Арун Пракаш, отставной адмирал ВМФ Индии и бывший начальник службы, настроен еще более критично. Аудиторы из дели заявили, что российские истребители недостаточно надежны в эксплуатации Когда вместо оружия – муляж

Высокопоставленные руководители ВВС Индии утверждают, что совместная с Россией программа FGFA по созданию истребителя 5-го поколения не отвечает желаемым требованиям. Один из высших офицеров ВВС Индии добавил, что «индийские ВВС не стремятся продолжать программу FGFA». Об этом пишет издание Defense News.

Предложенная программа FGFA не соответствует требованиям по малой радиолокационной заметности российско-индийского самолета по сравнению с американским истребителем F-35, объяснил высокопоставленный индийский военный. По его мнению, в этой программе необходимы существенные структурные изменения, которые не могут быть обеспечены с помощью существующих российских прототипов.

В программе FGFA также нет понятия модульного обслуживания двигателя, что делает обслуживание будущего парка истребителей FGFA «дорогим и неприятным», считают индийские специалисты, на которых ссылается американское издание. Другой высокопоставленный представитель ВВС Индии пояснил, что модульное обслуживание двигателя требуется для быстрого и удобного обслуживания самолетов FGFA без предварительного предупреждения предприятия-изготовителя.

Однако россияне, по мнению индийцев, предложили немодульные механизмы для FGFA и его обслуживания, и значительная часть работ может быть выполнена только на заводе-изготовителе.

В «Рособоронэкспорте» предельно категорично отреагировали на распространенную американским СМИ информацию. «В настоящее время действует российско-индийское межправительственное соглашение, и есть обязательства, в соответствии с которыми совместный проект по созданию самолета реализуется сторонами по согласованным этапам и срокам», — сказали «Коммерсанту» в компании.

Индийский эксперт Вайджидер Тхакур, в прошлом командир эскадрильи ВВС Индии, специалист по вопросам обороны, утверждает, что на аналоге FGFA, известном в России как Су-57, установлен двигатель АЛ-41Ф.

Но истребитель FGFA должен быть оснащен двигателем под названием «изделие 30». Он на 30% легче АЛ-41Ф, имеет гораздо большую тягу, лучшую топливную экономичность. «Изделие 30» гораздо более надежный двигатель и характеризуется более низкой стоимостью жизненного цикла, примерно на треть», - сказал Тхакур в разговоре с «Газетой.Ru». Однако на сегодня «изделия 30» еще нет на оснащении даже российских истребителей.

Не имея на вооружении американских истребителей, ВВС Индии едва ли имеют возможность иметь мнение по сравнительным долгосрочным эксплуатационным расходам российских и американских самолетов, добавил Тхакур.

Как известно, в 2007 году Россия и Индия подписали соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения FGFA (Fifth-Generation Fighting Aircraft). Ключевым параметром соглашение было производство самолетов на территории Индии, подразумевающее трансфер технологий уникальной российской разработки. Предполагалось, что стартовым заказчиком этого самолета станут военно-воздушные силы Индии, а в дальнейшем он будет поставляться третьим странам. До недавнего времени Индия планировала построить 144 истребителя FGFA. Ранее количество необходимых самолетов этого типа оценивалось в 210 с лишним единиц.

«Безусловно, реализация программы FGFA встречается с определенными техническими трудностями. Ни для кого это не секрет. Но тут дело вовсе не в сложностях технического характера. Не так давно Индия подписала с Францией контракт стоимостью €7,98 млрд на поставку 36 истребителей «Рафаль». Каждый самолет обошелся Нью-Дели в €94 млн. А бюджет индийских ВВС предполагает ежегодное выделение всего лишь €2,5 млрд на закупку летательных аппаратов», - пояснил «Газете.Ru» заместитель директора .

То есть, по словам эксперта, «Рафаль», и это без всякого преувеличения, сожрал весь бюджет ВВС Индии и в том числе средства, выделяемые на создание истребителей 5-го поколения.

В этом случае может сложиться такая ситуация, считает специалист, что ВВС Индии и вовсе останутся без машин 5-го поколения. А они гораздо раньше могут появиться на вооружении ВВС Китая и даже, к немалому удивлению индийской стороны, ВВС Пакистана.

Наконец, если индийская сторона сворачивает военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией, считает Константин Макиенко, то Москва имеет полное право относиться к Нью-Дели не как к приоритетному стратегическому партнеру в регионе, а как к обычному, ординарному партнеру в сфере ВТС. А это может означать только одно — активизацию военно-технического сотрудничества России с основным геополитическим соперником Индии Пакистаном.

А Исламабад вполне заинтересован в интенсификации подобного сотрудничества. С высокими тактико-техническими характеристиками советского/российского оружия пакистанцы ознакомились еще во время афганской войны.

