• Сплав по рекам Кыджимит и Витим в республике Бурятия. Отчет: Водный поход по Северному Забайкалью со сплавом по рекам Ципикан, Ципа, Витим Zab-active: Аварии в пути случались

Прохождение водноготуристского спортивного маршрута III категории сложности в Республике Бурятия по рекам Кыджимит и Витим группой из города Новокузнецка, МОУ «Детский дом-школа №95», в период с 07 августа по 26 августа 2011 года.

Общая идея похода

Целью похода являлись повышение спортивно-туристского мастерства занимающихся ребят в туристской секции МОУ «Детский дом - школа №95» г. Новокузнецка и посещение нового географического района.

Идея посетить новый для нас географический район существовала давно. На протяжении последних пяти лет воспитанниками туристской секции было совершено 12 водных походов 1 – 3 к/с., по рекам Кемеровской области и Республики Хакасия. В течение года рассматривались различные варианты водных маршрутов 3 к/с. Главными критериями при выборе маршрута были автономность маршрута, его спортивная составляющая, малая посещаемость района и желательно наличие хорошей рыбалки. По совету новокузнецкого водника Петрова Алексея остановились на связке рек Кыджимит и Витим в Республике Бурятия.

Информации по данному маршруту оказалось крайне мало, ни лоций, ни описания реки Кыджимит, ни тем более отчетов о походах по данной реке, только несколько фотографий в интернете. В нашем распоряженииимелся картографический материал М 1:200000 и описание реки со слов Петрова Алексея. Тем и интересней был для нас этот маршрут.

Что касается подготовки команды к походу, состав группы на 94% состоит из воспитанников и выпускников МОУ «Детский дом - школа №95» г. Новокузнецка. Все ребята занимаются в туристско-спортивном объединении детского дома. В рамках воспитательно-образовательной программы этого объединения они изучали: краеведение, топографию и ориентирование, основы гигиены, первую доврачебную помощь. В течение учебного года ребята регулярно выступали на районных, городских и областных соревнованиях по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию, где становились победителями и призерами. Так что команда, к моменту старта в Республику Бурятия, была подготовлена хорошо к прохождению этого маршрута.

Состав группы


п/п

Фото участника

ФИО, год рождения,
место учебы, работы

Максимальный тур.опыт

Трегуб Тимур Нурланович

водный,

р. Б. Абакан

Кизикаев Андрей Павлович , 1992 г.р. студент Прокопьевского аграрного колледжа, выпускник МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный

р. М. Абакан

Муратов Алексей Викторович , 1992г.р., студент ФГОУ СПО Строительный техникум, выпускник МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Чугунов Роман Павлович

водный,
2 к/с., участие, Западный Саян,
р. Б. Абакан

Никитин Иван Сергеевич ,1995 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Хлебников Антон Станиславович , 1992 г.р. студент КузГПА, ЕГФ, выпускник МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Супонин Андрей Павлович , 1995 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Некрасов Никита Евгеньевич , 1997 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

водный,
2 к/с., участие, Западный Саян,
р. Б. Абакан

Мыжевских Константин Сергеевич ,1994 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

водный,
2 к/с., участие, Западный Саян,
р. Б. Абакан

Цветиков Богдан Павлович ,1995 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

водный,
2 к/с., участие, Западный Саян,
р. Б. Абакан

Любинский Николай Сергеевич , 1996 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

водный,
2 к/с., участие, Западный Саян,
р. Б. Абакан

Нетяга Павел Викторович , 1978 г.р. ООО «Прайд», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Ляпин Станислав Евгеньевич , 1986 г.р. МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Неугодников Ярослав Викторович , 1978 г.р. МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

водный, 5 к/с., руководство, Восточный Саян, р. Кизир

Нитка маршрута

г. Новокузнецк – г. Улан-Удэ (ж/д) - п. Кыджимит (авто) – р. Кыджимит (сплав)
– р. Витим (сплав) - п. Романовка – г. Чита (авто) – г. Новокузнецк (ж/д)

Общие справочные сведения о маршруте

Обзорные карты района


Физическая карта Республики Бурятия


Обзорная карта района похода

Условные обозначения

Начало активной части маршрута

Окончание активной части маршрута

Активная часть маршрута (сплав)


Определяющие препятствия маршрута

Вид препят-ствия, название

Длина
препятствия

Характеристика препятствия

Путь
прохождения
(для локальных препятствий)

Топляки, расчески, на
р. Кыджимит

Все расчески просматриваются с воды.

Необходим постоянный маневр, подходы на малой скорости по малому радиусу.

Шивера №1
нар. Кыджимит,
точ.GPS №2

Большое количество камней в русле, сливы до 0,5 м.,
средняя скорость течения.

Шивера №2
на р. Кыджимит,
точ.GPS №4

Большое количество камней в русле, сливы до 0,7 м.,
средняя скорость течения.

Необходим постоянный маневр среди надводных и обливных камней возможна «посадка» на камни. Прохождение без разведки.

Порог № 1
на р. Кыджимит,
точ.GPS №8

Состоит из двух ступеней:
первая – бочка у большого островного скального выхода под правым берегом, слева от бочки косой вал
h 1,7 - 2 м. переходящий в основную струю, высокая скорость движения 19,2 км/час;
вторая – 300 метров шивера, сливы до 0,7 – 1 м., высокая скорость движения 18,1 км/час.При выходе с порога навал на скальный прижим на правом берегу.

Прохождение порога без груза. Осуществление страховки двумя спасательными концами «Морковка» на левом берегу. Движение ближе к левому берегу по краю бочки на косой вал. Чалка на левом берегу. Привязывание груза, прохождение шиверы по центру. Уход от прижима, чалка на левом берегу.

Шивера №3
нар. Кыджимит,
точ.GPS №10

Большое количество обливных камней в русле, валы и сливы 1 – 1,5 м
высокая скорость течения.

Прохождение с разведкой с берега. Движение по центру реки.Чалка на левом берегу.

Шивера №4
нар. Кыджимит,
точ.GPS №11

Большое количество обливных камней в русле, сливы до
0,5 м.,
высокая скорость течения.

Прохождение с разведкой с берега. Движение по
центру реки.
Чалка на левом берегу.

Шивера №5
на р. Витим,
точ.GPS №14

Валы до 0,5 м.,
средняя скорость течения.

Прохождение без разведки. Движение поцентру реки.

Шивера №6
на р. Витим,
точ.GPS№18

Валы до 0,5 м.,
средняя скорость течения.

Прохождение без разведки. Движение по центру реки.

Байсайский порог
на р. Витим,
точ.GPS №20

По центру реки слив около 1,5 м., с средней бочкой за ним. Под правым скальным берегом валы до 1,5 м.

Прохождение порога без груза. Осуществление страховки двумя спасательными концами «Морковка» на левом берегу. Движение по центру. Чалка на левом берегу.

Перекаты Борона №1,№ 2
нар. Витим,
точ.GPS №25

Валы и сливы 0,5 – 0,7 м.

Прохождение по центру без разведки и страховки.

Так как данный водный маршрут: связка рек Кыджимит и Витим не входит в «Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов» и не является эталонным, то определение категории трудности водных препятствий,категории сложности водного маршрута осуществлялась согласно таблиц «Оценка трудности водных препятствий» и «Минимальное количество локальных водных препятствий, имеющих категорию трудности»приведенных в «Регламенте соревнований по группе дисциплин «маршруты» 2008г.

Количество локальных водных препятствий,
имеющих категорию трудности водного маршрута:
п.Кыджимит – р.Кыджимит (сплав) –р.Витим (сплав) – п.Романовка

Минимальное количество локальных водных препятствий,
имеющих категорию трудности

Общегеографическая характеристика района похода

Поход проходил в Республике Бурятия по Витимскому плоскогорью.

Витимское плоскогорье расположенов бассейне верхнего течения р. Витим, между Южно-Муйским, Яблоновым и Икатским хребтами (Бурятия). Максимальная высота 1753 м, средние высоты 1100–1400 м. Плоскогорье сложено древними кристаллическими породами – гранитами, сланцами, гнейсами, мраморами. Имеются месторождения золота, слюды, полиметаллических руд. Основу рельефа составляет система низких хребтов и массивов, чередующихся с широкими межгорными понижениями. Местами развит карст (пещера Долганская Яма). Вулканические извержения в четвертичный период сформировали ряд плато и невысоких конусов. Равнинный, пологоволнистый, увалистый и холмистый рельеф с отдельными вулканическими постройками (вулканы Обручева, Мушкетова, Лопатина и др.) и участками базальтовых плато. Многочисленны заболоченные котловины с озёрами, в том числе солёными: наиболее крупные объединяются в Баунтовскую, Еравнинскую и Арахлейскую группы озер. Имеются минеральные источники (курорт Баунт и др.).

Климат резко-континентальный с малоснежной, длительной и морозной зимой, коротким, но тёплым летом. Небольшой снежный покров образуется преимущественно за счёт осадков, приносимыми сюда западными циклонами. Количество осадков в год в среднем составляет от 270-310 мм в год. Самая низкая температура января доходит до -35° -40°, а высокие летние температуры в июле поднимаются до +25° -35°С (ночью температура падает до 5° -8° С). Осень здесь типично Забайкальская, с сухой, ясной и прохладной погодой. Средняя температура колеблется от 5° до 7°С. Весна холодная, ветреная, поздняя и непродолжительная. Средняя температура, например, мая составляет 4° С.

Вся территория находится в зоне тайги. Здесь повсюду господствует лиственница. Горные вершины часто безлесны, с горно-тундровой растительностью, загромождены каменными развалами. В местах, где глубже оттаивает мерзлота, где несколько теплее климат, к лиственнице примешивается сосна, берёза, осина и ольха. Лиственничная тайга, благодаря осветлённости, характеризуется хорошим развитием нижнего кустарникового яруса. Так, здесь повсеместно встречается багульник – краса сибирского леса, шиповник, можжевельник, кислица, ягоды голубики, брусника. Поблизости рек растут ива, черёмуха и боярышник.

