Особенности организации и ведения воздушной разведки. Артиллерийская разведка. Батарея управления и артиллерийской разведки. Как ведется разведка батареей

В зависимости от масштаба и характера решаемых задач, предназначения, получаемой разведывательной информации, воздушная разведка подразделяется на три вида :

· стратегическую;

· оперативную;

· тактическую.

Стратегическая ВР организуется главнокомандующими видов Вооруженных Сил или Верховным Главнокомандующим.

Стратегическая ВР может выполняться самолетами - разведчиками ДА и ВТА, средствами космической разведки.

Оперативная ВР организуется командованием фронта, ведется на глубину проведения фронтовых, воздушных и морских операций самолетами-разведчиками ФА.

Тактическая ВР организуется командованием армии в тактической глубине противника в интересах соединений различных родов войск.

Для ведения тактической разведки используются самолеты-разведчики ФА, а также тактические беспилотные разведчики.

Наблюдение поля боя организуется армейским командованием и ведется непрерывно и постоянно.

В интересах боевых действий авиации могут вестись:

· предварительная воздушная разведка (при недостатке данных для принятия решения на выполнение задач),

· доразведка (для уточнения положения объектов, их ПВО, радиационной обстановки и погоды на маршруте и в районе боевых действий),

· контрольная разведка (в ходе или после авиационного удара для определения его результатов).

Способы воздушной разведки:

1. визуальное наблюдение;

2. воздушное фотографирование;

3. воздушная разведка с помощью радиоэлектронных средств.

1. Визуальное наблюдение

· является в настоящее время наиболее универсальным и безотказным способом воздушной разведки, доступным всем экипажам;

· позволяет просматривать большие районы, и является незаменимым при поиске и доразведке малозаметных ракетно-ядерных средств, средств управления, ПВО и других подвижных объектов;

· данные могут передаваться по радио сразу же после обнаружения целей.

· снижение возможностей визуального наблюдения: с увеличением высоты и скорости полета самолета-разведчика, при повышении степени сложности объектов;

· субъективность получаемой информации.

2. Воздушное фотографирование

· хотя и уступает визуальному наблюдению в скорости получения информации, однако имеет перед ним определенные преимущества в объективности и документальности, подробности и достоверности.

· позволяет зафиксировать на фотопленке самые сложные объекты;

· позволяет получить довольно полные данные о группировках войск противника, его оборонительных сооружениях, больших железнодорожных узлах, аэродромах и позициях ракетных установок;

· позволяет выявить даже самые незначительные изменения в объектах разведки.



· возможности воздушного фотографирования, как и визуального наблюдения, зависят от погоды и времени суток.

В зависимости от времени и способа выполнения фотографирования, положения оптической оси аэрофотоаппарата (АФА), метода экспонирования и фотоматериалов различают следующие виды аэрофотосъемки:

· дневную и ночную;

· плановую, перспективную и панорамную;

· одиночную, маршрутную и площадную;

· кадровую и щелевую;

· черно-белую, цветную и спектрозональную.

· Плановое фотографирование - такое фотографирование, когда оптическая ось объектива (АФА) в момент съемки перпендикулярна плоскости фотографируемой местности

· Перспективное фотографирование - когда оптическая ось объектива АФА направлена под углом 45 – 84 град. к снимаемому объекту. Такие снимки дают вид объекта в том виде, как привык их видеть глаз человека.

Перспективное фотографирование: дополняет плановое; применяется для получения данных о конфигурации рельефа местности и объектах, особенно таких, как инженерные сооружения; помогает вскрыть маскировочные мероприятия противника; в случае сильного противодействия противника позволяет фотографировать необходимые объекты, не заходя в зону ПВО объекта.

· При панорамном фотографировании местность снимается с самолета спереди, сзади, справа, слева.

· При одиночном фотографировании в процессе разведывательного полета производится один или несколько снимков объектов (целей), не связанных между собой.

· Маршрутное аэрофотографирование выполняется с одного захода самолета, при котором производится серия аэрофотоснимков, взаимоперекрывающихся примерно на 30% по направлению захода.



· Площадное аэрофотографирование - двухмаршрутное, и более, аэрофотографирование, при котором маршруты аэрофотоснимков имеют поперечное перекрытие (до 50%).

· На самолетах-разведчиках с большим радиусом действия могут устанавливаться до 7 - 8 АФА.

· В зависимости от времени суток и характера освещенности различают дневную и ночную аэрофотосъемку.

· Дневная аэрофотосъемка применяется при дневном освещении объекта при отсутствии облачности, тумана, дымки.

· Ночная аэрофотосъемка производится при искусственном освещении местности. Открытие и закрытие фотоаппарата при ночной аэрофотосъемке осуществляется автоматически от вспышки специальной электрической лампы, работающей от разряда электроконденсаторов большой мощности. Для ночного фотографирования применяется НАФА.

