Удельная мощность танка valentine топ округлять да. Танки "VALENTINE" в частях Красной Армии. Конструкция и модификации

В начале 1938 года Военное министерство Великобритании предложило фирме Vickers-Armstrong Ltd. принять участие в производстве пехотного танка Mk II либо разработать боевую машину собственной конструкции по аналогичным тактико-техническим требованиям. Подобная альтернатива в предложении была не случайной: начиная с Первой мировой войны (многопрофильный концерн Vickers занимался танкостроением и создал за межвоенный период несколько очень удачных образцов. Во второй половине 30-х годов он являлся разработчиком и основным изготовителем пехотного танка Mk 1 Matilda I (А11) и крейсерских танков Mk I (А9) и Mk II (А10). Элементы этих машин и попытался совместить в одном проекте главный конструктор фирмы Лесли Литл. Задача оказалась не из легких - требовалось сохранить мощное бронирование, такое же, как у пехотного танка A11, использовав при этом моторно-трансмиссионную установку и ходовую часть крейсерских танков, спроектированную С. Хорстманом и капитаном Роки из фирмы Slow Motion Suspension Со. Ltd. Достичь этого можно было только путем уменьшения габаритов танка.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Описание конструкции

Разделы этой страницы:

Описание конструкции

КОМПОНОВКА танка классическая с кормовым расположением трансмиссии.

Отделение управления занимало переднюю часть машины. В нем находились сиденье водителя, органы управления, щитки контрольных приборов, две шестивольтовые аккумуляторные батареи, розетка для запуска двигателя и подзарядки аккумуляторов от внешнего источника тока, звонок для сигнализации водителю с кормы танка, ТПУ, приборы внутреннего освещения.

Боевое отделение находилось в средней части танка. Над ним на шариковой опоре размещалась башня, к которой крепился вращающийся вместе с ней пол с боекомплектом и сиденьями членов экипажа. В передней части башни, в маске, устанавливалось вооружение; в задней ее части, в нише, располагалась радиостанция и имелось отверстие для воздухопритока. В центре боевого отделения под полом башни помещалось ВКУ.

В моторном отделении находился двигатель с агрегатами питания, смазки, охлаждения и электрооборудования. Слева от двигателя размещались основной топливный бак и топливный бак постоянного давления, справа - масляный фильтр и две аккумуляторные батареи.

В отделении трансмиссии устанавливались заливной бак системы охлаждения, два радиатора, главный фрикцион, коробка передач, два бортовых фрикциона и масляный бак.

Главной особенностью конструкции КОРПУСА и БАШНИ являлось отсутствие каркасов для их сборки. Броневые плиты обрабатывались по соответствующим шаблонам так, что они взаимно замыкались при сборке. Затем осуществлялось их крепление друг к другу с помощью болтов, заклепок и шпонок. Допуски при пригонке различных деталей не превышали 0,01 дюйма (0,254 мм). На танках ранних выпусков борта башни были составными, затем их заменили литой кольцевой деталью.

Для посадки механика-водителя в крыше отделения управления имелись два люка, крышки которых автоматически запирались изнутри защелками. Открывание люков облегчало использование торсионно-пружинного механизма. В открытом положении крышки люков фиксировались задвижками. Под сиденьем водителя, в днище корпуса, размещался люк-лаз для аварийного выхода экипажа из танка.

В середине лобового броневого листа располагался смотровой люк водителя, а по бокам два перископических прибора наблюдения Mk IV.

В крыше башни танков Valentine I, II, IV, VI и VII имелись посадочный люк с двухстворчатой крышкой, два перископа, аналогичных перископам в отделении управления, два антенных ввода (один для работы на месте, другой - при движении), штырь для зенитной установки и стрелка-указатель (напротив правого перископа) для ориентировки при стрельбе из пушки и пулемета. Два боковых лючка в башне (у Valentine I - один лючок в правом борту), закрываемые броневыми дверцами, предназначались для стрельбы из личного оружия и для флажковой сигнализации. Зеркало на левой дверце при ее открывании позволяло наблюдать за кормой и за движением машин, идущих сзади.


1 - сиденье механика-водителя; 2 - педаль сцепления; 3 - левый щиток контрольных приборов; 4 - перископы; 5 - налобник; 6 - смотровой люк водителя; 7 - блок смотрового люка (в опущенном положении); 8-рычаги бортовых фрикционов; 9-правый щиток контрольных приборов; 10 - рычаг переключения передач; 11 - педаль акселератора; 12 - педаль вспомогательного тормоза

В крыше башни танков Valentine III и V имелся круглый люк с вращающимся погоном и трехстворчатой крышкой. В передней откидной створке был установлен прибор наблюдения Mk IV. Второй такой прибор располагался в передней части крыши над местом заряжающего.

В крыше башни танков Valentine VIII, IX и X имелись два прямоугольных люка с двухстворчатыми крышками, три прибора наблюдения Mk IV и колпак вентилятора.

Для вращения башни на танках всех модификаций устанавливался поворотный механизм с ручным и электрическим приводом.

Крыша моторного отделения закрывалась съемными жалюзи, которые запирались замками из боевого отделения. Для облегчения доступа к агрегатам, размещенным в моторном отделении, наклонные броневые листы его были сделаны откидными и крепились на петлях. Задняя часть моторного отделения закрывалась поперечным бронелистом, в нем имелся люк для доступа к заливной горловине радиаторов.

Трансмиссионное отделение имело сверху наклонные открывающиеся жалюзи и дверцу кормового люка.

Днище корпуса было собрано из нескольких больших броневых листов. Для обслуживания танка в днище имелись соответствующие люки.

ВООРУЖЕНИЕ . На танках модификаций Valentine I - VII устанавливалась 2-фунтовая (40-мм) пушка Mk IX с длиной ствола 52 калибра.

Пушка состояла из ствола, затвора с полуавтоматикой, люльки, противооткатного устройства, спускового механизма, гильзоулавливателя и плечевого упора. Масса ствола без затвора - 130,2 кг. Нормальная длина отката - 265 мм.

Вертикальные углы наведения в пределах от+20° до-15° придавались пушке и спаренному пулемету с помощью плечевого упора, который крепился к левой щеке кронштейна гильзоулавливателя и мог регулироваться в соответствии с ростом наводчика.