Животный мир тайги Витимского плоскогорья. Из крупных зверей здесь обитают медведи, лоси, изюбри, маралы, косули, волки, в большом количестве распространен кабан, лисицы-огневки. Встречаются изредка хищники: рысь, хорёк. Богатством леса являются белки, представляющие особое промысловое значение и соперничающие с ними кормах – бурундуки. Из лесных птиц широко распространены рябчик, глухарь, тетерев, дятел, сова. В урожайные сосновыми шишками годы появляются клесты. Наиболее многочисленны – коршун, кукушка.

Экологическая обстановка в районе удовлетворительная, её можно оценить как зону с природными условиями в первозданном виде и не подверженную техногенными загрязнениям.

Варианты подъезда и отъезда, расположение заповедника, дислокация КСС

Чтобы начать маршрут необходимо доехать до г.Улан-Удэ. В нашем случае это можно было, сделав сев на поезд № 207 ст.Новокузнецк – ст.Владивосток, до ст.Улан-Удэ. Время отправления из г.Новокузнецк 11.20 (время московское, далее (мск). Из г. Улан-Удэ до нежилого геологического поселка Кыджимит можно добраться только по старой гравийной дороге автотранспортом, с повышенной проходимостью, который необходимо заранее заказывать, это наверно самая сложная часть организации заброски группы на маршрут.

За два месяца до выхода в поход еще, будучи в г.Новокузнецке велись переговоры через интернет и телефон с потенциальными водителями до п.Кыджимит. В конце концов вышли на жителя г.Улан-Удэ Соколова Сергея Оттовича, который организовал нашу заброску до п.Кыджимит.

Также важным моментом является автомобильная выброска с маршрута из п.Романовка. По имеющийся у нас информации через п.Романовка ежедневно проходит рейсовый автобус по маршруту п.Богдарино – г.Улан-Удэ. Но вследствие большого числа участников похода (14 человек) рассчитывать попасть с рюкзаками и веслами в этот автобус мы не могли.

В ходе поиска автотранспорта, также еще в г.Новокузнецке вышли на ООО «Читинский Автовокзал» Ассоциации «Читаавтотранс» ул. Костюшко-Григоровича, дом № 7, где был заказан автобус на 23.08.11г. через гарантийное письмо от нашего образовательного учреждения.

Таким образом, определилась дата 26.08.11г. и город Чита в котором мы должны были сесть на поезд № 207 ст. Владивосток – ст. Новокузнецк. Все билеты на ж/д поезда в оба направления покупались за 30 дней во избежание отсутствия билетов, так как лето время отпусков, и существует дефицит билетов на ж/д транспорт.

Маршрут не проходит через какую либо территорию заповедника, заказника и национального парка, соответственно согласовывать маршрут с вышеперечисленными инстанциями не надо.

На учет в КСС наша группа встала в Бурятской Республиканской ПСС, 09.08.11г. по приезду в г.Улан-Удэ. ПСС расположена в г.Улан-Удэ, ул. Геологическая – 7.


Меры, предусмотренные по обеспечению безопасности в походе

1. Прохождение теоретических и практических занятий в предпоходный период в рамках воспитательно-образовательной программы туристско-спортивного объединения МОУ «Детский дом-школа №95».

2. Получение медицинского допуска участниками в поход.

3. На 13 участников похода из числа воспитанников, выпускников и сотрудников МОУ «Детский дом-школа № 95» была оформлена страховка от несчастного случая, на медицинскую транспортировку и медицинское обслуживание.

4. Выпуск группы на маршрут МКК Федерации Спортивного Туризма Кемеровской области (код 154-13-5545003(3А)00). На маршрут группа выпускалась 06.07.11г., на этот момент пять участников имели максимальный туристский опыт 1 к/с, то есть составляли одну треть группы с правом участия в походе 3 к/с. Однако все эти участники в период с 11.07. по 21.07.11г., совершили водный поход 2 к/с по Большому Абакану в Западных Саянах в составе группы МОУ «Детский дом-школа № 95» под руководством Гребенщикова В.В. Группа выпускалась на маршрут в МКК Дворца детского творчества им. Н.К.Крупской г. Новокузнецка (код 142-01-220200200). И на момент прохождения похода по рекам Кыджимит и Витим вся группа имела соответствующий сложности маршрута опыт.

5. Постановка на учет в Бурятской Республиканской ПСС г. Улан-Удэ.

6. Наличие в группе GPS навигатора и двух портативных раций, с радиусом действия до пяти километров, для организации внутренней связи в группе.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В связи с полным отсутствием каких либо населенных пунктов и реальной удаленности от транспортных артерий (ж/д, автодорог) при аварийной ситуации в гидросетир. Кыджимит выход только один - движение вперед по р. Кыджимитдо р. Витим, где на устье реки Заза находится действующая метеостанция Усть-Заза (точ.GPS №16), которая имеет радиосвязь и связанна лодочным сообщением с п. Романовка.

Изменения сроков, маршрута, состава заявленной группы иих причины

Изменение сроков захода на маршрут и выхода с маршрута не произошло, так как заранее были приобретены билеты на ж/д транспорт в оба конца. И движение группы на маршруте строго придерживалось запланированного графика движения. Хотя фактически завершить активную часть маршрута можно было на 2–3 дня раньше. Изменения маршрута также не произошло.

Произошли изменения в составе группы. По различным обстоятельствам в поход не смогли выйти два участника заявленные в маршрутной книжке: Букин П. и Мельков Т.

График движения

День пути

Дата

Участок пути,
№ точ. GPS,
высота (h) над уровнем моря

Протяжен-
ность
в км.

Чистое ходовое время,
средняя
скорость
движения

Определяющее
препятствие
на маршруте,
№ точ. GPS

Метеоусловия

г. Новокузнецк –
г. Улан-Удэ (ж/д)

09.-
10.08.

г. Улан-Удэ –
п. Кыджимит (не жилой) (авто), р. Кыджимит,
уст. р. Ара – Хысеха,
точ.GPS №1

7час.,
56,5 км/ч.

Три брода.

Пасмурно

р. Кыджимит,
уст. р. Ара – Хысеха, дневка, сборка судов,
точ.GPS №1,
h 1153м.надур. моря

Переменная облачность,
с прояснениями,
+ 12°С – утро,
+ 25°С – полдень,
+ 21°С – вечер

р. Кыджимит,
уст. р. Ара – Хысеха –
р. Кыджимит (далее сплав)
точ.GPS №3,
h 1140 м.надур. моря

3ч. 10 мин.,
5,8 км/час.

Топляки,
расчески,
шивера № 1 -
точ.GPS №2.

Переменная облачность,
с прояснениями,
+ 10°С – утро,
+ 21°С – полдень,
+ 18°С – вечер

р. Кыджимит –
уст. р. Шовокикан,
точ.GPS №5,
h 1072 м.надур. моря

4 ч. 30 мин.

Топляки,
расчески,
шивера № 2 -
точ.GPS №4.

Переменная облачность,
с прояснениями,
+ 18°С – утро,
+ 24°С – полдень,
+ 15°С – вечер

уст. р. Шовокикан –
р. Кыджимит,
точ.GPS №6,
h 1065 м.надур. моря

3 ч. 05 мин.,
6,7 км/час.

Топляки,
расчески.

10°С – утро, ясно,
+ 23°С – полдень, пасмурно,
+ 20°С – вечер, пасмурно

р. Кыджимит –
уст. р. Муясын,
точ.GPS №7,
h 1035 м.надур. моря

4 ч. 12 мин.,
6,7 км/час.

Топляки,
расчески.

13°С – утро, пасмурно,
+ 18°С – полдень, пасмурно, дождь,
+ 21°С – вечер, облачность

уст. р. Муясын –
р. Витим,
точ.GPS №13,
h993м.надур. моря

3ч. 40 мин.,
7,8 км/час.

Порог № 1-
точ.GPS №8;
шивера №3-
точ.GPS№10;
шивера №4-
точ.GPS №11

18°С – утро, облачность,
+ 23°С – полдень, пасмурно, дождь,
+ 22°С – вечер, облачность

р. Витим
точ.GPS №15,
h961 м.надур. моря

4 ч. 15 мин.,
8,1 км/час.

шивера №5-
точ.GPS №14

17°С – утро, облачность
+ 21°С – полдень, облачность,
+ 18°С – вечер, гроза, дождь

р. Витим –
уст. р. Байса
точ.GPS №19,
h949 м.надур. моря

4 ч. 42 мин.,
8,4 км/час.

шивера №6-
точ.GPS №18,
Байсайский порог-
точ.GPS №20

14°С – утро, ясно,
+ 20°С – полдень, облачность
+ 25°С – вечер, ясно

уст. р. Байса – р. Витим –
точ.GPS №22,
h919 м.надур. моря

2 ч. 27 мин.,
8,2 км/час.

Перекаты

20°С – утро, ясно,
+ 29°С – полдень, ясно
+ 23°С – вечер, ясно

р. Витим –
точ.GPS №22,
h919 м.надур. моря
(дневка, волейбол, баня)

19°С – утро, ясно,
+ 31°С – полдень, ясно
+ 24°С – вечер, ясно

р. Витим –
точ.GPS №23,
h915 м.надур. моря

3 ч. 05 мин.

Перекаты

18°С – утро, ясно,
+ 37°С – полдень, ясно
+ 21°С – вечер, ясно

р. Витим –
точ.GPS №24,
h902 м.надур. моря

3 ч. 30 мин.,
7,2 км/час.

