Марианна Цой и Наталья Разлогова. Любимые женщины Виктора Цоя. Любимые женщины виктора цоя и страна, где он хотел просить политубежища Виктор цой и наталья разлогова их отношения

Виктор Робертович Цой (21 июня 1962, Ленинград, СССР - 15 августа 1990, 35-й км шоссе Слока - Талси, 2,5 километра западнее посёлка Кестерциемс, Тукумсский район, Латвийская ССР, СССР) - советский рок-музыкант, автор песен, художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Снялся в нескольких фильмах.

Виктор Цой родился в Московском районе города Ленинград в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой (8 января 1937 - 28 ноября 2009) и инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя (род. 5 мая 1938). Единственный ребенок в семье.

С 1974 года по 1977 год посещал среднюю художественную школу, где возникает группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова поступает в СГПТУ-61 на специальность «резчика по дереву». В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее Брюса Ли, имиджу которого начал подражать. Увлекался восточными единоборствами и часто дрался по-китайски с Юрием Каспаряном, профессионально вырезал из дерева фигурки нэцке.

В конце 1970-х - начале 1980-х началось тесное общение между Алексеем Рыбиным из любительской группы «Пилигримы» и Виктором Цоем, игравшим на бас-гитаре в группе «Палата № 6», оба они заходили в гости к Майку Науменко («Зоопарк») или к Андрею Панову (Свин), на квартире которого репетировала панк-группа «Автоматические удовлетворители».

Там и происходили первые квартирники Виктора Цоя. Приобретя некоторую известность, Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических удовлетворителей» ездили в Москву и играли панк-рок-металл на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из таких поездок Виктора Цоя, поющего под гитару с компанией в электричке, заметил Борис Гребенщиков. Он предложил Виктору помощь и поддержку не только со своей стороны, но и со стороны Андрея Тропилло, Сергея Курёхина и других.

Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба. Вскоре Валинского забирают в армию, а группа, сменив название на «Кино», приступила к записи первого альбома. «Кино» под руководством Бориса Гребенщикова записывались на студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника, в записи принимали участие все музыканты «Аквариума».

Вскоре «Кино» уже выступали со своим первым электрическим концертом на фестивале рок-клуба, всё выступление шло под драм-машину, а под песню «Когда-то ты был битником» из-за кулис на сцену с гитарами выскочили БГ, Майк и Панкер. К лету 1982 года альбом был полностью завершён, продолжительность его звучания составляла 45 минут, откуда и появилось название. Но позже из окончательного варианта была убрана песня «Я - асфальт», которую можно найти в переиздании «45», где она прилагается в качестве бонус-трека.

На вечеринке 5 марта 1982 года костюмерша ленинградского цирка написала на лице Цоя губной помадой свой телефон. Молодому художнику и начинающему музыканту Цою это не могло не понравиться. Так начиналось знакомство Цоя и его будущей жены, Марьяны... В феврале 1985 Виктор и Марьяна празднуют свадьбу. На свадьбу были приглашены Гребенщиков, Майк, Титов, Каспарян, Гурьянов и другие.

Пятого августа 1985 года у Цоя родился сын Саша. Она поддерживала его во всем, но при этом не была лишь тенью мужа. "Мы были бедны как церковные крысы, – вспоминала Марьяна. – Снимали комнату в коммуналке, питались чем бог пошлет. Даже приличную свадьбу не смогли сыграть. Вместо свадебного платья я надела белый пиджачок и светленькую юбочку в полоску."

Уже в 1986 году, когда сыну было всего около года, Цой практически уходит из семьи. Он живет на квартирах друзей, редко ночует дома. В 1987 году на съемках фильма "АССА" Цой знакомится с ассистенткой режиссера, Наташей Разлоговой (сестра известно кинокритика). Завязывается роман между 25-летним музыкантом и 31-летней журналисткой. Каждое лето они отдыхают под Юрмалой у знакомых Наталии Разлоговой. Марианна не устраивала ему скандалов, и они сохранили хорошие отношения. Они не спешили с официальным разводом и так и не успели его оформить.

Наталья Эмильевна Разлогова - последняя любовь Виктора Цоя, киновед и переводчица, сестра известного киноведа Кирилла Разлогова, после смерти Цоя вышла замуж за журналиста Евгения Додолева и уехала в США, у них с мужем двое детей, её можно увидеть в документальных фильмах о Цое Солнечные дни (1996), Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут (2008), Жизнь как кино (2005).

На порто-студии «Yamaha MT44» «Кино» начинают записывать альбом «Группа крови». Осенью 1987 года Виктор улетает к Рашиду Нугманову в Алма-Ату на съёмки своего последнего фильма «Игла», в связи с этим «Кино» доработали «Группу крови» и на время прекратили концертную деятельность. В 1988 выходит «Игла» и «Группа крови», которые породили «киноманию»: тысячи подростков стриглись «под Цоя», одевались в чёрное и учились играть на гитарах.

Весной 1988 записывается черновик, а зимой окончательный вариант альбома «Звезда по имени Солнце», который решили выпустить осенью. Цой знакомится с Юрием Айзеншписом, который с 1989 стал продюсером «Кино», организовывая концертные туры и частые выступления на телевидении, после чего группа обретает всесоюзную популярность.

