Саратовская государственная консерватория им. Собинова. Дорожная история александра каспарова Валерий леонтьев и людмила исакович

На южных широтах

Когда подошло время учиться, произошел конфликт. Отец уводил Сашу в армянскую школу, считая, что человек прежде всего должен в совершенстве знать родной язык. Мать забирала оттуда мальчика и вела в русскую школу - по ее мнению, гражданин Советского Союза обязан в первую очередь знать главный язык межнационального общения, то есть русский. А взрослые с намеком напоминали родителям: ведь живете-то вы в Азербайджане…

В итоге победила дружба. Дома Александр Каспаров говорил по-армянски, в школе постигал русский, а во дворе со сверстниками общался на азербайджанском. Так и овладел тремя языками.

Способный молодой человек, окончив в Баку индустриальный институт и получив диплом с отличием, отказался от лестного предложения поступить в аспирантуру и остаться на кафедре мостов и тоннелей. Он хотел «живой» работы. И получил ее - вместе с направлением на сложный участок автодороги Невинномысск - Ставрополь, где его приняли десятником по строительству мостов и водопропускных труб.

Все было: радость труда и равнодушие начальства, козни завистников и дружба с хорошими людьми. Старание, находчивость, честность сделали свое дело: через семь месяцев в дорожно-строительном районе № 1 он стал старшим прорабом, в подчинении у которого насчитывалось 200 человек.

Молодой специалист все глубже вникал в секреты своей профессии, верховодил комсомольцами, воевал за улучшение бытовых условий трассовиков. Когда по готовому 52-километровому участку хлынул поток машин, приказом министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР Александра перевели в станицу Орджоникидзевская на прокладку магистрали Беслан - Грозный.

Каспаров вспоминает:

«Это сейчас станица Орджоникидзевская, одна из крупнейших в Ингушетии, преступными стараниями террористов всех мастей приобрела печальную известность: средь бела дня здесь захватывают заложников, приводят в действие взрывные устройства, нагло нападают на сотрудников правоохранительных органов и безжалостно убивают русских жителей. Недаром в средствах массовой информации ее порой называют «кровавой станицей». А тогда, в середине пятидесятых, это было спокойное, тихое и живописное местечко, раскинувшееся на берегу реки Сунжи. И молодежь, которой заметно прибыло с началом строительства автомагистрали, с удовольствием гуляла поздними вечерами - и группами, и парами…»

Именно там, в доброй зеленой станице, секретарь комсомольской организации стройки Александр Каспаров встретил свою Лилию - девушку, которая, став ему женой, многие десятилетия делила с мужем трудности и кочевой неуют: ведь строители автомобильных дорог всю жизнь переезжают с места на место.

А сколько их было, этих переездов! Летом 1960 года Каспаров оказался в Афганистане. Узнав, что Минтрансстрой комплектует группу специалистов для работы в соседней стране, Каспаров прошел отбор и вместе с коллегами миновал пограничный пост. Зачем он принял такое решение? Как считает сам Александр Исакович, чтобы проверить себя на прочность, выдержать по-настоящему сложный экзамен на профессионализм.

Афганский период много дал молодому инженеру. По пустынной каменистой земле, прокаленной летним зноем и столь же неподатливой в суровые холода, каких Александр никак не ожидал в южной стране, трассовики вели автомагистраль от советской приграничной Кушки через Герат до Кандагара. Старая грунтовка тянулась на 770 км, а новая современная дорога стала на 90 км короче.

Каспаров быстро освоил язык фарси, это помогало ему, одному из ведущих руководителей стройки, легко общаться с местными рабочими и оперативно решать возникавшие производственные проблемы. На трассе не раз бывал премьер-министр государства Мухаммед Дауд-хан, неизменно давая высокую оценку деятельности строителей.

Посланцы Советского Союза прокладывали линию от Кушки до Кандагара, а другое плечо - от Кандагара до Кабула - строили американцы. Посетив тот и другой участок, король Афганистана Мухаммед Захир-шах заявил: русские поработали лучше! Эта похвала обернулась тем, что Александра Каспарова представили к высшей награде страны - Золотой Звезде I степени.