То есть у Дели не должно вызывать сильного удивления возможное появления на вооружении ВВС Пакистана, к примеру, российских истребителей Су-35. Также в свое время ВВС Индии отказались от МиГ-35 в пользу «Рафаля». Если же Пакистан купит эти легкие фронтовые истребители, но теперь уже в гораздо более модернизированном варианте, то этот факт должен восприниматься в Нью-Дели также без особого изумления и потрясения.

Индия имеет полное суверенное право отказаться от всех совместных с Москвой проектов, считает Константин Макиенко. Кремль обладает таким же суверенным правом переориентироваться в вопросах ВТС на Пакистан, убежден эксперт.

«На мой взгляд, не стоит сильно драматизировать ситуацию, складывающуюся в сфере российско-индийской программы FGFA, - рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в российской авиастроительной отрасли. — Пока даже нет точной информации кто и что в Индии сказал, где сказал, при каких обстоятельствах. Неизвестны даже воинское звание и должность автора озвученной информации».

По словам специалиста, Индия в настоящее время пытается реализовать в области военной авиации массу программ: это и закупка «Рафалей», и конкурс на однодвигательный истребитель, и начало работ по легкому истребителю 5-го поколения, и предстоящая модернизация машин Су-30МКИ с целью загрузки предприятий, а также модернизация «Ягуаров» и МиГ-29.

И это, подчеркивает эксперт, программы только в сфере военной авиации. А кроме того, есть еще и авиация ВМФ — Нью-Дели предстоит сделать выбор палубного самолета для своего третьего авианосца. А там уже вовсю идет борьба между «Рафалем» и американским F/A-18. Взамен Соединенные Штаты предлагают Индии помощь в создании легкого истребителя 5-го поколения.

Такое количество индийских программ в сфере ВВС и авиации ВМС великовато даже для Соединенных Штатов. Вряд ли все это с стороны Нью-Дели может быть реализовано. Денег на все сразу может не хватить.

Так что острые заявления ВВС Индии по программе FGFA вполне можно рассматривать как некую борьбу интересов, полагает источник «Газеты.Ru» в авиационной отрасли. За каждой деталью военного самолета в Индии стоит своя группа лоббистов. Так что в этом плане очередной информационный вброс — это, в некотором смысле, нормальное явление.

Рынок транспортной авиации Индии оказался практически утерянным для Российской Федерации. Индийское издание The Calcutta Telegraph сообщает о первом прибывшем для ВВС этой страны самолете С-17 производства американской компании Boeing. На протяжении 10 лет машины производства США должны полностью вытеснить российские Ил-76. В прошлом году наша страна проиграла тендеры на поставку самолета Ил-78 и вертолетов Ми-26.

Индия до последнего времени оставалась надежным партнером России в области покупки вооружений. Индийцы платили миллиарды долларов нашей стране за военную технику. Но в ноябре прошлого года РФ проиграла тендер на поставку 15 вертолетов Ми-26. Их должны заменить американские СН-47 Chinook от компании Boeing. Вместо покупки шести самолетов-заправщиков Ил-78 индийцы предпочли приобрести Airbus A330. Общая сумма ущерба нашей стране оценивается свыше миллиарда долларов.

Потеря индийского рынка может негативно сказаться на военных контрактах России с другими странами. Вполне возможно, что некоторые государства могут задаться вопросом о целесообразности покупки нашей техники, если даже ее давний покупатель решил сменить поставщика.

Как сообщает индийская пресса, отказ от российских машин вызван их техническими характеристиками. Хоть стоят они и дешевле западных образцов, но дороже обходятся в обслуживании. Как говорит доктор военный наук, генерал армии и бывший главнокомандующий ВВС СССР и России Петр Дейнекин , надежность нашей техники не вызывает сомнений:

— Наша авиационная техника по надежности не уступает иностранным образцам. Это распространяется и на самолеты Ил-76 и Ил-78, и на вертолеты Ми-26. Во всяком случае, их послепродажное обслуживание не должно быть дороже обслуживания американских машин. Возможно, мы отстаем в оперативности устранения дефектов, которые всегда неизбежны.

Но и американский дримлайнер показывал себя не с лучшей стороны. Он нанес ущерб многим компаниям, которые покупали его. Да, они оперативно устраняют дефекты, выявляемые в ходе освоения машин. Но тоже проходят определенный путь, прежде чем достигнут необходимых параметров по надежности.

Возможно, сейчас индийской стороне, с которой у нас давно установились хорошие отношения в области авиатехники, предложили не самую лучшую модель. У Ил-76 есть хорошая модификация с прекрасными экономными двигателями ПС-90, с удлиненным фюзеляжем, с современными средствами навигации. Так что экономические причины возможны.