В начале 1989 группа «Кино» впервые едет за границу во Францию, где записывают и выпускают альбом «Последний герой». Летом Виктор с Юрием Каспаряном едут в США. Тем временем «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актёром СССР.

24 июня 1990 года прошёл последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников. После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, дописанный и сведённый музыкантами группы «Кино» уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 и получил название Чёрный альбом, из-за цвета обложки.

В конце июля 1990 года Виктор взяв сына Сашу и свою новую возлюбленную Наталью Разлогову уехал на отдых в Прибалтику. 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. ДТП произошло на 35 километре трассы «Слока - Талси» под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» светло-серого цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус-250».

19 августа Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде. Могила Виктора Цоя является местом паломничества его поклонников. Она расположена в 150 метрах от церкви Иоанна Богослова на Братской (Центральной) аллее. Смерть Виктора Цоя была шоком для множества поклонников. Несколько фанатов даже покончили с собой. Сотни человек пришли на похороны Виктора.

В Кривоарбатском переулке (Москва) появилась «стена Цоя», которую поклонники группы исписали надписями «Кино», «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви музыканту. У поклонников творчества Цоя до сих пор принято оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету.


«Стена Цоя» в Кривоарбатском переулке в г. Москва.

Там же планировалось установить памятник музыканту: босиком и сидящему на мотоцикле, но из-за протестов жителей окрестных домов и самих поклонников певца памятник установлен не был. В 2006 году стена была закрашена группой вандалов, но впоследствии восстановлена фанатами.


Стена Виктор Цоя в Минске.

В Минске (Белоруссия) с середины 90-х также существует «Стена Цоя», ныне, после нескольких переносов, находящаяся в Ляховском сквере.


Стена Виктор Цоя в Могилёве.

Есть также "Стена Цоя" и в Могилёве (Республика Беларусь), которая находится по адресу ул. Ленинская, 61 (здание лицея при Белорусско-Российском университете). "Стена" разрисована учащимися лицея и служит элементом "Московского дворика" в Могилёве.

# Имя Виктора Цоя носит астероид № 2740.
# В 1999 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Виктору Цою.
# В Киеве, на озере Тельбин, где снимался короткометражный фильм «Конец каникул», до настоящего времени растут старые ивы, которые видны на кадрах фильма, и это место является культовым для украинских фанатов Виктора Цоя.
# В мае 2007 года общественности Санкт-Петербурга и представителям молодёжных левых движений (в частности, АКМ) удалось не допустить сноса музея - бывшей котельной, в которой одно время работал Виктор Цой, так называемой «Камчатки».

«Земля - Небо. Между Землей и Небом - война. Спев одну эту строчку, Виктор Цой мог уже больше ничего не петь. Он сказал все. Просто и гениально. До сих пор мне непонятна смерть Цоя; предполагаю, что он был проводником Белых сил и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушел внезапно. Я думаю, что, на какое-то мгновение расслабившись, он потерял контроль над собой и открыл таким образом брешь в энергетическом поле защиты, причем сделал это так неожиданно, что Белые не успели среагировать, тогда как Черные среагировали мгновенно. Цоя нет, как нет и Высоцкого.» Игорь Тальков

Заратустра, первый психолог добрых, есть - следовательно - друг злых. Когда упадочный род людей восходит на ступень наивысшего рода, то это может произойти только за счет противоположного им рода, рода сильных и уверенных в жизни людей. Когда стадное животное сияет в блеске самой чистой добродетели, тогда исключительный человек должен быть оценкою низведен на ступень злого. Когда лживость во что бы то ни стало овладевает для своей оптики словом «истина», тогда все действительно правдивое должно носить самые дурные имена. «

Ф. Ницше

Для человека, который давно варится в тусовке фанатов Цоя, очень заметно противоречивое отношение поклонников (точнее, поклонниц) Виктора к женщине, которая сыграла большую роль в его жизни-Наталии Разлоговой (М. Леско). И как к человеку, и как к автору статей и медиа-идеологу.Одни восхищены ей, считают ее совершенством во всех отношениях, идеальной парой для своего кумира, всячески защищают ее,вторые – относятся с непониманием и неприязнью и к ней, и к ее «защитникам». Эта довольно забавная ситуация раскола в Интернет-среде поклонников Цоя обострилась со времен появления почившей ныне в бозегруппы ВКонтакте, посвященной Марине Леско. Относясь не только к лагерю «сторонников», но к администрации этой убитой ныне группы им. М. Леско, всегда стоявшей на хорошем отношении к этому человеку, рассмотрю некоторые идеологические моменты наших холиваров.

Доводы наших оппонентов как из знакомых нам, так и незнакомых людейвсегда повторяются и сводимы к набору устоявшихся тезисов.

Тезис: Я всё-таки понимаю, насколько же разные люди Наталия и Виктор — просто пропасть между ними…

Виктор вообще из другого мира, из другой реальности, с другими ценностями: с такой энергетикой, с такой лучезарной улыбкой, с таким позитивом.

Естественно, два человека не могут быть похожи во всем. Да и не всегда различие натур мешает людям быть счастливыми вместе. Не стоит демонизировать это. Почему-то ведь многие не замечают, что пропасть между Цоем и другими людьми из его окружения куда больше, чем между Цоем и Наталией. И эта пропасть не мешает им относиться к этим людям с огромным благоговением и считать их теми, кто любил Цоя по-настоящему.

