Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Слушать стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Вот как исполняет это стихотворение Игорь Кваша.
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» передает светлые ощущения ясного зимнего пейзажа, которые явно перекликаются с настроением и чувствами автора. Лирический герой живописно рисует картины природы в диалоге с девушкой. Через яркие образы природы поэт передает чувства к прекрасной даме.
Начало стихотворения - это обращение к девушке, к которой поэт питает нежные чувства. Об этом говорят обращения «друг прелестный», «красавица», «друг милый», «сомкнуты негой взоры».
Следом идет противопоставление в описании вчерашнего дня, когда «вьюга злилась». Неистовству бури вторит и мгла, которая «носилась», и бледность луны. Стихия природы описана в темных красках, которые выражают также печаль героини накануне. Это обращение к предыдущей мрачной картине позволяет еще ярче и светлее описать нежное зимнее утро со сверкающим снегом, блеском речки и ярким солнечным светом. Ярким пятном в этом безмятежном деревенском пейзаже выступает лишь чернеющий лес.
Но вдруг появляется динамика в представленной картине, когда герой предлагает запрячь сани и «предаться бегу нетерпеливого коня».
Завершается стихотворение светлым признанием в любви к родному краю, к которому автор испытывает чувства не меньшие, чем к любимой женщине.
Бодрость и динамику произведению придает размер. А.С. Пушкин использовал четырехстопный ямб, чтобы передать стремительность полета мысли героя и приподнятое настроение.
Ритм стихотворению задает чередование рифмы: первые строки завершаются женской рифмой, затем использована мужская и завершается строфа также мужским ударным слогом.
Стремительность, бодрость и ясность - основные настроения, которые передает поэт. Читатель сразу попадает в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Резкая смена картины - во второй строфе с описанием вечерней вьюги. Для описания стихии поэт использовал метафоры, перенося человеческие черты на силы природы: вьюга - злится, мгла - носится, луна - мрачно желтеет.
Ярким мазком в общей картине является противопоставление луны и образа любимой женщины, которая накануне так же «печальная сидела». Автору даже не нужно передавать бледность девушки - ассоциативное мышление читателя сразу же проводит параллель с бледностью луны.
Третья строфа описывает яркое блестящее погожее утро. Снег лежит «коврами». Яркость зимнего утра такова, что даже черный лес прозрачен. И ели блестят сквозь иней.
В описании домашнего уюта - яркий пример использования аллитерации. Поэт использует слова, насыщенные глухими и отрывистыми звонкими согласными. За счет этого при прочтении, казалось бы, слышится потрескивание дров в печи.
И особенной лирикой наполнены последние строки произведения. Особую любовь к родному краю автор выражает словом «милый», леса - «густые», поля - по-зимнему «пустые».
Все стихотворение пронизано ясным и жизнерадостным ощущением счастья. В нем - любовь к женщине, светлые сочные краски в пейзажах, радостное любование природой родного края.
Особой возвышенности строкам придают высокие слова, книжный стиль. Одухотворение и особое преклонение выражается при помощи слов «Аврора», «озарение», «друг прелестный», «нега».
Свежестью, чистотой и романтикой пронизана каждая строфа произведения. «Зимнее утро» А.С. Пушкина - яркий пример созвучности поэтического искусства и живописи.
Романс на стихи А. С. Пушкина «Зимнее утро». Исполняет Костя Егоров.
