Скрываемая правда о нацистском чудовище, убивавшем союзников: «Танк Тигр — это потеря времени. Слабые места танков второй мировой войны Сравнение танков тигр и кв

Джэймс Холланд (James Holland) приоткрывает для «A-бэ-цэ» самую горькую правду о лучшей, по мнению многих, боевой машине Второй мировой войны

Мастодонт весом в 57 тонн, способный легко разнести в клочья хрупкие бронемашины союзников с расстояния (по сведениям из ряда источников) до трех тысяч метров. Чудовищный зверь, внушающий ужас союзникам, которого многие историки и сегодня называют лучшим (и наиболее смертоносным) танком Второй мировой войны. «Panzerkampfwagen VI Ausf E» (технический термин для обозначения знаменитого «Тигр I» или «Панцер VI») был самым известным танком армии Гитлера. И вполне оправданно. Еще бы, ведь даже такой легендарный персонаж, как командующий немецким танковым подразделением Отто Кариус (Otto Carius) так отзывается о нем в книге своих мемуаров «Тигры в грязи»: «Лучший из танков, на которых я воевал».

В принципе, цифры подтверждают эту оценку. Во-первых, «Тигр I» спереди был укрыт броней толщиной в 100 мм, что делало его практически неуязвимым для пушек наиболее распространенных вражеских танков, в частности советских T-34 и американских «Шерманов». То же самое можно сказать и о его внушительном орудии, пушке KwK 36 L/56 калибра 88 мм, которая, как объясняется в разделе «Тигр I» музея бронетанковой техники Великобритании (Tank museum), могла повредить любую противостоявшую ему современную бронетехнику «на дистанции около двух тысяч метров». «Пушка калибром 8,8 см была достаточно хороша для уничтожения любого танка в случае его появления в зоне ее действия», — добавляет Кариус.

Тем не менее, по мнению таких авторитетных авторов, как Джэймс Холланд (историк, писатель, участник известной программы «Мегаструктуры нацистов», выпустивший в этом году книгу «Взлет Германии») «Тигр I» обладал не только отличными качествами, но и целым букетом недостатков, превращавших его в неподъемную махину, которую трудно было транспортировать и ремонтировать. Так он и говорит об этом в своих заявлениях «Тигры означали потерю времени. Да, это были прекрасные боевые машины, но только когда они исправно функционировали, и хватало горючего для их заправки. И того и другого было не так просто добиться». Мало того, продолжает эксперт, танк был очень труден в ремонте из-за нехватки запасных частей, а также у него имелось много дефектов в коробке передач.

Первый контакт

Положительные стороны «Тигра I» подробно описал Отто Кариус (Otto Carius) в своей книге «Тигры в грязи». И, конечно же, никто лучше этого германского офицера не рассказал бы нам об этом. Он был отозван с фронта в январе 1943 года и переведен в только что сформированный батальон с несколькими танками «Panzerkampfwagen VI Ausf E». Мало того, Отто Кариус впоследствии стал одним из самых знаменитых асов среди танкистов вермахта.

«Согласно статистике в списке германских танкистов он занимает второе место по числу уничтоженных вражеских бронемашин со своими 150 танками, после Курта Книспеля (Kurt Knispel) и впереди самого известного Михаэля Виттмана (Michael Wittmann), объясняют издатели книги «Тигры в грязи». Большая часть уничтоженных им танков противника приходится как раз на то время, когда он воевал в составе 502-го батальона на танке «Тигр I».

Когда Кариус (один из первых танкистов, освоивших «Panzerkampfwagen VI Ausf E») узнал о существовании мифических «Тигр I», ситуация для Германии уже сложилась хуже некуда. Всего через несколько недель сражений на территории России немцы повстречались с бронемашиной, которую невозможно было победить. «T-34 с его прекрасной бронезащитой, идеальной компоновкой и великолепной длинноствольной пушкой калибра 7,62 см боялись все, он был грозой для любого немецкого танка до самого конца войны. Спрашивается, что могли мы сделать с этими чудовищами, которых русские бросали против нас в огромных количествах? […] Если нам везло, мы могли достать T-34, попав ему в кольцо вокруг башни и заблокировав ее движение», — заключает известный танкист. Для того, чтобы сражаться с этими танками и был задуман «Тигр I».

Когда Кариус в первый раз увидел «Тигр», он был несколько разочарован. Во-первых, из-за тотального отсутствия даже намеков на эстетику. А во-вторых, потому что немецкие инженеры не додумались сделать переднюю бронеплиту наклонной, как у русских танков (это способствовало тому, что снаряды отскакивали от брони). «Его внешний вид был совершенно непривлекательным и неприятным: он выглядел грубо, почти все его поверхности были строго вертикальными, и лишь фронтальная плита была слегка наклонена. И только более толстая броня компенсировала отсутствие закругленных форм», — добавляет Кариус в своей книге. С первого взгляда танк казался какой-то медленно передвигающейся махиной, которая представляла собой огромную мишень для попадания снарядов.

Неуязвимые

Тем не менее, Кариус тут же отметил и их преимущества. Прежде всего, как командир танка, он убедился, что, несмотря на свои внушительные 57 тонн веса, бронемашина могла относительно быстро маневрировать. «Буквально двумя пальцами мы могли запустить двигатель в 700 лошадиных сил, сдвинуть с места 60-тонную громадину и двигаться со скоростью 45 километров в час по шоссе, или 20 километров в час по бездорожью», — рассказывает он в своих мемуарах.

Кроме того, пушка была очень точна, благодаря тому, что башня вращалась при помощи гидравлического привода. «Ноги танкиста находились на специальной качающейся платформе: и если нажимать носком ноги вперед, то башня поворачивалась вправо; а если перемещать носок ноги назад, башня поворачивалась налево. […] Таким образом, опытному танкисту не приходилось уточнять наводку орудия вручную», — указывает Кариус.

Другим важным преимуществом «Тигра I» являлось то, что, несмотря на отсутствие наклонно расположенных броневых плит, их толщина была достаточна, чтобы выдержать удары снарядов большинства танков противника. Об этом же говорят и историки Том Йенц (Tom Jentz) и Хилари Дойл (Hilary Doyle) в своей книге «Страшный Тигр I»: 100 мм брони, покрывающей переднюю часть танка, и 60 мм боковых бронеплит делают его почти неуязвимым для большинства противотанковых орудий: советских калибра 76 мм и американских калибра 75 мм.

В соответствии с таблицами пробивной способности, составленной немецкими исследователями, в бою танк «Шерман A2» (одна из наиболее распространенных моделей) смог бы пробить переднюю бронепанель этого германского гиганта, только если бы он находился от него на расстоянии, буквально, в «0 метров».

