Подземное царство Рима: сокровища катакомб. Римские катакомбы – загадки подземных гробниц

Катакомбы по праву являются одними из самых интересных мест захоронений в Италии. Безусловно, самыми лучшими из них считаются катакомбы Рима. Именно здесь на протяжении многих столетий для погребения тысячи тел использовались лабиринты подземных туннелей. Самым известным местом этих подземных захоронений считается Старая Аппиевая дорога. Именно эту местность, находящуюся за чертой города Рима, использовали как место для погребения язычников и первых христиан.

История возникновения

На Аппиевой дороге находятся катакомбы Св. Каллиста, которые были построены в середине II века и сегодня являются одними из крупнейших и наиболее важных в Риме. Названы они в честь диакона Каллисто, который в 199 году был назначен смотрителем и хранителем первого официального кладбища церкви Рима.За двадцать лет, которые Каллисто заведовал кладбищем, он значительно расширил и улучшил основные направления подземелья.
В третьем веке Каллисто выбрали новым папой. После смерти кладбище назвали в его честь, а самого Каллисто возвели в ранг святых. Примечательно то, что сам он не входит в число пап, похороненных здесь.

Архитектура

Со II и по IV века, когда христианство не принимали как религию и против основных приверженцев были страшные гонения, катакомбы использовали лишь для захоронений и именно этот период характеризуется простыми незамысловатыми табличками и надписями. А большинство захоронений того периода представляют собой довольно простые гробницы, украшенные простым резным изображением. Начиная с IV века в последующие годы папа Дамасий смог получить от императора Феодосия признания христианства в качестве государственной религии, и решил восстановить эти катакомбы.Когда гонения закончились, надписи стали гораздо более распространенными, появилось много фресок и мозаики. Теперь на гробнице было написано не только имя человека, но и нарисована картина, изображающая его профессию. Так в катакомбах Св. Каллиста можно увидеть изображения пекарей, столяров, портных, учителей, юристов, лекарей, государственных служащих, военных и другие рисунки, четко отображающие ту или иную профессию. Долгое время катакомбы были не только местом захоронения, но и паломничества.Склеп был заброшен лишь после того, как содержащиеся в нем реликвии и мощи святых были перенесены в различные церкви Рима. Заключительная волна переводов из склепа произошла во времена правления папы Сергия II в IX веке.
Интерес к катакомбам возродился только в XV веке. Илишь в XIX веке их вновь стали оценивать как святые места и считать основной сокровищницей христианства. Благодаря основателю современной христианской археологии Джованни Батиста де Росси в 1854году катакомбы Св. Каллиста были открыты и тщательно исследованы.
Сегодня в катакомбах насчитывается около полумиллиона различных захоронений. В целом, площадь катакомб составляет около 15 га земли, протяженностью 20 км. Максимальная глубина катакомб достигает 20 метров.
При входе в катакомбы можно увидеть крипту, которую называют «Маленьким Ватиканом», именно здесь похоронены 9 пап и 8 церковных сановников.
Дальше следует склеп Св. Цецилии, которую считают покровительницей духовной музыки. Останки этой святой были перенесены в церковь ещё в 821 году. Но сегодня здесь можно увидеть прекрасную скульптуру, работу Стефано Модерно, который таким образом решил увековечить нетленное тело умершей девушки.

Туристу на заметку

Катакомбы закрыты по средам и в феврале. В остальные дни работают с 9-00 до 12-00;с 14-00 до 17-00.

На протяжении долгих веков в Италии для погребения приверженцев языческой веры и первых христиан выбирались катакомбы Рима , находящиеся за чертой города на Аппиевой дороге. Здесь в середине второго века были построены катакомбы Святого Каллиста , которые и в наши дни считаются крупнейшими и наиболее важными в Риме. В 119 году смотрителем и хранителем первого кладбища церкви Рима был назначен дьякон Каллисто, в честь которого названы катакомбы. В течение 20 лет им был расширен и улучшен план подземелья. Каллисто, который в III веке стал папой, после смерти был причислен к лику святых, а кладбище было названо в его честь, несмотря на то, что Калисто не относится к числу пап, которые похоронены здесь.

