Конвенцией по морскому праву 1982 г. Иные термины и правила пользования конвенции организации объединенных наций

См . также более свежее издание
В книге рассмотрены международно-правовые вопросы, обсуждавшиеся на Третьей конференции ООН по морскому праву. Подчеркнута роль социалистических стран в справедливом решении политико-правовых проблем режима морских пространств. Освещены основные положения Конвенции ООН по морскому праву и влияние новых конвенционных норм на мореплавание.

Пособие предназначено для офицеров Военно-Морского Флота и лиц, интересующихся новыми международно-правовыми нормами, принятыми на Третьей конференции ООН по морскому праву.

Глава 1. Новый этап в развитии международного морского права

Глава 2. Территориальное море (территориальные воды) и прилежащая зона
2.1. Основные проблемы
2.2. Понятие, границы и ширина территориальных вод
2.3. Правила отсчета ширины территориальных вод
2.4. Правовой режим территориальных вод
2.5. Юрисдикция прибрежного государства на борту иностранною судна
2.6. Понятие, ширина, правила.отсчета и правовой режим прилежащей зоны
2.7. Военное мореплавание в территориальных водах и прилежащей зоне

Глава 3. Проливы, используемые для международного судоходства
3.1. Проблема регулирования правового режима проливов, используемых для международного судоходства
3.2. Правовой режим международных проливов

Глава 4. Государства - архипелаги. Внутриконтинентальные государства
4.1. Правовой статус государств - архипелагов
4.2. Правовой режим архипелажных вод
4.3. Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на свободу транзита

Глава 5. Исключительная экономическая зона
5.1. Концепция исключительной экономической зоны
5.2. Понятие, ширина и правовой режим исключительной экономической зоны

Глава 6. Континентальный шельф прибрежного государства
6.1. Понятие "континентальный шельф"
6.2. Правовой режим континентального шельфа прибрежного государства

Глава 7. Открытое море
7.1. Понятие и международно-правовой режим открытого моря

Глава 8. Международный район морского дна
8.1. Становление концепции Международного района морского дна
8.2. Правовой режим Района

Глава 9. Защита и сохранение морской среды
9.1. Сотрудничество государств в области защиты Мирового океана от загрязнения
9.2. Общие обязанности государств по защите и сохранению морской среды
9.3. Предотвращение загрязнения морской среды военными кораблями

Глава 10. Морские научные исследования. Разработка и передача морской технологии
10.1. Морские научные исследования
10.2. Режим морских научных исследований в различных морских пространствах
10.3. Международное сотрудничество в области морских научных исследований
10.4. Разработка и передача морской технологии

Глава 11. Искусственные сооружения в морской среде
11.1. Понятие искусственного сооружения
11.2. Размещение искусственных сооружений в морской среде
11.3. Правовое положение искусственных сооружений
11.4. Системы сбора океанских данных
11.5. Юрисдикция государств в отношении искусственных сооружений

Глава 12. Урегулирование споров
12.1. Общие положения об урегулировании споров, касающихся толкования или применения Конвенции 1982 г.
12.2. Обязательные средства урегулирования споров, касающихся толкования или применения Конвенции 1982 г.

Приложение. Конвенция Организации Объединенных Наций во морскому праву

Данная Конвенция, явившаяся результатом большой и кропотливой работы значительного числа субъектов международного права, представляет собой один из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Конвенция 1982 г. состоит из 17 частей, включающих 320 статей, и 9 приложений. 16 ноября 1994 г., по истечении 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступила в силу. Украина в Конвенции 1982 г. не участвует, однако готовится присоединиться к ней.

Конвенция подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря 12 миль. Она подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция ввела новый институт -- архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам. В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности четко определила внешнюю границу континентального шельфа.

Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории -- района морского дна за пределами континентального шельфа («Района»). Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые согласно международному праву, и проводить морские научные исследования. В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды.

Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

В связи с тем что Конвенция кодифицировала ряд обычно-правовых норм, эти нормы продолжают действовать для государств, не участвующих в ней.

В целом можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. -- это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеющий целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

УДК 341.225.5

Страницы в журнале: 133-137

Дж. Абгарян,

аспирантка очного отделения кафедры международного права МГИМО (Университет) МИД России Россия, Москва [email protected]

Анализируется содержание Конвенции ООН по морскому праву 1982 года как результат развития международного морского права к концу ХХ века.

Ключевые слова: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, международное морское право, обычное международное право, договорное международное право.

В конце ХХ века такая отрасль международного права, как международное морское право, сложилась как обширный и сложный комплекс норм, регулирующих чрезвычайно разнообразную деятельность в Мировом океане, составляющем две трети поверхности нашей планеты. Массив норм, называемых «международным морским правом», уже тогда состоял из большого числа договоров, обычно-правовых норм, решений международных судов и арбитражей. Необходимость кодификации этого разрозненного материала, а также развитие технологий, сделавшее технически возможными разработку и добычу полезных ископаемых на глубоководном морском дне, привели к созыву Третьей Конференции ООН по морскому праву (далее также - Конференция)1.

Две главные черты Третьей Конференции - это, с одной стороны, участие практически всего мира в ее работе: Бернардо Сулета, заместитель Генерального секретаря ООН и его специальный представитель по морскому праву, заявил, что в работе Конференции принимали участие посланцы более 150 государств, представлявших все регионы мира, все правовые и политические системы . С другой стороны, объектом работы Конференции были правоотношения планетарного масштаба, поскольку Мировой океан занимает две трети поверхности нашей планеты .

В результате работы Третьей конференции по морскому праву была создана Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее также - Конвенция) - самый крупный в то время международный договор: в ней 320 статей и 9 приложений, регулирующих все аспекты использования морских пространств, от делимитации до контроля над загрязнением морской среды, научных исследований, экономических видов деятельности и межгосударственной передачи технологий.

В Конвенции закреплен правовой статус всех морских пространств, живых и минеральных ресурсов Мирового океана и его дна, а также регламентируются все современные виды и сферы деятельности государств по исследованию, использованию и освоению всех морей и океанов и их естественных ресурсов . Конвенцию стали называть «Конституцией для океанов» .

Специфическая черта Конвенции - ее «пакетный» характер. Согласно ст. 309 «никакие оговорки к Конвенции или исключения из нее не могут делаться, кроме случаев, когда они явно допустимы в соответствии с другими статьями Конвенции». На самом деле в Конвенции допущено очень немного исключений, которые касаются именно признания юрисдикции судебных органов для разрешения споров по Конвенции . Это значит, что каждое государство, присоединяясь к Конвенции, должно соглашаться со всеми ее 320 статьями; учитывая компромиссный характер большинства статей и множество новаций, предложенных участниками Конференции, совершенно реальным становилось предположение о возникновении многих споров и разногласий в процессе ее применения.

Конвенция получила широкое признание в мире. В настоящее время ее участниками являются 167 государств и других субъектов (например, Европейский союз).

Конвенция имеет беспрецедентный характер с точки зрения теории международного права: с одной стороны, она носит кодифицирующий характер, с другой - нормотворческий. Так, представитель Великобритании на заключительной сессии Конференции заявил: «Многие положения Конвенции являются результатом переформулирования или кодификации существующего конвенционного или обычного международного права или практики государств» . В этом же смысле высказывались делегации Индонезии и Камеруна .

Как считают некоторые исследователи, сам процесс переговоров в рамках Конференции был процессом создания обычных норм. Например, Дж. Мур писал, что 17-летние переговоры в рамках Конференции по морскому праву составляют часть международного правотворческого процесса в отношении океанов, а действия государств - центральный элемент в формировании обычая .

