Какие вопросы были на крымском референдуме. Пять спорных фактов о референдуме в крыму

16 марта в Крыму прошел общекрымский референдум. Открытие участков состоялось как и на всех предыдущих выборах в 8 утра, а закрылись в 20.00. Голосование крымчан обеспечивали 1024 участковых комиссии, а также 27 региональных комиссий.

Вопросы на референдуме в Крыму

Согласно официальным данным для проведения референдума распечатали 1,5 млн. бюллетеней, в которых на трех языках предлагалось положительно ответить на один из двух вопросов. Первый вариант предполагал воссоединение Крыма с Россией в качестве субъекта Российской Федерации, а по второму пункту предлагалось восстановить действие Конституции республики Крым, принятой в 1992 году и сохранения статуса Крыма как части Украины.



Пока всему полуострову было предложено два вопроса на референдуме, для Севастополя, как города, имеющего особый статус, предлагался один вопрос – первый, на который нужно было дать ответ да или нет. Соответственно, ответив «да», избиратель отдавал голос за вхождение Крыма в состав РФ, ответив «нет» – голосовал за автономию Крыма в составе Украины.

Прогнозы на референдум в Крыму

Вокруг этого события в информационном поле появлялась разная информация, как призывающе-агитирующая, так и пугающая граждан. Западные политики и вовсе сомневались в том, что референдум вообще состоится. Например, крымско-татарский Меджлис заранее объявил, что этот референдум незаконный, а также о том, что татары не будут принимать в нем участие. Впрочем, в процессе выяснилось что хотя и не массово, но крымские татары все же проходили на участки и голосовали. Как отметили крымские власти, результат референдума будет считаться недействительным при явке избирателей менее 50%. В то же время правительство Крыма заранее прогнозировало высокую явку, а также высокие результаты голосов за первый пункт, согласно которому Крым должен войти в состав РФ. На выходе из участков голосующих встречали представители социологов. Разрешение провести экзит-пол в Крыму было предоставлено лишь Республиканскому институту социологических и политических исследований. Также крымские власти объявили, что на референдуме смогут работать все журналисты, которые выявят желание и зарегистрируются.

Всего освещать события прибыли и были аккредитованы более 600 журналистов, представляющих почти 200 средств массовой информации, а также 135 наблюдателей из 23 государств. В качестве наблюдателей присутствовали в том числе и депутаты парламентов стран Восточной и Западной Европы и европарламентарии. Российская Госдума также прислала 20 своих наблюдателей. На пресс-конференции наблюдатели выразили удивление столь высокой активности избирателей, пришедших на участки. Так в своем интервью депутат парламента Испании заявил, что побывал в трех избирательных участках, на которых было много людей, желающих проголосовать, и, тем не менее, сам процесс шел вполне нормально. Ход голосования в Ялте мониторил депутат Европарламента Иохан Эвальштаднер, который подчеркнул, что на голосующих не производилось никакого давления, о котором твердят западные СМИ. По его мнению, когда бы ни прошел этот референдум, на нем все равно была бы большая явка с высокими результатами, так как люди самостоятельно хотели высказать свое мнение.

Наибольший пик явки традиционно пришелся на утро. В первые два-три часа после открытия проголосовала почти треть граждан. На некоторых участках выстраивались очереди еще до их открытия. Как отмечает МВД Крыма никаких нарушений или провокаций в ходе голосования выявлено не было. Сотрудники крымской милиции всегда готовы обеспечивать правопорядок во время и после референдума и обещают не допускать нарушений впредь. Аналогичные заявления звучали и от крымской власти, которая отметила, что предприняла различные действия для того, чтобы не допустить срыва голосования или провокаций.

Премьер-министр Крыма Сергей Аксенов сделал свой прогноз на референдум в Крыму, предположив, что явка составит 80%. То, что большинство крымчан выскажется за первый пункт, было очевидно сразу, поскольку в Крыму очень сильны пророссийские настроения. И с самого утра люди спешили на свои избирательные участки, чтобы выразить свое давнее желание присоединиться к России.

