойтись без кровавых жертв и без обрезаний, лучше уж потрудиться менее болезненным способом, всем миром, что называется..) И чем больше добровольцев присоединится к танцу дождя - тем лучше!


Золотая баба (Танец дождя) Олега Гуренкова
Даже если вы будете просто прыгать, скакать и обливаться у себя на балконе - на зависть соседям))) - все равно посыл к мирозданию будет ощутимым. А уж если и соседи присоединятся к веселью, да еще если все выйдут во двор, или даже на улицу?..) Должно получиться! Сегодня же после захода Солнца и начнем!..)

А кто хочет подготовиться более тщательно теоретически - прошу, немного полезной информации. Главное, ко всему подойти творчески!...) Можно использовать при этом разнообразные погремушки, трещотки, свистульки - потому что свистульки — предметы обряда, языческие магические инструменты для "вызывания" ветра или дождя у славян.
Если у кого-то есть собственный там-там или варган - тоже подойдет! Я собираюсь использовать свои сагаты - маленькие такие медные тарелочки из восточных танцев, которые надевают на пальцы.
Возможно, нам удастся достучаться до самого Тлалока - (Tlaloc) - "заставляющий расти", бог дождя и грома, сельского хозяйства.

"Обряд вызывания дождя — во многих культурах обряд, исполняемый во время засухи с целью вызова дождя. Часто сопровождался ритуальными танцами и песнями.

Вот как это происходит в Индии - все фотографии отсюда, там еще есть - http://www.nm2000.kz/news/2010-06-28-28408

Идея мне нравится - для себя я такой большой кастрюли не отыщу, но ребенка обмакнуть что-нибудь найдется!..)


В мифологическом рассказе африканских ашанти бог неба Ньяма посадил Лягушку сторожем у колодца, где никогда не иссякает вода. Так что у кого есть домашние квакушки - попросите их со всей серьезностью передать просьбу о дожде Богу Неба..)

Кавказ
По старинному доисламскому чеченскому поверью, надёжное средство против засухи — змея. Чтобы вызвать дождь, чеченцы убивали и подвешивали змей. Вестницей непогоды в народных представлениях считалась и ворона, поэтому чтобы вызвать дождь, нужно было разрушить воронье гнездо.

У балкарцев существовали обряды, связанные с «вызыванием дождя», которые сопровождались специальными песнями и танцами. Перед началом действа балкарцы наряжали деревянную лопату в женскую одежду. Это чучело называлось «Кюрек бийче» («Княгиня-лопата»). Затем двое подростков брали «Кюрек бийче» под руки и начинали шествие. За ними шли другие подростки. Останавливаясь во дворе того или иного дома, участники пели песню:

Княгиня-лопата, просим мы дождь!
Дождь льёт, не переставая,
Растут хлеба обильные,
С помощью Аллаха, Великого Аллаха,
Вышли мы все очень дружно,
Чтобы просить у Тейри дождь.

Македония
У македонцев до наших дней сохранился обряд Додолы, направленный на заклинание дождя. Македонцы поют песни, которые начинаются мольбой о дожде, и потом описывается его ниспадение.

Полесье
Во время засухи жители Полесья оплакивали мифического утопленника Макарку, размешивая воду в колодце палками и голося: «Макарко-сыночек, вылезь из воды, разлей слезы по святой земле!»

Папаруда - (рум. paparuda) — обряд вызывания дождя языческого происхождения в Румынии, исполняемый весной и во время сильной засухи. Название произошло от имени славянской богини Перперуны (Додолы).

Во время обряда девушка в юбке, сплетённой из виноградной лозы и тонких веток, танцует на деревенских улицах, останавливаясь у каждого дома, а хозяева льют на неё воду.
Текст - если кто сможет произнести правильно, думаю - результат гарантирован...)
Paparudă, rudă,
Vino de ne udă;
Paparudă, rudă,
Vino de ne udă;
Ca să-nceapă ploaie,
Să curgă şiroaie
Cu găleata, leata
Peste toată zloata:
Unde dă cu maiul,
Să crească mălaiul,
Unde dă cu sapa
Să curgă cu apa.
Hai, Catrino să sărim,
Paparudele,
Că ştii iarna ce păţim,
Paparudele,
Ca pasărea prin copaci,
Paparudele,
Ploaie multă să faci,
Paparudele.