На танках модификаций Valentine VIII и IX устанавливались 6-фунтовые (57-мм) пушки Mk III и Мк V, а на Valentine X- Мк V.

6-фунтовая пушка Mk III с длиной ствола 42,9 калибра была разработана на основе буксируемой противотанковой пушки Mk II. Затвор вертикально-клиновой, полуавтоматика копирного типа. Масса орудия 326,88 кг.

Вертикальное наведение в пределах от - 8° до +17° осуществлялось с помощью плечевого упора и двух «пистолетных» рукояток, на которых находились электроспуски пушки и спаренного пулемета.

6-фунтовая пушка Mk V имела длину ствола 50 калибров и большую начальную скорость снаряда. Ее наведение по вертикали производилось с помощью подъемного механизма винтового типа.

Боевые машины Valentine XI вооружались 75-мм пушкой Mk V с длиной ствола 36,5 калибра. Затвор клиновой, полуавтоматический. Скорострельность до 20 выстр./мин. Масса орудия 314 кг. Вертикальное наведение от - 12,5° до +20° с помощью подъемного механизма винтового типа. Электроспуск - ножной.

В «валентайнах» всех модификаций (за исключением VIII и IX) устанавливался спаренный (на Valentine X и XI - автономный) 7,92-мм пулемет BESA, на Valentine VII - 7,62-мм спаренный пулемет Browning М1919А4.

У части машин на специальном кронштейне на крыше башни крепилась зенитная установка Lakeman для 7,7-мм пехотного пулемета Bren.

У Valentine I - VII в башне, справа от пулемета в отдельной маске располагался 2-дюймовый (50,8-мм) миномет для стрельбы дымовыми минами (в Красной Армии для стрельбы из миномета использовались и осколочные мины от 50-мм ротного миномета советского производства). Масса миномета 7,6 кг. Максимальная дальность метания дымовой мины - 137 м, осколочной - 415 м. Вертикальный угол обстрела - от +5° до +37°; горизонтальный - 360° (задавался поворотом башни танка).

На танках вариантов VIII - XI на правом борту башни на специальном кронштейне крепились два дымовых гранатомета калибра 101,6 мм.





Для стрельбы из 2-фунтовой пушки и спаренного пулемета использовался телескопический прицел № 24В Mk I; для ведения огня из 6-фунтовых пушек - телескопические прицелы № 39 Mk I или № 33 Мк II; из 75-мм пушки - № 50x3L Mk I.

В боекомплект танков с 2-фунтовой пушкой входили 60 - 62 выстрела с бронебойными снарядами, 3150 патронов калибра 7,92 мм (14 лент) или 3500 патронов калибра 7,62 мм (Valentine VII), 600 патронов калибра 7,7 мм и 18 дымовых мин калибра 50,8 мм.

Боекомплект танков Valentine VIII и IX с 6-фунтовой пушкой состоял из 53 выстрелов с бронебойными снарядами и 600 патронов калибра 7,7 мм, Valentine X - из 44 выстрелов, 3150 патронов калибра 7,92 мм и 600 патронов калибра 7,7 мм.

У танка Valentine XI в боекомплект входили 46 75-мм выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, 3150 патронов калибра 7,92 мм и 600 патронов калибра 7,7 мм.

ДВИГАТЕЛЬ. На танке модификации Valentine I устанавливался 6-цилиндровый четырехтактный карбюраторный рядный двигатель АЕС А189 жидкостного охлаждения мощностью 135 л.с. при 1900 об/мин.

На боевых машинах всех остальных модификаций применялись два типа силовой установки: с двигателем АЕС А190 и двигателем GMC.

Двигатель АЕС А190 - 6-цилиндровый, четырехтактный бескомпрессорный дизель с вихревой камерой сгорания «Рикардо Комета III», рядный, мощностью 131 л.с. при 1800 об/мин. Диаметр цилиндра - 120 мм. Ход поршня - 142 мм. Рабочий объем двигателя - 9650 см?. Масса сухого двигателя - 700 кг.

Топливо - дизельное. Емкость основного бака - 145 л, бака постоянного давления - 25 л.

Марка орудия Тип снаряда Масса снаряда кг Начальная скорость. м/с Толщина пробиваемой брони на дистанции 450 м при наклоне плиты 30?. мм
2pdr.MklX бронебойный 0.921 848 57
6pdr. Mk HI бронебойный 2.745 848 81
6pdr. Mk V бронебойный 2.745 898 83
75 mm Mk V бронебойный 6.791 615 68
осколочно-фугасный 6,328 615 -

Пушки танков «Валентайн»











1 - амбразура для установки пулемета BESA в маске; 2 - ствол орудия; 3 - ствол пулемета; 4 - бронировка пулемета; 5 - маск-установка; 6 - телескопический прицел; 7 - подъемный механизм; 8 - плечевой упор; 9 - спусковая рукоятка пулемета BESA; 10 - спусковая рукоятка пушки; 11- гильзосборник; 12 - замок пушки; 13 - противооткатное устройство

Система смазки - комбинированная, с сухим картером. Тип масляного насоса - шестеренчатый, трехсекционный. Рабочая емкость системы смазки - 36 л.

Система охлаждения - жидкостная, принудительная, с термостатом. Два трубчатых радиатора были установлены над коробкой передач. Шарнирное крепление радиаторов давало возможность доступа к агрегатам трансмиссонного отделения. Емкость системы охлаждения - 41 л.

Запуск двигателя осуществлялся электростартером, с предварительным подогревом воздуха электроподогревательными свечами. Для облегчения запуска при низких температурах двигатель снабжался приспособлением для впрыска эфира во всасывающую трубу.

Двигатель GMC 6-71 модели 6004, 6-цилиндровый, рядный, двухтактный быстроходный дизель с нагнетателем, струйного распыления, жидкостного охлаждения, мощностью 130 л.с. при 2000 об/мин. Диаметр цилиндра - 108 мм. Ход поршня -127 мм. Рабочий объем двигателя - 6970 см?. Масса сухого двигателя - 725 кг.





Топливо - дизельное. Емкость топливного бака - 165 л. Системы смазки и охлаждения аналогичны двигателю АЕС А190.

