Танки Франции World Of Tanks. История французских танков – легенды и забытые проекты Техника нового поколения

Второй страной применившей танки на поле боя была Франция. Увязшие в статичной , они понимали превосходство оборонительных средств над атакующими. Для изменения равновесия необходимо было применение кардинально нового оружия атаки.

Первый боевой французский танк был готов в сентябре 1916 года благодаря активности Ж. Этьена которого принято считать основателем французского танкостроения. Будучи начальником штаба артиллерийского полка, он, как и другие проницательные командиры, видел основные возможности изменения положения на фронте. Его идея заключалась в прорыве первой полосы обороны гусеничной техникой, и, уже находясь непосредственно на первой линии, подавлять огнем артиллерии последующие не доступные для полевой артиллерии. То есть артиллерию поставить на штурмующие оборону повозки. Забегая наперед, надо сказать, что боевые бронированные машины, которые у нас называли «танки» у французов именовались именно как «штурмовые артиллерийские трактора».

Генералитет Франции, как и военачальники других стран, к идее постройки танка отнеслась весьма скептически, но благодаря настойчивости Ж. Этьена и поддержке главнокомандующего генерала Ж. Жоффра, удалось получить разрешение на постройку прототипа.
Лидером машиностроения тех годов выступала фирма «Рено», во главе с ее основателем Л. Рено, поэтому вполне очевидно, что первым построить танк Ж. Этьен предложил именно ему. Тот в свою очередь отказался, мотивируя ответ отсутствием опыта работы с гусеничным движетелем. Тогда Этьен обратился к конструктору Э. Брийе, главе фирмы «Шнейдер» — крупнейшего производителя вооружения, тем более, что тот уже имел некий подобный опыт, некоторое время до этого он забронировал трактор «Холт». В январе 1916 года при содействии Ж. Жоффра, фирма получила заказ на создание 400 машин. Позже эти машины станут известны под названием «Шнейдер» или СА1.

По каким-то неизвестным причинам начальник армейского управления моторизации отдельно от главнокомандующего разместил заказ на конструирование тоже 400 танков в фирме «FАМН» города Сен-Шамон, под названием которого танки и выйдут в серию.

Конкретная концепция танка сформулирована не была, поэтому Франция получила два разных образца танков, размещенных на базе гусеничного трактора «Холт». В отличие от английских танков гусеницы не охватывали корпус по периметру, они располагались с боков и под ним, а ходовая часть подрессоривалась, что значительно упрощало управление танками и повышало комфорт экипажа. Но из-за нависания передней части корпуса танка над гусеницами любая вертикальная преграда становилась непреодолимой.
После первых успехов Этьен снова обратился к Луи Рено, на этот раз он не отказал, тем более что Этьен смог более конкретно сформулировать задачу — легкий танк сопровождения пехоты на поле боя, с менее заметным силуэтом и меньшей уязвимостью. Результатом стал один из самых культовых танков мира — «Рено» FT.

Развитие танкостроения

До конца Первой мировой фирмой «FCM» разрабатывались тяжелые танки 1А, 1В, но дальше разработки прототипов дело не пошло.

После войны Франция имела самое большое количество боевых танков. На этой основе генерал Этьен пытался организовать самостоятельные танковые войска с разделением на легкие, тяжелые, и средние танки.
Генералитет думал иначе, и с 1920 года все танковые подразделения были отданы в подчинение пехоте. Появилось деление на пехотные и кавалерийские.

Но активность Этьена не прошла даром, до 1923года фирмой «FCM» выпускается 10 тяжелых многобашенных танков 2С, а компания «FАМН» выпускает целую серию легких танков образца 1921, 1924, 1926 и 1928года, под обозначением М21, М24, М26 и М28. На моделях этой серии французы первые в мире применили возможность двойной проходимости: гусеничный двигатель+ колеса. Тип движителя менялся в зависимости от обстоятельств. Самое оригинальное решение применялось на М24 и М26.

Жалея списать с таким трудом созданные «Рено» FT, их постоянно модернизировали. После очередной модификации в 1927году танк уже называется NS1, а NS3 становится прототипом D1, в 1936 году D1 «вырастает» в средний D2.

Не обошло Францию повальное увлечение 30-х годов танкетками. С 1931 до 1940 французы выпустили 6200 легких гусеничных машин UE компании «Рено», внешне напоминающие английские танкетки «Виккерс- Карден-Лойд» Мк VI. В войсках их называли «пехотными тракторами».

После принятия Францией в 1931 году программы моторизации армии, особое внимание уделяется только развитию колесных и разведывательных машин. Под эту программу компания «Рено» представляет легкий танк AMR. Не имея особой поддержки со стороны высших чинов. «Рено» и «FСМ» начинают совместный выпус тяжелого танка В1, во всех отношениях не ординарного танка.

Из-за непонимания возможностей танков и отводящимся им другорядным ролям поддержки пехоты, за 17 послевоенных лет Франция постоила всего 170 новых танков. Танковых войск страна на 1936 год не имела, на тот момент в армии числилось, кроме морально устарелых FT — 17 В1, 17 D2 и 160 D1. После известных событий в Испании и Эфиопии командование, понимая приближающуюся угрозу и полное не соответствие собственной армии новой маневренной войне, принимает 4-х летний план строительства армии. За период 1936-1940 годов должно было бы организовано 3 легкие механизированные, 2 танковые дивизий и 50 отдельных танковых батальонов оснащенных танками новых разработок.

Начинается массовое серийное производство только что созданных фирмами «Гочкис» и «Рено» легких танков Н35 и R35. (цифра в названии французских танков зачастую обозначает год создания).
Н35 считался кавалерийским. Компания «FСМ» представила интересную модель FCM36, но до начала войны из-за большой стоимости было выпущено только 100 шт.

В 1936 основным средним танком становится SOMUA S-35, который изначально создавался для действий в составе кавалерийских подразделений. Через отсутствие других подобных танков, ему приписывают роль танка способного самостоятельно решать тактические задачи.

На момент вторжения Германии на службе Франции состояло 2700 легких танков, немного больнее 300 средних, 172 тяжелых, старые 1600 «Рено» FT и 6 штук 2С. Хотя количество боевых машин и выросло, отсутствие понимания доктрины использования танков на поле боя и плохая подготовка и укомплектованность экипажей не принесли, каких-либо серьезных результатов, все танки были подбиты или перешли в руки немцев.