· Спектрозональная аэрофотосъемка выполняется на специальном, чаще всего 2-слойном фотоматериале, на котором объекты местности изображаются не в натуральных условиях, а в условных цветах, резко отличных один от другого (например в пурпурном и голубом, красном и зеленом).

Применяется такая аэрофотосъемка при ведении воздушной разведки замаскированных объектов, незаметных при визуальном наблюдении и фотографировании на обычные фотоматериалы.

Спектрозональные снимки облегчают дешифрирование изображений

3. Радиоэлектронная разведка заключается в добывании сведений о противнике с помощью радиоэлектронных средств, она подразделяется на

· радиоразведку,

· радиотехническую,

· радиолокационную,

· радиотепловую (тепловизионную),

· тепловую (инфракрасную),

· лазерную,

· телевизионную.

Требования к разведке

· целеустремленность (сосредоточение основных сил разведки на важнейших направлениях и по времени действий);

· активность (настойчивое стремление каждого экипажа выполнить боевую задачу);

· своевременность (получение информации в срок, обеспечивающий ее эффективное использование войсками);

· непрерывность (днем, ночью при любых условиях обстановки);

· скрытность;

· достоверность;

· точность и наглядность информации.

Для выполнения требований, предъявляемых к разведке, предусматривается быстрая обработка полученных результатов на борту и передача информации по каналам связи на наземные пункты управления.

В общем комплексе мероприятий, направленных на подготовку вооружейных сил к новым агрессивным войнам, командования армий основных капиталистических государств большое место отводят организации тактической воздушной разведки на ТВД, от результатов которой, по их мнению, во многом будет зависеть успех боевых действий войск. Воздушная разведка ведется в интересах всех видов вооруженных сил. В частности, она призвана обеспечить командование ВВС необходимыми данными для решения задач по завоеванию превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и оказанию непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.

Усилия тактической воздушной разведки при завоевании превосходства в воздухе предусматривается направлять в первую очередь на выявление аэродромной сети, особенно аэродромов и площадок рассредоточения, а также позиций ЗУР, пунктов управления.

При изоляции района боевых действий к основным объектам воздушной разведки относят резервы в районах сосредоточения и на марше, узлы шоссейных дорог и железнодорожные станции, мосты, переправы, командные пункты и узлы связи соединений и объединений, склады и базы снабжения.

Особенно большое напряжение, как полагают иностранные военные специалисты, потребуется от экипажей разведывательных самолётов при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, так как наземные боевые действия будут характеризоваться скоротечностью и вестись на больших пространствах при любых метеорологических условиях. В данном случае авиация должна в первую очередь выявить позиции войск, районы их сосредоточения, пусковые установки тактических ракет, командные пункты и радиотехнические средства управления, находящиеся в боевых порядках войск.

Основная задача воздушной разведки на ТВД, как отмечают иностранные военные специалисты, состоит в своевременном обнаружении местоположения носителей ядерного оружия и складов ядерных боеприпасов.

Считается, что данные, получаемые воздушной разведкой, должны быть достоверными и полностью отражать быстро меняющуюся обстановку на поле боя. Поэтому для ее ведения используются не только специально оборудованные, но и все боевые самолёты.

Большую нагрузку по вскрытию объектов в тактической глубине противника несут тактические разведчики. Например, в последние годы агрессивной войны во Вьетнаме из общего количества самолёто-вылетов, совершаемых американской авиацией в целях разведки территории ДРВ, 97% приходилось на тактические разведчики (RF -4С, RF-101 и другие), 1%. - на беспилотные самолёты и 2% - на стратегические самолёты (U-2, ). Экипажи разведчиков должны были не только отыскать объект, опознать его и установить координаты, но и определить, как и с каких направлений безопаснее и удобнее подходить к нему.

В зависимости от задач и от того, в чьих интересах ведется воздушная разведка, ее глубина будет различной. В зарубежной печати сообщилось, что глубина тактической разведки для полевой армии составляет 300-100 км, армейского корпуса - 100 км и дивизии - 40 км.

Для ведения тактической воздушной разведки в составе ВВС США, Франции и имеются разведывательные авиационные крылья (эскадры), состоящие из двух-трех авиационных эскадрилий по 15-18 самолётов, а в других странах - разведывательные эскадрильи. В американских ВВС сформирована эскадрилья беспилотных самолётов-разведчиков и постановщиков помех, запускаемых с самолёта-матки DC-130. Разведывательные авиационные эскадрильи могут самостоятельно решать задачи воздушной разведки на ТВД.

Организация управления воздушной разведкой на ТВД

Руководство действиями разведывательной авиации на ТВД в ВВС США осуществляется через систему управления тактической авиацией, основными органами которой являются центр управления тактической авиацией, входящий в состав КП командующего ВВС на ТВД, и центр непосредственной авиационной поддержки, создаваемый при центре управления боевыми действиями армейского корпуса или полевой армии. Операции по воздушной разведке проводятся на основе плановых или срочных заявок.