Историко-архитектурная ценность

В период, когда христианство не принималось в качестве государственной религии, проводились страшные гонения на ее приверженцев. Архитектура подземных захоронений этого периода характеризуется незамысловатыми надписями и табличками, захоронения имеют вид простых гробниц, украшенных однообразным резным рисунком. Позже, в период правления папы Дамасия, когда по его инициативе император Феодосий признал христианство государственной религией, было решено восстановить катакомбы. Окончание христианских гонений отчетливо отразилось в архитектуре захоронений: появились разнообразные мозаики и фрески, надписи стали объемнее и распространеннее. На гробницах отмечались уже не только имена людей, но и изображались картины, отображающие сферу их деятельности. Рисунки с изображением различных профессий, — государственных служащих, юристов, учителей, лекарей, столяров, — стали архитектурной особенностью катакомб Святого Каллиста . В те далекие времена катакомбы были не только местом захоронения, они представляли огромный интерес для многочисленных паломников. К IX веку — периоду правления папы Сергия Второго, мощи святых и реликвии из подземелья были перенесены в Римские церкви и склеп оказался в запустении.

Возрождение сокровищницы христианства

Прошло немало столетий, пока в XV веке вновь возродился интерес к удивительным подземным лабиринтам и возобновились посещения паломников. С начала XIX столетия катакомбы стали считать главной сокровищницей христианства, оценив их как святые места для поклонения. 1854-ый – год открытия и тщательных исследований катакомб Рима , предпринятых основателем археологии раннего христианства Джованни де Росси. Катакомбы площадью до 15 гектаров, общей протяженностью до 20 километров и максимальной глубиной, достигающей 20 метров, включают до полумиллиона захоронений. «Маленький Ватикан» — так называют крипту, находящуюся при входе в катакомбы, где похоронены папы и церковные сановники. За криптой можно увидеть склеп Святой Цецилии – покровительницы духовной музыки, останки которой оказались здесь в 821 году. Это обширное помещение, в котором расположен саркофаг святой. В крипте находится копия скульптуры с изображением святой Цецилии работы Стефано Модерно.

Катакомбы Святого Каллиста в Риме являются не только историческим памятником подземной архитектуры, но и музеем зарождавшейся в те исторические времена христианской мозаики, символики и живописи, которые знакомят многочисленных посетителей со всего мира с традициями, обрядами и ритуалами раннехристианской римской общины.

Насчитывается более 40 катакобм, длина подземных коридоров которых около 500 км! Точное число захоронений неизвестно, но считается, что захоронено около миллиона человек! Самый глубокий туннель находится в катакомбах св. Каллисты - 25 метров! Для посещения открыты катакомбы св. Себастьяна, св. Каллисты и катакомбы Домициллы. Все катакомбы находятся под попечением монахов различных орденов.

В Древнем Риме нельзя было хоронить людей в черте города - внутри стен города. Кроме того, римляне кремировали своих покойников, сооружая для своих великих людей, как Гая Юлия Цезаря, огромные погребальные костры. Ранние же христиане, наоборот, обычай кремирования не признавали. Воскресение из мёртвых они понимали буквально и поэтому погребали своих покойников в нишах, которые закрывались или кипричами или мраморными досками. Сейчас все эти ниши открыты и там нет останков людей. Можно увидеть небольшие углубления над нишами, в которых горели светильники.

Вблизи от Аппиевой дороги (via Appia Antica) расположены три комплекса катакомб: Святого Каллиста, Святого Себастьяна и катакомбы Домициллы. Само слово "катакомба" первоначально относилось лишь к катакомбам Святого Себастьяна, своего рода сети колодцев, подземные галереи которых использовались для первых захоронений христиан. С распространением новой религии, в которой ритуал захоронения предусматривал оборачивание тела в ткань и предания его земле, возникла необходимость в расширении сети подземных коридоров на десятки километров. Иногда они служили людям как укрытие от опасностей. Римские язычники никогда не спускались в них, считая катакомбы святилищем христиан.

