Логомаг. Летний речевой досуг в старшей логопедической группе Описание грибов: план в картинках

Ольга Владимировна Погонщикова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Грибы»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тема «Грибы » .

Подготовила учитель- логопед Погонщикова Ольга Владимировна.

Цель :

Уточнить знания детей об осени, грибах ;

Задачи :

Обобщить полученные ранее знания по теме;

Активизировать словарь по данной теме

Развитие связной речи по теме;

Коррекционно - образовательные задачи :

Формировать зрительный гнозис

Совершенствовать навыки согласования слов в предложении

Совершенствовать грамматический строй речи

Активизировать и расширить словарь по теме : «Осень» , «Грибы » ,

Стимулировать речевую активность детей

Работать над расслаблением мышечного тонуса

Совершенствовать речевые навыки и умения

Коррекционно - развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие

Развивать способность к самоконтролю

Развивать координацию в системе «глаза - рука» , т. е. развитие синхронности движений глаза и ведущей руки, а так же укрепление межфункциональной связи

Развивать длительность и плавность речевого выдоха

Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение

Коррекционно - воспитательные :

Формировать навыки сотрудничества на занятии , умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру

Воспитывать умение правильно вести себя

Здоровьесберегающие технологии :

1. Дыхательная гимнастика со словами

2. Пальчиковая игра

Оборудование : предметные картинки с изображением грибов , корзинка, индивидуальные шляпки-грибочки , ноутбук, звуки природы на носителе, магнитофон.

Ход занятия

1. Орг. момент.

«Звуки осени» : логопед предлагает к прослушиванию звуки, характерные для осени, дети слушают с закрытыми глазами, узнают их, называют полным ответом.

Для какого времени года больше всего подходят звуки, которые вы прослушали? Какие осенью мы чувствуем запахи в лесу? (свежести, прелой травы, мха, грибов ) Дыхательные упражнения : глубокий вдох через нос-выдох через рот.

2. Основная часть.

1. Игра “Дары осени ”.

На ковре разложены грибы , логопед с детьми называет их, проводит беседу о грибах .

«Доскажи словечко»

Логопед зачитывает стихи , дети добавляют «потерявшееся» слово, логопед выставляет соответствующую картинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор) .

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,

Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки) .

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали заметных.

Собирай не мешкай, это… (сыроежки) .

2. Получение обратной связи с целью уточнения темы занятия :

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии ?

3. Формирование грамматических категорий Р. п., мн. числа.:

Ребята, давайте представим, что мы отправились с вами в осенний лес за грибами . Как вы думаете, какую погоду «любят» грибы ? Грибы лучше всего растут после дождя. (Включается звук дождя) . Чего стало в лесу много?

Работа с картинным материалом. Отработка образования слов Р. п., мн., ч.

Мухоморов, поганок, сыроежек.

4. Обогащение лексического словаря по теме.

Какие еще грибы вы знаете ? (выставление соответствующих картинок на доску, - вы назвали очень много разных грибов , а всех ли их можно есть человеку?

5. Игра : «Съедобый-несъедобный» (дети называют съедобные грибы и кладут соответствующую картинку в корзинку, несъедобные грибы остаются на ковре ).

6. Беседа : «Зачем в природе существуют несъедобные грибы

В природе нет ничего лишнего, значит и ядовитые грибы тоже нужны в лесу , например, лоси и олени специально ищут в лесу мухоморы, чтобы вылечиться от своих болезней.

7. Разбор слова «Мухомор» :

Ребята, а как вы думаете, какие два слова спрятались в слове «мухомор» ?

Физминутка

Заходи в осенний лес! (дети выполняют ходьбу на месте)

Много здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны и

оглядываются вокруг)

Вот березки золотые стоят, (поднимают руки вверх)

Под березками грибочки на нас глядят . (приседают и выполняют

упражнение "Грибок ")

В корзинку прыгнуть хотят. (встают и выполняют упражнение

"Корзинка")

Упражнение "Грибок " - на вертикально поставленный кулачок одной

руки опустить округленную ладонь другой, затем поменять руки.

