Загадочным и таинственным казался этот. Страшные истории и мистические истории. Интонационное и соединительное тире

1. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами и... и , да ... да , ни...ни , или... или , ли... ли , либо... либо , то... то и др., например: Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать (Т.); Повсюду светились то близкие, то далекие огни (Баб.).

2. При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая не ставится, если образуется тесное смысловое единство (обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов), например: Кругом было и светло и зелено (Т.); Прибрежная полоса уходила и в ту и в другую сторону (Сем.); Представляет интерес и в лексическом и в грамматическом отношении; Образцовый порядок и внутри и вне дома; Трудился он и в холод и в зной; И да и нет. При наличии пояснительных слов запятая обычно ставится, например: Все вокруг переменилось: и природа, и характер леса (Л.Т.). Также: Это может кончиться и хорошо, и плохо (и в значении «или»).

3. Если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми, например: Я сама ненавижу свое прошлое, и Орлова, и свою любовь (Ч.); Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин (Фад.).

4. Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами (внутри таких пар запятая не ставится), например: Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде, построенной в виде раковины (Фед.).

5. Если союз и повторяется в предложении не при однородных членах, то запятая между ними не ставится, например: Загадочным и таинственным казался этот девственный лес и жившие в нем сильные и смелые люди. Ср.: Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь, и потопленный лес, и Кузьму (Сераф.) (запятыми разделены только однородные члены).

Не ставится также запятая, если два однородных члена с союзом и между ними образуют тесно связанную по смыслу группу, соединенную союзом и с третьим однородным членом, например: Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (Л.Т.).

Не ставится запятая в выражениях типа 20 и 40 и 60 вместе составляют 120 (нет перечисления однородных членов). То же в выражении 20 плюс 40 плюс 60 составляют 120.

6. Союзы ли... или , стоящие при однородных членах предложения, не приравниваются к повторяющимся союзам, поэтому запятая перед или не ставится, например: Продолжит ли он свою работу или ограничится сделанным – это вопрос, еще не решенный.

7. Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера, образованных двумя словами с противоположными значениями, соединенными повторяющимися союзами и, ни, например: и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и этак, ни рыба ни мясо, ни днем ни ночью, ни жив ни мертв, ни два ни полтора, ни много ни мало, ни то ни се, ни дать ни взять, ни взад ни вперед и т.п.


Диктанты 1
Диктант 1. Повторение изученного в 5-8 классах
По реке

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(174 слова)
Грамматическое задание (по вариантам)

1. Фонетический разбор:

1) птичьим; 2) обсуждали.

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

1) прерываемая; 2) натолкнувшись.

3. Морфологический разбор:

1) в течение; 2) никому.

4. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):

1) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.

2) Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

5. Определить тип предложений:

1) найти односоставное предложение (Сначала было жутко ехать незнакомой рекой ... - безличное);

2) найти неполное предложение (Где-то защёлкал соловей, за ним другой .)

Диктант 2
Железяка

Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. Тихо в деревне.

С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. За вербами темнеет на берегу кузница - дощатый сарай, древний, закопчённый, обшитый по углам ржавыми листами жести. Отсюда слышны удары.

Рано я выхожу на рыбалку. Темно ещё, темно, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике.

Вдруг открывается дверь, а там - огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. Такого цвета бывает калина, когда её ударит мороз. Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь земли.

Из неё выскакивает на берег маленький человек. В руках - длинные клещи, а в них зажата раскалённая драконья кость. Он суёт её в воду - раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего. Облако пара вырывается из воды.

Здравствуй, Волошин, - говорю я.

В полдень, возвращаясь, я снова прохожу мимо. Вокруг кузницы теперь полно народу: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать.

Внутри пылает горн. Шурка Клеткин, молотобоец, раздувает меха - выдыхает воздух в горн, на уголья. В самом пекле лежит железная болванка. Она так раскалилась, что не отличишь её от огня.

Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. Шурка бьёт по ней молотком, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает её под ударами. Шурка Клеткин крепкий малый; плечи у него тяжёлые, как гири. Он силач, а Волошин - мастер.

(233 слова) (Ю. Коваль )
Грамматическое задание:

1) сделать морфологический разбор слов заросший, закопчённый ;

Диктант 3
Дуб

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, ехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами...

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги, и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, таз что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

(165 слов) (Л. Н. Толстой )


Грамматическое задание:

1) сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слов раскинувшись, беспричинное ;

Диктант 4
Певец родной природы

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватило бы времени.

Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение: он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал.

О Пришвине писать трудно. Сказанное им нужно выписывать в заветные тетрадки, перечитывать, открывая всё новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заветным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.

Книги Пришвина - это «бесконечная радость постоянных открытий». Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство».

(183 слова) (К. Г. Паустовский )
Грамматическое задание:

1) сделать синтаксический разбор первых двух предложений;

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.