Любопытная деталь: случайно Каспаров узнал, что по статусу приложением к Золотой Звезде вроде бы полагаются еще 5 тысяч баранов и - четыре жены… Зная фарси, он как-то услышал разговор двух афганцев: они рассуждали, каким образом Александр погонит стадо к себе на родину, в такую даль. Про себя он с улыбкой отметил, что собеседников почему-то совершенно не волновал вопрос, а что он будет делать с четырьмя женами?! Впрочем, разговоры так и остались разговорами. Тем более что на чужбине вместе с Александром Исаковичем была любимая жена и уже двое детей.

Южные широты еще долго не отпускали Каспарова. Вернувшись на родину, он работал в Таджикистане (трассы Душанбе - Курган-Тюбе и Душанбе - Орджоникидзебад), в Туркмении (трассы Кум-Даг - Окарем - Каспийское море и Кушка - Мары, ставшая продолжением уже проложенной им афганской дороги). Говорят, нельзя войти в одну реку дважды. А он вошел. Очень настоятельно попросили вновь поработать в Афганистане, и Каспаров еще четыре года строил там дороги.

После возвращения в СССР Александр Исакович несколько лет трудился в должности заместителя управляющего трестом «Дондорстрой». Пора было прекращать наконец бесконечные странствия. Однако «бросить якорь» в Ростове-на-Дону так и не удалось. Позвали в Москву, в Главзапсибдорстрой, заместителем начальника. Дал жене Лилии обещание, что это последний переезд, и принял приглашение.

Сибирская вахта

А в Западной Сибири вершилась в это время нефтегазовая революция. Топливно-энергетический комплекс требовал небывалого количества автодорог и аэродромов. В 1981 году в интересах ускоренного освоения нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области было создано с дислокацией в Нижневартовске производственно-строительно-монтажное объединение «Запсибдорстрой». За пятилетку ему надо было втрое увеличить объемы ввода взлетно-посадочных полос и автомагистралей. Каспарову в главке поручили найти кандидатуру начальника объединения.

В назначенное время его вызвал первый заместитель министра Н.И. Литвин. «Есть достойный человек?» - «Есть. Может быть, не самый достойный, но вполне подходящий». - «Как его фамилия?» - «Каспаров». - «Я говорю серьезно!» - «Я тоже…». Н.И. Литвин не согласился с таким поворотом и повел Каспарова к министру транспортного строительства И. Соснову. Тот вначале тоже был против, но в итоге дал добро.

И началась долгая сибирская вахта… Прибыв в Нижневартовск, Александр Исакович прежде всего занялся комплектованием надежной высокопрофессиональной команды. На первых порах на ключевые посты в объединении требовалось человек 70. Часть людей выделил Минтрансстрой, остальных Каспаров находил и среди своих бывших соратников, и на месте - ведь начинал он не с чистого листа: в области неплохо работали тресты «Тюменьдорстрой» и «Нижневартовскдорстрой». Чтобы наращивать мощности, пришлось оперативно создавать новые подразделения по всей Западной Сибири: «Сургутдорстрой», «Стрежевойдорстрой», «Уренгойдорстрой», «Надымдорстрой», «Ноябрьскдорстрой»…

Все знания, весь опыт, все навыки, полученные на предыдущих стройках, Каспаров использовал полностью. Но этого было мало! Дорожники трудились в невероятно сложных условиях: бесчисленные зыбкие болота, тысячи озер, рек и речушек, не говоря уже о «фирменных прелестях» Севера - морозах и мошкаре. А еще - отсутствие местного сырья и подходящих грунтов, нехватка баз, жилья, коммуникаций.

Но дело пошло. По старой привычке Александр Исакович постоянно находился на разбросанных по региону объектах, мало спал, забывал о выходных и отпусках. На пустынные территории тайги и тундры ложились четкие линии автомагистралей, у многих населенных пунктов появлялись взлетно-посадочные полосы. Геологи, газовики и нефтяники получали неоценимую помощь при освоении подземных кладовых.