Перекаты

18°С – утро, ясно,
+ 37°С – полдень, ясно
+ 21°С – вечер, ясно

р. Витим –
п. Романовка,
точ.GPS №26,
h891 м.надур. моря

4 ч. 05 мин.

Перекаты Борона №1,
№ 2 -
точ.GPS №25

19°С – утро, облачность,
+ 23°С – полдень, облачность,
+ 20°С – вечер, облачность, дождь

п. Романовка –
г. Чита (авто)

3 ч. 35 мин.

19°С – утро, ясно,
+ 31°С – полдень, ясно,
+ 29°С – вечер, ясно

24.-
26.08.11.

г. Чита – г. Новокузнецк (ж/д)

Итого активным способом движения:

307 км –
сплав.

43 часа
51 мин.

Техническое описание прохождения группой маршрута

Подъезд на маршрут :

Продолжительность:
ж/д транспорт – 46 часов – 2200 км.
автотранспорт – 7 часов – 350 км.

Итого : 53 часа, 2550 км.

07.08.11г. – 09.08.11г. воскресенье - вторник 1, 2, 3 дни пути.
г. Новокузнецк – г. Улан-Удэ (ж/д)
Расстояние – 2200 км., в пути 46 часов.

Сели в поезд № 207 ст. Новокузнецк – ст. Владивосток, время отправления 11.20 (мск), до станции Улан-Удэ. Не смотря на то, что билеты покупали за 30 дней до поездки, достались в основном одни боковые места, в нашем распоряжении было только одно купе и то по закону жанра у самого «популярного объекта» в вагоне.

09.08.11г. – 10.08.11г. вторник – среда, 3 и 4 дни пути.
г.Улан-Удэ – п. Кыджимит (авто заброска)
Расстояние – 350 км., в пути 10 часов, чистое ходовое время 7 часов.

Прибыли в г. Улан-Удэ 09.08.11г. в 09.07 (мск), (фото №1), разница во времени 5 часов, таким образом приехали в 14.07 по местному времени, на ж/д вокзале нас встречает Соколов С.О., с которым была предварительная договоренность о автозаброске до п. Кыджимит.


Фото № 1. Ж/Д вокзал г. Улан-Удэ

Пока водители решали организационные вопросы, встали на учет в Бурятской Республиканской ПСС, которая расположена в г. Улан-Удэ, ул. Геологическая – 7. В 20.00 по местному времени выехали на трех машинах, ехали всю ночь, дорога оказалась вполне хорошей за исключением последних 40 – 50 км., где пришлось преодолевать три довольно серьезных брода.

По словам Алика, нашего водителя, мы проезжаем красивейшие места, но к большому сожалению их мы не видим так как ночь абсолютно темная. Ближе к 6 часам утра подъехали к нежилому геологическому поселку Кыджимит. Ребята подвезли нас прямо к реке Кыджимит у уст. р.Ара-Хысеха. (точ.GPS№1, далее см. «Таблица географических координат точек маршрута по GPS навигатору»). Все от дороги устали смертельно, ставим лагерь, горячий завтрак и спать.

Отсюда начинается активная часть нашего маршрута

Продолжительность активной части – 11 дней , 2 дневки.

  1. Протяженность – 307 км.
  2. Чистое ходовое время – 43 часов 51 мин.
  3. Средняя скорость движения – 6, 9 км/час.

10.08.11г. среда, 4 день пути.
п. Кыджимит - уст. р.Ара-Хысеха. (точ. GPS №1) –
- р. Кыджимит (дневка, сборка судов) - точ. GPS №3
Расстояние – 0 км., чистое ходовое время 0 часов.

После завтрака легли спать, отсыпаться после трудной ночной авто заброски. Но спать легли не все, особо не терпеливые в количестве трех человек, собрали спиннинги и разбежались по реке в надежде поймать первых ленков, а если повезет, то и таймешат.


Фото № 2. Сборка судов

Тайменя сегодня в раздаче не было, а с ленком дело обстояло немного лучше, поймали 4-х, каждый примерно по 1 кг. Решили приготовить на обед уху.

После обеда собираем катамараны – 8, и -6. Строительный лес в избытке.

После ужина, пробовали еще рыбачить, но безрезультатно.

11.08.11г. четверг, 5 день пути.
п. Кыджимит - уст. р.Ара-Хысеха (точ. GPS №1) –
- р. Кыджимит (далее сплав) - (точ. GPS №3)
Расстояние – 17 км., чистое ходовое время 3часа, 10 мин.
Ср. скорость движения 5,8 км/час, h 1140м. над. ур. моря.

После завтрака собрали лагерь. Перенесли суда на берег реки. В этой части реки течение слабое, много мелких проток (см. фото №3).


Фото №3. р.Кыджимит у п.Кыджимит

После инструктажа по ТБ на воде начинаем сплав.


Фото №4. Перед началом сплава

По ходу сплава в русле реки часто встречаются топляки, расчески и не большие завалы (фото №5), есть опасность порвать баллоны, поэтому плывем предельно внимательно.


Фото №5. Обнос завала

Через 14 км., от места старта начинается первое техническое препятствие похода – шивера № 1 (точ. GPS№ 2), (фото №6).


Фото №6. Начало шиверы №1


Фото №7. Прохождение шиверы №1

Река входит в небольшой каньон, в русле реки большое скопление подводных и надводных камней, скорость течения увеличивается.

Существует опасность «посадки» на камни и порыв баллонов, поэтому необходим постоянный маневр среди надводных и обливных камней.

Протяженность шиверы 900 метров. После каньона река становится равнинной, скорость течения уменьшается. Часто останавливаемся, пробуем рыбачить. Ловится в небольших количествах ленок весом до одного килограмма. Через 2 км., от шиверы №1 встаем на ночевку (точ. GPS№ 3).

12.08.11г. пятница, 6 день пути.
р. Кыджимит(точ. GPS №3) – уст.р. Шовокикан (точ. GPS №5)
Расстояние – 36 км., чистое ходовое время 4часа, 30 мин.
Ср. скорость движения 6,9 км/час, h 1070м. над. ур. моря.

Весь рабочий день шли на веслах, так как скорость течения реки не велика (фото №8), река сильно меандрирует, по прежнему опасными являются топляки, расчески и завалы.


Фото №8. Равнинные участки р. Кыджимит

Через 21 км., от места ночевки начинается второе техническое препятствие похода – шивера № 2 (точ. GPS№ 4). В случае как и с первой шиверой река входит в полуканьон. Саму шиверу можно поделить на три участка – ступени. Общей протяженностью 1,7 км. (фото №9, 10).


Фото №9. Прохождение шиверы №2


Фото №10. Прохождение шиверы №2

Увеличивается уклон и скорость течения реки, но уровень воды не велик, поэтому часто садимся на камни (фото №11).


Фото №11. Посадка судна в шивере №2

Прохождение шиверы № 2 и накрутка километража за счет меандр реки и весла к вечеру утомили участников. К устью р. Шовокикан подошли к 20.15. Светового времени осталось не много, поэтому быстро ставим лагерь на правом берегу р. Кыджимит (точ. GPS №5), в 150 метрах от устья р. Шовокикан. Особо расторопные даже успевают сбегать на устье поблеснить в последних лучах Солнца, как результат пять килограммовых ленков.

13.08.11г. суббота, 7 день пути.
уст.р. Шовокикан (точ. GPS №5) –р. Кыджимит (точ. GPS №6)
Расстояние – 27,6 км., чистое ходовое время 3часа, 05 мин.
h 1065м. над. ур. моря.

Весь день шли на веслах, река равнинная, течение слабое, много меандр, изредка встречались топляки и расчески, других технически сложных препятствий не было. Но нас это не расстраивало, так как нас окружали очень красивые пейзажи, практически на каждом песчаном берегу многочисленные следы типичных представителей местной фауны: волка, марала, в большом количестве следы кабанов и косуль, последняя даже нам показала себя во всей красе (фото №12), видели пару кабанов переплывающих реку, но к сожалению снять на фото не успели.


Фото №12. Косуля

Вообще этот день можно назвать Днем посвящения в рыбаки, ловили ленков практически все участники, в том числе и те, кто впервые взял в руки спиннинг (фото №13).


Фото №13. Первый ленок Антона

Если говорить искренно, то много рыбы отпускали, так как ловили только на костровое питание, в этот день поставили задачу наловить рыбу на «жареху», а точнее по одной рыбине на человека итого около 20 штук, задачу выполнили еще до обеда, так что во второй половине дня рыбачили чисто из спортивного интереса - кто крупнее и кто, в конце концов поймает тайменя?! По этому показателю победитель пока не определился. На ночевку встали в 19.15, что бы без спешки поставить лагерь и приготовить вкусный ужин (фото №14).


Фото №14. «Ммм…..без комментариев»

14.08.11г. воскресение, 8 день пути.
р. Кыджимит (точ. GPS №6) – уст. р. Муясын (точ. GPS №7).
Расстояние – 28,2 км., чистое ходовое время 4 часа, 12 мин.
Ср. скорость движения 6,7км/час, h 1035м. над. ур. моря.

Принципиально этот день ни чем не отличается от предыдущего. Река также равнинная, течение слабое, много меандр, изредка топляки, расчески, отсутствие технически сложных препятствий. За исключением изменений в погоде, весь день пасмурно, временами дождь. Продолжаем наслаждаться природой и рыбалкой.