Слова «катакомбы» римляне не знали; они называли их «цеметерий»- «покои». Лишь одна из цеметерий, святого Себастьяна, называлась «катакумбас» (от греческого «углубление»). В Средневековье была известна лишь она, поэтому с тех пор все подземные захоронения стали называть катакомбами.

Катакомбы Св. Каллисты - официальное кладбище римских епископов, названные в честь папы Каллисты, который их расширил и привел в порядок. Ардеатинские могилы, где похоронено 335 итальянцев , расстрелянных немцами во время второй мировой войны.

На улице Семи Церквей находятся Катакомбы Домициллы, носящие имя захороненной там жены Флавия Клементия. Вернемся снова на Аппиеву дорогу, чтобы осмотреть катакомбы и церковь Св. Себастиана. В трехярусных катакомбах стоит бюст святого работы скульптора Бернини. Внутри церкви капелла Альбани, капелла Св. Себастиана и капелла со святыми мощами. Дальше расположены Еврейские катакомбы и Катакомбы Претекстата, где находятся языческие и христианские гробницы.

На Аппиевой дороге первыми расположены катакомбы Святого Каллиста - самое древнее место христианских захоронений в Риме . Они особо почитаемы, так как здесь находятся могилы почти всех пап III века. Это грандиозный комплекс, располагающийся на четырех уровнях. Здесь надо обратить особое внимание на папскую крипту и крипту Святой Цецилии, в которой было обнаружено чудом уцелевшее нетленным тело молодой девушки.

Находящиеся поблизости катакомбы Святого Себастьяна - единственные, открытые для паломников во все времена. Вход в них начинается в базилике Святого Себастьяна, построенной в IV веке, но до нас дошедшей в переделанном виде (архитекторы Фламинио Понцио и Джованни Вазанцио). Катакомбы располагаются в несколько ярусов. Заслуживает внимания кубикулум Геона с фресками конца IV века. Упомянем также так называемую Римскую виллу с архитектурными натуралистическими украшениями.

Наш взгляд внезапно поражает пьяццола, возникающая на пересечении узких коридоров. На нее выходят фасады трех мавзолеев, использовавшихся поначалу язычниками как урны для пепла, а затем христианами как могилы для захоронений. Интересны многочисленные настенные надписи верующих.

Говорят, что, если вытянуть все римские катакомбы в одну линию, то она будет длиннее всего побережья Италии.

В катакомбы Домициллы вход открывается через базилику святых Иерея и Ахилея, полностью разрушенную в 1874 году и затем восстановленную. К базилике прилегает чудесный садик. В этих катакомбах прежде всего заслуживает внимания кубикулум Венеранды. Украшающие стены фрески отличаются необыкновенной интенсивностью и свечением, и могут различаться даже при свете свечи.

Чарльз Диккенс в «Картинах Италии» (англ. Pictures from Italy) описал свои впечатления от посещения катакомб святого Себастьяна (единственные из известных в 1840-х годах): Измождённый монах-францисканец с диким горящим взором был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие проходы и отверстия в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжёлым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли… Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами… Могилы, могилы, могилы!

Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: «Мы христиане! Мы христиане!», чтобы их убили убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из них, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и ещё более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодной смертью.

Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах, - сказал францисканец, окидывая нас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, - её торжество здесь, посреди мучеников за веру!

Адрес: Catacombs of St. Callixtus, Via Appia Antica, 110/126, 00179 Roma, Italy.
Время работы: ежедневно с 09:00 до12:00 и с 14:00 до 17:00.
Выходной день - среда.
Входная плата: 8 EUR.