Упражнение "Корзинка" - пальцы переплести "замочком", ладони

повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы

(ручка корзинки)

8. Игра : «Грибник » . Развитие связной речи.

Сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Грибник » .

Дети одевают шляпки-грибы , грибник берет тросточку .

Дети двигаются по кругу.

Я – грибник , а вы грибы .

Ну-ка, прячьтесь за дубы!

Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду грибы искать !

Грибник : Мне понравился гриб мухомор , у него красная шляпка, белая ножка с юбочкой.

9. Развитие зрительной памяти

А сейчас мы проверим, насколько внимателен наш грибник . Ну-ка, грибы , построились в один ряд. Грибник , запомни, как стоят наши грибочки . Сейчас они поменяются местами. Запомнил? Закрывай глаза.

Грибник закрывает глаза .

Открывай, какие грибы поменялись местами .

10. Словообразование, словоизменение.

Для чего мы собираем грибы ? Если мы их сварим, то какие они станут? Если мы их посушим, то какие они станут? Если мы из засолим, замаринуем, пожарим.

Если мы приготовим жаркое из грибов , то какое оно будет? Если приготовим суп?

12.. Обучение пересказу. Я. Тайц “По грибы” .

Бабушка с Надей собрались в лес по грибы . Дедушка дал им по лукошку и сказал :

Ну–ка, кто больше наберет!

Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала :

Бабушка, давай меняться лукошками!

Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит :

Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!

Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом :

Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.

В : Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

Куда пошли Надя с бабушкой?

Зачем они пошли в лес?

Что сказал дедушка, провожая их в лес?

Что они делали в лесу?

Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?

Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?

Что сказал дедушка, когда они вернулись?

Что сказала Надя?

13. Игра с мячом : словообразование (уменьшительно-ласкательные сущ.)

Заключительная часть

Игра «Лесное эхо»

Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Дети - Ау - ау - ау!

Осень - Куда это листья лесные пропали?

Дети -Опали - опали - опали.

Осень - Птички - певички, давно ли галдели?

Дети - Летели, летели, на юг улетели.

Итог занятия .

Ребята, осень уходит от нас со всей своей красотой, она немного грустит, давайте постараемся ее ободрить, что мы скажем ей?

(Ответы детей : «Не грусти, осень. Мы вновь увидимся через год! Мы

будем ждать тебя!»)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Прогулка в лес. Грибы» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема: Прогулка в лес. Грибы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,.

Конспект логопедического лексико-грамматическое занятия на тему «Семья» (для детей с ОНР). Коррекционно-образовательные задачи: - учить.

Конспект логопедического занятия на тему: «Зима» (подготовительная группа) Составитель: Содномова Дулмажаб Хандуевна – учитель-логопед высшей.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с нарушением зрения на тему: "Овощи" Учитель-логопед Шилова Ирина Сергеевна.

Цель – расширить и активизировать лексический запас по теме.

Коррекционно-обучающие: познакомить детей с видами грибов, разобрать особенности строения, учить отгадыванию загадок, учить согласовывать числительные с существительными, учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие: развитие эмоциональной сферы, развитие подвижности артикуляционной сферы, развитие плавного выдоха, развитие общей моторики

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, экран, карточки грибов, корзинка.

Здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика «Грибочки», динамическая разминка «На поляне дуб зеленый».

I. Оргмомент.

Дети стоят возле педагога. Выполняется психогимнастика. Дети повторяют за педагогом.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются. Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

II. Основная часть.

1. Беседа по теме

Педагог использует презентацию, где изображены картинки грибов.

Задание: Рассматривают картинки и называют съедобные и ядовитые грибы. Отмечают особенности их строения (шляпка, ножка). Закрепляют в словаре обобщающее понятие «грибы».

2. Упражнение на дыхание «В осеннем лесу».

Педагог предлагает детям представить, что они в осеннем лесу, ощутить его запахи. Глубоко вдыхаем осенний воздух (вдох носом, плечи не поднимаются), выдыхаем ртом с произнесение слова «Ахххх».

