Лосиная биостанция. Тидвик, лось с добрым сердцем - доктор сьюз Ранее о приручении и разведении лосей в России


1. Лосиное стадо напуганное кем-то мгновенно пересекло поляну и скрылось в кустарнике.

Около минуты лыжники осматривали побережье гадая куда скрылись великаны. И вдруг стадо чего никто не ожидал выскочило к реке понеслось вдоль берега но у речного изгиба увидев кого-то впереди смешалось и завернув бросилось на лед. Огромный вожак выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину во весь опор повел стадо левее небольшой слегка дымящейся черной полыньи держа путь в овраг на этой стороне. Еще один лось, две лосихи и несколько лосят приотстав врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки где снежок лишь слегка прикрывал лед лось-вожак со всего разбегу заскользил широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и увидев совсем рядом полынью забился изо всех сил стараясь остановиться и грохнулся на бок.

Стадо понеслось мимо и выскочив на берег скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой царапая рогом снег потом каким-то чудом сработав мускулами разом вскочил на ноги но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лед. Лыжники так и ахнули увидев как над водой среди льдинок заметалась его рогатая голова.

(По роману М. Бубеннова «Орлиная степь»).

2. И караваны идут звеня издалека и низвергаясь сквозь туманы блестит и пенится река.

3. Мать уже легла и засыпая сквозь дрему слышала озабоченные тихие голоса.

4. Он вышел поправляя свои черные усики и глядя куда-то на ковер едва заметным движением плеча ответил на поклоны офицеров.

5. Лентяй сидя спит лежа работает.

6. Батареи медным строем скачут и гремят и дымясь как перед боем фитили горят.

Задание 12. Объясните значение следующих идиоматических выражений: положа зубы на полку, голову сломя, кричать не переведя духа, лежать уставясь в потолок, мчаться высунув язык, слушать раскрыв рот, работать засучив рукава, метаться не помня себя, провести ночь не смыкая глаз. Придумайте с каждым из них предложение.

Обособление дополнений

Обособляться могут имена существительные с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх и др. Такие сочетания имеют значение «включения», «исключения», «замещения», например: Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели.

Если предлог вместо имеет значение «за», «взамен», то оборот с ним не обособляется.

Задание 13. Перепишите, расставляя знаки препинания; вместо точек поставьте подходящие по смыслу слова: вместо, кроме, за исключением, включая.

1. В темной дали ничего не было… сверкающих огней.

2. …веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.

3. …цепей крепостных люди придумали много иных.

4. Вся родня. и детей собралась за столом.

5. …немногих и незначительных недостатков Полутыкин был отличный человек.

Обособление уточняющих членов предложения

Обособляются слова и группы слов, уточняющие смысл предшествующих слов. Чаще всего это обстоятельство времени и места, например: Здесь, на поле Бородина, русская армия покрыла себя неувядаемой славой. Уточняющие члены могут присоединяться к уточняемым ими словам посредством пояснительных союзов то есть, или (в значении то есть), а именно и др.

Если уточняющие члены присоединяются при помощи пояснительных слов, то они выделяются запятыми.

Задание 14. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните уточняющие обстоятельства.

1. Они прежде то есть до приезда в деревню жили в большом ладу.

2. Говорил он долго минут десять.

3. Он сделал мне честь посетил меня.

4. Ежели позволите, я свой стакан принесу особливый.

5. Торчали толстые головни остатки прежней сгоревшей бани.

6. Где-то когда-то давным-давно тому назад я прочел одно стихотворение.

7. Вдали ближе к роще глухо стучал топор.

8. Я говорю теперь о самом себе спокойно без всякой желчи.

9. Встреча была назначена на пять часов вечера на вокзале.

Обособление присоединительных членов предложения

Обособляются присоединительные слова и сочетания, которые являются дополнительными замечаниями и разъяснениями, обычно они присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, да, да и вообще и др. Например: Наклонность к умственным наслаждениям, например к театру и чтению, у меня была развита до страсти.

Задание 15. Выпишите из произведений русских классиков 10 примеров на обособление присоединительных членов предложения.

Андрей Шалыгин: Современные дети, да и взрослые сплошь и рядом живут с какими-то странными современными болезнями, типа непереносимости лактозы коровьего молока, с аллергией на козье молоко, да и вообще коровий молочный белок многим что тот яд. И количество таких заболеваний только нарастает, не имея обратной тенденции.

Мы уже и не говорим о том, что современное мясо, говядина и свинина, употребляемые человеком в пищу, являются скорее свалкой отходов химической и медицинской промышленности, в которых антибиотиков больше чем белка уже скоро будет. И в связи с этим элементарные инфекции, выросшие под прессом стольких лекарств, уже ничем взять невозможно, а ребенок вскормленный на таких продуктах вообще неизвестно какое потомство в будущем вопроизведет.

Не стоит и упоминать о том, что система воспроизводства дикого поголовья животных, от которых всю жизнь питалось местное население в регионах, сегодня просто отсутствует. Хотя, в принципе, ничего невозможного нет. О чем наглядно свидетельствует пример сумароковской лосефермы, к которому мы сегодня решили еще раз вернуться.

Ранее о приручении и разведении лосей в России:

Как следует из истории отечественного лосеводства: Инициатором «одомашнивания» лося в нашей стране является профессор П.А. Мантейфель. В 1949 году при Печеро-Илычском государственном заповеднике был создан Центр по изучению экологии и хозяйственному использованию одомашниваемых и диких лосей. Результатом его деятельности стали труды по экологии лося, его поведению, по некоторым физиологическим, морфологическим особенностям и болезням. Что касается решения практических задач, то результаты оказались менее значительными. Этот центр просуществовал почти до середины 90-х годов.

Используя опыт Печеро-Илычского государственного заповедника, при Костромской государственной сельскохозяйственной опытной станции у д. Сумароково, на общей площади около 200 га была создана Сумароковская лосиная ферма.

Лосеферма начала заниматься одомашниванием лосей с 1963 года. Первые молодые лоси поступили из Нерехтского, Красносельского, Чухломского, Сусанинского и других райнов Костромской области, которых брали из природной среды. В 1968 году привезли одного взрослого быка и четырех взрослых лосих из Печеро-Илычской лосиной фермы. В мае 1970 года на ферме родился первый лосенок. В 1965 году лосеферма вошла в состав Костромской сельскохозяйственной опытной станции. В 1972 году создана лаборатория лосеводства для проведения плановых исследований по проблемам одомашнивания лосей.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 14 июня 1985 года № 852 лосеферма передана Костромскому мехлесхозу, так как согласно постановлению Госкомитета по науке и технике СССР от 20.03.84 г. и приказа Гослесхоза СССР от 12.07.84 г. № 98 по Костромской Лесной опытной станции (ЛОС) была создана лаборатория лосеводства для проведения исследований в области одомашнивания, воспроизводства и использования лосей. Решением Облисполкома № 337 от 19.09.1985 г. - организовано спецохотхозяйство в составе мехлесхоза с общей площадью 64 тысяч га.