Диктант 5
Скворцы

Все его знают. И каждый с самого детства, когда в апреле возле скворечника появляется неутомимый и жизнерадостный певец в чёрной одёжке. Говорят, что весну делают ласточки. Нет, ласточки «делают лето», а весну на крыльях в наши края приносят грачи, скворцы, жаворонки, чибисы, зяблики, трясогузки. Скворцы из них - самые заметные. Появляясь, они вытряхивают из скворечников воробьёв и с песнями справляют новоселье. «Нет птицы живее, веселее, бодрее скворца», - написал Брем. Откуда скворец, становясь соседом нашим с ранней весны до поздней осени, прилетает?

Четыре года назад, путешествуя в Южной Африке, на мысе Игольном мы увидели наших знакомых и поразились: так далеко долетают! Я написал об этом. И ошибся. Дальше северной каёмки африканского континента, где скворцы на зимовку собираются миллионными стаями, они не летят. В нижнюю часть материка завезли любимую птицу европейские поселенцы, и она великолепно тут прижилась рядом с антилопами, страусами и многочисленными ткачиками. Завезли скворцов из-за любви к ним также в Америку, Австралию, Новую Зеландию. К нам скворцы прилетают, конечно, не из этих стран. Наши зимуют в Западной и Южной Европе. Не так уж далеко. И всё-таки как не удивляться способности скворцов находить, скажем, Московскую область, какую-то деревеньку в ней и родимый скворечник. «Здравствуйте, я прилетел!» - заявляют скворцы о себе незатейливой жизнерадостной песней.

(205 слов) (В. М. Песков )


Грамматическое задание:

1) подчеркнуть фрагменты с парцелляцией (необычным членением предложений);

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчинённых предложениях.

Диктант 6
Удивительный перекрёсток

Из Замоскворечья мне нужно было в центр. Вот я и решал: по какому мосту идти - по Каменному или Москворецкому?

Оба варианта были одинаково приемлемы, так как я стоял на углу Лаврушинского переулка. Он выходит на Кадашёвскую набережную примерно в её середине, и от этого места расстояние одно - что в сторону Каменного моста, что в сторону Москворецкого.

Вопрос сводился к тому, по какому мосту интереснее идти. Я подумал, что если я пойду по Москворецкому, то Кремль будет как бы выплывать на меня… Да, это похоже на то, как будто на вас выплывает гигантский белый лебедь, чья шея - колокольня Ивана Великого, а спина - соборы с золотыми перьями куполов. Я уже готов был выбрать Москворецкий мост, как вдруг мне представилось чрезвычайно заманчивым увидеть этого лебедя, уплывающего вдаль из таинственного полумрака сада, картина, которая открывается перед нами, когда мы идём по Каменному мосту.

(145 слов) (Ю. Олеша )
Грамматическое задание:

1) сделать фонетический разбор слов: гигантский, перьями ;

2) сделать схемы сложных предложений, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Приложение 4
Тексты для изложений
Текст 1

В глухой подземной пещере царствует полное безмолвие: ни ветерка, ни шороха... Только один звук нарушает зловещую тишину: одна за другой падают и рассыпаются при ударе о камень водяные капли. Уже много десятков лет монотонно и неустанно отсчитывают они время в этом заброшенном уголке земли. И добровольный пленник пещеры учёный-спелеолог научился считать по каплям дни своего пребывания под землёй.

Но вода ведь уже давно помогает людям определять время. Почти одновременно с солнечными появились и водяные часы, клепсидры, как назвали их древние греки. Часы эти представляли собой большой сосуд, из которого медленно вытекает вода. Уровень её понижается от одной метки к другой. Так можно прочесть, сколько прошло времени.

Греческий механик Ктезибий сделал очень точные водяные часы, которые и сегодня могли бы украсить любую квартиру. Работают они так: натекающая в красивую вазу вода поднимает поплавок, и крылатый мальчик, соединённый с поплавком, показывает время изящной указкой. Вода поднимается, а указка скользит по длинной веренице цифр. Второй крылатый мальчик утирает слёзы. Ему очень грустно - ведь время уходит безвозвратно.

Водяных часов теперь уже нигде не встретишь. Они ветераны измерения времени. Им больше двух тысяч лет.

В Средние века монахи определяли время по числу прочитанных молитв. Способ этот, конечно, был далеко не точным. Затем в монастырях, да и просто в быту стали пользоваться для счёта времени огненными часами. Брали свечу и наносили на неё деления, каждое из которых соответствовало определённому отрезку времени.

В Китае ещё задолго до европейских часов были свои интересные конструкции. Приготовленное из растёртого в порошок дерева тесто, сдобренное благовониями, раскатывали в палочки и придавали им самую разнообразную форму. Например, спирали. Некоторые огненные часы достигали в длину нескольких метров и горели месяцами. Иногда к палочкам подвешивали металлические шарики. Как только свеча сгорала, шарик со звоном падал в фарфоровую вазу. Чем не огненный будильник!

С веками люди усовершенствовали способы измерения времени. В наши дни самые точные часы - атомные. Их используют в качестве эталона.

(309 слов)
Задания

Ответьте на вопрос: «К какому типу речи относится текст?» Докажите своё мнение.

Расскажите о других известных вам способах измерения времени.

Текст 2

Даже широко образованный зоолог затруднится дать исчерпывающий ответ, кто сильнее: лев или тигр, ибо в саванне, где царствует лев, нет тигров, а в джунглях, где властвует тигр, нет львов.

