Шанхайская организация сотрудничества и евразийский экономический союз. Еаэс и шос готовят соглашение о континентальном партнерстве. Как Россия в целом оценивает недавно принятую Китаем политику «одного пояса и одного пути»? Совместима ли она с Евразийски

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) будут работать над подготовкой соглашения об экономическом континентальном партнёрстве. Об этом сообщил первый заместитель главы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачёв. Соглашение предусмотрит свободу движения товаров, содействие товарообороту и свободу движения капиталов. Некоторые аналитики видят немало позитивного в вероятном грядущем объединении. Другие полны скепсиса.

ЕАЭС и ШОС начнут работу над подготовкой соглашения об экономическом континентальном партнёрстве, заявил первый замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачёв, выступая на первом российско-китайском строительном форуме в Москве.

«В декабре 2015 года на совете глав ШОС прозвучала идея от наших казахстанских партнёров всерьёз подумать о зоне свободной торговли ШОС, - цитирует его . - Мы не просто приняли вместе с китайской делегацией, мы развили эту идею до следующей: фактически мы сейчас будем готовить подходы к некоему экономическому континентальному партнёрству, к всеобъемлющему договору в рамках ШОС».

Он очертил перспективные «границы» ШОС: «Причём мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает страны - такие как Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу, с одной стороны, Армению и Белоруссию, являющиеся членами ЕАЭС, с другой стороны, Индию и Пакистан, которые начали непростой, но, я думаю, в будущем успешный путь присоединения к Шанхайской организации. Таким образом, только задумайтесь, около половины населения всего мира будет участником этого огромного соглашения».

По словам Лихачёва, в соглашении видятся следующие составляющие: свобода движения товаров, свобода движения капиталов и инвестиций, комфортная среда для увеличения доли расчётов в национальных валютах, преференциальный доступ к рынкам услуг, в частности, к строительству.

Обсуждение контуров будущего соглашения запланировано на 17 марта на встрече министров экономик и торговли в Москве.

Работа по подготовке соглашения будет вестись в рамках Евразийского союза и в рамках двусторонних контактов между КНР и Россией. «Я бы хотел подчеркнуть, что эта задача доложена нашим руководителям - председателю КНР, президенту РФ. Думаю, что финальная точка в начале этих переговоров, в создании этого, может быть, самого амбициозного торгового соглашения в мире, будет поставлена на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества», - приводит слова Лихачёва .

Позднее Лихачёв сообщил журналистам, отмечает агентство, что к следующему заседанию глав правительств ШОС министры экономики должны предложить «дорожную карту» по подготовке соглашения.

Приводит его слова, сказанные журналистам в кулуарах форума: «Мы приглашаем к Алексею Валентиновичу Улюкаеву всех министров экономики ШОС 17 марта для обсуждения уже субстантив этого соглашения».

Что думают по этому поводу российские эксперты?

Директор Центра исследования Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин полон скепсиса.

«Нынешнее заявление Алексея Лихачёва я воспринимаю как достаточно смелое, - сказал он . - Шанхайская организация сотрудничества состоит из многих стран. Даже России в настоящее время тяжело с Китаем иметь зону свободной торговли. Для Таджикистана и Киргизии создание зоны свободной торговли будет означать ликвидацию остатков какого-либо производства. Пойдут страны на это? Киргизия, скажем, член ВТО, но и по этому поводу внутри страны идут бурные дискуссии».

Эксперт сильно сомневается, что «в ближайшем будущем будет образована свободная зона торговли».

Напротив, идею будущей интеграции одобряет заведующий кафедрой мировой экономики Дипломатической Академии МИД РФ Владимир Мантусов.

«Идея интеграции ШОС и ЕАЭС мне понятна и кажется привлекательной, - сказал он корреспонденту «СП». - Что будет на практике? Надо смотреть конкретные соглашения. Может, это будет первый этап международной экономической интеграции, то есть зона свободной торговли. Может, это будет даже таможенный союз, который перерастет в экономический союз».