Наконец-то определился победитель в номинации «таймешатник» им стал Нетяга Павел, поймав тайменя на 2,5 кг. После недолгих препирательств с руководителем он все-таки сдался и на прощание, поцеловав рыбину в уста её «сахарные» отпустил в родную стихию. Сей факт на фото не запечатлен, но снят на видео. А поскольку, это был первый таймень в рыболовной практике Павла, данная видеозапись стала предметом серьезного торга между видеооператором и героем сюжета. Цена «кинохроники борьбы с рыбой» росла в геометрической прогрессии, пока Павел не стал шантажировать тем, что он единственный играет на гитаре и, что мы все можем оказаться до конца похода в «музыкальном вакууме». Аргумент был весьма весомым и видеооператор сдался. Результатом этих торгов стала гарантия ежедневных музыкальных концертов Павла у костра. И есть у него сегодня лирическое настроение или нет, ни кого не интересовало, у нас же эксклюзивная видеозапись!

На ночевку встали на уст. р. Муясын, поднялись на 1–1,5 км. выше по течению реки с целью рыбалки, как оказалось весьма не зря. Поймали с десяток ленков больше килограмма каждый. Всю ночь шел дождь, уровень воды по сравнению с вечерним поднялся примерно на 20 – 25 см. Вода стала заметно мутнее.

15.08.11г. понедельник, 9 день пути.
уст. р. Муясын (точ. GPS №7) – уст. р. Кыджимит – р. Витим (точ. GPS №13)
Расстояние – 30 км., чистое ходовое время 3 часа, 40 мин.
Ср. скорость движения 7.8 км/час, h 993 м. над. ур. моря.

В спортивном плане этот участок маршрута самый интересный. В 2,5 км., от уст.р.Муясын находится самое сложное техническое препятствие похода - Порог №1 (точ. GPS №8).

Перед порогом явно выраженный подпор воды с малым течением, шум от порога распространяется на достаточное расстояние, так что вероятность «влетания» в него с ходу практически исключена. Удобная чалка на левом берегу. Делаем детальную разведу препятствия с берега.



Составил: Неугодников Я.В.

Порог претендует, с учетом поднявшейся воды на 4 к.т. Состоит из двух ступеней:

  1. Бочка у большого островного скального выхода под правым берегом, слева от бочки косой вал h 1,7 - 2 м. переходящий в основную струю.
  2. 300 метров шивера, валы и сливы до 0,7 – 1 м. При выходе с порога навал на скальный прижим на правом берегу (см. схему прохождения порога).

Поскольку 70 % участников группы имели опыт прохождения порогов 3 к.т., а остальная часть группы имела опыт участия в водном походе 2 к/с., было принято решение идти всеми участниками. Что не идет в разрез с требованиями к участникам спортивных походов и не является нарушением правил по обеспечению безопасности в походе.

Прохождение порога осуществлялось без груза (фото №15, 16, 17, 18, 19, 20).


Фото №15. Катамаран - 8


Фото №16. Катамаран - 8


Фото №17. Точки страховки


Фото №18. Катамаран - 6


Фото №19. Катамаран - 6


Фото №20. Катамаран - 6

Страховка двумя спасательными концами «Морковка» с левого берега (фото № 17). Движение ближе к левому берегу по краю бочки на косой вал. Сразу за второй ступенью чалка на левом берегу. Привязывание груза, прохождение шиверы по центру (фото № 21, 22, 23, 24).


Фото №21. Прохождение второй ступени Порога №1


Фото №22. Прохождение второй ступени Порога №1


Фото №23. Прохождение второй ступени Порога №1


Фото №24. Прохождение второй ступени Порога №1


Фото №25. Скалистые берега р. Кыджимита


Фото №26. Скалистые берега р. Кыджимита


Фото №27. Скалистые берега р. Кыджимита

В 7 км., ниже Порога №1 следующее препядствие – Шивера № 3 (точ. GPS№ 10). Зачаливаемся перед ней на левом берегу, производим разведку. Прохождение по центру реки (фото № 28, 29,30,31).


Фото №28. Катамаран – 8, шивера № 3


Фото №29. Катамаран – 8, шивера № 3


Фото №30. Катамаран – 8, шивера № 3


Фото №31. Катамаран – 6, шивера № 3

Большое количество обливных камней, валы и сливы 1 – 1,5 м. Высокая скорость течения. Через 2 км. следующая шивера № 4 (точ. GPS№ 11), (фото № 33, 34).


Фото № 33. Прохождение шиверы № 4


Фото № 34. Прохождение шиверы № 4

Большое количество обливных камней, валы и сливы до 1м. Высокая скорость течения. Прохождение по центру реки.

В целом после Порога № 1 р.Кыджимит мощный и быстрый. Основными препятствиями являются, крутые перекаты, навал воды на подмывающие берега и несложные шиверы (фото № 35).


Фото № 35. Прижим на р.Кыджимит

Так продолжается до его впадения в р.Витим (точ. GPS№12), (фото № 36, 37) после сплав резко изменяет свой характер. Спокойное течение на длинных витимских плесах, иногда достигающих нескольких километров, чередуется с короткими, но быстрыми перекатами.


Фото № 36. Устье р.Кыджимит


Фото № 37. Долина р.Кыджимит, р.Витим

На ночевку встали в на левом берегу р.Витим (точ. GPS№ 13) в 8-ми км., ниже устья р.Кыджимит.

16.08.11г. вторник, 10 день пути.
р. Витим (точ. GPS №13) – р. Витим (точ. GPS №15)
Расстояние – 34,1 км., чистое ходовое время 4 часа, 15 мин.
Ср. скорость движения 8,1 км/час, h 961 м. над. ур. моря.

Первые 20 км. р.Витим меандрирует, низкая скорость течения, идем все время на веслах, до левого притока р.Алянга, отсюда р.Витим пересекает хребет Байсыхан, через 1,5 км. после входа в хребет начинается шивера № 5 (точ. GPS № 14), (фото № 38).


Фото №38. Прохождение шиверы № 5

Под левым берегом прижим.Спокойное течение на плесах, чередуется с быстрыми перекатами.

Пересекли хр. Байсыхан, достаточно быстро, планировали подвинуться дальше, но все планы спутала надвигающаяся гроза. В целях безопасности как можно быстрей встали на более или менее подходящем берегу, им оказался достаточно крупный остров (точ. GPS№ 15). Хотели переждать грозу и двинуться дальше, но обнаружили порез баллона катамарана – 6 (фото №39).


Фото № 39. Порез баллона катамарана – 6

Трудно сказать при каких обстоятельствах произошел данный порез, либо на воде при прохождении шиверы № 5, либо при чалке, скорее всего при чалке. Так или иначе, вопрос быть или не быть здесь ночевке отпал сам собой (фото № 40).


Фото №40. Бивак на острове (точ. GPS№ 15)

Баллон зашили и приклеили заплатку. Вечером, уже традиционный концерт по заявкам в исполнении Паши Н., под «шестиструнную».

17.08.11г. среда, 11 день пути.
р. Витим (точ. GPS № 15) – уст. р. Байса (точ. GPS № 19)
Расстояние – 39,4 км., чистое ходовое время 4 часа, 42 мин.
Ср. скорость движения 8,4км/час, h 949 м. над. ур. моря.

В 6-ти км., ниже по течению находится действующая метеостанция Усть-Заза (точ. GPS № 16), (фото №41).


Фото № 41. Метеостанция Усть-Заза

На этом участке р. Витим равнинный с протяженными плесами. Идем все время на веслах. На одном из поворотов реки увидели пару плывущих косуль (фото №42, 43).


Фото № 42. «Преодоление водного препятствия»


Фото № 43. Косули на берегу

Недоходя 1 км., до правого притока р. Хыбыкта, находится небольшая шивера № 6 (точ. GPS № 18), (фото № 44).


Фото № 44. Прохождение шиверы № 6

Прохождение походным порядком, по центру реки, средняя скорость течения, валы и сливы до 0,5 м.

Через 3 км., следующее техническое препятствие похода – Байсайский порог (точ. GPS № 20). Перед порогом также явно выраженный подпор воды с малым течением, шум от порога распространяется на достаточное расстояние. Удобная чалка на левом берегу. Обнос груза, разведка (см. схему прохождения порога). Прохождение порога по центру реки, слив около 1,5м., со средней бочкой за ним. Под правым скальным берегом валы до 1,5 м., (фото №45, 47,48).


Фото № 45. Прохождение ключевой бочки порога, катамаран – 8


Составил: Неугодников Я.В.


Фото № 47. Катамаран – 6


Фото № 48. Страховка с левого берега

За левым притоком р. Байса, на правом берегу встаем на ночевку (точ. GPS № 19).

18.08.11г. четверг, 12 день пути.
уст. р. Байса (точ. GPS № 19) – р. Витим (точ. GPS № 22).
Расстояние – 20 км., чистое ходовое время 2 часа, 27 мин.
Ср. скорость движения 8,2км/час, h 919 м. над. ур. моря.

Данный участок реки спортивного интереса не представляет, красивые живописные берега (фото № 49, 50).


Фото № 49. Берега р. Витим


Фото №50. Берега р. Витим

Спокойное течение, длинные плесы, чередуются перекатами (фото № 51).


Фото №51. Прохождение переката

Мы плывем не спеша, купаемся, рыбачим. Торопиться нам не куда, так как у нас куплены ж\д билеты на 23.08.11г., что называется «убиваем» время.

Выбираем хорошее место для дневки, критериями отбора места является наличие дров, хороший омут у берега для организации походной бани и ровной песчаной площадки для волейбольного поля. Наконец рассмотрения многих вариантов найдено подходящее место на левом берегу (точ. GPS 22). Встаем на ночевку.

19.08.11г. пятница, 13 день пути.
р. Витим (точ. GPS № 22) (дневка).
Расстояние – 0 км., чистое ходовое время 0 часа, 0 мин.
Ср. скорость движения 0 км/час, h 919 м. над. ур. моря.

Сегодня у нашего «песняра» Нетяги Павла - день рождения. В связи с этим устраиваем себе все «тридцать три удовольствия». Волейбол, походный торт (как положено со свечками), плов, компот и баня (фото № 52, 53).