Adus de la " "

(Квилинкова Е. «Пипируда» — гагаузский обряд вызывания дождя // Труды Комратского Университета. — Комрат: 1999)

Калоя́н (рум. caloian) — обряд вызывания дождя в Румынии, сходный с папарудой. В основном практиковался в Валахии и среди греческих аромунов.

Калоян исполнялся во время засухи или при сильных дождях. Молодые девушки делали несколько кукол из глины, главной из которых была кукла «Отец солнца» или кукла «Мать дождя» в зависимости от цели обряда. Эту куклу украшали цветами и хоронили в соответствии с традиционными погребальными обычаями.

Татары
Во время обряда вызывания дождя у тарских татар мулла перерезал барану горло и с несколькими самыми старыми и почитаемыми стариками в деревне молился о дожде. Мясо барана готовили в казане с водой на костре и съедали его до последнего куска. После трапезы бараньи кости закапывались в чистом месте. В завершении обряда все жители шли к реке и обливали друг друга водой, этим показывая духам, что нужен дождь.

Украина
На севере Житомирщины засуху объясняли тем, что какая-нибудь женщина в селе на Благовещение, вопреки строгому запрету, пекла хлеб. Тогда, чтобы искупить этот грех и вызвать дождь, три женщины собирались, брали каждая по два ведра воды, шли в дом к «виновнице», выливали всю воду посреди дома и обливали снаружи углы дома, а кое-где обливали саму женщину.

В Житомирщине люди обливали также друг друга водой, говоря: «Как на тебя льётся вода, так чтобы дождь обливал землю». Это делали у реки или у колодца. Иногда обливали лиц, которые, по народным представлениям, обладали особой магической силой: беременную женщину, символизирующую землю, пастуха, как способного воздействовать на небесные «стада» туч, священника — как тот же символ пастуха-пастыря.


Обливание девушек водой в Венгрии - правда, этот обряд весной происходит.

У старообрядцев - по статье Миронова-Шаповалова Н. "Обряд вызывания дождя у старообрядцев Забайкалья "(по материалам 90-х годов 20 века) :

"Кресты у семейских, как и кладбища, расположены на возвышенностях (моления/священодействия на горах или холмах - традиция, идущая со времен почитания языческих богов, в частности, Перуна, "распоряжающегося" небесной влагой). На Ивана Травника обряд вызывания дождя выполняется как комплекс, а в способах наблюдается возрастная регламентация: старшее поколение - посещает кладбище, где поливает могилы и/или молется (этот процесс не имеет строгого темпорального закрепления: "И на Купалу обливались и до этого, засуха если идет, обливайтесь. Потом бабушки ходили кладбище поливали" (зап. от Леоновой М.П., 1934 г.р., с. Никольское, Мухоршибирского р-на, 2000)); молодежь - обливается, купается; дети - брызгаются/обливаются и исполняют заклички. В Иванов день полифункциональность водной стихии проявляется в многообразии ритуалов, в которых задействована вода. Используются ее защитные свойства, когда перед временем господства нечистой силы освященной водой окропляются двор, надворные постройки. А обряд купания/обливания иногда применяется не только в контексте имитативной магии, но и как одна из форм очищения "после разгула колдовок". Ритуальное вызывание небесной влаги и купание происходит до Ильина дня.

Источник -
И еще много интересных способов у моего любимого Фрэзера - -
Конкретно утащено отсюда , спасибо Dancing_Witch
Будем экспериментировать!..) Вместе со штатными колдумани и вместо них...

Все свое существование человечество зависело от дождя. Есть осадки, то и урожай хороший народится, а коли засуха, то и голодное время будет. Именно поэтому у каждого народа есть один или несколько способов вызова дождя.

Причем, это необязательно как-то должно быть связано с шаманизмом, языческими ритуалами и черной магией – для борьбы с засухой вам не нужно , приносить божеству в жертву животное или скакать с бубном, исполняя шаманские танцы.

Можно ли вызвать дождь обычному человеку?

Да, существует несколько способов того, как вызвать дождь, которые под силу осуществить каждому из нас.