По мнению эксперта, два объединения задумались над оформлением своих экономических отношений, которые де-факто уже существуют, и это хорошо. «Чуть ли не половина членов одного объединения одновременно состоят и в другом, - пояснил учёный. - Скажем, Белоруссия входит в ЕАЭС, но её нет в ШОС, зато Россия и Киргизия входят в две структуры. Сама идея интеграции правильная».

Вероятную выгоду для участников соглашения эксперт объяснил на примере: «Предположим, есть сельскохозяйственная продукция, которую дорого производить. Теоретически в России можно выращивать апельсины и бананы, но это нецелесообразно. Но зато у нас есть продукция, которая нужна в Китае. В КНР производятся товары, которых нет у нас и у белорусов. И вот потребность в продукции у той или иной страны определяет льготный режим торговли при поставках из-за рубежа на внутренний рынок».

Александр Лукин куда более категоричен и оснований для оптимизма не видит: «Ограниченные соглашения могут быть, но это не зона свободной торговли. Мы не знаем, что будет через 20 и 30 лет. Но сейчас зоны свободной торговли не будет».

Идея об экономическом партнёрстве (интеграции) ЕЭАС и ШОС, добавим от себя, на самом деле озвучивалась и раньше.

11 февраля на казахском новостном портале было опубликовано заявление председателя Высшего Евразийского экономического совета Нурсултана Назарбаева, с которым он обратился к главам стран-членов ЕАЭС.

По его словам, ЕАЭС органично интегрирован в мировую экономическую систему как надежный мост между Азией и Европой. Текущий год, по мнению главы Казахстана, должен положить начало работе по формированию в будущем зоны свободной торговли государств ЕАЭС и ШОС.

Также Назарбаев предложил объявить 2016 год годом углубления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами и основными интеграционными объединениями.

На сайте казахстанской общественно-политической газеты 18 февраля появился материал Марата Елемесова под заголовком «Казахстан предлагает создать между ШОС и ЕАЭС зону свободной торговли».

Журналист попросил специалистов оценить предложение Назарбаева о создании зоны свободной торговли между ШОС и ЕАЭС.

Директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов напомнил о переломном моменте в мировой экономике: «Дело в том, что сегодня глобальная экономика переживает переломный момент. США и ЕС готовят к подписанию договор о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП), создающем общий рынок товаров и услуг в 800 млн. человек. Недавно 11 стран Тихоокеанского побережья и США, обеспечивающие 40% мирового ВВП, подписали договор о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Эти два крупных соглашения, ТТИП и ТТП, способны разрушить нормы ВТО. Они могут навязать участникам мировой экономики свои, заведомо невыгодные правила игры. Вашингтон является локомотивом этих «морских» интеграционных проектов, которые способны привести к разрыву Евразии на две части. Существует насущная необходимость новой интеграционной программы для континентальных стран Евразии, которая учла бы интересы Китая, России, Казахстана, Ирана и Индии как главных мировых игроков XXI века. Вместе эти страны уже составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности и их значимость в мировых делах будет только расти».

Доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов сказал корреспонденту, что экономика стран - членов ЕАЭС заметно замедляется. Экономика КНР тоже замедляется, однако темпы её роста остаются значительными (+6,9%). Значит, стратегически сотрудничество с ШОС выглядит перспективным. Да, ЗСТ между ЕАЭС и ШОС несёт риски усиления конкуренции с китайскими товаропроизводителями, зато даёт и возможность выхода на китайский рынок. Эксперт полагает, что от такой зоны свободной торговли ЗСТ выиграют производители сырья и продовольствия. Кроме того, ЗСТ будет явно стимулировать приход китайских инвесторов, и это тоже является плюсом.

Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев полагает, что укрупнение ЗСТ ЕАЭС - мера вынужденная. Это одна из возможностей сохранения интеграционного объединения в период кризиса.

Таким образом, мнения экспертов по поводу возможной интеграции ЕАЭС и ШОС и создания зоны свободной торговли расходятся. Одни считают, что укрупнение объединений является вынужденным в условиях кризиса, а в ЗСТ и вовсе не верят; другие приветствуют интеграцию и считают, что льготный режим торговли и разнообразие экономик стран-участниц приведут к положительным результатам сотрудничества.

