Святые места европы. Православные святыни Германии и Европы

Кельн-Трир-Эшо-Страсбург-Париж-Шартр-Амьен-Брюгге-Прюм-Ахен

Главная святыня Европы - Терновый венец Господа в соборе Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris). Поклониться этой святыни и была основная цель паломничества группы прихожан Покровского храма.

Святыню выносят для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в 15 часов. Потому и маршрут был рассчитан так, чтобы в этот день быть в Париже. Это был четвертый день нашего путешествия. С утра мы посмотрели достопримечательности города, а потом, ближе к назначенному времени, добрались до собора. Отстояв в очереди, мы вошли в него. Собор был полон людей. Мы остановились в проходе, оглядываясь, куда бы нам приткнуться. И вдруг из хранилища к алтарю двигается процессия. Священники в белых облачениях, с кадилом, со свечами, а за ними несут Терновый венец. Прошли мимо нас и положили Его на аналой, для поклонения.

Ковчег, в котором хранится Терновый Венец

Мы даже не успели осознать, что произошло. В таком шоковом состоянии разбрелись по собору, занимая свободные сидячие места. В это время шла служба. Что-то читали и пели, нам не понятное. На аналое лежало орудие пыток и в душе росло покаянное чувство. Ведь мы до сих пор распинаем Христа своими грехами. Потом это чувство сменилось спокойствием и тишиной, от присутствия Божия. И потекла молитва за родных и близких, за болящих и страждущих, за всех, кого не было рядом с нами. Мужчины в белых накидках и белых перчатках стали поднимать по очереди ряды людей. И человеческая река двинулась поклониться и приложиться к святыни. Мы сидели далеко и ждали, когда Господь позовет и нас. Никто не лез без очереди, ни толкался. Так же было как у Плащаницы Господа в Турине.

В соборе Парижской Богоматери

А теперь о самом венце. Первоначально Терновый венец находился в Константинополе, в Фаросской церкви. Когда крестоносцы в 1204 году захватили Константинополь, многие святыни были расхищены и оказались на Западе. Точно известно, что Терновый венец был выкуплен святым королем Франции Людовиком IX у венецианцев. За сорок километров до Парижа он снял свои регалии и обувь, вместе со своим братом принес святыню на плечах в город, в специально построенную Святую капеллу. Позже святыню перенесли в собор Парижской Богоматери.

Терновый венец Господень - это венок из прутьев терновника, переплетенных с прутьями ароматического растения зизифуса. С практически не сохранившимися шипами. Венок помещен в хрустальное кольцо с золотой оправой. Диаметр венка 21 см. Хранится в ковчеге.

Другие Святыни собора. Палатинский крест - ковчег для хранения частиц Креста и Гвоздя Господних.

А теперь вернемся к началу паломничества. Посещаем самый высокий готический собор Европы в г.Кельне, который строился 630 лет, как ковчег для мощей трех Волхвов, мудрецов с Востока, хранящихся здесь. Поклоняемся и мы мудрецам и поем кондак Рождества.

Далее город Трир. Город святых равноапостольных Константина и Елены. Здесь жила святая равноапостольная царица Елена с сыном Константином, после того как Констанций Хлор развелся с ней и женился на Феодоре. Только после смерти Констанция, когда войска провозгласили Константина императором, стала жить при дворе, в Риме.

Решетка перед ковчегом с Хитоном

«Разделиши ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» (Пс. 21.19) Он не сшит, а ткан непрерывною нитью. На нем были обнаружены большие кровяные пятна на задней спинной стороне. Это позволяет предположить, что после бичевания Господь был одет в нее для несения креста на Голгофу. Хранится Хитон в ларце свернутым из-за ветхости. Его переложили на ткань, обработанную антисептическими средствами для защиты от всевозможных повреждений. Извлекается из ковчега крайне редко. Последний раз такое событие было в 1984 году. Там же в сокровищнице - частицы мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла, часть цепи, которой был скован апостол Петр, чаша царицы Елены.

В этот же день мы посетили монастырь апостола Матфея, от 70-ти. Приложились к его мощам, под спудом. Здесь же покоятся мученики Фивейского легиона и св. Евхарий и Валерий.

Утром следующего дня переезжаем в г.Эшо, где в церкви св. Трифона хранится ковчег, в котором находились мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В свое время мощи святых Веры, Надежды и Любови были сожжены, а благочестивые христиане собрали пепел и хранили, пока храм не открылся. Теперь этот пепел, а может, и сохранившиеся частички мощей хранятся в ковчеге. Отдельно хранятся частичка мощей св.Софии, а так же частичка Креста Господня.

Четвертый день. С утра отправляемся в Париж, к мощам равноапостольной царицы Елены, которые находятся в крипте церкви Сен-Ле-Сен-Жиль, переданные сюда монахом Дон-Гроссар, который, спасая их от осквернения во время Французской революции, хранил их у себя 28 лет. Здесь разрешают служить и русским.