Можно бесконечно говорить о Риме , пережившем на своем веку множество ярких событий, прекрасных и трагических, но всякий раз, подобно птице Феникс, сумевшему возродиться из пепла, остаться таким же гордым и нерушимым. Существует и другой Рим, невидимый и неведомый многим, лежащий прямо под ногами, где в каждом слое отражается целая эпоха. Чтобы прикоснуться к его многовековой истории, спрятанной под тысячами акрами земли, следует проделать путь в подземное царство…

О чем "рассказали" подземелья

Римские катакомбы - наиболее удивительный памятник, передающий историю христиан трех веков с рождения Христа. На протяжении длительных столетий они пребывали в забвении. И лишь в середине XIX в. их случайно сумел открыть итальянец, археолог Джованни Баттиста де Росси.
Пытаясь отыскать предметы древних христиан, ему попался мраморный кусок плиты, имевший надпись "Корнелий-мученик". Находку тщательно исследовали. Она оказалась частью надгробного камня с могилы понтифика Корнелия, проживавшего в III ст. после рождения Христа. Замученного насмерть в 253 г. его похоронили в загородной пещере. Это и послужило началом поиска древних захоронений.
Сейчас удалось открыть подобных погребений порядка 60. Происхождение слова "катакомбы" приписывают названию той местности, на которой располагалось кладбище. Подтверждения этому нет, но все гробницы получили это название. Древний город буквально опоясан ими. Если вытянуть в единый ряд, их длина превысила бы 500 км. Первые появились еще в дохристианский период.
Римляне чаще сжигали покойников за городской чертой. Христиане, переняв иудейский обычай, предавали их земле. Так был погребен Лазарь, воскрешенный Господом, в пещеру возложили после Голгофы завернутого в плащаницу Христа. Мертвого укладывали в нишу, сверху ложилась плита. Некоторые могилы отличались установленными каменными саркофагами. Катакомбам давали имена великомучеников.
Проходило время, гроты занимали большую территорию, становясь замысловатыми глубокими лабиринтами, соединенными между собой узкими проходами. В период гонения христиан обиталища мертвых стали надежным укрытием живым. В глубоких земляных недрах образовались первые храмы, где древние верующие вкушали духовную пищу. Воскрешение Господнее подарило уверенность в отсутствии смерти и великую надежду о вечной безоблачной жизни. Места погребения людей, сделавших шаг в вечность, стали для живых дверью к царству небесному.

Смысловые настенные росписи

Разнообразными фресками разрисовывались стены в подземельях. Они являлись первыми шедеврами древнехристианского искусства. Не глядя на преследования, изображения не имеют сцен мученичества, а эпитафии лишены следов обиды, хотя большинство погибло от рук гонителей. Присутствуют лишь слова, взывающие к Всевышнему.
Переплетенные сюжеты Ветхого Завета с евангельскими многочисленными образами доносят до потомков понятие о добре и зле, показывают различие между правдой и ложью, жизнью и смертью. Изображенные Адам с Евой, совершившие первородный грех, располагаются рядышком с цветком белой лилии - символом чистоты. Душа, истинно познавшая Бога, символически изображалась в виде птички. Взглядом, полным любви, смотрит со стен Христос в облике пастыря, несущего на плечах овечку, символизирующую заблудшую человеческую душу. Сына Божьего нарисовали виноградной лозой, где ветви - уверовавшие в него. Его слова: "Я есть истинная виноградная лоза, а отец мой - виноградарь", - призывают следовать за ним. Символические изображения твердо закрепились в искусстве всех последующих столетий.
Император Константин Великий своим указом от 313 г. о признании христианской религии освободил верующих от угнетения. Молитвенное воспевание Господа перенеслось из подземелья под просторные своды наземных светлых храмов.

Наибольшие захоронения

Крупнейшими подземными усыпальницами столицы признаны по праву катакомбы Святого Каллиста, находящиеся на Аппиевой дороге, по которой когда-то шли за очередной победой римские легионеры, где апостолу Петру повстречался Христос. Здесь находится каменная гробница Ромула - римского Каина, убившего родного брата-близнеца. Протяженностью в 20 км, они вмещают 170 тыс. погребений. Посещаемыми на сегодняшний день являются четыре из них.
Когда гонения отошли в прошлое, отпала необходимость пробираться к усопшим тайком. Понтифик Дамасий обустроил лестницу, обеспечивающую доступ к гробницам. В нижней ее части прихожих встречает Добрый Пастырь, напоминающий о свободе выбора, данный каждому живущему на земле. Заблудшему человеку он готов протянуть руку помощи.