Фото №52. «О спорт, ты мир!»


Фото № 53. Виновник торжества

20.08.11г.суббота, 14 день пути.
р. Витим (точ. GPS № 22) - р. Витим (точ. GPS № 23).
Расстояние – 25км., чистое ходовое время 3 часа, 05 мин.
Ср. скорость движения 7 км/час, h 915 м. над. ур. моря.

Данный участок реки так же живописен, как и все предыдущие и так же в спортивном плане не интересен. Продолжаем наслаждаться жизнью, рыбалка, купания и т.п. Встали на ночевку на правом берегу реки (точ. GPS № 23). Читаем книги, играем в волейбол, загораем.

21.08.11г. воскресение, 15 день пути.
р. Витим (точ. GPS № 23) - р. Витим (точ. GPS № 24).
Расстояние – 25,3 км., чистое ходовое время 3 часа, 30 мин.
Ср. скорость движения 7,2 км/час, h 902 м. над. ур. моря.

Прошли по километражу не много, встали на ночевку пораньше (точ. GPS № 24). Поскольку светового времени предостаточно устроили тренировку по спасению «утопающего» с использованием спасательных концов «морковка» (фото № 54).


Фото № 54. Тренировка

22.08.11г. понедельник, 16 день пути.
р. Витим (точ. GPS № 24) – п. Романовка (точ. GPS № 26).
Расстояние – 24,4 км., чистое ходовое время 4 часа, 05 мин.
Ср. скорость движения 6,5 км/час, h 891 м. над. ур. моря.

На данном участке маршрута последнее техническое препятствие Перекаты Борона №1 и №2 (точ. GPS№ 25). Перед прохождением провели разведку по левому берегу. Прохождение по центру реки (фото № 55, 56, 57, 58).


Фото № 55. Вход в перекат Борона


Фото № 56. Прохождение переката Борона


Фото № 57. Прохождение переката Борона


Фото № 58. Прохождение переката Борона

В 8-ми километрах ниже данного переката конечная точка активной части маршрута п. Романовка (точ. GPS№ 26), (фото № 59).


Фото № 59. п. Романовка

Остановились на ночевку на левом берегу реки перед началом прижимов. Как оказалось позже сделали это крайне вовремя, так как после прижимов начинается само село, и разбить лагерь после них означает встать в центре населенного пункта. Вечером сходили в поселок, купили разнообразных вкусняшек.

Попытались связаться с г.Читой по поводу автотранспорта. Не получилось, так как у нас SIM карты МТС и Билайн, а в п.Романовка Мегафон. Пришлось попросить сделать один звонок с местного мобильного телефона, который нам любезно предоставила продавщица одного из местных магазинов, за что мы ей премного благодарны.

Сама Романовка произвела на нас очень хорошее впечатление, село большое, чистое, люди вежливые и приветливые.

23.08.11г. вторник, 17 день пути.
п. Романовка – г. Чита (авто)
Расстояние – 180 км., чистое ходовое время 3 часа, 35 мин.

Переночевали без проблем, собрали лагерь, совершили первый и последний в этом походе километровый пеший переход до моста через р. Витим. Суда к обеду должен был подъехать наш автобус из г. Читы. Пока ждали автотранспорт просушили снаряжение. Автобус ПАЗ пришел во время, погрузились тронулись в путь, через 3,5 часа были на ж/д вокзале г. Чита. Наш поезд № 207 ст. Владивосток – ст. Новокузнецк, время отправления в 20.18 (мск.).

23.08.11г. - 26.08.11г. вторник - пятница 17, 18, 19, 20 дни пути.
г. Чита – г. Новокузнецк (ж/д).
Расстояние – 2900 км., чистое ходовое время 57 часов.

26.08.11г. в 04.59 (мск.) прибыли в г. Новокузнецк.

Итого различными способами движения:

сплав – 43 часа 51 минута - 307 км.
ж/д транспорт – 103 часа – 5 100 км.
автотранспорт – 7 часов – 350 км.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Кроме естественных препятствий, которые описаны в разделах «Определяющие препятствия маршрута» и в разделе «Техническое описание прохождение группой маршрута» особо нужно уделить внимание следующим моментам:

  1. Вследствие абсолютной автономности района первой половины похода, сплав по р. Кыджимит, а именно отсутствие населенных пунктов и реальной удаленности от транспортных артерий (ж/д, автодорог). Участникам группы необходимо неукоснительно соблюдать правила техники безопасности как на воде так и на биваках, во избежание каких либо травм, потому что квалифицированную медицинскую помощь в случае чрезвычайной ситуации можно получить только в ближайшем населенном пункте п. Романовка.
  2. Потенциально опасным является большое количество диких зверей в районе похода, таких как бурый медведь, лось, волк и кабан. Поэтому также следует соблюдать правила поведения в тайге.
  3. Соблюдение правил противопожарной безопасности, тайга в это время сухая, высокие средние температуры воздуха (20° - 30°С), малое количество осадков, необходимо все костровища проливать большим количеством воды во избежание возникновения лесных пожаров.
  4. Места для биваков необходимо выбирать на высоких берегах реки и островов, при наличии дождей уровень воды на реках Кыджимит и Витим поднимается очень быстро, и при не правильном выборе места существует опасность затопления лагеря со всеми вытекающими от сюда последствиями.
  5. При прохождении порогов, шивер и при чалках быть предельно внимательными и аккуратными во избежание пореза и порыва баллонов катамарана об острые камни (фото № 39).

Итогами нашего похода является :

    Прохождение нашей группой спортивного водного маршрута III категории сложности в новом для нас географическом районе.

    Повышение спортивного мастерства участников группы, приобретение ими значимого туристского опыта.

    Описание малоизвестного маршрута: п.Кыджимит - р.Кыджимит (сплав) – р.Витим (сплав) – п.Романовка, в том числе характеристики определяющих ЛП, определение их географических координат и нанесение их на карту, составление схем прохождения Байсайского порога и Порога №1.

Для групп планирующих поход по данному маршруту мы бы рекомендовали:


Учитывая вышесказанное можно сделать вывод :

что водный маршрут п.Кыджимит- р.Кыджимит (сплав) – р.Витим (сплав) – п.Романовка, имеет среднюю, выше эталонной III категорию сложности по набору ЛП и по протяженности, и чтобы пройти водный поход для получения туристского опыта этого уровня, не обязательно ехать из Западной Сибири в Забайкалье. В нашем регионе достаточно рек такой сложности, таких как р.Песчаная на Алтае, р.Бель-Су в Кузнецком Алатау, р.Малый Абакан в Западном Саяне и др. Эти реки ближе и как следствие значительно дешевле в финансовом плане и короче по продолжительности похода. Но если вы помимо повышения спортивного мастерства преследуете цель открытия для себя нового географического района, такого как Забайкалье с его красивыми, ни с чем несравнимыми ландшафтами, в сочетании с прекрасной рыбалкой, то этот маршрут, безусловно, достоин внимания.

Приложения

Список снаряжения


п/п

Наименование

Количество, шт.

Групповое снаряжение

Катамаран -6
производитель Эриксон К.Х.

Катамаран –8
производитель Эриксон К.Х.

Спасательный конец не тонущий «морковка»,
фирма производитель «Тритон»

Веревка основная диаметр 10 мил.
(использовалась как чальные концы на судах)

2 шт. по 25 мет.

Запасное весло

GPS навигатор

Рация портативная

1 комплект

Ремнабор

1 комплект

Костровые принадлежности

1 комплект

Тент «Колокольчик»,
производитель Эриксон К.Х.

Баня походная,
производитель Эриксон К.Х.

Палатка 3-х местная

Палатка 2-х местная

Гитара шестиструнная

Личное снаряжение (специальное)

Спасательный жилет

Гермомешок

Аптечка (список медикаментов)


п/п

Наименование

Количество, шт.

Кетарол в таблетках

Баралгин

Пенталгин

Волейдол

Нитроглицерин

Супрастин

Стрептоцид

Мазь «Спасатель»

Солкосерил

Но – шпа в таблетках

Лоперамид

Марганцовка

Лейкопластырь

Капли ушные

Градусник

Палочки ватные

1 уп.Места биваков, технических препятствий на маршруте, с нумерацией точек по GPS навигатору (см. таблицу географических координат)


Таблица географических координат точек маршрута по GPS навигатору


п/п

Участок маршрута
(этап похода)

№ точки
GPS на карте

Географические координаты

Бивак №1 п. Кыджимит (не жил.), р. Кыджимит, уст. р. Ара - Хысеха. (дневка, сборка судов)

N 53016.535/
E 1100 59.612/

Шивера №1 на р. Кыджимит

N 53020.229/
E 1100 58.002/

N 53021.267/
E 1100 59.075/

Шивера №2 на р. Кыджимит

N 53028.374/
E 1100 03.127/

Бивак №3 (уст. р. Шовокикан)

N 53030.409/
E 1110 08.339/

N 53031.690/
E 1110 18.521/

Бивак №5 (уст. р. Муясын)

N 53023.513/
E 1110 29.866/

Порог № 1 на р. Кыджимит

N 53031.272/
E 1110 31.548/

Изба на левом берегу р. Кыджимит

N 53028.812/
E 1110 36.419/

Шивера №3 на р. Кыджимит

N 53028.909/
E 1110 38.125/

Шивера №4 на р. Кыджимит

N 53028.568/
E 1110 39.013/

Уст. р. Кыджимит р. Витим

N 53028.090/
E 1110 42.118/

Бивак №6 на р. Витим

N 53016.535/
E 1100 59.612/

Шивера №5 на р. Витим на р. Витим

точ.GPS №14

N 53018.287/
E 1110 37.906/

Бивак №7 на р. Витим

точ.GPS №15

N 53013.045/
E 1110 39.828/

Метеостанция Усть - Заза

точ.GPS №16

N 53012.051/
E 1110 42.596/

Изба на правом берегу р. Витим

точ.GPS №17

N 53012.708/
E 1110 50.576/

Шивера №6 на р. Витим

точ.GPS №18

N 53013.423/
E 1110 54.846/

Байсайский порог на р. Витим

N 53014.440/
E 1110 57.659/

Бивак №8 на р. Витим

точ.GPS №19

N 53016.073/
E 1110 57.796/

Бивак №9,10 на р. Витим (дневка)

точ.GPS №22

N 53016.488/
E 1120 10.983/

Бивак №11 на р. Витим

точ.GPS №23

N 53023.352/
E 1120 18.142/

Бивак №12 на р. Витим

точ.GPS №24

N 53018.105/
E 1120 30.721/

Перекаты Борона №1,№ 2 на р. Витим

точ.GPS №25

N 53014.072/
E 1120 41.379/

Село Романовка

точ.GPS №26

N 53013.220/
E 1120 45.342/

Река Ципа - левый приток Витима, рождается в горном узле на стыке Икатского и Южно-Муйского хребтов в непосредственной близости от истоков р.Баргузин. Это самый крупный приток Витима (685 км ).