Обряд 1 – на улице

Пойдите в на улицу, взяв с собой молоток, лист металла и бутылку с водой. Отыщите ровный пень, положите на него лист и начинайте бить молотком, тем самым имитируя раскаты грома. Затем начинайте выплескивать воду из бутылки в разные от себя стороны, что, собственно, и будет символизировать идущий дождь. Как правило, после проведения данного обряда осадки появляются не позднее, чем через 24 часа.

Обряд 2 – дождь с помощью природного водоема

Чтобы вызвать дождь после продолжительной засухи, пойдите после захода солнца на любой водоем с природной водой (то есть бассейн во дворе или ванна в доме вам никак не подойдут). Разденьтесь до нага и зайдите в воду по шею. Проговорите трижды:

«Вода-водица, не хватает тебя. Жизнь без тебя мне не мила. Спасай поскорей, не дай умереть».

Затем умойте лицо и голову водой. Наберите в сосуд (бутылку воды), выйдите на берег, оденьтесь и возвращайтесь к себе домой. Оставьте бутылку на порог дома, откупорив пробку. Рано утром (с восходом солнца) возьмите бутылку с водой и разбрызгайте ее по своему приусадебному участку (на грядки с сухой землей, которым так необходим дождик). Если дело происходит в городе, то заберитесь на крышу своего дома (если есть балкон, то и он сойдет) и вылейте воду из бутылки. Это поможет вызвать дождь спустя 48 часов.

Обряд 3 – шаманские танцы

Чтобы вызвать дождь с помощью танца, приобретите в любом эзотерическом магазине предмет, который называется «шум дождя» – он представляет собой закрытую деревянную тубу, внутрь которой засыпаны зерна (как правило, гречка). При переворачивании тубы она зернышки пересыпаются, издавая звук, очень похожий на шум дождя.

Если есть возможность, подключите к водопроводному крану шланг, которым обычно поливаете огород, и вытяните его на улицу. Хорошо пролейте дорожку, ведущую от вашего дома до калитки, так, чтобы образовались лужи. Оденьтесь во все белое и снимите обувь. Начинайте танцевать босиком по лужам, держа в руках «шум дождя» и то и дело его переворачивая.

Обряд 4 – на растение

Сорвите в своем саду какие-нибудь растения, цветы, ставшие жертвами засухи, то есть окончательно и бесповоротно засохшие. Сплетите их в венок. Пойдите к речке, бросьте венок в воду и проговорите:

«Погиб мой цветик-семицветик, погиб без водицы, без дождика усох. Ты плыви, веночек, в край далекий, в край водою богатый, да проси воду к нам в гости пожаловать».


В летнем календаре старообрядцев Забайкалья важным обрядовым звеном является ритуал вызывания дождя. Состоящий из нескольких структурообразующих этапов, обряд может совершаться в различные временные промежутки, в зависимости от неблагоприятных погодных условий. Ритуальные действа испрошения небесной влаги осуществляются как комплексно, так могут воспроизводиться и частями на протяжении всего жаркого периода.

Материалы экспедиционных исследований 90-х годов позволяют согласиться с утверждением Г.В.Любимовой "о стремлении придать окказиональным обрядам вызывания дождя регулярный превентивно-календарный характер путем закрепления их за определенными датами народного календаря" (3, с.58). Частично ритуал исполняется на Преплавление, когда старшее поколение ходит молиться к кресту с иконами (что происходит не только на христианский праздник, но и спонтанно во время сильной засухи): "Нынче Преплавление у нас было, мы ходили молились на крест" (зап. от Ивайловской С.С., 1941г.р., с. Десятниково Тарбагатайского р-на, 2000 г).

Кресты у семейских, как и кладбища, расположены на возвышенностях (моления/священодействия на горах или холмах - традиция, идущая со времен почитания языческих богов, в частности, Перуна, "распоряжающегося" небесной влагой). На Ивана Травника обряд вызывания дождя выполняется как комплекс, а в способах наблюдается возрастная регламентация: старшее поколение - посещает кладбище, где поливает могилы и/или молется (этот процесс не имеет строгого темпорального закрепления: "И на Купалу обливались и до этого, засуха если идет, обливайтесь. Потом бабушки ходили кладбище поливали" (зап. от Леоновой М.П., 1934 г.р., с. Никольское, Мухоршибирского р-на, 2000)); молодежь - обливается, купается; дети - брызгаются/обливаются и исполняют заклички. В Иванов день полифункциональность водной стихии проявляется в многообразии ритуалов, в которых задействована вода. Используются ее защитные свойства, когда перед временем господства нечистой силы освященной водой окропляются двор, надворные постройки. А обряд купания/обливания иногда применяется не только в контексте имитативной магии, но и как одна из форм очищения "после разгула колдовок".