К тому же, столь ли велика была эта пропасть? Некоторые поклонники придерживаются мнения, что Виктор и Наталия были идеальной парой, и это видно якобы даже на фотографиях.Окружение формулирует схожие мысли:

«Они были чем-то похожи. То есть было ощущение, что их вырубал один скульптор из одного куска мрамора: одинаковые две пышные копны черных волос, очень стройные фигуры» (С. Бугаев).

Различие их миров, конечно, имеет место, но оно кроется, на мой взгляд, скорее в том, что они оба выражают одно и то же послание в разных формах. Смысл их посланий сводится к освобождению человека от догматического мышления и бремени, навязываемого социумом. Цой выражал это более просто, но в то же время более расплывчато, Наталия в силу своего склада ума, профессии и бэк-граунда – более конкретно, иронично, жестко, с отсылками к своему интеллектуальному багажу, и в силу этого – менее понятно и приятно для среднестатистического поклонника Кино.

Да и что касается самого Додолева — как он называет себя «вместилищем греха, в отличии от его отца».Очень хорошо видно что-таки они пара — у них общая манера изъясняться, общие аргументы, от них от обоих идёт ощущение зловонности при всей их выхоленности. Их сарказм, упакованный в интеллектульный высер, вот как-то крайне неприятное ощущение.. От них от обоих исходит высокомерие и слышится снисходительный тон, когда они изъясняют свою точку зрения.

Вот все убеждения Марины енд Наталии — в этом выступлении «Искусство должно принадлежать народу». Кстати, Додо тоже из интеллектуальной семьи, как и Разлогова..Я не знаю, но, похоже, работа сделали из неё какого-то абсолютно бесчувственного робота с весьма странными убеждениями, и вся её разоблачительная медиа-деятельность — всего лишь отражение её внутреннего роботомеханизированного мира, отражение её собственных комплексов и страхов — в ней не чувствуется теплота человеческих эмоций, только холодный расчёт, системность существования.

Подобная неприязнь объясняется тем, чтоНаталия, как и Додолев,часто затрагивает в своих статьях темы, шокирующие целевую аудиторию групп так называемого русского рока, отличающуюся некоторой косностью. Которая кстати, их кумиру вовсе не была присуща.

Например, М. Леско в своих статьях и интервью не раз поднимала вопрос о том, насколько этично в СМИ и мемуарах говорить правду, и, вероятно, именно попытки Евгения Додолева и Марины Леско донести до людей то, что в погоне за «приличиями» мы забыли о честности, выставляет их «безнравственными» в глазах рядового фаната русского рока.

А собиратели информации о Цое, между прочим, в реальной жизни сталкиваются с аналогичными этическими проблемами, которые создают барьеры для понимания и знания правды поклонниками. Возможно, поэтому именно «исследователям», а не фанатам более понятна позиция Додолева и Леско. (Даже эти пресловутые рассуждения о «копилефте», которые так не понравились неизвестному критику высказываний М. Леско,весьма понятны и близки коллекционерам, блоггерам, вынужденным подавать информацию в урезанном виде, так как авторы, скажем, интервью или фотографий требуют за публикацию (да и просто за выкуп фотографий) бешеные суммы или запрещают копирование материала вовсе.)

Реальность вообще часто оскорбляет чувстваверующих, и в этом плане Цой был творчески чуть менее беспощаден, но это еще не значит, что он в противовес Наталии простой, приятный и удобный позитивный мальчик. Его картины, резьба по дереву и проза часто особого «позитива» не несут, а некоторые произведения с точки зрения «нравственности» должны шокировать все тех же поклонниц. И Наталия тут ни при чем, сделаны некоторые из них были еще в пору панковской юности. Правда, некоторые «киноманы», имевшие хотя бы мужество увидеть правду, действительно разочаровывались в «святости» своего кумира и начинали его яростно обличать, что тоже перегиб.

Колкости есть и в текстах Цоя. Например, Георгий Гурьянов признается, что «киношники» любили мыть всем кости, а в песне «Бошетунмай» Цой бульдозером проезжается по известным деятелям советского рока.

Не приходится говорить и о том, сколько пороков Цою приписывали его бывшие приятели. Кстати, в списке этих пороков тоже значатся высокомерие и расчетливость. Да и комплексы ему приписывают частенько на самом деле, комплексы нельзя понимать в том ключе, в каком его понимает большинство людей, не знакомых с психоанализом). Но ведь многие поклонники прекрасно знают, что это может быть оценочная погрешность. И она вполне вероятна и в отношении Разлоговой.

Так что все это только доказывает сходство характеров Наталии и Цоя и сходство их видения людьми с противоположным мировоззрением.

И если к творчеству и личности Цоя подходить с теми же мерками, с которыми поклонники Цоя подходят к высказываниям Наталии и ее статьям, то окажется, что там можно обнаружить не меньше пороков, приписываемых Разлоговой. Но ведь почти все «киноманы» нейтральны к этому у Цоя, но враждебны к этому у М. Леско.

