Четыре священных слова. Первое слово: Союз…. "Сакральный" смысл чисел в верованиях и учениях. Справка. Веды - священная книга индуизма

4.1. Канон Священных книг. Первоисточником церковно- го права является Божественная воля. Заповеди Господни составляют основание церковного устройства. Руководствуясь ими, Церковь исполняет в мире свою спасительную миссию. Эти заповеди содержатся в Священном Писании.

В 85-м Апостольском правиле, в 60-м правиле Лаодикий ского Собора, в 33-м (24-м) правиле Карфагенского Собора и в 39-м каноническом послании святого Афанасия, в канонах святителя Григория Богослова и Амфилохия Иконийского приведены списки Священных Книг Ветхого и Нового Заве- та. Эти перечни не вполне совпадают. В 85-м Апостольском правиле, кроме канонических ветхозаветных книг, названы и неканонические: 3 книги Маккавеев, книга Иисуса сына Сирахова, а между новозаветными книгами - два послания Климента Римского и 8 книг Апостольских Постановлений, но не упомянут Апокалипсис. Нет упоминания об Апокалип- сисе в 60-м правиле Лаодикийского Собора и в стихотворном каталоге Священных книг святого Григория Богослова. Афа- насий Великий так говорил об Апокалипсисе: «Откровение же Иоанново ныне причисляют к Священным книгам, а мно- гие называют неподлинным». В перечне канонических ветхо- заветных книг у святого Афанасия не упомянуто Есфири, ко-торую он, наряду с Премудростью Соломона, Премудростью Иисуса сына Сирахова, Иудифью и книгой Товита, а также «Пастырем Ермой» и «Учением Апостольским», причисляет к книгам, «назначенным отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия».

В 33-м (24-м) правиле Карфагенского Собора предлагается следующий список канонических библейских книг: «Канони ческия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, Пророческих книг дванадесять, Исаия, Иере- мия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний Апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра Апосто ла два, Иоанна Апостола три, Иакова Апостола едина, Иуды Апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина».

В Православной Церкви аутентичным текстом Ветхого Завета, помимо подлинника в Мазоретской редакции, счита- ется перевод его на греческий язык - Септуагинта. За аутен- тичный текст Нового Завета признается греческий подлин- ник. Для славянских Церквей высоким авторитетом облада-ет славянский перевод Библии Елизаветинского издания, которое многократно воспроизводилось в наших синодальных перепечатках. Существует также и авторитетный русский Синодальный перевод, завершенный в 1870-е годы и с тех пор много раз переизданный.

4.2. Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм. Авторитет ветхозаветных и новозаветных книг в Христиан-ской Церкви неодинаков. «Закон был для нас детоводителем ко Христу...» (Гал. 3, 24), «имея тень будущих благ, а не са- мый образ вещей» (Евр. 10, 1), явленный во Христе, Который, по слову Апостола, «отменяет первое, чтобы постановить вто- рое» (Евр. 10, 9). Тем не менее Господь говорил о Ветхом Завете: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или про- роков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17).

По известному выражению блаженного Августина, «Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий открывается в Новом» 62 . Идея Царства Божия в Ветхом Завете дана в обетовании, в прообразовании, а в Новом она явлена в личности и учении Христа, в жизни Церкви, в житиях святых.

В Ветхом Завете правовые предписания, касающиеся не только храма и богослужения, но и общественной жизни народа, семейных и имущественных отношений, занимают исключительно важное место.

Эти предписания по полноте и обстоятельности своей, по подробному регламентированию всевозможных казусов носят характер юридических кодексов: «Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян... Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе» (Втор. 22, 9-11). Недаром Пятикнижие Моисея полу- чило название «Тора»- закон.

Но большая часть ветхозаветных предписаний утратила силу для христиан. В Церкви Христовой, безусловно, отме- нен ветхозаветный левират. На Апостольском Соборе, опи- санном в «Деяниях», в связи с разномыслием первых хрис тиан об обязательности Моисеева Закона для новообращен- ных из язычников принято было постановление написать братиям из язычников: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необхо- димого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите...» (Деян. 15, 28-29). Таким образом, в Новом Завете сохранили силу нравственные предписания Моисеева Закона, очищенные от тех элементов, которые были уместны до при- шествия Христа, но утратили всякий смысл после исполне- ния чаяний Израиля.

Всю свою обязательную силу для христиан сохранило и Десятословие Моисея. Суть этих заповедей Господь в беседе с законником изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением тво- им: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подоб- ная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40).