Ритуальное вызывание небесной влаги и купание происходит до Ильина дня. То, что открытые водоемы в период с Ивана Купалы до Ильина дня наиболее приспособлены к купанию (по-прежним строгим нормам купаться можно только в этот временной промежуток: "Раньше до Ивана не купались и строго было - от Ивана до Ильи - купальня" (зап. от Варфоломеевой А.М., 1928г.р., с. Никольское, Мухоршибирский р-н, 2000 г.)) связано с мифопоэтическими представлениями о водной стихии и темпоральном отрезке. Причина, по которой после Ильи нельзя купаться, в одном из вариантов, записанном в с. Никольском Мухоршибирского района, звучит так: "Знаю, что бабушка всегда говорила: "Пришел Илья и купаться нельзя, уже олень рога намочил."" (зап. от Леоновой М.П.,1934г.р.). В запрете фигурирует образ оленя, встречающийся у семейских в обрядовой игре, отмеченной Ф.Ф. Болневым в зимнем календаре. Параллели в важнейших солнечных циклах не случайны, так как олень - существо, соотнесенное с солнцем. Солярная символика данного животного, по мнению А. Голана, связана с мифом, восходящим к временам более древним, чем эпоха бронзы о том, "что солнце перемещается по небу на рогах чудесного оленя, за которым гонится существо преисподней, к концу дня настигающее оленя, отчего происходит закат и наступает ночь" (1, с. 39). Опущенные в воду рога оленя символизируют прекращение летней солнечной активности, следовательно, ограничено и купание (по-видимому истоки некоторых запретов идут со времен поклонения солнцу, как тотему).

Сакральность темпорального отрезка (календарные праздники обычно приурочены к важным земледельческим периодам, что в свою очередь основано на солнечных или лунных ритмах), способствует общению с предками, от которых может зависеть ниспослание дождя. На наивысшей ступени коммуникации, с которой возможно "прямое" обращение к потусторонним силам находятся ближайшие "посредники" между миром усопших и земным - старики, играющие в процессе общения с покойниками в старообрядческой традиции особую роль на протяжении всего календарного цикла (например, людям преклонного возраста принято подавать в родительские дни печеным и/или деньгами). В период засухи акциональная сторона обряда - поливание могил, хождение на гору и т. д.; вербальный компонент - моления о дожде, воззвание к предкам и к христиаским святым о помощи (причитания, присловья) совершаются людьми старшего поколения. Языческое мироосознание (просьба предков о ниспослании блага) - реалия сегодняшней жизни старообрядцев Забайкалья.

В засушливое лето 2000 года семейские Тарбагатайского, Мухоршибирского и других районов Бурятии просили живительной влаги для своих полей и огородов. В некоторых случаях с просьбой обращались и к только что усопшим (не обязательна календарная приуроченность): "Она умерла - шел, а когда хоронили - не было: "Феня, ну дак ты позаботься, пошли ты нам дожжа, не ради нас, ради младенцев"" (зап. от Кравцовой А.М., 1929 г.р., с. Никольское Мухоршибирского р-на, 2000 г.). Покойник, перешедший в разряд предков сразу же после смерти, способен влиять на земную жизнь и происходящие в ней процессы. В структуре малых жанров, в частности в присловьях, образ (в частности, образ усопшего), к которому обращается адресант - это основа повествовательной системы, в дальнейшем построении используются формулы обрядового фольклора. Наиболее употребительны в ритуале вызывания дождя малые фольклорные формы, где значимо каждое слово, имеющее заговорные потенции. Фольклорное слово - особая категория, "обеспечивающая хранение и актуализацию культурной памяти" (5, с. 64), включенное в обрядовое поле оно "приобретает своего рода реальность, как бы материализуется - сказитель рискует вызвать персонаж и события, описываемые в произведении (или сознательно это делает)" (5, с.66).