Всю Ципу можно разделить на три совершенно различных участка:

  1. от истоков до выхода в Баунтовскую котловину - 170 км (Верхняя Ципа или Ципикан),
  2. котловинный (Нижняя Ципа) - 235 км ,
  3. от зимовья Ую до впадения в Витим (Ципа) - 280 км , где река пересекает высокогорную зону Станового хребта.

Нижняя Ципа от поселка Баунт до метеостанции Ую

Протяженность 220 км

Ниже оз. Баунт река течет в котловине, ширина реки достигает местами 250-300 м. Скорость течения 2-3 км/ч. По берегам много озер и болот, однако место для стоянки можно найти всегда. Иногда на реке встречаются участки с повышенным уклоном, где скорость течения несколько увеличивается. По всей реке хорошо ловится на блесну щука и окунь, особенно в местах впадения притоков и на выходе из стариц. Сплав затяжной и неинтересен. Препятствий на реке нет, кроме редких коротких перекатов. Единственное интересное место - зона горячих источников в месте впадения р. Шурында, 150 м выше ее устья. Речка делает петлю, напоминающую кратер, в нескольких местах которого бьют горячие источники. Речка мелкая, и смешивая ее воду и источников можно получить вполне удовлетворительную температуру. Вокруг могучий сосновый бор и нет ни одной лиственницы. На полянах остались следы заброшенного поселка. Важно не пропустить это место. Ориентиром является километровый яр на правом берегу, после которого открывается и сам сосновый бор. Перед ним 30-метровая просека. На левом берегу низина и выход из старицы. Столь высокой плотности сосны больше нет нигде на реке. В заводи перед бором и в самой Ципе в этом месте на блесну отлично ловится крупная щука и, возможно, ленок - отмечены сходы очень крупной рыбы.

Следут отметить красивое и рыбное место на правом берегу р. Нижняя Ципа напротив устья р. Вековье (30 км до мс Ую).

Ципа от метеостанции Ую до порога 119

Протяженность 133 км

Это самый интересный и технически сложный участок на маршруте.

В районе зимовья Ую река неожиданно поворачивает на 90° на юг. В Ую находятся гидропост и метеостанция, здесь проводятся круглогодичные гидрометеорологические наблюдения. Ую - последний населенный пункт на Ципе до ее впадения в Витим. Здесь же расположена база геологов. Не исключена возможность договориться со сторожем о приобретении хлеба, крупы, истопить баньку.

Ниже зимовья Ую река Ципа еще около 5 км спокойно течет, направляясь прямо в горы, окружающие котловину. Река делает несколько крутых поворотов и входит в горы. Первые 12 км от зимнего гидроствора метеостанции до устья Талакита (левый приток, на 264 км) поверхность реки относительно спокойна. Здесь идут шиверы. В устье Талакита на относительно высоком берегу брошенная база геологов. До этого места летом спускаются на моторных лодках рыбаки, дальше они заходить не рискуют. В реке Талакит отлично ловится ленок.

Ниже устья Талакита первоначально Ципа разбивается на несколько проток, далее долина приобретает вид узкого, глубокого извилистого ущелья, прорезающего высокогорную часть района. При этом река превращается в бурный поток. Ширина реки 50-100 м, средняя скорость течения 10 км/ч, в порогах и шиверах 18-20 км/ч, а при высокой воде на отдельных порогах до 30 км/ч. При средней воде глубины колеблются от 0,5 м на перекатах до 5-6 м в ямах и под порогами. Линия продольного профиля дна очень крута и сильно изломана. Удельные падения достигают 15 м/км. У мест перегиба сосредоточены все естественные препятствия на реке - пороги, шиверы, перекаты.

На участке от устья реки Талакит до устья реки Кадырин (левый приток), протяженностью 115 км сосредоточено 117 порогов, шивер, перекатов, причем необходимо отметить, что при высокой воде почти все перекаты превращаются в мощные шиверы. Длина порогов и шивер колеблется от несколько десятков до несколько сотен метров. Полное падение на участке составляет 400 м, что дает средний уклон около 3,5 м/км. На особо мощных каскадах порогов и шивер суммарное падение достигает 8-10 м/км.

Все естественные препятствия на реке с известным приближением можно разделить на три основные группы.

  • К первой относятся пороги и шиверы, имеющие удельное падение более 7 м/км, с крупноглыбовом строением дна у берегов реки, большим количеством камней в русле. Эти пороги и шиверы опасны, в основном, из-за высоких валов (в среднюю воду - 2,5-3 м, в высокую - до 4-5 м).
  • Вторую группу составляют пороги и шиверы с удельным падением от 3 до 7 м/км. На них много затопленных и полузатопленных камней, которые делают прохождение технически более сложным.
  • В третью группу входят шиверы и перекаты с удельным падением до 3 м/км. В среднюю воду на них основная трудность - определение правильной линии движения среди камней, а в высокую воду - еще и довольно высокий вал .

Ципа от ручья Кодырин до впадения в реку Витим

Протяженность 149 км

В 1 км ниже порога 119 река Ципа становится более спокойной по сравнению с предыдущим участком. Здесь на расстоянии 149 км разбросано 56 естественных препятствий: шиверы и перекаты. При высокой воде многие шиверы и перекаты очень мощные, с высоким стоячим валом. В Витим река Ципа впадает спокойным мощным потоком. Стрелка образована высоким утюгообразным скальным утесом на правом берегу Ципы.

Витим от устья Ципы до поселка Витим

Протяженность 127 км

На участке от устья Ципы до поселка Бамбуйка река Витим крупных естественных препятствий не имеет. Встречается несколько перекатов с довольно высокими валами. Ниже поселка Бамбуйка Витим образует ряд сильных именных шивер с высоким валом. Общее падение реки на этом участке составляет около 100 м, со средним падением 1 м/км. У поселка Витим река выходит из гор в Муйскую котловину. Средняя скорость на участке составляет 8 км/ч.

Лоция реки Ципа

Продольный профиль реки Ципа на участке мс Ую - устье

(по материалам отчета А.Огаркова)

1. Шивера в 1 км ниже зимнего гидроствора метеостанции. Валы до 1,5 м. Русло чистое. Проходится сходу по середине.

2. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

3. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

4. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

5. Шивера, вал до 1 м. Проходится по центру струи.

6. Шивера, вал до 1 м. В высокую воду острова практически затоплены, проход сходу по главной струе.

7. Шивера перед впадением справа реки М.Алинда. Вал до 1,5 м. Проход сходу по центру.

8. Шивера, вал до 0,8 м. Проход сходу по центру.

9. Шивера, вал до 0,8 м. Проход сходу по центру.

10. Мощная шивера. На левом берегу в лесу видны остатки срубов. Необходимо пристать к левому берегу возле срубов для просмотра шиверы. Шивера начинается мощным сливом. По центру валы до 2-2,5 м.

11. Мощный порог. Необходимо просмотреть. В лоциях на среднюю воду рекомендуют просмотр порога делать по левому берегу, при высокой воде просмотр лучше делать по правому берегу (см. Рис 1 ). Порог начинается на правом повороте реки. На входе ряд мощных бочек, валы от 1,5 м на входе до 3-4 м в середине порога. У левого берега большая бочка, затем идет ряд высоких валов, которые достигают своей кульминации после правого поворота. Затем у левого поворота еще ряд бочек и масса высоких валов с постепенно затихающей амплитудой на выходе из порога.

12. Мощный порог. В пороге в шахматном порядке расположен ряд бочек и валы высотой до 1,5 м. Вход в порог по центру, а затем постепенно следует смещаться к левому берегу (см. Рис 2 ).


Рис. 1. Порог 11 Рис. 2. Порог 12

13. Мощная шивера. На входе слева гряда подводных камней. Ниже её поток собирается в мощную струю. Вход в шиверу в правой трети русла, а затем уходить ближе к центру. Валы на выходе до 2 м.

14. Мощная шивера. Входить в шиверу под левым берегом, а затем уходить в центр. Через 250 м шивера 15.

15. Шивера, валы до 1,5 м. Проход сходу по центру.

16. Шивера сразу же после устья реки Б.Алинда. Возле берегов валуны, скрытые глубоко под водой. По центру валы до 2 м высотой. Проход по центру.

17. Мощная шивера . Проход ближе к правому берегу.

18. Мощная шивера, 300 м. Поток идет в длинном скальном коридоре. На выходе скалы несколько выше и вдаются в реку. Здесь поток собирается в единый слив с валами до 3 м. Вход в шиверу ближе к левому берегу, затем прход по левому краю струи и на выходе резко уходить влево, пересекая струю и уходя от стояков на выходе из шиверы. Шиверу 18 перед прохождением лучше просмотреть.

