Одним из важнейших принципов современного международного права является принцип добросовестного выполнения международных обязательств по международному праву . Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров – pacta sunt servanda, появление и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права.
Принцип добросовестного соблюдения международных договоров имеет длительную историю . Заключение первых международных договоров обусловило необходимость их выполнения, поскольку нарушение обязательств, предусмотренных международными договорами, приводило бы к неустойчивости международных отношений. В ХХ столетии этот принцип приобрел новое юридическое значение – он распространил свое действие и на иные нормы международного права .
В настоящее время в качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН , преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других ». Согласно п. 2 ст. 2 Устава «все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации». Содержание этого принципа раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., где подчеркивается, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами , имеет важнейшее значение для поддержания международного права и безопасности.
В силу принципа добросовестного соблюдения международных договоров субъекты международного права должны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно. Выполнение обязательств должно осуществляться честно и точно. Только в этом случае исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от исполнения своих обязательств. Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании международного права, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
Значение принципа добросовестного соблюдения международных обязательств заключается в том, что он является основой международного права, поскольку без такого принципа действенность международного права была бы проблематичной. В силу своей значимости и роли в системе международного права данный принцип приобрел императивный характер jus cogens.
Один из основных принципов. Ему предшествовал принцип соблюдения международных договоров (появления и развития тесно связанно с римским правом; pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться).
Имея длинную историю в 20 столетии этот принцип приобрел новое юридическое качество. Почему? Потому, что он распространил свое действие не только на договорные обязательства, но и на другие нормы международного права. Содержание данного принципа раскрывается в Декларации о принципах международного права (1970 г.), а государства-участники ОБСЕ эти положения подтвердили в заключительном акте (1975 г.) «что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и содружества между государствами, имеют важнейшие значения для поддержания международного мира и безопасности».
Государство не может уклоняться от выполнения обязательств вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину не исполнения или отказа выполнить свои обязательства. В силу данного принципа субъекты МП обязаны выполнить обязательства, только тогда можно говорить о добросовестности.
Значение принципа заключается в том, что он является основой международного права , что без него деятельность МП была бы проблематичной.
Учитывая, что договоры являются источником всех отраслей МП (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями, или между международными организациями 1986 г.). Он так же действует в качестве общего принципа современного международного права и приобрел императивный характер (jus cogens).
Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании МП, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.).
Он (принцип) выступает в качестве условий стабильности, правопорядка, согласованности, эффективности и т.д. С помощью этого принципа субъекты (МП) получают законное основание взаимно требовать выполнения условий и обязательств.
Одним из признаков данного принципа является недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств, что порождает вопрос об ответственности и посягательства на сам принцип.
Смысл принципа заключается в том, что это признанная всеми государствами (см. Устав ООН) универсальная и кардинальная норма, выражаемая юридическую обязанность субъектов МП. Отмена jus cogens (императивной нормы) означало бы ликвидацию всего международного права.
3. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом (сотрудничество государств).
Впервые признание и закрепление принципа в качестве правового в Уставе ООН, получено как результат взаимодействия государств антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне и как критерий общения в будущем на качественно новой, более высокий уровень взаимодействия, чем традиционное поддержание отношений. Так в пункте 3 ст.1 Устава ООН провозглашается, что одной из целей ООН является «международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного, гуманитарного характера, образования, здравоохранения, содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, развитию МП и его кодификации. Принцип сотрудничества нельзя понимать буквально. А необходимо рассматривать с другими принципами. В частности государственного суверенитета.
Нормативное содержание принципа сотрудничества государств раскрыто следующим образом: «государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от их политических, экономических и социальных систем в различных областях международных отношений, с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности, прогрессу общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия».
Четко определяются правовые рамки:
1. Обязанность сотрудничать во всех сферах международного общения, независимо от различия политических систем.
2. Сотрудничество должно быть подчинено достижению определенных целей.
3. Содействие международной экономической стабильности.
4. Содействие экономическому росту развивающихся стран.
Этому посвящена глава 9 Устава ООН «Международное и социальное сотрудничество» и Заключительный акт совещания (1975 г.) по безопасности и сотрудничеству в Европе. Акт более конкретизирует области сотрудничества «повышать благосостояние народа, «использовать взаимные выгоды из НТП, социальной, экономической, научной, технической, культурной, гуманитарной областях». При этом будут учитываться интересы всех, в частности, развивающихся стран». При этом будут достигаться взаимопонимание и доверие, дружеские и соседские отношения, безопасность и справедливость.
4. Принцип уважения прав человека и основных свобод .
Устав ООН на второе место, после избавления от бедствий войны, поставил задачу «вновь утвердить веру в основные права человека»; «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех» (пункт 3 ст. 1). С принятием Устава ООН и сохранением международного мира и безопасности в соблюдении основных прав и свобод, существует неразрывная связь. Устав содержит юридически обязательные нормы, принципы соблюдения прав человека: достоинства и ценности человеческой личности; равноправия народов; равноправия мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка и религии.
Тем не менее Декларация (1970 г.) о принципах международного права не выделила ни одни из принципов как основополагающего.
Для утверждения прав человека в национальном праве потребовались целые тысячелетия, эпохи и исторические события, а во многих странах этот процесс до сих пор находится на начальной стадии.
Можно сделать и такой вывод, что нарушение любого принципа, все рано коснется нарушений прав и свобод человека.
В последние годы, даже в период холодной войны, мировым сообществом был принят ряд важнейших документов в области прав человека.
Во всеобщей декларации прав человека 1948 г., в двух международных пактах 1966 г. «о гражданских и политических правах»; «об экономических, социальных и культурных правах» ; перечисляются права и свободы, которые государства обязались предоставить всем лицам, находящихся под их юрисдикцией, путем принятия законодательных и других мер. Так в соответствии с Конституцией РФ в (1993 г.) «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина» согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17 ч.1). Приведенная статья дает основание утверждать, что международное право, часть права страны. В России «не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина».
В развитии этой формулы государства в итоговом документе Венской встречи ОБСЕ (1989 г.) признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться надлежащими способами.
Согласно этим и другим документам государства обязались: (1)- пресекать грубые и массовые нарушения прав человека, проистекающие прежде всего от международных преступлений (военные преступления, агрессия, геноцид, апартеид, международный терроризм, массовая дискриминация, сегрегация, сепаратизм); (2)- гарантировать и защищать интересы различных категорий граждан и человека (инвалиды) и организаций; права государства; гарантировать отдельные категории прав (трудовые, семейные, культурные, свободу информации, свободу ассоциации, права национальных меньшинств, мигрантов, беженцев и т.д.).