К 1983 году объемы работ выросли в 6-7 раз, «Запсибдорстрой» стал ежегодно вводить до 700 км дорог - это длина трассы Кушка - Кандагар, которую Каспаров с коллегами тянул пять лет! Позднее показатели достигли даже 1000 км дорог в год.

Руководство страны требовало от сибиряков все больше нефти и газа, дополнительные задачи ложились и на плечи специалистов «Запсибдорстроя». Их деятельность находилась под постоянным контролем партии и правительства. В 1989 году в регион прибыл зав. отделом ЦК КПСС Борис Ельцин и провел большое совещание. Докладывать должны были начальники «Тюменьстройпути» и «Запсибдорстроя». Александр Каспаров - кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, в своем выступлении затронул самые больные вопросы производства, и Ельцину это не понравилось. Он попробовал осадить докладчика, но тот возражал - твердо и аргументированно. После совещания Борис Николаевич пожал спорщику руку, а стоявшему рядом министру транспортного строительства Брежневу заметил: «Вот, Владимир Аркадьевич, это у тебя настоящий руководитель».

Через некоторое время в Сургуте состоялось еще более представительное совещание, на которое прибыли Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков и более двадцати министров. И вновь с докладом выступал А.И. Каспаров, и вновь возникла у него деловая пикировка - на сей раз с генсеком. Тот признал доводы дорожника убедительными и в заключение спросил первого секретаря обкома КПСС Г.П. Богомякова: «Кстати, а имеет ли товарищ Каспаров высшую награду Родины?» «Уже оформляем документы», - не растерялся партийный лидер. - «Поторапливайтесь…»

Но бюрократическая машина работала медленно. Оформление длилось более полутора лет и завершилось к маю 1991 года. А 9 мая Каспарову исполнялось 60 лет. И какой-то умник из комиссии вспомнил, что есть решение - не присуждать наград в связи с юбилеями. К счастью, трезвые люди растолковали ему, что в данном случае юбилей абсолютно ни при чем. Указ вышел, и в июне в Кремле А.И. Каспарову в числе других заслуженных работников вручили орден Ленина и Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. Больше подобных списков уже не составлялось. Так что в Тюменской области Александр Исакович стал последним Героем…

Впрочем, путь до звездного часа был неблизким и нелегким. На производстве постоянно применялись нетрадиционные методы, каких не знала мировая практика. Это сборные покрытия из железобетонных плит, водопропускные трубы из гофрированного металла, двухстадийное строительство, обеспечивавшее проезд к месторождениям одновременно с сооружением земляного полотна, укладка торфа в основание насыпи, широкое внедрение гидромеханизированных операций, геотекстолитовых материалов и многое другое. Использовались самые современные виброкатки для уплотнения грунта, георешетки для укрепления откосов, особые составы асфальтобетонных смесей, модифицированный битум… Объединение, где трудилось свыше 18,5 тысячи человек, располагало крупным технопарком: 300 экскаваторов, 350 бульдозеров, 140 грейдеров, более 2000 большегрузных автомобилей. Они позволяли за год «перелопатить» 35 миллионов кубометров земли.

Но решающим фактором всегда оставались люди. Каспаров верил своим сподвижникам как себе. И они это доверие оправдывали. Александр Исакович всегда с недоверием относился к утверждению, что незаменимых людей нет. Одного из своих заместителей, В.С. Майданова, представлявшего интересы объединения в Тюмени, он считал поистине незаменимым. Тот не только достойно осуществлял связь с областным руководством, но и ярко проявил себя в целом ряде сложных и нужных дел.

Чтобы надежно обеспечивать все звенья разветвленной структуры «Запсибдорстроя» материальными ресурсами, под его руководством у деревни Паренкина на Туре была образована и надежно действовала перевалочная база, где всевозможные материалы загружались на речные суда, которые следовали к далеким северным объектам. База поражала чистотой и порядком. Для рабочих там имелись столовая, баня, сауна, парники, зимний сад. Кроме того, В.С. Майданову было поручено создать подсобное сельхозпредприятие - проще говоря, совхоз «Дорожник», которому предстояло обеспечивать трассовиков свежими продуктами питания. Виталий Семенович справился с этой задачей блестяще. Поселок Красный Яр в 40 км от Тюмени походил на сказочный городок и получил всесоюзную известность. Но потом…

Потом пришли другие времена. Распался могучий Советский Союз, натрое раскололась единая Тюменская область, начал дробиться прочный прежде «Запсибдорстрой»: отдельные структуры акционировались, уходили в «автономное плавание». А.И. Каспаров, проложивший около 10000 км дорог, в конце 1998 года покинул ставший таким близким северный край. Подумал: сделано уже немало, да и возраст к семидесяти. Пора на отдых.