Величественный собор Сент-Мари-Мадлен хранит частицу мощей равн.ап. Марии Магдалины. Погребена святая мироносица была в Эфесе, где она помогала апостолу Иоанну Богослову. Потом ее мощи были перевезены в Константинополь, а оттуда часть мощей - в Париж, а Ее глава в Прованс, в город Сен-Максимен, недалеко от Марселя, но туда мы не попали.

В этот же день поклоняемся Терновому венцу Спасителя, на другой день выезжаем в Шартр. В IX веке здесь появилась драгоценная святыня - Риза Пресвятой Богородицы.

Часть Ризы Божией Матери
Собор Нотр-Дам (XII в.), где хранится Риза
Пресвятой Богородицы, г.Шартр (Франция)

«Какую поистине благодать заключает в себе эта Божественная и Всесвятая Риза, которую, как мы веруем не только надевала на Себя Матерь Бога-Слова, но в ней носила и питала млеком Своим Богомладенца-Христа...» (Византийский временник 1895 г.) «Слово Церковное на Положение Ризы Божией Матери во Влахерне» Феодора Синкелла повествует, что по завещанию Самой Пречистой, Риза была передана вдове, присутствующей на погребении Богоматери. И в течении четырех веков хранилась избранными представительницами ее рода, пока два брата Галвий и Кандид не обнаружили ее в маленькой деревне у Назарета и не привезли во Влахерн. Там для нее построили храм. Это от Нее чудо видели князья Аскольд и Дир во время похода на Константинополь, когда патриарх Фотий опустил Ризу в спокойное море, которое вдруг вскипело и потопила множество русских кораблей. Многие спасшиеся, в том числе Аскольд и Дир, приняли святое крещение. В последствии Ризу разделили на части. Одна из них находится в Успенском соборе Кремля, часть в Риме, но наиболее значительная часть в кафедральном соборе Нотр-Дам-де Шартр, построенном в 1260 году в Честь ризы Пресвятой Девы. Там нам разрешили отслужить молебен.

В этот же день мы успели побывать на кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев-де Буа. Здесь была отслужена панихида. Надпись на могиле: «Русские люди, где бы вы не были, любите Россию, настоящую, прошедшую и будущую, и всегда будьте ее верными сынами и дочерьми».

Сегодня шестой день нашего паломничества, воскресенье. Отправляемся на службу в православный храм св.Александра Невского в Париже. С утра успеваем заехать в маленький храм Московского Патриархата «Трех Святителей», переоборудованный в храм из гаража. Храм же св.Александра Невского - большой, красивый не только с наружи, но и внутри. Здесь мы причащаемся.

Небесным покровителем Парижа является св. Дионисий Ареопагит. Он был обезглавлен на холме Монмартр (гора мучеников) вместе со священником Рустиком и диаконом Елевферием. Побывали мы и там. На вершине холма величественный собор. Оттуда виден весь Париж.

Эйфелеву башню тоже посмотрели со смотровой площадки, где встретились с курсантами морских училищ с барка «Крузенштерн».

Удивительный и пожалуй самый красивый город, который мы посетили Это город Брюгге. Его называют маленькой Венецией, из-за множество каналов, по которым возят гостей города на катерах. Но нас больше интересует базилика Святого Василия, но ее здесь больше называют базиликой Святой Крови, в честь хранящейся там святыни. В прозрачном сосуде из горного хрусталя находится Кровь Господа Иисуса Христа, собранная на месте распятия на Голгофе куском овечьей шерсти. Эта святыня так же была вывезена крестоносцами, среди которых были и жители Брюгге. Там основано Братство Святой Крови. Нам тоже удалось приложиться к этой святыне.

Из Прюма переехали к святыням г.Ахена: пелены Богомладенца Христа, Ризы Пресвятой Богородицы, Плат от усекновения Главы крестителя Иоанна. Город Ахен трансформировался от слова Аква (вода), так как здесь находятся сероводородные источники. Там лечился когда-то Петр I.

Не ко всем святыням могли мы попасть за одну поездку. Вечером улетаем домой. За все благодарим Бога. Слава Богу за все!

Галина Александрова
июнь 2013 года

Часто россияне, в том числе и воцерковленные, когда слышат о паломничествах по Западной Европе, задают вопрос: » Откуда православные святыни в Западной Европе? Перед, чем там можно молиться? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир?»

Отвечают руководители Паломнического и культурно-просветительского центра Св. апостола Фомы в Европе Тимофей и Эльвира Китнисы.

Люди забывают, что и у нас и у западных христиан совместная тысячелетняя история до раскола Церкви 1054 года, а соответственно и общие святыни и святые. Просто внимательно нужно смотреть наш церковный Православный календарь, там это все отражено. Многие святыни относятся именно к тому периоду, а многие вывезены с православного Востока во время Крестовых походов. К примеру, в печально известном IV Крестовом походе 1204 года крестоносцы захватили Константинополь, а там находилось огромное количество святынь, которые затем и оказались на Западе.

Именно так на территории Западной Европы появились: Терновый Венец Спасителя, Глава (вернее, лицевая часть) святого Пророка и Крестителя Иоанна, Туринская Плащаница. Некоторые святыни, оказались в Западной Европе в качестве благочестивых даров Константинополя и Рима – варварским королевствам, для укрепления их в вере Христовой. Множество святынь пришло в Европу при Карле Великом, когда король утверждал в вере Христовой империю франков. Нужно сказать, что Карл не только создавал империю, но и проводил христианскую миссию среди саксов и других варварских народов.