В 1987 году в состав лосефермы переданы угодья гослесфонда общей площадью 3224 га и организован мастерский лесоучасток. При этом, расширена территория лосиного заказника регионального значения, которая составила около 36 тысяч га. В 1990 году организован "лосиный комплекс" в составе подразделений: опытная лосеферма, лосиный заказник, лесоучасток. В 1991 году спецохотхозяйство было упразднено и закрыта всякая охота на территории лосиного комплекса.

Наибольшее развитие лосеферма получила в восьмидесятые годы. Максимальное поголовье животных было в 1978 году и составило 67 голов, а среднегодовое с 1963 по 1999 год - 42 головы. С 1998 года поголовье возросло до 40 голов, а в июне 1999 года - до 62 голов. Максимальное поголовье дойных лосих было в 1985 году - 16 голов, среднегодовое за период с 1974 по 1999 год - 11 лосих. По заданию ГКНТ СССР № 209 от 23.04.74 г. и № 240 от 20.05.77 г. началась научная работа по теме "Разработать технологию содержания, кормления, одомашнивания лося и использования продуктов лосеводства в народном хозяйстве".

Способ воспитания и содержания лосей, принятый на ферме, с теоретической точки зрения обоснован в работах сотрудников НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина АМН СССР Екатерины Митрофановны Богомоловой и Юрия Александровича Курочкина. Лосиха и новорожденный лосенок образуют биорганизменную функциональную систему (1-3). На самых первых этапах ее формирования человек вторгается в систему, подменяя собою для лосихи - лосенка, а для лосенка - лосиху. Если подмена произведена правильно и вовремя, то лосиха начинает вести себя по отношению к человеку почти так же, как к своему лосенку, приходя к нему на ферму, отдавая молоко и защищая от мнимых и действительных опасностей. Поведение лосенка по отношению к человеку напоминает его отношение к матери: он следует за человеком, идет на зов воспитателя, получая из его рук молоко.


Эта замена не совсем стопроцентная. Например, в дальнейшем не происходит перенаправления полового поведения воспитанных человеком лосей на человека - вероятно, нормальной социализации и нормальному развитию полового поведения способствует содержание молодых лосят в группе. Поведение лосихи по отношению к доярке похоже, но не полностью повторяет поведение по отношению к лосенку. Необходимо сделать оговорку, что все природные закономерности носят статистический характер, поэтому при описании поведенческих реакций будет подразумеваться «как правило», «в норме», «обычно», и лишь иногда я буду обращать внимание на исключения.

Практически, «одомашнивание» новорожденного лосенка начинается в условиях, максимально приближенных к естественным. Перед сходом снежного покрова всех беременных лосих приводят в «родильный» загон площадью около 3 гектар. В это время лосих надо особенно сытно кормить, а это очень непросто, ведь взрослому лосю надо привезти 60 килограммов веточного корма в сутки, поскольку надо учитывать, что лось не ест ветки диаметром более 8-10 миллиметров, а привозить приходится и «балласт», более толстые, которые потом пойдут в отходы. Опыт показывает, что замена веток на концентрированные и несвойственные лосю корма может негативно сказаться на состоянии матери и плода. Сытые лосихи спокойно ожидают начала родов.


Так живут прирученные лоси около места заготовки леса до середины апреля. Территория делянки не огорожена, в этом нет необходимости. Обилие корма удерживает домашних лосей в районе делянки и даже привлекает диких лосей из окрестных лесов.

В середине апреля лосей переводят в «демонстрационный» загон площадью около 4 га. И только беременных лосих, как говорилось выше, помещают отдельно, в «родильный» загон площадью около 3 га.

В «демонстрационном» загоне животных придерживают до зимы. Это правило касается в основном молодых самцов и самок, которые не дают молока.

Дойные лосихи - животные привилегированные, и взаперти им приходится сидеть очень мало. Сразу после отела лосиха получает право на свободный выпас и возвращается на ферму только на период дойки, да подкормиться овсяной кашей.


Также совсем неограниченной свободой пользуется «лось-производитель» Ястон. Этот новый вожак лосиного племени Сумароковской лосефермы совсем недавно сменил всеми любимого лося Лучика. Пока не появилась первая листва на деревьях, а в лугах трава, Ястон не спешит покидать загон. Но и после появления зеленого корма часто появляется на ферме, полакомиться овсянкой. В середине лета он исчезает, до начала гона. Однако найти его нетрудно, поскольку на ошейниках всех взрослых лосей закреплен портативный радиопередатчик «Лось-2».

Это дает возможность работникам лосефермы при свободновыгульном содержании домашних лосей определить местонахождение любого из них. Например, отыскать и привести загулявшую лосиху на дойку, оказать попавшему в беду животному помощь, а также для научных наблюдений.

С начала года до примерно середины апреля все лоси живут около места заготовки леса. Каждое утро у них завтрак. Как только валка леса закончена, а овсянка съедена, животных выпускают, и они идут к кучам веток и кормушкам с осиновой корой. Нет никакой необходимости огораживать делянку. Обилие корма удерживает домашних лосей в районе делянки и даже привлекает диких лосей из окрестных лесов. Человек обеспечивает лосей не слишком разнообразным кормом, однако они могут найти недостающее в лесу вокруг делянки. По предварительным данным спутникового прослеживания, лосиха с передатчиком за неполный месяц не выходила за пределы площади 23,5 гектара вокруг места заготовки.

Перед сходом снежного покрова беременных лосих помещают в «родильный» загон площадью около 3 га, а всех остальных - в «демонстрационный» площадью около 4 га. О дойных лосихах будет особый разговор, это животные привилегированные, и взаперти им приходится сидеть очень малый процент от времени года. Еще меньше, вернее, совсем не ограничивается свобода почти всеми любимого «лося-производителя» Лучика, но весной он не спешит уходить в свою «Берендееву чащу» за рекой Покшей. Пока не появилась в полях трава, а на деревьях листва, он не изъявляет ни малейшего желания покинуть загон, а, будучи выпущенным, сразу возвращается и идет к куче привезенных с делянки веток. Да и после появления зеленого корма он приходит полакомиться овсянкой даже в июне. Потом он «исчезает» до осени, до начала гона, но найти его нетрудно и летом при помощи портативного радиопеленгатора, поскольку на его ошейнике, как и на ошейниках всех взрослых домашних лосей, закреплен радиопередатчик.

Тяжелее на ферме приходится остальным самцам, а также молодым самкам, которые не дают молоко, их помещают весной в «демонстрационный» загон. Согласно принятой методике, в этом загоне животных следует передержать примерно до середины или конца июня, т.е. до окончания весеннего периода миграционной активности. В дикой природе в этот период молодые лоси расселяются, ищут себе участок обитания. Однако в последние годы от летнего выпуска отказались по той простой причине, что тогда демонстрировать посетителям пришлось бы только новорожденных лосят. Ведь дойные лосихи проводят день на пастбищах, и их появление около фермы днем - скорее случайность, чем закономерность. Мое мнение - в середине лета надо выпускать две трети животных из демонстрационного загона, снабдив их современными радиометками дальнего радиуса действия. Поскольку велика вероятность, что многие будут возвращаться «на кашу» или в теневой сарай, выпускать можно и поочередно.