Возможная причина негативного отношения к Наталии– это субъективные установки. Так называемые ПРЕДрассудки, которые можно образно определить высказыванием «Пастернака не читал, но решительно осуждаю». Ведь, по сути, никто из поклонников знаком с НАСТОЯЩЕЙ Наталией а не ее медиа-образом.

Влияет на подобное восприятие и так называемый «гала-эффект». Поклонники, прочитав массу отрицательных отзывов другихтаких же фанатов о Разлоговой, не вникая в тему, начинают на автомате воспринимать ее исключительно с одной стороны. Абсолютно идентичное явление мы видим и в восприятии других людей, знакомых с Виктором. Так, Айзеншпис – враг, представитель вражеской стороны, а любой знакомый Цою рокер – по умолчанию авторитет. Даже если он ошибается.

Далее, общепринято убеждение, что Наталия якобы хотела руководить или даже по факту руководила Цоем. Об этом многие говорят как с положительными коннотациями (например, Ю. Шумило или М. Смирнова высказывали мнение, что Наталия обогатила внутренний мир Цоя, став ему учителем жизни), так и с отрицательными (Ю. Белишкин считает, что ее влияние негативно сказалось на нем, т. к. из-за нее и Айзеншписа Цой переехал в Москву, что было якобы его трагической ошибкой). Показательны и комменты в ЖЖ С. Стиллавина, что Разлогова якобы «испортила» Цоя, сделав его более саркастичным и циничным. Видимо, отсюда у поклонников и происходит убеждение:

Думаю, то, что он воспринимал за равные отношения, она, видимо, считала как отношения с учителем, который открывает ему новый мир…

И мне не очень нравится, что всё-таки на нём отразилось это общение, как-то много стало саркастичных ноток в голосе — это видно в интервью, особенно на «Шаляпине»…

Однако никто не учел мнение самой Наталии – а она отрицала, что воспринимала себя в его отношении Цоя как учителя. Более того, она даже иногда утверждала обратное. В своих ответах на вопросы поклонников она отмечала, что ее привлекла именно сила характера Цоя.

Вряд-ли женщину, которая стремится к доминированию, привлек бы мужчина с таким сильным характером, какой Наталия видела у Цоя.

что касается появления якобы «саркастичных ноток» в голосе Цоя в последних интервью–

Вероятно, свою роль сыграло то, что ныне поклонники вписывают Цоя в совершенно чуждый ему контекст. И удивляются, когда Цой как рок-музыкант и Наталия как киновед говорят об этом искусственном контексте с сарказмом. Вообще, конкретно в теме этого интервью на теплоходе «Федор Шаляпин» сарказм Цоя и Наталии был связан с явлением, когда рок-тусовку стали использовать в своих произведениях разного рода заслуженные деятели совершенно другого поколения, с совершенно другими эстетическими установками. Им был чужд рок. Вот уж между кем и Цоем действительно была пропасть. И то, что фильм «Игла» попал на кинофестиваль «кино старого образца» было для людей из «мира Цоя» весьма забавно. Недаром Соловьев в передаче «Закрытый показ», приуроченной к фильму «Одноклассники», признавался что «понял, о чем поет Цой, только сейчас».

Тезис: Я понимаю, почему к его творчеству она относилась так прохладно, да и вообще, она не относилась к нему как к талантливому человеку — просто, видимо, как к обыкновенному мужчине.

Отчасти – да, Наталия не принадлежит к числу фанатов рок-музыки. Однако что касается ее оценки личности Цоя, это суждение – явно ошибочно.

А. Липницкий : «пожалуй, главное,что она выделяла в своем возлюбленном и почему она дистанцирует его от многих людей из его компании, которые, как она считает, просто делают имидж на его фоне – это его чувство собственного достоинства. Оно было совершенно беспрецедентным на фоне общего советского убожества. И она это все время подчеркивает, его чувство собственного достоинства и то, что он никогда не опусклся до того, что позволяют себе другие музыканты илюдиего компании. Поэтому онаними не общается.

М. Смирнова : И она говорила мне о Цое, что его просто нельзя было не заметить, потому что его интеллект, его способности были просто удивительны – начиная от игры в шахматы, когда за час его можно было научить играть так, что он начинал у всех выигрывать, до какого-то парадоксального понимания сути вещей. Она его вообще воспринимала как инопланетянина. Каких больше нет и, наверное, не будет»

В передаче «Культ кино» Наталия называла его человеком из ниоткуда,человеком из будущего, цельным, слушающим все мнения, но при этом поступавшим так, как считал нужным, умным, все схватывающим на лету. По ее словам, он привлекал к себе внимание и у нас и за рубежом. Это вряд ли можно назвать отношениемкак к обыкновенному мужчине.

Наталья Разлогова родилась в Болгарии, 20-го октября 1956-го года. Она – известный журналист, критик и переводчик. Является сестрой кинокритика Кирилла Разлогова. Но более всего Наталья прославилась как последняя подруга известного музыканта Виктора Цоя .

Детство девочка провела во Франции, поскольку ее отец был дипломатом. В 1979-м году Разлогова закончила Московский государственный университет. Она училась на филологическом факультете, отделении структурной и прикладной лингвистики. По воспоминаниям ее окружения, ее отличала «богемность и эрудиция».