Среди международных договоров особо значима, является «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» с дополняющими ее протоколами и конвенция СНГ о правах и основных свободах человека: Всемирная конференция по правам человека (1993 г.).
В течении длительного времени практическое осуществление прав человека рассматривалось в качестве сферы внутренней компетенции. Повсеместному и неукоснительному соблюдению принципа уважения прав человека большой ущерб наносят попытки политизации и использования в целях, ничего общего не имеющих, с заботой о правах человека.
Некоторые государства, используют принцип суверенитета и невмешательства во внутренние дела (либо социально-экономические, религиозные, идеологические и просто национальные особенности),- для оправдания нарушений прав человека.
Права человека используются все в большей степени для выдвижения необоснованных требований на самоопределения (право на отделение), что наносит ущерб территориальной целостности государства, ущемлению прав человека включая право на жизнь.
Сказанное ни в коей мере не утрачивает международный аспект. Каждое государство обладает суверенной властью издавать нормы определяющие права и обязанности граждан, однако реализация этой власти, должна происходить в рамках МП, в частности, международного контроля в этой области, что не противоречит принципу невмешательства. В Документе московского совещания конференции по человеческому измерению ОБСЕ (1991 г.) подтверждается, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод составляют одну из основ международного порядка».
Соответствующие обязательства представляют «непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».
Принцип уважения человека в национальном праве занимает центральное положение «не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина» (ст. 17 ч. 1).
Содержание этих положений определяет характер взаимодействия международно-правовых и внутригосударственных норм в области гуманитарного сотрудничества; устанавливает общепринятые стандарты; вводит в действие международные средства защиты массовых посягательств; становится непосредственным регулятором и гарантом определенных элементов правового статуса личности. Такова роль международного права и ее отрасли международного гуманитарного права.
Основные положения принципа уважения прав человека (из анализа международных актов):
Каждое государство обязано содействовать путем самостоятельных и совместных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, в соответствии с Уставом ООН (то есть, за каждым государством и международном сообществе лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав и свобод);
Государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом без различия: пола, языка, расы, цвета кожи, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, сословия;
признания достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав, свободы, справедливости и всеобщего мира;
права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок;
Каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым оно принадлежит;
Государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;
Государство гарантирует эффективные средства правовой защиты;
государство обязано знать свои права и права человека и поступать в соответствии с ними.
Права человека неразрывно связаны с вопросами демократии. Парижская хартия для новой Европы подтверждает, что демократия признается участниками, единственной системой правления, демократического порядка, как в международных отношениях, так и в национальных системах. Необходимо пояснить,что под правами человека и гражданина в международном праве понимаются: права, свободы и обязанности. Тем более что во многих конституциях зарубежных стран свободы и обязанности рассматриваются как права человека и гражданина.
5. Территориальная целостность государства.
Территория является необходимым условием сосуществования государства и его материальной основой. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности (ст.2 пункт 4). Хотя в прямой постановке такого принципа в Уставе ООН нет. Он закреплен в заключительном акте (1975г.).
Территориальная неприкосновенность (как и политическая независимость) формально не названа в качестве принципа МП. Она является лишь объектом принципа воздержания от угрозы силы или ее применения. Например, отторжение территории; вооруженное вторжение не преследующие цели территориального захвата; временная оккупация части территории, то есть его содержание отражено в других принципах (принцип не применения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности, а равного использования военного политического, экономического или иных форм давления).
Следовательно, территориальная целостность и неприкосновенность, предоставлена в более широкой форме. Подчеркивается, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушении Устава ООН.
Территория не должна быть объектом приобретения, никакие приобретения, явившиеся результатом угрозы силой, не будут признаваться законными. Концепция территориальной целостности государства была выдвинута после Второй Мировой войны, в ответ на стремления колониальных держав (метрополий) препятствовать национально–освободительному движению колоний.
В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеи ООН (14.12.1960 г.) особо отмечалось, что «все народы имеют неотъемлемое право на целостность их национальной территории».
Декларация о принципах международного права (1970 г.) сказано, что содержание принципа равноправия и самоопределения народов не должно толковаться как санкционирующие или поощряющие действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политическому единству суверенных и независимых государств.
Законное изменение территории государства может иметь место в результате осуществления народом права на самоопределения, права на освобождение от иностранного гнета, если идет речь о государстве, действующим с соблюдения принципа равноправия и самоопределения народов, то его территориальная целостность нарушаться не может.
Известен принцип, когда часть территории отторжена (приобретена) другими государствами. Как известно отторжение части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй Мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107). (Калининградская область, Судеты) Заключительном шагом в прогрессивном развитии данного принципа явились документы СБСЕ (1975 г.). В частности в ст. IV в Декларацию принципов, включен заключительный акт Совещания «об уважении территориальной целостности», «политической независимости», «единство любого государства-участника». То есть заключительный акт выделил «территориальную целостность» в отдельный принцип (самостоятельный). Запрещены любые действия несовместимые с Уставом ООН, против территориальной целостности. Из этого следует, а могут ли быть действия совместимые с Уставом? Бесспорно, к ним относятся действия в порядке осуществления права на самоопределения.
Неприкосновенность территории означает также недопустимость использования ее естественных богатств. Ежегодно в послании Президента РФ Федеральному Собранию говорилось, что «территориальная целостность охватывает как пространство, так и ресурсы».
Принцип территориальной целостности закреплен в совместной декларации, обосновав взаимоотношения между РФ и КНР (18.12.1992 г.); В Договоре об основах межгосударственных отношений и сотрудничестве между РФ и Р.Узбекистан (30.05.1992 г.); в ст. 5 Пакта Лиги арабских государств. Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Руководители стран СНГ 15.04.1994 г. приняли «Декларацию о соблюдении суверенитета территориальной целостности и неприкосновенности границ участников СНГ». В последнее время чаще используется комплексная формула - принцип целостности и неприкосновенности государственной территории.
6. Принцип нерушимости границ .
Этот принцип дополняет принцип территориальной целостности. Значение его определяется уважением существующих границ, как необходимое условие мирных отношений между государствами.
В Декларации о принципах международного права (1970 г.) содержание принципа излагается в разделе о принципе не применения силы: «каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применение с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».
В заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. сформулирован принцип, согласно которому «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они буду воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».
Это означает отказ от каких-либо территориальных притязаний. Государства обязаны воздерживаться от нарушений демаркационных линий, то есть временных или предварительных границ линий перемирия, установленные на договоренной основе, или каком либо ином основании. (Демаркационная линия между С. (КНДР)и Ю. Кореей).