3. Загадки про грибы

Педагог читает загадки, дети их отгадывают.

Глубоко был спрятан он.

Раз, два, три, и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!

(Белый гриб.)

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись

возле тропки.

Эти дружные сестрички

Называются... (лисички).

Конечно, не белый

Грибок – я попроще,

Расту же обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Под осинкой

Стоит мальчик-с-пальчик

На нем серый кафтанчик

Шапка красненькая.

(Подосиновик)

Посмотрите-ка, ребятки,

Тут лисички, там опятки.

Ну, а это - на полянке

Ядовитые... (поганки).

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

(Мухомор.)

4. Зрительная гимнастика

После выполнения заданий на презентации, педагог предлагает выполнить зрительную гимнастику:

«Грибочки»

Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.)

Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами.)

5. Динамическая пауза

Педагог предлагает детям отдохнуть и выполнить разминку.

«На поляне дуб зеленый»

6. Упражнение «Посчитай-ка».

На поляне выросли грибы (карточки с изображением грибов), ребенок берет корзинку и собирает все грибы только одного вида и говорит в конце, сколько и чего он собрал (например, я собрал 5 лисичек).

7. Игра с мячом «Один много».

Педагог кидает мяч ребенку и называет один гриб, ребенок называет несколько этих грибов и возвращает мяч. Например, лисичка-много лисичек.

III. Заключение.

Педагог благодарит всех за выполнение заданий, интересуется, что изучалось на занятии, какие упражнения понравились, какие упражнения вызывали трудности.

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. Введение в тему.

Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

3. Игра “Большой - маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка

4. Игра “Один - много”
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

5. Игра “Наоборот”

6. Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

8. Игра “1, 2, 5”
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).

4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Формирование лексико-грамматического строя речи с элементами обучения грамоты с детьми с ОНР" по лексической теме "Грибы".

Митрохина Елена Ливьевна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МАУДО города Ялуторовска

"Детский сад № 8"

Коррекционно-образовательные цели:

1.Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, корзина, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, ядовитый, съедобный, грибной, грибная, грибное).

2.Совершенствование грамматического строя речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксам;

3.Закреплять правильное произношение звука [с] в слогах.

4. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, за, по.

Коррекционно-развивающие цели:

1.Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

2. Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными, образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: корзинка с муляжами грибов, картинки с изображением грибов, шляпы грибов.

  1. Организационный момент:

Дети входят в зал под музыку осеннего вальса.

Логопед встречает детей с корзинкой в руках, в корзинке муляжи грибов.

В лесу я набрала много грибов. Давайте назовем их (выставляются грибы: боровик, подберёзовик, подосиновик, лисичка, груздь).

Возьмите по одному грибу, название которого вы запомнили

Выставляется картинка «Грибы».

Сейчас сядет на свое место тот, кто увидел свой гриб на картинке.

2. Рассказ логопеда о грибах.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

3 . Сегодня мы с вами отправимся в гости к Маше и Медведю.

(Звучит русская народная песня «Ой, грибы, грибы, грибочки»).

Отправил медведь Машу в лес. Захотелось ему пирога с грибами. Поможем Маше собрать грибы.

Что маше взять с собой (корзину)

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел,

Оттого и потолстел.

Идет Маша по дорожке и встречает ёжика.

А грибов в лесу видимо-невидимо. …

5. Ритмы с пропеванием слогов СА, СЫ.

6. Игра «Собери съедобные грибы в корзинку»

Ежик говорит Маше:

Помни, Маша, собирать можно только съедобные грибы.

Дети, помогайте Маше. (Дети складывают в корзинку грибы, называя их). Работа с интерактивной доской.

А какой гриб можно найти под осиной? (Дети выбирают подосиновик)

А под березой? (подберезовик)

7. Упражнение на выработку воздушной струи «Подуй на грибок».

Дети подходят к лесной полянке

У каждого из вас грибок. Он спрятался под листочком.

В лесу поднялся сильный холодный ветер. Улыбнитесь. Приоткройте ротик, положите широкий язык на нижнюю губу и сильно подуйте на листочки. (С-С-С).

