Танк т 70 технические характеристики. Самый массовый из легких. Объективный взгляд на конструктивные недостатки танка

Привет всем любителям повоевать в песочнице, с вами сайт! Танкисты и танкистки, сейчас речь у нас пойдет о действительно стоящей маленькой машинке, советском легком танке третьего уровня, перед вами Т-70 гайд .

Без преувеличений спешу вам сообщить, что среди огромного многообразия легкой техники на третьем уровне, данный аппарат действительно может порадовать своего владельца. Т-70 WoT имеет внушительное количество преимуществ, которые позволят игроку «нагибать» в песочнице и получать массу удовольствия, но для этого, вы должны хорошо знать свой танк.

ТТХ Т-70

По уже сложившейся традиции начинать мы будем с того, что у нашего легкого танка есть стандартный по меркам одноклассников обзор, а еще советская слабая дальность обзора в 310 метров.

Примечательно, что в отличие от большинства одноклассников, выживаемость у нас весьма неплохая, но с нюансами. Прежде всего, у Т-70 характеристики лобового бронирования впечатляют.

Если говорить о лобовой проекции корпуса, то благодаря отличному наклону бронеплит верхняя лобовая деталь Т-70 World of Tanks по всей площади имеет 72 миллиметра брони, а небольшой красный квадрат на колижн модели еще и усилен, тут толщина металла доходит до 113 миллиметров. При этом НЛД лучше скрывать, ведь это всего лишь 51-миллиметровый участок, который может рикошетить, но в целом пробивается легко.

Башня со лба защищена большой 50-миллиметровой маской орудия, за которой легкий танк Т-70 имеет еще порядка 86 миллиметров приведенной брони, а небольшая «полочка» над маской может похвастаться 98 миллиметрами приведенки, а вот щеки пробиваются легко, но к счастью они совсем небольшие.

Абсолютно другая картина открывается при осмотре бортовой проекции, так как борта у Т-70 World of Tanks еще тоньше, чем корма, ведь тут имеются жалкие 15 миллиметров броня без наклонов, что пробивается не только фугасами, но и пулеметами малого калибра. Впрочем, это не значит, что корму можно подставлять, обе эти проекции уязвимы и их нужно прятать.

В плане подвижности все относительно, ведь максимальную скорость Т-70 танк развивает приличную, а также обладает превосходными показателями маневренность. Но в динамике мы уступаем многим одноклассником, хотя, назвать машину медлительной или тугой нельзя, в этом плане мы скорее походим на динамичный средний танк.

Орудие

Ни для кого не секрет, что вооружение является главной составляющей любого танка и в нашем случае пушка действительно хороша, она заслуживает не только внимания, но и уважения.

В первую очередь вы должны знать, что у Т-70 орудие альфастрайк имеет усредненный по уровню, но кроме этого обладает высокой скорострельностью, благодаря чему у нас есть возможность наносить достойный урон в минуту, который равен примерно 1320 единицам.

По показателям пробития наша пушка действительно хорошая, даже бронебойным снарядом Т-70 WoT способен уверенно наносить урон одноклассникам и большинству четвертых уровней. С пятерками тоже можно справиться, но для стычек с тяжелыми танками стоит иметь при себе порядка 15 голдовых подкалибров.

Точность нас тоже не подвела, хотя, не все тут так гладко, как хотелось бы. Советский легкий танк Т-70 имеет в своем распоряжении неплохой разброс на 100 метров, но стабилизация у нашей пушки плохая и сводиться она довольно долго, то есть с этим нужно что-то делать.

В целом все показатели вооружения Т-70 танк получил хорошие, но есть один серьезный изъян – углы вертикальной наводки. Вниз наш ствол опускается всего на 4 градуса, это очень печально и играть от рельефа будет действительно сложно.

Преимущества и недостатки

Как все вы прекрасно понимаете, от знания сильных и слабых сторон машины, на которой выходишь в бой, зависит очень многое. Прежде всего вы будете лучше понимать, на какие модули и умения следует сделать ставку, но и в построении тактики данный вопрос способен существенно помочь, так что сейчас мы выделим главные плюсы и минусы Т-70 World of Tanks .
Плюсы:
Хорошая лобовая броня;
Достойная подвижность (максималка и маневренность);
Внушительный урон в минуту;
Высокие показатели пробития;
Приятный разброс на 100 метров.
Минусы:
Маленькая базовая дальность обзора;
Плохое бронирование бортов и кормы;
Невысокий разовый урон;
Посредственное сведение и стабилизация;
Плохие углы вертикальной наводки.

Оборудование для Т-70

Несмотря на то что на третьем уровне выбор дополнительных модулей сильно ограничен, усиливать танк можно и нужно, тем более что все необходимое для этого аппарата, в принципе, доступно. Для достижения максимальных результатов на танк Т-70 оборудование лучше ставить следующее:
1. – как видно из списка недостатков, данному аппарату нужно улучшить скорость сведения, чем мы и займемся в первую очередь.
2. – хороший и продуманный выбор, который даст 5-процентный буст к наиболее важным параметрам, улучшив урон, точность и слегка повысив обзор.
3. – нет смысла что-то выдумывать, ведь радикально повысить дальность обзора и получить преимущество над противником можно, только выбрав этот модуль.