Законность референдума в Крыму

Несмотря на это, западные государства, а также новая украинская власть отказываются признавать легитимность прошедшего в Крыму референдума. В частности в Киеве завили, что результат этого референдума уже давно были написаны в Москве. Кроме того, киевские политики отмечают, что, несмотря на референдум, Крым останется территорией Украины, которая находится в оккупации, и ссылаются на поддержку такого мнения со стороны мирового сообщества. Так вице-премьер Виталий Ярема отметил, что в Крыму на некоторое время может продлиться сегодняшнее состояние, так как российские войска прибыли в большом количестве и заняли позиции, однако через некоторое время полуостров снова вернется в состав Украины. Западные страны также продолжают давить на Москву. Призывы становятся все жестче, например министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что уже в понедельник главы внешнеполитических ведомств стран ЕС готовы дать решительный ответ.

Легитимность референдума

Напомним, что еще до референдума в Совете безопасности ООН был предложен на голосование проект резолюции, объявляющей Крымский референдум нелегитимным и взывающей к другим государствам не признавать его результаты. Этот документ был вынесен на голосование со стороны США, и за него проголосовали 13 стран, входящих в Совбез. Китай от голосования воздержался, а Россия наложила вето.

Что будет после референдума в Крыму

Согласно данным экзит-пола на вечер 16 марта уже известно, что проголосовало более 82% избирателей, из которых 93% высказались за вхождение Крыма в состав России. В общей сложности в референдуме приняли участие более 1 млн. 250 тыс. человек.

На 8 утра 17 марта, как сообщил председатель комиссии по организации и проведению референдума Крыма Михаил Малышев, обработано 75% бюллетений. За присоединение Крыма к РФ проголосовало 95,7% избирателей.

Нужно отметить, что на случай принятия на референдуме пункта о вхождении в состав России крымский парламент уже обратился с соответствующей просьбой к Российской Федерации. Спикер крымского парламента Владимир Константинов уточнил, что в случае одобрения этого варианта на референдуме вопрос поступит на рассмотрение в Госдуму, решение которой должен одобрить Совет федерации и подписать президент. Крымские власти ожидают, что весь этот процесс уложится в две недели.

Пока в Украине предполагают, что полуостров вскоре вернется обратно к ней, в самом Крыму надеются на полноправное вхождение в состав России на правах субъекта Российской федерации. Предварительные результаты референдума указывают именно на это. Однако окончательное решение – за РФ.

Референдум в Крыму прошел. Фото с сайта ru.tsn.ua

Facebook

Twitter

Крымский референдум, который не признали мир и Украина, но который признала Россия, состоялся.

Его результаты более чем красноречивы: согласно официальным данным "За" присоединение к России проголосовало 96,6 % голосовавших. Но повлияет ли на что-либо этот референдум? Безусловно да, он даст любимому "брату" еще один аргумент, с помощью которого можно давить на Украину.

Кстати, если бы один из субъектов РФ захотел бы высказать свое мнение точно таким же образом, то в России бы это называлось сепаратизмом. А в Украине Кремль называет данный референдум "волеизъявлением народа".

Референдум вне всяких правовых норм

Верховный Совет Крыма не имеет полномочий, чтобы решать территориальные вопросы. Это согласно закону Украины.

Согласно международным нормам, вопрос об отделении одной части государства от другой осуществляется тогда, когда мирное совместное существование становится невозможным. Ни одного факта угрозы населению Крыма со стороны "националистических радикалов" предоставлено не было.

Как должно было быть

Вопрос о границах государства может решаться только на всеукраинском референдуме и никак не иначе. Верховный Совет Крыма должен был обратиться к Верховной Раде Украины с просьбой провести всеукраинский референдум. Вместо того депутаты крымского парламента сами себе организовали референдум, не подчиняясь требованиям Киева. Кстати, еще в начале марта непризнанная Крымом киевская власть направила на стабилизацию банковского сектора на полуострове 400 миллионов гривен. Там деньги взяли, но новое правительство все равно не признали.

В других украинских городах не было избирательных участков

Именно потому, что референдум был незаконным – избирательных участков не было ни в Киеве, ни в любом другом месте Украины, кроме Крыма. Да и как бы избирательные участки выглядели в столице Украины, которая не признает референдум? Выходит, он незаконные, но если хотите - голосуйте?