Профессор Н. С. Суворов отмечал: «Отдельные институты юридического ветхозаветного порядка то служили образцом и основой для христианского порядка жизни, как, например, ветхозаветный институт священства для христианской цер- ковной иерархии, то прямо признавались обязательными для христиан, как, например, десятина... запрещение взимать проценты (в Ветхом Завете, добавим, ограниченное лишь еди- ноплеменниками: "Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост" (Втор. 23, 20. - В. Ц.), налагать двойное наказание за одно и то же преступление, требование показа-ний двух или трех свидетелей для установления истины на суде» 63 . Полную силу сохранило и ветхозаветное запрещение кровосмесительных браков.

В канонах часто встречаются ссылки на ветхозаветные тексты. В 21-м правиле святого Василия цитируется пророк Иеремия (3, 1) и Книга Притчей (18, 23): «Аще муж, сожи- тельствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд, таковаго почитаем блудником и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан с свободною от брака. Ибо речено: прелюбодейца сквернящися осквернится и к мужу своему не возвратится. Такожде: держащий прелюбо дейцу безумен и нечестив». На эти же места из Иеремии и Притчей ссылаются и отцы Трулльского Собора в 87-м правиле. В 16-м правиле VII Все- ленского Собора цитируется Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова: «Исполнилось в них написанное: мерзость грешни- ком благочестие (Сирах. 1, 25), то аще обрящутся некие, посмевающиеся носящим простое и скромное одеяние, епити миею да исправляются...»

По словам епископа Никодима (Милаша), «предписания (ветхозаветного) законодательства сохраняют свою силу в Христовой Церкви настолько, насколько она сообщила им эту силу, руководствуясь принципом, выраженным в за- ключении... Апостольского Собора» 64 .

4.3. Новый Завет как источник церковного права. Иначе обстоит дело с Новым Заветом. Заповеди Христовы, как пря- мое выражение Божественной воли, общеобязательны для Церкви, они составляют краеугольный камень ее учения и жизни.

Некоторые из этих заповедей касаются устроения Церкви и взаимоотношений между ее членами, а также церковных Таинств. Господь установил Таинство Крещения: «Итак, иди- те, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19), - и Таинство Евхаристии: «И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое...» (Лк. 22, 19). Спасителем установлено и Таинство покаяния: Господь вручил Апостолам и в лице их священству власть разрешать грехи: «Что вы свяжете на зем- ле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18).

Посылая семьдесят учеников «на жатву Свою», Господь предоставил им право получать содержание от пасомых: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои...» (Лк. 10, 7).

В Евангелии содержится и учение Иисуса Христа о браке: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбоде-яние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женив- шийся на разведенной прелюбодействует» (Мф.19, 5-6, 9).

Господь вручил Церкви и право суда над согрешившими братьями: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послуша- ет их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф.18,15-17).

Спаситель оставил Своим ученикам мудрую заповедь об отношении к государственной власти: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).

Кроме заповедей, данных Самим Христом, в Священном Писании есть и другие постановления о Церкви, принадлежа- щие Апостолам, которые издавали их по власти, дарованной от Учителя.

В «Деяниях» говорится о повсеместном поставлении свя- щенников: «Рукоположив же им пресвитеров в каждой церк- ви, они помолились с постом и предали их Господу...» (Деян. 14, 23). О том же пишет Апостол Павел в послании к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недо- конченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1, 5).

В послании к Титу, а еще более обстоятельно в 1-м Посла-нии к Тимофею Апостол говорит о качествах, которыми дол- жен обладать кандидат священства: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролю- бив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управ-лять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Бо жией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгор- дился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3, 2-7).

В Послании к Евреям Апостол наставляет верных повино- ваться пастырям: «Повинуйтесь наставникам вашим и будь- те покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13, 17).

Апостол Павел предписывает церковной общине самой со- держать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9, 13-14).

Евангельское учение о браке и семье раскрывается в Апо- стольских Писаниях со многих сторон: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите сво- их жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 18-21). И у Апостола Петра читаем: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобре- таемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное жи- тие» (1 Пет. 3, 1-2).

В словах Апостола Иакова о помазании больных елеем Цер- ковь находит установление Таинства Елеосвящения: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помо- лятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молит- ва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

В Апостольских Писаниях говорится и о том, как следует поступать с согрешающими братьями: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5, 20); «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес. 3, 6).

В 1-м Послании к Тимофею Апостол Павел дает указания, как совершать суд над клириком в случае жалобы на него: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5,19).

В Апостольских Посланиях подробно раскрывается Еван-гельское учение об отношении христиан к государственной власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - учит Апостол Павел, - ибо нет власти не от Бога; существу- ющие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бо- яться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совес- ти. Для сего вы и подати платите, ибо они - Божии служи- тели, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всяко му должное: кому подать - подать; кому оброк - оброк; кому страх - страх; кому честь - честь» (Рим. 13, 1-7).