8 . Упражнение «Назови ласково».

Логопед: Налетели тучки, и пошел дождик Маша огорчилась.

Не переживай, Маша!

Этот дождь грибной.

Для грибов полезный.

Из маленьких грибочков

вырастут большие грибы.

Назови их ласково.

Боровик до дождя был… (боровичком)

Мухомор-…

Опята-…

9.Песня (с движениями) Муз. руководитель:

Славно осенью в лесу, падают листочки.
На полянке у лесочка собрались грибочки. (дети одевают шляпки грибов).

10. Упражнение «Будь внимательным»

Подойдите к столу, возьмите по одной картинке.

Найдите, у кого такая-же картинка и встаньте рядом.

Вспомните, какие грибы выросли под дождиком? Давайте прохлопаем слова и узнаем сколько в них частей: бо-ро-вик, му-хо-мор, ры-жик, под-бе-рё-зо-вик, сы-ро-еж-ка…

В каком названии два слога? Три слога, четыре слога?

Дети привязывают капельки грибочки к тучкам.

11 . Чтение слогов со знакомыми буквами.

Лиса бежала букву потеряла. (Кубик Зайцева по имени С, по фамилии СА-СО-СУ-СЫ)

12.Распевка «Са-са – са-са-са – прибежала к нам лиса,

Сы-сы – сы-сы-сы- нет грибов у той лисы.

Су- су – су-су-су – я грибок ей принесу.

Сы-сы – сы-сы-сы- есть лисички у лисы.

13. Многозначность слов.

- Какие грибы напоминают лису?

14. Сосчитай, сколько лисичек выросло после дождя:

одна лисичка, две лисички… Шесть лисичек

Собрала лиса лисички и убежала в лес.

15. Работа с предлогами (детям нужно показать соответствующую словам картинку).

Маша решила поиграть с мышкой.

А сейчас, будьте внимательны! Покажите картинку.

Гриб для мышки, точно дом.

Где сидит она на нём?

Где играет за грибом?

Где же скачет над грибом?

Где ползет она по шляпке?

Где под шляпкой прячет лапки?

16. Образование относительных прилагательных (грибной, грибная, грибное,

Маше пора возвращаться к Медведю.

А сколько вкусного приготовил мишка из грибов:

Суп с грибами (какой?) - …

Икра из грибов-…

Салат с грибами-…

Пюре из грибов-…

Пирог с грибами-

А нам пора прощаться!

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Тема «Грибы»: речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми.

Тема «Грибы»: речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми

В этой статье Вы найдете игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Грибы» и картинки к ним. Некоторые из игр — «Что готовят из грибов», «Большие и маленькие», «Отгадай, чей гриб», «Рыжик и Золотинка» — Вы можете использовать и с детьми более младшего возраста — 3- 4 лет (при высоком уровне развития речи ребенка).

Игра 1. Грамматическая игра «Что готовят из грибов»

Игра научит ребенка словообразованию — умению образовывать новое слово по аналогии (по образцу), например:

— суп, соус, салат — грибнОЙ ,

— лапша, начинк, икра, запеканка — грибнАЯ ,

— котлеты — грибнЫЕ ,

— все блюда, которые повар готовит из грибов — грибнЫЕ блюда (грибные салаты, грибные соусы, грибные запеканки).

а также развивает языковое чутье ребенка.

Часть 1. Предложите детям представить, что они теперь не дети, а … повара! Можно надеть на голову ребенка настоящий белый колпак. Если колпака нет, то можно использовать бумажный значок повара на веревочке (повесить значок на шею как медаль). Медаль маленького повара Вы можете скачать А можно использовать «волшебство»: хором сказать «волшебные слова» («Раз — два повернись. В повара быстро превратись!») и даже взмахнуть волшебной палочкой.

Вот мы уже и повара! Повар умеет готовить разные блюда. И каждое блюдо у него очень вкусное, красивое, ароматное. Сегодня повара готовят блюда из грибов.

А что же можно сделать из грибов?