Именно в первое тысячелетие истории еще не разделенной Церкви устанавливаются древнейшие паломнические пути. Один из самых известных на сегодняшний день – это путь святого апостола Иакова , к его мощам в Сантьяго – де – Кампостелла в Испании. Первые паломнические путеводители XII-XV вв.. можно назвать самыми настоящими инструкциями для паломников. Кроме того, в них рассказывается, как, например, бичуются лодочники, которые бессовестно обирают людей, желающих переправится через реку. Поэтому история, традиции паломничества складываются достаточно давно. А само понимание паломничества, как образа духовного подвига относится к первым векам христианства.

Первые паломники – это люди, которые шли, например, в Рим, где были гонения на Церковь , и среди христиан уже появились первые мученики. Люди издалека шли к их гробам, чтобы помолится, попросить у них заступничества перед Господом, порадоваться, что у Христа появились новые мученики. Это первая форма паломничества. Зачастую власти выставляли засады в тех местах, где были гробы мучеников, определяя, таким образом, христиан. Одним словом, святыни появились в Западной Европе уже в первые века истории Церкви, и их действительно можно назвать Вселенскими святынями.

Например, мощи мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии , которые вот уже более 1200 лет назад были принесены в маленький городок Эшо (русский перевод – «Ясеневый остров») , рядом со Страсбургом, или Глава св. царицы Елены - в германском городе Трире .

В России им посвящено множество храмов, их имена так близки русскому человеку так, что даже забывается, что события их земной жизни проходили на территории современной Европы. Ведь святые мученицы приняли мученический венец в Риме, а св. царица Елена начинала свою равноапостольную проповедь в Трире, где сохранился дворец ее сына св. Константина, куда она передала из Иерусалима часть Хитона Господа Иисуса Христа . Когда люди узнают об этом, они начинают совершать поездки в Европу, молиться этим святым, обращаться к их небесному заступничеству.


Когда Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, он решил, что город должен стать также и духовной столицей империи. Для этого царь переносит в город святыни того времени, особо связанные с идеей государственности: список с подлинника Казанской иконы Божией Матери и мощи благоверного князя Александра Невского. Скоро у города появились и собственные святыни - здесь просияли Ксения Петербуржская, Иоанн Кронштадтский, а также последний духовник Александро-Невской лавры перед ее закрытием святой Серафим Вырицкий. На то, чтобы поклониться всем этим святыням, уйдет не меньше четырех дней


Греческий остров Корфу позволяет совместить летний отпуск на море с паломничеством и средиземноморский загар - с осмотром достопримечательности разной степени древности. Кроме храма святителя Спиридона Тримифунтского и его мощей, на острове множество святынь


Лето – пора отпусков, многие наши сограждане предпочитают проводить свой летний отпуск в Турции, чьи курорты очень популярны у русских туристов. Малая Азия, то есть территория современной Турции – колыбель восточного христианства, земля богатая уникальными христианскими памятниками. Одно из уникальных исторических мест современной Турции – город Изник, или Никея, родина двух вселенских соборов и православного Символа веры, который мы читаем за каждой литургией.


Православная семья: папа (37 лет), мама (40 лет), Миша (10 лет) и Маша (9 лет) за 21 день в августе 2007-го на старенькой машине проехали 12 тысяч километров по территории шести государств, искупались в пяти морях и поклонились малоизвестным православным святыням Ближнего Востока. Оказалось, для этого нужна только решимость, немного денег на бензин и пара виз, которые в Москве можно получить за час!


Перед поездкой в Закарпатье нас несколько раз спрашивали: «А вы не боитесь? Это же Западная Украина! Там же национализм!». Но мы почему-то не боялись.


Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть - как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон.


Тема нового, июньского номера журнала Нескучный сад о путешествиях. Сейчас модно путешествовать по Европе. А знаете ли вы, какие в Европе есть святыни, которых нет в России? Итак – главные святыни Европы в журнале Нескучный сад в июне


Когда лет двадцать назад начали организовывать первые паломничества к святыням Западной Европы, удивление многих православных вызывал сам факт: какие ж на Западе могут быть «святыни»? Вспомнили историю, неразделенную Церковь, признали - святые в Европе есть. Но вопросы остались: а как же, если «наш святой» (неразделенной Церкви) лежит в их католическом храме? Или «наша икона» - там же? Как вести себя в этом храме? Оказывается, в свое время эти вопросы волновали даже архиереев-эмигрантов


Самому древнему паломническому маршруту Европы - пути апостола Иакова в Испании посвящен самый первый путеводитель для паломников. Его автором считается папа римский Каллист II (XII век). Путь был опасным, все время нападали мавры-мусульмане и местные бродяги. Обеспечивали охрану рыцари Ордена святого Иакова, но решались идти только герои духа (и судя по историческим источникам, их было немало). Сегодня Путь апостола Иакова охраняется ЮНЕСКО. А паломникам, его прошедшим, выдают «паспорт пилигрима»