Однако многие положения Конвенции совершенно новы. Г.М. Мелков сделал попытку перечислить новые важнейшие институты международного морского права, введенные Конвенцией: исключительная экономическая зона; проливы, используемые для международного судоходства с правом транзитного прохода в них; архипелажные государства с правом архипелажного прохода через архипелажные воды; замкнутые и полузамкнутые моря; морские научные исследования; защита и сохранение морской среды; Международный район морского дна; Международный орган по морскому дну и его предприятие с правом самостоятельной разработки минеральных ресурсов глубоководного района морского дна и с участием государств; обязательный выбор одного из судебных или арбитражных средств для разрешения споров о толковании и применении Конвенции; Международный трибунал по морскому праву; обязанность сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими; государства, не имеющие выхода к морю, и др.

Многие из названных проблем не встречались ни в договорах, ни в односторонней практике государств. Однако в последующем эти институты настолько широко вошли в практику государств, что их уже можно считать общепризнанным обычаем, причем кристаллизация этой обычной нормы началась уже в ходе переговоров в рамках Конференции, когда Конвенция была еще весьма далека от принятия в окончательном виде.

Благодаря «пакетной» договоренности оба источника международного права - обычай и договор - слиты в единое целое. Недаром Международный суд ООН (далее также - Суд), оценивая Конвенцию, заявил: «Хотя многие положения Конвенции отмечены печатью компромисса, необходимого для их принятия, они вполне соответствуют современному международному праву» . Особенно Международный суд подчеркивал, что такие новые концепции международного морского права, как континентальный шельф или исключительная экономическая зона, были поддержаны участниками Конференции без возражений. С точки зрения Суда, это свидетельство консенсуса и составляет этап рождения международного обычая .

В другом решении, по делу о континентальном шельфе между Ливией и Мальтой , Суд отметил принятие Конвенции «подавляющим числом государств», а практика государств, по его мнению, показывает, что институт исключительной экономической зоны уже стал частью обычного права. В некоторых других решениях Суд высказывался о том, что сами спорящие государства признают, что большая часть норм Конвенции уже стала обычным правом Правда, стороны в споре не могли достичь согласия относительно обычно-правового характера части IV Конвенции «Воды государств-архипелагов», но Суд не стал прояснять свою позицию по этому вопросу, посчитав, что спор может быть решен и без этого.

В решении по известному делу о военных и им подобных действиях в Никарагуа и против нее Суд заявил, что в положениях Конвенции относительно суверенитета прибрежного государства в территориальном море кодифицирован один из твердо установленных и одобренных временем принципов обычного международного права. Суд также квалифицировал в качестве обычной нормы право мирного прохода для иностранных судов и кораблей, отраженное в ст. 18 (1b ) Конвенции, а также свободу судоходства в исключительной экономической зоне . Примечательно, что Суд не стал отыскивать факт признания государствами юридической обязательности норм, охарактеризованных им как обычное право (opinio juris ), и не искал их отражения в практике государств. Известный ученый К. Томушат расценил подобные факты как правомерное возникновение международных обязательств помимо или даже против воли отдельных государств .

Принятие Конвенции консенсусом и подавляющим числом государств делает нормы обязательными даже для тех государств, которые прямо не участвовали в их принятии. Если существует широкое признание международным сообществом, крайне маловероятно, что какое-либо государство станет выдвигать свои возражения после того, как это широкое признание подтверждено мировой практикой.

Однако нельзя не принимать во внимание большое разнообразие норм международного морского права. Как правильно отметил Ф. Оррего Викунья, «даже если взять отдельный институт, например, территориальное море, мы увидим, что хотя некоторые его элементы, например, 12-мильную ширину, можно считать общепризнанными, другие элементы, может быть, придется оценивать совсем по-другому» . Действительно, что касается исключительной экономической зоны, общепризнанными следует считать полномочия прибрежного и других государств, перечисленные в ст. 56 и 58 Конвенции. Однако такое общее признание сомнительно в отношении юрисдикции прибрежного государства в области рыболовства, охраны морской среды и научных исследований. Тем не менее толкование соответствующих детальных постановлений не должно отклоняться от того смысла, который придавался им участниками Кон-