В центре управления тактической авиацией находятся офицеры, которые занимаются планированием действии и организацией полетов разведывательных самолётов. Здесь на основе утвержденных заявок происходит детальное планирование вылетов разведывательной авиации на следующие сутки согласно плановым заявкам, которые приходят от батальонов сухопутных войск через офицеров разведки дивизий, корпусов и полевых армии. Каждый последующий начальник может утвердить или отменить заявку. По сообщениям зарубежной печати, в войне во Вьетнаме плановые заявки реализовывались через 4 ч. и более после их поступления. Они составляли 3/4 всех заявок.

Офицеры воздушной разведки в центре непосредственной авиационной поддержки занимаются обобщением срочных заявок. Последние без согласования с вышестоящими инстанциями передаются по радиосетям управления тактической авиации офицерами связи ВВС, находящимися в командах управления тактической авиацией, или передовыми авиационными наводчиками. Рассмотрев заявку, центр непосредственной авиационной поддержки докладывает об этом в центр управления тактической авиацией, а затем вызывает самолёты-разведчики через КП авиационных частей и подразделений. По опыту боевых действий в Юго-Восточной Азии срочные заявки выполнялись через 2-2,5 ч. при взлете самолётов с аэродромов и через 15 мин. при вызове разведчика из положения дежурства в зоне.

По данным иностранной прессы, разведку могут вести следующие самолёты: одиночные, входящие в состав ударных групп, специально прикрываемые с воздуха. Первые, как правило, посылаются в районы со слабой ПВО. Они фотографируют местность со средних и больших высот. Вторые предназначаются для съемки объектов после нанесения по ним бомбовых ударов. Самолёты-разведчики, специально прикрываемые с воздуха, нацеливаются на объекты с сильной ПВО.

Руководство экипажами самолётов на маршрутах осуществляется через центры управления и оповещения, посты наблюдения и оповещения, а также через передовых авиационных наводчиков. Летчикам передается информация о системе ПВО объекта, атаках истребителей противника, изменении погоды, местоположении пункта сброса отснятом пленки, действиях своих самолётов в районе разведки и т. д.

Подготовка к ведению воздушной разведки на ТВД

Подготовка к ведению воздушной разведки в эскадрилье начинается с получения приказа с КП авиационного крыла. На его основе командир эскадрильи отдает соответствующие указания оперативному офицеру и офицеру фоторазведки.

Оперативный офицер, который контролирует расчет потребного запаса топлива и время передачи разведывательных донесений, определяет порядок следования к цели, маршруты и время выхода на цель, условия радиообмена, ответственных за связь по этапам полета, при необходимости указывает способы взаимодействия разведчиков с истребителями прикрытия.

Назначенные экипажи для выполнения задания начинают готовить план полета. Маршрут к разведывательному объекту выбирается с учетом скрытного выхода на него и обхода районов, прикрытых средствами ПВО. Он наносится на карту, на которой хорошо видны контрольные ориентиры. При необходимости в плане указывается район дозаправки самолётов топливом в воздухе на обратном пути. Если самолёт-разведчик должен идти на задание вместе с ударной группой, то записывается место, время и высота их встречи. При разведке объектов, имеющих сильную систему ПВО, в плане отражаются вопросы взаимодействия с группой прикрытия.

Офицер фоторазведки совместно со специалистами по радиоэлектронному оборудованию в соответствии с поставленной задачей и погодой выбирает тип АФА, количество пленки, фильтры и интервалы съемки.

Во время предполетной подготовки, которая может длиться до 1,5 ч. инструктируются экипажи. Командир эскадрильи уточняет задачу и разъясняет ее. Офицер разведки знакомит экипажи с учетными данными целей (если они не были изучены ими во время предварительной подготовки), затем информирует летчиков о средствах ПВО противника на маршруте и в районе цели, рекомендует тактические приемы их преодоления, называет особо заметные визуальные ориентиры и объясняет маскировку объектов противника. Он также доводит до сведения экипажей (на случай, если они по каким-либо причинам окажутся на территории противника) возможное отношение населения к ним, каким образом избежать пленения и как действовать при спасении.

Офицер фоторазведки инструктирует экипажи о порядке применения АФА, указывая количество фотоснимков, которое можно сделать каждым аппаратом, и контрольные ориентиры начала фотографирования.

Офицер радиотехнической разведки из эскадрильи технического обслуживания напоминает режимы работы аппаратуры, моменты ее включения и выключения, особенности опознавания источников излучения на бортовых индикаторах.

Офицер-метеоролог знакомит экипаж с прогнозом погоды по маршруту и в районе цели.

На инструктаж специально приглашаются экипажи, ранее летавшие в заданный район.

По окончании инструктажа экипажи уточняют маршруты полетов к объектам и обратно, время пролета контрольных ориентиров и подхода к целям, запасные маршруты при изменении погоды или неожиданно сильном противодействий сил ПВО противника.