В жаркий период года все лоси очень сильно страдают от слепней. Диким приходится спасаться в воде или прятаться в тени ельников, но там недостаточно темно, чтобы слепни совсем не могли летать. У домашних есть преимущество, для них делают теневые навесы и сарайчики. Я выдвинул предложение сделать «коридор» для прохода посетителей и отгородить внутри теневого сарая для них небольшую смотровую площадку для того, чтобы животных не надо было бы выгонять в тучу слепней для демонстрации. Второй вариант - пристроить дополнительный теневой навес непосредственно к «бару», чтобы посетители видели отдыхающих лосей прямо из бара или с террасы.

Сотрудники фермы проверяют состояние животных один раз в 1-6 часов, чтобы застать начало родов. Особенно важно застать начало родов у молодой лосихи, рожающей впервые. Надо оказаться в нужный момент в нужном месте - на месте родов, внутри невидимого «заколдованного круга». С их началом всё, что шевелится внутри круга, лосиха будет считать «своим», вне его - «чужим». Как правило, врожденная агрессивная реакция лосихи на «небольшой шевелящийся предмет» на время родов исчезает, что дает возможность ей принять лосенка. Но другого лося, приближающегося к месту родов, надо немедленно атаковать, иначе новорожденный лосенок, еще не научившийся отличать мать от прочих крупных движущихся объектов, может последовать за ним и погибнуть без молока.

Казалось бы, почти весь год молодые лоси проведут в неволе, на привозных кормах, однако это не совсем так. Заборы (кроме «передних», сетчатых, обращенных к посетителям) - почти символические, они сделаны из жердей, и лоси их проламывают, если очень захотят. Я видел, как одним ударом передней ноги лось перебил березку диаметром 12 см. Однажды дойная лосиха, испугавшись привязанной к уздечке веревки, за минуту проломила изгородь в 4 местах, сама не получив при этом повреждений. Каждую осень в период гона в «заднем» заборе демонстрационного загона приходящие из леса дикие самцы проламывают настоящие «ворота», чтобы добраться до молоденьких самочек. Домашние лоси и сами иногда почти незаметно для работников фермы повреждают загон, чтобы попастись на сельскохозяйственных культурах, на полях, окружающих ферму. Годовалый лосенок Лубок научился «по-пластунски» на брюхе пролезать под нижней жердью. Однако утром все как один оказываются в загоне на раздаче «каши».

К враждебным объектам лосиха относит и прошлогодних (годовалых или двухгодовалых) лосят, подлежащих изгнанию за несколько дней до родов. Однако хорошо знакомых людей, в том числе и «прошлогодних» доярок лосиха почему-то врагами не считает и, как правило, не атакует. Под их «прикрытием» на место родов, в «заколдованный круг» удается пробраться и новым работникам, а иногда даже совсем незнакомым людям, например, телеоператорам. Придя на место родов, надо смочить руки околоплодной жидкостью и поднести к носу лосихи, чтобы ее «обмануть», ведь для лося запах объекта важнее всех остальных его свойств. Пройдя таким образом «регистрацию», и не получив «приказа» немедленно удалиться, человек может наблюдать за родами. Как «выглядит» приказ удалиться, можно посмотреть в разделе о технике безопасности. Разумеется, далеко не каждая лосиха подпустит незнакомцев


Может быть, именно лазейки на свободу спасают «ремонтное» стадо лосей от кишечных болезней и гибели, во второй половине лета и осенью работники фермы восстанавливают забор не слишком тщательно и своевременно, в отличие от периода весенне-летней миграционной активности.

Зимой, пока мало снега, все «свободные» животные живут у фермы, получая не только подкормку в виде овсяной каши, но и почти полновесное питание осиновой корой и ветками. С установлением стабильного снежного покрова всех животных переводят на делянку. Там молодые могут поискать те растения, те вещества, которые они недополучили в период нахождения в загоне, а при желании - навсегда покинуть ферму.

Лоси живут на ферме, пока им здесь жить нравится. Фронту освобождения животных тут делать нечего, все имеющиеся на ферме лоси сами добровольно «продались за овсянку». Но выбор у них невелик, почти вся пригодная для жизни территория Земли принадлежит охотничьим хозяйствам. Количество ушедших животных лишь немного превышает количество убитых на мясо.

Работникам фермы достается больше лосиной любви, чем лосятам. В истории фермы были выдающиеся личности, которые, находясь на посту руководителя, осмеливались отпускать с фермы «ненужных» животных вместо убоя на мясо, вопреки требованиям вышестоящих начальников и части обслуживающего персонала. Готовцев Владимир Васильевич ни разу не приказал убить лося. Бровцева Сергея Эрнестовича после одного убитого годовичка удалось убедить в преимуществах мирного сосуществования с лосями.

Сейчас же многие из содержащихся на ферме живы только благодаря тому, что прирученный лось - животное весьма дорогостоящее, есть шанс продать за большие деньги, ведь их не умеют разводить в зоопарках. Расходы на выращивание во много раз превышают стоимость мяса, но в случае невозможности продажи действует принцип «взять хоть что-то», оправдываемый фразой «лучше мы съедим, чем браконьеры». Разумеется, у свободного лося есть шанс быть убитым браконьером, охотником, волком, попасть под машину, и т.п., но до этого он порадуется жизни, и, бывает, достаточно долго.

До того, как были раскрыты закономерности поведения лосихи на месте родов, отъём лосенка сопровождался насильственными действиями: его клали в корзину, прижимали ко дну и накрывали телогрейкой, лосиху отгоняли палками, после чего корзину уносили за пределы загона. На основании своих исследований Е. М. Богомолова и Ю. А. Курочкин предложили бесстрессовый способ отъема лосенка у матери. Повинуясь врожденной реакции следования, лосенок уходит за человеком, а лосиха остается охранять место родов, поскольку в первые дни лосиха охраняет не лосенка, а место родов, которое играет ключевую роль в формировании системной связи «лосиха - новорожденный лосенок» (4). Доярки в это время отвлекают лосиху: доят, выстригают шерсть вокруг вымени (чтобы в дальнейшем не мешала доить). У многих лосят в первый день жизни реакция следования выражена недостаточно, и их просто уносят, отвлекая лосиху и не позволяя лосенку слишком громко пищать.

Если молодая лосиха не приняла лосенка, о нем позаботится «местная Лесси». В природе брошенный, недоношенный, родившийся с массой менее 6 кг или при сильном морозе лосенок почти наверняка погибает, но здесь стараются выходить почти всех. Увы, не всегда удается - несмотря на огромный опыт, накопленный ветеринарами фермы.

Два-три десятка лосят появляются на свет дружно в течение 2-3 недель с конца апреля до середины мая. Первый месяц жизни они проведут в «карантине»: под навесом и в дворике, в который допускаются только люди, работающие на лосеферме. Это предотвратит как инфекцию, которую могут занести посетители, так и избыток конфет в рационе лосят..

