Владимир Высоцкий. Биография краткая Высоцкого Владимира Семеновича, личная жизнь и творчество. Владимир высоцкий - биография, информация, личная жизнь Жизненный и творческий путь высоцкого

Поэзия и песни

Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.

Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина» , «Особое мнение» и другие).

Стиль и тематика песен

Владимир Высоцкий :

Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом - на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы.

- «Пишу я очень давно…» )

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович не причислял себя к «бардовскому» движению:

«Значит, „Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, - бардовская песня?“ Во-первых, я эти два слова впервые слышу - слово „менестрелизм“ вот и „бардовская“. Вы знаете, в чём дело - я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом“, ни „менестрелем“. Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких „вечерах“ этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых „бардов“ и „менестрелей“, что я к ним не хочу никакого отношения иметь.»

- Стенограмма выступления Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г. (21 ч.) )

Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности.

Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи» . В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».

Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов - всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) - хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.

Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме (с противопоставлением себя эстраде).

Большую известность Высоцкий получил за «песни на надрыве» - такие как «Кони привередливые» или «Райские яблоки».

Также он отличался нетрадиционной манерой пения - тянул не только гласные, но и согласные.

Высоцкий сознательно играл на расстроенной гитаре. Познакомившийся с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий Шершер (Туманов) вспоминал:

Я настраивал ему гитару. Очень старался, а он взял инструмент в руки и все струны немножко приспустил. «Я люблю, чтобы она гудела…»

Проза и драматургия

«Жизнь без сна (Дельфины и психи)». 1968 год. Наличие авторского названия неизвестно.

Первая известная публикация рассказа в парижском журнале «Эхо» в 1980 г. Название «Жизнь без сна» было дано редакцией журнала. Под заголовком «Дельфины и психи» рассказ распространялся в советском самиздате.

«Как-то так все вышло» . 1969 или 1970 годы.

«Где центр?» (сценарий). 1975 год.

«Роман о девочках » . 1977 год. Роман не окончен. В авторской рукописи название отсутствует.

«Венские каникулы» . Киноповесть (совместно с Э. Володарским ). 1979 год.

«Чёрная свеча » (1 часть). Совместно с Леонидом Мончинским. Владимир Семёнович не дожил до окончания совместного труда, и 2 часть была написана уже только Мончинским.

Театральные работы

В основном имя Высоцкого как театрального актёра связано с Театром на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях (в том числе «Жизнь Галилея», «Вишнёвый сад», «Гамлет»). Более чем в 10 спектаклях (не только Театра на Таганке) исполнялись его песни.

Радио

Основная статья: Радиоспектакли с участием В. С. Высоцкого

Высоцкий принял участие в создании 11 радиоспектаклей (в том числе «Мартин Иден », «Каменный гость », «Незнакомка », «За Быстрянским лесом »).

Кинематограф

Высоцкий снялся почти в 30 фильмах, во многих из них звучат его песни. На многие роли его не утверждали, причём далеко не всегда по творческим причинам. Высоцкий участвовал также в озвучивании одного мультфильма - «Волшебник Изумрудного города». Кроме того, изначально Волка в мультфильме «Ну, погоди!» предполагалось озвучивать Высоцкому, но не разрешила цензура и его заменил Анатолий Папанов.

В 1975 г. Высоцкий стал автором рекламного фильма «Знаки Зодиака» , где сочинил и исполнил песню «О знаках зодиака». Этот фильм изначально не был принят советской цензурой в том числе в связи с участием Высоцкого в его создании.

Фильмография:

  • 1959 - Сверстницы - Петя
  • 1962 - 713-й просит посадку - Солдат морской пехоты
  • 1962 - Карьера Димы Горина - Софрон
  • 1962 - Увольнение на берег - Пётр, друг Валежникова
  • 1962 - Штрафной удар - Юрий Никулин
  • 1963 - Живые и мёртвые - весёлый солдат
  • 1965 - Наш дом - Механик
  • 1965 - На завтрашней улице - Пётр Маркин
  • 1965 - Стряпуха - Андрей Пчелка
  • 1966 - Вертикаль - Володя (также исполняет песни)
  • 1966 - Я родом из детства - капитан-танкист Володя
  • 1967 - Короткие встречи - Максим
  • 1967 - Война под крышами - полицай на свадьбе
  • 1968 - Интервенция - Мишель Воронов/Евгений Бродский (также исполняет песни)
  • 1968 - Служили два товарища - Брусенцов
  • 1968 - Хозяин тайги - Рябой (также исполняет песни)
  • 1969 - Опасные гастроли - Жорж, Николай (также исполняет песни)
  • 1971 - Белый взрыв - Капитан
  • 1972 - Четвёртый - Он
  • 1973 - Плохой хороший человек - Фон Корен
  • 1974 - Единственная дорога - Солодов
  • 1975 - Бегство мистера Мак-Кинли - Билл Сигер (также исполняет песни)
  • 1975 - Знаки зодиака (сценарий, музыка)
  • 1975 - Единственная - Борис Ильич
  • 1976 - Сказ про то, как царь Пётр арапа женил - Ганнибал
  • 1977 - Они вдвоём («Мафильм», Венгрия)
  • 1979 - Место встречи изменить нельзя - капитан Жеглов
  • 1979 - Маленькие трагедии - Дон Гуан

Друзья

В своих интервью Высоцкий часто рассказывал о своих друзьях - в первую очередь об известных людях, но отмечая, что были и «несколько человек, не имеющих отношения к… публичным профессиям».

Так, первыми друзьями, получившими впоследствии известность, были одноклассники Владимира: будущий поэт Игорь Кохановский и будущий сценарист Владимир Акимов . Потом эта группа разрослась: «Мы жили в одной квартире в Большом Каретном, … жили прямо-таки коммуной…». Эта квартира принадлежала старшему другу поэта - Левону Кочаряну и там жили или часто бывали актёр Василий Шукшин , режиссёр Андрей Тарковский , писатель Артур Макаров, сценарист Владимир Акимов , Анатолий Утевский . Об этих людях Владимир Семёнович вспоминает: «Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали по жесту, по движениям». Одним из самых близких друзей Высоцкого был клоун-мим Леонид Енгибаров.

Со временем прибавились коллеги по театру: Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Иван Дыховичный, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Валерий Янклович . Кроме них, на разных этапах жизни у Высоцкого также появлялись новые друзья: Давид Карапетян , Даниэль Ольбрыхский, Вадим Туманов, Виктор Туров, Михаил Барышников, Сергей Параджанов и другие.

В Париже Высоцкий знакомится с Михаилом Шемякиным, которым в будущем будет создано множество иллюстраций к песням Высоцкого, возведён памятник поэту в Самаре. Однако, пожалуй, самое важное, что Михаил Михайлович сделал для увековечивания памяти друга - это записи Высоцкого, сделанные в Париже в 1975 -1980 годы в студии Михаила Шемякина. На второй гитаре Высоцкому аккомпанировал Константин Казанский . Эти записи уникальны не только качеством и чистотой звучания, но и тем, что Высоцкий пел не просто для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Также в эти годы в Париже совместно с Константином Казанским, который выступал в качестве аранжировщика, Высоцкий успел записать три своих пластинки.

Близким другом был Павел Леонидов - импресарио Высоцкого и его двоюродный дядя.

Дискография

Прижизненные диски, изданные в СССР

Персональные издания

При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов (выходили с 1968 по 1975 год). Каждая из пластинок содержала не больше четырёх песен.

В 1978 году также был выпущен экспортный диск-гигант , в который вошли песни, записанные в разные годы фирмой «Мелодия», но так и не изданные.

С участием Высоцкого

Начиная с 1974 года, вышли четыре дискоспектакля с участием Высоцкого, в том числе в 1976 году был выпущен двойной альбом «Алиса в Стране чудес» (отдельно издали ещё и миньон «Алиса в Стране чудес. Песни из музыкальной сказки»).