То же самое произошло бы и с танками «Кромвель» (широко использовавшимся Великобританией), которые, по расчетам все тех же германских ученых, были бы вынуждены прибегать к выстрелу в упор, чтобы пробить фронтальную бронеплиту этого ужасного «Тигра I». Английские танки «Файрфлай» (улучшенные версии «Шерманов» с пушкой калибра 17 фунтов) сделали бы это лучше. «Само собой разумеется, 17-фунтовые орудия, стрелявшие бронебойными снарядами APCBC, могли бы пробить в большинстве случаев фронтальную броню Тигра I на расстоянии выстрела в боевых действиях против Европы», — утверждали германские исследователи в своем докладе в апреле 1944 года. Но дело в том, что по иронии судьбы, ко Дню Икс, лишь 109 танков располагали такой возможностью.

Тем не менее, Йенц и Дойль в своей работе установили также, что американские танки «Шерман» с пушкой калибра 76 мм и советские T-34/85 (последние были модернизированной версией T-34 с болеее мощным орудием) могли повредить «Тигр I», хотя только на более короткой дистанции.

Все это определялось на основании указанной таблицы пробивной способности, составленной германскими учеными. По их же утверждениям танки T-34/85 могли создавать проблемы для «Тигра I» с расстояния в 500 метров, если они попадали в башню, с 200 метров при попадании в дуло и со 100 метров при попадании в переднюю панель водителя танка. В то время как танки «Шерман A4» (версия с орудием M1A1 калибра 76 мм) могли бы причинить некоторый вред этому колоссу в случае приближения на расстояние не менее 700 метров. Причем дистанция значительно увеличивалась, если выстрел производился в боковую часть Тигра.

И смертельные

Тем не менее, танковые бои не были такими, как мы видим их сегодня в кинофильмах. Как правило, бронемашины обнаруживали друг друга уже на дистанции не менее полутора километров, то есть прежде, чем они успевали что-нибудь предпринять. И это давало явное преимущество немцам, которые могли первыми произвести несколько выстрелов по более слабым, (хотя и более быстрым) боевым машинам врага, прежде, чем они смогли бы приблизиться на необходимую для них дистанцию. И хотя во многих фильмах, таких как «Стальные сердца», нам упорно показывают танковые бои на очень маленьких участках территории, на самом деле все было иначе.

В действительности на таких малых дистанциях эти бои были бы, как утверждает статистика, смертельными для американских танков, если учесть их невозможность выдержать попадание снаряда, выпущенного из пушки «Тигра I».

Историк Брайан Перрет (Bryan Perrett) в своей книге «Tанковое дело» подтверждает, что «Тигры I» могли уничтожать американских «Шерманов» с расстояния до трех тысяч метров (конечно, при определенном везении). Авторы книги «Ужасный Тигр I», со своей стороны, согласны с тем, что «Тигр I» мог разорвать в клочья броневые плиты большинства «Шерманов» союзников на дистанции от 2100 до 3500 метров, правда, в зависимости от того, попадали ли они им спереди, с боков или сзади. С британскими танками («Кромвель» и «Черчилль») цифры были похожи. И практически то же самое происходило в сражениях с советскими T-34.

Джэймс Холланд и другая сторона «Тигра I»

«А-бэ-цэ»: Действительно ли «Тигры I» были так смертоносны, как об этом говорят вышеприведенные цифры?

Джеймс Холланд: «Тигры» были просто потерей времени. Конечно, если бы я был солдатом союзников и увидел бы вблизи танк «Тигр», выкатывающийся из-за угла, я наверняка бы очень испугался. «Тигр» — это, наверное, самая знаменитая боевая бронемашина Второй мировой войны. Но тем не менее, их было произведено всего лишь 1 347 штук.

Танк «Тигр» был прекрасным оружием, когда он нормально функционировал и когда имелось достаточно горючего для того, чтобы заправить его, но это было не так просто. Проблема в том, что немцы создавали эти машины для ведения боя, но не выпускали необходимых инструментов для ухода за ними и для соответствующего технического обслуживания.

— Каковы были их основные проблемы?

Контекст

Последний работающий танк «Тигр»

Mashable 15.10.2014

Как «Пантера» стала лучшим танком Второй мировой

Die Welt 01.04.2018

Гитлер хотел захватить мир с помощью мини-танков

Die Welt 24.05.2017

Миф о превосходстве немецких танков

Die Welt 26.05.2015 — Все, что надо было делать с «Тиграми I», было сложным. Одна из проблем заключалась в том, что они не помещались в железнодорожных вагонах из-за своих громадных размеров, и поэтому их было невозможно перевозить в континентальной Европе обычным простым образом. Единственным способом транспортировать их была замена широких гусениц на более узкие. А затем, когда они уже добирались до места назначения, на них снова устанавливались стандартные гусеницы.

Кроме того, их шестискоростная коробка передач основана на гидравлической системе, разработанной Фердинандом Порше (Ferdinand Porsche). И более 50% неисправностей, происходивших с «Тиграми I» во время Второй мировой войны, связаны именно с коробкой передач. То есть, проблемы их ремонта зачастую были просто неразрешимы.

— То есть, их нельзя было отремонтировать?

— Да. Когда танки союзников ломались, их тут же ремонтировали. Но когда это происходило у немцев, они оставались неисправными. И это несмотря на то, что у противника было 49 тысяч танков «Шерман», а у нас только 1347 «Тигров».

— Какая неисправность «Тигра I» была для него самой фатальной?

— Дизайн. Первым приоритетом немецкого танка была мощная пушка. Вторым — очень толстая броня. Проблема заключалась в том, что для мощной пушки требуется очень большая башня. Чем больше была башня, тем мощнее должно было быть шасси. Но чем массивнее было шасси, тем больше весил танк. А чем больше он весил, тем больше требовалось горючего. А для большего объема горючего необходимо было иметь более мощный мотор.

Просто смешно, что немцы создали такой боевой танк, в то время как в Германии самым дефицитным ресурсом была нефть. И несмотря на это у нас производились танки, которые потребляли 4 галлона горючего в день. Это если был хороший день.

В то время как приоритетом номер один для британцев было, чтобы танки работали. Чтобы они не ломались. И вторым, чтобы их было легко поддерживать в рабочем состоянии и ремонтировать. И вот как получается. Танк «Тигр» наводил ужас на людей и был очень большим, но эффективным, только когда он функционировал. А у союзников он практически всегда был в работе.

— То есть, гигантские германские танки не были так эффективны, с сегодняшней точки зрения?

— Надо иметь в виду, что во Второй мировой войне не требовались огромные танки, а хорошие противотанковые орудия. И они не должны были обязательно устанавливаться на сами танки.

Один пример. Танки были очень эффективны в 1939 и 1940 годах, потому что на них можно было быстро и легко передвигаться. Именно эти качества представляли собой сильную сторону немецких войск: быстрая маневренность. 15 мая 1940 года немцы разбили в прах Первую французскую бронетанковую дивизию. Эта часть была гордостью армии Франции, потому что располагала большими и мощными танками, которые были гораздо лучше немецких.