Тигра нет в Африке, Австралии, Америке и Европе. Его местожительство - Юго-Восточная Азия и наша дальневосточная тайга. Тигры отличаются и величиной, и окраской, и «теплотой» шубы. Например, южно-китайскому и бенгальскому видам вовсе не нужна густая шерсть: они будут в ней изнывать от жары. А вот нашему красавцу - уссурийскому тигру - она необходима, чтобы противостоять морозам.

Лев не живёт в Америке, Австралии и Европе. Африка - его дом. Но и там сейчас львы встречаются не везде. Севернее Сахары царя пустыни истребил единственный его враг - человек. В Азии лев тоже истреблён. Лишь в Индии сохранилось небольшое количество азиатских львов.

Повадки льва и тигра резко отличаются друг от друга. Роднит их только то, что они самые крупные представители семейства кошачьих нашей планеты. Различий же у них куда больше. У льва круглый зрачок, а у тигра - продольный. Лев живёт на земле, а тигр, кроме того, лазает по деревьям. Лев - стадное животное, а тигр бродит всегда один. Львы хорошо уживаются с другими зверями. Они приручаются быстрее и лучше, гораздо послушнее тигра. Тигр же чужаков не терпит.

И всё же кто сильнее - тигр или лев? Физически лев сильнее, но тигр проворнее. Если звери и схватываются в условиях неволи, то побеждает царь зверей. Ему помогает грива, которая мешает тигру схватить его за шею. Только один вид тигров сильнее льва это наш уссурийский тигр. Сильнее этого хозяина тайги только белый полярный медведь.

(259 слов)
Задания

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Ответьте на вопрос: «На каком приёме построен этот текст? Докажите своё мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

Нравятся ли вам книги о животных? Какую из них вы бы посоветовали прочитать? Расскажите о ней.

Текст 3

Край России - Владивосток. Рассыпанный по сопкам город...

Тут нет прямых улиц - они смяты распадками во всех мыслимых и немыслимых направлениях: и вверх, и вниз, и вкривь, и вкось. Проспект здесь - понятие чисто условное, в нем явно больше желаемого, чем реально существующего.

Конечно, рельеф усложняет жизнь. Но зато, как ни уродуй город стандартными коробками, единообразия не получается. Бунтующие разломы городского абриса взрывают унылую одномерность новых кварталов. Сопки и море, окружающие город со всех сторон, сопротивляются безликости современной архитектуры и побеждают её.

Старые города не похожи друг на друга. Они, в отличие от нынешних близнецов что на юге, что на севере, что в степи, что в горах, имеют своё лицо, свой норов. Наверное, потому и не спутаешь коренных питерцев с москвичами, одесситов с нижегородцами, туляков с «пскопскими», поморов с чалдонами и всех вместе - с дальневосточниками, носителями духа которых являются старожилы Владивостока.

Спросите у старожила, где начинается город и что он вообще называет Владивостоком? В ответе можете не сомневаться - он назовёт вам старый город. Современные же кварталы Санкт-Петербурга, Москвы и прочих городов и весей матушки России взаимозаменяемы, как гайки на конвейере, и потому они прижились везде. Не приживаясь в то же время нигде. В них никогда не будет характера города, потому что они так задуманы - безликими. Ну разве может здесь возникнуть у человека чувство Родины? Большой ли, малой - всё равно...

(216 слов) (По Б. Дьяченко )
Задания:

I. Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с автором текста в том, что чувство Родины не может возникнуть в безликих городах?» Обоснуйте своё мнение.

II. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите о своём городе (селе).
Ключи к тестам


теста

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

В1

1

1

2

4

1

2

-

единению, пронизывает

2

3

4

2

4

-

Игореве, не

2

1

3

1

4

2

-

лоб

2

4

2

3

2

-

зрачок (глаз)

3

1

4

3

3

1

-

сложение

2

1

2

4

1

-

суффиксальный

4

1

2

2

1

3

-

прилагательные в сравнительной степени

2

2

1

3

4

-

зря, взирая

5

1

1

3

2

4

4

рассуждение

2

3

2

1

3

1

цепная

теста

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

В1

В2

В3

В4

6

1

4

1

3

2

составное именное

краткое причастие

суетные земные

Глубоко нравственным, истинно человеческим

2

4

3

2

2

1

3

предлог

высокого литературного

глубоким и острым

продвинул вперед

Когда-то давно, когда я была маленькой, я жила со своей бабушкой в домике недалеко от леса. Мне очень нравился этот лес. Он казался таким таинственным и сказочным, что я часто убегала туда играть. Бабушка очень сердилась. Она говорила, чтобы я не убегала туда, особенно по наступлению темноты. Но в сумерках этот лес был таким прекрасным, что я не могла не убегать.

Я помню, как в очередной вечер, пока бабушка дремала, я тихонько выбралась из дома и убежала в лес. Мне так нравился запах листьев, загадочные тени среди деревьев, которые видно только в сумерках. В этот вечер я зашла так далеко в лес, что потерялась. Я долго плутала, в поисках дороги к дому. Но никак не могла ее найти. Впервые за то время, сколько я гуляла в этом лесу, я испугалась. Я плакала и звала бабушку. Но она не приходила.