В качестве самостоятельного, принцип нерушимости границ был сформирован Заключительным актом СБСЕ (1975 г.). Принцип содержит обязательства признания нерушимости всех государственных границ в Европе. Известно, что побежденные государства далеко не полностью признавали границы, установленные в результате Второй Мировой войны, что осложнило международные отношения. Тем самым надо признать, что принцип нерушимости границ не утвердился в общем, международном праве (существуют острые территориальные споры на Азиатском, Африканском,. Американском континентах -см. раздел 3).
Государства-участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех государств в Европе как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований и действий, направленных на захват и узурпацию почти или всей территорию любого государства-участника.
Принцип нерушимости границ для РФ в числе других принципов является основой взаимоотношения с другими государствами, что подтверждается его договорами.
Например, в Соглашении о создании СНГ (08.12.1991 г.) Алма-атинской декларации (21.12.1991 г.) подтверждается признание и уважение неприкосновенности существующих границ. Договор между РФ и Республикой Польша о дружеском и добрососедском сотрудничестве (22.05.1992 г.) включает: «стороны признают нерушимой существующую между ними границу и подтверждают, что не имеют друг к другу никаких территориальных претензий, а также не будут выдвигать таких претензий в будущем».
Договоры между РФ и Украиной; РФ и Азербайджанской Республикой (03.07.1997 г.) о дружбе, сотрудничестве и безопасности.
Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и Организацией Североатлантического договора (27.05.1997 г.); Акт учредил постоянный Совет России-НАТО.
Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные, в соответствии с международным правом, границы каждого иностранного государства.
Принцип pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться"), являющийся результатом соглашения государств, на протяжении многих веков оставался обычно-правовой нормой. Впервые он был сформулирован в многостороннем Лондонском протоколе европейских держав , подписанном 19 (31 марта) 1877 г. представителями Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, России и Франции, пытавшимися мирно урегулировать застарелый "восточный вопрос" и проблемы в Османской империи. В указанном Протоколе подчеркивалось, что ни одна держава не может освободить себя от договорных обязательств или изменить их иначе, "как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружеского уговора". Закрепление данного принципа не помещало его незамедлительному нарушению. 29 марта (10 апреля) 1877 г. Османская империя отклонила Протокол, оценив его положения, как вмешательство в свои внутренние дела. Отказ Порты принять Протокол стал поводом для начала русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Подобным образом были нарушены договоренности государств-членов Лиги Наций, провозгласившей в своем Статуте, что ни одна держава не может освободить себя от договорных обязательств или изменить их иначе, "как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружеского уговора".
В преамбуле Статута Лиги Наций 1919 г. устанавливалось, что государства – члены Лиги будут "строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения государств".
В современном международном праве принцип добросовестного выполнения международных договоров был закреплен в Уставе ООН, который обязывает всех членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу международные обязательства (п. 2 ст. 2). Хотя в Уставе говорится только о тех международных обязательствах, которые приняты государствами в отношении содержащихся в нем норм, он был воспринят как обязательный и в отношении других международных соглашений. Принцип pacta sunt servanda был впоследствии закреплен:
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Более того, "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего нрава в качестве оправдания для невыполнения им договора".
Декларация о принципах международного права 1970 г., подтвердив обязанность каждого государства – члена ООН добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающих из общепризнанных норм и принципов международного права, подчеркнула обязанность государства выполнять также обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства-участники согласились "добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются".
В большом числе международных договоров и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН получила закрепление концепция добросовестности, согласно которой добросовестность означает, что соответствующее договорное обязательство выполняется честно, своевременно, точно, в соответствии с предусмотренным в нем смыслом. Согласно Венской конвенции о праве международного договора, добросовестным будет выполнение договора, который истолкован в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на соглашения, заключенные в соответствии с международным правом.
Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложение основных принципов международного права, зародился и долгое время действовал как принцип соблюдения международных договоров - pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться").
В современный период из обычно-правовой нормы он превратился в договорную норму, а его содержание существенно изменилось и обогатилось.
В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права", а в п. 2 ст. 2 фиксируется обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу обязательства, "чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации".
Важным этапом в договорном закреплении данного принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В ней отмечается, что "принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание". В ст. 26 установлено: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться".
Развернутую характеристику этот принцип получил в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в других документах.
Смысл данного принципа заключается в том, что это - признанная всеми государствами универсальная и кардинальная норма, выражающая юридическую обязанность государств и других субъектов соблюдать и выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих им международных договоров и других источников международного права.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств служит критерием законности деятельности государств в международных и во внутригосударственных отношениях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка, согласованного с правопорядком всех государств.
С помощью этого принципа субъекты международного права получают законное основание взаимно требовать от других участников международного общения выполнения условий, связанных с пользованием определенными правами и несением соответствующих обязанностей. Данный принцип позволяет отграничивать правомерную деятельность от незаконной, запрещенной. В этом аспекте он ярко проявляется в качестве императивной нормы международного права. Указанный принцип как бы предупреждает государства о недопустимости отхода в заключаемых ими договорах от кардинальных установлений международного права, выражающих коренные интересы всего международного сообщества, подчеркивает превентивную функцию норм jus cogens. Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, связывая императивные нормы в единую систему международно-правовых предписаний, является их интегральной частью. Однако если отдельные нормы jus cogens могут быть заменены другими на основе соглашения между государствами, то подобная замена невозможна по отношению к данному принципу: его отмена означала бы ликвидацию всего международного права.
В процессе развития данного принципа было предусмотрено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства-участники будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.
Существенными признаками принципа добросовестного выполнения международных обязательств являются недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств и юридическая ответственность за нарушение международных обязательств, которая наступает в случае отказа от их выполнения или иных действий (либо бездействия) участника договора, имеющих противоправныйхарактер. Нарушение международных обязательств порождает вопрос об ответственности не только за отход от соглашения, но и за посягательство на сам принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
В основе этого принципа лежит известная с древних времен норма рас1а]ипг зегуапёа (означает договоры должны соблюдаться). Статья 2 Устава ООН говорит об обязанности членов ООН соблюдать принятые на себя обязательства. Этот принцип получил закрепление в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., Декларации 1970 г., Хельсинкском Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в других документах.
14.Понятие субъектов международного публичною права.
Субъекты международного права - это носители международных прав и обязанностей, возникающих из международных договоров и международных обычаев. Это их свойство называется правосубъектностью.
Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.
Правоспособность субъекта международного права означает его способность иметь юридические права и обязанности.
Дееспособность субъекта международного права представляет собой приобретение и осуществление субъектом самостоятельно, своими действиями прав и обязанностей. Субъекты международного права несут самостоятельную ответственность за свои действия, т.е. обладают деликтоспособностью.