Но я не встречал машин надежней, чем производства фирмы Илюшина. Это самые надежные воздушные суда, начиная с Ил-14, затем Ил-18, затем Ил-76, Ил-86, Ил-96. Не зря на самолетах Илюшина летает наш президент.

Американский С-17 — тоже распространенная в авиационном мире машина. Но не стоимость постпродажного обслуживания могла стать причиной отказа индийской стороны от покупки наших самолетов.

Что касается танкера Ил-78, то он себя прекрасно показал в эксплуатации. Первые машины поступили к нам на вооружение в середине 1980-х, на смену М-4. От Ил-78 наши самолеты заправлялись при патрулировании к берегам Америки. Недавно наши стратегические воздушные корабли Ту-95 летали без посадки по плану дежурства в воздухе более 42 часов. А сверхзвуковые Ту-160 летали с дозаправкой от Ил-78 более 22 часов. На мой взгляд, это прекрасные показатели надежности наших самолетов. Другим подтверждением качества наших танкеров считаю полет Ту-160 в Венесуэлу.

Ми-26 — это вообще царь-вертолет. Он даже американские тяжелые вертолеты Chinook эвакуировал на внешней подвеске. Когда тот после поломки нуждался в эвакуации, ни одна машина, ни один воздушный кран не мог его поднять. С этой задачей справился только Ми-26. Он прекрасно себя показывает при выполнении любых заданий.

«СП»: — Возможно, иностранные машины более современные, чем наши?

— Понятие «старые» для самолетов не существует. Главный критерий для воздушного корабля — его пригодность к летной эксплуатации. К примеру, американцы до сих пор успешно используют самолет B-52, которому уже около 50 лет. Ему просто дают новую навигацию и прочее оборудование. А что касается С-17, то он ровесник нашего Ил-76. Переделанный в танкер А-330, может, и моложе нашего Ил-78, но наш самолет подтвердил свою надежность десятилетиями эксплуатации. Это хороший танкер и транспорт.

Так что причина отказа индийцев не в надежности. Мы принимали участие в авиа-шоу на разных континентах. Наши машины показали высокую надежность, совершая перелеты на очень большие расстояния, хорошо зарекомендовали себя в климатических зонах от наших суровых зим до жарких тропиков ЮАР, Малайзии и Чили. Только сочувствую индийцам, которые отказываются от своих исторических партнеров.

Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин истинную причину отказа Индии от наших летательных аппаратов видит в слабости России на международной арене:

— При выборе приоритетов поставок очень сложных машин, как самолеты и вертолеты, играет роль система взаимоотношений между странами и приоритеты в геополитике, которые выбирает то или иное государство. За последние два десятилетия Россия устранилась с мировой арены и заняла позицию абсолютного безразличия и нейтралитета по отношению к происходящему на планете. Даже те жалкие потуги, которые совершаются в отношении горячих точек имеют налет равнодушия. Наши государственные деятели будто говорят: «Да, мы, конечно, против, но, по большому счету, нам всё равно». У России нет идеологической модели развития и, как следствие, нет геополитической стратегии.

Россия перестала представлять себя как евразийская держава, как это делал Советский Союз. РФ смирилась с ролью региональной державы, за которую еще надо побороться.

У нас нет стратегии, поэтому мы никому ничего не можем пообещать. Ведь сами не знаем, чего хотим и куда двигаемся. И это состояние неопределенности совершенно не устраивает такие государства, как Индия.

Эта страна входила в Движение неприсоединения, но больше симпатизировала СССР. Она не ориентировалась на советский блок из-за нашего оголтелого атеизма. Сейчас проблема отрицания религии снята в современной России, но на нас по-прежнему нельзя ориентироваться из-за отсутствия геополитических приоритетов. Раз мы ничего не предлагаем странам мира в глобальном плане, то индийской стороне ничего не остается, как соглашаться на американские машины и терпеливо дожидаться, когда к России вернется сознание, и она задаст четкие ориентиры для своих союзников.

«СП»: — Для продвижения своих интересов в Индии России не хватает только политической воли, или ресурсов у нас тоже нет?

— Когда мы говорим о продвижении геополитических интересов, то ресурсы и не нужны. Речь идет о мировоззренческих приоритетах, о создании вместе с нашими соседями культурно-цивилизационного кода. Наш народ и народы стран-соседей ждут, когда российское руководство сформулирует геополитическую концепцию РФ как евразийской державы. В силу своего размера Россия не сможет стать национальным государством. Хотя западные стратеги и советуют нам расчленить страну и по кусочкам войти в Европу. Некоторые наши политики придерживаются такого же мнения. Но, по крайней мере, это некоторая определенность. Сейчас же мы зависли над пропастью между двумя краями: ноги затекли, сил держаться нет. Но выбрать тот или иной путь мы никак не можем. И глядя на такое раскоряченное состояние, индийцы не вдохновляются. Махнув на нас рукой, они начинают покупать американские самолеты и вертолеты.