Технические нестыковки

Изначально датой проведения референдума было объявлено 30 марта, но 6 марта назначили новый срок – 16 марта. То есть на подготовку важнейшего мероприятия было всего 10 дней. За это время нужно было проверить списки избирателей, разослать приглашения для участия в голосовании, подготовить участки, набрать комиссии. В конце концов, международные наблюдатели должны присутствовать на цивилизованных выборах или референдумах. Но их не было. По спискам вообще нужно говорить отдельно, ЦВК заблокировали доступ к этой информации для новых властей Крыма, но тех это не смутило. Списки "набросали" приблизительные, кого в них не было – добавляли отдельно, от руки.

Судьбу Украины решали не граждане Украины

Очень показателен случай с журналисткой из России, которая на крымском референдуме, имея только временную прописку в Севастополе, проголосовала по российскому паспорту . Особых вопросов никто там не задавал, хочешь голосовать – голосуй. Не хочешь – тоже голосуй. Прямо на улице, "вежливые люди" помогут.

По официальным данным явка избирателей в Крыму на 20:00 составила 81,36%, сообщил председатель комиссии Верховного совета Крыма по организации и проведению референдума Михаил Малышев. Вот что именно он сказал:

А вот если подсчитать? 1 724 563 человека, да давайте отнимем от них 1 250 426, то выходит 474 137 человек из Севастополя проголосовали на референдуме. В то же время на сайте управления статистики в городе "Севастополь" указано, что по последним данным (конец 2013 года) в городе проживало 359 702 человека (согласно данным демографического паспорта города Севастополя, ). Это с учетом несовершеннолетних, которым нельзя голосовать. Внимание вопрос: откуда взялись в Севастополе еще 114 тысяч человек, которые голосовали. Это ведь почти треть населения города И это только в Севастополе.

Мы, почему-то, очень боимся повторного референдума в Крыму. Понятно почему: администрация Президента не доверяет собственному народу, и даже в ситуации, когда массовые убеждения полностью совпадают с тем, что она делает, она предпочитает моделировать народное волеизъявление, вместо того, чтобы просто реализовать то, которое есть объективно. Совершенно напрасно!

Что было бы, если бы Россия сегодня предложила повторный крымский референдум? Да ничего! Крым бы проголосовал за Россию. Допустим, Украина не согласилась бы с такой постановкой вопроса: их общественные деятели заявляют, что голосовать должна вся Украина целиком. Отлично! Однако, поскольку Крым собирается присоединяться именно к России - не лишним было бы проголосовать и россиянам. Возникает прекрасная, абсолютно новая "геополитическая" (у нас любят это пустое словечко) реальность: впервые за 25 лет народы распавшегося СССР сообща решают какие-то вопросы.

Здесь интересен не только сам референдум, а последствия, которые возникнут при его подготовке и проведению. Россия получит прекрасную абсолютно легальную возможность напрямую обратиться к гражданам Украины, минуя всех посредников в лице украинской власти. Ресурсы, бессмысленно растрачиваемые на 3 танка Арматы и 2 самолета Су, можно было бы использовать в этом направлении - и добиться того, чего не смогли добиться умники с автоматами и буками. Например, первое, что приходит в голову - прямая продажа Газпромом газа населению Украины, воспользовавшись теми же самыми нормами о независимости транспортировки и продаж, которыми Газпром угнетается в Европе. Просто предложить - этого уже будет более чем достаточно! Можно обещать какую-нибудь непрямую компенсацию, да что угодно можно! Есть поле для креатива, в отличие от ситуации, когда весь креатив ограничен тем, как незаметно технику через границу таскать.

Конечно, Украина тоже получит возможность действовать на территории России. Да и на здоровье! Пусть к нам приедут ихние Шустеры, Киселевы, Ганапольские - что мы их не знаем, что ли? Да они от нас же туда и уехали! Пусть привезут своих Ляшко, Тимошенко, Кличко, да даже и Саакашвили. Украинский вектор независимости строится на обособлении от России, попытке Россию "перерасти": этому есть объективные причины. Вот пусть приезжают к нам и расскажут, почему им надо быть независмым от нас! А мы им расскажем, почему мы должны быть вместе! Только, конечно, без духовных скреп, поскольку достаточно вполне практических аспектов экономики.