Спасибо, Люба за статью! Я благодаря вам и вашей статье перенеслась в этот солнечный морозный день, вдохнула свежий, ядреный воздух, пахнущий арбузом, увидела солнце, пронизывающее и преображающее все вокруг... И я любуюсь этими льдинами и торосами ”невероятной формы и сверкающей чистоты. Солнечные лучи, пронизывая прозрачность льда, отражались на белом покрывале снега искорками всех цветов радуги. И голубое небо. И белые облака. И нежность, разлитая в воздухе.” Но вот следующая фраза: “Взгляд с созерцания внешней красоты переходит на внутреннее созерцание… и внутренний мир удивительным образом как от волшебного зеркала отражается во внешний…” - вызывает чувство щемящего узнавания... Где это уже было?... Предчувствие Вечности через красоту материального мира? Аль Фарид! “Большая Касыда или Стезя праведного (Откровения Души - Истинному Я)”! Самое начало - “ГЛАЗА ПОИЛИ ДУШУ КРАСОТОЙ”! И дальше: “О, миpозданья кубок золотой! И я пьянел от всполоха огней, От звона чаш и pадости дpузей. Чтобы пьянеть, не надо мне вина, - Я напоен свеpканьем допьяна!”- вот эта напоенность “свеpканьем допьяна”, напоенность кpасотой миpа - это начало пути.И Бог, бесконечность начинаются здесь, сейчас в этом конкpетном бытии. Святой Симеон, новый Богослов, сказал, что тот, кто не увидит Бога в этой жизни, не увидит его и в той. И начало пути к Богу - непpеменная полнота сеpдца и полнота любви. Это любовь и к цветку, к деpеву...” (З.Миркина). С поэмой Аль Фарида перекликается и вторит ему другое суфийское произведение - “Книга о пути суфия”: “«Первая ступень восхождения души на Путь - это любовь ко всему, существующему в Творении Аллаха. Отважившийся на Путь пусть станет братом или сестрой каждому дереву, произрастающему на земле, каждой птичке, поющей в ветвях или летящей в небесном просторе, каждой ящерке, снующей в песках пустыни, каждому цветку, распускающемуся в саду! Каждое живое создание Аллаха начинает иметь значение в жизни таких подвижников - как великое чудо, сотворённое Аллахом для его собственного и нашего совершенствования! Каждый человек тогда видится уже не просто как родственник или чужой, друг или посторонний - а как дитя Творца!» (Из притчи «О Пути суфия и жизни в объятии Бога» . РГДН )
Вот вам “мороз и солнце”! Через внешнюю красоту - к внутреннему, к Богу. Потому что Бог везде и во всем, и во всех - в каждой травинке, в каждой былинке, в каждой снежинке, в каждом явлении, в каждом человеке... Спасибо вам, Люба, за этот толчок эзоосмоса - за вашу статью!
ЗИМНЕЕ УТРО.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче..... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Стихотворение “Зимнее утро” А.С. Пушкина написано им в один из самых плодотворных творческих периодов – во время ссылки в Михайловское. Но в день, когда родилось это поэтическое произведение, поэт находился не в своем имении – он гостил у друзей, семьи Вульфов, в Тверской губернии. Начиная читать стих “Зимнее утро” Пушкина, стоит помнить, что написан он за один день, и в текст более не вносилось ни одной правки. Остается лишь поражаться таланту творца, который сумел так быстро воплотить в великолепной пейзажной лирике и собственное настроение, и красоту русской природы, и размышления о жизни. Это произведение с полным правом относится к числу самых известных в пушкинском творчестве.
В стихотворении “Зимнее утро” отчетливо прослеживается несколько важных тем. Основная и самая очевидная – это тема любви. В каждой строке чувствуется нежность поэта, обращенная к его возлюбленной, ощущается его трепетное отношение к ней, то вдохновение, которое дарит ему чувство. Его любимая – это прелестное дитя природы, и это мило ему, вызывает глубокие сердечные переживания. Еще одна тема – это размышления о рождении нового дня, который стирает все прежние печали и делает мир краше и веселее. Несмотря на то, что вечер был грустным, сегодня солнце озаряет все вокруг, и его свет дарит самое главное – надежду. Кроме того, Александр Сергеевич использует пейзаж не просто как художественный прием для олицетворения собственных мыслей и не только как символ нового начала – прекрасная русская природа также является темой его стихотворения, которое можно скачать, чтобы не спеша насладиться каждой строчкой. И, наконец, общая мысль всего произведения – единство человека и природы в общефилософском смысле.