Обучение экипажа

Правильно обученный экипаж с достаточным количеством умений на третьем уровне – это колоссальное преимущество, к которому вы должны стремиться, если действительно хотите покорить песочницу. Проблема в то, что экипаж у нас состоит всего из двух человек, но даже в таких обстоятельствах для Т-70 перки лучше учить в такой последовательности:
Командир (наводчик, радист, заряжающий) – , , , .
Механик-водитель – , , , .

Снаряжение для Т-70

Как и всегда, процесс закупки расходников остается стандартным, а потому, простым и понятным. Если у вас в запасе мало серебра или вы копите на какой-либо танк, берите , , . Однако в бою вы будете чувствовать себя гораздо увереннее, если купите для Т-70 снаряжение в виде , , , особенно понимая проблемы при контузии столь многофункционального командира. Кстати, горит советский танк нечасто, так что заменить огнетушитель на тоже можно.

Тактика игры на Т-70

Из всего вышесказанного вы могли составить мнение о данном аппарате и надо сказать, что машинка в наших руках действительно стоящая, способная крушить врагов в песочнице, но для этого нужно действовать правильно.

Сразу хочу сказать, что комфортнее всего наш советский легкий танк Т-70 чувствует себя вверху списка, ведь тут наша броня показывает себя с наилучшей стороны. Чтобы уверенно расправляться с врагом вы всегда должны быть повернуты к нему лбом и корпус можно довернуть совсем немного, дабы не подставить уязвимый борт, но увеличить приведенную броню ВЛД.

Разумеется, сражаясь вверху списка для Т-70 тактика ведения боя заключается в занятии позиции на передовой, где скрыв свой НЛД и укрывшись от вражеской артиллерии, вы сможете уверенно танковать, сдерживая или продавливая направление вместе с союзниками.

Однако, когда речь идет о боях против четвертых и тем более пятых уровней, на свою броню Т-70 World of Tanks уже не может полагаться столь слепо. В таких случаях мы превращаемся в хороший танк поддержки, который способен отлично наносить урон из-за спин более крепких товарищей по команде.

Не менее уверенно Т-70 танк чувствует себя стоя на второй линии, ведь такая тактика гораздо более безопасна и дает возможность безнаказанно наносить урон. Благо для дистанционного ведения огня у нас есть приятная точность и хорошее пробитие, остается только поменьше светиться и выцеливать уязвимые зоны в броне врага.

В качестве итога хотелось бы сказать, что Т-70 WoT – это одна из немногих машин на третьем уровне, играть на которой комфортно и приятно. В остальном, старайтесь следить за мини-картой, берегитесь артиллерии и грозной техники пятого уровня, а также не подставляйте врагам борта и корму.

В начале Великой Отечественной войны советским легким танкам пришлось сыграть роль гораздо более значительную, чем та, которая предполагалась для них изначально. Еще в декабре 1939 года на вооружение Красной Армии был принят легкий (по тогдашней классификации – «малый») танк Т-40. Это была небольшая машина с экипажем из двух человек, вооруженная двумя пулеметами (крупнокалиберным ДШК и обычным ДТ). Т-40 был плавающим, обладал неплохой подвижностью, а бронирование защищало его от огня стрелкового оружия. Предназначением танка была разведка, и каких-либо серьезных боевых функций на него не возлагалось. Однако война распорядилась иначе.

Колонна танков Т-70 на подступах к Красному Селу. 1944 г. (коллекция автора)

Спустя три дня после нападения Германии заводу № 37, занимавшемуся выпуском Т-40, было приказано свернуть производство этих машин. Разведывательные танки, разумеется, нужны всегда, но в тот момент стране нужнее были танки обычные, линейные. Теперь заводу № 37 поручалось пустить освободившиеся мощности на производство танка сопровождения пехоты Т-50. Главный конструктор завода, Николай Александрович Астров, выдвинул возражение – Т-50 кардинально отличался по конструкции от Т-40 и был гораздо сложнее в производстве. У завода, занимавшегося до этого лишь легкими плавающими машинами, ушло бы непозволительно много времени на его освоение. Вместо этого Астров предложил альтернативный вариант действий – улучшить Т-40, сделав его более пригодным для поля боя, и максимально увеличить его выпуск. Это, разумеется, была полумера – легкий пулеметный разведчик, как его ни улучшай, полноценной заменой нормальному танку не станет – но любому понятно, что в отчаянной ситуации лучше хоть какие-то танки прямо сейчас, чем хорошие, но когда-нибудь потом, в неопределенно отдаленном будущем.