Современные танки Франции

После войны танкостроительная, как и другие промышленные отрасли, находилась в полностью разрушенном состоянии. На вооружении армии состояли американские или трофейные танки. Первый послевоенный танк ARL-44 выпустили в 1945 году, по сути, он являл собой воплощение довоенных идей, но ему и не отводилась «конкурентная» задача, выпуском 50 шт. возрождалось отрасль.

В соответствии с принятой в 1946г. программой танкостроения полноценное серийное производство началось с 1951г. легким танком АМХ-13, его отличительная черта — качающаяся башня.

Пытаясь догнать СССР, в 1951 году малой серией выпускается тяжелый танк АМХ-50, с виду очень напоминающий ИС-ы. Следующая модель тяжелого танка АМХ-65 была комбинацией «щучьего носа» ИС-а и копии Королевского Тигра.

Нишу средних танков занимал АМХ-63 поступающий, в войска с 1965года.

В том же году начал поступать на вооружение основной боевой танк АМХ-30, который со временем стал основой бронетанковых войск. Его дальнейшим развитием стала представленная в 1983году модель АМХ-40. Модели АМХ-32 и АМХ-40 разрабатывались исключительно на экспорт.

В конце 70-х специалисты Германии и Франции объединились для совместного создания танка «Наполеон-1» и KPz-3, в 1982 году совместные работы были прекращены. Но французы продолжили развивать общие наработки, в результате чего в 1991 году на вооружение армии начал поступать основной боевой танк третьего поколения АМХ-48 «Леклерк».

Серийные танки Франции

Название танка

Год выхода

АМХ-48 «Леклерк»

  • Легкая техника
  • Средние танки
  • Тяжелые

Французские танки Второй мировой войны, кратко говоря, хотя и обладали неплохими характеристиками не могли тягаться с более модернизированной техникой противника. Да и в боях поучаствовать им особо не пришлось. Хотя некоторым из них все-таки удалось пройти всю войну на различных театрах военных действий. Правда не всегда в своем первоначальном качестве.

Легкая техника

Средние танки


Тяжелые французские танки

  • B1- тяжелый танк французской армии активно участвовал в боях с немецкими оккупантами и показал неплохие результаты.
  • Поэтому после захвата Франции, он был не просто взять на вооружение в танковые войска Вермахта, но и активно применить их на полях сражений с советской армией.
  • Правда для этих целей были отобраны танки в наилучшем техническом состоянии, а остальные были переделаны в САУ и огнеметные танки.
  • Говоря о французских танках, стоит упомянуть и о «FCM» Char 2-С, который был самым крупным серийным танком того времени. При весе в 75 тонн, его габариты составляли 10,27 м - длина, 3,0 - ширина и 4,09 - высота.
  • Вооружен он был пушкой калибром 75 мм и четырьмя пулеметами, а его экипаж состоял из 12-13 бойцов.
  • Однако в боях 2 мировой войны он так и не принял участие, так как эшелон с боевыми машинами был разгромлен немецкой авиацией.

Создание во Франции бронированных машин шло даже во время оккупации страны немецко-фашистскими захватчиками. Освобождение территории Франции, ознаменовало для нее не только победу, но и тяжелый процесс восстановления и создания собственной армии. Начинается наша с переходного танка ARL–44. Начало разработок - 38 год. Это был новый тип танков, в основу которых легло шасси «В1». Согласно проекта, танк должен был получить башенную часть нового типа конструкции и 75 мм длинноствольную пушку. К началу войны работы по созданию танка были на уровне разработок. Но и во времена оккупации проектные работы по танку велись не менее успешно, чем до нее. И при освобождении Франции, сразу же запускается в производство первый образец нового танка. В серию новый танк пошел в 46 году, что для Франции являлось, несомненно, подвигом промышленности, если учитывать факт пятилетней оккупации. Вследствие разнообразных причин танк стал своеобразной переходной моделью и поступает на вооружение как «ARL – 44». Французские военные хотели получить 300 единиц таких танков, но всего построили 60 машин данной серии. Их взял на вооружение 503-й танковый полк.

Танки изготавливались компаниями «Renault» и «FAMH Schneider», последняя, изготавливала башенную часть нового образца. От «В1» новому танку достались морально устаревшая подвеска и гусеничные ленты. По скоростным характеристикам танк получился самым медленным послевоенным танком и имел максимальную скорость движения 37 км/ч. А вот двигатель и корпус были новыми разработками, бронеплиты на корпусе ставились под углом 45 градусов, что придавало лобовой броне эквивалент 17 сантиметров обычно установленной брони. Башенная часть танка была самой современной у новой машины. Недостаток башни – низкое качество соединительных швов, а сделать такую башню полностью литой, французская промышленность была просто не в силах. На башне установили 90 мм орудие «Шнейдер». В целом ARL-44 получился «неудачным» танком, но не стоит забывать, что танк являлся переходной моделью, имел в себе элементы как новых, так и старых танков. Да и задача у танка была по совей сути «невоенная» - танк своим производством возрождал из пепла французское танкостроение, за что ему большое спасибо.

Следующий танк, разработанный французскими специалистами, был «AMX 12t». Это младший брат будущего французского «AMX 13». Уже из названия видно, что вес данного танка равнялся 12 тоннам. Ходовая часть младшего брата имела опорный задний каток, который был в то же время и ленивцем. Как выяснилось, такая конфигурация катков была ненадежна и вызывала постоянные проблемы натяжения гусениц. Эта ходовая часть с измененной конфигурацией катков, где ленивец стал отдельным элементов ходовой части, что привело к удлинению корпуса танка, стала базой при создании легенды французских танкостроителей «AMX-13». Башня AMX 12t была прародительницей башни танка «AMX-13». Танк, согласно проекту, был оснащён автоматом заряжания.