Запуск двигателя - электростартером. Для облегчения запуска при низких температурах двигатель снабжался приспособлением для подогрева воздуха, поступающего из нагнетателя.

В тех случаях, когда водитель во время движения танка выбывал из строя или возникала крайняя необходимость в немедленной остановке двигателя, командир мог прекратить подачу воздуха к двигателю нажатием электрокнопки управления аварийным выключением двигателя.

ТРАНСМИССИЯ . В зависимости от типа двигателя на танках «Валентайн» использовались два типа трансмиссий.

В трансмиссию танков с двигателями АЕС входили: однодисковый главный фрикцион сухого трения J-151, четырехходовая, пятискоростная (5+1) коробка передач Meadows type 22, коническая поперечная передача, многодисковые сухие бортовые фрикционы и двойные планетарные бортовые передачи.

Трансмиссия танков с двигателями GMC отличалась наличием сухого однодискового главного фрикциона М-6004 и механической трехходовой пятискоростной (5+1) синхронизированной коробки передач Spicer synchromech. Особенностью трансмиссии на танках с двигателями GMC было то, что двигатель, главный фрикцион, коробка передач и картер конической передачи устанавливались на общем основании как один агрегат и крепились в пяти точках.

На всех моделях «Валентайна» устанавливались тормоза колодочного типа, причем тормозные барабаны находились с внешней стороны ведущих колес.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ применительно к одному борту состояла из шести обрезиненных опорных катков (двух диаметром 610 мм и четырех диаметром 495 мм), ведущего колеса заднего расположения (зацепление цевочное посередине гусеницы), направляющего колеса с натяжным механизмом кривошипного типа, трех поддерживающих катков. Подвеска блокированная, балансирная со спиральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором. В каждую гусеницу входило 103 литых трака шириной 356 мм, шаг трака 112 мм.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ танка состояло из аккумуляторных батарей, генератора, регулятора напряжения, стартера, генератора и мотора электропривода механизма поворота башни, щитка контрольных приборов, приборов внутреннего и наружного освещения.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. Танк оборудовался двумя типами радиостанций: №11, включавшей систему внутренней связи TANNOY и № 19 - со своей собственной системой внутренней связи. Радиостанция №19 имела радиус действия на коротких волнах 15 км (в режиме УКВ - 1,5 км).



1 - 6-фунтовая пушка Mk V; 2 - приборы наблюдения; 3 - лючок для стрельбы из личного оружия; 4 - радиостанция № 19; 5 - двигатель GMC; 6 - вентилятор; 7 - радиатор; 8 - топливный бак; 9 - коробка передач; 10 - главный фрикцион; II - полик боевого отделения; 12 - сиденье механика-водителя; 13 - механизм вертикального наведения пушки

Тактико-технические характеристики танков Valentine
Модификация I II III IV V VI VII VIII IX X XI
Боевая масса, т 15,7 16,5 16.7 16,5 16,7 16,5 16,5 17,2 17,2 17,2 18
Экипаж, чел. 3 3 4 3 4 3 3 3 3 3 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 5410 5410 5560 5410 5560 5410 5410 6325 6325 6325
ширина 2630 2630 2630 2630 2630 2630 2630 2630 2630 2630 2630
высота 2270 2270 2580 2270 2580 2270 2270 2270 2270 2270 2270
клиренс 410 410 410 410 410 410 410 410 410 410 410
Толщина брони, мм:
лоб корпуса 60 60 60 60 60 60 60 60 60 60 60
борт 60 60 50 60 50 60 60 43 43 43 43
корма 60 60 60 60 60 60 60 60 60 60 60
крыша 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
днище 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
лоб башни 65 65 65 65 65 65 65 65 65 65 65
борт и корма 65 65 65 65 65 65 65 65 65 65 65
Макс, скорость движения, км/ч:
по шоссе 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24
по местности 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18
Запас хода, км:
по шоссе 112 176 176 176 176 176 176 176 225 225 225
Удельная мощность, л.с./т 7,9 7,7 7,7 8,1 7,7 8,1 8,1 7,56 7,56 7,56 9.6

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Сегодня у нас в центре внимания оказалась сильная и в то же время интересная машина, ПТ-САУ третьего уровня Великобритании – это Valentine AT гайд .

Как вы можете понять из названия и внешнего вида, данный агрегат был сконструирован на базе легкого британского танка, который в нашей игре находится на 4 уровне – это Valentinе. Исходя из этого, о нашей самоходке уже можно сделать некоторые выводы, однако, стоит рассмотреть Valentine AT WoT как можно подробнее, особенно если вы хотите получать удовольствия от игры на ней.

ТТХ Valentine AT

По давно сложившейся традиции, начинать я буду с того, что у нашей британки есть неплохой по меркам ПТ-3, но слабый по сравнению с другой техникой нашего уровня запас прочности, а также посредственный радиус обзора в 320 метров.

Если говорить о том, каковы у Valentine AT характеристики бронирования, все очень неоднозначно. Ввиду того что корпус нам достался от вышеупомянутого танка, мы можем похвастаться очень хорошей броней корпуса по кругу, которую способен пробить далеко не каждый одноклассник, а от 99% пушек пулеметного типа мы защищены вовсе очень надежно.

Однако проблема состоит в том, что британский танк Valentine AT имеет очень картонную рубку, которая легко пробивается каждым встречным. Так что встает риторический вопрос – зачем стрелять в твердый корпус, если можно расстрелять рубку?

Помимо прочного основания, у танка есть еще одно хорошее преимущество – маскировка. Дело в том, что является обладательницей низкого силуэта, именно благодаря этому факту, ее коэффициент незаметности действительно высок. Однако занимая позицию, помните, что корпус у нас длинный, то есть прятать его нужно осмотрительно.

Вместе с хорошим бронированием родственника, нам достались его характеристики подвижности, и они не утешительны. Как вы могли понять, Valentine AT танк получил очень низкую максимальную скорость, откровенно плохую динамику, но вполне достойную маневренность, хотя, последний факт утишает слабо.

Орудие

Вооружение нашей самоходной противотанковой установки заслуживает отдельного внимания уже потому, что на выбор нам предоставлено две пушки, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.