Апостол Павел в одном месте проводит различение между теми заповедями, которые он говорит от лица Самого Бога, и своими собственными советами: «Вступившим в брак нея повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или прими- риться с мужем своим, - имужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, иона согласна жить с ним, то он не дол- жен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующе- го, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7, 10-13). Но и советы апостольские Церковь прини-мает как заповеди; в этом она руководствуется словами само- го Апостола. Говоря о том, что жена после смерти мужа свободна выйти замуж во второй раз, Апостол Павел добавля- ет: «Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 40). Просвещен- ность ума святых Апостолов Духом Божиим позволяет даже те советы, которые составляли их личное мнение, все-таки тоже признавать частью Священного Предания. И эти советы Цер- ковь рассматривает как предписания Божественного права.

4.4. Священное Писание и каноны. Заповеди Спасителя и Его Апостолов не составляют кодекса законов. Извлекая из них правовые нормы, Церковь руководствуется определенны- ми правилами.

Чтобы воспринимать Писание в духе и истине, ум челове- ческий должен быть просвещен благодатью Святого Духа. Пример такого облагодатствованного прочтения Слова Божия дают творения святых отцов. Учение отцов - это учение Церкви, которая, по слову апостольскому, является «столпом и утверждением Истины».

Иерусалимский Собор 1672 года вынес «Определение»: «Веруем, что это Божественное и Священное Писание сооб- щено Богом, и потому мы должны веровать ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолкова- ла и передала КафолическаяЦерковь» 65 .

Канон 19-й Трулльского Собора учит нас правильному вос- приятию и толкованию Священного Писания: «Аще будет из следуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих Пи- саниях...» Правило это имеет полную силу и по отношению к тем заповедям, которые легли в основу церковного права. В их толковании нет места личному произволу и домыслам; для православного сознания приемлемо лишь такое истолкование норм Божественного права, какое дано во вселенском церков-ном законодательстве - в канонах Вселенских и Поместных Соборов и отцов. Поэтому всякое противопоставление норм Божественного права канонам надуманно и неприемлемо. Эти нормы мы извлекаем из Священного Писания, руководству-ясь духом церковного учения, через призму святых канонов.

Источником Апостольских правил, а также правил Соборов и отцов являются Священное Писание и Предание. Многие места Писания почти буквально воспроизведены в канонах.

17-е Апостольское правило гласит: «Кто по святом креще-нии двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». О том же говорится и в 1-м Послании Апостола Павла к Тимофею: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж...» (1 Тим. 3, 2).

А вот 80-е Апостольское правило: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во еписко-па. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится». Сравним это правило со словами апостола о том, что епископ «не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6).

Целый ряд канонов (29-е Апост. прав., 22-е прав. Трулл. Соб., 5-е прав. VII Всел. Соб., 19-е прав. VII Всел. Соб., 90-е прав. Василия Великого, Канонические послания Патриархов Геннадия и Тарасия Константинопольских) требует, чтобы рукоположение совершалось бескорыстно. Хиротония, полу- ченная за плату, признается недействительной, а совершив- шие ее подлежат извержению из сана. Особенно подробно об этом преступлении говорится во 2-м правиле Халкидонского Собора: свое название - «симония» - оно получило от име- ни Симона Волхва, который, увидев, как через возложение рук апостольских подается Святой Дух, принес Апостолам деньги и просил их дать и ему такую власть, на что святой Петр ответил: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.8,20).

48-е Апостольское правило содержит угрозу отлучения от Святых Таин двоеженца: «Аще который мирянин, изгнав свою жену, примет иную, или иным отринутую: да будет отлучен». Канону соответствуют слова Спасителя: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот пода- ет ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведен- ной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 32).

Часто в канонах даются прямые ссылки на те места Свя-щенного Писания, которые послужили основой для этих пра- вил. 19-е (16-е) правило Карфагенского Собора гласит: «Раз суждено, да не бывают епископы и пресвитеры и диаконы откупателями ради корысти, или управителями, и да не при- обретают пропитания занятием безчестным или презритель- ным. Ибо долженствуют взирати на написанное: никто воин- ствуя Богу не обязуется куплями житейскими». В правиле приведены слова Апостола Павла (2 Тим. 2, 4).

А в 15-м правиле VII Вселенского Собора цитируется Евангелие от Матфея и 1-е Послание к Коринфянам: «Отны- не клирик да не определяется к двум церквам, ибо сие свой- ственно торговле и низкому своекорыстию, и чуждо церков наго обычая. Ибо мы слышали от самаго гласа Господня, яко не может кто-либо двема господинома работати; либо едина го возненавидит, а другаго возлюбит, или единаго держится, о другом же вознерадит (Мф. 6, 24). Того ради всяк, по апо- стольскому слову, в нем же призван есть, в том должен пре бывати» (1 Кор.7, 20).

Еще в доисторические времена жрецы древних народов записывали свои знания, чтобы увековечить их и передать потомкам, поэтому в самых известных исторических музеях мира каждый из нас может увидеть каменные и деревянные скрижали и древние свитки из папируса, на которых описаны ритуалы поклонения древним богам и записаны сведения о том или ином аспекте жизни общества того времени. С течением времени традиция записывать все самые важные события и информацию не исчезла, и благодаря ей мы можем достаточно много узнать о жизни и нравах древних народов.

Все священные книги религий мира также обязаны своим существованием традиции записывать все самое важное. Каждая из имеет свою священную книгу, в которой записаны все догмы веры, культы и традиции, указаны правила и нормы, обязательные или рекомендуемые для всех адептов религии, а также описаны исторические сведения, мифы и жизнеописание основателей религии и некоторых других людей, оставивших важный след в истории формирования верования.

История написания священных книг религий мира практически такая же сложная и неоднозначная, как и , ведь эти письмена писались разными людьми на протяжении длительного времени, и в каждой из книг есть информация, которой современные историки не могут дать единую трактовку. Священной книгой христианства является Библия, ислама - Коран, буддизма - Трипитака (Палийский канон), иудаизма - Танах, индуизма - Веды, конфуцианства - У-Цзин, даосизма - Дао цзан и Чжуан-цзы.

Библия - священная книга христиан

История написания Библии насчитывает более полутора тысяч лет - согласно выводам историков, священное писание христиан создавалось с XV в. до н. э. по I в. н. э., а его авторами являются несколько сотен человек, живших в разные века. Так как отдельные части Библии были неединоразово переписаны и отредактированы, авторство некоторых книг и Евангелий точно установить невозможно, однако христианские священнослужители и люди, исповедующие иудаизм, уверены, что первым автором, начавшим писать Библию, был пророк Моисей (ему приписывают авторство Торы - пяти первых книг Ветхого Завета), а закончили написание Священного Писания апостолы Иисуса Христа.

Библия состоит из двух основных частей - Ветхого Завета и Нового Завета , причем согласно верованию, первая часть была написана до первого пришествия Христа, а вторая - после его рождения. Прихожане православной, католической и протестантских церквей, а также , причисляющих себя к христианским, считают указания и пророчества, обозначенные в Новом Завете, приоритетными перед догмами и правилами, прописанными в Ветхом Завете.

Наряду с правилами поведения, нормами морали и указаниями для верующих (главными из них можно считать 10 Заповедей, указанных в книге Исход Ветхого Завета, а также наставления Иисуса Христа, описанные в Евангелиях от апостолов), в Библии также отражена история еврейского народа и жизнеописания людей, внесших значимый вклад в развитие еврейской нации. Отдельно следует упомянуть и о пророчествах, наибольшее количество которых содержится в последнем разделе канонической Библии - книге Откровения от Иоанна; эту книгу также называют Апокалипсис Иоанна.

Так как Библия была неоднократно переписана и толкование некоторых указаний и пророчеств менялись в соответствии с политикой церкви, в современный вариант этой священной книги были включены далеко не все тексты и писания, написанные апостолами. Такие тексты называют апокрифами , и несмотря на то, что большинство священнослужителей не признают их священными писаниями, некоторые историки уверены, что полностью понять суть сказанного в Библии без учета апокрифов не представляется возможным. К нашему времени сохранилось около 100 апокрифов, относящихся к Ветхому Завету (книга Варуха, книга Товина, книга Юдифи и др.), и примерно такое же количество текстов, которые не включены в Новый Завет (Евангелие Иуды Искариота, Евангелие Марии, Евангелие Варнавы, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Книга Иосифа плотника и др.).

Танах - священная книга иудеев

Танах - это Ветхий завет Библии, который последователи иудаизма в свою очередь делят на три части:

1.Тора - первые пять книг (Бытие, Исход, Левит, книга Чисел и Второзаконье)

2. Невиим - восемь написанных пророками книг, состоящих преимущественно из описания истории еврейского народа с момента прихода на "землю обетованную" и до того, как еврейский народ был пленен Вавилонским царством

3. Ктувим - оставшиеся 11 книг Ветхого завета, которые также называют "писаниями святых".

Следует отметить, что между Танахом и Ветхим Заветом христианской Библии есть определенные отличия - адепты иудаизма считают апокрифами некоторые из тех книг Ветхого Завета, которые христиане признают каноническими. Также иудеи уверены, что есть 4 уровня (или слоя) толкования Танаха, и если первые три слоя понимания священного писания (буквальное, образное и логическое понимание) доступны каждому человеку, но каббалистическое понимание приходит только избранным.

Коран - священная книга ислама

Коран , священная книга мусульман, состоит из откровений пророка Магомеда, которые через него Аллах ниспослал верующим. Как и Библию, Коран несколько раз переписывали, и считается, что единственная каноническая версия была утверждена в седьмом веке нашей эры коллегией из оставшихся в живых сподвижников Магомеда. Однако сейчас существует 7 вариантов чтения Корана, каждый из которых был сформирован той или иной мусульманской школой начального периода истории ислама.

Состоит священная книга мусульман из 114 сур (глав), а каждая сура, в свою очередь, включает в себя от 3 до 286 аятов (стихов). Все суры делятся на мекканские , в которых записаны откровения, данные пророку Магомеду Джабраилом до переселения в Медину, и мединские - суры, записанные из слов пророка после того, как он прибыл в Медину. Помимо основных догм вероучения, пророчеств и указаний верующим, в Коране содержится жизнеописание пророков, которых бог посылал на землю.

Прочитав эту священную книгу, можно сделать вывод, что и мусульмане, и христиане, и иудеи верят в одних и тех же пророков - в Коране упоминаются Ной, Соломон, Моисей, Иисус и другие апостолы, чьи имена есть в Библии. Однако мусульмане уверены, что именно откровения последнего пророка Магомеда наиболее исчерпывающе доносят людям волю бога, поэтому верующим необходимо жить по его заветам.

Палийский канон - священная книга буддистов

История создания Трипитаки началась в седьмом веке до н.э., после достижения паринирваны Буддой Шакьямуни. Изначально сакральные знания буддистов передавались только в устном варианте, однако на Четвертом Буддийском Соборе было решено увековечить заветы Будды, и Трипитака была записана на папирусах, изготовленных из пальмовых листьев. Так как эта священная книга записывалась на языке пали, во всем мире она также известна под названием "Палийский канон".

Данная священная книга состоит из трех основных частей - "трех корзин":

1. Виная-питака - корзина правил поведения; в этой части Палийского канона обозначены правила и нормы поведения для монахинь и монахов, которые отреклись от мирской жизни и живут в буддийских монастырях

2. Суттанта-питака - корзина наставлений; в данной части Трипитаки записаны наставления Будды, которым должны следовать и молодые монахи, и миряне. Именно в Суттанта-питаке описаны ключевые догмы буддийской религии

3. Абхидхамма-питака - корзина доктрин; в нее входят не изречения самого Будды, а труды его учеников и последователей, посвященные искусству медитации. В этой части Палийского канона преобладают тексты, посвященные психологии, и познания, этике, философии.

Веды - священная книга индуизма

Веды , несомненно, можно назвать одной из старейших священных книг религий мира, так как первая ее часть была записана еще в XVI века до н.э. Священные тексты индуизма в оригинале были записаны на санскрите, и большая часть знаний, представленных в этой книге - самхиты (сборники мантр для религиозных обрядов и молитв) и комментарии и пояснения к ним. Согласно верованию индуистов, Веды не были составлены людьми, а ниспосланы человечеству богами через святых мудрецов. Священная книга Веды состоит из четырех вед:

1. Риг-веда - веда гимнов; в ней размещены мантры, которые произносят в молитвах главные священнослужители. По мнению исследователей, Риг-веда и по лингвистике, и по содержанию имеет много общего со священной книги древних иранцев - Авестой

2. Яджур-веда - веда жертвенных формул; в этой части священной книги индуизма размещены мантры, которые необходимо произносить во время ритуалов жертвоприношений, а также манрты для чтения при проведении практически всех ведийских обрядов

3. Сама-веда - веда мелодий; в Самаведе записаны мантры, которые священнослужители поют во время богослужения, причем каждую мантру нужно петь в строго определенном ритме

4. Атхарва-веда - веда заклинаний; в данной части священной книги описаны не только обряды и ритуалы, но и уделено внимание повседневной жизни древних индусов. В этой веде записаны некоторые медицинские и , в частности, обозначены причины и способы лечения ряда болезней, а также способы изготовления ядов, отравленных стрел, дымовых завес и др.

Китайская астрология

4 священных животных Китая. Каждый из них представляет одну сторону света, одну четверть зодиакальной полосы неба, и одно время года, и каждый обладает собственными свойствами и происхождением. Они описываются во множестве исторических китайских и корейских мифах и рассказах, а также появляются в современной японской манге и анимации.

Считается, что одним из источников традиции 4-х священных животных, исполненных мудростью, было «Описание правил приличия и церемоний» («Лицзи») — трактат, приписываемый Конфуцию.

Историки полагают, что эта традиция представляет собой слияние четырёх мудрых существ и идеи четырёх духов, которым люди приносили жертвоприношения со времен династии Чжоу для защиты от нападения с четырёх сторон.

Все четыре знака зодиака соотнесены со стихиями системы У-син. Каждый из священных зверей содержит по 7 созвездий, что вместе дает 28 знаков, которые адаптируются к 12-ти привычным.

1.Лазоревый (сине-зеленый) дракон ( 青龍 - Цин Лун), Восток - Дерево. Родившиеся весной.

Ассоциируется с красотой и мощью, процветанием и развитием, счастьем и удачей, с богатством и властью. Духовный символ подъема, лидерства, плодотворности творчества, новаторства, оставление следа в истории.

Янский символ - светлый мужественный.



Лазоревый Дракон является символом восточной области Неба. Включает 7 мелких созвездий:

Цзюэ «Рог» и Ган «Шея» - Шру-Син (звезда долголетия) соответствует Рыбам - «Дракон манипулирования».

Тянь ди «Основа», Фан «Дом» и Синь «Сердце» - Да-хо (Великий огонь) соответствует Овну - «Дракон очага».

Вэй «Хвост» и Цзи «Корзина» - Си-му (Ограда) соответствует Тельцу - «Дракон защиты».


Изображения этого дракона обнаружены на керамике 6000-4000 лет до н.э., что свидетельствует о синхронности возникновения этого образа с возникновением самой китайской культуры.

Цин-луна изображали в древности на знамёнах и несли с восточной стороны.

Извивающийся в облаках, он сыплет чудесными, источающими пламя, жемчужинами, золотом, серебром, кораллами в "вазу, собирающую сокровища", само его тело покрыто вместо чешуи золотыми монетами.

Миф гласит, что Цин Лун, поднявшийся из вод Хуанхэ, натолкнул мудреца Фу Ши на открытие символов, которыми можно было бы описать сразу все существующие философские понятия. Так появились обозначающие все процессы и предметы, символы ян и инь, «Книга перемен», концепция ба-гуа (8 триграмм) и фэн-шуй.


2.Красная птица (朱雀 - Чжу Няо, Чжу Цяо) или Феникс (鳳凰 - Фэнхуан ), Юг - Огонь. Родившиеся летом.

Ассоциируется с благим предвестием, интуицией, внутренней концентрацией. Миротворчество, процветание, человеколюбие, героизм, верность, справедливость, страстность. Великолепие и красота. Продолжение рода, семейственность.

Иньский символ - светлый женственный.


Включает 7:

Цзин «Колодец» и Гуй «Души предков» - Чунь Шоу (Голова Феникса) - соответствует Близнецам - «Чтимый Феникс».

Лю «Изгиб», Ци-син «Семь звезд» и Чжан «Лук» - Чунь Хо (Огонь Феникса) - соответствует Раку - «Взрывающийся Феникс».

И «Крыло» и Чэнь «Колесница» - Чунь Вэй (Хвост Феникса) - соответствует Льву - «Смелый Феникс».

Чжу Няо родоначальник династии Мин. У этой птицы «клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи». Рост её достигает трёх метров.

Появление Б.-х. устрашало всякую нечисть и одновременно рассматривалось как знак прогресса мирных наук.

Существуют многочисленные изображения на могильных рельефах рубежа и начала н.э.

Встречалась на гадательных надписях (ок. 15 в. до н. э.). Изображалась на военных знаменах, несли с южной стороны.


3.Белый тигр (白虎 - Бай Ху ) , Запад - Металл. Родившиеся осенью.

Соединяет в себе противоположные начала. Перемены, видоизменение, гуманность, чувство долга. Вместе с тем, свирепость, агрессивность, капризность, изменчивость. Властность и сила.

Темное женское начало инь.



Согласно древнекитайской астрономии и астрологии, ему соответствует «Западный дворец Неба», включающий в себя:

Куй «Скипетр» и Лоу «Оковы» - Сян-Лоу (Жнецы) - соответствует Деве - «Цепкий белый Тигр».

Вэй «Желудок», Мао «Гнездо утки», Би-сю «Сеть» - Да-лян (Болото) - соответствует Весам - «Практичный белый Тигр».

Цзуй «Голова Тигра» и «Шэнь Заслуги» - Ши-чэнь (вечные борцы) - соответствует Скорпиону - «Тщеславный белый Тигр».

Страж страны мертвых - зверь должной справедливости, являющийся белой тигрицей с черным узором (вэнь) и хвостом длиннее туловища, питающийся мясом неубитых и не едящий живых существ». Гадатели и прорицатели считали появление Бай Ху признаком «гуманного правления».

С середины 1000 стал атрибутом ритуального облачения императора и высших сановников. Изображался в местах захоронения около 433 до н.э. Вместе с Цин Луном воспроизводит архаическое деление пространства и времени надвое (восток-запад: дун-си, весна-осень: чунь-цю).


4.Чёрная черепаха или Черный воин (玄武 - Сюань У ), Север - Вода. Родившиеся зимой.

Ассоциируется с борьбой духовной и физической. Аскетизм, самосовершенствование, раскрепощенность или наоборот замкнутость, справедливость. Гордость, желание опередить всех, стать иконой современности.

Темное мужское начало - ян.


«Северный дворец неба» включает также 7 созвездий:

Тянь-гуань «Ковш» и Цань-ню «Воловод» - Син-цзи (Звезда памяти) - соответствует Стрельцу - «Целеустремленная черная Черепаха».

Нюй «Дева», Сюй «Пустота» и Цзя-ву «Идол» - Сюань-Сяо (Пустыня) - соответствует Козерогу - «Одинокая черная Черепаха».

Ин-ши «Постройка» и Дун-би «Стена» - Цзуй Цзы (Рот Рыбы) - соответствует Водолею - «Красноречивая черная черепаха».

«Темная воинственность». Согласно одному из даосских преданий, Сюань-у родился у жены князя страны Цзинлэго («страна чистой радости») после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. Когда Сюаньу начал свой путь обучения, ему открылось, что он должен искупить все свои прошлые грехи, чтобы стать богом. Он промывал желудок и кишечник в реке. Вымытые из его внутренностей, его грехи приняли тёмную, чёрную форму. Они воплотились как чёрные черепаха и змея, которые стали терроризировать людей. Когда Сюаньу понял это, он вернулся и победил свои грехи, после чего они стали его слугами. После 42 лет отшельнической жизни на горе Уданшаиь (провинция Хубэй) он средь бела дня поднялся в небо. Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. Сюань-У спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.

В китайских текстах поясняется, что понятие «Сюань-У» сложилось в связи с представлением о цвете земнего ночного неба - чёрный с красным оттенком и о черепахе, как существе с панцирем-бронёй («у», означает «воинственность»).
Черепаха, перевитая змеей, изображалась на северной стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, кон. 3 в. до н. э. - нач. 3 в. н. э.), а в более ранние времена - на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска в северной части.

5-ый священный зверь, не входящий в систему знаков — Жёлтый дракон (黃 龍 - Хуан Лун) — Земля.

Не секрет, что китайская мифология оказала сильное влияние на японскую культуру. Одним из элементов этой мифологии является предание о четырёх священных животных: чёрной черепахе, лазурном драконе, красном фениксе и белом тигре. Чтобы объяснить, что значат эти животные необходимо сперва немного рассказать о китайском зодиаке.
Китайский зодиак широко распространён. Даже в России каждый год ассоциируются со знаком этого зодиака. Например, 2011 год - это год Зайца или Кролика.
Однако не столь широко известно, что 12 зодиакальных животных использовались не только для летоисчисления. Они также служили названиями часов дня и сторон света. На самом деле есть куда более сложные схемы, в которых эти зодиакальные знаки расположены вместе с 5 элементами мироздания, месяцами, днями недели, временами года, созвездиями, цветами и т.д. Но здесь мы рассмотрим только стороны света.

Итак, четыре священных животных ассоциируются с четырьмя сторонами света. Север - черепаха, Восток - дракон, Юг - феникс, Запад - тигр.
Почему именно эти животные?
Это связано с картой звёздного неба. В древнем Китае звёздное небо делили на четыре сектора. Соединённые вместе созвездия каждого сектора по форме отдалённо напоминали черепаху, дракона, феникса и тигра.
Сектора звёздного неба также соответствовали сторонам света, так что каждый из священных животных отвечал за одну из сторон света.
Эти священные животные не просто отвечали за стороны света, но были также их защитниками. В древние времена четырём животным даже приносили жертвы, чтобы обезопасить себя от нападения врагов.
В связи с этим преданием в древнем Китае главные ворота императорского дворца и столицы называли именами этих священных животных, чтобы защитить столицу от нападений. Эта практика распространилась и в Японии, так как древние японские столицы строились по подобию китайских.
Например, многие слышали о рассказе Акутагава Рюноске «Расёмон» или фильме снятом Куросава Акира по мотивам этого рассказа. Но не многие знают, что другое название ворот Расёмон - «судзаку» (朱雀), что значит «красный феникс». То есть, это южные ворота древнего Киото, охраняемые красным фениксом.