Судьбоносная встреча с Виктором Цоем произошла в 1987-м году, на съемках фильма «Асса». Наталья работала там в качестве второго ассистента режиссера Виктора Трахтенберга, а Цой исполнял одну из ролей в картине.

На ту пору Разлоговой исполнилось 31 года, а Виктору было 25.

Между ними вспыхнул бурный роман, который продлился до самой кончины музыканта.

Каждое лето они ездили отдыхать в Юрмалу, где останавливались у знакомых Натальи.

В это время Цой был официально женат. Марианна настоящая жена , знавшая о романе мужа с Натальей, не устраивала ему скандалов и довольно терпимо относилась к этой связи, сохраняя хорошие отношения в семье. По слухам, Цой даже хотел жениться на Наталье, но не успел.

После смерти Цоя, в 1991-м году Наталья вышла замуж. Ее избранником стал музыкальный журналист Евгений Додолев, от которого она родила двоих детей. Вместе с ним она уехала в Америку.

Более двадцати лет Наталья не давала никаких интервью по поводу своих отношений с Виктором Цоем.

В день 50-летия культового музыканта на телевизионный экран вышла документальная лента под названием «Цой - Кино», созданная Наталье Разлоговой.

Она случайно отыскала потерянную кассету, на который была записана песня «Атаман», напетая когда-то Цоем под гитару. Он сам ее забраковал из-за сходства с творчеством популярной в те годы группы «Алиса».

Разлогова отправляется Санкт-Петербург, там она встретилась с Александром, сыном Виктора Цоя , в его клубе «Дада». После Наталья встречается с музыкантами группы «Кино» . В финале вместе с Игорем Вдовиным, продюсером и хорошим другом группы, они записывают в студии песню «Атаман».

Сейчас Разлогова работает на «Первом канале».

Она избегает общения с прессой, не дает никаких интервью. Однако иногда встречается с поклонниками Виктора Цоя и отвечает на их вопросы.

Более того, не хочет писать мемуары, хотя иногда исправляет неточности или ошибки в биографических данных, уточняя детали, которые не связаны с личными отношениями.

По воспоминаниям продюсера Юрий Айзеншписа, Наталья была «мудрым и обаятельным человеком». Именно Разлогова сообщила ему о гибели Цоя.

Виктор и Наталья были очень близки, она много сделал для него. К сожалению, ей достались лишь воспоминания.

Наталья Разголова — последняя любовь Виктора Цоя

Вам не было страшно соглашаться на участие в проекте? Все-таки это ваша личная жизнь, отношения с близкими людьми. И вот оно перед всеми на экране.

Очень страшно. Была и раньше попытка снять об этом кино. Попросили помочь талантливому молодому человеку, так сказать, самовыразиться. Я подумала тогда, что смогу держать все под контролем, и даже работа началась, но вдруг «увидела» картинку: огромная афиша на доме, название фильма мелко, не разобрать, и большими буквами: «Неизвестная любовь Виктора Цоя». Вот ужас-то! Опомнилась, отказалась и запретила в довольно жесткой форме.

А через несколько лет опять началось, и тут снова сыграло «Твоя жизнь - не только твоя жизнь! Ты обязана думать о тех, кто любит Майка и русский рок!» Не скажу, кто мне это вбил в голову, но вбил накрепко. Это, правда, очень тяжело.

Публичность неприятна. Сидеть в уголке дивана, читать, вязать, валять - это мое. Но все же, когда говорят: «Из-за твоих капризов люди так и не узнают песен Майка», теряю волю и послушно иду на заклание.

Не от большого ума, должно быть…

- Что вам больше всего нравится в «Лете»? Что, по вашему мнению, могло бы сделать его еще лучше?

Я посмотрела фильм пока всего один раз. Эмоций в связи с его выходом, встречей с друзьями на премьере, ожиданий и страхов было так много, что, боюсь, объективной (хотя бы чуть отстраненной) оценки дать не получится.

Спасибо за слова «еще лучше»! Думаю, если бы у нас было больше времени общаться с Кириллом, а у него - больше времени оставаться на съемочной площадке, если бы не чудовищные форс-мажоры и цейтноты, всем было бы гораздо лучше.

- В чем заключались ваши функции консультанта фильма?

Честно говоря, я этот титр сняла бы. Не для того, чтобы кого-то обидеть - ну какой из меня консультант? Получилось так: много лет назад писатель Александр Житинский попросил рассказать о Цое - не знаменитом, плакатном, всеми любимом герое рок-н-ролла, а о юном мальчике Вите. Обещал, что мой рассказ будет всего лишь «сырьем» для его книги, что это очень важно для правдивости образа. Старым приятелям надо помогать. «Правдивость образа» - тоже святое дело.

Но с Витей у нас были отношения, которые не определишь одним словом: что-то вроде нежной дружбы. О них не стыдно вспоминать (там только свет и грусть), но и знать каждому не обязательно.

Все-таки решилась, написала, как подружке: вот, Саша, все, что помню, что чувствовала, бери, пользуйся, не обращай внимания на композицию - это просто поток памяти, литературно не обработанный; дарю для пущей выпуклости образа Легенды.