Спрашивается, как же тогда немцы смогли разгромить ее. Очень просто: маленькие броневики приближались к французским танкам. Затем останавливались перед ними, бросая вызов французам, и тут же поспешно удалялись. Французские танки разворачивались и начинали преследование, но на их пути оказывалась замаскированная часть с противотанковыми орудиями, которая и уничтожала их. Этим утром у французов было 176 танков. Через короткое время их число уменьшилось до 36, а на следующий день их оставалось около 15.

Недостатки, по мнению Кариуса и других немцев

Холланд не единственный сторонник того, что «Тигр I», хотя и смертоносный, имел множество недостатков на уровне механики. Как объяснял Кариус в своих мемуарах, одной из главных проблем этого танка были аккумуляторы: «Уход за аккумуляторной батареей имел жизненно важное значение, в особенности в зимний период. Мы должны были держать батареи постоянно заряженными, и поэтому нам приходилось практически не глушить мотор, если мы не ездили много в этот день. В противном случае пусковой двигатель не мог завести главный мотор. И если это происходило, то два члена экипажа должны были выбираться из танка и заводить мотор при помощи специальной инерционной системы, похожей на ту, что использовалась на старинных самолетах, только у нас она располагалась сзади танка».

Тот же Кариус упоминал и о другом важном дефекте «Тигра I», который сразу бросался в глаза. Практически о том же, о котором говорил и Холланд в интервью нашей газете несколькими строками выше. По словам немецкого аса боевых германских бронемашин, «было необходимо менять полевые траки танка на другие более узкие, поскольку первые, выступая далеко за ширину вагонов, могли задеть идущие навстречу поезда».

В итоге нацисты вынуждены были построить специальные вагоны для перевозки этих мастодонтов вдоль и поперек всей Европы. Но возникали и другие проблемы с их перемещением с места на место. Дело в том, что их гигантский вес вызывал обоснованные опасения повреждения мостов, по которым двигались эти вагоны. «Чтобы не подвергать риску обрушения мосты на их пути, по меньшей мере четыре грузовых вагона должны были перевозить только два расположенных на них"Тигра"», — добавляет Кариус.

Донесения, составленные немецкими офицерами сразу же после первых боев «Тигров I» в СССР, также подтверждают наличие механических проблем у этих танков.

Так, 29 января 1943 года инспекторы 502-го батальона тяжелых танков информировали высшее начальство немецкой армии, что в последние дни «один Панцер VI был потерян из-за неисправности трансмиссии» после пробега всего лишь 65 километров. Подобный случай имел место и на следующий день с другим танком после пробега в 48 километров. И в довершение ко всему в тот же день произошло самовозгорание одного из этих гигантов. В свою очередь в тексте указанного донесения подчеркивалось, что с этими танками следует обращаться осторожно: «В боевых частях в целом создалось общее мнение, что Тигр может сделать очень многое. Но танкисты не понимают, как такая новая машина может иметь столько неисправностей и слабых мест».

В этом же документе указывается и на проблемы, вызванные размером этих боевых машин во время их транспортировки по железной дороге: «В результате постоянных перемещений с места на место не только чрезмерно интенсивно эксплуатируется ходовая часть и моторы, но и не хватает времени на техническое обслуживание, что наносит существенный ущерб, поскольку Тигры оказываются неисправными именно тогда, когда они необходимы».

Большой вес этих танков также вызывал поломки обычно используемых буксирных средств. «Почти невозможно буксировать «Тигр 1» по пересеченной местности, если не использовать три или четыре буксира вместе», — объясняет начальник передвижной мастерской в документе от 29 января, предоставленном после нескольких боев. Вдобавок ко всему, любое буксирное средство, занятое такой неблагодарной работой, оказывалось полностью испорченным после буксировки этого гиганта.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Известно немало случаев, когда теория расходилась с практикой. Теоретическое сравнение разных боевых машин приводило к определенным результатам, а их столкновение на практике завершалось совсем не так, как ожидалось ранее. К примеру, в годы Великой Отечественной войны наиболее массовый и совершенный советский тяжелый танк ИС-2, имея значительные преимущества перед немецким Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 Tiger, порой не мог завершить бой в свою пользу. Попробуем рассмотреть эту технику и определить причины, по которым наши не всегда могли реализовать преимущества своих танков.

Техника и ее характеристики

Самый массовый советский тяжелый танк времен Великой Отечественной войны пошел в серию в конце 1943 года. Производство машин типа ИС-2 продолжалось до июня 1945-го. Примерно за полтора года промышленность передала Красной Армии 3385 танков. По понятным причинам, некоторая часть танков последних серий уже не успела попасть на фронт. За время эксплуатации части, имевшие на вооружение ИС-2, потеряли значительное количество такой техники. Впрочем, серийное производство покрывало все потери и позволяло продолжать бои. Мало того, имеющийся парк техники оставался на вооружении долгие годы после окончания войны; существенное количество танков было передано третьим странам.

Советский тяжелый танк ИС-2 первой версии. От более поздних машин он отличается характерной лобовой частью корпуса

ИС-2 имел самую мощную защиту среди всех советских танков военного времени. Изначально такие танки имели лобовой агрегат из листов толщиной 60, 100 и 120 мм, установленных под углами. В 1944 году появился новый вариант лба с верхней лобовой деталью толщиной 120 мм и нижней 100-мм. Борта имели толщину 90 мм, корма – 60 мм. Башня получила круговую защиту в виде 100-мм брони. На лбу также имелась маска равной толщины. Следует отметить, что на некоторых серийных танках вместо катаных деталей использовались литые, отличавшиеся меньшей стойкостью к обстрелу.

Танк комплектовался 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2ИС мощностью 520 л.с., что при боевой массе 46 т давало удельную мощность чуть более 11 л.с. на тонну. На шоссе машина разгонялась до 35-37 км/ч, на пересеченной местности – до 15 км/ч. Обеспечивалось преодоление разнообразных препятствий.

С учетом опыта предыдущих сражений танк ИС-2 оснастили 122-мм нарезной пушкой Д-25Т, которая, как ожидалось, могла эффективно уничтожать любую бронетехнику немецкой армии. Д-25Т представляла собой переработанный вариант орудия А-19 с некоторыми новыми элементами. Пушки первых серий имели поршневой затвор, но в начале 1944 года его заменили полуавтоматическим клиновым. Для сокращения импульса отдачи имелся дульный тормоз. Орудие использовало выстрелы раздельного заряжания. Была обеспечена круговая наводка по горизонтали поворотом башни с возможностью точного наведения при помощи отдельных механизмов на установке.


Схема бронирования танка ИС-2. Вверху справа показан корпус танка первой версии, внизу - более поздней, с переработанным лбом

При использовании остроголового калиберного бронебойного снаряда типа БР-471 пушка Д-25Т на дистанции 500 м при угле встречи 90° могла пробить 155 мм гомогенной брони. На расстоянии 1 км бронепробиваемость уменьшалась до 143 мм. На вдвое большей дистанции – до 116 мм. Таким образом, пушка танка ИС-2 в теории представляла большую опасность почти для всей немецкой бронетехники. В одних случаях должно было происходить пробитие с известными последствиями, в иных – фатальное повреждение внешних агрегатов.