В первую очередь хотелось бы обратить ваше внимание на то, что есть у Valentine AT орудие калибром 94 миллиметра, то есть фугасница. Конечно, ее преимущество состоит в огромном альфастрайке, с которым можно «ваншотить» даже технику 4 уровня.

Но тут же мы сталкиваемся с первым серьезным недостатком – с этой пушкой Valentine AT WoT получает очень слабое пробитие, то есть даже одноклассникам получится наносить полноценный урон далеко не всегда, не говоря уже о более взрослой технике.

Второй недостаток фугасницы заключается в плохой точности. В такой комплектации британский танк Valentine AT становится обладателем гигантского разброса, ужасной стабилизации и длительного сведения. Но что еще хуже, снаряды летят по очень навесной траектории, время их полета очень длительное, то есть стрелять на упреждение действительно тяжело.

А теперь обратим внимание на обычную пушку, с не самым высоким, но все-таки весьма внушительным для третьего уровня разовым уроном и высокой скорострельностью, благодаря которой Valentine AT World of Tanks может стабильно наносить примерно 1600 урона в минуту, что является хорошим результатом.

Особенно в такой комплектации радуют высокие показатели бронепробития, благодаря которым вы сможете уверенно наносить урон практически каждому встреченному противнику и даже против пятерок можно играть, не используя голды.

Точность Valentine AT танк с таким вооружением тоже получает очень даже завидную. Разброс у нас комфортный, время сведения быстрое и только стабилизация по-прежнему остается никудышней.

Кроме того, стоит отметить, что в плане углов вертикальной и горизонтальной наводки оба орудия одинаковы. И фугасница, и обычная пушка, имеют плохой отрицательный угол склонения орудия в 5 градусов, но в то же время УГН ПТ-САУ Valentine AT остались вполне неплохие, суммарно угол составляет 30 градусов.

Касательно того, какую пушку вам выбрать, могу сказать одно – фугасница больше подойдет тем, кто ждет от игры веселья и не нацелен на серьезный результат. Но если вы хотите влиять на исход боя, приводя свою команду к победе, на Valentine AT WoT лучше установить обычное орудие, оно даст вам стабильность и уверенность в своих действиях.

Преимущества и недостатки

Дабы в полной мере раскрыть потенциал машины, а он в нашем случае далеко не маленький, важно не только знать ее характеристики, куда важнее понимать основные преимущества и недостатки Valentine AT World of Tanks . Сейчас мы выделим эти нюансы отдельно, но с учетом того, что на борту установлено второе орудие, а не фугасница.
Плюсы:
Хорошее круговое бронирование корпуса;
Высокий коэффициент маскировки;
Хорошая скорость поворота шасси;
Высокая скорострельность и ДПМ;
Отличные показатели пробития;
Достойная точность (разброс и сведение);
Комфортные углы горизонтальной наводки.
Минусы:
Маленький запас прочности;
Посредственная дальность обзора;
Очень картонная и открытая рубка;
Плохая подвижность (максималка и динамика);
Ужасная стабилизация;
Некомфортные углы вертикальной наводки.

Оборудование для Valentine AT

Ситуация с покупкой и установкой дополнительных модулей довольно простая, ведь выбор у нас совсем невелик. К тому же все три пункта, которые вы сейчас увидите, подойдут вне зависимости от того, какую пушку вы выбрали, то есть на танк Valentine AT оборудование ставится следующее:
1. – такой вариант не только даст возможность более результативно наносить урон, но вы также сможете меньше замечать проблемы со стабилизацией, если придется вертеть корпусом.
2. – замечательный модуль, который делает даже безнадежно слепые машины зрячими, в нашем случае прибавка к обзору будет действительно значимая.
3. – превосходно сочетается в предыдущим пунктом и значительно повышает вашу незаметность в неподвижном состоянии, что равноценно повышению выживаемости.

Обучение экипажа

Каждый танкист в World of Tanks знает, что процесс выбора умений – это еще более ответственный нюанс, да к тому же кропотливый. В нашем случае все усложняется еще и тем, что экипаж состоит всего из трех человек, но теряться не стоит, для ПТ-САУ Valentine AT перки лучше изучать в такой последовательности:
Командир (наводчик, радист) –, , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Valentine AT

Однако к счастью, процесс покупки расходников, без которых в бою тоже никак не обойтись, выглядит гораздо проще. Стандартно, если у вас мало серебра, стоит остановиться на наборе из , , . Но в тех случаях, когда с запасами игровой валюты все в порядке, лучше возить на Valentine AT снаряжение в виде , , . Касательно последнего, огнетушитель можете заменить на , ведь горит данный аппарат редко.

Тактика игры на Valentine AT

Логично, что отправляясь в бой на данной самоходке, вы должны продумать свою стратегию поведения и действий. Разумеется, несмотря на защищенность своего корпуса, на бронирование нам надеется нельзя, а это значит, что для Valentine AT тактика заключается в том, чтобы вести бой на дальних дистанциях, пользуясь своей отличной маскировкой.

Кроме того, не помешает вспомнить о том, что у нас есть серьезные проблемы с подвижностью, следовательно, Valentine AT WoT можно заслуженно считать машиной одного направления. Это значит, что это направление выбирать нужно с умом, а если вы не уверены в своей команде, не спешите отъезжать далеко от собственной базы.

Что же касается ваших действий, все довольно стандартно. Британский танк Valentine AT , как и многие другие самоходки, должен занять позицию в кустах на второй линии, играть от маскировки и наносить урон по союзному или собственному засвету.

Сложность состоит в том, как занять позицию правильно. Помимо того, что ПТ-САУ Valentine AT World of Tanks должна стоять за кустами, подумайте хотя бы об одном пути к отступлению. Но помимо этого, всегда есть риск, что вас кто-нибудь обнаружит. На этот случай нужно укрытие поблизости, которое защитит вас от артиллерии и входящего урона от наземной техники.

В остальном, игрок, в руках которого оказался Valentine AT танк , должен пристально следить за мини-картой, ни в коем случае не давать себя каруселить и быть очень осмотрительным. Машина в наших руках действительно очень сильная, вы лишь должны максимально пользоваться ее преимуществами и нивелировать недостатки.