Для меня было счастьем, когда я увидела среди деревьев девушку. Я побежала к ней с криками "тетенька, я потерялась, подождите". Она остановилась. Я подбежала к ней и стала дергать подол ее длинной юбки. Она обняла меня. Немного успокоившись, я снова рассказала, что гуляла в лесу и заблудилась. Когда она спросила где я живу, я описала бабушкин дом. Она сказала, что отведет меня домой. По дороге она разговаривала со мной. Я узнала, что у нее есть сын, мой ровесник, он тоже убежал в лес и сейчас она его ищет. Я сказала, что часто гуляю здесь и если увижу мальчика, то скажу ему, что его ищет мама. Она только улыбнулась.

Вскоре мы пришли к дому бабушки. Бабушка выбежала ко мне на встречу очень встревоженная. Она завела меня в дом, не обратив на женщину никакого внимания. Дома она принялась меня отчитывать. Когда я сказала, что все хорошо и что меня привела женщина, которую ей следовало бы отблагодарить, а не делать вид как будто ее и нет вовсе. Я сказала бабушке, что ей должно быть стыдно, потребовала, чтобы бабушка вышла и извинилась перед ней. Но вместо того, чтоб выйти, бабушка удивленно посмотрела на меня.
- Какую женщину я должна благодарить, внученька? - бабушка потрогала мой лоб. - Ты пришла одна.

Я выскочила на улицу. Женщины нигде не было. Наверно она ушла снова искать сына. Как я ни пыталась доказать бабушке, что меня привела та женщина, она твердила, что я пришла одна и никакой женщины со мной не было. Немного позже бабушка расспросила меня о ней. Я описала ее, как помнила. Бабушка вздохнула и рассказала мне одну историю, которая не была похожа ни на одну из тех, которые она обычно мне рассказывала.

Когда-то здесь неподалеку стоял домик, в котором жила одна женщина с маленьким сыном. Муж бросил ее и не приезжал повидаться. Сын был ее единственной радостью. Но в один день он ушел играть в лесу и пропал. Полиция вместе с ней долго искали, но ничего не нашли. Через неделю поиски прекратили. Но женщина не могла оставить все так просто. Она продолжала сама искать его в лесу. Ходила днем и ночью по лесу, в поисках сына. Но так и не нашла. В конце концов, она повесилась в лесу. Она думала, что если он умер, то она на том свете, даже в образе призрака найдет его. Но видимо, она даже так до сих пор его не нашла, раз ходит там в лесу. Поэтому я все время прошу тебя, не играть в лесу после наступления темноты. Теперь ты все знаешь.

Слова бабушки повергли меня в шок. Утром я позвонила маме. Она приехала и забрала меня домой. Мама просила и бабушку поехать с нами, но бабуля отказалась. Я приезжала к ней летом, но в лес больше не ходила. Потом бабушка умерла. Мне было уже 16. После похорон, бабушкин домик перешел нам с родителями. Мы приезжаем туда каждое лето. Иногда, сидя на крылечке, я смотрю на лес. Вечером, иногда я до сих пор вижу среди деревьев ту женщину... она все еще его ищет...