В Париже, на острове Сите, в главном храме Франции - соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), выстроенном, между прочим, на пожертвования граждан: королей, епископов и горожан, хранится одна из величайших святынь христианского мира - Терновый венец Спасителя


Еще до середины XX века в Бельгии о Православии почти никто не слышал, а если и слышал, считал сектой. Сегодня единственный мужской православный монастырь страны во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Московского Патриархата) - один из главных паломнических центров для всех бельгийских христиан


18 лет назад в Америке были обретены мощи свт.Иоанна Шанхайского. В конце сентября Церковь празднует это событие. О том как были обретены мощи святителя корреспонденту журнала «Нескучный сад» рассказывает очевидец, протоиерей Петр Перекрестов:


Для тех кто не смог или не успел купить бумажную версию нашего журнала, в свободный доступ мы выкладываем его PDF версию. Итак, перед вами июньский номер "Нескучного сада". Тема номера - Главные святыни Европы

Как известно христианская Церковь не всегда разделялась на Католическую и Православную. Так сложилось, что в 1054 году после Рождества Христова произошел трагический раскол между Восточной и Западной Церквами. В наследие от прежней целостности остались общие святые, прославившиеся своими житиями до разделения Церквей. Многие из них подвязались здесь в Европе. И мы, заходя в католические храмы, не подозреваем о том, что там хранятся мощи святых, почитаемых Православной Церковью.

Также в XII и ХIII веках в результате Крестовых походов в Европу попало большое количество христианских святынь. Не мало их храниться и на немецкой земле.

1. АХЕНСКИЕ СВЯТЫНИ

Каждые 7 лет Ахен приглашает на праздник, центром которого является поклонение четырем из многих реликвий, которые находятся со времен Карла Великого в Дворцовой Капелле. Это изделия из ткани, почитаемые как туника (платье) Девы Марии (по преданию она была на Божией Матери в Святую ночь); пелены, которыми Мария перепеленала младенца Иисуса; полотенце, на которое положили главу св. Иоанна Крестителя после ее усекновения, а также повязка с чресел Господа нашего Иисуса Христа.

Реликвии – главные святыни Дворцовой капеллы, построенной Карлом Великим по его плану. По преданию, реликвии, связанные с жизнью Господа нашего Иисуса Христа, Девы Марии и других святых Нового Завета, Карл Великий получил от Папы, которому они были переданы посланниками из Константинополя и Иерусалима.

2. СОБОР СВЯТОГО КОРНИЛИЯ КОРНЕЛИМЮНСТЕР.

Святыни Собора св. Корнилия связаны исключительно с Иисусом Христом и называются библейскими или евангельскими:

  1. Лентион или полотенце Господа, которым Он препоясался (Ин. 13:4) перед тем как умыть ноги ученикам на Тайной Вечери;
  2. Синдон или погребальное покрывало (Лк 23:53), которое было, согласно преданию, использовано Иосифом Аримафейским при погребении Иисуса;
  3. Судáрь, согласно преданию это плат, (Ин 20:7) которым в соответствии с иудейскими обычаями покрыли голову умершего Иисуса.

Научные исследования этих тканых реликвий подтверждают их античное и ближневосточное происхождение. Три эти тканые реликвии находились сначала в Ахене, вместе с другими святынями, которые Карл Великий подарил своей Дворцовой Капелле. Людвиг Благочестивый, его сын и наследник, взял их из реликвария и передал церкви св. Корнилия в местечке Корнелимюнстер, расположенном в долине р.Инде (10 км южнее Ахена). В отличие от драгоценной раки, в которой сохраняются святыни в Ахене, реликвии в соборе св. Корнилия лежат в простом деревянном ковчеге.

3. ТРИР

Исторически сложилось, что город Трир явился колыбелью Христианства в Германских землях. Самый древний в Германии - город во времена императора Диоклетиана имевший статус одной из четырех столиц Римской империи, по праву именовавший себя «Северным Римом», освятился молитвой великих христианских святых: апостола Матфия (чьи мощи почивают в монастыре, носящем его святое имя), Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского и Мартина Турского в разное время подвизавшихся в этих краях в христианском житие и молитве.

Крипта церкви Cв. Павлина, в которой открыто почивают мощи Трирских мучеников и покоится Cв. Павлин.

Этот город освящен кровью мучеников знаменитого Фивейского легиона, - свидетелей Христовых, чье житие и славная кончина по сей день прославляют истину Веры во Христа. Их мощи открыто почивают в Церкви святого Павлина. Именно в Трире в начале IV века, святой Равноапостольный Константин готовил «Миланский эдикт» для чад Церкви Христовой. В городе сохранился тронный зал императора, чья деятельность приравнена Церковью к деяниям апостольским.

Здесь же прошла значительная часть жизни его святой матери – Равноапостольной Царицы Елены. В кафедральном соборе города, во имя апостола Петра, благочестиво сохраняется её Глава, а так же Хитон Спасителя который, по преданию, Царица привезла из Святого Града Иерусалима. Кроме того, в сокровищнице собора, хранится привезенный ею святой Гвоздь и Сандалия святого апостола Андрея Первозванного. Частицы мощей Св. праведных Иоакима и Анны.