Предложению Астрова был дан зеленый свет, и началось производство танка, который изначально имел обозначение Т-60, но в дальнейшем стал известен как Т-30 (от заводского обозначения проекта – «030»). Т-30 отличался от Т-40 рядом упрощений, позволявших ускорить и удешевить его производство. Наиболее существенными из них стали отказ от возможности плавать и переход на более простую в изготовлении гомогенную (равномерно закаленную) броню взамен брони поверхностного закаливания. Впоследствии поменялось и вооружение – пулемет ДШК оказался в условиях лета 1941-го дефицитом, так как производился в количестве всего нескольких сотен в месяц. Вместо него Т-30 получил 20-мм автоматическую пушку ТНШ, созданную на базе авиационной пушки ШВАК. Вопреки распространенному мнению, огневой мощи танка это почти не повысило, зато решило вопрос с нехваткой оружия.

Танкисты отдыхают возле Т-70 (коллекция автора)

Следующим логическим шагом стало упрощение формы танка. Корпус Т-30 нес в себе наследие плавающего Т-40 – он имел излишний объем для обеспечения положительной плавучести, высокие борта для устойчивости, а его передняя часть имела довольно сложную форму для снижения сопротивления при движении в воде. Все это увеличивало массу танка, его габариты (а значит – заметность и уязвимость) и, главное, усложняло производство. Танк с корпусом упрощенной формы и уменьшенных размеров получил обозначение Т-60М, в некоторых документах его именуют Т-70, в итоге же прижилось название Т-60, под которым он и вошел в историю.

Именно Т-60 взвалил на себя основную тяжесть боев в конце сорок первого и начале сорок второго. Катастрофические потери летней кампании привели к тому, что средних и тяжелых танков в войсках практически не осталось, а из-за эвакуации промышленности восполнить эту нехватку в обозримые сроки не представлялось возможным. Затыкать собой брешь пришлось именно «шестидесяткам». В отдельных случаях они составляли до трети или даже половины танкового парка Красной Армии на отдельных участках фронта.


Немецкие военнопленные проходят мимо танка Т-70, сменившего хозяев дважды – он был захвачен немцами и использовался ими, затем советские войска отбили его обратно. Киев, 1944 г. (коллекция автора)

Разумеется, Т-60, как и любая экстренная импровизация, имел весомые недостатки. Наиболее существенными из них были слабость вооружения и недостаточное бронирование. Пушка ТНШ в плане реальной боевой ценности, по сути, мало чем отличалась от крупнокалиберного пулемета – бронепробиваемости ей хватало лишь на борьбу со слабо бронированной техникой, такой, как бронетранспортеры и легкие бронеавтомобили. Фугасное действие у снарядов было практически нулевым, поэтому уничтожать пехоту и полевые укрепления ими было затруднительно. Требовалось установить более мощное орудие калибром не менее 37 мм. Бронирование же, хоть и было доведено до 30-35 миллиметров в лобовой части корпуса, все еще оставалось недостаточным – по опыту использования военные отмечали, что Т-60 крайне уязвим и поражается практически любыми противотанковыми средствами на дистанциях актуального боя.

Еще в октябре 1941 года, параллельно с развертыванием производства Т-60, Астров, направленный на Горьковский автозавод, совместно с рядом других тамошних конструкторов, начал работу над улучшенной версией танка, получившей обозначение «070» или ГАЗ-70. Основным достоинством было усиленное вооружение – в новой литой башне обтекаемой формы установили 45-мм пушку 20-К, использовавшуюся на большинстве танков и пушечных бронеавтомобилей Красной Армии. Также вместо двигателя ГАЗ-202 был установлен существенно более мощный ГАЗ-203 – фактически, это было два двигателя ГАЗ-202, соединенных последовательно. Последнее изменение потребовало увеличения корпуса – его удлинили, а в ходовую часть добавили еще одну пару опорных катков.


Эшелон с танками Т-70 готовится к отправке под Сталинград. 1942 г. (коллекция автора)

Работа по модернизации затянулась, несмотря на неоднократные требования об ее ускорении со стороны высшего руководства, включая лично Сталина. Опытный образец ГАЗ-70 был представлен на испытания только в конце февраля 1942 года. На военных новый танк, однако, большого впечатления не произвел. Ими было отмечено, что бронирование у ГАЗ-70 такое же, как у Т-60, то есть явно недостаточное, а экипаж все еще недостаточен для полноценной боевой машины. ГАЗ-70 управлялся двумя танкистами – это было наследие еще его предка Т-40, не затронутое никакими из предыдущих переделок и остававшееся таковым и на Т-30, и на Т-60. Двух человек вполне хватало для разведывательного танка: механик-водитель управлял машиной, а командир, располагавшийся в башне, играл роль, по сути, наблюдателя – задействовать вооружение ему приходилось лишь в тех немногочисленных случаях, когда разведка вступала в огневой контакт с противником. Для боевой машины же одноместная башня была большим минусом: командиру приходилось активно участвовать в бою – обнаруживать противника, принимать решения о перемещении танка и передавать их механику-водителю, вести огонь из вооружения и перезаряжать его. Эта нагрузка была слишком велика для одного человека, в результате эффективность танка существенно снижалась. Требовалось увеличение экипажа до трех человек и, соответственно, расширение башни до двухместной с тем, чтобы снять с командира хотя бы обязанности заряжающего.