Однако спокойной пенсионной жизни так и не случилось. Встретилось много соратников по былым трассам, они работали в разных организациях (ведь дороги будут нужны всегда), звали к себе. Богатейший опыт Александра Исаковича не мог оставаться невостребованным. Вначале ветеран трудился в фирме «Интердорстрой», потом перешел в строительную компанию «Автобан», которую возглавил бывший начальник «Хантымансийскдорстроя» А.В. Андреев.

Свет югорской звезды

Осенью 2004 года, когда в Ханты-Мансийском округе была добыта восьмимиллиардная тонна нефти, состоялось торжественное открытие мемориала «Звезды Югры». На фасаде музея геологии, нефти и газа решено было ежегодно устанавливать памятные звезды славы в честь выдающихся тружеников региона. Тогда, на открытии, появились первые пять звезд, посвященные начальнику Главтюменнефтегаза Виктору Муравленко, партийному лидеру области Борису Щербине, легендарным геологам Льву Ровнину, Фарману Салманову и Юрию Эрвье. В 2007 году прибавилось еще две звезды - Степану Повху, пробурившему первую эксплуатационную скважину на Самотлоре, и Александру Каспарову, построившему на территории Западной Сибири сотни километров автомобильных трасс, множество взлетно-посадочных полос и мостовых сооружений.

Продолжая трудиться - уже в европейской части России, - Александр Исакович был благодарен северянам за то, что о нем и его делах не забыли. Свет звезды в далеком Ханты-Мансийске грел душу старого строителя, не давал расслабляться, помогал сохранять энергию и доброту.

Вот что говорит о нем Виталий Майданов:

Все мы, трудившиеся с Каспаровым плечом к плечу, ощущали, насколько общение с ним обогащает нас профессионально. А еще он был и остается радушным и хлебосольным человеком, приятным собеседником в дружеской компании. Поэтому мы никогда не отказывались от приглашений, тем паче что его супруга Лилия Павловна удивительно гостеприимная и искусная в кулинарии хозяйка. И обычно стол не обходился без коронного блюда - знаменитых сибирских пельменей «по-каспаровски».

Сейчас Александру Исаковичу за 80. Находясь друг от друга за тысячи километров, мы часто общаемся по телефону, иногда встречаемся в Тюмени, куда Александр Исакович по-прежнему приезжает в командировки. А как же иначе? Я легко могу представить его деловым, веселым, задумчивым и даже негодующим, но совершенно не представляю сидящим без дела…

Вряд ли эти слова требуют каких-то разъяснений или дополнений.

Виталий Майданов: «Все мы, трудившиеся с Каспаровым плечом к плечу, ощущали, насколько общение с ним обогащает нас профессионально».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Александр Владимирович Каспаров
25 июля - 15 марта
Президент: Владимир Владимирович Путин ,
Дмитрий Анатольевич Медведев
Предшественник: Борис Анатольевич Красников
Преемник: Сергей Иванович Лобанов
Рождение: 21 октября (1945-10-21 ) (73 года)
Образование: МГИМО
Профессия: дипломат

Алекса́ндр Влади́мирович Каспа́ров (род. 21 октября ) - российский дипломат.

Биография

Окончил МГИМО МИД СССР (1970). На дипломатической работе с 1970 года. Владеет французским и арабским языками.

Дипломатический ранг

Напишите отзыв о статье "Каспаров, Александр Владимирович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Каспаров, Александр Владимирович

Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться.
Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.
Когда созрело яблоко и падает, – отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?
Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав, и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою. В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименований событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.
Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.
1.1 Общие правила

1.1.1 При покупке билета Пользователь путем нажатия соответствующей кнопки соглашается соблюдать установленные правила при покупке билета, соглашается с условиями предоставления Театру своих персональных данных.