Трир по достоинству носит звание не только самого древнего, но и одного из самых красивых городов Германии.

4. КЁЛЬН

Кёльн – один из самых древних городов Германии (около 5000 лет), постоянно оспаривающий свое старшинство с Триром.

В 1164 году император Фридрих Барбаросса совершил поход на Италию, в Милан, где захватил мощи трех волхвов, хранившиеся в одном из миланских монастырей. Потом он передал святыню в дар Кёльну.

По преданию, мощи трех волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке – в Медиолан (современный Милан). «Когда, – сказано в книге Иоанна Хильдесхаймского, – перенесли мощи трех царей из Константинополя в Милан, то с помощью толкования даров, поднесенных Господу царями, были изобличены и опровергнуты все ереси и заблуждения. Ибо сии три дара знаменуют в едином лице Христа Божественное величие, царскую власть и человеческую смертную природу: ладан означает приношение жертвы, золото означает дань кесарю, смирна – помазание мертвых. И честные христиане всего мира веруют во Христа как в истинного Бога, истинного Царя, истинного Человека».

Помимо мощей трех волхвов архиепископ Райнальд Дассенский привез из Милана в Кёльн и резное изображение Богоматери, глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 году. Впоследствии примерно в 1290 году было создано дошедшее до нас изображение Богоматери, на которое было перенесено название «Миланской мадонны». «Миланская мадонна» считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики Ее создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров.

В соборе хранятся бесценные сокровища, которым несть числа.Наиболее ценные реликвии собора – звенья цепи, которой был скован св. апостол Петр в узилище, и его посох. В Риме, в церкви св. Петра в Винколи хранится цепь, которой, согласно легенде, был скован св. Петр. Три звена из этой цепи были привезены в дар кёльнскому архиепископу Бруно (953 - 965 гг.). При проведении церковных процессий архиепископ всегда нес их впереди процессии.

Кёльнский собор – это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей.

5. МЁНХЕНГЛАДБАХ

Первые сведения об этих реликвиях нам дает повествование об основании Гладбахского монастыря, которое вышло из стен монастырского скриптория в XI веке. В этом витиеватом рассказе упоминается некий знатный муж именем Бальдерих, который приказал построить на Гладбахском холме церковь. Первые реликвии подарил этой церкви сам император Карл Великий (742–814). Церковь была разрушена уграми в 954 году, а святыни – частицы мощей свв. Вита, Корнилия, Киприана, Варвары и Хрисанфа – защитники храма спрятали при приближении врага, вложив их в полый камень и закопав. Археологические раскопки, проводившиеся на горе под руководством профессора Хуго Боргера, подтвердили существование поселения на горе в позднекаролингскую эпоху.

Далее предание поветсвует о новом обретении утраченных святынь. Рассказывается, что в 974 году Кельнский архиепископ Геро и сопровождавший его Сандрад, монах из Трира, искали место для будущего монастыря. Дойдя до руин на Гладбахском холме, они услышали вдруг колокольный звон, идущий откуда-то из недр горы. Чудесный колокол привел епископа и монаха на то место, где были спрятаны реликвии в полом камне. Таким образом, место для основания нового монастыря было определено волей Божьей. А монах Сандрад стал первым настоятелем монастыря.

Монастырь пользовался особым покровительством своего основателя – архиепископа Геро. Предполагается, что именно он, возвратившись из византийской поездки со множеством реликвий, преподнес Гладбахскому монастырю его главные святыни – евангельские, как в Ахене и Корнелимюнстере. Однако впервые эти реликвии упоминаются документально лишь около 1275 года. Речь идет о куске ткани, почитаемой как часть скатерти, на которой совершалась Тайная Вечеря, и о другом куске, являющимся, по преданию, частью багряницы Христовой. Здесь же хранятся осколки посуды, которая должна была использоваться во время Тайной Вечери, и части одежд девы Марии и евангелиста Иоанна.

Еще одна святыня Гладбахского монастыря – часть главы св. Лаврентия.

Открывают реликвии раз в семь лет по образцу Ахенского паломничества, в те же годы. В первый день настоятель собора обербургомистр в присутствии и при участии Ахенского епископа открывают ковчег Тайной Вечери, и извлеченные из него святыни которые демонстрируются народу.

6. МОЩИ СВЯТОЙ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ В БАВАРИИ

В часе езды от Мюнхена в сторону города Бад Тельца, почти у самого подножия Альпийских гор живописно расположен один из самых старинных баварских монастырей - Бенедиктбоерн, основанный в 739 г. Со стороны кладбища, в северной части главного монастырского храма св. Бенедикта находится знаменитая в Баварии Капелла Анастасии.

В алтарной части капеллы находится священная реликвия монастыря – мощи (небольшой фрагмент лобной части) Анастасии Узорешительницы, почитаемые многими верующими. По преданию, эти мощи доставил в 1035 году из Италии один монах, тайно похитивший их в храме Св. Марии в Органо, что под Вероной. Тщательно охраняемые сегодня мощи помещены в небольшой ковчег-мощевик в виде оригинального женского бюста искусно выполненного из серебра и золота и украшенного драгоценными камнями. Сам ковчег символизирует святую Анастасию Узорешительницу, главу которой украшает золотая корона с жемчугом.