Можно выделить следующие признаки субъектов международного права:
1) способность к самостоятельным действиям, к неза
висимому осуществлению международных прав и обязан
ностей;
2) факт участия или возможность участия в междуна
родно-правовых отношениях;
3) статус участия, т.е. определенный характер участия
в международно-правовых отношениях.
Субъект современного международного права - это реальный или потенциальный субъект международно-правовых отношений, обладающий международными правами и обязанностями, определенными нормами международного права и способный нести международно-правовую ответственность.
Виды субъектов международного права:
1) государство, обладающее суверенитетом;
2) нации и народы, борющиеся за независимость;
3) международные универсальные организации;
4) государственноподобные организации.
15.Государство как субъект международною публичного права
Государства - первоначальные и основные субъекты международного права, обусловившие его возникновение и развитие. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не зависящей от воли других субъектов. Даже непризнанное государство имеет право защищать свою территориальную целостность и независимость, управлять населением на своей территории.
Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была предпринята в межамериканской Конвенции о правах и обязанностях государства 1933г.
Признаками государства являются:
Суверенитет;
Территория;
Население;
Определяющая роль государств объясняется наличием у них суверенитета - способности самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над населением своей территории. Отсюда вытекает равная правосубъектность всех государств.
Государство является субъектом международного права с момента возникновения. Его правосубъектность не ограничена временем и наибольшая по объему. Государства могут заключать договоры по любому вопросу и по своему усмотрению. Они вырабатывают нормы международного права, содействуя их прогрессивному развитию, обеспечивают их выполнение и прекращают действие этих норм.
Государства создают новые субъекты международного права (международные организации). Они определяют содержание объекта международно-правового регулирования, способствуя его расширению путем включения вопросов, ранее относящихся к их внутренней компетенции (например, права человека).
16.Правосубъектность народов и наций.
Нация, или народ (общий термин, относящийся к многонациональному населению), - сравнительно новый субъект международного права, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа самоопределения народов. Право народа на самоопределение означает согласно Декларации 1970 г. право свободно, без всякого вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие.
Под политическим статусом понимается либо создание государства, если нация его не имела, либо присоединение или объединение с другим государством. При наличии государства в рамках федерации или конфедерации нация может выйти из их состава.
Не все нации и народы могут быть признаны субъектами международного права, а лишь те из них, которые реально борются за свою независимость и создали органы власти, управления, которые способны представить интересы всей нации, народа в международных отношениях.
Таким образом, правосубъектность нации тесно связана с достижением самоопределения государства. Она проявляется в заключении договоров с другими государствами о помощи, участии в деятельности международных организаций в качестве наблюдателя.
17.Правосубъектность международных организаций.
Международные межправительственные организации относятся к производным субъектам международного права. Производными субъектами они называются потому, что создаются государствами путем заключения договора - учредительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли государств-учредителей и закрепляется в уставе международной организации. Поэтому объем правосубъектности у международных организаций не одинаков, она определяется учредительными документами международной организации. Наибольшим объемом правосубъектности обладает ООН. Ее членами являются 185 государств. Республика Беларусь является одним из 50 государств - учредителей ООН, подписав ее Устав на Сан-Францисской конференции в 1945 г.
Правомерность любой международной организации определяется соответствием ее уставных принципов принципам Устава ООН. В случае противоречия международных обязательств государства по Уставу ООН приоритет отдается Уставу ООН.
Правосубъектность международной организации существует вне зависимости от воли государств-членов, даже если в ее учредительных документах прямо не сказано, что международная организация обладает правосубъектностью, причем специальной, т.е. ограниченной целями организации и ее уставом.
Как субъект международного права любая международная межправительственная организация имеет право заключать договоры, но только по вопросам, предусмотренным Уставом ООН, иметь представительства в государствах-членах (например, представительство ООН В Республике Беларусь).
Таким образом, международная (межгосударственная) организация - это объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей, имеющее соответствующую систему органов, обладающее правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей государств-членов, и учрежденное в соответствии с международным правом.
18.Правосубъектность государственно-подобных образований.
Государственноподобные образования наделяются определенным объемом прав и обязанностей, выступают в качестве участников международного общения, обладают суверенитетом.
В качестве примеров государственноподобных образований можно назвать вольные города (Иерусалим, Данциг, Западный Берлин), статус которых определялся международным соглашением или резолюцией Генератьной Ассамблеи ООН (для Иерусалима). Такие города обладали правом заключать международные договоры, подчинялись только международному праву. Для этих субъектов были характерны демилитаризация и нейтрализация.
Государственноподобным образованием является Ватикан, созданный на основе Латеранского договора в 1929 г. Он участвует в работе ряда международных организаций и конференций, возглавляется главой католической церкви - Папой.
19.Международная правосубъектность индивидов
Проблема признания индивида субъектом международного права является дискуссионной, во многом спорной. Одни авторы отрицают правосубъектность индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права.
Так, А. Фердросс (Австрия) полагает, что «отдельные лица в принципе не являются субъектами международного права, так как международное право защищает интересы индивидов, однако наделяет правами и обязанностями не непосредственно отдельных лиц, а лишь государства, гражданами которого они являются» 2 . Другие специалисты считают, что индивид может быть лишь субъектом международных правоотношений. «Индивиды, находясь под властью государства, не выступают на международной арене от своего имени как субъекты международного права,- пишет В. М. Шуршалов.- Все международные договоры и соглашения о защите личности, основных прав и свобод человека заключены государствами, а потому конкретные права и обязанности из этих соглашений вытекают для государств, а не для отдельных индивидов. Индивиды находятся под защитой своего государства, и те нормы международного права, которые направлены на охрану основных прав и свобод человека, главным образом реализуются через посредство государств» 1 . По его мнению, согласно действующим нормам международного права индивид иногда выступает как субъект конкретных правовых отношений, хотя он и не является субъектом международного права 2 .
Еще в начале XX в. примерно такую же позицию занимал Ф. Ф. Мартене. Отдельные частные лица, писал он, не суть субъекты международного права, но имеют в области международных отношений определенные права, которые вытекают из: 1) человеческой личности, взятой самой по себе; 2) положения этих лиц как подданных государства 3 .
Авторы семитомного «Курса международного права» относят индивида ко второй категории субъектов международного права. По их мнению, индивиды, «обладая определенным довольно ограниченным кругом прав и обязанностей по международному праву, сами непосредственно не участвуют в процессе создания норм международного права» 4 .
Противоречивую позицию в данном вопросе занимает английский юрист-международник Я. Броунли. С одной стороны, он справедливо полагает, что существует общая норма, согласно которой физическое лицо не может быть субъектом международного права, и в определенных контекстах индивид выступает как субъект права в международном плане. Однако, по мнению Я. Броунли, «было бы бесполезно относить индивида к субъектам международного права, поскольку это предполагало бы наличие у него прав, которых в действительности не существует, и не избавляло бы от необходимости проводить различие между физическим лицом и иными видами субъектов международного права» 5 .