Танки "VALENTINE" в частях Красной Армии






























Еще не так давно, упоминая о какой-либо технике, отправленной в СССР по Ленд-лизу, авторы всегда отмечали незначительность зарубежных поставок в сравнении с отечественным производством, а так же прескверное качество и архаичность конструкции данных образцов. Теперь, когда борьба с буржуазными фальсификаторами успешно закончилась победой последних, можно более или менее объективно проанализировать достоинства и недостатки отдельных образцов бронетанковой техники англо-американского производства, в значительных количествах применявшейся в частях Красной Армии. В этой статье речь пойдет об английском легком танке МК.III "Валентайн", который стал самой массовой британской бронированной машиной, использовавшейся на Советско-Германском фронте, а также в боях на Дальнем Востоке.
MК.III "Валентайн" (по документам РККА "Валентин" или "Валентина") был разработан фирмой " " в 1938 году. Как и "Матильда", он относился к пехотным танкам, однако по массе - 16 т - скорее являлся легким. Правда, при этом толщина брони "Валентайна" составляла 60-65 мм, а вооружение (в зависимости от модификации) состояло из 40-мм, 57-мм или 75-мм пушки. На "Валентайне I" использовали карбюраторный АЕС в 135 л.с., замененный на последующих модификациях дизелями АЕС и GМС мощностью 131, 138 и 165 л.с. танка составляла 34 км/ч.
По советским меркам "Валентайны" имели архаичную конструкцию - броневые плиты крепились на из уголков с помощью заклепок. Бронеэлементы устанавливались, в основном, практически вертикально, без рациональных углов наклона. Однако "рациональное" бронирование не всегда использовалось и на немецких машинах - данный подход значительно УМеньшал рабочий внутренний объем танка, что влияло на работоспособность экипажа. Но зато все английские машины были радиофицированы (радиостанция №19), а также имели дизельный двигатель, что облегчало их эксплуатацию вместе с советскими образцами.
"Валентайны" выпускались с 1940 до начала 1945 года в 11 модификациях, различавшихся, главным образом, вооружением и типом двигателя. В общей сложности тремя английскими и двУМя канадскими фирмами было изготовлено 8275 танков (6855 шт. - в Англии и 1420 шт. - в Канаде). В Советский было отправлено 2394 британских и 1388 канадских "Валентайнов" (всего 3782 шт.), из которых до России дошло 3332 машины. В СССР поставлялись "Валентайны" семи модификаций:
"Валентайн II" - с 42-мм пушкой, дизельным двигателем АЕС, мощностью 131 л.с. и дополнительным наружным топливным баком;
"Валентайн III" - с трехместной башней и экипажем из четырех человек;
"Валентайн IV" - "Валентайн II" с I дизелем GMC в 138 л.с.;
"Валентайн V" - "Валептайн III" с дизелем GMC в 138 л.с.;
"Валентайн VII" - канадский вариант "Валентайна IV" с цельнолитой лобовой деталью корпуса и спаренным 7,62-мм пулеметом "Браунинг" (вмeсто 7,92-мм пулемета ВЕSА, устанавливавшего на "Валентайнах" английского производства);
"Валентайн IX" - "Валентайн V" с 57-мм пушкой с длиной ствола в 45 или 42 калибра, установленной в двухместной башне без спаренного пулемета;
"Валентайн X" - "Валентайн IX" с 57-мм пушкой с длиной ствола в 45 или 42 калибра (скорее всего - опечатка. Дальше по тексту - 52 калибра. А.А.), спаренной с пулеметом и двигателем GMC мощностью 165 л.с.
Кроме основных модификаций "Валентайна" в 1944 году Красная Армия получила и Мк.III "Валентайн-мостоукладчик" (Valentine-Bridgelaer) - по советской терминологии "Мк.ЗМ". Пожалуй, канадский вариант "Валентайна" (модификации VII) был даже надежнее и технически совершеннее, чем его английский предшественник. Канадские "Валентайны" поставлялись в Красную Армию с 1942 по 1944 годы, причем основная доля поставок пришлась на 1943 год. Самыми массовыми модификациями в Красной Армии стали "Валентайн IV" и его канадский аналог "Валентайн VII", а так же основной вариант заключительного периода войны - "Валентайн IX". Причем, в Советский Союз поставлялась преимущественно IX с артсистемой, имеющей длину ствола в 52 калибра, тогда как в британской армии использовались модели с длиной ствола в 45 калибров. "XI" с 75-мм пушкой в СССР не поставлялась.
Следует отметить, что система обозначений британской бронетанковой техники была довольно сложной и громоздкой. Сначала указывался индекс, присвоенный танку Военным министерством (Мк.II, Мк.III, Mk.IV и т.д.), затем шло название машины ("Валентайн", "Матильда", "Черчилль" и т.д.) и указывалась ее (римскими цифрами). Таким образом, полное обозначение танка могло выглядеть следующим образом; Мк.III "Валентайн IX", Мк.IV "Черчилль III" и т.п. Во избежание путаницы, мы будем использовать обозначения английских танков, принятые в Красной Армии в годы войны: название с указанием модификации, например: "Валентайн IV", "Валентайн IX" и т.п., или без указания модификации, например: Мк.III"Валентайн".
За четыре года войны и бронемашины зарубежного производства получили различные соединения, подраз| деления и части бронетанковых войск Красной Армии. Поэтому отчетов об их эксплуатационных и боевых характеристиках было множество. Причем, оценка одной и той же машины командным составом среднего и высшего звена нередко не совпадала с мнением экипажа танка. Это и понятно, командование в первую очередь волновали тактические характеристики техники - вооружение, скорость на марше, запас хода и т.п., - а для экипажа были важны удобство эксплуатации, размещения агрегатов и возможность быстрого ремонта, а равно и другие параметры бытового и технического характера. Совокупность этих двух точек зрения во многом определяла о представленном образце бронетанковой техники.
Кроме этого, зарубежная конструировалась с расчетом на более высокую культуру производства и эксплуатации. Во многом именно техническая неграмотность экипажей, отсутствие нужных для обслуживания агрегатов становились причинами выхода из строя союзной техники. Впрочем, "пропасть" разрыва была не так уж велика, и наши танкисты очень скоро освоились с зарубежными машинами, доработав многие из них под особенности эксплуатации на советско-германском фронте.
Первые "Валентайны" появились в частях нашей действующей армии в I конце ноября 1941 года, правда, в незначительном количестве. При этом была использована только часть из поступивших 145 "Матильд", 216 "Валентайнов" и 330 "Универсалов". Так, на Западном фронте на 1.01.1942 "Валентайны" имелись в составе 146-й (2-Т-34, 10-Т-60, 4-Мк.Ш), 23-й (1-Т-34, 5 Мк.III) и 20-й (1-Т-34, 1-Т-26, 1-Т-, 60, 2-Мк.Ш, 1-БА-20) танковых бригад, действующих в боевых порядках 16, 49 и 3-й армии, а также в составе 112-й ТД (1-КВ, 8-Т-26, 6-Мк.Ш и 10-Т-34), приданной 50-й армии. На Северо-западном фронте (4-я уд. армия) сражался 171-й отдельный танковый батальон, а также оснащенный "Валентайнами" (10-Т-60, 12-Мк.II, 9-Мк.III).