Крипта пап

Она считается центром, который окружали, разрастаясь, другие. В III в. превратилась в усыпальницу епископов. Прямоугольной формы помещение, довольно просторное, подпирают колонны с красивыми резными капителями, удерживающими свод. Здесь нашли покой девять столичных понтификов и восемь иногородних. Сохраненными остались шесть имен: Понтиана, закончившего жизненный путь на рудниках, Антера - его приемника, умершего в стенах темницы, Фабиана, обезглавленного во время правления Деция, Луция и Евтихия. Все они были великомучениками. Их мощи перенесли в разные столичные церкви, где сохраняются и поныне.

Место упокоения мученицы Цецилии

Это достаточно просторное помещение, имеющее нишу с левой стороны, где был установлен ее саркофаг. Пасхалий I решил перенаправить ее мощи в столицу, но не мог отыскать. Изможденный он во сне обратился к ней за помощью, женщина указала точное расположение. Лишь одна стена отделяла его от гробницы. После этого останки благополучно были перенесены в базилику Санта-Чечилия-ин-Трастевере, посвященную Цецилии. Занимаясь переустройством церкви, саркофаг вскрыли. Глаза не верили увиденному чуду: тело сохранилось нетленным. Взглянув на тело, пораженный скульптор Стефано Мадерно сделал статую, изобразив Цецилию в положении, в котором она лежала в саркофаге. В крипте содержится копия.
За что замучена она до смерти? Уроженка благородной семьи с юных лет поверила в учение Христа. Обратила в веру мужа и привела к Богу много поверивших в него, за что и решили казнить женщину. Поместив в раскаленную баню, мучители хотели таким страшным способом убить ее, но спустя три дня обнаружили живой. Тогда приняли решение отрубить голову. Палач нанес несколько ударов, но сразу отсечь не сумел. Будучи смертельно раненой, полуживой, она продолжала проповедовать веру Христову, пытаясь обратить в нее присутствующих. Это ей удалось.
Над ее могилой возвышается крест, вокруг него замерли в прискорбии два ангела и три мученика: Поликам, Себастиан и Квирин. Здесь же присутствуют изображения Христа и папы-мученика Урбана I.

Кубикулы Таинств

Предназначены для одной семьи, состоящие из пяти отсеков. Здесь хорошо сохранились фрески, повествующие о таинстве крещения. Отображен этот же обряд, совершаемый Иоанном Крестителем в водах Иордана, поражая воображение силой веры. "Наблюдает" за пришедшими Иона, спасенный из чрева большущей рыбы. Здесь установлена лестница, по которой тайно приносили для упокоения убиенных епископов.

Секция блаженного Мильтиада

Она примыкает к кубикулам Таинств. Образованная во II в., стала соединительным мостиком, ведущим к крипте Луцины - места упокоения души папы-мученика Корнилия. Его редко упоминают источники по истории. Понтификом он пробыл слишком короткий срок, немного больше двух лет. На иконах он изображен с коровьим рогом, является покровителем животных, исцелял от многих болезней несчастных. Здесь можно увидеть сияние феникса, означающего смерть плоти и вечную жизнь во Христе, голубей, символизирующих Святой Дух, рыбу, попивающую из чашки птичку, которая олицетворяет душу, нашедшую утешение в Боге.
По-разному воспринимают люди эти священные места. Для холодного человека, посетившего темные, сырые своды они и останутся таковыми. На человека мыслящего и понимающего произведут совершенно иные впечатления. Многочисленные коридоры поведают о горсточке людей, горячо любивших жизнь, но умиравших за веру, благословляя Господа, молясь за своих врагов. Этой горстке судьба предназначила осуществить величайший переворот в мире - уничтожить язычество. Их победа - в пламенной любви и силе духа. А с верой в сердце и великой любовью человеку доступно все.



Что еще почитать