7. МОЩИ СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АРАВИЙСКИХ (КИЛИКИЙСКИХ) В МЮНХЕНЕ.

Почти в самом центре баварской столицы (Neuhauser Str. 52) возвышается монументальное здание иезуитской церкви св. Михаила (St.-Michaelskirche). Она построена баварским герцогом Вильгельмом V (1548-1626).

Под алтарем, в подземной часовне, находятся гробницы многих знаменитых людей Баварии и Мюнхена: представителей династии Вильгельма V-го, курфюрста Максимилиана I-го и др. Здесь можно увидеть и гробницу баварского короля Людвига II – известного строителя сказочных замков в Баварии.

Среди великих церковных святынь – частица Животворящего Креста Господня, колючка от тернового венца Иисуса Христа, частица мощей св. апостола Петра. Справа, в одной из боковых часовен, за высокой изящной решеткой под стеклянным корпусом находится еще одна знаменитая во всей Германии святыня – реликварий (ковчег) с мощами святых Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских).Внутри ковчега на специальных подушечках помещены два темно-серых реликвария в виде шапочек, чудно расшитых жемчугом и рубином. них и находятся черепа и кости (всего их 31), принадлежащие Косме и Дамиану и их родным братьям – Леонтию, Анфиму и Евтропию. Архивные документы свидетельствуют, что ковчег с мощами за 2000 талеров приобрел в 1648 году в Бремене курфюрст Максимилиан I (1573-1651).

В Русской Православной церкви известны три двоицы св. мучеников Косьмы и Дамиана:

  1. Римские, безмездные врачи (родились, жили и пострадали в 284 году в Риме от побития камнями при царе Карине, память 1/14 июля);
  2. Асийские, бессребреники и чудотворцы, (родились в Ш веке в Малой Азии от благочестивой христианки Феодотии, мирно скончались и похоронены в Феремане; память – 1/14 ноября);
  3. Аравийские (по месту происхождения), или Kиликийские (по месту страдания вместе с мчч. Леонтием, Анфимом и Евтропием - 287 или 303), память - 17/30 октября.

Агиографические сведения о бессребрениках Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских), которые были современниками Римских, весьмы скудные. Каких-либо исторических фактов и документов о жизни и смерти этих мучеников не имеется. В агиографических произведениях отсутствует четкое разделение сведений о всех трех двоицах Космы и Дамиана. В связи с этим возникают трудности с идентификацией их мощей, иконописных изображений и посвященных им храмов.

8. ЭССЕН.

Согласно информации на сайте Эссенской епархии Католической Церкви, в этом городе находятся частицы мощей Косьмы и Дамиана Асиийских. В городском соборе находится еще не мало реликвий.

Первые святыни попали сюда еще стараниями строителя – святителя Альтфрида. Это о мощах свв. Космы и Дамиана. Но не только. В алтаре крипты (древнейшей части собора, сохранившейся до наших дней) хранятся частицы мощей свт. Киприана Карфагенского и свт. Корнилия, папы Римского. С середины ХI века хранится в сокровищнице необычная святыня – реликварий в форме руки с мощами святителя Василия Великого.

Среди находящихся в сокровищнице предметов есть не только святыни, но и исторические реликвии.

Имена свв. Людгера, Альтфрида Мюнстерского и Альтфрида Хильдесхаймского, строившие эссенский монастырь и прославившиеся здесь как святые, вошли в Собор святых Германской земли, утвержденный на епархиальном собрании Берлинской епархии в 2006 году.

КРАТКИЙ ЭКСКУРС ПО ОСТАЛЬНЫМ СВЯТЫНЯМ ЕВРОПЫ.

Святыни Болгарии:

Рильский монастырь - мощи преподобного Иоанна Рильского, икона Богородицы «Одигитрия». Бачковский Успенский пещерный монастырь - чудотворная икона Богородицы. Ивановский Лом - комплекс скальных монастырей с фресками.

Святыни Греции:

Афины - Ареопаг, место проповеди Апостола Павла перед афинскими философами.

Афон - бухта Св. Климента, место прибытия Богородицы на святую гору, Иверский монастырь - храм в честь Иверской чудотворной иконы Божьей матери, Монастырь Св. Павла: соборный храм, в алтаре которого хранится одна из величайших святынь Афона - «Дары Волхвов».

Коринф - византийская Базилика на месте проповеди Апостола Павла. Патры - Кафедральный собор во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, здесь хранятся мощи Святого и части креста, на котором он был распят.

Фесалонника (современные Салоники) - храм Святого Апостола Павла, храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского, храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Кафедральный собор, в котором хранятся мощи святого Григория Паламы.

Святыни Испании:

Эскориал - дворцово-монастырский ансамбль с соборным храмом св. мученика Лаврентия и «Часовней мощей» - уникальным собранием мощей семи тысяч христианских святых.