Сейчас мы будем делать суп из грибов. Он называется…. как? (грибной суп ). Что мы в него положим? (перечислите продукты). Вспомните вместе с детьми, как варят грибной суп.

Спросите — суп жарят или варят? Если варят, то в чем его варят — в сковороде или в кастрюле? Можно ли в сковороде сварить суп? Почему? Изображаем, играя, все действия: берем воображаемую «кастрюлю», режем грибы, кладем их в кастрюлю и т.д. Вдыхаем аромат получившегося у нас супа и придумываем, кого мы им угостим. Можно тут же «понарошку» угостить игрушки и друг друга и похвалить суп (слова — описания блюд Вы найдете чуть ниже в этой статье).

А еще из грибов можно сделать… икру! Как она будет называться? Икра из грибов — это какая игра? Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос, то подскажите ему: «Икра из кабачков — кабачковая икра. Икра из баклажанов — баклажанная икра. А икра из грибов — это какая икра. ..?» (вопросительная интонация и пауза для ответа ребенка). Правильный ответ: грибная икра .

Изображаем действиями (пантомимой), как мы все вместе делаем грибную икру: режем грибы, овощи. обжариваем их, кладем в банки, закрываем их крышками, ставим на хранение в холодильник (Это важно: все действия изображаются «понарошку», пантомимой — это игра! Не надо требовать от ребенка в этой игре закручивать настоящие крышки на банке, подписывать банку, считать, сколько кусочков овоща он в нее положил — малыш должен быть сосредоточен исключительно на речи и речевых задачах. Всё остальное делается как в обычной игре — в свёрнутом виде — «как будто» мы взяли банку, «как будто» ее поставили на полку)

Сегодня у нас — у поваров — есть еще один заказ — сделать для детского сада запеканку с грибами. Как мы ее назовем? Запеканка из картофеля — картофельная, из капусты — капустная, а из грибов — это какая запеканка? Как она называется? (грибная запеканка ).

Последний заказ — сделать салат с грибами на День рождения белочке. Салат с грибами называется …. как ты его назовешь?(грибной салат ). Давай придумаем интересное название нашему грибному салату: «Белкина радость», «Грибное лукошко» (придумайте название с ребенком и название, и то, что Вы положите в салат для белки и изобразите, как Вы вместе с малышом его готовите).

А сейчас напечем пирожки. А начинка у нас тоже будет из грибов. Как называется такая начинка? Грибная. Это пирожки с грибной начинкой .

А еще можно сделать из грибов лапшу! Она так и называется «грибная лапша « или сварить соус из грибов — как он называется? (грибной соус) А как называются котлеты из грибов, наверное, ты уже догадался? Грибные котлеты !

А подливка с грибами называется… как? (грибная подливка)

Рагу с грибами — как назвать это рагу? (грибное рагу )

После того, как мы с детьми «изготовили» все блюда, делимся впечатлениями. Можно «похвалить» самое полюбившееся блюдо: «У меня грибные котлеты — вкусные, с хрустящей корочкой, поджаристые». «А у меня готовы пироги с грибной начинкой, украшенные косичками из теста» и так далее. Можно «хвалиться» по очереди, а можно всем вместе придумать, как «похвалить» свое блюдо, подобрав как можно большее количество слов — описаний. Помогите детям подобрать выразительные слова, описывающие эти блюда.

Примерный словарик для описания блюд и развития выразительности речи детей в этой игре:

горячий, теплый, мягкий, свежий, жареный, печеный, слоеный, вкусный, румяный, ароматный, душистый, вкусный, хрустящий, зернистый, сочный, сладкий, солёный.

Полезная идея для развития ребенка:

покажите дома ребенку, как Вы варите грибной суп и называйте по ходу дел все свои действия.

Глагольный словарь для такого комментирования:

— мою, чищу, варю, кладу, режу, нарезаю на кусочки, тру на терке, ставлю на огонь, снимаю, мешаю.

— действия с грибами: грибы сушат, маринуют, тушат, режут, солят, жарят, из них варят суп.