В боекомплект танка входило 28 выстрелов раздельного заряжания. Каждый снаряд БР-471 весил 25 кг, гильза типа Ж-471 с переменным зарядом – от 13,7 до 15,3 кг, в зависимости от использованного материала. Необходимости работы с крупными и тяжелыми элементами выстрела привела к сокращению скорострельности до 3 выстрелов в минуту.

Для управления орудием наводчик ИС-2 использовал телескопический прицел ТШ-17 и перископический ПТ4-17. С определенного времени серийные танки лишились перископического прицела, вместо которого установили еще один смотровой прибор. Ситуационная осведомленность улучшилась, но танк лишился возможности самостоятельной стрельбы с закрытой позиции.


ИС-2 с новым лбом в одном из отечественных музеев

Самым массовым немецким танком тяжелого класса стал Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, также известный под названием Tiger. Эта машина пошла в серию в конце лета 1942 года и выпускалась в течение двух лет, до августа 1944-го. Танк получился достаточно сложным в производстве и дорогим; за все время производства промышленность изготовила только 1350 единиц такой техники. С начала службы в 1942 году и до конца войны немецкая армия потеряла подавляющее большинство таких машин. Основные потери, по известным причинам, имели место на Восточном фронте и являются заслугой Красной Армии.

Характерной чертой танка «Тигр» являлось мощное бронирование. Лоб его корпуса состоял из катаных листов толщиной 100, 80 и 63 мм, собранных в коробчатый агрегат узнаваемой формы. Борта собирались из 80- и 63-мм деталей, а корма имела толщину 80 мм. Лоб башни изготавливался из 100-мм листа и усиливался маской орудия переменной толщины: от 90 до 200 мм. Борт и корма башни имели одинаковую защиту в виде 80 мм брони.

Танки разных серий комплектовались 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями Maybach HL210P30 и HL210P45 мощностью 700 л.с. При массе 57 т танк Tiger имел удельную мощность не более 13 л.с. на тонну. Без ограничения оборотов двигателя танк мог развить на шоссе скорость 44 км/ч. На пересеченной местности скорость ограничивалась 22-25 км/ч. Машина имела достаточно высокую проходимость.

Главным немецкого «Тигра» была танковая пушка 8,8 cm KwK 36 L/56 с нарезным стволом калибра 88 мм. Орудие оснащалось полуавтоматическим клиновым затвором, электрической системой воспламенения и дульным тормозом узнаваемой формы. С KwK 36 использовались унитарные выстрелы 88х570 мм R, комплектовавшиеся снарядами разных типов. Важной особенностью немецкой пушки была настильность траектории, в некоторой мере компенсировавшая ошибки в вертикальной наводке.


Компоненты выстрела для пушки Д-25Т (справа налево, показаны с двух сторон): гильза с метательным зарядом, осколочно-фугасный снаряд ОФ-471Н, бронебойный БР-471 и бронебойный БР-471Б

Для поражения танков пушка KwK 36 могла использовать снаряды нескольких типов: два кинетических (один с вольфрамовым сердечником, другой с баллистическим колпачком и зарядом взрывчатого вещества) и ряд кумулятивных. Последние во всех условиях пробивали до 100-110 мм гомогенной брони при угле встречи 90°. Наиболее эффективный снаряд Pz.Gr.40 с вольфрамовым сердечником на дистанции 500 м пробивал 200 мм брони, на 1 км – 179 мм. На расстоянии 2 км он сохранял энергию для поражения 143-мм преграды. Снаряд Pz.Gr.39, собранный без применения дорогих материалов, на тех же дистанциях пробивал 151, 138 и 116 мм брони соответственно.

Унитарные выстрелы немецкого производства с 88-мм снарядами имели длину более 1150 мм и весили чуть менее 21 кг. Боекомплект орудия KwK 36 включал не менее 90 снарядов. Позже немецкие инженеры нашли способ довести его до 120 снарядов. За счет сравнительно легкого выстрела с унитарным заряжанием удалось получить техническую скорострельность до 6-8 выстрелов в минуту.

Большая часть танков «Тигр» была оснащена бинокулярными оптическими прицелами TZF-9b. На машинах последних серий использовались изделия TZF-9c. Первый имел фиксированное увеличение 2,5х, тогда как кратность второго регулировалась от 2,5х до 5х.

Преимущества и недостатки

Нетрудно заметить, что самые массовые тяжелые танки СССР и гитлеровской Германии имели схожие показатели подвижности и проходимости, но при этом самым серьезным образом отличались с точки зрения защиты и вооружения. Простейшее сравнение двух танков «на бумаге» показывает, в каких сферах рассматриваемые образцы могли иметь преимущество друг перед другом.


Музейный танк "Тигр"

Советский ИС-2 ранних серий имел лобовую броню в виде листов толщиной 120, 100 мм и 60 мм, что с учетом наклона давало приведенную толщину около 195, 130 и 115 мм соответственно. Лобовой агрегат танка Pz.Kpfw. VI Ausf. H не имел больших углов установки деталей, и потому их приведенная толщина оставалась на уровне 100-110 мм. Впрочем, для наклонного 80-мм листа этот параметр достигал 190 мм. Однако наклонная деталь не занимала много места в общей лобовой проекции танка, и потому ее влияние на общий уровень защиты не было решающим.

С точки зрения защиты башни «на бумаге» два танка схожи. При этом «Тигр» имеет преимущество в виде большей толщины маски орудия, а башня ИС-2 отличается более толстыми бортами и кормой.

В целом, преимущество в области защиты остается за советским танком. Однако нужно учитывать, что живучесть боевой машины зависит не только от характеристик ее брони, но и от возможностей оружия противника.

Верхний лобовой лист танка ИС-2 с приведенной толщиной от 195 до 240 мм, в зависимости от серии, можно считать крайне сложной преградой для всех снарядов пушки KwK 36 на разумных дистанциях. Ситуацию мог исправить только самый эффективный и дорогой снаряд с вольфрамовым сердечником. В свою очередь, ИС-2 со снарядом БР-471 в идеальных условиях мог поражать Tiger в лобовую проекцию на дистанциях не менее 1 км.


Лобовая проекция немецкого танка: наклоны листов минимальны

При этом следует учитывать возможность выведения противника из строя без пробития брони. Осколки снаряда, попавшего в корпус или башню, а также выбитые обломки брони были способны повреждать орудие, оптические приборы и т.п., как минимум, нарушая нормальную работу боевой машины. Так, в ходе испытаний пушка Д-25Т не только пробивала броню трофейного Tiger, но и проделывала в ней проломы, а также смогла сорвать башню с погона.

Несомненным преимуществом немецкого танка являлась более высокая скорострельность, связанная с меньшим калибром снаряда и иным способом заряжания. На подготовку к выстрелу советским танкистам требовалось не менее 20 с, тогда как немецкий заряжающий мог управиться за 8-10 с. Таким образом, «Тигр» мог быстрее скорректировать наводку и сделать второй выстрел с большей точностью. Однако необходимо помнить о соотношении бронепробиваемости немецких снарядов и характеристиках брони ИС-2. Чтобы второй выстрел привел к поражению советского танка, немецкому «Тигру» следовало быть на не самой большой дистанции от него.