Более взвешенную позицию занимает Э. Аречага (Уругвай), по мнению которого, «в самой структуре международного правопо рядка нет ничего, что могло бы помешать государствам предоставить индивидам определенные права, вытекающие непосредственно из какого-либо международного договора, или предусмотреть для них какие-то международные средства защиты» 1 .
Л. Оппенгейм еще в 1947 г. отмечал, что «хотя нормальными субъектами международного права являются государства, они могут рассматривать физических и иных лиц как непосредственно наделенных международными правами и обязанностями и в этих пределах делать их субъектами международного права». Далее он уточняет свое мнение следующим образом: «Лица, занимавшиеся пиратством, подлежали действию норм, установленных в первую очередь не внутригосударственным правом различных государств, а международным правом» 2 .
Японский профессор Ш. Ода считает, что «после первой мировой войны была сформулирована новая концепция, согласно которой индивиды могут быть субъектами ответственности за нарушения против международного мира и правопорядка и они могут быть преследуемы и наказываемы по международной процедуре» 3 .
Профессор Оксфордского университета Антонио Кассис полагает, что в соответствии с современным международным правом индивидам присущ международно-правовой статус. Индивиды обладают ограниченной правосубъектностью (в этом смысле они могут быть поставлены в один ряд с другими, помимо государств, субъектами международного права: повстанцами, международными организациями и национально-освободительными движениями) 4 .
Из российских юристов-международников наиболее последовательным противником признания правосубъектности индивида является С. В. Черниченко. Индивид «не обладает и не может обладать ни одним элементом международной правосубъектности», считает он 5 . По мнению С. В. Черниченко, индивида «нельзя "ввести в ранг" субъектов международного права путем заключения соглашений, допускающих прямые обращения индивидов в международные органы» 6 Как было отмечено выше (§ 1 настоящей главы), субъекты международного права должны: во-первых, быть реальными (активными, действующими) участниками международных отношений; во-вторых, обладать международными правами и обязанностями; в-третьих, участвовать в создании норм международного права; в-четвертых, иметь полномочия по обеспечению выполнения норм международного права.
В настоящее время права и обязанности индивидов или государств по отношению к индивидам закреплены во многих международных договорах. Важнейшими из них являются Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.; Женевская конвенция о защите мирного населения во время войны 1949 г.; Устав Международного военного трибунала 1945 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; многочисленные конвенции, одобренные МОТ 1 . Например, ст. 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».
Из региональных договоров отметим Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и 11 протоколов к ней; Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Аналогичные конвенции имеются и в других регионах мира.
Эти договоры закрепляют права и обязанности индивидов как участников международных правоотношений, предоставляют индивиду права на обращение в международные судебные учреждения с жалобой на действия субъектов международного права, определяют правовой статус отдельных категорий индивидов (беженцев, женщин, детей, мигрантов, национальных меньшинств и т. д.).
Международные права индивидов, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, закреплены примерно в 20 многосторонних и в ряде двусторонних договоров.
Например, согласно ст. 4 Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г., раб, нашедший убежище на судне участвующего в данной Конвенции государства, 1р50 ГасШ становится свободным. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признает право каждого человека на: а) участие в культурной жизни; б) пользование результатами научного прогресса и их практическое применение; в) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.
В соответствии со ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Таким образом, в этой статье международное право гарантирует индивиду право на жизнь. Статья 9 Пакта гарантирует индивиду право на свободу и личную неприкосновенность. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой. Согласно ст. 16 каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. гласит: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 23).
Международный суд ООН в своем решении от 27 июня 2001 г. по делу братьев Лагранд против США отметил, что нарушение ст. 36 Венской конвенции о консульских соглашениях 1963 г. Соединенными Штатами представляет собой нарушение индивидуальных прав братьев Лагранд 1 .
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 Конституции).
Вопрос о правосубъектности индивидов закреплен в двусторонних договорах Российской Федерации. Например, в ст. 11 Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией 1993 г. констатируется, что стороны будут всемерно способствовать расширению контактов между гражданами обоих государств. Примерно такая же норма
закреплена в Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве между РСФСР и Венгерской Республикой 1991 г.
1. Международная ответственность индивидов. Устав Международного военного трибунала 1945 г. признает индивида субъектом международно-правовой ответственности. Согласно ст. 6 руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана. Должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государств или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания (ст. 7). Тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности (ст. 8).
Согласно Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. в случае совершения какого-либо преступления, а именно военных преступлений и преступлений против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определены в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала, не применяются сроки давности.
Субъектами ответственности являются представители государственных властей и частные лица, которые выступают в качестве исполнителей этих преступлений либо соучастников таких преступлений или непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, равно как и представители государственных властей, допускающие их совершение (ст. 2).
Конвенция обязывает государства-участники принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать все условия для выдачи лиц, указанных в ст. 2 этой Конвенции.
Индивид является субъектом международно-правовой ответственности, и по Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. лица, совершающие геноцид или какие-либо другие деяния (например, соучастие в геноциде, заговор с целью совершения геноцида), подлежат наказанию независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными лицами или частными лицами Лица, обвиняемые в совершении геноцида и других подобных деяний, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершенно это деяние, или международным уголовным судом. Такой суд может быть создан государствами - участниками Конвенции или ООН.
2. Предоставление индивиду права на обращение в международ
ные судебные учреждения.
Согласно ст. 25 Европейской конвенции
о защите прав человека и основных свобод 1950 г. любое лицо или
группа лиц вправе направить петицию в Европейскую комиссию
по правам человека. В такой петиции должны быть убедительные
доказательства того, что эти лица являются жертвами нарушений
соответствующим государством - участником Конвенции их
прав. Заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю
Совета Европы 1 . Комиссия может принимать дело к рассмотре
нию только после того, как в соответствии с общепризнанными
нормами международного права были исчерпаны все внутренние
средства защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия
окончательного внутреннего решения.
Согласно ст. 190 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. физическое лицо вправе предъявить иск государству - участнику Конвенции и требовать разбирательства дела в Трибунале по морскому праву.
Право индивида на обращение в международные судебные органы признается в конституциях многих государств. В частности, п. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации гласит: каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46).
3. Определение правового статуса отдельных категорий индиви
дов.
Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. личный ста
тус беженца определяется законами страны его домицилия или,
если у него такового нет, законами страны его проживания. Кон
венция закрепляет право беженцев на работу по найму, выбор
профессии, свободу передвижения и т. д.