46 год. Закончен этап проектирования нового танка. Согласно требований AMX 13 имел легкий вес для перемещений самолетами для поддержки парашютных десантов. Новый AMX 13 получает торсионную подвеску, двигатель, расположенный впереди и справа, тогда как слева размещался водитель-механик. Основная особенность делающий этот танк неповторимым – качающаяся башня. Башня оборудовалась орудием верхнего исполнения. При вертикальной наводке пушки использовалась только сама верхняя часть. Башню устанавливали в кормовой части корпуса, и в ней размещался остальной экипаж бронированной машины – командир и наводчик. 75 мм орудие танка проектировалось с немецкого орудия «7.5 cm KwK 42 L/70», такие стояли на «Пантерах» и обеспечивалось оно широким спектром снарядов. Башня получила довольно интересную автоматическую систему перезаряжания барабанного типа – 2-а барабана, каждый по 6 снарядов. Барабаны находились в кормовой части башни. Боекомплект в 12 боеприпасов позволял танку вести очень быстрый огонь, но как только боеприпасы в барабанах закончились, танку надо было укрыться и произвести перезаряжание барабанов вручную, снаружи машины.

Серийное производство AMX 13 началось в 52 году, для его производства были использованы мощности «Atelier de Construction Roanne». Без малого 30 лет поступал на вооружение в ВС Франции. Несколько сот единиц AMX 13 до сих пор служат в танковых подразделениях Франции. Один из самых массовых европейских танков, поставлялся в 25 государств. На сегодня насчитывается порядка ста модификаций танка. На его базе создают всевозможные бронированные машины: САУ, комплексы ПВО, БТР и самоходные ПТУры.

AMX-13/90- является первой модификацией основного AMX 13. Поступил на вооружение в начале 60-х годов. Основное отличие – установленное 90 мм орудие, снабженное кожухом и дульным тормозом. Немного сократился боезапас – теперь орудие танка имело 32 боеприпаса, из которых 12 были установлены в барабанном магазине. Орудие могло вести огонь фугасными, бронебойными, кумулятивными, подкалиберными снарядами.

Batignolles-Chatillon 25t является проектной модификацией основного AMX 13. Было создано только две единицы данной модификации. Для повышения живучести машины увеличивают размер и придают дополнительную броню. Эти и несколько других изменений в сумме дали вес танка – 25 тонн. Согласно проекту, команда танка состояла из 4-х человек, проектная скорость данной модификации - 65 км/ч.

«Lorraine 40t» создавался вдогонку таким монстрам как советский ИС-2 -3 и германский «Tiger II». Конечно, танк не смог догнать эти выдающиеся танки ни по броне, ни по массе, и, наверное, установка 100 мм, а потом 120 мм орудия была своеобразной попыткой приблизится к ним. Но все проекты таких танков либо оставались на бумаге, либо были выпущены в ограниченном количестве. Все проекты данной серии использовали в качестве ДУ немецкий «Майбах». «Lorraine 40t» были выпущены в 2-х экземплярах-прототипах. По сути, это несколько облегченный «AMX-50». Присутствовали в решение танка и отличительные особенности: башенная часть, расположенная в носовой части танка, и «щучий нос» - аналогично ИС-3. Также были применены резиновые шины для опорных катков, что дало танку дополнительную амортизацию.

«М4» - первая модель тяжелого танка. Что бы как-то догнать СССР и Германию по созданию тяжелых танков, французские конструкторы начинают строительство своего тяжелого танка. Первая модификация получает название «М4» или проект 141. Данная модель практически скопировала немецкий Тигр. Ходовая часть получила гусеницы мелкозвенчатого исполнения и «шахматные» опорные катки, подвеску торсионного типа с гидроамортизацией. Клиренс танка мог изменяться до 100 мм. Отличие от немецкого тигра – трансмиссия и ведущие катки были кормового исполнения. Согласно проекту танка, он должен был весить порядка 30 тонн, но на практике для этого пришлось бы уменьшить бронирование до 3 сантиметров. Это смотрелось на фоне «Тигра» и ИСа совсем смехотворно. Броню увеличивают до 9 сантиметров и устанавливают под оптимальными углами, поэтому вес машины значительно вырос по сравнению с проектным. Танк получил 90 мм «Шнейдер» в башне классического типа и пулемет калибра 7.62 мм. Команда машины – пять человек. Данная модель не была выпущена даже в прототипе, так как принимается решение заменить классическую башенную часть на новую от компании «FAMH»

«AМХ-50 – 100 мм» - серийный тяжелый танк. Основная особенность – из-за параллельной разработки AМХ-50 и AМХ-13 имеют большое внешнее сходство с последним.
49 год. Выпускается две единицы танка «AМХ-50 – 100 мм». 51 год – танк небольшой серией идет на вооружение ВС Франции. Танк получился очень неплохим и выгодно отличался от американского и британского аналога. Но вследствие постоянной нехватки средств, «AМХ-50 – 100 мм» не стал массовым танком. Из компоновки – МТО находилась в корме корпуса, водитель-механик с помощником находились в отделение управления, командир машины располагался в башенной части слева от орудия, наводчик орудия – справа. Корпус литого типа выполнен с оптимальным размещением под углом лобовой брони, толщина лобовых и верхних бортовых бронелистов - 11 сантиметров. Переход нос-борт выполнен благодаря скошенным поверхностям. Отличается от проекта М4 дополнительными катками (5 внешнего и 4 внутреннего типа). Пулемет с лобового листа заменяется на спаренный с орудием пулемет. Кроме этого, башенная часть получила автономную зенитную установку – два пулемета калибра 7.62-мм. Башенная часть качающего типа была разработана компанией «FAMH». До 50 года в нее устанавливали 90 мм орудие, потом в немного модифицированную башню поставили 100 мм орудие. Остальная конструкция башни соответствует конструкции башни AМХ-13. ДУ – бензиновый Майбах «HL 295» или двигатель «Saurer» дизельного типа. Конструкторы ожидали, что использование двигателей, мощностью в 1000 л.с., даст возможность приобрести танку скорость хода порядка 60 км/ч. Но как показало время, танк не смог преодолеть планку в 55 км/ч.

«AMX-65t» - танк Char de 65t - аван-проект тяжелого танка. Начало основных разработок - 50 год. Подвеска шахматного типа, четырехрядное расположение катков. Лобовая броня по типу «щучий нос» по аналогу советского ИС-3 с меньшим наклонным углом. В остальном – копия Королевского Тигра. Согласно проекта ДУ – 1000 сильный двигатель «Майбах». Возможное вооружение – 100 мм орудие и пулемет зенитного типа.