После выполнения задания самолёт встречает дежурная команда, которая снимает кассеты с фотопленкой и доставляет их в фотолабораторию. Здесь еще мокрая пленка просматривается дешифровальщиками для предварительной оценки и составления срочного донесения. Помимо этого, командир экипажа представляет доклад по результатам визуального наблюдения. При обнаружении на пленке заданных объектов она отправляется в фоторазведывательную техническую эскадрилью разведывательного авиационного крыла. Если объекты не обнаружены, то решается вопрос о повторном вылете. В фоторазведывательной технической эскадрилье пленка дешифрируется более тщательно.

Иностранные специалисты считают, что время, затрачиваемое на дешифрирование пленки, все еще велико. Поэтому за рубежом стремятся подучать информацию о противнике с борта самолёта. Ценность такой информации заключается в своевременности и достоверности, так как экипаж самолёта может передать ее в течение 3-5 мин после обнаружения объекта. Принимать данные о цели могут одновременно все органы, заинтересованные в их получении. В войне во Вьетнаме, как сообщала иностранная печать, американское командование получало по радио с борта разведывательных самолётов более 2/3 данных о подвижных объектах.

Рис. 1. Разведывательный самолёт RF-4C 2

Возможности разведывательных самолётов по съемке местности определяются глазным образом тактико-техническими характеристиками бортовой аппаратуры.

Судя по сообщениям зарубежной печати, основным тактическим самолётом-разведчиком в ВВС главных капиталистических стран является RF-4С «Фантом» 2 (рис. 1). Экипаж два человека. На нем установлена современная разведывательная аппаратура. Возможности ее при съемке местности с высоты 100 м. показаны на рис. 2. С набором высоты площадь местности, охватываемая фотографированием, увеличивается.


Рис. 2. Полосы местности, захватываемые разведывательной аппаратурой самолёта RF-4C при его полете на высоте 100 м: 1, 2 и 3 - АФА передней, перспективной и плановой съемок; 4, 5 - ИК и лазерной аппаратурой; 6 - РЛС бокового обзора, которая снимает местность по обе стороны самолёта; 7 - дальность действия аппаратуры радиотехнической разведки

На самолётах «Фантом» не устанавливается телевизионная разведывательная аппаратура. Это объясняется ее слабой помехозащищенностью. Однако она применяется на беспилотных самолётах-разведчиках. Сообщалось, что ее планируется использовать совместно с инфракрасными средствами наблюдения.

Таким образом, как об этом можно судить по публикуемым в иностранной печати данным, ведению тактической воздушной разведки на ТВД в вооруженных силах стран НАТО придается первостепенное значение. Она организуется с учетом использования всех боевых самолётов и быстрейшей передачи данных о противнике командирам.

Ведение воздушной разведки в операции "Буря в пустыне"