Житинский вдруг прислал трогательное письмо, в котором умолял вставить текст без изменений, мол, его так проняло! Да и Майк с Витей, оказывается, такие благородные, и как же об этом не рассказать? Мы с ним пререкались в письмах, но я уступила. Уже приучили, что моя жизнь - не совсем моя. Вот так текст попал в книгу, в интернет. Потом понравился некоторым людям, и они захотели снять кино.

А консультации мои, боюсь, больше мешали. Если в двух словах: никак не могла согласиться, что сценарий - это в большей степени руководство к действию, инструкция для съемочной группы, а не книга. С одной стороны, доказывала: «Мы не так друга поздравляли, не то говорили». Но, с другой стороны, чем больше замечала фантазии - легкой, с элементами абсурда, - тем больше симпатии это вызывало.

- Какие отношения у вас сложились с Кириллом Серебренниковым во время работы над фильмом?

Отношения сложиться не успели, есть просто впечатления. Кирилл для начала внимательно выслушал замечания и критику в адрес неудачного сценария. Он понял все мои опасения и неловкость ситуации. Сам по себе роман юной замужней дамы с молодым человеком (который и романом назвать нельзя - ни тебе измен, ни тебе ссор с дуэлями) никому не интересен; а если нужен для сюжета - ну, бог бы с ним, снимайте, обсуждайте. Только пикантность вот в чем: тот молодой человек стал Великим Цоем, чуть ли не бронзовым монументом. Его слушали и любили все - от поэта Алексея Дидурова до последних гопников. И вот вдруг нарисовалась какая-то Наталья и говорит: а мы с Витей встречались.

Очень не хотелось оказаться в огромной компании Витиных одноклассниц, восьмиклассниц и подружек. Пошлость невозможная. И Кирилл Семенович это тоже понял.

Он сказал, что без истории, которая двигает сюжет, обойтись нельзя, но он сделает все бережно. И обещание выполнил. Спасибо ему за это!

- Вам понравились кастинговые решения фильма?

Актеров выбирал режиссер, ему виднее. Спорить - похож не похож - бессмысленно: у каждого свои воспоминания или представления о человеке. Ребята выложились, ансамбль получился, они - молодцы!

- А образ, созданный Ириной Старшенбаум, - насколько это «вы»?

Ирочка намного красивее меня в молодости. И ростом выше. Очень милая получилась Наташа, прямо мадонна. Ну, как я могу оценивать себя со стороны?

В фильме затронута тема наставничества, она встречается и в других материалах о музыкальной истории того времени, причем «старшим товарищем» выступает то Майк, то Цой, то Гребенщиков. От чего зависел этот «статус наставника», как определялось, что именно этот друг - авторитет?

Могу повторить только то, что было при мне; то, о чем помню сама. Цой много раз говорил, что слова Майка о его песнях особенно важны, что Майку он верит больше всех. Еще помню, как мы с Марианной (Марьяна Цой, жена Виктора. - Прим. авт.) сидели на скамейке на улице Софьи Перовской, пока Майк и Витя наносили, видимо, очень важный визит Борису Борисовичу. Марьяша страшно нервничала: как-то БоГ примет Цоя. Отвечать могу только за это.

В фильме Майк слишком опекает Витю, прямо безупречный рыцарь и Учитель. В жизни, думаю, Гребенщиков сделал для Цоя что-то очень важное. Или много важного. Вывел на другой уровень. Мне, право, трудно судить, не сильно тогда интересовалась.

Майк всегда радовался появлению нового талантливого музыканта. Его спрашивали: «Не завидуешь?» Он искренне изумлялся: «Чему? Одно дело делаем. Чем нас больше, тем лучше!»

- Вы лучше всех знали Майка - если бы Майк посмотрел «Лето», что бы он сказал?

Ох, трудно предположить!

Я часто думаю, что сказал бы Майк, узнав, что Боб Дилан - лауреат Нобелевской премии, что можно, не выезжая из страны, посмотреть концерты Jethro Tull, Маккартни. Или выехать и там посмотреть. Что можно спокойно купить любую книгу, а можно и скачать. И музыку любую в прекрасном качестве.

Верю, о фильме он сказал бы добрые слова. Некоторые сцены прокомментировал бы остроумно, где-нибудь похихикал бы. Музыкальные номера точно очень понравились бы.


Сегодня, когда ищешь информацию о «Зоопарке» в Сети, находишь только немногочисленные фанатские паблики и сайты, сверстанные, кажется, еще в 90-х. Есть еще клуб-музей «Камчатка» памяти Цоя (у которого, по словам основателей, нет покровителей и его могут выселить в любой момент), кое-где в разных городах сохранились стены и другие памятные места. Но в целом все это очень хрупко и фрагментарно. Вам не кажется странным, что государство не спешит сохранить такой важный пласт - эпоху формирования русского рока, и крупные меценаты тоже таких инициатив не выдвинули?

Странно, да. Потом, как обычно, будут жалеть: не оценили вовремя, опоздали, если бы знать… Хотя… Не будут. У государства и своих забот хватает, а эти певцы из поколения дворников и сторожей столько беспокойства доставляли советскому обществу.

Я бы на месте государства и меценатов первым делом Саше Башлачеву памятник поставила. Пока есть только мемориальная доска и скромный музей.

А еще подарила бы кучу денег и предоставила лучших архитекторов для Николая Ивановича Васина . Художник, просветитель, интереснейший человек, и столько лет один бьется!