Фото: Максим Брянский/Коммерсантъ

СМИ: Индия решила отказаться от российских самолетов в пользу украинского Ан-178

© antonov.com

Индия больше не заинтересована в российских самолетах Ил-214, на разработку которых потратили 17 лет. Зато страна сосредоточится на украинском Ан-178, сообщает телеканал 24.ua.

Планировалось, что Ил-214 должен был заменить устаревшие самолеты Ан-12, которые используются в Вооруженных силах Индии и российских войсках. Работу над ним начали еще в 2000 году, а в 2007 к его разработке присоединилась и Индия.

Сообщается, что над разработкой самолета работали авиакомплекс имени Ильюшина, НПК «Иркут» и индийская компания Hindustan Aeronautics. Но за это время самолет не создали, и он существует только в макете. Поэтому Индия решила приостановить свое участие в этом проекте.

Самолет, который был нужен Индии, должен был иметь грузоподъемность около 20 тонн, а также быть пригодным для использования на высокогорных аэродромах с грунтовым покрытием. В итоге в прошлом году Индия подписала договор о совместной разработке подобного самолета с украинской корпорацией «Антонов», у которой уже есть летающий прототип транспортника Ан-178.

Добавим, ранее украинский государственный концерн «Укроборонопром» заявил, что при изготовлении Ан-178 удалось полностью отказаться от российских комплектующих.

Напомним, в 2016 году гендиректор компании «Ил» Сергей Вельможкин сообщил, что совместный проект России и Индии по созданию военно-транспортного самолета Ил-214 заморожен. В пятницу, 17 марта, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил об окончательной остановке проекта.

Индия, на вооружении которой состоят истребители Су-30МКИ российского производства, заявила, что имеет к этим машинам ряд существенных претензий. Такие сведения содержатся в отчете индийского аудиторского агентства Comptroller and Auditor General (CAG). Согласно документу, состоящему из 218 страниц, российские самолеты недостаточно надежны в эксплуатации.

По словам аудиторов, показатель летной годности истребителей Су-30МКИ составляет 55-60% вместо 75%, указанных в документах предприятия-изготовителя.

Из отчета индийских контролирующих органов следует, что значительная часть истребителей «Сухого» постоянно находятся в состоянии, когда полеты на них осуществлять нельзя по техническим причинами. CAG утверждает, что в среднем из 210 постоянно эксплуатируемых Индией Су-30МКИ от 115 до 126 истребителей постоянно находятся на земле из-за необходимости осуществления их технического контроля и ремонта. «Это сказывается на боеспособности авиазвеньев, оснащенных машинами данного типа», — отмечается в докладе аудиторов. Более того,

согласно официальным данным индийского , с момента начала эксплуатации было потеряно шесть машин «Сухого».

Свои выводы эксперты CAG уже направили в парламент Индии для ознакомления депутатов.

По словам индийской стороны, наиболее часто на истребителях Су-30МКИ ломаются электрическая система дистанционного управления полетом и приемник предупреждения о радиолокационном обнаружении.

«Всего с момента начала эксплуатации зафиксировано 35 выходов из строя двигателей этого истребителя, к ним относятся в том числе и инциденты, связанные с поломкой силовой установки. ВВС Индии в настоящий момент изменили правила проведения работ по техническому обслуживанию Су-30МКИ», — цитирует издание Defense News слова представителя индийского минобороны.

Контракт на поставку в Индию истребителей Су-30МКИ был заключен в 2002 году. Изначально по условиям договора Россия должна передать Дели 272 самолета этого типа. Однако затем Индия договорилась с Москвой о том, что часть самолетов будет произведена на индийских предприятиях по российской лицензии, при этом на них будут установлены двигатели с отклонением вектора тяги. На индийской территории истребители собирала местная государственная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

Основной причиной частых поломок Су-30МКИ специалисты CAG называют нехватку комплектующих к самолетам, большая часть которых производится в России.

Сейчас Дели ведет с Москвой переговоры о том, чтобы открыть на индийской территории предприятия по сборке необходимых запчастей. По данным Defense News, министр обороны Индии обсуждал возможность локализации производства агрегатов для Су-30МКИ во время визита в РФ в ноябре текущего года. В ближайшее время, 24-25 декабря, в Москву с официальным визитом прибудет премьер-министр Индии . Среди тем, которые, как ожидается, он будет обсуждать с российским руководством, будет сотрудничество двух стран в оборонно-промышленной сфере. Не исключено, что в ходе визита главы индийского правительства будет поднят вопрос о создании в Индии предприятий по производству комплектующих к российским «сушкам».

