Что означают цифры в Священном Коране? Загадки и закономерности. Знаки и символы иудаизма и мусульманства. س – Символ молчания

Муфтий Мухаммад Таки Усмани

Обучающийся чтению Священного Корана на арабском встречает в Коране дополнительные значки, значение которых чаще всего ему неизвестно, и не каждый учитель уделяет этому внимание. В данной статье разъясняется, что означают эти знаки и как их использовать, чтобы правильно читать Книгу Аллаха. Кроме того, из нее вы узнаете, в чем причина и смысл разделения Корана на части (такие как "джуз" и т. д.) .

Ахзаб и Маназиль

Среди сподвижников и табиинов было принято завершать чтение всего Корана за неделю. С этой целью они отмечали порции для ежедневного чтения. Каждая из этих порций называется хизб или манзиль (ступень).

Таким образом, Коран был поделен на семь частей или манзилей для чтения. Сайиидуна Авс ибн Хузайфа говорит, что однажды спросил сподвижников о том, каким образом Коран поделен на манзили. Они ответили, что первый хизб состоит из трех сур, второй - из пяти, третий - из семи, четвертый из девяти, пятый - из одиннадцати, шестой - из тринадцати, и последний от суры Каф до конца Корана.

Аджза или части

Сегодня Коран делится на тридцать частей или аджза (джузов). Это разделение не имеет смыслового значения, а всего лишь помощь для обучающихся. Мы даже замечаем, что иногда граница джузов может находиться на неоконченном высказывании. Сложно сказать о том, кто точно ввел такое деление. Одни полагают, что это было сделано во время второго составления Корана, а именно при Усмане, да будет доволен им Аллах, что он был составлен из тридцати рукописей. Однако мы не смогли найти этому доказательств в работах ранних ученых. Алляма Бадруддин аз-Закарши отмечает, что деление Корана на 30 частей было популярно уже давным-давно, и что это деление было закреплено еще в школах, где учились по рукописным копиям. Таким образом, можно говорить о том, что это разделение появилось после эпохи сподвижников с целью облегчить обучение.

Ахмас и Ашар (группы по пять и по десять)

Другие знаки, появившиеся в записях Корана в первые века Ислама, это знаки خ или خمس после каждых пяти аятов или ع или عشر после каждых десяти аятов на полях рукописи. Первая группа знаков называлась ахмас, а вторая - ашар. По этому поводу у ученых были различные мнения: одни считали эти знаки дозволенными, другие же назвали их порицаемыми. Сложно сказать с какой-либо степенью достоверности, кто именно ввел эти знаки. Согласно одному из мнений, Хаджадж ибн Юсуф был тем, кто ввел их. Другая передача свидетельствует, что это был Аббаси Халифа Ма"мун, по чьему поручению поставлены эти знаки. Ни одно из этих мнений не является доказанным и достоверным, однако эта идея введения ашаров явно существовала во времена сподвижников. Ибн Аби Шайба рассказывает в своем Мусаннафе, что Масрук сказал, что Абдулла ибн Маc"уд считал помещение знаков ашар в рукописи Корана ненавистными - макрух.

Руку ’ или порция

Другим знаком, который стал использоваться позднее и используется по сей день - это знак руку". Они обозначаются знаков ع на полях текста в конце аята. Несмотря на все мои старания, я не сумел обнаружить что-либо достоверное, чтобы установить имя того, кто ввел знак руку" или период когда это было введено. Некоторые говорят, что руку был введен при Саййидуне Усмане, да будет доволен им Аллах, однако нет достоверных доказательств из передач. Однако можно с уверенностью сказать, что цель знака руку - определить примерное число аятов для чтения в одном ракате намаза. Поэтому он и называется руку (дословно поклон), поскольку он обозначает момент в котором нужно сделать поясной поклон во время солята. В Фатава аль-Хиндиййя сказано:

Ученые разделили Коран на 540 руку (порций) и поместили знаки в рукописях, чтобы Коран мог быть завершен в таравих намазах месяца Рамадан в 27-ю ночь.

Румух аль-Авкаф или Знаки остановки

Другим полезным шагом для облегчения чтения и верного произношения (тилява и таджвид) было снабдить аяты знаками, указывающими остановки. Эти значки известны как румуз (знаки) или аляма (символы) авкаф (остановок). Их цель помочь человеку, не владеющему арабским, во время чтения останавливаться в правильных местах и избежать изменения смыслов того или иного аята. Большинство из значков было изобретено Аллямой Абу Абдуллой Мухаммадом ибн Тайфуром Ас-Саджаванди. Подробнее о знаках остановки:

ط: аббревиатура слова вакф мутлак (универсальная остановка). Смысл в том, что в этом месте завершается фраза. Поэтому лучше остановиться.

ج : вакф джаиз (дозволена остановка). Означает, что разрешено остановиться в этом месте.

ز: вакф муджавваз (разрешена остановка). Означает, что остановка дозволена, но предпочтительно не останавливаться.

ص: вакф мураххас (остановка распределения), означает, что высказывание не завершено, но поскольку предложение длинное, то лучше остановиться в этом месте для дыхания, чем где-либо в другом.

م: вакф лязим (обязательная остановка), означает, что если не остановиться, то возможно вопиющее искажение смысла аята. Некоторые муджавиды также называют этот тип остановки вакф ваджиб (обязательная). Отметим, что ваджиб в данном случае не юридический термин и отказ от этого действия не будет грехом. Этот термин подчеркивает, что остановка здесь является самой предпочтительной из всех видов остановок.

لا: ля такиф (буквально "не останавливаться") Указывает на то, что не следует останавливаться в этом месте, однако не означает, что остановка полностью запрещена, поскольку в некоторых местах, где стоит подобный знак, остановка не принесет вреда, и начать чтение со следующего слова также дозволено. Таким образом, верный смысл этого знака: «Если в этом месте произошла остановка, то лучше отойти назад и возобновить чтение с более раннего места. Нежелательным является чтение со следующего слова при остановке в этом месте.

Другие знаки:

مع: Сокращение му"анака. Этот символ ставится на том месте, где один аят имеет два возможных толкования. Согласно одному из них, остановка делается в одном месте, согласно второму - в другом. Таким образом, остановиться следует в одном из двух мест, и если остановка был сделана в первом из них, то остановиться в другом - некорректно. Однако если вообще не остановиться ни в одном из них, то это тоже будет верно. Это также известно как мукабала. Впервые на это было указано имамом Абуль-Фадлем ар-Рази.

وقفة : При виде этого знака, называемого вакф, читающий обязан остановиться на немного дольше, чем при сакте, однако дыхание также не следует прерывать.

قف : Этот символ-слово киф означает - остановись (в повелительном наклонении) и вставляется там где читатель может подумать, что остановка была бы неправильной

صلى : Сокращение для аль-васлу авля, что означает, что предпочтительно васлировать - читать слитно не останавливаясь.

وقف النبي : Вакф ан-наби. Такой знак стоит в тех местах, о которых изветсно из хадисов, что Пророк, солляллаху алейхи уа саллям делал в них остановку.






www.islamisemya.com

Как был сохранен Коран (окончание).

Муфтий Мухаммад Таки Усмани

Облегчение чтения Корана

После упомянутого достижения саййидуны Усмана умма пришла к согласию (иджме) о том, что не дозволено записывать текст Священного Корана любым способом, кроме этого. Вследствие этого с тех пор все рукописи Священного Корана стали записываться в соответствии с рукописью Усмани, и сподвижники и табиины подготовили и широко распространили мусхафы Корана, пользуясь им. Однако эта запись Корана все еще не содержала точек и диакритических знаков, и поэтому неарабы не могли свободно читать его. А поскольку Ислам распространился далеко и широко в неарабские страны, то назревало включение точек и огласовок, чтобы эти люди также смогли спокойно читать. Было принято много шагов для достижения этой цели, короткая история последует ниже.

Появление точек

Среди ранних арабов не было принято ставить точки над буквами (имеется в виду, что س и ش выглядело одинаково – прим. пер.). Писцы просто записывали слова без всяких значков. Люди так привыкли к этому, что не испытывали никаких трудностей в чтении без точек и могли запросто различать между двойственными буквами, исходя из контекста. И более того, многие посчитали бы оскорблением написание точек. Прославленный историк Мада"ини процитировал кого-то:

«Включение множества точек в запись свидетельствует о подозрении пишущего (в грамотности) к адресату»1. Поэтому рукописи саййидуны Усмана были лишены всяких точек, но, в отличие от преобладающей нормы (включение точек посчиталось бы оскорблением - чтобы не подумали, что ты считаешь кого-то неграмотным - прим. пер.), цель их отсутствия была сделать возможным вживление всех массово (мутаватир) переданных способов чтения Корана в один вариант. Однако позднее точки были помещены над буквами для удобства неарабов и менее образованных мусульман. Передаются разные мнения относительно того, кто первым включил эти точки в манускрипт Корана. Некоторые передачи свидетельствуют, что это было завершено Абуль-Асвадом ад-Ду"али2. Другие говорят, что он сделал это по распоряжению саййидуны Али. Третьи говорят, что правитель Куфы, Зийяд ибн Абу Суфьян попросил его сделать это3. Также есть передачи, говорящие о том, что его попросил об этом Абдуль-Малик ибн Марван4. Также есть одна передача о том, что это поручил сделать Хаджадж ибн Юсуф с помощью Хасана аль-Басри, Яхьи бин Яа"мура, Насра ибн Асыма ал-Ляйси5.

Некоторые ученые полагают, что до собирания Корана вообще не существовало понятия точек как такового. Однако алляма Калькашанди (возможно, самый известный ученый в области каллиграфии и почерков) опровергает это мнение - он доказал, что точки были придуманы задолго до этого.

Согласно одному мнению, создателями арабского письма были Мурамар ибн Мура, Аслям ибн Сидра и Амир ибн Джадара из племени Булан. Мурамар придумал формы букв, Аслям разработал методы ломки и составления слов и букв, а Амир - основатель точек6. Другая передача говорит о том, что право первого изобретения точек у Абу Суфьяна ибн Умаййя, дедушки Абу Суфьяна Ибн Харба, который узнал о них от людей из Амбара7.

Таким образом, становится ясно, что точки были изобретены гораздо раньше, чем составление рукописей Корана, однако по различным причинам они не содержали точек. Кто бы ни разместил эти точки на буквах в Коране, не был изобретателем самих точек, а был просто первым человеком, использовавшим их в рукописи Корана.

Диакритические знаки (огласовки)

Также в начале Коран не содержал и огласовок (фатха, касра и дамма). Исторические предания также расходятся относительно того, кто первым стал использовать их. Одни свидетельствуют о том, что это был Абуль-Асвад ад-Дуали. Другие отдают предпочтение Хаджаджу ибн Юсуфу, который как они говорят поручил это задание Яхье ибн Ямуру и Насру бин Асыму ал-Ляйси8. Учитывая все эти сведения, становится очевидным, что диакритические значки были изобретены Абуль-Асвадом ад-Дуали, но они сильно отличались от существующих сегодня. Вместо краткой «а» (фатха) над харфом ставилась точка. Вместо краткого «и» (касра) ставилась точка под харфом, а для краткого «у» (дамма) точка ставилась перед харфом. Для изображения нуннации (танвин) использовалось две точки9. Позднее Халиль ибн Ахмад основал знаки для хамзы (гортанная смычка) и удвоения (ташдид)10. Впоследствии Хаджадж ибн Юсуф попросил Яхью бин Ямура, Насра ибн Асыма ал-Ляйси и Хасана аль-Басри разместить точки и диакритические значки над харфами в Коране. Тогда-то и были разработаны существующие и по сей день диакритические значки, поскольку использование вместо них точек могло быть спутано с точками самих букв.

А Аллах знает лучше.

Ахзаб и маназиль

Среди сподвижников и табиинов было принято завершать чтение всего Корана за неделю. С этой целью они отмечали порции для ежедневного чтения. Каждая из этих порций называется хизб или манзиль (ступень).

Таким образом, Коран был поделен на семь частей, или манзилей, для чтения. Сайиидуна Авс ибн Хузайфа говорит, что однажды спросил сподвижников о том, каким образом Коран поделен на манзили. Они ответили, что первый хизб состоит из трех сур, второй – из пяти, третий – из семи, четвертый из девяти, пятый - из одиннадцати, шестой – из тринадцати, и последний - от суры "Каф" до конца Корана11.

Аджза, или части

Сегодня Коран делится на тридцать частей или аджза (джузов). Это разделение не имеет смыслового значения, а всего лишь помощь для обучающихся. Мы даже замечаем, что иногда граница джузов может находиться на неоконченном высказывании. Сложно сказать о том, кто точно ввел такое деление. Одни полагают, что это было сделано во время второго составления Корана, а именно при Усмане: тогда он был составлен из тридцати рукописей. Однако мы не смогли найти этому доказательств в работах ранних ученых. Алляма Бадруддин аз-Закарши отмечает, что деление Корана на 30 частей было популярно уже давным-давно, и что это деление было закреплено еще в школах, где учились по рукописным копиям. Таким образом, можно говорить о том, что это разделение появилось после эпохи сподвижников с целью облегчить обучение12.

Ахмас и Ашар (группы по пять и по десять)

Другие знаки, появившиеся в записях Корана в первые века Ислама, - это знаки خ или خمس после каждых пяти аятов или ع или عشر после каждых десяти аятов на полях рукописи. Первая группа знаков называлась ахмас, а вторая – ашар. По этому поводу у ученых были различные мнения: одни считали эти знаки дозволенными, другие же назвали их порицаемыми. Сложно сказать с какой-либо степенью достоверности, кто именно ввел эти знаки. Согласно одному из мнений, ввел их Хаджадж ибн Юсуф. Другая передача свидетельствует, что это был Аббаси Халифа Ма"мун, по чьему поручению поставлены эти знаки13. Ни одно из этих мнений не является доказанным и достоверным, однако эта идея введения ашаров явно существовала во времена сподвижников. Ибн Аби Шайба рассказывает в своем "Мусаннафе", что Масрук сказал, что Абдулла ибн Маc"уд считал помещение знаков ашар в рукописи Корана ненавистными – макрух14.

Руку’, или порция

Другим знаком, который стал использоваться позднее и используется по сей день, – это знак руку". Они обозначаются знаков ع на полях текста в конце аята. Несмотря на все мои старания, я не сумел обнаружить ничего достоверного, чтобы установить имя того, кто ввел знак руку", или период, когда это было введено. Некоторые говорят, что руку был введен при саййидуне Усмане, однако нет достоверных доказательств из передач. Но можно с уверенностью сказать, что цель знака руку" – определить примерное число аятов для чтения в одном ракате намаза. Поэтому он и называется руку" (дословно "поклон"), поскольку он обозначает момент в котором нужно сделать поясной поклон во время намаза. В "Фатава аль-Хиндийя" сказано: Ученые разделили Коран на 540 руку" (порций) и поместили знаки в рукописях, чтобы Коран мог быть завершен в таравих намазах месяца Рамадан в 27-ю ночь15.

Румух аль-авкаф, или знаки остановки

Другим полезным шагом для облегчения чтения и верного произношения (тилява и таджвид) было снабдить аяты знаками, указывающими остановки. Эти значки известны как румуз (знаки), или аляма (символы) авкаф (остановок). Их цель - помочь человеку, не владеющему арабским, во время чтения останавливаться в правильных местах и избежать изменения смыслов того или иного аята. Большинство из значков было изобретено Аллямой Абу Абдуллой Мухаммадом ибн Тайфуром ас-Саджаванди16.

ط: Аббревиатура слова вакф мутлак (универсальная остановка). Смысл в том, что фраза завершается на этом месте. Поэтому лучше остановиться.

ج : Вакф джаиз (дозволена остановка). Означает, что разрешено остановиться в этом месте.

ز: Вакф муджавваз (разрешена остановка). Означает, что остановка дозволена, но предпочтительно не останавливаться.

ص: Вакф мураххас (остановка распределения). Означает, что высказывание не завершено, но поскольку предложение длинное, то лучше остановиться в этом месте для дыхания, чем где-либо в другом17. م: Вакф лязим (обязательная остановка). Означает, что если не остановиться, то возможно вопиющее искажение смысла аята. Некоторые муджаввиды также называют этот тип остановки вакф ваджиб (обязательная). Отметим, что ваджиб в данном случае не юридический термин и отказ от этого действия не будет грехом. Этот термин подчеркивает, что остановка здесь является самой предпочтительной из всех видов остановок18. لا: Ля такиф (буквально: "не останавливаться") Указывает на то, что не следует останавливаться в этом месте, однако не означает, что остановка полностью запрещена, поскольку в некоторых местах, где стоит подобный знак, остановка не принесет вреда, и начать чтение со следующего слова также дозволено. Таким образом, верный смысл этого знака: «Если в этом месте произошла остановка, то лучше отойти назад и возобновить чтение с более раннего места. Нежелательно читать со следующего слова при остановке в этом месте19.

Что касается происхождения этих знаков, то, вне всякого сомнения, доказано, что их придумал Алям Саджаванди. Кроме этих знаков, есть также другие знаки, встречающиеся в мусхафах Корана.

Например:

مع: Сокращение му"анака. Этот символ ставится на том месте, где один аят имеет два возможных толкования. Согласно одному из них, остановка делается в одном месте, согласно второму – в другом. Таким образом, остановиться следует в одном из двух мест, и если остановка был сделана в первом из них, то остановиться в другом – некорректно. Однако если вообще не остановиться ни в одном из них, то это тоже будет верно. Это также известно как мукабала. Впервые на это было указано имамом Абуль-Фадлем ар-Рази20.

سكتة : Это символ для сакты (паузы). Означает, что здесь нужно остановиться, оборвав голос, но не дышать. Обычно такой знак ставиться там, где в случае ассимилированного (слитного) чтения возникает ошибка – искажение значения.

وقفة : При виде этого знака, называемого вакф, читающий обязан остановиться на немного большее время, чем при сакте, однако дыхание также не следует прерывать.

ق : Сокращение для кыля аляйхи-ль-вакф. Означает, что одни муджаввиды считают, что здесь должна быть остановка, другие – нет.

قف : Этот символ - слово киф - означает "остановись" (в повелительном наклонении) и вставляется там, где читатель может подумать, что остановка была бы неправильной

صلى : Сокращение для аль-васлу авля. Означает, что предпочтительно васлировать – читать слитно, не останавливаясь.

صل : Сокращение для кад юсалю. Означает: «Некоторые останавливаются здесь», - в то время, как другие предпочитают не прерывать чтение.

وقف النبي : Вакф ан-наби. Такой знак стоит в тех местах, о которых известно из хадисов, что Пророк делал в них остановку.

Печатание Корана

До наступления времени печатных станков все копии Корана делались рукописно. Для этой задачи в каждое время существовала целая группа каллиграфов, чьей единственной целью в жизни было записывать Коран. Огромные усилия, приложенные мусульманами для усовершенствования записи Корана, и их глубокая душевная привязанность и увлеченность имеют длинную и интересную историю, которая требует отдельной работы.

После изобретения печатных станков, Коран был впервые напечатан в Гамбурге в 1113-м году по хиджре, его копия до их пор хранится в Дар аль-Кутуб аль-Мисрийя. Позднее несколько востоковедов устраивало напечатание копий Корана, однако исламский мир не воспринял их. Мауля Усман был первым мусульманином, напечатавшим Коран в Петербурге в 1787-м году. Другая копия Корана была напечатана также в России, но уже в Казани. В 1828-м году в иранском Тегеране Коран был напечатан офсетно на каменных плитках, с тех пор печатные Кораны стали нормой21.

darulfikr.ru

Ислам и Семья


Мусульманка Тамми Амбел из США построила свой косм...


Власти Китая приняли неожиданное решение относител...

В Дании модельное агентство решило принять на рабо...



Ас-саляму алейкум. Наступил новый год по Хиджре. М...


Ас-саляму алейкум. Как считается правильным отмеча...


Мусульманский центр Шри-Ланки провел день открытых...

Группа археологов из университета Кувейта обнаружи...

islamisemya.com

Знаки в Коране для мудрых людей

Коран часто ссылается на различные естественные явления, наполняя человека вдохновением и побуждая его задуматься.

К примеру, в аяте №164 суры аль-Бакара сказано: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих».

Священный Коран в цифрах

Выражение "семь небес " упоминается 7 раз. Фраза "сотворение небес " также повторяется 7 раз.

СЕМЬ НЕБЕС (саба" самауат) - 7 раз.

СОТВОРЕНИЕ НЕБЕС (халаку"с самауат) - 7 раз

В то время как слово "день " (йаум) в единственном числе повторяется 365 раз. Слово "дни" (аййам, йаумаин) во множественном числе повторяется 30 раз. Слово "месяц " (шахр) повторяется 12 раз .

ДЕНЬ (йаум) - 365 раз

ДНИ (аййам, йаумаин) - 30 раз

МЕСЯЦ (шахр)- 12 раз

Число повторений слов "растение " и "дерево " одинаково: 26.

РАСТЕНИЕ - 26 раз – четное число.

ДЕРЕВО - 26 раз

В то время, как слово "наказание" приводится 117 раз , слово "прощение", являющимся доминирующим нравственным повелением и принципом Корана, повторяется ровно в 2 раза больше, то есть 234 раза.

НАКАЗАНИЕ- 117 раз

ПРОЩЕНИЕ - 234 раза

При подсчете слов "скажи" получаем результат 332 . При подсчете слов "сказали" получается тот же результат.

″СКАЖИ″ - 332 раза

″СКАЗАЛИ″- 332 раза

Совпадает и количество слов "земная жизнь" и "иная, вечная жизнь": 115 .

ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ - 115 раз

ИНАЯ, ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ - 115 раз

Слово сатана (шайтан) употребляется в Коране 88 раз . Слово "ангел" также повторяется 88 раз .

САТАНА - 88 раз

АНГЕЛ - 88 раз

Слово "вера" (имеется в виду использование этого слова вне словосочетаний) употребляется в Коране 25 раз , и слово "неверие, безбожие" также употребляется 25 раз .

ВЕРА - 25 раз

НЕВЕРИЕ- 25 раз

Слова "Рай" и "Ад" повторяются одинаковое количество раз - 77 .

РАЙ - 77 раз

АД - 77 раз

Слово "пожертвование" (закят) употребляется 32 раза, слово "благоденствие" также употребляется 32 раза.

ПОЖЕРТВОВАНИЕ - 32 раза

БЛАГОДЕНСТВИЕ (барака) - 32 раза

Слово "благие" (абрар) повторяется 6 раз , тогда как слово "дурные" (фуджар) повторяется в 2 раза меньше - 3 раза.

БЛАГИЕ - 6 раз

ДУРНЫЕ - 3 раза

Слова "лето-жара", а также слова "зима-холод" употребляются одинаковое количество раз: 5.

ЛЕТО+ЖАРА - 1 + 4 = 5 раз

ЗИМА+ХОЛОД - 1 + 4 = 5 раз

Слово "вино" (хамр) и "опьянение" (сакара) повторяются одинаковое количество раз: 6 .

ВИНО - 6 раз

ОПЬЯНЕНИЕ - 6 раз

Равное число раз встречаются слова "уразуметь" и "просветление" - 49 .

УРАЗУМЕТЬ - 49 раз

ПРОСВЕТЛЕНИЕ- 49 раз

Слова "речь" и "проповедь" употребляются одинаковое количество раз: 25 .

РЕЧЬ - 25 раз

ПРОПОВЕДЬ - 25 раз

Слова "польза" и "нарушение" употребляются одинаковое количество раз: 50 .

ПОЛЬЗА - 50 раз

НАРУШЕНИЕ - 50 раз

Количество повторов слов "деяние" и "воздаяние" одинаково: 107 .

ДЕЯНИЕ - 107 раз

ВОЗДАЯНИЕ - 107 раз

Слова "любовь" и "послушание" повторяются равно: 83 раза.

ЛЮБОВЬ - 83 раза

ПОСЛУШАНИЕ - 83 раза

Слова "возвращение" и "бесконечный" повторяются в Коране по 28 раз.

ВОЗВРАЩЕНИЕ - 28 раз

БЕСКОНЕЧНЫЙ -28 раз

Слова "бедствие" и "благодарение" в Коране повторяются одинаковое количество раз: 75 .

БЕДСТВИЕ- 75 раз

БЛАГОДАРЕНИЕ - 75 раз

Слова "солнце" (шамс) и свет (нур) повторяются в Коране одинаковое количество раз: 33 . (При подсчете учитывалось слово "нур" встречающееся в именительном падеже).

СОЛНЦЕ (шамс) - 33 раза

СВЕТ (нур) - 33 раза

Выражение "Направляющий на Праведный путь" (Альхуда) и слово "милость" (рахмат) встречается равное количество раз: 79 .

НАПРАВЛЯЮЩИЙ НА ПРАВЕДНЫЙ ПУТЬ - 79 раз

МИЛОСТЬ - 79 раз

Слово "покой, умиротворение" встречается столько же раз, что и слово "тягота, мука": 13

ПОКОЙ, УМИРОТВОРЕНИЕ -13 раз

ТЯГОТА, МУКА - 13 раз

Слова "мужчина" и "женщина" повторяются равное количество раз: 23 .

Что примечательно, число 23, то есть число повторов слов "мужчина" и "женщина" в Коране, является также и числом хромосом, участвующих в формировании эмбриона человека, которые доставляются в организм матери семенем отца. Число хромосом, участвующих в формировании будущего ребенка, в свою очередь равно 46, то есть по 23 хромосомы отца и матери.

ЖЕНЩИНА - 23 раза

МУЖЧИНА - 23 раза

Слова "предательство" и "мерзость" повторяются равное количество раз: 16 .

ПРЕДАТЕЛЬСТВО - 16 раз

МЕРЗОСТЬ - 16 раз

Научный феномен в Коране

Слово "суша" во всем тексте Корана встречается 13 раз, слово "море" - 32 раза. Сумма повторов этих двух слов равна 45 . Поразителен такой факт: Если разделить количество повторов слова "суша", то есть 13 на это общее количество, то получится процентное соотношение 28,88888889%. Если же разделить количество повторов слова "море", то есть 32 на общее число 45, то получится соотношение 71,11111111%.

Поразительное совпадение, эти цифры 28,8% и 71,1% являются научно установленными процентными соотношениями суши и воды на планете Земля.

СУША -13 раз, 13/45=28,88888889%

МОРЕ - 32 раза - 32/45=71,11111111%

ВСЕГО - 45 раз, - 100%

Слово «вера» (аль-иман) 811 раз. Слово «наука» (аль-‘ильм) и слова, производные от него, повторяются 782 раза, а синоним аль-‘ильм - аль-ма‘рифа («знание») - 29 раз. Таким образом, «наука», «знание» и производные от них слова повторяются в Священном Коране 811 раз, то есть ровно столько же, сколько повторяется «вера» и слова, производные от него.

Слово «религия» (ад-дин) и производные от него слова повторяются в Священном Коране 92 раза. Столько же повторяется и слово «мечети» (аль-масаджид) и его производные.

Вечная тайна Корана

Скажи: «Если соберутся люди и джинны для того, чтобы создать что-либо подобное сему Корану, то они не создадут ничего, ему подобного, даже если одни из них будут другим помощниками» (Коран. Сура «аль-Исра’» 17:88)

ИУДЕЙСКИЕ СИМВОЛЫ

Звезда Давида

На иврите «Звезда Давида» называется «Маген Давид», что буквально переводится как «Щит Давида». Видимо, это связано с легендой, которая гласит, что Любимый Царь Израиля носил шестиконечную звезду на своем щите, хотя этому и нет никаких доказательств.

Звезда Давида использовалась в Израиле во времена римского правления, нопохоже, что символом иудаизма она стала только в последние века. В 17 веке появилась традиция изображения звезды Давида на стенах синагог, чтобы пометить их как еврейские молитвенные дома, однако неясно, почему был выбран именно этот символ. В наши дни Звезда Давида - это общепризнанный символ евреев. Она изображена на знамени государства Израиль, а израильская версия Красного Креста называется «Маген Давид Адом» («Красная Звезда Давида»).

Каббала и Звезда Давида

В каббале два треугольника символизируют свойственную человеку дуальность: добро против зла, духовное против физического и так далее. Треугольник, направленный острием вверх, символизирует наши добрые дела, которые поднимаются на небеса и вызывают поток благодати, нисходящий обратно в этот мир(что и символизирует треугольник, направленный вниз). Иногда Звезду Давида называют Звездой Творца и связывают каждый из ее шести концов с одним из дней недели, а центр – с субботой.

Щит Великого Царя Давида

В древнем иврите (во времена правления царя Давида) имя Давид состояло из трех букв: Далет, Вав, Далет, и буква Далет изображалась как треугольник. Царь Давид использовал шестиконечную звезду как подпись (два треугольника из его имени). Средняя буква Вав значит шесть – шестиконечная звезда. Шесть лучей звезды символизируют, что Бог правит миром и защищает нас со всех сторон: с севера, с юга, с востока, с запада, сверху и снизу. Царь Давид изобразил этот символ на своем боевом щите как Божий знак.

Ана Бе-Коах

Молитву «Ана бе-Кóах» написал в первом веке н.э. великий каббалист рабби Нехония. Эта молитва была написана в соответствии с 70 Именами Бога – термином, связанным с Авраамом. «Ана бе-Коах» состоит из семи строк, и в каждой строке шесть слов. Если взять первую букву каждого из слов, получится 42-буквенное Имя Бога. Сочетание букв «Ана бе-Коах» скрыто в первых 42 буквах Книги Бытия (от слова БЕРЕШИТ до слова ВАВОХУ). Эти буквы заменяются при помощи тайной каббалистической техники.

Сон Давида

Эта модель была создана после того как Давиду приснился необычный сон. Вот что он о нем рассказывает: «Во сне я был в очень темном месте. Я был связан и не мог пошевелиться. Я пытался кричать, но у меня не было голоса. Это было очень страшно. Тогда в моем сознании всплыла молитва “Ана бе-Коах”. Я начал мысленно читать ее, и, когда дошел до третьей строки, все исчезло и я проснулся». Каббалисты используют молитву «Ана бе-Коах» для защиты, исцеления и гармонизации.

Пять металлов

«Носителю этого кольца будет сопутствовать невероятная удача».

«Сефер Рефуа ве-Хаим» («Книга Исцеления и Жизни»)

Дизайн кольца «Пять металлов» основан на древней каббалистической формуле для защиты и успеха, записанной в «Сефер Рефуа ве-Хаим» («Книга Исцеления и Жизни»). Такое кольцо делается всего раз в месяц (или два, в зависимости от месяца), с часу ночи до шести утра, чтобы привлечь влияние Юпитера.

В древнем каббалистическом тексте сказано, что секрет успеха кольца «Пять металлов» в том, что в особое время, когда изготавливается кольцо, привлекается влияние Юпитера. Юпитер – планета развития и роста, и сила успеха мощнее всего в то время, когда изготавливается это кольцо.

Верхняя часть кольца «Пять металлов» –чистое золото. Под ним есть слой свинца и олова, а последний слой – медь. Само кольцо сделано из серебра.

Звезда Давида «Маген-Давид»

Уникальный кулон «Маген Давид» украшен стихом из 91-го Псалма:

10. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.

11. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих.

13. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею.

В этом псалме говорится о защитных словах для разных ситуаций. Кулон «Маген Давид» с этой цитатой сделан специально для защиты.

Имя Бога

Что такое 72 Имени Бога? В иудаизме у Бога нет имени, так как Ему невозможно дать определение. Слово ЭЛОХИМ (Бог) состоит из слов ЭЛЬ, ЭЛА и ЭЛИМ (Бог, Богиня, Боги). Слово ИЕГОВА (Бог) состоит из слов ХАЙЯ, ХОВЕ, ЙИХЬЕ, то есть «то, что было, есть и будет». Это Имя указывает нам, что наше восприятие времени как прошлого, настоящего и будущего, – иллюзия.

В еврейской традиции есть формула (Имя), которая дает полное определение Бога. Она состоит из 216 букв. Это Имя взято из текста Книги Исход (глава 14):

19. И двинулся ангел Божий, шедший пред станом израильтян, и пошел позади них; двинулся столп облачный от лица их, и стал позади них.

20. И встал между станом египтян и станом израильтян. И было облако и тьма всю ночь, и в ту ночь не сблизились они (одни с другими).

21. И простер Моисей руку над морем. А Господь всю ночь насылал на море сильный восточный ветер, превращая море в сушу. И расступились воды.

Если разделить 216 букв этого текста на тройки, мы получим 72 трехбуквенных сочетания. Есть много рассказов об особых силах этих сочетаний. В еврейской традиции не говорится о каких-то особых силах этих Имен по отдельности. Только сочетание всех 72 Имен в определенном порядке раскрывает тайну. Это формула, общая для всего сущего.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Новый Завет. Сравнение – «я» и «все остальное»

Кулон «Слово Божие» содержит концепцию сотворения вселенной, основанную на каббале и принципах космического сознания.

Кулон «Слово Божие» имеет форму полой сферы или пузыря, символизирующего процесс, при помощи которого Творец создал сознание во всех живых существах. Я понимаю текст Торы так: вселенная была создана из бесконечной пустоты, где была «тьма над бездною». Пустота –это и есть Творец, у которого нет ни тела, ни формы, ни определения. Полая сфера – идеальный способ разли чать внешнее и внутреннее. Это заставляет сравнивать то, что внутри, с тем, что снаружи, «я» со «всем остальным».

«Узнал я, что Слова – это сила, отпирающая планы, что скрыты от человека».

«Изумрудные Скрижали Тота-Атланта»

Шесть направлений, три измерения по кругу, вокруг кулона, выгравировано слово «Берешит» («Вначале»). Это слово разделено на две части так, что получается фраза на древне арамейском языке: «Барашит», что есть «Сотворил шесть». Это относится к проекции, созданной Творцом в пустоте в каждом из шести направлений, чтобы получилось трехмерное пространство. На одной стороне кулона «Слово Божие» изображена ивритская буква «Пе», что буквально переводится как «рот». В Книге Бытия Творец «говорит», создавая мир. На другой стороне кулона изображено ивритское слово «Ва-Йомер» («Исказал [Господь]»). Это символ священных слов, произнесенных при Сотворении Мира.

Кулон «Слово Божие» должен дать своему носителю ощущение единства и святости.

Дерево жизни

Дерево Жизни – один из наиболее известных символов сакральной геометрии. Структура Дерева Жизни связана с освященными учениями еврейской каббалы, но встречается также и в других традициях, например, в Древнем Египте. Дерево Жизни объясняется в «Сефер Йецира» («Книга Творения»).

В этой книге творение описано как процесс, использующий 10 сфирот Бога-Творца и 22 буквы ивритского алфавита. 10 сфирот и 22 буквы составляют «32 пути к тайной мудрости».

Кулон «Дерево Жизни» имеет форму ключа к Божественному творению. Форма Дерева Жизни идеально накладывается на Семя Жизни и Цветок Жизни. Дерево Жизни используется как знак единства и любви.

Защита и здоровье

Символ хамса известен в исламских сообществах как рука Фатимы или глаз Фатимы, а в еврейской традиции – как рука Мирьям или ладонь Хамеш. Хамса – это древний талисман, защищающий от сглаза, «рука защиты» или «Длань Божья». Часто изображение руки стилизовано, это ладонь с тремя поднятыми пальцами и двумя симметричными большими пальцами по бокам. Этот символ используют в амулетах, талисманах, украшениях, его вешают у входа в дом, в машине и вдругих местах, чтобы защититься от сглаза.

Считается, что хамса появилась раньше ислама. Этот символ использовался в пунической религии, где ассоциировался с Танит. Исламская культура связывает этот символ с Фатимой Захрой, дочерью пророка Мухаммеда. В Израиле и еврейской культуре этот символ чаще всего называют хамса и никак не связывают его с исламом. Некоторые говорят, что пять пальцев символизируют пять книг Торы или пять столпов ислама, но такие коннотации могли возникнуть позже и наложиться на символ, который, весьма возможно, древнее обеих религий.

Символ благословения, плодовитости и защиты.

Кулон «Семя Жизни» можно носить как символ защиты для беременных. Он помогает создавать новые идеи и открывать новые пути в жизни.

Семя Жизни – это символ семи дней Творения. Это ступень в создании Цветка Жизни – геометрической формы, которая символизирует всю вселенную.

Семя Жизни используется во всех религиях, и его можно увидеть в разных местах – в синагогах, в церквях, в каббалистических молитвенниках и, конечно, в Египте, в древнем храме Озириса в Абидосе.

Благословение священника

Было передано Моисею, когда он закончил подготовку скинии во время путешествия сынов Израиля по пустыне. Благословение было дано Моисею, чтобы защитить Израиль от сглаза. Это благословение дает духовную защиту и изобилие.

Благословение священника передавалось из поколения в поколение, включая тайны, связанные с количеством букв в благословении и точным способом его произнесения. Произнося это благословение, Коэн (священник) поднимает руки ладонями наружу, так, что большие пальцы соприкасаются. Четыре другие пальца на каждой руке делятся на две пары (таким образом, рука обретает форму буквы ШИН).

Вот перевод этого благословения: «Да благословит и защитит тебя Господь. Да сияет тебе лик Господа, да будет Он благостен к тебе. Да повернет Господь к тебе лицо Свое и даст тебе мир».

Благословение священника – древнейший еврейский талисман. Оно дает защиту и духовное изобилие.

ПОЛУМЕСЯЦ —ИСЛАМСКИЙ СИМВОЛ?

Из Его знамений - день и ночь, солнце и луна. Не делайте земной поклон (тасджуду) перед солнцем и луной, а делайте земной поклон (уасджуду) перед Тем, Кто сотворил их, если вы Его почитаете! (Коран, перевод 41:37)

Традиционно общепринятым символом Ислама на сегодняшний день принято считать полумесяц. Ниже приведены факты и мнения, проливающие свет на то, чем на самом деле является символ полумесяца.

Являются ли полумесяц и звезда символами Ислама? За долгую историю образ Ислама и мусульманское сознание смешалось с огромным количеством окружавших его норм, традиций и стереотипов. Одним из таких символов, плотно увязываемых с нашей религией, по утверждениям историков, является полумесяц и звезда.

Версии происхождения символа

Многие мусульмане сами пытаются найти объяснение символам полумесяца и звезды. Некоторые утверждают, что полумесяц связан с хиджрой Пророка Мухаммада, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По их словам, в эту ночь на небе был полумесяц. По другим версиям, полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда – пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв.

Однако все это далеко от истины. В мусульманском мире имеет хождение в качестве символа не только пятиконечная звезда, но и восьмиконечная, семиконечная и даже шестиконечная, которая совершенно несправедливо считается символом Иудаизма. Как заявляют мусульманские историки, символы полумесяца и звезды были известны человечеству за несколько тысяч лет до Пророка.

Мухаммада. Точно проследить их происхождение затруднительно. Но большинство специалистов согласны с тем, что эти древние символы небесных светил почитались еще древними народами Центральной Азиии Сибири, поклонявшимися солнцу, луне и небу.Существуют также исторические свидетельства относительно того, что полумесяц и звезду использовали в античности для обозначения карфагенской богини Танит или греческой богини охоты Артемиды (в римском варианте – Дианы). Кроме того, еще до появления Христианства полумесяц своим символом принял древний Византий.

Этот город в последствии получил название Константинополя, а после овладения им мусульманами – Стамбул. По некоторым сообщениям, полумесяц был выбран римлянами для Византии в честь богини Дианы. По другим данным, этот символ восходит к битве, в которой римляне победили готов в первый день лунного месяца.

Заимствование символа мусульманами

В первые годы и века своего появления в мусульманской общине не было никакого общепринятого символа для обозначения Ислама или мусульманского государства. Во время Пророка Мухаммада, над мусульманскими караванами и армиями развевались простые флаги однотонных расцветок – черные, зеленые или белые.

В фундаментальных мусульманских источниках ничего не говорится о том, что является символом Ислама. Он универсален и глобален - поэтому идея какого-то отдельного символа Исламу в определенном смысле чужда.

Даже более поздние поколения мусульман продолжали использовать для обозначения различных боевых подразделений простые полотна черного, белого или зеленого цвета, без определенной утвержденной или общепринятой символики, разметки или надписей. Так продолжалось вплоть до того момента, пока перехватившие власть в Халифате турки не заняли Константинополь в 1453 году. После этого они переняли у византийцев прежний флаг и символ, на котором как раз и была изображена эмблема города – полумесяц. На данный счет существует легенда, согласно которой основатель Османской империи Осман увидел сон, в котором полумесяц простирался от одного конца земли до другого. Осман воспринял этот сон в качестве доброго предзнаменования, и решил сохранить полумесяц и сделать его символом своей династии. За сотни лет существования Империи в сознании мусульман и немусульман полумесяц начал устойчиво ассоциироваться с самим Исламом и его приверженцами. Хотя он был всего лишь символом османской династии, а никак не самой религии Единобожия.

Полумесяц в доисламской истории

Хорошо известен факт, что полумесяц был символом религии лунного бога, как в Аравии, так и всюду на Ближнем Востоке в доисламские времена. Археологи обнаружили многочисленные статуи и иероглифические надписи, в которых полумесяц был помещен на вершине головы божества, чтобы отобразить в символической форме культ лунного бога. Интересно, в то время как Луне поклонялись, как женскому божеству на всём Древнем Ближнем Востоке, арабы рассматривали её, как мужское божество.

В Месопотамии Шумерскому богу Нанне, названному аккадцами “Син”, поклонялись в особенности в Уре, где он был главным богом города, и также в городе Харран в Сирии, который имел близко религиозные связи с Уром. Тексты угаритов показали, что там лунному божеству поклонялись под именем Ур. На памятниках бог представлен символом полумесяца. В Хацоре, в Палестине в маленькой святыне ханнанеев позднего бронзового века была обнаружена стела из базальта, изображавшая две поднятые руки, как будто, в просьбе к полумесяцу, указывая на то, что святыня была посвящена лунному богу. Культ звездного божества, вместо Бога, был всегда искушением, перед которым стояли израильтяне. Не превыше ли небес Бог? (Иов 22:12).

Всюду на Ближнем Востоке археологи обнаружили храмы лунного бога. От гор Турции до плёсов Нила, самой широкораспространенной религией древнего мира был культ лунного бога. Шумеры, первая грамотная цивилизация, оставил и множество глинянных табличек, описывающих их религиозные верования. Древние шумеры поклонялись лунному богу, который имел много различных имён. Самыми популярными были: Нана, Суен, и Асимбаббар. Их общим символом был полумесяц. Учитывая количество артефактов, относящихся к культу лунных богов, ясно, что это была доминирующая религия в Шумерии. Культ лунного бога был самой популярной религией по всюду в древней Месопотамии. В древней Сирии и в Канне, лунный бог Син обычно изображался луной в ее возрастающей фазе. Иногда, полная луна помещалась внутри полумесяца, чтобы подчеркнуть все фазы луны. Богиня солнца Тне была женой Сина, а звезды были их дочерями. Например, Иштар была дочерью Сина. Фактически, всюду в древнем мире символ полумесяца может быть найден на оттисках, стелах, глиняной посуде, амулетах, глиняных табличках, цилиндрах, весах, сережках, стенных фресках, и так далее. В Тель-Эль-Обейде, был найден медный теленок с полумесяцем на лбу.

В Уре, на стеле Ур-Намму поместили символ полумесяца над богами, потому что лунный бог был главой богов. И даже хлеб, напоминающий круассан, был испечен в форме полумесяца, как акт преданности лунному богу.

Жертвы лунному богу описаны в текстах Рас Шамры. В текстах угаритов, лунного бога иногда называли Кусу. В Персии, также как в Египте, лунный бог изображен на стенных фресках и в заголовках уставов. По убеждению язычников, он был судьей людей и богов.

В 1950г. главный храм лунному богу был раскопан в Хацоре в Палестине. Были найдены два идола лунного бога. Каждый был статуей человека, сидящего на троне с полумесяцем, вырезанным в его груди. Сопровождающие надписи поясняют, что они были идолами лунного бога. Несколько найденых статуй меньшего размера, были идентифицированы по надписям на них, как дочери лунного бога. В 1940 г., археологи Г. Катон Томпсон и Карлтон С. Кун сделали несколько удивительных открытий в Аравии. Ими были собраны тысячи надписей со стен и скал. Были обнаружены барельефы и жертвенные чаши, используемые в культе “дочерей Бога”. Эти три дочери иногда изображаются вместес Богом, представленным над ними полумесяцем.

Когда другие жители аравийского полуострова – древние евреи, впадали в идолопоклонство, то это обычно был культ лунного бога. Во времена Ветхого Завета, Набонид, последний царь Вавилона, построил Тайму в Аравии, как центр культа лунного бога.

Современные исследования еврейского царства Хим’ар, находившегося на территории Саудовской Аравии, и покоренного в эпоху подъема Ислама, показывают, что полумесяц использовался и в древнееврейских культах.

Особенно часто он использовался идумеями, перешедшими в иудаизм. Ими проводились календарные расчеты, с помощью которых вычислялось новолуние (его изображали в виде полумесяца), о чем объявляли в храмах. Идумеи-прозелиты перенесли этот символ в Иорданию, а затем – на восток, в Саудовскую Аравию, куда их вытеснили римляне, вторгшиеся в 135 г.н.э. Царь-прозелит Йосеф дху Нувас был последним еврейским царем, правившим в Саудовской Аравии. Его войско было разгромлено во времена раннего Ислама.

Помимо перечисленных примеров лунной символики, нельзя не сказать и о мире исламского искусства, где полумесяц - неотъемлемая часть символики изображений, в том числе религиозных. Многочисленные исторические сведения о полумесяцев Исламе говорят о том, что это был не столько религиозный символ, сколько династический, а средневековые авторы чаще говорят о полумесяце на знамёнах, чем на мечетях.

Надо ли избавляться от полумесяца?

Некоторые мусульмане, знакомые с историей появления полумесяца в исламской культуре, полностью отвергают его, как древний языческий знак.

По этому вопросу американский исламский проповедник шейх Юсуф Эстес, директор сайта IslamTomorrow заявляет, что, действительно, звезды и полумесяц не являются частью религии Ислама. Он также напоминает, что в прошлом они являлись символом лишь османской династии, но никак не самого Ислама. С его слов, если Ислам запрещает создавать культ кого-либо и чего-либо, помимо Бога, будь то люди, животные, деревья, небесные светила, то превращение определенного символа в нечто священное также недозволенно.

Действительно, Ислам, как известно, пришел в этот мир, чтобы установить чистое Единобожие и избавить человека от поклонения и почитания идолов и языческих традиций. С этой целью Посланник Бога низверг всех мекканских и аравийских истуканов и идолов, призвав людей отвергать все, что примешивается к чистому вероучению религии Одного Бога.

Но при этом следует помнить, что нововведения запрещены только в некоторых сферах вероубеждения, нравственности и Шариата, строго регламентированных Кораном. Остальные аспекты человеческой жизни открыты для дальнейшего развития, переосмысления, а также для заимствования чужого, в том числе и не имеющего обоснования в исламских текстах, опыте и культуре. Оттого вполне справедливо еще раз подчеркнуть, что считать полумесяц символом Ислама не обоснованно. Но при этом использовать его в качестве символа той или иной династии, или даже страны, как это сделал султан Осман, ни в коем случае не является зазорным.

Именно так и нужно воспринимать использование полумесяца в качестве символа современной Турции, использование пальмы и скрещенных сабель в качестве символа Саудовской Аравии, а, например, нефтяной вышки – в качестве символа Азербайджана. В этом отношении мусульмане могут использовать любые символы, которые не противоречат Исламу.

Исторический анализ показывает, что полумесяц как символ, во многом имеет глубокие языческие корни. Возможно, это может показаться не так уж важным, но, обладая информацией от Бога, верующему человеку, вероятно, придется пересмотреть свои взгляды по этому поводу.

Хотелось бы напомнить, что слово мечеть образовано от арабского слова «саджада», которое переводится, как падать ниц, кланяться. В прямомп ереводе мечеть означает место земного преклонения. В Коране же Бог повелевает следующее:

Из Его знамений - день и ночь, солнце и луна. Не делайте земной поклон (тасджуду) перед солнцем и луной, а делайте земной поклон (уасджуду) перед Тем, Кто сотворил их, если вы Его почитаете! (Коран 41:37).

Естественно, ни один из прихожан не скажет, что он падает ниц перед луной, а напротив, преклоняется перед Богом. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что в приведенном аяте, Бог предостерегает от действия, т.е. от земного поклонения. Ведь православные богословы также оправдывают наличие в церкви икон, говоря, что верующие поклоняются не им, а Богу. Для многих, иконы являются лишь символами христианской веры.

Господь наш! Не уклони наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий! (3:8)

Бог сотворил мир и человека и сделал первого человека, Адама, и первым пророком. И в последующем Он отправлял к сынам Адама пророков, чтобы указать им правильную дорогу. Для подтверждения пророческой миссии Бог наделял пророков способностью совершать чудеса

До Мухаммада все пророки были посланы отдельным народам. Однако миссия Мухаммада - Ислам - предназначена для всего человечества. Поэтому Аллагь сделал чудеса Мухаммада отличными от чудес пророков, пришедших до него.

Чудеса пророков до Мухаммада видели их современники и ближайшие последователи. Так, например, трость Моисея (Мусы, мир ему) превратилась в змею, а Иисус (Иса, мир ему) оживлял мертвых. Эти чудеса видело много людей – современников этих пророков, но другие люди увидеть эти чудеса не могут, поскольку они были привязаны к конкретному месту и времени. Мухаммад же является последним пророком вплоть до Судного дня, и поэтому Аллагь сделал его чудо неисчезающим. Таким неисчезающим чудом является Коран.

Каким только исследованиям не подвергался Коран со стороны врагов Ислама, но всегда они вынуждены были признать, что Коран совершенен со всех точек зрения, в любом ракурсе. Одни изучали его как литературное, поэтическое произведение, другие - с точки зрения различных сведений, содержащихся в Коране, и их соответствия современным научным данным, третьи - его буквенные и числовые параметры и т.д. Но никому еще не удалось найти никакого изъяна в Коране. Для мусульман это естественно, ибо Коран - это Речь Всевышнего Бога. В связи с этим возникает вопрос: что бы стало, например, с Библией, если бы ее подвергли такой проверке?

Коран - это чудо, которое существует века, и люди могут изучать его. Всевышний сказал: “Спроси: какое свидетельство самое достоверное? Скажи: Аллагь - Свидетель между мной и вами, и дан в откровение мне этот Коран, чтобы я увещевал им вас и тех, до кого он дошел”. (Сура “Скот”, аят 19).

Аллагь являет знамения, “чтобы узнали те, кому даровано знание, что (Корана) - это истина от твоего Господа; чтобы они уверовали в Него и покорились пред Ним сердца их” . (Сура “Хадж”, аят 54).

Аллагь сделал Мухаммада посланником для миров, сказав: “Мы послали тебя только как милость к мирам”. (Сура “Пророки”, аят 107). Он является посланником как для простого человека, так и для современного ученого. Он - посланник на все времена.

Природа чуда Корана состоит в знании, в частности, в содержащихся в нем научных данных. Всевышний сказал: “Но Аллагь свидетельствует о том, что низведенное тебе Он низвел по Своему знанию”. (Сура “Женщины”, аят 166).

Современные исследователи, профессора университетов и мыслители изучают содержащиеся в Книге Аллагьа научные сведения.

В современную эпоху ученые достигли значительных успехов в познании человека и изучении Вселенной и бытия. Но Священный Коран открыл людям некоторые тайны человеческой природы и Вселенной более четырнадцати веков назад.

В области эмбриологии

а) Всевышний сказал: “Мы уже сотворили человек из эссенции глины, потом Мы поместили его каплей (нутфа) в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови, из сгустка крови - кусок мяса (мудга), потом создали из этого куска кости (изам), и потом облекли кости мясом (ляхм), потом Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллагь, лучший из творцов!” (Сура “Верующие”, аяты 13-14).

Стадии зарождения и развития человека описываются в Коране с большой точностью. Так, отмечено, что “нутфа” (капля) превращается в “алака” (пиявку). Оплодотворенная яйцеклетка после начала своего деления действительно напоминает по форме именно пиявку, насыщенную кровью, так как к концу 3-ей недели развития в зародыше начинает циркулировать кровь. Этот момент развития также нашел отражение в Коране, так как слово “алака” (пиявка), которое используется в аяте, означает по-арабски также “сгусток крови”.

Если взять кусок белой глины и разжевать его, затем сравнить с формой зародыша, то можно увидеть, что эмбрион действительно похож на разжеванный кусочек глины. И слово “мудга”, использованное для обозначения кусочка мяса, по-арабски означает “разжеванный кусочек”.

В средневековье не только не было никакого прогресса в эмбриологии, но и вообще о такой науке мало что знали. Однако благодаря Священному Корану мусульмане были просвещены и в этой области.

Пророк сказал: “У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей материи к 40 дню. За этот период он бывает подобен сгустку крови, и затем через тот же срок - разжеванному куску. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым”. Этот хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим.

б) Пророк также сказал: “Когда минуют 42 ночи со времени нутфа (то есть со времени зачатия), Аллагь посылает к нему ангела, который придает ему мышцы и кости…” . Этот хадис передал имам Муслим. В нем подчеркивается, что ангел “придает форму” зародышу. До 42-го дня довольно трудно отличить по внешнему виду эмбрион человека от эмбрионов многих других животных, но именно после 42-го дня он приобретает присущий ему облик.

в) В Коране сказано, что зачатие человека – это результат соединения мужских и женских выделений. Всевышний сказал: “Пусть подумает человек, из чего он создан! Он создан из излившейся влаги, которая вытекает из чресел (мужчины) и груди (женщины) ”. (Сура “Движущаяся ночью”, аяты 5-7). Обратите внимание, что это утверждение, ниспосланное VII в веке нашей эры, противоречило самым передовым мнениям той эпохи, так как считалось, что человек зарождается из материнской крови, ибо менструальные кровотечения во время беременности прекращаются.

г) Согласно Корану, эмбрион развивается в трех “мраках”. Всевышний сказал: “Господь творит вас в утробах ваших матерей, одним творением после другого в трех мраках”. (Сура “Толпы”, аят 6). И действительно, зародыш окружают три оболочки: внешняя стенка живота женщины, стенка матки и внутренняя оболочка, непосредственно прилегающая к зародышу.

К сожалению, в этой короткой брошюре невозможно привести подробное разъяснение всех важных и интересных фактов относительно развития человека, содержащихся в Коране и хадисах, достоверность и уникальность которых признали ведущие анатомы и эмбриологи мира.

В области анатомии

а) Известно, что когда кожа подвергается сильному ожогу, это приводит к повреждению рецепторного аппарата, ощущающего боль.

Всевышний сказал: “Поистине, тех, которые не веровали в наши знания, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сгорит их кожа, Мы заменим ее другой кожей, чтобы они вкусили наказания. Поистине, Аллагь – Великий, Мудрый!”. (Сура “Женщины”, аят 56).

б) Всевышний также сказал: “…Мы поволочем его за хохол, хохол лживый, грешный” . (Сура “Сгусток”, аяты 15-16). Сегодня анатомам известно, что если удалить кору лобных долей мозга, то есть провести лоботомию, то человек станет послушным и безвольным. То есть именно отсюда исходят импульсы, повелевающие телу совершать те или иные деяния, совершать праведные дела или грешить, и хохол грешника действительно лжив и грешен!

В области океанологии

а) Наука утверждает, что моря не такие, какими мы их себе представляем. Они не являются чем-то единым. Это - разные моря, с различной температурой и плотностью воды, с разным содержанием соли. И между этими морскими массами существуют барьеры. Это стало известно после того, как ученые установили ряд исследовательских станций для изучения свойств морей и океанов и прибегли к помощи искусственных спутников Земли для этих целей.

Всевышний сказал: “Он смешал моря, которые готовы встретиться. Между ними - преграда, через которую они не устремятся”. (Сура “Милосердный”, аяты 19-20).

Под преградой здесь подразумевают водоразделы между морями.

Как же моря могут смешиваться, если между ними преграда? И какая преграда может быть между морями?

Наука сегодня определила, что моря все-таки смешиваются и между ними действительно существует некий наклонный водораздел. Благодаря ему воды одного моря попадают в другое, но в процессе этого вода первого, попадая в воды второго, приобретает свойства второго моря.

б) В другом аяте Всевышний сказал: “Или – как мрак над морской пучиной. Покрывает ее волна, над которой волна, а над ней – облако. Мрак – один поверх другого. Когда он вынет свою руку, почти не видит ее. Кому Аллагь не устроил света, тому нет света!”. (Сура “Свет”, аят 40).

Об этом мраке ученые узнали недавно – после того, как с помощью подводных лодок погрузились в глубины морей. Ведь человек не в состоянии нырнуть на глубину больше 20-30 метров.

Если предположить, что человек нырнет на глубину, где царит сплошной мрак, например, на глубину 200 метров, то он просто не выживет. А этот аят как раз рассказывает нам о явлении, имеющем место на большой глубине.

Этот мрак образуется из-за того, что цвета исчезают по мере погружения в глубину.

Возьмем, например, световой луч, спектр которого состоит из семи цветов. На глубине 10 метров поглощается красный цвет, то есть на этой глубине красный цвет невидим, он исчезает. После этого поглощается оранжевый цвет. На глубине 50 метров поглощается желтый цвет, на глубине 100 метров – зеленый, на глубине 200 метров – синий цвет. Таким образом, возникает картина одного мрака поверх другого.

Второй причиной исчезновения цветов являются барьеры, заслоняющие свет. Световой луч, который идет от Солнца, частично поглощается облаками, а частично рассеивается над ними - это первый мрак.

Световой луч, дошедший до поверхности моря, отражается от него. Частично отражая лучи, волны словно образуют второй мрак.

Затем световой луч спускается вниз. Море как бы делится на две половины: поверхностную и глубинную. Поверхностная часть содержит в себе свет и тепло, а глубинная – мрак и холод. Эти два моря различны по своим свойствам. В 1900 году была открыта так называемая разделяющая волна между поверхностным и глубинным морями.

Таким образом, этот мрак соответствует тому, о котором Всевышний сказал: “Или – мрак над морской пучиной. Покрывает её волна…”. Здесь говорится о мраке в глубине и первой волне, отделяющей поверхностное море от глубинного.

“Покрывает ее волна, над которой волна…” - иными словами: над разделяющей волной есть еще одна волна на поверхности моря. “А над ней – облако. Мрак – один поверх другого”.

Кто же сообщил эти аяты пророку Мухаммаду? Эти слова не могут быть словами простого человека.

Всевышний показал нам, что Священный Коран – это Книга, ниспосланная как милость к мирам. Он сказал: “Это – только напоминание для миров, и узнаете вы весть о нем спустя некое время!” (Сура “Сад”, аяты 87, 88).

Это – напоминание всему человечеству вплоть до Судного дня, и смысл его знамений открывается людям с течением времени.

Коран – это свидетельство абсолютного знания Господа миров. Всевышний сказал: “Но Аллагь свидетельствует о том, что низведенное тебе Он низвел по Своему знанию”. (Сура “Женщины”, аят 166).

Человечество постоянно развивается, и вскоре людям вновь откроются неизвестные доселе законы и явления, и тогда они смогут понять Божественный смысл все новых и новых аятов этой мудрой Книги, ниспосланной более 14 веков тому назад. И люди узнают, что это – знамения их Господа.

В области физики

а) Атом состоит из мельчайших частиц: протона и электронов. Для того, чтобы они соединились в атом, необходимо затратить определенную энергию.

При подсчете количества энергии, необходимой для образования атома железа, ученые пришли к выводу, что она должна превышать энергию всей Солнечной системы в четыре (!) раза. Поэтому наука считает железо “чужим” элементом, ниспосланным на Землю, а не образовавшимся на ней. Это нашло отражение и в Священном Коране. Всевышний сказал: “Мы низвели железо, в нем сильное зло и польза для людей”. (Сура “Железо”, аят 25).

б) Существует еще одно свидетельство Божественной природы Книги Аллагьа. Если взять какую-нибудь точку в космосе, то при смещении на определенное расстояние ее масса будет оставаться одинаковой, в каком бы направлении она ни сместилась. Причина этого состоит в том, что каждая точка Вселенной уравновешена, так как уравновешено давление, действующее на нее. Если бы не это равновесие, то Вселенная стала бы двигаться, и в ней возникли бы “трещины”. В результате она бы раскололась. Всевышний Аллагь сказал: “Разве не смотрели они на небо над ними, как Мы воздвигли его и разукрасили, и нет в нем расщелин”. (Сура “Каф”, аят 6).

В области геологии

а) континентальные и океанические горы имеют различное строение. Континентальные состоят в основном из устойчивых веществ, а океанические – из камней вулканического происхождения. Континентальные горы возникли за счет сил давления, а океанические сформировались за счет так называемых сил растяжения.

Общим для них является строение поддерживающих их оснований. Как у континентальных, так и у океанических гор основания образованы из легкого, с небольшой плотностью, вещества, находящегося под землей подобно корню. Эти структуры выполняют опорную функцию – поддерживают горы в соответствии с так называемым законом плавания, открытым Архимедом.

Всевышний Аллагь сказал: “И (сделали Мы) горы – опорами”. (Сура “Весть”, аят 7).

В результате научных исследований было доказано, что горы играют большую роль в укреплении земной коры. Об этом говорится и в Священном Коране, ибо Всевышний сказал: “И горы – Он утвердил их”. (Сура “Вырывающие”, аят 32). Он также сказал: “И бросил Он на землю прочно стоящие (горы), чтобы она не колебалась с вами…”. (Сура “Пчелы”, аят 15).

б) В Коране также упоминается самый низкий район Земли, в котором произошло сражение между персами и византийцами.

Аллагь сказал: “Побеждены византийцы в ближайшей самой низкой земле. Но они после победы над ними победят” . (Сура “Римляне”, аяты 1-3).

Арабское слово “акса” имеет два значения: “ближайший” и “самый низкий”. Эта близкая к Аравии местность находится рядом с Мертвым морем и действительно является самым низким местом на Земле.

в) В Коране также имеются сообщения о происхождении Вселенной. Аллагь сказал: “Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, и Мы их разделили!”. (Сура “Пророк”, аят 30).

О происхождении звезд и планет существовало множество гипотез. Но сейчас с помощью современной аппаратуры и космических исследований доказано, что звезды на небе образовались из газообразного вещества, напоминающего дым. Из него произошла и вся Вселенная. Таким образом, все звезды вначале представляли собой газообразное вещество, или дым. Всевышний сказал: “Потом утвердился Он к небесам, а они были дымом, и сказал им и земле: “Приходите добровольно или невольно! Они сказали: “Мы приходим добровольно”. (Сура “Разъяснены”, аят 10).

В области эпидемиологии

Пророк Мухаммад сказал: “Порок становится явным в людях и они сами начинают говорить о нем только тогда, когда поразит их чума и болезни, о которых не знали их предки”.

Под пороком в этом хадисе подразумеваются супружеская измена, гомосексуализм, половые извращения.

Посмотрите на связь между этим хадисом пророка и тем, что происходит в ряде стран Европы и Америки, где был узаконен гомосексуализм. В мире появилось и распространилось, пожалуй, самое опасное заболевание, чума ХХ века – СПИД.

В других областях науки

а) Всевышний сказал: “Кого пожелает Аллагь вести прямо, тому Он расширяет грудь для Ислама, а если кого Он пожелает сбить с пути, то делает грудь его узкой, тесной, словно он поднимается на небо. Так Аллагь направляет наказание на тех, которые не веруют!” (Сура “Скот”, аят 125).

Человек при подъеме в горы испытывает трудности с дыханием из-за снижения концентрации кислорода в атмосфере. Именно это подчеркивается в словах Аллагьа: “...то делает грудь его узкой, тесной, словно он поднимается на небо”.

б) Всевышний сказал: “Он низвергает с неба горы туч с градом, и поражает им кого желает, и отгоняет от кого пожелает. Блеск молний Его готов унести зрение”. (Сура “Свет”, аят 43).

Еще раз наука подтвердила истинность сказанного в Коране: облака, из которых низводится град, в отличие от обычных, имеют форму гор. Поэтому Всевышний сказал: “...с неба гору туч...”

в) Всевышний сказал: “О люди! Приводится притча - прислушайтесь же к ней! Поистине, те, к кому вы взываете наряду с Аллагьом, не создадут и мухи, даже если соберутся все вместе для этого. А если похитит у них муха что-либо, то они не могут отнять этого у нее. Слаб и просящий, и просимый!” (Сура “Хадж”, аят 73).

Аллагь сообщил, что все, к кому взывают многобожники наряду с Ним, никогда не смогут создать нечто живое, даже муху. А во второй части аята утверждается, что если муха похитит что-нибудь, то это невозможно отнять у нее. Действительно, муха опрыскивает захваченную пищу жидкостью, которая расчленяет ее. Наукой доказано, что даже убив муху, для того чтобы извлечь из нее захваченное ею, мы получим лишь его отдельные компоненты.

г) Всевышний говорит: “И ты увидишь, что горы, которые ты считал неколебимыми, движутся, словно облака. Таковы творения Аллагьа, который исполнил все в совершенстве! Поистине, Он ведает о том, что вы творите”. (Сура “Муравьи”, аят 88).

Этот аят свидетельствует о движении Земли и о том, что атмосфера движется с той же скоростью, что и Земля.

д) Всевышний сказал: “И солнце течет к местопребыванию своему. Таково установление Славного, Мудрого!”. (Сура “Йа Син”, аят 38).

То есть солнце движется по своей орбите, о чем сегодня свидетельствуют ученые; оно является центром нашей планетной системы.

Кто же сообщил эти факты пророку Мухаммаду более 14 веков назад?!

Из книги
“Коран как источник научных знаний”

“Пусть же посмотрит человек
Из чего он сотворен!”

(Сура 86, “Идущий ночью”, аят 5)

Информация, опубликованная 22 и 23 ноября 1984 года в двух канадских ежедневных изданиях “The Gazette” и “The Globe and Mail” , удивила многих читателей. Газеты сообщали потрясающую новость о том, что в Священной книге мусульман Коране подробнейше описываются события, явившиеся научным открытием лишь спустя 14 столетий.

Первоначально ученые, в частности, гинекологи, отнеслись к этой информации скептически, и даже сочли подобные сопоставления неуместными. Речь шла о развитии зародыша в утробе матери. Однако представленные в газете “The Globe anд Mail” материалы принадлежали не случайному лицу, а одному из известнейших в Канаде гинекологов, профессору Кейсу Мору . Опубликованная здесь же фотография доктора Мора с листом бумаги в руках, где были запечатлены суры из Корана, не оставляла места сомнениям. Дело в том, что Мор возглавлял Отделение анатомии в Торонтском университете, и его исследования подтверждали изыскания другого известного в этой области специалиста Роберта Эдвардса, выступления которого состоялись в этих же средствах массовой информации.

22 декабря газета “The Globe and Mail” опубликовала более подробный материал под длинным заглавием “Ученые-мусульмане в шоке! Специалист в области гинекологии раскрывает тайны Корана” , тем самым подчеркивая, какое впечатление это открытие произвело на Исламский мир.

Доктор Мор, наделавший шума своим выступлением, придерживался иного мнения: он не скрывал своего восхищения перед сурами Корана, выдвигавшими еще в VII веке теорию зарождения и развития человеческого организма, которая в медицинской практике утвердилась лишь в 1940 году.

Свои исследования Кейс Мор обобщил в отдельном издании, озаглавив его следующим образом: “0 чуде зарождения человека в Коране и хадисах ”. Вот что пишет в нем Кейс Мор:

“Известно, что первые опыты и исследования в области гинекологии были предприняты в VI веке до нашей эры: ученые древнего мира пытались сделать некоторые выводы, изучив эмбрион цыпленка, однако определенных результатов так и не добились. На протяжении следующих двух тысячелетий в области гинекологии не наблюдалось существенных сдвигов. Лишь в ХVII веке с изобретением микроскопа наступил некоторый прогресс в деле изучения этапов развития зародыша.

В течение нескольких лет я вел исследования над Кораном и хадисами, параллельно наблюдая за развитием плода в чреве матери, и пришел к выводу, что в Священной книге, спущенной для человечества еще в VI веке, есть строчки, содержащие информацию научного характера, полностью совпадающую с сегодняшними научными выводами. Это открытие потрясло меня.

Теперь я прокомментирую выбранные мною суры из Корана в сопоставлении с последними достижениями в области гинекологии: идея цикличного развития плода в утробе матери была выдвинута в 1942 году; как научная мысль она окончательно сформировалась и нашла признание у многих исследователей лишь в 1974 году. В Коране и хадисах ясно говорится о развитии плода в трех мраках*. Эти сведения полностью совпадают с последними научными данными, где утверждается, что плод развивается под тремя покровами: первый - брюшная полость, второй - стенка матки, третий образующаяся после оплодотворения амниокорионическая мембрана. Эти три анатомических покрова предохраняют плод от внешних неблагоприятных воздействий. Аяты Корана сообщают о развитии зародыша в первые недели, досконально описывают плод, рассказывая о переходе его от облика “присосавшейся пиявки” к подобию надкусанного мяса.

Не сомневаясь в правильности этих описаний, мы, тем не менее, сопоставили двадцатичетырехдневный плод с арабскими пиявками и испытали неописуемый восторг. Начертание плода полностью совпадало с контурами присосавшейся пиявки. И период этот в медицине определяется как период прилипания плода к матке матери (“присосавшаяся пиявка” - удивительно точное и образное выражение)”.

Вот как излагает доктор Мор другие свои доводы о чуде: “Соответственно научным данным, через десять дней после оплодотворения зародыш проникает в матку. В течение восьмой недели начинает обретать форму человека. По истечении 50-55 дней со дня попадания в матку плод полностью принимает облик человека. При этом следует отметить, что уши и глаза формируются раньше - на четвертой неделе, то есть через 42 дня после зачатия. Когда в связи с этим мы, группа исследователей, обратились к словам Пророка (хадисам), то испытали невольное удивление”.

Разве это не чудо, когда явление, ставшее открытием в науке сегодня, было описано вплоть до мелочей, с указаниями дня и часа, 1400 лет назад!?

В этом хадисе глубокий смысл. Почему ангел выяснял у Всевышнего, к какому полу будет принадлежать зачатый? Удивительно, но сам вопрос является и ответом. Дело в том, что в этот период развития плода у него сформировались кости, мышцы, нервная система и органы чувств, однако принадлежность к полу остается еще неопределенной, и вот как удивительно сообщается об этом в хадисе. Далее доктор Мор излагает другие восхитившие его факты: “Почему в аятах Корана четырехнедельный плод уподобляют надкусанному мясу, и откуда такое сравнение проистекает? Смысл содержания рассматриваемых аятов стал понятен после изучения нами зародыша в данном периоде развития. Оказывается, на 28-й день на зародыше появляется заметный след в форме четок, нанизанных на нитку, по конфигурации они напоминают следы зубов. Для практики мы из мягкого материала слепили форму плода упомянутого периода и надкусили его, оставив на нем следы зубов. Когда мы сравнили макет с оригиналом, т.е. четырехнедельным плодом, то убедились, что они очень похожи. Вот почему в Коране зародыш человека в начальном периоде развития уподобляется “надкусанному мясу”. Это удивительное явление”.

Закончить эту статью хочется следующим утверждением Кейса Мора: “Я чувствую, что с ростом наших знаний, развитием научно-технического прогресса мы сможем еще глубже изучить аяты и хадисы, чтобы понять и объяснить содержащуюся в них научную информацию. Хочется верить, что преграды, существующие между наукой и религией, рухнут благодаря истинам, содержащимся в Коране и хадисах”.

Из чего сотворен человек?

Наконец-то западные ученые признали аяты Корана, придя к выводу, что “человек сотворен из глины”.

В последние годы ведущие исследователи в области геологии и биологии интенсивно изучают проблему “сотворения человека из глины”3. Исследованием этого вопроса заняты такие известные ученые, как Хайман Хартман из института Massachusetts Teknoloje”, Лейл М.Койн из университета штата Калифорния, Пьер Лазио из университета Liege в Бельгии, а также Грахман К.Смит из университета Glasgow.

Что есть глина, а вернее, ил?

“Он (Аллагь) начал творение человека (то есть Адама) из глины”. (Сура 32. “Поклон”, аят 7).

“Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная”. (Сура 55. “Милосердный”, аят 14).

Когда мы произносим слово “ил”, то представляем себе кишащее комарами болото, средоточие всех заразных болезней. Говорят, лучшие керамические изделия изготавливаются из ила.

Не будь ила - смеси глины с песком, - не возникла бы наука об электронике, не появилась бы межконтинентальная и межспутниковая связь. И даже не были бы изобретены компьютеры - величайшее открытие XX века. Основа электронных элементов (диод, транзистор, резистор и т.д.) - полупроводники - не что иное как ил. Положившие начало новейшей связи “сверхпроводники” тоже есть детище ила.

Свойства ила неисчерпаемы. Это хороший катализатор, незаменимый ускоритель при переработке нефти. Он обезвреживает яд, вбирая его в себя из отравленных веществ и тем самым очищая их. Еще одно важное свойство ила - это хороший собиратель радиации. Вбирая в себя из радиоактивных веществ радиационные лучи, он способствует обезвреживанию окружающей среды.

  • Взаимодействие зарядов. Их знаки. Единичный заряд. Закон Кулона.
  • Визначення, ознаки та шляхи формування громадянського суспільства в сучасній Україні.
  • Визначити представника Класу Комахи, для якого характерні ознаки: тіло жовтуватого кольору, вкрите щетинками, довгі кінцівки, стрибаючий політ.



  • Что еще почитать