Следующий аргумент, который могла бы привести Украина - а почему только Крым? Давайте, тогда уж, поставим вопрос о Краснодарском крае и Воронежской области (у них есть какие-то обоснования притязаний на данные регионы). А давайте! Только - в соответствии с тем, как обычно референдумы проводятся: пусть пойдут и соберут в этих регионах подписи для инициации такого референдума. Только пусть уж, тогда, и нам дадут возможность собирать такие подписи в Харькове, Херсоне, Одессе, Днепропетровске. Да в тех же Донецке и Луганске! То, что в Крыму есть значительная группа граждан, выступающих за объединение с Россией, сомнений нет. Есть ли граждане с подобными настроениями в Херсоне и Воронеже - надо сначала выяснить. Впрочем, Россия выигрывает в любом случае: чем больше регионов будет вовлечено в необходимость заново оценить отношения между двумя народами - тем лучше.

Самое смешное здесь, что делать ничего, скорее всего, не придется. Вряд ли наши украинские, европейские и американские партнеры согласятся: поскольку не хуже нас понимают, чем такой референдум закончится. Но у нас возникнет мощнейший аргумент в международной политике! Мы заговорим на их языке, том, который навязывается международным сообществом: языке демократии! Чуркину, вместо того, чтобы ругаться и выкручиваться, достаточно будет со всем его пылом "продавливать" данный референдум - и ответить ему будет нечего. Россия, наконец, получит идею, помимо духов предков: мы спасаем демократию от тех, кто ее запатентовал и пользуется в своих интересах. Сразу легче станет работать нашим разведчикам, лоббистам, агентам влияния. Если сейчас свои притязания они обосновывают только деньгами, в будущем можно будет на первое место ставить идею - любой разведчик знает, что в тонком деле вербовки это самый важный фактор!

Если все же до референдума дело дойдет - пускай присылают своих наблюдателей. Сколько хотят, куда хотят! Только и мы своих, уж, пришлем на Украину. И здесь мы имеем преимущество: закрыть всю Россию наблюдателями практически нереально, а у нас, напротив, достаточно молодых "активистов", которых разводит чуть ли не каждый губернатор.

В самом худшем случае мы потеряем Крым. Вот уж точно дурацкая постановка вопроса! Не "мы потеряем", а граждане выскажут свое волеизъявление. В принципе, Крым сегодня только отягощает бюджет, а в условиях неясности его "геополитического" положения, эту ситуацию изменить невозможно. Впрочем, я не представляю, что должно произойти, чтобы люди проголосовали за возвращение Крыма на Украину. Во всяком случае, сегодняшняя двусмысленность представляет собой большую угрозу, чем повторный референдум. Или, что очень важно: чем однозначно высказанная идея повторного референдума.

Очень весомая в ЕС юридическая контора - AALEP. Ассоциация аккредитованных адвокатов по взаимодействию с органами государственной власти при Евросоюзе. Они опубликовали доклад, где юридически доказали правоту России. Вот полный текст документа:

Прошло три года после воссоединения Крыма с Россией, однако западные страны продолжают оспаривать факт "аннексии" Крыма Российской Федерацией, игнорируя законное волеизъявление народа Крыма, которое они выразили на 16 марта 2014 года.

Следует иметь в виду, что суверенитет Автономной Республики Крым был провозглашен в сентябре 1991 года. Согласно статье 10 Конституции Украины 1996 года, на территории Крыма преобладает автономный юридический статус, который юридически применяется к правам народов. Согласно статье 138.2 этого раздела Конституции Украины, в юрисдикцию Автономной Республики Крым входит организация и проведение местных референдумов.

Действия крымских властей, с учетом условий, сложившихся в Украине в то время, были юридического характера. 17 марта 2014 года, на основании референдума (96.77% при явке в 83,1% проголосовали за воссоединение Крыма с Россией) независимость суверенной Республики Крым была провозглашена.