Неделю-другую малыши будут получать молоко из соски, потом их научат пить из кастрюльки. Со второй-третьей недели лосиное молоко будут постепенно заменять специальной смесью - заменителем молока. Лосиное молоко содержит много жира и белка, и в то же время мало лактозы (очень приблизительно - 10, 12 и 5% соответственно), поэтому ни коровьи, ни человеческие сухие молочные смеси не подходят для ручной выпойки лосят. Существующие заграничные смеси, предназначенные для зоопарковских диких животных, практически недоступны, но некоторые фирмы здесь делают смеси с заказным содержанием компонентов. Козье молоко здесь не применяют, но оно вполне пригодно для выпойки лосят в центрах помощи лосятам-сиротам.

В загончик доставляются в большом количестве ивовые ветки и лесное разнотравье. Обязательно наличие в помещении охлажденной кипяченой воды, чистой земли (глины) и минерально-солевых брикетов. В начале июня, когда почти всем лосятам исполняется месяц, - бегом марш в летний лагерь! Теперь придется находиться взаперти только с 10 до 15 часов, пока идут экскурсии.

Первый месяц жизни лосята проводят в «карантине», куда допускаются только работники лосефермы. Две недели лосенка поят молоком из соски. Затем лосиное молоко постепенно заменяют специальной смесью и приучают лосят пить из кастрюльки. Лосиное молоко содержит много жира, белка, и мало лактозы. Поэтому ни коровье, ни используемые человеком молочные смеси не подходят для вскармливания лосенка. Наиболее близко по составу к лосиному только козье молоко, но на лосеферме его не используют.

Также в рацион постепенно вводят ивовые ветки и разнообразные травы. В загончиках у лосят обязательно должна быть охлажденная кипяченая вода, глина и минерально-солевой брикет.

В начале июня лосят переводят в летний лагерь. Теперь на ферме они будут находиться только в период, когда проходят экскурсии. По окончании последней экскурсии лосят снова поят молочной смесью, а затем отправляют на свободный выпас до следующего утра.

Постепенно, к осени, лосята начинают линять, меняя рыжую шерсть на бурую, и к октябрю набирают массу до 100 кг. Молочную смесь в их рационе постепенно заменяет молотый овес, запаренный в слегка подсоленной горячей воде. В зимний период лосята вместе с остальными лосями фермы переводятся в лес. Там они свободно пасутся и едят из одних кормушек.

Рацион лосей на этот период составляют ветки и кора деревьев. А также один раз в день их приглашают в специальные загончики, где их ждет овсянка и ведро теплой подсоленной воды. Отдельные загончики нужны, чтобы избежать конфликтов между животными при раздаче еды.

После окончания последней экскурсии лосят снова поят молочной смесью и уводят пастись. До утра лосята будут предоставлены сами себе, смогут найти и съесть все необходимые им растения, а утром их снова позовут попить «молочка».

К октябрю лосята набирают массу до 100 килограммов, линяют, и уже совсем не похожи на тех «рыжулек», которых мы видели в мае. Теперь пить молочную смесь и общаться с посетителями их зовут к ферме. Это сделано исключительно для удобства посетителей, т.к. осенью дороги становятся непроходимыми, и добраться до летнего лагеря бывает трудно. Для лосят пройти пару километров теперь не представляет труда, и они самостоятельно находят нужные им пастбища. Даже если случается рецидив «управляемой пастьбы»: начальник требует увести лосят, например, к речке, то сначала они туда идут за воспитателем, но утром «на кашу» все равно бегут с выбранных ими пастбищ. Молочную смесь теперь постепенно заменяют на «овсянку» - молотый овес, запаренный в слегка подсоленной горячей воде. С этого времени овсянка становится главным лакомством домашних лосей.

С установлением глубокого снежного покрова все лоси фермы, в том числе и лосята-сеголетки переводятся к месту рубки леса, живут там вместе, едят из одних кормушек и наслаждаются полной свободой, за исключением примерно часа в сутки - времени валки леса и раздачи овсянки, когда во избежание конфликтов и травм от падающих деревьев всех животных разводят по маленьким загончикам. Звук работающей бензопилы привлекает домашних лосей, они знают, что скоро будут свежие ветки и любят нюхать выхлопные газы. Любой сильный запах привлекает и возбуждает лося. За час, проведенный в загончике, лоси съедят почти по ведру овсянки, выпьют ведро подсоленной теплой воды. Отдельные загончики нужны, чтобы избежать конфликтов между животными при раздаче еды.

В настоящее время в процессе выращивания нового поколения все больше используются поведенческие биологические особенности вида, а насилию и ограничению свободы животные подвергаются в минимальной степени - наверное, просто потому, что финансирование разработки новых методов насилия уменьшилось почти до нуля. Никакого осознанного, научно обоснованного отбора «домашних» лосей никто и никогда не проводил, и воспитанный на ферме лосенок-сирота из охотничьего хозяйства по своему поведению не отличается от рожденных на ферме «домашних» лосей в 6-7 поколении. Таким образом, на настоящий момент основным результатом всех работ по одомашниванию лося, на мой взгляд, является следующий: лось не требует «одомашнивания» - это уже готовое домашнее животное (5), если его правильно вырастить и воспитать, однако способ содержания которого значительно отличается от способов содержания остальных домашних животных из-за особенностей пищеварения и потребности в весьма разнообразном корме.

Несмотря на то, что животные фермы не подвергаются искусственному отбору, они все же подвергаются отбору почти естественному. До тех пор, пока 1-3-летние лоси имеют возможность уйти с фермы и пользуются этой возможностью, остаются на ферме и дают потомство только те, которые хотят жить рядом с человеком. Если не мешать этому процессу во имя сиюминутной выгоды, может быть, через много поколений можно будет заметить разницу между диким и домашним лосем.

Литература:

1. Богомолова Е.М. Лосиха и новорожденный лосенок - единая биорганизменная функциональная система //Физиологическая кибернетика Тезисы докладов I Всесоюзной конференции по физиологической кибернетике. - М., 1981. - С. 268-269.
2. Богомолова Е.М., Курочкин Ю.А. Роды у лосих. Поведение лосихи и новорожденного лосенка // Зоологический журнал. - 1984. - Т.63. - № II. - С. 1713-1724.
3. Богомолова Е.М., Курочкин Ю.А. Системогенез поведенческих актов. - В кн. «Теория системогенеза». - М.: "Горизонт", 1997, с. 277-453.
4. Богомолова Е.М., Курочкин Ю.А. Минаев А. Н. Значение места родов для формирования системной связи лосиха - новорожденный лосенок. В кн. «5 съезд Всесоюзного териологического общества АН СССР», тез. докл., т. 2, М., 1990, с. 86-87
5. Минаев А. Н. (2003). Лось как домашнее животное. Агроэкологический вестник представительства всемирного союза охраны природы для СНГ, №5, июнь, стр. 17-19
6. Официальный сайт Сумароковской лосиной фермы.

Лосеферма:

Почтовый адрес: 157931, Костромская область, Красносельский р-н, п.о. Гридино, дер. Сумароково, лосеферма, директору Грачеву Николаю Леонидовичу.

Телефон для справок и записи (8 494 2) 35 94 33 (установлен в конторе в Костроме, ночью на автоответчике, может принять факс),

Сотовые телефоны +7 910 958 01 67 (директор Грачев Николай Леонидович), +7 903 895 40 78 (главный бухгалтер и запись на экскурсии).