Производитель самолетов Су-30МКИ в беседе с «Газетой.Ru» комментировать ситуацию с обслуживанием самолетов в Индии отказалась, сославшись на то, что предприятие не является субъектом военно-технического сотрудничества и не имеет прямого договора на обслуживание «сухих» на индийской территории. Отказались предоставить комментарий и в .

Источник «Газеты.Ru», близкий к , отметил, что в значительной степени проблема с агрегатами для Су-30МКИ у индийцев возникает из-за «бюрократии, которую развели и индийское минобороны».

«Процесс подачи заявки на ту или иную запчасть очень долгий, и время от ее направления до поставки комплектующих может занять многие месяцы. Сначала заявка идет в ФС ВТС, потом к вопросу подключается Рособоронэкспорт. А он не заинтересован в поставках мелких партий запчастей, а заинтересован в крупных контрактах. Индийской же стороне зачастую необходимы именно мелкие партии комплектующих», — сказал собеседник издания.

По его словам, ускорить процесс поставки запчастей к российским истребителям, состоящим на вооружении ВВС Индии, могли бы прямые контакты «Сухого» и «Иркута» с индийским оборонным ведомством. «Можно создать сервисный центр на индийской территории, где бы хранился полный комплект комплектующих на 2-3 самолета. Его можно было бы сделать в форме совместного предприятия. Об этом, кстати, недавно говорили представители корпорации «Сухой» и ОАК в ходе визита индийских журналистов в Москву. Но тут уже вопрос в том, кто этот сервисный центр будет финансировать, ведь даже «разобранные» 2-3 машины — это десятки миллионов долларов. Мне кажется, что Индия в этом больше заинтересована. А Дели, как показывает практика, любит на всем экономить», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

Источник «Газеты.Ru» в системе военно-технического сотрудничества отметил в свою очередь, что дефицит запчастей к Су-30КИ у индийских военных возник из-за роста числа машин, которые Дели закупил у Москвы.

«Если говорить условно, то, когда вы эксплуатируете 10 истребителей, вам, возможно, хватит 2-3 техников для их обслуживания. Но если у вас стало 20 истребителей, то тут надо увеличивать штат инженеров, в том числе и российских.

Есть и проблема с поставкой комплектующих, но я хочу отметить, что для такого большого парка 60% летной годности — это неплохой показатель, он не так сильно недотягивает до заявленных 75%», — сказал собеседник издания.

«Недавно в немецкой газете Der Spiegel появились сведения со ссылкой на техническую службу, отвечающую за обслуживание самолетов, о том, что только половина из 103 имеющихся в ВВС ФРГ истребителей Eurofighter не могут взлететь из-за различных технических проблем», — напомнил собеседник «Газеты.Ru».

По его словам, в значительной мере появление в прессе отчета CAG связано с грядущим визитом индийского премьера в Москву. «Так представители ВВС Индии хотят обратить внимание политика на свои проблемы», — сказал он.

Су-30МКИ — экспортный вариант двухместного многоцелевого истребителя Су-30 разработки КБ «Сухой». Он может нести до 8 тыс. кг ракетно-бомбовой нагрузки, а также вооружен 30-миллиметровой пушкой ГШ-30-1.

В 2015 году в Великобритании в рамках международных учений «Индрахануш» («Радуга») были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские летчики одержали победу над ВВС Британии со счетом 12:0. В настоящее время Су-30 МКИ состоит на вооружении Анголы, Индии, Вьетнама, Ирака, Алжира, Индонезии Казахстана, КНР и Уганды. С начала производства самолетов данного типа в 1992 году в результате различных летных происшествий было потеряно девять этих машин.

Индия постепенно отказывается от российского вооружения в пользу американского, европейского, а также украинского. Россия же, неспособная провести импортозамещение, поставляет на важнейший для неё рынок технически устаревшее, да ещё и некачественное вооружение – от самолётов до подводных лодок. При этом русские даже за ремонт платить не хотят.

На индийском рынке постепенно укрепляют свои позиции и украинские предприятия, забирая таким образом у российских компаний определенные сегменты. Это, конечно же, раздражает Кремль, который пытается при помощи международных и некоторых украинских СМИ провести кампании по дискредитации нашей страны. Москве важно ударить по репутации украинского ВПК и если не забрать утерянные контракты, то хотя бы не пустить туда украинцев.

Российское оружие списывают в утиль

Россия продолжает терять позиции на мировых рынках вооружения, и всё это происходит по ряду причин.

Кремль не может пережить того, что Украина не просто открывает для себя новые рынки вооружения, но и смещает оттуда российского производителя. Поэтому Москва и организовывает : дабы ударить по репутации отечественного производителя. И примеров такой деятельности предостаточно – от Турции до Индии.

Как раз о последней мы сейчас более детально и поговорим, так как Россия начала стремительно терять свои позиции на самом важном для неё рынке вооружений - индийском, причём проигрывает она там абсолютно всем – и мировым гигантам, таким, как США, и таким игрокам – сродни Украины.