Кроме этого, известно 15 пластинок, в которые входили по одной или несколько песен Высоцкого, в основном это песни из кинофильмов и сборники военных песен (например, «Друзьям-однополчанам», «День Победы»).

Также песни Высоцкого звучали на 11 пластинках в музыкальных журналах (в основном, «Кругозор»), а в 1965 году в том же «Кругозоре» (№ 6) были изданы отрывки из спектакля «10 дней, которые потрясли мир» с участием Высоцкого и других таганских актёров.

В СССР и России после смерти

  • Наиболее крупным изданием является серия грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске (1987 -1992 гг.). Также выделяются 4 грампластинки, выпущенные в 1993 -94 гг. фирмой «Апрелевка Саунд Инк», с редкими и ранее не издававшимися песнями.
  • В первой половине 2000-х годов компанией «New Sound - Новое звучание» было выпущено 22 компакт-диска с ремастированными песнями Владимира Семёновича. Треки были представлены современными ремейками, в основу которых лёг вокал Высоцкого, очищенный от авторского звукового сопровождения и наложенный на современные музыкальные аранжировки. Столь смелый эксперимент вызвал противоречивые мнения аудитории: с одной стороны, музыка приобрела довольно хорошее качество звучания, а с другой - добавилась некая «попсовость».
  • К 30-летней годовщине смерти В. Высоцкого газета «Комсомольская правда» подготовила специальный выпуск с фильмом на DVD: «Владимир Высоцкий. Кадры неизвестной кинохроники. „Дорожная история“» с кадрами, которые никогда не демонстрировались в России: материал польской кинохроники, а также уникальные кадры из различных частных архивов (кинопробы несостоявшейся роли, любительские съёмки, фрагменты интервью).

Список альбомов, издаваемых с 1996 года:

  • Татуировка - (1963-1965)
  • Формулировка - (1964)
  • Но я не жалею - (1964-1978)
  • Поговори хоть ты со мной - (1964-1974)
  • Путешествие в прошлое - (1967)
  • Скажи ещё спасибо, что живой - (1969-1980)
  • Песни к к/ф «Иван да Марья» - (1969-1976)
  • Баллады к к/ф «Бегство мистера Мак-Кинли» - (1974-1976)
  • Свой остров - (1964,1973-1974,1976)
  • Затяжной прыжок - (1974-1976)
  • Концерт в ДК «Мир» - (1967)
  • Концерт в центральном Театре Кукол - (1973)
  • Концерт в ДК ВАМИ - (1974)
  • Концерт в ДК «Коммуна» часть 1 - (1980)
  • Концерт в ДК «Коммуна» часть 2 - (1980)
  • Тихорецкая - (1961-1965)
  • Я родом из детства - (1965-1979)
  • Песня о Волге - (1968-1979)
  • Купола - (1968-1979)
  • Потеряю истинную веру - (1963-1967)
  • Лукоморья больше нет - (1967-1972)
  • Банька по-белому - (1969-1974)
  • Не волнуйтесь - (1969-1976)
  • Вес взят - (1969-1978)
  • Памятник - (1973-1979)
  • История болезни - (1969-1979)
  • Речека - (1967,1977-1980)
  • Алиса в стране чудес - (1970, 1973)
  • Мой Гамлет - (1966-1978)
  • Концерт в Клубе-магазине «Эврика» - (1966, 1973, 1976)
  • Концерт в Казани - (1977)
  • Концерт в Северодонецке - (1974, 1978)
  • Уголовный кодекс - (2001)
  • Рецидивист - (2002)
  • Все ушли на фронт - (2002)

За рубежом

Во Франции с 1977 по 1988 год выпущено 14 пластинок.

В США с 1972 по 1987 год выпущено 19 пластинок (в том числе серия из 7 пластинок «Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина»).

В Финляндии в 1979 году вышла 1 пластинка.

В Германии с 1980 по 1989 год выпущено 4 пластинки.

В Болгарии с 1979 по 1987 год выпущено 6 пластинок (4 авторские пластинки и 2 сборника).

В Японии с 1976 по 1985 год выпущено 4 пластинки (2 авторские пластинки и 2 сборника).

В Корее в 1992 году выпущено 2 пластинки.

Также в Израиле в 1975 году вышла пластинка «Неизданные песни русских бардов», на которой есть 2 песни Высоцкого.

Гитары Владимира Высоцкого

Высоцкий всегда играл на семиструнных гитарах.

Первая выделяющаяся из общего ряда гитара появилась у него в 1966 году. Её Владимир Семёнович купил у вдовы Алексея Дикого. Позже он рассказывал, что эту гитару «делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Её купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому…». Вероятно, эта гитара участвовала в фотосессии Высоцкого и Влади в 1975 году (фотограф - В. Ф. Плотников).

1975 годом датируются фотографии, на которых Владимир Семёнович запечатлён с первой гитарой, сделанной для него Александром Шуляковским (с головкой грифа, сделанной в виде лиры). Этот мастер сделал для Высоцкого 4 или 5 гитар.

Также у Высоцкого была гитара с двумя грифами, которая нравилась ему из-за оригинальной формы, но вторым грифом Владимир Семёнович никогда не пользовался. С этой гитарой Владимир Семёнович запечатлён на обратной стороне конверта 9-го диска серии «На концертах Владимира Высоцкого».

В спектакле «Преступление и наказание», который был выпущен в 1979 году, Высоцкий играл на гитаре, принадлежавшей кинорежиссёру Владимиру Аленикову, который отдал ему свою гитару для этой роли, поскольку гитара понравилась Высоцкому и своим несовременным видом, и окраской, и звучанием. Гитару эту делал когда-то петербургский мастер Ягодкин. После смерти поэта Алеников попросил у театра разыскать гитару, и в конце концов она была ему возвращена, но в крайне плачевном, разбитом состоянии, у неё не хватало кусков, починить её никто не брался. В 1991 году Алеников увёз разбитую гитару в США, где её в конце концов привёл в полный порядок гитарный мастер, индеец Рик Тернер (англ.) русск. . Фотография гитары появилась на обложке журнала «Acoustic Guitar (англ) русск. » под именем «Высоцкий».

Автомобили Владимира Высоцкого .

По воспоминаниям друзей, Владимир Высоцкий любил быструю езду на автомобиле со скоростью около 200 километров в час и часто разбивал свои машины.

Первый автомобиль Владимира Высоцкого - «Волга ГАЗ-21» серого цвета, приобретенный им в 1967 году, а затем им же и разбитый.

В 1971 году он одним из первых в СССР купил себе ВАЗ-2101 («копейку») с номерным знаком 16-55 МКЛ. Жизнь автомобиля была недолгой - Владимир разбил машину вдребезги после нескольких поездок за рулем.

Марина Влади привезла ему из Парижа Renault 16, полученный ею за съёмки в рекламе. Высоцкий разбил «Рено» в первый же день, въехав на остановке в автобус. Машину все-таки восстановили, но у неё были парижские номера, и по правилам тех лет ГАИ её не выпускала далее 100 км от Москвы. В 1973 году друзья актёра помогли сделать справку для пересечения границы, и на этой битой машине Владимир и Марина совершили путешествие из Москвы в Париж. Там же, во Франции, они эту машину продали (после объявления в журнале «Paris Match»: «Марина Влади продаёт машину… Спр. по тел…»).

Через год Высоцкий выехал с концертами в Германию и привез оттуда два BMW - один серый, другой бежевый. Но бежевый оказался среди угнанных, поэтому столичная ГАИ зарегистрировала лишь одну машину. Вторая стояла в гараже, хотя ездил Высоцкий на обеих - он просто переставлял номера с одного автомобиля на другой, и никто этого не замечал. В конце концов Интерпол поймал бежевый BMW, и он был отправлен обратно в Германию, а на сером Высоцкий уехал в Париж, где и продал его.