- Какие фильмы вы смотрели вместе с Майком, с Виктором? Какие книги обсуждали?

Точно помню, ходили на «Искатели приключений» - Майк сильно удивился, что все мои симпатии принадлежат не Алену Делону, а Лино Вентуре. «Большие гонки», «Покаяние»… Он расстроился, когда вышел сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Холмс в исполнении Василия Ливанова показался слишком молодым и не очень английским. Правда, быстро привык и потом смотрел с интересом. (Вот интересно, что бы он сказал о Шерлоке-Камбербэтче?) Был просто счастлив, когда по ТВ показали «О, счастливчик!» с Аланом Прайсом и «Перекресток» Уолтера Хилла. Мы ездили в Москву, чтобы посмотреть «Братья Блюз» на видео у Саши Липницкого.

О книгах много разговаривали. В начале знакомства Майк переводил «с листа» Керуака, Бротигана, читал вслух чудом попавший в руки экземпляр «Москва - Петушки», приносил от сестры почитать самиздатовские книжки («Мастер и Маргарита», например).

Майку нравился Тургенев. Обломова любил и защищал: «И что его все ругают? Добрый, честный человек. Просто не занимается тем, что считает бестолковым!» Цитировал постоянно - и «Жареная рыбка, дорогой карась», и «Таракан сидит в стакане», и «Страшно жить на этом свете, в нем отсутствует уют».

«Анекдоты из жизни Пушкина» Хармса, ясное дело. Бродский, Ахмадулина - много любимых авторов.

- Что в 1980-е делало счастливым Майка Науменко? Виктора Цоя? Вас?

Молодость. Волшебная уверенность в том, что все трудности скоро кончатся, и все будет замечательно.

- Коммуналки, безденежье, дефицит - это понятно, а что хорошего осталось в той эпохе, по чему вы скучаете?

Я не хотела бы туда вернуться. Все ностальгическое связано только с моим личным жизненным временем (юностью, которой больше нет), но не с эпохой, не с историей. Мороженое было вкусное, а помидоры, даже магазинные, пахли солнцем и той самой рассадой на окне.

- «Лето» - отличный драйвер для того, чтобы о творчестве Майка узнало поколение 15–25-летних, которые в основном все в рэпе и знают о главной музыке 80-х только какие-то базовые вещи. Какие из песен Майка вы посоветовали бы им послушать, в каких, скажем, трех или пяти композициях ярче всего проявляется его личность?

Во-первых, не вся молодежь слушает только рэп. Мои дети и их многочисленные друзья (чтобы за примерами далеко не ходить) слушают очень хорошую музыку, и не могу похвастаться, что сильно вмешивалась в их вкусы.

Какие песни Майка слушать? Да пусть слушают все. Никто не знает, какие слова вдруг всплывут из памяти и что-то подскажут, в чем-то поддержат. О Майке много расскажет песня «Сидя на белой полосе». Теперь уж точно можно сказать, что он остался верен себе, не соврал, не прогнулся.

Михаил Ефремов в интервью Дудю недавно сказал, что русский рок - это не музыка, это настроение. Что такое русский рок для вас? Выделял ли Майк «русский рок» из рок-н-ролла вообще?

Я отвечу словами Майка из разных интервью. «Нет такого понятия - советская рок-музыка. Есть разные группы, которые делают разную музыку. Нет никаких границ…» (1990 год). «Моя работа - развлекать людей. И не вижу в этом ничего плохого…» (1990 год). «Наш рок и их рок зарождались, развивались и продолжают развиваться в разных условиях - это и так понятно… У нас существует похвальная тяга к серьезному року с хорошими текстами. Минус отечественного рока - в отсутствии тинибопа для тинейджеров…» (1978 год).

Что такое русский рок для меня? Кусок жизни. Знакомство и дружба с хорошими людьми.

- Какую музыку вы слушаете?

Ну, нет такого, чтобы села и слушала. Обычно - в дороге, в метро. Закачиваю в плеер полный набор всякой всячины. Конечно, рок-н-ролл (для бодрости), что-нибудь красивое, что-нибудь ностальгическое (музыка - мощная машина времени) и что-нибудь свеженькое по рекомендации дочек (не хочется отставать от молодежи). Если нужны названия - ну, разве что выборочно: Бах, Прокофьев, ирландская музыка, вся британская рок-классика, Moon River, «Аквариум», ВИА «Аккорд», Шопен, блюзы, Muse, Kasabian и много еще чего. А вот Высоцкого и Башлачева долго слушать не могу, я их читать люблю.

Вы вспоминали долгие разговоры с Виктором Цоем. Все знают, что он был человеком прямым, но скрытным. Что его по-настоящему волновало?

Я мало конкретного помню. Совершенно точно поначалу поразило, что мы оба предпочитаем в одежде черный цвет. Как-то это обсуждали, обосновывали… О детях много говорили. О музыке. Какая песня больше нравится с этого альбома «Аквариума» или с последнего альбома Боуи.

Спорили, что сильнее действует: графика или живопись, проза или поэзия. Пунктиком, конечно, была Япония, японская культура. Там не маскируют рыбное блюдо под, скажем, куриное, а, наоборот, всеми способами подчеркивают вкус рыбы. Естественность, культ сезонов, любование как действие… То есть нас обоих восхищала не экзотика, а удивительная бережность к миру, гармония японцев с природой.