Даже современная японская столица - Токио спроектирована с учётом китайских верований, в частности 4 священных животных.
Считается, что Эдо (старое название Токио) спроектировал монах Тэнкай (天海) из буддийской секты Тэндайсю. В момент основания Эдо был маленьким городом и то, что именно это место было выбрано столицей - это заслуга монаха Тэнкай, который убедил сёгуна, что это самое благоприятное место в округе для будущего центра правления.
Каждое из животных помимо стороны света также ассоциировалось с особенностями ландшафта. Черепаха - гора, дракон - река, феникс - озеро или море, тигр - дорога. И в Эдо всё это присутствует. По отношению к замку Эдо на севере - гора Фудзи, на востоке - река Сумидагава, на юге - Токийский залив, на западе - дорога Токайдо.
Однако в случае с Эдо была сделана небольшая поправка. Замок Эдо сориентирован по четырём животным, но четыре животных не строго соответствуют сторонам света. Черепаха и гора Фудзи находится не строго на севере, а на северо-западе. Тигр и большая дорога не на западе, а на юго-западе и т.д.

Основная цель искусства фэншуй направлена на создание баланса и гармонии с силами природы, энергией ци для улучшения своей жизни и ее защиты от возможных негативных воздействий. Согласно китайской философии, с защитной функцией прекрасно справляются четыре священных небесных животных: Зеленый Дракон, Белый Тигр, Черная Черепаха и Красный Феникс.

Фэн-шуй уделяет большое внимание внешнему окружению дома, который обязательно должен быть защищен с тыла Черной Черепахой . Кроме того, каждый дом нуждается в надежной защите слева Зеленым Драконом — покровителем мужчин и справа Белым Тигром — защитником женщин. Перед домом обязательно должно быть открытое пространство с приятным видомКрасный Феникс .

Зеленый Дракон

Дракон — это самый могущественный символ в китайской традиции, он символизирует процветание и власть, является высшим символом счастья, привлекая в дом процветание и изобилие. Зеленый Дракон считается высшим символом доброй удачи и самым значительным Небесным Животным. С его помощью избавляются от отрицательных энергий в доме и защищают его. Дракон выражает мужское начало, и, следовательно, его энергия — ян.

Этому Небесному животному соответствует восточное направление, связанное с весной и темно-зеленым цветом. Поэтому его обычно называют Зеленым Драконом, а его статуэтки или изображения размещают в восточном секторе дома или квартиры на возвышенности (но не выше человеческого роста).

Белый Тигр

Тигр защищает от бед и дает покровительство, он охраняет семейное счастье, находясь в тесном взаимодействии с Зеленым Драконом. Сила Белого Тигра символизирует надежную защиту и всегда подчинена силе дракона. Она оказывает скорее сдерживающее, чем управляющее и контролирующее воздействие. Тигр символизирует женское начало и энергию инь.

Этому Небесному животному соответствует западное направление, связанное с осенью и белым цветом. Поэтому его обычно называют Белым Тигром, а его изображение или скульптуру (обязательно дружелюбного вида) размещают в западной части дома или квартиры так, чтобы она находилась чуть ниже Дракона.

Черная Черепаха

Черепаха символизирует поддержку, стабильность и долголетие, она отвечает за доход семьи и повышение уровня жизни. Она защищает обитателей дома, приносит удачу в карьере и хороший заработок.

Этому Небесному животному соответствует северное направление, связанное с зимой и черным цветом, поэтому ее обычно называют Черной Черепахой. Север — это сектор, отвечающий за перспективы в карьере и хорошее место работы, а черепаха представляет собой символ мудрости и богатства. Поэтому, разместив картинку с изображением черепахи в северной части вашей квартиры, вы решаете сразу две задачи – защиту и активизацию удачи в карьере. Самым эффективным символом будет металлическая черепаха, а чем внушительнее она по размеру и весу, тем надежнее защита. Желательно, чтобы Черная Черепаха была расположена выше всех других «защитников».

Красный Феникс

Феникс - мощный символ возрождения и новых возможностей, достижения самых заветных желаний. Красный или малиновый цвет этого Небесного животного мотивирует и порождает стремление идти по дороге счастья и успеха. Феникс защищает от плохих намерений, от любых несчастий и бед, а также приносит обитателям дома или квартиры хорошую репутацию, признание и славу, процветание и успех во всех начинаниях.

Красный - цвет огня и Красного Феникса, который ассоциируется с южным направлением и летом. Любая статуэтка или картина с изображением птицы с ярким оперением, например, петуха или павлина, размещенная в южном секторе, отлично заменит собой изображение Феникса. Если в южной части квартиры есть окно с открывающимся из него прекрасным видом, то поставив на подоконник статуэтку Феникса, можно ожидать достижения любых поставленных целей.



Что еще почитать