«AМХ-50 – 120 мм» - тяжелый танк. Имел три модификации 53, 55 и 58 года. Французский «конкурент» советского ИС-3. Лобовая часть выполнена, как у конкурента, - по типу «щучий нос». Модификация 53 года имела башню классического типа с орудием калибра 120-мм. Но конструкция получилась неудобной. Модификация 55 года – башня качающего типа со спаренным с 120 мм орудием 20-мм пушку для поражения легкобронированной техники. Значительно усилена лобовая броня, практически в два раза. Это приводит к серьезному увеличению веса: до 64 тонн против прежних 59 тонн. Военному ведомству такая модификация из-за увеличенного веса не понравилась. Модификация 58 года. «Облегченная» до 57.8 тонны модификация «AМХ-50 – 120 мм». Имела литой корпус и закругленную лобовую броню. Планировалось использовать в качестве ДУ тысячесильный Майбах. Однако двигатель не оправдал надежд: из заявленных 1.2 тысячи лошадок, двигатель не давал и 850 л.с. Использование 120-мм пушки привело к неудобству перезаряжания, боеприпасы от орудия было тяжело перемещать одному- двум человекам. Команда машины 4-е человека, и отя четвертый член экипажа числился как радист, фактически являлся перезаряжающим. Танк не был построен из-за появления кумулятивных снарядов, данная броня таким снарядам была слабой помехой. Проект сворачивают, но не забывают. Наработки будут использованы при разработке проекта «ОБТ АМХ-30»

Не только танки
«AMX 105 AM» или М-51 – первая самоходная машина на базе «AMX-13», 105 мм гаубица самоходного типа. Первый образец создан в 50 году. Первые серийные САУ пополнили ряды вооруженных сил Франции в 52 году. САУ имела неподвижную, смещенную на корму, открытую рубку. В рубке установили 105 мм «Mk61» образца 50 года выпуска. На орудии имелся дульный тормоз. Там же разместили 7.62 мм пулемет зенитного типа. Некоторые САУ «AMX 105 AM» вооружали дополнительно 7.5 мм пулеметом, что устанавливался в башне с круговым вращением. Основной недостаток – медленная наводка на следующую цель. Боезапас 56 боеприпасов, в число которых входили и бронебойные снаряды. Дальность поражение фугасным боеприпасом 15 тысяч метров. Ствол выпускали 23 и 30 калибров, он был обеспечен дульным тормозом двухкамерного исполнения. Для управления стрельбой САУ AMX 105 AM оснащалась 6-ти кратным прицелом и 4-х кратным гониометром. Данные САУ поступали на экспорт – их использовали Марокко, Израиль и Нидерланды.

«АМХ-13 F3 AM» - первая европейская послевоенная САУ. Принята на вооружение в 60 году. САУ имела орудие калибра 155 мм, длиной 33 калибра и дальностью поражения до 25 километров. Скорострельность – 3 выстр/мин. «АМХ-13 F3 AM» не брала с собой боезапас, его возил для нее грузовик. Боезапас - 25 снарядов. Также грузовой автомобиль перевозил и 8 человек – команду САУ. Самые первые «АМХ-13 F3 AM» имели бензиновый 8-ми цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением «Sofam Model SGxb.». Последние САУ имели 6-ти цилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением «Detroit Diesel 6V-53T». Дизель был мощнее бензинового двигателя и позволял САУ передвигаться на 400 километров со скоростью хода 60 км/ч.

«BATIGNOLLES-CHATILLON 155mm» проект САУ. Основная идея – установка башни вращающегося типа. Начало работ по созданию образца - 55 год. Башню закончили разрабатывать в 58 году. В 59 году от проекта отказываются, прототип САУ построен не был. Согласно проекту, скорость хода - 62 км/ч, масса 34.3 тонны, команда состоит из 6 человек.

«Lorraine 155» - САУ типа 50 и 51. Основа проекта – база «Lorraine 40t» с установкой 155 мм гаубичного орудия. Основная идея – размещение казематной части. Вначале, на первом образце она размещалась в центре САУ, на следующем образце – сместилась в носовую часть САУ. Обладание шасси прорезиновыми катками сделало САУ интересным вариантом для использования. Но в 55 году проект закрывают в пользу другого проекта САУ «BATIGNOLLES-CHATILLON». Основные данные: масса - 30.3 тонны, команда - 5 человек, скорость хода - до 62 км/ч. Вооружение САУ – гаубица калибра 155 мм и спаренная с ней 20-мм пушка.

«AMX AC de 120» первый проект артустановки самоходного типа на базе «М4» образца 46 года. Получила «шахматную» подвеску и рубку в носовой части. Внешне имела сходство с немецкой «JagdPanther». Проектные данные: вес САУ - 34 тонны, броня - 30/20 мм, команда - 4 человека. Вооружение: 120 мм «Schneider» и башенный пулемет справа от рубки. ДУ Майбах «HL 295» мощностью в 1.2 тысячи л.с. «AMX AC de 120» - второй проект артустановки самоходного типа на базе «М4» образца 48 года. Основное изменение – конструкция рубки. Меняется силуэт машины: он становится заметно ниже. Теперь САУ стала похожа на «JagdPzIV». Изменилось вооружение: рубка САУ получила 20 мм «MG 151» турельного исполнения, корма САУ две 20 мм «MG 151».

И последний рассмотренный проект - AMX-50 Foch. Самоходная артустановка на базе «AMX-50», получает 120 мм орудие. Очертаниями САУ напоминала немецкую «JagdPanther». Имелась пулеметная башня с ЗП «Reibel» на дистанционном управлении. Командирская башня была обеспечена дальномером. Водитель САУ наблюдал за обстановкой через имевшийся перископ. Основное предназначение – поддержка 100 мм танков, уничтожение наиболее опасной бронированной техники противника. После успешных испытаний в 51 году малым количеством идет на вооружение ВС Франции. После, при стандартизации вооружения членов НАТО, САУ снимают с конвейера и 52 году проект закрывают в пользу проекта танка «создания AMX-50-120».

До 1 сентября 1939 г. французы так и не успели сформировать танковые дивизии. Дальше всего продвинулось формирование 3-й легкой механизированной дивизии и начинались организационные мероприятия по формированию четвертой. Было моторизовано восемь пехотных дивизий (1-я, 3-я, 5-я, 9-я, 10-я, 12-я, 15-я и 25-я). Для перевозки пехоты использовались грузовые автомобили. В остальном тактика моторизованных пехотных дивизий ничем не отличалась от тактики обычной пехоты.