1.1.2 В процессе покупки билетов Пользователь указывает свою фамилию и имя (по паспорту) в соответствующих графах предложенной системой формы, адрес своей электронной почты в качестве логина и телефон для связи.

1.1.3 Пользователь несет всю полноту ответственности за все действия, совершенные на Сайте под его именем, и обязан любым доступным способом немедленно уведомить Театр о случае несанкционированного его использования.

1.1.4 Пользователь получает право на покупку билетов в режиме реального времени на все доступные на Сайте Театра спектакли.

1.1.5 На Сайте Театра организована продажа электронных билетов, которые распечатываются Покупателем самостоятельно на доступном принтере в формате А4 или сохраняются в электронном виде на своём смартфоне.

1.2 Порядок действий при покупке билета на сайте

1.2.1 Для покупки билета в режиме реального времени на Сайте Театра Пользователю потребуется платежное средство – действующая банковская карта международных платежных систем VISA или MasterCard.

1.2.2 В целях приобретения билета Пользователь зайдя на Сайт Театра должен выбрать интересующее мероприятие, соответствующую дату и время (доступные мероприятия обозначены флажком с надписью «Купить билет», располагающимся напротив соответствующего мероприятия). О возможности покупки билета электронным способом свидетельствуют выделенные зеленым цветом свободные места на планах зрительских залов.

1.2.3 Выбранные на схеме зала места сначала помещаются в корзину заказов (В корзине они могут находиться не более 20 минут. По истечении указанного времени неоформленные по каким-либо причинам в срок билеты автоматически аннулируются системой, а денежные средства подлежат разблокировке), после чего можно продолжить процесс покупки по подсказкам, предлагаемым системой.

1.2.4 В одном заказе возможно приобрести билеты только на один спектакль. При необходимости может быть создано несколько заказов. Оплата производится по одному заказу.

1.2.5 После подтверждения успешной оплаты, Пользователь получает электронные билеты на указанный при покупке электронный адрес. Электронные билеты могут быть сохранены на диске и обязательно должны быть распечатаны на принтере или сохранены в смартфоне для прохождения контроля на входе в театр.

Школа

С чего все началось? Когда впервые посетили мысли о театре? Был ли ты как-то ранее связан с театром?

Началось всё с того, что в 5 классе я поступил в музыкальную школу по классу аккордеона. В то время также активно занимался настольным теннисом (кстати, в гримерке у нашего героя стоит теннисный стол, и в промежутках между репетициями там собирается тесная компания игроков – Прим. КС ). И можно сказать, что тогда мои мечты были о спортивной карьере.

В 9-ом классе мой классный руководитель попросила сыграть на аккордеоне в школьном концерте, посвященному Дню Учителя. Своим выступлением я сорвал бурю оваций и мне это понравилось. После чего ко мне подошел один из учителей школы и предложил попробовать себя в пении, и я не отказался. Он прослушал меня и позже мы подготовили номер, с которым в конце учебного года я выступил на отчетном концерте своей 32-й школы в ДК «Дружба» в Энгельсе.

После этого концерта учителя музыкальной школы увидели, что на сцене я чувствую себя достаточно свободно и предложили выполнить мне очень ответственную миссию – на капустнике, посвященном выпуску, вынести на сцену каравай и вручить его директору. Потом вместо заболевшего артиста мне предложили ещё станцевать и спеть. В итоге я был занят во всех номерах капустника, а в завершении провел ещё и дискотеку.

После всех этих сценических моментов меня пригласил к себе директор музыкальной школы Юрий Николаевич Трофимов и спросил о моих дальнейших планах после школы. Тогда я ещё несерьезно относился к выбору вуза и ответил, что хочу поступать в юридический. На что он предложил мне поступать на театральный факультет консерватории. Но поскольку поступать мне нужно было только через два года, я не особенно обратил внимание на его предложение.