Астров пообещал максимально оперативно устранить отмеченные недостатки. Толщину брони увеличили до 35 мм в верхней части лба и до 45 мм (как у среднего танка Т-34) в нижней, куда по статистике приходится наибольшее число попаданий. Башню заменили на сварную восьмигранную – оригинальная литая показала слишком низкую стойкость (ее легко пробивала даже 20-мм немецкая танковая пушка) и, к тому же, не имела резервов по усилению бронирования. С расширением экипажа до трех человек, однако, возникли непредвиденные сложности. Увеличенная башня, по расчетам, должна была повысить массу машины с девяти тонн до одиннадцати с половиной. У конструкторов возникли сомнения, что элементы ходовой части выдержат подобную нагрузку – ведь они изначально создавались для Т-40, который весил вдвое меньше. В результате танк было решено принять на вооружение в существующем виде, и 6 марта 1942 года это было сделано – ГАЗ-70 пошел в войска под обозначением Т-70.

Разработка трехместного варианта танка началась сразу же после принятия на вооружение двухместного. Испытав серийную машину, утяжеленную специальными грузами до ожидаемой массы нового танка (11,5 т), конструкторы убедились, что их опасения были не напрасными – ходовая часть действительно не справлялась с возросшей массой. Ломались траки, лопались торсионы, аномально быстро изнашивалась трансмиссия. Работы по усилению ходовой прошли успешно, но к моменту их завершения руководством было решено, что создание и производство трехместной версии следует поручить другому заводу, чтобы не отвлекать ГАЗ от выпуска самоходных установок СУ-76, которые требовались войскам во все больших количествах. В результате трехместный Т-70 после внесения еще нескольких улучшений пошел в серию на заводе № 40 в Мытищах под названием Т-80. ГАЗ же, чтобы добру не пропадать, внес разработанные изменения в ходовую часть Т-70, и танк с октября 1942-го выпускался с обозначением Т-70М. Ценой незначительного (около шестисот килограмм) увеличения массы Т-70М получил заметно лучшую, за счет более широких гусениц, проходимость и существенно больший ресурс подвески и трансмиссии. В итоге, правда, получилось скорее плохо, чем хорошо. Модернизировать имеющиеся Т-70 до Т-70М было технически невозможно, поэтому в войсках оказались два практически идентичных танка с несовместимыми деталями ходовой части. У обслуживающего персонала и ремонтников это, по понятным причинам, радости не вызвало.


Т-70 1-го Украинского фронта форсирует реку Шпрее. 1945 г. (коллекция автора)

Боевая карьера Т-70 была яркой, но недолгой. Впервые они пошли в бой на Юго-Западном фронте в июне 1942-го. Сразу же выяснилось, что, невзирая на все старания конструкторов по повышению характеристик машины, боевая ценность легких танков оказалась невелика. За год, прошедший с начала войны, из рядов Панцерваффе практически исчезли легкие танки PzKpfw.I и PzKpfw.II, а средние танки значительно прибавили в толщине брони. В результате, 45-мм пушка 20-К, которой вполне хватало для борьбы с вражеской бронетехникой летом сорок первого, к лету сорок второго стала в значительной мере бесполезной. Также Т-70 оказался слишком уязвимым – хотя лоб танка был неплохо забронирован и бронелисты в нем располагались с большим наклоном, что увеличивало защиту, по бортам броня имела толщину всего 15 мм и располагалась вертикально, поэтому способна была защитить только от пуль. Кроме того, на поле боя все чаще появлялись как новые модификации танков PzKpfw.III и PzKpfw.IV, вооруженные длинноствольными орудиями, так и мощные 75-мм противотанковые пушки PaK.40 – для них не составляло труда пробить броню Т-70 с любого ракурса на всей дистанции прицельной стрельбы. Отмечалось, однако, что в среднем, при прочих равных, выживаемость у Т-70 несколько выше, чем у Т-34 и КВ за счет меньших размеров. Положительных отзывов удостоились хорошая надежность танка, простота в освоении и небольшая масса. Последняя не только облегчала эвакуацию подбитых танков с поля боя, но и позволяла «семидесяткам» проходить там, где не могли пройти другие танки, и заставать врага врасплох ударами с неожиданных направлений. Этому способствовала и малая шумность Т-70 в движении – по воспоминаниям очевидцев, шумел он не больше, чем грузовой автомобиль, что облегчало скрытное выдвижение на позиции и сближение с противником.