ференции. Только таким образом может проявляться уважение к совместной воле государств, выраженной ими в консенсусе, лежащем в основе многих положений Конвенции. Возможно, что односторонние действия государств в процессе осуществления Конвенции будут не вполне соответствовать ее положениям, но это не значит, что такие государства считают возможным утверждение иных положений: в решении по делу о военных и им подобных действиях в Никарагуа Международный суд заявил, что считает достаточным, чтобы поведение государств соответствовало общим нормам в целом; несоответствие поведения государства какой-либо норме должно рассматриваться как нарушение данной нормы, а не как стремление утвердить новую норму .

Таким образом, положения Конвенции в любом случае служат критерием правомерности поведения государств. Можно сказать, что Конвенция излагает стандарты такого поведения. Это подтверждается тем, что ООН от имени мирового сообщества время от времени подтверждает приверженность обязательствам по Конвенции, заявляя, что она содержит «правовые рамки, в которых должна осуществляться вся деятельность в морях и океанах» .

В ходе Конференции имела место практика государств и совсем другого рода, а именно индустриально развитые страны поначалу заняли отрицательную позицию в отношении концепции общего наследия человечества применительно к глубоководному морскому дну .

Первоначально развивающиеся страны, которые составляли численное большинство на Конференции, попытались использовать «машину голосования» для того, чтобы наложить на развитые страны нечто вроде «налога на морскую деятельность» и получать отчисления от добычи полезных ископаемых . Тогда некоторые страны, а именно Великобритания, США, Франция, Германия, Италия и Советский Союз приняли законы, допускающие физических и юридических лиц их гражданства к разработкам морского дна. Более того, Германия, Франция, США и Великобритания заключили между собой соглашение под названием «Временное регулирование», касающееся добычи полиметаллических конкреций на глубоководном дне . Впоследствии выяснилось, что практическая разработка донных полезных ископаемых требует еще довольно большой подготовки, и все названные выше страны, за исключением США, стали участниками Конвенции, а также Соглашения, которым была дополнена Часть XI Конвенции о разработках морского дна . Подготовительная комиссия для Органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву в 1985 г. приняла резолюцию, в которой осудила односторонние действия участников соглашения о временном регулировании и заявила о том, что только Конвенция является источником норм, применимых к режиму в Международном районе морского дна. Следует отметить, что и планировавшийся «налог на добычу» теперь превратился в отчисления только тем развивающимся странам, которые на суше ведут добычу ископаемых, идентичных добываемым на дне, так что эти отчисления фактически стали средством выравнивания мирового рынка металлов.

В настоящее время после того, как началось практическое осуществление положений Конвенции о расширении национальной юрисдикции прибрежных государств на континентальный шельф за пределы 200 морских миль, выяснилась реальная невыгода от неучастия США в Конвенции, поскольку такое расширение невозможно за пределами организационных схем, установленных Конвенцией .

Таким образом, история создания Части XI Конвенции показывает, что односторонняя практика отдельных государств не может противостоять широкому консенсусу большинства.

Как писал еще в 1984 г. С.В.Молодцов, «положения новой Конвенции ООН по морскому праву отразили opinio juris второй половины ХХ века» . Это opinio juris подтвердилось не только участием в соответствующих международных соглашениях, но и принятием адекватного им национального законодательства, одобрением соответствующих совместных деклараций государств и резолюций международных организаций.

С точки зрения права международных договоров, Конвенция ООН представляет собой новацию в том, что для ее толкования не могут привлекаться подготовительные материалы, а сам текст вырабатывался на основании общего согласия. Придание ей «пакетного» характера привело к возникновению множества компромиссных положений и создало целый набор сложных балансов интересов. Поэтому для дальнейшего достижения общего согласия и улаживания противоречий в Конвенцию введена Часть XV , которая предоставляет огромные возможности для выбора средств разрешения споров. Данная часть Конвенции имеет значительные отличия от всех других: только в ней государства-участники имеют право делать ограничения и исключения , осуществлять выбор средства разрешения своих споров, отклоняясь при этом от положений Конвенции.