19. Мощный порог , 200 м, на правом повороте реки. Правый берег крутой. Реку поднимает мощная гряда камней с левого берега. На входе у левого берега ряд бочек. Слив смешен вправо. Валы ниже слива до 2 м (Рис. 3).

20. Мощная шивера . Много камней. Вал до 2 м. Вход по центру, затем между валами к правому берегу.

21. Мощная шивера на правом повороте реки. Проход по центру.

22. Мощная шивера . Проход по центру.

23. Мощная шивера. Валы до 2 м. Проход по центру.

24. Мощная шивера. Проход ближе к левому берегу.

25. Порог. По центру валы до 3 м (Рис. 4).

Рис. 3. Порог 19 Рис. 4. Порог 25

26. Мощный порог . Ширина около 70 м. Слева в 2/3 русла три подводных камня, за которыми мощные бочки. У левого берега обилие камней, скрытых валами. Основной слив под правым берегом. Валы 2-2,5 м.

27. Мощная шивера. Много подводных камней, вход под левым берегом, а затем резко уйти в центр.

28. Шивера. Проход по правой стороне основной струи.

29. Небольшой порог на правом повороте реки. Чистый слив, валы до 2,5 м. Проход по центру.

30. Шивера. Проход у левого берега.

31 - 33. Шиверы, проход по центру.

34. Шивера. Проход по центру. Справа впадает ручей Мраморный.

35. Мощная шивера. Проход по центру.

36. Мощная шивера. Проход по центру.

37 - 44. Шиверы. Проход по центру. На всех этих шиверах линия движения хорошо просматривается с воды. При высокой воде шиверы практически сливаются и проходятся за один прием.

45. Мощная шивера на левом повороте реки, валы до 2,5 м.

46. Мощная шивера сразу же шиверой 45. Шивера осложнена бочками. Шиверы 45 и 46 проходятся за один прием по центральной струе. Перед прохождением шиверы желательно просмотреть. Просмотр по левому берегу.

47. Короткий мощный порог , 100 м. У левого берега две бочки - одна за другой. Одна бочка у правого берега, валы в пороге до 2,5 м. За треугольником слива - косая бочка. Просмотр порога по левому берегу.

Рис. 5. Порог 26 Рис. 6. Порог 47

48. Порог. Хаотическое нагромождение валов, бочек. Валы до 2,5 м. Проход ближе к правому берегу. Просмотр по левому берегу.

49. Мощнейший порог, 300 м. Порог идет после правого поворота реки. Ширина около 150 м. Правый берег скалистый, крутой, левый - крупнокаменистая россыпь. Просмотр лучше делать по левому берегу. В пороге большое падение воды. Основная масса воды проходит под правым берегом. На протяжении всех 300 м огромные бочки, валы, сливы с подводных камней. В нагромождении валов и бочек не просматривается никакой системы, валы до 4 м.

50 - 51. Простые шиверы с валами до 1 м. Проход по центру.

52. Мощная шивера на правом повороте реки. Справа на входе котёл. На левом берегу скальные выходы, валы до 2 м. Проход по центру.

53. Мощная шивера сразу после устья реки Воймакан. Русло поворачивает влево, валы до 1,5 м.

54. Мощная шивера. Река разливается до 200 м, а затем перед правым поворотом собирается в одну струю - порог 55.

55. Порог сразу за шиверой 54. Струя на повороте уходит под левый берег. Шиверу 54 и порог 55 проходить за один прием, вход по центру, а затем уходить постепенно влево, с тем, чтобы на выходе из порога 55 слив пройти с левой стороны, а после пересекая струю уходить вправо.

56 - 57. Простые шиверы. Проход по центру.

58. Мощная шивера . Проход по центру.

59. Мощная шивера. Берега сложены из крупных глыб. Валы до 1,5-2 м. Проход по центру.

60 - 63. Шиверы. Проход по центру.

64. Мощная шивера - порог . Левый берег скальный. Валы и бочки хаотически разбросаны, валы до 2,5 м. Перед прохождением лучше просмотреть.

65. Мощная шивера. Камни, валы 1,5-2 м. Заход в шиверу у левого берега, а затем смещение в центр, обходя валы и бочки.

66. Мощная шивера. Проход по центру.

68. Мощная шивера - порог. Проход по правой стороне основной струи, обходя валы и бочки.

69. Мощная шивера. На входе с левого берега каменная осыпь, перед ней песчаный пляж. На правом берегу напротив середины шиверы - курумник. Проход по центральной струе.

70 - 72. Шиверы, которые при высокой воде практически сливаются в одну. Проход по центру.

73 - 75. Сплошная мощнейшая шивера. Длина около 2 км. Огромное количество камней, бочек, валов. Слева впадает река Нимнакит. Проход по центру.

76. Мощная шивера на левом повороте реки. Проход по центру.

77. Шивера. Проход по центру.

78. Мощная шивера . Берега каменистые. Проход по центру.

79. Короткий порог. Большой уклон. Валы до 2 м. Проход в левой трети русла.

80. Мощная шивера. Валы до 1,5 м. Проход в левой трети русла.

81. Шивера. Проход по центру.

82. Шивера. Проход сначала под левым берегом, затем в центр.

83. Простая шивера. Проход слева.

84. Простая шивера. Проход по центру.

85 - 87. Длинная шивера средней сложности. Проход по центру. На выходе из шиверы 87 в Ципу впадает река Цирик. В устье отличное место для стоянки. Охотничье зимовье и баня. Хорошая рыбалка.

88 - 94. Простые шиверы. Проход выбирается с воды.

95. Длинная шивера. Заходить в 30 м от левого берега, оставляя слегка выступающий из воды камень, далее уходить вправо к центру.

96 - 100. Шиверы. Проход по центру. Правый берег - скальная стенка, сверху поросшая лесом. Она постепенно понижается по мере сплава. Здесь река имеет даже несильные прижимы. Перекаты становятся короче. В устьях рек Бойме и Жалю - хорошие места для стоянок. В реке Жалю даже для этих мест вода удивительно чистая, прозрачная. Вверх по Жалю миниатюрный каньон с хорошими ямами, в которых подрастают таймени.

101 - 106. Простые шиверы. Проход выбирается с воды.

107. Шивера. Проход правее центра.

108. Шивера. Заход у левого берега. Идти так до середины шиверы, затем взять немного правее по сливу, далее левее, в обход камня, и отбиваться в в правую сторону, уходя от валов.

109 - 117. Шиверы. Проход выбирается с воды.

118. Перед шиверой 118 река делает крутой правый поворот. За поворотом слева утёс, перед ним ручей. Затем начинается шивера 118, в конце которой в Ципу впадает река Кодарни. Напротив ручья необходимо причалить к левому берегу для осмотра последнего порога Ципы.

119. Порог. Расположен на крутом левом повороте. Правый берег - стенка.

Левый - пологий, сложен из крупных глыб. Под правым берегом мощная ступень со сбросом высотой до З м. За сбросом крутой обратный вал, за ним стоячие валы, частые и крутые. В центре реки мощный язык слива, но заход в него труден, т.к. в 5 м выше языка обливной камень, который надо обходить справа, а это опасно, потому что вода сваливается вправо, к водопаду.

В большую воду под левым берегом открывается еще один язык слива, проход по которому не вызывает затруднений. Надо только еще в 118 шивере сместиться под левый берег.

Далее на протяжении почти 150 км до устья река становится полноводнее и спокойнее. На этом участке хотя и насчитывается 56 препятствий, но это либо лёгкие выродившиеся шиверы, либо простые перекаты. Берега становятся положе. Перепад реки незначительный - около 1 м на км. Средняя скорость падает до 6 км/ч. Ширина русла 150-200 м. По берегам появляются сосна, берёза. Встречаются черная смородина, боярышник.

Перед впадением Ципы в реку Витим берега снова повышаются. Краснокоричневые скалы, поросшие лесом очень красивы. В местах, где Ципа петляет между осыпей, за 30 км до устья начинают преобладать сосна, берёза, осина, рябина. Много хороших мест для стоянок. Плыть здесь приятно. И вот, наконец, устье Ципы. Стрелка при впадении Ципы в Витим выглядит очень величаво. Это узкий скальный гребень с почти отвесными стенками. Цвет воды резко меняется - от зелёного до почти черного.

Берега Витима существенно выше. Скорость 6-7 км/ч. Витим гораздо полноводнее. На первых километрах по Витиму встречается несколько разбоев, в протоках которых увеличивается скорость и появляются несильные перекаты и прижимы. Затем скалы расступаются и река выходит в широкую Бамбуйскую котловину, где Витим разделяется на множество рукавов. Чтобы не потерять ориентировку, следует идти ближе к правому берегу. Несмотря на то, что берега здесь пологие, место для стоянки найти нелегко, т.к. берега сплошь каменистые. В котловине возможен сильный встречный ветер, затрудняющий сплав.

После впадения слева реки Бамбуйка Витим входит в прорыв Южно-Муйского хребта. Снова начинаются шиверы и перекаты Витима. Среди них выделяется Тулдунская шивера. Она расположена на крутом правом повороте реки. Вал до 1,5 м. На выходе навал на правый берег. На берегу, на очень характерном понижении берега среди скал, находится бывший посёлок Многообещающая Коса. Далее берега ещё больше повышаются, становятся очень крутыми. Место для стоянки найти трудно. Благодатная шивера даёт о себе знать сильным шумом, слышным еще до правого поворота. После Ивановской и ещё нескольких простых шивер Витим выходит из гор, где сразу виден железнодорожный БАМовский мост и поселок Витим на левом берегу. Место причаливания видно по остаткам катамаранов и плотов. До станции 15 минут ходу.