  • 2.2. Лексическая синонимия, антонимия, паронимия
  • Запомните!
  • 2.3. Нарушения в использовании слов и фразеологизмов: многословие, лексическая неполнота, алогизм. Стилистическая оценка заимствованных слов
  • Стилистическая оценка заимствованных слов
  • Правильное употребление фразеологизмов
  • 2.4. Словари русского языка
  • Тема iiі. Орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка
  • 3.1. Правописание гласных и согласных Правописание гласных
  • Внимание!
  • I. Гласные о  е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в корне слова
  • II. Гласные о  е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в окончаниях и суффиксах
  • Запомните!
  • Запомните! Буква ы после ц в корне слова:
  • Правописание согласных
  • Внимание! Для запоминания глухих согласных:
  • Запомните!
  • Непроизносимые согласные в корне слова:
  • 3.2. Правописание приставок Правописание приставок
  • 3.3. Правописание сложных слов Правописание сложных слов
  • 3.4. Правописание частей речи
  • Внимание! Прилагательные с суффиксом -ян-: исключения:
  • В окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
  • Запомните! Дефис в неопределенных местоимениях:
  • Внимание! Для верного определения начальной формы глагола:
  • I спряжение II спряжение
  • Правописание нн и в причастиях и отглагольных прилагательных Запомните! н и нн в прилагательных:
  • Внимание! Вопросы, на которые отвечают наречия:
  • Запомните! Наречия на шипящую – исключения:
  • 3.5. Знаки препинания в простом предложении
  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Тире в неполном предложении
  • Интонационное и соединительное тире
  • Знаки препинания в предложениях с однородными членами
  • Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
  • Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения
  • Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
  • 3.6. Знаки препинания в сложном предложении
  • 3.7. Знаки препинания при прямой речи. Сочетания знаков препинания
  • Сочетания знаков препинания
  • Орфографический минимум
  • Тема IV. Акцентологические и орфоэпические нормы русского литературного языка
  • 4.1. Особенности произношения безударных гласных и согласных
  • Произношение безударных гласных звуков
  • Произношение согласных звуков
  • 4.2. Произношение иностранных слов, имён и отчеств Особенности произношения иностранных слов
  • Как звучат имена и отчества
  • 4.3. Литературные ударения
  • 4.4. Нарушения акцентологических и орфоэпических норм русского литературного языка и пути их преодоления
  • Основные орфоэпические ошибки
  • Тема V. Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка
  • 5.1. Употребление словоформ разных частей речи
  • Колебания в грамматическом роде имён существительных
  • Вариантность падежных окончаний
  • Ошибки в образовании и употреблении форм имён прилагательных
  • Ошибки в употреблении местоимений
  • Употребление глагольных форм
  • 5.2. Многообразие синтаксических конструкций
  • 5.3. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого. Правильное построение предложений Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого
  • Правильное построение предложений
  • 5.4. Варианты согласования определений и приложений. Варианты управления Варианты согласования определений и приложений
  • Варианты управления
  • Модуль II. Устное и письменное речевое общение
  • Тема VI. Культура речевого общения
  • 6.1. Речевой этикет. Формулы речевого этикета
  • 6.2. Обращение в русском речевом этикете
  • 6.3. Речевая культура вопросов и ответов
  • Типы вопросов
  • Перспективная стратегия ответов на вопросы
  • 6.4. Деловая беседа. Деловые переговоры Деловая беседа
  • Деловые переговоры
  • Тема VII. Мастерство публичного выступления
  • 7.1. Композиция публичного выступления
  • 7.2. Контакт оратора с аудиторией
  • 7.3. Подготовка публичного выступления
  • 7.4. Выступление с публичной речью
  • Тема VIII. Научный стиль речи
  • 8.1. Языковые и структурные особенности научного стиля речи
  • 8.2. Виды научных текстов. Их характеристики и оформление
  • Образец оформления титульного листа научной работы в вузе
  • Нормы ударения в русском языке
  • 8.3. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание
  • 8.4. Презентация результатов учебной и научной деятельности
  • Этапы подготовки презентации:
  • Тема iх. Официально-деловой стиль речи
  • 9.1. Деловая документация. Образцы документов
  • Личные документы
  • Заявление
  • Доверенность
  • Резюме Субботина Юлия Константиновна
  • Автобиография
  • Распорядительные документы
  • Структура и содержание распорядительного документа
  • Административно-организационные документы
  • Информационно-справочные документы
  • Объяснительная записка
  • 9.2. Деловое письмо. Виды деловых писем
  • 9.3. Формы деловых коммуникаций
  • Речевая самопрезентация
  • 9.4. Унификация языка документов
  • Склонение числительных
  • Литература основная
  • Дополнительная
  • Словари и справочные издания
  • Информационные ресурсы
  • Учебные пособия в электронном варианте
  • Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
  • Тире в неполном предложении

    1. Тире ставится в неполном предложении, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения и в месте пропуска делается пауза, например: Яков приезжал из Воронежа, Гаврила из Москвы (А.Н.Т.); Некоторые положения разъясняются во введении, другие когда излагаются соответствующие теоретические вопросы.

    2. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-нибудь члена или даже без пропуска, например: Каждому казалось, что та жизнь, которую он сам ведет, есть одна настоящая жизнь, а которую ведет приятель есть только призрак (Л.Т.).

    3. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым), например: На столе стопочка книг и даже какой-то цветок (А.Н.Т.). Но (при отсутствии паузы): В углу старый кожаный диван (Сим.). Обычно тире ставится в однотипно построенных частях предложения, например: Во всех окнах любопытные, на крышах мальчишки (А.Н.Т.); Здесь овраги, дальше степи, еще дальше пустыня.

    Интонационное и соединительное тире

    Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить смысловые отношения между членами предложения; ср.: Это общежитие для рабочих; Это общежитие для рабочих. Такое тире называется интонационным.

    Соединительное тире ставится:

    1. Между двумя или несколькими словами для обозначения пределов:

    а) пространственных: поезд Москва Минеральные Воды; космический полет Земля Венера;

    б) временных: географические открытия XV XVI веков, в июле августе;

    в) количественных: в рукописи будет десять двенадцать (10 12) страниц; весом в триста пятьсот тонн.

    В этих случаях тире заменяет по смыслу слова «от... до». Если же между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить союз или, то они соединяются дефисом, например: через два-три часа (но при цифровом обозначении ставится тире: через 2-3 часа).

    2. Между двумя или несколькими собственными именами, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.п., например: учение Докучаева Костычева; космогоническая теория Канта Лапласа.

    Знаки препинания в предложениях с однородными членами

    Однородные члены, не соединенные союзами

    1. Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится запятая, например: зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило (Т.); Говорили то, се.

    Примечания. 1. Не ставится запятая:

    а) между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое, например: Зайду проведаю (Л.Т.); Купи поди (М.Г.); Сидит шьет;

    б) в устойчивых выражениях, например: За всё про всё ее бранят (Кр.); поговорили о том о сём.