Однако Конвенция сконструирована не как застывшее произведение, изолированное от остального международного права и закрытое в себе. Во многих случаях в ней содержатся ссылки на нормы общего международного права либо общепризнанные нормы или стандарты, заимствованные из других договоров, прямо включены в текст Конвенции.

С.А. Гуреев, рисуя общую картину источников международного морского права, в качестве главенствующего называет Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, но указывает также, что приняты конвенции и по другим важным проблемам:

Обеспечение технической безопасности мореплавания;

Защита морской среды, включая предотвращение загрязнения моря с судов, установок и платформ, предназначенных для различных целей;

Осуществление промыслов живых ресурсов и разработка минеральных ресурсов;

Режим морских портов и требования к иностранным судам в них;

Разработка живых и минеральных ресурсов Антарктики;

Транзитная торговля внутриконтинентальных государств;

Демилитаризация и нейтрализация отдельных районов Мирового океана и создание безъядерных зон .

Поэтому Конвенция должна толковаться и применяться в соответствии с общепринятыми правилами права договоров, включая те, которые допускают учет иных договоров и обычных норм международного права для целей толкования Конвенции.

Для выполнения сложной двуединой задачи - толкования положений Конвенции и разрешения разногласий государств-участников в процессе толкования впервые в истории создана обширная система органов мирного разрешения споров. Председатель Конференции Ч. Амерасингхе назвал эту систему «краеугольным камнем правопорядка, созданного Конвенцией, и опорой, на которой должен держаться тонкий баланс компромиссов, отраженных в ней» .

Список литературы

1. Гуреев С.А. Глава I . Понятие, источники, принципы и субъекты международного морского права // Международное морское право: учеб. пособ. - М., 2003.

2. Заявление Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Хавьера Переса де Куэльяра на заключительной сессии Конференции по морскому праву 10 декабря 1982 года // Морское право. Конвенция ООН по морскому праву. - Нью-Йорк, 1982.

3. Мелков Г.М. Военное мореплавание и безопасность России в XXI веке: международно-правовые и национальные проблемы. - М., 2010. Ч. 2.

4. Мировой океан и международное право. - М., 1986 - 1991.

5. Молодцов С.В. Правовой режим судоходства в международных проливах // Правовые и экономические проблемы регулирования международного судоходства. - М., 1984.

6. Официальный текст Конвенции ООН по морскому праву с приложениями и предметным указателем. Издание ООН. - Нью-Йорк, 1984.

7. Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года. Принято резолюцией 48/263 Генеральной Ассамблеи от 28 июля 1994 года.

8. Старжина Т.М. Орган по морскому дну // Современное международное морское право / отв.ред. М.И. Лазарев. - М., 1984.

9. Старжина-Бисти Т.М. Кладовые дна Мирового океана. - М., 1980.

10. Шинкарецкая Г.Г. Арктический шельф и не участвующие в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государства // Морские пространства Арктики: современный правовой аспект.- М., 2013.

11. Шинкарецкая Г.Г. Новое в мирном разрешении морских споров // Мировой океан и международное право: основы современного правопорядка в Мировом океане. - М., 1986.

12. Шинкарецкая Г.Г. Принцип мирного разрешения международных споров, возникающих при использовании морских пространств и ресурсов // Мировой океан и международное право: основы современного правопорядка в Мировом океане. - М., 1986.

13. Brown E. The International Law of the Sea. 1994.

14. Case concerning Maritime Delimitation and Territorial Questions between Quatar and Bahrein (Merits) // ICJ Reports. 2001.