Появление проекта Экономического пояса Шелкового пути вызвало немало споров о том, смогут ли Россия и Китай гармонизировать свои интеграционные и инфраструктурные проект в Центральной Азии. О том, как китайские инициативы соотносятся с российской политикой в регионе, корреспонденту китайского журнала International Herald Leader рассказал и.о. директора Института Дальнего Востока РАН, эксперт РСМД Сергей Лузянин.

Как Россия в целом оценивает недавно принятую Китаем политику «одного пояса и одного пути»? Совместима ли она с Евразийским союзом, к созданию которого стремится президент России Владимир Путин?

Очевидно, что, помимо возможных рисков, создание Экономического пояса Шелкового пути послужит для России конструктивным экономическим стимулом. В частности, возникнет необходимость осуществления активной инвестиционной, торговой и экономической политики в отношении участвующих групп, включая, в частности, расширение строительства железных дорог и автомагистралей — примером подобной деятельности является реконструкция железнодорожной линии Москва — Казань и строительство высокоскоростной железной дороги между Москвой и Пекином. В будущем, как планирует Пекин, объединенная транспортная сеть позволит создать транспортный коридор, соединяющий Азиатско-Тихоокеанский регион со странами Западной Европы. Такая сеть будет связывать 18 азиатских и европейских стран, в общей сложности охватывая территорию в 50 миллионов квадратных километров с населением 3 миллиарда человек. За последние 10 лет ежегодный рост объема торговли Китая со странами, расположенными вдоль Пояса, составил около 19%, а сам торговый оборот Китая с этими странами в 2014 году достиг более 600 миллиардов долларов США.

Выдвинутая председателем Си Цзиньпином идея Пояса изначально воспринималась в России и ряде других стран Таможенного союза, существовавшего на тот момент, достаточно осторожно. Ряд российских экспертов даже утверждали, что этот проект представляет собой реакцию КНР на медленные темпы развития ШОС и что Шелковый путь является альтернативным вариантом ускорения развития для Центральной Азии и соседних регионов.

Как теперь стало очевидно, ситуация является не настолько критической. Несомненно, проект Си Цзиньпина крайне амбициозен, рассчитан на долгосрочную перспективу и отражает темпы роста влияния Китая и характер этого роста в качестве новой экономической державы. В контексте проекта Великого шелкового пути достаточно четко просматриваются задачи Китая на евразийском пространстве. С другой стороны, точно так же очевидно, что этот проект не препятствует и не призван препятствовать реализации других двух планов — развития ШОС, внутри которого Китай и Россия продолжают играть центральную роль, и Евразийского экономического союза. В настоящий момент китайские проекты (Экономический пояс и Шелковый путь) представляются важной стратегической инициативой руководства страны, которая, однако, не получила институционального оформления.

Таким образом, Россия в контексте этих проектов вовсе не является пассивным наблюдателем с точки зрения многостороннего или двустороннего формата сотрудничества с КНР. В то время как Китай активно продвигает свой проект, Россия — если говорить о формате ШОС — заинтересована в поиске (политическом и экспертном) путей и возможностей для развития взаимодействия или сближения ШОС с проектом Шелкового пути. Заинтересованность России в развитии взаимодействия ШОС как с Евразийским экономическим союзом, так и с проектом Шелкового пути просматривается достаточно явно. При этом существует ряд вариантов/сценариев, которые могут быть реализованы в данном процессе: ( a) развитие интеграции/сближения вдоль «Северного маршрута» (ШОС — ЕАЭС) с укреплением Евразийского банка развития за счет привлечения китайских ресурсов — или (b) вдоль «Южного маршрута» (ШОС — Шелковый путь), который, однако, представляется как более поздний с точки зрения возможных периодов и возможностей реализации. В то же время нельзя исключать и параллельного развития всех трех проектов.

Как Россия будет выстраивать свои отношения с пятеркой стран Центральной Азии, если они решат сотрудничать с Китаем в рамках концепции «один пояс, один путь»?