Такое комментирование будет очень полезно для развития речи ребенка. Исследования доказывают, что дети, которые часто слышат правильные формы слов, не ошибаются в их употреблении в речи. Слова «тереть» (тру — трем -трет), «чистить» (чищу — чистишь — чистим), «резать» (режу, режем, режут) не так просты для детей, какими они кажутся для нас. Объясняя, что Вы делаете, Вы одновременно развиваете речь ребенка и предупреждаете типичные речевые ошибки типа «терешь» вместо «трешь», «чистю» вместо «чищу», «мешу»/»месю» вместо «мешаю», «ложу» вместо «кладу». Привлекайте ребенка к своим действиям и спрашивайте: «Ты хочешь мыть со мной? Что ты сейчас делаешь? А я что делаю? Да, ты моешь , я мою . Мы с тобой вместе моем овощи. Ты какой овощ моешь ? А какой овощ уже вымыл ? А какой сейчас будешь мыть ? Какая ты замечательная помощница! Спасибо тебе за помощь!».

Часть 2. В конце игры загадайте детям грамматическую загадку: «Отгадай, что я загадала:

загадка направлена на развитие языкового чутья и умения согласовывать в роде прилагательные и существительные.

свежАЯ, вкуснАЯ, ароматнАЯ — это икра или салат? (Если ребенок отвечает «Грибной салат», то переспросите его: «Разве мы так говорим: грибнАЯ вкуснАЯ салат? Нет! Как мы говорим про салат: грибнОЙ вкуснЫЙ салат. Значит, что это?»)

свежИЙ душистЫЙ вкуснЫЙ — это суп или запеканка? Правильно! А про запеканку мы бы как сказали бы? ДушистАЯ вкуснАЯ запеканка,

грибнЫЕ вкуснЫЕ ароматнЫЕ — это котлеты или пирог?

Полезные советы:

— На забудьте в конце игры превратить детей из поваров обратно в обычных дошкольников:). Сделать это также можно самыми простыми «волшебными словами»: «Раз, два, повернись! В Мишу (имя ребенка) снова превратись!» или «Раз- два, покружись! Дома снова окажись!»

— Играя с детьми, не забывайте, что повара ведут себя в соответствии со своей профессией и не ведут себя как дети. Они не могут бросить кастрюлю на пол или неаккуратно порезать грибы. Поэтому старайтесь передавать особенности движения повара сами, а дети будут Вам подражать. Главное — относитесь к ребенку в этой игре как к настоящему шеф-повару — очень уважительно, спрашивайте у него совета, интересуйтесь его мнением, можете даже называть его по имени — отчеству: «Уважаемый Михаил Григорьевич, мы уже можем начинать делать грибную икру? Хорошо, тогда начнем. Что нам понадобится?». Сами не выходите из своей роли!

— Если ребенок стал вести себя не так, как повар, напомните ему, что он сейчас не мальчик/девочка, а повар и его блюдо очень — очень ждут (назовите кто ждет и зачем нужно его блюдо). Поэтому нужно постараться и «сварить» его вкусным, чтобы люди обрадовались и съели его с удовольствием. Этого бывает достаточно, чтобы ребенок вспомнил о своей роли в игре.

Второй вариант игры: второй раз играя в эту игру, измените ее и проведите во втором варианте.

Во втором варианте этой игры дети будут учиться использовать существительные в родительном падеже: из лисичЕК (а не «из лисичков» — это ошибка), из подберезовикОВ, из волнушЕК, из боровикОВ и так далее.

Для этого варианта Вам понадобятся карточки «Грибы». Вы их сможете скачать бесплатно в статье

Кладем карточки на стол картинкой вниз (Вам понадобятся карточки съедобных грибов, на которых изображено несколько грибков). Роли поваров выполняют дети игроки по очереди.

Шаг 1. Повар берет карточку и называет изображенные на ней грибы. Решает, что он будет из них делать: «Я буду готовить грибной суп».

Шаг 2. Все угадывают, из чего он будет варить грибной суп (или любое другое выбранное им блюдо): «Ты будешь варить грибной суп из лисичек? из шампиньонов? из подосиновиков? из боровиков?», пока не догадаются. Угадывают все по очереди.