Полковник В.Палагин,
капитан А.Кайшаури

Одно из ключевых мест в обеспечении подготовки и ведения воздушной наступательной кампании и воздушно-наземной операции многонациональных сил (МНС) против Ирака (17 января - 28 февраля 1991 года) занимала воздушная разведка. На этапе стратегического развертывания и подготовки группировки вооруженных сил США и их союзников к боевым действиям основные усилия сосредоточивались на слежении за ходом оперативного развертывания вооруженных сил Ирака, сборе и обработке данных о военных объектах на территориях Ирака и Кувейта в целях планирования ракетно-бомбовых ударов и радиоэлектронного подавления, а также обеспечения проведения мероприятий по контролю за морской блокадой в Персидском заливе. С началом боевых действий разведывательные задачи перенацеливались на оценку результатов ракетно-бомбовых ударов, выявление новых объектов для поражения, в первую очередь мобильных оперативно-тактических ракет (ОТР) <Скад>, слежение за перемещениями иракских войск и авиации, контроль воздушного пространства, прежде всего с целью обнаружения пусков иракских ракет.
В решении данны,х задач наряду с космическими силами и средствами (спутники: видовой оптико-электронной разведки КН-11, радиолокационной - <Лакросс>, радио- и радиотехнической - <Феррет>, <Шале>, <Аквакейд>) принимали участие самолеты-разведчики стратегического авиационного командования ВВС США (с 1992 года - боевое авиационное командование), самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления, в том числе палубной авиации, а также тактические средства воздушной разведки.
К началу боевых действий в зоне Персидского залива командование МНС создало группировку разведывательной авиации в составе 41 самолета ДРЛО (17 Е-ЗА <Сентри> системы AWACS и 24 Е-2С <Хокай>), двух Е-8А и около 180 самолетов-разведчиков (шесть RC-135, один U-2C, девять TR-1A и примерно 150RF-4C, <Мираж-F.lCR>, RF-14A <Томкэт>, рис. 1, <Торнадо-GR.lA> в варианте тактического разведчика, рис. 2, и другие).
Стратегические самолеты-разведчики RC-135, U-2C и TR-1A осуществляли круглосуточную радиолокационную, радио- и радиотехническую разведку вдоль линии боевого соприкосновения в целях выявления военных объектов и группировок войск противника, определения результатов авиационных и ракетных ударов, доразведки радиоэлектронных средств управления войсками и оружием, заблаговременного вскрытия подготовки иракской стороны к внезапному авиационному удару. Интенсивность воздушной разведки в этот период составляла 10-12 самолето-вылетов в сутки, а в ходе боевых действий - до 200 (10 - 15 проц. общего их количества). Комплексы бортовой разведывательной аппаратуры стратегических самолетов-разведчиков позволяли:
- фотографировать военные объекты и позиции войск на удалении до 60 км с самолетов RC-135, до 150 км - с U-2C (с разрешающей способностью 0,2 -10м) и до 40 км в инфракрасном диапазоне волн (с разрешающей способностью 5- 10 м);
- снимать объекты телевизионной аппаратурой (с разрешающей способностью 0,2-0,5м);
- производить радиолокационную съемку объектов на дальности до 150 км (с разрешающей способностью 3 - 4,5 м);
- вести радио- и радиотехническую разведку в KB диапазоне в радиусе до 1000 км, а в УКВ диапазоне - до 450 км наземных РЭС и до 1000 км авиационных РЭС в полете.
Значительное внимание командование МНС уделяло решению задач поиска и обнаружения мобильных объектов вооруженных сил Ирака, что потребовало выделения большого наряда сил разведывательной авиации. Для этого впервые была применена перспективная система воздушной радиолокационной разведки и целеуказания <Джистарс> (авиаэскадрилья из двух самолетов Е-8А, созданных на базе Боинг 707, и шесть наземных мобильных пунктов приема и обработки данных AN/TSQ-132). Наземные станции были развернуты в составе основного и передового командных пунктов сухопутных войск, штабов 7 АК и 18 ВДК, штаба группировки ВВС (9 ВА), а также при командующем контингентом морской пехоты вооруженных сил США.
Два опытных образца Е-8А совершили 54 боевых вылета. Система <Джистарс> позволяла решать следующие задачи: отслеживать одиночные и групповые мобильные цели, прежде всего бронетанковые соединения иракских войск; обеспечивать распознавание гусеничной и колесной техники; обнаруживать низколетящие вертолеты и вращающиеся антенны РЛС системы ПВО; определять характеристики объектов и выдавать по ним целеуказания.
По замыслу американского командования, основное предназначение данной системы состояло в разведке целей для поражения их ракетами ATACMS (дальность стрельбы более 120 км). Кроме того, она успешно использовалась для наведения самолетов тактической авиации (F-15, F-16 и F-111) на наземные цели, значительно повышая их боевые возможности. Благодаря выдаче целеуказаний ночью можно было осуществлять круглосуточное воздействие на противника.
Например, только 13 февраля за 11 ч летного времени самолет Е-8А обнаружил 225 боевых машин, по большинству из которых тактические истребители нанесли удары. Самолеты радиолокационной разведки Е-8А и TR-1 наряду с искусственными спутниками Земли типа <Лакросс> обеспечили разведку территории противника в условиях плотной облачности, песчаных бурь, а также сильной задымленности, вызванной пожарами на предприятиях нефтяной промышленности.
Слежение за иракскими мобильными установками ОТР на самолете Е-8А системы <Джистарс> осуществляла РЛС с селекцией движущихся целей, данные которой передавались на самолет TR-1A, оборудованный РЛС ASARS с синтезированной апертурой, имеющей более высокую разрешающую способность. Эта РЛС обеспечивала обнаружение предполагаемых позиций ОТР с больших высот, причем самолеты находились за пределами зоны действий иракской ПВО. Считается, что TR-1A, получившие в 1993 году обозначение U-2R, и в дальнейшем будут действовать совместно с серийными самолетами Е-8С, поступление которых на вооружение ожидается в 1996 году. Самолет U-2R обеспечивал ведение не только видовой, но и радиотехнической разведки, что позволяло наблюдать за районами, замаскированными от системы <Джистарс>.
Кроме самолетов Е-8А, для ведения воздушной разведки ОТР и управления нанесением по ним ударов авиации привлекались:
- самолеты RF-4C <Фантом>, на которых установлены фотокамеры перспективной съемки, инфракрасные станции и РЛС бокового обзора, а также RF-5E ВВС Саудовской Аравии с ИК и фоторазведывательным оборудованием;
- палубные самолеты RF-14 <Томкэт>, оснащенные подвесными контейнерами с фотокамерами и ИК станциями;
- всепогодные разведывательные самолеты <Торнадр-GR.lA> ВВС Великобритании с тремя бортовыми ИК станциями.