Моторизованные пехотные дивизии вошли в состав армейских корпусов. И снова, уже в который раз, французы совершили грубейшую ошибку, введя в состав армейских корпусов наряду с мотопехотной две обычные пехотные дивизии. Тем самым сводилось на нет все преимущество мотопехоты. Французам пришлось потратить колоссальные средства, чтобы хоть как-то подтянуть пехотные дивизии до уровня мобильности дивизий мотопехотных.

В январе 1940 г. наконец удалось завершить формирование 1-й и 2-й танковых дивизий. До марта была сформирована 3-я танковая дивизия. Последняя - 4-я танковая дивизия - закончила формирование когда боевые действия уже начались.

По штату каждая дивизия должна была иметь полубригаду (Demi-Brigade) средних танков (2 батальона танков Char В1 - 60 машин) и полубригаду легких танков (2 батальона кавалерийских танков Н-39 - 90 машин). Кроме того, в состав танковой дивизии входили батальон мотопехоты (оснащенный 20 бронеавтомобилями), 2 дивизиона 105-мм гаубиц, батарея 47-мм противотанковых пушек и батарея 25-мм зениток.

Итого по состоянию на 10 мая 1940 г. французская армия располагала 49 батальонами легких танков непосредственной поддержки пехоты, 3 легкими механизированными дивизиями и 3 танковыми дивизиями. В Северной Африке дислоцировалось три батальона танков D1, один батальон танков Н-35, а в Леванто базировался батальон танков R-35. Батальоны легких танков входили в состав более крупных частей: бригад, полков и танковых групп. Существовали 3 танковые бригады (2-я, 4-я и 5-я) и 14 танковых полков (501-й, 502-й, 503-й, 504-й, 505-й, 506-й, 507-й, 508-й, 509-й, 510-й, 511-й, 512-й, 513-й и 514-й). Полки и бригады расформировали в марте 1940 г.

Танковые бригады обычно состояли из двух полков, а полки - из двух батальонов. Каждый батальон насчитывал около 50 машин.

Перед началом наступления, гитлеровцы сконцентрировали основные силы на северном фланге. Между морским побережьем и Мозой должна была наступать Группа Армий «Б», под командованием генерал-полковника Федора фон Бока (von Bock). Группа Армий «Б» состояла из двух армий - 6-й и 18-й - всего 29 дивизий, в том числе три танковых и одна моторизованная. Эти силы должны были связать войска союзников и отвлечь их от направления главного удара.

Главный удар наносила Группа Армий «А», под командованием Герда фон Рундштедта (von Rundstedt), объединявшая 4-ю, 12-ю и 16-ю армии - всего 45 дивизий, в том числе 7 танковых и 3 моторизованных. Войска Группы Армий «А» должны были ударить через территорию Бельгии к югу от линии Льеж-Шарлеруа в направлении Мейен-Сен-Квентин по фронту шириной 170 км - от Регена до точки, где сходятся границы Германии, Люксембурга и Франции. Целью Группы Армий «А» было молниеносным броском овладеть переправами через Мозу между Дена и Седаном, что позволяло совершить прорыв на стыке 9-й и 12-й французских армий и выйти в тыл линии Мажино в направлении устья реки Сомма.

На южном фланге между Мозелем и швейцарской границей наступала Группа Армий «Ц», возглавляемая генералом Вильгельмом Риттером фон Леебом (von Leeb). Задачей этой Группы Армий было просто сковать как можно больше сил противника.

Всего во французской кампании немцы выставили 10 танковых дивизий. В распоряжении гитлеровцев было 523 танка Pz. Kpfw. I, 955 танков Pz. Kpfw. II, 349 танков Pz. Kpfw. III, 278 танков Pz. Kpfw. IV, 106 танков Pz. Kpfw. 35(t) и 228 танков Pz. Kpfw. 38(t). Кроме того, у немцев было 96 командирских танков kl. Pz. BfWg. I, созданных на базе Pz. Kpfw. I и 39 командирских танков Pz. BfWg. III на шасси танка Pz. Kpfw. III. В целом немецкие танки уступали французским в мощности вооружения и толщине брони. Танки Pz. Kpfw. I, вооруженные двумя пулеметами, не представляли никакой угрозы для французской бронетехники. Танки Pz. Kpfw. II, вооруженные 20-мм пушкой, могли нанести урон французским машинам только в необычайно благоприятных условиях, например, из засады в упор. Танки Pz. Kpfw. III и чешские Pz. Kfw. 38(t), вооруженные 37-мм пушкой (Pz. Kpfw. III, вооруженные 50-мм орудием появились у немцев, когда боевые действия были в самом разгаре) были примерно равны французским R-35, R-39, Н-35 и Н-39. Аналога французским Char В1 и Somua S-35 у гитлеровцев не было. Бороться с этими танками немцы могли только одним способом: сначала разбив гусеницу, а затем, зайдя во фланг, поразить танк сбоку. Единственным достойным противником для средних французских танков были Pz. Kpfw. IV. Однако судьбу кампании решили не тактико-технические характеристики танков. Решающую роль сыграли тактика и военная доктрина - здесь преимущество немцев над французами было подавляющим. Лишь на горьком опыте первого месяца кампании французское командование осознало всю величину ошибки, совершавшейся на протяжении межвоенного двадцатилетия.

Основываясь на данных разведки, командующий северо-восточного фронта французский генерал Жозеф Жорж (Georges) предположил, что основной удар немцы нанесут правым флангом к северу от Льежа и Намюра через территорию Бельгии, другими словами немцы решили повторить «план Шлиффена» времен 1-й Мировой войны. Чтобы сорвать планы противника союзники решили занять оборонительные рубежи между Намюром и Антверпеном, вдоль реки Диль, а генеральную битву дать немцам в Бельгии, на границах которой сконцентрировалась большая часть немецкой мотопехоты и танков. Этот маневр должны были выполнить войска французской 1-й Группы Армий (1-я, 2-я и 7-я армии), возглавляемые генералом Гастоном Анри Бийотом (Billote), а также английского экспедиционного корпуса генерала Джона Горта (Gort).