    2. Не являются однородными членами и не разделяются запятой, а соединяются дефисом:

    а) парные сочетания синонимического характера, например: конца-краю нет, с радости-веселья, ум-разум, правда-истина, род-племя, житье-бытье, друг-приятель, друг-товарищ, друг-знакомец, страна-держава, сила-мощь, обычаи-порядки, польза-выгода, чин-звание, свадьба-женитьба, честь-хвала, жив-здоров, такой-сякой, пошло-поехало, завертелось-закружилось, просить-молить, спать-почивать, любо-дорого;

    б) парные сочетания антонимического характера, например: купля-продажа, приход-расход, экспорт-импорт, прием-выдача, вопросы-ответы, твердость-мягкость согласных, отцы-дети, вверх-вниз, вперед-назад;

    в) парные сочетания, в основе которых лежат связи ассоциативного характера, например: песни-пляски, грибы-ягоды, птицы-рыбы, чай-сахар, хлеб-соль, чашки-ложки, ножи-вилки, руки-ноги, имя-отчество, муж-жена, отец-мать, братья-сестры, дед-бабка, поить-кормить, молодо-зелено.

    2. Распространенные однородные члены предложения, особенно если внутри них имеются запятые, могут разделяться точкой с запятой, например: На письменном столе лежала куча мелко исписанных бумаг, накрытых тяжелым мраморным прессом; какая-то старинная книга в кожаном переплете, до которой хозяин, видимо, давно не прикасался; ручка, запачканная чернилами, с пером, которым пользоваться было уже нельзя (Г.). Ср.: Райский смотрел на комнаты, на портреты, на мебель и на весело глядевшую в комнаты из сада зелень; видел расчищенную дорожку, везде чистоту, порядок; слушал, как во всех комнатах попеременно пробили с полдюжины столовых, стенных, бронзовых и малахитовых часов (Гонч.).

    3. Между однородными членами ставится тире для выражения противопоставления, например: Здесь не житье им рай (Кр.); Не любви прошу жалости! (М.Г.).

    Однородные и неоднородные определения

    1. Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

    Определения являются однородными, если:

    а) обозначают отличительные признаки разных предметов, например: Красные, белые, розовые, желтые гвоздики составили красивый букет;

    б) обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны, например: Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой (Т.).

    Каждое из однородных определений непосредственно относится к определяемому существительному, поэтому между ними можно вставить сочинительный союз. Ср.: чистый, спокойный свет луны; чашка густого, крепкого кофе и т.п.

    Однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, если при этом в условиях контекста они объединяются каким-нибудь общим признаком (сходством производимого ими впечатления, внешним видом и т.д.), например: Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку (Т.); Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор (Л.); В густых, темных волосах блестели седые пряди (М.Г.); бледное, строгое лицо; веселый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом; ласковые, живые глаза; гордый, храбрый вид; сухие, потрескавшиеся губы; тяжелое, злое чувство; серый, непрерывный, мелкий дождик и т.д.

    Как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты), например: Его бледно-голубые, стеклянные глаза (Т.).

    Однородны также синонимические (в условиях контекста) определения, например: Тихая, скромная речка (Ч.); молчаливая, несмелая, робкая девушка. В ряду таких определений каждое последующее может усиливать выражаемый ими признак, образуя смысловую градацию, например: Радостное, праздничное, лучезарное настроение (Сераф.); Осенью степи совершенно изменяются и получают свой необычный, особенный, ни с чем не сравнимый вид.

    В роли однородных определений обычно выступают имя прилагательное и следующий за ним причастный оборот, например: Вошел пожилой мужчина с пышной, начинающей седеть бородой.

    Как правило, однородны согласованные определения, стоящие после определяемого слова, например: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (П.). Исключение составляют сочетания терминологического характера, например: трубы тонкостенные электросварные нержавеющие; груша зимняя позднеспелая.

    Однородными являются определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове, например: Спустя полгода долгие, холодные ночи сменяются короткими, теплыми.

    2. Запятая не ставится между неоднородными определениями.

    Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, например: большой каменный дом (размер и материал); белые круглые камешки (цвет и форма); красивые московские бульвары (качество и местонахождение) и т.д. Такие определения могут стать однородными, если их объединяет общий признак, например: Наша терраса теперь стоит на новых, кирпичных столбах (объединяющий признак  «прочный»).

    Неоднородные определения чаще выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного, например: новый кожаный портфель, интересная детская книга, теплая июльская ночь, светлая березовая роща, прозрачные оконные стекла и т.п. Реже неоднородные определения состоят из сочетаний качественных прилагательных, например: старый мрачный дом, интересные редкие издания и др.

    Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами

    1. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными противительными союзами а, но, да, (в значении «но»), однако, зато, хотя и др., например: Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы (Т.); Дни стояли пасмурные, однако теплые (Акс.); Решение правильное, хотя не единственное.

    Однородный член предложения, стоящий после противительного союза и находящийся не в конце предложения, не обособляется, то есть запятая после него не ставится, например: Жил раньше не в Москве, а в Петербурге и там же учился в университете. Ср. также: важнейший, но не единственный источник информации; важнейший, хотя не единственный источник информации; важнейший, если не единственный источник информации и т.п. (после союза противительного, уступительного, условного). То же самое после однородного члена с присоединительными союзами а также, а то и, а и т.п., например: Кино, а также радио и телевидение являются средствами массовой информации для миллионов людей.