Холодный душ для Кремля

После прихода к власти индийский премьер Нарендра Моди выдвинул новую концепцию, которая очень просто называлась – «Делай в Индии!». «Я говорю миру: делайте в Индии! Продавайте где угодно, но производите здесь! У нас есть для этого и мастерство, и талант!» , - агитировал глава индийского правительства.

Задачи, которые перед собой ставил Моди, были предельно простыми: диверсифицировать оружейные поставки, большую часть которых осуществляла Россия, заполучить технологии, чтобы затем продавать более дешёвые аналоги на мировых рынках, выйдя на уровень продаж в 3 млрд. долларов ежегодно, а самое главное – усилить свою систему безопасности.

По этой причине Моди открыл внутренний рынок для американцев, французов, израильтян – в общем, для российских конкурентов. И вот здесь для Москвы и начались проблемы.

Российские оборонные предприятия стали проигрывать тендер за тендером. Так, индусы предпочли американские штурмовые вертолёты AH-64E «Apache» российским Ми-28. Очередной провал - проигрыш в конкурсе на поставку тяжёлых транспортных вертолётов: Ми-26 уступил американскому CH-47F «Chinook». Известно, что американские противолодочные самолеты P-8 потеснили российские Ту-142, а транспортный самолет Ил-476 проиграл американскому воздушному судну C-17 Globemaster.

Вообще российские самолёты неконкурентоспособны, и этому можно найти массу подтверждений. Давайте вспомним, как во время оглашения конкурса на истребитель четвёртого поколения индусы просто взяли и вычеркнули из шорт-листа российский МиГ-35. Причин было несколько: во-первых, на самолёте была авионика и силовая установка из прошлого века, а во-вторых, судно не только не было принято на вооружение, но даже не производилось малыми сериями. Иными словами, русские попытались продать технологии не серийной машины, а обыкновенного прототипа.

Конкурс выиграли французы, договорившись поставить 36 истребителей «Рафаль» за девять миллиардов долларов; при этом Нью-Дели не требовала от Парижа разрешение на лицензионное производство.

Схожая ситуация и с самолётами пятого поколения. Сейчас индийское правительство недвусмысленно намекает Москве, что не видит перспектив в проекте такого истребителя «Fifth-Generation Fighter Aircraft» (FGFA), создаваемого совместно с РФ на базе Су-57.

После запуска этого проекта прошло уже десять лет, но финальный контракт на конструкцию самолёта так и не подписан: сначала индусы жаловались на слабые двигатели, потом предъявили претензии к радару истребителя и его системе скрытности.

Сейчас Нью-Дели задумывается над приобретением американских F-35. Потребность ВВС Индии при этом может составить 126 истребителей в различных модификациях.

Отметим, что в апреле 2017 года F-35 практически всухую разгромил на учениях «Atlantic Trident» лучшие истребители четвертого поколения. Их летчики даже не успели понять, что с ними произошло. К 2020 году цена на них может составить 80 млн. долларов – что приемлемо для индусов.

Русским же ничего не остаётся, кроме как предложить создать Су-35 пятого поколения для нужд Индии, модернизация которого обойдётся дешевле общего проекта по Су-57.

Вот и глава российского «Ростеха» Сергей Чемезов уже заявил: «Мы проводим переговоры и подписали протокол о намерениях на Су-35. Теперь мы разрабатываем идеи для этого контракта и работаем над созданием производственной базы для самолета пятого поколения» .

Проблема заключается в том, что стандартная конструкция Су-35 соответствует характеристикам истребителя пятого поколения, за исключением того, что он не обладает свойствами малозаметности. Вариант Су-35 пятого поколения, вероятно, будет не более чем модификацией этого истребителя поколения «4++», правда, с характеристиками малозаметности.

В общем, Кремль пытается в очередной раз обмануть индусов, да и не впервой. И об этом мы обязательно скажем, а пока лишь отметим, что индусы, конечно же, с радостью купят американский новейший истребитель и, вероятно, даже не попросят продать им технологии.

Кремль же если и выиграет где-то, так лишь за счёт продажи тех самых технологий – сиречь, сдачи своих национальных интересов.

Это уже происходит с «BrahMos» - российско-индийской крылатой сверхзвуковой ракетой, созданной на базе российской противокорабельной ракеты «Оникс».

На днях Индия вышла на международную арену с новостью о НИОКР (Научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам) по этой ракете. Это значит лишь одно: Москва готова отдать технологии по её созданию и помогать в последующем совершенствовании.

На самом деле этот путь приведёт лишь к тому, что Россия спустя лет пять-десять не просто потеряет крупного покупателя в лице Индии, но и создаст себе конкурента.