Сантьяго-де-Кампостелло - мощи святого Иакова

Святыни Италии:

Рим - частицы мощей Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, апостолов Павла, Матфея, Симона, Филиппа, Иуды, Иакова, Фомы, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Георгия Победоносца, Анастасии Узорешительницы, праведной Анны, царицы Елены и многих других.

Ортона - мощи апостола Фомы

Венеция - собор Святого Марка - мощи Апостола Марка;

собор Святого Георгия - десная рука святителя Василия Великого; Лидо бенедиктинский монастырь на острове - мощи Николая Чудотворца; частица мощей Георгия Победоносца - монастырь святого Георгия

Лоретто - Дом Богородицы (комната подлинного дома, в котором жила Пречистая Дева в Назарете и где Она получила благую весть от Архангела Гавриила о рождении от Нее Спасителя Мира). Статуя Божией Матери, послужившая прототипом иконе "Прибавление Ума";

Неаполь (остров Капри) - место проповеди Св. Марии Магдалины перед императором Тиберием.

Бари - мощи Святителя Николая Чудотворца.

Альберобелло - мощи бессребреников Косьмы и Дамиана

Верона- святителю Зенону Веронийскому,святых мучеников Власия и Иулианы, мощами святых апостолов Симона и Иуды.

Подробно о православных святынях Италии можно узнать на сайте www.italy.orthodoxy.ru

Святыни Кипра:

Ларнака - храм во имя Св. Лазаря Четверодневного, воскрешённого Господом.

Пафос - храм на мести проповеди апостолов Павла и Варнавы, катакомбы древних христиан.

Святыни Мальты:

Бухта Апостола Павла - храм на месте, где Апостол и его спутники вышли не берег после кораблекрушения.

Рабат - пещера, в которой жили Апостол Павел и евангелист Лука, катакомбы святого Катальда.

Святыни Франции:

Эшо - мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Париж - Собор Парижской Богоматери - терновый венец Спасителя. Мощи св. Равноапостольной Марии Магдалины, мощи Святой царицы Елены в крипте храма Сен-Лё-Сен-Жиль.

Эльзас - гора Святой Одилии

Лион - мощи лионских мучеников

Шартр - Плат Пресвятой Богородицы.

Амьен- Честная Глава Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Тур - мощи Святого Мартина Милостевого (Турского)

Святыни Черногории:

Цетинский монастырь - мощи (рука) Иоанна Крестителя, частица Креста Господня.

Острог - мощи святого Василия Острожского.

Святые места Европы. Паломнические туры, церкви, памятники и религиозные достопримечательности Европы.

Благодаря неоценимой помощи Юрия Минулина, генерального директора Паломнической службы «Радонеж», мы продолжаем публикацию статей, посвящённых совершенно особому виду путешествий - паломническим турам. Наша нынешняя тема - святые места Европы. Пусть вас не удивляет, что первая часть статьи посвящена историческому экскурсу: он очень важен для того, чтобы понять, с какими именно целями верующие люди отправляются в Европу. Кроме того, это ещё и просто очень интересно.

Одна из характерных черт православия - почитание святых и святынь. Чтобы поклониться святыням, многие христиане отправляются в паломничество - путешествие по святым местам. Первоначально паломники направлялись к местам земной жизни Иисуса Христа, на Святую Землю, откуда они привозили пальмовые ветки (отсюда и появилось слово «паломничество»). Со временем паломничеством начали называть любые путешествия по святым местам православного мира. Паломничество отличается от туризма, прежде всего, настроем путешественников, хоть «технические» детали во многом и совпадают. Возможны варианты совершения паломничества в группе или самостоятельно, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Зачастую в первую паломническую поездку отправляются с группой, а затем посещают святые места самостоятельно.

Немного истории

Места, которые посещают паломники - это святые места, которые прославились благодаря чудесам, совершённым Богом, Богоматерью, святыми, либо связаны с событиями истории православного народа и жизни святых. В этой статье мы остановимся на рассказе о наиболее значимых для православной культуры святынях европейских стран. Надо сказать, что христианская традиция Европы и православная её составляющая - одна их самых сложных тем в паломнических турах. Поэтому сейчас мы вкратце расскажем, как складывалась в Европе её христианская традиция.

Представим себе Римскую Империю - раздробленные государства, через которые прошли варвары и разграбили все сокровища, которые собирались здесь веками. Восток, не затронутый сильными набегами в 3 веке, отделяется и составляет Восточную империю, в которую входят Греция, Турция, Ближний Восток и Северная Африка. В последствии элементами этой империи станут Болгария , Румыния и часть Италии. Запад же в это время дробится, и именно с этого момента начинается период, который в истории назовут ранним Средневековьем. Появляются Великая Римская Империя Карла Великого, Королевство Франков и т. д., постепенно складываются государства в Восточной Европе. А, как известно, в средние века основой любого государства были его святыни. По всей Европе ходят монахи и странствующие священники. Начинают зарождаться первые ростки христианства, которые были переданы апостолами. Ведь апостолы по церковной традиции прошли с проповедью по всему Средиземноморью. Как правило, именно эта тема затрагивается при разработке паломнических программ в такие страны как Греция , Мальта , Турция и Италия .

Другое событие, которое повлияло на формирование христианской традиции Европы - крестовые походы на Ближний Восток, которые начались в 11 веке. Из этих походов крестоносцы начали привозить всевозможные святыни.

Ватикан и Собор Святого Петра

А как появилась первая христианская святыня? История говорит следующее: в 3 веке царица Елена - мать императора Константина - решила поехать на Ближний Восток, чтобы убедиться в том, что Христос действительно существовал как историческая личность. Опираясь на рассказы местных жителей, она находит те места, где был Иисус, и начинает там раскопки. И находит старый город, остатки городской стены, храм и несколько крестов. Перед Еленой встаёт вопрос - что это такое? По уже церковной легенде в этот момент мимо проносили больного, она попросила приложить его ко всем крестам, и если он выздоровеет или почувствует облегчение - значит, это тот самый крест, на котором был распят Спаситель. И больной выздоровел, а Елена поняла, что это Крест Господень. Именно в этот момент и появилась первая христианская святыня. Если до этого времени апостолы ходили и проповедовали только словом, то теперь у христиан появляется материальная, осязаемая ценность. Слово «святыня» материализуется, и люди начинают относиться к новой для них религии уже не просто, как к чему-то неизвестному.

Большая часть Животворящего Креста сейчас находится в Риме в храме Иерусалимского Креста Господня. Если перечислять римские святыни, обязательно стоит упомянуть «Святые Ясли Иисуса» - они находятся в базилике Санта-Мария Маджоре, а также и «Святую лестницу» (сейчас находится в храме Сан-Лоренцо), по который Спаситель шёл к Пилату. Она была привезена в Европу уже крестоносцами. В небольшом, но очень важном для всей христианской культуры городке Лоретто находится перенесённый теми же крестоносцами из Назарета Дом Пресвятой Богородицы.

Другие значимые святыни, перевезённые из других стран: Терновый Венец Спасителя - находится в Париже , в Соборе Парижской Богоматери. В Страсбурге - мощи мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, в Праге - мощи Вячеслава Пражского и Людмилы. В Венеции - мощи Святого Марка (Собор Св. Марка), в Риме - мощи Св. Апостола Петра (Собор Св. Петра) и мощи Св. Апостола Павла (базилика Сан-Паоло-Фуори-Ле-Мура). В Бари - мощи Святителя Николая Чудотворца (базилика Сан-Никола), в Турине - Святая Плащаница, вывезенная крестоносцами из Константинополя.

Ещё один из переломных моментов в православной истории - Седьмой Вселенский Собор (8 век), на котором утвердили, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности: с этого момента икона становится реликвией. Чудотворные иконы появляются во многих странах и привлекают паломников со всего света.

Святыни Кипра: Ларнака - храм во имя Св. Лазаря Четверодневного, воскрешённого Господом. Пафос - храм на мести проповеди апостолов Павла и Варнавы, катакомбы древних христиан.

Святыни Мальты: Бухта Апостола Павла - храм на месте, где Апостол и его спутники вышли не берег после кораблекрушения. Рабат - пещера, в которой жили Апостол Павел и евангелист Лука, катакомбы святого Катальда.

Святыни Франции: Марсель - аббатство Сен-Виктор, храм Нотр-Дам-де-ля-Гард (Богоматери Защитницы). Реймс - кафедральный собор во имя Пресвятой Богородицы.

Святыни Черногории: Цетинский монастырь - мощи (рука) Иоанна Крестителя, частица Креста Господня, Острог - мощи святого Василия Острожского.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Практика

Теперь перейдём к практической стороне организации паломнических туров по Святыням Европы. Если туристы-паломники не планируют посещение какой-то одной определённой святыни, то лучше выбрать или взять за основу средний автобусный «эконом-тур» по Европе. Это может быть как оборотный автобусный тур (туда и обратно на автобусе) либо другой вариант, когда турист дорогу туда осуществляет на самолёте - например, до Берлина или Ганновера , а потом пересаживается на автобус и совершает паломничество по включённым в программу Святым местам.

При выборе объектов размещения лучше всего останавливать свой выбор на недорогих придорожных гостиницах или отелях среднего класса со всеми удобствами. Питание, как правило - завтраки, а обеды и ужины - в дороге.

В зависимости от того, какие именно Святые места хочет посетить паломник, следует подбирать и продолжительность тура. Большое путешествие по Европе обычно продолжается свыше 15 дней. Посещаемые страны - Финляндия , Швеция , Дания , Германия , Италия и Франция . Большей популярностью пользуются маршруты продолжительностью не более 12 дней, но они, конечно, охватывают меньшее число стран.

Маршруты должны строиться и по малым, и по средним городам. Если это крупный город - возможна остановка на несколько дней. При этом при составлении маршрута и формировании программы тура всегда нужно учитывать, чтобы люди успевали на богослужение. Поэтому всегда крайне желательно, чтобы место размещения было не очень далеко от храма. Питание должно соответствовать постам и постным дням. Прибывать к месту размещения лучше с утра, а не с вечера, чтобы паломники смогли подготовиться к литургии.



Что еще почитать