Бортовые проекции ИС-2 и «Тигра» имели защиту в виде 90 и 63-80 мм брони соответственно. Это означает, что оба танка могли эффективно поражать друг друга на всех дистанциях, имеющих место в реальном бою. После единственного меткого выстрела с попаданием в борт противник выводился из строя, как минимум, до прохождения ремонта.


Загрузка унитарных 88-мм снарядов в танк

Немецкий танк, отличавшийся лучшей подвижностью, мог быстрее выйти на выгодную позицию. На пересеченной местности Tiger был способен развивать скорость до 20-25 км/ч – в зависимости от особенностей ландшафта. Максимальная скорость ИС-2 была меньше – до 12-15 км/ч. Опытный экипаж мог использовать такое преимущество в свою пользу, а недостаточно обученным танкистам без должного опыта дополнительные километры в час не принесли бы никакой пользы.

Таким образом, при простом и поверхностном рассмотрении тактико-технических характеристик двух тяжелых танков СССР и Германии можно сделать определенные выводы и предположения. ИС-2 имел преимущества перед Pz.Kpfw. VI Ausf. H Tiger в одних характеристиках, но проигрывал в других. При этом за ним оставались серьезные преимущества в части брони и вооружения. Немецким танкистам в случае столкновения с ИС-2 пришлось бы полагаться на лучшую подвижность и более высокую скорострельность.

Столкновение в реальности

Известно, что танкам ИС-2 и Tiger неоднократно приходилось встречаться в бою с весны 1944 года. Однако, по имеющимся данным, такие бои происходили не слишком часто, поскольку разные тактические роли обычно разводили их по разным участкам фронта. Тем не менее, сохранились определенные сведения о столкновениях тяжелых танков двух стран, позволяющие рассмотреть сложившуюся ситуацию и скорректировать ранее сделанные выводы.

По известным данным, впервые ИС-2 встретились с танками Tiger в апреле 1944 г. в районе г. Тернополь. Первыми приняли бой танкисты 11-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка. Впоследствии этот полк и другие части неоднократно встречались с тяжелыми немецкими танками и вели бои с ними. По объективным причинам, установить все результаты этих сражений уже невозможно, однако известно, что обе стороны наносили друг другу ощутимый ущерб.

Рассматривая доступные данные о столкновении «Тигров» и ИС-2, можно заметить несколько основных особенностей таких боев. Танки неоднократно атаковали друг друга с дистанции порядка 1000-1500 м, и в таком бое чаще побеждали советские ИС-2. При этом известны случаи, когда Tiger атаковал советскую машину с расстояния более 1 км и пробивал нижнюю лобовую деталь, что приводило к воспламенению топливных баков. Впрочем, на дистанциях более 1 км преимущество оставалось за танкистами-красноармейцами.

Бои на меньших дистанциях, несмотря на имеющиеся у обоих танков преимущества, оказывались сложными для обеих сторон. На расстояниях от 400-500 до 900-1000 м ИС-2 и «Тигр» могли с переменным успехом атаковать друг друга в лоб и уверенно поражать в борт. При дальнейшем сокращении дистанции между танками шансы на победу и выживание уравнивались. В то же время, в этих обстоятельствах, вероятно, могла возрастать роль подвижности и скорострельности. Соответственно, немного увеличивался потенциал немецкой техники.


Немецкие танкисты изучают вмятину на броне "Тигра". Это явно была не пушка танка ИС-2

Таким образом, два тяжелых танка противоборствующих сторон серьезно отличались друг от друга теми или иными особенностями конструкции и характеристиками, что приводило к появлению различных преимуществ перед противником. Однако в этом контексте имелись достаточно серьезные проблемы. Далеко не всегда реальное боевое столкновение с вражескими танками могло пойти по оптимальному сценарию, позволяющему в полной мере использовать свои преимущества. На практике это приводило к тому, что советские танкисты старались не подпускать «Тигры» на опасную дистанцию, но сами иногда оказывались слишком близко к вражеским позициям.

Вклад в победу

Тяжелые танки Pz.Kpfw. VI Ausf. H Tiger и ИС-2 не слишком часто встречались в боях, что было связано с разными тактическими ролями этих боевых машин. Из-за этого основными их противниками становилась бронетехника иных типов. И в этом деле советские тяжелые танки показали себя самым лучшим образом. 122-мм орудие позволяло атаковать и уничтожать почти все существующие образцы техники противника, а мощное бронирование защищало от множества ответных атак. Кроме того, танки ИС-2 выпускались в значительных количествах, что позволяло усилить бронетанковые войска желаемым образом.

Конечно, тяжелые танки ИС-2 не были лишены недостатков и по некоторым характеристикам проигрывали вражеской технике своего класса, что приводило к потерям. Тем не менее, подлежащие восстановлению машины возвращались в строй, а промышленность поставляла вновь построенную технику. Чуть более чем за полтора года серийного производства Советский Союз построил почти 3400 танков этого типа. 1350 немецких машин Tiger на этом фоне выглядят не слишком убедительно, и около 500 собранных Tiger II вряд ли могли исправить ситуацию.

В конечном итоге, именно танки ИС-2 успешно поддерживали наступление на позиции врага и наносили ему серьезнейший ущерб, способствуя продвижению Красной Армии. Несмотря на свои недостатки и преимущества техники противной стороны, советские бронемашины внесли заметный вклад в разгром врага и победу над гитлеровской Германией. Советские танки ИС-2 вместе с другой бронетехникой наглядно показали, как высокие характеристики, качество и количество боевых машин превращаются в победу.

По материалам:
http://armor.kiev.ua/
http://aviarmor.net/
http://battlefield.ru/
http://tiger-tank.com/
https://vpk-news.ru/
http://alanhamby.com/
http://russianarms.ru/
http://ww2data.blogspot.com/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2005. – Т. 2. 1941–1945.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк ИС-2. Наш ответ «Тиграм». – М.: Яуза, Эксмо, 2006.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Представим себе следующую ситуацию: дуэль между Тигром и ИС-2 в идеальных (ровная местность, дистанция до 1000 м) и равных (качество прицелов, уровень подготовки наводчиков, полный боекомплект, пушка с клиновым затвором) условиях. При этом заложим 50 % вероятность поражения первым выстрелом и договоримся, что оба танка дадут промах, но обязательно должны попасть вторым снарядом, что в реальной жизни часто и бывало. Что же происходит дальше?