Французы занимали оборону так, чтобы мирное население пострадало как можно меньше. Французы собирались создать сеть укрепленных пунктов, насыщенных противотанковым оружием. По мысли союзников это должно было заставить противника увязнуть в боях, но из-за недостатка времени осуществить свой план французы и англичане не успели. Командующий 1-го корпуса механизированной кавалерии (2-я и 3-я легкие механизированные дивизии), генерал Пруа (Proiux) так написал в своих мемуарах:

«Утром 11 мая я прибыл в Гамблу и осмотрел оборудуемые позиции. Удивительно: ни малейшего следа фортификационных работ вокруг города - ключевого пункта всей операции. Только в 8 - 9 км к востоку я нашел первые элементы противотанковой обороны, однако не образующие непрерывной линии и поэтому не имеющие реальной боевой ценности. С замешательством я подумал, что армия должна была сперва провести разведку, а затем начать земляные работы. Однако противник не дал нам времени!»

Французское руководство, принявшее концепцию пассивной стратегии, не решалось наносить превентивные или контрудары по противнику, а пыталось просто приостановить наступление фашистов. По мысли французского командования, война должна была быстро перейти в позиционную форму. Поэтому немецкие войска не встретили должного отпора и смогли быстро развить наступление вглубь Франции и выйти к берегам Ла-Манша.

Из трех французских легких дивизий одну (1-ю легкую механизированную дивизию) придали 1-й армии. Две остальные были объединены в 1-й Механизированный кавалерийский корпус, о котором мы уже упоминали. Все эти силы были собраны на фландрийском фронте и ожидали наступления противника.

Корпус генерала Пруа вступил в контакт с немецким XVI танковым корпусом в районе Гамблу и Намюра. 12-13 мая в пригородах Намюра французские силы, располагавшие 74 танками S-35, 87 танками Н-35 и 40 танками AMR, вели бой с немецкими танками из 3-й и 4-й танковых дивизий. В неравном бою французам удалось сжечь 64 немецких танка. Корпус задержал продвижение противника на два дня, а затем был расформирован. Дивизии корпуса распределили между пехотными корпусами.

Командующие этих корпусов, в свою очередь, разделили легкие дивизии на части и усилили этими частями пехотные дивизии. Раздробленные механизированные части уже не смогли сыграть заметной роли в войне. Когда французское командование осознало эту ошибку было уже поздно - части двух дивизий уже невозможно было собрать. Лишь к 20 мая с большим трудом удалось по кусочкам воссоздать 3-ю механизированную легкую дивизию.

В то время как корпус генерала Пруа отчаянно пытался сдержать продвижение противника под Гамблу, неподалеку - под Креаном - 2-й кирасирский полк французов вел тяжелый бой с, немецким 35-м танковым полком 4-й танковой дивизии. В бою французы потеряли 11 танков Н-39.

На бельгийской границе французы сконцентрировали все три свои танковые дивизии. Две из них были не полностью укомплектованы и вместе располагали 136 танками. Третья дивизия имела штатную численность - 180 машин.

Тем временем моторизованные части из состава Группы Армий «А» прошли считавшиеся непроходимыми Арденны и с марша форсировали Мозу между Живе и Седаном. Таким образом немцы зашли в тыл войскам союзников во Фландрии. Весь план обороны союзников потерпел полное фиаско. Англо-французским войскам пришлось начать отступление.

Чтобы сдержать наступление противника, французское командование решило использовать свои механизированные части. 14 мая 1940 г. 1-я танковая дивизия, входившая в состав французской 9-й должна была атаковать немецкие войска, переправившиеся через Мозу. Вечером 13 мая дивизия заняла исходные позиции... и осталась там стоять из-за нехватки топлива! Промедление позволило разведке немецкого XIX моторизованного корпуса (1-я, 2-я и 10-я танковые дивизии) обнаружить французов. 14 мая немцы первыми нанесли удар. Под Бюльсоном французская 1-я танковая дивизия потеряла 20 танков. Еще хуже шли дела под Шемери, где осталось гореть 50 французских танков. Многие танки, стоявшие без топлива, уничтожили экипажи. Французам оставалось одно - отступать. Отступать приходилось под непрерывными налетами немецкой авиации. К 16 мая 1-я танковая дивизия французов насчитывала уже только 17 боеспособных машин. В ночь с 16 на 17 мая были потеряны и эти крохи. Так уже через неделю после начала боевых действий и всего за три дня после прибытия на передовую 1-я танковая дивизия перестала существовать!

Немногим лучше сложилась судьба у 2-й танковой дивизии. 14 мая 1940 г. дивизия выступила из Шампани, причем танки перебрасывались по железной дороге, а колесный транспорт двигался своим ходом. Уже 15 мая части дивизии оказались разделены немецким клином. С этой минуты 2-я танковая дивизия тоже не существовала как единое тактическое образование! Танки 2-й дивизии командующий фронтом приказал сгрузить с платформ и расставил небольшими группами в районе переправ через реку Уазу. Задачей танков было задержать немецкие части, форсирующие реку. 15 мая части XXXXI корпуса генерала Райнгарда (Reinhardt) форсировали реку. Французские танки, поддерживающие пехоту, храбро сражались, но были все выведены из строя. Немецкое наступление успешно продолжалось.

14 мая 1940 г. французская 3-я танковая дивизия поступила в распоряжение командующего 2-й Армии. Как и 1-я танковая, 3-я танковая дивизия получила задание контратаковать противника в районе Мозы, но не выполнила приказа. Задержка произошла по двум причинам: во-первых, дивизия занимала оборону, поэтому для перехода в наступление ей пришлось перегруппировывать силы; во-вторых, приказ командования был неточен и не содержал конкретных указаний на место наступления и возможных сил противника. Поэтому дивизия оставалась на оборонительных рубежах и постепенно немцы вытеснили ее к Уазе.

11 мая 1940 г. на должность командующего 4-й танковой дивизией был назначен полковник Шарль де Голль. Несмотря на то, что дивизия еще не закончила формирования, ее бросили в бой. Всего в дивизии было 215 танков (120 R-35, 45 D2 и 50 B1bis). Единственной пехотной частью дивизии был батальон мотопехоты, перевозимый на автобусах! Радиостанций в дивизии практически не было, а приказы доставлялись в части велосипедистами! Артиллерия дивизии состояла из нескольких частей резерва. Службы снабжения и технического обслуживания практически не существовали. В принципе эту часть даже трудно назвать дивизией - это была пестрая смесь случайно оказавшихся вместе разрозненных частей и подразделений. Несмотря на все, молодой комдив смог сделать из этого балагана грозную боевую силу.