Выбранная Китаем стратегия реализации политики «один пояс, один путь» не создаст конфликта интересов между Россией и Китаем в Центральной Азии. Некоторые западные эксперты считают, что все центральноазиатские страны присоединятся к китайскому проекту Шелкового пути и забудут о России и ее проектах вовсе. Однако это не так: между Китаем, Россией и странами Центральной Азии существует тесная связь, обусловленная их членством в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Единственное государство в Центральной Азии, не входящее в ШОС, — Туркменистан — не играет в регионе важной политической роли. Таким образом, мы видим возможность многостороннего сотрудничества в рамках китайского Экономического пояса и ШОС, их сближения, а также активного участия центральноазиатских стран в общем сотрудничестве в сфере экономики и транспорта.

МОСКВА, 2 мар — РИА Новости. Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) будут работать над соглашением по созданию экономического континентального партнерства в виде зоны свободной торговли, заявил первый замглавы МЭР РФ Алексей Лихачев.

Атамбаев: непростые процессы в мировой экономике - вызов для ЕАЭС Киргизия стала полноправным членом Евразийского экономического союза 12 августа прошлого года. По словам Алмазбека Атамбаева, нужно, чтобы оправдались надежды киргизстанцев от интеграции.

"Важный момент для нас — уже принятое решение наших премьеров — всерьез подумать о зоне свободной торговли ШОС. Мы не просто приняли вместе с китайской делегацией, мы развили ее до следующей: фактически мы сейчас будем готовить подходы к некому экономическому континентальному партнерству, всеобъемлющему договору в рамках ШОС. Причем мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает такие страны, как Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу с одной стороны Армению и Беларусь, являющиеся членами ЕАЭС, с другой стороны — Индию и Пакистан, которые начали непростой, но, я думаю, в будущем успешный путь присоединения к ШОС", — заявил Лихачев.

По его словам, таким образом, около половины населения всего мира будет участником этого огромного соглашения. "И там мы видим как минимум три крупных составляющих: это свобода движения товаров, содействие товарообороту, это, конечно, вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах, ну и, конечно же, преференциальный доступ к нашему рынку услуг", — добавил он, выступая на первом российско-китайском строительном форуме.

Лихачев заметил, что хоть у России и есть уже аналогичный опыт по созданию зоны свободной торговли — с Вьетнамом — но этот проект имеет "совершенно другой масштаб".

Нотариаты стран ЕАЭС наладят систему обмена правовой информацией В ходе переговоров перед подписанием оглашения представители нотариальных палат Армении, Беларуси, Казахстана и России обменялись информацией об изменениях в гражданском законодательстве и нотариальной деятельности в странах-участницах в 2015 году.

"Хотел бы подчеркнуть, что задача уже доложена нашим руководителям — председателю КНР, президенту РФ. И думаю, что финальную точку в начале этих переговоров, в создании этого, может быть самого амбициозного торгового соглашения в мире, будет поставлена на встрече глав государств ШОС", — подытожил Лихачев.

"Мы приглашаем к Алексею Валентиновичу Улюкаеву всех министров экономики ШОС 17 марта для обсуждения уже субстантив этого соглашения", — уточнил он журналистам в кулуарах форума.

По словам замглавы МЭР, главы стран ШОС дали непубличное поручение министрам экономики встретиться и на следующем заседании совета глав правительств "доложить некую дорожную карту о подготовке этого соглашения".

Как создавали ЕАЭС

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз, который в рамках евразийской интеграции с 1 января 2015 года создается на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Сотрудничество в сфере межгосударственной интеграции в сфере экономики на постсоветском пространстве ведется с конца 1990-х годов. 26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