15. Case concerning Military and Para-military Activities in and against Nicaragua // ICJ Reports. 1986.

16. Case concerning Military and Para-military Activities in and against Nicaragua (Мerits) // ICJ Reports. 1986.

17. Сontinental Shelf Case between Libyan Arab Jamahiriya and Malta // ICJ Reports. 1985.

18. Delimitation of the Marine Boundary in the Galf of Maine Area // ICJ Reports. 1984.

19. Doc. UN A/Conf.62/C 1/L30.

20. Memorandum of President Amerasinghe, Third United Nations Conference on the Law of the Sea, Official Records. Vol. V, 122, para 6.

21. Moore J. Customary international law after the Convention // Krueger R.B., Rosenfeld S.A.(eds.). The developing order of the Oceans. 1984.

22. Oceans and the Law of the Sea. UNGA Resolution 55/7, October 30, 2000, preamble.

23. Orrego Vicuna. The Law of the Sea experience and the corpus of international law: effects and interrelationships//Krueger R.B., Rosenfeld S.A.(eds.) // The developing order of the Oceans. 1984.

24. Statement of the United Kingdom, 189th meeting. Official Records of the Third United Nations Conference on the Law of the Sea. Vol.17.

25. Tomuschat C. Obligations arising for states without or against their will//Recueil des cours.1993. V. 241.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS ) определяет правовой режим морских пространств и обеспечивает международно-правовую основу деятельности государств по исследованию и использованию морей и океанов и их ресурсов. Конвенция строится на понимании тесной взаимосвязи проблем Мирового океана и осознания необходимости совместного поиска их решений.

В UNCLOS зафиксированы результаты многосторонних обсуждений важнейших норм , включая определение морских зон – территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря, Международного района морского дна и архипелажных вод. Конвенция также содержит положения, касающиеся судоходства и воздушных перелетов, разведки и эксплуатации ресурсов, защиты морской среды и свободы научных исследований.

Исторические предпосылки.

Изначально морское право складывалось в форме обычаев. Начиная с XVII века национальные права ограничивались полосой воды, примыкающей к берегу страны. Ширина этой полосы, согласно правилу «пушечного выстрела», разработанному голландским юристом Корнелиусом ван Бинкершоком, составляла, как правило, 3 морские мили. Все воды за пределами национальных границ считались открытыми и свободными для всех народов, не подпадающими под суверенитет какого-либо государства (принцип «свободного моря», сформулированный Гуго Гроцием).

Технологические достижения конца XIX – начала XX века привели к серьезному обострению соперничества между странами за контроль над океаном и его ресурсами. Крупные рыболовные суда, способные находиться в море в течение нескольких месяцев, быстро истощали запасы промысловых рыбы. Открытия нефтяных и газовых месторождений и крупных залежей полезных ископаемых на морском дне расширяли притязания государств на районы моря, богатые этими ресурсами. Масштабная эксплуатация живых и неживых ресурсов оказывала негативное воздействие на окружающую среду, увеличивая уровень загрязнения и разрушая прибрежные экосистемы.

В 1930 г. под эгидой Лиги Наций была проведена Гаагская конференция по кодификации международного права. Хотя на этой конференции не удалось заключить какого-либо соглашения по территориальному морю, страны-участницы в предварительном порядке одобрили проект статей, отражавших определенную степень согласия по многим вопросам, относящимся к данной тематике.

Одной из уставных целей созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций является кодификации и прогрессивное развитие международного права, в том числе морского. Существенную часть подготовительной работы в данной области выполняет , специально учрежденная для этой цели в 1947 году.

В 1956 году по инициативе ООН была созвана Первая конференция по морскому праву в Женеве, завершившаяся в 1958 г принятием четырех конвенций и факультативного протокола об урегулировании споров:

  • Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  • Конвенция о континентальном шельфе;
  • Конвенция об открытом море;
  • Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Хотя Первая конференция в целом считается успешной, но такой важный вопрос как ширина территориального моря остался нерешенным.