В 1976 году у Высоцкого появился первый «Мерседес» 1975 года выпуска, цвета «голубой металлик» (модель 450SEL 6.9 на платформе W 116 (англ.) русск. ) - четырёхдверный седан. Марина Влади привезла из Франции около 10 машин подряд для мужа, но их обязательно надо было увозить из СССР через год после ввоза - таковы были правила. Mercedes стал первой для Высоцкого иномаркой, официально зарегистрированной в Москве. Кстати, именно этот «мерседес» был первым, который появился в картотеке ГАИ с регистрационным номером 7176ММУ. Ещё один был у Брежнева, а спустя месяц появился у Сергея Михалкова.

В конце 1979 года на гастролях в Германии Владимир купил спортивное двухместное купе Mercedes 350 желто-коричневого цвета.

Серуш Бабек (В. К. Перевозчикову ): «Когда он в следующий раз приехал ко мне в ФРГ, то сказал: „Ты должен продать мне свою машину!…“ А у меня был спортивный „Мерседес“, его не так легко купить, надо ждать некоторое время… Этот второй - маленький „Мерседес“ коричневого цвета он купил у меня… У Володи было тогда разрешение на ввоз машины без пошлины, это разрешение было подписано заместителем Министра внешней торговли Журавлевым».

Но до Москвы Высоцкий на нём не доехал: на строящейся к Олимпиаде магистрали Москва-Брест сразу за Минском на скорости около 200 км/ч он не справился с управлением и улетел в кювет. «Мерседес» восстановили уже после смерти актёра. Из автосервиса машину так никто и не забрал.

Посмертное признание и влияние на культуру

Высоцкий затрагивал ряд запретных тем, но, несмотря на существовавшие ограничения, популярность Высоцкого была (и остается) феноменальной. Это обусловлено человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов. Не случайно по итогам опроса ВЦИОМ , проведённого в 2009-2010 гг. на тему «Кого вы считаете русскими кумирами ХХ века», Высоцкий занял второе место (31 % опрошенных), уступив только Юрию Гагарину (35 % опрошенных) и значительно опередив писателей (Л. Н. Толстой - 17 %, А. И. Солженицын - 14 %).

Официальное признание к В. С. Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году усилиями Р. Рождественского, был опубликован первый крупный сборник произведений В. Высоцкого - «Нерв » - и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка, как и положено большому поэту. В 1987 году ему посмертно присуждена Государственная премия СССР, за исполнение роли капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен (премию получал отец - С. В. Высоцкий).

Ономастика

  • Имя Высоцкого носят более 30 улиц (в том числе в Болгарии и Германии). В России в честь В. С. Высоцкого названы улицы в городах Екатеринбурге, Калининграде, Новосибирске, Самаре, Томске.
  • Почти 20 скал и пиков , перевалов и речных порогов, каньонов и ледников названы в честь Высоцкого. Его имя присвоено даже горному плато на архипелаге Огненная Земля.
  • В честь Высоцкого назван астероид «Владвысоцкий » (2374 Vladvysotskij ).
  • Именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, даже сорт гладиолусов.
  • Его памяти посвящены несколько спортивных турниров.
  • Также его именем назван 200-метровый небоскрёб (54 этажа) в г. Екатеринбурге.
  • Набережная в г. Волгограде

Музеи

Существует, как минимум 6 музеев Высоцкого . Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого («Дом Высоцкого на Таганке») является наиболее известным музеем Высоцкого, дающим достаточно полное представление о его жизни и творчестве.

Культурно-досуговый центр

  • В городе Норильске, район Талнах расположен Культурно-досуговый центр им. В. С. Высоцкого.

Памятники

На территории бывшего СССР установлены более 20 памятников (и столько же памятных досок ); ещё 4 памятника поэту установлено в странах дальнего зарубежья.

Памятники Владимиру Высоцкому поставлены в нескольких городах России (в Барнауле, Воронеже, Калининграде, Москве, Новосибирске, Самаре, Покачах, Набережных Челнах), а также на Украине (Мелитополь, Одесса, Мариуполь) и в Черногории (Подгорица). В 2013 г. заложен памятник в г. Ростове-на-Дону.

Монеты, медали и марки

В честь Высоцкого выпущены 2 памятные медали, 2 проездных жетона и 4 монеты, две из них - другими государствами.

В январе 1988 г. широко отмечалось 50-летие Владимира Высоцкого. Широко продавались первые сборники поэзии Высоцкого, проходили вечера памяти, статьи о нём печатались в прессе. В 1999 выпущена почтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», Владимир Высоцкий. 2 рубля, Россия, 1938-1980.

В 2010 году государство Ниуэ (на острове, открытом Джеймсом Куком) выпустило серебряную монету номиналом 2 $ в серии «Великие личности России» Владимир Высоцкий 1938-1980 с портретом Высоцкого и текстом «Коль дожить не успел, так хотя бы допеть». В том же году в африканской Республике Малави выпущена памятная монета достоинством 50 квача с изображением Владимира Высоцкого.

Влияние, оказанное на других авторов

Творчество Владимира Высоцкого изучается особым культурно-исследовательским направлением, названным «высоцковедение».

Творчество Владимира Высоцкого, способствовавшее более широкому признанию авторской песни, косвенно помогло и становлению советского рока. Его стихи оказали прямое влияние на таких рок-музыкантов, как Александр Башлачёв , Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Андрей Макаревич («Машина времени») и Игорь Тальков . Так, например, видна прямая связь со стихами Высоцкого таких песен, как «Время колокольчиков» Башлачёва, «Сумерки» Кинчева, «Цыганочка» Юрия Шевчука. Косвенно Высоцкий повлиял и на Виктора Цоя («Кино»), Бориса Гребенщикова («Аквариум »), Юрия Клинских (Хой) («Сектор газа »), Егора Летова («Гражданская оборона») и многих других.

Творчество Высоцкого оказало влияние не только на русскую культуру. Оно оказало большое влияние на творчество всенародно известного польского барда Яцека Качмарского. Под впечатлением личной встречи с Высоцким в 1974 г. он написал свою первую «Облаву», как вольный перевод знаменитой «Охоты на волков» Высоцкого, за что он получил первую награду на Фестивале студенческой песни в Кракове. С этого начался его творческий путь.

После смерти Высоцкого его памяти посвящены стихи и песни многих поэтов (например, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского ), бардов и исполнителей городского романса (например, Владимира Асмолова, Ю. Визбора, Б. Окуджавы, М. Щербакова, А. Розенбаума, А. Земскова), рок-музыкантов и исполнителей авторской песни (например, А. Башлачёва , А. Макаревича , Ю. Лозы , А. Градского) и других.

Фильмы

В 1987 году вышел первый фильм о Высоцком - документальный «Четыре встречи с Владимиром Высоцким », режиссёра Эльдара Рязанова . В дальнейшем разными режиссёрами было снято ещё более 10 документальных фильмов.

По его произведениям поставлен фильм «Фартовый» (2006, по роману «Чёрная свеча »).

Образ Владимира Высоцкого также использован:

  • как один из прототипов главного героя повести А. и Б. Стругацких «Гадкие лебеди» - Виктора Банева. С разрешения Высоцкого в повести в слегка изменённом варианте используется его песня «Сыт я по горло, до подбородка... » ;
  • в фильме Ивана Дыховичного «Копейка» - в роли Высоцкого Игорь Арташонов;
  • в сериале «Галина»;
  • в фильме Гарика Сукачёва «Дом Солнца» - в роли Высоцкого снялся сам режиссёр;
  • в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011)
  • в сериале «Обратная сторона луны» (2012) - артист Артур Федорович.
Владимир Семенович Высоцкий - знаковая личность своего времени, поэт, актер и автор песен, исполняемых на семиструнной гитаре. Он был кумиром миллионов в нашей стране, и до сих пор его песни знают и любят. Он награжден посмертно Государственной премией СССР.

Детство и юность Владимира Высоцкого

Владимир Высоцкий родился в Москве, в большой коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице. Его отец был родом из Киева, полковник и ветеран Великой отечественной войны. Мама работала переводчиком-референтом.