Когда игрок догадался, то ведущий показывает свою карточку и подтверждает правильность ответа, например: «Да, я буду варить грибной суп из лисичек»

Можно ввести такое правило игры: взять в набор карточек еще и «штрафные» картинки — ядовитые грибы. Если ребенок узнает несъедобный гриб и сразу же скажет: «У меня ядовитый гриб. Это…(название гриба)», то он может взять новую карточку. И продолжать участие в игре. Если же он не узнает ядовитый гриб и «сварит» в игре из ядовитого гриба суп или другое блюдо, то он в следующем круге пропускает ход. Или платит фант.

Как познакомить малыша со съедобными и ядовитыми грибами Вы узнаете из статьи

В игру можно играть в паре, в небольшой подгруппе детей, с большой группой детей. Если играть с большой группой детей, то дети играют одной командой. Например, один ребенок — ведущий — выбирает карточку. А вся группа детей отгадывает, что на ней изображено. Если ведущий — повар допускает ошибку, то группа детей его исправляет, например: «Нет, надо сначала порезать, а потом в суп положить». Затем считалкой выбирается новый ведущий.

Игра 2. Грамматическая игра «Отгадай, чей гриб».

Играет взрослый и ребенок в паре. Или взрослый и несколько детей.

Игра 6. Речевая игра «Загадки — описания грибов»

Эта игра развивает связную речь детей, учит их излагать свои мысли последовательно, «читать» план в картинках и составлять текст по плану.

Обычное описание любого гриба можно сделать по такому плану в картинках

Описание грибов: план в картинках

Например: «Этот гриб называется подосиновик. Подосиновик может вырасти очень большим. Шляпка у него ярко-оранжевая, очень яркая, крепкая, гладкая. Как красный колпачок на голове. Поэтому его называют еще «красноголовик». Ножка у подосиновика серовато- белая, крепкая, толстенькая. Подосиновики растут в лесу под осинами. Это съедобный гриб. Из него можно сварить суп, можно пожарить подосиновики, можно сделать их них грибные котлеты или грибную подливку, пирожки».

Загадка — описание отличается от обычного описания гриба тем, что название гриба водящий не говорит. Нужно догадаться, что это за гриб по описанию.

Играть в игру можно даже по дороге или в транспорте. Водящий описывает гриб. Отгадывающие отгадывают, что это за гриб. Если описание не очень подробное, то они могут задавать дополнительные вопросы водящему.

Для загадывания можно взять комплект картинок «Грибы» (ссылка для скачивания дана выше).

План загадки — описания гриба

Ребенку проще всего сочинить загадку с помощью плана в картинках:

— какого гриб размера,

— описание шляпки,

— описание ножки,

— где растет,

— что из него можно сделать,

— заключительный вопрос: «Отгадайте, что за гриб»

Пример загадки — описания гриба: Это гриб небольшой. Он всегда растет рядом с другими такими же грибами — как семейка. У гриба шляпка гладкая, оранжевая, с резным краем. А ножка у него тоненькая. Растет этот гриб в смешанном лесу. Это гриб съедобный. Из него можно приготовить много вкусных блюд: (перечисление блюд, известных ребенку). Отгадайте, что это за гриб?» (лисичка)

Сначала загадки загадывает взрослый ребенку, а затем ребенок сможет загадать Вам подобные загадки. Если ему трудно построить текст загадки, то помогите малышу:

а) задавая начала фраз: «У него шляпка какая? А ножка у него…. Это гриб…»

б) вопросами по картинкам — плану: «Какая у этого гриба шляпка? Где он растет» и т.д.

Всю необходимую для загадок познавательную информацию о грибах Вы найдете в статье

Как правильно подобрать загадки про грибы по возрасту ребенка, как вместе с ребенком сочинить загадку про гриб , 95 загадок с отгадками и картинками Вы найдете в статье

Игра 7. Как называются грибы?

Это игра со словами, которая развивает языковое чутье и позволяет ребенку овладеть системой словообразования русского языка.