Заряжающий ИС-2 берет из боеукладки, расположенной в кормовой нише башни, 25-кг снаряд и вкладывает его в ствол, затем прибойником досылает его вперед так, чтобы ведущий поясок прочно заклинился в начале нарезов канала ствола. Опытный заряжающий досылает снаряд рукой, что ускоряет процесс. Затем заряжающий берет 15-кг гильзу с зарядом с правой стенки башни (мы договорились, что боекомплект полный, а значит, после первого выстрела в башне еще осталась одна гильза с зарядом, за следующей придется "нырять" вниз, поскольку остальные гильзы расположены в корпусе ИС-2), вкладывает ее в ствол и досылает. При этом затвор закрывается автоматически. Заряжающий докладывает "Готово", командир танка произносит - "Огонь", а наводчик, который за время заряжания успел откорректировать прицел, нажимает на спуск и производит выстрел. Впрочем, стоп! При всех наших условиях у самого тренированного заряжающего на все выше сказанное уйдет минимум 20 секунд, а значит, как ни горько это признать, он не успеет закончить процесс заряжания, потому-что на 8-й секунде в башню ИС-2 влетит 88-мм немецкий снаряд, а на 16-й - второй! Таким образом, при первом промахе "Тигр" со скорострельностью своей пушки 6-8 выстр/мин не оставил ИС-2 ни одного шанса на второй выстрел. Даже если бы наших танков было два, то "Тигр", поразив первый ИС-2, успевал бы дать первый выстрел по второму на 4 секунды раньше ответного. В итоге получается, что для гарантированного поражения одного "Тигра" вторым выстрелом необходимо иметь три танка ИС-2.

Некоторые данные

Танк, орудие Броня, мм / наклон, гр Бронебойность на дистанции 1000 м, мм / гр Скорострельность, выстр/мин
ИС-2, 122-мм Д-25Т лобовая корпуса - 120 / 60° лобовая башни - 150 / округлая 142 / 90° 2...3
Тигр, 88-мм KwK 36 лобовая корпуса - 100 / 8° лобовая башни - 190 / 0° 100 / 60° 6...8

Из приведенных данных следует, что с 1000 м Тигр не мог пробить ни лоб корпуса, ни тем более башни ИС-2. Для этого ему было необходимо приблизиться минимум на 500...600 м. И еще необходимо учитывать, что это верно только для ИС-2 раннего выпуска, т.к. после введения на нашем танке "спрямленного носа" (см. М. Барятинский, ИС-2, создания), "танковая пушка KwK 36 L/56 не пробивала лобовую броню ИС-2 при стрельбе с любой дистанции".

Для нашего же танка складывается обратная ситуация - с 1000 м он уверенно пробивал лобовую броню корпуса Тигра. Если же снаряд попадал в лоб башни немецкого танка, даже не пробивая ее, разрыв гарантированно повреждал ствол пушки и Тигр оставался безоружным.

Т.о. с 1000 м Тигр мог повредить, но не уничтожить ИС-2. Итак, немецкий танк делает второй выстрел - 88-мм снаряд повреждает гусеницу. Третий выстрел Тигра совпадает со вторым ИС-2. Немецкий снаряд сбивает прицел, 122-мм снаряд ИС-2 - проламывает броню Тигра. Немецкий танк уничтожен, русский - поврежден. И это при самом плохом для нашего танка раскладе.

Предположим другую ситуацию. Экипаж немецкого танка знает, что ему необходимо приблизиться к ИС-2 на дистанцию 500...600 м. При средней скорости Тигра на местности 25...30 км/ч на преодолжение 500 м у него уйдет около минуты. На ходу немецкий танк стрелять не может, т.к. отсутствие стабилизатора орудия сведет вероятность попадания к нулю. ИС-2 наоборот, имеет время для произведения 3-х выстрелов.

Т.о, при подобной встрече тет-а-тет Тигру было вступать в бой весьма невыгодно.


В этой схватке, казалось бы, победитель предопределен. 45-тонный немецкий средний танк, вооруженный отличным орудием, способным с нескольких километров пробить броню большинства средних и тяжелых танков союзников, оснащенный отличными приборами наблюдения и прицелами, намного превосходил легкий советский танк Т-70.

Вес последнего – 9,8 тонны, два человека в экипаже, номинальная броня и 45-мм танковая пушка образца 1932/38 гг., а еще скорострельность всего 3-5 выстр./мин. (командиру приходилось быть и заряжающим, и наводчиком).



Это случилось 26 марта 1944 года, тогда танк Т-70 младшего лейтенанта Григория Пегова вел разведку, во время которой обнаружил танковую колонну противника. Она намеревалась нанести контрудар по наступающим частям Красной Армии. Этого допустить было нельзя.

Пегов замаскировал свой танк и приготовился к бою, который должен был стать для него последним – во главе колонны шли грозные немецкие кошки – "Пантеры".



Подпустив их на 150 метров, Пегов открыл огонь. Первыми несколькими выстрелами был пробит борт "Пантеры," и она загорелась, второму танку Пегов перебил гусеницу, после чего экипаж поврежденной машины ретировался. Решив, что наткнулись на мощную противотанковую оборону, немцы поспешили отступить. "Золотую Звезду" Григорий Пегов получил, но только 24 марта 1975 года.

Т-34-76 против 12 "Тигров"



Т-34-76 – средний советский танк, который с появлением "Тигров" и "Пантер" больше не мог успешно бороться с танками вермахта. Его 76-мм пушка не пробивала в лоб новейшие танки, а "Тигр" могла взять только в борт с дистанции менее 100 метров. Броня в 45 мм больше не спасала от огня немецких орудий, оптика была не лучшего качества, да и расположена неудобно.


"Тигр" имел неприступную лобовую броню, отличную оптику и мощное 88-мм орудие, которое поражало Т-34 с нескольких километров - снаряды срывали башни с тридцатьчетверок при попадании. И все же, когда 25 января 1944 года при прорыве Корсунь-Шевченковского "мешка" 12 танков "Тигр" вышли на командный пункт 49-й танковой бригады под началом Александра Бурды, создав угрозу уничтожения штаба, комбриг, у которого на тот момент имелся всего один Т-34-76, принял решение вступить в бой. Бурда в одиночку атаковал 12 тяжелых танков противника и сжег два из них.

За это время штаб бригады успел выйти из-под огня, и ценные документы были спасены, но в тридцатьчетверку Бурды попало сразу несколько болванок. Комбриг был смертельно ранен осколками от отколовшейся брони. 24 апреля 1944 года гвардии подполковнику Александру Федоровичу Бурде было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, всего на счету советского танкиста-аса было 30 подбитых танков противника.

Т-34-85 против "Королевского тигра"

"Тигр II" или "Королевский тигр" – самый защищенный серийный тяжелый танк гитлеровской Германии. Его наклонная лобовая 150-мм броня была неуязвима для большинства танковых и противотанковых пушек союзников. Снаряд 88-мм пушки "Королевского тигра" мог пробить 80-мм вертикальную бронеплиту с дистанции 4 км, а великолепная оптика позволяла стрелять на такое расстояние. С дистанции в километр снаряд пробивал 240-мм броню.

Т-34-85 мог похвастаться только хорошей подвижностью и маневренностью, а также 85-мм орудием, установленным в новой просторной башне с 90-мм лобовой броней. Толщина лобовой детали корпуса осталась неизменной – 45 мм.