В странах, составляющих пространство Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), живет 40 % населения всего мира. Два альянса имеют все возможности создать новую платформу для экономического сотрудничества. Сопряжение ЕАЭС и ШОС выгодно, прежде всего, странам Центральной Азии. Это поможет в развитии экономики и повышении уровня безопасности. Не секрет: стабильность - основа для успешного экономического сотрудничества. Эти две организации, несмотря на ряд противоречий, могут успешно дополнять друг друга. Сотрудничество в рамках ЕАЭС сосредоточено, прежде всего, на вопросах экономического взаимодействия. Что касается ШОС, то, провозглашая свою фундаментальную заповедь - "укрепление безопасности в регионе, содействие раскрытию потенциала добрососедства, единения и сотрудничества между государствами и их народами", декларирует также и создание механизмов экономического сотрудничества. Для оценки возможности сопряжения двух организаций, надо напомнить о целях и задачах каждой из них. Участники первого саммита, создавшего в 1996 году "Шанхайскую пятерку" (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), подписали соглашение об укреплении доверия в военной области в сфере охраны границы. Через год к ШОС примкнул Узбекистан, формат организации превратился в "шестерку". Россия и молодые суверены Центральной Азии уже не представляли военной угрозы для Китая. Из региона ЦА были выведены все советские военные гарнизоны. Но при этом нарушился экономический баланс, включая фактор деиндустриализации, поскольку многие предприятия были «заточены» на обслуживание советской военной системы. Выполнив поставленную задачу – обеспечение стабильности по периметру границ бывших советских республик и Китая, организация обратилась к экономической составляющей. Не обошлось без противоречий: Пекин настаивал на создании Банка развития ШОС, Москва же предлагала остановиться на Фонде развития ШОС в целях финансового обеспечения совместных проектов в рамках организации. Конфликт состоял в том, что у Китая большой объем наличности, и Банк ШОС автоматически стал бы китайским инструментом. Россия же настаивала на сохранении баланса внутри ШОС. Сегодня ШОС вступила в новую фазу своего институционального развития уже как «Шанхайская восьмерка» - летом с.г. полноправными членами Организации стали Индия и Пакистан. Если говорить об ЕАЭС, то это – проект, в котором на уровне всех официальных документов заложена исключительно экономическая интеграция. Президенты России, Казахстана и Белоруссии в мае 2014 года подписали договор ЕАЭС на базе Таможенного союза. Позже к интеграционному объединению присоединились Армения и Киргизия. На очереди - Таджикистан. ЕАЭС был задуман как конфедерация суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством. При этом речь, конечно, не идет о том, чтобы как-то влиять на политический суверенитет стран-участников организации, их валютный и налоговый режим. У ЕАЭС четко определены пути развития как субъекта международного права – это Зона свободной торговли (ЗСТ). Направление достаточно эффективное и результативное. ЕАЭС заключает соглашение о ЗСТ с конкретными странами. На днях основные параметры ЗСТ были согласованы и с Китаем. Индийские делегации неоднократно принимали участие в заседания ЕАЭС. Интерес к ЗСТ проявляют около 50 стран мира. По сути, для сотрудничества в рамках ЕАЭС – ЗСТ достаточно иметь двусторонние отношения: ЕАЭС – Китай, ЕАЭС – Индия и т.п. Это оптимальный вариант потому, что у всех участников разные экономики, разная структура торговых отношений экспорта-импорта. Но, соглашение ЗСТ в рамках организаций ЕАЭС – ШОС трудно представить, поскольку интересы у стран, входящих в эти организации, разные. А главное - ШОС не обладает правосубъектностью в рамках международного права, т.е. от имени ШОС никто не может подписывать соглашения, в то время как такое право есть у ЕАЭС. Однако Китай предложил на площадке ШОС создать региональную ЗСТ. Для полной реализации своих планов Пекин предложил концепцию «Один пояс один путь» в рамках своей стратегии «Экономический пояс Шелкового пути». В мае 2017 года в Пекине состоялась презентация этого проекта, где обсуждались вопросы по выделению инвестиций на строительство промышленных предприятий нефтегазовой и транспортной инфраструктуры, которая будет соединять КНР со странами Центральноазиатского региона, Евросоюза и Африки. Китай в стремлении продемонстрировать серьезность обязательств гарантировал выделение $124 млрд в виде инвестиций. Киргизия заручилась согласием Китая строить железную дорогу, которая соединит железнодорожные системы двух стран с выходом в Узбекистан. Последний заключил с Китаем соглашений на $23 млрд. В рамках программы Таджикистан к 2020 г. планирует увеличить товарооборот с КНР до $3 млрд. Эксперты полагают, что взаимодействуя с Центральной Азией через ЭПШП и ШОС, Китай выстраивает долгосрочные партнерские отношения с каждой стран региона по отдельности ввиду нерешенных внутрирегиональных проблем. Учет Пекином подобных особенностей ценится в регионе и устраивает стороны. Ожидается также активизация поисков конкретных механизмов сопряжения инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС. По мнению завотделом экономической теории ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Сергея Афонцева, развитию полноценного сопряжения китайской инициативы и ЕАЭС препятствует несколько факторов. Первый – интерпретация проекта ОПОП как преимущественно инфраструктурного. Второй – крупные проекты с участием государственных компаний на уровне межгосударственных дискуссий всегда оказываются на переднем плане. Это проекты, требующие миллиардных вложений и решений на уровне политического руководства стран. По мнению Афонцева, деловые круги способны не менее эффективно идентифицировать возможные точки сопряжения. Невостребованным пока остается потенциал сотрудничества в высокотехнологичной сфере. «Это - реальная возможность для российской стороны обеспечить решение приоритетной задачи повышения доли несырьевой продукции в экспорте, для китайской стороны – еще больше расширить свой экспортный потенциал за счет производства принципиально новых товаров, кастомизированных под конкретные рынки ЕАЭС и стран-партнеров ЕАЭС. По словам экономиста, такое направление сопряжено особенно перспективно в свете возможностей, которые в настоящее время открываются в связи с тем, что ЕАЭС готовит ряд соглашений о ЗСТ с третьими странами. Потенциальный выигрыш, по мнению эксперта Кубата Рахимова, может быть в выстраивании равноправных отношений на платформе Банка ШОС или Фонда ШОС. «Банк ШОС должен быть многосторонним инвестором. Это было бы интересно. Выравнивание баланса геополитических интересов внутри ШОС за счет появления Индии и Пакистана», – считает Рахимов. По его мнению, ШОС, обретает новое сопряжение с экономическим проектом ЕАЭС».