16 мая 1940 г. дивизия генерала де Голля (14 мая его произвели в бригадные генералы) атаковала южный фланг немецкого клина (1-я, 2-я и 6-я танковые дивизии) в районе Монкорне.

Понимая, что противник имеет численный перевес, де Голль действовал очень осторожно и пытался только задержать продвижение противника.

Для разведки в Монкорне был выслан 49-й танковый батальон, который пытался войти в город с юго-запада. Стремительной атакой французы рассеяли боевое охранение немецкой 10-й танковой дивизии. Однако немцам удалось окружить батальон, весь личный состав которого попал в плен. Такой тактике «кавалерийского наскока» 4-я танковая дивизия придерживалась и дальше, нанося удары там, где этого можно было меньше всего ожидать. 19 мая несколько танков дивизии де Голля атаковали штаб XIX моторизованного корпуса немцев, расположившийся в лесу Олно. Штаб прикрывала только батарея 20-мм зениток. Бой длился несколько часов, несмотря на отчаянные усилия французов, немцы смогли удержать свои позиции.

Танковые дивизии гитлеровцев продолжали неудержимо катиться вперед. Ничто и никто не могли удержать их продвижения. К 20 мая 1940 г. клещи вокруг союзнических войск во Фландрии окончательно замкнулись. Французам и англичанам оставалось или с боем прорываться к своим или отступить к Дюнкерку или Кале. 21 мая 98 английских танков из 4 и 7 RTR получили приказ атаковать фланг немецких войск под Аррасом. Атаку англичан прикрывали 70 французских S-35 из 3-й механизированной легкой дивизии. Атакующие быстро добились успеха. 1-й батальон 6-го полка мотопехоты 7-й танковой дивизии немцев был рассеян. Чтобы закрыть брешь на фронте, немцы перебросили туда 25-й танковый полк. Потеряв 25 машин, немцы все же смогли удержать занимаемые позиции.

После этого поражения союзникам оставалось только одно - эвакуация в Англию. Булонь и Кале были потеряны, единственным портом, остававшимся в руках англичан и французов, был Дюнкерк. Именно туда и отступили войска союзников. Полностью деморализованные, прижатые к земле непрерывными налетами немецкой авиации, эта группировка больше не участвовала в кампании.

В конце мая еще раз заявила о себе 4-я танковая дивизия генерала де Голля. Ее уже сильно потрепанные силы ударили во фланг немцам в районе Аббевиля. Французы дважды переходили в контратаку - 27 и 28 мая. Однако немцы смогли удержать занимаемые позиции, нанеся французам тяжелые потери.

Уже 20 мая 1940 г. англичане начали направлять в Дюнкерк оснащение, необходимое для эвакуации. 26 мая английское командование ввело в действие план «Динамо». Несмотря на постоянные атаки немецкой пехоты и налеты бомбардировщиков люфтваффе, англичане организованно сумели вывезти с континента весь личный состав Экспедиционного корпуса и значительную часть французских войск, попавших в мешок. Но поскольку Битва во Фландрии была проиграна, союзники потеряли там более половины своих войск.

Перед началом второго этапа кампании, который должен был решить судьбу Франции, французы располагали еще довольно внушительными силами: 61 собственной дивизией, 2 польскими дивизиями и 2 английскими дивизиями. На линии оставалось более 1200 танков, однако эти танки были разделены на мелкие группы и приданы разным частям.

Эти силы должны были спасти Францию, опираясь на линию обороны над Соммой. Поскольку здесь не было линии Мажино, французское командование организовало на этом участке цепь импровизированных противотанковых препятствий - «ежей». За ежами расположилась пехота, артиллерия и танки. Но к сожалению «ежи» не образовывали непрерывной линии и в промежутки между ними прорвались части вермахта. А французы не имели под рукой мобильных частей, способных быстро оказаться в угрожаемой точке.

5 июня на следующий день после занятия Дюнкерка, в атаку перешла Группа Армий «Б». Целью наступления было овладеть южным берегом Соммы. В прорыв пошли танковые соединения генералов Гота (Hoth) и Клейста (Kleist), атаковавшие оборонительные порядки 7-й и 10-й Армий французов.

10 июня 1940 г. в районе Авансон и Тагнон над рекой Реторн в атаку перешел только что сформированный XXXIX моторизованный корпус генерала Гудериана (Guderian). Двигаясь по открытой местности, немецкие танки практически не встречали сопротивления со стороны французов. Немецкие части с ходу форсировали Реторн в районе Нёфлиза. Вскоре после полудня гитлеровцы вышли к Женивилю. В этот момент в контратаку перешли части французских 3-й танковой и 7-й пехотной дивизий. К югу от города произошел встречный танковый бой, продлившийся два часа. В этом бою немцы понесли тяжелые потери, особенно туго агрессорам пришлось, когда в дело вступили французские средние танки Char В1bis, броня которых держала попадания бронебойных снарядов калибра 20 и 37 мм. Однако численный перевес был на стороне фашистов, и несмотря на тяжелые потери они смогли отбросить французов к Ла-Нёвилю. Вечером бой возобновился с новой силой, в этот раз к югу от Женивиля. Снова в атаку пошли французские танки из упомянутых выше дивизий. Французы планировали штурмом овладеть Пертом, но немцы снова смогли удержать свои позиции.

11 июня немецкая 1-я танковая дивизия атаковала французов в районе Ла-Нёвиля и смогла прорвать оборону противника. Лишь над рекой Сюип французы попытались перейти в контрнаступление. Брешь в обороне попробовали закрыть 50 французских танков из 3-й танковой дивизии при поддержке солдат из 3-й пехотной дивизии. Но и эта атака закончилась неудачно.

12 июня немцы расширили брешь в обороне французов и отделили западный фланг союзников от основных сил, обороняющих Эльзас, Лотарингию и линию Мажино.

14 июня в наступление перешла Группа Армий «Ц» генерала фон Лееба, 1-я армия которой ударила из района Саарбрюкена на юг, а 7-я армия форсировала Рейн, заняла Кольмар и встретилась с танками Гудериана в районе Вогезов.