Урок 61

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ТИП УРОКА: урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся

ЦЕЛИ УРОКА:

Проверка знаний учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Написание диктанта

Берегите природу

Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона - всё это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов - всего живого, прекрасного, естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затопленный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке - всё это удар по запасам природных богатств, которые - увы! - не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое дерево - это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье.

Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

(125 слов )

(В. Ткаченко )

Грамматическое задание

1.Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произвести морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Произвести разбор по составу слов микрорайона, лесопарков, безразмерный, безграничны (по вариантам).

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелёными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадётся им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чёрная смородина, кислая брусника - все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настаёт пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела поспела; овёс закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочаны лишь в начале сентября.

Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем.

(192 слова )

(Из сборника диктантов В. Покровского )

Грамматическое задание

1. Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произведите разбор по составу слов:

подосиновиксыроежка

запестрелиотправляться

золотистуюгородские

3. Произведите морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

Урок 62

ТЕМА: «Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении».

ТИП УРОКА:

ЦЕЛИ УРОКА:

Дать понятие обособления; уточнить, какие члены предложения подлежат обособлению; особенности обособления в письменной и устной речи.

Закрепить умение грамотного письменного разбора предложений обособленными членами.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Ребята, вы узнали на предыдущих уроках, что предложение может быть осложнено однородными членами (с обобщенными членами и без них). Сегодня мы поговорим с вами ещё об одном виде осложненных предложений. Это предложения, осложненные обособленными членами.

Что такое обособление?

Каким образом в устной речи чувствуется обособленная грамматическая конструкция?

3. Работа с учебником

. § 47 (чтение материала параграфа, правила).

Упр. 287.

Упр. 288.

4. Работа с записями на доске

Составьте предложения по схемам.

(Весь класс составляет вместе с учителем.)

5. Обобщение по теме

Спишите, определите, какие второстепенные члены являются обособленными:

1) В узеньких коридорчиках, тесных и неопрятных, у театральной залы зрителей встречали девушки, продававшие программки.

2) Перед первым рядом, у самой сцены, стояла пианино и четыре пульта.

3) Андрей, художник-пейзажист, вышел на лужайку, ровным венцом окаймлённую кустами и деревьями.

4) Город был далеко, где-то там, на краю света, с кривыми улицами, грязными бульварами и чадящими автомобилями.

5) Пронеслась ранняя пчела, вечно строгая, озабоченная.

. § 47 упр.289, 290.

Со словами в рамочке придумать предложения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

. «Обособить» - отделить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.

«Обособление» - интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ (конструкции, оборота).

(Краткий справочник по современному русскому языку )

2. Найдите примеры предложений с обособлением:

а) Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский язык. (А. Пушкин )

б) Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми гусарами, жившими в то время в Царском Селе. (С. Комовский )

в) Учился Пушкин легко, но небрежно. (А. Пушнин )

г) В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел. (М. Волконская )

д) Друг мой, упрёки твои жестоки и несправедливы. (А. Пушкин )

3. Укажите, как выделяются обособленные члены предложения:

а) с помощью восклицательного знака;

б) с помощью запятых;

в) с помощью тире;

г) с помощью интонаций;

д) с помощью скобок.

Урок 63

ТЕМА: «Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Закрепить тему «Понятие об обособлении».

Познакомить учащихся с понятием «обособленные определения».

Развивать грамотную устную речь учащихся, учить интонационно выделять обособленные определения.

ТИП УРОКА: комбинированный

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

3. Мини-опрос

Что такое обособление второстепенных членов?

Как выражается обособление на письме? В устной речи?

Как обозначается слово, к которому относятся обособленные члены предложения?

Какие пунктуационные знаки служат для обозначения обособления на письме?

4. Объяснение темы урока

Запишите предложение:

И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой. (С. Аксаков )

Найдите грамматическую основу и второстепенные члены предложения, подчеркните их.

Что можно сказать об определении? Чем оно выражено? Согласованное оно или нет?

Обособленными определениями в предложении могут быть имена прилагательные, причастия, существительные в косвенном падеже (распространенные зависимыми словами и нераспространённые), находящиеся после определяемого слова.

([ х, | |, ...].)

Разберите пример из учебника (§ 49, стр. 137).

Упр. 291.

Стр. 140: чтение теоретического материала, ответы на вопросы. Обобщение по теме.

5. Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

§ 48, упр. 293.

Урок 64

ТЕМА: «Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения».

ЦЕЛИ УРОКА:

Отработать навык определения согласованных и несогласованных определений.

Практиковать морфологический принцип синтаксиса, учить видеть, чем выражены согласованные и несогласованные определения.

Научить различать условия обособления определений.

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая «пятиминутка»

Спишите, расставьте знаки препинания, сделайте правильный выбор буквы.

Дружба

Ск(а,о)тившись с горной высоты.

Л(е,и)жал во прахе ду(б,п) перунами ра(з,с)битый

А с ним и ги(б,п)кий плющ(ь,...) кругом е(в,г)о (о,а)бвитый...

О Дружба это ты!

В. Жуковский

4. Работа с учебником

Стр. 141 (анализ схемы, помеченной звездочкой).

Выполнение упр. 295 (устно).

Упр. 296 (по заданию).

Чтение Теоретического материала на стр. 142, анализ условий обособления определений.

5. Практикум по теме

Найдите и выделите обособленные определения и определяемые слова. Укажите, какими частями речи являются определяемые слова. Начертите схемы предложений, расставьте знаки препинания.

1) Довольный ею он принялся уже писать работа его завлекла.

2) Чистое непорочное прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника.

3) Обманувший доверенность вельможа был наказан примерно и отставлен от места.

4) Изнеможенный рассеянный он начал припоминать все какие только знал молитвы.

5) Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными чёрными кудрями.

6) Перед ним лежала красавица с растрепанною роскошною косою с длинными как стрелы ресницами.

7) Звезды мерцающие в ночи манят нас своим загадочным светом.

(Проверка с объяснением.)

Анализ примечания к правилу на стр. 143.

Задание после изучения примечания:

1) придумайте свой пример с согласованным определением с добавочным обстоятельственным значением.

(проверка вслух, запись удачных 1-2 вариантов с разбором).

2) Упр. 297 (1-5 предл.).

6. Подведение итогов урока

7. Сообщение домашнего задания

§ 48 упр. 297 (6-10 предл.), упр. 299.

Урок 65

ТЕМА: «Текст-рассуждение» (обучающее сочинение).

ЦЕЛЬ : формировать умения учащихся составлять текст-рассуждение.

ТИП УРОКА : урок развития речи.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

Рассуждение - очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.

Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.

Структура текста-рассуждения состоит из трех частей:

1) тезис (основная мысль, утверждение или отрицание какого-то суждения, понятия, явления).

2) доказательство этой мысли; убедительные аргументы и факты.

3) вывод, заключение.

Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.

Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

3. Подготовка к написанию сочинения

Сегодня мы с вами будем писать текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную работу.

1) Работа с учебником § 49,упр. 301. (анализ текста).

2) упр. 302 (напишите о том, что вас волнует по этой теме в виде полемического диалога с писателем).

(Обсуждение возможного варианта концовки.)