Слово наделяется свойствами фидеистического общения, противоположного межчеловеческой коммуникации (своего рода разговор с потусторонним миром). Вызывая небесную влагу, посредник пользуется вербальным текстом, способным активизировать силы небесные и земные, следовательно, затрагивающим глубинные пласты человеческого сознания, хранящие архаическую символику. В малых фольклорных формах сочетаются знаковые системы, имеющие христианские и языческие семантические уровни. В прошении к Пророку Илье - религиозному символу мироупорядоченности присутствует архаичный образ Матери сырой земли ("помочи матушку сырую землю" (3, с. 58)). Желание умилостливить ее ниспосланием влаги возникает из представления о земле, как олицетворенной праматери всего живого, дающей пищу для своих чад. В современных воззрениях старообрядцев Забайкалья, как людей непосредственно связанных с этой стихией, зависящих от ее плодовитости, земля до сих пор находится в ряду наиважнейших ценностей.

Ядром вербального компонента обряда является просьба-обращение к высшей иерархической ступени, на которой находятся христианские святые, а так как в религиозном мировозрении жива мысль о том, что порядок на земле и на небе зависит именно от них, в подавляющем большинстве случаев старообрядцы Забайкалья аппелируют к Илье Пророку, исполняющему функции языческого Перуна. Обозначенный в присловьях, как батюшка ("Батюшка Илья, намочи наши поля" (3, с.58)), образ грозного повелителя стихий ("Илья это там вроде ведает дожжом" (зап. от Медведевой А.И., 1919г.р., с. Тарбагатай Тарбагатайского р-на, 2000г.)) приобретает качества родового предка. Осмысление образа Ильи, как прародителя, находит продолжение в причитаниях, обращенных к святому: "О-ой, милостливый-то батюшка Илья Пророк,/Да глянись ты на нас грешников,/Да помочи ты нас грешников" (зап. от Медведевой А.И.,1919 г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.). Голошение, обычно строящееся "на рассказе о покойном, воспоминаниях о нем" (4, с. 131) переходит из области семейно-обрядового фольклора в календарно-обрядовую, рассказ о покойном замещается просьбой-заклинанием, при этом все же сохраняется мелодика и частично структура традиционных причитаний. Зафиксированный текст соотносится со вторым звеном голошений по усопшему - "плачем-оповещением". Но иная предназначенность вербального компонента диктует выбор образов и стилистических приемов. В отличие от собственно причитаний в голошении вызывания дождя помимо основного образа действует просящая сторона, охарактеризованная знаковым существительным "грешники".

Внутренний потенциал просителя позволяет вести разговор с высшими силами и тем самым обратить внимание святого на свои беды ("Да глянись ты на нас грешников,/Да помочи ты нас грешников" (зап. от Медведевой А.И.,1919г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.)). Осознание себя грешниками, следовательно, засухи, как наказания за людские прегрешения, заставляют обращаться к Илье неоднократно на всем протяжении неблагоприятных погодных условий: "Давно ряву и не могу доряветься" (зап. от Медведевой А.И., 1919г.р.). В причитании задействована клишированная формула "не за нас, а за младенцев", которая с небольшой степенью вариативности является сквозной в жанрах, включенных в ритуал вызывания дождя (за исключением детских закличек). Символика клише, входя в антитезу грешные - младенцы (то есть безгрешные), призвана активизировать воздействие на адресата в образе покойных предков или христианизированного бога-громовержца с целью спасения от бедствия чистых душ. В рассмотренных жанрах фольклорное слово, способное к "материализации", - один из способов фидеистической коммуникации (общения с потусторонним миром).

Характерно, что чаще всего это малые фольклорные формы или причитания, состоящие из одного-двух основных звеньев. Очевидно, этого требует специфика обрядовой ситуации, которая заключается, как пишет Неклюдов С.Ю., в том, "что в неком параллельном хронотопе существует другая действительность, которая и актуализируется в процессе исполнения. Предотвращать подобную актуализацию, так сказать, смягчать манифестационные потенции звучащего текста, призвана система запретов и правил; если им следовать, исполнение перестает "работать". Для избегания неприятных последствий текст лишается типовых начала и конца; излагается только одно содержание, после чего он перестает быть равен самому себе. Текст утрачивает цельность, а, следовательно, - свою замкнутость и структурную завершенность" (5, с.66).