В возрасте четырех лет, когда началась война, Владимир вместе с мамой уехал в Оренбургскую область, где они прожили два года. После эвакуации, Владимир Высоцкий с Урала вернулся в Москву. Через два года после окончания войны родители Владимира Семеновича развелись, прожив в браке всего 5 лет.

Отец снова женился, и в 9-летнем возрасте вместе с отцом Владимир попал в оккупированную послевоенную Германию. Впечатления артиста даже издалека не напоминали жизнь его сверстников в послевоенной столице. Здесь он брал уроки игры на фортепьяно.

Мама музыканта также вышла замуж во второй раз. Владимир Высоцкий общался и с отчимом, и с мачехой. Однако отношения с первым сложились хуже, чем со второй. В 1949 году, вернувшись из Германии, Владимир Семенович поселился в центре Москвы с новой супругой отца на Большом Каретном переулке.


Там то Высоцкий и «спелся» с компанией городской молодежи 50-х годов, чье детство протекало в военные годы. В юности Высоцкого в моде была блатная романтика. В каждой дворовой компании была гитара и под нее пели душещипательные песни о Воркуте, Колыме, Мурке. И именно в это время у Высоцкого начался «роман» с гитарой.

Учеба Владимира Высоцкого

10-классник Владимир Высоцкий начал ходить в драматический кружок в Доме учителя. Но он не сразу понял, что хочет стать актером. После школы будущий артист поступил в Московский Инженерно-Строительный институт, и бросил его через полгода. Неожиданное решение он принял в новогоднюю ночь 1956 года.

Он вместе со школьным другом Игорем Кохановским решил встретить Новый год за рисованием чертежей, без которых они не смогли бы сдать сессию. Сразу после боя курантов студенты принялись за дело и за два часа покончили с чертежами. И тут Высоцкий внезапно стал поливать тушью свои бумаги со словами: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...».


Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию при МХАТе на актерское отделение. Через три года он сыграл свою первую роль в учебном спектакле «Преступление и наказание» и впервые попал на телеэкран. Он сыграл небольшую роль в картине «Сверстницы».

Театральная карьера Владимира Высоцкого

После окончания МХАТА Высоцкий работал в театре имени Пушкина. Правда недолго. Потом он перешел в Театр миниатюр. Играл в эпизодах, массовке и особой радости от сцены не получал. Он также пытался пробиться в театр «Современник»

«Свой» театр Владимир Семенович нашел в 1964 году. Им стал Театр на Таганке. Именно в этом театре Владимир Семенович проработал до самой смерти.

Юрий Любимов вспоминал, как Высоцкий пришел к нему устраиваться на работу. Артист предложил послушать несколько своих песен и Любимов, вместо плановых пяти минут, слушал барда полтора часа.


На Таганке Высоцкого ждала целая палитра образов – Гамлет, Пугачев, Галилей, Свидригайлов. В театре, впрочем, дела шли не очень гладко. Любимов часто по-отечески закрывал глаза на проступки Высоцкого, чему завидовали коллеги. Но здесь у него были и друзья - Валерий Золотухин , Леонид Филатов и Алла Демидова .

Вместе с актерами Театра на Таганке Высоцкий ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу.

За неделю до своей смерти Владимир Высоцкий сыграл свою последнюю роль - образ Гамлета в одноименной постановке по Шекспиру.

Творчество и песни Владимира Высоцкого

Владимир Семенович считал своим учителем Булата Окуджаву . Именно его творчество пробудило у Высоцкого интерес к авторской песне. После он посвятит Окуджаве «Песню о Правде и Лжи».

Владимир Высоцкий - Баллада о Любви

Первые композиции артист написал в начале 60-х. Это была «дворовая романтика». Ее не воспринимал всерьез ни сам Высоцкий, ни первые слушатели. Считается, что первая песня, написанная Высоцким, была «Татуировка». Год ее создания - 1961, место - Ленинград. Но только через несколько лет после этого творчество музыканта приобрело более зрелые формы. В 1965 году певец написал свою знаменитую песню «Подводная лодка», которая, по заявлению его друга Игоря Кохановского, ознаменовала окончание творческой юности поэта.

Владимир Высоцкий написал множество песен к кинофильмам, в которых снимался. Как человек разносторонний и творческий он принимал активное участие в создании кинолент. Его песни звучат в таких фильмах как «Вертикаль», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Опасные гастроли», «Я родом из детства» и другие.


Репертуар Владимира Высоцкого состоит из более 600 песен и 200 стихов, которые до сих пор остаются популярными и не теряют актуальности. На его концерты приходило огромное количество людей. Он заряжал всех своей энергетикой, искренностью, его песни были близки почти всем слоям общества и не оставляли никого равнодушным. Он для всех был «своим человеком», в его песнях отражались разные темы - военные, блатные, юмористические, сказочные, романтические и лирические, песни сказки или песни-диалоги.

Владимир Высоцкий - Кони привередливые

При жизни артиста было выпущено всего 7 мини-альбома по 4 песни, а так же где-то 11 пластинок со сборниками песен разных исполнителей, на которых были записаны и его композиции, в основном саундтреки к фильмам.

Уже после смерти Владимира Семеновича с 1987 года была выпущена серия грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске. А в 1993-1994 годах компания «Апрелевка Саунд Инк» записала 4 пластинки с редкими и ранее не издававшимися песнями.

Владимир Высоцкий и съемки в фильмах

Кино и театр шли в жизни Высоцкого параллельно. В 1961 году Владимир Семенович сыграл небольшую роль в картине «Карьера Димы Горина».

В то время актеру доставались небольшие серые роли второго плана, пустые и скучные. Утешение Высоцкий начал находить в пьянстве. Это стало причиной разлада на работе и в семье.

Успех пришел к Высоцкому в 1967 году. На экраны вышла картина «Вертикаль». Особенно полюбились зрителям песни из фильма, написанные артистом.


Владимир Высоцкий в конце 60-х годов много снимался. Он работал над фильмами «Короткие встречи», «Интервенция», «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли».

В это время по СССР начали распространяться магнитофоны. Неофициальные записи Высоцкого стали появляться практически в каждом доме. Артист стал настоящим кумиром, но он стал неугоден советской власти. Высоцкого часто не утверждали на роли, а песни не допускались на радио.

Поэтому в 70-е годы Высоцкий снимался мало. Но все же на экранах можно было услышать его песни и песни на его стихи: в драме «Сыновья уходят в бой», фильмах «Контрабанда» и «Одиножды один», драме «72 градуса ниже нуля». Были и роли в кино: «Плохой хороший человек», «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил».

В театре на Таганке Высоцкому то достаются главные роли, то выгоняют с работы за пьянку. Артист не раз побывал на волоске от смерти – он попадает в реанимацию из-за напряженной нервной деятельности, больного сердца и злоупотребления алкоголем.

Владимир Высоцкий и Глеб Жеглов

Самую значительную роль Владимир Высоцкий сыграл в 1979 году. Это был Глеб Жеглов в сериале «Место встречи изменить нельзя». Это была и самая любимая роль актера. Однако от нее Владимир Семенович отказывался, говоря, что ему мало осталось и не хочется тратить год жизни на Жеглова. Кстати, в «Месте встречи» Высоцкий попробовал себя и в качестве режиссера. Он занял место Станислава Говорухина , когда тот уехал на фестиваль.

Фильм с Владимиром Высоцким «Место встречи изменить нельзя» - спор Жеглова и Шарапова

В этом фильме Владимир Семенович не поет, хотя изначально хотел. Против был режиссер, который считал, что образ певца затмит образ оперативного работника.

Несостоявшиеся роли Владимира Высоцкого

У Владимира Высоцкого достаточно не сыгранных ролей. Так, он мог бы сыграть Степана в «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского . Когда режиссер собирал информацию о Рублеве, то узнал, что он учился иконописи в монастыре Высоцком. Тарковский любил мистические совпадения и решил снимать в картине Высоцкого. Однако, этого не случилось. По одной версии, не разрешили чиновники Госкино, по другой – Высоцкий запил.