    При пропуске противительного союза ставится не запятая, а тире, например: Не птицей снарядом пролетает реактивный самолет; Ученик оказался не просто толковым талантливым.

    Вместо запятой перед противительным союзом может ставиться точка с запятой, если внутри распространенных однородных членов имеются запятые, например: В течение дня он не раз заговаривал со мною, услуживал мне без раболепства; но за барином наблюдал, как за ребенком (Т.).

    2. Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении «и»), разделительными союзами или, либо, запятая не ставится, например: Ирина говорила громко и уверенно; Вася очень похудел, остались только кожа да кости; Это случится теперь или никогда.

    Перед союзом и, соединяющим два однородных сказуемых, ставится тире для указания на следствие, содержащееся во втором сказуемом, или для выражения резкого противопоставления, быстрой смены действий, например: Бегу туда и вас обоих нахожу (Гр.); В это время кто-то с улицы взглянул к нему в окошко и тотчас отошел (П.).

    Реже в этих случаях тире ставится после союза и , например: Так я это все рассудил и вдруг совсем решился (Дост.); Проси в субботу расчет и марш в деревню (М.Г.).

    Если союз и имеет присоединительное значение (часто в этом случае присоединяется неоднородный член предложения), то перед ним ставится запятая (то же перед присоединительным союзом да и), например: Но я даю ему работу, и очень интересную (Остр.); Бывало, плачет, плачет, да и успокоится; Я очень люблю свою маму, и сестер люблю тоже.

    Запятая не ставится перед присоединительным и, за которым следует указательное местоимение тот (та, то, те), употребленное для усиления предшествующего имени существительного, например: Старики и те пели вместе со всеми. Также: Стоять рядом с ним и то приятно (присоединяется часть сказуемого). Но (без союза и): Мальчишки, те не боятся темноты.

    Не ставится запятая перед союзом да и в соединительном значении, в сочетаниях типа взял да и рассердился (с одинаковой формой глагола взять и другого глагола для обозначения неожиданного или произвольного действия), в сочетании нет-нет да и, например: Вот пошел он в лес по орехи да и заблудился (Т.); Образ бедной девушки нет-нет да и возникал у меня перед глазами.

    Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами

    1. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами и... и , да ... да , ни...ни , или... или , ли... ли , либо... либо , то... то и др., например: Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать (Т.); Повсюду светились то близкие, то далекие огни (Баб.).

    2. При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая не ставится, если образуется тесное смысловое единство (обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов), например: Кругом было и светло и зелено (Т.); Прибрежная полоса уходила и в ту и в другую сторону (Сем.); Представляет интерес и в лексическом и в грамматическом отношении; Образцовый порядок и внутри и вне дома; Трудился он и в холод и в зной; И да и нет. При наличии пояснительных слов запятая обычно ставится, например: Все вокруг переменилось: и природа, и характер леса (Л.Т.). Также: Это может кончиться и хорошо, и плохо (и в значении «или»).

    3. Если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми, например: Я сама ненавижу свое прошлое, и Орлова, и свою любовь (Ч.); Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин (Фад.).

    4. Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами (внутри таких пар запятая не ставится), например: Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде, построенной в виде раковины (Фед.).

    5. Если союз и повторяется в предложении не при однородных членах, то запятая между ними не ставится, например: Загадочным и таинственным казался этот девственный лес и жившие в нем сильные и смелые люди. Ср.: Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь, и потопленный лес, и Кузьму (Сераф.) (запятыми разделены только однородные члены).

    Не ставится также запятая, если два однородных члена с союзом и между ними образуют тесно связанную по смыслу группу, соединенную союзом и с третьим однородным членом, например: Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (Л.Т.).

    Не ставится запятая в выражениях типа 20 и 40 и 60 вместе составляют 120 (нет перечисления однородных членов). То же в выражении 20 плюс 40 плюс 60 составляют 120.

    6. Союзы ли... или , стоящие при однородных членах предложения, не приравниваются к повторяющимся союзам, поэтому запятая перед или не ставится, например: Продолжит ли он свою работу или ограничится сделанным – это вопрос, еще не решенный.

    7. Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера, образованных двумя словами с противоположными значениями, соединенными повторяющимися союзами и, ни, например: и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и этак, ни рыба ни мясо, ни днем ни ночью, ни жив ни мертв, ни два ни полтора, ни много ни мало, ни то ни се, ни дать ни взять, ни взад ни вперед и т.п.

    Однородные члены, соединенные парными союзами

    1. Если однородные члены соединены парными (сопоставительными, двойными) союзами как... так и , не так... как , не только... но и , не столько... сколько , насколько... настолько , хотя и... но , если не... то , столько... сколько и т.п., то запятая ставится только перед второй частью союза, например: Нужно быть старательным как в большом, так и в малом; Мысли хотя и не новые, но интересные; Вернется если не завтра, то послезавтра; ср.: На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство (Л.Т.); Квартира Александра хотя и просторна, но не изящна и сумрачна (Ч.).

    2. После однородного члена, следующего за второй частью парного союза и не заканчивающего собой предложение, запятая не ставится, например: Ваши слова не только справедливы, но и убедительны и неоспоримы.