Разведывательные задачи по обнаружению ОТР оказались наиболее сложными для авиации союзников. В течение первых двух недель на решение данных задач было затрачено до 30 проц. общего числа боевых вылетов самолетов авиации союзников. Однако все мобильные комплексы уничтожить не удалось, несмотря на то что на протяжении почти часа перед пуском они находились на открытой местности в стационарном положении. Небольшое количество комплексов было обнаружено на начальной стадии подготовки к пуску, благодаря чему появилась возможность наводить на них ударные самолеты. Часть вылетов пришлась на ложные цели, что отвлекло значительные силы разведывательной и ударной авиации.
В ходе боевых действий против Ирака в интересах сухопутных войск и морской пехоты использовались новые разведывательные комплексы на базе беспилотных летательных аппаратов (БЛА) типа <Пионер>-. Комплекс включал 14 - 16 БЛА, а также наземную аппаратуру управления и приема данных, размещенную на двух автомобилях типа <Хаммер>. Всего было развернуто шесть подразделений: 3 предназначались для морской пехоты, одно - для 7-го армейского корпуса и по одному - для линкоров <Висконсин> и <Миссури>. На вооружении каждого из них находилось до пяти БЛА, управление которыми в радиусе до 185 км могло осуществляться с основной наземной станции, а до 74 км - с портативной вспомогательной. В ходе операции <Буря в пустыне> суммарный налет БЛА типа <Пионер> составил 1011 ч. Эти аппараты, оснащенные телевизионными камерами или тепловизионными станциями переднего обзора, выполняли полеты как в дневное, так и в ночное время.
В интересах ВМС аппараты использовались для поиска мин и целеуказания корабельной артиллерии. Кроме того, они выполняли разведывательные полеты по заданию воздушно-десантных подразделений специального назначения (SEAL) военно-морских сил и привлекались для поиска береговых стартовых комплексов иракских противокорабельных ракет <Силкворм>.
В сухопутных войсках перед БЛА ставилась задача разведки маршрутов для полетов ударных вертолетов АН-64 <Апач>. Перед вылетом на боевое задание летчики проводили рекогносцировку местности с выбором потенциальных целей по изображениям, которые поступали с борта аппарата, выполняющего полет над заданным районом. Всего в ходе боевых действий в Ираке США потеряли 12 БЛА: два были сбиты, пять получили повреждения от огня зенитных средств, а пять - из-за отказов материальной части или ошибок операторов.
Кроме указанных, в районе Персидского залива использовались БЛА типа FQM-151A <Пойнтер>. Пять комплексов, каждый из которых включал четыре аппарата и две наземные станции, были развернуты в районах дислокации подразделений морской пехоты и 82-й воздушно-десантной дивизии. Облегченные аппараты в алюминиевых футлярах общей массой 23 кг, переносимые в ранцах, собирались в полевых условиях. БЛА имеет радиус действия 4,8 км, рассчитан на работу в воздухе в течение 1 ч. Высота его полета 150 - 300 м. Эффективность действия аппаратов <Пойнтер>, предназначенных для разведки и наблюдения на малой высоте, снижалась из-за неблагоприятных условий пустынной местности, лишенной ориентиров. В настоящее время изучается возможность оснащения этих БЛА приемником глобальной спутниковой навигационной системы (GPS) и прибором ночного видения фирмы LORAL.
Оценивая результаты воздушной и воздушно-наземной операций МЫС в зоне Персидского залива, зарубежные специалисты отмечают, что успешному решению поставленных задач в значительной степени способствовало всестороннее разведывательное обеспечение. Благодаря этому удалось достигнуть достаточно высокого уровня осведомленности о группировках войск и системах управления, оружии и военной технике Ирака, их тактико-технических характеристиках, уязвимых сторонах, боевых возможностях и особенностях применения на данном ТВД. Тщательная и продолжительная (более пяти месяцев) разведка территорий Ирака и Кувейта позволила командованию МНС четко спланировать и провести военные действия.
Воздушная разведка своевременно обеспечивала командование США и МНС подробными топогеодезическими и топографическими данными с точной привязкой важных военно-политических, экономических и военных объектов, расположении группировок вооруженных сил, пунктов управления и связи, коммуникаций, инженерных фортификационных сооружений. На основе полученной информации производились выбор и расчет оптимальных маршрутов выхода на цели (объекты), определялись наряды сил, необходимое количество и состав вооружения. Для повышения эффективности применения высокоточного оружия приходилось в отдельных случаях уточнять разведданные о ключевых компонентах объектов поражения.
Вместе с тем война в Персидском заливе выявила ряд недостатков в организации и ведении разведки МНС. Специалисты считают, что, несмотря на использование всех имеющихся воздушных и космических средств, американские разведывательные службы так и не смогли вскрыть места дислокации всех иракских ОТР и установить их точную численность, хотя было известно, что они базируются только в двух районах на относительно небольшой территории. Неоднократно отмечались задержки в обработке и предоставлении оперативной информации соответствующим органам боевого управления. Темп боевых действий авиации зачастую опережал скорость потока данных, поступающих от авиационных и космических средств оптико-электронной разведки.
В отчете о разведке, подготовленном комитетом по вооруженным силам палаты представителей конгресса США указывалось, в частности, что самым серьезным ее недостатком стали неточности в оценке нанесенного противнику ущерба. Так, было значительно (на 100 - 134 проц.) преувеличено число иракских танков, уничтоженных авиацией. Главнокомандующий МНС генерал Шварцкопф принял решение о проведении воздушно-наземной наступательной операции на основе этих оценок, а позднее заявил: <Военные разведчики просто не знают, как вести подсчет ущерба, нанесенного боевой технике противника. Во время шестинедельной воздушной войны методика подсчета неоднократно изменялась в попытках повысить достоверность, однако анализ, проведенный по окончании боевых действий, показывает, что цифры оказались все же на удивление завышенными>.
Командование ВВС США, проанализировав недостатки при ведении воздушной разведки в ходе боевых действий в зоне Персидского залива, планирует предпринять конкретные меры по повышению уровня достоверности и оперативности доведения разведданных, всестороннему и своевременному обеспечению ими своих войск, и прежде всего сил воздушного нападения.