Наиболее массовым было применение Т-70 в битве на Курской дуге – например, танковые силы Центрального фронта состояли из него почти на четверть (369 машин из 1487 имеющихся на 4 июля 1943 года). По итогам операции был сделан вывод о том, что, в связи со стремительным развитием бронетехники и противотанковых средств, Т-70 окончательно утратил даже ту невеликую боевую ценность, которая у него была на момент создания. Кроме того, ситуация с производством полноценных, не эрзац, танков, была уже не столь острой, как два года назад, поэтому в октябре сорок третьего Т-70 сняли с производства, а освободившиеся ресурсы направили на выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-76М, базирующихся на его шасси. Оставшиеся в строю машины отправились в учебные части, либо использовались в качестве командирских в подразделениях, вооруженных СУ-76М. Некоторые вернулись к изначальной роли своих далеких предков, занявшись разведкой. Многие из них дожили до конца войны – на начало 1946 года в советских вооруженных силах числилось 1502 танка Т-70 и Т-70М (из 8231 выпущенных).


Т-70 в зимнем камуфляже. Ленинградский фронт, 1944 г. (коллекция автора)

Т-70 стал самым массовым легким танком Советского Союза во Второй мировой войне. Невзирая на то, что чаще всего его приходилось применять в роли, совершенно неподобающей для его характеристик, он честно выполнил задачу в меру своих возможностей. Для открытого боя он был малопригоден даже на момент своего появления, не говоря уже о более поздних этапах войны, но при грамотном применении все же мог быть полезным, особенно в условиях отсутствия сильной противотанковой обороны у противника. Известны и случаи успешной борьбы Т-70 с вражеской бронетехникой. Например, в январе 1943 года экипаж старшего лейтенанта Захарченко, израсходовав боеприпасы, пошел на таран и тараном вывел из строя два немецких танка. Тип танков в документах не указывается, но так как в качестве противника выступал 100-й танковый батальон особого назначения, это, со всей очевидностью, были PzKpfw.II – обычные или огнеметные. В результате боя экипажем были взяты в плен командир и начальник штаба немецкого батальона. Известен случай, когда Т-70 3-й Гвардейской танковой армии огнем из засады уничтожил два тяжелых танка «Пантера». История может показаться невероятной, но бортовая броня у «Пантеры» была относительно слабой, причем сразу за ней располагалась боеукладка – с близкого расстояния даже 45-мм пушка имела все шансы справиться. В умелых руках обученного и хладнокровного экипажа Т-70 мог быть крайне грозным – что лишний раз подтверждает справедливость старой истины: «Воюет не оружие – воюет человек».

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя. Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами Вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным. Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя. Требовалось иное решение.


В сентябре 1941 года КБ завода № 37, на тот момент головного по выпуску Т-60, предложило вариант его модернизации, получивший индекс Т-45. По сути дела, это был все тот же Т-60, но с новой башней, в которой была установлена 45-мм пушка. На этой машине предполагалось использовать новый двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л.с, что позволило бы увеличить толщину лобовой брони танка до 35 - 45 мм. Однако освоить производство двигателя завод ЗИС не смог в связи с эвакуацией из Москвы на Урал, в город Миасс. Не спасла положение и попытка установить на танк двигатель ЗИС-16 мощностью 86 л.с С его освоением также не все шло гладко, а время не ждало.

Параллельно с заводом № 37 работы по созданию нового легкого танка развернулись на Горьковском автозаводе. В таком развитии событий не было ничего необычного - это предприятие уже имело опыт производства бронетанковой техники, занимаясь серийным выпуском танкеток Т-27 и малых плавающих танков Т-37А в 1930-е годы. Здесь же был спроектирован и изготовлен ряд опытных образцов бронетанковой техники В сентябре 1941 года завод получил задание по организации массового выпуска легкого танка Т-60, для чего на ГАЗе было создано отдельное структурное подразделение танкового производства и соответствующее КБ В первых числах сентября главный конструктор завода № 37 Н.А Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60, который должен был использоваться на ГАЗе в качестве эталона Сам Н.А.Астров также был оставлен на ГАЗе для помощи в организации производства танков.

Именно Астров и представил в ГАБТУ Красной Армии проект нового легкого танка с усиленными броней и вооружением, созданного на базе Т-60. В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спарку автомобильных двигателей ГАЗ-202. Опытные образцы спаренных силовых агрегатов, получивших индекс ГАЗ-203, были изготовлены к концу ноября. Однако при первых же испытаниях спарок через 6 - 10 часов работы начали ломаться коленчатые валы вторых двигателей, и только благодаря усилиям конструкторов под руководством А.А.Липгарта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 моточасов. К проектированию же нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года Оно велось очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины вычерчивались в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размерами 7x3 м, окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размерами 200x200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид - продольный разрез - был наложен план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи в дальнейшем служили основой для контроля при сборке опытного образца и даже всей первой серии машин.
В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В.Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни Сборка танка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера - командира, наводчика и заряжающего. Однако Н А.Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего-до 35 мм В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля месяца привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60 Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге, апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем.

Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.
Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6,10,15, 25, 35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми уголками Лобовая часть имела литую маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни сделали входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка обр 1938 года и слева от нее - спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие сместили вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от-6° до +20° Для стрельбы применялись прицелы телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический - в качестве резервного Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная - 4800 м При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия - 12 выстрелов в минуту Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки - справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета - на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную.

Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 - передний и ГАЗ 70-6005 - задний) суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата соединили тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.
Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм Подвеска - индивидуальная торсионная.
Командирские танки оборудовали радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф На линейных танках устанавливались светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.
В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес Число траков в гусенице сократили с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 км. Боекомплект пушки уменьшили до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76 В результате, начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями С 5 по 14 июня завод подвергся налетам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 - непосредственно на территорию завода Были полностью разрушены или сильно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился - только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен - 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 - 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34. В бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70 Такие бригады могли входить в состав танковых и механизированных корпусов или быть отдельными В танковом полку состояли на вооружении 23 Т-34 и 16 Т-70 При этом полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными К весне 1944 года легкие танки Т-70 исключили из штатов танковых частей Красной Армии. Тем не менее в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалась в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Боевое крещение танки Т-70 получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года и понесли серьезные потери Уже первые бои выявили низкие боевые качества новых легких танков, вооружение которых не позволяло им бороться с немецкими средними танками (доля легких боевых машин в Вермахте быстро сокращалась), а бронезащита была недостаточной при использовании их в качестве танков непосредственной поддержки пехоты Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен. многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям.

Окончательную же точку в боевой карьере этих танков поставила Курская битва - возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю. Вместе с тем в войсках отмечали и положительные достоинства «семидесяток». По мнению некоторых танковых командиров, Т-70 как нельзя лучше подходил для преследования отступавшего противника, что стало актуальным в 1943 году. Надежность силовой установки и ходовой части Т-70 были выше, чем у Т-34, что позволяло совершать длительные марши. «Семидесятка» была малошумной, чем опять-таки резко отличалась от ревущей двигателем и грохочущей гусеницами «тридцатьчетверки», которую ночью, например, было слышно за 1,5 км.

В столкновениях же с вражескими танками экипажам Т-70 приходилось проявлять чудеса изобретательности Многое зависело и от знания экипажем особенностей своей машины, ее достоинств и недостатков. В руках умелых танкистов и Т-70 был грозным . Так, например, 6 июля 1943 года в боях за д.Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б.В.Павлович, умудрился подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру». Совершенно исключительный случай произошел 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А.Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий танк. Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой зоне») Можно было стрелять в упор, но, увидев, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях.

Проектирование и производство

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя. Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами Вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным. Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя. Требовалось иное решение.

В сентябре 1941 года КБ завода №37, на тот момент головного по выпуску Т-60, предложило вариант его модернизации, получивший индекс Т-45. По сути дела, это был все тот же Т-60, но с новой башней, в которой была установлена 45-мм пушка. На этой машине предполагалось использовать новый двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л.с., что позволило бы увеличить толщину лобовой брони танка до 35–45 мм. Однако освоить производство двигателя завод ЗИС не смог в связи с эвакуацией из Москвы на Урал, в город Миасс. Не спасла положение и попытка установить на танк двигатель ЗИС-16 мощностью 86 л.с. С его освоением также не все шло гладко, а время не ждало.

Параллельно с заводом №37 работы по созданию нового легкого танка развернулись на Горьковском автозаводе. В таком развитии событий не было ничего необычного – это предприятие уже имело опыт производства бронетанковой техники, занимаясь серийным выпуском танкеток Т-27 и малых плавающих танков Т-37А в 1930-е годы. Здесь же был спроектирован и изготовлен ряд опытных образцов бронетанковой техники. В сентябре 1941 года завод получил задание по организации массового выпуска легкого танка Т-60, для чего на ГАЗе было создано отдельное структурное подразделение танкового производства и соответствующее КБ. В первых числах сентября главный конструктор завода №37 Н.А. Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60, который должен был использоваться на ГАЗе в качестве эталона. Сам Н.А. Астров также был оставлен на ГАЗе для помощи в организации производства танков.

Именно Астров и представил в ГАБТУ Красной Армии проект нового легкого танка с усиленными броней и вооружением, созданного на базе Т-60. В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спарку автомобильных двигателей ГАЗ-202. Опытные образцы спаренных силовых агрегатов, получивших индекс ГАЗ-203, были изготовлены к концу ноября. Однако при первых же испытаниях спарок через 6–10 часов работы начали ломаться коленчатые валы вторых двигателей, и только благодаря усилиям конструкторов под руководством А.А. Липгарта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 моточасов. К проектированию же нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года. Оно велось очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины вычерчивались в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размерами 7×3 м, окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размерами 200×200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид – продольный разрез – был наложен план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи в дальнейшем служили основой для контроля при сборке опытного образца и даже всей первой серии машин

В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В. Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни. Сборка танка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно. Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера – командира, наводчика и заряжающего. Однако Н.А. Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки.

Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего – до 35 мм. В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля месяца привлекались заводы №37 и №38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью. Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60. Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге, апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод №38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе №37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем.

Компоновка и устройство

Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта. Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.

Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой. Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми уголками. Лобовая часть имела литую маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни сделали входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор. Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка обр. 1938 года и слева от нее – спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие сместили вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня – 1540 мм. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6° до +20°. Для стрельбы применялись прицелы: телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический – в качестве резервного. Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная – 4800 м. При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия – 12 выстрелов в минуту. Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки – справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета – на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг – 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную.

Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 – передний и ГАЗ 70-6005 – задний) суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата соединили тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска – индивидуальная торсионная.

Командирские танки оборудовали радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливались светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.

В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод №38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью. Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес Число траков в гусенице сократили с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы. Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 м. Боекомплект пушки уменьшили до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод №38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76. В результате, начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями. С 5 по 14 июня завод подвергся налетам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 – непосредственно на территорию завода. Были полностью разрушены или сильно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический №2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода. В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился – только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен – 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942–1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Легкий танк Т-70 в боях

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34. В бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70. Такие бригады могли входить в состав танковых и механизированных корпусов или быть отдельными В танковом полку состояли на вооружении 23 Т-34 и 16 Т-70. При этом полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными. К весне 1944 года легкие танки Т-70 исключили из штатов танковых частей Красной Армии. Тем не менее в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалась в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны

Боевое крещение танки Т-70 получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года и понесли серьезные потери. Уже первые бои выявили низкие боевые качества новых легких танков, вооружение которых не позволяло им бороться с немецкими средними танками (доля легких боевых машин в Вермахте быстро сокращалась), а бронезащита была недостаточной при использовании их в качестве танков непосредственной поддержки пехоты. Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям.

Окончательную же точку в боевой карьере этих танков поставила Курская битва – возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю. Вместе с тем в войсках отмечали и положительные достоинства «семидесятки». По мнению некоторых танковых командиров, Т-70 как нельзя лучше подходил для преследования отступавшего противника, что стало актуальным в 1943 году. Надежность силовой установки и ходовой части Т-70 были выше, чем у Т-34, что позволяло совершать длительные марши. «Семидесятка» была малошумной, чем опять-таки резко отличалась от ревущей двигателем и грохочущей гусеницами «тридцатьчетверки», которую ночью, например, было слышно за 1,5 км.

В столкновениях же с вражескими танками экипажам Т-70 приходилось проявлять чудеса изобретательности. Многое зависело и от знания экипажем особенностей своей машины, ее достоинств и недостатков. В руках умелых танкистов и Т-70 был грозным оружием Так, например, 6 июля 1943 года в боях за д. Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б.В. Павлович, умудрился подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру»!

Совершенно исключительный случай произошел 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А.Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий танк. Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой зоне»). Можно было стрелять в упор, но, увидев, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях.

Танки Т-70 в боях Великой Отечественной
Танк Т-70М в военном музее г. Верхняя Пышма

Советский легкий танк Т-70

В ходе боевых действий стало ясно, «по вооружение и бронирование легких танков остается недостаточным. И в КБ Горьковского автозавода во главе с Н.А. Астровым (он стал заместителем главного конструктора ГАЗа) вначале 1942г. разрабатывается новая машина, получившая индекс Т-70. По сути это была дальнейшая модернизация легких танков. Конструкторы броне-корпуса ЮН. Сорочкин, А.Н. Кириллов и Л.И. Белкин спроектировали лобовую часть танка с толщиной брони 45 мм. Основное оружие - 45-мм пушка была размешена в литой башне конструкции В.А. Дедкова. впервые примененной на легких танках. Больше всего проблем возникло с выбором и установкой двигателя. Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-! I мощностью 70 л.с. оказался недостаточно мощным для этого танка. Н.А. Астроа предложил установить два таких мотора, разместив их последовательно в линию. Но при испытаниях почти сразу же стал ломаться коленчатый вал второго двигателя.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

Потребовались громадные усилия конструкторов завода А.А. Липгарта, А.Н. Кригера. Г.Н. Мозохи-на, Г.В. Эварта для того, чтобы силовой агрегат стал надежно работать. Надо сказать, что все работы проводились в инициативном порядке, без всяких технических требований. Приходилось пересматривать конструкцию целых узлов, не проводя должных испытаний. Задача была одна - не сорвать выпуск танков. Бронекорпуса танков поставлялись Муромским паровозостроительным заводом в Горький и часть корпусов - на заводы в Киров и Свердловск, куда горьковчане поставляли силовые установки. Вместо литой башни стали устанавливать сварную.