Не утвердили Высоцкого и на роль в картинах «Над Тисой» и «Аннушка». В 1969 году Высоцкий сам попросился к Эльдару Рязанову в «Сирано де Бержерак». Однако тот отказал, ссылаясь на то, что ему надо снимать поэта, а не актера.

Пытался Высоцкий попасть и в картину «Софья Перовская», приключенческий фильм «Дерзость» и мелодраму «Дорога домой». Режиссеры разными способами пытались пробить в Госкино разрешение снимать актера. Однако чиновники боялись артиста как огня.

Личная жизнь Владимира Высоцкого

На первом курсе Владимир Семенович познакомился со студенткой Изой Жуковой. Она стала его первой женой, они поженились весной 1960 года. Правда брак был недолгий, с супругой артист поссорился, и она покинула Москву.

Через год Высоцкий на съемках фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой. Она стала его второй женой и родила Высоцкому двоих детей – Аркадия и Никиту. В 1968 году они разошлись.

Третьей супругой Владимира Высоцкого стала Марина Влади (Марина-Катрин Владимировна Полякова-Байдарова). Она появилась в жизни артиста в 1967 году. Владимир Семенович влюбился в нее после фильма «Колдунья». Смотрел ленту несколько раз в день и мечтал об актрисе многие годы.


Знакомство произошло в ресторане ВТО, куда Высоцкий пришел после спектакля. Молча взял руку Марины Влади, сел напротив и не сводил глаз с возлюбленной. Через несколько лет, в 1970 году они поженились. И были вместе 10 лет.

Марина Влади ввела супруга в круг европейских знаменитостей. На западе Высоцкий выпустил несколько пластинок. Она была его музой и надежной опорой.

Смерть Владимира Высоцкого

Жизнь Владимира Семеновича неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года в 4:10 утра. Артист умер во сне, в своей московской квартире. Точная причина смерти не установлена до сих пор, потому что не было произведено вскрытие по просьбе близких. По одной версии причиной смерти был инфаркт миокарда, по другой - асфиксия, удушье, как следствие чрезмерного применения седативных средств.


В это время в Москве проходили летние Олимпийские игры, поэтому были напечатаны всего лишь две статьи о смерти артиста. Над окошком театральной кассы было вывешено объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий».

Актер похоронен на Ваганьковском кладбище. Казалось, на кладбище пришла вся Москва, люди собирались у театра, чтоб проститься со своим кумиром.

Как это зачастую бывает, признание к Высоцкому пришло уже после его смерти. В 1986 году Владимиру Семеновичу было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А еще через год присуждена Государственная премия СССР за образ Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.

В 1989 году было принято решение открыть музей Владимира Высоцкого в Москве при поддержке Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР, Мосгорисполкома и общественности.


Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях. Так кто же он - актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: "Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез,- может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет." Володя родился 25 января 1938г, в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою юность он провел в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать. Свой жанр на эстраде он чаще всего называл - авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские. Позднее он стал писать о войне и о более философских темах. В.Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: "Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером... Мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали.

Я этот небесный квадрат не покину.

Мне цифры сейчас не важны,-

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А значит и шансы равны.

("Песня летчика")

Это не песни - ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни - ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях. Война ж совсем не фейерверк, А просто трудная работа, Когда черна от пота, вверх Скользит по пахоте пехота. Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне..." Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей - эпизодические. В фильме "Служили два товарища" роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них. По-настоящему, хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене.Казалось: на таком нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно. На концертах он часто пел песни о спорте. Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, - занимался просто так,- боксом, акробатикой, да и многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, т.к. только в "Спортлото" их уже 49. Однако он много работал и кое-что написал. У него есть "Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел)" или тоже шуточная песня- продолжение "Песня о сентиментальном боксере". Есть песня "Профессионалы", которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому.

" ...Профессионалам, отчаянным малым,

Игра-лотерея,- кому повезет.

Играют с партнером - как бык с матадором,-

Хоть, кажется, принято наоборот ".

Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался с ними перед их выездами на ответственные соревнования, и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже возит с собой магнитную пленку с ней - для того, чтобы поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая "Утренняя гимнастика", такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.

" Вдох глубокий, руки шире,

Не спешите - три, четыре!-

Бодрость духа, грация и пластика!

Общеукрепляющая,

Утром отрезвляющая,

Если жив пока еще,- гимнастика!

Если вы уже устали-

Сели-встали, сели-встали,-

Не страшны вам Арктика с Антарктикой!

Главный академик Иоффе

Доказал: коньяк и кофе Вам заменит спорта профилактика "

"Песенка про прыгуна в длину" посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются,- и у него рекорды не засчитываются.

"Что случилось, почему кричат?

Почему мой тренер завопил?

Просто-восемь сорок результат,-

Правда, за черту переступил.

Ой, приходится до дна ее испить-

Чашу с ядом вместо кубка я беру.

Стоит только за черту переступить-

Превращаюсь в человека-кенгуру "

"Песня о штангисте» - это не шуточная песня - она "лирико - комедийная". Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:

" Пытаются противники

Рекорды повторить,

Но я такой спортивненький,

Что-страшно говорить. "

Но затем передумал и песня получилась более серьезной

"... Не отмечен грацией мустанга,

Скован я, в движениях не скор.

Штанга, перегруженная штанга-

Вечный мой соперник и партнер.

Такую неподъемную громаду

Врагу не пожелаю своему-

Я подхожу к тяжелому снаряду

С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!

Мы оба с ним как будто из металла,-

Но только он - действительно металл.

А я так долго шел до пьедестала,

Что вмятины в помосте протоптал "

В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные картины, и Высоцкий решил попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную мысль, и он написал песню- "Честь шахматной короны" в две серии: первая-"Подготовка", а вторая-"Игра". Песня получилась полуфантастическая и шуточная.

"... И в буфете, для других закрытом,

Повар успокоил: "Не робей!

Ты с таким прекрасным аппетитом

Враз проглотишь всех его коней!

Ход за мной - что делать?!

Надо, Сева,-

Наугад, как ночью по тайге...

Помню-всех главнее королева:

Ходит взад-вперед и вправо-влево,-

Ну а кони вроде - буквой "Г" "

Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из фильма "Вертикаль". Они довольно-таки серьезны. "Альпинизм- это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны,- они ни к чему хорошему не приведут"- эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью. Все знают, что Высоцкий писал песни, как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма "Вертикаль". Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его "Лучше гор могут быть только горы, На которых еще не бывал. " Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою. " Здесь вам не равнина, здесь климат иной - и идут лавины одна за одной, " В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: "Меня пригласили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет "скорой помощи", которые могли бы тебя спасти или выручить". В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,- Надеемся только на крепость рук, На руки друга и вбитый крюк - И молимся, чтобы страховка не подвела. " Альпинизм-это очень рисковое дело. А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях "Человек за бортом" и "Спасите наши души" он это отразил. " Был шторм - канаты рвали кожу с рук, И якорная цепь визжала чертом, Пел песню ветер грубую - и вдруг раздался голос: "Человек за бортом!" И сразу - "Полный назад! Стоп машина! На воду шлюпки, помочь - Вытащить сукина сына, или, там, сукину дочь!" Я пожалел, что обречен шагать По суше, - значит, мне не ждать подмоги - Никто меня не бросится спасать, И не объявят шлюпочной тревоги. А скажут: "Полный вперед! Ветер в спину! Будем в порту по часам. Так ему, сукину сыну, Пусть выбирается сам!" " (1969г.) Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у В. Высоцкого - это особая категория душевных песен. " Только снова назад обращаются взоры - Цепко держит земля, все и так и не так. Почему слишком долго не сходятся створы, Почему слишком часто моргает маяк?! " Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить "Балладу о покинутом корабле", «Упрямо стремлюсь я ко дну..." и "Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты...", посвященную экипажу теплохода "Шота Руставели", на котором Владимир с Мариной Влади отдыхали. С Марией Влади Высоцкий познакомился в 1967, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм "Колдунья" с ее участием. До их знакомства он написал шуточную песню: Во время очередного приезда в Москву ее друг пригласил Марину в театр на Таганке, пообещав, что она увидит молодого, но очень талантливого и уже популярного актера - В.Высоцкого. Ей очень понравилась его игра в спектакле "Пугачев", и она согласилась прийти на ужин в ресторане, где присутствовали актеры, участвовавшие в представлении. Владимир увез Марину с этого вечера к другу, где весь вечер пел для нее свои песни под гитару. Собственно, Марина Влади - русская и по отцу и по матери. Ее настоящее имя - Мария (Катрин) Владимировна Полякова - Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества - Марина Владимировна. А 1 декабря 1980 года они поженились, но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины - тоже. Положение еще осложнялось и тем, что М. Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон, и мать Володи вспоминает, что счета, приходящие за междугородние разговоры, нередко имели трехзначные цифры. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви. Жаль, что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте, это действовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный клубок чувств, как явствует из песенного обращения к телефонистке Международной станции 07. В этом монологе весь Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием любить - сейчас, а не когда-нибудь в будущем. Поначалу ему с его нетерпением было трудно дожидаться, когда его соединят с любимой женщиной, и песня "07" появилась как раз в один из вечеров, когда он ждал разговора с Парижем.