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. гласит: каждый трудящийся-мигрант и любой член семьи повсюду имеют право на признание его правосубъектности. Речь, разумеется, идет прежде всего о признании международной правосубъектности, так как согласно ст. 35 Конвенции государства не должны препятствовать международной миграции трудящихся и членов их семей.
Международное право определяет также правовой статус замужней женщины, ребенка и других категорий индивидов.
Приведенные выше примеры дают основание предположить, что государства по ряду проблем (пусть даже немногим) наделяют индивидов качествами международной правосубъектности. Объем такой правосубъектности, бесспорно, будет возрастать и расширяться, ибо каждая историческая эпоха порождает своих субъект международного права.
Долгое время единственными полноправными субъектами м ждународного права были только государства. В XX в. вознию новые субъекты - межправительственные организации, а также нации и народы, борющиеся за свою независимость. В XXI в. будет расширен объем правосубъектности индивидов, признана правосубъектность других коллективных образований (например, международных неправительственных образований, транснациональных корпораций, церковных объединений).
Противники признания индивида субъектом международного права в качестве основного аргумента в подтверждение своей позиции ссылаются на то, что индивиды не могут заключать международные публично-правовые договоры и тем самым не могут участвовать в создании норм международного права. Действительно, это факт. Но в любой области права ее субъекты обладают неадекватными правами и обязанностями. Например, в международном праве договорная правоспособность в полном объеме присуща лишь суверенным государствам. Другие субъекты - межправительственные организации, государственно-подобные образования, да и нации и народы, борющиеся за независимость, - обладают договорной правоспособностью в ограниченном объеме.
Как отмечал князь Е. Н. Трубецкой, субъектом права называется всякий, кто способен иметь права, независимо от того, пользуется ли он ими в действительности или нет 1 .
Индивиды обладают международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через международные судебные органы) выполнение субъектами международного права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права
20.Понятие признания И его правовые последствия.
Международно-правовое признание - это односторонний добровольный акт государства, в котором оно констатирует, что признает появление нового субъекта и намерено поддерживать с ним официальные отношения.
Истории международных отношений известны случаи незамедлительного признания новых государств и правительств, а также упорных отказов в нем. Например, США были признаны в XVIII в. Францией в тот период, когда они еще не освободились окончательно от зависимости от Англии. Республика Панама была признана США в 1903 г. буквально через две недели после ее образования. Советское правительство было признано США только в 1933 г., т. е. спустя 16 лет после образования.
Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами. Например, в телеграмме Председателя Совета Министров СССР премьер-министру Кении от 11 декабря 1963 г. отмечалось, что Советское правительство «торжественно заявляет о своем признании Кении как независимого и суверенного государства и выражает готовность установить с ней дипломатические отношения и обменяться дипломатическими представительствами на уровне посольств».
В принципе, заявление об установлении дипломатических отношений является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявление об официальном признании.
Признание не создает нового субъекта международного права. Оно может быть полным, окончательным и официальным. Такой вид признания называется признанием ее ^ге. Неокончательное признание именуется йе Гас1о.
Признание бе Гас1о (фактическое) имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в ООН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе. Признание с!е Гас1о, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.
Поскольку признание бе ГасШ является временным, оно может быть взято обратно в случае, если отсутствующие условия, требуемые для признания, не будут реализованы. Взятие признания обратно имеет место при признании йе.("иге правительства-соперника, которому удалось завоевать прочное положение, или при признании суверенитета государства, аннексировавшего другое государство. Например, Великобритания взяла обратно в 1938 г. признание Эфиопии (Абиссинии) в качестве независимого государства в связи с тем, что признала <1е ]иге аннексию этой страны Италией.
Признание йе доге (официальное) выражается в официальных актах, например в резолюциях межправительственных организаций, итоговых документах международных конференций, в заявлениях правительства, в совместных коммюнике государств и т. д. Такой вид признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.
В практике признающих государств было немало случаев, к гда в заявлении о признании прямо указывалась форма призн ния. Например, в ноте Великобритании от 2 февраля 1924 г. отмечалось, что правительство Великобритании йе щге признает правительство СССР в пределах территории бывшей Российской империи, которая подчиняется его власти. Причем в этой ноте подчеркивалось, что «признание Советского Правительства России автоматически вводит в силу все договоры, заключенные между обеими странами до российской революции, за исключением тех, срок которых формально истек».
Признание ай Нос - это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.
Признание государств. По справедливому мнению Д. И. Фельдмана, признание государства - это одновременно своего рода оферта на установление правоотношений с признаваемым государством. Тем не менее в принципе признание - это политический акт двух государств - признающего и признаваемого 1 . В науке международного права для объяснения роли и значения признания государств сформулированы следующие две теории.
21.Виды признания
Различают признание государств и признание правительств.
Для признания государств существуют две теории: конститутивная и декларативная. Первая исходит из того, что только признание делает государство субъектом международного права. Согласно второй, наиболее признанной, признание лишь констатирует появление нового государства и облегчает контакты с ним.
Обязанности признания государства не существует, однако длительное непризнание может серьезно осложнить отношения между государствами. Признание может быть явно выраженным (заявление правительства о признании государства), но иногда его можно усмотреть в определенных действиях - например, в предложении установить дипломатические отношения.
Существуют две формы признания государств: де-юре и де-факто.
Признание де-юре является полным, окончательным, влечет установление дипломатических отношений.
Признание де-факто не влечет установления дипломатических отношений, является выражением неуверенности в том, что данный субъект будет существовать длительное время.
Признание правительств представляет собой добровольный акт правительства уже признанного государства, свидетельствующий о том, что оно, во-первых, считает правительство другого государства способным представлять данное государство и, во-вторых, намерено поддерживать с ним официальные отношения. Признание правительства может быть как полным и окончательным, так и временным, ограниченным определенными условиями.
Признание нового правительства де-юре выражается в заявлении и таком признании; оно имеет обратную силу.
Признание де-факто не означает полного признания компетенции отдельных властей, может выражаться в подписании соглашений, имеющих временный или ограниченный характер.
22.Понятие правопреемства
Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. Например, объединение Германии, отделение в 1991 г. Латвии, Литвы и Эстонии от СССР, распад СССР и др. Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений на международные обязательства, о судьбе собственности или, иначе говоря, о правопреемстве.
Под эгидой ООН приняты две конвенции о правопреемстве: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. (далее - Конвенция 1983 г.). Обе эти конвенции не стали действующими, однако фактически применяются, даже не набрав необходимого количества ратификаций.
23.Правопреемство в отношении международных договоров.
Правопреемство не касается договоров, установивших границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства.