Окончив музыкальную школу по классу аккордеона, в 10-м классе поступил на класс гитары. Кроме того, играл в КВН в команде «Вирус 100%», был её капитаном. Вёл дискотеки, участвовал в различных как школьных, так и городских мероприятиях. Была своя шоу-группа «Партия».

И вот, когда пришло время выбирать себе дальнейший путь, я вспомнил про театральный факультет. На тот момент моей мечтой уже была карьера в шоу-бизнесе, но родители настаивали на высшем образовании…, и я подумал: «А что, консерватория это – высшее образование, да и обучение на артиста поможет в дальнейших моих планах».

Театральный факультет

Что было на вступительных экзаменах? Боялся ли их?

Боязни особой не было. Подготовил басню «Мартышка и очки», стихотворение Лермонтова «Зови надежду сновиденьем» и прозаический отрывок из «Письма» Шукшина. Мне показалось, этого будет достаточно. Всё что знал, я рассказал сразу на первом отборочном туре. Меня спросили, что я ещё умею, и я спел под гитару песню из репертуара группы «Чиж» и сыграл на аккордеоне «Танец маленьких лебедей». Аккордеон я вез с собой из Энгельса, а гитару взял у других абитуриентов. С танцами и песней проблем не было, так как были уже целые подготовленные номера. Больше всего меня пугал коллоквиум, но в итоге я набрал больше всех баллов среди мальчиков.

Помнишь свой первый курс? Тебе сразу понравилось то, чем ты стал заниматься или ожидал что-то другое? Как проходила учеба?

В самом начале первого курса был удивлен происходящему, я ведь готовился к шоу-бизнесу, а тут – лосины, ПФД (память физических действий – КС ), отрывки, упражнение «машинка»… Была даже депрессия, и хотелось бросить учебу. В то время мне было не понятно, зачем надо пить из воображаемого бокала воображаемую воду.

Но уже зимой после первого семестра меня заняли в спектакле театра драмы «Господин де Мопассан» – участвовал в танцевальных номерах. Было очень интересно: серьёзные зрители, взрослые артисты, народные, заслуженные. Позже меня включили в состав спектакля «Любовь и танец». Так что к окончанию первого курса я был занят в двух спектаклях театра драмы.

Также на первом курсе к нам приезжал режиссёр Петр Тодоровский для отбора артистов в фильм. Я на кастинг не попал, но сама ситуация, что нас отсматривает такой серьёзный человек и на факультет часто приезжают режиссёры для отбора себе в фильмы актёров, меня очень обрадовала. Думал: «А вдруг повезёт?». Так что депрессия спала, и начался второй курс.

Уже на втором курсе меня заняли в сказках «Орех Кракатук» и «Волшебные желания», в спектаклях «Мечтатели », «Завтрак у предводителя », «Долгая счастливая жизнь », «Женитьба Фигаро». К выпуску я был занят уже в 15 спектаклях репертуара.

Поскольку наш курс был экспериментальный – режиссерско-актерский, то мы в отличие от остальных учились пять лет. За время обучения наш курс поставил 6 дипломных спектаклей. Кроме того, на пятом курсе мы ездили по фестивалям и гастролям – Сараево, Варшава, Франция, Курск, Москва.

А какая была первая роль со словами?

Парень в пьесе Шпаликова «Долгая счастливая жизнь», и это, был самый любимый персонаж и любимый спектакль.

А самая тяжелая роль во время учебы?

Роль Грищука в дипломном спектакле «Babel ». Спектакль вообще был эмоционально сложный, как для нас актеров, так и для зрителей.

Неожиданные ситуации были?

Полно, например, в спектакле «Дуэль» в сцене «день рождения Кати». Я должен был аккомпанировать Кате на гитаре песню «Белеет парус одинокий…». Но в антракте зрители нечаянно сбили гитару за пианино, и в момент выхода я не смог её найти. Пришлось выйти без инструмента и поддерживать Катю просто морально…

Служба в театре

Во многих спектаклях ты играешь на аккордеоне… а как все началось?