Главное в этой игре со словами — не подсказать правильный ответ, а позволить ребенку поэкспериментировать с языком и самостоятельно придумать. как бы он назвал такие грибы. Это игра, в которой ребенок действует со словами и их частями как с конструктором, из знакомых деталек которого можно собрать новую фигуру.

Очень важно: Если ребенок придумал в речевой игре такое слово, которого нет в русском языке, например, сказал, что если грибы тушат, то это «тушные» грибы, то не смейтесь над его ответом. А просто скажите малышу: «Ты знаешь, такое слово могло бы быть в русском языке. Но люди договорились называть такие грибы по-другому. Они называются «тушёные грибы». И другие блюда, которые тушат, также называются. Если тушат капусту, то это — какая капуста? Тушеная капуста. Если тушат морковку. то получится тушёная морковка. А если тушат картошку, то получится какая картошка? Правильно, тушеная». Главное — дать правильный образец и его применение в разных ситуациях в жизни. Словотворчество ребенка (придумывание им новых слов русского языка) — это проявление той самой «лингвистической одаренности» каждого маленького ребенка, о котором писал Корней Иванович Чуковский в своей книге «От двух до пяти».

Фразы для речевой игры «Как называются грибы?»:

  • Если грибы варят, то получатся грибы какие? (варёные).
  • Если грибы жарят, то это грибы… какие? как их можно назвать? (жареные ).
  • Если грибы маринуют, то это грибы… какие? (маринованные )
  • Если грибы тушат, то получатся грибы… какие? (тушёные )
  • Если грыби сушат, то получаются грибы.. .какие? (сушёные)
  • Если грибы солят, то получатся какие грибы? (солёные ).

Игра 8. Речевая игра «Рыжик и Золотинка»

В этой простой небольшой истории малыш дополняет слова, заканчивая предложения. При этом он учится согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями я, ты, мы, он, она, они.

Текст: «Жили-были две белочки — брат и сестра. Брата звали Рыжик. Ты догадался, почему его так назвали? А какое еще имя можно придумать для рыжего бельчонка (Огонек, Рыжехвостик и т.д.). А сестричку звали Золотинка, потому что шубка у нее была золотисто- оранжевого цвета.

Рыжик был старшим братом, и Золотинка всегда и во всём старалась быть похожей на него.

Один раз пошли Рыжик и Золотинка за грибами. Рыжик прыгает по веткам, и Золотинка прыгает. Рыжик поскакал по земле, и Золотинка тоже… что сделала? (поскакала) по земле.

Рыжик нашел гриб, и Золотинка … что сделала? (нашла гриб). Прыгает Золотинка по земле и поет песенку:

«Я в лес пошла.
Я грибок … (нашла).
Рыжик в лес… (пошел).
Рыжик гриб… (нашел).
Мы в лес… (пошли)
Мы грибы… (нашли)»

Рыжик сорвал гриб, и Золотинка сорвала гриб .

Рыжик принес гриб домой в дупло, и Золотинка тоже… (принесла грибы домой) Они вместе — что сделали? (принесли грибы)

Рыжик вымыл гриб, и Золотинка тоже …

Рыжик высушил гриб, и Золотинка тоже…

И получились у них сушеные грибы на зиму!

Сидят бельчата на веточке и радостно поют:

«Мы в лес пошли.
Мы грибы нашли.
Мы грибы принесли
Засушили для зимы!»

Все картинки из этой статьи для игр и занятий с детьми по теме «Грибы» Вы можете бесплатно скачать в хорошем разрешении и качестве в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (смотрите раздел «Документы» справа под видеозаписями сообщества. Файл с картинками называется «Тема Грибы» (tema-gribi).

Желаю всем интересного путешествия в мир грибов вместе с детьми! 🙂

Еще материалы для познавательно — речевых занятий с детьми Вы найдете в рубриках сайта «Родная тропинка»:

Всегда рада Вашим вопросам и комментариям! А если у Вас с детьми есть свои любимые игры на эту тему или свой опыт знакомства малыша с миром грибов — буду рада, если поделитесь ниже в комментариях к этой статье!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки



Что еще почитать