Немецкие документы 4 танковой группы отмечают факт первого применения английских танков "Тип 3" (Мк.III "Валентайн". - Прим.авт.) против 2 танковой дивизии 25 ноября 1941 года в районе Пешки. В документе сообщалось: "Впервые немецкие солдаты столкнулись с фактом действительной помощи Англии, о которой так давно кричала русская пропаганда. Английские танки много хуже советских. Экипажи, которые немецкие солдаты взяли в плен, ругают "старые жестяные ящики, которые всучили им англичане".
Судя по этому донесению, можно предположить, что экипажи "Валентайнов" имели очень ограниченный срок подготовки и плохо знали английскую матчасть. В частях 5 армии, прикрывавшей Можайское направление, первым подразделением, получившим "инотанки", был 136 отдельный танковый батальон (отб). Батальон закончил свое формирование 1 декабря 1941 года, имея в своем составе десять танков Т-34, десять Т-60, девять "Валентайнов" и три "Матильды" (английские танки были получены в Горьком 10 ноября 1941 года, танкисты проходили обучение непосредственно на фронте). К 10 декабря, в ходе тренировки экипажей, было поломало пять "Валентайнов", две "Матильды", один Т-34 и четыре Т-60. После приведения матчасти в порядок, 15 декабря 1911 года 136 отб. был придан 329 стрелковой дивизии (сд). Затем, совместно с 20 танковой бригадой, участвовал в контрнаступлении под Москвой.
15 января 1942 года командование батальона составило "Краткий отчет о действиях.Мк.Ш" - видимо, документов с оценкой техники союзников:
"Опыт применения "Валентайнов" показал:
1. Проходимость танков в зимних условиях хорошая, обеспечивается движение по мягкому снегу толщиной 50-60 см. Сцепление с грунтом хорошее, но при гололедице необходимы шпоры.
2. Оружие действовало безотказно, но были случаи недоката пушки (первые пять-шесть выстрелов), видимо из-за загустения смазки. Оружие очень требовательно к смазке и уходу.
3. Наблюдение в приборы и щели хорошее.
4. Моторная группа и работали хорошо до 150-200 часов, в дальнейшем наблюдается снижение мощности двигателя.
5. Броня хорошего качества.
Личный состав экипажей проходил специальную подготовку и танками владел удовлетворительно. Командный и технический состав танки знал слабо. Большое неудобство создавало незнание экипажами элементов подго-товки танков к зиме. В результате отсутствия необходимых отеплений, машины с трудом заводились на морозе и поэтому держались все время в горячем состоянии, что вело к большому расходу моторесурсов. В бою с немецкими танками (20.12.1941 года) три "Валентайна" получили следующие повреждения: у одного 37-мм снарядом заклинило башню, у другого - пушку, третий получил пять попаданий в борт с дистанции 200-250 метров. В этом бою "Валентайны" подбили два средних немецких танка Т-3.
В целом, Мк.Ш - хорошая боевая с мощным вооружением, хорошей проходимостью, способная действовать против живой силы, укреплений и танков противника.
Отрицательные стороны:
1. Плохое сцепление гусениц с грунтом.
2. Большая уязвимость тележек подвески - при выходе из строя одного катка двигаться не может. К пушке нет осколочно-фугасных снарядов."
Видимо, последнее обстоятельство послужило причиной распоряжения Государственного Комитета Обороны о перевооружении "Валентайна" отечественной артсистемой. Эту задачу и сжатые сроки осуществило на заводе № 92 конструкторское бюро под руководством Грабина. В декабре 1941 года в течение двух недель один "Вален-тайн" вооружили 45-мм танковой пушкой и пулеметом ДТ. Эта машина получила заводской индекс ЗИС-95. В конце декабря танк был отправлен в Москву, однако дальше опытного образца дело не пошло.
Большое количество танков "Валентайн" участвовало в битве за Кавказ. В целом, Северо-Кавказский фронт в период 1942-1943 годов имел очень значительный "удельный вес" англо-американских танков - до 70% от общего числа машин. Данное положение объяснялось прежде всего близостью фронта к иранскому каналу снабжения Красной Армии техникой и вооружением, а также удобством транспортировки по Волге танков, прибывших в северные порты СССР.
Из бронетанковых частей Северо-Кавказского фронта самой именитой и опытной считалась 5 Гвардейская танковая бригада. Боевые действия на Кавказе бригада начала 26 сентября 1942 года, прикрывая грозненское направление в район Малгобек, Озерная (на тот момент бригада имела 40 "Валентайнов", три Т-34 и один БТ-7). 29 сентября бригада контратаковала немецкие части в долине Алханч-урт. В этом бою экипаж Гвардии капитана Шенелькова на своем "Валентайне" уничтожил пять танков, одну самоходку, грузовик и 25 солдат. 15 течение нескольких последующих дней бои в этом районе продолжались. Всего за время боев в районе Малгобек бригадой было уничтожено 38 танков (из них 20 сгорело), одна САУ, 24 орудия, шестъ минометов, один шестиствольный миномет, до 1800 солдат противника. Потери бригады составили два Т-34, 33 "Валентайна" (из них восемь сгорели, остальные были эвакуированы и восстановлены), 268 человек убито и ранено.
Возвращаясь к использованию танка "Валентайн" на советско-германском фронте, можно сказать, что наши командиры нашли верное решение - стали использовать эти танки комплексно, вместе с советской техникой. В первом эшелоне (по документам 1942 года) шли танки КВ и "Матильда CS;" (с 76,2-мм гаубицей), во втором эшелоне Т-34, а в третьем "Валентайн" и Т-70. Такая тактика очень часто давала положительные результаты. Пример этому - разведка боем системы огня оборонительной полосы немцев на Северном Кавказе - "Голубой линии".
Для атаки были привлечены силы из состава 56-й армии: 5-я гвардейская танковая бригада (на 1.08.1943 года имела 13 М4А2, 24 "Валентайна", 12 Т-34) и 14-й гвардейский танковый полк прорыва (16 КВ-1С), а также батальон 417-й стрелковой дивизии.
Ровно в шесть часов утра 6 августа 1943 года по хутору Горно-Веселому (Объекту атаки) дали залп "катюши", и сразу за огневым валом вперед устремились три КВ-1С, а за ними три " Валентайна" под командованием гвардии старшего лейтенанта Г.П.Полосина. За тапками двигалась пехота. Далее небезынтересно привести воспоминания участника боя Г.П.Полосина:
"Лавируя среди снарядных разрывов (тридцатиминутная артподготовка, конечно же, не подавила в полной мере вражескую систему огня), мой "Валентайн" неожиданно оказался буквально перед домами хутора. Вот это удача! Только вот как другие танки?..