Август 1944 года, Сандомирский плацдарм, наступление 501-го тяжелого танкового батальона вермахта.

Разведка Красной Армии сработала оперативно, и визит немецких тяжеловесов ждали замаскированные в копнах сена Т-34-85. Командир одного из них, Александр Оськин, не знал, что новые танки противника практически неуязвимы.

Утром 11 "Королевских тигров" пошли в атаку. Выстрел Т-34-85 пробил борт одного из тяжелых танков, и над ним тут же взметнулось пламя, затем от меткого огня танка Оськина загорелся второй, третий успел повернуть башню в сторону советского танка, но тридцатьчетверка оказалась быстрее, и над "Королевским тигром" снова взметнулось пламя.



Позже в одном из боев, в котором участвовал экипаж Оськина, три "Королевских тигра" были захвачены полностью исправными. 23 сентября 1944 года Александру Оськину присвоено звание Героя Советского Союза.

С топором против Pz.38(t)


Красноармеец Иван Середа совершил, казалось бы, невозможное. Вооруженный топором, он вступил в бой с немецким танком (чешского производства) Pz.38(t), вышел из него победителем и взял в плен экипаж немецкой машины.

Все началось с того, что в августе 1941 года в районе Даугавпилса немцы на трофейном Pz.38(t) заметили дымок советской походной кухни. Нисколько не сомневаясь в своем превосходстве, они решили атаковать. Возле кухни находился только один боец – красноармеец Иван Середа, который готовил обед.

Увидев немецкий танк, вместо того чтобы бежать, солдат подхватил топор, которым колол дрова, и ринулся в атаку на танк. Экипаж Pz.38(t) немедленно захлопнул все люки и поспешил укрыться за броней, открыл огонь из пулемета.



Середу это нисколько не смутило, он забрался на танк и загнул ударами топора ствол пулемета, закрыл смотровые щели куском брезента. Затем начал стучать обухом топора по броне, при этом отдавая приказы несуществующим красноармейцам. Спустя некоторое время полностью деморализованный немецкий экипаж сдался.

В итоге, когда подошли однополчане Середы, они увидели не только обед, но и трофейный танк, а также связанный экипаж рядом. Ивану Середе звание Героя Советского Союза было присвоено 31 августа 1941 года.

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят. Танки не предназначены для дуэлей с себе подобными в идеально одинаковых условиях! Они предназначены для боя, боя во взаимодействии с другими родами войск. Чрезмерное увлечение таблицами привело к тому, что вокруг вопроса о лучшем танке Второй Мировой войны нагромождено множество мифов. В статьях "Т-34 - лучший танк Второй Мировой войны?" и "Наш ответ Адерсу и Вибикке - Танк Т-34-85." этот вопрос рассматривался в отношении советских средних танков Т-34 и Т-34-85. Еще одним претендентом на роль лучшего танка является немецкий тяжелый танк «Тигр».

Одним из самых распространенных мифов о танках Второй Мировой войны является миф о неуязвимости «Тигра» для танков и противотанковой артиллерии противника. Испытания на полигоне в Кубинке в апреле 1943 года показали, что единственной отечественной пушкой, способной пробить лобовую броню Pz.Kpfw.VI была на тот момент 85-мм зенитная пушка. Она была способна это сделать с дистанции в 1000 метров. Атакующий «Тигр» представлял серьезную проблему для противотанковой обороны советских войск. Но толстая броня имела серьезный недостаток - она была очень тяжелой. Такую же степень защиты можно было достичь с помощью более тонкой брони, расположенной под рациональными углами наклона и сделать танк более легким и компактным.

Самыми массовыми орудиями ПТО в Красной армии были 45-мм пушки. Подкалиберные снаряды этой пушки пробивали бортовую 82-мм броню с дистанции 350 метров. Нижняя часть борта была бронирована слабее - всего 62 мм. Конечно попасть в нее между катками было очень сложно, но хороший наводчик с небольшой дистанции мог это сделать. Использование правильной тактики позволяло бороться с атакующими «Тиграми». Это делалось так. Одно или несколько орудий открывали огонь по немецкому танку и заставляли его подставить борт орудиям, находящимся в засаде и не открывающим огня. Как только «Тигр» подставлял борт, они поражали танк в уязвимые места.

Появление новых советских танков ИС-1, а затем ИС-2, Т-34-85 и самоходных орудий на базе Т-34, таких как СУ-85 и СУ-100, возобновление выпуска противотанковой пушки ЗИС-2 калибра 57-мм и создание новой противотанковой пушки БС-3 калибра 100-мм сделали Pz.Kpfw.VI уязвимым в атаке. Союзники перевооружили «Шерман» новой 76-мм пушкой и наладили выпуск 17-фунтовой противотанковой пушки, которые также могли пробивать лобовую броню «Тигра». Усиление противотанковых средств противников Германии происходило одновременно с падением качества брони немецких танков. Экономическая блокада не позволяла получать легирующие добавки, а собственные месторождения в Германии многих из них отсутствовали. Металлурги Германии были вынуждены снижать количество остродефицитных добавок в броне, стойкость которой к бронебойным снарядам уменьшалась.

Pz.Kpfw.VI был великолепно защищенным танком, но неуязвимым он не был. Правильная тактика обороняющихся позволяла наносить атакующим «Тиграм» серьезные потери. Со временем «Тигры» сохранили превосходство над танками противника только на больших дистанциях.

Одно из неоспоримых преимуществ Танк Pz.Kpfw.VI перед другими танками– огневая мощь. На танке «Тигр» стояла 88-мм пушка KwK 36, созданная на основе 88-мм зенитного орудия. Вероятно эта пушка - лучшее танковое орудие Второй Мировой войны. Она отличалась большой бронепробиваемостью и скорострельностью, ее осколочно-фугасный снаряд отлично справлялся практически со всеми небронированными целями на поле боя.

Оптический прицел Pz.Kpfw.VI позволял вести огонь по бронетехнике без подготовки на расстояние в 1200 метров. После пристрелки «Тигр» мог поразить неподвижный танк на расстоянии 2500 метров. Конструкция и отличное качество прицела позволяли вести огонь в сумерки.

Подвижность - ахиллесова пята танка Pz.Kpfw.VI.Любой танк это компромисс между огневой мощью, защищенностью и подвижностью. Создатели «Тигра» выбрали огонь и защиту, а подвижностью пришлось пожертвовать. Танк получился очень тяжелым - 55 тонн! Устанавливаемые на танк двигатели «Maybach» мощностью 650 или 700 л.с. были слишком слабыми для такой тяжелой машины.

Необходимо сказать об одном очень распространенном мифе. Двигатели «Maybach» были карбюраторными, поэтому многие считают их очень пожароопасными по сравнению с дизельными. Сторонники такой точки зрения приводят в свою пользу аргумент, что если бросить горящую спичку в ведро с бензином, то бензин вспыхнет, если же бросить зажженную спичку в ведро с соляркой, то спичка погаснет. Но никто в бою не бросает горящие спички в топливный бак танка! При попадании же бронебойного снаряда или кумулятивной струи в танковый бак, воспламеняется любой вид топлива. Как показала статистика Второй Мировой войны, дизельные танки горели также часто, как карбюраторные. Разница составляла всего несколько процентов!