В обрядовых вербальных элементах отражена вера в магическую значимость слова, его способность влиять на земные процессы посредством связи с иным миром. В текстах вызывания дождя медитативная функция поэтического слова становится первостепенной. Роль вопрошающего влаги в летний период тождествена роли медиатора-посредника между мирами в святочных гаданиях (отличие лишь в возрастном статусе). Не случайно последующие действия ритуала семейские называют ворожбой: "Заворожили дождя, забегали. Ну, обливаться" (зап. от Ефимовой У.В., 1936 г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.). Обливаться принято было из реки или из колодца, черпая воду ведрами. В этом обрядовом этапе может участвовать вся деревня, но с преобладанием молодежи. В молодежной части ритуала отсутствует вербальный компонент, магия слова восполнена магической силой водной стихии. Признаки имитативной магии, основанной на законе подобия, проявляются в попытке действиями коллектива (общины) реализовать желаемое. Имитируя природные явления, а в мифопоэтическом осознании, исполняя божественные функции на земном уровне, человек, как часть Вселенной сам участвует в космическом процессе, чем обращает на себя внимание высших сил и способствует скорейшему улучшению положения.

Обряд вызывания дождя превращается во всеобщее увеселение, а исполнение магических функций передается детям, которые исполняют заклички. Обрядовое слово в устах младшего поколения не теряет заклинательного характера и актуализируется еще и тем, что детьми осмыслена целенаправленность вербального элемента - просьба-заклинание небесных вод. В образный ряд закличек входят: а) религиозно-мифологические персонажи (Бог, Илья Пророк, водяной царь); б) абстрагированные природные явления (дождь, тучи). В семантике религиозно-мифологических образов заложена посредническая функция, реализовав которую, персонаж осуществляет одну из своих благостных миссий - подачу небесной влаги (процесс проходит в рамках коммуникации - обращение со стороны человека влечет ответ от высших сил). Главную роль в этих случаях исполняет царь: "Царь, царь, сирота,/Открывай ворота/Ключиком, замочком,/Шелковым платочком" (фольклорные материалы КФН ВСГАКИ). Образ из детских заклинаний дождя (царь), осуществляющий священодействие, он же персонаж заговора (водяной царь), из сюжетно-тематической подгруппы с "семантикой "основного действия": "уничтожение водой"" (2, с. 28) болезней и недомоганий. Очевидно, вызывание дождя - это просьба об исцелении Матери - земли от недуга-засухи посредством живительной влаги. Заговорные истоки заклички проявляются через универсалии вещественного мира. В их число входят ворота, мыслящиеся как преграда, только после ликвидации которой, пойдет дождь.

Эта сюжетная тема заговорных текстов А10 (2, с. 42) характерна для детских закличек. Как и в заговорах, преграду можно раскрыть при помощи ключа. В обрядовом контексте данный знак обретает семантику разрушения границ. В некоторых вариантах закличек наряду с языческим персонажем фигурируют: христианский повелитель водной стихии - "Илья Пророк, помочи " (зап. от Медведевой А.И., 1919 г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.) и олицетворение небесной влаги - "Дождь, дождь, пропусти ". Сочетание трех образных уровней в момент коммуникации активизирует слово-действие с целью получения незамедлительного результата.В закличках с иным образным составом (когда прошение о дожде обращено только к природным явлениям (собственно - дождю, тучам)), отсутствуют атрибутивные универсалии вещественного мира. Текст предельно упрощен, что свидетельствует о его более позднем происхождении. Магическая функция слова не исчезает совсем, но постепенно нивелируется. Коммуникативная ситуация теряет фидеистичность (утрачена связь с потусторонним миром).

Содержание наполнено не заклинательными формулами, а обычным требованием полить окружающее пространство: "Тучки, тучки,/Сойдитесь у кучки,/Полейте грибочки у нашем лесочке" (фольклорные материалы КФН ВСГАКИ). Жанровый состав вербальных текстов обряда вызывания дождя многообразен - от малых фольклорных форм и детских закличек, до причитаний, перешедших в сферу календарно-обрядовой поэзии. Но в силу ритуальной специфики (исполнение обряда только в зависимости от погодных условий) на вербальных компонентах не отразилась тенденденция "подвижности" текстов по циклам календаря (как это происходит, например, с троицкими песнями, которые теперь могут исполняться семейскими и на другие праздники), а архаическая семантика образного ряда и символики признается самими старообрядцами.



Что еще почитать