4. Сообщение домашнего задания

Упр. 303, 304.

Урок 66

ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Формировать умение учащихся обособлять приложения.

Отработать навыки постановки знаков препинания при выделении приложения (условия обособления приложения).

Повторить орфографию (правописание суффиксов глаголов).

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:

1. Местные охотники , | звероловы |, вышли в тайгу.

х

Мне часто снятся те ребята - | друзья моих военных дней |.

х

2. Я старался вообразить себе капитана Миронова , | моего будущего начальника ... |.

3. х

| Ровесники годами, близкие родственники |, они почти никогда не разлучались.

4. Сосна, | как дерево смолистое |, с трудом поддается гниению. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу .

5. Смешанный пример:

В.И. Даль, ровесник и друг Пушкина и тоже писатель, по образованию врач, - автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторяем орфографию (запись под диктовку)

Пожало вать в гости, маме нездорови лось, померя лись силой, похлопы вать по плечу, внимательно рассматри вать, заведо вать хозяйством, рассчиты вали на помощь, допыты ваться о происшедшем, расклеи ли афиши, запомни ли навсегда, понрави лись детям, погляды вать искоса.

4. Беседа

Вспомните, ребята, что такое приложение? (Приложение - это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.)

Так как приложение является определением, оно тоже обособляется. Некоторые условия обособления определений и приложений совпадают.

5. Работа с учебником

§ 50

Анализ предложений (материал, помеченный звездочкой).

Чтение теоретического материала на стр. 147, составление схем к предложениям из правила.

Анализ предложений на стр. 148

Упр. 307 (по заданию).

6. Практикум

Прочитайте предложения, написанные на доске; найдите определяемое слово (чем оно выражено?); выделите его, подчеркните приложение.

Проанализируйте условия обособления приложений.

Выводы по проделанной работе.

Приложения обособляются, если относятся к личному местоимению, если стоят после имени собственного, если стоят после нарицательного существительного, если присоединяются к определяемому слову союзом как.

Пояснение. Обособленное приложение с союзом как .

Такое приложение очень похоже на сравнительный оборот. Часто их трудно различить. Обособленное приложение присоединяется к определяемому слову (стоит после подлежащего или дополнения, выраженных существительными или местоимением) и имеет оттенок обстоятельственного (часто причинного) значения. Оно не содержит в себе функций сравнения. Обособленное приложение можно заменить деепричастным оборотом со словом будучи , например: Как истинный романтик, Гофман прожил необыкновенную жизнь. Будучи истинным романтиком, Гофман прожил необыкновенную жизнь.

7. Подведение итогов урока

Что называется приложением? В каких случаях обособляется приложение?

Расскажите об особенностях обособления приложения с союзом как .

В каком случае можно поставить тире при приложении?

§ 50 упр. 308, 309.

Урок 67

ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

Закрепить навыки обособления приложений, относящихся к разным видам определяемых слов.

Уточнить условия обособления приложений с союзом как .

Отработать постановку знаков препинания и выделение интонацией обособленных приложений.

ТИП УРОКА: обобщение материала, закрепление изученного.

НА ДОСКЕ:

1. Спишите, расставляя знаки препинания:

1) Андрей художник-пейзажист вышел на лужайку окаймленную кустами и деревьями.

2) Он как человек городской почти с ужасом вспоминал этот лес труб мансард.

3) Он сам властитель Синодала ведет богатый караван.

4) Пугачёв освободил от гнусных преследований Швабрина дочь этого погибшего капитана Машу Миронову.

5) В Петровском парке был дом пушкинского деда строптивого и мрачного Ганнибала.

6) Он Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.

2. Составьте предложения по схемам:

,

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задании

3. Повторение изученного

(Выполнение задания на доске)

4. Объяснительный диктант

1) Каждый человек, хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности. (К. Паустовский)

2) Пушкин, величайший преобразователь лучших человеческих чувств, создал идеал возвышенной лицейской дружбы. (К. Паустовский )

3) Мысли его, Есенина, рождаются вместе с взрывом эмоций. (По Е. Винокурову )

4) Молодёжь и старики, рабочие и профессора, разные слои общества, любят Есенина. (По Е. Винокурову )

5) Александровская колонна воздвигнута как памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. (Л. Казаков )

(Проверка проводится в виде схем на доске, сделанных вызванным учеником.)

5. Работа по теме урока

Обособленное приложение с союзом как

1) Слово учителя:

Обособленное приложение может присоединяться союзом как с дополнительным значением причинности.

Например: Гулливер, | как заядлый путешественник |, любил путешествовать. (запись в тетрадях)

НО: не являются приложениями обороты с союзом как в значении «в качестве».

Например: Суворов | как полководец | руководил штурмом врага по всем правилам.

2) Практикум.

Придумайте и запишите предложения по схемам:

6. Работа с учебником

Упр. 311, упр. 312.

7. Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 313.

Урок 68

ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

Повторить материал об обособлении деепричастия и деепричастного оборота.

Отработать умения определять границы деепричастного оборота.

Закрепить навыки постановки выделительных знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторяем орфографию

Поклеив обои, бескорыстно поддерживая, отторгнув предложение, восстанавливая силы, расспрашивая о впечатлениях, ревностно охраняя, хрустнув под ногой, участливо заботясь, радостно улыбаясь, направляясь к морю, поблёскивая на солнце, немного помолчав, свистнув с ветки, исправляя ошибки.

4. Повторение

Что называется деепричастным оборотом?

Когда деепричастный оборот выделяется запятыми? А деепричастие?

Составьте по данным схемам предложения.

1) [ , | | ].

2) [ | |, ].

3) [ , | |, ].

5. Работа с учебником

§ 51

Работа с материалом, помеченным звездочкой.

Изучение теоретического материала.

Упр. 314,упр. 315 (по заданию).

6. Практикум

Составьте предложения с фразеологическими оборотами и запишите их.

Спустя рукава, сломя голову, не покладая рук, засучив рукава, сложа руки.

Одиночные деепричастия, близкие по функции к наречию и непосредственно примыкающие к сказуемому, не обособляются. Ср.

Он читал лежа. - Он читал, лежа на диване.

Придумайте и запишите предложения со словами:

сидя, шутя, не торопясь,

молча, стоя, нехотя,

не глядя, лёжа, играя.

(проверка)

7. Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 317, 320.

Урок 69

ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

Проверить качество усвоения нового материала на практике.

Выявить речевые недочеты в работе над составлением предложений с обособленными обстоятельствами.

Развивать логическое мышление и аналитические способности при работе с текстом.

ТИП УРОКА: закрепление и обобщение изученного.

ХОД УРОКА

1. Организацвонный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Работа с учебником

Стр. 155 (чтение теоретического материала).

Упр. 322 (по заданию).

Упр. 321.

Исправьте грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

Увидев человека в сером, ужас охватил Петера.

Замерев на месте, голова моя была непокрыта.

Опомнившись, мне пришлось уйти.

Делается проверка и вывод об употреблении деепричастных оборотов в речи.

4. Практикум

Запишите предложения. Составьте к ним схемы.

Мендель, взглянув на него и вернувшись к действительности, в первую минуту даже испугался.