    3. Внутри сопоставительных союзов не то что... а , не то чтобы... а (но) запятая перед что и чтобы не ставится, например: Не то что холодно, а все-таки прохладно. Не то чтобы, спешил, но немного торопился.

    Обобщающие слова при однородных членах

    1. После обобщающего слова перед перечислением однородных членов ставится двоеточие, например: На столе лежали письменные принадлежности: ручки, карандаши, фломастеры.

    Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них  двоеточие, например: Гости заговорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице... (Г.)

    Если перед перечислением нет обобщающего слова, то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление, например: На заседании присутствовали: ...; Собрание постановляет: ...; Для получения смеси нужно взять: ... и т.д. Обычно это встречается в деловой и научной речи.

    Двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными собственными именами, если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в этом случае отсутствует характерная для обобщающего слова предупреждающая пауза), например: Революционные демократы Белинский, Чернышевский, Добролюбов сыграли большую роль в общественном развитии России; Много притоков имеется у рек Волги, Дона, Днепра.

    2. После перечисления перед обобщающим словом ставится тире, например: Дети, старики, женщины все смешалось в живом потоке (Сераф.).

    Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание (словом, одним словом, короче говоря и т.п.), то перед последним ставится тире, а после него  запятая, например: Пшеница, овес, подсолнух, кукуруза, картофель словом, на что только ни взгляни, все уже созрело, все требовало хозяйских хлопот и заботливых, старательных рук (Баб.).

    3. Если перечисление, стоящее после обобщающего слова, не заканчивает собой предложения, то перед перечислением ставится двоеточие, а после него  тире, например: И все это: и река, и лес, и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства.


    Очень далеко. Первоначальное значение – где-то далеко в лесу, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна. «Уязвимое место». Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку. 6


    В Японии этот предмет называют вакидзаси, что буквально означает на боку воткнутое. Что это за предмет? На языке коми: син-глаз; лыс - хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово синлыс. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по его названию?




    1.Какая пословица призывает к максимальному использованию резервов животноводства? 2.В какой пословице речь идет о рьяном землекопе, который в силу своего злобного характера совершает противоправные действия в отношении другого субъекта, но в результате сам оказывается пленником собственной ловушки? 3.Какое пернатое поголовье служит счетами при подведении итогов сельскохозяйственного сезона? 4.Какая поговорка предупреждает о том, что квалифицированный работник является пугалом трудового процесса? 5.В какой пословице говорится о влиянии атмосферных явлений на отправление культовых обрядов?












    «Четвёртое лишнее» В каждой строчке есть «лишнее» слово. Подсказка: надо обратить внимание на значение морфем Стульчик, паркетчик, ракетчик, наладчик. Запеть, зашипеть, заучить, заговорить. Преувеличить, преспокойный, презабавный, прервать. Подводник, дворник, сборник, печник.




    Отрывки предложений «потеряли друг друга». Помогите каждому найти свою пару: 1) О человеке, который сильно испугался, говорят, что у него ………гора с плеч свалилась. 2) О том, кто очень быстро удирает, говорят, что у него ……зуб на зуб не попадает. 3) О человеке, дрожащем от холода, говорят, что у него……пятки сверкают. 4) Если человек испытывает большое облегчение, то говорят, что у него……. душа ушла в пятки. 5) Если человек попал в неловкое положение, то говорят, что он……сбился с ног. 6) Если человек утомился от хлопот и беготни, то говорят, что он……. сел в калошу.








    Исправьте речевые ошибки: 1) К концу соревнований в более "лучшем положении оказалась команда 10-А класса. 2) Участники творческой экспедиции рассказали про перспективы на будущее. 3) Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 4) На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 5) После первого дебюта молодой актер начал получать предложения сниматься.




    «Лукавая запятая» Прочитайте три предложения. Почему в первом из них засучив рукава выделено запятыми с двух сторон, во втором – запятая стоит только перед этими словами, а в третьем вообще не стоит? 1.Отец открыл кран и, засучив рукава, стал мыть руки. 2.Ты должен выйти в поле, засучив рукава трудиться. 3.Мы должны засучив рукава приняться немедленно за создание нового проекта.




    Нужна ли запятая в этих сложных предложениях? У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета (?) и рот несколько похож на букву ижицу. Если бы не выпадали дожди, давно бы высохла зелень (?) и земля лежала бы вся в трещинах и морщинах. У причала суетятся матросы (?) и торжественно отплывают в море корабли.


    В первом предложении запятая не ставится, т. к. дополнение у Ивана Ивановича является общим для двух частей. Во втором предложении запятая не ставится, т. к. условная придаточная часть если бы не выпали дожди является общей к двум главным. В третьем предложении запятая ставится, т. к. член у причала не является общим для обеих частей. 12


    В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания? 1) Как только прекращался дождь и выглядывало солнце, он выбегал во двор. 2) Загадочным и таинственным казался этот лес и жившие в нём сильные и смелые люди. 3) А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица: прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица. 4) Однако она уехала и не сказала куда. 5) Я только боюсь, что если закричу, земной шар с оси сорвётся.





    Что еще почитать