Общее настроение, которое ощущается в тексте стихотворения Пушкина “Зимнее утро”, которое можно читать онлайн бесплатно, чтобы почувствовать радость жизни, оптимистичное, ведь оно рассказывает о том, что любая буря не вечна, а после нее, когда наступает светлая полоса, жизнь еще чудеснее. Даже строфы, которые повествуют о вечерней грусти, как будто полны радостного предвкушения утра. А когда оно настает, радость становится полной, ведь все вокруг, каждая снежинка, озаренная зимним солнцем, так прекрасно! Это бодрое и веселое произведение – кажется, поэт забыл и о ссылке, и об одиночестве, любуясь спящей возлюбленной и родной природой. Чтение этого стихотворения наполняет душу положительными эмоциями, напоминает о том, как прекрасен мир и как важно любить родную природу.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
«Зимнее утро» - одно из наиболее светлых и радостных произведений Пушкина. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость.
С первых строчек дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.
В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.
Каждая строчка стиха буквально пронизана свежестью и чистотой, а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. В стихе нет вычурности и сдержанности, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природы, изменчивой, роскошной и непредсказуемой. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.
При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.
15 846 0
Чтение первой строфы:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Обратим внимание на 4-6-ю строчки. В них содержатся не только «тёмные» слова, хотя их неясность может быть не замечена, но и два ныне устаревших архаических факта грамматики. Во-первых, разве нас не удивляет словосочетание открой… взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремить взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Слово взор с таким значением встречается в художественной речи первой половины XIX века постоянно. Безусловный интерес здесь представляет причастие «сомкнуты». Краткое причастие, как известно, в предложении всегда является сказуемым. Но тогда, где то подлежащее, к которому оно относится? По смыслу слово сомкнуты явно тяготеет к существительному взоры, но оно является (открой что?) несомненным прямым дополнением. Значит «сомкнуты» является определением к слову «взоры».
Но почему тогда сомкнуты, а не сомкнутые? Перед нами так называемое усечённое причастие, которое, как и усечённое прилагательное, было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов XVIII – первой половины XIX века.
А теперь коснёмся ещё одного слова в этой строке. Это существительное «нега». Оно тоже небезынтересно. В словаре С. И. Ожегова оно толкуется: «Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге».
«Словарь языка Пушкина» отмечает наряду с этим следующие значения: «Состояние безмятежного покоя» и «чувственное упоение, наслаждение». Слово нега не соответствует перечисленным значениям в рассматриваемом стихотворении. На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон, поскольку сон – это самое полное «состояние безмятежного покоя».
Спустимся строчкой ниже. Здесь нас тоже поджидают языковые факты, требующие разъяснения. Их два. Во-первых, это слово Аврора. Как имя собственное, оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает саму утреннюю зарю. Во-вторых, его грамматическая форма. Ведь сейчас после предлога навстречу следует дательный падеж существительного и по современным правилам должно быть «Навстречу северной Авроре». А у родительный падеж – Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая архаическая форма. Ранее предлог навстречу требовал после себя существительного в форме родительного падежа. Для Пушкина и его современников это была норма.
Скажем несколько слов о словосочетании «Звездою севера явись». Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.
Вторая строфа
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Здесь мы обратим внимание на слова вечор и мгла. Мы знаем, что слово вечор и обозначает вчера вечером. В обычном употреблении слово мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении «густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее».
Третья строфа
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Третья строфа стихотворения отличается языковой прозрачностью. В ней нет ничего несовременного, и ни в каких пояснениях она не нуждается.
4 и 5 строфы
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Здесь есть языковые «особинки». Вот поэт говорит: «Приятно думать у лежанки».
Анализ непонятных слов и выражений
Вот поэт говорит: «Приятно думать у лежанки». Понятно ли вам это предложение? Оказывается, нет. Мешает нам тут слово лежанка. Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.
В самом конце этой строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо нормативного, правильного современного запрячь от глагола запрягать. Во времена та и другая форма существовала на равных, и, несомненно, форма «запречь» появилась тут у Пушкина для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом