Жизнь и деятельность аль бухари. Знание — прежде слов и дел. Аль-Бухари скрывает незнание Умара значения простых арабских слов

Учёных из стран Шама и других

На его уроках собиралось более 20 тысяч учеников!

Бардизбах был огнепоклонником и умер, не приняв Ислам. А его сын аль-Мугират (второй прадед аль-Бухари) принял Ислам по назиданию аль-Ямана из Бухары.

По единогласному мнению учёных, аль-Бухари родился в 194 году по Хиджре (810г.) и скончался в 256 году, в субботнюю ночь, которая была последней ночью священного месяца Рамадан. Его похоронили в праздничный день Ид-аль-фитр, после обеда, в селении Хартанк близ Самарканда.

Ислам в Бухаре и Самарканде не сразу стал верой всех жителей этих славных городов. Но семья аль-Джуфи, отца маленького Исмаила, была истово мусульманской. За исполнением всех положений в семье следил ходжа Бардизбах Абу Абдаллах, дед Исмаила, имам одной из бухарских мечетей. Такая обстановка в семье самым благоприятным образом отразилась на мировоззрении Исмаила, который в шесть лет наизусть читал суры Корана, в десять – хадисы Пророка (мир ему и благословение). Вся округа ставила в пример набожность маленького Исмаила. И ведь было чему удивляться!

В дом аль-Джуфи люди приходили издалека, чтобы послушать, как десятилетний мальчик читает наизусть хадисы Пророка (мир ему и благословение). А читал он серьезно, с удивительной духовной наполненностью, нехарактерной для детей его возраста.

В детстве аль-Бухари ослеп. Его мать много молилась за него и просила Аллаха вернуть сыну зрение. Однажды ей приснился Пророк Ибрахим (мир ему), который сказал ей: «Аллах вернул твоему сыну зрение из-за твоих многочисленных молитв и прощений».

Когда Исмаилу исполнилось четырнадцать лет, он стал упрашивать родителей разрешить ему совершить хадж. Родители, пораженные настойчивостью, с которой сын все повторял и повторял свою просьбу, дали слово исполнить его желание по достижении им совершеннолетия. И вот этот благословенный момент в жизни молодого человека наступил. В 826 году Исмаил аль-Бухари вместе с другими паломниками начал далекий и трудный путь в Аравию. С ним были его мать и старший брат.

После паломничества Исмаил аль-Бухари не вернулся вместе с матерью и братом в Бухару, а остался в Аравии. Причиной этого стало видение, которое пришло юноше во сне. Еще в Бухаре имам-хатиб квартальной мечети говорил ему, что мусульманину, который совершает паломничество, желательно хотя бы одну ночь провести возле священной Каабы. Исмаил так и поступил. Только поздно ночью Исмаилу и его товарищам удалось поцеловать священный камень, они немного отошли и уснули. И было здесь Исмаилу чудесное видение. Он увидел себя сидящим на маленьком коврике. Он совершал молитву, ракаат за ракаатом (составная часть намаза), и тут кто-то подошел к нему, коснулся рукой плеча. Юноша повернулся, поднял голову. Он увидел лицо Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), освещенное божественным сиянием. На Пророке (мир ему и благословение) был зеленый тонкий халат, голову венчала белая чалма. Пророк (мир ему и благословение) улыбнулся и сказал: "Исмаил, Аллах видит твое усердие. Никто в столь раннем возрасте не стремился попасть в священную Мекку. Ты станешь не только непревзойденным мухаддисом – знатоком и передатчиком моих хадисов, но и муджтахидом – авторитетом, который имеет право самостоятельно толковать основные вопросы веры в Аллаха. Для этого тебе надлежит обойти все аравийские страны, страны Магриба и Азии, найти хранителей сунн и записать их".

Когда Исмаил проснулся, сладостный трепет охватил его. Об увиденном во сне он никому не рассказал.

Ибн-аби-Хатим спросил у аль-Бухари: «Как ты начинал изучения хадисов?» Аль-Бухари рассказывал: «Мне было внушено выучивать наизусть хадисы из библиотечных книг. Тогда мне было 10 лет или меньше. Через десять дней после начала изучения хадисов я вышел из библиотеки и начал посещать занятия учёного ад-Дахили. Однажды он, рассказывая хадисы, ошибся в имени одного передатчика, и я его исправил. Когда он возмутился (потому что аль-Бухари был ещё мальчишкой), я сказал ему: «Посмотрите в книге, в первоисточнике». Тогда он взял у меня ручку и сделал исправление в своей книге, прислушавшись к моим словам.

Потом я с матерью и братом отправился в паломничество в Мекку. По завершению хаджа мать и брат Ахмад вернулись обратно, а я остался в Мекке изучать хадисы.

Когда мне исполнилось 18 лет, я начал писать книгу о сподвижниках, о табиинах и об их словах. В это время я написал книгу «Ат-тарих». (В возрасте 18 лет он написал десятитомную книгу, которая по сей день является источником для исламской науки.)

Его товарищ по приобретению знаний – Умар аль-Ашкар рассказывал: «Когда мы изучали хадисы в Басре, аль-Бухари не посещал занятия несколько дней. Мы его нашли дома, без одежды и без денег. Тогда мы собрали деньги и купили ему одежду. (С такими трудностями он приобретал знания.)

Сулайм бин Мужахид рассказывал, когда я посетил Мухаммада бин Салама, он мне сказал: «Если бы ты пришёл ранее, то увидел бы ребёнка, знающего наизусть 70 тысяч хадисов». Так он говорил о аль-Бухари, ведь так и было. Жители Басры бегали за молодым аль-Бухари для приобретения знаний по хадисам, а он ещё был молодцем, на лице которого не было ни волосинки. Люди шли за ним, останавливали его, сажали прямо на дороге и записывали с его слов хадисы. Так возле него собирались тысячи людей.

(Посмотрите же, дорогие читатели, с какой жаждой люди приобретали знания. Нынче мы не ценим многих наших учёных, а порой плохо отзываемся о них. В этом и заключается причина наших многих бед – мы не ценим по достоинству своих авторитетов).

Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: «Ни разу в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали».

Аль-Бухари (да помилует его Аллах Всевышний) отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал:«Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Всевышним».

Как-то один правитель, желавший, чтобы Аль-Бухари занялся обучением его детей, послал за ним, однако аль-Бухари велел передать ему, что ищущие знания должны сами приходить к знающим, и отказался поехать к нему.

Он часто постился днём, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного рамадана. Абу Бакр аль-Багдади передал, что Масих бин Са‘ид сказал: «С наступлением первой ночи священного рамазана у Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».

Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».

Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.

Удивительная память аль-Бухари

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Исма‘ил рассказывал следующее: «В Басре Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?”. Через шестнадцать дней он сказал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” − и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».

Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, а вокруг него собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он говорил, хотя был он в ту пору безусым юнцом.

Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной точной памятью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоками хадисов. Они смешали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к матнам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и всё привёл в должный порядок, и никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне. Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу один раз, как он наизусть запоминал её содержание, и таких сообщений известно много.

Когда весть о аль-Бухари распространилась повсеместно, некоторые учёные решили устроить ему экзамен. Пожалуй, такого сложного экзамена не было ни у одного хадисоведа. С этой целью собралось десять учёных, каждый из них рассказывал аль-Бухари изменённые хадисы с перестановкой передатчиков и текстов хадиса.

Когда аль-Бухари выслушивал изменённый ими хадис, он говорил: «Я не знаю такого хадиса». И ведь действительно, это был изменённый хадис, которого не было на самом деле. Когда аль-Бухари говорил, что не знает такого хадиса, учёные понимали его, а простой народ думал, что он не узнал хадис.

Наиболее известные шейхи и ученики аль-Бухари

Имам аль-Бухари передал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или учеников, но даже просто перечислить их имена, и поэтому мы ограничимся упоминанием наиболее известных из них.

К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, ‘Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, ‘Абдуллах бин Муса аль-‘Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин ‘Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, ‘Абдан бин ‘Усман аль-Марвази, Абу ‘Асим аш-Шайбани и Йахйа бин Му‘ин.

Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, “Сахих”, ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой “Джами‘”, ан-Наса’и, который, как считают некоторые улемы, включил их в “Сунан”, Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, ‘Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма‘ил аль-Махамили и многие другие.

Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн ал-Магира ибн Баддазбек ал-Джуъфи аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу 13-го шаввала 194 года хиджры (20 июля 810 г.)

В семье Исмаила, человека богобоязненного. Известно, что его прадед одним из первых принял ислам. Его отец был одним из сказителей священных преданий. Точная дата рождения Аль-Бухари известна из письма его отца. В раннем возрасте Мухаммад остался сиротой.

Согласно сведениям из «Истории Бухары» автора Гинжара, Аль-Бухари в детстве ослеп. Врачи оказались бессильными. Тогда мать увидела во сне Авраама, который сказал ей: «Господь возвратил зрение твоему сыну по причине многих твоих молитв и рыданий». Сын наутро проснулся зрячим.

Уже к 10 годам у Аль-Бухари стали проявляться такие качества как исключительное прилежание и старательность. Дни и ночи он просиживал над книгами своего отца и занимался углублением своих знаний. Мухаммад обладал удивительно хорошей памятью, быстро заучивал наизусть прочитанное, а затем всесторонне анализировал. Его аналитический склад ума позволил ему сложить по многим вопросам свое мнение и впоследствии дискутировать со своим шейхом Дахили. К 16 годам он уже знал наизусть сборники хадисов того времени, хорошо владел понятиями фикха – учения о мусульманском праве, о правилах поведения и взаимоотношениях мусульман. В 825 году Аль-Бухари со своей матерью и старшим братом Ахмедом отправились в хадж в Мекку и Медину. После совершения паломничества мать с братом возвращаются , а Аль-Бухари путешествует по разным мусульманским странам, где продолжает изучать хадисы. Он посетил Иран, Ирак, Йемен, Сирию, Египет, где учился у известных богословов Востока. В частности, среди них были Ахмед бен-Ханбал, Абу Наим Исфахони и Мухаммад Тамиммий .

По преданию Аль-Бухари собрал сотни тысяч хадисов, из которых 300 тысяч знал наизусть. В этих поисках и странствиях он провел 42 года. По его словам, он записал хадисы от 1080 знатоков.

К написанию своей книги «Ас-сахих» он приступил еще в Басре и продолжал писать ее многие годы. По источникам известно, что он написал 24 книги, среди которых «Таърихи Кабир» («Великая история»), которую он написал еще в молодые годы. После написания «Ал-Жомиъ ас-сахих», его главного труда, куда вошли 7215 хадисов, он возвращается в Бухару. Для встречи с ним приехали сотни людей, чтобы услышать его. За короткое время вокруг Аль-Бухари сплотилось множество людей, и он учил всех, кто хотел учиться, ибо считал, что коллективное обучение людей грамоте принесет большую пользу обществу. По его мнению, необходимо расширить сеть учебных заведений для большего охвата людей грамотой и культурой. По преданию, несколько тысяч человек услышали из его уст более 70 тысяч хадисов. Среди слушателей были Ат-Термизи, ан-Насои.

Авторитет Аль-Бухари был настолько высок, что хадис, незнакомый ему, стал в народе считаться не достоверным. Известно, что правитель Холид ибн-Ахмад потребовал от имама Аль-Бухари поселиться в его дворце и заниматься обучением только его детей. По другим сведениям, правитель послал за ним человека, чтобы он пришел к нему и начитал ему свои книги «Ас-сахих» и «Таърихи кабир». Аль-Бухари так ответил: «Ты передай ему – я не буду унижать знания подношением их во дворцах. Кому они нужны, пусть ищет сам. Если он имеет нужду в чем-нибудь от науки, ему следует прийти ко мне – в мою мечеть или в мой дом – и послушать науку». Якобы это обстоятельство и послужило причиной выселения Мухаммада Аль-Бухари из родного города.

О последних событиях его жизни нам сообщает вакуфный документ, написанный для мазара Имама Аль-Бухари и представляющий копию, сделанную при эмире Хайдаре (1800-1826 гг.), с более древнего документа. Перевод был напечатан в «Туркестанских ведомостях» № 83 от 24 октября 1899 г.

«Когда имам Мухаммад выехал из Бухары, и это известие дошло до Самарканда, самаркандцы написали ему письмо с просьбой приехать в их город. Аль-Бухари направился в сторону Самарканда, и когда достиг селения Хортанг, лежащего близ этого города, ему стало известно, что самаркандские жители находятся в разногласии относительно желательности пребывания его в этом городе. Аль-Бухари остановился в Хортанге с целью выждать развитие событий. Однажды ночью … он впал в печальное и мрачное настроение. После последнего намаза Аль-Бухари молитвенно поднял руку: «Господи, земля стала для меня тесна, несмотря на всю свою обширность. Поэтому подними меня и привлеки в свою сторону». В этом же месяце он заболел в названном селении и скончался. Это случилось в 870 г. (256 год хиджры) в один из первых трех дней месяца шаввала (1 сентября).

Автор «Самарии» Абу Тахирходжа дату смерти в ночь на праздник Рамазана 256 г. х. и причину, по которой Аль-Бухари был изгнан из Бухары, приводит несколько иначе: «Существует предание, что в бытность свою в Бухаре Имам Мухаммад написал фетву, по которой два ребенка, совместно сосущее одно животное, или пьющие его молоко, должны быть признаваемы молочными братьями или сестрами. Бухарские имамы изгнали его за эту фетву из Бухары. Когда он явился в Самарканд, то и самаркандские ученые стали его преследовать, и он, наконец, должен был удалиться в Хортанг, где и проживал до самой смерти».

Бесценный вклад Аль-Бухари в мире ислама

Заслуга Аль-Бухари состоит в том, что он впервые провел как бы «фильтрацию» хадисов. Если до него мухаддисы включали в свои сборники все услышанные хадисы, то Аль-Бухари провел так называемую проверку достоверности (сахих) или недостоверности (гайри сахих) хадисов. Именно поэтому мусульманские ученые-улемы оценивают «Ас-сахих» как источник, следующий после Корана. (В фондах Государственного музея истории культуры и искусства в Самарканде находятся обе книги, написанные Аль-Бухари, и 2 литографии книги «Ас-сахих»). Аль-Бухари по праву считается самым выдающимся хадисоведом Востока.

Важной составной частью ислама было учение о пророке Мухаммеде, которое вошло в символ веры, в право и богословие, историографию и литературу. Наука о хадисах характерна только для ислама. Сообщения или рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда, о ситуациях, в которых был совершен поступок или произнесено высказывание составили самостоятельную ветвь исламского богословия. Таким образом, Хадис выражает наиболее общефилософские идеи исламской цивилизации. Коран стал священным писанием мусульман, а Хадис стал выражением подлинной сущности ислама.

По структуре каждое отдельное сообщение называется Хадисом, и оно подкрепляется Иснадом, т.е. ссылкой на непрерывную цепь людей, через которых она передавалась от первоисточника до последнего лица, производящего запись.

По значению и по первоисточникам Хадисы бывают первичные, вторичные, третичные и т.д. Первоисточниками выступали, разумеется, люди из ближайшего окружения Мухаммеда – Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн аль-Хаттаб, Осман ибн Аффон, Али ибн Абу Толиб, Аъиша бин Абу Бакр Сиддик, Абу Хурайра, Абдуллах ибн Масъуд и др.

Хадисоведы

Из истории известно, что в период формирования хадисоведения количество хадисов было сравнительно невелико, но постепенно под влиянием жизненной необходимости количество передаваемого материала и число участвующих в этой передаче людей увеличивалось. Поэтому показательным для хадиса считали надежность канала передачи и каждого его звена. То есть, здесь подразумевается безупречный нравственный облик передатчика, позволяющий на него положиться. Именно в зависимости от этого ученые-хадисоведы устанавливали три основных класса хадисов:

  1. Истинные и достоверные – сахих
  2. Хорошие и приемлемые — хасан
  3. Подозрительные и слабые – да’иф («заиф»)

Требования к знатокам хадисов были суровыми и хадисоведы считались наиболее уважаемыми людьми. Наряду со знанием Корана знание хадисов было почетным делом в обществе. Появились специальные школы по изучению хадисов и особые библиотеки, состоящие преимущественно из книг по хадисоведению, предоставляемые к услугам искателей хадисов, т.е. мухаддисов (туллаб ал-хадис).

Во второй половине IX в. были составлены сразу шесть сборников хадисов, которые завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров. Кроме того, было много комментариев к ним.

  1. Первое место среди них принадлежит «Ал-Жомиъ ас-сахих» имама Аль-Бухари.
  2. Второй книгой считается «Ас-сахих» имама Муслима ибн Худжаж Нишапури (817-875 гг.)
  3. «Ас-сунан-ул-кубро» имама Нисоий Ахмада ибн Али (830-915 гг.). Учился у имама Аль-Бухари. Родился в Насо (город в Хорасане между Сарахсом и Мервом). Умер в Дамаске.
  4. «Ас-Сунан» имама Абу Довуд-Сулаймана ибн ал Ашъае (817-889 гг.). У него учился Ат-Термизи. Родился в Сейистане, умер в Басре.
  5. «Ал-жомиъ-ас-сахих» имама Абу Исо Мухаммада ат-Термизи.
  6. «Ас-Сунан» имама ибн Можа Мухаммада Казвини (824-887 гг.). Родился в Казвине (Иран), умер там же.

Хочется отметить еще одного мухаддиса, у которого учились все вышеназванные богословы – это имам Доримий Абдуллах Абу Мухаммад Тамимий Самарканди (797-869 гг.). Родился в Самарканде и умер в Мерве. Известная его книга – «Доримий суннатлари».

Архитектурный ансамбль Имама аль-Бухари был возведен в 1998 г. на месте небольшого комплекса построек XVII в., включавшего мавзолей, мечеть и хауз, обсаженный чинарами. В строительстве 1998 года принимали участие все области Узбекистана и многие мусульманские страны. Ферганские резчики по дереву изготовили колонны, расположенные по периметру двора, розовый мрамор на стенах был привезен из ОАЭ. Мавзолей над могилой аль-Бухари облицован ониксом из Ирана и керамическими облицовками, изготовленными самаркандскими мастерами. Комплекс включает в себя большую мечеть (слева), зал приемов и библиотеку (справа), работает в комплексе небольшое медресе.

(810 - 870/194 − 256 гг.х.)

Имя имама - Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу‘фи . Относительное его имя, обозначающее происхождение по племени, роду, городу, местности и т.д. - аль-Бухари. Его кунья − Абу ‘Абдуллах.
Рождение и детство

Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу одиннадцатого числа месяца Шавваль 194 года хиджры. Он лишился отца и ослеп в раннем детстве, а через некоторое время его мать увидела во сне пророка Ибрахима (мир ему), который сказал ей: «Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам».

Аллах наделил его способностью запоминать хадисы, когда он был ещё ребёнком. Абу Джа‘фар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак сказал: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: “Как ты начал изучать хадисы?”. Он ответил: “Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и учился то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки‘а и знал их высказывания. Затем вместе с матерью и братом я отправился в Мекку, где мы и поселились ради собирания хадисов, а когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания”».

Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: «Ни разу в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали».

Аль-Бухари (да помилует его Аллах Всевышний) отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Всевышним».

Как-то один правитель, желавший, чтобы Аль-Бухари занялся обучением его детей, послал за ним, однако аль-Бухари велел передать ему, что ищущие знания должны сами приходить к знающим, и отказался поехать к нему.

Он часто постился днём, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного рамадана. Абу Бакр аль-Багдади передал, что Масих бин Са‘ид сказал: «С наступлением первой ночи священного рамазана у Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».

Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».

Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.
Удивительная память аль-Бухари

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Исма‘ил рассказывал следующее: «В Басре Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?”. Через шестнадцать дней он сказал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” − и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».

Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, а вокруг него собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он говорил, хотя был он в ту пору безусым юнцом.

Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной точной памятью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоками хадисов. Они смешали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к матнам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и всё привёл в должный порядок, и никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне. Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу один раз, как он наизусть запоминал её содержание, и таких сообщений известно много.
Наиболее известные шейхи и ученики аль-Бухари

Имам аль-Бухари передал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или учеников, но даже просто перечислить их имена, и поэтому мы ограничимся упоминанием наиболее известных из них.

К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, ‘Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, ‘Абдуллах бин Муса аль-‘Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин ‘Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, ‘Абдан бин ‘Усман аль-Марвази, Абу ‘Асим аш-Шайбани и Йахйа бин Му‘ин.

Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, “Сахих”, ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой “Джами‘”, ан-Наса’и, который, как считают некоторые улемы, включил их в “Сунан”, Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, ‘Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма‘ил аль-Махамили и многие другие.
Отзывы ученых об имаме аль-Бухари.

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из ученых- его современников. Достаточно сказать, что в области науки о хадисах он заслужил прозвище “повелителя правоверных”, что не оспаривалось никем. Однажды имам Муслим поцеловал имама аль-Бухари в лоб и сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов», после чего задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу , и аль-Бухари указал ему на недостатки этого хадиса, когда же он закончил говорить, Муслим сказал ему: «Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе».

Биндар сказал: «Лучшими мухаддисами являются четверо: Абу Зур‘а из Рея, Муслим из Нишапура, ад-Дарими из Самарканда и аль-Бухари из Бухары». Имам Ахмад сказал: «В Хорасане ещё не было подобного ему». ‘Али бин аль-Мадини сказал: «Аль-Бухари никогда не встречал подобного себе». Исхак бин Рахавийа сказал: «Если бы жил он даже во времена аль-Хасана , люди непременно нуждались бы в его хадисах, его познаниях и его знании фикха». Абу-ль-‘Аббас ад-Да‘ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: «Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать». Абу Хатим ар-Рази сказал: «Поистине, он является самым знающим из тех, кто приезжал в Багдад». Ибн Хузайма сказал: «Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари». Ат-Тирмизи сказал: «Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недостатках хадисов и их иснадах».
Важнейшие и наиболее известные труды аль-Бухари

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является “Аль-джами‘ ас-сахих”. Кроме того, к числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как “Аль-асма’ ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”, “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на “Аль-джами‘ ас-сахих” и то место, которое он занимает среди сводов хадисов Пророка (мир ему и благословение).
Что послужило причиной составления этого свода?

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, наряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему “Сахиху”.

Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел себя стоящим перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение), с веером в руках и защищающим его, что было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Всё это и побудило его заняться трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу Исламу. В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, а созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.

Об этом труде поэт сказал так:

«Если отнестись к “Сахиху” аль-Бухари по справедливости,

Следует переписать его не иначе как золотыми буквами.

Отделяет он правильное руководство от заблуждений

И хранит юношу от погибели,

А его иснады, подобные звёздам небесным,

Предшествуют матнам, похожим на кометы.

Благодаря хадисам этой книги были восстановлены весы религии Посланника,

И, сообразуясь с ней, стали судить неарабы после арабов.

Служит она несомненной завесой от огня

И позволяет отличать благоволение от гнева,

Является связующим звеном между нами и Пророком (мир ему и благословение)

И служит ясным указанием, позволяющим избавиться от сомнений.

О знающий, относительно высокого места которого

Среди алимов нет расхождений!

Собрав эти хадисы, ты опередил других имамов

И, по свидетельству их, добился своей цели.

Ты отверг слабых передатчиков

И тех, кого обвиняли во лжи,

И привёл в изумление всех,

Приведя хадисы в порядок и разбив их на главы.

Пусть Покровитель твой дарует тебе то, чего ты желаешь,

И да наделит Он тебя тем, что обещал тебе, щедро!».

В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда. Он жил там в окружении близких, моля Аллаха забрать из этой жизни, ибо его устрашали смуты, защиты от которых столь часто просил Аллаха Пророк (мир ему и благословение).

Вскоре после этого он заболел и скончался в субботу, в ночь праздника разговения после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы (да помилует его Аллах и да будет Он доволен им).
“Сахих” аль-Бухари

Абу ‘Абдуллах аль-Бухари (да помилует его Всевышний и да будет Он доволен им) назвал свою книгу “Аль-джами‘ аль-муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расули-Ллах ва сунани-хи ва айами-хи”. Что касается места этого труда, то ученые говорили, что в книге аль-Бухари впервые были собраны и классифицированы по тематическому признаку исключительно достоверные хадисы.

Кроме того, ученые были единодушны во мнении о том, что из всех сборников, составленных по такому принципу, самые достоверные хадисы включают в себя “Сахихи” аль-Бухари и Муслима.

Достоверность обоих этих книг общепризнанна, а это значит, что применение на практике того, о чём говорится в содержащихся в них хадисах, обязательно.

Сообщается, что аль-Бухари сказал: «В свой “Аль-Джами‘” я включил только достоверные хадисы, но часть их я в него не включил из-за большого объёма книги».

Имам ан-Навави сказал:

− Передают со слов аль-Фирабри, что аль-Бухари (да помилует его Аллах Всевышний) сказал: «Я не включал в свой “Сахих” ни одного хадиса, не совершив перед этим полного омовения и молитвы в два раката».

Передают со слов имама ан-Навави, что ‘Абд аль-Куддус бин Хаммам сказал: «От разных шейхов я слышал, что аль-Бухари составлял пояснения к содержанию глав “Сахиха”, находясь между могилой Пророка (мир ему и благословение) и его минбаром и перед записью каждого пояснения он совершал молитву в два раката».

Имам ан-Навави сказал: «Девяносто тысяч человек слышали “Сахих” из уст аль-Бухари».

Имам ан-Навави сказал:

− Дошло до нас, что праведный имам и факих Абу Зайд Мухаммад бин Ахмад бин ‘Абдуллах бин Мухаммад аль-Марвази (да помилует его Аллах) сказал: «Однажды я увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), и он сказал мне: “Поистине, община моя изучает фикх, но не изучает мою книгу”. Я спросил: “О Посланник Аллаха, а что ты называешь твоей книгой?”, на что он сказал, что его книга это «“Джами‘” Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари».

В книге “Тарих Найсабур” Абу ‘Абдуллах приводит слова Абу ‘Амра Исма‘ила, передававшего, что Абу ‘Абдуллах Мухаммада бин ‘Али сказал:

− Я слышал, как Мухаммад бин Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари сказал: «Я прожил в Басре пять лет, работая над своими книгами. Каждый год я совершал хадж, после чего возвращался из Мекки в Басру, и я надеюсь, что Аллах сделает эти сочинения благословенными для мусульман».

Передают со слов Абу ‘Амра, что Абу ‘Абдуллах сказал: «И Аллах сделал их благословенными».

Имам ан-Навави сказал:

− Нам передали, что Абу-ль-Фадль Мухаммад бин Тахир аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари работал над составлением своего “Сахиха” в Бухаре, но говорят также, что это было в Мекке».

Он передал, что ‘Умар бин Мухаммад бин Йахйа сказал:

− Я слышал, как Абу ‘Абдуллах аль-Бухари сказал: «Я работал над составлением “Аль-Джами‘” на территории Запретной мечети и не включил в него ни одного хадиса, не испросив на то благословения Всевышнего, не совершив молитву в два раката и не убедившись в достоверности этого хадиса».

Все эти сообщения не только можно, но и нужно согласовать между собой. Ранее мы уже указывали, что аль-Бухари работал над составлением “Сахиха” в течение шестнадцати лет, часть из которых провёл в Мекке, часть − в Медине, часть − в Басре и часть − в Бухаре, а Аллах знает об этом лучше.

Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал:

− Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Мухаммаду бин Исма‘илу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: «Доставь ко мне “Джами‘”, “Tарих” и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя». На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: «Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мечеть, либо ко мне домой».

В той версии этого сообщения, которая передаётся не через Ибн Мунира, сказано: «И эмир послал за аль-Бухари, желая, чтобы он обучал хадисам только его детей и больше никто на этих встречах не присутствовал, однако аль-Бухари отказался от этого и сказал: “Я не могу избирать для слушания одних и не допускать других”».
Количество хадисов “Сахиха”.

Количество снабжённых иснадами хадисов “Сахиха”, включая и повторяющиеся, составляет семь тысяч двести семьдесят пять, тогда как без учёта повторяющихся их насчитывается около четырёх тысяч.
Причины повторения хадисов.

Знай, что аль-Бухари преследовал достойные цели, стремясь к постижению различных наук и всевозможных тонких аспектов сунны. Едва ли кто-нибудь может сравниться с ним в этом, подтверждением чему могут служить приведенные выше слова выдающихся знатоков хадисов из числа шейхов аль-Бухари и других, и если ты ознакомишься с его книгой, у тебя не останется в этом никаких сомнений. Аль-Бухари видел свою задачу не в том, чтобы ограничиваться одними хадисами и не приводить ничего, кроме матнов, а в том, чтобы делать из хадисов извлечения и использовать их в качестве доводов в главах, посвящённых основам и ответвлениям религии, отречению от мира, благовоспитанности и тому подобным вещам.

Вот почему в отдельных главах “Сахиха” аль-Бухари не приводит иснады хадисов, ограничиваясь такими фразами как “со слов такого-то сподвижника, передавшего, что Пророк (мир ему и благословение) сказал” или “об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов такого-то”.

Кроме того, в начале иснадов хадисов одно или несколько имён передатчиков нередко опускаются. Передача хадисов подобным образом именуется “та‘лик”. Аль-Бухари прибегает к этому способу, когда хочет использовать тот или иной предмет в качестве аргумента, не нуждаясь в том, чтобы приводить либо хадис полностью, либо только его иснад или матн. В подобных случаях он только указывает на соответствующий хорошо известный хадис, который может относиться к числу приводимых им намного раньше или незадолго до этого. Давая свои пояснения к содержанию глав “Сахиха”, аль-Бухари приводит много аятов Священного Корана, а в некоторых случаях ограничивается только аятами, ничего к ним не добавляя. В пояснениях к главам аль-Бухари приводит также очень много других вещей наподобие фетв сподвижников, последователей и тех, кто пришёл им на смену. Всё вышеупомянутое должно послужить для тебя подтверждением правильности сказанного нами, и если тебе будет известно, что цель аль-Бухари состояла в том, о чём мы упоминали, ты поймёшь, что ничего дурного в повторении хадисов в соответствующих случаях нет. Ученые из числа факихов и других знатоков религии также придерживались этого и использовали в качестве аргументов хадисы, приводимые во многих разных главах.

Имам ан-Навави передал, что Абу-ль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари (да помилует его Аллах) часто приводит один и тот же хадис в разных местах, после чего благодаря своей способности к извлечению и глубине понимания извлекает из него то, что сообразуется с содержанием соответствующей главы. Вместе с тем он редко приводит одну и ту же версию хадиса в двух местах с одним и тем же иснадом. Такой хадис передаётся им через другого сподвижника, последователя или ещё какого-нибудь передатчика, чтобы усилить его посредством множества путей передачи, или использования иной его версии, или изменения количества его передатчиков, или каким-нибудь иным способом, о чём лучше известно Аллаху».

Да помилует Аллах имама аль-Бухари и да воздаст Он ему благом за все его труды! Амин.

Кунья − имя по отцу или по сыну, например Абу ‘Абдуллах (отец ‘Абдуллаха) или Ибн Мухаммад (сын Мухаммада).

Имеются в виду те слова, которые следует произнести в конце встречи в том случае, когда в ходе её люди не поминали Аллаха или вели пустые разговоры. Сообщается, что мать правоверных* ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, встречался с кем-либо, читал Коран или совершал молитву, в конце (встречи) он обязательно произносил слова “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя, ва атубу иляй-кя/”».

* Мать правоверных /умм аль-му’минин/ − утвердившийся в мусульманской литературе почётный эпитет жён пророка,да благословит его Аллах и приветствует.

Имеется в виду один из известнейших последователей* аль-Хасан аль-Басри (842 − 728), который пользовался огромным авторитетом среди своих современников.

* “Таби‘уна” − так называли людей, встречавшихся со сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умерших в Исламе.

Речь идёт об извлечении /истинбат/ правовых решений из основополагающих источников шариата по непредусмотренным этими источниками прямо случаям.

Слово “та‘лик” (подвешивание) образовано от глагола “‘алляка” − подвешивать что-то к чему-либо. Иснады такого вида стали называть “подвешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, и это делает их похожими на то, что подвешивается к потолку или к чему-нибудь ещё.

Фетва − решение по религиозно-юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.

Факих − законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.

Книга «Сахих» Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари считается среди большинства мусульман одним из самых авторитетных сборников хадисов, в достоверности которого нельзя даже сомневаться. Однако досконально изучив некоторые из преданий в этой книге, легко обнаружить, что она переполнена искажениями, подтасовками и иными видами искажения истины. Самая распространённая причина - желание скрыть пороки людей, которых почитает большинство невежественных мусульман.

Аль-Бухари скрывает незнание Умара о таяммуме

Например, Аль-Бухари передал в своей книге хадис под номером 331 от Шубы, от Хакама, от Зарра, от Саида ибн Абд ар-Рахмана аль-Асари, от его отца, который сказал: «Один человек пришёл к Умару ибн Хаттабу и сказал: „Я стал [ритуально] нечистым и не нашёл воды“. Аммар ибн Ясир сказал Умару: „Разве ты не помнишь, как мы с тобой находились в пути, и ты не совершил молитву, а я извалялся в земле и совершил молитву. Я рассказал Пророку, и он ответил: «Тебе было достаточно сделать вот так». И он ударил по земле, затем протёр лицо и руки“».

Для того, чтобы понять, какая именно проблема с этим хадисом, достаточно взглянуть в «Сахих» Муслима, где этот хадис, с той же цепочкой передатчиков выглядит следующим образом:

«Один человек пришёл к Умару ибн Хаттабу и сказал: „Я стал [ритуально] нечистым и не нашёл воды“. Умар сказал: „Не молись“. Аммар сказал: „Разве ты не помнишь, о повелитель верующих, как мы стали ритуально нечистыми и не нашли воды? Ты не стал молиться, а я извалялся в земле и совершил молитву. И Пророк сказал: «Тебе достаточно было ударить по земле, а затем протереть лицо и руки»“. Умар ответил [Аммару]: „Побойся Аллаха, о Аммар!“. Аммар сказал: „Если желаешь, я не буду говорить об этом“» (Муслим, «Сахих», хадис 368).

Этот же хадис с той частью, которую скрыл Аль-Бухари, передал Ан-Насаи в «Сунан» под номером 299, Ахмад ибн Ханбаль в «Муснаде» под номером 18053, а также другие учёные из числа противников руководства Ахль аль-Бейт.

Сразу становится ясно, что Бухари намеренно урезал содержание хадиса, дабы скрыть слова Умара: «Не молись», а также: «Побойся Аллаха, о Аммар!», поскольку невежественные люди считают, что Умар был знающим и соблюдающим человеком, а данные части хадиса говорят о том, что человек, возомнивший себя «преемником» и «наместником» Посланника Аллаха, не знал простейших вещей из религии. Либо же он знал их и намеренно говорил наперекор положениям, установленным Аллахом и Его Посланником.

Одного примера недостаточно, чтобы доказать намеренное искажение со стороны Аль-Бухари, и поэтому мы приведёт некоторые другие примеры, которые также удивительным образом связаны с пороками сподвижников.

Аль-Бухари скрывает незнание Умара значения простых арабских слов

Аль-Бухари передал хадис под номером 6863 от Сулеймана ибн Харба, от Хаммада ибн Зейда, от Сабита, от Анаса, который сказал: «Мы находились у Умара, и он сказал: „Нам было запрещено обременять себя“».

Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Шарх Сахих аль-Бухари» писал: «Он (то есть Аль-Бухари) передал сокращённо. Аль-Хумейди упомянул хадис от Сабита, от Анаса, что Умар зачитал: «И фрукты, и травы» (80:31), а затем сказал: «Что за травы (аль-абб) ?». Затем он сказал: «Мы не обременены этим», или «Нам не велено [рассуждать об этом]». А у Аль-Исмаили в предании Хишама от Сабита, что один человек спросил Умара ибн Хаттаба о словах Аллаха: «И фрукты, и травы»: «Что значит слово „аль-абб“ („травы“)?». И Умар сказал: «Нам было запрещено углубляться в это и обременять себя этим».

Толкование одного слова из Книги Аллаха для Умара - это углубление и обременение. Так как же подобного человека можно считать знающим и достойным места правителя мусульман? Аль-Бухари в данном случае вновь попытался скрыть невежество Умара ибн Хаттаба, а слова Ибн Хаджара аль-Аскаляни о том, что Аль-Бухари передал хадис, сократив его, не служат оправданием, поскольку сам хадис очень короткий, и в своём сборнике Аль-Бухари передал гораздо большие по размеру хадисы, и поэтому данный хадис не нуждается в сокращении.

Аль-Бухари скрывает пренебрежение Умара исламскими положениями

Аль-Бухари в книге о наказаниях передал следующие слова: «Али сказал Умару: „Разве ты не знаешь, что трость, [записывающая деяния людей], убрана от сумасшедшего, пока он не придёт в себя, от ребёнка, пока он не станет понимать, и от спящего, пока он не проснётся?“».

Человек, читающий «Сахих» аль-Бухари возможно подумает, что это весь хадис. Однако Аль-Бухари и в данном случае обрезал часть хадиса, чтобы скрыть пороки и незнание Умара. Весь хадис полностью можно обнаружить в других источниках, таких как, например, «Сунан» Абу Давуда, который передал от Усмана ибн Абу Шейбы, передал Джарир, от Амаша, от Абу Дабьяна, от Ибн Аббаса, который сказал: «К Умару привели сумасшедшую женщину, которая совершила прелюбодеяние. Он посоветовался относительно неё с людьми и велел забить её камнями. Люди пришли к Али ибн Абу Талибу, и он спросил: „Что такое?“. Ему сказали: „Умар велел забить камнями сумасшедшую женщину из рода «такого-то», которая совершила прелюбодеяние“. Али пришёл к Умару и сказал: „О повелитель верующих (согласно хадису Аль-Бухари), разве ты не знаешь, что трость, [записывающая деяния людей], убрана от сумасшедшего, пока он не придёт в себя, от ребёнка, пока он не станет понимать, и от спящего, пока он не проснётся?“. Умар сказал: „Да, я знаю об этом“. Али спросил: „Так что с этой женщиной, которую [ты приговорил] к побитию камнями?“. Умар сказал: „Ничего“. Али сказал: „Отпусти её“. Умар отпустил её, и Али стал повторять: „Аллаху акбар! Аллаху акбар!“» (хадис 4399).

Причина, по которой Аль-Бухари скрыл часть хадиса, очевидна. Умар в данной ситуации, зная, что сумасшедший человек не подлежит наказанию за то, что он совершает в этом состоянии, всё равно выносит смертный приговор женщине, открыто пренебрегая исламским законом.

Данное предание также присутствует в «Сунане» Аль-Бейхаки под номером 17212, а также в других источниках.

Аль-Бухари скрывает имя сподвижника, торговавшего вином

Аль-Бухари передал хадис под номером 2223 от Аль-Хумейди, от Суфьяна, от Амру ибн Динара, от Тавуса, от Ибн Аббаса, который сказал: «До Умара ибн Хаттаба донесли, что „такой-то“ („фулян“) продаёт вино. Умар сказал: „Да убьёт Аллах «такого-то»!“».

А теперь давайте взглянем на источник, из которого Аль-Бухари взял этот хадис - «Муснад» Аль-Хумейди. В этом сборнике с той же цепочкой передатчиков хадис звучит следующим образом: «До Умара ибн Хаттаба донесли, что Самура продаёт вино. Умар сказал: „Да убьёт Аллах Самуру!“».

Теперь становится ясно, зачем Аль-Бухари скрыл имя того, кто продавал вино. Потому что его продавал Самура ибн Джундуб - сподвижник Пророка, который автоматически считается у большинства «справедливым», «находящимся на прямом пути» и так далее. И Бухари, скрывая имя торговца вином, преследовал одну цель - скрыть, что его продавал «сподвижник».

Аль-Бухари изменяет слова, чтобы скрыть, как правильно совершать омовение

Аль-Бухари передал от Адама, от Шубы, от Абд аль-Малика аль-Майсара, от Наззаля ибн Сабра, который сказал, что Али прочитал полуденную молитву, затем сел перед людьми, пока не наступило время послеполуденной молитвы. Ему принесли воду, он попил из неё, затем омыл своё лицо и руки, и он «упомянул» его голову и ноги. Затем встал, выпил остаток воды и сказал: «Люди считают питьё воды стоя нежелательным действием, а Пророк, да благословит Аллах его и его род, совершил то же, что я совершил [только что]».

Даже у самого ярого сторонника Аль-Бухари должен возникнуть вопрос, почему в описании омовения Имама Али возникает странное слово «упомянул». Как можно упомянуть какую-то часть тела? Несомненно, это искажение изначального хадиса, свидетельствующего о том, как Имам Али совершал омовение. Однако зачем вообще потребовалось это делать? Очевидно, что «упомянул» не Имам Али, а передатчик, однако, если мы обратимся к оригиналу хадиса с той же цепочкой, то обнаружим, что в нём нет искажения в описании омовения Имама Али, и поймём, зачем Аль-Бухари исказил слова.

Хадис с изначальным, не искажённым, содержанием можно найти в «Муснаде» Ат-Таялиси под номером 141 от Шубы, от Абд аль-Малика ибн Майсара, от Наззаля ибн Сабра, который сказал: «Али ибн Абу Талиб совершил полуденную молитву, затем он сидел среди людей, пока не наступило время послеполуденной молитвы. Ему принесли воду, он попил из неё, затем омыл своё лицо и руки и протёр свою голову и ноги. Затем встал, выпил остаток воды и сказал: „Люди считают питьё воды стоя нежелательным действием, а Пророк, да благословит Аллах его и его род, совершил то же, что я совершил [только что]“».

Из оригинального хадиса становится понятно, что Имам Али совершал омовение именно так, как предписывает Коран и сунна Пророка, и Аль-Бухари намеренно исказил слова в том месте, где описание омовения Имама отличается от признанного у противников руководства Ахль аль-Бейт, дабы у введённых в заблуждение масс не возникало вопросов по этому поводу.

Аль-Бухари передаёт от насибитов неполноценные хадисы

Аль-Бухари передал хадис под номером 5990 от Амру ибн Аббаса, от Мухаммада ибн Джафара, от Шубы, от Исмаила ибн Абу Халида, от Кайса ибн Абу Хазима, от Амру ибн аль-Аса, который сказал: «Я слышал, как Пророк сказал прилюдно: „Поистине, [члены] рода Абу - [Амру ибн Аббас сказал, что в книге Мухаммада ибн Джафара пропуск] - не являются моими друзьями. Мои друзья - Аллах и благочестивые верующие“».

Данный хадис ещё удивительней. В месте, где должно быть сказано, чей род, согласно этому преданию, не является друзьями Пророка, стоят слова «Амру ибн Аббас сказал, что в книге Мухаммада ибн Джафара пропуск». То есть якобы в книге, откуда взят хадис, после слова «Абу» стоит пропуск.

Самое интересное, что в «Сахихе» Муслима присутствует этот же хадис под номер 366 с той же цепочкой передатчиков от Кайса ибн Абу Хазима, от Амру ибн аль-Аса, сказал: «Я слышал, как Пророк сказал прилюдно: „Поистине, [члены] рода Абу „такого-то“ („фулян“) не являются моими друзьями. Мои друзья - Аллах и благочестивые верующие“».

Возникает вопрос, как именно выглядит хадис в книге Мухаммада ибн Джафара: там пропуск, как передал Аль-Бухари, или же используется слово «такого-то», как передал Муслим?

Изначальную версию хадиса передал Ибн аль-Араби аль-Малики. В книге «Ахкам аль-Куран» в 3 томе на странице 451 он писал: «Аль-Бухари передал от Амру ибн аль-Аса, который сказал: „Я слышал, как Пророк сказал прилюдно: «Поистине, [члены] рода Абу Талиба не являются моими друзьями. Мои друзья - Аллах и благочестивые верующие»“». Аль-Бухари сказал: «Передал Мухаммад ибн Башшар, от Мухаммада ибн Джафара, от Шубы: «В книге Мухаммада ибн Джафара пропуск после слов „не являются моими“».

Во-первых, Ибн аль-Араби аль-Малики свидетельствует со слов Шубы, что в книге Мухаммада ибн Джафара стоял пропуск не после слова «Абу», а после слов «не являются моими». Так какая версия является верной? Во-вторых, зачем Аль-Бухари или кто-то другой скрыл некоторые слова в хадисе? В-третьих, кто входит в род Абу Талиба? Али ибн Абу Талиб, Джафар ибн Абу Талиб? Как Посланник Аллаха мог сказать подобное, как минимум, о двух этих личностях?

Очевидно, что, либо до самого Аль-Бухари дошёл полноценный хадис, но он исказил его, либо же его шейх Амру ибн Аббас исказил его. В таком случае какую ценность он вообще имеет, какую важную информацию доносит до мусульман, если неизвестно, чей род не является друзьями Пророка, или же это известно, но тогда непонятно кем они не являются.

Аль-Бухари или кто-то другой изменил содержание хадиса, дабы не ставить свою секту в трудное положение. Если передать этот хадис в неизменённом виде, то тогда перед человеком возникают два варианта: либо ему придётся признать, что Али ибн Абу Талиб не является другом и приближённым Посланника Аллаха, и тогда он станет насибитом и хариджитом, либо ему придётся признать, что Амру ибн аль-Ас лжёт, отречься от него, что может привести его к шиизму.

Ответ на третий вопрос становится понятным, если изучить цепочку передатчиков этого хадиса.

Ибн Хаджр аль-Аскаляни в «Фатх аль-бари» в 10 томе на странице 424 писал: «Некоторые люди сомневаются в достоверности этого хадиса из-за того, что некоторым его передатчикам приписывают насибизм - отклонение от Али и Ахль аль-Бейт. Что касается Кайса ибн Абу Хазима, то Якуб ибн Шейба сказал: „Среди наших товарищей есть те, кто возвышают его и считают хадисы от него одними из самых достоверных. А есть те, кто критикуют его и говорят, что он передаёт отвергаемые хадисы. Некоторые из них критикуют его за его мазхаб, ибо он ругал Али“».

То есть передатчик этого хадиса является насибитом, проклятым, не заслуживающим уважения. Однако Аль-Бухари передаёт от него хадис. Разве станет человек, почитающий Коран и Ахль аль-Бейт, которым Посланник Аллаха заповедовал следовать, передавать хадисы от подобных людей? Поэтому не является удивительным и содержание хадиса. Более того, Амру ибн аль-Ас, другой передатчик хадиса, также был известным насибитом, который по причине своей ненависти к Али, а также желания благ этого мира, воевал в Сиффине на стороне Муавии.

Это лишь немногие примеры того, как Аль-Бухари относился к хадисам, но их на самом деле гораздо больше. Он искажал и скрывал содержание хадисов, передавал их от врагов Али и Ахль аль-Бейт, а также сомнительных передатчиков. Всякий рассуждающий мусульманин, имеющий хоть каплю уважения к сунне и стремление познать истину, узнав подобные вещи, должен перестать относиться к книге Аль-Бухари как к достоверному или авторитетному источнику! Основная проблема заключается в том, что лже-имамы и по сей день скрывают от необразованных масс эти вещи, и поэтому они находятся в неведении.

В VII веке н.э. все религиозные культы, зороастризм, манихейство, буддизм, индуизм, иудаизм, христианство несторианского толка, были побеждены исламом.

Важную роль в распространении ислама в Средней Азии сыграла миссионерская деятельность проповедников-суфиев, которые принадлежали к различным мистико-аскетическим направлениям Ислама.

Одним из гениев, наделенным Аллахом сильным рассудком и развитым умом, является Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи, ставший гордостью всей мусульманской уммы.

Абу Абдуллах Мухаммад, вошедший в историю под именем Имам Мухаммад аль-Бухари (810-870 гг.), автор книги хадисов «Ал-джаме ус-сахих» ("Сборник достоверных хадисов", известный как «Сахих-е Бухари»), который при жизни был удостоен звания «повелителя правоверных».

В области науки о хадисах имам аль-Бухари достиг таких высот, что однажды имам Муслим, целуя его в лоб произнес слова, достойные великого признания: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов».

Имам аль-Бухари родился в 194/810-11 году в одном из селений Бухары, города, ставшего крупнейшим центром развития ремесел, торговли, науки, литературы и искусства.

После завоевания Хорасана мусульманами дед Абу Абдуллаха Мухаммада под влиянием правителя Бухары принял Ислам. Абу Абдуллах Мухаммад был богатым, уважаемым человеком, и слыл одним из авторитетных рассказчиков хадисов.

Отец аль-Бухари во многих воспоминаниях современников описывается как высокообразованный и интеллектуальный человек.

Исмаил в детстве лишился отца, к тому же будучи ребенком потерял зрение. Его попечителем стала мать, которая с верой во Всевышнего и упорством лечила его от слепоты. И вот однажды она увидела во сне пророка Ибрахима, который сказал: «Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам».

Умная, талантливая, одухотворенная женщина воспитывала сына в вере в Аллаха, в древней персидской традиции любви к различным наукам, поэтому дала Исмаилу достойное образование.

Будучи ребенком он уже обладал уникальной, незаурядной памятью.

В возрасте 7 лет Исмаил изучил Священный Коран. В возрасте 10 лет знал наизусть несколько тысяч хадисов. Когда ему было одиннадцать лет, он однажды на уроке исправил ошибку учителя в одном хадисе, в результате чего получил похвалу.

Этот случай возвысил его среди соучеников. Исмаил до такой степени превосходил своих товарищей, что они хадисы исправляли на основании его замечаний.

К 16 годам юный аль-Бухари в знании Ислама мог посоперничать с маститыми богословами Бухары.

Абу Джа‘фар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак вспоминал: «Однажды я спросил Абу Абдуллаха аль-Бухари: “Как ты начал изучать хадисы?”. Он ответил: “Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и учился то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Вакиа и знал их высказывания».

Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры постоянно просили его читать хадисы. Вблизи пыльных дорог, вокруг безусого юнца, собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он им говорил.

Исчерпав все возможности получения знаний в Бухаре, шестнадцатилетний юноша в сопровождении матери и брата отправился в паломничество в Священную Мекку, город пророка Исмаила, его матери Хаджар (да будет доволен ей Аллах) и родину последнего посланника Божьего, пророка Мухаммада (мир ему).

Путешествие ради знаний

Вскоре мать и брат аль-Бухари покинули Мекку. Сам же Исмаил оставался в Хиджазе в течение 4-х лет.

После проживания в Хиджазе, постигая науку о хадисах, аль-Бухари в течение нескольких лет совершил путешествие по разным провинциям Халифата.

Он прослушал хадисы более чем у тысячи шейхов, собрав все «достоверные» (сахих) предания о высказываниях и поступках Пророка Мухаммада (мир ему).

Аль-Бухари побывал во многих городах исламского мира, начиная с Хорасана до Ирака, Египта и Сирии. Во время этих путешествий он участвовал в собраниях-маджлисах видных рассказчиков хадиса, среди которых были такие знаменитые ученые, как имам Ахмед ибн Ханбал, руководитель группы ханбалитского толка, и Яхья ибн Моин.

Точная дата начала составления блистательного сборника аль-Бухари с названием «Сахих-уль-Бухари» неизвестна.

Однако история повествует, что по завершению написания этой книги аль-Бухари представил свой труд на рассмотрение своим учителям: имаму Ахмаду ибн Ханбалю, умершему в 241 г.х., Ибн-уль-Мадини, умершему в 234 г.х., и Ибн Маину, умершему в 233 г.х. Также имеются свидетельства, что вся работа по сбору хадисов и написанию сборника заняла 16 лет. Эти сведения указывают на то, что работа по составлению уникального сокровища хадисов была начата не позже 217 г.х. В это время имаму аль-Бухари было всего 23 года.

Великий рассказчик хадисов

Положение аль-Бухари среди последователей Ислама было до такой степени значительное и важное, что многие ученые считают его величайшим рассказчиком хадисов в истории ислама.

Современники свидетельствуют, что аль-Бухари знал наизусть несколько десятков тысяч «достоверных хадисов» и несколько десятков тысяч «недостоверных».

Свои занятия учитель хадисов проводил в торжественной атмосфере. Рассказывают, что в Багдаде на них присутствовало до двадцати тысяч человек.

Хашид бин Исма‘ил рассказывал: «В Басре Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?”.

Через шестнадцать дней он сказал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” − и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».

Посещение главных городов мусульманского мира Мекки, Медины, Басры, Куфы, Каира, Нишапура, Багдада и других заняло 40 лет жизни имама аль-Бухари.

Когда он пребывал в Багдаде, где жило много богословов-арабов, аль-Бухари подвергли испытанию.

Богословы выбрали сто хадисов, изменили имена рассказчиков и внесли изменения в текст. Затем прочли эти хадисы аль-Бухари и спросили его мнение. Он к тому времени знал наизусть 600 тысяч хадисов, поэтому он с легкостью исправил привнесенные богословами ошибки. Назвал имена рассказчиков и зачитал наизусть правильный текст, тем самым удивил и восхитил ученых.

Высокое положение и слава аль - Бухари привлекали к нему многих любителей хадисов, которые приезжали издалека только для того, чтобы услышать его.

Историки и библиографы аль-Бухари считают, что число людей, учившихся у него хадисам, достигало девяносто тысяч человек. Среди его учеников встречаются имена людей, ставших известными и почитаемыми рассказчиками хадисов в истории ислама.

Труды аль-Бухари

Несомненно, важнейшей книгой хадисов в Исламе считается «Сехах-е ситте» ("Достоверные шесть книг").

Но среди этих шести книг есть свод «Aл-джаме ус-сахих», который обычно называют кратко «Сахих-е Бухари», является важнейшей.

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, послужило сомнение в достоверности ходивших в быту многочисленных хадисов. К тому же, шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь «достоверные» хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение)».

Кроме того, решимость молодого человека укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел себя стоящим перед Посланником Аллаха (мир ему), с веером в руках и защищающим его. Данное видение было истолковано аль-Бухари как указание на то, что он не должен позволить лжи коснуться Посланника Аллаха (мир ему).

В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов. А созданный им свод «Aл-джаме ус-сахих» стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён.