Т-70 качали проектировать в октябре 1941 г., а в январе 1942 г. Верховному Главнокомандующему был представлен готовый образец, уже прошедший предварительные испытания. Таким образом, от начала проекта до готового образца за три месяца танк был одобрен и принят на вооружение. С апреля 1942 г. по октябрь 1943 г. Красная Армия получила около 5000 танков Т-70. В сентябре 1942 г. началось производство Т-70 с усиленной ходовой частью и трансмиссией.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

КОНСТРУКЦИЯ Т-70

Корпус сварен из катаных броневых листов различной толщины, установленных под углами наклона от 30 до 60. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водители, в крышке люка устанавливался смотровой призменный прибор В. По правой стороне лобового листа располагался люк для доступа к агрегатам силовой передачи, закрывающийся крышкой на болтах. На кормовом наклонном листе справа имелся люк для забора воздуха системы охлаждения силовой установки. закрывающийся сетчатой крышкой. Слева крепился запасной опорный каток.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

Башня сварная многогранная, с наклонными листами, смещена влево относительно продольной оси корпуса. Для увеличения прочности стыки листов башни прикрывались броневыми угольниками. На крышке люка устанавливалась вращающаяся цилиндрическая башенка со смотровыми щелями и крепился перископический прибор. Перед маской пушки находился люк вытяжного вентилятора, закрытый крышкой. На боковых листах имелись отверстия с заглушками, используемые при стрельбе из личного оружия. В башне установлены 45-мм пушка и спаренный с ней пулемет. Для наведения на цель имелись телескопический и оптический прицелы.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

Функции командира машины усложнились с установкой 45-мм пушки, что привело к снижению точности стрельбы и скорострельности. Подвеска танка по сравнению с Т-60 конструктивно не изменилась, но количество опорных катков дня улучшения удельного давления на грунт увеличили до пяти на каждую сторону. Количество поддерживающих катков осталось прежним - по три на каждый борт. Подвеска - торсионная, все катки обрезинены. Ведущие колеса - переднего расположения, гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления)
Силовая установка состояла из двух карбюраторных двигателей ГАЗ-203. спаренных последовательно, и располагалась в средней части корпуса, вдоль правого борта. Общая максимальная мощность установки 140 л.с.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

В кормовой части корпуса, изолированной от боевого отделения герметичной броневой перегородкой, размещались два бака для горючего общей емкостью 440 л. Ма командирских машинах имелись радиостанция и танковое переговорное устройство. На остальных танках для внутренней связи члены экипажа пользовались световой сигнализацией.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

В сентябре 1942 г. в конструкцию вносятся изменения - усиливается ходовая часть, в частности увеличивается ширина гусеницы с 260 до 300 мм. Изменяется диаметр зубчатого венца и ряд других мелких изменений. Эти машины получили обозначение Т-70М. На опытных машинах пробовали установить 37-мм автоматическую пушку, опробовалось применение 45-мм трехснарядных кассет. Также была предпринята попытка установки 45-мм полуавтоматической морской пушки, но из-за малых габаритов и тесноты башни попытка не удалась.

Видео: Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

ПРИМЕНЕНИЕ Т-70

Т-70 как нельзя лучше подходил для разведки боем, действий в лесисто-болотистой и резко пересеченной местности. Небольшой шум от работы двигателей, высокая скорость и низкий силуэт тонка делали эту машину незаметной для противника. Благодаря высокой маневренности экипажи Т-70 поражали танки врага бронебойными снарядами в борт и корму. В одном из боев Т-70. удачно сманеврировав, оказался прямо позади кормы тяжелого -фердинанда» " поджег его. "Семидесятки@ входили в состав бригад и полков, вооруженных в основном танками Т-34. Использовали их не только для разведки, но и при определенных обстоятельствах - в качестве танков непосредственной поддержки стрелковых подразделений во время боевых действий.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

В сражении под Курском командир Т-70 Онуфриев умело сманеврировал и, зайдя во фланг немецкому тяжелому танку, двумя выс-
трелами зажег его, а экипаж уничтожил из пулемета. При освобождении Киева командир роты Т-70 из 1-й Чехословацкой танковой бригады подпоручик Р.Я. Тесаржик совершил скрытный марш-бросок в тыл противника и уничтожил 9 дзотов, тем самым открыв путь наступающему стрелковому батальону. Т-70 стояли на вооружении и в танковых частях дивизий Войска Польского.
В 1943 г. производство легких танков прекратили.

Видео: Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

Боевое применение танков Т-70

"Малютки", как называли легкие танки, сделали свое дело. Они отстаивали рубежи столицы в трагическом 4I -м. сражались под Сталинградом, отражали атаки армад врага под Курском.
Несмотря на недостатки. Т-70 оставался лучшим легким танком Второй мировой войны и вторым по массовости после Т-34. Всего было построено 8315 машин.
Осенью 1943 г. заводы перешли на массовый выпуск в то время более необходимых самоходных артиллерийских установок СУ-76 М. созданных на базе Т-70 М. Сохранившиеся танки использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах в качестве командирских машин, принимая участие в боевых операциях до конца войны.

Видео: Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

___________________________________________________________________________________
Источник данных: цитата из книги М.А.Архиповой: "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"



Что еще почитать