" Для меня эта ночь вне закона.

Я пишу - по ночам больше тем.

Я хватаюсь за диск телефона,

Набираю вечное 07.

Девушка, здравствуйте!

Как вас звать? Тома.

Семдесят вторая! Жду! Дыханье затая!

Быть не может, повторите, я уверен - дома!

Вот! Уже ответили!

Ну, здравствуй,- это я.

Телефон для меня как икона,

Телефонная книга - триптих.

Стала телефонистка мадонной,

Расстояние на миг сократив "

Потом телефонистки уже хорошо его знали, соединяли сразу и порой сами слушали его необычные концерты. Когда же им удавалось все-таки встретиться, на гастролях или же когда Марина приезжала в Союз, то они были просто счастливы. " Не видел я другой такой руки, Которая меня бы так ласкала... " Ясно, что большая любовь вдохновила Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально- поэтических произведений, которые обогатили своими мелодиями, содержанием, формой его песенное творчество. " Дом хрустальный на горе для нее. Сам, как пес бы, так и рос в цепи. Родники мои серебряные, Золотые мои россыпи! Не сравнил бы я любую с тобой, Хоть казни меня, расстреливай. Посмотри, как я любуюсь тобой,- Как Мадонной Рафаэлевой! " Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые и новые стихи. " В какой день недели, в котором часу Ты выйдешь ко мне осторожно... Когда я тебя на руках унесу Туда, где найти невозможно... " Как и у любой творческой личности, у В.Высоцкого были удачи и поражения, многочисленные переживания. Свои душевные и физические страдания он пытался утопить в вине. Высоцкий не был алкоголиком: он нигде не был зарегистрирован в таком качестве, никогда не лечился. Он сам боролся с пьянством в своих песнях и понимал, какой вред наносит алкоголизм человеку. Высоцкий не любил афишировать свою личную жизнь, и поэтому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие "почитатели" его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами.

" Я ненавижу сплетни в виде версий,

Я не люблю, когда мне лезут в душу

Тем более - когда в нее плюют "

Многочисленные слухи и сплетни, которые постоянно ходили о нем, раздражали его и, как бы в отместку им, он написал песню "Слухи". " Закаленные во многих заварухах, Слухи ширятся, не ведая преград. Ходят сплетни, что не будет больше слухов совершенно, Ходят сплетни, будто сплетни запретят. Словно мухи тут и там, ходят слухи по домам, А беззубые старухи их разносят по умам. " Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца постоянно донимали глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных, и иногда исполнял ее на концертах. " Я все вопросы освещу сполна, Дам любопытству удовлетворенье. Да! У меня француженка жена, Но русского она происхожденья. Нет! У меня сейчас любовниц нет. А будут ли? Пока что не намерен. Не пью примерно около двух лет. Запью ли вновь? Не знаю, не уверен" Но нельзя сказать, что он совсем не терпел вопросов, даже наоборот, был рад, когда люди интересовались его творчеством, его работой в театре. Надо отметить, что Высоцкий очень гордился своей работой в театре на Таганке. В одном из интервью он сказал: " Многие из наших актеров - музыкально образованные люди, играют на разных инструментах, пишут музыку, стихи, прозу и инсценировки; есть среди нас и профессиональные композиторы. И из-за того, что так много вложено в это дело авторства актеров, то есть, использовано их творческое хобби, - от этого дело становится дороже. Поэтому у нас интересно работать, и правда эта летит через рампу, и когда вы придете в театр, вы убедитесь что никто не халтурит и не позволяет себе играть спустя рукава - только на технике. Всегда это - с потом, с кровью. Вы видите святой актерский пот и видите, что вам отдают все, с полной отдачей, с напряжением всех физических и духовных сил. И из-за этого тоже так трудно попасть в наш театр, потому что так в нем играют. " Одной из любимых и лучшей его работой по праву считается роль Гамлета. Эта роль была единственной главной в спектакле, и она принадлежала ему. Грандиозность его таланта подтверждает тот факт, что в 1977г во Франции спектаклю была присуждена высшая премия французской критики, как лучшему иностранному спектаклю года. Не лишним будет добавить, что за эту премию боролись более 200 трупп из разных стран. Владимир Высоцкий играл Гамлета без грима. Его невысокий рост и грубоватое лицо вначале могли озадачить. Но высокие красавчики ассоциировались только с героями развлекательных шоу. На сцене, как и в жизни, больше ценится внутренняя красота, тот свет души, который несет в себе личность. Да и суровым средневековым нравам больше соответствует хмурый, углубленный в себя юноша, чем какой-нибудь лучезарный красавец. Тем более трагедия трактовалась вовсе не в романтическом стиле. Гамлет свободно разгуливал по дворцу и вне дворца, не соблюдая какого бы то ни было дворцового этикета. Отсутствовали даже церемониальные сцены при появлении короля. Более того, Гамлет Высоцкого мог по - свойски похлопать по плечу людей из своего дружеского окружения и высокопоставленных чинов иерархии. Мог лежать на полу, прыгать, кувыркаться и вообще принимать различные нецарственные позы. Высоцкий обладал способностью открывать неожиданные глубины в подтексте ролей. Он показывал трагедию человека, опередившего свое время, шагнувшего, благодаря своему возвышенному духу и своим познаниям, в другую эпоху и мерящего своих современников собственной меркой. Осознав собственное бессилие изменить ход событий, Гамлет вел неравную борьбу со злом, понимая, что здесь усилия важнее результата. Гамлет Высоцкого, как и сам Высоцкий, стремился проникнуть в мотивы человеческого поведения. Велики, однако, его усилия изменить предначертанный порядок, осуществить предопределение судьбы. Когда игрался "Гамлет", были еще свежи впечатления от одноименного фильма режиссера Григория Козинцева с И.Смоктуновским и Анастасией Вертинской. Проводились неизбежные параллели, проявлялись пристрастия и вкусы. Не стихали разговоры о "Гамлете" на "Таганке" вплоть до последнего представления 18 июня 1980 года. Значит, эта роль, которую Высоцкий играл около десяти лет, завладела воображением зрителей, заставила их с трепетом следить за самобытным ее воплощением. Несмотря на неизбежные "за" и "против". Высоцкий покорил публику своим могучим талантом. В.Высоцкий умер 25 июля 1980г от инфаркта в больнице. А в это время в Москве полным ходом шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах вовсю раздавали медали, и, казалось, всем было не до него. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не посчитало это событие настолько важным, чтобы уделить смерти поэта хоть чуточку внимания, они продолжали славить победы советских спортсменов. Только на "Таганке" висел написанный от руки некролог, и люди останавливались и читали. Их становилось все больше и больше, появились цветы, реки цветов - люди прощались с "Шансонье всея Руси" - Владимиром Высоцким. К его уходу из нашего мира в полной мере можно отнести сказанные им же слова. " Я при жизни был рослым и стройным, Не боялся ни слова, ни пули. И в привычные рамки не лез. Но с тех пор, как считаюсь покойным, Охмурили меня и согнули, К пьедесталу прибив Ахиллеса. Не стряхнуть мне гранитного мяса. И не вытащить из постамента Ахиллесову эту пяту, И железные ребра каркаса Мертво схвачены слоем цемента - Только судороги по хребту. " Это пророческие слова. Высоцкий прекрасно знал, как ведут себя люди по отношению к "дорогому покойнику", и позволил себе посмеиваться над нами, предчувствуя, что мы поступим с ним по нашим стереотипам, уверенные, что делаем ему большое одолжение. Нам долго не будет хватать В.Высоцкого - его талантливых выходов на сцену "Таганки" и его героев, которых он создал, его веселых, грустных, озорных и непримиримых песен, его доверительного хрипловатого голоса... В своих стихах и песнях Высоцкий сумел передать склад ума и образ мыслей русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время широту. Вот это все вместе, тут трудно подобрать одно слово, это поэтичное и в тоже время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными. 12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним - гитара. Позади - две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне: " Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть! Но что-то кони мне попались привередливые, И дожить не успел, мне допеть не успеть. " В этом же году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера - ВЛАДВЫСОЦКИЙ. В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем знаменитого поэта, певца и актера - Владимира Высоцкого.
Ключевые теги.