Чтобы отделить «достоверные» хадисы от «недостоверных», аль-Бухари установил критерий и проанализировал хадисы согласно этому критерию.

Критерий аль-Бухари по установлению достоверных хадисов называется «условием Бухари».

Проявив свойственный мухаддисам того времени принципиальность и критицизм, аль-Бухари проверил 600 тысяч бытовавших в то время хадисов. Кроме того, еще 200 тысяч, которые он сам записал из уст своих учителей. Из этого многочисленного количества преданий аль - Бухари отобрал в качестве "безупречных" около 7400 хадисов, из которых, если сократить повторяющиеся хадисы, останется около четырех тысяч «достоверных».

Аль-Бухари трудился над созданием своего критерия в течение шестнадцати лет. Рассказывают, что после выявления каждого достоверного хадиса аль - Бухари совершал ритуальное омовение и намаз, затем включал хадис в книгу.

Книга знаменита и тем, что это первый сборник хадисов, который составлен по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам ("ала-л-абваб, в отличие от сборников типа муснад, где хадисы классифицировались по именам самых ранних передатчиков — ала-р-риджал).

Данный принцип построения позволил аль-Бухари расширить круг преданий: включить хадисы самого разнообразного содержания - юридические, исторические, биографические, этические, медицинские. Свое собрание хадисов он разбил на 97 книг с 3450 главами (название каждой главы указывает тему содержащихся в ней хадисов), которые заключают 7397 хадисов с полным иснадом.
Ас-Сахих аль-Бухари уже современниками был признан выдающимся руководством по фикху.

К Х веку «Сахих-е Бухари», наряду с ас-Сахихом Муслимом, занимала первое место среди собраний суннитской традиции и составила основу мусульманской Сунны.

Для большинства суннитов «Сахих-е Бухари» стала второй книгой после Корана.

Существует рассказ о том, как однажды аль-Бухари, услышав о том, что в пустыне живет один араб, который знает хадис Пророка Мухаммада (мир ему), отправился к нему.

Пять дней он был в пути, превозмогая жажду, жару и усталость... Наконец, аль-Бухари достиг цели.
Тот араб в это время был на улице и подзывал своего верблюда. Он держал передник и звал животное так, как будто хотел дать ему корм. Аль-Бухари, увидев, что передник хозяина пуст, повернулся и пошел обратно, даже не испив воды и не отдохнув.

"Человек, который обманывает животное - близкого своего друга в пустыне, верного помощника, не может знать настоящего хадиса, ибо знающий деяния Пророка (мир ему) будет стараться жить честно и праведно, как жил сам Пророк (мир ему)..." - думал аль — Бухари, шагая по раскаленному песку».

За свою жизнь выдающийся ученый написал двадцать пять книг, на своем родном персидском и на арабском языках, некоторые из них, к сожалению, не дошли до наших дней.

К числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как “Аль-асма ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”,(Великая история), “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”.

В книге «Ат-тарих аль-кабир” ("Большая история"), имеющей с научной точки зрения огромное значение, аль-Бухари описывает биографии сорока тысяч рассказчиков хадиса со времен Пророка (мир ему) и до времен автора, расположив их имена в алфавитном порядке.

Аль-Бухари является автором книг по таким темам, как начало творения, рай и ад, история пророков, жизнеописание Пророка (мир ему), калам (науки о принципах религии). Среди сочинений аль - Бухари следует назвать и мало изученное толкование Тафсир ал-Кур"ан.

Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной точной памятью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоками хадисов. Они смешали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков. Присоединили иснады одних хадисов к матнам других. После чего прочли всё это аль-Бухари.

Имам Аль — Бухари указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и всё привёл в должный порядок. Никто из участников эксперимента не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне.

Нечто подобное случилось и в Багдаде. Но в данном случае богословы, усомнившись в гениальности имама, смешав хадисы, имена авторов и изменив текст подвергли аль-Бухари испытанию. Но были посрамлены, когда имам с точностью воспроизвел тексты хадисов и имена рассказчиков.

Жертва зависти и невежества

В конце жизни, находясь в зените славы, аль-Бухари решил вернуться в свой родной город Бухару, отправившись в Хорасан.

Его известность в исламском мире была столь велика, что в городах по пути на Родину его торжественно сопровождали почитатели.

Когда имам аль-Бухари приехал в Нишапур, многочисленные жители встретили его у ворот города, в сопровождении четырех тысяч всадников.

Аль-Бухари на некоторое время оставался в Нишапуре, проводил маджлисы хадисов с участием большого числа людей.

В это время в Нишапуре жил и другой рассказчик хадисов по имени Хамд ибн Яхья. Когда он увидел, как много народу собирается в маджлисах Бухари, то, для того чтобы дискредитировать его имя, Хамд ибн Яхья организовал скандальную дискуссию о сотворении и несотворении Корана. На основании того, что имам аль - Бухари утверждал сотворение Корана, Хамд ибн Яхья обвинил его в неверии, и запретил людям участвовать в его маджлисах.

Почти все ученики аль-Бухари, за исключением нескольких человек, покинули учителя, и он, чтобы избежать опасности и избавиться от завистника, оставил Нишапур и отправился в родной город.

Когда аль-Бухари приблизился к городу, земляки разбили для него палатку, и много народу пришло, чтобы встретить знаменитого ученого и рассказчика хадисов.

Аль-Бухари остался жить в городе, проводя свои маджлисы.

Постепенно неприятное воспоминание, оставшееся от Нишапура, сгладилось из памяти и аль-Бухари пребывал, окруженный славой, уважением и почестями горожан.

Однако судьба обрушила на него новое испытание.

Рассказывают, что «однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к нему человека, чтобы тот передал ему следующее: «Доставь ко мне “Джами‘”, “Tарих” и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя».

На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: «Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди, либо в мечеть, либо ко мне домой. Ты можешь силой запретить мне проводить маджлисы. Тогда я буду извиняться перед Богом в день светопреставления, но никогда не буду унижать науку».

Посрамленный ответом правитель Бухары захотел, чтобы аль-Бухари для его детей провел индивидуальное занятие. Но и это желание имам не исполнил, так как не хотел, чтобы между детьми правителя и детьми простых горожан существовала разница. Он ответил: «Я не могу избирать для слушания одних и не допускать других».

Резкие ответы аль-Бухари вызвали к нему ненависть со стороны эмира и его приближенных.

К тому же, местные рассказчики хадисов, у которых с приездом аль-Бухари в маджлисах, на уроках и дискуссиях поредели ряды участников, из чувства зависти объявили его неблагонадежным.

Воспользовавшись слухами недоброжелателей и завистников эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали приказал выслать ученого из города.

Последний год жизни

На этот раз аль-Бухари отправился в Самарканд, жители которого написали ему пригласительное письмо.

По пути он заехал в деревню Хартанг, которая была местом его рождения, и задержался, поселившись у родственников.

В день праздника после месячного поста рамазана (ид аль-фитр) 256/870-71 года, в возрасте 62 лет имам аль-Бухари скончался.

Похоронен имам аль-Бухари на исторической Родине, которая сегодня является территорией Узбекистана.

В 1998 году в селении Хартанг в честь аль-Бухари, ученого с мировым именем, собирателя и кодификатора сунны, автора сборника хадисов, был возведен величественный мемориальный комплекс, включающий в себя мавзолей, мечеть, библиотеку и медресе.

Ученый богослов имам аль-Бухари всю свою земную жизнь всецело посвятил науке и поклонению Аллаху. Он отличался научной смелостью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды аль-Бухари произнес: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Всевышним».

Он часто постился, молился по ночам и читал Коран.

В обычные дни аль-Бухари прочитывал Коран, и, завершая чтение разговением, говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».

Сегодня знаменитый Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи Аль-Бухари является достоянием и гордостью всего исламского мира.

Да помилует Аллах имама аль-Бухари и да воздаст ему благом за все его труды!



Что еще почитать