При этом доля российского оружия на индийском рынке безудержно падает: только за последние два года потерял на индийском направлении практически миллиард долларов. А это означает, что США или уже вышли, или вскоре выйдут на лидирующие позиции на этом рынке.

Буквально недавно в Индию прибыл Госсекретарь Соединённых Штатов Рекс Тиллерсон, который привез с собой предложение по локализации многоцелевых истребителей F-16. Кроме того, Нью-Дели хочет совместно с американцами построить крупнейший в истории страны авианосец «Вишал». Индусы также закупили вертолетоносец USS Trenton (LPD-14), а ВВС уже заказали 22 БПЛА MQ-9B на сумму $2 - $3 млрд.

Примечательно, что русским и ответить-то нечем: за прошлый год между правительствами Дели и Москвы не было подписано ни одного оборонного контракта. Однако вместо того, чтобы разработать новый концепт, Кремль выбрал иной путь – торговать рухлядью.

Когда вместо оружия – муляж

На самом-то деле индусы уже даже побаиваются покупать у России оружие – ведь каждый раз приобретаешь кота в мешке.

Ещё в декабре 2015 года индийское аудиторское агентство CAG представило экспертное заключение об эксплуатации купленных у России истребителей Су-30МКИ. Аудиторы уведомили, что в среднем из 210 эксплуатируемых индийскими лётчиками истребителей от 115 до 126 единиц постоянно находятся на земле из-за поломок. А согласно данным индийского Минобороны, с момента начала эксплуатации было потеряно шесть машин.

В августе же 2016 года стало известно, что Россия снова продала Индии бракованные истребители: в этот раз речь идёт о самолётах типа МиГ-29К и МиГ-29КУБ, поставки которых начались в конце 2014 года. Аудит показал, что 62% российских двигателей были признаны негодными. В то же время Москва, несмотря на значительные дефекты в самолетах, отказалась бесплатно их обслуживать.

Но проблемы есть не только с воздушными суднами, а и с наземными машинами.

Индия в ближайшие десять лет намерена избавиться от парка танков Т-72, заменив их на более новую модель основного боевого танка (ОБТ). Русские хотели бы предложить свой Т-90С. Однако после того, что произошло на Армейских международных играх в Алабино, ничего Москве не светит.

Во время соревнования по танковому биатлону два танка российской разработки и индийской сборки Т-90С «Бхишма» – основной и запасной – вышли из строя. В итоге индусов сняли с соревнования. При этом ранее индийские военные жаловались, что танки не могут работать продолжительное время при высоких температурах из-за проблем с радиатором. Понятно, что после инцидента русские не занялись модернизацией бронемашин.

Рискованно покупать у Кремля и морскую технику. Не будем вспоминать историю с сооружённым на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» авианосцем «Викрамадитья» - судном, которое после ходовых испытаний 2012 года ещё год ремонтировалось. Вспомним другую историю, случившуюся в прошлом году, когда атомная подводная лодка российского производства «Чакра», переданная в лизинг индийским Военно-морским силам Индии, тоже вышла из строя.

В Нью-Дели возложили ответственность на Москву и попросили русских провести ремонтные работы, аргументировав это тем, что им изначально была продана устаревшая подлодка. Те, как обычно, отказались.

Теперь вот Россия пытается втридорога продать индийским партнёрам свои зенитно-ракетные системы С-400. Цена одного комплекса в два раза превышает ту, что была заложена в китайском контракте. Впрочем, индусы не спешат покупать С-400. Причины две: во-первых, цена, а во-вторых, их наличие у китайской стороны – индийского конкурента.

Именно поэтому индусы и ведут переговоры с другими странами о поставках систем ПВО. Буквально в прошлом году Индия заказала у Израиля для нужд сухопутных войск и ВМФ систему ПВО Barak 8, стоимостью $2 млрд., которую установят, в том числе, и на индийские авианосцы. Быть может, не лучший мировой аналог, но зато надёжно и безопасно. А главное – предсказуемо.

Индия выбирает Украину

Впрочем, более всего Кремль раздражают не американцы, которым они не могут составить должной конкуренции, а укрепляющиеся на индийском рынке украинцы.

Индия – один из крупных торговых партнёров Украины в сфере военно-технического сотрудничества. Только с 2015 по 2017 гг. Украина ежегодно выполняла контракты на сумму в 120-140 млн. долларов. За прошлый год украинские производители смогли подписать контрактов на 35 млн. долларов и перспективы все больше и больше открываются дальше.

Компания «Спецтехноэкспорт» выполнила основную часть контракта по ремонту самолётов Ан-32 для индийских ВВС. 40 самолетов, которые должны были отремонтировать в Украине, уже отремонтированы. А еще на 64 самолета должно поставить комплекты для модернизации.