Вторая конференция, проведенная в 1960 году также в Женеве, не привела к каким-либо соглашениям о границах территориального моря и правах на рыболовство.

В декабре 1973 году в Нью-Йорке была созвана Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Сто шестьдесят пять государств приняли в ней участие с полным правом голоса. Несколько полунезависимых государств и Совет ООН по Намибия присутствовали в качестве наблюдателей.

Стремясь обеспечить максимально широкую поддержку, на Третьей Конференции решение принципиальных вопросов осуществлялось на основе консенсуса, когда достижение какого-либо соглашения проходило не путем голосования, а путем переговоров, поиска компромисса и взаимных уступок. Для принятия окончательного решения требовалось лишь общее одобрение, а также отсутствие каких-либо официальных возражений.

С 1973 по 1982 год было проведено 11 сессий конференции, на которых были разработаны и подписаны Конвенция по морскому праву и Заключительный акт.

Участники Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция ООН по морскому праву была открыта для подписания 10 декабря 1982 года. В первый же день ее подписали 117 государств, в том числе и СССР. UNCLOS вступила в силу 16 ноября 1994 года, через год после того, как 60-е государство, Гайана, ратифицировала договор.

По состоянию на 2018 год UNCLOS ратифицировало 168 сторон – 167 государства: 164 государства-участника ООН, государство-наблюдатель ООН Палестина, острова Кука, Ниуэ, а также Европейский союз. Еще 14 государств-членов ООН подписали, но не ратифицировали конвенцию.

Государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию
Государства, подписавшие, но не ратифицировавшие Конвенцию
Государства, не подписавшие Конвенцию

Ключевые положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

(полный текст ) включает 320 статей и девять приложений, регулирующих все вопросы, связанные с Мировом океаном, такие как режимы и делимитация морских пространств, экономическая и коммерческая деятельность, морские научные исследования, защита и сохранение морской среды, передача технологий и урегулирование споров.

Основные положения Конвенции по морскому праву:

  • Прибрежные государства осуществляют суверенитет над своим , ширину которого они устанавливают самостоятельно, но не более 12 морских миль, отмеряемых от ; иностранные суда пользуются через эти воды;
  • Прибрежное государство может осуществлять контроль за соблюдением таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных норм в , которая не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий;
  • Все суда и летательные аппараты пользуются правом «транзитного прохода» через ; государства, граничащие с проливами, могут устанавливать правила, регулирующие движение судов и другие аспекты прохода;
  • , состоящие из одной или более групп тесно взаимосвязанных островов и соединяющих их вод, осуществляют суверенитет над морским пространством (архипелажными водами), ограниченным прямыми исходными линиями, проведенными через наиболее удаленные точки островов; в архипелажных водах государства-архипелаги могут устанавливать морские и воздушные коридоры, в которых иностранные суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода и пролета;
  • Прибрежные государства в (ИЭЗ), ширина которой не должна превышать 200 морских миль, имеют суверенные права в отношении природных ресурсов и определенных видов экономической деятельности и юрисдикцию в сфере возведения искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и охраны морской среды;
  • В ИЭЗ все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов;
  • Государства, не имеющие выхода к морю, и государства, находящиеся в географически неблагоприятном положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации живых ресурсов ИЭЗ прибрежных государств того же субрегиона или региона;
  • Прибрежные государства осуществляют суверенные права над (национальным районом морского дна) в целях его разведки и разработки его ресурсов; шельф простирается на расстояние 200 морских миль от , а при определенных условиях и дальше;
  • Часть доходов, полученных прибережными государствами от разработки неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль, перераспределяется в пользу развивающихся стран;
  • Комиссия по границам континентального шельфа дает рекомендации государствам по установлению внешней границы шельфа в тех районах, где превышается предел 200 морских миль;
  • Все государства пользуются традиционными свободами судоходства, пролета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, возведения искусственных островов, рыболовства и научных исследований в открытом море; они обязаны принимать надлежащие меры для сохранения и управления живыми ресурсами;
  • Внешние границы территориального моря, прилежащей зоны, ИЭЗ и континентального шельфа островов определяются в соответствии с нормами, применимыми к сухопутной территории, но скалы, непригодные для жизни человека или хозяйственной деятельности, не имеют ни ИЭЗ, ни континентального шельфа;
  • Государствам, омываемым замкнутыми или полузамкнутыми морями, следует сотрудничать друг с другом в сфере управления живыми ресурсами, охраны морской среды и научных исследований;
  • Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю и от него и пользуются свободой транзита через территории «государств транзита».
  • Международный район морского дна и его ресурсы являются ; все права на его ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну;
  • Государства обязаны предпринимать все доступные меры для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, и несут ответственность за ущерб, причиненный в результате нарушения их международных обязательств по борьбе с таким загрязнением;
  • Морские научные исследования в ИЭЗ и на континентальном шельфе проводятся с согласия прибрежного государства, но при обычных обстоятельствах, если преследуются исключительно мирные цели и соблюдаются определенные критерии, прибрежные государства должны давать свое согласие;
  • Государства содействуют развитию морских научных знаний и передачи на справедливых и разумных условиях морских технологий на благо всех заинтересованных сторон;
  • Любые споры, касающиеся толкования или применения положений Конвенции, государства-участники обязаны урегулировать мирными средствами;
  • Споры могут быть переданы в Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд или арбитраж либо урегулированы в порядке согласительной процедуры.

КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 года, международное соглашение, устанавливающее всеобъемлющий режим всех морских пространств. Ранее отношения по использованию морей и океанов регулировались Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 (о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря).

Конвенция принята 10.12.1982, вступила в силу 16.11.1994. В ней участвуют около 170 государств (2008). Российская Федерация ратифицировала конвенцию 26.2.1997 с заявлением о том, что она не принимает процедуры, ведущие к обязательным для сторон решениям, в отношении споров, касающихся делимитации морских границ, исторических заливов, военной деятельности и др. Конвенция является конституцией для океанов. Состоит из 17 частей (320 статей) и 9 приложений. Конвенция предусматривает установление территориального моря (вод) шириной до 12 морских миль и признаёт право мирного прохода через него; содержит нормы о транзитном проходе и режиме архипелажных вод.

За пределами территориального моря конвенция допускает установление исключительной экономической зоны шириной до 200 морских миль, в которой прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов и юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды и другого права и обязанности, предусмотренные конвенцией.

Конвенция уточняет определение континентального шельфа, определяет методы установления его внешней границы.

В конвенции перечислены свободы открытого моря: судоходства; полётов; прокладывать подводные кабели и трубопроводы; возводить искусственные острова и другие установки; рыболовства; научных исследований.

Важным положением конвенции является определение правового режима дна и недр за пределами континентального шельфа как общего наследия человечества. Деятельность в этом районе организуется, осуществляется и контролируется международным органом по морскому дну, который состоит из Ассамблеи, Совета и комиссии и имеет своё предприятие по добыче и переработке минеральных ресурсов, добытых в международном районе морского дна.

Конвенция обязывает государства защищать, сохранять морскую среду и предотвращать загрязнение её из морских судов и установок, находящихся на суше источников, из атмосферы, в результате разработки морского дна. В соответствии с конвенцией все государства и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования.

Конвенция учредила систему разрешения споров (международный трибунал по морскому праву, арбитраж, специальные арбитражи для рассмотрения вопросов рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских научных исследований, судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения вредных веществ в морскую среду).

Во исполнение положений конвенции в Российской Федерации приняты федеральные законы: «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995), «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (1998), «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998).

Лит.: Конвенция ООН по морскому праву. Нью-Йорк, 1984; Бекяшев К. А. Морское рыболовное право. М., 2007; Колодкин А. Л., Гуцуляк В. Н., Боброва Ю. В. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007.



Что еще почитать