Владимир Высоцкий – советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард). Он является автором более 600 песен самой разной тематики.

Кроме своих гениальных песен, благодаря которым он прославился на весь мир, ему удалось сыграть много знаковых ролей в театре и кино. Согласно недавним опросам, Высоцкий занял 2-е место в списке «русских кумиров 20-го века», уступив лишь .

Предлагаем вашему вниманию биографию Высоцкого. Безусловно, эта биография, как и подавляющее большинство , содержит в себе множество парадоксов. Но обо всем по порядку.

Итак, перед вами краткая биография Владимира Высоцкого.

Краткая биография Высоцкого

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 г. в . Он жил в большой коммуналке вместе с родителями. Его отец, Семен Владимирович, был актером и бардом, а мать, Нина Максимовна, работала переводчиком-референтом.

Детство и юность


16-летний Высоцкий

Со слов артиста, его первой песней стала «Татуировка», исполненная им в 1961 г. Своим кумиром он считал известного в то время музыканта и актера – .

Более серьезно писать песни Высоцкий начал в 60-е годы. Но вначале его творчество не было оценено по достоинству. Слушателей мало привлекала дворовая тематика, причем в столь необычном исполнении.

Надо сказать, что в то время и сам музыкант относился к своим композициям несерьезно, говоря, что пишет просто для своих друзей и «домашних посиделок».

Высоцкий экспериментировал с разными жанрами, стараясь говорить о серьезных вещах простыми словами. В 1965 г. им была написана известная песня «Подводная лодка», моментально полюбившаяся публике.

С этого момента Владимир Высоцкий неоднократно писал песни для кинофильмов, а также сам принимал участие в съемках.

В 1968 г. была записана дебютная пластинка с его песнями, звучащими в фильме «Вертикаль». Композиция «Песня о друге» сразу же приобрела невероятную популярность в обществе.

В 1975 г. бардом была записана грампластинка «В. Высоцкий. Автопортрет». Данный альбом примечателен тем, что каждая песня сопровождалась комментариями автора.

В 1978 г. в биографии Высоцкого произошло важное событие: ему была присвоена наивысшая категория вокалиста-солиста эстрады. Таким образом, советское Министерство культуры на официальном уровне признало творчество артиста.

Популярность песен Высоцкого росла с каждым днем. Его стихи и манера исполнения настолько впечатлили зарубежных слушателей, что они массово покупали пиратские записи исполнителя.

В 1979 г. Владимира Семеновича пригласили выступить в Нью-Йорке и Торонто. Тогда же он принял участие в создании знаменитого альманаха «Метрополь», который не подвергался влиянию цензуры.

Его удалось выпустить в количестве 12 экземпляров, один из которых был нелегально вывезен в Соединенные Штаты и опубликован там официально.

Высоцкий не прекращал давать концерты в крупных и провинциальных городах. Однажды на гастролях во Франции он познакомился с цыганским музыкантом, вместе с которым записал множество композиций.

Несмотря на то, что в последние годы у Высоцкого были серьезные проблемы со здоровьем, он не прекращал выступать перед публикой, параллельно играя еще и в театре.

Им было написано более 600 песен и порядка 200 стихотворений. Везде где бы ни появлялся музыкант, его ждал ошеломительный успех и любовь публики. Концертные залы всегда были переполнены, поскольку всем хотелось услышать надрывный, хриплый крик Высоцкого: «Спасите наши души».

За период своей творческой биографии он записал 7 собственных альбомов и 11 сборников чужих песен в его исполнении. Однако точное количество его альбомов достоверно неизвестно.

Дело в том, что они издавались в разных странах, часто не допускались к продажам, а также многократно переписывались.

Жизнь в кино

Свою первую актерскую роль Высоцкий сыграл в фильме «Сверстницы». Далее последовали уже более серьезные картины: «Карьера Димы Горина» и «713-й просит посадку». Тем не менее, режиссеры по-прежнему не доверяли ему главных ролей.

Возможно, это было связано с тем, что Высоцкий начал злоупотреблять спиртным. Впоследствии алкоголь стал причиной появления многих проблем в его личной и творческой биографии.

Всенародную любовь и признание Владимиру Семеновичу принесла картина «Вертикаль», к которой он написал все музыкальные композиции. На следующий день после выхода фильма на экраны, Высоцкий стал любимым актером и музыкантом многих советских граждан.

Когда-то в далеком детстве юный Володя исполнял на гитаре композиции популярных авторов, а теперь в каждой дворовой компании молодежь наперебой пела его собственные песни.

Высоцкому очень нравился кинематограф, поэтому он, несмотря на колоссальную загрузку в театре и постоянные бардовские концерты, продолжал сниматься у известных режиссеров.

Ему удалось сыграть в таких популярных картинах, как «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Короткие встречи» и т. д.

Несмотря на признание публики, Высоцкий находился в серьезной конфронтации с властями . Компартия постоянно ставила палки в колеса музыканту, делая все возможное, чтобы препятствовать распространению его песен.

Справедливости ради нужно заметить, что при всем этом многие руководители государственных структур откровенно симпатизировали Высоцкому, помогая улаживать те или иные проблемы.

В связи с постоянными невероятными нагрузками, Владимир Высоцкий начал серьезно пить, из-за чего его неоднократно выгоняли из родного театра на Таганке.

Однако затем ему снова предлагали главные роли, которые он блестяще исполнял на сцене. Именно в это время он сыграл Гамлета, который стал его визитной карточкой.

С какими бы проблемами в жизни бард не сталкивался, он никогда не фальшивил, а полностью отдавался любимому делу.

Впервые на телевидении его показали в эстонской передаче «Парень с Таганки», где зрители могли более подробно узнать о жизни своего кумира. Потом он появился на экранах французского телевидения, где исполнял авторские песни и отвечал на вопросы зрителей.

Несмотря на огромный интерес к Высоцкому со стороны отечественных и зарубежных граждан, при жизни его ни разу не показали по Центральному Телевидению СССР.

Одной из самых знаковых ролей в творческой биографии актера стала работа в сериале «Место встречи изменить нельзя». Высоцкий настолько мастерски и правдиво сыграл старшего оперуполномоченного Глеба Жеглова, что образ этого героя привязался к нему на всю жизнь.