Что касается Севастополя, то следует отметить, что 29 октября 1948 года он был выделен из Крымской области и подчинен непосредственно советской власти Указом Президиума Верховного Совета РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Крымская область, в нарушение Конституции СССР, РСФСР и Украины была незаконно передана Украине в 1954 году. Де-факто включение города Севастополя (ст. 133 Конституции Украины) в Украину не было основано на каких-либо нормативных актах РФ и было не более чем одностороннее решение Украины, которая должна рассматриваться с юридической точки зрения, как захват чужой территории со стороны Украины. Референдум, проведенный 16 марта 2017 года в Севастополе, подтвердил (95,6% при явке 89,5% проголосовали за воссоединение Крыма с Россией) свой особый статус.

Референдум, проведенный 16 марта 2014 года, с присутствием более 150 международных наблюдателей в связи с государственным переворотом и захватом власти в Киеве стал реализацией права народа на самоопределение. До 16 марта 2014 года Автономная Республика Крым существовала в виде автономии в составе Украины, имела свою Конституцию, принятую 21 октября 1998 года. Статья 48 Конституции устанавливает право, гарантии и предоставление статуса и полномочий Автономной Республики Крым, предполагает, что эти гарантии обеспечиваются демократическими институтами общества, в том числе при проведении референдума по основному вопросу для граждан.

Кроме того, следует иметь в виду, что преамбула Конституции Украины также ссылается на признание и установление права украинского народа на самоопределение. Эта Конституция также гарантирует народное волеизъявление через референдум в соответствии со статьей 69, в то время как цель референдума определяется как проявление одной из форм прямой демократии.

Народ Крыма увидел защиту только в самоопределении и воссоединении с исторической Родиной, где был около двухсот лет (начиная с 8 апреля 1783 г. после подписания императрицей Екатериной II манифеста о принятии Крымского полуострова в состав Российской Империи).

Крымчане столкнулись с условиями государственного переворота, было реализовано право населения на самозащиту путем создания сил самообороны с участием казаков, милиции, вместе с частью местной полиции. Численность ополчения была около 10000.

В нарушение требований части 4 статьи 17 Конституции Украины о запрете использования вооруженных сил страны для ограничения прав и свобод граждан, Министерство обороны Украины готовиловысадку десанта, чтобы сорвать референдум.
По мнению США и стран ЕС, референдум был нелегитимный, носил антиконституционный характер из-за присутствия российских вооруженных сил в ходе ее проведения в Крыму. На тот момент Россия действовала в полном соответствии с международным правом. Военное присутствие в Крыму (Черноморский флот) было обусловлено наличием двусторонних международных договоров, которые предусматривают правовые основания для размещения российского военного контингента на территории Украины (Соглашение между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота России на территории Украины от 21 апреля 2010 года, в том числе Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о статусе и пребывании Черноморского флота России на территории Украины от 28 мая 1997 года, Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о параметрах деления Черноморского флота от 28 мая 1997 года и соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота России на территории Украины от 28 мая 1997 года). Российские Вооруженные Силы могли свободно передвигаться по территории Крыма, как это предусмотрено международным договором между Россией и Украиной, который был ратифицирован Верховной Радой.


Вооруженные Силы Российской Федерации не участвовали в голосовании и не могли повлиять на его исход. Обеспечение законности и порядка на избирательных участках было обеспечено силами самообороны и добровольцев из числа граждан Крыма и эти действия также не влияют на подсчет голосов.

18 марта 2014 года Президент России в своем выступлении подчеркнул, что "Россия не вводила войска в Крым, а только усилила свою группировку, при этом не превышая максимальное количество персонала, предусмотренное в международном договоре 1997 года". Такие меры были приняты для защиты "жизни граждан РФ, наших соотечественников и воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины в соответствии с международным договором". Кроме того, Президент России подтвердил свое Конституционное право в национальном парламенте государства на использование российских войск за рубежом, но он его не использовал. (Постановление Совета Федерации Федерального года № 48-СФ сборка от 01.03.2014). Таким образом, обвинения в использовании российских Вооруженных Сил до, во время и после референдума в Крыму являются юридически несостоятельными.