Сплав по р. Витим

Район сплава -Забайкалье

Нитка маршрута : Екатеринбург-Чита- п. Романовка - сплав по Витиму- БАМ (мост через Витим)- Таксимо- Екатеринбург.

Сплав средства - 3 катамарана 4-ки + 2 мотора Tohatsu 3,5 и Mercury 3,3.

Сроки чистого сплава 31.07.2014 по 14.08.2014

Заброска

От Читы до п. Романовка добирались на заказанном микроавтобусе. Дорога по большей части грунтовка, но в хорошем состоянии. Продукты и бензин были куплены в Чите заранее. По дороге за 50 км. До Романовки заготовили жерди для катамаранов. Стапель организовали ниже Романовки на 2 км. здесь (53°14"52.19"С 112°48"32.65"В). Берег крутоват но есть спуск к воде. Дров для постройки катамарана близко нет, можно только вернуться назад 1 км (есть береза). Но, нам хватило заготовленных.

Предисловие

Сплав длинный в наши сроки 2 недели без моторов пройти было бы сложно. В первые дни два дня проходили около 50 км при норме 60. уровень воды не большой много перекатов и мелей часто глушим моторы. Потом втянулись, шли с превышением нормы, максимально за день прошли 92 км. На второй половине сплава прошел дождь, вода в реке начала прибывать. В устье р. Колар за ночь после дождя вода поднялась более чем на метр и поднималась два следующих дня (предполагаю, что полный подъем воды за двое суток составил около 3-х метров. В предпоследний день при максимальном уровне воды по реке несет много деревьев. Скорость реки 10….20 км/ч. Все шиверы залиты водой волнение минимальное. За последнюю ночь 6 км от БАМа вода упала более чем на 2 метра.

Для нашей группы пройти Витим за 2 недели было невозможно. На сплаве были использованы 2 двигателя MERCURY 3,3 M и TOHATSU M 3.5 B2 двигатели близнецы и братья. До похода у меркурии была наработка более 100 часов, Дохатсу до конца не прошел обкатку. Винты были 2-х типов с шагом 6 и 7 дюймов. Перед сплавом изучал тему с винтами и все советовали ставить винты с 7 шагом. На сплаве попробовали и те и другие сравнивая скорость, расстояние, потребление топлива, на разных участках реки с разными винтами. Шли кроме первых двух дней сцепкой из 3-х катамаранов. По результатам сплава выкладка получается примерно такая:
-7 шаг винта, проходимое расстояние на 1-й полной заправке (1,4 литра) 20…24 км
(на 1/3 газа более смысла нет) скорость 7,5….9 км/ч.
-6 шаг винта, проходимое расстояние на 1-й полной заправке (1,4 литра) 18…21 км
газа добавляли чуть больше (на слух) скорость 8,5…..11 км/ч.
Из сравнительных результатов видно, что с 6-м шагом скорость несколько больше и движок работает на слух приятнее, хотя топливу расход больше.
В первые 2 для когда шли в формате 2-х спаренных катов с мотором и одного ката с мотором, последний хоть и имел большую скорость, но оторваться на большое расстояние в течении часа не мог. Следовательно рекомендуемая (знатоками) установка 7 шага винта сомнительна. Кстати у TOHATSU M 3.5 B2 по умолчанию идет 7 шаг винта, у MERCURY 3,3 M по умолчанию идет 6 шаг винта. На будущее есть задумка попробовать винт с шагом 5 дюймов для тяжело загруженного катамарана.
На весь сплав в Чите было куплено 120 литров по 60 литров на мотор. На выходе осталось 12…18 литров. Может быть если в последние 4 дня вода так сильно не поднялась бензин ушел бы весь.
Показали движки себя хорошо, за все время срезали всего одну шпонку.

Рыбалка на такой реке могла быть и лучше. С рыбой были всегда, в первые 3 дня ловили только щуку и окуня, дальше пошел ленок. Ловили только на спиннинг, как с берега на стоянках, так и с катамарана на ходу (на перекатах). В последние дни при подъеме воды рыбалки не было никакой. Трофейных рыб не взяли. Самый большой ленок 1.4 кг, щука 4.5 кг.

Выброска

Утром встали как всегда вышли в 10-00 прошли на катах 6 км. По совету местного встали с лева там кде начинаются первые дома по совету местного. День был жаркий по этому удалось просушить все снаряжение. Выбирались до ст. Таксимо на рабочем поезде поезд должен был придти в 19-20 по бурятскому времени, а пришел в 19-00 и поехал как только мы загрузились. В Таксимо не нашли ни квартиры ни гостиницы где бы можно было переночевать т.к. наш поезд был только утром. Из удобств только туалет и душ. Пришлось ночь коротать в зале ожидания. Поезд Нерюнгри -Домой пришел без опоздания, и опять 3 суток изматывающей дороги.

График прохождения маршрута

Пройденное расстояние

Стоянка по GPS

От стапеля прошли 15,6 км

Прошли 44 км

Прошли 62 км

Прошли 63 км встали через 4 км от Поселка

Прошли 66 км

Прошли 72 км

Прошли 67 км

Пошли 92 км

Прошли 55 км

Прошли 54 км встали в устье р. Колар

Прошли 32 км

Прошли 56 км

Прошли 50 км встали у ручья Ралокушеровский

Прошли 6 км Встали перед мостом у лодок


29,07
С утра дождь льет, вставать не охота, поспим еще чуточку… Спустя эту самую чуточку меня разбудил Дима. Надо же как быстро он сготовил поесть! Молодец - хвалю! Небо серое после дождя, но вроде бы расходится потихоньку. Вода упала на 10 сантиметров, я вечером поставил метку, чтобы узнать как изменится уровень.
В лоции сказано, что в устье Бамбуйки есть поселок - надо туда обязательно зайти, если есть связь - позвонить домой, прояснить ситуацию с мчс, и зарядить аккумулятор к фотику, а то придется до конца похода снимать на телефон…

До устья Бамбуйки дошли за час. Вода в притоке чистая, прозрачная - особенно по сравнению с водой Витима, которая из-за паводка приняла коричневый оттенок. Течение у Бамбуйки сильное, не выгребем вверх по течению, так что придется идти пешком по тропе, которая начинается прямо от устья.

Взяв с собой все необходимое, я и Димон отправились по тропе, а Костян остался у катамарана жечь костер, готовить чай.
«Да не зарастет народная тропа!» От тропы осталось одно название, много ответвлений, которые упираются в бурелом… Приходится ломится через кусты. В некоторых местах валяются матрасы, одежда… Не самое приятное место из тех где мне доводилось бывать...
Прошатавшись по этому лесу полчаса, решили возвращаться назад. Мы с удовольствием зашагали к берегу, потому что комары лютые...
Я таких не встречал никогда… Эти Бамбуйские комары - сущее воплощение зла! Скорей, бегом к кату, и гребем подальше от этих ужасных созданий….
Не знаю, есть ли там этот поселок, но уж точно могу сказать, что тропой никто явно не пользуется…


Бамбуйская котловина закончилась, когда мы вплотную подошли к Южно-Муйскому хребту. К горе Шаман! Как только зашли в каньон - задул ветер…
Точно такой же, какой дул в горах до Бамбуйской котловины… Помимо ветра тут появились многочисленные деревья и кусты, плывущие по реке (вчера, при входе в котловину, они пропали). Сзади нас движется громадная грозовая туча, видно, как там сверкает и льет дождь. Неужели намочит?
Обошлось, туча ушла в сторону.


Началась серия перекатов и шивер. В нашу воду все идется очень просто - весело прыгаешь на 1.5 метровых валах и радуешься!
Единственная проблема здесь - это слалом между опасных для катамарана деревьев.





Причалили к берегу возле Тулдуньской шиверы, посмотреть тропу на гору Шаман - мы сейчас прямо у ее подножия. Тропа есть, но теряется в березовой роще… Эх, как же мы хотели подняться наверх! Но вся эта ситуация с мчс… надо идти до моста…
Тулдуньская шивера порадовала огромными валами 2-2.5 метра! Как на аттракционе - вскарабкиваешься в «гору», а потом весело скатываешься с нее!

В шивере №17, возле островка увидели первую и единственную за весь наш поход «бочку»! Небольшая бочечка -ничего примечательного, кроме того, что она единственная. (На вокзале мы потом встретим двух туристов, которые прошли здесь через день после нас, когда вода спала. Так вот, они поведали очень интересную историю об «Огромной бочаре в половину Витима!»)

Участок, на котором Витим пересекают Южно-Муйский хребет, на мой взгляд самый красивый на всем протяжении от Романовки до БАМа!



На выходе реки из хребта поднялся густой туман… Ничего толком не видно, зато слышно! Отлично слышно!
Гудок поезда, а затем и стук колес - дошли! Очень неожиданно показался мост. Горы расступились, рассеялся туман и вот он, как на ладони - мост через Витим - конец нашего пути…


Антистапель провели на левом берегу возле моста, тут же будем ночевать - сегодня на поезд уже опоздали. Разбираем снарягу, сушим все мокрое, готовим ужин. Комары тут, наверное еще злее чем на Бамбуйке - весь вечер ходим в сетках-накомарниках, спрятав руки в рукава.
Когда разобрались со снаряжением, я пошел фотографировать окрестности, а именно - знаменитый автомобильный мост для любителей острых ощущений, БАМ...


В поселке, который находится недалеко от нашего лагеря, познакомился с местными промысловиками-нефритчиками. От них узнал про мчс - искали не нас, искали Читинцев.
После долгих посиделок у нефритчиков пошел в лагерь, чтобы пораньше лечь спать - завтра подъем в 6 утра. Поедем домой!!!



Что еще почитать