Воздушная разведка

Воздушная разведка

вид военной разведки. Ведется над морем и над сушей самолетами разведывательной авиации, всеми экипажами выполняющими боевые задания а также беспилотными летательными аппаратами. Основные способы ведения воздушной разведки: визуальное наблюдение, аэрофоторазведка и разведка с помощью радиоэлектронных средств.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Воздушная разведка" в других словарях:

    воздушная разведка - — Тематики нефтегазовая промышленность EN airborne prospecting …

    Воздушная разведка - вид военной разведки. Ведётся частями разведывательной авиации, разведывательными подразделениями авиационных соединений, всеми экипажами, выполняющими боевые задания, а также беспилотными ЛА для получения данных о противнике, местности и других… … Словарь военных терминов

    Воздушная разведка - один из основных видов войсковой разведки. Ведется специальными частями разведывательной авиации, разведывательными подразделениями авиационных соединений, а также всеми экипажами, выполняющими боевые задачи. Основными способами В. р. являются … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    Воздушная разведка - вид разведки; комплекс мероприятий, планируемых и проводимых командирами и штабами всех уровней, с целью добывания силами и средствами авиации ПС РФ достоверных сведений, необходимых для организации и ведения служебно боевых действий … Пограничный словарь

    воздушная электромагнитная разведка - — Тематики нефтегазовая промышленность EN airborne electromagnetic prospecting … Справочник технического переводчика

    РАЗВЕДКА, и, жен. 1. Обследование чего н. со специальной целью. Р. месторождений полезных ископаемых. Р. на нефть. Р. рыбы с вертолёта. 2. Действия, осуществляемые войсковыми группами, подразделениями, дозорами для получения сведений о противнике … Толковый словарь Ожегова

    - (военная) совокупность мероприятий военного командования всех степеней, проводимых с целью сбора данных о состоянии, действиях и намерениях войск противника, о местности, радиационной, химической обстановке и др. сведений, необходимых для … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Разведка (значения). Запрос «Разведчик» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Разведка практика и теория сбора информации о противнике или конкуренте для обеспечения своей… … Википедия

    Японо китайская война (1937 1945) Предыстория конфликта Маньчжурия (1931 1932) (Мукден Нэньцзян Хэйлунцзян Цзиньчжоу Харбин) … Википедия

    Военная разведка практика и теория сбора информации о противнике или конкуренте для безопасности и получения преимуществ в области вооруженных сил. Содержание 1 Виды разведывательной деятельности 2 История … Википедия

Книги

  • Все самолеты-разведчики СССР. «Глаза» армии и флота , Якубович Н.В.. Первой "военной профессией" новорожденной авиации была воздушная разведка. Первым массовым аэропланом СССР стал разведчик Р-1. Первые боевые самолеты, разработанные под руководством А. Н.…
  • Все самолеты-разведчики СССР Глаза армии и флота , Якубович Н.. Первой «военной профессией» новорожденной авиации была воздушная разведка. Первым массовым аэропланом СССР стал разведчик Р-1. Первые боевые самолеты, разработанные под руководством А. Н.…

    Опыт войн и вооруженных конфликтов показывает, что как в условиях нарастания напряженности, так и в ходе ведения вооруженной борьбы одной из важнейших задач является обеспечение командования и штабов всех степеней разведывательными данными.

    Одним из наиболее технологичных видов разведки является воздушная разведка, представляющая собой совокупность мероприятий по добыванию силами авиации достоверных данных о противнике, необходимых для подготовки и успешного ведения операций (боевых действий) объединений, соединений и частей всех видов Вооруженных Сил и родов войск.

    История подготовки специалистов воздушной разведки неразрывно связана с развитием отечественной пилотируемой и беспилотной авиации.