В тот же день немцы без боя вступили в Париж. Спустя три дня маршал Петен объявил по радио просьбу о перемирии. Это выступление окончательно сломили боевой дух французской армии. Лишь немногие части продолжали оказывать сопротивление. Французы, которые сначала не захотели гибнуть за Гданьск, как выяснилось совершенно не горели желанием погибнуть и за Париж. 22 июня было подписано перемирие. Французская армия была полностью разбита, кампания на западе подошла к концу.

В этой войне полному истреблению подверглись танковые части французской армии. Оказалось, что не число танков, а тактика их использования решают исход боя. Французы не смогли так эффективно действовать крупными танковыми соединениями, как это делал их противник. Вместо того, чтобы собрать свои танки в один мощный кулак, французы распылили их по всему фронту. Очень редко французы пытались использовать танки в наступлении в качестве основной боевой силы, а если и пытались, то использовали слишком мало танков. В лучшем случае в атаку шла одна неполная танковая дивизия. В результате атака захлебывалась, наткнувшись на оборону противника, оснащенного танками и противотанковыми пушками. Часто подобные атаки завершались полным разгромом наступающей стороны. Сплошь и рядом французы пытались применить танки на местности, совершенно неподходящей для использования бронетехники. Единственным мотивом подобных действий было желание показать пехоте, что она «не одинока на поле боя». В результате на главных направлениях удара фашисты имели колоссальный перевес в танках. Французы пытались перебросить на угрожаемый участок фронта одну или две танковые дивизии, но как правило уже было поздно.

Новый французский танк в игре World of Tanks появился после обновления 9.7 и называется AMX 30 1er prototype . Это танк IX уровня из альтернативной французский ветки развития.

Боевая единица отличается динамически подобранными характеристиками с отличной маневренностью для комфортной игры и наличием неплохого орудия. Броня AMX 30 одно из основных слабых мест. Фугасными снарядами этот французский танк будет пробиваться только так.
Однако на предельном уровне развития прототип АМХ 30 будет выдавать бронепробиваемость в 320 мм с помощью кумулятивных струй снарядов, купленных за игровое золото .

- Французский тяжелый премиумный танк 8 уровня . Новый представитель , доступных за игровое золото. - сайт напоминает, что максимальный уровень премиумных танков в игре имеет ограничение. Вы не можете купить премиумный тяжелый танк Франции выше 8 уровня . В связи с этим, премиум танк FCM 50 t , купить который можно за 11900 голды, представляет собой прекрасную фарм-машину.

Удвоенное количество кредитов и опыта за каждый бой вместе с активированным премиум аккаунтом, позволяют поднимать на танке от 75.000 до 120.000 кредитов.

Характеристики FCM 50 t

Как вы уже знаете, ввод в WOT нового премиум танка был скандальным и долгим. Сегодня неожиданно были улучшены основные ТТХ французского премиум танка AMX M4 mle.49 , что дополнительно добавило этой боевой машине обсуждений и разговоров. Сначала AMX M4 mle.49 не пускали в игру с весны 2017 года, потом, после релиза, на танки стали поступать жалобы от игроков, которые его приобрели за игровое золото, а фактически, как вы хорошо знаете, за реальные деньги.

Боевое применение САУ 10.5cm leFH18 B2 получили, находясь на территории оккупированной Франции в 1942 году. В основном они применялись для борьбы с партизанами. Позже, отражали вторжение союзников на севере Франции в 1944 году. Эти САУ поступали на вооружение танко-артиллерийских частей Вермахта.

Уважаемые читатели сайт !

Вторая Мировая война отмечена ярким пятном на карте Европы. Всеобщая мобилизация и промышленный бум военной индустрии спровоцировали цепную реакцию и создали различные виды боевых машин. Франция не осталась в стороне об всеобщей милитаризации и уже к конце войны обладала значительным по качеству исполнения вооружением и военной техникой. Сегодня мы детально остановимся на французской САУ Bat Chatillon 155 .

Bat Chatillon 155 - французская самоходная артиллерийская установка восьмого уровня . Имеет барабан заряжания на 4 снаряда, медленно вращающуюся башню, весьма неплохую точность и динамику. Однако пробитие и урон слишком малы для 8-го уровня, а длительная (свыше минуты) перезарядка барабана оставляет артиллерию совсем беззащитной.

Французская САУ Bat Chatillon 155

В игре World of Tanks уже анонсирован новый французский тяжелый танк 8 уровня AMX M4 mle.49, который придет на смену главному фарм-танку этой нации - премиум машине FCM 50t. По основным ТТХ, которые представлены на последнем скриншоте (ниже) следует, что AMX M4 mle.49 лучше чем FCM 50t почти по всем характеристикам. Уступает только в

  • скорости передвижения
  • дальности обзора

Как бы то ни было, танк появится в , а как показывает практика, обычно фармят выше любого среднего премиума в первое время. Это маркетинговый ход Варгейминга для мотивации игроков к покупке нового танка на основе быстрых отзывов о его доходности. Обычно такие сведения распространяются в среде танкистов как вирус. Вывод простой: хотите быстро и легко нафармить много кредитов - покупайте AMX M4 mle.49 сразу, а не потом.

- Французский тяжелый танк 9 уровня в игре World of Tanks. Именно стали первыми танками, оснащенными барабанами заряжания в "Мире Танков". Именно наличие барабана заряжания позволяет AMX 50 120 занимать одно из ведущих мест среди тяжелых танков 9 уровня. Невероятный DPM способен превратить в груду металлолома практически любой танк.

Быстрый, эффективный, опасный. Вот три характеристики фрацузского танка AMX 50 120 .

Характеристики AMX 50 120

Char 2C (фр. Танк 2C, он же FCM 2C ) - . Разработан во время Первой мировой войны, однако в военных действиях участия не принимал. Char 2C - крупнейший по метрическим размерам из всех танков, когда-либо принимавшихся на вооружение в мире, и второй по величине из когда-либо построенных (уступающий лишь российскому Царь-танку на колёсном шасси). Танк состоял на вооружении армии Франции вплоть до Второй мировой войны, но как и близкий к нему советский тяжёлый танк Т-35, не был эффективен в какой-либо из предполагаемых танкам такого класса ролей (за исключением психологического воздействия на моральное состояние войск противника).

Char 2C появится в игре "Мир танков" еще не скоро. Разработчики оставили этот танк на 2017 год. Увидеть этот французский танк сейчас можно только в , размещенном на нашем .



Что еще почитать