Остановив солдата в этой, в высшей степени трудной позе, художник принялся с жаром работать, делая спешный набросок.

Но бедняга, не слушая живописца, спешил спуститься со своего эшафота по лестнице, ведущей с помоста на пол.

(проверка).

Распространите одиночные деепричастия, превратив их в деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания.

Измученный Гулливер с трудом поднялся на ноги и шатаясь... вышел на воздух.

Гулливер взглянув... не мог удержаться от смеха.

Остановившись... Гулливер увидел что матросы оставили его на берегу.

Возвратившись... Гулливер рассказал о своих приключениях.

Разгневавшись... королева приказала строго наказать.

(Взаимопроверка)

Измените предложения превратив один из глаголов в деепричастие. Расставьте знаки препинания.

Филипп Филиппович сжал губы и ничего не сказал.

В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы пел про священные берега Нила.

Он выпрямился, глянул на собачью голову...

(М. Булгаков )

(проверка)

5. Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

Упр. 318, 219.

Урок 70

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ЦЕЛЬ УРОКА:

Проверить уровень усвоения изученного.

ТИП УРОКА: урок проверки оценки, коррекции знаний учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Написание диктанта

I

Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло поляну и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая , куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, смешалось и, завернув, бросилось на лёд. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, во весь опор повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Ещё один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок лишь слегка прикрывал лёд, лось-вожак со всего разбегу заскользил, широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился изо всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лёд. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой, среди льдинок заметалась его рогатая голова.

(187 слов )

(М. Бубеннов )

II

Мазайцы

Талая вода сначала поднималась очень медленно, будто робея, а потом под напором северных верховий стала прибывать, заполняя низины.

Заметив опасность, лоси, косули, кабаны уходят на соседние возвышенности. Труднее мелким животным, которым не одолеть водной преграды. Будто азартный охотник сгоняет зверюшек в западню. Целыми стаями носятся по взлобкам напуганные зайцы. А там, где не осталось уже места скакать взад-вперёд, сидят, вымокшие, притихшие, и ждут своей участи.

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребём, скрипя уключинами, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы.

А это что такое? К нашему удивлению, в середине заячьей братии обнаружилась поначалу незамеченная нами... лиса. Правда, не та былая пышнохвостая красавица, какие встречаются по зиме. Мокрая шерсть на ней обвисла, хвост тонок, глаза поблескивают хитринкой.

Кое-как загоняем лису в конуру на носу лодки, и наш ковчег снова продолжает плавание по разлившейся реке. Исцарапанные лисьими когтями, с набухшими мозолями на руках, перепачканные грязью и страшно усталые, но довольные своим путешествием пристаем к лесному обрывчику. Один за одним дают стрекача спасённые нами от половодья зайцы, а за ними без оглядки убегает и Патрикеевна, видно, так и не сообразившая, какое с ней - случилось приключение.

(216 слов )

(По А. Сабирову )

Грамматическое задание

1. Разберите по членам выделенные предложения (по вариантам).

2. Выполните фонетический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Составьте из слов диктанта словарный диктант на орфограмму «правописание проверяемых безударных гласных корня».

Добрый день, друзья!

Сегодня я хочу сводить вас на экскурсию в одно замечательное место - Лосиную биостанцию в национальном парке "Лосиный остров". Экскурсии на Лосиную биостанцию проводятся только в зимний период, поскольку именно в это время на территорию биостанции приходят лоси и стада пятнистых оленей.

Только заехав на территорию, мы видим огромное стадо пятнистых оленей.

Все поголовье пятнистых оленей на территории "Лосиного острова" насчитывает более 200 особей, из них половина единовременно приходит к биостанции за подкормкой (и примерно столько оленей мы видели в течение экскурсии). В голодные зимние месяцы в охраняемой зоне национального парка устраиваются подкормочные площадки для лосей, оленей, кабанов.

Краткая справка о пятнистом олене из Википедии :

Пятнистый олень (лат. Cervus nippon) - млекопитающее из семейства оленевых (лат. Cervidae). Летом имеет красно-рыжую окраску с характерными белыми пятнами, зимой тускнеет. Рост в холке 95-115 см, длина тела 160-180 см, вес 75-130 кг. Самцы намного крупнее самок. Обитает в южном Приморье, завезен в среднюю полосу европейской части России, на Кавказ. Питается олень травянистыми растениями, опавшими желудями, орехами и плодами, листьями деревьев и кустарников, грибами, ягодами, зимой поедает кору и молодые ветки. Численность оленя в диком состоянии - менее 3000 голов, присвоен статус Исчезающие виды (I категория).

Самки пятнистого оленя не имеют рогов.

Чем крупнее и сильнее самец, тем больше у него рога. Обычно длина рогов не превышает 80 см, приблизительный вес 1,3 кг.

Пятнистый олень сбрасывает рога в конце апреля - начале мая. Почти сразу у него начинают расти новые рога. Растущие, неороговевшие рога называются панты. Панты покрыты бархатистой кожей с короткими мягкими шерстинками. Если во время роста пантов олень ударяет ими обо что-то жесткое или как-то иначе травмирует, то рога могут вырасти деформированными. Например, у этого оленя несимметричные рога и отсутствует нижний отросток правого рога, что не мешает ему быть главным самцом в стаде. Видите, сколько вокруг него свободного пространства? Находящиеся вокруг самки и молодые олени предпочитают уступить ему место кормежки.

Если, после того, как весной этот олень сбросит кривые рога и начнет растить новые, он снова нигде их не повредит, то они вырастут ровными и красивыми. Как, например, у других представителей этого стада.

К весне отростки рогов истираются (на фото видно белые концы отростков). Во время гона (октябрь) самцы дерутся за самок. Пятнистые олени нечасто ранят друг друга в боях. Но может произойти так, что два самца, сцепившись рогами, не могут расцепиться. Если им это не удастся, то олени могут погибнуть.

Самка вынашивает одного, реже двух двух, детенышей 7,5 месяцев. Оленята рождаются в июне-июле.

За первый год жизни у оленят вырастают небольшие прямые рожки без отростков - шильца. Их видно на голове левого оленя.

Во время гона самец удерживает стадо из 10-20 самок. Позже стадо распадается, и самцы объединяются в небольшие мужские группы. Зимой, ввиду нехватки пищи, пятнистые олени "Лосиного острова" объединяются в большие группы, которые и можно наблюдать на экскурсии. Весной они разбредутся по окрестностям.

Конечно, на Лосиную биостанцию мы ехали посмотреть прекрасных сохатых. Лось - животное одиночное, в стада не собирается, поэтому на территории биостанции одновременно можно увидеть не так много лосей. Взрослых лосей помещают в большие вольеры, а молодым позволяют свободно гулять по территории.

Этому лосенку нет еще года. У него над глазами видны два крупных бугорка - из них впоследствии вырастут рожки.