Немецкие инженеры сделали все, что возможно для того чтобы сделать максимально простым управление «Тигром». Автоматический гидравлический сервопривод трансмиссии позволял переключать передачи, которых было восемь вперед и четыре назад, двумя пальцами! А поворот танка осуществлялся легким поворотом штурвала. Такого удобного управления не было ни на одном танке Второй Мировой войны, за исключением «Королевского тигра», где была применена та же трансмиссия. Но даже легкость управления танком не могла компенсировать его веса.

Если сравнить табличные данные по удельной мощности «Тигра» с его основными конкурентами, кажется все благополучно. У «Тигра» удельная мощность 11,4 л.с./т, у ИС-2 - 11,3 л.с./т, а у английского танка «Черчиль» - всего 9 л.с./т! Но подвижность определяется не только удельной мощностью. Очень важным является удельное давление на грунт и общий вес танка. Удельное давление Pz.Kpfw.VI было на 30% больше, чем у ИС-2! Уже в первом бою 22 сентября 1942 года, когда «Тигры» пошли в атаку неподалеку от поселка Тортолово под Ленинградом, они застряли в грязи! Три танка при поддержке артиллерии и пехоты через несколько дней удалось эвакуировать, а четвертая машина так и осталась на нейтральной полосе и через месяц была по приказу Гитлера взорвана.

Не только грязь была непреодолимым препятствием для Pz.Kpfw.VI. Многие мосты в России не выдерживали вес 55-тонного танка и чтобы переправиться через небольшой ручей была нужна помощь саперов. Запас хода по шоссе был 100 км, а по пересеченной местности всего 60 км. Танк нуждался в постоянном сопровождении автозаправщиков. Но автозаправщик - лакомая цель для штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков противника! В условиях господства в воздухе авиации противника, организация перемещения «Тигров» своим ходом выливалась в серьезную проблемуПеревозка «Тигров» по железной дороге также представляла большую проблему. Их можно было перевозить только на специальном транспортере. В эшелоне между двумя транспортерами нужно было цеплять четыре обычныхвагона, чтобы не превышать допустимую нагрузку на железнодорожные мосты. Но даже на специальный транспортер нельзя было погрузить «Тигр» без дополнительных проблем. Его нужно было «переобуть» в специальные транспортные гусеницы и снять внешний ряд опорных катков.

Танк Pz.Kpfw.VI - качество и удобство в эксплуатации.

Как и любой новый образец оружия, создаваемый в спешке и недостаточно испытанный, танки «Тигр» имели множество «детских болезней». Двигатель и трансмиссия из-за большого веса танка работали в очень напряженном режиме. Частыми были возгорания перегревшихся двигателей и поломки трансмиссии. Качество сборки и комплектующих было на удивление низким. Первые «Тигры» на Восточном фронте и в Африке постоянно преследовали протечки масла и топлива, течи радиаторов охлаждения. Применяемая из-за отсутствия поставок натурального каучука эрзац-резина не выдерживала высоких температур.

Постепенно часть проблем удалось решить, но многие конструктивные недостатки устранить было невозможно. Сложнейшая подвеска Pz.Kpfw.VI обеспечивала большую плавность хода, но была очень тяжелой и, например, зимой попавшая между катками грязь замерзала и могла полностью блокировать способность танка к передвижению. Замена внутреннего катка требовала снимать несколько катков в других рядах, при этом внутренние катки отличались быстрым износом.

Эксплуатация и ремонт «Тигров» представляли достаточно серьезную проблему. Например замена трансмиссии, часто выходившей из строя, требовала демонтажа башни. А для того, чтобы снять башню, требовался специальный козловой кран! Немецкие танкисты отмечали, что через пять - шесть дней боев «Тигры» начинали выходить из строя по причине механических поломок.

С опытным экипажем "Тигр" представлял большую угрозу для противника. Мощное вооружение и броня делали его опасным для любого танка стран антигитлеровской коалиции. Малоуязвимый для большинства средств ПТО, «Тигр» позволял довольно легко прорывать вражескую оборону. Но малый запас хода и проходимость, проблемы с перемещением танка вне поля боя, конструктивные недостатки и недостаточная надежность, трудность эвакуации поврежденных машин и их ремонта мешали реализовать его потенциал. Сложность конструкции и дороговизна не позволяли выпускать танк большой серией, в большинстве источников приводится информация, что всего было выпущено 1355 Pz.Kpfw.VI Tiger Ausf.E. Несмотря на все присущие "Тигру" недостатки, его можно считать самым грозным и серьезным оружием на поле боя и встреча с ним любоого танка Второй мировой в открытом бою, не сулила ничего хорошего его соперникам.

При этом никто и не думал сомневаься в боевой мощи советской армии, сокрушившей сильнейшую военную машину Запада - гитлеровскую Германию. Символом этой мощи стал "Т-34" - лучший советский танк времен великой отечественной войны. Печально, но в наше время многие считают это пропагандой, полагая, что "тридцатьчетверка" не заслуживает чести быть лучшим танком Второй Мировой. Этих странных людей не убеждают даже мемуары знаменитых гитлеровских военачальников, таких как командир 2й немецкой танковой группы Гейнц Гудериан, который писал о превосходстве советских танков "Т-34" над немецкими ещё летом 1941 года в боях под Мценском. В дальнейшем об этом неоднократно говорили и писали многие гитлеровские офицеры, сталкивавшиеся с "Т-34" на поле боя.

И действительно советский танк в 1941 году в начале Великой Отечественной Войны имел абсолютное превосходство над любым танком германской армии. Вспомим, что в начале войны основным танком гитлеровцев был "PzIII", обладавший 30мм лобовой броней и вооруженный 37мм орудием. Что мог противопоставить этот "основной" немецкий танк "тридцатьчетверке"? Только бой на предельно малых дистанциях. Броня советского танка составляла 45мм под хорошим наклоном(собственно "Т-34" был первым в мире танком с рациональными углами наклона бронеплит), и это увеличивало её бронестойкость. В результате немецкие снаряды, выпускаемые из 37мм орудий были не в состоянии пробить такую броню со средних и дальних дистанций. Советская 76мм пушка, установленная на "Т-34" пробивала любые немецкие танки 1941 года, включая самые новые "PzIV" с достаточно больших дистанций, оставаясь вне зоны поражения слабых немецких пушек. При столкновениях с "Т-34" это вынуждало немцев обходить их, сближаться на предельно близкие и очень опасные для огневого боя дистанции, либо использовать для борьбы с "Т-34" тяжелые 88мм зенитные орудия с высокой начальной скоростью полета снаряда, которые наверняка пробивали "Т-34". Чаще всего в начале войны немецкие танки избегали прямого столкновения с "тридцатьчетверками".



Что еще почитать