Многие и из этого фильма вошли в советскую культуру, как ее неотъемлемая часть.

Жены Высоцкого

Официально Высоцкий был женат 3 раза. Однако любимых женщин в его биографии было гораздо больше.

Первая жена

В 1960 г. студент Владимир Высоцкий, в возрасте 22 лет, вступил в брак с Изольдой Жуковой, которая также училась во МХАТе. Однако их семейный союз очень быстро распался, не просуществовав и года.

Вторая жена

В 1962 г. второй женой артиста стала Людмила Абрамова, родившая ему двух сыновей – Аркадия и Никиты. Тем не менее, в 1970 г. состоялся их официальный развод.

Третья жена

Третьей и последней супругой Владимира Высоцкого была Марина Влади. Он влюбился в нее сразу же, как только впервые увидел по телевизору. Музыкант постоянно думал о ней и пересматривал фильмы с ее участием.

Однажды совершенно случайно он встретил Влади в ресторане за обедом. Актер без раздумий направился к ее столику и стал смотреть ей прямо в глаза. Этот взгляд предопределил их дальнейшую судьбу.


Владимир Высоцкий и Марина Влади

В общем-то, не мудрено, что Высоцкому удалось покорить сердце француженки, ведь женщины буквально преследовали знаменитого поэта и музыканта.

В 1970 г. они поженились. В течение 10 лет, вплоть до самой смерти Высоцкого, Марина Влади оставалась рядом с ним, и была для него не только любимой женщиной, но и надежной опорой в жизни.

Однако их брак был далеко не идеальным. Музыканта неоднократно замечали в окружении других девушек, что нередко было причиной семейных ссор.

Роман с Афанасьевой

Достоверно известно, что у Высоцкого был роман с Оксаной Афанасьевой, младшей его на 20 лет. Это была настоящая влюбленность с трепетным ухаживанием и глубокими чувствами.

Законная жена артиста в это время жила в Париже, но при этом прекрасно знала о любовных похождениях мужа.

Вскоре Афанасьева переехала на квартиру к Высоцкому, и стала жить вместе с ним. Спустя немного времени артист стал изменять и ей.

Болезни и зависимости

Несмотря на отличную физическую форму, Владимир никогда не отличался хорошим здоровьем. В принципе, это и не удивительно. Ведь постоянное злоупотребление алкоголем и принятие различных наркотических средств не проходит бесследно.

За день Высоцкий выкуривал минимум пачку сигарет. При этом он уже и сам хотел избавиться от алкогольной и наркотической зависимости, периодически проходя лечение в разных клиниках России и Франции.

Однако все эти попытки не увенчались успехом. Марина Влади присылала ему из Франции дорогие лекарства, но они тоже не помогали.

В 1969 г. с ним произошел первый серьезный приступ, который мог закончиться для него летальным исходом. У него внезапно пошла горлом кровь, в результате чего Влади срочно вызвала скорую помощь.

Удивительно, но сначала доктора не хотели оказывать ему , объясняя это тем, что пациент вот-вот умрет. Ситуацию спасла настойчивость Марины, которая стала угрожать медикам дипломатическим скандалом.

К счастью, врачи успели своевременно доставить его в больницу и провести соответствующую операцию, длившуюся около 18 часов.

Тем не менее все эти тревожные сигналы никак не повлияли на образ жизни великого барда. Он продолжил употреблять алкоголь, вследствие чего его стали серьезно беспокоить почки и сердце.

Позже Высоцкий сам начал принимать некоторые наркотики, думая, что они помогут ему избавиться от зависимости к спиртному. Уже в середине 70-х у него была обнаружена стойкая наркотическая зависимость.

С каждым разом он увеличивал дозы морфия и амфетамина, без которых потом уже не мог прожить и дня.

В биографии Высоцкого есть факты, говорящие о том, что в 1979 г. в Бухаре он пережил клиническую смерть.

Смерть и похороны

25 июля 1980 г. Владимир Семенович Высоцкий умер в возрасте 42 лет. Достоверно известно, что в тот день он предчувствовал собственную кончину и даже предупредил об этом мать.

Перед этим доктор сделал ему инъекцию успокоительного, чтобы тот смог хоть немного поспать. Таким образом, самый великий русский бард так и умер во сне.

Родственники музыканта настояли на том, чтобы не проводить вскрытия, из-за чего точная причина его кончины остается неизвестной. Родные и близкие Высоцкого считают, что его погубили наркотики.

Советское руководство сделало все возможное, чтобы о его смерти узнало как можно меньше людей. Во многом причиной тому была летняя Олимпиада, проходившая в этот год в Москве.

Власти не хотели портить торжественное мероприятие известием о смерти всенародного любимца. Лишь в кассе театра на Таганке было вывешено сообщение о смерти Высоцкого, после чего возле театра в считанные минуты скопилось множество народа.


Похороны Высоцкого

Несмотря на то, что информация о похоронах не распространялась, проститься с великим артистом пришла огромная масса людей. Очередь, двигавшаяся ко входу на «Таганку», растянулась на девять километров.

Согласно сводкам ГУВД Москвы, на Таганской площади и прилегающих к ней территориях собралось в тот день 108 тысяч человек.

Вот некоторые воспоминания сына Высоцкого, 16-летнего Никиты:

«Мы медленно двигались за автобусом и наблюдали, как люди, прорываясь через оцепление, бросают букеты под колеса. Вся траурная колонна ехала по цветам. Я такого не видел ни до, ни после. Словно кто-то срежиссировал эту массовую сцену, как в кино. В тот день я слышал, что цветочные магазины Москвы опустели…».

Директор кладбища был почитателем таланта Владимира Высоцкого, поэтому он позаботился о том, чтобы его похоронили неподалеку от входа. Позже из-за этого он будет уволен.

С момента смерти Высоцкого прошло уже много лет, однако и сегодня его могила остается одной из самых посещаемых на Ваганьковском кладбище.

Последние стихи Высоцкий написал жене Марине Влади:

И снизу лёд и сверху – маюсь между, –
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно – всплыть и не терять надежду,
А там – за дело в ожиданье виз.

Лёд надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека – сорок с лишним, –
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Если вам понравилась биография Высоцкого – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности, – подписывайтесь на сайт I nteresnye Fa kty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Высоцкий Владимир Семёнович, (1938-1980) русский поэт и актер

В 1947-1949 гг. жил с отцом и его второй женой в городе Эберсвальде-Финов (Германия), затем вернулся в Москву.

Во время учёбы в школе Высоцкий занимался в драмкружке и хотел поступать в театральный институт, но по настоянию родителей сдал экзамены в Московский строительный институт имени В. В. Куйбышева, откуда вскоре ушёл. Летом 1956 г. поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе.

По окончании студии (1960 г.) работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и в Московском театре миниатюр. Тогда же начал сниматься в кино.

В 1964 г. был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. Артист сыграл на сцене Таганки более 20 ролей, из которых наиболее известна роль Гамлета из одноимённой трагедии Шекспира.

В 1960-1961 гг. появились первые песни Высоцкого. За свою жизнь он создал их около тысячи. Официально не признанные, минуя радио,телевидение, печать, благодаря магнитофонным лентам песни Высоцкого становились известны всем.

Много песен и баллад предназначалось для кинофильмов. В 1966 г. Высоцкий снялся в картине «Вертикаль» и написал для неё пять песен. Всего он сыграл в 30 художественных фильмах. Последние годы жизни Высоцкого были драматичны. При всенародной популярности он не мог добиться публикации своих стихов, выхода пластинок; тяжело переживал травлю, развязанную в прессе. От перенапряжения болел, в 1979 г. перенёс клиническую смерть.

Умер 25 июля 1980 г. в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. Только после смерти был издан первый сборник его стихов «Нерв» (1981 г.).

В 1987 г. за роль капитана МУРа Глеба Жеглова в пятисерийной телевизионной ленте режиссёра С. С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР.



Что еще почитать