Лось (лат. Alces alces) - парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид семейства оленевых. Рост самца в холке до 2,3 м, длина тела до 3 м, масса 360 - 650 кг. Самки мельче. На территории Евразии самый крупный подвид - дальневосточный. Лопатообразные рога самцов огромны - до 180 см в размахе (от самого левого края до самого правого), массой 20-30 кг. Самцы сбрасывают рога каждый год в ноябре-декабре, новый рога начинают расти в апреле-мае. Самки безрогие. Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами, зимой переходят на питание ветками и корой. Лоси быстро бегают (до 56 км/ч) и отлично плавают, разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты.

Лосиха Машка - частая гостья на биостанции. У нее на шее радиопередатчик, который помогает узнавать о всех перемещениях лосихи. Многие лоси заповедника носят аналогичные ошейники. Для животного они не доставляют никакого неудобства, а ученым помогают лучше изучить жизнь прекрасных лесных гигантов.

На территории Российской Федерации существует две лосиных фермы, где получают крайне полезное лосиное молоко. На территории СССР таких ферм было семь, на них лосей пытались использовать не только как молочное животное, но и как ездовое. Из-за сложностей в разведении животных эти проекты признали экономически неэффективными.

И дочка Машки.

Также на территории биостанции живет в вольере одна косуля, ее еще детенышем привезли в Лосиный остров, выходили, вырастили, но выпускать на волю ее нельзя - могут загрызть бродячие собаки. Вообще собаки - это большая проблема для национального парка. Ежегодно собаки убивают до 20 пятнистых оленей. И не ради еды, а для охоты. Лосей они побаиваются, ведь лось запросто может убить собаку ударом копыта. А вот у крохотной косули шансов не будет.

Экскурсия была замечательной, и мне очень понравилась. Я не только узнала много нового и интересного о рогатых обитателях леса, но и смогла пообщаться с ними. А погладить красавицу-лосиху и покормить ее с руки - несравненное удовольствие.

Я бы всем очень рекомендовала съездить на экскурсию на Лосиную биостанцию, и вам, и вашим детям она наверняка очень понравится!

Лосиная биостанция
тел: 8-965-230-60-31
Юткин Иван Александрович

Время посещения: 11:00 и 13:00
(В связи с особенностью содержания животных на биостанции: время кормления, время отдыха)
Продолжительность экскурсии: 45 мин

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Проезд:
от м. ВДНХ : любой рейсовый автобус, идущий в область. Ехать до 1-й остановки после МКАД (~1 км от МКАД - перед поворотом на пос. Дружба). Далее пешком около 40 мин по главной дороге через поселок (~3-4 км) до тех пор, пока дорога не упирается в лес. Затем поворот налево (виден КПП со шлагбаумом). Далее все время прямо (на развилке держаться левее) - попадаем прямо к воротам биостанции.
от ж/д станции "Лось" : автобус №547 (ходит редко - необходимо узнать расписание), либо
от ж/д станции "Перловская ": автобус или маршрутка №3 до конечной остановки (у самого леса), далее - КПП и все время прямо (на развилке левее).
на автомобиле - можно заехать прямо на территорию биостанции, проезд как от м. ВДНХ.

Стоимость экскурсии: 220 руб - взрослый, детский ~100 руб, парковка на территории (после шлагбаума) - 200 руб.

Олимпиада

по русскому языку. 8 класс.

I тур.

1. Озаглавить текст.

2. Определить стиль текста.

3. К какому типу речи относится данный текст.

ВСТРЕЧА С ЛОСЯМИ.

Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая, куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, смешалось и, завернув, бросилось на лед. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, во весь опор повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Еще один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок слегка прикрывал лед, лось-вожак со всего разбегу заскользил, широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился изо всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лед. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой среди льдинок заметалась его рогатая голова.

(192 слова).

(По роману М. Бубеннова. «Орлиная степь»).

II тур.

1. Расставить ударение в следующих словах:

упрочение, поняла, договор, языковой(барьер), принял, обеспечение, досуг, дочиста, упрочение, щекотно .

2. Замените заимствованные слова русскими синонимами

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог, эгоизм.

3. Изменится ли состав предложения Глухой, дремучий лес . При изменении порядка слов? Объясните свой ответ.

4. Как вам кажется, можно ли считать словосочетаниями такие двойные термины как: бабочка-капустница, гриб-боровик и т.п . Аргументируйте свой ответ.

5. В каком из предложений слово «пробежала» употреблено как метафора.

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестрёнку.

2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.

3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

6. К каким частям речи относятся слова:

Пять, пятеро, пятый, пятёрочка, пятка, впятером, в-пятых.

7. Замените словосочетания фразеологизмами, где одним из компонентов было бы слово ВОДА:

Имеющий унылый вид, неразлучные друзья, делать бесполезную работу, скрыть следы неблагоприятного дела, бесследно пропасть, исчезнуть, ничем не проймешь, разоблачить, уличить кого-либо .

8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки, дно.

9. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны:

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак.

10. Какой из дедушек «мой»? Почему?

1) Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.

2) Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке

III тур.

Сочинение «Всему начало – слово»

Ключи.

Диктант - Оценка за диктант – 10 баллов. За орфографическую ошибку вычесть по 1 б., за пунктуационную – 0,5б. За каждое задание к диктанту по 0,5. Всего – 1,5б Итого: = 11,5балла .

Ответы к заданиям 2 тура .

1 . упроч е ние (уст.), упр о чение, поняла, догов о р, языков о й барьер, пр и нял, обесп е ч е ние, дос у г, д о чиста, упр о чение, щек о тно. (по 0,2 балла = 2 б)

2. Актуальный-важный, антракт-перерыв, ситуация-обстановка (или совокупность обстоятельств), лозунг-призыв, миссия-представительство, задание, финал-завершение, конец, эпилог-заключительная часть, имитация-подражание,подделка, пролог-вступительная часть, эгоизм-себялюбие . (по 0,2 балла = )

3. Изменится. Предложение Глухой, дремучий лес не требует сказуемого, является назывным. При изменении появится сказуемое. =

4. Это словосочетания, т.к. в них от родового понятия можно задать вопрос, зависимое слово изменяется вместе с главным по числам и падежам и совпадает с ними в роде. Тип связи в этих словосочетаниях – согласование. 2 балла

5. 2) и 3) по 1 балла = 2б.

6. кол. числительное, собират. числительное, пор. числительное, существительное, существительное, наречие, наречие. - по 0,2 балла = 1,4б

7 . (как в воду опущенный, водой не разольешь, воду в ступе толочь, спрятать концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, вывести на чистую воду) по 0,2 балла = 1,4б

8. граммов , дел, мандаринов, мест, носков, помидоров, рельсов, чулок, яблок, доньев. - по 0,2 балла =

9. утробный - внутренний, от слова нутро, внутрь

Утренний – завтрак от слова завтра

Утрата не является родственным ни одной паре. - по 1 баллу =

10. В предложении с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в 1 предложении «свой» дедушка. - 2 балла

Всего 16,8 балла

Критерии творческой работы.

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы. 1б

2. Последовательность и логичность изложения. 1б.

3. Правильный литературный язык, стилистическое соответствие содержания. 2б.

4. Умение делать выводы и обобщения. 1б

5. Следование нормам речи:

Орфография – 1б

Грамматика – 1б

Пунктуация – 1б

Всего – 8б

Максимальное количество – 36,3 б



Что еще почитать