На втором курсе приехал режиссёр Игорь Коняев и ему для будущего спектакля нужен был гармонист. Указали на меня с аккордеоном, и я в «Завтраке у предводителя» пел частушки под аккордеон. Позднее в «Дуэли» и «Babel-е» я уже играл и на гитаре и на аккордеоне. Когда приняли в театр драмы, продолжил играть на гитаре в спектаклях «Дядя Ваня», «Кукушкины слёзы », «Сиротливый запад» и «Немного о лете». Так и продолжаю.

Последняя твоя премьера – «Гамлет». Как шла работа над ролью?

После того, как мне сообщили о роли Гамлета, я стал смотреть всё что можно, наблюдать, кто и как играет. Покупал диски с записями фильмов и спектаклей. Особенно обрадовался диску со Смоктуновским. Могу сказать, что при работе над ролью очень давил груз ответственности, о которой мне все говорили, и которую я сам осознавал. Огромное спасибо режиссёру – Марине Глуховской. Она мне многое помогла понять, осознать и принять в этой роли.

Кто для тебя Гамлет?

Для меня Гамлет это обычный человек, обычный парень. В нашей истории он – студент-медик и примерно моего возраста. Живет, учится… У него было всё хорошо устроено в жизни, пока он не стал жертвой обстоятельств. Случилось несчастье – погиб отец. Но ведь жизнь всё равно продолжается. И тут появляется призрак отца и привычный для Гамлета мир рушится. Он узнает страшные вещи: отца убили и убийца – родной дядя. Верить ли признаку, верить ли тому, что он сказал? Гамлету надо что-то предпринять. Отомстить, убить? Но страшно. Он не может просто пойти и убить дядю, ведь он, не забывайте, студент-медик, для которого жизнь – это святое, да и призрак – это уже не живой человек…

Безумие Гамлета в пьесе играет особую роль?

Для Гамлета вначале безумие было защитной маской. Сильным шоком для него стала гибель людей от его же собственных рук, в первую очередь, гибель Полония. Из-за него гибнут его друзья. И отчасти из-за него же погибает его возлюбленная.

В самом начале Гамлет пытается спасти своих друзей Розенкранца и Гильденстерна, понимая, что их прислали специально. Он подмигивает им, незаметно для всех пишет им на колесе слово «Уезжайте». Они поняли эти тайные знаки, но ничего изменить не могут, так как уже стали жертвами обстоятельств. Розенкранц и Гильденстерн оказываются в сложной ситуации, лишнее слово с их стороны приведет к гибели обоих. Уже позже, когда Гамлета в сопровождении друзей, отправили в Англию на верную гибель, он для спасения самого себя решается подделать документы и уже своих друзей отправить на гибель.

Также всё понимает Офелия, но понять и принять это разные вещи. Но главный, кто понимает, что безумие Гамлета – это маска – Клавдий. Но пока Гамлет прикрыт маской безумия, он в относительной безопасности.

Пытался чью-нибудь манеру игры использовать в своей работе на ролью Гамлета?

Что касается непосредственно этой роли, то я не раз говорил, что мне понравился Гамлет в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Но ещё мне понравилась актёрская манера игры Владимира Машкова в фильме «Ликвидация». Мне показалось, что его манера исполнения в этом фильме хорошо подходит для игры этой роли в нашей истории. Вот и пытался взять что-то от одного, что-то от другого. Но Марина Глуховская сделала из меня другого, ни на кого не похожего Гамлета.

Какую роль в спектакле играла музыка?

Конечно большую! Во время репетиций мы вспомнили исторический факт, когда на фронтах Второй Мировой войны по радио звучала песня «Лили Марлен» в исполнении Марлен Дитрих, то переставали стрелять с двух сторон фронта. И у нас она звучит в моменты перемирия и спокойствия. Как только ситуация накаляется, меняется и музыка, и накалу страстей не даёт остыть «Раммштайн» со своей мощной энергетикой.

В театральные приметы веришь?

Ну, когда падает роль, то я на нее обязательно сажусь. А так не совсем…

Над чем работаешь сейчас?

Сейчас занят в репетициях пьесы «Лучшие дни нашей жизни» Уильяма Сарояна. Мой герой Дадли – влюбленный молодой человек. Приходите, спектакль получается интересный.

Василий Зимин, Станислав Авдеев. Июнь 2008



Что еще почитать