    Обучение осуществляется в интересах Министерства обороны РФ по специальности - применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга и её специализациям: эксплуатация наземных средств воздушной разведки, эксплуатация наземных средств и систем комплексов с беспилотными летательными аппаратами, эксплуатация комплексов с беспилотными летательными аппаратами, техническая эксплуатация беспилотных летательных аппаратов и двигателей, техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования комплексов с беспилотными летательными аппаратами.


    Военные специалисты по применению и эксплуатации средств и систем спе-циального мониторинга – это высокопрофессиональные (квалифицированные) эрудированные инженеры, обладающие фундаментальными знаниями в области дистанционного зондирования земли и цифровой обработки видовой информации, владеющие методологией научного исследования, методикой получения, обработки и анализа данных специального мониторинга с использованием технических средств и систем пилотируемой и беспилотной авиации, способные эффективно эксплуатировать современные комплексы сбора и обработки данных аэрокосмической разведки в составе единой системы автоматизированного управления Вооруженных сил РФ.

    Профессиональная деятельность специалистов направлена на исследование природных ресурсов и техногенных объектов аэрокосмическими средствами, в том числе с использованием комплексов с БЛА.

    Выпускник предназначен для прохождения службы в подразделениях обработки данных воздушной разведки авиационных воинских формирований ВВС, министерств и ведомств РФ на офицерских должностях инженера и начальника группы обработки разведывательной информации. Кроме того, выпускник по специализации, связанной с применением комплексов с БЛА, предназначен для прохождения службы в отрядах БЛА на офицерских должностях: оператор (наблюдения), оператор (дешифровщик), начальник разведки группы. В состав факультета входит 2 кафедры:
    кафедра 41 наземных систем комплексов воздушной разведки.
    кафедра 42 робототехнических комплексов и систем воздушного базирования;




    На факультете налажены тесные связи с ведущими вузами, научно-производственными и отраслевыми организациями, в том числе со службой раз-ведки ВКС, Управлением (строительства и развития системы применения БЛА) Генерального штаба ВС РФ, концерном «Созвездие», концерном радиостроения «ВЕГА», НИИ «Точных приборов», ракетно-космической корпорацией «Энергия».

    Постоянный и переменный состав факультета активно участвует в деятель-ности военно-научного общества академии, в опытно-конструкторских и научно-исследовательских работах, заданных Военно-научным комитетом ВС РФ и службой разведки ВКС, в международных и всероссийских научно-практических конференциях, в выставках и салонах научно-технического творчества «Архимед», «Экспоприорити», «Интерполитех», «Высокие технологии», «День инноваций МО РФ», и занимает призовые места.

    В ходе изучения военно-профессиональных дисциплин курсанты на практике осваивают образцы вооружения и военной техники эксплуатируемые в отделениях обработки информации, подразделениях аэрофотослужбы, а также ротах и отрядах БЛА, в частности, автомобильную подвижную аэрофотолабораторию, современные комплексы средств автоматизации обработки разведывательной информации, комплексы с БЛА ближнего действия, малой и средней дальности.

    Оттачивают свое мастерство по обработке цифровых данных с использова-нием современных технологических платформ объектно-ориентированного моделирования.

    Участвуют в изобретательской и рационализаторской работе, грантовой деятельности, направленной на создание прототипов роботизированных систем для изучения особенностей формирования изображений в различных участках спектра электромагнитного излучения.

    Учатся применять робототехнические комплексы воздушного базирования, дешифрировать изображения с использованием унифицированного учебно-тренировочного комплекса в виртуально-информационной среде моделирования обстановки.


  • Великанов Алексей Викторович , начальник 4 факультета беспилотной авиации ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии транспорта, Заслуженный изобретатель Российской Федерации.

    В 1987 году окончил Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище. С августа 1987 года по сентябрь 1989 года проходил службу в в/ч 21265 в должности командира электрогазового взвода г. Кировоград.

    С сентября 1989 года по декабрь 1996 года проходил службу в должности курсового офицера Воронежского ВВАИУ. В декабре 1996 года поступил в очную адъюнктуру при училище, в декабре 1999 года успешно её окончил.

    С декабря 1999 года по декабрь 2009 года проходил службу на должностях преподавателя, доцента, заместителя начальника кафедры, начальника кафедры автомобильной подготовки.

    Является руководителем научной школы и автором более 200 научных, учебных и учебно-методических работ (в том числе: 1 учебник, 16 учебных пособий и 46 патентов РФ на изобретения), выполнил 28 НИР, подготовил более сорока дипломников и трех кандидатов наук.

    За достигнутые показатели в техническом творчестве Великанов А.В. в 2005 году удостоен звания лауреата премии Михаила Ломоносова. Является лучшим изобретателем вуза. Неоднократно принимал участие в Параде Победы на Красной площади города Москвы.



Что еще почитать