Я огляделся через смотровые щели. Увидел, что еще два "англичанина" моего взвода - машины Полозникова и Воронкова - идут чуть сзади. А вот тяжелых КВ не видно. Может, отстали или взяли в сторону: Пехоту, конечно же, еще раньше отсекли от танков...
Круша по пути пулеметные точки и дзоты противника, наши танки вышли к лощину. Здесь остановились. Я отдал по рации распоряжение:
-Без моего приказа не стрелять! Беречь снаряды. Неизвестно еще, сколько так-то вот придется... Да и к своим потом пробиваться...
Командиры танков ответили коротко:
-Поняли.
Затем попытался связаться с командиром роты гвардии старшим лейтенантом Максимовым. И не смог. Эфир до предела был заполнен истерическими командами на немецком языке. Видимо, гитлеровцы были серьезно обеспокоены неожиданным прорывом русских танков на этом участке своей обороны.
Но и наше положение было незавидным. Так уж вышло, что от основной группы, проводящей разведку боем, оторвались, и горючее на исходе, одни в тылу противника, который, правда, пока еще не до конца разобрался в обстановке, но это - дело времени.
Раздавив по пути немецкое противотанковое орудие, наш танк выскочил из лощины на открытое пространство и увидел странную картину. На машине Воронкова, которая находилась правее в 30-40 метрах, стояли немцы. Они приняли "Валентайны" за свою технику, стучали прикладами по броне и не понимали, почему танкисты не вылезают. Подождав, пока немцев набралось до десятка человек я приказал ударить по ним из пулемета. Затем, выстрелив из дымовых гранатометов (вот где пригодилось это оружие, которое было только на английских танках) и, установив дымовую завесу, машины через же лощину вернулись в расположение своих войск. Около Горно-Веселого по прежнему шел бой. КВ были подбиты. Один из них стоял без башни. Другой чуть дальше от него уткнулся пушкой в землю. У его правой распластанной гусеницы двое танкистов отп реливались из пистолетов от наседавших немцев. Разогнав вражескую пехоту огнем из пушек и пулеметов, мы втащили обоих раненых в свой "Валентайн". Тут же выяснилось, что не сУМев пробить броню КВ противотанковой артиллерией, немцы применили против них управляемые мины".
За этот короткий рейд по тылам врага взвод гвардии старшего лейтенанта Г.П.Полосина уничтожил пять противотанковых орудий, раздавил пять ДЗОТов, 12 пулеметов, расстрелял до сотни гитлеровцев. Но главное, своим неожиданным ударом с тыла заставил врага полностью раскрыть свою систему огня. Что, собственно, и было нужно.
Остается добавить, что все члены экипажей взвода Полосина были удостоены за это правительственных наград. Лично Георгий Павлович Полосин получил орден Красной Звезды.
В 196-й танковой бригаде (30-я армия Калининского фронта), участвовавшей во взятии г. Ржева, в августе 1942 года на каждый из траков танков "Валентайн" наваривали стальные пластинки, увеличивающие площадь гусеницы. Обутая в такие "лапти", машина не проваливалась на снегу и не застревала в болотистом грунте средней полосы России. Мк.III активно использовались в позиционных боях на Западном и Калининском фронтах до начала 1944 года. За подвижность и ма невренность "Валентайны" очень любили кавалеристы. До конца войны "Валентайн IV" и дальнейшее его развитие "Валентайн IX и X" оставался основным танком кавалерийских корпусов. Как основной недостаток кавалеристы отмечали отсутствие осколочно-фугасных снарядов к пушке. И еще: на "Валентайне" не рекомендовалось производить крутых разворотов, так как при этом у него гнулся кривошип ленивца и соскакивала гусеница.
К концу войны модификации "Валентайна IX и X" (наряду с американским "Шерманом") остались единственными типами танков, которые СССР продолжал запрашивать для поставок в Красную Армию. К примеру, в 5-й гвардейской танковой армии (3-й Белорусский фронт) на 22 июня 1944 года числилось 39 танков "Валентайн IX", а в 3-м кавалерийском корпусе 30 "Валентайн III". Свой воинский путь эти машины закончили на Дальнем Востоке в августе-сентябре 1945 года. В составе 1-го Дальневосточного фронта находились 20 мостовых танков Мк.III Valentine-Bridgelayer, в составе 2-го Дальневосточного - 41 "Валентайн III и IX" (267-й танковый полк) и еще 40 "Валентайнов IV" находились в рядах конно-механизированной группы Забайкальского фронта.
Приданные танковым бригадам армиями 15 и 16, танко-мостовые роты (по 10 Мк.IIIМ) совершали марш вместе с танками, но не применялись, так как небольшие речки и ручьи танки и САУ преодолевали сами, а большие препятствия (свыше 8 м) не могли быть обеспечены Мк.IIIМ.
Канадские танки "Валентайн IV" по советской терминологии также обозначались как "Мк.III", поэтому достаточно трудно определить, где собственно английские, а где канадские машины. Несколько машин "Валентайн VII" принимали участие в освобождении Крыма. В 19 Перекопском танковом корпусе был 91-й отдельный мотоциклетный батальон, имевший дна "Валентайн VII", десять БА-64, десять БТР "Универсал" и 23 мотоцикла.
Однако, это нисколько не УМаляет канадской доли поставок в СССР. Ведь практически половина поставленных "Валентайнов" была канадского производства. Эти танки наряду с английской продукцией участвовали во многих операциях Великой Отечественной войны.
Одним из примеров использования канадских машин стал бой 139 танкового полка 68-й мехбригады 5-го механизированного корпуса 5-й армии на овладение населенным пунктом Девичье поле в ноябре 1943 года. 139 тп (68 мбр, 8 Мk, 5 армия) поступил в оперативное подчинение 5 армии 15 ноября 1943 года. Имея в своем составе 20 танков Т-34 и 18 танков "Валентайн VII", полк был полностью укомплектован и до 20 ноября в боях не использовался. После того как подготовка материальной части к боям завершилась, 20 ноября 1943 года во взаимодействии с 57 Гвардейским танковым полком прорыва, имеющим на вооружении машины КВ и Т-34, и пехотой 110-й Гв.сд, танки 139-го тп пошли вперед. ,атака осуществлялась на высоких скоростях (до 25 км/ч) с десантом автоматчиков (до 100 человек) и с прицепленными к танкам противотанковыми орудиями. В этой операции участвовало 30 советских танков. Противник не ожидал столь массированного стремительного удара и не смог оказать эффективного сопротивления наступающим частям. Когда первая линия обороны была порвана, пехота спешилась и, отцепив пушки, стала занимать вражеские позиции, готовясь к отражению возможной контратаки. В прорыв же были введены остальные части 110-й гв.сд. Однако, немецкая контратака не состоялась германское командование было столь ошеломлено советским прорывом, что в течение суток не смогло организовать сопротивления. За этот день наши войска прошли 20 км в глубину немецкой обороны и захватили Девичье поле, потеряв при этом 4 танка (КВ,