Мы не брали во внимание мегаполисы, производственные отношения людей, их несколько странные традиции. Зачем? Есть Басё, Исса, Такубоку…


Фото: Алексей Фокин

- Насколько медийный образ Цоя соответствует тому, каким вы помните его?

Помню застенчивым мальчиком с теплым светом в глазах. Позже он стал более уверенным в себе, угловатость превратилась в грациозность. Прибавилось обаяния и иронии. Все вдруг заметили, что он начитанный и шутит умно. Потом мы очень редко виделись. Но я читала воспоминания людей, которые общались с Витей в Москве. Все говорят, что он остался человеком чистым и порядочным, талантливым и нежным. Верю, что так и есть.

Вот что писал Алексей Рыбин в книге про Майка: «Он [в отличие от БГ] брал своей слабостью, на сцене он был тем, кем был на самом деле, - мальчиком из хорошей, интеллигентной семьи, знающим языки и читающим Тургенева, тонким, думающим, переживающим, все понимающим - и не способным найти в окружающем мире не то что взаимопонимания, но даже ответа на любой свой вопрос. Майк все время жаловался - даже в самых героических и разудалых песнях эта жалоба слышна. Он все время пел о том, как ему плохо, как ему некомфортно, как он страдает от того, что ему чего-то недостает - речь при этом идет о вещах совершенно нематериальных, даже „хочется курить, но не осталось папирос“ в его подаче вырастает в проблему философскую, в конфликт, и никем, кроме самого забубенного гопника, не прочитывается как проблема гастрономическая или наркологическая. Он был силен этой своей слабостью, силен тем, что не боялся ее и на ней выстроил все свое творчество». Вы согласны с этим?

Соглашусь, пожалуй. Могу ответить цитатой из очень старой статьи Артемия Троицкого: «Легко быть умным, легко быть серьезным. Легко и надежно. Трудно быть искренним, трудно быть самим собой („но возможно…“). Один на сцене - всегда босс, скромный вождь и учитель. Другой - не очень понятен, но полон тайн, очарования. Один - над залом, другой - далеко в стороне. Только Майк стоит среди них. Голый, как в своей ванной комнате, куда неожиданно набежало столько сотен народу. Он демонстративно незащищен. Он позволяет себе выглядеть в песнях жалким и нелепым. Он нарочито антипатичен даже в самых драматических ситуациях. И в результате он пожинает урожай глупых смешков и свиста нормальных ребят и девушек, у которых свои представления об искусстве. Они не хотят видеть себя, это зеркало плюет им в глаза».

С другой стороны, в чем сила, в чем слабость - как посмотреть. Майк был и сильный, потому что остался собой. И даже не в принципах дело - тут органика, его суть.

Русский рок для многих был и остается в первую очередь стремлением к внутренней свободе: вот - государство, а вот - мы и то, что у нас есть, то, чего никому не отнять. Вам удавалось в те времена ощутить себя свободной благодаря музыке?

Русский рок, нерусский рок, стихи, «Черный квадрат», придуманный прекрасный город, волонтерство в собачьем приюте, путешествие через океан на паруснике - средств для обретения свободы много. Это такая огромная тема!.. Раньше я говорила детям: «Хотите сами? Очень хорошо! Вперед! Только помните: свобода подразумевает ответственность». Теперь думаю, что это не все: внутренняя свобода - такая радость, такая сила. Если ее обретаешь, то не страшно ничего, как в любви. Самое трудное - определить, в чем твоя несвобода, какие страхи мешают… Ну ладно, это уже философия пошла…

А в те времена я не задумывалась ни о какой свободе-несвободе. Рано вышла замуж, проблем - только поворачивайся. Бунтаркой себя не считала - просто была с любимым человеком, который занимался своим делом. А я просто не мешала.


Прочитав сценарий фильма, тогда еще не снятого, Гребенщиков сказал: «Мы жили по-другому». Как вы считаете, в конечном итоге Серебренникову удалось показать, как вы жили? Если не частности, то само настроение, дух той эпохи, в которую появилась музыка Майка и его друзей?

Ну, на залив регулярно ездила как раз группа «Аквариум», а не «Зоопарк». Майк не был большим любителем природы; выпить с приятелем на набережной Фонтанки - другое дело. Чтобы честно и подробно ответить на этот вопрос, хотелось бы посмотреть кино еще раз. Пока скажу одно: послевкусие от фильма точно приятное и ностальгическое. Спасибо всем за это!

Вы ощущали тогда на себе титул «жены легенды», это как-то влияло на вашу жизнь тогда? И что изменилось сейчас, после выхода «Лета»?

Легендами и звездами наши мальчики называли себя разве что в шутку. Вся «радость» от известности мужа - гости почти каждый день. В этом, конечно, было и много хорошего: появлялись очень интересные люди из разных городов. Я видела, что Майк не зря занимается любимым делом: он нужен, его песни нужны.

Что изменилось после выхода фильма? У нас с детьми появилось еще больше общих тем для разговоров. Вот скоро все откипит, все выскажутся, утихнут, «а я отмою с паркета кровь и обрету свой душевный покой».



Что еще почитать