17 мая 2018 г. во время проведения экономического форума в Астане было подписано соглашение между Китайской Народной Республикой и Евразийским экономическим союзом об экономическом и торговом сотрудничестве. Данный документ, по мнению китайской стороны, является важной вехой в продвижении инициативы КНР «Один пояс – один путь». Процесс ратификации договора может затянуться на многие месяцы, но Китай не спешит: сотрудничество с ЕАЭС является для Пекина не единственным способом торгово-экономического взаимодействия с евразийскими государствами.

Объем соглашения составил 13 глав. Документ определяет деятельность КНР и ЕАЭС в рамках таможенного сотрудничества и упрощения процедур торговли, права интеллектуальной собственности, устанавливает базу для ведомственного сотрудничества и проведения государственных закупок, а также устанавливает правила для ведения электронной торговли, рассматривает вопросы, связанные с конкуренцией на рынках.

Стороны договорились о дальнейшем упрощении процедур таможенного оформления и сокращения сопутствующих расходов при ведении торговли.

Предполагается создание благоприятных условий для промышленного развития, содействие углублению экономических отношений КНР и ЕАЭС, а также его государств – членов в рамках двусторонних отношений с КНР.

Путь к соглашению начался в мае 2015 г. С тех пор прошло пять раундов переговоров, три заседания рабочих групп, а также две консультации на уровне министров. Соглашение открывает новый этап отношений КНР и ЕАЭС, а также сотрудничества в рамках политики сопряжения ЕАЭС и инициативы «Пояса и Пути».

В Китае подчеркивают, что, несмотря на отсутствие снижения тарифов в рамках соглашения, оно основано на правилах и нормах ВТО. Такой взгляд позволяет говорить о двух аспектах развивающегося торгово-экономического взаимодействия Китая и ЕАЭС. С одной стороны, торгово-экономические отношения КНР и ЕАЭС должны находиться в рамках норм и правил ВТО, что говорит об отсутствии стремления Китая создавать параллельную глобальную торгово-экономическую систему на базе взаимоотношений с ЕАЭС. С другой стороны, Китай делает попытку перехватить первенство в ВТО у стран Запада, подчеркнуть свою приверженность устоявшимся правилам торгово-экономических отношений в мире.