Valentine – британский лёгкий танк IV уровня. Позволяет открыть две ветви исследований: артиллерийскую через «Бишоп» и истребителей танков через «Арчер».

Исторически представлял собой один из наиболее удачных и массовых британских танков, всего было выпущено более восьми тысяч «Валентайнов» различных модификаций.

Защищённость и броня Valentine в World of Tanks

Танк выделяется своим бронированием лобовой проекции: 60 мм в корпусе и 65 мм в башне. Учитывая округлую форму башни и специфическое расположение плит в корпусе, получаем вполне неплохой результат, позволяющий отбивать достаточно много снарядов слабых низкоуровневых пушек. Последнее обновление брони коснулось только средних британских танков. С другой стороны, для танков пятого и шестого уровней такая броня препятствием не будет. В максимальной комплектации танк Valentine имеет 340 единиц живучести, что частично компенсирует уровень защищенности.

Характеристики танка Valentine

Оптимальным вариантом является стоковая пушка. Да, у неё слабое пробитие основным снарядом и маленький разовый урон. Но при этом она имеет отличную скорострельность, точность и лучший показатель урона в минуту среди всех остальных. Кроме того, стоковая башня позволяет опустить орудие вниз на целых 15 градусов, что серьезно помогает в использовании рельефа. Впрочем, даже слабого пробития хватает против большинства противников четвёртого уровня, а против бронированных целей можно использовать премиум снаряды.

Главными характеристиками Valentine можно назвать урон в минуту и возможность установить на танк орудие 5 уровня QF-6-PDR GUN MK. При полном исследовании всех модулей орудие можно будет заменить на 75 миллиметровое GUN MK. V. С этим орудием британцу покорятся танки 5 уровня, такие как легкий Crusader , и даже некоторые 6 уровня. А среди боевых машин 4 и 3 уровня, таких как британский танк Medium Mark III , Валентайн будет фактически доминировать.

Также стоит упомянуть про хорошие показатели мобильности за счет установки ходовой части VALENTINE MK VI, которая позволит поворачивать танк на 42 градуса в секунду.

Если всё же приняли решение установить топовую башню, то нужно учесть, что хотя она добавляет очков прочности и немного увеличивает обзор, но углы вертикальной наводки уменьшаются, и орудие опускается на 8 градусов. Что касается орудия, то к этой башне можно порекомендовать предтоповую 75 мм пушку Mk. V, которая обладает хорошим бронепробитием.

Мобильность и экипаж британского легкого танка Валентайн

Хотя «Валентайн» относится к классу лёгких танков, но с передвижением у него дела обстоят не слишком хорошо. Максимальная скорость составляет всего 24 км/ч при довольно слабой удельной мощности двигателя. Единственное, что облегчает ситуацию – корпус разворачивается на месте довольно быстро, на 42 градуса в секунду, как мы уже говорили выше. Башня же вращается на 40.

Экипаж британского танка состоит из трех человек:

  1. Командир
  2. Механик-водитель
  3. Заряжающий

Все танкисты имеют уникальные для британской нации в World of Tanks портреты. Каждый из них одет в военную форму и имеет головной убор в виде берета. Танку 4 уровня вполне достаточно иметь троих членов экипажа. При должной прокачке и правильно выбранных перках, таких как "боевое братство", танкисты смогут показывать отличные результаты в боях на средней и ближней дистанции.

Тактика игры в WOT на танке 4 уровня Valentine

Учитывая, что «Валентайн» играет на низких уровнях, в «песочнице», никакой сложной тактики игры придумывать не нужно. Поведение союзников практически невозможно предсказать, поэтому главное – держаться поближе к ним. Броня довольно неплохая и позволяет отбивать часть выстрелов противника. Играя на стоковом орудии, приходится загружать в боекомплект довольно много премиум снарядов, чтобы иметь возможность вести огонь по бронированным целям. Но в большие «минуса» по серебру танк не уходит, слишком маленький уровень.



Что еще почитать