Как указывал Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак в интервью «Главкому»: «Это доказало, что конструкторская школа в Украине не только сохранилась, но и имеет тенденцию к развитию. Хотя индийская сторона откровенно не говорит, что она отказалась от проекта MTA (сооружение военно-транспортного самолета Multi-role Transport Aircraft), но фактически Россия этот отказ имеет. Украинская сторона такой проект может выполнить без проблем» .

Более того, Минобороны Индии и ряд компаний этой страны уже подписали с украинской стороной 15 меморандумов о производстве транспортных самолетов, о долгосрочных поставках газотурбинных установок для индийских военных судов и т.д.

«Спецтехноэкспорт» продолжает вместе с частной компании «Spaitech» участвовать в большом тендере на $100 млн. на поставку беспилотных систем этой компании для индийских пограничников. Кстати, это первый тендер по БПЛА такого масштаба, в котором участвует украинская компания.

Сейчас вот украинское предприятие выполнило контракт с корпорацией «HAL» от 2013 года по поставкам балочных держателей. И сразу же, в феврале 2018 года Минобороны Индии опять запросило эту продукцию на суму в 3 млн. долларов.

Именно по этой причине – по причине доверия к украинскому производителю – индийская сторона и продолжает и дальше заказывать украинскую продукцию и услуги.

Поэтому, на этом фоне положительных тенденций для Украины на индийском рынке и негативных для Москвы, уже понятно откуда генерируются статьи и информационные кампании, по дискредитации «Спецтехноэкспорт» - основного украинского игрока на индийском рынке, по тем же держателям.

Проблема в том, что индусы на держатели не жаловались, но эти держатели являются проблемой для русских. Ведь они необходимы для оснащения российских самолётов Су-30МКИ. А это означает, что русские не могут осуществлять полноценное техническое сопровождение своих машин, что несёт очередные репутационные риски.

И всё это происходит на фоне полного отказа Индии размещать те самые ракеты «BrahMos» на борту «Сухого». Они хотят создать новую ракету класса «воздух-поверхность» и установить её на этот самолёт. Двигатель у неё должен быть индийского производства.

Это и означает «Делай в Индии!». Русские отдали разработки «BrahMos» и практически получили конкурентный, более дешёвый продукт. Пройдёт время, и индусы будут выпускать свои Су, и не только типа 30МКИ. И Украина им в этом будет помогать, благодаря имеющемуся потенциалу, как научному, так и производственному.

Именно поэтому всё, что ныне происходит вокруг контракта на поставку балочных держателей, выглядит уж очень подозрительно и нелепо – всем же ясно, кому именно это выгодно, и кто не жалеет денег, чтобы это все раздувать до масштабов «очередного пожара».

Новые санкции и провал импортозамещения

При этом, в ракурсе новых американских санкций и провала Рогозиным программы импортозамещения, ситуация с производственным и экспортным потенциалом РФ в сфере оборонки с каждым днем будет только ухудшаться и ухудшаться – от невозможности выполнить уже действующие контракты до отказа клиентов от новых контрактов.

Напомним, что в санкционный список вошли ведущие предприятия российского ВПК вроде «Уралвагонзавода», концерна «Калашников», отраслевые корпорации ОСК, ОДК, ОАК и другие. Впервые в списке фигурирует самарский концерн «Базальт», который поставляет за рубеж боеприпасы к ранее проданной российской технике.

Перечень, в целом охватывает более 30 ключевых управляющих компаний российского ОПК. В дальнейшем список может подвергаться изменениям и дополнениям.

Реакции московской прессы и экспертной среды на очередную волну санкций содержат нервную браваду и заверения, что «таланты» российского бизнеса уже наловчились обходить санкции. Якобы в расчетах с клиентами, предприятия РФ без особого труда лавируют мимо американских платежных систем, банков и страховых компаний.

Но все дело в том, что так не лавируют перевозчики, транзитеры и импортеры российского оружия. У многих из них нет нужды бегать от угрозы ареста счетов. В Москве прекрасно понимают это обстоятельство, и видят, какой мощнейший удар наносит очередная волна санкций по российской оборонной промышленности.

Появилась вполне реальная угроза, что круг импортеров сузится, и основными потребителями российского оружия останутся только постоянные клиенты - сирийский режим Асада, КНДР, Иран, а также, различные террористические организации, которые в Москве с пафосом называют «запрещенными на территории РФ», подразумевая, что вне территории РФ дела с ними обстоят более чем нормально.

Остальные государства-покупатели, в условиях санкций, не рискнут покупать российскую продукцию даже по бросовым ценам, то есть почти даром. Рассчитав подобный эффект от санкционного давления, власти США словно учли рекомендации вновь любимого в нынешней России «отца народов» Иосифа Сталина, который уверял что «месть - это блюдо, которое нужно подавать холодным».



Что еще почитать