Необходимо заметить, что в Китае не торопятся с оценкой соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Процесс ратификации соглашения во всех странах – членах ЕАЭС может продолжаться более полугода, а значит, возможность реальной оценки документа и его значения для сторон откроется не раньше 2019 г.

В Китае говорят об элитарном характере соглашения. Отмечено, что весь период взаимодействия ЕАЭС и КНР в вопросах торгово-экономических отношений, а также в вопросах сопряжения ЕАЭС и инициативы «Пояса и Пути» первую скрипку играли лидеры государств. В итоге благодаря значительной личной поддержке председателя КНР и лидеров стран – членов ЕАЭС стало возможным завершение переговоров по соглашению.

Документ рассматривается как часть политики Китая в рамках взаимоотношений со странами – участницами инициативы «Пояса и Пути». Соглашение названо важной вехой в строительстве и развитии китайской инициативы. Перечисляя аспекты соглашения, затрагивающие сотрудничество в сфере торговли, интеллектуальной собственности, государственных закупок и электронной коммерции, подчеркивается, что интеграция ЕАЭС и КНР, шире – инициативы «Пояса и Пути», позволяет китайским предприятиям еще больше развивать свой экспортный потенциал в отношении стран – членов ЕАЭС.

Китай видит соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве не только как документ, организующий систему многостороннего сотрудничества стран ЕАЭС с КНР, но и как основу дальнейшего развития торгово-экономических отношений с ними. Соглашение между ЕАЭС и КНР было упомянуто в совместных заявлениях с Россией и Казахстаном в преддверии саммита ШОС.

Говоря о двустороннем сотрудничестве КНР на примере России, соглашение пока что не было отмечено в качестве прорывного или первостепенного документа. Напротив, документ назван в ряду рутинных практик двустороннего взаимодействия, которые, несмотря на значительный прогресс, требуют дополнительных усилий и закрепления результатов.

Говоря о взгляде китайской прессы и аналитических центров на возможности торгово-экономического взаимодействия в Евразии, на первое место выходит не ЕАЭС, а ШОС, которая постепенно получает все большую значимость в рамках китайской внешнеэкономической стратегии.

Вызывает интерес материал о содействии углублению экономического сотрудничества в ШОС, опубликованный в преддверии саммита организации в Циндао.

Целью развития экономического взаимодействия в ШОС названо содействие региональному упрощению процедур торговли и либерализации институциональных механизмов.

Подчеркнута важность инициативы «Пояса и Пути» для развития ШОС и необходимость стремления к созданию ЗСТ ШОС. Достижение этого результата возможно через реформирование коммерческой системы стран, укрепление правовой структуры, а также совместной борьбы с коррупцией и движения в сторону экономического взаимодействия. Достижимость ЗСТ ШОС просматривается через синергию организации и китайской инициативы.

ШОС также рассматривается как основа регионального «сообщества единой судьбы». ШОС представляет собой новый тип международных отношений, который базируется на уважении, справедливости и взаимной выгоде. Новый тип международных политических и экономических отношений в ШОС сформирован «Шанхайским духом», который основан на доверии, взаимной выгоде, равенстве, уважении к различным цивилизациям и стремлении к общему развитию.

В ШОС происходит продвижение экономического сотрудничества и формирование сообщества экономических интересов. Благодаря инициативе «Пояса и Пути» была улучшена инфраструктура региона, что влияет на развитие торговли стран – членов организации.

Подчеркнуто развитие гуманитарного сотрудничества. Проводятся мероприятия по культурному обмену и обмену в сфере образования и науки. Благодаря этому формируется социальная основа развития общества, разделяющего «общую судьбу».

Взаимодействие КНР и ЕАЭС зависит от множества факторов как во внутренней политике, так и в международных отношениях. ЕАЭС не является единственной площадкой, рассматриваемой КНР как основа для экономического взаимодействия с постсоветской Евразией.

Заметны активные попытки выдвижения экономической повестки дня на первое место в рамках ШОС. Основным нюансом является то, что все возможные механизмы взаимодействия находятся в контексте развития инициативы «Пояса и Пути», которая, по мнению КНР, начинает выступать мерилом экономической интеграции в Евразии.



Что еще почитать