При переходе части территории от одного государства к другому действует принцип подвижности договорных границ, в соответствии с которым границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства. Исключением являются те договоры, которые непосредственно связаны с отошедшей территорией. Это относится и к членству в ООН. Что же касается государства, образовавшегося на отделившейся территории, то при решении вопроса об обязательствах нового государства по договорам государства-предшественника большую роль играют политические факторы, однако традиционно новое государство не несет обязательств по договорам государства-предшественника.
24.Правопреемство в отношении государственной собственности.
Основные нормы по вопросу правопреемства в отношении государственной собственности содержатся в Конвенции 1983 г. Эти нормы касаются только государственной собственности государства-предшественника. Режим правопреемства не распространяется на права и обязательства физических и юридических лиц.
Что касается компенсации за собственность, переходящую к государству-преемнику, то переход права собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа (ст. 11 Конвенции 1983 г.). Вместе атем в Конвенции 1983 г. оговорено, что ее положения не наносят ущерба какому-либо вопросу о справедливой компенсации между государством-предшественником и государством-преемником, который может возникнуть в результате правопреемства при разделении государства или отделении от него части территории.
Нормами правопреемства устанавливается неодинаковый режим для перехода движимой и недвижимой собственности. При объединении государств к государству-преемнику переходит вся государственная собственность государств-предшественников. При разделении государства и образовании на его территории двух или более государств-преемников:
Недвижимая собственность государства-предшествен
ника переходит к тому государству-преемнику, на терри
тории которого она находится;
Недвижимая собственность, находящаяся за преде
лами государства-предшественника, переходит к государ
ствам-преемникам, как указывается в Конвенции 1983 г.,
«в справедливых долях»;
движимая собственность государства-предшественни
ка, связанная с его деятельностью в отношении территорий,
являющихся объектом правопреемства, переходит к соот
ветствующему государству-преемнику; иная движимая собст
венность переходит к преемникам «в равных долях». В случае передачи части территории одного государства другому переход государственной собственности регулируется соглашением между этими государствами.
Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности не применимы в том, что касается ядерного оружия, также являющегося такого рода собственностью.
25.Правопреемство в отношении государственных архивов.
Что касается государственных архивов, то Конвенцией 1983 г. предусматривается обязанность государства-предшественника принимать меры по предотвращению ущерба или уничтожения архивов, которые переходят к государству-преемнику. Правопреемство не касается архивов, которые находятся на территории государства-предшественника, но принадлежат третьему государству согласно внутреннему праву государства-предшественника (ст. 24 Конвенции 1983 г.). При объединении государств и образовании одного государства-преемника к нему переходят государственные архивы государств-предшественников. При разделении государства, когда на его месте возникает несколько государств-преемников, часть архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления этой территорией, переходит к этому государству. К нему также переходит другая часть архивов, имеющая непосредственное отношение к его территории.
При отделении от государства части его территории, на которой образуется новое государство, часть архивов государства-предшественника, которая для целей нормального управления отделившейся территорией должна находиться на этой территории, переходит к государству-преемнику. Аналогичные правила применяются и тогда, когда отделившаяся часть государства объединяется с другим государством. По договоренности между государством-предшественником и государством-преемником могут устанавливаться другие правила правопреемства относительно государственных архивов, однако при этом не должно нарушаться право народов этих государств на развитие и информацию об их истории и культурном наследии.
26.Правопреемство в отношении государственных долгов.
Конвенция 1983 г. регулирует также вопросы правопреемства государств в отношении государственных долгов. Правопреемство, за исключением особых случаев, не на носит ущерба правам тех, кто предоставил кредит. Когда государства объединяются и образуют одно государство-преемник, к нему переходят государственные долги государств-предшественников.
При разделении государства на несколько частей и если государства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливой доле с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят к ним в связи с государственным долгом. Аналогичное правило при отсутствии соглашения применяется, когда происходит отделение части территории государства и образование на ней государства-преемника или когда отделившаяся часть территории объединяется с другим государством, а также когда часть территории передается одним государством другому.
27.Правопреемство в отношении гражданства физических лиц
Правопреемство государств в отношении гражданства физических лиц. Как справедливо отмечает новозеландский юрист О"Коннел, «последствия изменения суверенитета для гражданства жителей (территории, затрагиваемой правопреемством) представляют собой одну из наиболее сложных проблем в области правовых норм о правопреемстве государства» 1 .
Проблема гражданства в случае правопреемства государств требует разработки и принятия универсальной конвенции. Хотя гражданство в основном регулируется внутренним правом государства, оно имеет прямое отношение к международному правопорядку. Не случайно Совет Европы 14 мая 1997 г. принял Европейскую конвенцию о гражданстве, содержащую, в частности, положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств. Другой орган Совета Европы - Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) - принял в сентябре 1996 г. Декларацию о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. была первым международным документом, в котором закреплено «право каждого человека на гражданство». Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Конвенция о правах ребенка 1989 г. признают право каждого ребенка на приобретение гражданства.
Комиссия международного права ООН разработала «Проект статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств». Основные положения этого документа сводятся к следующему.
Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств. Причем не имеет значения, приобрели ли они гражданство государства-предшественника по рождению, в силу принципа Д13 $оИ (права почвы) или.щз 8ап§шгш (право крови), либо путем натурализации, либо даже в результате предыдущего правопреемства государств.
Затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы лица, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства. Во всякий международный договор, предусматривающий передачу территории, должны включаться постановления, которые гарантировали бы, что никакое лицо не станет апатридом в результате такой передачи.
Каждое государство обязано без неоправданной задержки принять законодательство, касающееся гражданства и других связанных с ним вопросов, возникающих в связи с правопреемством государств. Именно так обстояло дело в случае возникновения ряда новых независимых государств. Например, одновременно с разделением ЧССР Чешская Республика 29 декабря 1992 г. приняла Закон о приобретении и потере гражданства, а Хорватия с провозглашением своей независимости 28 июня 1991 г. приняла Закон о гражданстве.
Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств происходит на дату правопреемства государств. То же самое касается приобретения гражданства вследствие осуществления оптации, если в период между датой правопреемства государств и датой осуществления такой оптации затрагиваемые лица оказались бы лицами без гражданства. Государство-преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства. Госу дарство-преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.
Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась. В договорах, заключенных после Первой мировой войны, общая политика состояла в обеспечении того, чтобы члены какой-либо семьи приобретали то же гражданство, что и глава семьи, независимо от того, приобрел ли последний его автоматически или путем оптации. Принцип единства семьи, например, был закреплен в ст. 37, 85, 91, 116 и 113 Мирного договора между союзными и объединившимися державами и Германией 1919 г.; ст. 78-82 Мирного договора между союзными и объединившимися державами и Австрией 1919 г.; ст. 9 Тартуского мирного договора от 11 декабря 1920 г. относительно уступки Россией Финляндии района Петсамо; ст. 21 и 31-36 Лозаннского договора 1923 г.
Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство: а) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; б) имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника.
Принцип обычного места жительства был применен при создании вольного города Данцига (ст. 105 Версальского мирного договора 1919 г.) и расчленении Австро-Венгерской империи (ст. 70 Сен-Жерменского мирного договора 1919 г.). Позднее она применялась при отделении Бангладеша от Пакистана в 1971 г., а также когда Украина (ст. 2 Закона о гражданстве Украины 1991 г.) и Беларусь (ст. 2 Закона о гражданстве Республики Беларусь 1991 г.) стали независимыми после распада СССР. Критерий «место рождения» был применен в случае отделения Эритреи от Эфиопии в 1993 г.
28.Право международных договоров, его источники и кодификация.
Право международных договоров - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по поводу заключения, исполнения и прекращения международных договоров.
Основными источниками права международных договоров являются конвенции, разработанные Комиссией международного права ООН:
Венская конвенция о праве международных договоров
1969г.;
Венская конвенция о правопреемстве государств в отно
шении международных договоров 1978 г.;
Венская конвенция ООН о праве договоров между госу
дарствами и международными организациями 1986 г.
Термин «международный договор»
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. термин «договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Закон Республики Беларусь от 23 октября 1991 г. № 1188-ХП «О международных договорах Республики Беларусь» (в редакции Закона от 15 ноября 2004 г. .\ г д 331-3 определяет международный договор Республики Беларусь как межгосударственный, межправительственный или международный договор межведомственного характера, заключенный в письменной форме Республикой Беларусь с иностранным государством (иностранными государствами) и (или) с международной организацией (международными организациями), который регулируется международным правом незави симо от того, содержится договор в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, решение, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и др.).
29.Процедура заключения договоров.
Заключение международного договора состоит из двух стадий:
1) согласование воль относительно текста договора;
2) согласование воль относительно обязательности до
говора.
Первая стадия заключения двустороннего договора состоит из проведения переговоров между сторонами и достижения согласия с разработанным текстом, а при заключении многостороннего договора эта стадия состоит из разработки и принятия текста договора международной конференцией или органом международной организации.
Для участия в переговорах представитель должен иметь полномочия. Без необходимости предъявления полномочий считаются представляющими свое государство:
а) главы государств, главы правительств и министры
иностранных дел - в целях совершения всех актов, отно
сящихся к заключению договора;
б) главы дипломатических представительств - в целях
принятия текста договора между аккредитующим государ
ством и государством, при котором они аккредитованы;
в) представители, уполномоченные государствами пред
ставлять их на международной конференции или в междуна
родной организации, или в одном из ее органов, - в целях
принятия текста договора на такой конференции, в такой
организации или в таком органе.
После того как текст договора согласован и принят, становится необходимым каким-то образом зафиксировать, что данный текст является окончательным и не подлежит изменениям со стороны уполномоченных. Процедура, посредством которой принятый текст договора объявляется окончательным, называется установлением аутентичности текста. Это особая подстадия в заключении международного договора, так как всякое правительство, прежде чем взять на себя обязательства по договору, должно точно знать, каково же окончательное его содержаниеПроцедура установления аутентичности текста определяется или в самом тексте, или путем соглашения между договаривающимися государствами. В настоящее время применяются следующие формы установления аутентичности текста международных договоров: парафирование, включение текста договора в заключительный акт международной конференции, на которой он был принят, включение текста договора в резолюцию международной организации и др. Кроме того, если после принятия текста международного договора имеет место его подписание, то заключение договора как бы минует этап установления аутентичности текста.
Парафирование - это установление аутентичности текста договора инициалами уполномоченных договаривающихся государств в свидетельство того, что данный согласованный текст договора является окончательным. Парафирование может относиться только к отдельным статьям и применяется обычно при заключении двусторонних договоров. Поскольку оно по существу не является подписанием, так как не выражает согласия государства на обязательность для него международного договора, то специальных полномочий для этой процедуры не требуется. Ее цель -быть доказательством окончательного согласования текста международного договора. После проведения парафирования текст не может быть изменен даже по соглашению между уполномоченными. Парафирование позволяет избежать возможных споров и недоразумений относительно окончательных формулировок положений договора. В этом также заключается его важное значение. Но парафирование не заменяет подписания договора.
Вторая стадия заключения международного договора состоит из индивидуальных действий государств, которые в зависимости от условий"конкретного договора могут быть различными.
Согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились стороны.
Подписание договора в зависимости от условий договора может являться завершением процесса его заключения (если договор вступает в силу с момента подписания) или же одним из этапов заключения (если договор требует рати фикации или утверждения). Ратификация - это акт утверждения договора одним из высших органов государства, который выражает согласие на обязательность договора. Обязательной ратификации подлежат договоры, которые ее предусматривают или относительно которых иным образом установлено соответствующее намерение сторон. Утверждению, принятию подлежат те договоры, по которым стороны предусмотрели эту процедуру и которые не подлежат ратификации. Присоединение - это акт согласия на обязательность договора, уже заключенного другими государствами. Возможность присоединения должна быть предусмотрена в самом договоре или согласована с его участниками.
30.Форма и структура договора.
Форма договора (устная или письменная) выбирается сторонами, однако доминирующей является письменная форма.
Международный договор может называться по-разному: конвенция, соглашение, пакт, обмен нотами.
Договор состоит из трех частей:
преамбула (содержит указание на мотивы и цели договора);
основная часть (определяет предмет договора, права и обязанности сторон);
заключительная часть (устанавливает порядок вступления в силу договора и срок его действия).
Язык договора определяется сторонами. Обычно это языки обеих договаривающихся сторон и еще один - нейтральный. Договоры могут заключаться и на официальных языках ООН. Устанавливается так называемое правило альтерната: при любом перечислении договаривающихся государств, их представителей, столиц на первом месте всегда должно быть то государство (представитель и т. д.), кому принадлежит этот экземпляр договора, включающий тексты на обоих языках.
31.Срок действия договора.
В международном праве действует принцип «договоры должны соблюдаться», в соответствии с которым участник договора должен не только соблюдать данный договор, но и не заключать новых, противоречащих.уже заключенному Несоблюдение этого принципа может привести к международно-правовой ответственности.
Стороны не могут ссылаться на свое внутреннее право в обоснование невыполнения договора.
Что касается действия договора во времени и пространстве, то по срокам договоры делят на срочные, бессрочные, неопределенно-срочные, а по сфере действия в пространстве - на универсальные (могут распространяться на государства всего мира) и региональные (предполагается участие государств одного региона).
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом