Американские ядерные ракеты. Ядерное оружие США - Nuclear weapons of the United States. производственный комплекс Оружие

Едва завершились военные действия на территории Европы, как США первыми в мире провели испытания атомной бомбы Это произошло 16 июля 1945 года. Однако начало ядерной программе Соединенных Штатов было положено куда раньше.

Программа по разработке США атомного оружия стартовала в октябре 1941 года — американцы опасались, что нацистская Германия получит сверхоружие раньше и сможет нанести превентивный удар. Эта программа вошла в историю как «Манхэттенский проект». Руководил проектом американский физик Роберт Оппенгеймер, который постоянно находился под наблюдением , поскольку активно симпатизировал левому движению. Впрочем, последний факт не помешал ему принять участие в разработке смертельного оружия — физика очень беспокоили события в Европе.

Исследователями была разработана бомба «Толстяк», которая работала на основе распада плутония-239 и имела имплозивную схему подрыва. Кроме того, Оппенгеймер поручил отдельной группе разработку бомбы простой конструкции, которая должна была работать только на уране-235 и получила название «Малыш». Именно ее 6 августа 1945 года американцы сбросили на японский город Хиросима.

Первой же взорвать было решено плутониевую бомбу имплозивного типа, взрыв которой направлен внутрь. Фактически это был аналог «Толстяка», который не имел внешней оболочки.

В силу сверхсекретности разработок испытания было решено провести на юге штата Нью-Мексико на полигоне, находившемся примерно в 100 км от Аламогордо.

Атомная бомба «Троица» за двa дня до испытания былa установлена на cтaльнoй бaшне, на различном расстоянии от которой располагались сейсмографы, камеры, приборы, регистрирующие уровень радиации и давление.

Первый в истории человечества ядерный взрыв произошел 16 июля 1945 года в 5.30 по местному времени, а мощность взрыва составила 15-‑20 тыс. тонн взрывчатки в тротиловом эквиваленте. При этом свет от взрыва был виден на расстоянии 290 км от полигона, а звук распространился на расстояние порядка 160 км.

«Моим первым впечатлением было ощущение очень яркого света, залившего все вокруг, а когда я обернулся, то увидел знакомую теперь многим картину огненного шара... Вскоре, буквально через 50 секунд после взрыва, до нас дошла ударная волна. Я был удивлен ее сравнительной слабостью. На самом деле ударная волна была не такой уж слабой. Просто вспышка света была так сильна и так неожиданна, что реакция на нее снизила на время нашу восприимчивость», — военный руководитель «Манхэттенского проекта» Лесли Гровз.

Кроме того, в центре взрыва в окружности радиусом 370 м была уничтожена вся растительность и появился кратер, а находившиеся там же металлические и бетонные конструкции полностью испарились. Образовавшееся при взрыве облако поднялось на высоту 12,5 км — при этом следы радиоактивного заражения наблюдали даже на расстоянии 160 км от полигона, а зона заражения составила порядка 50 км.

«Мы знали, что мир уже не будет прежним. Несколько человек смеялись, несколько человек плакали. Большинство молчали. Я вспомнил строку из священной книги индуизма, Бхагавадгиты — Вишну пытается уговорить Принца, что тот должен выполнять свой долг, и, чтобы впечатлить его, принимает свое многорукое обличье и говорит: «Я — Смерть, великий разрушитель миров». Я полагаю, что все мы, так или иначе, подумали о чем-то подобном», — вспоминал впоследствии «отец» бомбы Оппенгеймер.

Американский президент рассказал Иосифу Сталину об успешных испытаниях бомбы уже 17 июля, когда в Берлине стартовала Потсдамская конференция, что позволило США вести диалог с СССР с позиции силы. А вот успешное испытание первой советской атомной бомбы прошло лишь по прошествии четырех лет, 29 августа 1949 года.

Секретная система времён холодной войны, которая в случае ядерного нападения должна была автоматически запустить в ответ советские ракеты и была известна под названием «Мёртвая рука», сейчас вновь возвращается, пишет The National Interest. Однако теперь Россия открыто говорит об этой системе, которая стала ещё более смертоносной, и это даёт все основания для беспокойства на Западе, подчёркивается в статье.


Российское «оружие ядерного апокалипсиса» времён холодной войны возвращается, и это может предвещать новую опасную ядерную гонку, предупреждает Майкл Пек на страницах The National Interest. Если Соединённые Штаты приступят к развёртыванию ракет средней дальности в Европе, Россия может принять доктрину упреждающего ядерного удара, поясняет автор. Сегодня это открыто обсуждается на публике, поэтому у Запада есть все основания для беспокойства, отмечается в статье.

Россия умеет проектировать и создавать оружие, которое «вселяет ужас» : например, крылатые ракеты с ядерными двигателями или беспилотные субмарины с боеголовками на 100 мегатонн, пишет The National Interest. Но «самой ужасной» , по мнению автора, стала система времён холодной войны, которая в случае ядерного нападения должна была автоматически запустить в ответ ракеты без участия человека. Теперь эта автоматизированная российская система, известная под названием «Периметр» или «Мёртвая рука», вновь возвращается в строй, причём она стала «ещё более смертоносной» , подчёркивается в статье.

Это связано с решением президента Дональда Трампа объявить о выходе США из Договора о РСМД от 1987 года, благодаря которому были ликвидированы огромные арсеналы американских и российских ракет средней и меньшей дальности, поясняет автор. Утверждения Трампа о том, что Россия «нарушает» этот договор, разрабатывая и принимая на вооружение новые «запрещённые» ракеты, вызывает ярость у Москвы, которая всерьёз опасается, что Америка снова начнёт развёртывание ядерных ракет в Европе, говорится в статье. Ведь если американские ракеты будут размещены, например, в Германии или Польше, то они способны долететь до российской территории, даже если не относятся к категории повышенной дальности. В то время как Россия может нанести удар по континентальной части США лишь при помощи межконтинентальных баллистических ракет в силу своего географического положения, отмечает The National Interest.

Генерал Виктор Есин, который в 1990-е годы командовал российскими ракетными войсками стратегического назначения, в недавнем интервью подтвердил, что легендарная система «Периметр» до сих пор существует. По его словам, если Соединённые Штаты начнут разворачивать ракеты средней дальности в Европе и тем самым сократят подлётное время к российским границам до двух-трёх минут, то Москва в ответ рассмотрит вопрос о переходе к доктрине упреждающего ядерного удара. «Система «Периметр» функционирует, она даже усовершенствована. Но когда она сработает, у нас уже останется мало средств - мы сможем запустить только те ракеты, которые выживут после первого удара агрессора» , - цитирует The National Interest выдержки из интервью Есина.

Хотя не совсем понятно, что имел в виду российский генерал, сказав, что система «функционирует» и «усовершенствована», отмечается в статье. По имеющимся данным, «Периметр» осуществляет пуск модифицированных МБР УР-100, которые передают команду на запуск обычных МБР в ядерном снаряжении, спрятанных в шахтах.

Автор посвящённой «Периметру» книги Дэвид Хоффман, который назвал эту систему «Мёртвая рука», так описывает механизм её действия: «В случае вероятного ядерного нападения политическое руководство должно было дать «согласие на доступ». Дежурным офицерам в этом случае следовало спуститься в «шарики» (подземные бункеры) глубоко под землёй. Если разрешение было отдано вовремя, если система получила сейсмическое подтверждение ядерных взрывов на земле, и если связь с центром была потеряна, дежурные в бункерах должны были запустить командные ракеты. Они взлетели бы, передавая приказ баллистическим ракетам. А те выполнили бы миссию возмездия».

Периодически на свет выплывали «неявные признаки» того, что система «Периметр» до сих пор существует, говорится в статье. «Это указывает на странности советской власти, которая хранила существование «Периметра» в тайне даже от американского врага, которого данная система должна была сдерживать и устрашать», - отмечает автор. По его мнению, главный принцип действия «Мёртвой руки» изначально базируется на страхе: «На страхе перед американским первым ударом, который обезглавит российское руководство до того, как оно отдаст приказ на нанесение ответного удара. А ещё на страхе перед тем, что какой-нибудь российский руководитель струсит и не отдаст этот приказ».

Но тот факт, что сегодня в России начали обсуждать «Периметр» открыто, также даёт Западу «все основания для беспокойства», заключает The National Interest.

Развитие американских ядерных сил определяется проводимой США военной политикой, которая базируется на концепции «возможности возможностей». Эта концепция исходит из того, что в ХХI веке по отношению к США будет существовать множество разных угроз и конфликтов, неопределенных по времени, интенсивности и направленности. Поэтому США будут концентрировать свое внимание в военной области на том, как необходимо воевать, а не на том, кто и когда будет противником. Соответственно, перед вооруженными силами США ставится задача – располагать мощью, способной не только противостоять широкому спектру военных угроз и военных средств, которыми может обладать любой потенциальный противник, но и гарантировать достижение победы в любых военных конфликтах. Исходя из этой цели, США осуществляют меры по долгосрочному поддержанию своих ядерных сил в боеготовом состоянии и их совершенствованию. США являются единственной ядерной державой, имеющей ядерные боеприпасы на чужой территории.

В настоящее время ядерные вооружения имеются в двух видах вооруженных сил США – Военно-воздушных (ВВС) и в Военно-морских силах (ВМС).

На вооружении ВВС состоят межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) Минитмен-3 с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), тяжелые бомбардировщики (ТБ) В-52Н и B-2А с крылатыми ракетами воздушного базирования большой дальности (КРВБ) и ядерными бомбами свободного падения, а также самолеты тактической авиации F-15Е и F-16С, -D с ядерными бомбами.

На вооружении ВМС находятся подводные лодки системы «Трайдент-2» с баллистическими ракетами (БРПЛ) «Трайдент–2 D5», оснащенными РГЧ ИН, и крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) большой дальности.

Для оснащения этих носителей в ядерном арсенале США имеются ядерные боеприпасы (ЯБП), произведенные в 1970-1980 годах прошлого века и обновленные (обновляемые) в процессе переборки в конце 1990-х – начале 2000-х годов:

– четыре типа боеголовок разделяющихся головных частей: для МБР – Мк-12А (с ядерным зарядом W78) и Мк-21 (с ядерным зарядом W87), для БРПЛ – Мк-4 (с ядерным зарядом W76) и её модернизированный вариант Мк-4А (с ядерным зарядом W76-1) и Мк-5 (с ядерным зарядом W88);
– два типа боевых частей стратегических крылатых ракет воздушного базирования – AGM-86B и AGM-129 с ядерным зарядом W80-1 и один тип нестратегических крылатых ракет «Томахок» морского базирования с ЯЗ W80-0 (КР наземного базирования BGM-109G ликвидированы по Договору РСМД, их ЯЗ W84 находятся на консервации);
– два типа стратегических авиационных бомб – В61 (модификации -7, -11) и В83 (модификации -1,-0) и один тип тактических авиабомб – В61 (модификации -3, -4, -10).

Находившиеся в активном арсенале боеголовки Мк-12 с ЯЗ W62 в середине августа 2010 г. были полностью утилизированы.

Все эти ЯБП относятся к первому и второму поколению, за исключением авиабомбы В61-11, которую некоторые эксперты из-за ее повышенной способности проникать в грунт рассматривают в качестве ЯБП третьего поколения.

Современный ядерный арсенал США по состоянию готовности к применению входящих в него ЯБП подразделяется на категории:

Первая категория – ЯБП, установленные на оперативно развернутых носителях (баллистических ракетах и бомбардировщиках либо находящиеся на объектах хранения оружия авиабаз, на которых базируются бомбардировщики). Такие ЯБП называются «оперативно-развёрнутыми».

Вторая категория – ЯБП, находящиеся в режиме «оперативного хранения». Они содержатся в готовности к установке на носители и, при необходимости, могут быть установлены (возвращены) на ракеты и самолёты. По американской терминологии эти ЯБП отнесены к «оперативному резерву» и предназначаются для «оперативного доразвертывания». По существу они могут рассматриваться как «возвратный потенциал».

Четвертая категория – резервные ЯБП, выведенные в режим «длительного хранения». Они хранятся (в основном на военных складах) в собранном виде, но не содержат компонентов с ограниченными сроками службы – из них удалены узлы, содержащие тритий, и нейтронные генераторы. Поэтому перевод этих ЯБП в состав «активного арсенала» возможен, но требует существенных затрат времени. Они предназначаются для замены ЯБП активного арсенала (сходных, подобных типов) в том случае, если в них внезапно обнаружатся массовые отказы (дефекты), это своего рода «страховочный запас».

В состав ядерного арсенала США не включаются снятые с вооружения, но еще не демонтированные ЯБП (их хранение и утилизация осуществляется на заводе «Пантекс»), а также компоненты демонтированных ЯБП (первичные ядерные инициаторы, элементы второго каскада термоядерных зарядов и др.).

Анализ открыто публикуемых данных о типах ядерных зарядов ЯБП, входящих в состав современного ядерного арсенала США, показывает, что ЯЗ B61, В83, W80, W87 классифицируются специалистами США как бинарные термоядерные заряды (TN), ЯЗ W76 – как бинарные заряды с газовым (термоядерным) усилением (BF), а W88 – как бинарный стандартный термоядерный заряд (TS). При этом ЯЗ авиационных бомб и крылатых ракет относятся к зарядам переменной мощности (V), а ЯЗ боеголовок баллистических ракет могут быть классифицированы как совокупность однотипных ЯЗ, имеющих различную мощность (DV).

В американских научно-технических источниках приводятся следующие возможные способы изменения мощности:

– дозирование дейтерий-тритиевой смеси при подаче ее в первичный узел;
– изменение времени выдачи (по отношению к временному процессу обжатия делящегося материала) и длительности импульса нейтронов от внешнего источника (нейтронного генератора);
– механическое перекрытие рентгеновского излучения от первичного узла в отсек вторичного узла (фактически, исключение вторичного узла из процесса ядерного взрыва).

В зарядах всех типов авиационных бомб (B61, B83), крылатых ракет (W80, W84) и некоторых боеголовок (с зарядами W87, W76-1) используются ВВ, обладающие низкой чувствительностью и устойчивостью к высоким температурам. В ЯЗ других типов (W76, W78 и W88) по причине, связанной с необходимостью обеспечения малой массы и габаритов их ЯЗ при сохранении достаточно высокой мощности, продолжают использоваться ВВ, обладающее более высокой скоростью детонации и энергией взрыва.

В настоящее время в ЯБП США применяется достаточно большое количество систем, приборов и устройств различных типов, обеспечивающих их безопасность и исключающих несанкционированное применение в процессе автономной эксплуатации и в составе носителя (комплекса) при возникновении разного рода аварийных ситуаций, которые могут произойти с самолетами, подводными лодками, баллистическими и крылатыми ракетами, авиабомбами, оснащенными ЯБП, а также с автономными ЯБП в процессе их хранения, обслуживания и транспортировки.

К их числу относятся механические устройства обеспечения безопасности и взведения (MSAD), кодоблокировочные устройства (PAL).

С начала 1960-х годов в США были разработаны и широко использовались несколько модификаций системы PAL, имеющие буквенные обозначения А, B, C, D, F, которые имеют различные функциональные возможности и конструктивное исполнение.

Для ввода кодов в PAL, установленных внутри ЯБП, используются специальные электронные пульты. Корпуса PAL имеют повышенную защищенность от механических воздействий и располагаются в ЯБП таким образом, чтобы затруднить к ним доступ.

В некоторых ЯБП, например, с ядерными зарядами W80 дополнительно к КБУ устанавливается кодовая система переключения, которая позволяет осуществлять взведение и (или) переключение мощности ЯЗ по команде с борта самолета в полете.

В ядерных авиационных бомбах применяются системы самолетного мониторинга и контроля (AMAC), включающие оборудование, установленное в самолете (за исключением бомбардировщика В-1), способное осуществлять мониторинг и контроль систем и узлов, обеспечивающих безопасность, предохранение и подрыв ЯБП. С помощью систем AMAC команда на срабатывание КБУ (PAL), начиная с модификации PAL B, может быть подана с борта самолета непосредственно перед сбросом бомбы.

В ЯБП США, входящих в состав современного ядерного арсенала, используются системы, обеспечивающие вывод их из строя (СВС) в случае угрозы захвата. Первые варианты СВС представляли собой устройства, которые были способны вывести отдельные внутренние узлы ЯБП из строя по команде извне или в результате непосредственных действий лиц из обслуживающего ЯБП персонала, имеющих соответствующие полномочия и находящихся вблизи ЯБП в момент, когда становится ясно, что злоумышленники (террористы) могут получить несанкционированный доступ к нему или осуществить его захват.

В последующем были разработаны СВС, автоматически срабатывающие при попытке несанкционированных действий c ЯБП, в первую очередь, при проникновении внутрь него или проникновения внутрь специального “чувствительного“ контейнера, в котором находится ЯБП, оснащенный СВС.

Известны конкретные реализации СВС, позволяющие обеспечивать частичный вывод ЯБП из строя по команде извне, частичный вывод из строя с помощью взрывного разрушения и ряд других.

Для обеспечения безопасности и защищенности от несанкционированных действий существующего ядерного арсенала США используется ряд мер, обеспечивающих детонационную безопасность (Detonator Safing – DS), применение жаропрочных оболочек pit (Fire Resistant Pit – FRP), низкочувствительных высокоэнергетических ВВ (Insensitive High Explosive – IHE), обеспечивающих повышенную ядерную взрывобезопасность (Enhanced Nuclear Detonator Safety – ENDS), применение командных систем вывода из строя (Command Disable System – CDS), устройств предохранения от несанкционированного применения (Permissive Action Link – PAL). Тем не менее, общий уровень безопасности и защищенности ядерного арсенала от подобных действий, как полагают некоторые американские эксперты, еще не в полной мере соответствует современным техническим возможностям семь из восьми типов ядерных зарядов существующего арсенала США не обеспечены в полной мере всем вышеуказанным набором мер безопасности и защиты.

В отсутствии ядерных испытаний важнейшей задачей считается обеспечение контроля и выработка мер по обеспечению надежности и безопасности ЯБП, находящихся в эксплуатации длительное время, которое превышает первоначально определенные гарантийные сроки. В США эта задача решается с помощью программы сопровождения ядерного арсенала (Stockpile Stewardship Program – SSP), действующей с 1994 г. Составной частью этой программы является программа продления срока службы (Life Extension Program – LEP), в рамках которой требующие замены ядерные компоненты ЯБП воспроизводятся таким образом, чтобы как можно ближе соответствовать первоначальным техническим характеристикам и спецификациям, а неядерные компоненты подвергаются модернизации и заменяют те компоненты ЯБП, у которых закончились гарантийные сроки службы.

Проверка ЯБП на наличие признаков фактического или предполагаемого старения выполняется в рамках компании расширенного надзора (Enhanced Surveillance Campaign – ESC), которая является одной из пяти компаний, входящих в число инженерных компаний (Engineering Campaign). В рамках этой компании ведется регулярное наблюдение за ЯБП арсенала путем тщательного ежегодного обследования 11 ЯБП каждого типа в поисках коррозии и других признаков старения. Из одиннадцати ЯБП одного типа, отобранных из состава арсенала для исследования их старения, один полностью разбирают для проведения разрушающего контроля, а остальные 10 подвергаются неразрушающему контролю и возвращаются в арсенал. Используя данные, полученные в результате регулярного наблюдения с помощью программы SSP, выявляются проблемы с ЯБП, которые устраняются в рамках программ LEP. При этом основной задачей является – «увеличить продолжительность существования в арсенале ЯБП или компонентов ЯБП как минимум на 20 лет с конечной целью на 30 лет» в дополнение к первоначальному предполагаемому сроку службы. Эти сроки определяются на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований по вопросам надежности сложных технических систем и процессов старения материалов и различных типов узлов и приборов, а также обобщения данных, полученных в процессе реализации программы SSP для основных узлов ЯБП путем определения так называемой функции отказов, характеризующей всю совокупность дефектов, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации ЯБП.

Возможные сроки службы ядерных зарядов определяются в первую очередь сроками службы плутониевых инициаторов (pit-ов). В США для решения вопроса относительно возможных сроков жизни произведенных ранее pit-ов, находящихся на хранении или эксплуатирующихся в составе ЯБП, входящих в современный арсенал, разработана и используется методология проведения исследований по оценке изменения во времени свойств Pu-239, характеризующих процесс его старения. Методология основана на комплексном анализе данных, полученных в процессе натурных испытаний, и исследовании свойств Pu-239, входящего в состав pit-ов, подвергавшихся проверке в рамках программы SSP, а также данных, полученных в результате экспериментов по ускоренному старению, и компьютерного моделирования процессов, происходящих при его старении.

По результатам проведенных исследований были разработаны модели процесса старения плутония, которые позволяют считать, что ЯЗ сохраняют свою работоспособность в течение 45-60 лет с момента производства используемого в них плутония.

Работы, проводимые в рамках SSP, позволяют США еще достаточно длительное время сохранять в составе своего ядерного арсенала рассмотренные выше типы ЯБП, разработанные более 20 лет назад, большинство из которых впоследствии подверглись модернизации, и обеспечивать без проведения ядерных испытаний достаточно высокий уровень их надежности и безопасности.

Доктрина Дональда Трампа

Возможно, раньше вы думали, что ядерный арсенал Америки с ее тысячами термоядерных боеголовок, которые могут уничтожить все население Земли, может убедить любого противника не использовать свое против США.

Вы ошибались.

Пентагон выразил недовольство тем, что американское ядерное оружие нецелесообразно мощное. Оно старое, ненадежное и обладает таким разрушительным потенциалом, что, возможно, даже президент Трамп не захотел бы его применять, если бы противник использовал ядерные бомбы меньшего размера на гипотетическом поле боя.

Американские военные эксперты и разработчики вооружения решили заняться созданием чего-то более подходящего для ведения боевых действий, чтобы у президента было больше возможностей в случае чего. По их плану, это станет еще более убедительным сдерживающим фактором для противников. Но может оказаться, что такие новые бомбы могут увеличить вероятность применения ядерного оружия в вооруженном конфликте, которое приведет к катастрофическим последствиям.

То, что Трамп был бы обеими руками за усовершенствование американского ядерного арсенала, никого бы не удивило, учитывая его склонность хвастать непревзойденной военной мощью своей страны. Он пришел в полный восторг, когда в апреле 2017 года один из его генералов приказал впервые сбросить на Афганистан самую мощную неядерную бомбу из имеющихся.

Согласно существующей ядерной доктрине, по замыслу администрации Обамы США должны были прибегать к ядерному оружию только «в крайнем случае» для защиты жизненно важных интересов страны или ее союзников. Тогда была запрещено использовать его как политический инструмент, чтоб приструнить более слабые государства.

Однако Трампу, который уже угрожал обрушить на Северную Корею «огонь и ярость, каких мир еще не видывал», такой подход кажется слишком суровым. Он и его советники, похоже, хотят, чтобы ядерное оружие можно было использовать в конфликтах любой степени серьезности большой силы и размахивать им, как дубинкой апокалипсиса, чтобы припугнуть тех, кто не слушается.

Для того чтобы арсенал США стал более совершенным, требуются два вида изменений в ядерной политике. Изменение существующей доктрины для устранения ограничений, касающихся развертывания такого оружия в военное время, и разрешение на разработку и изготовление новых поколений ядерного оружия в том числе и для тактических ударов.

Все это будет прописано в новом Обзоре состава и количества ядерного оружия (nuclear posture review, NPR), который будет сформирован к концу текущего года или в начале следующего.

До этого момента его точное содержание будет оставаться неизвестным, но даже после этого американцы получат доступ к крайне урезанной версии документа, большая часть которого является секретной. Тем не менее, некоторые общие положения Обзора уже понятны из заявлений президента и генералов.

И еще один очевидный факт. Обзор снимет ограничения на использование оружия массового уничтожения любого рода независимо от его уровня разрушительности, что сделает самый мощный ядерный арсенал планеты еще более грозным.

Изменим взгляд на ядерное оружие

Стратегическое руководство в новом Обзоре, вероятно, будет иметь далеко идущие последствия. Как сказал бывший директор Совета национальной безопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению Джон Вольфсталь в недавнем выпуске «Контроля над вооружениями», этот документ повлияет на «образ Америки, президента и ядерного потенциала в глазах союзников и противников». Что еще более важно, обзор устанавливает вектор для решений, которые определяют управление, поддержание и модернизацию ядерного арсенала и влияют на то, как Конгресс рассматривает и финансирует ядерные силы».

Имея это в виду, рассмотрим рекомендации, изложенные в Обзоре времен правительства Обамы. Он появился, когда Белый дом стремился восстановить престиж Америки в мире после международного осуждения действия президента Буша в Ираке и всего через шесть месяцев после того, как Барак Обама получил Нобелевскую премию за его намерение запретить применение ядерного оружия. Нераспространение было в приоритете.

По итогу было ограничено применение ядерного оружия практически при любых обстоятельствах на любом поле боя, какое только можно представить. Основной целью Обзора было сократить «роль ядерного оружия США в национальной безопасности США».

Как отмечалось в документе, Америка лишь единожды рассматривала возможность применения ядерного оружия против советских танковых формирований, например, в крупном европейском конфликте. Предполагалось, что в такой ситуации СССР будет обладать преимуществом в традиционных видах вооружения.

В военно-политической обстановке 2010 года, конечно, мало что осталось от тех времен, как и от Советского Союза. Вашингтон, как отмечено в Обзоре, теперь является безусловным лидером в традиционном понимании обороны. «Соответственно, Соединенные Штаты будут продолжать укреплять традиционные возможности и сокращать роль ядерного оружия в сдерживании неядерных нападений».

Ядерная стратегия, направленная исключительно на сдерживание первого удара по США или их союзникам, вряд ли требует огромного запаса оружия. В результате такой подход открыл возможности для дальнейшего сокращения объема ядерного арсенала и привел в 2010 году к подписанию нового договора с Россией, который предписывал значительно сократить количество ядерных боеголовок и систем доставки для обеих стран.

Каждая сторона должна была ограничиться 1550 боеголовками и 700 системами доставки, включая межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводного пуска и тяжелые бомбардировщики.

Однако такой подход никогда не устраивал представителей оборонного ведомства и консервативных научно-исследовательских институтов. Критики такого рода часто указывали на возможные изменения в российской военной доктрине, которые предполагали бы большую вероятность применения ядерного оружия в крупномасштабной войне с НАТО, если бы ее положение России в войне начало ухудшаться.

Такое «стратегическое сдерживание» - фраза, которая для России и Запад имеет разное значение, может привести к использованию маломощных «тактических» ядерных боеприпасов против опорных пунктов противника, если бы российские силы в Европе оказались на грани поражения.

В какой степени такая версия соответствует российской реальности, никто на самом деле не знает. Тем не менее, нечто подобное часто ассоциируется на Западе теми, кто считает, что ядерная стратегия Обамы безнадежно устарела и дает Москве повод для увеличения значимости ядерного оружия в своей доктрине.

Такие жалобы часто озвучивались в «Семи оборонных приоритетах новой администрации» - в докладе Научного совета минобороны США (декабрь 2016), который является финансируемой Пентагоном консультативной группой, регулярно предоставляющей отчеты министру обороны. «Мы по-прежнему не уверены, что, если мы будем снижать значение ядерного оружия для нашего государства, другие страны поступят так же».

Согласно докладу, российская стратегия предполагает применение маломощных тактических ядерных ударов для сдерживания нападения НАТО. В то время как многие западные аналитики сомневаются в корректности таких заявлений, Научный совет Пентагона настаивает, чтобы Соединенные Штаты должны разработать подобное оружие и быть готовыми к их использованию.

Как говорится в докладе, Вашингтону нужно «более гибкая система ядерных видов вооружения, которая могла бы при необходимости производить быстрый и точный ядерный удар по ограниченной зоне поражения, если существующие неядерные и ядерные варианты вооружения окажутся неэффективными».

Такой подход теперь вдохновляет администрацию Трампа на новые свершения в этой области, что хорошо заметно в некоторых записях президента в Твиттере. «Соединенные Штаты должны укрепить и расширить свой ядерный потенциал, чтобы весь мир снова вспомнил об объеме наших вооружений», - написал Дональд Трамп 22 декабря 2016 года.

Хотя он и не написал конкретно (потому что это была короткая запись в Твиттере), но такая его мысль – точное отражения мнения Научного совета и советников Трампа.

Заняв должность главнокомандующего, Трамп подписал президентский меморандум, в котором поручил министру обороны провести обзор ситуации с ядерным вооружением и убедиться, что «средства ядерного сдерживания США современны, надежны, готовы к применению и могут отвечать на вызовы 21 века и быть убедительными в глазах союзников ».

Детали Обзора, который появится в эпоху Трампа, пока неизвестны. Тем не менее, он, безусловно, сведет на нет все достижения Обамы и возведет ядерное оружие на пьедестал.

Расширение арсенала

Трамповский Обзор будет продвигать создание новых систем ядерного оружия, которые станут главными игроками с расширенным набором вариантов удара. В частности, считается, что администрация выступает за приобретение «маломощных тактических ядерных боеприпасов» и еще большего количества систем доставки, включая крылатые ракеты воздушного и наземного базирования. Обоснованием этому, конечно же, станет тезис, что боеприпасы такого рода необходимы для соответствия российским достижениям в этой области.

По информации внутренних источников, рассматривается также разработка таких тактических боеприпасов, которые могли бы, например, уничтожить крупный порт или военную базу, а не сразу целый город, как это было в Хиросиме. Как сказал один анонимный правительственный чиновник в «Политико»: «Наличие этой возможности критически важно».

Другой политик добавил, что «при составлении Обзора необходимо опросить военных на тему того, что им нужно для сдерживания врагов» и будет ли текущее оружие «полезным во всех сценариях, которые мы предполагаем».
Надо иметь в виду, что при администрации Обамы уже были согласованы планы и первоначальные многомиллионные проектные работы по «модернизации» ядерного арсенала Америки на многие десятилетия вперед. С этой точки зрения, ядерная эра Трампа уже шла полным ходом в момент его инаугурации.

И, конечно же, Соединенные Штаты уже обладают несколькими типами ядерного оружия, включая «гравитационную бомбу» B61 и ракетную боеголовку W80, мощность которых может регулироваться в меньшую сторону до нескольких килотонн.

Типичной системой доставки станет оружие, применяемое вне зоны ПВО - современная крылатая ракета большой дальности, которую сможет нести бомбардировщик B-2, его старший брат B-52 или разрабатываемый B-21.

Мир, готовый к ядерной зиме

Публикация нового Обзора, несомненно, вызовет споры о том, действительно ли стране с ядерным арсеналом, которого хватит для уничтожения нескольких планет размером с Землю, нужны новые ядерных боеприпасы, и не приведет ли это к очередной глобальной гонке вооружений.

В ноябре 2017 года Бюджетное управление Конгресса опубликовало отчет, показывающий, что стоимость замены всех трех ветвей американской ядерной триады в течение 30 лет составит не менее 1,2 миллиарда долларов, не считая инфляции и дополнительных расходов, которые могут увеличить эту цифру до 1,7 миллиарда долларов и выше.

Проблема оправданности всех этих новых видов оружия и их космической стоимости сегодня крайне актуальна. Точно ясно одно: любое решение о закупке такого оружия будет означать в долгосрочной перспективе сокращение бюджета в других отраслях - здравоохранение, образование, инфраструктура или борьба с опиоидной эпидемией.

И все же вопросы стоимости и адекватности являются самой легкой частью новой ядерной головоломки. В основе его лежит сама идея «применимости». Когда Обама настаивал на том, что ядерное оружие ни в каком случае не может применяться на поле битвы, он говорил не только об Америке, но и о всех странах. «Чтобы положить конец образу мышления времен холодной войны, - заявил он в Праге в апреле 2009 года, - мы уменьшим роль ядерного оружия в нашей стратегии национальной безопасности и призываем других к тому же».

Если же Белый дом Трампа поддерживает доктрину, которая сотрет отличия между ядерным оружием и традиционным, превратив их в равнозначные инструменты принуждения и войны, это сделает эскалацию до полного термоядерного истребления планеты наиболее вероятной за последние несколько десятилетий.
Например, нет сомнений в том, что такая позиция побудила другие страны, обладающие ядерным оружием, включая Россию, Китай, Индию, Израиль, Пакистан и Северную Корею, задуматься о его применении в будущих конфликтах. Это может даже подтолкнуть страны, у которых сейчас нет ядерного оружия, рассмотреть возможность его производства.

Взгляд Обамы на ядерное оружие в корне отличался от взглядов времен холодной войны, когда возможность термоядерного холокоста между двумя сверхдержавами планеты была повседневной реальностью, и миллионы людей выходили на антиядерные демонстрации.

Когда угроза Армагеддона исчезла, страх перед ядерным оружием постепенно испарился, а протесты закончились. К сожалению, само ядерное оружие и компании, которые его создали, живут и здравствуют. Теперь, когда мирный период постъядерной эры подходит к концу, зона, идея применения ядерного оружия, которое во времена холодной войны едва ли допускали даже в уме, может перестать быть чем-то особенным.

Или, по крайней мере, так будет, если еще раз граждане этой планеты не выйдут на улицы, чтобы протестовать против будущего, в котором города будут лежать в тлеющих руинах, а миллионы людей - умирать от голода и лучевой болезни.



Что еще почитать