Заключение Венецианской комиссии о Крымском референдуме от 21 марта 2014 года № 762/2014 КДЛ-АД (2014) 002 объясняет, что "... есть целый ряд положений Конституции Украины, четко указывающих, что отделение части территории страны не может быть предметом местного референдума” выглядит неубедительным, поскольку конституционные нормы о функционировании украинского правительства, которое функционировало до переворота, были разрушены и чрезвычайные обстоятельства в Крыму (угроза жизни людей, развязывая гражданскую войну) сделали невозможным проведение референдума без специальных мер безопасности. Проведение таких мер является законным для законного правительства Крыма.

Подводя итоги, необходимо констатировать, что Крым столкнулся с сецессией (т. е. добровольный выход из состава государства), провозглашения государственной независимости легитимным представительным органом власти в лице Верховного Совета Автономной Республики Крым, подтвердил на референдуме отделение от Украины. За ним последовала заявка на вступление независимого государства Крым в состав Российской Федерации, принятой в России, и воссоединение, которое принципиально исключает присоединения, т. е. присоединения одного государства в другое. Таким образом, в таком случае это неизбежно различать юридические термины “отделение” и “аннексия”.

В этой связи реакция некоторых политиков на Крымский референдум нарушает международное право и кажется абсурдной. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/res/68/262 от 27 марта 2014 года в отношении "территориальной целостности" Украины была принята в спешке, без должным образом оформленного правового анализа.

Декларация Независимости не нарушает норм международного права. Международный суд ООН указывал в своем решении от 22 июля 2010 года, что “одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает любые нормы международного права... общее международное право не содержит каких-либо применимых запрета на провозглашение независимости".
Легитимность референдума крымчан от 16 марта 2014 года подкрепляется тем, что Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1992 года № 2809-1 признается Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.02.1954 о передаче Крымской области из РСФСР в состав Украинской ССР как не имеющие юридической силы и в нарушении Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры.

Верховный Совет Российской Федерации принял решение о восстановлении незаконно утраченных территорий без установления протектората над Крымом. Такое решение было с расчётом на будущее волеизъявление граждан Крыма. Правовой вакуум и правовая неопределенность статуса Крыма были преодолены после 22 лет на основе демократического волеизъявления граждан. Таким образом, референдум в Крыму и Севастополе 16 марта 2014 года, который использовался народами, населяющими полуостров Крым самостоятельно и демократически определять свою судьбу, прошел легитимно и должен быть признан таковым иностранными государствами.

«ТНС Глобал», независимой исследовательской компанией, с офисами в более чем 80 стран, был проведён опрос европейцев на их восприятие ситуации вокруг Крымского полуострова, в котором приняли участие около 5 138 респондентов из Франции, Германии, Италии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов. По крайней мере, 34% итальянцев и 36 процентов немцев назвал Крым неотъемлемой частью России, в то время как примерно четверть британцев, американцев и французов так и думали. Во Франции пожилые респонденты считают, что Крым был Российской территорией, в то время как в Германии, в основном молодые люди считают Крым частью России. Самый популярный ответ был “не знаю”. Около 51% американцев, 48% французов и 44 процента британцев сказали, что не знают. Опрос проводился с 16 февраля по 22 февраля 2017 года.

Подпишитесь на нас

Обама давеча ляпнул "Референдум, который назначен самопровозглашенными властями Крыма на 16 марта, будет нарушать международное право и Конституцию Украины. Любое обсуждение судьбы Украины должно происходить при участии законного правительства страны".

Ну девочка, ну еб твою мать!
Референдум, говорите, в Крыму не федеральный и поэтому нелегитимный? Ну-с, воротник отворачивайте - к вам гости полетели.
В смысле цитаты США и Евросоюза от 2009 года - про референдум в Косово. Который был признан "не нарушающим международное законодательство в связи с объективной ситуацией".

Интересно, чего рагули и Запад будут теперь говорить? Пугать Россию тратами от присоединения (если крымчане так решат) автономии? Питьевой водой по цене газа стращать (в международном праве прекращение или ограничение снабжения питьевой водой - геноцид)? Или дрочить на эсминец США, который зашел в Черное море в рамках учений, подписанных еще в 2013?
О, я знаю. Грозить, что Калининград отделится по референдуму или Чечня. Увы и ах - в отличие от Крыма или Шотландии с Каталонией ни Чечня, ни Сибирь, ни Калининград не являются автономией.
Так что упс



Что еще почитать